Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Грибы. Конспект логопедической игры "осенний калейдоскоп" Упражнение «Будь внимательным»

Образовательная область : речевое развитие;

Вид деятельности : непосредственно-образовательная деятельность;

Возрастная группа : старшая;

Тема:

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи.

Расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Учить согласовать числительные с существительными в роде и числе;

Учить образовать однокоренные слова.

Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, поднос, крупные плоскостные изображения ягод, снабженные «липучками», грибов, корзинки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки по теме «Грибы. Ягоды»,

Предварительная работа. Повторение игры «По ягоды».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по лексической теме

«Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область : речевое развитие;

Вид деятельности : непосредственно-образовательная деятельность;

Возрастная группа : старшая;

Тема:

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи.

Расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды »

Учить согласовать числительные с существительными в роде и числе;

Учить образовать однокоренные слова.

Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи.

- развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи.

- -воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, поднос, крупные плоскостные изображения ягод, снабженные «липучками», грибов, корзинки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки по теме «Грибы. Ягоды»,

Предварительная работа. Повторение игры «По ягоды».

Ход деятельности.

1.Организационный момент.

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат яркие плоскостные изображения грибов.

Логопед. Возьмите по одному грибу, название которого вы знаете, и пройдите за стол.

Дети берут по одному грибу и встают рядом со своими стульчиками, стоящими вокруг стола. Логопед помещает на наборное полотно картинку-загадку (приложение № 1).

Логопед. Сейчас сядет тот, кто увидел свой гриб на картинке-загадке.

Трое детей садятся.

Логопед. Почему ты не села, Аришка?

Ребенок. У меня лисичка. Ее нет на картинке.

Логопед. Верно. Садись. А какие грибы есть у меня на картинке, но их нет у вас?

Дети. На картинке есть опята.

Логопед. Правильно. Вот какие вы внимательные! А теперь разделите названия своих грибов на слоги и прохлопайте их.

2. Упражнение «Раздели на слоги».

1 -й р е б е н о к. Бо-ро-вик.

2-й ребенок. Му-хо-мор.

3-й ребенок. По-до-си-но-вик.

4-й ребенок. Ли-сич-ка.

Логопед. Молодцы. Вы справились и с этим заданием. А у кого из вас было самое длинное слово? Дети. У Маши.

Логопед. Давите прохлопаем его все вместе.

Дети. По-до-си-но-вик.

Логопед. Сколько слогов в этом слове?

Дети. Пять слогов.

Логопед. Отлично. Я вижу, что вы хорошо знаете названия грибов и узнаете их на картинках. Сегодня мы с вами начнем разговор о лесе, о грибах и ягодах, которые он нам дарит осенью, о том, как нужно вести себя в лесу.

3. Упражнение «За грибами».

Логопед помещает на коврограф плоскостные изображения грибов, которые выбрали дети.

Логопед. Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете?

Дети. Подберезовик, сыроежка, волнушка, груздь.

Логопед помещает плоскостные изображения названных грибов на коврограф.

Логопед. Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какой гриб здесь лишний и почему?

Дети. Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.

Логопед убирает изображения грибов.

Логопед. А какие еще несъедобные грибы вы знаете?

Дети. Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.

Логопед. Молодцы. Вы хорошо знаете съедобные и ядовитые грибы. С вами можно идти за грибами. А теперь давайте посчитаем сколько и каких грибов остались в корзине

4. Упражнение «У кого сколько?»

Логопед раздает детям по корзинке в которых по несколько грибов.

Логопед. Сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажите, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое предложение.

1-йребенок. Я нашел три подберезовика.

2-й ребенок. Ау меня два груздя.

3-й ребенок. Я нашла четыре волнушки.

4-й ребенок. А я нашла пять лисичек.

5. Упражнение «Соберем семейку».

Логопед приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте подберем слова одной семейки к слову гриб. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовешь маленький гриб?

1-йребенок. Грибок.

Логопед. А как можно назвать очень большой гриб?

2-й ребенок. Грибище.

Логопед. Как называют суп из грибов?

3 -й ребенок. Грибной.

Логопед. Как называют человека, собирающего грибы?

4-й ребенок. Грибник.

Логопед. Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы?

