История биляла. Билял ибн рабах. Первый муэдзин Ислама Билял Ибн Рабах (да будет доволен им Аллах)

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Била́л ибн Раба́х аль-Хабаши́ (араб. بلال بن رباح الحبشي ‎; 592 , Мекка - 640 , Дамаск) - один из самых известных сподвижников пророка Мухаммеда , первый муэдзин . Билял был чернокожим рабом и одним из первых принял ислам . Известен также как Ибн Хамама . Отождествляется с Билали Бунама (или Йон Бунама , Билали Кейта ), основателем династии малийских императоров Кейта

Биография

Его отец, Рабах, был родом из Эфиопии . Мать звали - Хамамой. Билал был рабом одного из влиятельных мекканцев, которого звали Умайя ибн Халаф. Билял был одним из первых мусульман и из-за этого его стали подвергать невыносимым пыткам. Хозяин Билала укладывал его на раскалённый песок и клал на его грудь тяжелый камень, но он стойко переносил все пытки и не отрёкся от ислама. Со временем он был выкуплен Абу Бакром ас-Сиддиком за огромную по тем временам цену. В 622 г. Билял вместе с другими мусульманами совершил хиджру в Медину .

Билал ибн Рабах принимал участие во всех крупных сражениях между мусульманами и многобожниками. В битве при Бадре , Билал столкнулся лицом к лицу со своим бывшим хозяином. Он сообщил об этом своим товарищам, которые и убили Умайю ибн Халафа вместе с его сыном .

После смерти пророка Мухаммада, Билал находился в Сирии и участвовал в войнах с византийцами. При взятии мусульманами Иерусалима, он встретил Праведного халифа Умара и вместе с ним вошел в город. Вместе с ними в Иерусалиме находились Абу Убайда ибн аль-Джаррах , Муаз ибн Джабаль , Амр ибн аль-Ас и другие сподвижники пророка .

К концу жизни Билал поселился в Сирии , где и умер в возрасте около 60 лет и не оставил после себя потомков. Незадолго до смерти, он посетил Медину, где встретился с внуками пророка Мухаммада - Хасаном и Хусейном и с другими своими друзьями .

Азан

Билал ибн Рабах является первым муэдзином . Он обладал красивым голосом, за что пророк Мухаммед возложил на него обязанность призывать мусульман к молитве. Согласно преданию Билал прибавил к формуле утреннего азана слова: «ас-Салату хайрун мин ан-наум» (араб. الصلاة خير من النوم ‎, молитва лучше сна ), а когда пророк Мухаммед узнал об этом, то одобрил это. В день завоевания мусульманами Мекки, когда пророк Мухаммад вошел в Каабу и сокрушил всех находившихся там идолов, Билал взобрался на крышу Каабы и произнёс своим красивым голосом азан. После смерти пророка Мухаммеда он всего дважды возвестил азан (при взятии мусульманами Иерусалима и при посещении могилы пророка Мухаммеда в Медине) .

Напишите отзыв о статье "Билал ибн Рабах"

Примечания

  1. Robinson D. // Muslim Societies in African History: [англ. ] . - Cambridge, UK ; New York: Cambridge University Press, 2004. - P. 54-55. - xx, 220 p. - (New approaches to African history). - ISBN 0-521-53366-X .
  2. Robinson D. // Sociétés musulmanes africaines (Les) : Configurations et trajectoires historiques: [фр. ] / Édition française revue et complétée par Jean Schmitz et Jean-Louis Triaud; traduit de l"anglais par Roger Meunier. - Paris: Karthala Editions, 2010. - P. 83. - 310, p. - (Collection 4 Vents). - ISBN 978-2-811-13285-9 .
  3. .
  4. Douglas H. T. // Sufism, Mahdism and nationalism: Limamou Laye and the Layennes of Senegal: [англ. ] . - London; New York, NY: Continuum International Pub. Group, 2012. - P. 27. - viii, 166 p. - ISBN 978-1-4411-6907-5 .
  5. Niane D. T. // Africa from the twelfth to the sixteenth century: [англ. ] / Edit. D. T. Niane / Unesco. International Scientific Committee for the Drafting of a General History of Africa. - L. ; Berkeley, CA: Heinemann; University of California Press, 1984. - P. 129. - xxvii, 751 p. - (General History of Africa - IV). - ISBN 9-231-01710-1 .
  6. Lopes N. Bantos, malês e identidade negra: [порт. ] . - 2a ed. rev. e actualizada. - Belo Horizonte: Autêntica, 2006. - P. 55. - 239 p. - (Coleção Cultura negra e identidades). - ISBN 8-575-26215-7 .
  7. Nasr S. H. The Heart of Islam: Enduring Values for Humanity: [англ. ] . - New York: HarperCollins, 2009. - P. 92. - X, 342, p. - ISBN 0-061-74660-6 .

Литература

  • Али-заде, А. А. Билал аль-Хабаши: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • / ʿArafat W. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
  • Curtis, Edward E. Islam in Black America: identity, liberation, and difference in African-American Islamic thought. - SUNY Press, 2002. - P. 119. - ISBN 0-7914-5370-7 . (англ.)
  • H.M. Ashtiyani. Bilâl d’Afrique, le muezzin du Prophète, Montréal, Abbas Ahmad al-Bostani, la Cité du Savoir. - 1999. - ISBN 2-9804196-4-8 . (фр.)

Ссылки

  • Рахаев Р. / IslamVEvrazii.Ru

Отрывок, характеризующий Билал ибн Рабах

Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск, с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое где кустарника и въехали в березовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и из под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала зеленея первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес и виднее запотели.
Лакей Петр что то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.
– Ваше сиятельство, лёгко как! – сказал он, почтительно улыбаясь.
– Что!
– Лёгко, ваше сиятельство.
«Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено всё уже… как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает… А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб».
На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.
Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.
Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.
Князю Андрею вдруг стало от чего то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Граф Илья Андреич в 1809 м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.
В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!».
Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.

Билал ибн Рабах
араб. بلال بن رباح ‎

Персидская миниатюра из Сиер-и Неби (16 век, Турция), изображающая Билала, призывающего к молитве стоя на Каабе.
Личная информация
Профессия, род деятельности муэдзин
Дата рождения
Место рождения
  • Мекка , Неджд и Хиджаз
Дата смерти
Место смерти
  • Дамаск , Праведный халифат
Место погребения
  • Баб ас-Сагир
Страна
Национальность эфиоп
Вероисповедание ислам
Отец Рабах
Мать Хамама
Дети семь сыновей, старший - Лавало Кейта
Сражения
  • битва при Бадре
  • Завоевание Мекки
События хиджра
Дополнительная информация
Разное первый муэдзин
Билал ибн Рабах на Викискладе
Информация в Викиданных ?

Биография

Его отец, Рабах, был родом из Эфиопии . Мать звали - Хамамой. Билал был рабом одного из влиятельных мекканцев, которого звали Умайя ибн Халаф. Билял был одним из первых мусульман и из-за этого его стали подвергать невыносимым пыткам. Хозяин Билала укладывал его на раскалённый песок и клал на его грудь тяжелый камень, но он стойко переносил все пытки и не отрёкся от ислама. Со временем он был выкуплен Абу Бакром ас-Сиддиком за огромную по тем временам цену. В 622 г. Билял вместе с другими мусульманами совершил хиджру в Медину .

Билал ибн Рабах принимал участие во всех крупных сражениях между мусульманами и многобожниками. В битве при Бадре , Билал столкнулся лицом к лицу со своим бывшим хозяином. Он сообщил об этом своим товарищам, которые и убили Умайя ибн Халафа вместе с его сыном .

После смерти пророка Мухаммада, Билал находился в Сирии и участвовал в войнах с византийцами. При взятии мусульманами Иерусалима, он встретил Праведного халифа Умара и вместе с ним вошел в город. Вместе с ними в Иерусалиме находились Абу Убайда ибн аль-Джаррах , Муаз ибн Джабаль , Амр ибн аль-Ас и другие сподвижники пророка .

К концу жизни Билал поселился в Сирии , где и умер в возрасте около 60 лет. Незадолго до смерти, он посетил Медину, где встретился с внуками пророка Мухаммада(с.а.с) - Хасаном и Хусейном и с другими своими друзьями . По одним данным у него не было детей, а по другим - он оставил после себя семь сыновей, один из которых считается основателем малийской династии Кейта

Азан

Билал ибн Рабах является первым муэдзином . Он обладал красивым голосом, за что пророк Мухаммед возложил на него обязанность призывать мусульман к молитве. Согласно преданию Билал прибавил к формуле утреннего азана слова: «ас-Салату хайрун мин ан-наум» (араб. الصلاة خير من النوم ‎, молитва лучше сна ), а когда пророк Мухаммед узнал об этом, то одобрил это. В день завоевания мусульманами Мекки, когда пророк Мухаммад вошел в Каабу и сокрушил всех находившихся там идолов, Билал взобрался на крышу Каабы и произнёс своим голосом азан. После смерти пророка Мухаммеда он всего дважды возвестил азан (при взятии мусульманами Иерусалима и при посещении могилы пророка Мухаммеда в Медине) .

Примечания

  1. Robinson D. Aprorviation in Visual Culture: Amuletes and Arhitecture // Muslim Societies in African History: [англ. ] . - Cambridge, UK ; New York: Cambridge University Press, 2004. - P. 54-55. - xx, 220 p. - (New approaches to African history). - ISBN 0-521-53366-X .
  2. Robinson D. Rattachement généalogique et concurrence // Sociétés musulmanes africaines (Les) : Configurations et trajectoires historiques: [фр. ] / Édition française revue et complétée par Jean Schmitz et Jean-Louis Triaud; traduit de l"anglais par Roger Meunier. - Paris: Karthala Editions, 2010. - P. 83. - 310, p. - (Collection 4 Vents). - ISBN 978-2-811-13285-9 .
  3. Douglas H. T. Mali // Sufism, Mahdism and nationalism: Limamou Laye and the Layennes of Senegal: [англ. ] . - London; New York, NY: Continuum International Pub. Group, 2012. - P. 27. - viii, 166 p. - ISBN 978-1-4411-6907-5 .
  4. Niane D. T. Mali and the secomd Mandingo expansion // Africa from the twelfth to the sixteenth century: [англ. ] / Edit. D. T. Niane / Unesco. International Scientific Committee for the Drafting of a General History of Africa. - L. ; Berkeley, CA: Heinemann; University of California Press, 1984. - P. 129. - xxvii, 751 p. - (General History of Africa - IV). - ISBN 9-231-01710-1 .
  5. Lopes N. Bantos, malês e identidade negra:

Полное имя этого человека - Биляль ибн Рабах Абу "Абдуллаh. Еще его звали Абу "Абдуль-Кярим, а также Абу "Амру. Его мать звали Х амамаh - она была рабыней одного человека из племени Бану Джумах. А сам Биляль был рабом Умайяh ибн Халяф. Аль-Х абаший - это означает, что по происхождению он с территории Эфиопии.

Биляль был в числе первых принявших Ислам и язычники издевались над ним, но несмотря ни на что, он всегда оказывал поддержку Пророку Мух аммаду, мир Ему, в частности участвовал в битвах Бадр, Ух уд и других. Биляль охранял казну мусульман. Имам Ибн Аль-Джаузий привел в книге «сыфатус-сафуа» («Лучшие люди») историю, переданную от Абу Абдуллаhа Аль-hазаний:

-"Однажды я увидел Биляля и попросил его рассказать, что расходовал Пророк Мух аммад, мир Ему, на себя и на свою семью. Биляль сказал:

-«У Него ничего не было. Я покупал для Него необходимое с момента получения Им Пророчества и до самой Его смерти. И когда к Пророку, мир Ему, подходили бедные и просили одежду, то Он просил меня купить для бедняков одежду и еду»".
Через Биляля передали Х адисы: "Абдуллаh ибн "Умар, Абу "Усман Ан-Наhдий, "Абдур-Рахман ибн Абу Ляйля, Усамаh ибн Зайд, Абу Идрис Аль-Хауляний, Са"ид ибн аль-Мусайяб и другие.
Биляль ибн Рабах был одним из семи человек, которые первыми объявили о том, что они мусульмане. Это сделали, прежде всего, Пророк Мух аммад, мир Ему, затем Абу-Бакр, Биляль, ууhайб, Аммар ибн Ясир, его мать Сумайяh и Хаббаб.
Язычники стали преследовать их, оскорблять, унижать, некоторых избивали. Но Абу Т алиб взял под защиту Пророка Мух аммада, мир Ему, а Абу Бакра защищали его родственники. На остальных язычники одели железные панцири и заставили стоять на солнце. Биляль был самым выносливым. Когда солнце было в зените, хозяин Биляля по имени Умайяh ибн Халяф, велел вывести Биляля на солнцепек и положить на его грудь большой камень. Умайяh сказал Билялю, что так будет до тех пор, пока он не отречется от своей веры или не умрет. Биляль, находясь в таком состоянии, все время повторял: «Ах адун Ах ад», что означает: «Аллаh Один Единственный». Тогда Умайяh надел на шею Биляля веревку и отдал детям, которые тянули его за эту веревку по улицам Мекки среди людей. Но Биляль все равно повторял: , «Ах адун Ах ад».
В книге Ибн Аль-Джау зий «сыфатус-сафуаh» сказано, что "Уру аh ибн Аз-Зубайр передал от своего отца, что У аракаh ибн Наhфаль увидел Биляля, когда его мучили кяфиры. У аракаh подошел к, Умайяh ибн Халяфу и сказал ему: «Клянусь Творцом, что если вы убьете его, это, место будет благословенно и я буду благословляться тут».
Аз-3аhабий в книге «Сияр а"лям ан-нубаля» сказал, что Абу Бакр проходил мимо Биляля когда над ним издевались язычники. Один человек сказал Абу Бакру:

Купите вашего брата Биляля. Абу Бакр выкупил его за 5 укыйя золота и освободил его, по другим источникам за 40 укыйя. После этого язычники сказали ему, что если он требовал, то они отдали бы ему Биляля и за 1 укыйя золота. Абу Бакр ответил, что если бы они попросили за Биляля даже 100 укыйя золота, он бы выкупил его."Умар ибн Аль-Хаттаб всегда повторял: «Абу Бакр наш господин освободил нашего господина (Биляля)».
Аз-Заhабий передал от Анасаи Абу hу"айма и Аль-hайсамий, что Пророк Мух аммад, мир Ему сказал, что Рай скучает по трем людям: "Али, "Аммару и Билялю.
Биляль был первым муаззином. В день «Фатх. Мекка» Пророк Мух аммад, мир Ему, велел Билялю подняться на крышу Ка"бы и читать Азан. Биляль прочитал Азан с крыши Ка"бы.
Абу Ну"айм в книге «Хильятуль-"Аулия», передал, что Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал: «Биляль прекрасный человек, он будет главой муаззинов в, Судный День».
После смерти Пророка Мух аммада, мир Ему, Биляль хотел переселиться в Шам для распространения исламских знаний. Он подошел к праведному Халифу Абу Бакру и попросил у него разрешения для этого. Абу Бакр не разрешил. Биляль спросил:

Ты освободил меня ради себя или ради Аллаhа?. Абу Бакр ответил:

Ради Аллаhа. Биляль сказал:

Разреши мне, ради Аллаhа распространять знания в Шаме». Абу Бакр разрешил и Биляль прожил оставшуюся жизнь в Шаме.
В книге «Табакат» ибн Са"да написано, что люди рода Бану Абу Аль-Букайр подошли к Пророку Мух аммаду, мир Ему, и сказали Ему, что они хотят выдать замуж их сестру. Пророк Мух аммад, мир Ему, предложил Биляля, сказав, что Биляль будет в Раю. И тогда эту девушку выдали замуж за Биляля.

Аз-Заhабий в книге «Ас-Сияр» передал о Биляле ибн Рабах следующую историю: «Когда Биляль был в Шаме, он увидел во сне Пророка Мух аммада, мир Ему, который сказал «О Биляль! Почему ты отдалился от нас, прошло много времени, как мы тебя не видели!»
Когда Биляль проснулся, им овладела тоска, он соскучился по Пророку Мух аммаду, мир Ему. Биляль Аль-Хабащий отправился в Медину с намерением посетить могилу Пророка Мух аммада, мир Ему. И когда приехал стал протирать своё лицо и тело пылью с могилы Пророка, мир Ему, для получения благословения. Это происходило во времена правления "Умара. Ни халиф "Умар, ни кто-либо другой не были против того, что Биляль делал табаррук (благословение реликвиями), благословляясь пылью с могилы Пророка, мир Ему, так как табаррук является дозволенным деянием. К Билялю пришли внуки Пророка Мух аммада Х асан и Х усайн, мир Им. Они сказали:

О Биляль! Мы хотим услышать твой Азан! Биляль поднялся к тому месту, откуда читал Азан во времена Пророка, мир Ему, и когда он начал читать Азан: «Аллаhу Акбар Аллаhу Акбар!» жители Медины вздрогнули от волнения. Когда Биляль читал: «Ашhаду алля иляhа илляллаh» усилилось волнение людей. А когда он прочитал: «Ашhаду анна Мух аммадар Расулюллаh» вышли жители Медины, плача, даже женщины вышли из своих домов. Так сильно люди не плакали со, времени смерти Пророка Мух аммада, мир Ему.
Биляль умер в 20 году hиджры в Дамаске и был похоронен на кладбище Баб Кисан. Это передал Са"д в книге «Ат-Табакат». Аз-Заhабий передал в книге «Ас-Сияр», что когда приблизилась смерть Биляля, он сказал:

Завтра я встречусь с моими любимыми: Пророком Мух аммадом, мир Ему, и Его сподвижниками. Его жена сказала ему:

Мне очень грустно расставаться с тобой. А Биляль ответил:

Мне радостно быть рядом с любимым Пророком, мир Ему.



Что еще почитать