Киевская Русь в XI–XII веках. Раздробленность Руси XII — XIII вв. Русь в борьбе против шведской и немецкой агрессии

(1103 - 1120 гг). 11 апреля в районе города Сутень (к востоку от днепровских порогов) произошло сражение войска под командованием русских князей Святополка и Владимира Мономаха с половецким войском под командованием хана Урусобы. В начале сражения русские окружили половецкий авангард под ко­мандованием богатыря Алтунопы и полностью истребили его. Затем, ободренные успехом, они обрушились на главные по­ловецкие силы и нанесли им сокрушительное поражение. По свидетельству летописца, никогда еще русские не одержива­ли столь блестящей победы над половцами. В битве пали Урусоба и 19 других ханов. Эта победа положила начало наступательным действиям русских против половцев.

Липицкая битва 1176 года - в этом году ростовчане и их бояре, зная о скорой кончине больного великого кн. владимирского Михаила (Михалка) Юрьевича, послали в Новгород Великий за сидевшим там кн. Мстиславом Ростиславичем. Тот немедленно прибыл в Ростов и, собрав рать, двинулся к Владимиру, желая занять город и предупредив тем самым избрание др. претендентов на великий стол. Но владимирцы уже целовали крест брату Михалка - Всеволоду Большое Гнездо, который двинул свои войска навстречу Мстиславу. Из Суздаля Всеволод сделал попытку примириться с Мстиславом. Он предложил остаться каждому в том городе, который его избрал, Суздаль же сам пусть выбирает князем кого захочет. Получив отказ, Всеволод у Юрьева-Польского соединился с переяславцами. Между тем Мстислав уже шёл на Всеволода. Битва произошла 27 июня у Юрьева, между реками Липица и Гза. Всеволод наголову разбил войско Мстислава, который с большим уроном бежал в Ростов.

Карты:

Примечания

Переяславль-Залесский - древнерусский город на берегу Плещеева озера (ныне р. ц. Ярославской области Переславль-Залесский). Основан в 1152 году Юрием Долгоруким в качестве крепости, прикрывавшей Ростово-Суздальскую землю. В 1175 -1302 годы - столица Переяславского княжества. Здесь составлен Летописец Переяславля-Суздальского. В 1302 году вошёл в состав Московского княжества. Неоднократно разрушался: в 1238 году татарами Бату-хана, в 1293 году городецким князем Андреем Александровичем, в 1382 году ханом Тохтамышем, в 1408 году эмиром Едигеем. Город украшен многими храмами и монастырями. Первый храм был заложен основателем города (1152) и получил имя Спас-Преображенский. В 1585 году построена шатровая церковь Петра-митрополита. В XVI веке воздвигнуты Горицкий и Данилов монастыри. В окрестностях города сохранились земляные валы городка Клещино (XII в.).

Дмитров - древнерус. город на р. Яхроме. Впервые упом. летописями (ок. 1154 в связи с рождением у сузд. кн. Юрия Долгорукого сына Всеволода Большое Гнездо, имевшего церк. имя Димитрий, в честь которого Дмитров и был построен. В 1180 г. его сжёг черниг. кн. Святослав Всеволодич. Дважды (1238 и 1293) был сожжён и опустошён татаро-монголами. В 1272 г. Дмитровом владел гал.-дмитров. кн. Давыд Константинович, затем -его сын Борис Давидович и внук Дмитрий Иванович, которого с Дмитров, удела согнал Дмитрий Иванович Донской. В XIII - XIV вв. Дмитров - центр одноимённого удел. кн-ва. С кон. XIV в. и до самой смерти (1428) им владел сын Дмитрия Донского - Петр Дмитриевич, после чего Дмитров был присоединён к Москве.

Салница (Русско-половецкие войны, XI-XIII вв.). Река в Донских степях, в районе которой 26 марта 1111 г. произошла битва между объединенным войском русских князей под командованием князя Владимира Мономаха (до 30 тыс. чел.) и половецким войском. Исход этого кровопролитного и отчаянного, по свидетельству летописи, сражения решил своевременный удар полков под командованием князей Вла­димира Мономаха и Давыда Святославича. Половецкая конница попыталась отрезать русскому войску путь домой, но в ходе сражения потерпела сокрушительное поражение. Согласно легенде, русским воинам помогали разить неприяте­лей небесные ангелы. Битва на Салнице стала крупнейшей победой русских над половцами. Никогда еще со времен по­ходов Святослава (X в.) русские воины не заходили так дале­ко в восточные степные районы. Эта победа способствовала росту популярности Владимира Мономаха - главного героя похода, весть о котором дошла «даже до Рима».

Факторы, которые вызвали распад Киевской Руси, многообразны. Сложившаяся к тому времени система натурального хозяйства в экономике, способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь продукт, который она производила. Какой-либо значительный товарный обмен отсутствовал.

Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали социально-политические предпосылки. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс "оседания дружины на землю".

В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту. Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; рента взимается собственником земли с тех, кто проживает на этой земле и пользуется ею. В этот период изменяется система государственного управления: десятичная заменяется дворцово-вотчинной. Формируются два центра управления: дворец и вотчина. Все придворные чины (Кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно являются государственными должностями в пределах каждого отдельного княжества, земли, удела и пр.

Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы.

Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути "из варяг в греки", объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад. В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает свое значение славянского государственного центра. Но уже в XII в. от него отделяется целый ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств:

Ростово-Суздальское;

Смоленское;

Рязанское;

Муромское;

Галицко-Волынское;

Переяславское;

Черниговское;

Полоцко-Минское;

Турово-Пинское;

Тмутараканское;

Киевское;

Новгородская земля.

Внутри этих княжеств складывались более мелкие феодальные образования, процесс дробления углублялся.

В XII - XIII вв. большое развитие получила система иммунитетов. освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили прaво свободного "отъезда", то есть право менять сюзеренов.


Древнерусские княжества – это государственные образования, которое существовало на Руси в период феодальной раздробленности.

Возникшая во второй половине X в. и ставшая в XI в. нормой практика раздачи правителями Древнерусского государства земель в условное держание своим сыновьям и другим родственникам привела во второй четверти XII в. к его фактическому распаду.

Условные держатели хотели, с одной стороны, превратить свои условные держания в безусловные и добиться экономической и политической самостоятельности от центра, а с другой, подчинив местную знать, установить полный контроль над своими владениями.

Князь считался верховным собственником всех земель в княжестве: часть их принадлежала ему на правах личного владения (домен), а остальными он распоряжался как правитель территории, они делились на домениальные владения церкви и условные держания бояр и их вассалов (слуг боярских).

В середине XI в. начался процесс распада крупных княжеств, ранее всего затронувший самые развитые земледельческие районы. В XII – первой половине XIII в. эта тенденция приобрела всеобщий характер. Особо интенсивным дробление было в Киевском, Черниговском, Полоцком, Турово-Пинском и Муромо-Рязанском княжествах. В меньшей степени оно коснулось Смоленской земли, а в Галицко-Волынском и Ростово-Суздальском (Владимирском) княжествах периоды распада чередовались с периодами временного объединения уделов под властью «старшего» владетеля. Только Новгородская земля на протяжении всей своей истории продолжала сохранять политическую целостность.

Смоленское княжество было расположено в бассейне Верхнего Днепра.Оно граничило на западе с Полоцким, на юге с Черниговским, на востоке с Ростово-Суздальским княжеством, а на севере с Псковско-Новгородской землей. Его населяло славянское племя кривичей.

В 1125 новый киевский князь Мстислав Великий выделил Смоленскую землю в удел своему сыну Ростиславу, родоначальнику местной княжеской династии Ростиславичей, с тех пор она стала самостоятельным княжеством.

Во второй половине XII – начале XIII в. Ростиславичи очень активно пытались поставить под свой контроль самые престижные и самые богатые области Руси.

Во второй половине XIII в. на смоленском столе утвердились линии Давыда Ростиславича: его последовательно занимали сыновья его внука Ростислава Глеб, Михаил и Феодор. При них распад Смоленской земли стал неизбежным, из него выделилось Вяземское и ряд других уделов. Смоленским князьям пришлось признать вассальную зависимость от великого владимирского князя и татарского хана (1274).

В XIV в. при Александре Глебовиче, его сыне Иване и внуке Святославе княжество полностью утратило свое былое политическое и экономическое могущество, смоленские владетели безуспешно пытались остановить литовскую экспансию на западе. После поражения и гибели в 1386 Святослава Ивановича в битве с литовцами на р.Вехре под Мстиславлем, Смоленская земля попала в зависимость от литовского князя Витовта, который стал по своему усмотрению назначать и смещать смоленских князей, а в 1395 установил свое прямое правление.

В 1401 смоляне восстали и при помощи рязанского князя Олега изгнали литовцев, смоленский стол занял сын Святослава Юрий. Однако в 1404 Витовт взял город, ликвидировал Смоленское княжество и включил его земли в состав Великого княжества Литовского.

