Конспект занятия по внеурочной деятельности. Конспект занятия "Ты идёшь в гости" (для внеурочной деятельности) План конспект внеурочного занятия в начальной школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 имени А.А.Котова

станицы Шкуринской

Конспект открытого занятия

«Игры со словами»

(факультатив внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

«Интеллектуальные игры для развития творческого мышления младших школьников»)

Учитель начальных классов

Ерешко Светлана Вячеславовна

Класс: 2

Тема: Игры со словами.

Цель занятия :

    развитие творческого мышления младших школьников

    формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки

    Развитие психологических механизмов (внимания, памяти, воображения, наблюдательности);

    Развитие наглядно-образного мышления;

    Развитие словесно-логического мышления;

Форма занятия : интеллектуальная игра

1. Организационный момент.

Эмоциональная зарядка.

2. Игры со словами

1. Таинственная буква.

_ АША

Назовите женские и мужские имена по этой модели.

(Ребенок может рассуждать так:

Здесь пропущена одна буква, но она не может быть гласной, так как впереди уже стоит гласная, значит, пропущена согласная буква.

Определить можно, последовательно перебирая все согласные буквы алфавита. Алфавит желательно иметь при себе или яркий на стене.)

_АЙКА

Подставьте любую подходящую букву, чтобы получились слова.

(МАЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА.)

2. Замени букву

ТОЧКА

Произнеси первый звук.

Замени его звуками Д, П, Б, М, К.

Что получилось?

(ДОЧКА, ПОЧКА, БОЧКА, МОЧКА, КОЧКА)

Объяснить значение каждого получившегося слова.

3. Вывески улетели .

Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с некоторых магазинов вывески, а с некоторых только отдельные буквы. Попробуйте определить, как называются магазины, опираясь на оставшиеся буквы на вывесках.

Д_ТСКА_ О_УВЬ

4. Прочитай записку

Пятачок попал в беду. Его дом затопила вода, он решил выбраться из дома, но не смог. Тогда он написал записку, положил в бутылку и заткнул пробкой, но в бутылку все же просочилась вода и залила часть букв. Попробуйте прочитать записку.

Сп-с-т- , п-м-г-т-!

М-й д-м з-т-п-л- в-д-

5. Убери букву .

Нужно убрать одну букву в начале, середине и в конце слова, чтобы получилось новое слово.

ИСКРА-ИКРА

СКЛОН-СЛОН

ЭКРАН-КРАН

СПРУТ-ПРУТ

ТЕПЛО-ТЕЛО

КРАСКА-КАСКА

УКСУС-УКУС

ЛАМПА-ЛАПА

УЧЕБНИК-УЧЕНИК

6. Приставь букву

В начале слова или в конце слова приставьте одну букву, чтобы получилось новое слово.

СТОЛ-СТОЛБ

ЛЕНЬ-ОЛЕНЬ

РОЗА-ГРОЗА

ОЧКИ-ТОЧКИ

УТКА-ШУТКА

7. Замени букву .

В предложенных словах замени подчёркнутую согласную другой буквой, чтобы получилось новое слово.

ДЕД УШКА

МАЛ ИНА

П АЛКА

Д ОСКА

Б ЛИН

КРЫШ А

Р АКИ

М АЙКА

Получившиеся слова:ДЕВУШКА,МАШИНА, ГАЛКА, ТОСКА, КЛИН, КРЫСА, МАКИ, ЛАЙКА, ДОМ)

8. Замени гласную .

ПЯТЬ-ПУТЬ

9. Анаграммы .

Поменяйте расположение букв, чтобы получились новые слова.

ЛЕТО-ТЕЛО

КАРП-ПАРК

ЛИПА-ПИЛА

МАЯК- ЯМКА

Можно под буквами поставить цифры, если ребёнок затрудняется.

10. Слова затаились

В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их, кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься внимательней, то увидишь, что внутри спрятались другие слова. Найдите их.

ПОБЕДА-БЕДА, ЕДА, ДА, ОБЕД

ТАПОЧКИ-ПОЧКИ

УДОЧКА-ДОЧКА

РЫБАК-БАК

РЕЗИНА-ЗИНА

ЧЕРЁМУХА-МУХА

11. Читаем наоборот

ОЛЕСЕ ВЕСЕЛО

А БУДУ Я У ДУБА

ИДИ ИСКАТЬ ТАКСИ, ИДИ

УЖ Я ВЕНИКИ НЕ ВЯЖУ

КОТУ ТАЩАТ УТОК

Я НЕ СТАР БРАТ, СЕНЯ

12. Собери слова из слогов

Даны слоги.

Собери из слогов слова.

МО, БАН, РЕ, ША, КА, ТЁР

(МОРЕ, КАБАН, РЕКА, ШАТЁР, КАША, БАНКА ТЁРКА)

13. Фокус .

Поменяйте слоги местами и у вас получатся новые слова.

КАБАН-БАНКА

РАНО -НОРА

ДЫРА-РАДЫ

ЛЫЖИ-ЖИЛЫ

КИРА-РАКИ

СОСНА-НАСОС

КУБА-БАКУ

14. Найди гномам имена.

