Икона богородицы державная значение. Державная икона Божией матери — значение и в чем помогает

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ

Мы молимся, конечно, не конкретной иконе, а Божией Матери, и не важно через какой Ее образ. Хотя через икону Державная молятся обычно об укреплении веры и о мире, но нельзя забывать, что мир наступает в первую очередь в наших сердцах, а потом уже это проявляется во внешнем: в семье, в доме, в государстве.
Икона Державная, в первую очередь, ассоциируется с государством или с царской семьей, но не стоит забывать, что Святая Мария — это прежде всего любящая Господа. Она- наша молитвенница и заступница за нас, грешных людей, перед Своим Сыном. Любые молитвы перед любым Ее образом могут помочь в избавлении и очищении нас от грехов. Именно об этом, в первую очередь, и надо молится Ее светлому образу.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», стала известна русскому православному народу 15 марта 1917 года, в день, когда будущий царственный страстотерпец император Николай II отрекся от престола.

Евдокии Адриановой, обычной крестьянке, во сне было открыто, что существует образ Богородицы, через который будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Крестьянка слышала такие слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся ».

Когда Евдокия рассказала об этом настоятелю храма в подмосковном Коломенском отцу Николаю Лихачеву, он стал искать эту икону и обнаружил ее в подвале церкви. Икона была старая, большая, на ней был слой вековой пыли, очистив которую обнаружили Богородицу, сидящую на царском троне.
Когда образ привели в порядок, обнаружили, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой - державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах - красная мантия или порфира. Лик Божией Матери на иконе строгий и царственный.
Крестьянка увидела эту икону и признала, что именно ее она видела во сне, а священник сразу же отслужил перед образом молебен с акафистом.

Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.

По некоторым данным, эта Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве.

Но, когда Наполеон вошел в Москву, образ пришлось спасать, и поэтому икона оказалась в селе Коломенском где, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.

Этот святой образ был обретен в тяжкое для России время.

Храм в Коломенском

Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови…
Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925).

Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.

ВЕЛИЧАНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПЕРЕД ЕЕ ИКОНОЙ «ДЕРЖАВНАЯ»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

ВИДЕО

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

В Государственном архиве Тульской области, в фонде «Тульская палата древностей», на хранении есть удивительный документ. Внешне похож на листовку и представляет собой один стандартный лист формата А4, текст на котором набран типографским способом. Как свидетельствует подстрочник - по заказу Варваринского народного Общества трезвости в Москве в типографии «Т.ва Рябушинских». Документу сто лет. Содержание, составленное современниками, невольно вызывает и сейчас душевный трепет, так как возвращает нас в начало трагических для православной России дней - отречения Государя Императора Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная».

Молитва «Державной» иконе, напечатанная на отдельном листе в 1917 г. Внизу под текстом надпись: «Издание Варнавинского Народного Общества Трезвости. Москва. Семеновская застава на площади, тел. 1-73-53, трамвай № 22». Под рамкой указана типография, в которой была отпечатана молитва: «Тип. “Победа” Г. Антонова. Москва. Тел. 5-58-72». Собрание московского музея «Наша Эпоха».

На одной стороне документа помещено «Краткое сказание о новоявленной в с. Коломенском под Москвой «Державной» Иконе Божией Матери», на второй - .

Храм Вознесения Господня в Коломенском, 20-е годы XX века

Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году не было неким обновлением, а обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском.

Крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были 2 сновидения - 13-го февраля (на этот день пришелся первый понедельник Великого поста в 1917 г.) и 26-го февраля.

13-го февраля во сне ей был голос: “Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся”. Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний. Спустя 2 недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, в другом сне она увидела белую церковь, в которой величественно восседала Женщина. В этой Женщине Евдокия Адрианова сердцем почувствовала Царицу Небесную, хотя лика Ее и не видела. 2-го марта она отправилась в село Коломенское, чтобы исповедаться и причаститься, и, увидев , сразу же узнала виденную во сне белую церковь. Вознесенская церковь была построена в 1532 году великим князем Московским Василием III в благодарность Богу за рождение наследника—будущего царя Ивана IV Грозного.

Настоятелем церкви Вознесения Господня был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Державная»

Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду - на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках (отчего и произошло название: “Державная”). На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) доносил митрополиту Московскому святителю Тихону (Белавину) (будущему Патриарху), а тот в донесении от 13 октября 1917 г.—Святейшему Синоду. В своем донесении митрополит Тихон писал: “По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего”.

Вознесенский монастырь в Кремле

По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке. В 1812 г. во время эвакуации из Москвы при нашествии Наполеона, икона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. (Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г.)

Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью.

“Державная” икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 (15) марта 1917 г. - в самый день отречения от престола государя-императора страстотерпца царя Николая II. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Царская семья и великая княгиня Елизавета Феодоровна

В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была торжественно встречена настоятельницей - будущей преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами. В том же году печатные сведения о обретенной иконе появились в журнале «Душеполезный собеседник» за октябрь. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”, были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие будущий патриарх Тихон (иная служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким).

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

А. Алексеевич. Николай II накануне отречения. 2005 год.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: “Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа”.

После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 г. был освобожден из тюрьмы настоятель храма свт. Николая в Плотниках прот. Владимир Воробьев, который особо чтил “Державную” и до своего ареста по воскресеньям часто ходил со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
“Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю”.
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит

Список иконы Божией Матери «Державная» в подклете храма Вознесения

В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее.

Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная»

Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца). После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исторический музей (регистрационный № 67494). Затем икону поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и соответственно вписали в инвентарную книгу Отдела (регистрационный № 1399).

15 апреля 1988 года икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого.

Икона Божией Матери “Державная” в Казанском храме в Коломенском

В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском.

Явленная икона изграфлена на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на “голую” древесину, без грунта.

Кто-то скажет, что простые люди должны молиться перед иконами, помогающими в решении простых бытовых проблем, а «Державная» икона Божией Матери в чем помогает, знают немногие. Считается, что этот образ предназначен для тех, кто облечён государственной властью, мол, обращаться к этой иконе можно, только прося поддержки для правителей страны. Однако это не совсем так.

Мучительные вопросы

В свете современных событий, когда мир кажется таким хрупким, когда государственные границы не защищают богатые русские земли от алчных глаз иноземцев, когда для удовлетворения геополитических запросов правящей мировой элиты уничтожаются сотни тысяч людей, когда внутри собственной страны до власти дорвались люди, безразличные к судьбам кормящих их людей, хочется воскликнуть: «Неужели это справедливо, неужели так и должно быть, неужели нет силы, способной противостоять злу и несправедливости?!» Может быть, Господь отвернулся от России? Есть ли ответ на этот вопрос?

Простое совпадение или знамение?

В 1917 году, 2 марта, в селе Коломенское, что ныне входит в городскую черту Москвы, чудесным образом была обретена икона Богородицы, на которой Пречистая Дева держит в руках символы государственной власти. Интересно, что в этот же день произошло ещё одно событие, перевернувшее судьбу нашей страны - император Николай Второй отрёкся от возложенной на него миссии править страной, как надлежит человеку, помазанному на таковое служение Самим Господом Богом. Однако Отец Небесный не бросил на произвол судьбы страну и её обездоленный народ. Случилось чудо, давшее всей России надежду на спасение. В момент отречения Бог незримо стоял возле Николая и взял у него скипетр и державу, чтобы передать Той, которая никогда не отречётся от них, а в своё время передаст достойному. Как иначе можно объяснить чудо появления иконы Царицы Небесной в облачении царицы земной, восседающей на троне с символами верховной власти над страной в руках и с Богомладенцем на коленях, благословляющим всех, к Нему припадающих?

Своё мнение относительно верховной власти Господь сообщил через простую крестьянку

Интересно, что женщина, которая рассказала о месте, где лежит икона, видела сны, в которых Силы Небесные и указали ей на него. Получается так, что Господь предвидел предстоящее отречение. А может быть, Соборная клятва, данная представителями всех земель и сословий в 1613 году роду Романовых, была в 1917 году отменена? Мы можем только гадать и искать сокровенный смысл события. «Державная» икона Богоматери не отвечает, кто виноват в бедствиях народа и в захвате власти безбожниками. Значит, ответ нам знать и не нужно. Ведь отыскивая его, мы ищем виновного. А нам заповедано: «Не судите, и не судимы будете». Благословением и соборной молитвой Патриарха Алексия Второго православные граждане России принесли покаяние за то, что не сохранили монархию, что попустили нарушение и несоблюдение Соборной клятвы, произнесённой и скреплённой подписями перед первым Романовым - шестнадцатилетним Романовым-Юрьевым - 300 лет назад.

Совпадение или новое знамение?

В городе Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья, в память об этом событии основали монастырь Святых В начале двухтысячных на территории монастыря возвели храм Богородицы. Престольная икона, в честь которой он был освещён, это, как вы понимаете, «Державная» икона Божией Матери. Значение события трудно толковать двояко. Символизм никто не оспаривал тогда и не оспаривает сейчас. Царь-мученик, отрекшийся от престола, и принявшая от него атрибуты власти «Державная» икона Божией Матери. Значение того, что произошло после, ещё предстоит осмыслить: в 2010 году, не простояв и четырёх лет, церковь сгорела.

Господь хранит Россию

Есть мнение, что последние Романовы уже не имели русской крови, а их тесные сношения с монархиями других стран, всегда имеющих претензии к России, грозили нашей стране утратой независимости, которой добились прежние цари, расширив границы и обеспечив торговыми морскими сообщениями. Нам грозила участь дойной коровы, которая стала бы питать Европу. Долготерпеливый и милосердный Господь не допустил этого. Залогом Его попечения и благоволения к России и стала «Державная» икона Божией Матери. В чем помогает образ, нетрудно догадаться. Ему молятся о сохранении целостности государства во время опасностей, связанных с риском территориального распада страны. Уходя служить в армию, нужно прийти в храм и попросить благословения у святого образа. Если мать даст своему сыну, отправляющемуся охранять границу, походный складень с этой иконой, то Пресвятая Дева дарует ему победу в бою, если такой случится, и он вернётся домой целым и невредимым.

Хорошо бы икона Пресвятой Богородицы «Державная» висела в кабинетах правительственных чиновников. И перед принятием решений они осеняли бы себя обратив взоры и мысли к Святому Лику.

Когда начнётся новый расцвет России?

В преддверии всенародного сиротства нам была явлена «Державная» икона Божией Матери. О чем молятся Богу сироты? Они обращаются к Нему во всех своих нуждах и скорбях.

Легенда утверждает, что благоденствие в России наступит, когда на своё место вернётся чудотворная «Державная» икона которую мы читаем перед этим образом, пусть содержит и эту просьбу. А что считать тем местом, куда должна вернуться икона и почему она до сих пор не там? Чтобы понять это, надо подробнее познакомиться с её историей.

Чудо обретения иконы

13 февраля 1917 года некой женщине (сохранилось даже её имя - Евдокия Андрианова) привиделся сон. А надо сказать, что накануне, 12-го числа, был большой праздник в честь глубоко почитаемого образа Девы Марии, именуемого «Иверским». Эсхатологический смысл таинственно связанный с конечными судьбами мира, известен духовным лицам. Так вот, в ночь после праздника приснилось Евдокии, что от неё требуют отыскать в селе Коломенском чёрную икону, покрасить её в красный цвет и перед найденным образом молиться. Набожная женщина усердно помолилась Богу, прося наставить на путь истинный и научить выполнить Его Святую волю, а также избавить от козней диавола, если это от него она получила видение.

26 февраля привиделся ей новый сон, где предстала перед ней Величественная Женщина и своим сердцем почувствовала в Ней Евдокия Саму Пречистую Деву. Не в силах больше мучиться догадками и хранить в секрете свои сновидения, пошла Евдокия Андрианова в Коломенское, благо оно было не слишком далеко. Нашла она там церковь Вознесения и приступила к настоятелю со своими тревогами и сомнениями. Добрый батюшка выслушал её, показал иконостас, но ни одна из икон не походила на ту, что женщина видела во сне. Тогда решено было поискать в подсобных помещениях. И в подвале нашли-таки искомое. Образ был покрыт пылью и паутиной, однако это была именно та икона, которую женщина видела во сне.

Так первый раз была обретена заступница русской земли - «Державная» икона Божией Матери. Молитва простой деревенской женщины о наставлении на путь истинный осуществилась таким способом. Поистине, пути Господни неисповедимы.

В каких нуждах помогает Богородица «Державная»?

Весть об иконе Богородицы, взявшей в свои руки монаршую власть над страной, быстро разлетелась по окрестностям и добралась до обеих столиц. Образ стали возить по разным приходам, люди выстраивались в очереди, чтобы только посмотреть, как выглядит «Державная» икона Божией Матери. Молитва перед Ней многим помогла исцелить недуги, устроить личную жизнь и помочь при материальных затруднениях. Царица Небесная, как родная мать, помогает во всех бедах. Нужно только подойти к ней, рассказать о себе. Промыслом, мудростью и властью всё устроит и всех утешит «Державная» икона Божией Матери. В чем помогает этот Образ людям, крещёным во Имя Её Божественного Сына? Судите сами. Осиротев после потери царя, народ прильнул к Небесной Матери. Её лик строг и властен. Она восседает на земном троне, что подтверждает принятие Ею на себя именно земной, мирской власти над страной. Мирская власть - это мирские дела, мирские заботы и мирские проблемы.

Исчезновение иконы

Вскоре после обретения икону отреставрировали, с участием патриарха Тихона в честь неё был сочинён акафист, составлена служба и канон. В последующие годы, когда начались гонения на верующих, а церкви стали опустошать и осквернять, икона исчезла. Но она не была утрачена бесследно. Первая икона «Державная Божья Матерь», фотография которой помещена в начале статьи, долгие годы тайно хранилась в запасниках Государственного исторического музея.

Второе обретение

Второй раз её обрели сразу после первой Литургии по царственным мученикам, то есть через 72 года после Екатеринбургской бойни. Сотрудники Исторического музея передали её православной церкви.

Можно не разбираться в политике, не знать глубоко историю, а только любить и уважать свою родину, почитать Бога, Его Пречистую Мать и святых, и тогда сердце само подскажет, кому «Державная» икона Божией Матери в чем помогает.

По преданию, процветание начнётся в России после того, как икона вернётся на место своего обретения, то есть в Вознесенский храм Коломенского. Сейчас она находится в храме Казанской Божьей Матери, также расположенном в Коломенском, а Вознесенская церковь пока закрыта. По крайней мере в 2012 году это было так.

Одним из наиболее почитаемых православной церковью образов по праву можно назвать Державную икону Божией матери. Считается, что святой лик покровительствует людям, наделенным властью: правителям стран и монархам. На самом деле это не совсем так, молиться пред ней и просить о помощи может каждый, кто нуждается в небесном покровительстве. Дата почтения чудотворной иконы приходится на 15 марта по новому стилю, именно в этот день она впервые явилась людям.

История явления

Державная икона Богородицы впервые явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года. Необычное явление чудотворного лика произошло в небольшом селении Коломенском неподалеку от российской столицы. Примечательно, что именно в тот день Николай II отрекся от императорского престола.

Легенда о появлении

За несколько дней до явления Вседержавной иконы Божьей матери крестьянке по имени Евдокия Андрианова привиделся дивный сон. В нем божественный голос сказал, что в селе Коломенском есть большой черный образ девы Марии. Его необходимо сделать красным, чтобы люди смогли молиться пред ним. Спустя некоторое время, женщина увидела другой, невероятно реалистичный сон, в котором перед глазами крестьянки стояла белая церковь. Рядом с ней сидела на троне Богородица. После увиденного сновидения Евдокия решила отправиться из своей деревни Перервы в Коломенское.

Крестьянка сразу же пошла в местную Вознесенскую церковь и рассказала о происшествии преподобному Николаю Лихачеву. Отец удивился, ведь подобной святыни в стенах церкви он не видел. Вместе с Евдокией он пересмотрел все старинные образы, но черной иконы так и не нашли. Тогда Николай Лихачев отвел женщину в подвал храма, где хранились старые святыни. Именно там и была обнаружена Державная икона Богоматери, покрытая вековой пылью.

На ней была изображена Пречистая Дева Мария с маленьким Иисусом Христом на руках, восседающая на троне. В одной руке владычицы небесной была держава, а во второй - скипетр, символизирующие царскую власть. Голову Богородицы украшала большая корона, а плечи покрывала алая порфира. Крестьянка сразу же узнала облик, явившийся ей во сне. Обнаружив чудотворную икону, священник сразу же отслужил перед ней молебен с акафистом.

Слух о явлении образа быстро разлетелся по округе. Местные богомольцы ежедневно посещали стены Вознесенской церкви, чтобы помолиться. К церковным стенам стекались люди из соседних деревень, Москвы и других близлежащих городов. Ее торжественно встречали в московской Марфо-Мариинском монастыре, столичных храмах. Образ для поклонения неделями кочевал по разным святым местам, в родное село Коломенское его возвращали лишь по воскресениям и праздничным дням .

После явления образа произошло немало чудес, было выявлено несколько интересных фактов про то, как икона попала в Коломенское, и почему она появилась именно в это время:

На почитателей Державной иконы вскоре обрушились страшные гонения. Всех людей, молившихся пред образом, в чьих домах находили копии святого лика, арестовывали, некоторых из них даже казнили. Все списки, снятые со святыни, были изъяты и сожжены. Храмы закрывались, разрушались устои. Подлинный образ был отправлен в Исторический музей, где хранился на протяжении нескольких десятков лет. Священнослужители, составившие акафист и канон, были расстреляны.

Значение иконы

Каждому богомольцу и просто верующему человеку известно, как выглядит эта удивительная святыня. Но, мало кто знает, каково значение Державной иконы, в чем помогает чудотворный образ. Каждый мазок на изображении и малейшие детали весьма символичны и скрывают в себе потаенный смысл.

Державный образ Богоматери относится к типу Панахранта, что в переводе с греческого языка означает - непорочна, чиста, Всецарица. Первые изображения Вседержавной иконы Богородицы довольно древние. С момента явления образа его иконография сильно изменилась, но некоторые детали остались неизменными:

На некоторых изображениях можно увидеть образ Бога Отца, который посылает благословение с небес. Канонические же иконы рисуются без этого дополнения. До сегодняшнего времени дошло немало списков, составленных еще в XX веке, все они признаны чудотворными и нашли свое пристанище в церквях Москвы .

В чем помогает образ

В прошлом веке чудодейственный образ возили по разным храмам Москвы. Верующие в Бога люди выстраивались в очередь, лишь бы только прикоснуться к чудесному лику. Поговаривали, что если показать образ душевнобольному человеку, то он сразу же обрекал покой. Если у Державной иконы молились люди, страдающие неизлечимыми болезнями, то вскоре они выздоравливали.

Почитаемой святыней было осуществлено немало чудес. В чем помогает Державная икона Божьей матери:

Говорить про то, о чем молятся Державной иконе Божией матери, можно бесконечно. Богомольцы просят у образа прощения за грехи, молят об усмирении вражеской злобы, защите дома от воров и злоумышленников. Пред ликом Царицы Небесной молятся о здоровье родных, благополучном разрешении родов, удачной учебе, решении финансовых проблем.

Подлинный образ Богоматери больше пятидесяти лет скрывали от глаз православных людей, все это время он пылился в Историческом музее. Оригинал вернулся на родину лишь в 1990 году. Сейчас он обрел свое пристанище в храме Казанской иконы Царицы Небесной, в Коломенском.

Чтимый список, датированный XX столетием, сейчас находится в московском храме мученика Иоанна Воина. Второй чудодейственный список можно увидеть в Николо-Перервинской монастырской обители. Ежегодно в день почитания иконы совершается крестный ход, во главе которого устанавливается чудотворный образ.

Обратиться к заступнице может каждый, кто нуждается в ее защите. Неважно, читается специальная молитва Богородице, «Отче наш» или просто произносятся слова с просьбой. Главное, чтобы все сказанное было произнесено искренне, от души, без злого умысла.

Державная икона Божией Матери – это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Мы расскажем все о создании иконы о том, где хранится ее оригинал и, где можно приложиться к чтимым спискам Державной иконы Божией Матери.

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой - царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря - облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви - сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза - еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо - ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора - падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны - храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям - в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Вы прочитали статью .

Обратите внимание на другие материалы:

Видео об иконе Божией Матери Державная:

Об иконе Божией Матери Державная для детей:



Что еще почитать