В повседневной жизни нам часто приходится сравнивать дробные величины. Чаще всего это не вызывает каких-либо трудностей. Действительно, всем понятно, что половина яблока больше, чем четверть. Но когда необходимо записать это в виде математического выражения, это может вызвать затруднения. Применяя следующие математические правила, вы легко можете справиться с этой задачей.
Такие дроби сравнивать удобнее всего. В этом случае используйте правило:
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями, но разными числителя, большей будет та, числитель которой больше, а меньшей – та, числитель которой меньше.
Например, сравнить дроби 3/8 и 5/8. Знаменатели в этом примере равны, следовательно, применяем это правило. 3<5 и 3/8 меньше, чем 5/8.
И действительно, если разрезать две пиццы на 8 долей, то 3/8 доли всегда меньше, чем 5/8.
В этом случае сравнивают размеры долей-знаменателей. Следует применять правило:
Если у двух дробей числители равны, то больше та дробь, знаменатель которой меньше.
Например, сравнить дроби 3/4 и 3/8. В этом примере числители равны, значит, используем второе правило. У дроби 3/4 знаменатель меньше, чем у дроби 3/8. Следовательно 3/4>3/8
И действительно, если вы съедите 3 куска пиццы, разделенной на 4 части, то будете более сыты, чем если бы съели 3 куска пиццы, разделенной на 8 частей.
Применяем третье правило:
Сравнение дробей с разными знаменателями нужно привести к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого необходимо привести дроби к общему знаменателю и использовать первое правило.
Например, необходимо сравнить дроби и . Для определения большей дроби приведем эти две дроби к общему знаменателю:
В этом уроке мы научимся сравнивать дроби между собой. Это очень полезный навык, который необходим для решения целого класса более сложных задач.
Для начала напомню определение равенства дробей:
Дроби a /b и c /d называются равными, если ad = bc .
Во всех остальных случаях дроби являются неравными, и для них справедливо одно из следующих утверждений:
Дробь a /b называется большей, чем дробь c /d , если a /b − c /d > 0.
Дробь x /y называется меньшей, чем дробь s /t , если x /y − s /t < 0.
Обозначение:
Таким образом, сравнение дробей сводится к их вычитанию. Вопрос: как не запутаться с обозначениями «больше» (>) и «меньше» (<)? Для ответа просто приглядитесь к тому, как выглядят эти знаки:
Часто в задачах, где требуется сравнить числа, между ними ставят знак «∨». Это - галка носом вниз, что как бы намекает: большее из чисел пока не определено.
Задача. Сравнить числа:
Следуя определению, вычтем дроби друг из друга:
В каждом сравнении нам потребовалось приводить дроби к общему знаменателю. В частности, используя метод «крест-накрест» и поиск наименьшего общего кратного. Я намеренно не акцентировал внимание на этих моментах, но если что-то непонятно, загляните в урок «Сложение и вычитание дробей » - он совсем легкий.
В случае с десятичными дробями все намного проще. Здесь не надо ничего вычитать - достаточно просто сравнить разряды. Не лишним будет вспомнить, что такое значащая часть числа. Тем, кто забыл, предлагаю повторить урок «Умножение и деление десятичных дробей » - это также займет буквально пару минут.
Положительная десятичная дробь X больше положительной десятичной дроби Y , если в ней найдется такой десятичный разряд, что:
- Цифра, стоящая в этом разряде в дроби X , больше соответствующей цифры в дроби Y ;
- Все разряды старше данного у дробей X и Y совпадают.
Другими словами, мы последовательно просматриваем десятичные разряды и ищем различие. При этом большей цифре соответствует и большая дробь.
Однако это определение требует пояснения. Например, как записывать и сравнивать разряды до десятичной точки? Вспомните: к любому числу, записанному в десятичной форме, можно приписывать слева любое количество нулей. Вот еще пара примеров:
Конечно, в приведенных примерах с нулями был явный перебор, но смысл именно такой: заполнить недостающие разряды слева, а затем сравнить.
