Характеристика большой семерки. Деятельность "большой семерки". Соединенные Штаты Америки и Германия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

3. Россия в большой семерке

5. Выгоды от российской поддержки большой семерке

Заключение

1. "Семерка" ведущих стран мира в мировой экономике

Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год, на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.

К группе стран с развитой экономикой МВФ относит прежде всего ведущие капиталистические страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП.

Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом и научно-техническом отношении страны Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия.

Их включение в группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом развитии в послевоенный период. Это действительно уникальный пример в мировой истории, когда абсолютно ничего из себя не представляющие еще в 1950-е гг. страны захватили мировое экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в важные мировые промышленные, научно-технические и финансовые центры. Уровень ВВП на душу населения, качество жизни в странах-"драконах" и в Израиле вплотную приблизились к показателям ведущих развитых стран и в ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических отношений.

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП, 71% мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны "Семерки" приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США -- 21%, Японию -- 7%, Германию -- 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз -- ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (24%).

Большая семерка - это регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих стратегических политических и экономических решений. С 1994 в экономических совещаниях на высшем уровне стран "Б.С." участвует Россия, превратив "Б.С." в "Большую восьмерку".

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА (G8) - международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с "советом директоров" ведущих демократических экономических систем. Многие политики определяют ее как "один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса" США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль "восьмерки" в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У "восьмерки" нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных регуляторов в современном мире и стоит в одном ряду с такими международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.

2. Основные проблемы, решаемые большой семеркой

"Большая семерка" сложилась в середине 70-х годов в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Британии, Франции, Италии и Канады, который предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой ее деятельности стали ежегодные встречи, основная цель которых является выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства.

Политическая острота экономических проблем предопределила основные вопросы совещаний:

* пути оздоровления экономики;

* проблемы энергетики;

* международная торговля;

* пути стабилизации валютной системы;

* отношения промышленно развитых и развивающихся стран;

* проблемы стран с переходной экономикой.

Усложнение проблем в валютно-финансовой области вызвало необходимость образования дополнительного органа. В 1985 г. в Венеции была учреждена отдельная группа министров финансов и управляющих центральными банками. Им в обязанности была добавлено ежегодно проводить анализ и сопоставление целей экономической политики и прогнозов экономического развития каждой страны, уделяя особое внимание их взаимной совместимости.

Ежегодные встречи глав семи ведущих западных стран составляют важный элемент механизма координации в мировой экономике. На них были достигнуты договоренности о стабилизации валютных курсов (соглашение в Ла Плаза в 1985 г. и Луврское соглашение 1987 г.), выработана долговая стратегия в отношении беднейших стран и стран со средним уровнем доходов (Торонто, 1988 г., Париж, 1989 г., Кельн, 1999 г.), обозначены пути поддержки реформ в восточноевропейских странах (Париж, 1990 г.) и др.

3. Россия в большой семерке

Своим появлением "Большая восьмерка" обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже - и Японии - стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба - бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 - Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Существует несколько подходов к периодизации истории "группы восьми".

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии "Большой семерки/восьмерки":

1. 1975-1980 - очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;

2. 1981-1988 - возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;

3. 1989-1994 - первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) - современный этап развития. Становление "Большой восьмерки" (включение РФ). Реформирование международных институтов ("новый мировой порядок).

Вопрос о том, является ли "Большая восьмерка" полноценной восьмеркой, когда "Большая семерка плюс один" стала "Восьмеркой" - вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в "Большой восьмерке" поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе "семерки". С 1994 это происходило в формате "7+1". В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит "семерки" по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча "Семерки" по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) "Большая семерка" официально стала "Большой восьмеркой", предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция "Восьмерки" по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры "восьмерки" констатировали, что "Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем". В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам "восьмерки". Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия - лидер "Восьмерки" по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите "Восьмерки" будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран "Восьмерки", а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов "Группы восьми". Эксперты сходятся к тому мнению, что "стопроцентное" участие страны в работе "Восьмерки" неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций - ВТО и ОЭСР.

"Россия никогда не была полноправным членом G7", - говорит Евгений Ясин. "В 90-е годы у нее для этого не было денег, а "финансовая Большая семерка" преимущественно решает денежные вопросы, - поясняет эксперт. - Потом деньги появились, но Россия передумала жить в условиях демократии". Поэтому, по его словам, до сих пор Россию приглашают участвовать только на заседаниях глав государств G8, но не на финансовых заседаниях. "Так что претензии нашего МИДа безосновательны", - уверен экономист. По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, драматизировать ситуацию не стоит. "Я считаю, что Россия как раз является полноправным членом G8, просто сами эти заседания - это политические клубы, а у политиков бывают разные фазы взаимоотношений", - говорит он. "По большому счету "Большой семерке" выгодно держать Россию внутри этого клуба, а не вне, чтобы не утерять механизмов влияния на нее", - считает эксперт.

