Основные участники и победители, по мнению иностранцев
В сентябре 2013 года наша коллега изучала английский в языковой школе на Мальте. На одном из уроков преподаватель решил провести викторину, посвященную Второй мировой войне. Он разделил учащихся на две группы и попросил каждую из них провести обсуждение и решить, какие три страны можно считать основными участниками этой войны. "Я оказалась единственной россиянкой в своей группе. Каково же было мое удивление, когда мои сокурсники отказались включать СССР в число основных участников, сочтя, что такой ответ окажется неверным! Во второй группе оказались две девушки из Украины, которые также не смогли убедить своих партнеров, что СССР должен, как минимум, стоять в этом ряду… В итоге, одна группа ответила на вопрос преподавателя так: Италия, Германия, США, а вторая - Германия, США, Япония. Оба ответа были зачтены как правильные, - вспоминает коллега. – Когда я выразила свое недоумение по этому поводу, преподаватель пожал плечами: «Понятно, что СССР участвовал в войне, и Мальта тоже участвовала… Все участвовали»".
РИА Новости
Сайт решил провести собственный опрос, чтобы разобраться, как представления об этой войне, священной для любого русского человека, отличаются от страны к стране, что – самое важное в ней для белоруса, грека, немца, мексиканца, корейца, австралийца… Мы задали 5 одинаковых вопросов, и вот какие ответы получили:
Антон, 24 года, учитель истории и обществоведения. Минск, Белоруссия
это страны оси (Германия с сателлитами, Япония, Италия) и антигитлеровская коалиция (СССР, США, Великобритания, Франция).
Победил СССР, который отстоял свое право на существование, создал по итогам войны внушительную сферу влияния в Европе и Азии. Второй главный победитель - это США, которые стали главным инвестором европейских экономик, приобрели статус ядерной державы.
Она унесла 29 миллионов жизней граждан СССР. Здесь мы - лидеры скорбного списка.
Основными итогами войны стали разгром стран оси, создание двухполярной системы международных отношений. Холодная война. Создание ООН. Здесь можно еще много чего написать.
В моей семье воевали два прадеда. Один погиб в приграничных боях в 41-ом, второй призвался в 42-ом. В 45-ом был комиссован по ранению. Награжден орденом Красной Звезды.
Майкл, 41 год, предприниматель. Сеул, Южная Корея
1) Германия, Япония, Италия против всех остальных (США, Англия, Франция).
2) "Все остальные".
3) Израиль, Южная Корея, Китай.
4) Многие страны, такие как Корея, Израиль и другие обрели независимость.
Нет
Георгиос, 32 года, программист и предприниматель. Спарта, Греция
1)
Основные участники Второй мировой войны:
страны антигитлеровской коалиции (Франция, Великобритания, затем Новая Зеландия, и позднее – США и СССР) против Германии, Австрии, Италии (основные противники). Изначально СССР и Германия имели договор о ненападении, но он был нарушен вторжением Германии на советскую территорию.
Ах, да, я забыл про Японию.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну? Война была выиграна странами антигитлеровской коалиции и завершилась Ялтинской конференцией.
3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней? Если в абсолютных цифрах, то, я думаю, в СССР.
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны? Помимо краха Германии, раздел мира на три зоны влияния: СССР, Великобритании и США. Начало холодной войны. Создание ООН.
5) К счастью, нет. И еще более к счастью, что мои родственники не участвовали и в гражданской войне в Греции, которая последовала за Второй мировой.
Кобби, 25 лет, менеджер по экспорту и импорту. Сфакс, Тунис
1) Основные участники Второй мировой войны: Страны нацистского блока - Германия Италия, Болгария, других не вспомню. Страны антигитлеровской коалиции – Великобритания, Франция, Китай и США.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну?
Страны антигитлеровской коалиции (Великобритания, Франция, Китай и США).
3)
В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней?
В Советском Союзе и Германии.
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны?
Появление великой державы США.
5)
Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи? Если да, то какова их судьба?
Нет.
Питер, 38 лет, директор по развитию. Рексам, Северный Уэльс, Великобритания
1) Основные участники Второй мировой войны:
Великобритания, США, Германия, Франция, СССР, Япония, Австралия.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну?
Антигитлеровская коалиция.
3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней?
Не знаю. Может быть, в СССР?
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны?
Холодная война, раскол Германии, предпосылки для формирования Европейского союза.
5) Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи? Если да, то какова их судьба?
Да. Оба моих дедушки. И их братья. Оба дедушки выжили в войне и дожили до старости. Мой дедушка по материнской линии не видел свою старшую дочь до тех пор, пока ей не исполнилось 5 лет.
Матиас, 46 лет, инженер. Монтеррей, Мексика
1) Основные участники Второй мировой войны:
CCCР, Великобритания, Франция, США (антигитлеровская коалиция). И Германия, Япония, Италия.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну?
Антигитлеровская коалиция.
3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней?
СССР.
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны?
Мир осознал, что человечество способно ненавидеть и разрушать, и ощутил необходимость неотложного создания такой системы, которая обеспечит взаимопонимание и кооперацию между нациями.
5) Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи? Если да, то какова их судьба?
Да. Семья моего дедушки, спасаясь от революции, покинула Мексику. Поэтому он сам и двое его братьев родились в США, и все трое стали участниками Второй мировой войны. Все они вернулись домой спустя 5 лет.
Хосси, 58 лет, учитель. Гент, Бельгия
1) Основные участники Второй мировой войны: Германия, Великобритания, США, Франция и многие другие европейские страны. Япония, СССР.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну? Антигитлеровская коалиция.