Задача. Сравните дроби:
- 0,029 ∨ 0,007;
- 14,045 ∨ 15,5;
- 0,00003 ∨ 0,0000099;
- 1700,1 ∨ 0,99501.
По определению имеем:
К сожалению, приведенная схема сравнения десятичных дробей не универсальна. Этим методом можно сравнивать только положительные числа . В общем же случае алгоритм работы следующий:
Ну как, неслабо? Сейчас рассмотрим конкретные примеры - и все станет понятно.
Задача. Сравните дроби:
- 0,0027 ∨ 0,0072;
- −0,192 ∨ −0,39;
- 0,15 ∨ −11,3;
- 19,032 ∨ 0,0919295;
- −750 ∨ −1,45.
Задачи урока:
Этапы урока:
1. Организационный.
Начнем урок словами французского писателя А.Франса: “Учиться можно весело….Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Последуем этому совету, постараемся быть внимательными, будем поглощать знания с большим желанием, т.к. они пригодятся нам в дальнейшем.
2. Актуализация знаний учащихся.
1.)Фронтальная устная работа учащихся.
Цель: повторить пройденный материал, требующийся при изучении нового:
А) правильные и неправильные дроби;
Б) приведение дробей к новому знаменателю;
В) нахождение наименьшего общего знаменателя;
(Проводится работа с файлами. Учащиеся имеют их в наличии на каждом уроке. На них пишут ответы фламастером, а за тем ненужная информация стирается.)
Задания для устной работы.
1. Назвать лишнюю дробь среди цепочки:
А) 5/6; 1/3; 7/10; 11/3; 4/7.
Б) 2/6; 6/18; 1/3; 4/5; 4/12.
2. Привести дроби к новому знаменателю 30:
1/2; 2/3; 4/5; 5/6; 1/10.
Найти наименьший общий знаменатель дробей:
1/5 и 2/7; 3/4 и 1/6; 2/9 и 1/2.
2.) Игровая ситуация.
Ребята, наш знакомый клоун (учащиеся познакомились с ним в начале учебного года) попросили меня помочь решить ему задачу. Но я считаю, что вы, ребята, сможете без меня помочь нашему другу. А задача следующая.
“Сравнить дроби:
а) 1/2 и 1/6;
б) 3/5 и 1/3;
в) 5/6 и 1/6;
г) 12/7 и 4/7;
д) 3 1/7 и 3 1/5;
е) 7 5/6 и 3 1/2;
ж) 1/10 и 1;
з) 10/3 и 1;
и) 7/7 и 1.”
Ребята, чтобы помочь клоуну, чему мы должны научиться?
Цель урока, задачи (учащиеся формулируют самостоятельно).
Учитель помогает им, задавая вопросы:
а) а какие из пар дробей мы сможем уже сравнить?
б) какой инструмент для сравнения дробей нам необходим?
3. Ребята в группах (в постоянных разноуровневых).
Каждой группе выдается задание и инструкция к его выполнению.
Первая группа: Сравнить смешанные дроби:
а) 1 1/2 и 2 5/6;
б) 3 1/2 и 3 4/5
и вывести правило равнения смешанных дробей с одинаковыми и с разными целыми частями.
Инструкция: Сравнение смешанных дробей (используется числовой луч)
Вторая группа: Сравнить дроби с разными знаменателями и разными числителями. (использовать числовой луч)
а) 6/7 и 9/14;
б) 5/11 и 1/22
Инструкция
Третья группа: Сравнение дробей с единицей.
а)2/3 и 1;
б) 8/7 и 1;
в)10/10 и 1 и сформулировать правило.
Инструкция
Рассмотрите все случаи: (используйте числовой луч)
а) Если числитель дроби равен знаменателю, ………;
б) Если числитель дроби меньше знаменателя,………;
в) Если числитель дроби больше знаменателя,………. .