У гномов перепутались башмачки. Соедини их парами и определи имена гномов.

Имена разделены на слоги, на одном башмачке первый слог, а на другом–второй.

(Башмачки вырезаны из цветной бумаги одного цвета)

В каждой семье можно придумать много других подходящих игр и сюжетов к ним. Важно только соблюдать следующие правила. Игра должна заинтересовать ребёнка, быть для него настолько привлекательной, чтобы он стремился ещё и ещё в неё играть. Иначе это будет не игра, а всё то же неинтересное занятие.

Билет №9

Интеллектуальный клуб «Хочу всё знать».

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Оборудование: презентация, цветные бумажные полоски (по цвету радуги); изображения сказочных героев; ребусы; карточки с пословицами; карточки с добрыми советами; листы с кругами.

Личностные результаты:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результататы:

Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) .

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и

    информацию, полученную от учителя.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Методы:

Методы формирования и сознания личности: убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, примеры;

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение, педагогические требования, игровой метод;

Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание и соревнование.

Средства:

1. Аудиальные: слушание загадок, сказки, вопросов.

2. Визуальные: презентация, картинки.

3. Кинестетические: ощущения.

Прием:

    Путешествие по станциям.

    В форме соревнования.

Ход

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

3. Работа по теме внеклассного мероприятия..
-Наш интеллектуальный клуб называется «Хочу всё знать». Ребята, а как вы думаете, может ли человек всё знать? (Выслушиваются обоснованные ответы детей).

Конечно, человек не может всё знать, но он может знать очень много. Для того, чтобы много знать, нужно много читать. И сегодня мы определим кто же из вас самый любознательный. Наше мероприятие пройдёт в виде соревнования. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. У кого в конце будет больше всего жетонов, тот и будет победителем.

Чтобы было интересно и весело, я предлагаю сделать его разноцветным.

А что бывает разноцветным?

Что вам напоминают эти цветные полосы? (7 цветов радуги).

Проблемная ситуация: расставить цвета как на радуге. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

1. Цвет – красный.

Психологический настрой.

Мы! – Звонче слова в мире нет!

Мы! – Это песня и рассвет!

Мы! – Это значит, ты и я!

Мы! – Это значит, встретились друзья!

Добрые советы.
1. Ребята, помните, что ученики дружного класса всегда: помогают друг другу, ценят друг друга.

2. Ребята, чтобы больше знать: чаще задавайте себе вопросы: «почему?», «как?», «где?», «для чего?». Ищите ответы на уроках, в книгах, спрашивайте у старших; наблюдайте за окружающим миром; слушайте свое сердце.

Игра «Собери пословицы».

На доске прикреплены первые части пословиц, у детей на руках вторые части.

Необходимо правильно соединить части пословиц.

1. Ученье – свет, (а неученее - тьма).

2. Век живи, (век учись).

3. Человека украшает не одежда, (а ум).

4. Не стыдно не знать, (а стыдно не учиться).

5. Встречают по одёжке, (провожают по уму).

6. Учение - путь (к уменью).

7. У дружбы нет границ, (у знаний нет дна).

8. Знай больше, (а говори меньше).

9. Хорошо того учить, (кто хочет все знать).

2. Цвет - оранжевый.

Чтение стихотворения Е. Елубаева. «Самый богатый человек».

Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою, мало.
Если два – вопросов нет-

Тех, кто три прекрасно знает,

Все за гениев считают.

Ну, а если все четыре-

Нет людей богаче в мире.

Задание «Загадки».

Дети отгадывают загадки.

Загадки по количеству детей.

1. Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

(книга)

2. Я – то в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей – ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(тетрадь)

3. Стоит высокий светлый дом.

Ребят проворных много в нем.

Там пишу и считают,

Рисуют и читают,

(школа)

4. Пухом землю замело-

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки.

(снег)

5. Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет

(весна)

6. Он родился в белой шубе,

С ним любой из нас знаком:

Этот зверь ужасно любит

Умываться языком.

(Кошка)

3. Цвет- желтый.

Занимательные задачи.

1. Крошечка – Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами – Одноглазкой,

Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у них? (2+1+2+3=8)

2. У Водяного служат 12 осетров. Когда он несколько рыб послал пригласить в гости

русалок, а оставшиеся 5 осетров помогли ему накрыть на стол. Сколько осетров

Водяной послал за русалками? (7)

3. Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 12 мухоморов меньше. Сколько всего

полезных для их здоровья грибов собрали Леший и Баба Яга? (48-12=36 48+36= 84)

4.Для школы злых волшебников привезли 15 компьютеров, 8 из них перестали работать в

первый же день, еще 3- во второй день. Сколько компьютеров работают?