1-йребенок. Грибница.

Логопед. Как можно ласково назвать гриб?

2-й ребенок. Грибочек.

Логопед. Отлично. Молодцы!

6 . Подвижная игра «По ягоды».

Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг.

Логопед. В осеннем лесу мы можем найти не только грибы, но и ягоды. Какие ягоды можно собирать в лесу осенью?

Дети. Клюкву.

Логопед. Давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.

Мы шли-шли-шли,

Маршируют по кругу, держат руки

на поясе.

Много клюквы нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Опять маршируют по кругу.

Мы опять идем искать.

Наклоняются, правой рукой касают-

ся носка левой ноги, не сгибая колен.

Логопед. Вот сколько клюквы мы набрали. А какие еще лесные ягоды вы знаете, но собирают их летом, а не осенью?

Дети. Земляника, малина, черника, голубика, ежевика, брусника, морошка.

7. Упражнение «Поваренок»

Логопед предлагает подойти к мольберту.

Логопед. Ребята посмотрите как много у повара пустой посуды, а у нас много ягод, давайте поможем повару сделать домашние заготовки: морсы, варенья, компоты, кисели, джемы.

1-йребенок. Я сварю земляничный морс

2-й ребенок. Я сварю черничное варенье.

3 - й ребенок. Я сварю ежевичный кисель.

4-й ребенок. Я сварю брусничный компот.

8. Игра «Подскажи словечко».

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Логопед. Еще одна игра на внимание и на знание названий грибов. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам стихотворение, а вы подсказываете слово в рифму.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый,как Петрушка,

Ядовитый...

Дети. Мухомор.

Логопед. Посмотрите-ка, ребята.

Тут - лисички, там - опята,

Ну а это, на полянке,

Ядовитые...

Дети. Поганки.

Логопед. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это...

Дети. Сыроежки.

Логопед. Очень хорошо. Какие же вы молодцы!

9. Работа с карандашами.

Логопед раздает листы с заданием, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Что вы видите на листе?

Дети. Мы видим лесные ягоды.

Логопед. Перечислите их названия

Дети. Малина, черника, земляника.

Логопед. Послушайте загадку. О какой она ягоде?

На полянке у дорожки

Красные горошки.

Кто мимо пройдет -

В рот себе кладет.

Дети. Это земляника.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Она растет у дорожки на низких кустиках и похожа на маленькие красные горошки.

Логопед. Возьмите красный карандаш и обведите землянику по контуру, а потом раскрасьте ее. Для того чтобы раскрасить «воротничок» у ягодки, вам потребуется зеленый карандаш. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание логопеда, а он оценивает их работу.

10. Окончание занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.

приложение №1


Досуг «Дары леса»

Описание работы. Сценарий летнего речевого досуга предназначен для использования логопедами, музыкальными руководителями и воспитателями с детьми старшего дошкольного возраста. Данную разработку можно рекомендовать для использования в коррекционной логопедической группе. Речевой материал рассчитан на участие всей группы детей с учётом индивидуальных особенностей каждого.
Цель: закрепление представлений детей о дарах леса: ягодах и грибах.

Коррекционно-образовательные задачи :
- повысить речевую активность детей;
- активизировать словарь детей по теме.

Коррекционно-развивающие задачи :
- развивать координацию речи с движением;
- развивать пальчиковую моторику;
- развивать связную речь.

Воспитательные задачи :
- развивать воображение, умение перевоплощаться и импровизировать;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- развивать коммуникативные навыки.

Материалы : диск с музыкальными файлами, шапочки грибов, костюм ёжика, шапочки-маски землянички и солнечного лучика, картины с летними пейзажами, декорации леса: пенёк, деревья, кусты.