Сформулируйте правило.
Четвертая группа: Сравните дроби:
а) 5/8 и 3/8;
б) 1/7 и 4/7 и сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковым знаменателем.
Инструкция
Используйте числовой луч.
Сравните числители и сделайте вывод, начиная словами: “Из двух дробей с одинаковыми знаменателями……”.
Пятая группа: Сравните дроби:
а) 1/6 и 1/3;
б) 4/9 и 4/3, используя числовой луч:
0__.__.__1/6__.__.__1/3__.__.4/9__.__.__.__.__.__.__.__.__.__1__.__.__.__.__.__4/3__.__
Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.
Инструкция
Сравните знаменатели и сделайте вывод, начиная со слов:
“Из двух дробей с одинаковыми числителями………..”.
Шестая группа: Сравните дроби:
а) 4/3 и 5/6; б) 7/2 и 1/2, используя числовой луч
0__.__.__1/2__.__5/6__1__.__4/3__.__.__.__.__.__.__.__.__.__.__.__.__7/2__.__
Сформулируйте правило сравнения правильных и неправильных дробей.
Инструкция.
Подумайте, какая дробь всегда больше, правильная или неправильная.
4. Обсуждение выводов, сделанных в группах.
Слово каждой группе. Формулировка правил учащихся и сравнение их с эталонами соответствующих правил. Далее выдаются распечатки правила сравнения различных видов обыкновенных дробей каждому учащемуся.
5. Возвращаемся к задаче, поставленной в начале урока. (Решаем задачу клоуна вместе).
6. Работа в тетрадях. Используя правила сравнения дробей, учащиеся под руководством учителя сравнивают дроби:
а) 8/13 и 8/25;
б)11/42 и 3/42;
в)7/5 и 1/5;
г) 18/21и 7/3;
д) 2 1/2 и 3 1/5 ;
е) 5 1/2 и 5 4/3;
(возможно приглашение ученика к доске).
7. Учащимся предлагается выполнить тест по сравнению дробей на два варианта.
1 вариант.
1) сравнить дроби: 1/8 и 1/12
а) 1/8 > 1/12;
б) 1/8 <1/12;
в) 1/8=1/12
2) Что больше: 5/13 или 7/13?
а) 5/13;
б) 7/13;
в) равны
3) Что меньше: 2\3 или 4/6?
а) 2/3;
б) 4/6;
в) равны
4) Какая из дробей меньше 1: 3/5; 17/9; 7/7?
а) 3/5;
б) 17/9;
в) 7/7
5) Какая из дробей больше 1: ?; 7/8; 4/3?
а) 1/2;
б) 7/8;
в) 4/3
6) Сравнить дроби: 2 1/5 и 1 7/9
а) 2 1/5<1 7/9;
б) 2 1/5 = 1 7/9;
в) 2 1/5 >1 7/9
2 вариант.
1) сравнить дроби: 3/5 и 3/10
а) 3/5 > 3/10;
б) 3/5<3/10;
в) 3/5=3/10
2) Что больше: 10/12или1/12?
а) равны;
б) 10/12;
в) 1/12
3) Что меньше: 3/5 или 1/10?
а) 3/5;
б) 1/10;
в) равны
4) Какая из дробей меньше 1: 4/3;1/15;16/16?
а) 4/3;
б) 1/15;
в) 16/16
5) Какая из дробей больше 1: 2/5;9/8 ;11/12 ?
а) 2/5;
б) 9/8;
в) 11/12
6) Сравнить дроби: 3 1/4 и 3 2/3
а) 3 1/4=3 2/3;
б) 3 1/4 > 3 2/3;
в) 3 1/4 < 3 2/3
Ответы к тесту:
1 вариант: 1а, 2б, 3в, 4а, 5б, 6а
2 вариант: 2а, 2б, 3б, 4б, 5б, 6в
8. Еще раз возвращаемся к цели урока.