4. Заинтересованность России в участии в большой семерке

Участие России в Большой Восьмерке сулит выгоды как самой России, так и этой организации в целом. Оно выгодно России - и всем тем американцам, которые хотят видеть Россию дружественной и европеизированной - как наилучший на сегодня путь сохранения и укрепления связей России с Западом. И это выгодно Большой Восьмерке как организации, поскольку повышает ее собственную значимость.

В этой ситуации заложены возможности, которые может использовать Запад. К сожалению, Запад действует вопреки собственным интересам, фокусируя вместо этого свои рассуждения на мыслях об исключении России из Большой Восьмерки.

Большая Восьмерка является подходящим форумом для России. Она является крупным западным институтом с самым широким географическим охватом: она одновременно и трансатлантическая, и транстихоокеанская. С включением в Большую Восьмерку России она теперь стала пансеверной. "Север" - это группа стран, у которых есть много важных общих дел. Когда Север объединен, мир становится достаточно сплоченным; когда он разъединен, мир погружается в конфликты, как это было на протяжении 20-го века. Членство России нисколько не уменьшило идентичность этой организации, ни в плане ее целеустремленности, ни в географическом плане; напротив, оно укрепило эту идентичность, заполнив существовавший в ней промежуток.

Большая Восьмерка также является наиболее западным институтом с наиболее широкими интересами. Она готова рассматривать любые аспекты взаимного сотрудничества и глобального управления - фактически все, что представляет взаимный интерес для России и западных стран. Она лучше приспособлена к контурам сотрудничества России с Западом, чем большинство других западных институтов.

Далее, Большая Восьмерка - такой институт, к которому Россия не может иметь никаких претензий, являющихся пережитком "холодной войны". Большая Восьмерка, в свою очередь, не имеет ничего против России, что бы оставалось от "холодной войны". Этой своей добродетелью она обязана одному из своих пороков: у нее нет постоянного аппарата, который мог бы аккумулировать подобные причины для нервозности или "культуру среды" (milieu culture). Как институт она имеет минимальную структуру; вполне возможно, что она могла бы иметь больше багажа, но между тем она легко адаптируется. Ее единственная область полуформализованного сотрудничества - контроль макроэкономики и координация деятельности центральных банков, касающейся валютных интервенций - не является областью, в которой участвует Россия, и это объясняется честными техническими причинами (а не политическими причинами, которые ради дипломатических целей маскируются под безобидные технические причины, как часто бывает с Организацией Североатлантического договора, сокращенно НАТО). Однако главная часть Большой Восьмерки - саммит глав государств - является абсолютно гибкой. У саммита глав государств имеются большие потенциальные возможности для реформирования подпирающей его структуры, однако на протяжении десятилетий этот потенциал остается почти полностью нереализованным.

Россия впервые повела речь о вступлении в Большую Восьмерку (тогда еще Большую Семерку) во времена Горбачева. Представители Запада, в свою очередь, начали говорить о принятии в эту организацию России в последние годы горбачевской эры. В последующее десятилетие Россия постепенно была вовлечена в эту организацию, сначала в качестве наблюдателя или гостя, далее в качестве участника Большой Семерки плюс Единица, а затем уже в качестве "политической" Большой Восьмерки. На каждом этапе ее вовлечения участие России доказало свою полезность для обеих сторон. Сегодня Большая Восьмерка является единственным трансатлантическим институтом, в котором Россия является полноправным членом; во всех остальных организациях Россия все еще не завершила процесса вступления или все еще остается за бортом.

В самом деле, Большая Восьмерка - единственный западный институт, который Россия не только поддерживает, но который хотела бы видеть более сильным. Отчасти это потому, что она является членом этой организации; отчасти потому, что существует естественное тяготение, которое позволяет ей идентифицировать себя с этой организацией после того, как она стала ее членом (надо полагать, что Россия не хотела бы усиления некоторых других группировок, например, Организации Исламской конференции, в которой она участвует). В таком случае это, пожалуй, можно рассматривать как индикатор той поддержки, на которую можно рассчитывать, когда Россия вступит в другие западные институты. Сергей Караганов давно уже заявляет, что в случае с НАТО Россия будет и дальше смотреть на эту организацию со страхом, пока сама находится вне ее, но станет поддерживать НАТО, как только сама в нее вступит. Это согласуется с элементарной логикой реализма и собственными часто повторяемыми "диалектическими" формулировками России, что она не против НАТО, не против использования НАТО военной силы и не против расширения НАТО как таковых, но возражает против использования военной силы и расширения НАТО, в которую Россию не пускают или в которой ей не дают достаточно сильного голоса при принятии решений. Однако это не согласуется с натовскими оценками подходов России, которые в общем случае классифицируются по простой схеме как пронатовские или антинатовские без всяких ссылок на определяющие условия. Такой сверхупрощенный метод оценки на Западе создает для России трудно преодолимый новый барьер, по спорному утверждению некоторых, нечто вроде порочного круга. В случае с Большой Семеркой Россия никогда не была особенно "против", ни с определяющими условиями, ни вообще, а поэтому перед ней не стоял такой барьер, который ей нужно было преодолеть. В любом случае Россия сегодня является членом Большой Восьмерки, а эту организацию Россия поддерживает.