Галицко - Волынское княжество. Юго-западные земли Руси - Волынская и Галицкая, на которых издавна селились славянские племена дулебов, тиверцев, хорватов, бужан, - вошли в состав Киевской Руси в конце Х в. при Владимире Святославиче.

Расцвет Галицкого княжества приходится на время правления Ярослава Владимировича Осмомысла (1153 - 1187), Ярослав Осмысл обладал непререкаемым авторитетом, как во внутри русских делах, так и в международных, он давал решительный отпор наседавшим на него венграм и полякам и вел ожесточенную борьбу против боярства. После смерти Ярослава Осмысла Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством.

Длительность и сложность ее объясняется относительной слабостью Галицких князей, землевладение которых отставало по своим размерам от боярского.

По иному дело обстояло в Волынской земле. Волынь до середины XII в. не имела собственной династии князей. С середины XII века Волынская земля стала родовым владением потомков Изяслава Мстиславича. Здесь рано сложилась мощная княжеская вотчина.

В 1189г волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицкую и Волынскую земли. Со смертью сына Осмомысла - Владимира Ярославича - династия Ростиславичей прекратила свое существование. В 1199 г. Роман Мстиславич вновь овладел Галицким княжеством и снова объединил галицкие и волынские земли в единое Галицко-Волынское княжество.

Экономический и культурный подъем Галицко-Волынского княжества в годы правления Даниила Романовича был прерван нашествием Батыя. В 1259 г. Даниил срыл по требованию татар крепостные укрепления городов Данилов, Львов, Кременец, Луцк, Владимир, только так ему удалось сохранить эти города от уничтожения и разорения. Надеясь создать при помощи папы антиордынскую коалицию в европейском масштабе, Даниил Романович согласился принять предложенную ему Иннокентием IV королевскую корону. Коронация состоялась в 1253 г. во время походов на литовских ятвягов, в небольшом городе Дорогичине, расположенного вблизи западной границы княжества. Римская курия обратила внимание на Галичину и Волынь, надеясь распространить на этих землях католичество.

В 1264 г. Даниил Романович умер в Холме. После его смерти начался упадок Галицко-Волынского княжества, распавшегося на четыре удела.
В 1270-х годах Лев Даниилович перенес столицу княжества во Львов, где она находилась до 1340 года. В 1292 - присоединил Люблин.

В XIV в. Галицию захватила Польша, а Волынь - Литва. После Люблинской унии 1569 г. галицкие и волынские земли вошли в состав единого многонационального польско-литовского государства - Речи Посполитой.

Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество. Состояние общества во Владимиро-Суздальском княжестве проще всего понять по его сословному составу, разделив население по классовому, правовому и социальному положению.

Класс феодалов состоял из князей, бояр, слуг вольных, дворян, детей боярских и церковных феодалов. Для правового положения князей были характерны:

Владение наследными княжескими вотчинами - доменами;

Сочетание верховной власти князя и его собственности на крупнейшие земельные вотчины, села и города;

Выделение вотчин князя, сливающихся с государственными землями, в дворцовые земли.

Для правового положения бояр были характерны:

1. вассальная зависимость от князя, военная служба у него;

2. наличие в собственности земельных вотчин, образующихся в результате княжеских пожалований и захвата общинных земель;

3. наличие права на разрыв служебной связи с князем по своему усмотрению при сохранении вотчин;

4. развитие иммунитетов, т. е. освобождение вотчин от княжеских налогов и повинности;

5. осуществление права суверенных правителей в своих вотчинах;

6. наличие собственных вассалов - т. е. средних и мелких феодалов.

К слугам вольным относилось большинство феодалов Северо-Востока. Они обязаны были несением военной службы Владимирским князьям, им предоставлялось право свободного перехода от одного князя к другому. К детям боярским принадлежали бывшие потомки оскудевших боярских родов. Дворяне, возникшие как социальная группа верхушки общества в XII в., составляли его самый нижний слой. Для дворян характерны следующие черты правового положения: они несли службу у своего князя, получали за это землю, собственность была условной - т. е. в течение времени, пока дворянин служит.

Значительное место среди феодалов занимали церковные феодалы. Их земельная собственность выросла из княжеских пожалований, земельных вкладов бояр, захвата крестьянских общинных земель. Зависимое население объединяло кроме смердов, закупов, изгоев, холопов также новые категории: половников, закладников, страдников. Половники шли в кабалу к феодалам за долю урожая. Закладники «закладывались» феодалам ради прокорма. Под страдниками понимали посаженных на землю холопов.

Для правового положения зависимых крестьян-было характерно наличие у них права перехода от одного феодала к другому после выплаты задолженности. Крестьяне несли повинность в виде натурального оброка, отработочной ренты (барщины), государственных повинностей.

К середине XII в. Ростово-Суздальское княжество вышло из состава Киевского государства и стало самостоятельной землей, в конце того же века столица земли переместилась во Владимир, город Великого Владимиро- Суздальского князя. Власть князя распространялась на большую часть территории Северо-Восточной Руси.

Особенностями правления были очень сильная княжеская власть, лишение городов вечевой самостоятельности, строительство новых городов. Перенос великокняжеского престола из Киева во Владимир, а также переезд киевского митрополита способствовали превращению Владимира в центральный город Северо-востока.

Владимиро-Суздальское княжество стало претендовать не только на самостоятельность, но и на центральное положение во всей Руси. Оно укреплялось и росло. Княжество поддерживало международные отношения со странами Запада и Востока, вело борьбу с соседними русскими княжествами и установило тесные экономические и политические связи с Новгородом. Наибольшего расцвета оно достигло в ХII первой половине XIII вв.

На территории Владимиро-Суздальского княжества было много крупных городов, но городское население делилось на две категории: граждане старых городов, с вечевыми привилегиями, и жители новых городов, целиком подвластные князю.

Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших князьям и боярам. Частично оно было полностью закрепощенным, частично - полусвободным.

Во главе Владимиро-Суздальского княжества стоял Великий князь, обладавший большим политическим влиянием. При князе имелся совет, состоявший из бояр и духовенства; для наведения порядка и войн - княжеская дружина. Изредка проводились феодальные съезды. Еще реже для решения важных вопросов созывалось городское народное собрание - вече.

Во Владимиро-Суздальском княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления, со всеми характерными чертами: во главе системы стоял дворецкий, на местах представителями княжеской власти были посадники (наместники) и волостели, осуществлявшие функции управления и суда; вместо жалованья за службу они получали «корм» - часть собранного с населения. Время наибольшего расцвета княжества совпало и со временем его упадка: в XIII в. оно было завоевано монголами.

Новгородская земля. Она занимала огромную территорию (почти 200 тыс. кв. км.) между Балтийским морем и низовьями Оби. Ее западной границей были Финский залив и Чудское озеро, на севере она включала Ладожское и Онежское озера и доходила до Белого моря, на востоке захватывала бассейн Печоры, а на юге соседствовала с Полоцким, Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами (совр. Новгородская. Псковская, Ленинградская. Архангельская, большая часть Тверской и Вологодской областей, Карельская и Коми автономные республики). Была населена славянскими (ильменские славяне, кривичи) и финно-угорскими племенами (водь, ижора, корела, чудь, весь, пермь, печора, лопари).

Неблагоприятные природные условия Севера препятствовали развитию земледелия, зерно являлось одним из основных предметов импорта. В то же время огромные лесные массивы и многочисленные реки благоприятствовали рыболовству, охоте, пушному промыслу, большое значение получила добыча соли и железной руды.

Новгородская земля издревле славилась разнообразными ремеслами и высоким качеством ремесленных изделий. Ее выгодное расположение на пересечении путей из Балтийского моря в Черное и Каспийское обеспечило ей роль посредника в торговле Прибалтики и Скандинавии с Причерноморьем и Поволжьем. Ремесленники и купцы, объединенные в территориальные и профессиональные корпорации, представляли один из самых экономически и политически влиятельных слоев новгородского общества. В международной торговле активно участвовала и высшая его страта – крупные землевладельцы (бояре).

Новгородская земля делилась на административные округа – пятины, непосредственно примыкавшие к Новгороду (Вотская, Шелонская, Обонежская, Деревская, Бежецкая), и отдаленные волости: одна простиралась от Торжка и Волока до суздальской границы и верховьев Онеги, другая включала в себя Заволочье (междуречье Онеги и Мезени), а третья – земли к востоку от Мезени (Печорский, Пермский и Югорский края).

В 1102 новгородские верхи (бояре и купечество) отказались принять на княжение сына нового великого князя Святополка Изяславича, пожелав сохранить у себя Мстислава, и Новгородская земля перестала быть частью великокняжеских владений. В 1117 Мстислав передал новгородский стол своему сыну Всеволоду (1117–1136).

В 1136 новгородцы восстали против Всеволода. Обвинив его в дурном управлении и пренебрежении интересами Новгорода, они посадили его вместе с семьей в заключение, а через полтора месяца изгнали из города. С этого времени в Новгороде утвердился фактически республиканский строй, хотя княжеская власть не была упразднена.

Верховным органом управления являлось народное собрание (вече), в которое входили все свободные горожане. Вече обладало широкими полномочиями – приглашало и смещало князя, избирало и контролировало всю администрацию, решало вопросы войны и мира, было высшей судебной инстанцией, вводило подати и повинности.

Князь из суверенного правителя превратился в высшее должностное лицо. Он являлся верховным главнокомандующим, мог созвать вече и издавать законы, если они не противоречили обычаям; от его имени отправлялись и принимались посольства. Однако при избрании князь вступал с Новгородом в договорные отношения и давал обязательство управлять «по старине», назначать в волости наместниками только новгородцев и не накладывать на них дань, вести войну и заключать мир только с согласия веча. Он не имел права без суда смещать других должностных лиц. Его действия контролировал выборный посадник, без одобрения которого он не мог выносить судебных решений и производить назначения.

Особую роль в политической жизни Новгорода играл местный епископ (владыка). С середины XII в. право избирать его перешло от киевского митрополита к вечу; митрополит лишь санкционировал избрание. Новгородский владыка считался не только главным духовным лицом, но и первым сановником государства после князя. Он был крупнейшим землевладельцем, имел собственных бояр и ратные полки со знаменем и воеводами, непременно участвовал в переговорах о мире и о приглашении князей, являлся посредником во внутриполитических конфликтах.

Несмотря на значительное сужение княжеских прерогатив, богатая Новгородская земля оставалась привлекательной для самых могущественных княжеских династий. За новгородский стол в первую очередь соперничали старшая (Мстиславичи) и младшая (суздальские Юрьевичи) ветви Мономашичей; в эту борьбу пытались вмешиваться черниговские Ольговичи, но они добивались лишь эпизодических успехов (1138–1139, 1139–1141, 1180–1181, 1197, 1225–1226, 1229–1230).

В XII в. перевес был на стороне рода Мстиславичей и трех его основных ветвей (Изяславичи, Ростиславичи и Владимировичи); они занимали новгородский стол в 1117–1136, 1142–1155, 1158–1160, 1161–1171, 1179–1180, 1182–1197, 1197–1199, некоторым из них (особенно Ростиславичам) удавалось создавать в Новгородской земле самостоятельные, но недолговечные княжества (Новоторжское и Великолукское).

Однако уже во второй половине XII в. начали усиливаться позиции Юрьевичей, которые пользовались поддержкой влиятельной партии новгородских бояр и, кроме того, периодически оказывали давление на Новгород, закрывая пути подвоза хлеба из Северо-Восточной Руси.

В 1147 Юрий Долгорукий совершил поход в Новгородскую землю и захватил Торжок, в 1155 новгородцам пришлось пригласить на княжение его сына Мстислава (до 1157). В 1160 Андрей Боголюбский навязал новгородцам своего племянника Мстислава Ростиславича (до 1161); он заставил их в 1171 вернуть на новгородский стол изгнанного ими Рюрика Ростиславича, а в 1172 передать его своему сыну Юрию (до 1175). В 1176 Всеволод Большое Гнездо удалось посадить в Новгороде своего племянника Ярослава Мстиславича (до 1178).

В XIII в. Юрьевичи (линия Всеволода Большое Гнездо) добились полного преобладания. В 1200-х новгородский стол занимали сыновья Всеволода Святослав (1200–1205, 1208–1210) и Константин (1205–1208). Правда в 1210 новгородцы смогли избавиться от контроля владимиро-суздальских князей с помощью торопецкого владетеля Мстислава Удатного из рода смоленских Ростиславичей; Ростиславичи удерживали Новгород до 1221 (с перерывом в 1215–1216). Однако затем они были окончательно вытеснены из Новгородской земли Юрьевичами.

Успеху Юрьевичей способствовало ухудшение внешнеполитического положения Новгорода. В условиях возросшей угрозы его западным владениям со стороны Швеции, Дании и Ливонского ордена новгородцы нуждались в союзе с самым сильным в тот период русским княжеством – Владимирским. Благодаря этому союзу Новгороду удалось защитить свои границы. Призванный на новгородский стол в 1236 Александр Ярославич, племянник владимирского князя Юрия Всеволодича, в 1240 разгромил шведов у устья Невы, а затем остановил агрессию немецких рыцарей.

Временное укрепление княжеской власти при Александре Ярославиче (Невском) сменилось в конце XIII – начале XIV в. ее полной деградацией, чему способствовали ослабление внешней опасности и прогрессирующий распад Владимиро-Суздальского княжества. Одновременно снизилась и роль веча. В Новгороде фактически установился олигархический строй.

Боярство превратилось в замкнутую правящую касту, делившую власть с архиепископом. Возвышение Московского княжества при Иване Калите (1325–1340) и его становление как центра объединения русских земель вызвали опасение у новгородских верхов и обусловили их попытки использовать в качестве противовеса возникшее на юго-западных рубежах могущественное Литовское княжество: в 1333 на новгородский стол впервые был приглашен литовский князь Наримунт Гедеминович (правда он продержался на нем только год), в 1440-х великому литовскому князю предоставили право сбора нерегулярной дани с некоторых новгородских волостей.

Хотя XIV в. стал периодом бурного экономического расцвета Новгорода, во многом обязанного его тесным связям с Ганзейским торговым союзом, новгородские верхи не воспользовались им для укрепления военно-политического потенциала и предпочитали откупаться от агрессивных московских и литовских князей. В конце XIV в. Москва начала наступление против Новгорода. Василий I захватил новгородские города Бежецкий Верх, Волок Ламский и Вологду с прилегающими областями, в 1401 и 1417 он пытался, правда безуспешно, овладеть Заволочьем.

Черниговское княжество обособилось в 1097 году под властью потомков Святослава Ярославича, их права на княжество были признаны другими русскими князьями на Любечском съезде. После того, как в 1127 году был лишён княжения младший из Святославичей и под властью его потомков обособились от Чернигова земли на нижней Оке, а в 1167 году пресеклась линия потомков Давида Святославича, династия Олеговичей утвердилась на всех княжеских столах Черниговской земли: северными и верхнеокскими землями владели потомки Всеволода Олеговича (они также являлись постоянными претендентами на Киев), Новгород-Северским княжеством - потомки Святослава Олеговича. В Чернигове княжили представители обеих ветвей (до 1226 года).

Кроме Киева и Вышгорода, в конце XII-начале XIII веков Олеговичам удавалось ненадолго распространять своё влияние на Галич и Волынь, Переяславль и Новгород.

В 1223 году черниговские князья участвовали в первом походе против монголов. Весной 1238 года в ходе монгольского нашествия были разорены северо-восточные земли княжества, осенью 1239 года - юго-западные. После гибели в Орде в 1246 году черниговского князя Михаила Всеволодовича земли княжества были разделены между его сыновьями, причём старший из них, Роман, стал князем в Брянске. В 1263 году он освободил Чернигов от литовцев и присоединил его к своим владениям. Начиная с Романа брянские князья обычно титуловались и великими князьями Черниговскими.

В начале XIV века в Брянске утвердились смоленские князья, предположительно, посредством династического брака. Несколько десятилетий длилась борьба за Брянск, пока в 1357 году великий князь Литовский Ольгерд Гедиминович не посадил на княжение одного из претендентов, Романа Михайловича. Во второй половине XIV века параллельно с ним в брянских землях княжили также сыновья Ольгерда Дмитрий и Дмитрий-Корибут. После Островского соглашения автономия Брянского княжества была ликвидирована, Роман Михайлович стал литовским наместником в Смоленске, где был убит в 1401 году.

Московское великое княжество было образовано около середины XIV в. в результате роста Московского княжества, которое выделилось в 1-й пол. XIII в. как удел Владимиро-Суздальского княжества.

С 1320-х московские князья носили титул великих князей Владимирских. В 1247 Московское княжество досталось князю Михаилу Ярославичу Хоробриту.

С 1267 в Москве княжил Даниил, сын князя Александра Ярославича Невского. В начале XIV в. Московское княжество значительно расширилось за счет присоединения Коломны (1301), Переславля-Залесского (1302), Можайска (1303). Опираясь на растущие материальные силы, московские князья повели упорную борьбу за политическое главенство в русских землях.

Князь Юрий Данилович, опираясь на поддержку Новгорода Великого, а также используя золотоордынских ханов, в 1318 стал великим князем Владимирским, но с 1325 великое княжение было передано тверскому князю. Иван Данилович Калита приобрел большое доверие хана и в 1328 стал великим князем Владимирским.

Умелая политика Ивана Калиты обеспечила Московскому княжеству длительную передышку от монгольских вторжений, что способствовало подъему его хозяйства и культуры. Наследник Калиты великий князь Семен Иванович Гордый (1340 - 53) называл себя “великим князем всея Руси”.

В 1360-е, после борьбы с суздальско-нижегородским князем, великое княжение утвердилось за Дмитрием Ивановичем Донским (1359 - 89). Москва стала центром собирания сил против монголо-татарских завоевателей, московские войска отбивали нападения монголо-татар в Нижегородском и Рязанском княжествах, а в 1380 Дмитрий Иванович возглавил общерусские силы, двинувшиеся навстречу войскам темника Мамая.

Победа в Куликовской битве 1380 закрепила руководящее положение Великого княжества Московского в русских землях. Дмитрий Иванович передал впервые Великое княжение своему сыну Василию Дмитриевичу (1389-1425) как свою “отчину”, без санкции золотоордынского хана.

Территория Великого княжества Московского в конце XIV последовательно расширялась, в 1392 был присоединен Нижний Новгород, значительно усилилось влияние Великого княжества Московского во владениях Новгородской феодальной республики.

Великое княжество Литовское. Одним из последствий государственной децентрализации Киевской державы, усиленным батыевым погромом, стало разобщение древнерусских территорий, когда Южная и Западная Русь попали под власть Литвы. Некогда единый русский народ разделился на три ветви - великороссов, украинцев и белорусов. Разрыв культурных и политических связей между частями прежде единого целого вел к консервации некоторых диалектных и обрядовых особенностей, хотя осознание духовно-этнической общности не оставляло потомков древних русичей и в условиях взаимоизолированности.

Присоединение западнорусских земель к Литве нача­лось во второй трети XIII века при великом князе Литовском Миндовге. В период правления Гедимина и его сына Ольгерда территориальные приобретения Литвы продолжались. В ее состав вошли Полоцкое, Витебское, Минское, Друцкое княжества, Турово-Пинское Полесье, Берестейщина, Волынь, Подолье, Черниговская земля и часть Смоленщины. В 1362 году под власть литовского князя был приведен Киев. Коренная Литва окружалась поясом подвластных ей русских земель которые составили 9/10 всей территории образовавшегося государства, простиравшегося от Балтийского до Черного моря.

Русское культурное влияние в новом государстве пользовалось подавляющим преобладанием, подчиняя гос­подствующую в политическом плане народность - литовцев. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык. Литовской письменности в то время не существовало вовсе.

Вплоть до конца XIV века русские области, присоединяясь к Литве, не испытывали национально-религиозного гнета. Строй и характер местной жизни сохранялся, потомки Рюрика оставались на своих экономических позициях, мало потеряв и в политическом плане, поскольку государственный строй Литвы носил федеративный характер. Великое княжество Литовское являлось скорее конгломератом земель и владений, чем единым политическим целым. До некоторых пор русское культурное влияние в Литовско - Русском государстве усиливалось по нарастающей. Гедиминовичи обрусевали, многие из них принимали православие. Налицо были тенденции, ведущие в сторону складывания нового своеобразного варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы.

Эти тенденции были сломлены, когда великим князем Литовским стал Ягайло. Его прозападническая ориентация была результатом личных характеристик Ягайло: властолюбия, тщеславия, жестокости. В 1386 году он принял католичество и оформил унию Литвы с Польшей. Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на обширные западнорусские земли, были удовлетворены.

Ее права и привилегии быстро перевесили права русской аристократии. Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Упразднялись крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других местах, самоуправление заменялось наместничеством. Литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую.

Полонизация и окатоличивание захватили часть и западнорусской знати, в то время как большинство русских сохраняло верность православию и древним традициям. Началась национально - религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века. Эта вражда перерастала в жесткую политическую борьбу, в ходе которой у национально мыслящей части западнорусского населения неизбежно крепли настроения в пользу единого Русского государства. Процесс складывания государственного ядра на северовостоке Руси влиял на эти настроения и усиливал их.

Итак, каждое княжество на юго-западной Руси имело своего князя. Князь считался верховным собственником всех земель в княжестве: часть их принадлежала ему на правах личного владения (домен), а остальными он распоряжался как правитель территории, они делились на домениальные владения церкви и условные держания бояр и их вассалов.

В действительности, культура, отражавшая поступательное развитие феодализма по восходящей линии, переживала новый подъем, продолжала разви-ваться в темпе и на уровне развития культуры, в других европейских странах. Свидетельством дальнейшего подъема культуры на Руси было сложение местных культурных центров, местных литературных и художественных школ. Развитие культуры шло как бы вглубь, выявляя и развивая далее местные древние племенные традиции, одновременно аккумулируя их в процессе общения между землями и княжествами в общенародные культурные традиции. В XII - начале XIII в. выделились три наиболее мощных культурных центра: Великий Новгород с Псковом, Владимир-на-Клязьме и Галич, где появились собственные литературные и художественные силы. Сохраняли свое значение крупнейших культурных центров Киев и Чернигов. Особенностью культуры Новгорода и Пскова было наличие в ней сильных демократических традиций, обусловленных вечевой основой их государственного строя и высокой политической активностью городского плебса. По своему характеру культура этих городов приобретала типичные черты культуры средневековых феодальных республик.
В материальной культуре Руси в XII - начале XIII в. наибольшие успехи были достигнуты в городском ремесле, где создавались новые образцы изделий, совершенствовались технологические приемы, намечались процессы дробления и специализации ремесла. Сохранившиеся изделия ремесла свидетельствуют о высоком мастерстве и художественном вкусе ремесленников, об их стремлении придать даже ходовым бытовым предметам хозяйственного инвентаря удобные и красивые формы, украсить их «узорочьем». Тщательностью отделки и художественностью отличались ювелирные изделия, образцом которых могут служить сосуды из чеканного серебра новгородских мастеров Костки и Братилы, воинские доспехи и оружие, создаваемые по заказам знати, предметы церковной утвари и др. Образцом художественного литейного мастерства русских ремесленников служит скульптура-автопортрет новгородского мастера Авраамия.

Просвещение

В культурном развитии каждого народа, в создании и закреплении духовных ценностей и в приобщении к богатствам мировой культуры важнейшее значение имеют письменность и просвещение. Большим преимуществом Руси в распространении грамотности и просвещения было применение родного языка в качест-ве государственного и литературного языка. В католических странах Европы государственным и литературным языком был чуждый их народам ставший мертвым латинский язык (а во многих неарабских странах Востока араб-ский язык), знание которых было непременным условием грамотности, что затрудняло ее распространение. О широком распространении грамотности в самых различных социальных слоях населения Древней Руси, особенно в среде торгово-ремесленного люда города, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные впервые в 1951 г. в Новгороде, а затем и в других городах (Псков, Смоленск, Витебск, Старая Русса). Найденные берестяные грамоты опровергли бытовавшее ранее представление о полной неграмотности трудящихся масс в XII - XIII вв., которым противопоставляли отдельных грамотеев и книжников из среды духовенства и светских феодалов. Берестяные грамоты открыли перед исследователями неизвестную ранее частную жизнь горожан того времени, с их живым разговорным языком и даже с самой системой обучения грамоте. Широкое распространение грамотности в народе служило прочной основой развития оригинальной русской литературы и активного усвоения литературного наследия других стран, и прежде всего Византии и южных славян, а через них и элементов античной культуры.

Летописание

Ведущим жанром литературы оставалось летописание, которому придавалось большое политическое значение и к которому привлекались лучшие литературные силы. В XII - XIII вв. летописание велось почти во всех крупных феодальных центрах при княжеских и епископских дворах или монастырях. Областное летописание по своему характеру исключало возможность создания летописного свода, разного по общерусскому охвату и значимости «Повести временных лет», но тем не менее оно было шагом вперед на пути развития русской исторической мысли. Местные летописи имели ярко выраженную политическую направленность, освещали события с позиций религиозно-церковного провиденциализма, областного «автономизма» и политических интересов своего княжества. Летописные записи стали более развернутыми, детализировались большим числом фактов, документальным материалом из княжеских архивов. В летописные тексты вставлялись отдельные литературные произведения светского и церковного содержания. Отличительными чертами летописания были субъективизм в выборе материала, его трактовка в свете феодальной и церковной идеологии, узкий персонализм, сводившийся к описанию междукняжеских отношений, жизни княжеского двора. Лишь в текстах новгородских летописей находили отражение жизнь новгородского черного городского люда, его участие во внутриполитической борьбе, антифеодальные восстания. Несмотря на област-ническийхарактерлетописанияХII - XIII вв., оно продолжало сохранять общерусское значение. Составители летописей поддерживали у своих читателей представление о территориально-этническом единстве и общности политических интересов разделенной на княжения Руси, вставляли в летописи сведения, относящиеся к политической жизни в других землях.

Литература

Сравнительно небольшое количество сохранившихся до наших дней литературных памятников XII - XIII вв. не дает полного представления о числе и значительности оригинальных произведений, созданных в тот период.
Переводная литература была представлена преимущественно церковной канонической, «житийной» и нравоучительной литературой. Особое внимание переводчиков привлекали произведения, содержащие сведения по различным отраслям знания. Представления о строении Вселенной, природы и общества в свете христианской богословской мистики черпались из византийской и южнославянской литературы, в которой содержались и крупицы научных сведений по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории, элементы научных достижений античности и философии («Шестоднев», «физиолог», «Христианская топография» Космы Индикоплова, византийские хроники и др.). Интерес к географии и истории других стран вызвал появление оригинальных сочинений русских путешественников - так называемые «Хожения».
Религиозный провиденциализм в объяснении явлений, происходивших в природе и обществе, нетерпимость церкви к рационалистическому мышлению затрудняли развитие научных знаний. Вместе с тем факты тщательной фиксации в летописях необычных, поражавших воображение природных явлений (затмения, кометы, бури и грозы, землетрясения и наводнения, вспышки эпидемий, нашествия саранчи и т. д.), фиксация в народном фольклоре календарных явлений времен года содержали элементы научных знаний, свидетельствовали" о накоплении фактического материала, необходимой основы для будущего развития наук, о стихийном рационалистическом и эмпирическом наблюдении над явлениями природы. Элементы математики, механики, астрономии, химии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленной технологии, архитектуре, живописи и т. д. По характеру и уровню знаний и применению их в практической деятельности Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.
В церковной литерапуре дальнейшее развитие получили торжественные проповеди, поучения и «обличительные» сочинения про-_ тив языческих верований и обычаев, удерживавшихся в народном быту, «хожения» русских путешественников, «житийная» (агиографическая) литература. В начале XIII в. начал складываться один из интереснейших памятников «житийной» литературы - «Патерик» Киевского Печерского монастыря - сборник рассказов о жизни монахов и главной монастырской святыне соборной церкви Успения, фантастические рассказы «Патерика» о «чудесах» и «подвигах», творимых монахами, переплетались с яркими картинами монастырского быта и отдельных реальных событий, происходивших за стенами монастыря.
Разнообразной по жанрам была светская литература: биографические, летописного характера, повести о князьях (жизнеописания Изяслава Мстиславича Киевского, Даниила Романовича Галицкого, Рюрика Ростиславича Смоленского, повести об убийстве в Киеве Игоря Ольговича и о боярском заговоре против Андрея Богрлюбского), повести о военных походах князей (о походе Игоря Святославича против половцев в 1185 г., о битве с татарами на реке Калке), повесть о разорении крестоносцами в 1204 г. Константинополя и др. Многие из этих повестей, включенные в летописные тексты, позднее, под рукой церковных правщиков, в значительной мере утрачивали свой светский характер.
Одним из интереснейших литературных произведений (известным по двум редакциям XII и XIII вв.) является «Слово» или «Моление Даниила Заточника» - яркое публицистическое произведение, написанное представителем мелкого служилого феодального люда в форме письма-обращения к князю. Даниил прославляет сильную княжескую власть, служить которой, по его словам, «честь и милость» для всех, противопоставляя ей унизительную службу у надменной боярской знати, творившей произвол над простыми людьми. Даниил широко использует богатства народного фольклора, обнаруживает хорошее знание им литературы того времени, уснащает свою речь книжными афоризмами, изречениями, народными поговорками, пословицами, шутками. С юмором, перехо-дящим нередко в сатиру и сарказм, Даниил описывает различные стороны жизни и быта своих современников, принадлежавших к разным слоям населения.
Литература того времени отличалась идейной целеустремленностью и обшественной значимостью, высокими художественными достоинствами и живыми связями с устным народным творчеством. По мере того как ржавчина феодальных усобиц все более поражала и ослабляла Русь, в литературе все настойчивее ставился вопрос о необходимости прекращения усобиц и восстановления политического и военного единения князей во имя общих для всех русских земель интересов.
Уникальным памятником древнерусской литературы, занявшим по праву место в ряду величайших произведений мировой литературы, является «Слово о полку Игореве», в основу сюжета которого положено описание неудачного похода в 1185 г. северского князя Игоря Святославича против половцев. Автор «Слова» остался неизвестным. Наиболее аргументированную гипотезу выдвинул Б. А. Рыбаков, связав написание «Слова» с киевским тысяцким Петром Бориславичем, составившим одно из самых интересных летописных княжеских жизнеописаний (Изяслава Мстиславича Киевского). Но кем бы ни был автор «Слова», им было создано одно из тех гениальных произведений, в которых достигнуто совершенство в единстве высокой художественной формы и выразительности с глубоким идейным содержанием и общественной значимостью произведения.
Описание неудачного «особного» похода Игоря было для автора «Слова» основой для страстного обращения к князьям объединить свои силы для защиты Руси от ее самых опасных врагов - степных кочевников. Уста-новившиеся порядки феодальной раздробленности для автора «Слова» были незыблемыми, но он сумел подняться над местнической удельной ограниченностью князей, для большинства которых «отчина» кончалась за границами их княжений. Для автора «Слова» все княжества в совокупности составляли единое целое - «Русскую землю» - отчину всех pycских людей, ответственность за защиту которой в равной мере должны нести все, князья, к какому бы роду они ни принадлежали. Поражение Игоря от половцев - это поражение не только северского князя, но и всех других князей, поражение всей - Руси Со всей силой своего могучего поэтического таланта он рисует широкую и яркую картину героического прошлого Русской земли, ее богатства, силы и могущества русских князей, высоко поднявших международный престиж Руси - владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который мог «Волгу веслами расплескать», а «Дон шеломами вычерпать», галицкого князя Ярослава Осмомысла, подперевшего «горы угорские железными полками своими» и «затворившего Дунаю ворота». Но эта мощь Руси бессмысленно растрачивалась в разорявших и ослаблявших страну усобных войнах князей, которые «снопы стлали из голов, молотили цепами булатными, на току жизнь клали, веяли душу от тела». Отсутствием единства и усобицами между князьями пользовались враги Руси, приходившие «со всех стран» и опустошившие ее земли, в которых все реже раздавались голоса пахарей, но все чаще каркали вороны над трупам! павших воинов и селян. Оценивая значение «Слова», К. Маркс писал: «Суть поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» 1 .

Живопись и архитектура

В XII - начале XIII в. складываются местные живописные и архитектурные школы, из которых наиболее значительную роль в древнерусском искусстве сыграли Новгородско-Псковская и Владимиро-Суздальская ху-дожественные школы. Древнерусская живопись (мозаика, фрески, иконы) более чем
какой-либо другой вид искусства была связана с религией и церковью, входя важнейшей составной частью в интерьер культовых храмовых сооружений. Средневековой живописи с ее религиозной мистико-аллегорической тематикой была присуща передача реальных понятий и живой действительности языком символов, условными, канонизированными церковью живописными приемами.
Работы владимиро-суздальских мастеров, сохранявшие византийскую утонченность письма, отличались лиричностью и жизнерадостностью, они смягчали суровый аскетизм византийских иконографических образов приданием им большей человечности и светскости. В живописи новгородских и псковских мастеров находили отражение демократические традиции культуры их городов. Их живописная манера отличалась лаконичностью и простотой, придававшими их произведениям более реалистичный и эмоциональный характер.
С наступлением феодальной раздробленности церковное монументальное строительство, которому придавалось большое общественно-политическое значение, ведется еще более интенсивно, но утрачивает свою былую грандиозную масштабность, становится более дешевым. Сложные по конструкции и архитектурным формам многоглавые храмы сменяются меньшими по размерам одноглавыми кубическими крестовокупольными храмами с позакомарным покрытием. Дорогая и сложная мозаика в их интерьерах была заменена Фресковой росписью. Однако уменьшение масштабности сооружений не привело к утрате их архитектурной выразительности. Соединяя воспринятые из Византии основные приемы каменного культового строительства (позволявшие возводить сложные в конструктивном отношении постройки с куполами, цилиндрическими, куполыными и крестовыми сводами) с элементами западноевропейской романской архитектуры (аркатурные колончатые пояски, перспективные порталы, контрфорсы, декоративная пластика и др.) и основываясь на богатых традициях народного деревянного зодчества, русские мастера создавали сооружения большой архитектурной выразительности. Их творения отличались пропорциональностью строгих форм, гармонией объемов и линий, неразрывным единством архитектуры с окружающим пейзажем. В многообразии архитектурных форм находили свое выражение художественные вкусы народа, складывавшиеся под влиянием жизненных условий. Приземистые, одноглавые, с мощными барабанами, как 6ы грубо вытесанные из одного каменного монолита, псковские храмы напоминали крепостные сооружения, каковыми они часто и становились во время отражения вторжений немецких крестоносных рыцарей. Небольшие, но мощные по кладке одноглавые новгородские храмы, использовавшиеся также для общественных потребностей, отличались суровой простотой, соответствовавшей характеру и нравам новгородцев, их суровой северной природе. В Чернигове был создан уникальный башнеобразный храм, увенчанный высокой главой, в котором более всего проявились традиций деревянного зодчества (церковь Параскевы-Пятницы).
Могучего размаха достигло княжеское и церковное храмовое строительство в Владимиро-Суздальской земле, отличавшееся удивительной проницательностью объемов и линий, придававших сооружениям легкость и изящество. Их парадный и торжественный вид еще более подчеркивался богатой отделкой фасадов декоративной пластикой - резьбой по белому камню фигур святых, растительного и «звериного» орнамента. В одном из последних соборов, выстроенных накануне монголо-татарского нашествия
(Георгиевский собор в Юрьеве-Польском), декоративной резной пластикой были покрыты, как ковровым узором, все внешние плоскости стен храма.
Наиболее совершенные, являющиеся мировыми шедеврами, памятники владимиро-суздальского зодчества были созданы в княжение Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, стремившихся великолепием своих построек подчеркнуть первенствующую роль своего княжества на Руси: величественный и строгий Успенский (выстроенный в 1158 - 1161 гг. и расширенный в 1185 г.), торжественный «узорочный» Дмитриевский (1194 - 1197 гг.) соборы во Владимире и одно из самых прекрасных творений древнерусских зодчих - небольшой интимно-лирический храм Покрова на Нерли (1165 г.).
Каменное строительство было преимущественно культовым, но строились и гражданские здания - княжеские дворцы в Боголюбове, Галиче и других городах, крепостные «Золотые ворота» во Владимире и др.
По своему уровню изобразительное искусство и архитектура домонгольской Руси, как и вся ее культура, стояли на уровне современной им культуры Западной Европы, активно взаимодействовали с последней, оказывали большое влияние на развитие культуры других народов нашей страны. Поступательное развитие культуры древнерусской народности было прервано монголо-татарским нашествием, способствовавшим в конечном счете политическому обособлению русских земель на три части, положившему начало истории трех братских народов: великорусского, украинского и белорусского. Высокий уровень культуры древнерусской народности стал основой для их культурно-исторического развития, предопределившей близость их культур и тесное взаимодействие между ними.

Киевская Русь 9-12 века.

План:

    Происхождение Руси

    Первые русские князья

    Крещение Руси

    Первые междоусобицы

    Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1020-1054 гг.)

Происхождение Руси. Вопрос происхождения государства у восточных славян всегда был вопросом политическим. Основа дискуссии о происхождении государства была заложена в середине 18 века в трудах немецких историков Байера, Миллера и Шлёцера. Эти учёные были приглашены императрицей Елизаветой для работы в русских архивах. К тому моменту архивы были не разобраны, и немецкие учёные фактически открыли их для всеобщего пользования.

В основу норманнской теории был положен рассказ летописца Нестора, который написал о том, что в 862 году, для того, чтобы прекратить распри среди славян, был приглашен варяжский князь Рюрик с братьями Синеусом и Трувором.

К моменту создания «Повести временных лет» от призвания Рюрика прошло более 300 лет, и, как следствие этого, в рассказ Нестора попали грубые ошибки.

Норманнская теория была принята всем научным сообществом. Позднее на основании этой теории были сделаны выводы о недостаточном уровне развития славян, якобы неспособных самостоятельно создать государство. Ломоносов сразу же выступил с опровержением норманнской теории, доказывая, что Рюрика никогда на Руси не было, и государственность у славян появилась намного раньше, чем варяги на Руси.

Современный подход к созданию нашего государства считает Рюрика историческим персонажем, и сам факт призвания иностранного правителя – дело вполне обычное. Точно также была создана Великобритания после походов Вильгельма Завоевателя.

Иностранцы выступали третьей сагой, стоящей над местными спорами, но влияние варягов необходимо пересмотреть.

По археологическим данным варяг на Руси было очень мало, их количество вряд ли превышало несколько сотен человек. Их деятельность была специфична: это были военно-морские наёмники, и почти все морские термины восходят корнями к скандинавским словам(лодка, парус, якорь и т.д.).

Незначительное влияние оказали на быт и нрав славян. Лишь три имени, и то сильно искаженных, вошли в употребление в России – Олег, Ольга (Хельга) и Игорь (Ингвар). Что касается «Повести временных лет», то исследования показали ошибочность многих утверждений Нестора: рассаз про Рюрика с братьями после детальной разборки выглядят немного по иному: скандинавские слова «сине» и «хус» означают «дружина» и «дом», а слово «труве» – «казна». Таким образом, никаких братьев у Рюрика не было, а приехал он на Русь со своей дружиной, домом и казной, то есть навсегда.

Единственное, что напоминает нам о призвании варягов сейчас – устаревшее название нашего государства: Русь. Вероятно, так назывался род Рюрика. Но и здесь мы не оригинальны: современное название Франции восходит к названию франко-германского племени. В 5 – 6 веках в Германии племена теснят славян на восток и вынуждают большую часть из них уйти в восточную Европу. Здесь на рубеже 7 века единый славянский народ делится на три ветви: одна часть славян перешла вдоль побережья Балтики на озеро Ильмень, где образовался «новый город» - Новгород; вторая часть поселилась в среднем Приднепровье, где легендарный князь Кий с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью основали город Киев; третья часть славян ушла на Балканы. Затем в 8-9 веках началось заселение междуречья Оки и Волги, а также крайней южной точки киевской Руси – Тьмутараканского княжества.

Первые князья. Правление Рюрика. Согласно летописи, в 862 году Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев, и вероятнее всего возглавил военно-морскую службу. Больше о Рюрике ничего неизвестно, но он сумел сохранить за собой титул князя, став родоначальником великокняжеской, а затем царской династии, которая будет править нашей страной с 862 г. по 1598 г., и прервётся на последнем Рюриковиче – сыне Ивана Грозного Фёдоре Иоанновиче.

Умирая, в 880 году Рюрик оставляет сына и наследника – малолетнего князя Игоря, ввиду малолетства которого власть переходит к Олегу по прозвищу «Вещий».

Правление Олега (880 – 920 гг.). В 882 году князь Олег собирает дружину и ведет ее на юг в Киев, где правят два варяга – Аскольд и Дир. Олег приказал убить их и провозгласил Игоря русским князем. Таким образом, объединив южную и северную Русь, Олег создает первое государство восточных славян – Киевскую Русь, которая формально просуществует с 882 по 1097 год, пока потомки Ярослава Мудрого на съезде в Любиче не примут решение: «Каждый держит отчину свою». Это станет юридическим оформлением феодальной раздробленности.

Князь Олег Вещий проводил типичную для варяжского князя политику, т.е. занимался организацией и проведением военных походов против ближних соседей.

Самым большим и богатым государством была Византийская Империя, которая и стала целью военных походов русских князей. Дважды в 907 и 911 годах Олег ходил на Византию. Не сумев взять сильно укрепленный Константинополь, князь, тем не менее, дважды получал богатый выкуп. Он скончался в 920 году во время похода на хазар.

Правление Игоря. После смерти Олега Игорь становится великим князем. О нем очень мало чего известно, но доподлинно точно: его не интересовала внутренняя политика. Он занимался тем же, чем и его предшественники – войной. Вероятнее всего, Игорь не обладал талантами завоевателя: два похода, организованных им в 941 и 914 годах, закончились полным провалом, особенно последний, в котором он потерял флот и большую часть дружины. Столкнувшись с необходимостью платить наемникам, Игорь обнаружил отсутствие денег и отправился лично собирать дань. В древлянской земле он был убит, по легенде, затребовав слишком много дани.

Вдова Игоря, Ольга жестоко отмстила убийцам мужаи ввиду малолетства сына и наследника Святослава, сама стала управлять государством. Она проводит первую в истории Руси реформу: вводит погостно-урочную систему, где уроки – заранее уговоренный размер дани, который нельзя ни повышать, ни понижать, а погост – место сбора дани в четко уговоренное время (ноябрь – март). Введение этой системы существенно укрепило власть Киева над окрестными народами, сама же Ольга первой из русских князей приняла христианство (955 год, город Константинополь). Крёстным отцом ее стал византийский император Константин IX Багрянородный. Ольга канонизирована и за свою роль в распространении христианства прославлена как равноапостольная.

Правление Святослава. После 962 года Ольга отходит от активных дел, и вся полнота власти переходит к сыну Святославу Игоревичу. Святослав также не желает заниматься внутренними делами, отдавая предпочтение войне.

В период с 962 по 972 год Святослав совершил очень дерзких военных походов. Первый его поход был направлен против Хазарского Каганата. Святослав отбил у хазар крепость Белая Вежа, превратив ее в свой опорный пункт. Это было важно, т.к. хазары почти ежегодно нападали на Русь, и сдержать их было сложно.

В 966 году Святослав вышел из Киева по направлению к земле вятичей, покорив которых заставил платить дань. Затем князь разгромил волжских булгар, и, спустившись вниз по Волге, неожиданно напал на Хазарский Каганат. В битве у города Итиль великий каган погиб, Хазарский Каганат прекратил своё существование.

Но самой главной целью Святослава были Балканы. Он мечтал перенести туда свою столицу, объединив под собственной властью всех славян. В этом стремлении ему противостояла Византийская Империя, и именно византийский поход стал последним для Святослава.

Весной 969 года Святослав переходит Дунай. Болгарский царь обещает поддержку, но предает его, оставив русскую дружину один на один с воинами византийского императора Иоанна Цимисхия. В открытом бою малочисленная русская дружина потерпела поражение, но сумела укрыться за стенами города Доростол. Целый год Святослав просидел за его стенами, пока осенью 971 года не заключил перемирие, получил выкуп и увел свою дружину на Русь. В районе днепропетровских порогов, в марте 972 года, его небольшой отряд попал в печенежскую засаду, в которой Святослав погиб.

Первая междоусобица (972 – 980 гг.). Отправляясь в балканский поход, Святослав рассадил своих детей по княжествам: старший сын Ярополк остался в Киеве, средний, Олег, уехал к древлянам, а младший Владимир – в Новгород.

После смерти Святослава младшие братья отказались подчиняться Ярополку, объявив о своих претензиях на престол.

Первым напал Олег, но погиб в бою. Младший Владимир сумел выбить Ярополка из Киева, тот бежал к своему тестю, чешскому королю, где вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах. Так Владимир I Красное Солнышко стал единоличным правителем Руси.

Он усыновляет только что родившегося сына Ярополка – Святополка. Начинается правление Владимира I (980 – 1015 гг.). Этот войдет в русскую историю как святой равноапостольный и с народным прозвищем «Красное Солнышко».

Самое известное событие за время правления этого князя – принятие им крещения, более того, Владимир крестил Русь. Традиционной датой Крещения Руси принято считать 988 год. Крещение Владимир принял в Херсонесе, который в тот момент был византийской колонией. После крещения Владимир I женился на сестре византийского императора Анне.

Вторая междоусобица. Официально князь Владимир I был женат трижды (летопись указывает, что у него было 600 жен), официально у него было девять детей, которых он рассадил на княжение в разные города. Сам Владимир планировал передать княжество любимому сыну Борису, который в момент смерти отца находился в военном походе и командовал его дружиной. Таким образом, в Киеве тогда оказался Святополк, который и объявил себя великим князем.

Святополка не любили, но боялись. Он приказал своим младшим братьям Борису и Глебу приехать в Киев. Дружина их отговаривала, но они всё же послушались и приехали. Первым был убит Борис, а за ним и Глеб.

Убийство двух молодых и ни в чем не повинных князей возмутило русское общество, они были канонизированы, а Святополка прозвали «Окаянным». Вскоре Ярослав, самый младший из братьев, выгонит Святополка из Киева, он бежит в Польшу, где погибнет при невыясненных обстоятельствах.

Правление Ярослава Мудрого. 1020 – 1054 гг. стали расцветом Киевской Руси. При Ярославе Мудром появляется первый сборник законов «Русская Правда».

Разгромив печенегов, Ярослав на этом месте строит главный русский Собор святой Софии.

Он скончался в 1054 году в зените своей славы и европейской известности. Реставрация его саркофага позволила обнаружить официальный титул правителя Киевской Руси – царь.

Киевская Русь в XI–XII веках

Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собою в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от так называемой эпохи удельно-вечевой. Изучая период дохристианский, мы приходим к тому заключению, что единодержавия в то время не было; Русь несколько раз дробилась на княжества (после Святослава, Владимира Святого). При жизни князя-отца сыновья сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань. По смерти отца земля дробилась на части по числу сыновей, и лишь политическая случайность приводила к тому, что в конце концов восстанавливалось единодержавие. Братья, враждуя из-за наследства, обыкновенно истребляли друг друга. После такой борьбы между сыновьями Святого Владимира Русь разделилась на две части: по левую сторону Днепра владел Мстислав, по правую – Ярослав. По смерти же Мстислава Ярослав владел всей землей; умирая (1054) он разделил землю таким образом: старшему сыну, Изяславу, дал Киев и Новгород, то есть два конца торгового пути (очевидно, что Изяслав был самый богатый, самый могущественный князь), второму сыну, Святославу, – Чернигов, третьему, Всеволоду, – Переяславль (недалеко от Киева), четвертому, Вячеславу, – Смоленск, пятому, Игорю, – Владимир-Волынский; но у Ярослава был еще внук от старшего сына, Владимира Ярославича, доблестный Ростислав, о котором сложилось много легенд, – ему Ярослав ничего не дал.

Тогда Ростислав бросился сам на Тмутаракань, захватил ее и оставил за собою. Ярослав велел почитать Изяслава как старейшего, но Изяслав не сумел поддержать свой авторитет, восстановил против себя киевлян, которые его изгнали. Возвратясь затем в Киев, Изяслав был вторично изгнан оттуда братьями; он бежал на запад; киевский стол занял Святослав и княжил там до смерти. Затем Киев опять переходит к Изяславу, а Чернигов в это время достается Всеволоду. После смерти Изяслава киевский престол занял Всеволод, а второй город – Чернигов – Всеволод отдал своему старшему сыну Владимиру. Детей Святослава он совсем вычеркнул из общего наследия, как изгоев, которые не имели права на великокняжеский престол, ибо отец их не мог бы стать великим князем, если бы соблюдал старшинство и не прогнал с престола старшего брата своего, который его пережил. В 1093 году умер Всеволод, оставив после себя сына Владимира, прозванного Мономахом по имени своего деда со стороны матери. Владимир не встретил бы препятствий со стороны киевлян, если бы захотел занять отцовский великокняжеский престол, но, не желая новых усобиц и соблюдая родовое старшинство, Мономах предоставляет киевский стол старшему из своих двоюродных братьев, Святополку Изяславичу, который, как старший в роде, имел на великокняжеский стол все права. Этот князь, однако, не умел соблюдать спокойствие в Русской земле и потому не пользовался народным расположением; во время его княжения Святославичи, признанные изгоями со стороны своих дядей Изяслава и Всеволода, стали добиваться политической полноправности и заявили притязание на черниговский стол, занятый Мономахом. После долгих смут Любечским съездом 1097 года права Святославичей на Чернигов были восстановлены, и вместе с тем съезд поделил все русские волости между князьями на началах справедливости. Но справедливость была вскоре попрана главным ее блюстителем, Святополком, который вместе с Давидом Игоревичем совершил известное насилие над Васильком. Это насилие повлекло за собой новые усобицы, для прекращения которых был назначен новый съезд. В 1100 году в городе Уветичах, или Витичеве, Святополк, Мономах и Святославичи заключили между собой союз для восстановления мира на Руси.

Когда Витичевским съездом был водворен порядок во внутренних делах, тогда стало возможно подумать и о делах внешних – о борьбе с половцами. Владимир и Святополк съехались на берегу Долобского озера (1103) и решили двинуться общими силами на половцев. Эти съезды – Любечский, Витичевский и Долобский – показывают нам, что в важных спорных вопросах князья – внуки Ярослава – прибегают к съездам как к высшему учреждению, имеющему право безапелляционного решения. События же, их вызвавшие, свидетельствуют, что Русь во время княжения Святополка не пользовалась спокойствием и что нарушителем этого спокойствия часто был сам великий князь. Понятно, почему по смерти Святополка (1113) даже летописец, всегда готовый хвалить покойного князя, хранит о нем полное молчание.

После смерти нелюбимого князя киевляне посылают звать на великокняжеский престол Владимира Мономаха, но Мономах, не желая нарушать раз признанных прав Святославичей, отказывается от великокняжества. Однако киевляне, не любившие Святославичей, не принимают ни Святославичей, ни отказа Мономаха и отправляют к нему новое посольство с тем же предложением, угрожая возмущением в случае его упорства, и тогда Владимир вынужден был согласиться и принять Киев. Так воля граждан нарушила права старшинства, передав их в руки достойнейшему помимо старейшего. Однако это нарушение старшинства, хотя и вынужденное, должно было вызвать новые усобицы, и если при жизни сильного и всеми любимого Мономаха Святославичи должны были затаить свою ненависть к невольному похитителю их прав, то они передали эту ненависть своим детям; она-то и послужила причиной кровавых усобиц между потомством Святослава и потомством Всеволода, но эти усобицы произошли значительно позднее. Потомки Святослава Черниговского не препятствовали тому, чтобы после смерти Мономаха (1125) занял киевский стол сын его Мстислав. Да и не легко было оспаривать у него великокняжеский стол: Святославичи, по тогдашним понятиям, потеряли свои права на Киев, оттого что не противились занятию киевского стола Мономахом; этим они понизили род свой перед родом Мономаха и утратили не только в настоящем, но и в будущем всякое право на великокняжеский стол. Со стороны черниговских князей также не последовало возобновления притязаний на Киев и тогда, когда (в 1132 году) Мстислав умер и старшинство перешло в руки брата его, Ярополка Владимировича, что вполне согласовалось с желанием киевлян, которые не хотели никого, кроме Мономаховичей. Черниговские князья не могли протестовать, ибо они были бессильны, пока мир господствовал в роде Мономаха. В княжение Ярополка, однако, этот мир был нарушен. Перед смертью Мстислав обязал своего брата и преемника Ярополка отдать Переяславль его старшему сыну, Всеволоду Мстиславичу. Вступив на великокняжеский престол, Ярополк поспешил исполнить предсмертную волю брата, но это вызвало неудовольствие со стороны младших сыновей Мономаха – Юрия Ростовского и Андрея Владимиро-Волынского. Узнав о перемещении племянника в Переяславль, они сочли это шагом к старшинству помимо их (у князей Киевской Руси XI–XII веков было лествичное восхождение со стола менее важного на стол более важный, и так до Киева) и поспешили выгнать Всеволода из Переяславля. Тогда Ярополк водворил туда второго Мстиславича – Изяслава, княжившего в Полоцке. Но и это распоряжение не успокоило младших князей: в каждом племяннике, который сидел в Переяславле, они видели наследника старшинства, будущего князя киевского. Чтобы успокоить братьев, Ярополк вывел и Изяслава из Переяславля и послал брата своего, Вячеслава, но тот скоро сам оставил эту область, и она была уступлена Юрию Ростовскому.

Враждою между дядьями и племянниками в потомстве Мономаха не замедлили воспользоваться Святославичи и решились предъявить свои права на великое княжение. Обстоятельства сложились благоприятно для Святославичей: Ярополк Владимирович скончался в 1139 году и место его заступил брат его, Вячеслав, человек бесхарактерный и неспособный. Таким ничтожеством великого князя воспользовались Святославичи в лице Всеволода Ольговича; он подступил к Киеву; Вячеслав не мог сопротивляться и уехал в Туров, а Всеволод занял его место. Довольно понятно, почему Мономаховичи допустили внука Святослава занять старший стол, – линия Мономаха в это время не имела главы, все старшие Мономаховичи (Вячеслав, Юрий, Андрей) были слабые, неэнергичные люди, и единственный предприимчивый человек, могущий защищать интересы своего рода, был старший сын старшего Мономаховича – Изяслав Мстиславич Владимиро-Волынский, но он находился во вражде со старшими членами рода и потому не вступился за права своего дяди Вячеслава. Этому способствовало еще и то обстоятельство, что старшая сестра Изяслава была замужем за князем Всеволодом Ольговичем, а по понятиям того времени старший зять почитался за отца.

В 1144 году Всеволод Ольгович в присутствии Ольговичей, Давидовичей и одного Мономаховича – Изяслава Мстиславича – объявил, что поступок Мономаха и сына его Мстислава, которые, не обращая внимания на род Святослава, отдали Киев один – сыну своему, другой – брату, дает ему право передать старшинство своему брату Игорю помимо Мономаховичей. Со всех присутствующих была потребована клятва в признании Игоря Ольговича на столе киевском. Такая же клятва была взята и с киевских граждан в 1146 году, но клятва эта была скоро нарушена. Едва Игорь сел на стол, как киевляне отправили посольство звать на киевский стол Изяслава Мстиславича. Последний немедленно двинулся к Киеву, объявив, что терпел на старшем столе Всеволода, как мужа старшей сестры своей, но что других Ольговичей на киевском столе не потерпит. Киевляне перешли на его сторону. Игорь был взят в плен и погиб, а Изяслав занял великокняжеский стол.

В лице Изяслава род Мономаха снова восторжествовал над родом Святослава. Но самовольный захват Изяславом киевского стола вооружил против него двух старших Мономаховичей, двух его дядей, – Вячеслава, который некогда сидел в Киеве, но был изгнан Всеволодом Ольговичем, и Юрия, князя Ростовского. Юрий, недовольный тем, что старшинство досталось его племяннику, а не брату, начал с Изяславом борьбу и одержал верх. Изяслав удалился во Владимир-Волынский, а в Киеве стал княжить Юрий. Но и он не долго удержал за собой киевский стол; Изяславу удалось изгнать его и снова вернуть себе Киев, а чтобы обеспечить себя от обвинений в беззаконном захвате престола, он пригласил в Киев старшего дядю, Вячеслава, который, довольствуясь почетом, предоставил всю власть племяннику. Но Юрий не оставил своих притязаний на Киев, несмотря на то что Изяслав обставил дело вполне законно, воспользовался первою удобною минутою и подступил к Киеву. Изяслав и Вячеслав оставили город, и Юрий вторично завладел им, но опять-таки ненадолго. Киевские граждане любили Изяслава и при первом его появлении перешли на его сторону. Юрий снова уехал из Киева, а Изяслав, верный прежнему намерению, стал княжить именем Вячеслава. В 1154 году Изяслав умер; престарелый Вячеслав вызвал другого своего племянника, Ростислава Смоленского, и киевляне присягнули ему, заключив, однако, договор, что он будет чтить своего дядю Вячеслава, как делал это его покойный брат. После же смерти Вячеслава киевляне приняли Изяслава Давидовича, представителя Святославичей, но тут снова вступает Юрий, и престол в третий раз переходит к нему.

В 1157 году Юрий умирает, и киевляне, не любившие этого князя, хотя он и был Мономахович, снова зовут на киевский стол Изяслава Давидовича, но один из младших Мономаховичей, Мстислав Изяславич Владимиро-Волынский, опасаясь, что киевский стол уйдет из рук Мономаховичей, изгнал Изяслава из Киева и водворил там своего дядю Ростислава, а после смерти его в 1168 году сам занял великокняжеский престол. В то же время претендентом на старшинство является сын Юрия Андрей, которого Мстислав обошел, как раньше отец его Изяслав обошел дядю своего Юрия. Одинаковые отношения вызвали одинаковые последствия – упорную вражду. Победа в этой борьбе осталась на стороне Андрея; в 1169 году Киев был взят, а Мстислав удалился в свою Волынскую область. Киев был ограблен и сожжен, и сам победитель не остался в нем, а ушел на север...

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Киевская Русь (IX-XII вв.) Первое появление славян в мировой истории В «Повести временных лет» – основном нашем источнике по начальной истории Руси – рассказано продолжение знаменитой библейской истории о Вавилонской башне, когда единый человеческий род рассеялся по

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Независимая Украина. Крах проекта автора Калашников Максим

Киевская Русь Поднимая вой о постоянном угнетении Украины Москвой, нацсвидомые пытаются доказать, что во все времена именно русские были главными врагами украинцев. И как пример первой агрессии «москалей» постоянно приводится взятие Киева князем Юрием Долгоруким, а

Из книги Четыре солнца автора Жигунов Виктор Васильевич

Киевская Русь Летопись сообщает, что с 852 года «нача ся прозывати Руская земля». Это было могущественное государство, простиравшееся от Белого моря до Чёрного, от Карпат до Волги.На юге, занимая территорию нынешней Греции и Малую Азию, располагалась империя, которую тогда

Из книги Докиевская Русь автора Бузина Олесь Алексеевич

Киевская Русь… уже не Киевская В русскоязычной «Википедии» исчезла статья «Киевская Русь». Вместо нее теперь - «Древнерусское государство». Колыбель «трех братских народов» сдана на склад истории. Россия и Украина отдаляются друг от друга не только в политике, но и в

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Киевская Русь

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

II. Киевская Русь От племенного союза к союзу союзов племен Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая

Из книги Древние русские крепости автора Раппопорт Павел Александрович

Киевская Русь Древнерусские укрепления VIII?Х вв. были еще очень примитивны и могли успешно выполнять свои оборонительные функции лишь потому, что противники, с которыми приходилось тогда сталкиваться восточным славянам, не умели осаждать укрепленные поселения. Но и

Из книги Тайная история Украины-Руси автора Бузина Олесь Алексеевич

Вымышленная Киевская Русь Киевская Русь - название искусственное. Его придумали историки, чтобы отличить от Руси Московской, возникшей пятью столетиями позже. На самом деле никакой Киевской Руси не существовало. Была просто Русь. Причем возникла она не в Киеве, а на

Из книги У истоков исторической правды автора Верас Виктор

Киевская Русь Еще одна очевидная неочевидность – Киевская Русь. Это славянское государство? – Конечно, – ответите вы. Очевидно? – Да. Правильно? Попробуем разобраться.Если в созданной семье, где отцом является иранец, а мать славянка рождается ребенок, кто он по

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

Из книги Русская история автора Платонов Сергей Федорович

Киевская Русь в XI–XII веках Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собою в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от так называемой эпохи удельно-вечевой. Изучая период дохристианский, мы приходим к тому

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Киевская Русь Н.М. Карамзин отмечает, что Нестор не делает различия между варягами и русью. Однако ученые и зарубежные писатели их различают, и в настоящее время термин варяги-русь считается устаревшим и используется в отдельных случаях для обозначения балтийских



Что еще почитать