3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней? Япония и Германия.
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны? Смерть, отчаяние и стремительное развитие технологий.
5) Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи? Если да, то какова их судьба? Нет.
Стоян, 27 лет, предприниматель. Новая Загора, Болгария
1) Основные участники Второй мировой войны: Основные участники военных действий в Европе – Германия и Советский союз, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Япония и США.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну? Основные победители – Советский союз и США.
3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней? Насколько я знаю, в относительных цифрах Литва понесла самые большие потери, а в абсолютных – Советский союз отдал больше жизней, чем любая другая страна.
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны? Было создано еврейское государство, Иерусалим отнят у арабов. Влияние в мире поделено между двумя державами. Разработано и использовано самое смертоносное оружие в истории.
5) Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи? Если да, то какова их судьба? Мой прадедушка сражался в Венгрии. Кстати, в 15-летнем возрасте он воевал добровольцем в Балканской войне. Он дожил до старости и скончался в возрасте 97 лет.
Джеффри, 31 год, HR-консультант. Марли-ле-Руа, Франция
1) Основные участники Второй мировой войны: Великобритания, США, Канада, Советский Союз, Германия, Италия, Китай, Япония и Франция.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну? Великобритания, США, Советский Союз и Китай выиграли войну, Франция тоже оказалась среди победителей.
3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней? В Советском Союзе.
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны?
Результатом стало установление мира в Европе, разгром нацистов. В Азии - ядерный удар по Японии и падение империи.
Противостояние победителей: две супердержавы никогда не вели войну друг против друга, но их соперничество стало причиной многих гражданских войн, переворотов, убийств...
ООН была создана, чтобы сдерживать и контролировать государства, Совет безопасности из 5 стран-участников получил право наложения вето. Были начертаны новые карты, созданы новые правила...
Европа прошла период экономического восстановления и модернизации, Япония и Германия развили свою промышленность.
Империи потеряли свои колонии.
5) Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи? Если да, то какова их судьба? Мой дедушка был солдатом разбитой французской армии, попал в плен в 1940 и был освобожден в 1945 году.
Франко, event-менеджер. Берлин, Германия
1) Основные участники Второй мировой войны : Германия, Великобритания, Советский Союз, Франция, Италия, Япония, США плюс еще ряд стран.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну? Антигитлеровская коалиция: США, СССР, Франция, Великобритания.
3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней? Советский Союз.
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны?
Холодная война, экономический подъем Западной Европы, новые границы стран, например, Польши. Некоторые страны исчезли (на время), такие как страны Балтии.
5) Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи? Если да, то какова их судьба?
Нет, мои родители были еще маленькими в те годы.
Джейсон, 37, преподаватель английского языка. Перт, Австралия
1) Основные участники Второй мировой войны: антигитлеровская коалиция и страны нацистского блока.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну?
Невозможно ответить на этот вопрос…
Несомненно, победа над общим врагом была достигнута за счет сотрудничества стран и взаимопомощи. Но нельзя сказать, что какая-то одна страна выиграла войну – это была война не между 2-3 странами, а МИРОВАЯ война.
3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней?
Если мы говорим о человеческих жертвах, то в СССР. Если о разрушении зданий – то больше всего пострадали Франция, Польша, Венгрия, Украина и другие страны, оккупированные немцами. В экономическом плане больше всего пострадала Великобритания. Невозможно сказать, какая страна заплатила самую высокую цену.
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны?
Эта война объединила страны с помощью единой цели, сформировала поколение людей, которые не знали ничего, кроме войны. Вторая мировая война обеспечила технологическое развитие вооружения. Мир распался на две части, и главные силы начали между собой борьбу за научные достижения.
5) Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи?
Мой дедушка (не родной) воевал на стороне Италии, но он не сделал ни единого выстрела и вообще не мог смириться с тем, что должен воевать. Он был пацифистом и дожил до 89 лет. Он всегда рассматривал войну как бессмысленную потерю людей, и считал, что этого не должно было происходить, и нельзя дать этому повториться.
Другой мой дедушка состоял в австралийском военно-морском флоте, но никогда не участвовал в боях из-за проблем со здоровьем.
Ян Ян, 33, специалист в области маркетинга. Китай
1) Основные участники Второй мировой войны: Нападавшие: Япония, Италия, Германия. Обороняющаяся сторона: Китай, Великобритания, Франция, Советский Союз. США вступили в войну после того, как Япония атаковала Перл-Харбор.
2) Кто выиграл Вторую мировую войну? Обороняющаяся сторона вместе с США.
3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней? Я думаю, в Китае и Польше.
4) Каковы основные итоги Второй мировой войны? В Японии сменился политический режим. Германия распалась на две части. США начали контролировать весь западный мир. Холодная война.
5) Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи? Нет.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Дмитрий Воробьевский 19:32, 4.04.2016
11:33, 10.05.2014
Del-comment 12:25, 10.05.2014
Del-comment redchenkoukrnet 12:36, 10.05.2014
Redchenkoukrnet dvkuzminbkru 12:41, 10.05.2014
Dvkuzminbkru redchenkoukrnet 13:29, 10.05.2014
Redchenkoukrnet dvkuzminbkru 13:34, 10.05.2014
Dvkuzminbkru redchenkoukrnet 13:45, 10.05.2014
Redchenkoukrnet ecjrjkjdfmailru 22:38, 26.09.2014
Redchenkoukrnet AllBir 11:57, 27.12.2014
Redchenkoukrnet romankus77mailru 20:04, 16.07.2016
Redchenkoukrnet dvkuzminbkru 12:43, 10.05.2014
Dvkuzminbkru redchenkoukrnet 13:31, 10.05.2014
На роль главной битвы Второй мировой войны претендуют многие события, однако в Европе не сомневаются, что ей стала Нормандская десантная операция и последовавшие за ней события. Доктор исторических наук Владимир Лавров в беседе с RT рассказал, что западные историки замалчивают роль Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге, делая акцент на решающей роли западных союзников.
Историк Владимир Лавров уверен, что Германия была бы разбита и без высадки союзников в Нормандии.
«Открытие второго фронта американцами и англичанами в 1944 году было не важнейшим событием, не переломом, как это обычно пишут в западных учебниках, - считает историк. - Для запада это крупная , они открыли второй фронт, но обещали открыть его гораздо раньше».
«Американцы вступают в войну, приступают к дележу пирога, когда уже нужно получать выгоду, но без больших потерь. Воевать с большими потерями ни американцы, ни англичане не привыкли. Победить мы могли уже и без них», - добавил Лавров.
Глава немецкого Агентства глобальных коммуникаций профессор Лоренц Хааг также считает, что Высадка союзнических войск в Нормандии 6 июня 1944 года - «это важное событие, но Вторая мировая война была выиграна на Восточном фронте Красной Армией».
«Именно на Восточном фронте вермахт потерял 90% своего личного состава, - напомнил он. - Поэтому мы не должны переоценивать значение данной операции. Если бы она не состоялась, Вторая мировая война могла быть полностью выиграна СССР».
По мнению эксперта, «высадка союзников в Нормандии имела огромное военно-политическое значение, прежде всего для США и Великобритании».«Руководители этих стран понимали, что нацистская Германия вскоре будет повержена, и её единственным победителем станет СССР. Лидеры США и Великобритании учитывали, что промедление с открытием второго фронта нанесёт ущерб их интересам в Европе после окончания войны», - передаёт ИТАР-ТАСС слова Лоренца Хаага.
«Учитывая противоречия между СССР и западными странами, их неприязнь друг к другу, решить эту задачу ранее было непросто», - считает историк. «Обещание союзников открыть Второй фронт не было выполнено ни в 1942, ни в 1943 годах, - напомнил собеседник агентства. - Они выжидали и надеялись, что после изнурительной войны Советский Союз будет ослаблен и утратит значение великой державы. А развёртывание военных действий в Западной Европе привело бы к отвлечению части германских войск с Восточного фронта и, следовательно, к сохранению сил Красной Армии».
Профессор считает, что война в Европе могла бы завершиться в 1943 году. «И если этого не случилось, то причина тому - стремление США и особенно Англии переиграть СССР не в борьбе с нацистской Германией, а при выстраивании послевоенного миропорядка. Издержки при этом мало волновали Лондон и Вашингтон», - сказал он.
Известный британский историк Второй мировой войны Джеймс Холланд также считает, что высадка союзных войск в Нормандии, в отличие от распространённой точки зрения, не была исключительно американской военной операцией.
«Под высадкой в Нормандии многие люди подразумевают только ожесточённые бои американских и немецких войск в зоне «Омаха» и высадку американского парашютного десанта», - отмечает Холланд в статье, размещённой 5 июня на сайте телекомпании CNN по случаю 70-й годовщины операции «Оверлорд». По его словам, подобные представления во многом сложились под влиянием массовой культуры, в том числе известного фильма «Спасти рядового Райана» и телесериала «Братья по оружию».
«Высадка в Нормандии 6 июня 1944 года была союзнической операцией, в которой ведущую роль играла, скорее, Великобритания. Да, верховным главнокомандующим союзными войсками в Европе был американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, однако его заместителем был маршал Королевских ВВС британец Артур Теддер. Британцами были и трое командующих видами вооружённых сил», - пишет исследователь.
По словам Холланда, план операции «Оверлорд» был по большей части разработан британским генералом Бернардом Монтгомери - главнокомандующим сухопутными войсками союзников в Европе, а основная ответственность за реализацию высадки легла на британские ВМС.
Холланд отмечает, что по итогам десантной операции США и Великобритания потеряли примерно равное количество людей. Историк подчёркивает, что он не умаляет заслуги американской стороны, однако стремится показать общественности более широкий взгляд на это важное историческое событие.
Согласно информации из открытых источников, нормандская операция, или операция «Оверлорд», - стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.
Операция открыла Западный фронт в Европе во Второй мировой войне. В десантной операции в Нормандии приняли участие более 3 млн человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.
Originally Posted by Дима
Да будет так! Тема исчерпала себя, спасибо всем за внимание!
Ничего не исчерпала.
Во Второй Мировой победили союзники, в ВОВ - СССР. Для нас эта война по-моему как-то больше значит. И фильмов, и книг у нас как-то поболее на эту тему, да и вообще... У СССР общие потери - 27-40 млн по разным оценкам, потери США - в районе 500.000. На землю США и Великобритании не ступала нога фашиста, хотя британские города бомбили. Не хочу ни в коем случае ничьих потерь умалить, но после того как я прочитала книгу "За что сражались советские люди" о том, что делали товарисчи фашисты с нашими военнопленными и мирным населением... Да тут и говорить не о чем -- ни в каком страшном сне американцам такое не снилось. Хотя японцы с американскими военнопленными обращались бесчеловечно, тоже ужасов хватает.