План.
1. Чтение стихотворения «Что такое лето?» М.Ивенсена.
2. Загадка о ягоде.
3. Инсценировка стихотворения «Земляничка».
4. Пальчиковая игра «За ягодами» Н.Нищева
5. Подвижная игра "Ягодка-малинка".
6. Загадка о грибе.
7. Сценка «Ёжик и грибы».
8. Игра «Съедобный - не съедобный».
9. Подвижная игра. «За грибами» Н.Нищева
10. Чтение стихотворение «Летом всё прекрасно»

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на праздник, посвященный лету.
А что же такое лето?...
Сейчас мы узнаем, послушав стихотворение, которое подготовили нам ребята.
1. Выходят дети читают по строчке стихотворение.
1 ребёнок. Что такое лето?
2 ребёнок. Это много света,
3 ребёнок. Это поле, это лес,
4 ребёнок. Это тысячи чудес.
5 ребёнок. Это быстрая река,
6 ребёнок. Это в небе облака,
7 ребёнок. Это яркие цветы,
8 ребёнок. Это синь высоты.
9 ребёнок. Это в мире сто дорог,
Для ребячьих быстрых ног.

2. Ведущий. Летом лес нас радует своими богатствами. Давайте угадаем, что вырастает в лесу.
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Ягода)
3. Звучит музыка, выходит девочка-земляничка и мальчик-лучик солнца, читают стихотворение .
Земляника возле пня
Всем сказала: «Нет меня!»
Оглянулась и потом
Притаилась под листком.
Солнца луч ее нашел.
Закричал: «Нехорошо!
Обманула! Ай! Ай! Ай!
Земляничка, вылезай!»
Покраснела ягодка
И сказала: «Ябеда!»
4. Ведущий . Ребята, давайте приготовим с вами наши пальчики и узнаем, какие ещё ягоды растут в лесу.

Пальчиковая игра «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, (Пальчики обеих рук "здороваются".)
В лес идем мы погулять, (Пальчики "шагают".)
За черникой, (Загибают по одному пальцу.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке принесем.

5. Подвижная игра "Ягодка-малинка".
Ход игры.
За малиной в лес пойдем, (Дети идут в хороводе, взявшись за руки.)
в лес пойдем,
Спелых ягод наберем, наберем. ("Собирают ягоды".)
Солнышко высоко, (Показывают солнышко.)
А в лесу тропинка. (Показывают тропинку.)
Сладкая ты моя, (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Ягодка малинка.
После игры дети садятся на стульчики. Часть детей, принимающих участие в сценке, уходят одевать костюмы.

6. Ведущий. Послушайте, ребятки, загадаю вам загадку.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы)

7.Сценка"Ёжик и грибы".
Звучит музыка, появляется ёжик, проходит по залу, останавливается, читает стихотворение.
Ёжик.
Я веселый серый еж.
На кого же я похож?
На мешок с иголками,
Что лежит под елками.

Ёжик идёт по полянке, ищет грибы.
Ёжик.
Грибок, грибок,
Покажи свой бок.

Сыроежка.
Сорви меня и съешь-ка,
Я, братец, сыроежка.
В желтой шляпке,
С белой ножкой.
Ты возьми меня в лукошко.

«Берёт» грибок (ребенок - сыроежка встает за ежиком) ,идут дальше.

Ёжик.
Грибок, грибок,
Покажи свой бок.

Лисичка.
Хоть зовусь лисичка,
Лисе я не сестричка.
Шляпка рыжая, не спорю.
Ножка тоже рыжая.
А расту я под сосной,
Прячусь под иголками,
Но не знаюсь с волками.

«Берёт» грибок (ребенок-лисичка встает за сыроежкой), идут дальше.

Ёжик.
Грибок, грибок,
Покажи свой бок.

Белый гриб.
На пригорке у дорожки
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Белый гриб - большой и важный.
«Берёт» грибок (ребенок - белый гриб встает за лисичкой), идут дальше.

Ёжик.
Грибок, грибок,
Покажи свой бок.

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту.
Зовусь я подосиновик.

«Берёт» грибок (ребенок-подосиновик встает за белым грибом), выходят на серединку зала.

Ведущий.
Ёжик все грибы собрал,
и в свой домик убежал.
А сейчас, мы проверим, как вы знаете грибы.
8. Дети встают в круг, проводится игра «Съедобный - не съедобный». Ведущий называет грибы, если гриб съедобный, дети хлопают в ладоши, а если нет, грозят пальцем.

Далее ведущий предлагает детям «превратиться» в животных и отправится в лес за грибами.
9.Подвижная игра. «За грибами»
Ход игры.
Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (Бегут.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя.)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут, изображая медведя.)
Мухомор раздавил.
10.Ведущий. Наш праздник подходит к концу.

1 ребёнок. Летом всё прекрасно:
Небо чисто, ясно.
2 ребёнок. И порхают птицы
с самого утра.
3 ребёнок. Если дождь на улице –
Мы не будем хмуриться,
Все:
Потому что лето - лучшая пора.

Звучит музыка, дети уходят.

Мишанина Анастасия
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Грибы»

Коррекционно-образовательные цели :

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы »

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти.

Коррекционно-воспитательные цели :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

I. Организационный момент

1. -ой ребятки, посмотрите, на какую поляну мы попали с вами! А Давайте соберем только грибы !

2. Рассмотреть вместе с детьми картинки с грибами (на доске) . Рассказать (уточнить, где растут грибы (в лесу, в чаще, на пеньках, в траве, что готовят из грибов (салат, икру, запеканку, суп) .

Ребята, посмотрите на картинки! Что это такое у нас с вами? Правильно это грибы ! Давайте их назовем (мухомор, поганка- ядовитые грибы , лисички, белый гриб (боровик,опята, сыроежка. Ребята, посмотрите, все знают это дерево? Правильно, это береза. А под ней растет только один гриб , а называется он подберезовик. Давайте скажем это слово : в одну ручку положим-под, в другую береза и соедим. Что у нас получится? –правильно! Подберезовик! А это дерево называется осина и под ним тоже растет только один гриб- подосиновик (аналогично)

Ребятки, А где растут грибы ? А что мы можем приготовить из грибов ?

Посмотрите ребята, гриб можно разделить на части : Это шляпка гриба , а это ножка гриба . (макет)

Игра «Чего не стало?»

Посмотрите ребята на картинки. Давайте еще раз повторим названия грибов ! А сейчас закроем все глазки. Ой ребята…посмотрите. вам не кажется, что здесь что то исчезло? Давайте вспомним какие у нас грибочки были ? Чего здесь не хватает?

Игра с мячом «Один - много»

Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы будете

говорить много.

Гриб – грибы поганка - поганки

Мухомор – мухоморы лисичка - лисички

Подберезовик-подберезовики

Опенок-опята

Упражнение «Сложи гриб » (из палочек,спичек)

Посмотрите на картинку, возьмите столько палочек, сколько вам понадобится для того, чтобы сложить такой же грибок .

Игра «Доскажи словечко»

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый… (мухомор)

Собирай,не мешкай,

Посмотрите-ка,ребятки :

Тут лисички,там опятки.

Ну а это на полянке,

Ядовитые…. (поганки)

Вдоль лесных дорожек,

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Это… (сыроежки)

Физкультминутка «За грибами »

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы » .

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы » .

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы »

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

«Математическая загадка»

Я прочитаю вам загадку, но не простую. Вы послушайте и посчитайте, сколько грибов я нашла .

Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,

Две лисички, боровик и зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов ? У кого ответ готов? (5)

Работа в тетрадях (раскрашивание грибов )

Ребята, вы узнали этот гриб ? Да,верно!это мухомор! Давайте мы с вами его раскрасим! А какие цета нам понадобятся? Ребята, а мухомор какой гриб (сьедобный\несьедобный)

Какого цвета мы раскрасим шляпку?

Ваши пальчики устали! Давайте проведем для них зарядку!

Пальчиковая гимнастика «Грибы »

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать .

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Составление описательных рассказов о грибах .

Где растет?

Строение.

Цвет, форма.

Величина.

В каком виде употребляем?

III. Окончание занятия

О чем мы с вами сегодня говорили?

О каких грибах узнали ? Какими они бывают?

Где они растут?

Из каких частей состоят грибы ?

Вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии .

Задание воспитателям :

1. Закрепление грибов , их разновидностей.

2. Закрепление новых слов : подосиновик, подберезовик.

3. Закрепление «Где растут грибы

4. Закрепление «Что можно приготовить из грибов

5. Закрепление структуры гриба .

Публикации по теме:

Тема: «Игрушки» (старшая группа) Цель: формирование представлений об игрушках. Задачи: образовательные: уточнить, расширить и активизировать.

Конспект комплексного логопедического занятия для детей с ОНР и ФФН 5–6 лет по лексической теме «Водоплавающие птицы» Цель: 1. Формирования связной речи. Задачи: 1) коррекционно-образовательные: - актуализировать пассивный словарь, расширять глагольную лексику.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии» Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Профессии» Ильина Валентина Александровна Детский сад №43 л. Липецк Тема: «Профессии.

Посуда. Задачи: 1. Уточнить и активизировать словарь по теме. 2. Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах,.

Конспект НОД в подготовительной группе по лексической теме «Лес. Грибы, деревья» Интеграция образовательных областей: речевое; социально-коммуникативное; художественно эстетическое. Ход НОД: Самомассаж лица. (массаж выполняется.

Конспект НОД в старшей группе по лексической теме «Насекомые» Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.

1.Упражнение на развитие мимических мышц к теме «Ягоды».

Дети меняют выражение лица по нарисованным пиктограммам, изображающим различные эмоции.

Есть ягоды сладкие – земляника, ежевика.

Есть и кислые – клюква, брусника.

А есть очень полезные – черника.

2.Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Эй, ребята! Эге-гей!

Чистим овощи для щей! Дети хлопают в ладоши.

Режем мы капусту. Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены.

Поочередно поднимают и опускают ладони.

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами тыльную сторону ладони

Чистим очень ловко,

Мы натрем морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.

Одновременно опускают и поднимают руки.

А потом, потомСтучат по ладони ребром другой ладони

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубчик чеснока.

Мы посолим супчик.Мелко перебирают пальцами руки, собранными в щепоть.

Попробуй, голубчик! Протягивают обе ладони вперед.

3. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Ох-ох-ох – лучше всех горох.

Дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы.

Ха-ха-ха – это чепуха!Хлопают в ладоши.

Ор-ор-ор – всех вкуснее помидорударяют кулаками по коленям.

Овь-овь-овь – сладкая морковь хлопают ладонями по коленям

Ла-ла-ла – вкусная свекларитмично сжимают пальцы в кулаки.

Оп-оп-оп – душистый укроп ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх.

4.Двигательное упражнение к теме «Дикие животные».

Ох, обманчивы манерыдети шагают на носках

Черной хищницы-пантеры

Все убегают, как от пожаралегко бегут на носках

Пятна узрели коль ягуара

Через зарослей заслоншагают на всей стопе

Шел по джунглям толстый слон.

Страшен гривы этой гнев,

Царь зверей, конечно, левшагают с носка, отводя руки назад и вытянув шею

Ходит важно, словно граф,

С длинной шеей наш жираф

5.«Листопад» к теме «Осень».

Понадобятся листья деревьев

Листопад, листопадкружатся, изображая листочки

Листья желтые летят,подбрасывают листочки вверх

Под ногами шуршат, шуршат,ходят по листочкам

Скоро станет голым сад.Ложатся на пол и слушают музыку.

6.Двигательное упражнение к теме «Грибы».

Едут в электричке дети встают друг за другом и двигаются за ведущим топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки и речи.

Волнушки и лисички

С подружками-друзьями,

Чушками-груздями.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

7.Пальчиковая игры к теме «Деревья».

Ветер по лесу летал,дети делают кистями плавные движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, поочередно загибают пальцы на руке.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук.

8.Пальчиковая игра к теме «Овощи».

У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с боль¬шого.

Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.

9.Пальчиковая игра к теме «Фрукты».

Как у нашей Зины Фрукты в корзине:Дети делают ладошки «корзинкой».

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы

До чего красивы! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.

Вкуснее наших фруктов нет!

Гладят живот.

10. «Фруктовая ладошка».

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

11. Пальчиковая игра к теме «Грибы».

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг» Показывают удивление, развод руки в стороны.

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

рыжики, волнушки

Найду я на опушке,

возвращаюсь я домой,

Вce грибы несу с собой.

Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

Мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу! Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

12. Пальчиковая игра к теме «Ягоды».

Ягоды - это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника. Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.

Я - молодец! Большой палец вытягивают вперед.

13. Пальчиковая игра «Спортсмены».

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол - волейболист,

В баскетбол - баскетболист.

14. Пальчиковая игра на развитие словообразования.

Этот дом - одноэтажный.

Этот дом - он двухэтажный.

А вот этот - трехэтажный.

Этот дом - он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

15. Пальчиковая игра к теме «Мебель».

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажи¬мают в кулачки.

Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

16. Пальчиковая игра к теме «Посуда». На словообразование.

Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой па¬лец с остальными, начиная с указательного.

17. Пальчиковая игра к теме «Посуда».

Посуду моет наш Антошка.

Потирают ладошки друг о друга

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка, на¬чиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.

Выполняют имитирующее движение.

18. Пальчиковая игра к теме «Транспорт».

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» пе¬ред собой.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

19. Пальчиковая игра к теме «Детеныши диких животных».

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.

20. Пальчиковая игра к теме «Насекомые».

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кула¬чок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!

Прячут руки за спину.

21. Пальчиковая игра к теме «Продукты питания».

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Выполняют круговые движе¬ния ладонями - имитация ска¬тывания колобка.

Да сушки - Ванюшке,

Да баранки - Танюшке,

Да бублики - Мишке,

Да калачи - Маришке.

Поочередно соединяют боль¬шие пальцы обеих рук с осталь¬ными пальцами - упражнение «колечки».

22. Пальчиковая игра к теме «Посуда».

Дети делают движения, соответствующие тексту.

Раз, два, три, четыре -

Мы посуду перемыли.

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

23. Пальчиковая игра для детей раннего возраста «Части тела».

Игра «Птички»

Нашли свои «волшебные пальчики»,

Посмотрим на них

Какие красивые,

Подуем на них тихонько, и пальчики немного шевелятся,

Подуем сильнее, пальчики сильнее зашевелились,

Прилетели птички и зачирикали (пальчики складывают¬ся в одну точку, создавая клювики птичек)

- «чирик, чирик»,

Покормим птичек (голубей - «гули, гули», уточек - «ути, ути», цыплят - «цып, цып»).

Прилетели птички, клюют зернышки,

Все склевали?

И полетели, полетели, полетели на головку сели,

На щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на локотки, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик,на ладошку сели и запели «Сороку».

24. Тема «Части тела».

Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Это локти - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся,

Это плечи - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся,

То коленей мы коснемся.

Один, два, три четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

Обхватывают ладонями оба локтя.

Кладут кисти рук на плечи,

Выполняют наклоны вправо и влево.

Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.

Ритмично хлопают в ладоши.

Используемая литература:

1.Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М., «Книголюб», 2003. – 56 с.

2.Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет// Логопед. - №1. – 2006. стр. 65-74.

3.Пилипенко Л.В. Продукты питания. // Логопед. - №1. – 2006. стр. 78.

4.Стрельникова С.И. Посуда. // Логопед. - №1. – 2006. стр. 81.

«Собери грибы»

Тихомирова Екатерина Витальевна

Пособие направленно на автоматизацию и дифференциацию звуков [С-З], совершенствование фонематических процессов, развитие грамматической стороны речи, на пополнение лексического запаса, на развитие связной речи.

Занимательно-игровой характер пособия повышает речевую активность и мотивацию у детей.

Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков [С-З], совершенствование навыков элементарного звукового анализа, развитие мелкой моторики рук ребенка.

Включает в себя: 2 фона и 24 грибочка.

Инструкция для детей: Ёжик и белка собирают грибочки, делают запасы на зиму. Помоги им, грибы с картинками в названии, которых есть звук [С] клади в корзинку с буквой С, а со звуком [З] в корзинку с буквой З. Называй картинки на грибочках, правильно произноси звуки [С - З].

Словарь:

Сумка, сыр, собака, санки, самокат, сапоги, стул, сок, самолет, снеговик, ананас, сова;

Заяц, змея, занавески, заколка, зуб, коза, закат, зонт, звезда, замок, закат, забор.

Дополнительные задания:

Можно назвать грибы: подосиновик, подберезовик, масленок. И объяснить, происхождение их названия.

Предложить ребенку составить рассказ о том, как ёж и белка готовились к зиме.

Игру можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и в работе с подгруппой детей.



Что еще почитать