Какие намазы можно совмещать путнику. Что делать, если нет возможности совершать намаз на работе? Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Когда путник может совмещать и сокращать намазы Вопрос: Объясните, пожалуйста, как и в каких случаях путник может совмещать и сокращать намазы? Ответ: Если путь человека составляет не менее 80 км 640 м. и цель его путешествия дозволена шариатом, то можно совмещать обеденный намаз с послеобеденным и вечерний с ночным. Если время первого из двух совмещаемых намазов подходит к концу, то лучше его перенести на время второго, если нет, то предпочтительнее перенести второй намаз на время первого. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний с обеденным и наоборот. Если намаз, время которого еще не наступило, переносится к предыдущему, то есть послеобеденный – к обеденному, или ночной – к вечернему, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и составлять не менее 80 км 640 м., необходимо соблюсти ещё три условия: 1. очерёдность выполнения намазов; Сначала совершают текущий намаз, затем последующий. Если выяснится, что текущий своевременный намаз нарушился, то нарушается и последующий, который был перенесен к первому. 2. вначале текущего намаза или во время него нужно иметь намерение сразу совершить следующий намаз, совмещённо. 3. непрерывное совершение обоих намазов – таким образом, чтобы пауза между ними не была длительной. Время, необходимое для чтения икамата, не противоречит этому условию. Если из этих трёх условий отсутствует хотя бы одно, то перенос намазов на время предыдущего не допускается. При совершении обоих намазов (обеденного и послеобеденного) во время обеденного намаза нужно делать намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенося к нему послеобеденный». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и произносит намерение для послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз, перенеся его к обеденному намазу». Таков же порядок и при переносе ночного намаза на вечерний. При переносе текущих намазов на время последующих, то есть обеденного на послеобеденный либо вечернего на ночной, необходимо соблюсти только одно условие: до истечения времени первого намаза необходимо намереваться перенести этот намаз на время следующего. Если путник не сделает такого намерения до наступления времени следующего намаза, то ему за это запишется грех и его намаз будет считаться пропущенным. При совершении обоих намазов в послеобеденное время намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенеся его к послеобеденному». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и делает намерение на послеобеденный намаз: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз». Таков же порядок при переносе вечернего намаза на ночной. Отдел фетв при Муфтияте РД

Вопрос: Ассаламу алейкум, уважаемый шейх!
Хочу вас попросить дать подробное разъяснение относительно совмещения намазов как в сафаре , так и просто без причины, как это делал Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует!) Нам наши братья из других мазхабов приводят на это далилем следующие хадисы Расулюллах (САС):
В одном из риваятов Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал между Зухр и Аср намазами; между Магриб и Иша намазами не по причине страха и путешествия» (Муслим, 705-49).
А в другом риваяте Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал в Медине между Зухр (обеденным) и Аср (послеполуденным) намазами; между Магриб (вечерним) и Иша (ночным) намазами не по причине страха и дождя» (Муслим, 705-54).
Один из передатчиков хадиса, Саид ибн Джубейр, спросил Ибн Аббаса: «Что послужило причиной этому?» Сказал ибн Аббас: «Тем самым он, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел ставить свою общину в затруднительное положение».
Все эти хадисы достоверны, и в отношении них нет никаких проблем. Тогда как же можно объединить эти риваяты с остальными аятами и хадисами? Нас же в медресе учили, что совмещать намазы в начале времени одного из намазов нельзя по нашему мазхабу Абу Ханифы, что можно только объединять намазы перед концом времени одного намаза, а потом как зайдет время другого намаза сразу читать следующий намаз.
Вопрос (отвечать прошу исходя из мазхаба Абу Ханифы с учетом иджмы современных ученых этого мазхаба):
Можно ли совмещать намазы:
а) без причины, а также в сафаре, во время дождя,
б) а также из-за того, что летом между намазом иша и фаджр у нас в России промежуток всего 2-3 часа, а надо с утра бежать на работу, иначе не выспишься, и в полдень глаза просто закрываются?
в) а также по причине, что наши студенты испытывают трудности, чтобы прочитать намаз вовремя, можно ли им объединять зухр с асром и магриб с иша в зимнее время, когда у нас в России практически все намазы идет один за другим и заканчиваются уже в 16-17 часов?
г) Должны ли мы принимать (следовать им) достоверные хадисы сахих относительно совмещения намазов или же твердо придерживаться мнения Абу Ханифы? (Россия, Татарстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Перед тем как приступить к прочтению данного ответа, мы рекомендуем Вам углубить свои знания по теме важности следования мазхабу, ознакомившись с фетвой «Как выбрать мазхаб?» .

а) Следует понимать, что твердо установленным принципом ханафитского мазхаба является следующее: каждый из четырех источников шариата (исламского кодекса) ценится в соответствии с занимаемым им местом среди них. Четырьмя источниками шариата, о которых идет речь, являются:

2. хадисы,

3. иджма (единогласное решение мусульманских правоведов),

4. кыяс (рассуждения по аналогии).

Ни один мусульманин не может сомневаться в превосходстве Корана над хадисами, а также в превосходстве хадисов над иджмой и кыясом. Поэтому если вывод из иджмы или кыяса противоречит Корану и хадисам, то иджма и кыяс в этом случае не принимаются в расчет.

Такая же ситуация и с хадисами: если какой-то хадис внешне противоречит одному из аятов Священного Корана, и согласовать их не получается, то в этом случае вердикт Священного Корана будет рассматриваться как превосходящий по сравнению с видимым значением хадиса, который, как кажется, противоречит Корану. Если же их можно согласовать, то все остается как есть.

В рассматриваемом вопросе процитированный Вами хадис внешне противоречит следующему аяту Священного Корана:

إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

Воистину, намаз предписан верующим в определенное время. (Коран, 4:103)

Если бы не удалось согласовать хадис с аятом, мы были бы обязаны временно оставить хадис и действовать в соответствии с аятом. Однако, к счастью, в данном случае ханафитские факихи (правоведы) правомерно согласовали их в свете других хадисов. Они постановили следующее: поскольку аят Корана явно говорит о том, что намаз нужно исполнять в определенное для него время, те хадисы, которые на первый взгляд противоречат ему, наверняка не имеют хакики (буквального) значения. То есть они должны иметь маджази (переносный) смысл, заключающийся в том, что под объединением намазов подразумевается лишь их видимое (джамг ас-сури), а не настоящее объединение. Это подтверждается другими хадисами, гласящими, что пророк ﷺ совершал магриб-намаз в конце положенного времени, а иша-намаз – в самом начале предписанного времени. Внешне это выглядит как объединение, а в реальности таковым не является.

Существует много хадисов по данной теме, которые рассматривались четырьмя мазхабами. Как говорилось ранее, ханафитские ученые постановили, что все хадисы, относящиеся к данному вопросу, основаны на «видимом объединении» (джамг ас-сури), а не на «настоящем объединении» (джамг аль-хакики). Такая позиция основана на том факте, что нам велено совершать каждый намаз вовремя, и хадисах от Ибн Масуда, которые разъясняют, что пророк ﷺ никогда не объединял намазы (исполняя один из них вне положенного для него времени), кроме как на Арафате и в Муздалифе во время хаджа.

Обратите внимание на следующие хадисы:

عن عائشة: «أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يؤخر الظهر، ويعجل العصر ، ويؤخر المغرب، ويعجل العشاء في السفر»

1. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщает, что, будучи в пути, посланник Аллаха ﷺ задерживал зухр, а аср-намаз совершал пораньше, и что он задерживал магриб и пораньше совершал иша-намаз. (Ахмад. Муснад. – Хадис 25039; Тахави; данный хадис был признан хадисоведом Нимави в качестве хасан-хадиса: Асар-ус-сунна. – Стр. 432)

عن نافع، وعبد الله بن واقد، أن مؤذن ابن عمر، قال: الصلاة، قال: سر سر، حتى إذا كان قبل غيوب الشفق نزل فصلى المغرب، ثم انتظر حتى غاب الشفق وصلى العشاء، ثم قال: «إن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان إذا عجل به أمر، صنع مثل الذي صنعت، فسار في ذلك اليوم والليلة مسيرة ثلاث»

2. Ученики господина Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах) сообщили, что, находясь в пути, он однажды совершил магриб-намаз ровно перед окончанием его времени (перед исчезновением линии горизонта), потом он подождал начала времени для иша-намаза, и далее совершил и его. После этого он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ делал то же самое, когда он спешил в пути». (Абу Дауд. Сунан. – Хадис 1212; имам Нимави отнес данный хадис к категории «сахих» (достоверных): Асар-ус-сунна. – Стр. 434)

أخبرني عبد الله بن محمد بن عمر بن علي بن أبي طالب، عن أبيه، عن جده، أن عليا رضي الله عنه كان إذا سافر سار بعد ما تغرب الشمس حتى تكاد أن تظلم، ثم ينزل فيصلي المغرب، ثم يدعوا بعشائه فيتعشى، ثم يصلي العشاء، ثم يرتحل، ويقول: «هكذا كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصنع»

3. Господин Умар ибн Али (да будет доволен им Аллах), сын господина Али (да будет доволен им Аллах), сообщает, что, когда бы Али (да будет доволен им Аллах) ни был в пути, он продолжал передвижение вплоть до того момента, когда оставалось совсем немного времени до наступления темноты (окончания магриб-времени). В этот момент он совершал магриб-намаз. Далее он кушал, и после этого исполнял иша-намаз. Господин Али (да будет доволен им Аллах) также говорил, что так поступал посланник Аллаха ﷺ. (Абу Дауд. Сунан. – Хадис 1234; хадисовед Нимави отнес данный хадис к категории «сахих»: Асар-ус-сунна. – Стр. 435)

عن عبد الله رضي الله عنه قال: ما رأيت النبي صلى الله عليه وسلم صلى صلاة بغير ميقاتها، إلا صلاتين: جمع بين المغرب والعشاء، وصلى الفجر قبل ميقاتها " أن جابر بن عبد الله قال: «دفع رسول الله صلى الله عليه وسلم حتى انتهى إلى المزدلفة فصلى بها المغرب والعشاء بأذان وإقامتين، ولم يصل بينهما شيئا»

4. Еще одним хадисом, дополнительно подтверждающим ханафитскую позицию по данному вопросу, является хадис, записанный имамом Бухари в сборнике «Сахих» (хадис 1682), в котором говорится, что господин Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел посланника Аллаха ﷺ совершающим какой бы то ни было намаз вне предписанного времени за исключением магриба и иша, и фаджра (данные намазы совершались во время хаджа в Муздалифе: см. Насаи. – Том 2, стр. 44)». Данный хадис указывает на то, что пророк ﷺ никогда не совершал намазы вне предписанного времени за исключением двух случаев в своей жизни. Учитывая этот факт, становится понятно, почему господин Ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) предупреждал, что совершение двух намазов в одно время – большой грех. (Мухаммад. Муватта. – Том 1, стр. 572)

5. В другом хадисе от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) говорится: «Посланник Аллаха ﷺ объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершая иша сразу после начала его времени». (Ибн Абу Шейба. Мусаннаф, 2:458)

عن ابن عباس، قال: «صليت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم ثمانيا جميعا، وسبعا جميعا» ، قال: قلت: يا أبا الشعثاء، «أظنه أخر الظهر، وعجل العصر، وأخر المغرب، وعجل العشاء» ، قال: «وأنا أظن ذلك»

6. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает: «Я совершил вместе восемь ракаатов [четыре ракаата зухр и четыре ракаата аср] и вместе семь ракаатов [три ракаата магриб и четыре ракаата иша] с посланником Аллаха». [Один из передатчиков говорит:]. Я спросил Абу-Шаса: «Полагаю, он отложил зухр [до окончания его времени] и совершил аср сразу после начала времени, а также отложил магриб [аналогичным образом] и совершил иша пораньше». Тот ответил: «Я тоже так думаю». (Муслим. Сахих, 1:246; Ибн Абу Шейба. Мусаннаф. – Хадис № 8227)

Данный хадис, приведенный в сборнике «Сахих Муслим», очень четко описывает объединение двух намазов. Способ, описанный рассказчиком, называется джамг ас-сури.

Как видим, способ объединения намазов, о котором говорится в данных хадисах, – это исключительно джамг ас-сури. Это общепринятый способ, который никто никаким образом не оспаривает. Разве можно возражать против совершения двух намазов вместе, если это производится так, что не приводит к совершению намаза до или после предписанного времени? Несомненно, это самый безопасный способ объединения двух намазов, и наиболее уместно было бы объяснить хадисы об объединении намазов с помощью данного способа.

Также общеизвестно, что фаджр-намаз не должен совершаться до наступления предписанного времени и не должен преднамеренно откладываться для совершения после завершения данного времени. Точно так же обстоит дело и с другими намазами, которые не должны совершаться вне предписанного времени, и тем более не надо считать это сунной. Это указывает на то, что способом объединения двух намазов по Сунне является джамг ас-сури, что обосновывается посредством Корана и хадисов. Таково ханафитское мнение по данному вопросу.

б) Даже при таких обстоятельствах исполнение намазов иша и фаджр в одно время непозволительно. При этом дозволяется задерживать иша вплоть до того момента, когда остается совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и, как только время для иша заканчивается, и начинается время для фаджр, можно совершить фаджр-намаз. Этот способ позволит человеку преодолеть трудности, связанные с прерыванием сна.

в) И в данном случае объединение намазов недопустимо. Студентам нужно внимательно ознакомиться со своим расписанием, чтобы выделить несколько минут на намаз. Это несложно и займет всего лишь несколько минут. Зухр и аср можно прочитать вместе, при этом зухр можно прочитать незадолго до начала шафиитского времени аср. Далее они могут прочитать аср-намаз, сразу как только начнется время аср по шафиитскому мазхабу, поскольку это тоже является одним из мнений ханафитского мазхаба.

г) Если Вы ознакомились с вышеприведенными хадисами, то Вы уже поняли, что мазхаб имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха) полностью соответствует достоверным хадисам.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Многие мусульмане сталкиваются с такой проблемой отсутствия специально отведенных для намаза мест на работе и мечети поблизости. И из-за этого им приходится пропускать молитвы и восполняют пропущенный намаз дома. И пока нет возможности сменить работу. Такие мусульмане задаются вопросом, если нет возможности молиться на работе, могут ли они восполнить их по возвращении домой.

Первое, о чем стоит помнить в такой ситуации, – это то, что намаз можно совершать в любом чистом месте. Вся Планета, каждый ее уголок является местом поклонения. Намаз можно совершить в любом чистом углу в офисе, при отсутствии специально отведенной для этого комнаты, например, в конференц-зале, столовой, даже в гардеробной.

Что же касается откладывания намаза, то мусульманину запрещается отлагать свои молитвы от времени, в котором оно предписано, без существенных на это причин. Работа не является оправданием для откладывания намаза на потом. В Коране сказано:

Искренний верующий не допустит, чтобы работа отвлекла его от поминания Аллаха и совершения регулярного намаза. В Коране Всевышний Аллах сказал:

«Мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (24:37).

Чтобы найти время для совершения намаза, невозможно работать длинный промежуток времени без перерыва. Вы можете сократить ваше обеденное время и использовать пять минут для каждого намаза. Если перерыв не совпадает со временем намаза, можно попросить другое время перерыва.

Вам следует попробовать все возможные средства, даже если это может причинить некоторые неудобства, как например, вам придется работать сверхурочно. И все потому что духовность и душевный покой, который вы обретете от совершения намаза в нужное время, заставит вас забыть о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь.

Если не остается других вариантов, вы можете отложить зухр-намаз до пяти минут до времени аср и совершить два намаза одновременно. Если намаз-магриб совпадает со временем работы, вы также можете отложить его до пяти минут до иша-намаза. Ибн Аббас передал:

«Посланник Аллаха (мир ему) часто совмещал зухр и аср намазы и магриб и иша намазы, из-за того, что находился в странствии».

Если случилось так, что вы пропустили намаз или отложили его на момент, когда его время уже вышло, то следует совершить покаяние, попросить прощения у Аллаха, и совершить приумноженное количество дополнительных молитв и благих деяний. В Коране сказано:

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (19:59-60).

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (3:135).

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмешать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеден-ный и наоборот.
Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то еще во время обеденного намаза нужно сделать намерение сердцем о том, что я этот намаз перенес на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он считается пропущенным.
Во время совершения обоих намазов в послеобеденное время читают намерение: "Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз". После салама вста-ют, читают икамат и произносят намерение "Я намереваясь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз". Вместе с переносом можно намазы и сокращать. Но при вступлении в каждый намаз, в намерении добавляют еще и слово «сокращая». Например: "Я намереваюсь совершить обеденный намаз, с переносом на послеобеденный, сокращая оба намаза". Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама читают икамат и делает намерение: "Я намереваюсь совершить после - обеденный намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая". Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом. Вот такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или ночного на вечерний тоже. Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1.При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить совмещая и второй намаз.
2.Между обеими намазами читается только икамат, и не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.
3. Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз.

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечерний на ночной, необходимо одно условие. Это до истечении срока первого намаза нужно сердцем иметь намерение о переносе намаза. Других условий нет.

Совершение намазов первый первым, второй вторым, совершение подряд, намерение совершить оба намаза, с переносом для намазов, перенесенных назад, не обязательно при переносе намаза назад но это является суннатом.

На счет того, что достойнее, переносить вперед намазы или отложить до второго намаза. Если во время раннего (переднего) намаза находятся на дороге, то лучше перенести на второй намаз, т.е. назад, а если отдыхают во время первого (переносимых) намазов, то лучше перенести следующий намаз вперед.
При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершит передние ратибаты, а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Я не знаю, откуда они это взяли. При выходе из дома не надо читать
особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место куда он едет и расстояние путешествия будет не меньше от 92 км. Этот человек без особого для пути может переносить и сокращать намазы.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать нама-зы, нужно пройти границу своего села (города). После прибытия в свое село (город) по окончании пути, тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не считается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытию в пути в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что не считая день прибытия и отъезда должен остаться здесь четыре дня, то здесь тоже путешествие заканчивается и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Затем, если он хочет дальше ехать нужно выяснить расстояние от этого города, до места, куда отправляешься (т.е. хватает 92 км.).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если не хватает, то нельзя. Но если на этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса (т.е. сегодня, завтра решится) час от часу он проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама Шафии.

Хотя Шариат и разрешает переносить намазы, при возмож-ности если не опаздывают, не затрудняет, спутники тоже довольны, лучше каждый намаз совершать в свое время. Это для того, чтобы выйти из расхождения во мнениях имамов, ибо имам Абу Ханифа, который не разрешает переносить намазы кроме как находясь на Арафате и Муздалифе.

Но и последователям мазхаба имама Абу Ханифы в безвыходных ситуациях, если невозможно совершить каждый намаз вовремя, можно переходя в другие мазхабы и переносить намазы.

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» (Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я"ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" - "Мы ведь в безопасности сейчас?!", на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ". (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас"уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока - намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять - делается намаз стоя, нет - то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).



Что еще почитать