Вот, недавно прочитала -- многие американские школьники старших классов думают, что во Вторую Мировую Америка воевала вместе с немцами против русских. Geoffrey C. Ward и Ken Burns, авторы известного фильма и книги о Гражданской войне США 1860-х. гг, долго отказывались от предложения написать книгу о Второй Мировой, пока однажды не узнали о двух статистических фактах: первый -- что тысяча ветеранов Второй Мировой умирает в Америке каждый день, и второй -- вот этот самый, про школьников.
"The second statistic was just as troubling as the first... It seems that an unacceptably large number of graduating high-school seniors think we fought with the Germans against the Russians in the Second World War."
(The War: An Intimate History. 1941-1945. Geoffrey C. Ward, Ken Burns)Железный занавес сделал то, что сделал -- а именно, что вклад восточного фронта недооценивается широкими массами на Западе. С другой стороны у нас мало внимания уделяется всем другим фронтам. Вообще, я очень рекомендую многосерийный ВВС-шный фильм "Мир в войне"/"The World At War". Он охватывает все основные события Второй Мировой, весьма беспристрастен и очень информативен. Несмотря на то, что он создавался еще в 70-е гг., СССР показан, как мне показалось, без какой-либо особой неприязни и с большим сочувствием. Про "нас" там 3 эпизода: "Операция "Барбосса"", "Красная звезда" и "Сталинград". Песни наши военных лет звучат -- я многие оттуда узанала, Лоуренс Оливье читает "Жди меня" (в переводе) и т.д. Про Ленинград очень проникновенно рассказано.
Originally Posted by Ramil
Да никому это не интересно за пределами России. Каждая страна вспоминает только своих покойников. И у каждой страны победа своя. Думаю, что это нормально.
С одной стороны, да, своя рубашка ближе к телу, с другой, любая форма невежества -- плохо. В "Культурной революции" на тему "Хорошая память мешает жить" Швыдкой недавно говорил что-то насчет того, что никогда в жизни не был так зол, как этим летом, когда был в Чехии и слушал выступление какого-то политика про освобождение одного из концлагерей, в котором тот вспомнил американцев, но при этом вообще не упомянул, что освобождали этот лагерь как бе советские войска. У меня, к сожалению, начисто вылетели из памяти и название самого концлагеря (наверно это все-таки был Терезиенштадт) и имя генерала, которого Швыдкой упомянул. Но факт есть факт.
Потом, в том же фильме "Мир в войне" американский историк проф. Амброуз говорит, что главное чувство американцев сразу после войны было следущее -- "мы выиграли войну, мы собой жертвовали, а Сов. Союз получает контроль над Восточной Европой". Вот приблизительно так он и говорит, могу потом его точные слова привести. Волосы, так сказать, дыбом встают. США и СССР, согласно его мнению, немало получили в результате войны. США вышли из войны сильней и мощней, чем когда-либо. Зато Великобритания ничего не получила -- только потеряла последнюю власть над колониями. Разве что Великобритания может гордиться тем, что противостояла Гитлеру в одиночку в течение целого года - с 1940 по 1941.
Edited to add: А вообще заходим в англоязычную википедию, набираем "eastern front" и читаем:
It was the largest theatre of war in history and was notorious for its unprecedented ferocity, destruction, and immense loss of life. It bore the bulk of the Holocaust as the site of nearly all extermination camps, death marches, ghettos, and most pogroms. More people fought and died on the Eastern Front than in all other theatres of World War II combined. Various figures average a total number of 70,000,000 dead because of World War II; with over 30 million dead, many of them civilians, the Eastern Front represents well over one-third of this total, and has been called a war of extermination. It resulted in the destruction of the Third Reich, the partition of Germany and the rise of the Soviet Union as a military and industrial superpower.
The Eastern Front was the largest and bloodiest theatre of World War II. It is generally accepted as being the deadliest conflict in human history, with over 30 million killed as a result. It involved more land combat than all other World War II theatres combined. The distinctly brutal nature of warfare on the Eastern Front was exemplified by an often willful disregard for human life by both sides. It was also reflected in the ideological premise for the war, which also saw a momentous clash between two directly opposed ideologies.
Aside from the ideological conflict, the mindframe of the leaders of Germany and the Soviet Union, Hitler and Stalin respectively, contributed to the escalation of terror and murder on an unprecedented scale. Stalin and Hitler both disregarded human life in order to achieve their goal of victory. This included terrorization of their own people, as well as mass deportation of entire populations. All these factors resulted in tremendous brutality both to combatants and civilians that found no parallel on the Western Front. According to Time: "By measure of manpower, duration, territorial reach and casualties, the Eastern Front was as much as four times the scale of the conflict on the Western Front that opened with the Normandy invasion."
Так что, кто интересуется, помимо историков, наберет и узнает. Другое дело, что большинству населения история мало интересна... (сужу по своим друзьям).
Сергей Дацюк
Уважаемые россияне! Когда весь мир 8-го мая 2015 года вспоминает об окончании европейской части Второй мировой войны (Victory in Europe Day) 70 лет назад, вы 9-го мая 2015 года празднуете день 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Хотелось бы спросить – чем именно вы гордитесь?
Гордость за Победу 70 лет назад вообще подозрительна, потому что столь длительное время должно было дать много других поводов для гордости, чтобы точно так же возводить их в ранг символов и ориентиров государственной политики.
Однако нынешняя российская пропаганда именно эту Победу возвела во всенародный культ и именно эту Победу использует для милитаризации общественного сознания России, стимулируя его агрессию и направляя ненависть против Запада и против Украины, в последнее время все больше ориентирующейся на Запад.
Хотелось бы напомнить вам, россияне, что СССР не является единственным победителем во Второй мировой войне, что вместе с СССР победителями были также США и Великобритания, что свой вклад в Победу вложили и другие страны Европы, включая антинацистские силы Германии и антифашистские силы Италии.