Проверяем правила сравнения и даем дифференцированное домашнее задание:
1,2,3 группы – придумать на каждое правило сравнение по два примера и решить их.
4,5,6 группы - №83 а,б,в, №84 а,б,в (из учебника).
Сравнение дробей. В этой статье разберём различные способы используя которые можно сравнить две дроби. Рекомендую посмотреть весь по дробям и изучать последовательно.
Прежде чем показать стандартный алгоритм сравнения дробей давайте разберём некоторые случаи, в которых сразу глядя на пример можно сказать которая из дробей будет больше. Здесь нет особой сложности, немного аналитики и всё готово. Посмотрите на следующие дроби:
В строке (1) сразу можно определить какая дробь больше, в строке (2) это сделать затруднительно и тут применим «стандартный» (или его можно назвать наиболее часто применяемым) подход для сравнения.
Способ первый – аналитический.
1. Перед нами две дроби:
Числители равны, знаменатели неравны. Какая из них больше? Ответ очевиден! Больше та, у которой меньше знаменатель, то есть три семнадцатых. Почему? Простой вопрос: Что больше – одна десятая часть от чего либо или одна тысячная? Конечно же, одна десятая.
Получается, что при равных числителях больше та дробь, у которой меньше знаменатель. Не имеет значения стоят ли в числителях единицы или другие равные числа, суть не меняется.
Дополнительно к этому можно добавить следующий пример:
Какая из данных дробей больше (х положительное число)?
На основании уже представленной информации не трудно сделать вывод.
*Знаменатель первой дроби меньше, значит она больше.
2. Теперь рассмотрим вариант когда в одной из дробей числитель больше знаменателя. Пример:
Понятно, что первая дробь больше единицы, так как числитель больше знаменателя. А вторая дробь меньше единицы, поэтому без вычислений и преобразований можем записать:
3. При сравнении некоторых обыкновенных неправильных дробей явно видно, что у одной из них целая часть больше. Например:
В первой дроби целая часть равна трём, а во второй единице, поэтому:
4. В некоторых примерах также явно видно какая дробь больше, например:
Видно, что первая дробь меньше 0,5. Почему? Если выразить подробно, то:
а вторая больше 0,5:
Поэтому можно ставить знак сравнения:
Способ второй. «Стандартный» алгоритм сравнения.
Правило! Чтобы сравнить две дроби, необходимо чтобы знаменатели были равны. Тогда сравнение осуществляется по числителям. Больше будет та дробь, у которой больше числитель.
*Это и есть основное ВАЖНОЕ ПРАВИЛО, которым пользуются для сравнения дробей.
Если даны две дроби с неравными знаменателями, то необходимо их привести к такому виду, чтобы они были равны. Для этого используется дроби.
Сравним следующие дроби (знаменатели неравны):
Приведём их:
Как привести дроби к равным знаменателям? Очень просто! Умножаем числитель и знаменатель первой дроби на знаменатель второй, а числитель и знаменатель второй дроби на знаменатель первой.
Ещё примеры:
Обратите внимание, что знаменатель вычислять не обязательно (видно что они равны), для сравнения достаточно вычислить только числители.
*Все дроби, которые мы рассмотрели выше (первый способ) можно сравнить также используя этот подход.
На этом можно было бы закончить … Но есть ещё один «беспроигрышный» способ сравнения.
Способ третий. Деление столбиком.
Посмотрите пример:
Согласитесь, что для того чтобы привести к общему знаменателю и затем сравнить числители необходимо выполнить относительно объёмные вычисления. Используем следующий подход — выполним деление столбиком:
Как только мы обнаруживаем разницу в результате, то процесс деления можно остановить.
Вывод: так как 0,12 больше чем 0,11, то вторая дробь будет больше. Таким образом, можно поступать со всеми дробями.
На этом всё.
С уважением, Александр.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом