Клише для эссе. Фразы-клише для написания эссе. Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Советы по работе с заданием C9.

При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что...

1) мне понятен смысл высказывания;
2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
4) владею терминами;
5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».

1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то. что мне кажется спорным»;
2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;
3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;
4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;
5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Пример 1

«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». (И. Сгобей)
1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги.
2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.
3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.
4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.
5. Примеры: русские дворяне XVIII - начала XX вв.. жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Приветствуется дополнительная информация:

1) краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии);
2) имена его предшественников, последователей или научных противников;
3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Итак, тема выбрана. Следующий шаг-это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.

«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа» (Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)

1. Еще раз написать название темы и имя автора.
I абзац
Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

II абзац
Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.

III абзац (теоретическое обоснование точки зрения)
Нравственность-степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека - отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями (мнениями) известных людей (приводятся примеры - цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например. Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные - не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том. что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

IV. Примеры
Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель - любой ценой заполучить богатства. Так. брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

V. Аргументация (собственный опыт).

Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.

VI. Вывод

Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор. пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить».

Другие материалы для эссе и не только смотрите в разделе

Каждый выпускник, которого интересует подготовка к ЕГЭ по обществознанию, столкнется с задачей написания эссе. Из нескольких предложенных цитат ученик должен выбрать один тезис и написать сочинение. В 2018 году этого финального задания коснутся некоторые изменения. Теперь можно получить максимум 6 первичных баллов за правильно выполненное эссе (до 2018 г. максимально можно было набрать 5 первичных баллов). Слово “проблема” (которая поднимается автором) заменена на слово “идея”. Но это совсем непринципиально. Главное – ценность сочинения повысилась, значит, нужно удвоить старания, чтобы получить максимальный балл.

Итак, ценность мини-сочинения повысилась, поэтому нужно серьезно подойти к наиболее весомому заданию экзамена. Для начала следует изучить критерии оценивания эссе по обществознанию в 2018 г.

  1. Главный критерий: раскрытие смысла высказывания. Нужно верно определить идею, заложенную автором, и (или) выдвинуть тезис по теме, который будет обоснован с помощью аргументов. Если по этому пункту 0 баллов, вся работа не засчитывается.
  2. Отсутствие теоретического обоснования своей точки зрения. Необходимо объяснить значение приведенных в цитате понятий, используя теорию (определения и положения из учебников), рассуждение (причинно-следственное обоснование того, что вы думаете по этому поводу) и выводы (ваше мнение, подкрепленное аргументами). Если теоретического содержания нет, получится 0.
  3. Новый критерий! Фактическая ошибка: если (с точки зрения науки «обществознание») вы привели ошибочное положение, сделали неверный вывод, нелогичное рассуждение, перепутали термин и т.д., то вам грозит 0.
  4. Тематическая не сочетаемость примера или факта с темой, выводом и рассуждением. Зачтутся только те аргументы, которые соответствуют заявленной теме. Некорректно отображенные и неполные утверждения также засчитываться не будут. За этот пункт можно получить целых 2 балла, если оба примера подойдут. Факты нужно формулировать развернуто и точно, ведь ошибка может стоить потери баллов. Примеры можно приводить из личного опыта, других предметов (художественной литературы, истории, географии), СМИ (из журналов, газет, теле и радиопередач).

План сочинения

Для того чтобы написать эссе на максимальный балл по вышеприведенным критериям, в первую очередь, нужно строго соблюсти формат или структуру эссе. Итак, план сочинения на ЕГЭ по обществознанию таков:

  • Обозначение проблемы и ее интерпретация.
  • Согласие или несогласие с позицией автора (объяснить, почему)
  • Аргументация собственной позиции.
  • Вывод

Подробно каждый из этих пунктов мы разберем в следующем параграфе.

Структура и алгоритм написания

Обозначение проблемы

При обозначении проблемы выпускнику следует, в первую очередь, осмыслить предлагаемый автором тезис и выделить в нем какую-то проблему (идею). Чаще всего цитаты включают в себя множество проблем и их интерпретаций. Ученику лучше остановиться на какой-то одной и рассмотреть ее подробно, следуя далее пунктам структуры эссе. Можно выделить несколько проблем (идей), содержащихся в тезисе, и раскрывать их, но, на мой взгляд, временные рамки экзамена не позволят основательно раскрыть несколько идей сразу и привести к ним аргументы. Обозначить проблему можно с помощью фраз-клише, например, таких:

  • В своем высказывании автор хотел обратить внимание на проблему, связанную с…;
  • Основной идеей, сформулированной автором цитаты … , я вижу…;
  • Важно, чтобы в эссе прозвучали слова “проблема” и (или) “идея”, иначе за их отсутствие могут поставить 0 баллов. В процессе объяснения проблемы, поднимаемой автором, нужно использовать обществоведческие термины и давать им определения; включить материал, который входил в школьную программу курса.

    Свое мнение

    Во втором пункте следует писать о согласии или несогласии с автором по поводу проблемы. Одной фразы “согласен” или “не согласен” недостаточно. Здесь важно написать причину, на которую вы опираетесь. Эта причина может обобщать приводимые далее аргументы. Фразы-клише очевидны:

    • «Я полностью согласен/не согласен с мнением автора…»
    • «Трудно не согласиться с мнением автора…».

    В этот пункт также можно включить теорию из курса обществознания. С ее помощью вы грамотно и аргументированно объясните, почему придерживаетесь озвученного мнения. Обратите внимание, что соглашаться легче, чем доказывать обратное, поэтому если вы в себе не уверены, не нарывайтесь на идеологическую полемику с невидимыми экзаменаторами, а делайте свое дело беспристрастно и отстраненно. Совсем не обязательно высказывать свои реальные воззрения на те или иные вопросы.

    Аргументы

    Следующий пункт — самая сложная и объёмная часть сочинения. Привести подходящие аргументы зачастую бывает непросто. Нужно привести как минимум 2 аргумента, ЯВНО иллюстрирующих данную проблему. Главное в этом пункте — конкретика. Примеры, содержащие «много воды», будут оцениваться 0 баллов. Вашими аргументами могут быть примеры из художественной и научной литературы (истории, химии, биологии и других дисциплин), биографии великих людей, ситуации из фильмов, сериалов, из жизни и личного опыта. Важно учитывать то, что эти высказывания должны быть из разных источников, например, из личного опыта и художественной литературы. За примеры, взятые из одной сферы, максимальный балл получить нельзя. Допустим, даже если оба аргумента, взятые из книг, будут идеально иллюстрировать проблему, Вы не сможете получить максимальный балл. Для каждого из аргументов следует выделять отдельный абзац. Фразы-клише:

    • «Для подтверждения моей точки зрения я приведу следующий аргумент…»
    • «Аргументом, способным подтвердить мою точку зрения является…»
    • Вывод

      Последний пункт-это вывод. В выводе осуществляется обобщение размышлений, приведённых выше. Эта часть ничем не отличается от той, что приходится писать в сочинениях по русскому языку, литературе. Фразы-клише:

      • «Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что…»,
      • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

      В выводе будет достаточно написать 2-3 предложения.

      Пример сочинения

      Специально для вас мы написали . Если Вас интересует конкретная тема, на которую вы затрудняетесь написать сочинение, пишите нам в

Структура эссе 1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод.

Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; чётко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции.

актуальность проблемы После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях. . . . . . глобализации общественных отношений; . . . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; . . . обострения глобальных проблем современности; . . . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; . . . развития международной интеграции; . . . современной рыночной экономики; . . . развития и преодоления мирового экономического кризиса; . . . жесткой дифференциации общества; . . . открытой социальной структуры современного общества; . . . формирования правового государства; . . . преодоления духовного, нравственного кризиса; . . . диалога культур; . . . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

3. Формулировка основной мысли высказывания Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что. . . » «Автор обращает наше внимание на то, что. . . » «Автор убеждён в том, что. . . »

Определение своей позиции к высказыванию Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише: «Я согласен с автором в том, что. . . » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу. . . » «Автор был прав, утверждая, что. . . » «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. . . ситуацию, сложившуюся в обществе. . . одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. . . » «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. . . , но с. . . не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что. . . ? »

Аргументация собственного мнения Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; б) обращение к личному опыту.

Вывод Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод. . . » «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. . . »

пример Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» . (Ф. Аквинский)

Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

Смысл высказывания Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.

Примеры Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

Абзац 1: 1)Определение науки (в зависимости от выбранной темы): "Данное высказывание относится к разделу обществознания философия/социальная психология/социология/политология/ право" 2)Определение темы/проблемы: "Этим высказыванием затрагивается проблема. . . " "Эта цитата затрагивает немаловажную проблему. . . " 3)Объяснение выбора темы: "Для меня интересна эта тема так как. . (например: "она актуальна для современного общества, отражает процессы глобализации/маргинализации" и тд и тп) "Я выбрала эту тему так как. . . "

Абзац 2: 1) Объяснение точки зрения автора: "Автор этого высказывания. . (такой-то). . . пытался донести до нас мысль. . " или " Автор. . (такой-то). . . высказывает мнение, что. . " 2)Своя оценка: "Нельзя не согласиться, что. . . " "Я разделяю точку зрения. . " "Разделяю тз автора лишь отчасти. . . " "Не могу согласиться с автором так как. . "

Абзац 3 (аргументы): 1)Теоретическая аргументация: термины, понятия. "Исходя из определения. (социальной стратификации/сознания/гражданского права и тд). . . следует. . . " 2)Примеры из истории и политической жизни. 3) Аргументация со ссылкой на современную социальную действительность. Заключение "Таким образом. . . " "Итак, мы пришли к выводу. . "

Автор поднимает проблему …. . . указать какую. Данная проблема является актуальной в условиях. . (вечной) по прежнему актуальной, так как её решение. . . Автор убежден в том, что …. . . . (Автор обращает наше внимание. . .) Я согласен с автором (частично согласен, не согласен, готов поспорить) В чём? С чем? В какой части? На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании (картину, ситуацию, проблему и т. д) Аргументы (на теоретическом уровне -термины, понятия, мнения ученых) (эмпирический уровень- примеры из истории, литературы, и социальной реальности) Вывод. Подводя общую черту, хотелось бы отметить …. . . . Таким образом, можно сделать вывод. . . .

Практические советы по написанию эссе по обществознанию

  • Самое главное – регулярно тренироваться в написании эссе, сдавая их на проверку преподавателю, и, уделяя внимание проработке его замечаний.
  • Соблюдать логическую последовательность изложения, не перепрыгивать от одного к другому примеру.
  • Не писать все эссе на черновик: набросать только план и основные идеи.
  • Приводить пример для каждого теоретического постулата.
  • Учиться адекватно и объективно оценивать как свои, так и чужие эссе.
  • Ознакомиться с критериями оценивания эссе по обществознанию и уделять внимание каждому пункту в процессе написания.
  • Не путаться в понятиях и терминах обществознания.
  • Тренироваться раскрывать смысл высказывания на любых афоризмах.
  • Смотреть новости, запоминать примеры с уроков, которые можно использовать в качестве доказательств своей позиции.

Критерии оценки эссе на ЕГЭ в 2018 году

Эссе, как творческое сочинение, от других способов контроля знаний отличает способность диагностировать умение учеников анализировать информацию, грамотно интерпретировать ее, строить рассуждения и приводить аргументы в виде правильно подобранных фактов, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

Пример эссе по обществознанию на ЕГЭ

Таким образом, для эффективной подготовки к эссе по обществознанию следует тренироваться в их написании как можно чаще, соблюдая вышеперечисленные советы и придерживаясь требуемой структуры. Только так можно «набить руку» и идти на экзамен с уверенностью.

Как написать эссе по обществознанию и получить максимум баллов за ЕГЭ обновлено: 2 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Эссе по ЕГЭ по обществознанию считается одним из наиболее сложных заданий при сдаче экзамена. По статистике только каждый шестой выпускник справляется с ним. За выполнение задания можно набрать от 3 до 5 баллов. Чтобы их не потерять, крайне важно тщательно подготовиться к сдаче письменной части экзамена. Рассмотрим далее некоторые примеры типичные ошибки при выполнении этого задания.

Критерии проверки

Эссе по ЕГЭ по обществознанию пишется по одному из выбранных высказываний. В задании представлено шесть цитат. Готовые эссе по обществознанию оцениваются поэтапно. Самым первым и самым важным критерием считается К1. Оценивается раскрытие смысла выбранного высказывания. Если выпускник не обозначил проблему, поставленную автором, проверяющий ставит по критерию К1 ноль баллов. Готовые эссе по обществознанию в таких случаях дальше не оцениваются. По остальным критериям проверяющий автоматически ставит ноль баллов.

Структура эссе по обществознанию

Задание выполняется по следующей схеме:

  1. Цитата.
  2. Определение проблемы, поднятой автором, ее актуальности.
  3. Смысл выбранного высказывания.
  4. Выражение собственной точки зрения.
  5. Использование аргументов на теоретическом уровне.
  6. Приведение не менее двух примеров из общественной практики, литературы/истории, которыми подтверждается правильность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Выбор цитаты

Определяя тему, по которой будет выполняться эссе по ЕГЭ по обществознанию, выпускник должен быть уверен, что он:

  1. Владеет основными понятиями по предмету.
  2. Четко понимает смысл используемой цитаты.
  3. Может выразить свое мнение (частично либо полностью согласиться с выбранным высказыванием, опровергнуть его).
  4. Знает обществоведческие термины, которые необходимы для грамотного обоснования собственной позиции на уровне теории. Здесь необходимо учитывать, что выбранные понятия не должны выходить за рамки темы для эссе по обществознанию. Необходимо использовать соответствующие ей термины.
  5. Может подтвердить собственное мнение практическими примерами из социальной жизни или из литературы/истории.

Определение проблемы

Здесь следует сразу привести примеры. Эссе по обществознанию (ЕГЭ) может раскрывать проблемы из областей:

  • Философии.
  • Семьи.
  • Социологии.
  • Политологии.
  • Юриспруденции.
  • Экономики и проч.

Проблемы в философском аспекте:

  • Соотношение сознания и материи.
  • Развитие и движение как способы существования.
  • Бесконечность познавательного процесса.
  • Взаимоотношение природы и общества.
  • Теоретический и эмпирический уровни научного познания.
  • Духовная и материальная стороны социальной жизни, их соотношение.
  • Культура в качестве преобразовательной деятельности людей в целом.
  • Сущность цивилизации и так далее.

Эссе по обществознанию: социология

При написании можно раскрыть следующие проблемы:

  • Социальная борьба и неравенство.
  • Соотношение субъективных и объективных факторов, оказывающих влияние на процессы в жизни людей.
  • Значение материальных и духовных ценностей.
  • Сохранение стабильности в общественной жизни.
  • Особенности города.
  • Молодежь как общность.
  • Социальная природа мышления, знания, деятельности людей.
  • Взаимодействие общества и религии.
  • Особенности социализации молодых поколений.
  • Исторически сложившееся неравноправие мужчин и женщин.
  • организации.
  • и так далее.

Психология

В рамках написания эссе по обществознанию человек может выступать как ключевой объект исследования. В этом случае раскрываются такие проблемы, как:

  • Межличностное общение, суть и решаемые задачи.
  • Психологический климат в коллективе.
  • Взаимоотношения индивида и отдельной группы.
  • Нормы, роли, статус личности.
  • Национальная идентичность.
  • Значение процесса коммуникации.
  • Суть социального конфликта.
  • Несогласованность между притязаниями и возможностями индивида.
  • Источники общественного прогресса.
  • Семья.

Эссе по обществознанию может также затрагивать конкретные функции рассматриваемой науки.

Политология

В рамках этой темы для эссе по обществознанию могут раскрываться проблемы:

  • Авторитарного режима.
  • Субъектов политики.
  • Места и роли государства в системе.
  • Современных политических взаимодействий.
  • Тоталитарного режима.
  • Соотношения политики, права и сферы хозяйства.
  • Происхождения государства.
  • Политического режима (через раскрытие его понятий и признаков).
  • Государственного суверенитета.
  • Гражданского общества (через раскрытие структуры, признаков, понятия).
  • Партийных систем.
  • Общественно-политических движений, групп давления.
  • Сущности демократического режима.
  • Взаимной ответственности личности и государства.
  • Политического плюрализма.
  • Разделения власти как принципа правового государства.
  • и проч.

Хозяйственная система

Еще одна распространенная наука, по которой могут раскрываться проблемы в эссе по обществознанию, - экономика. В этом случае поднимаются такие вопросы, как:

  • Противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов.
  • Производственные факторы и их значение.
  • Капитал в качестве экономического ресурса.
  • Сущность и функции денежной системы.
  • Эффективность использования существующих ресурсов.
  • Значение разделения труда.
  • Роль торговли в процессе развития общества.
  • Эффективность и стимулы производства.
  • Суть рыночных отношений.
  • Государственное регулирование экономики и проч.

Юридическая дисциплина

В рамках науки можно выделить ряд ключевых проблем и раскрыть любую из них в эссе по обществознанию:

  • Право как регулятор жизни людей.
  • Суть и специфические черты государства.
  • Социальная значимость права.
  • Политическая система и определение роли государства в ней.
  • Сходства и различия морали и права.
  • Социальное государство: понятие и признаки.
  • Правовой нигилизм и методы его преодоления.
  • Гражданское общество и государство.
  • Понятие, признаки и состав правонарушений, классификация.
  • Правовая культура и проч.

Фразы-клише

Кроме раскрытия проблемы, структура эссе по обществознанию предполагает указание на ее актуальность в современном мире. Для эффективной реализации этой задачи можно внедрить в свой текст фразы-клише: "Данная в условиях…

  • глобализации отношений в обществе;
  • противоречивого характера изобретений и научных открытий;
  • обострения проблем глобального масштаба;
  • формирования единого экономического, образовательного, информационного поля;
  • жесткой дифференциации в обществе;
  • диалога культур;
  • современного рынка;
  • необходимости сохранения традиционных культурных ценностей, собственной идентичности нации".

Важный момент

В эссе по ЕГЭ по обществознанию, как, впрочем, и в письменных заданиях по другим предметам, следует периодически возвращаться к поднятой проблеме. Это необходимо для наиболее полного ее раскрытия. Кроме этого, периодическое упоминание о проблеме позволит находиться в рамках темы, предотвратит рассуждения и использование терминов, не относящихся к выбранному высказыванию. Последнее, в частности, является одной из распространенных ошибок выпускников.

Основная мысль

В этой части эссе по ЕГЭ по обществознанию следует раскрыть суть высказывания. Вместе с этим не следует повторять его дословно. Здесь также можно использовать фразы-клише:

  • "Автор убежден в том, что…"
  • "Смысл этого высказывания заключается в…"
  • "Автор акцентирует внимание на…"

Определение собственной позиции

В эссе по ЕГЭ по обществознанию можно согласиться с мнением автора частично или полностью. В первом случае необходимо аргументированно опровергнуть часть, с которой возникло противоречие мнения. Также пишущий может полностью отрицать высказывание, поспорить с автором. Здесь также можно использовать клише:

  • "Я согласен с мнением автора в том, что…"
  • "Отчасти я придерживаюсь выраженной точки зрения по поводу…, но с… согласиться не могу".
  • автор четко отразил картину современного общества (ситуацию в России, одну из проблем в современном мире)…"
  • "Позволю себе не согласиться с позицией автора в том, что…"

Аргументы

Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно содержать обоснование выраженного мнения пишущего. В этой части необходимо вспомнить ключевые термины, относящиеся к проблеме, теоретические положения. Аргументацию следует проводить по двум уровням:

  1. Теоретическому. В данном случае в качестве основы будут выступать обществоведческие знания (мнения мыслителей/ученых, определения, понятия, направления концепций, термины, взаимосвязи и проч.).
  2. Эмпирическому. Здесь допускается два варианта: использовать события из своей жизни или примеры из литературы, социальной жизни, истории.

В процессе отбора фактов, которые послужат аргументацией к собственной позиции, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Подтверждают ли примеры выраженное мнение?
  2. Согласуются ли они с высказанным тезисом?
  3. Могут ли они истолковываться иным способом?
  4. Убедительны ли факты?

Следуя такой схеме, можно контролировать адекватность примеров и предотвратить отклонение от темы.

Вывод

Он обязательно должен завершать эссе. Вывод обобщает основные идеи, подводит итог рассуждениям, подтверждает правильность или неверность высказывания. Он не должен дословно передавать цитату, ставшую темой эссе. При формулировании можно использовать такие клише:

  • "Подводя итог, хотелось бы отметить…"
  • "Таким образом, можно заключить, что…"

Оформление

Не следует забывать о том, что эссе - это небольшое по объему сочинение. Оно должно отличаться смысловым единством. В этой связи должен формироваться связный текст, использоваться логические переходы. Также не следует забывать о грамотном написании терминов. Текст целесообразно разбить на абзацы, в каждом из которых отражается отдельная мысль. Необходимо соблюдать красную строку.

Дополнительные сведения

В эссе можно включить:

  • Краткую информацию об авторе цитаты. Например, сведения о том, что он "выдающийся русский ученый", "известный французский просветитель", "основатель идеалистической концепции" и так далее.
  • Указание на альтернативные способы решения проблемы.
  • Описание разных мнений или подходов к вопросу.
  • Указание на многозначность понятий и терминов, которые используются в тексте с обоснованием значения, в котором они были применены.

Требования к работе

Среди всего разнообразия существующих подходов к технологии написания следует выделить ряд условий, которые должны быть соблюдены:

  1. Адекватное понимание смысла высказывания и проблемы.
  2. Соответствие текста поднятому вопросу.
  3. Выделение и раскрытие ключевых аспектов, на которые указал автор высказывания.
  4. Четкая определенность собственного мнения, отношения к проблеме, к позиции, выраженной в цитате.
  5. Соответствие раскрытия аспектов заданному научному контексту.
  6. Теоретический уровень обоснования собственного мнения.
  7. Наличие осмысленных фактов личного опыта, социального поведения, общественной жизни.
  8. Логика в рассуждениях.
  9. Отсутствие терминологических, этнических, фактических и прочих ошибок.
  10. Соответствие нормам языка и требованиям жанра.

Какие-либо жесткие рамки по объему эссе не устанавливаются. Он зависит от сложности темы, характера мышления, опыта, уровня подготовки выпускника.

Ошибки при формулировании проблемы

Чаще всего встречаются следующие недочеты:

  1. Непонимание и неумение выделить проблему в высказывании. С одной стороны, это связано с недостаточным объемом знаний по дисциплине, к которой относится высказывание, а с другой - с попыткой подогнать под выявленный вопрос рассмотренные, написанные или прочитанные ранее работы.
  2. Неумение сформулировать проблему. Эта ошибка связана, как правило, с небольшим словарным и терминологическим запасом по базовым наукам.
  3. Неумение формулировать суть цитаты. Оно объясняется непониманием либо неверным пониманием содержания высказывания и отсутствием нужных обществоведческих знаний.
  4. Подмена проблемы позицией автора. Эта ошибка возникает вследствие того, что выпускник не видит и не понимает разницы между ними. В качестве проблемы в эссе выступает тема, на которую автор рассуждает. Она всегда объемна и обширна. По ней могут высказываться разные мнения, зачастую совершенно противоположные. Смысл высказывания - это личная позиция автора по проблеме. Цитата - это только одно из многочисленных мнений.

Недочеты при определении и обосновании своей позиции

Отсутствие аргументов, подтверждающих позицию выпускника, говорит о незнании или игнорировании им требований к структуре эссе. Частыми ошибками при использовании понятий выступают неоправданное сужение или расширение значения термина, подмена одних определений другими. Неправильная работа с информацией указывает на неумение анализировать опыт. Зачастую примеры, которые приводятся в тексте, слабо связаны с проблемой. Отсутствие критического восприятия сведений, полученных из Интернета, СМИ приводит к использованию непроверенных и недостоверных фактов в качестве обоснований. Еще одной распространенной ошибкой является односторонность взгляда на те или другие социальные явления, свидетельствующая о неумении выявлять и формулировать причинно-следственные связи.



Что еще почитать