Независимо от того, что рассказывает вам российская пропаганда, хотелось бы объяснить, почему союзники СССР во Второй мировой войне и представители большинства стран мира, воевавших против национал-социализма Германии, фашизма Италии и милитаризма Японии в 1939-1945-х годах, не празднуют нынче вместе с вами День Победы в Москве.
У всего мира с Россией оказываются разные способы памяти: мир отмечает память окончания европейской части Второй мировой войны, а Россия празднует Победу в Великой Отечественной войне, избирательно приглашая-принимая участников именно своего праздника и производя тем самым передел мира на своих и чужих.
Сталинская пропаганда назвала эту войну Великой Отечественной войной 1941-1945 годов, чтобы скрыть сепаратное сотрудничество и раздел сфер оккупации Европы между национал-социалистической Германией и коммуно-социалистическим Советским Союзом с 1939-го по 1941 год, зафиксированные в пакте Молотова-Риббентропа в 1939 году, стыдливо и лживо сегодня называемом в русской Википедии «Договором от ненападении между Германией и Советским Союзом», где раздел сфер оккупации назван как «разграничение сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства»».
Понимаете ли вы, россияне, что празднуя сегодня Победу в избирательно выделенной советской пропагандой части Второй мировой войны – так называемой Великой Отечественной войне, – вы, по сути, оправдываете пакт Молотова-Риббентропа? Понимаете ли вы, что празднуя Победу в Великой Отечественной войне, вы тем самым признаете этот рудимент сталинской пропаганды, который современная российская власть превратила в символ своего антизападного реваншизма?
Кто из вас, россияне, помнит, что Вторая мировая война закончилась 2-го сентября 1945 года? А как вы думаете, почему же вы празднуете Победу 9-го мая, а не 2-го сентября? Почему советская пропаганда так избирательно подошла к фиксации вашего сознания именно на европейской части Второй мировой войны? А это произошло потому, что независимо от капитуляции Японии и подписания Декларации об окончании войны между СССР и Японией мирный договор так и не был подписан.
Иначе говоря, Россия празднует день оккупации СССР Восточной Европы, которая тогда этими странами не оспаривалась, однако стала оспариваться уже довольно скоро. Оккупация же южных Курильских островов с того времени и по сей день оспаривается Японией. США же переиграли СССР в послеевропейской части Второй мировой войны – осуществив оккупацию Японии. Это позволило произвести США демократизацию и демилитаризацию Японии и привело к добровольному прекращению ими оккупации путем принятием Сан-Францисского мирного договора. США получили дружественную к ним Японию.
Ничего подобного СССР не сделал в Восточной Европе, оккупация которой закончилась лишь с крушением СССР. Причем Россия в наследство от оккупации СССР получила страны Восточной Европы, которые весьма настороженно, а то и враждебно, относятся к России. Сравнение политического климата, экономического состояния и культурного развития стран, бывших в зоне влияния США-Великобритании, и стран, бывших в зоне влияния СССР, в пользу первых. СССР оказался неспособен к позитивной цивилизационной экспансии. У России потенциал к позитивной цивилизационной экспансии еще меньше – достаточно посмотреть на общее состояние Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии.
Давайте скажем честно: если СССР после Второй мировой войны получил Восточную Европу, то США после Второй мировой войны получили практически весь остальной мир. Так кто же тогда победитель во Второй мировой войне? Очевидно тот же, кто победил и в Третьей (Холодной) мировой войне. Нынешняя российская власть никак не может смириться с гегемонией США в мире. Именно поэтому советская, а теперь и российская, пропаганда выделяет часть времени Второй мировой и часть территории Европы, участвовавшей во Второй мировой войне и побежденной СССР, для создания ограниченной гордости СССР-России.
Практически весь остальной мир воспринимает Победу СССР в Великой Отечественной войне 9-го мая 1945 года как установление советского режима имперской по своей сути оккупации Восточной Европы. Россия, развязав в настоящее время на территориях Грузии и Украины империалистическую войну, продемонстрировала всему миру свои империалистические устремления. Поскольку Россия в своих действиях, в риторике своей власти и в восприятии большинства россиян продолжает практику паневропейского империализма, она неизбежно находит оправдание этой империалистической оккупации в прошлом.
Хотелось бы также объяснить, почему Парламент Польши принял решение праздновать День Победы во Второй мировой войне 8-го мая, отмежевавшись тем самым от праздника 9-го мая, принятого в СССР и сохраняющегося в современной России. Польша призвала тем самым остальные европейские страны последовать ее примеру. Сенат Польши при принятии этого решения отметил, что окончание Второй мировой войны в Европе в случае стран, которые были освобождены Советским Союзом, и в которых впоследствии была установлена недемократическая политическая система, «сложно признать, как триумф свободы».
Таким образом, освобождение Советским Союзом Восточной Европы от национал-социалистического порабощения стало для нее новым имперским коммуно-социалистическим угнетением. Отмежевание Польши от этого праздника в России есть отмежевание от империалистического дискурса, сопровождающего сегодняшнюю империалистическую практику России.
Имперское угнетение Восточной Европы после Великой Отечественной войны под идеологией коммуно-социализма привело не только к крушению самого коммуно-социализма, но и к выпадению Восточной Европы из зоны российского влияния в 80-90-е годы ХХ века. Нынешний проект Европейского Союза предоставляет совершенно иной уровень свободы, равноправных договорных отношений и сотрудничества, чего так и не смогла предложить постсоветская Россия. Российский империализм исключает равноправные отношения между Россией и другими странами. Именно поэтому Украина вынуждена была отказаться от установления более тесных отношений с имперской Россией.