5. Выгоды от российской поддержки Большой Восьмерки

То, что Россия поддерживает панзападную организацию, не так уж немаловажно. Это значительно усиливает глобальную силу данной организации. При этом учитываются не только добавление материальных ресурсов России, которые все еще значительны, но также и добавление веры в легитимность этой организации у тех стран мира, которые являются клиентами России, в особенности у тех, кто в той или иной мере являются ее "моральными клиентами" - что иногда увеличивает эту категорию, так как Москва в годы "холодной войны" приобрела обширную моральную клиентуру, в число которой входит ряд правительств и светских радикальных сил внутри почти любой страны мира.

Усиление благодаря России панзападной организации, в свою очередь, влечет за собой более конкретное усиление могущества и легитимности западного глобального руководства. Это такой фактор, который в наше время имеет определенную важность для Америки и для американо-западных притязаний на руководящую роль в мире.

Далее, поддержка Россией западной организации потенциально способна придать политическое ускорение процессам развития Большой Восьмерки, ибо Россия - страна, которая в этот период трансформации все еще обладает некоторыми новаторскими возможностями. Запад весьма заинтересован в том, чтобы его общие институты и договоренности становились более эффективными, но это такое дело, которого ему никогда не удавалось легко добиваться в условиях противодействия имеющих свои интересы группировок внутри каждой страны и правительства. Западу выгодно, чтобы Россия выступила в роли новой силы, которая станет двигать вперед этот процесс.

Напротив, Западу будет невыгодно, если Россия останется в неудобной позиции стороннего наблюдателя и станет выступать как нервный, страшащийся критик западного единства. Возражения России нередко замедляли процесс западной интеграции. Как уже было сказано, Россия всегда имела на Западе обширную моральную клиентуру, и в любом случае западные дипломаты, хотя они после 1989 года нередко были слишком медлительными при решении вопроса о том, как ввести Россию в свой круг, в общем случае полагали неумным слишком сильно давить на Россию, в то же время удерживая ее за дверью. В годы "холодной войны" Россия стремилась расколоть западный альянс, и поэтому стало привычным обвинять Россию в том, что она пытается "разъединить и обмануть Запад", в чем ее все еще нередко обвиняют в кругах НАТО, и во что верила значительная часть западной элиты до 1990-го года, считая это действительной причиной затеянных Горбачевым реформ. Чего, однако, в действительности сегодня хочет Россия - по меньшей мере, в случае Большой Восьмерки - так это не разъединять и обманывать, а еще больше объединять и укреплять Запад.

Можно говорить о том, что у России в отношении Большой Восьмерки есть большие амбиции - такие амбиции, какие, можно было бы полагать, должны быть у Запада, и которых ему, к сожалению, недостает. Россия видит в Большой Восьмерке все более важный орган глобального руководства; некоторые российские аналитики называют ее своего рода "нарождающимся мировым правительством", которое дополняет, но целиком не заменяет Совет Безопасности ООН, страдающий оттого, что его структура остается неизменной с 1945 года. Взгляды России на самые насущные задачи глобального управления - войну с терроризмом и борьбу против распространения ядерного оружия - совпадают со взглядами других стран - членов Большой Восьмерки, особенно Соединенных Штатов. Однако вместо того чтобы опираться на эту поддержку в деле совершенствования Большой Восьмерки, сегодня на Западе заговорили о том, чтобы выкинуть Россию из этой организации. Это преподносится как предметный урок, призванный научить Россию демократии, хотя такой шаг навредил бы собственным интересам Запада.

6. Попытки приостановить членства России

Частью проблемы является неправильное понимание на Западе того, что собою представляет Большая Восьмерка. Многие из сторонников исключения из нее России фокусируются на России, а не на атлантических институтах как таковых. Это такая пропасть, в которой они оказались далеко не одинокими: в общем случае на Западе существует общественное недопонимание концепции атлантических институтов. Ряд сторонников исключения России заявляли: - что "имеет смысл" изгнать Россию из Большой Восьмерки, потому что она является "клубом демократических государств". Они не спрашивают, какая будет практическая польза от исключения России; они просто чувствуют, что поступить так было бы в определенном смысле "правильным" для их представления о Большой Восьмерке.

В действительности Большая Восьмерка не является клубом демократических государств, как не является и школой демократии, а также местом, где следует оценивать чистоту демократии в конкретно взятой стране. Для того чтобы найти институты такого рода, следует обратить свой взор на Совет Европы и зарождающееся всемирное Сообщество демократий (Community of Democracies). Было бы целесообразным обсудить, достаточно ли Россия демократична, чтобы "принадлежать" к этим клубам. Но Большая Восьмерка не имеет к этому отношения.

Большая Восьмерка - практический институт для решения общих проблем. Это часть расширившейся атлантической когорты институтов, в которую входят НАТО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международное энергетическое агентство (МЭА), организация по контролю за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия и прочие институты. Россия поддерживает связи почти со всеми вышеперечисленными организациями, а в некоторые из них уже вступила.

Большая Семерка была создана в 1970-х годах для координации экономики западных держав после краха первоначальной валютной системы, которая была создана в соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями. Постепенно она взяла себе более широкую роль общего саммита западных держав по международным вопросам. В середине 1980-х годов с подачи министра финансов США Джеймса Бейкера (James Baker) она стала заниматься и экономическими вопросами. Постепенно Большая Семерка расширяла свои политические функции, увеличивая от раза к разу повестки саммитов. После принятия в организацию России теперь уже Большая Восьмерка снова расширила свою политическую роль, которую для ясности следует назвать еще раз: координация внешней политики, но никак не взаимное политическое образование или обучение демократии. Включение России было естественным шагом, причем таким, который оказался полезным для группы в целом.

Первоначальные члены Большой Восьмерки принадлежали к числу крупнейших держав - членов ОЭСР, которая к моменту образования Большой Семерки существовала уже около 10 лет. Поскольку Россия намеревается выступить в ОЭСР, и поскольку ОЭСР решила, что примет в свой состав Россию, как только Россия будет удовлетворять техническим и экономическим условиям, саммит Большой Восьмерки, с его менее формальной и менее технической ролью, является на данном этапе логическим местом для России.

Кое-кто, например, Джеймс Хантли (James Huntley), видит в Большой Восьмерке с ее саммитами на высшем уровне место, где больше потенциальной энергии и различимости, чем в других трансатлантических институтах, и предлагает развиваться дальше, опираясь на этот факт. Они предлагают ради преемственности работы создать в Большой Восьмерке секретариат, поручив ему активизировать весь комплекс западных институтов путем планирования инициатив для них и совместного придания этим институтом общественного лица. Таким путем Большая Восьмерка могла бы дать атлантическим институтам коллективную идентичность и различимость как мирового сообщества наций. Фактически, это вдохнуло бы новую жизнь в то, что мы привыкли именовать "атлантическим сообществом". Реализуется или нет подобное видение, пока не ясно, но перспективы эволюции в данном направлении, безусловно, возросли с включением в Большую Восьмерку России, которое уже привело к повышению ее политической роли.

Ничто в международной жизни не является совершенным, и Россия также не вполне вписывается в старую Большую Семерку. Она не вполне вписывается в экономическом плане, однако даже здесь ее присутствие помогает дополнить глобальную гегемонию этой группы путем прибавления огромных природных ресурсов России - нефти, природного газа и других важных полезных ископаемых - чтобы заткнуть большую дыру в ненадежной системе поставок минерального сырья, которая до того преследовала Большую Семерку. Россия не вполне вписывается и в политическом плане, но ведь и Япония не вписывалась в эту организацию на протяжении десятилетий, когда имела гегемонистский режим, который регулярно получал поддержку большинства избирателей, как и режим Путина. Однако членство Японии было полезным в плане мирного превращения японской системы консенсусной квазидемократии в более плюралистическую систему в западном стиле. Россия также не единственная в истории этой группы страна, которая страдает от незаслуженной дискредитации: волны нападок на Японию в 1980-х и в начале 1990-х годов, переполненных теориями заговоров, которые обвиняли японскую элиту в том, что она только делает вид, что строит западную рыночную экономику и демократию, но в действительности готовится вернуться к глобальному господству, угрожали единству этой группы даже больше, чем преувеличенные нападки на политическую эволюцию России сегодня. Есть все основания для того, чтобы перестать преувеличивать отличия России от остальных членов этой группы и вместо этого сделать упор на возможности, свойственные в основе своей нормальной подгонке, которая существовала и продолжает существовать между членами группы и Россией.

Заключение

Ценность "Большой восьмерки" заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты "восьмерки" освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, "они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия". По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты "восьмерки" все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

экономика рыночный международный российский

Список используемой литературы

1. Айра Строс Что такое Большая Восьмерка, и почему в нее входит Россия? Эксперт, №3, 2003

2. Большая "семерка" - большие проблемы. - Независимая газета 16.05.2001

3. Большая семерка оптимистично оценивает перспективы мировой экономики. - Независимая газета 2.03.2003

5. Протопопов А., Козьменко В, Елманова Н. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000). М.: Аспект Пресс, 2001.

6. Яковлев А.Г. "Биполярность - главный параметр мирового сообщества и вчера, и сегодня, и завтра". ИБ № 13. М.; ИДВ РАН, 1997

7. Hajnal P., Meikle S. The G7/G8 System. University of Toronto, 1999

8. Луков В. Б. Россия в клубе лидеров. М., Научная книга, 2002

9. Луков В.Б. "Большая восьмерка" в современном и будущем мире. - Международная жизнь. 2002, № 3

10. "Большая восьмерка": возрождение лидерства. Рекомендации "теневой большой восьмерки" к саммиту в Эвиане. - Россия в Глобальной политике. М., 2003, № 2

11. Пенттиля Р. Политическая анатомия "большой восьмерки". Международные процессы, т.1. М., 2003, № 3

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Подходы к классификации государств. Промышленно развитые страны с рыночной экономикой. Формальные и неформальные объединения государств. Деятельность организации экономического сотрудничества, развития. Четыре этапа в развитии "Большой семерки/восьмерки".

    лекция , добавлен 18.10.2014

    Синтетический показатель уровня социально-экономического развития и его компоненты. Основные группы стран. Доля стран большой семерки в мировом производстве. Глобализация как причина неоднородности современного мира. Экономическая поляризация стран СНГ.

    реферат , добавлен 29.11.2009

    Ознакомление с историей создания неофициального форума лидеров ведущих промышленно развитых стран. Рассмотрение организации и проведения саммитов G8. Изучение заявленных приоритетов периода председательства Российской Федерации в "Большой Восьмёрке".

    презентация , добавлен 16.11.2015

    Особенности стран с транзитивной экономикой, тенденции их развития. Сущность проведения рыночных реформ. Место стран с транзитивными экономиками в системе мирового хозяйства, основные перспективы и проблемы их интеграции в международную торговлю.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2016

    Источники и понятие экономического роста. Типы и основные модели экономического роста. Анализ экономического роста и внешнеэкономической политики стран с развитой экономикой. Оценка перспектив экономического роста стран Запада и Японии до 2020 года.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Выделение в мировом хозяйстве стран с переходной экономикой. Место и роль стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве. Основные проблемы и перспективы интеграции в мировое пространство. Участие стран с переходной экономикой в мировой торговле.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2014

    Сущность мировой экономики, тенденции и закономерности ее развития. Виды классификаций стран и их основные критерии. Классификация развитых и развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Республика Казахстан в международной классификации стран.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2013

    Понятие международной политики и ее роль в политической жизни России. Место и роль России в современной системе международной политики. Основные приоритеты международной и внешней политики Российской Федерации. Актуальные проблемы внешней политики России.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2012

    Особенности развития экономик скандинавских стран, которые отличает: высокий уровень политической культуры; эффективная программа социальной защиты населения. Характеристика инвестиционной деятельности, внешней торговли, аграрной и промышленной сферы.

    доклад , добавлен 06.02.2010

    Сущность и характеристика понятия "страны с переходной экономикой". Процесс проведения и осуществления рыночных реформ в посткоммунистических странах, их экономические последствия. Основные тенденции экономического развития стран с переходной экономикой.

1. Экономико-географическое положение Германии и Великобритании.

Германия и Великобритания занимают выгодное ЭГП, хотя между ними есть определенные различия. ФРГ расположена на перекрестке транспортных путей, важнейшие из которых имеют широтное направление. Особое значение для страны имеет прямой выход к Северному морю, на побережье которого есть несколько портов мирового значения (Гамбург).

ЭГП Германии и Великобритании сходства и различия

Великобритания - островное государство. Она расположена на пересечении международных морских путей. ЭГП страны улучшилось после завершения строительства тоннеля, который проложен в самом узком месте пролива Ла-Манш и соединяет о. Великобританию с материком.

Сравнение Германии и Великобритании

ФРГ - федерация исторических немецких земель. После объединения в 1990 г. двух немецких стран в единое государство их насчитывается 16. Каждая из земель имеет свою конституцию, свои парламенты и правительства, но вся полнота законодательной власти в государстве принадлежит двухпалатному парламенту, а исполнительную власть осуществляет правительство, возглавляемое федеральным канцлером. По государственным строем ФРГ - федеративная республика.

Обе страны являются членами ЕС и НАТО.

2. Природные условия и ресурсы Германии и Великобритании

Природные ресурсы обеих стран ограничены и истощены, поскольку эксплуатируются в течение длительного времени. В обеих странах имеются значительные запасы каменного угля, хорошо угля. В Великобритании с шельфа Северного моря добывают нефть и природный газ, а в Германии, кроме каменного, разрабатывающие месторождения бурого угля. Страны богаты запасы калийной и поваренной солей.

Месторождения железной руды практически исчерпаны и в настоящее время не имеют большого значения. В Великобритании есть незначительные месторождения свинцово-цинковых, медных и оловянных руд.

3. Население Германии и Великобритании

На численность населения Германии, в отличие от Великобритании, в значительной мере повлияла Вторая мировая война, во время которой погибло 10 млн. человек. Однако страна быстро восстановила численность населения благодаря возвращению 11 млн. немцев с территорий, которые в результате изменения границ Германии в 1945 г. отошли к другим странам. Сейчас идет возвращение в Германию немцев из России и Казахстана. Естественный прирост как в Великобритании, так и в Германии очень низкий, несколько лет даже наблюдалось сокращение численности населения.

ФРГ - однонациональная страна, а в Великобритании, кроме англичан (80%), живут шотландцы, уэльсцы (валлийцы), ирландцы. Эти народы сохранили свои обычаи, культуру и религию. В Великобритании проживает значительное количество выходцев из бывших колоний.

Размещается населения неравномерно, больше всего оно сконцентрировано в промышленно развитых частях страны. Средняя плотность населения почти одинаковая - около 230осиб/км кв. В то же время в Руре (ФРГ) плотность населения достигает 2000 чел / км кв. В Великобритании густо заселена Англия (350 человек / км кв.).

Обе страны выделяются чрезвычайно высоким уровнем урбанизации. Примерно третья часть горожан живет в крупных городах и агломерациях. В обеих странах сформировались мегаполисы.

В структуре занятости населения примерно 60% в Германии и 70% в Великобритании работает в сфере услуг, доля работающих в промышленности сократилась до 37,7% в Германии и 27% в Великобритании, в сельском хозяйстве занято соответственно 4% и 2%.

Наибольшую известность из неформальных межправительственных организаций имеет «G-7» — группа семи крупнейших экономик мира: США, Канада, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония. По сути это элитарный клуб на уровне глав государств, возникший в 70-х гг. XX в. в период краха Бреттон-Вудской валютной системы. Главная цель его — избежать глобального дисбаланса в мире. В 1998 г., в основном по политическим соображениям, в клуб принимают Россию. В июле 2006 г. впервые саммит «G-8» проходил в России в Санкт-Петербурге. Эксперты отмечают, что главным результатом саммита можно назвать окончательную трансформацию организации из элитарного клуба развитых стран, принимавших консолидированные решения по основным международным вопросам, в дискуссионный клуб, который формирует мировую повестку дня. Но такая повестка невозможна без участия Китая и Индии. В Петербурге они присутствовали в качестве гостей, однако имеют все основания стать полноправными членами клуба мировых лидеров.

Помимо межправительственных организаций возрастает число неправительственных добровольных общественных организаций (НПО). Так, на Всемирный саммит по проблемам Земли в Рио-де-Жанейро 1992 г. собралось около 15 тыс. представителей неправительственных организаций.

Широко известны такие объединения, как «Гринпис», «Римский клуб», «Сеть третьего мира». При всем разнообразии таких организаций их деятельность обычно направлена на защиту прав человека, экологии, прав женщин, решение проблем развивающихся стран и часто носит антиглобалистскую направленность.

В этой связи возникло понятие «сеть глобальной публичной политики» — совместная инициатива НПО, деловых кругов, национальных правительств, международных организаций. В рамках этих инициатив участники вырабатывают общественное мнение, международные нормы и стандарты по конкретным спорным проблемам: например, эффективность возведения больших плотин. Глобализация делает НПО все более влиятельными и предполагает создание транснациональной сети НПО, способных оказать влияние на формальные договоренности. Их главным аргументом становится тезис о том, что созданные институты международного управления страдают от глубокого дефицита демократии. Деятельность этих организаций неподвластна воле населения — система прямых демократических выборов отсутствует, а информация, общественный контроль и обсуждения крайне ограничены. Это значит, что принятые решения могут отвечать узким коммерческим интересам отдельных групп лиц или стран.

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.

История возникновения и этапы развития. Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.



Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;

2. 1981–1988 – возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;

3. 1989–1994 – первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) – современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

Механизм функционирования. С точки зрения институционального развития эксперты выделяют 4 цикла:

1) 1975–1981 – ежегодные встречи лидеров государств и сопровождающих их министров финансов и иностранных дел.

2) 1982–1988 – «семерка» обрастает автономными саммитами на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.

3) 1989–1995 – рождение в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с СССР/РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);

4) 1995 – н.вр. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.

В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Ключевую роль в проведении саммитов играют так называемые «шерпы». Шерпами в Гималаях называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. Учитывая то, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке – это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на саммите проблемах.

Они же готовят черновые варианты и согласовывают окончательный текст коммюнике – основного документа саммита. Оно может содержать прямые рекомендации, обращения к странам-членам, постановку задач для решения в рамках других международных организаций, решение об учреждении нового международного органа. Коммюнике оглашает президент страны, принимающей саммит «восьмерки» с соблюдением соответствующей торжественной церемонии.

Россия в «Большой восьмерке». Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.

Значимость. Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

Критика «Группы восьми». Обвинения в элитарности, недемократичности и гегемонизме «Большой восьмерки», требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром и т.д. характерны для критики «Восьмерки» со стороны антиглобалистов. На саммите «Большой восьмерки» в Генуе в 2001 из-за самых массовых выступлений антиглобалистов была существенно затруднена работа форума, а в результате столкновений с полицией погиб один из демонстрантов. В июне 2002 во время саммита G8 в Канаде в Мали прошел «антисаммит Большой восьмерки» – собрание активистов антиглобалистского движения из Африки, Европы, Америки, обсуждавшее перспективы экономического восстановления наиболее отсталых стран Африки. В 2003 во французском городке Анмас параллельно саммиту «Восьмерки» в Эвиане прошел форум антиглобалистов, в котором участвовали 3000 человек. Его повестка дня полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане, а цель состояла в демонстрации необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Публичная критика «восьмерки» со стороны самой широкой общественности на рубеже веков дополняется критикой деятельности «восьмерки» изнутри. Так группа ведущих независимых экспертов из стран «восьмерки», которая готовит ежегодные доклады к встречам в верхах лидеров стран-членов, в своих рекомендациях к саммиту в Эвиане (2003) отмечала спад эффективности в работе «восьмерки». По их мнению, наблюдающийся в последнее время отказ от самокритики и критического анализа собственной политики членов «восьмерки» привел к тому, что этот форум стал пробуксовывать, утратив способность к принятию необходимых изменений в экономической политике своих членов. Это выливается в активной пропаганде реформ в странах, не являющихся членами клуба, что влечет за собой естественное недовольство остальных членов международного сообщества и угрожает кризисом легитимности самой «восьмерки».

Новые тенденции и планы реформирования «восьмерки». Вопрос о необходимости изменений в функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1998. Для того, чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.

Так в Париже выдвигались идеи заменить встречи лидеров на другую форму общения, например видеоконференцию, которая позволила бы избежать нездорового ажиотажа и огромных затрат на обеспечение безопасности при проведении саммитов. Канадские дипломаты выдвигали планы трансформации «восьмерки» в «Большую Двадцатку», которая бы включила в себя Австралию, Сингапур и ряд других новых активных игроков на арене мировой экономики.

Но чем больше участников, тем сложнее становится принимать согласованные решения. В этой связи ряд экспертов даже высказывался за то, чтобы делегировать все представительские функции от европейских стран-членов (Англии, Франции, Италии) к Европейскому Союзу как единому выразителю их интересов, что помогло бы открыть новые места за круглым столом.

В 1997 Тони Блэр осуществил то, что озвучил еще Джон Мэйджор. Он использовал саммит в Бирмингеме для отработки новой модели встреч лидеров «восьмерки». Это был первый саммит, где лидеры встречались наедине, в загородной резиденции премьера, без длинной свиты своих министров, что позволило вести более непринужденный и неформальный диалог. Его характеризовали упрощенная подготовка, более простая повестка дня, короткие и более понятные итоговые документы. Такой формат встреч был в дальнейшем использован в Колоне (1999) и на Окинаве (2000).

Одновременно обновляется и список обсуждаемых тем – новые вызовы 21 века заставляют «восьмерку» заговорить о киберпреступности, терроризме, проблеме возобновляемых источников энергии.

ОСНОВНЫЕ САММИТЫ БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ

1975 Рамбуйе: безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976 Пуэрто-Рико: международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 Лондон: безработица среди молодежи, роль Международного валютного фонда в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.

1978 Бонн: меры по обузданию инфляции в странах «Большой семерки», помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 Токио: рост цен на нефть и дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 Венеция: рост мировых цен на нефть и увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 Оттава: рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 Версаль: развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 Вильямсбург (США, Вирджиния): финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 Лондон: начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 Бонн: опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 Токио: определение среднесрочной налоговой и финансовой политики для каждой из стран «Семерки», способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 Венеция: Ситуация в сельском хозяйстве стран «Семерки», снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 Торонто: необходимость реформирования ГАТТ, роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 Париж: диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 Хьюстон (США, Техас): инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991 Лондон: финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны; миграция в страны «Семерки»; нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992 Мюнхен (ФРГ): проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство «семерки» и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993 Токио: ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 Неаполь: экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

1995 Галифакс (Канада): новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов – МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996 Москва: ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996 Лион (Франция): глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997 Денвер (США, Колорадо): старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998 Бирмингем (Великобритания): новый формат саммитов – «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999 Кельн (ФРГ): социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000 Окинава (Япония): влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001 Генуя (Италия): проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

2002 Кананаскис (Канада): помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.


25. Международные отношения в Африке. Основные направления и
тенденции. Политика России в регионе.

- 34.42 Кб

Введение

«Семерка» ведущих стран мира в мировой экономике 2

Основные проблемы, решаемые большой семеркой

Россия в большой семерке

Заинтересованность России в участии в большой семерке

Выгоды от российской поддержки большой семерке

Попытки приостановить членства России

Заключение

Список используемой литературы

«Семерка» ведущих стран мира в мировой экономике

Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год (не менее 12 тыс. долл. по ППС), на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.

К группе стран с развитой экономикой МВФ относит прежде всего ведущие капиталистические страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП.

Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом и научно-техническом отношении страны Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия.

В 1997 г. экономически развитыми стали считаться такие государства как Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань (так называемые страны-«драконы» Юго- Восточной Азии) и Израиль. Их включение в группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом развитии в послевоенный период. Это действительно уникальный пример в мировой истории, когда абсолютно ничего из себя не представляющие еще в 1950-е гг. страны захватили мировое экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в важные мировые промышленные, научно-технические и финансовые центры. Уровень ВВП на душу населения, качество жизни в странах-«драконах» и в Израиле вплотную приблизились к показателям ведущих развитых стран и в ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических отношений.

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП (если его подсчитывать по ППС), 71% мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки» приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США - 21, Японию - 7, Германию - 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз - ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (24%).

Большая семерка- это регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих стратегических политических и экономических решений. С 1994 в экономических совещаниях на высшем уровне стран "Б.С." участвует Россия, превратив "Б.С." в "Большую восьмерку".

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.

2. Основные проблемы, решаемые большой семеркой

«Большая семерка». Уникальное место в системе организаций, занимающихся проблемами развитой подсистемы, занимает неформальный институт - «большая семерка». В силу значимости подсистемы развитых стран он имеет общемировое значение. «Большая семерка» сложилась в середине 70-х годов в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Британии, Франции, Италии и Канады, который предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой ее деятельности стали ежегодные встречи в верхах. Основная цель которых - выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства.

Политическая острота экономических проблем предопределила основные вопросы совещаний:

Пути оздоровления экономики;

Проблемы энергетики;

Международная торговля;

Пути стабилизации валютной системы;

Отношения промышленно развитых и развивающихся стран;

Проблемы стран с переходной экономикой.

Усложнение проблем в валютно-финансовой области вызвало необходимость образования дополнительного органа. В 1985 г. в Венеции была учреждена отдельная группа министров финансов и управляющих центральными банками. Им вменено в обязанность ежегодно проводить анализ и сопоставление целей экономической политики и прогнозов экономического развития каждой страны, уделяя особое внимание их взаимной совместимости.

Ежегодные встречи глав государств и правительств, министров финансов семи ведущих западных стран составляют важный элемент механизма координации в мировой экономике. На них были достигнуты договоренности о стабилизации валютных курсов (соглашение в Ла Плаза в 1985 г. и Луврское соглашение 1987 г.), выработана долговая стратегия в отношении беднейших стран и стран со средним уровнем доходов (Торонто, 1988 г., Париж, 1989 г., Кельн, 1999 г.), обозначены пути поддержки реформ в восточноевропейских странах (Париж, 1990 г.) и др.

3. Россия в большой семерке

Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов ) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран- членов;

2. 1981–1988 – возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;

3. 1989–1994 – первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) – современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.

"Россия никогда не была полноправным членом G7", - говорит Евгений Ясин. "В 90-е годы у нее для этого не было денег, а "финансовая Большая семерка" преимущественно решает денежные вопросы, - поясняет эксперт. - Потом деньги появились, но Россия передумала жить в условиях демократии". Поэтому, по его словам, до сих пор Россию приглашают участвовать только на заседаниях глав государств G8, но не на финансовых заседаниях. "Так что претензии нашего МИДа безосновательны", - уверен экономист. По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, драматизировать ситуацию не стоит. "Я считаю, что Россия как раз является полноправным членом G8, просто сами эти заседания - это политические клубы, а у политиков бывают разные фазы взаимоотношений", - говорит он. "По большому счету "Большой семерке" выгодно держать Россию внутри этого клуба, а не вне, чтобы не утерять механизмов влияния на нее", - считает эксперт.

Описание работы

«Семерка» ведущих стран мира в мировой экономике 2
Основные проблемы, решаемые большой семеркой
Россия в большой семерке
Заинтересованность России в участии в большой семерке
Выгоды от российской поддержки большой семерке
Попытки приостановить членства России
Заключение
Список используемой литературы



Что еще почитать