(15- 8-3=4)

5. Бабка с дедом испекли 16 колобков. 3 колобка съела лиса, 4 – волк, а остальные

ожили и убежали от деда с бабкой и от всех зверей. Сколько независимых колобков

удалось создать старикам? (16-3-4=9)

6. Шла бабка в Караганду. Навстречу ей 3 старика, у каждого по 2 мешка. Сколько

всего человек шло в Караганду? (Одна бабка)

7. На груше росло 10 груш, а на иве – на 2 меньше. Сколько груш росло на иве? (На

иве груши не растут)

8.Крокодил Гена устроился на работу. Сидит перед зоопарком с гармошкой и всем

именинникам поет песни. За день он спел 10 девочкам, 7 мальчикам, трем тетям и 2

дядям. Сколько именинников поздравил крокодил Гена? (22)

4. Физкультминутка

5. Цвет – зеленый.

Игра «Назови одним словом».

Заменить словосочетание, одним словом.

Например: умный человек-умник или умница.

Храбрый человек – храбрец

добрый человек – добряк

болтливый человек – болтун

ленивый человек – лентяй

богатый человек – богач

мудрый человек – мудрец

грубый человек – грубиян

сильный человек – силач

веселый человек – весельчак

молчаливый человек – молчун.

Игра «Доскажи слово».

Называю первый слог – дети называют продолжение до полного слова:

Например: ма – ма, за-яц…

Зи – ма за-бор за – вал,

вы - рос вы - бор вы – шел

бо - ла бом-ба бо- бёр

си – ла си - вый си- ди

ма – лыш ма - шина ма -ло

дя - тел ди - намо ди - во

то – пот то – поль то -пор.

6. Цвет – голубой.

Викторина «Знаешь ли ты?»

Занимательные вопросы о природе.

1. Этой птице 200 лет назад было дано название «золотой орел». (Беркут)

2. Какую птицу называют соловьем казахстанских степей? (Жаворонок)

3. Имя, какой птицы говорит, что она озябла? (Зяблик)

4. Птица певец. (Соловей)

5. Какой хищник развивает скорость до 120 км/ч? (Гепард)

6. Какое животное стало эмблемой фонда охраны природы? (Панда)

7. Какое животное питается листьями эвкалипта? (Коала)

8. Какое животное умеет менять цвет кожи в течение нескольких минут? (Хамелеон)

9. Какое растение вырастает в месяц на 3-4 метра? (Бамбук)

12. Лучший прыгун в длину среди животных. (Кенгуру)

15. И петь не поет, и летать не летает, за что же тогда ее птицей считают? (Страус)

16. В темном уголке живет, шелковую нить прядет. Он тайком сюда забрался,

строить новый дом собрался. (Паук)

17. Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

18. Сер, да не волк, длинноух да не заяц, с копытами да не лошадь. (Осёл)

19. Кто может выйти в открытое поле, не покидая своего дома? (Улитка)

20. Какое озеро в Казахстане наполовину пресное, наполовину соленое. (Балхаш)

7. Цвет – синий.

Игра «Писатель или не писатель?».

Называю любые фамилии известных людей. Дети должны поднять руку, если встретилась фамилия писателя.

Михаил Пришвин, Алла Пугачева, Агния Барто, Юрий Гагарин, Николай Носов, Николай Басков, Самуил Маршак, Сергей Михалков.

Игра «Загадки наоборот».

1. Знайте этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда словно мышку,

Умудрился проглотить!

И шпоры звенят у него на ногах

Скажите мне, кто это?

(Кот в сапогах)

2. Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

3. Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот такая девочка

Как она мила!

(Дюймовочка)

4. Работу знала и золу,

Но побывала на балу,

Обиды были от сестриц,

Но ей, не им достался принц.

(Золушка)

5. Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовется…(Чиполлино)

6. В ступе летает,

Следы заметает,

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.

(Баба Яга)

7. Деревянным был мальчишка

Не донес до школы книжку,

В приключения попал,

Чуть бедняга не пропал.

(Буратино)

8. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,-

Это доктор… (Айболит)

9. Хрю-хрю-хрю - три братца

Больше волка не боятся?

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный.

(Три поросенка)
8. Цвет – фиолетовый.
У всех на столах лежат цветочки-солнышки дорисуйте своё настроение.

Награждение победителей.

Календарно-тематическое планирование программы кружка «Риторика» 2 класс

Зан

Яти

Тема занятия.

Цель занятия.

Предметные

(познавательные

)результаты

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД

Формы

проведен

ия

занятия

Необходимое

оборудование

Проверь себя. (Повторение

изученного в 1-м классе.)

Определить,

что запомнили

из пройденного

в 1классе: о

значении

речи, этикетных

средствах.

Характеризовать речь с точки зрения поставленной коммуникативной задачей.

Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Занятие-викторина «А знаете ли вы?»

Презентация, кроссворд

2,3,

Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

Говорит–пишет.

Твои речевые роли.

Знакомство с наукой риторикой, значение этой науки.

Показать значение риторических умений.

Учим анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; определять функции адресата и адресанта.

Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности.

Уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания.

Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях.

Умение работать в паре.

Занятие-общение

Занятие-диалог

Занятие-игра

Картинки, карточки

Темп. Громкость. (Повторение.)

Тон.

Мимика, жесты, поза.

Говорящий взгляд.

Знакомим с темпом и громкостью как средством выразительности речи.

Учим различать оттенки тона.

Помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности речи.

Осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения.

Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Развивать умения слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Занятие-дискуссия

Занятие-соревнование

Занятие-конкурс

Занятие-сказка

Презентация, карточки с заданием, костюмы для инсценировки, листы бумаги, кроссворды.

Мы слушаем – нас слушают.

Сигнал принят, слушаю!

Слушаем и стараемся понять.

Слушаем и

выделяем непонятное.

Слушаем, как говорят.

Слушаем на уроке, слушаем целый день!

Показываем, что в слушании всегда участвуют двое – адресат и адресант.

Учим понимать текст, воспринимаемый на слух: определяем тему, его основную мысль.

Учим спрашивать,что непонятно в звучащем тексте.

Учим слушать, обращая внимание:

На содержание речи;

На ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности речи.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Определять тему, основную мысль несложного текста

Анализ объектов с цель выявления признаков

Обобщать и классифицировать по признакам

Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Разыгрывать диалоги,пользуясь риторическими заданиями учебника

Оценивать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях

Осознавать разнообразие речевых ситуации в жизни человека, условий общения

Формировать умения договариваться, находить общее решение

Оказание взаимопомощи, умение принять общее решение

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Занятие-общение

Деловая игра

Исследование

Занятие-конкурс

Занятие-соревнование

Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, карточки с текстами

14-15

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.

Знакомим детей с просьбой как этикетным речевым жанром, разными средствами выражения просьбы, учим уместному употреблению этих средств.

Анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях

Анализировать тактичность речевого этикета

Занятие-общение

Игра–

путешествие

«Ежели вы вежливы»

Фрагменты из мультфильмов, стихи, песенки

16-17

О чём нам говорит шрифт.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

Познакомить с разными формами информации

Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Целеполагание как постановка учебной задачи

Занятие-дискуссия

Занятие-думка

Карточки с названиями знаков, стихи

18

19

20

Тема и заголовок текста.

Основная мысль текста.

Опорные слова.

Учим отличать текст от набора предложений, определять тему текста, знакомим с заголовком, отражающим тему текста.

Учим определять основную мысль текста.

Учим выделять опорные (ключевые) слова в тексте, по ним определять тему текста. На основе опорных слов создавать текст.

Определять тему, основную мысль текста

Определять структурно-смысловые части текста(начало, основную часть, концовку)

Подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам

Выражать свои мысли и чувства

Работать в группе, паре

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Занятие-дискуссия

Занятие-думка

Деловая игра

соревнование

21

22

23

Подробный пересказ.

Краткий пересказ.

План. Текст и план.

Учим создавать содержание исходного текста.

Учим в пересказе передавать основное содержание текста.

Знакомим с планом-заглавием, учим составлять план текста. Учим соотносить текст и план.

Отличать подробный пересказ от краткого

Осознанно строить сообщения в устной форме

Стремится к повышению культуры речевого общения

Предлагать помощь и сотрудничество

Адекватно воспринимать оценку учителя

Прогнозировать предстоящую работу

Занятие-общение

Занятие-сказка

Занятие-дискуссия

Карточки с текстами, презентация

24

25

Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

Ответы на отказ.

Знакомим детей с согласием или отказом как возможными ответами на просьбу, со словами,

выражающими согласие или отказ.

Знакомим детей со средствами, смягчающими отказ.

Продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения

Самостоятельность и личная ответственность

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения

Развиваем умение высказывать своё предположение

Игра путешествие

Занятие-игра

Фрагменты из мультфильмов, стихи, карточки с заданиями

Конкурсные задания, ребусы

26

Типы текстов

Знакомим с разными типами текстов – повествованием, описанием, рассуждением.

Развиваем умение извлекать нужную информацию

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

Оформляем свои мысли в устной форме

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Занятие-общение

Карточки с текстами

27

28

29

Рассуждение.

Примеры в рассуждении.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

Знакомим с текстами простейших рассуждений, формируем потребность доказывать. Объяснять высказанное мнение.

Учим развёртывать объяснительно-доказательную часть рассуждения, вводить в неё примеры.

Учим создавать точные и убедительные рассуждения.

Реализовывать устные рассуждения

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Развивать умение слушать и понимать других

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Оформлять свои мысли в устной форме

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Занятие-думка

Деловая игра

Конкурс

Презентация

Тексты

Листы бумаги

30

31

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении,

загадки-описания, сочини

загадку.

Дать понятие о тексте описания, его отличительных признаках.

Знакомим с объявлением, в основе которого - описание, учим составлять объявления данного типа.

Анализ объектов с целью выявления признаков

Оказание взаимопомощи, умение принимать общее решение

Умение действовать по плану и планировать свою работу

Занятие-любование

Конкурс «Сочини загадку»

МП

32

33

Было или придумано,

части рассказа.

Хочу вам рассказать.

Учим отличать правду от вымысла, рассказ о том, что действительно имело место в реальной жизни, от придуманной истории, сказки, фантазии.

Учим составлять невыдуманные рассказы.

Анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика

Оценивать свои и чужие высказывания

Стабилизация эмоционального состояния для решения поставленных задач

Проект «Невыдуманный рассказ»

Листы бумаги

МП

34

Чему мы научились на уроках риторики?

Обобщить полученные знания

Разыгрывать диалоги, сочинять продолжение диалогов разных персонажей

Анализировать тактичность речевого поведения

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Предвосхищать результат

КВН

Стихи, костюмы для инсценировки

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Духовное краеведение родного Белогорья»

Занятие кружка

Тема:

« Дружбой дорожить умейте»

1 класс

ФГОС

Агафонова Светлана Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 12»

города Белгорода

им. Ф. С. Хихлушки

2012г.

Тема: « Дружбой дорожить умейте»

    Познавательные:

Углублять представление детей о нравственных качествах человека, как об неотъемлемом условии межличностных отношений в человеческом обществе

2. Развивающие: учащиеся смогут научиться

    высказывать своё мнение;

    аргументировать свою точку зрения

      анализировать свои черты характера;

      прогнозировать последствия поступков;

      участвовать в коллективной деятельности;

      акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

3. Воспитательные: учащиеся смогут убедиться в

    необходимости укрепления межличностных отношений в группе;

    существовании влияния друзей друг на друга в коллективе;

    том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

дети получат возможность

  • глубже осознать, что такое надёжные друзья;

  • научиться разрешать проблемные ситуации.

  • расширять знания о дружбе, нравственных качествах личности

  • воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.

Предполагаемый результат : формирование у детей нравственного понятия "дружба ", как важнейшего условия формирования классного коллектива.

Оборудование: карточки для работы в группах, наборы геометрических фигур, набор украшений, наклеек для создания "ковра дружбы" мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация урока.

п\п

Ребята я хотела бы начать наше занятие с нескольких пословиц, которые подскажут нам тему нашего занятия. А кто из вас напомнит нам что такое пословица? Верно, в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, ко мне подкрался наш четвероногий друг, Барсик, и перепутал все слова в пословицах…

- Поможете мне их собрать? Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на каждой парте лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" "Без друга на душе вьюга" "Старый друг лучше новых двух" "Человек без друзей, что дерево без корней" "Нет друга - ищи, а нашел - береги" Каждая пара после составления читает пословицу . По мере зачитывания, учитель вывешивает на доску, правильно напечатанную пословицу. - Молодцы! - Человек - это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества - это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Ситуация первая. В ней участвуют Сергей и Антон.
К доске выходят 2 мальчика.
На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.
Сергей. Ой, чернила закончились!
Антон. А у меня запасная ручка есть!
Сергей. Будь другом, дай, а то мне учительница пару влепит!
Антон. А что ты мне за это дашь?
Сергей. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Антон. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
Сергей. Да ладно, давай уж!
Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным.

А теперь рассмотрим вторую ситуацию . В ней участвуют Гриша и Вова. Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.
Вова. Гришка, мячик принес?
Гриша. Конечно!
Вова. Давай пас!
Гриша. Лови!
Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
Вова. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?
Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!
Классный руководитель. Ты бросил мяч?
Гриша. Ну, я.
Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)
Вова. Ну, что в футбол играть будем?
Гриша. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?

Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.

Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга. -Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья! - А какими качествами должны обладать ваши друзья? В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с понятием дружба. Можно ли дружить с героями этих стихов?
(Учащиеся читают стихи «Королева» и «Жадина»)

«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящей дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу

Королева

Если до сих пор нигде вы Не встречали королевы,- Поглядите - вот она! Среди нас живет она.

Всем, направо и налево, Объявляет королева: - Где мой плащ? Его повесьте! Почему он не на месте?

У меня портфель тяжелый - Донесешь его до школы!

Я дежурной поручаю Принести мне кружку чая И купите мне в буфете Каждый, каждый по конфете.

Королева - в третьем классе, А зовут ее Настасьей. Бант у Насти Как корона, Как корона Из капрона.

Каким же должен быть настоящий друг? А у вас есть эти качества

Познавательные: постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; У. Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в
группы для создания картины. . Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.
Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.
Итак, разбиваемся на группы по 4 человека. Я прошу вытащить вас из коробки по кружочку. Те дети, у кого оказались кружки одинакового цвета собираются в одну команду.
Каждой команде надо собрать аппликацию. Готовы? Начали…

Испытание закончилось. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом?

Что вам мешало работать?

Конструкт внеурочного занятия

По практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Студентки группы 46А

Яшкиной Карины Денисовны

Дата: 3.10.17.

Курс: Я - гражданин России!

Учитель: Угрюмова Г.Н

Руководитель практики: Суворкова Э.А

Тема: Кто что любит делать.

Планируемый результат:

    Личностный: обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивами, осознают необходимость развития своих познавательных способностей.

    Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания), познавательные УУД (структурировать знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач, преобразовывают модели с целью выявления общих законов, анализ, синтез, сравнения, строят логические цепочки рассуждений).

    Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о разнообразии увлечений человека; научить изготавливать лэпбук.

    Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к учителю, сверстникам.

    Развивающая: развивать Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; контроль); Познавательные УУД (общеучебные : поиск и выделение основной информации, новых понятий; соотношение информации, представленной в словесной и наглядной форме; умение работать и извлекать нужную информацию; рефлексия способов и условий действия; логические: умение анализировать информацию; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование); Коммуникативные УУД: (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

    Образовательная: сформировать представления о разнообразии увлечений человека;научить изготавливать лепбук.

Форма занятия: этическая беседа с элементами проектирования.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального подъема;

Выдвижение системы положительных (ближайших, далеких целей);

Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, минимакса .

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений

Методы обучения:

Методы получения новых знаний

Методы выработки учебных умений и накопления опыта

Методы эмоционального стимулирования

Методы организации взаимодействия обучающихся

Дидактические средства: презентация, карточки, карандаши, цветная бумага, клей, лэпбук.

Список литературы:

1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

3. Программа внеурочной деятельности. Курс «Я- гражданин России» Угрюмова Г.Н.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы деятельности

Методы, приёмы

Деятельность учителя

Планируемый результат

1. Мотивационно- целевой этап

Задача: приветствие обучающихся, организация их внимания.

2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе занятия.

Задача: актуализировать субъективный опыт обучающихся, обеспечить мотивацию обучения.

3. Основной этап.

Задача: изучить и закрепить новый материал; создать содержательные и организационные условия для развития концентрации внимания у обучающихся.

4. Подведение итогов.

Задача: подвести итоги занятия.

5. Рефлексия.

Задача: подвести итоги занятия, провести рефлексию деятельности.

Педагогическое требование

Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха. Частично-поисковый.

Беседа, стимулирование занимательным содержанием, создание лэпбука.

Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха.

Ситуация свободного выбора, беседа

(Одна общая группа)

Здравствуйте ребята, сегодня занятие проведу у вас я. Мы с вами уже знакомы, но еще раз напомню, что меня зовут Карина Денисовна.

Ребята, я предлагаю вам обменяться настроением, у вас на партах лежат небольшие бумажки, расположите её горизонтально, поделите на две равные части, в первой части бумажки нарисуйте такой смайлик, который передает ваше настроение сейчас и отлижите их на край парты.

А у меня настроение сегодня радостное, потому что я очень рада вас сегодня видеть на занятии!

Ребята, для того что бы узнать тему нашего занятия, я предлагаю расшифровать её. Сейчас я вам раздам на каждую парту алфавит. Под буквами написаны цифры, вам нужно составить слова, по таким цифрам.

14, 10, 18 – МИР

21, 3, 13, 6, 25, 6, 15, 10, 11 –УВЛЕЧЕНИЙ

Кто назовет тему нашего занятия?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

Что такое увлечения?

Мир увлечений очень разнообразен, какие увлечения или хобби вы знаете? (танцы , пение, сочинения стихотворений, рисование, плетение бисером, вышивание, путешествие, конструирование, спорт… и многие другие)

Ребята, кто желает рассказать о своем увлечении? О своем хобби? О своём любимом занятии?

Главное в увлечении – что бы оно было полезным и приносило вам удовольствие. Оно помогает нам сблизиться с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Это занятие для души.

ФИЗМИНУТКА

Сегодня на занятии я вам предлагаю создать лэпбук, вы знаете что это такое? (это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.) СЛАЙД

На какую тему мы будем создавать наш лэпбук?

Что в начале мы должны сделать? (Нарисовать макет)

Верно. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.

За наше занятие, мы должны создать макет, его оформить, создать кармашки, и каждый раз когда вы будете приходить в этот класс, вы можете его дополнять картинками, рисунками, любой информацией по теме лэпбука.

Перед тем как начать нашу работу, давайте немного отдохнем.

А сегодня мы напишем и вложим в наши лэпбук, письмо-желание: я вам раздаю небольшие листочки, ваша задача, написать: чему бы вы хотели научится, чем бы (кроме работы) хотели бы заниматься в будущем, когда станете взрослыми. (1-2 предложения). Когда вы станете взрослыми, вы придете в гости в школу, увидите этот лэпбук, и скорей всего вам будет интересно чем же вы хотели заниматься в будущем, и сбылось ли ваше желание.

Ребята, на этом сегодня нашу работу мы закончим, но наш лэпбук не до конца заполнен информацией, ваша задача посмотреть какие кармашки свободны, подумать какую еще информацию можно добавить в наш лэпбук, и на следующем занятии принести необходимое и добавить.

Наше занятие подходит к концу

Что нового вы узнали на занятии?

За что вы можете себя похвалить?

Придвиньте к себе бумажки, на которых вы отметили свое настроение в начале занятия, на второй половине, нарисуйте такой смайлик, который передаст ваше настроение в конце занятия, точнее сейчас.

Наш урок хочу закончить такой фразой: «Талантливый человек, талантлив во всём». Я уверена, что каждый из вас талантлив, и никогда не поздно пробовать себя в новых увлечениях, искать и находить то, что вам по душе.

Регулятивные УУД (саморегуляция)

Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция), Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, умеют полно и точно выражать свои мысли).

Личностные УУД : действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

;коммуникативные УУД : умение строить речевое высказывание в устной форме; умение работать в группе;

Логические УУД : анализ объектов с целью выделения признаков.

Познавательные (логические) Регулятивные (волевая саморегуляция) Коммуникативные УУД (умение работать в группах)

Регулятивные УУД (оценка) Коммуникативные УУД (построение речевого высказывания) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Тема. Ты идешь в гости.

Цели: формировать знания и навыки по правилам этикета, сформировать у учащихся понимание необходимости выполнения правил этичного поведения, научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями.

Оборудование: плакат с изображением книги для записей правил этикета, демонстрационный материал

Ход занятия.

    Вступительное слово учителя. В нашей жизни среди приятных событий и эпизодов самыми приятными являются походы в гости. Не менее приятное занятие – приём гостей. А умеем ли мы ходить в гости, быть приятными гостями, приглашать к себе, принимать гостей? Я надеюсь, сегодня каждый из вас поймёт, что эти умения очень важны.

Правила вы попробуете сформулировать сами в ходе наблюдения за ситуациями, предложенными в детских стихах. Героями стихов станут звери, птицы, но, может быть, в них вы узнаете себя или знакомых.

Мудрый Филин в этот вечер,важно сидя на ветвях,

Рассказать решил на встрече, как себя вести в гостях.

Под раскидистой сосной - Филина послушать

Собрался народ лесной – навострили уши.

Все ходили по гостям, это мне понятно.

Было там приятно вам, а другим приятно?

Про хозяев и гостей всё расскажем без затей.

Вы запоминайте и на ус мотайте.

    1 ситуация. В гости, милые друзья (вам сказать обязан я),

Ходят, без сомнения, лишь по приглашению.

Если вы пришли незвано – для хозяев это странно!

Раз к себе не приглашали, значит, вас совсем не ждали

Правило. Не приходи в гости без приглашения.

«Пригласительный этикет».

А. Приятно получить пригласительную открытку.

- А что в ней должно быть написано? (обращение, цель приглашения, место праздника, день, время, дополнительные сведения) От того, как вы пригласите, уже будет зависеть настроение ваших гостей.

Практикум. Оформление приглашения.

В. Вопросы на знание пригласительного этикета.

- Вас пригласили в гости. Ваши действия. (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

- Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (можно близких друзей)

- Возможно ли опоздание в гости.(неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить?(извиниться, объяснить причину отказа)

- Как правильно приглашать: за несколько часов до праздника или заранее?(заранее)

3. 2 ситуация. Созвала гостей лисица и хлопочет, суетится,

Красоту вокруг наводит и с духовки глаз не сводит:

Пирожки гостям печёт…Только вдруг пришёл Енот.

А лисица не готова, гостя встретила сурово.

Растерялась, загрустила и Енота не пустила,

Только вымолвить смогла: «Я попозже вас ждала…»

Неприятно и Еноту, и Лисице грустно что-то,

Умный гость, хотя и званый, не приходит слишком рано.

Правило. Не приходи раньше назначенного срока.

    3 ситуация. Пригласил Щенок утят, зайчика, котёнка..

Гости все давно сидят, ждут лишь поросёнка.

Наконец он появился, сел за стол, не извинился.

Ну, и поведение! Стыдно без сомнения.

Если в гости звали вас, нужно не копаться

И в определённый час дружно всем собраться.

Вы, чтоб друзей не обижать, себя не заставляйте ждать.

Правило. Не опаздывайте к назначенному сроку.

    4 ситуация. Как-то раз Баран двух Чаек пригласил на чашку чая.

Ждёт-пождёт, и небо вдруг тёмным сделалося вдруг.

Налетела стая Чаек, чтоб попить с Бараном чаю.

Но Баран быстрей удрал, больше их не приглашал.

Вы должны, друзья, запомнить: нужно, чтоб своих знакомых

В гости вы с собой не брали, если их не приглашали.

Правило. Не приводи с собой друзей, если их не приглашали.

    Учитель. В гости все стараются идти с подарком. А какими правилами руководствуетесь, выбирая подарок?

Гости к зайчику пришли и подарки принесли:

Медвежонок – мёда банку, ёж – болотных ягод склянку,

Белка - груду вкусных шишек, кошка – связку серых мышек.

Цапля – лапку лягушонка, а лиса – крыло цыплёнка.

Зайцу стало очень грустно, ведь хотел он лист капустный.

Постарайся не забыть, что кому нужно дарить,

Чтобы сделать всем приятно. Это главное. Понятно?

Правило. Выбирай подарок для хозяина, а не для себя.

    Медвежонок Михаил очень любопытным был.

И в гостях у носорога он от самого порога к телевизору бежит-

Посмотреть кино спешит, но не знает, как включать:

Начал кнопки нажимать, не туда совсем нажал, что-то важное сломал!

Рассердился носорог, выгнал гостя за порог.

Я прошу, друзья, учтите: в гости вас зовут – идите,

Но приборы не включайте, кнопки в них не нажимайте.

Если фильм смотреть хотите, у хозяина спросите.

Пусть включит он всё, что нужно, -

Вот и развлекайтесь дружно!

Правило. Не трогай вещи хозяина.

    Как-то раз одна из чаек в гости к ёжику пришла.

Начала она скандалить – всех в смятенье привела!

Раскапризничалась птица. И унять её нельзя!

Как не стыдно! Не годиться так вести себя, друзья!

Не имеете вы права на капризы и скандал.

Если что-то не по нраву, - уходите! Кончен бал!

Правило. Не скандаль и не капризничай!

    Заяц был в гостях у мышки, разбросал повсюду книжки,

Разложил вокруг игрушки, скинул на пол все подушки

За собою не убрал и вприпрыжку убежал.

Так не надо поступать! Захотите что-то взять –

Разрешения спроси. Разрешат – тогда бери,

Книжки детские смотри. И игрушками играй,

Но на место убирай!

Правило. Не разбрасывай вещи хозяина.

    Много гостей собралось у котёнка: зайцы, лисята, ежи, два мышонка.

Белочка тоже туда прискакала. Только с гостями она не играла.

Думала: «Раз я к котёнку пришла, пусть он отложит другие дела!

Должен он только со мною играть, только меня за столом угощать!

А остальные пускай отойдут – снова когда-нибудь их позовут.»

Так и сидела упрямо в углу, не побежала с гостями к столу!

И на котёнка тогда обижалась! Мало внимания белке досталось!

Только, ребята, скажу без сомненья: мне не понятно её поведенье.

Каждый хозяин – всем нужно понять- должен вниманье гостям уделять.

Вместе со всеми играть и смеяться! Так что на это нельзя обижаться!

Правило. Не отвлекай внимание хозяина только на себя.

    Вы в гостях повеселились. Отдохнули, порезвились.

Ели, пели и плясали, собираться дружно стали.

В заключении, конечно, я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно похвалить за всё хозяйку.

За вниманье и участье, за гостеприимный дом.

Пожелайте дому счастья… и расстанемся на том.

Правило. Уходя, поблагодари хозяина.

    Слово учителя. Особого внимания требуют правила поведения за столом. Многое вы уже знаете. Вспомним самое главное.

    За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости? (За 5-10 мин.)

    Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).

    Если Вам сказали: "Дорогие гости, чувствуйте себя как дома", значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т.д. (Нет. Это бестактно).

    За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, юноша - чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).

    Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, ненапряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).

    Байка: в старину, чтобы приучить детей не ставить локти на стол, под руки клали книги, и если книга падала во время еды, то взрослые детей наказывали лишением сладкого.

    Умеете ли Вы правильно пользоваться столовыми приборами? (Нож - в правой руке, вилка - в левой).

    Как правильно употреблять в пищу хлеб? (Отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).

    Если вам подали горячие отбивные котлеты, Вы их порежете все сразу, или будете отрезать по одному кусочку? (По одному кусочку).

    При помощи каких приборов едят бисквитные торты и пирожные? (Ложками).

    Как правильно пользоваться полотняной салфеткой? (Перед едой салфетку кладут на колени, сложив вдвое сгибом к себе, губы не вытирают, при отсутствии бумажных салфеток полотняную можно лишь приложить к губам)

    Тестирование по застольному этикету.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

    как только вошли в комнату.

    только после того, как сядут хозяева.

    после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

    заправляете за воротник.

    кладете на колени +

    кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

    гневно отказаться.

    отказаться, назвав причину отказа.

    взять немного, поблагодарив+

4. Как правильно есть котлету?

    ножом и вилкой

    одной вилкой+

    одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

    чтобы отделять мясо от костей+

    чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

    чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

    самые большие.

    самые маленькие.

    те, что лежат ближе к вам+

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

    в правой руке – вилка, в левой – нож.

    в правой руке – нож, в левой – вилка+

    по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

    поднять и продолжать есть.

    попросить другой прибор.

    извиниться и попросить подать другой прибор+

Памятка.

    Садясь за стол, надо тщательно вымыть руки. Сидеть за столом нужно прямо, не приваливаясь к спинке стула. Локти на стол класть нельзя. Нельзя болтать ногами, толкать соседей.

    Правильно пользуйся приборами. Не ешь с ножа. Ложку, вилку, нож после еды следует оставлять в тарелке или класть на специальную подставку.

    Хлеб можно брать руками. Руками берут пирожки, печенье, конфеты, фрукты.

    Фрукты из компота надо есть чайными ложками. Косточки осторорожно выплёвывают в ложку, поднесённую к самим губам. Складывают косточки в тарелку или специальное блюдечко.

    Пищу с общего блюда нельзя брать своей ложкой или вилкой, для этой цели на общих блюдах должны быть специальные ложки.

    Нельзя перебирать куски, лежащие на общем блюде, надо взять то, что лежит ближе к тебе.

    Если в кушанье попадается лавровый лист, перец, кости и др., всё это надо оставить на краю тарелки. Нельзя оставлять на скатерти пятен и крошек.

    Некрасиво оставлять пищу в тарелке, лучше заранее попросить маленькую порцию. Разговаривать во время еды можно, но не с полным ртом.

    Выходя из-за стола, надо поблагодарить хозяев.

Помните, ребята, что поход в гости – занятие радостное, но таким оно будет, если и хозяева, и гости будут вежливы и доброжелательны. А правила этикета не требуют от нас никаких усилий. Всего хорошего



Что еще почитать