Почему Украина не празднует День Победы вместе с Россией?
В России празднуют Победу Отечества, которого давно уже нет. Россия, продолжая называть эту войну Отечественной, по сути, национализирует ее Победу, отвергая право на эту Победу для Украины, Казахстана, Беларуси, Эстонии, Латвии, Литвы и других стран, бывших республик Советского Союза, которые, уже никакого отношения к Отечеству СССР не имеют.
Нынешний лидер России в 2010-м году публично и совершенно серьезно заявил, что Россия выиграла бы эту войну без Украины. Вопрос здесь не в подсчетах демографических потерь Украины и не в подсчетах экономического потенциала Украины во время Второй мировой войны. Вопрос в принципе – россияне приняли сам подход своего лидера, состоящий в русификации Победы в Великой Отечественной войне, в отторжении Украины от права быть победителем. Иначе говоря, Россия пытается украсть Победу у других народов СССР, желая стать единственным наследником этой Победы.
Более того, российская власть подготовила и в 2014-м году инициировала войну против Украины, аннексировав Крым и развязав мятежевойну на Донбассе, скрытно продолжая поставлять туда военную технику, боеприпасы, а также российских солдат и офицеров, отрицая при этом свои действия, то есть публично обманывая как свой народ, так и народы других стран мира. Тем самым Россия своими действиями не только уничтожила доверие между российскими и украинским народом, но и предала память наших дедов, воевавших вместе во Второй мировой войне.
Российская власть осуществила масштабную информационную войну, унижая и пороча украинцев за их желание самостоятельно определять свою геополитическую ориентацию. Украинцы в своем абсолютном большинстве не поддерживают нацизм и фашизм, о чем говорят результаты президентских и парламентских выборов 2014-го года, хотя российская пропаганда навязывает представление о тотальной фашизации Украины.
Россия угрожает сегодня Европе и всему миру своей агрессией, превращаясь в того, с кем воевала в 1941-1945-х годах. Россия, используя фашистские и национал-социалистические практики в своей политике, поддерживает экстремистских и откровенно националистических лидеров в Европе. Россия угрожает всему миру ядерным оружием, разрушая мировой порядок, установившийся после Второй мировой войны. Актуализируя риторику Победы и войны, Россия по сути готовится к новой войне.
Россия не извлекла уроков из своей Победы 1945 года. Россия продолжает такую же имперскую милитаристскую практику, как и Германия в первой половине ХХ века, что в свое время и привело к Первой и ко Второй мировым войнам.
Россия до сих пор не осмыслила суть Второй мировой войны и суть Победы в этой войне, не оформила это осмысление в общественном дискурсе и не учитывает его в актуальной политике.
Россия не сделала никаких выводов из своего поражения 1991 года. Отказ постсоветских стран следовать в цивилизационном фарватере России это и есть ее поражение. Неспособность России мирным образом привлечь постсоветские страны в свой цивилизационный проект, доведение ситуации до войны с Грузией и Украиной – это окончательное поражение российского цивилизационного проекта.
Проиграв Третью (Холодную) мировую войну, бессмысленно переигрывать Вторую мировую войну, что ныне пытается сделать Россия.
Мир не вправе запретить России праздновать ее собственную Победу в Великой Отечественной войне так, как ее власть и ее народ это понимают. Но мир может и должен отказать России в праве на Победу во Второй мировой войне хотя бы потому, что результатом ее было порабощение восточно-европейских народов.
Победу в Мировой войне не празднуют в одиночку или со своими. Победу в Мировой войне празднуют всем миром. Если союзники в мировой войне перестали быть союзниками, если большая часть мира восстала против России, значит что-то не так в самой России.
Мир признает право России на Победу в Отечественной войне.
Мир отказывает России в моральном праве на Победу во Второй мировой войне.
Спросите у американского школьника, кто выиграл Вторую мировую, и он наверняка скажет — США. Не каждый молдавский чётко ответит, на чьей стороне воевала его родина, а польский расскажет о двух диктаторах — Сталине и Гитлере, которые делили между собой Польшу.
Правда и наши школьники в последнее время становятся не лучше. Концентрированные мифы о нашей «плохости» оседлали российские учебники истории не случайно. Практически все учебники по этому предмету написаны на иностранные гранты.
Что пишут «свободные и независимые» учебники истории из США? Это крайне любопытно. Ведь именно их, как ориентир представляют нам российские либералы.
Многие даже думают, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера. Очень часто от российских либералов можно услышать «А вот на западе они давно сказали правду, осудили то и это» — а мы вот, типа, отстаем. Очень многие в России не могут представить себе, что даже искаженные и идеологизированные знания о войне, и вообще о мировой истории, удел весьма немногих в Америке. Основная масса пассивно потребляет однобокие данные средств массовой информации и знает весьма мало.
Но перейдем от общих впечатлений к фактам. Как можно сфальсифицировать историю, не опускаясь до откровенного вранья? Просто рассказывая часть правды. И это будет ещё почище откровенной лжи.
Например, вы читаете в книге: мужчина вечером в парке убил другого человека. Это было? Было. Ваша реакция негативна - убийца! Симпатий к этому мужчине ноль, антипатий масса.
Вам наврали? Нет, вам сказали часть правды. Полная правда заключается в том, что мужчина убил человека, который вечером в парке пытался изнасиловать и убить женщину. Увидев это - прохожий встал на защиту дамы и в схватке с вооруженным насильником его убил.
Как видите - стоило «добавить» информации и ваша оценка произошедшего изменилась на диаметрально противоположную. Теперь мужчина не убийца, а настоящий герой, который сделал то, что должен сделать каждый настоящий представитель сильного пола.
Так и пишут историю на Западе. Идеологические задачи решаются путем искажений и замалчиваний.
Возьмем учебник мировой истории для 7-го класса по которому училась моя дочка. Prentice Hall. History of Our World 2007 (Прентис Хол. История Нашего Мира, 2007)
На странице 623 (section 4, Chapter 21) ходу войны в 1943-45 гв Европе, посвящен всего один параграф. Вот он полностью:
«Победа в Европе. Вслед за компаниями в Северной Африке и Италии, Союзники открыли западный фронт против ослабленных немцев. 6 июня 1944 корабли союзников с 156,000 солдат на борту высадились в Нормандии, северном побережье Франции. Известная как День Д, высадка в Нормандии была началом массированного похода союзников на восток. Через шесть месяцев союзные армии дошли до Германии. После последней попытки достичь успеха в декабре 1944, известной как Битва в Арденнах, немецкая армия была сокрушена. Союзники провозгласили победу в Европе 8 мая1945 г.
(Victory in Europe. Following campaigns in North Africa andItaly, the Allies opened a western front against the weakened Germans. On June 6, 1944, Allied warships carrying 156,000 troops landed atNormandy, on the northern coast ofFrance. Known as D-day, theNormandylanding was the start of a massive Allied campaign eastward. Within six months, the Allied armies had reachedGermany. After one last attempt for success in December 1944, known as theBattleof the Bulge, the German army collapsed. The Allies declared victory inEuropeon May 8, 1945.)
Вот так и закончилась война в Европе. Справедливости ради надо сказать, что Битва за Москву и Сталинградская битва в главе, все-таки, были упомянуты. Но, как пришли американцы в Европу, про русских авторы учебника сразу забыли. Нет мощнейших ударов Красной армии в 1944-1945 году, нет штурма Берлина. А есть ослабленные немцы. Ослабленные налетами стратегической авиации союзников.
Теперь давайте заглянем в местную библиотеку.
На полке достаточно много книг про Вторую Мировую войну. В основном они рассказывают о битвах с участием американцев или про Холокост. Много книг посвященных атаке японцев на Перл Харбор (Pearl Harbor) и День Д (D-Day). Для тех кто не знает: открытие Второго Фронта 6 июня1944 г. в Америке давно называется «День Д», от военного термина означающего день начала операции.
Это, кстати, не случайно.
Очень удобно, вместо того чтобы говорить о Втором Фронте, американцы предпочитают вспоминать «День Д: начало конца для Нацисткой Германии» (D-day: the beginning of the end for Nazi Germany), самой главной битвы Второй Мировой в их представлении.
А загвооришь о Втором фронте, сразу возникают вопросы а где же был Первый Фронт, и какой фронт был важнее. Поэтому коротко и ясно — День Д (D-Day).
Но вернемся в библиотеку, на видном месте замечаю целых три копии красиво оформленной книги известного американского историка Стивена Амброза. Справедливая битва. Как была выиграна Вторая Мировая война, 2001 (Stephen E. Ambrose. The good fight. How World War II was won, 2001).
Аннотация на вкладыше многообещающая. Там говориться «Стивен И. Амброз, один из лучших историков нашего времени написал превосходную хронологию Второй Мировой войны для молодых читателей. (Stephen E. Ambrose, one of the finest historians of our time, has written an extraordinary chronicle of World War II for young readers)»
И тут же на развороте читаю список основных событий войны и цепенею.
(September 1. Germany invades Poland, World War II begins)
(September 27. Japan signs Pact of Steel treaty)
5 ноября. Японское правительство принимает секретное решение начать войну с Соединненными Штатами.
(November 5. Secret decision by Japanese government for war with United States.)
7 декабря. Японцы производят внезапную атаку на Американскую военную базу в Перл Харборе, Гавайи.
(December 7. Japanese launch sneak attack onUSmilitary bases at Pearl Harbor,Hawaii)
(June 4. Battle of Midway, Japanese forces seize Alaskan islands ofAttuand Kiska)
7 августа. Морские пехотинцы США вторгаются на удерживаемый японцами Гуадаканал. (August 7. U.S. Marines invade Japanese-heldisland of Guadalcanal.)
(November 8. Operation Torch, the Allied invasion of North Africa.)
То есть отвечая на вопрос, как Вторая Мировая война была выиграна, «один из лучших историков нашего времени» преспокойно и без всякого зазрения
совести рассказывает только о битвах и событиях с участием американцев.
И в Америке воспринимают это как норму.
Тигран Халатян, кандидат технических наук
В учебниках разных стран история главной войны ХХ столетия серьезно отличается. "Скажем, если мы считаем переломным моментом войны начало контрнаступления под Сталинградом, то в западных учебниках делается акцент на победе в Африке американских и британских войск и разгроме Роммеля. Именно победу над Роммелем они подают как перелом в войне: так как после нее союзники смогли высадиться в Южной Италии", — приводит пример известный историк Станислав Кульчицкий. "Конек американской историографии — преувеличение роли военных поставок для Красной армии. Американцы, хотя и не воевали на европейском фронте до июня 1944 года, но пишут, что и техника, которая там воевала, и обмундирование для Красной армии, и продукты — все это было американское. Бывают анекдотические ситуации: когда проводят либо соцопросы, либо проверяют знания американских школьников о войне, некоторые из них говорят, что Вторую мировую выиграли американцы", — говорит доктор исторических наук Александр Удод.
"В американских учебниках о Второй мировой — лишь пара абзацев: упоминание союзников, Сталинградская битва, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Причем последнее представлено как вынужденная мера после нападения на американский Перл-Харбор, — рассказал нам экс-журналист нью-йоркской газеты "Новое русское слово" Сергей Кулида. — Основной упор — на противостоянии с Японией. А что касается победы над фашистской Германией, то сделать это удалось благодаря так называемому ленд-лизу — программе, по которой США передавали дружественным странам вооружение, технику и боеприпасы". Первое, что говорят американцы, упоминая о той войне, — это то, что в ней погибли 6 миллионов евреев. Ну и, конечно, то, что Гитлера разбили союзники — США и Великобритания. О роли СССР знают мало.
В Японии тему войны преподают с детсада. Не уточняя, правда... на чьей стороне воевали японцы, говорится о том, что война — это самое большое зло, от которого страдали не только люди, но и животные. К примеру, тогда в городском зоопарке Осаки от голода погибли слоны. Дети идут на могилу слонов и пишут письма живым слонам с пожеланиями долголетия. Тему союзничества с Германией выписывают отстраненно. Мол, было два воюющих лагеря: США, Англия, СССР и другие с одной стороны, и Германия, Италия, Румыния — со второй. "Япония была союзником Германии", — скромно пишут в японских учебниках. Некоторые факты вызывают споры с соседними странами. Например, с Южной Кореей. Так, японцы утверждают, что кореянки, которые были проститутками в японской армии в годы Второй мировой, пошли на это добровольно. Корея, естественно, утверждает, что девушек забирали насильно.
В молдавских учебниках истории событиям Второй мировой выделено около 20 страниц из более чем 200. Половина — иллюстрации и схемы военных действий. О борьбе СССР против нацистской Германии — прочти ничего. Сам термин "Великая Отечественная война" упоминается лишь бегло в одном из параграфов.
Согласно учебнику, изначально Румыния выступала на стороне Германии, надеясь вернуть Бессарабию, которая, в рамках советско-германского договора Молотова-Риббентропа о ненападении от 1939 года, должна была войти в состав СССР. Напомним, именно на ее территории была создана Молдавская ССР, а ближе к концу войны Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Пожалуй, это единственный яркий акцент в учебном пособии о Второй мировой. "В целом рассказ о военном конфликте — это бездушная трактовка событий и дат, лишенная оценок", — говорит преподаватель истории Игорь Хомечко из города Бельцы. Даже иллюстрации учебника, по словам историка, лишены глубокого смысла. Отсутствуют в книге истории и упоминания о подвигах местных героев — опубликованы лишь фотографии ветеранов с указанием наград. Кроме того, в учебниках есть масса фактических ошибок. "В учебнике для 9 класса даже переврана иллюстрация — фото Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге подменено совершенно другой фотографией", — говорит Хомечко.
В немецких учебниках истории упоминается, что 8 мая кончилась война, которая стала позором для страны и принесла немецкому народу много горя. О самой Второй мировой рассказывают сжато, только факты — никаких эмоций. Упоминается учение о превосходстве одной расы над другой, которое было идеологией фашизма, о том, что война Германии была завоевательной. Но многие негативные стороны войны, уничтожение целых народов занимают в учебниках буквально несколько абзацев, а о роли вермахта и деятельности бригад СС практически ничего не говорится.
"В майские дни по телевидению показывают исторические фильмы, хронику, передающую ужасы войны, — говорит немецкий журналист Карл Куяс-Скрижинский. — Показывают страну в руинах, делая упор на то, что это результат преступного правления Третьего рейха". Вообще в немецких учебниках национал-социализм представлен, скорее, как рок для немецкого народа, нежели как трагедия для других государств, пострадавших от фашистов.
Кстати, среди немецкой молодежи очень популярна версия, что Германия могла быть страной-победительницей, если бы не сделала роковую ошибку — развязав войну с Советским Союзом в 1941 году. Мол, план "Барбаросса" изначально был обречен на провал, и немцев погубила самоуверенность Гитлера..
"Итальянцы считают, что победа во Второй мировой была исключительно благодаря США и Англии, — говорит председатель христианского общества украинцев в Италии Олесь Городецкий. — СССР мало кто вспоминает". По учебникам можно сделать вывод, что с советской армией воевали только итальянцы. В книгах нет упоминаний немецких и советских полководцев. Зато есть свои герои. К примеру, генерал Гарибальди, командующий VIII итальянской армией, отличившейся в Сталинградской битве.
эстонские политики считают — освобождение Эстонии от фашистов было одновременно и второй оккупацией. "Нас тут называют либо оккупантами, либо колонистами, либо их потомками", — говорит наш коллега.
В учебниках истории как варварская описана бомбардировка советской авиацией Таллинна 9 марта 1944 года (погибли 554 человека), которую сравнивают с бомбардировкой англичанами Дрездена. Говорится, что эстонцы оказывали мощное сопротивление армии СССР, в том числе при помощи 20-й дивизии СС. Ветераны этой дивизии летом проводят слет, куда приходят также депутаты эстонского парламента, внуки этих ветеранов под национальными флагами.
Акцию с георгиевской ленточкой, которую охотно в эти майские дни надевают русскоговорящие, в Эстонии воспринимают в штыки. "После акции протеста из-за переноса Бронзового солдата они отнимали эти ленточки прямо в поездах. И сегодня в прессе идет кампания против этих ленточек. Эстонские политики и интеллигенты говорят, что это символ антигосударственности. Что, мол, русскоговорящие этими ленточками демонстрируют протест против эстонского государства".
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом