Конспект логопедического занятия «Звуки —. Звуки -, -. Буквы С-З Задание14.Упражнение «Какое слово короче?»

Нарушениями в

условиях дошкольного логопункта.
«Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки».

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Лабинск 2012

Цель занятия:

Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях,

чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

- Образовательная .

Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Упражнять в употреблении слов со звуком в свободной речи. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам.

- Развивающая .

Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонема тического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

- Коррекционная .

    Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха); Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове). Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам. Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа . Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Ознакомление детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Уточнение словаря по теме «Осень». Повторение темы « Сказки». Работа над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

-Воспитательная .

· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание , самостоятельности, инициативности, ответственности

· Воспитание интереса к играм со звуками и словами.

· Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

Ростовая кукла «Солнышко», зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, мяч, светофорчики с символами С и З, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Осень», картинки для физ. минутки, буклет - массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З, шоколадные медальки(призы).

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Появляется ростовая кукла «Солнышко»)

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Нас позвало солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

Позвало нас оолнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(Дети встают в круг и называют свои имена)

Логопед: -Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

А на какой планете мы живём? (Земля)

А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды)

С какого звука начинаются эти слова? – (З)

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С, 3.

Солнышко приглашает нас в сказочную страну, где дети могут превратиться в свистелочек и

звенелочек!

Раз, два, три – дети стали звуками, смотри!

Предлагаю вам разбиться на 2 команды:

слева – команда «свистелочки» - у них символ – «свисток»,

справа – «звенелочки» - у них символ «звоночек».

3. П сихогимнастика и массаж лица:
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, наступила настоящая осень. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как летят листики с деревьев, кружатся и падают на землю /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».

А вот и солнышко выглянуло из-за тучки. Солнышко, мы так тебе рады!

Солнышко предлагает поиграть - сделать массаж лица и разогреть мышцы:

«Солнышко »

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

(потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

(постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Очень нравится им это.


(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

Логопед: Ребята, солнышко предлагает вспомнить сказки и сказочных героев, в названиях которых встречаются звуки С и З.

Видеописьмо из страны сказок «Сказки гуляют по свету».

Команда «свистелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук С.

Команда «звенелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук З.

4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем

гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:

Улыбка, заборчик,

Хоботок, - бублик

Чередование улыбка – бублик;

Лопатка;

Горочка,

Язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем – выдох;

Лодочка

5. Упражнение для тренировки сильного выдоха и развитие мелкой моторики:

Логопед: Подул сильный ветер, закружились листья. У нас на столах лежит фольга – мы сделаем из неё волшебные листики, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

Ой, как сильно вы дули, появился ветерок, и пальчики замёрзли, чтобы отогреть пальчики, сделаем

ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:

Ветер по лесу летал (взмахи руками)

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый, (загибают по очереди пальчики)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку….

6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.

Логопед: Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т. е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ. Звуки С и З являются парными. а почему, вы сейчас узнаете.

Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

(использую картинки – звуковые символы)

С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;

С-С-С – свистит за окошком ветер;

СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;

З-З-З – пилит пила;

З-З-З – работает станок, точащий детали;

З-З-З – звенит звонок;

З-З-З – звенит большой комар;

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

(У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос.)

А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

(картинки НАСОС – КОМАР)

Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,

когда мы произносим звуки С, З?

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.

3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

Только повторим правило:

Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

Руку ты на горлышко положи!

Логопед чётко и громко произносит слова, начинающиеся на звуки С, З - сок, зуб, заяц,

собака, сумка, зонт и др…

7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» /используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».

Аналогично произносятся слоги со звуком «З»

8.Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Закончите двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).

Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

Как услышите слово со звуком С – встаньте команда свистелочки, а если слово

прозвучит со звуком З – встаньте команда звенелочки.

Вкусный суп.

Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

10 . Логопед: Прошу вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия.

(Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)

Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.

11. Игра «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .

Динамическая пауза.

Давайте хлопнем столько раз, сколько яблочек у нас.

Теперь присядем столько раз, сколько кабачков у нас

Сколько видишь ты листочков -

Столько сделаем прыжочков .

https://pandia.ru/text/78/043/images/image009_75.jpg" width="90" height="59">

12. Игра «Незнайкины предложения».

Логопед: Ребята! Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол.

Логопед: Вот и научились слышать звуки С, З в словах, предложениях, чистоговорках.

А вот вам ещё задания.

Для команды «свистелочки» надо определить, где в словах

находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в корзинку с данным

обозначением места звука в слове. (Карточки)

А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове

частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)

З – зуб, коза, забор, кузнечик…..

13.Знакомство со зрительным образом букв З и С)

Логопед: Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква. Предлагаю запомнить

образ буквы З и проговорить стихотворения:

З – завиток на завиток,

З – закрывается замок,

З – в зарослях змея ползёт,

З – заинька морковь грызёт.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)

https://pandia.ru/text/78/043/images/image017_65.gif" alt="МЫШКА" align="left" width="71" height="61">Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(С какой стороны откусан бублик? (справа)

14.Логопед: Я предлагаю вам эти буквы вылепить из пластилина.

Итог занятия:

На нашем логопедическом занятии команды «свистелочки» и

«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!

Чем мы занимались на занятии?

(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

Что вам понравилось на занятии?

Предлагаю вам эти буквы дома нарисовать на листе бумаги и раскрасить.

А так же повторить стихи и чистоговорки, которые мы произносили на занятии.

В качестве приза - шоколадные медальки.

Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.

Цель: дифференциация звуков С-З.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки С-З в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Пальчиковая игра "Пальчики-колечки"
Задание направлено на дифференциацию произношения звуков С-З в слогах, словах; на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти; на развитие мелкой моторики
Ну-ка, пальцы,
(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак)
Вышли в ряд!
Пальцы в колечки будем сгибать,

Будут пальцы помогать
(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.)
Слова и слоги называть!
(В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.)
СА-ЗА-СА

Сани-заинька-лиса,

ЗА-СА-ЗА,
(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)
Зайка-санки-стрекоза,
(Делаем аналогично с пальцами левой руки)
СЫ-ЗЫ-СЫ,
(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)
Сын-мимозы-и усы,
(Делаем аналогично с пальцами левой руки)
СО-ЗО-СО,
(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)
Соки-Зоя-колесо.
(Делаем аналогично с пальцами левой руки)

"Закончи предложение"
Задание направлено на дифференциацию произношения С-З в самостоятельной речи, на уточнение (расширение) словаря.

Взрослый начинает предложение, а ребенок должен добавить слово со звуком С или З.
- Осенью идет дождь, а зимой падает... (снег).
- Осенью листья на деревьях желтые, а летом... (зеленые).
- Летом дети катаются на велосипедах, а зимой по снегу на... (санках).
- Летом дети лепят из песка башни, а зимой лепят из снега... (снеговиков).
- Летом дети собирают на поляне цветы, а осенью в парке опавшие... (листья).
- Осенью носят осеннюю одежду, а зимой... (зимнюю).

Пальчиковая игра "Апельсины"
Зоя, Зина и Зарина
(Загибаем пальчики на одной руке.)
Обожают апельсины.
Света, Слава, Саня, Сима
(Загибают пальчики на другой руке.)
Любят сок из апельсина.
Ну, а маленький захар
Ходит с мамой на базар.
Купит мальчик с мамой Ниной...
Догадались? ... (Апельсины)

Пальчиковая игра "Грибы"
Света шла, шла, шла,

Под березой гриб нашла.

Какой гриб нашла Света? (Подберезовик)
Зина шла, шла, шла,
(Указательный и средний пальцы "идут" по столу.)
Под осиной гриб нашла.
(Имитируем гриб - ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки)
Какой гриб нашла Зина? (Подосиновик)

Гайбышева Динара Рафильевна
Дифференциация звуков [С]-[З]

Произносить слоги :

За – са зо - со зу - су

Зя – ся зё - сё зи - си

Зва – сва зво – сво зву - сву

Зви - сви зве – све зла - сла

Злу – слу зля - сля зли - сли

Зма - сма змо – смо зму – сму

Произносить слоги :

Зы– сы зно - сно зну - сну

Зе – се азма - асма узма - узма

Звя – свя озма – осма зму - сму

Зло - сви язма – ясма изма – исма

Ёзма – ёсма езма – есма юзма – юсма

Произносить слова :

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень

Произносить слова с прямыми слогами :

Зал – сало запёрся - сапёр

Зайка – сайка назад - сад

Лиза – лиса лизать - лиса

Замок – сапог вязанка - санки

Зальют – салют роза – роса

Коза – коса Захар - сахар

Произносить слова с прямыми слогами :

Зов – сон зорко – сопка

Зол – соль зонтик – сонный

Зоя – соя возок – носок

Зола – сова узор – сор

Кузовок – совок золотой – соловей

Произносить слова с прямыми слогами :

Зуп – суп зубок – сурок

Вывезу – вынесу зубной – сукно

Везу – несу внизу – снесу

Козу – косу грозу – росу

Мазут – пасут грызут – плясун

Произносить слова с прямыми слогами :

Зыбь – сыпь арбузы – бусы

Козы – косы музыка – русый

Пузырь – сыр пузырёк – сырок

Называть – посылать

Произносить слова со стечением согласных :

Взвалить – свалить злить – слить

Зверёк – сверчок злой – слой

Звон – свой взломать – сломать

Взвод – свод змей – смей

Знать – снасть зной – сноп

Произносить предложения :

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку Сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку с косой во дворе зовут «Козой» . Вася возит песок, скрипит его возок. Вяжет бабушка носок не по мерке, на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок.

Произносить тексты :

За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно – зелёный.

Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них – белых, синих, розовых, красных – рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут.

Собирались тучи, ветер нёс песни жаворонков, но они терялись в непрестанном шелесте. Еле намечалось среди кустов дорога. Сладко пахло клубникой, горько – земляникой, берёзой, полынью.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г] .Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке.

Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект ОД «Дифференциация звуков [р]-[л]» Цель: закрепление правильного произношения и дифференциация звуков [Р]-[Л]; Задачи: 1. Формировать умение давать характеристику звуков [Р]-[Л],.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Конспект группового логопедического занятия.

Тема занятия:Дифференциация звуков [С] - [З] в слогах, словах и предложениях.

Цель занятия :Закрепление навыков четкого произношения и умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах,словах, предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

Уточнять артикуляцию звуков «С» и «З»;

Закреплять правильное произношение этих звуков в слогах, словах и в предложениях;

Развивать органы дыхания и речевого аппарата;

Развивать фонематический слух;

Обогащать словарный запас;

Следить за правильностью грамматического строя речи;

Работать над развитием фразовой речи.

Активизировать и расширять словарь по теме "Новый год", составление творческого рассказа «Новый Год» по сюжетным картинкам с помощью опорных слов с продолжением сюжета.

2. Коррекционны ецели:

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, логическое мышление, творческое воображение;

Развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую(мелкую) моторику;

Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез;

Совершенствовать фонематическое восприятие и слух;

Закреплять знания об особенностях праздника.

3. Воспитательные:

Воспитывать организованное поведение во время занятия;

Воспитывать интерес к играм со звуками и словами;

Воспитывать усидчивость на занятиях;

Прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности,самоконтроля.

Развивать умения работать в коллективе и индивидуально, воспитыватьуважительноеотношениедруг к другу.

Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование: индивидуальные зеркала,сказочные персонажи, в именах которых есть звуки «С» и «З»,карточки с буквами С, З,предметные картинки сизображением Снеговика,Деда Мороза, Снегурочки,сюжетные картинки по теме «Новый Год»,

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия.

3.Упражнение на развитие воздушной струи.

4. Артикуляционная гимнастика.

5.Знакомство со звуками С и З.

6.Развитие фонематического восприятия.

7.Дифференциация в слогах.

8.Дифференциация в словах.

9.Пальчиковая гимнастика.

10. Дифференциация в предложениях.

11. Психоречевая гимнастика.

12. Оценка деятельности детей.

13. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

П. Вводная беседа:

Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима)

Какой сейчас месяц? (Декабрь)

Какое сегодня число?

Скажите, какой праздник приближается? (Новый год)

Как вы думаете,без чего не может быть Новогоднего праздника? (Новогоднего праздника не может быть без елки, Деда Мороза, подарковипр.)

ДедМорозприготовилдлявасновогодние задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите1 ёлочную игрушку, которой и сможете украсить ёлку.

Первое задание. Ребус с ответом"снежинка".

Ш. Упражнение на развитие воздушной струи. "Сдуй снежинку".

Второе задание: "Найди логическую пару"

Получают новогоднюю игрушку"снежинка"

1У. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Вот третье задание . Нам нужно размять язычок, чтобы он всё красиво смог отвечать.

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

Новогодняя игрушка"звездочка"

У.Знакомство со звуками «С-З».

Послушайте загадки, угадайте, что это?

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

Как называется пора,

Когда из снега лепят бабу,

Медведь сосёт в берлоге лапу,

В снежки играет детвора?

(Зима)

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я...

(Зима)

Скажите, какой звук слышится в начале слова снег? (Звук «С».)

А какой звук слышится в начале слова зима? (Звук «З».)

Сегодня мы будем учиться различать звуки «С-З» в слогах, словах и предложениях.

Скажите, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

А теперь давайте дадим характеристику звуку «С».

Звук «С» похож на то, как работает насос: «С-С-С».

Приготовили зеркала, давайте рассмотрим правильную артикуляцию звука «С».

При звуке «С» губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены, язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен. Звук мы слышим и произносим.

-А теперь характеристика звука «З».

Звук «З» похож на то, как поет свою песенку комарик «З-З-З».

При звуке «З» артикуляция та же, что и при звуке «С», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Звук «З» - согласный, парный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. Над звуком «З» мы повесим колокольчик, потому что он звонкий.

Скажите, что общего у звуков «С-З»?

Правильно, они похожи по артикуляции.

Чем они отличаются?

–Итак, мы подошли к теме нашего занятия- сегодня мы продолжим знакомство со звуками [C] и [З], научимся различать (дифференцировать) их вслогах, словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слов"зима","снег".

У1. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

Задание4. Карточки - "Допиши букву" - выдели буквы Зи С

Получают новогоднюю игрушку.

Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то открываете ладошки.

УП. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами,

Задание 5.

1) первая наша игра называется «Скажи наоборот» (со снежком).

За - са, сы - зы, со - зо, ус - уз, зы - сы, су - зу

2) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са - са - са - са - за

Со - со - со - со - зо

Су - су - су - су - зу

Зы - зы - зы - зы - сы

Зи - зи - зи - зи - си

Зу - зу - зу - зу - су

Даюёлочную игрушку.

УШ. Дифференциация в словах.

Задание 6. Картинка - Деду Морозу пора отрпавляться на праздник. Помоги ему найти все предметы, которые он должен взять с собой(дети обводят фдомастерами предметы)

Даю ёлочную игрушку.

Задание7. Игра"Четвёртый лишний"

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

санки,забор,сова,сок;

– роза,коза,ваза,нос;

– самолет,сумка,стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?В слове"стрекоза"

Даю ёлочную игрушку"стрекоза"

Задание 8. Письмо от Деда Мороза-"Чего не хватает в пустой клеточке?"

Получают новогоднюю игрушку.

Задание 9."Назови погоду".

Какая погода бывает зимой если:

Идет снег(снежная)

На улице холодно (холодная)

Мороз(морозная)

Светит солнце (солнечная)

Дует ветер(ветряная)

Молодцы, вот и ещё одна ёлочная игрушка.

1Х.Разминкадляпальчиков.Разминкасмячиком"Су-джок".

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

Задание 10. Письмо от Деда Мороза -"Выложи снежинку из счетных палочек".

Получают новогоднюю игрушку"снежинка"

Отгадайзагадку:

Оназимойнарядится

Вгирляндыишары,

Припряталаподарки

Онадлядетворы.(Ёлка)

Задание11.ПисьмоотДедаМороза- Ребятавдетскомсадупопросилипринестиимёлку.Помогиеёнайти.

Даюёлочнуюигрушку"ёлочка"

Задание12.ПисьмоотДедаМороза .Задание -ведилинию поцифрам итыузнаешь,чтонесётнасебеДедМороз.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился …(Снеговик)

Словарная работа:

Обратите внимание, на доске написаны трудные слова. читаем слова:Снегурочка, Снеговик,снег,снежинка.

Скажите,от какогослова произошлиэтислова?

Задание 13.Игра «Какой? Какая? Какие?»

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой) – большой, белый, круглый, веселый…

Игрушка (какая) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Дед Мороз (какой) – сказочный, огромный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая) – красивая– , добрая, веселая…

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Задание14.Упражнение «Какое слово короче?»

– Ребята, вы помните, что слова бывают длинные и короткие. Я сейчас буду называть слова, а вы скажете какое слово короче.

Снег - снежок;снежок - снежинка;маска - маскарад;Снегурочка - снег;хоровод - волшебство.

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Х.Дифференциациявпредложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

Работа с предложением.

Послушайте, что я вам сейчас прочитаю:

К намприходитНовыйгод.

Что это? (Предложение.)

Скажите, есть ли в этом предложении изучаемые звуки? (Да.)

Сколько слов в этом предложении? (Пятьслов).

Задание15.Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями.

Ребята, мне из зимнего леса пришло письмо. Только оно зашифровано, поможете мне его расшифровать? Я буду читать предложения, а вы послушайте, найдите в них ошибки и назовите предложение верно.

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Х1.Психоречевая гимнастика

Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):

К нам на елку, ой-ё-ёй,

Дед Мороз пришел большой,

Дед Мороз. Дед Мороз,

Он подарки нам принес.

Задание16.Рассказы детей по опорным картинкам.

"Новыйгод" и "Зима"

Задание17.ДедМорозприготовилвамподарки, но их нужнонайти. Апомогут намзагадки.

Загадкаосове:

Весь день она спит, ну а ночью летает.

Своими большими глазами сверкает.

Ее острый слух и внимательный взгляд

Разыщут в траве лягушат и мышат.

Вращается кругом её голова

И скажет: "Угу" нам лесная …

(Сова)

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч.

Называется он…

(Ключ)

Стоит на полу ларец большой.

Обит железом, на нем замок навесной.

(сундук)

Детиотгадывают загадкиивсундучкенаходятподаркиотДедаМороза(свинья,поросёнок,поросята,свинки и т.д.)

Задание17.. Творческаяработа.УкрасьрукавицыдляДедаМороза.

МыдолжныотблагодаритьДедаМороза.СделайтеподарокДедуМорозу. Украсьте егорукавицы.

ХП.Оценка деятельности детей. Подсчётигрушек.

ХШ.Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

О каком празднике мы сегодня говорили на занятии?

В какое время года мы его отмечаем?

На этом наше занятие окончено!

Х1У.Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З](прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Стуквдвери.Почтальонпринёсписьмадлядетейот ДедаМороза.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З"], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Говорим и пишем правильно.

Дифференциация звуков [с]-[з] в словах и фразовой речи.

Цель: развивать слуховое восприятие звуков с, з ;показать разницу в артикуляции и произношении; автоматизировать правильное произношение в собственной речи изолированно, в слогах, слова.

Задачи:

1. Развитие артикуляторной и мелкой и общей моторики;

2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического слуха, звуко - буквенного анализа и синтеза);

3. Обогащение словарного запаса;

4. Активизация психических процессов (восприятие, внимание, память, пространственное восприятие, саморегуляция своего поведения, активизация межполушарного взаимодействия).

Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, сигнальные карточки, предметные картинки со звуками :«С,Сь,З,Зь» ; буквы С,З; карточки с картинками для определения местазвука , костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Обсуждение и определение времени года, месяца, числа, дня недели. Выяснение последовательности дней недели (какой день недели сегодня, вчера, завтра, послезавтра, позавчера; какой день недели бывает между двумя другими днями).

1.1Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Зайчики- колечки- козочки» (выполнять последовательно на каждой руке). Одновременно на обеих руках выполнять упражнения «зайчики» - «козочки» и менять их положение.

1.2 Упражнение на дыхание«Горячий чай»

Цель : развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование : стаканчики из цветного картона.

Ход игры : - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы

Мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я

Предлагаю !

2. Повторение пройденного материала.

На какие 2 группы делятся все звуки?

Гласные и согласные.

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.

Развитие звуко- буквенного анализа.

Прослушате слова, определить какие гласные есть в этих словах,

Запишите буквы в тетрадь:

А) ЛОСЬ РЫСЬ ТИГР БАРС

Сколько гласных в этих словах;

Как называются такие слова (односложные);

Б) ЛИСА СУРОК СЛОНЫ

Какие гласные есть в этих словах;

Сколько слогов в этих словах;

Как называются такие слова (двусложные).

Как одним словом назвать те слова, с которыми мы работали, кто это?

(животные).

3. Объяснение нового материала.

Рассмотрите картинки, выделите начальные звуки.

Сравните звуки с и з по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Выделите начальный звук из слов. (Логопед произносит слова,

Дети называют только первый звук.)

Образец. Сок (с), сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал.

Развитие фонематического слуха.

Игра«Хлопни-топни»

Логопед произноситслова , а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук - з , и топают, когда услышат - с.

Сом, вилка, рог, коса, загар, жара, нос, песок,коза, соль.

Динамическая пауза. Игра с мячом

Игра«Добавь слог»

Я буду произносить начала слов, а вы добавьте -са или -за

Гро…

Ро…

Ли…

Бере…

Колба…

Задание 1. Измените слова по образцу.

Глаз - глаза пояс - … автобус -….

Нос - …. заказ -… водолаз - ….

Груз - … арбуз - … совхоз - …

Трус - …. занос- … паровоз - ….

Задание 2. Развитие фонематического восприятия в предложениях

- Возьмите карточки. Отгадайте загадки.
- Что это?
- А теперь назовите слова со звуком [С] из текста загадки. И со звуком [З].

Зимой белый, Свернёшь - клин,
Летом серый Развернёшь - блин
(Заяц) (Зонт)

Спереди - пятачок, Одеяло белое не руками сделано.
Сзади - крючок. Не ткалось и не кроилось,
Посредине спинка, С неба на землю свалилось.
А на ней щетинка. (Снег)
(Свинья)

Лежит верёвка, Гладишь - ласкается,
Шипит, плутовка. Дразнишь - кусается.
Брать её опасно - (Собака)
Укусит.
Ясно?(Змея)

Физкультминутка. Координация речи с движением.

Ушки длинные у зайки, (разгибание-сгибание кулачков)
Из кустов они торчат. (ладони приставить к голове, вперёд-назад)
Ушки прыгают и скачут (хлопок-кулачок на столе)
Веселей самих зайчат. (круговые движения кистями)

Задание3. Развитие умения логически мыслить и составлять словосочетания. Формирование грамматических навыков.

Ребята, посмотрите на слова на доске. Соедините слова из 1-ого столбца со словами из 2-ого столбца, чтобы получились словосочетания. Отметить буквы С, З на доске треугольником и квадратом.

Солнечная праздник
Вкусная и здоровая стол
Праздничный земляника
Спелая поляна
Сочная вода
Разные еда
Чистая и прозрачная капуста
Весёлый сладости

Задание4. Дифференциация [С] - [З] в связной речи

- Ребята, сейчас мы с вами разыграем сценку: «Новоселье у зверей».

Детям раздаются роли и костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон, ведущий.

СЦЕНКА

Ведущий: Сегодня у зверей новоселье. Стрекоза созвала всех жителей леса на солнечную поляну.
Стрекоза: Пусть каждый принесет вкусную и здоровую еду к праздничному столу.
Зебра: Я зебра, я принесу спелую землянику.
Заяц: Я заяц, я угощу всех сочной капустой.
Слон: Я слон, я испеку для вас разные сладости.
Стрекоза: А я слетаю к озеру за чистой прозрачной водой.
Все хором: Веселый получится праздник!

Учащиеся разыгрывают сценку. Затем логопед благодарит детей и сажает их за парты.

4. Итог занятия

- Какие звуки мы различали на занятии?
- Почему эти звуки можно перепутать?
- Чем различаются звуки [C] - [З]?
- Что вам понравилось?



Что еще почитать