Кукри - крыло смерти. Нож кукри: универсальный трудяга Непальский меч название

У традиционного древнего вида холодного оружия народов, населяющих горную страну Непал, имеется уникальное наименование — Кукри (khukuri, кхукури). Это тяжелые, массивные, прочные, неплохо сбалансированные ножи, которыми можно пользоваться в условиях ближнего боя, проделывать тропы и строить хижины.. В быту они могут называться по-всякому: тесаками, мачете, ножами и даже короткими мечами.

Непальский нож кукри: основные характеристики

Традиционный непальский нож производится только из высокоуглеродистых видов стали, которые затачиваются под определенным углом и обладают зонной закалкой. Клинки располагают серповидными формами, с применением заточки, которая проходит по их внутренним сторонам. К тому же нижние части ножей расширяются так, что центры их тяжести оказываются вблизи острия. Подобные необычные формы делают возможным прикладывание минимальных усилий при нанесении рубящих ударов.

В основаниях клинков непальских классических ножей кукри имеются специальные фигурные вырезы под наименованием «чё» (cho), а по обухам пролегают «дольи» или «долы». Присутствие таких элементов необходимо для того, чтобы улучшить жесткость и амортизацию клинков. Историками отмечаются также их некие символические значения. По некоторым версиям, «дольи» являются основным атрибутами бога Шивы и его второй половины богини Кали.

В чем заключается сокрытое значение?

Во всех элементах ножей кукри, кроме очевидного практического значения, также можно усмотреть присутствие глубокого символического и религиозного подтекста. В треугольной форме лезвий в их сечениях символизируется триединство трех богов или Тримурти – Шивы, Вишну и Брахмана. Наличием колец, которые традиционно располагаются на рукоятях кукри, гарантируется неплохая «сцепка», даже если ладонь будет влажная. Кроме того, наличие узоров по замыслу первых оружейников, изготавливающих такие ножи, должно было перекликаться с уровнями мироздания.

Лезвия с переменными углами заточки не только дадут гарантию предельно возможной эффективности в процессе нанесения рубяще-режущих ударов. Они к тому же символизируют Солнце с Луной, которые являются традиционными непальскими символами. «Чё», или выемки на рукоятях, могут обладать самыми разнообразными формами. Они же обозначают Тришулу «трезубец бога Шивы», который обозначает тройственную природу: Творца, Хранителя и Разрушителя Вселенной. Альтернативные формы «чё» называются «следами от коровы», которые, в свою очередь, представляют собой символы богини Кали (известно, что религия индуизма признает корову в качестве священного животного).

Нож кукри: история его происхождения

На сегодняшний день имеется несколько вариаций происхождения ножей кукри. Согласно наиболее популярной из них, родоначальником этого уникального непальского холодного оружия считается меч кхопеш, который был широко распространен на территории древнего Египта, а также древнегреческий копис. Их конфигурации многократно модифицировались и повторялись в целом ряде самых разнообразных государствах древнего мира, которые располагались в районе Средиземноморья, Индии, а также Ближнего Востока.

В статусе национального холодного оружия до настоящего времени сохранились ножи кукри и марокканские флиссы, которые представляют собой распрямленные и удлиненные ножи, созданные на основе древнегреческих кописов.

В сущности, кукри являются уменьшенными вариантами древнего кописа. В непальских музеях находятся кукри, которые были созданы только в XV столетии. Однако самых древних видов и экземпляров, по всей видимости, просто не сохранилось.

Традиционные взгляды в племени гуркхов

В соответствии с местными преданиями, кукри, извлеченные из ножен, до укладывания их назад непременно должны насладиться «вкусом крови». Вследствие этого предания гуркхи придерживаются правила, ни при каких обстоятельствах не доставать своих ножей, не располагая для этого поистине вескими основаниями. Прежде чем, вложить свое оружие назад в ножны, гуркхи проделывают на одном из своих пальцев маленький надрез, чтобы из ранки показалось небольшое количество крови.

Боевые искусства, которые основаны на изучении тонкостей и особенностей использования кукри, в племени гуркхов изучают с самых малых лет. Такое обучение включает в себя комплекс специфического церемониала вместе с приемами ведения боя и охоты. Чрезвычайно важным философским подтекстом в обучении может оказаться также и то, что когда воин не располагает достаточными основания для схватки, лучше от нее отказаться вообще. Тем не менее, когда это жизненно необходимо гуркхи, без раздумий, наносят молниеносные, смертельно опасные ножевые удары.

Известные модификации ножей кукри

Традиционные клинки непальских ножей обладают заточкой с переменными углами. Это можно объяснить тем, что, как правило, в процессе рассечения, рубки, резания, а также строгания используются различные участки режущих частей клинков. В основном, размеры непальских ножей кукри могут составлять по длине от 275 вплоть до 410 миллиметров. При этом толщина обухов данных клинков может достигать от 8-12 миллиметров.

В самом Непале производится большое количество разновидностей и моделей ножей кукри, которые могут отличаться по своей геометрии, весу и размерам. Такое разнообразие можно объяснить различием в предназначении каждого отдельного образца. Ножи кукри бывают сувенирными, ритуальными, боевыми, а также хозяйственными. Любопытно, но боевыми моделями кукри все еще пользуются как холодным штатным оружием непальские полицейские и военные, а также наемные отряды самих гуркхов.

Используемые материалы, технологические тонкости

Еще совсем недавно для изготовления ножей могли использоваться некоторые детали от железнодорожных составов, но порой пользовались и списанными рельсами. В настоящее время изготовители ножей используют мощные рессорные пластины от грузовых автомобилей или автобусов. Самыми популярными материалами могут быть рессоры от шведских и немецких транспортных средств, немного реже от японских.

При этом кукри производятся по традиционный технологии с обязательной ручной ковкой. Некоторыми производствами до настоящего времени используются молотобойцы или применение ручных молотов. Для успешного сочетания в оружии прекрасных прочностных свойств, а также выдающихся режущих характеристик, в крупноразмерных моделях имеет место использование зонной закалки. Тела клинков закаливаются на HRC 35 – 48, часть, которых вплотную прилегает к режущим кромкам — на HRC 56 – 58. Углы заточки понемногу изменяются по всей длине ножей. Рядом с самой рукояткой они минимальные, при этом в центральной части «брюшки» затачиваются максимально.

Из всего разнообразия клинков ножей-кукри особенно выделяются две разновидности «дольев»: хол (khol) и чайрра (chirra). Так, холы довольно-таки узкие (приблизительно 5 и менее миллиметров по ширине). Эта разновидность дольев более глубокая. Как правило, два или один хол «пролегает» по длине обуха клинка в непосредственной близости к рукоятке. При этом происходит сдвигание недалеко от места, где обушки ножей начинают выгибаться. В старинных моделях холы производились, чтобы дополнительно сбалансировать увеличение жесткости клинков и снизить их общую массу. На сегодняшний день производимые кукри-ножи уменьшились по своим размерам, и холы сейчас только помечаются при помощи зачеканиваний.

Чайрра проходят вдоль самих режущих кромок, по всей длине лезвий. Такая разновидность дольев менее глубокая, чем холы и более широкая (до 20 миллиметров). В большинстве своем чайрры используются на ангхолах. В качестве классического варианта исполнения считаются «тройные долы» (Tin Chirra), которые выходят на лопасти клинков, хотя допустимыми могут быть один-два. Чайррами порой называются широкие «спуски» клинков ножей кукри с вогнутой конфигурацией, которые и формируют собой режущие кромки.

Рукоятки традиционно изготавливались из дерева или кости. Установки рукояток в основном были всадными, немного реже пластинчатыми, в тех случаях, когда крепления осуществлялись при помощи заклепок. В качестве материала для рукояти мастера-оружейники в наши дни пользуются латунью, алюминиевыми сплавами, рогами водяных буйволов или твердых дорогих сортов дерева. В старинных кукри время от времени могли встречаться рога носорогов или слоновья кость. В последнее время рыночными отношениями диктуются определенные условия при серийном производстве ножей. Так, в качестве распространенного материала для рукояток определили резиноподобную пластмассу со специальным противоскользящим рельефом.

Принято считать, что ножны непальских кукри-ножах должны быть деревянными и обтянутыми кожей. К тому же в ножнах могут размещаться, как правило, еще два, но меньших ножа. Подлинные боевые кукри обладают комплектом из двух-шести меньших ножей. Одними пользовались в самых разнообразных хозяйственных работах. Другими же, обладавшими увеличенной твердостью и шершавыми, подчеркнуто грубыми поверхностями, — для разжигания костра, а также правки лезвий основных клинков. Первые называются «кардами», а вторые «чакмаками». Обыкновенно, армейские кукри не располагают дополнительными ножами, поскольку они возникли почти в конце XX века. Тогда военнослужащие-гуркхи приняли решение о возвращении к своей былой исторической и боевой традиции.

Специфические назначения ножей кукри

По мнению специалистов, оружие с наличием S-образных серповидных режущих кромок и оборотной кривизной клинков имеет в своем распоряжении древнюю историю. Они специально предназначались для нанесения мощнейших рубящих ударов. Геометрию режущих кромок преднамеренно приспосабливали собственно для такого применения, этому способствуют и смещенные ближе к середине центр веса. Кстати, с продуманной эргономикой кукри, проверенной столетиями, можно пользоваться данными ножами практически без проведения специальных занятий.

Соответственно к российскому законодательству кукри-ножи не считаются холодным оружием. Прогибы их обухов по направлению к верхним частям превышают 15 мм, а углы острия клинков составляют более 70°. В соответствии с действующими ГОСТами такие признаки относят его к категории хозяйственно-бытовых.

Продолжаем ковыряться в "железках" индо-персидского региона. В первой части мы остановились на юго-западном побережье Индии, в Малабаре, где рассматривали оружие местных жителей – народности Кодагу.

Как уже было упомянуто, кроме ножа пичангатти, у воинов Кодагу имеется айда-катти, она же аюдха-катти, что значит – "боевой нож":


Имеет весьма своеобразную форму широкого тяжелого клинка, изогнутого вперед. Очевидно, своё происхождение айда-катти ведёт от простого тесака, которым расчищали от кустов и прочих зарослей земли под распашку. Поэтому, для человека неискушённого, он немного напоминает сельскохозяйственный инструмент, но на самом деле это реальное оружие, смертельное в опытных руках. В длину имеет около 0,6 м.



Айда-катти часто называют "мечом моплахов", что не совсем верно. Несмотря на похожесть и, скорее всего, общее "тесачное" происхождение, айда-катти – это всё же оружие народности Кодагу.


Моплахи, они же мапилли – это мусульманская умма (община) Малабара. Состоит в основном из потомков арабов, смешавшихся с местным населением, и из индийцев, принявших ислам. Многие индийцы низших каст становились мусульманами, чтобы вырваться из тяжёлых кастовых ограничений и перестать быть неприкасаемыми.


Меч моплахов отличается от айда-катти более плавным изгибом клинка и, как правило, рукоятью с навершием, чуть загнутым, в виде головки или клюва. Размер меча такой же, как у айда-катти.


В 1921 году моплахи подняли очередное восстание. Начавшееся как антиколониальное, это выступление перешло в грандиозную резню. Поначалу мапилли резали угнетателей-англичан из администрации, полиции и вообще, отовсюду, где их можно было достать. Но англичане быстро закончились. Зато остались индусы и неутолённая жажда крови. И вот, вспомнив былые обиды и противоречия, под предлогом того, что индусы каким-то образом хотели способствовать англичанам, резня продолжилась с новой силой. Несколько тысяч человек было зарублено этими самыми "мечами моплахов". Ещё несколько сотен тысяч человек бежало из охваченных восстанием районов.



В конце концов, к подавлению мятежа были привлечены довольно серьёзные силы. Понятно, что против винтовок никакие мечи моплахам помочь не могли. Подавив восстание, колониальные власти жёстко расправились с восставшими, а потом провели тотальную конфискацию этого оружия, после чего погрузили на корабль и утопили в океане. В результате, меч моплахов теперь довольно редко встречается "в природе".

в начало

В подавлении восстания моплахов участвовали также и полки гуркхов.

Чувствую, как продвинутые члены Стаи довольно хрюкнули. Потому что сразу поняли, о чём пойдёт речь дальше. Ну, конечно же, где гуркхи, там и их неизменный нож кукри!


Но прежде, чем мы перейдём к самому ножу, вкратце расскажу о его владельцах.

Гуркхи (гурки) (англ. Gurkha) - британские колониальные войска, набиравшиеся из непальских добровольцев. Название происходит от наименования варны (кастовой группы) касты чхетри (непальских кшатриев) – Горкха (Гуркхи), игравшей руководящую роль в Горкхской конфедерации – военном союзе непальских племён, во главе с правителем маленького княжества Горкха, подчинившим себе территорию современного королевства Непал.

Это тот самый основатель королевства – Притви Нараян Шах. Гордо кажет палец соседям, мол, я тут первый, а вы нишкните:

Гуркхи принимали участие в подавлении антиколониальных восстаний в Индии (сикхов, сипаев и др.) и в Афганистане (1848). Также они воевали в Первой мировой войне против врагов Великобритании на Ближнем Востоке и во Франции.

В годы Второй мировой войны гуркхи воевали в Африке, Юго-Восточной Азии и Италии.

В 1982 гуркхи принимали участие в Фолклендском конфликте.

Гуркхов отличает строжайшая дисциплина, храбрость и верность присяге. Их девиз: "Kaathar hunnu bhanda marnu ramro." (Лучше умереть, чем быть трусом).

Что бы понять, как гуркхи "дошли до жизни такой", совершим небольшой экскурс в историю.

В начале XIX века Британская Ост-Индская Компания, к тому моменту уже прочно закрепившаяся в Бенгалии, принялась за наведение порядка на территориях, которые считала своими. Но дело в том, что соседнее, молодое и воинственное королевство Непал также претендовало на часть этих территорий. Конфликт был неизбежен.

Гуркха из племени кхас. Обратите внимание, какой хороший взгляд у него. Твёрдый, открытый. Взгляд воина, кшатрия:

До начала военных действий англичане, привыкнув к легким победам над индийцами, не воспринимали непальцев, как серьезную опасность. Ну действительно, какую угрозу могли представлять из себя непальские вооруженные силы, состоявшие из 14 000 солдат и командиров, на вооружении у которых стояло всего-то около 4000 единиц ручного огнестрельного оружия и несколько легких пушек.

Однако, первая же попытка захватить несколько укреплений непальцев в январе 1814 года показала, что противника сильно недооценили. После яростной контратаки непальцев, потери британцев составили около 300 солдат, причём сами непальцы потеряли всего 70. Озадаченные англичане отступили и начали подготовку к большой военной кампании.

Первое большое сражение состоялось осенью 1814 г. под Налапани. Несмотря на применение англичанами артиллерии, поле боя опять осталось за непальцами.

В последующих боях оборонявшиеся непальцы также проявляли яростное ожесточение и отчаянную храбрость. Известен характерный случай при обороне укрепления Малаон, когда британцы заняли ключевую позицию на склоне горы, и оттуда хотели простреливать главный форт. После того, как британские саперы расчистили дорогу и втащили на эту позицию пушки, из крепости выдвинулся небольшой отряд непальцев, возглавляемый начальником гарнизона Бхакти Тапа. 600 человек против 2400.

Непальцы с боем занимают высоту, начинается страшная мясорубка. Во время боя Бхакти Тапа получает тяжёлое ранение в живот. И вот тут, согласно легенде, Бхакти Тапа заправил свои кишки, вылезающие из разрубленного живота обратно, обмотал туловище сорванным с головы тюрбаном и продолжил рукопашную схватку, уложив, в общей сложности, около двух десятков противников. А было ему тогда "всего" 73 года!!! Такой вот боевой дедушка-кшатрий.

Несмотря на численный перевес британцев, непальские храбрецы так отчаянно сражались за высоту, что только введение в бой дополнительного отряда британских войск переломило ситуацию. В конце концов, большая часть непальского отряда погибла, остальные были тяжело ранены. Впечатленные мужеством непальских воинов, англичане позволили забрать их тела в крепость, которая в скором времени капитулировала.

А вот и свидетельство очевидца, британского миссионера, преподобного Вуда, который описывал боевые приёмы непальцев в своих мемуарах:

"Смелые, как львы, гибкие и быстрые, как обезьяны, и злые, как тигры, маленькие, жилистые мужчины неслись прыжками в атаку, двигаясь так быстро, и сохраняя такую дистанцию друг от друга, что мушкеты были бесполезны против них. Когда они приблизились к солдатам, они вдруг присели к земле, нырнули под штыками, ударили вверх своими кукри, разрубая тела с одного удара, а затем, после того, как сделали все зло, что было в их власти, отступили также быстро, как пришли. Пока наши люди поняли этот способ нападения, многие из них погибли от рук немногочисленных противников, некоторые понесли урон от своего оружия. Противники резали или рубили их ножами, острыми, как бритвы, и зачастую выскакивали невредимыми из частокола штыков. Они могли проскользнуть под брюхом лошади офицера, распоров его одним ударом кривого ножа, и ударить с другой стороны в ногу офицера, пока он и его лошадь падали".

"Travels in India and Nepal” by the Rev. Wood


Всё же, лучшая оснащенность и численное превосходство британских войск переломили ход боев. Осенью 1815 года, после нескольких крупных сражений, британские войска находились уже в опасной близости от сердца Непала – Долины Катманду. 4 марта 1816 года был подписан договор, по которому Непал, хотя и отстоял свою независимость, но потерял все недавно занятые им территории. Одной из важнейших частей мирного договора стал пункт, согласно которому англичане могли набирать в Непале солдат для Британских Гуркхских полков.

Хитрожопые британцы, сильно впечатлённые мужеством и храбростью непальских воинов, а также их явным превосходством над сипаями (это индийцы, нанятые на службу в военные подразделения Британской Ост-Индской Компании), собирались использовать гуркхов не столько для завоевания новых территорий, сколько для контроля над уже покоренными народами. Как говорится, все в лучших традициях английской демократии – divide and rule (разделяй и властвуй).

Вот так гуркхи и поставили свои кукри на службу британскому колониализму. Даже сегодня в Афганистане стоит гуркхский батальон (1st Battalion The Royal Gurkha Rifles). Принц Гарри во время своей 10-недельной службы в Афганистане, был приписан как раз к этому батальону.


А не так давно проскакивало о том, что какой-то гуркха в порыве служебного рвения отчекрыжил талибу голову.

Правда тот был уже мёртв и ничего не почувствовал, но его соплеменники обиделись.

Ну, с гуркхами разобрались, пора перейти к кукри!

Итак, как мы уже выяснили, нож кукри (он же кхукри или кхукури, произносится непальцами как «ху’кури») был подлинным кошмаром для противников гуркхов. Мощный изогнутый клинок, находясь "в ловких и натруженных руках", оставлял страшные раны, отсекал конечности, разрубал тела и головы. Однако, для подавляющего большинства непальцев нож кукри всегда был и остаётся обычным хозяйственно-бытовым инструментом, используемым для расчистки участков от растительности, для заготовки древесины, забоя скота, разделки мяса и тому подобных задач.


Вообще, кукри можно смело назвать многофункциональным инструментом. Это инструмент воина, путешественника, крестьянина, охотника. Ведь благодаря уникальной конструкции кукри, им можно колоть, резать, рубить и даже бить, как молотком, используя обух. Еще одно назначение этого ножа – ритуальное. Специальные виды кукри используют для отсечения голов жертвенных животных.


Следует отметить, что орудия такой изогнутой формы в древности были достаточно широко распространены, в том числе и в Европе.

Вот, к примеру, кельтский кривой нож II-I вв. до н.э.


В связи с этим не утихают жаркие споры о происхождении кукри. Некоторые считают, что это наследие кочевников-арийцев, пришедших в Северную Индию ещё в конце II тысячелетия до н. э. Другие полагают, что древние арийцы тут ни при чём, и истоки происхождения кукри надо искать в самом Непале. Третьи ищут (и находят!) прототипы кукри в Индии, где такие клинки тоже использовались. Ниже одно из изображений воинов в храме Чандрагупта, царя древнеиндийского государства Магадха, основателя династии Маурьев (317-180 до н. э.).


Есть и более "свежие" изображения изогнутых клинков в Индии, как, к примеру, на этом барельефе X-го века:


Четвёртые считают, что непальцы позаимствовали такой дизайн оружия от персов: Геродот упоминает о похожем оружии персидской тяжелой кавалерии еще в начале V века до н. э.

Самая популярная теория гласит, что кукри произошёл от так называемого кописа (другие названия махайра и фальката) – изогнутого меча специфической формы с односторонней заточкой по внутренней стороне, которым были вооружены воины Александра Македонского.




Якобы, во время его индийского похода, индийцы познакомились с кописом, испытав его на собственной шкуре. От чего сильно воодушевились, и тут же приняли его на вооружение.

Мне всё же думается, что, скорее всего, копис (если кукри действительно происходит от него) прижился на территории Северной Индии и Непала во времена существования так называемого Индо-греческого царства (с 180 до н. э. до 10 н. э.), основанного греко-бактрийским царём Деметрием.

Некоторые адепты этой теории даже составляют своего рода схемы, наглядно показывающие связь некоторых видов восточного оружия с древнегреческим кописом.



Клинок традиционного кукри изготавливается из высокоуглеродистой стали и, чаще всего, имеет зонную закалку. Форма клинка изогнутая, с заточкой по внутренней стороне, нижняя часть расширяется так, что центр тяжести смещен к острию. Толщина обуха клинка непальского кукри в среднем от 8 до 12 мм, длина клинка, как правило, от 280 до 400 мм. Такая форма клинка позволяет минимизировать усилия при нанесении рубящих ударов. У классического непальского кукри у основания клинка находится омегообразный вырез – кауди, каура или чо, а вдоль обуха с обеих сторон клинка – долы.

Кауди может быть "открытым", либо выполняться в виде отверстия (так называемый "голубиный глаз").


Существование и предназначение этого выреза всегда возбуждали неподдельный интерес в найфоманском сообществе. Ради выявления истины штудировалось море литературы, от индуистской мифологии до сопромата. В конце концов, большинство интересующихся согласилось с тем, что назначение кауди – снятие напряжения и исключение появления трещин в месте концентрации максимальных напряжений, там, где лезвие переходит в незаточенную пятку. В качестве основного довода этой теории приводится такой факт: якобы для кукри, не имеющих кауди, производимых, например, в Америке, наиболее частым дефектом является отлом клинка у рукояти (типа на эту область клинка падает максимальная нагрузка при рубящем ударе по твердой цели).

По поводу версий, объясняющих существование и пользу кауди, позволю себе процитировать И. В. Мягких (), который, на мой взгляд, даёт наиболее правильное объяснение.

Вот что он пишет:

"Клинки кукри, начиная с 19 века, имеют фигурный вырез возле рукояти, называемый чо (cho) или кауди. Изначально этот вырез был, по всей вероятности, чойлом (choil) – полукруглой выборкой металла клинка, отделяющей заточенную часть лезвия от рикассо (см. ниже кукри Притви Нараян Шаха).



Затем он видоизменился в более сложную форму с зубцом посередине выемки. Существует большое количество версий, объясняющих полезность этого элемента, но, к сожалению, большинство из них малоубедительны. Среди них такие: это приспособление для захвата клинка противника; элемент, препятствующий стеканию крови на рукоять; вырез повышает стойкость клинка на излом; это замок, фиксирующий клинок в ножнах, и т. д. Самым простым и, вероятно, логичным объяснением является следующее – форма кауди позволяет определить в каком регионе, и в какой мастерской был сделан кукри. Возможно, это было своего рода подписью и гарантийным обязательством мастера.


На самых простых кукри, рядовых, вырезался простой кауди, возможно, они были изготовлены подмастерьями, которые не имели еще своего значка. Впоследствии, с появлением кукри фабричного производства и кукри сувенирных, для туристов, вырез этот продолжал традиционно изготавливаться на клинке, но стал схематично простым и больше не нес смысловой нагрузки.



Именно в это время, возможно, и появились сложные объяснения его практической полезности или, наоборот, версии, увязывающие его присутствие на клинке с религиозными представлениями непальцев".

Рукоять кукри традиционно изготавливается из дерева или кости и имеет всадной или, реже, накладной монтаж на заклепках.



Ножны кукри изготавливаются из дерева и обтягиваются кожей водяного буйвола. Как правило, кукри комплектуются набором вспомогательного инструмента, располагающимся в специальных кармашках на основных ножнах, в который может входить от одного до десятка мелких приборов.



В большинстве случаев их бывает два: небольшой "чистый" нож карда (karda), для приготовления еды, строгания, тонкого и точного резания, и небольшой примитивный напильник чакмак (chakmak) – полоска высокоуглеродистой стали с ручкой, грубо обработанная и шероховатая, её применяли для заточки кукри, карды и как кресало (часть огнива), для разведения огня. Сам кремень и трут тоже могли находиться в кармашке на ножнах.


В Непале изготавливается большое количество моделей кукри, классифицировать которые достаточно сложно: с древности до настоящего времени отмечается огромное разнообразие местечковых разновидностей, умножаемое разноплановыми требованиями заказчиков и особенностями изготовления различными мастерами-ками. Будучи изготовляемыми целиком вручную, даже модели одного ками отличаются между собой.



С конца XVIII – начала XIX века кукри условно делят на два основных типа. Оба типа характеризуются достаточно плавной дугой рукоять-обух клинка, не имея выраженного горбика-угла на обухе.

Первый тип, с узким клинком, называется "hanshee" (арка, серп), нередко имел удлиненные рукоять и клинок.

Второй тип называется "budhume" (большой живот), он более массивный, с широким клинком. Общая длина обычно была равна 17 - 19 дюймам (430 - 480 мм), толщина обуха у рукояти 8 - 10 мм.


Начиная с XX века, появляются кукри с явно выраженным углом-горбиком на обухе.

Название моделям кукри, как правило, давалось по месту изготовления или по каким-то особым признакам. Так, к примеру, кукри бходжпур (Bhojpure) назван в честь местечка Бходжпур в восточном Непале, известного производством широких, "брюшистых", кукри, имеющих существенный (до 40°) загиб оконечности клинка к линии рукояти. Такие клинки, благодаря массивности и достаточной толщины обуха идеально подходят для различных хозяйственно-бытовых нужд.


Кукри сирупати (Sirupate) назван так, потому что форма его клинка напоминает лист дерева сиру, произрастающего в Непале. Сирупати лёгкий и удобный инструмент, крайне популярный, как среди гурков – военнослужащих, так и среди поклонников боевых искусств.



Название кукри баттавал (Buttewal) происходит от слова «батта», что в переводе означает узор, а значит кукри такого типа – покрытый узорами, украшенный, церемониальный или парадный. Эти кукри также именуют «Косимора» (Kothimora) или просто «Мора».


А кукри ангхола (Angkhola), что переводится, как «вогнутая спинка», имеют выемку на широкой лопасти клинка вдоль обушка, между «горбом» и острием. Т.о. центр масс переносится ближе к режущей кромке, что улучшает балансировку клинка и облегчает работу с ним.


Кукри читланг (Chitlange) назван в честь местечка Читланг в восточном Непале. Этот вид кукри схож с сирупати, но, вместо кауди, имеет в клинке отверстие специфической формы, т.н. «голубиный глаз».


На этом мы закончим перечисление разных моделей кукри. Делать это можно ещё долго, но не имеет особого смысла, поскольку различий у кукри разных стилей гораздо меньше, чем общего.

Строение кукри:


У непальцев вообще большая любовь к рубящему оружию. Кроме разнообразных кукри (3), они имели на вооружении ещё и большой двуручный рубящий меч рам-дао (1) и одноручный рубящий меч кора (2):

Оба меча имеют весьма специфическую форму. У коры, вдобавок к этому, ещё и специфическая рукоять, сильно напоминающая рукоять западноевропейского средневекового кинжала рондель (он же шайбендольх). Навершие и гарда выполнены в виде дисков, которые плотно фиксируют ладонь, сжимающую рукоять, сверху и снизу.



Если рам-дао считается оружием чисто ритуальным, применяемым исключительно для жертвоприношений, то кора, которая также используется для ритуального забоя скота, вполне боевое оружие, хотя и не имеет такой громкой славы, как кукри.

На снимке ниже непальские воины из племени гурунгов. Каждый воин имеет меч-кору, кукри и щит-дхал.


С развитием огнестрела щит и кора остались в прошлом, а вот более компактный кукри не только прижился в войсках, но и стал символом гуркхов.

Многие боевые кукри большого размера в Непале делались с рукоятями, как у коры.


А этот музейный кукри по форме – ну вылитая махайра-копис!


В Северной Индии, где кукри также были в ходу, их снабжали тальварными рукоятями (тальвар – индийская сабля).

Там же, на севере Индии, по мотивам кукри изготавливали, как вполне боевое оружие,



так и парадное, для торжественных церемоний.




С недавних пор и у меня живёт вот такой ангхола:


Зовут его Mini Jangle Dragon. Типа "мелкий дракон из джунглей". Длина 324 мм (8 дюймов).


Прикупил его на одном из Арсеналов, чисто из интереса, посмотреть как рубит. Остался доволен, даже лёгкие удары оставляют глубокие зарубки на дереве.


Полный комплект, ножны из буйволиной кожи, с подвесом, есть карда и чакмак.


Правда, карда отчаянно тупая, а чакмак, наоборот, слишком гладкий, нихрена об него не выправишь. Но при желании, конечно, все это можно довести до ума.


В заключение рассказа о кукри несколько интересных экземпляров.

Роскошный кукри, украшенный золотым кофтгари:


Красивый кукри с резной костяной рукоятью:


Индийский нож аля кукри с дамасковым клинком:


Мила Йовович в целях поголовного истребления зомбаков перешла на кукри. Даже на два кукри!



Не подходи, укушу, э-э, то есть, зарублю!

И даже сам Гоблин заценил сей нож, и, кажется, успел им нехило поработать…


А этот гуркха, хоть и маленький, но у него вооот такой... кукря!


Никому дров нарубить не надо???


За сим прощаюсь, иду сочинять продолжение...


Все мы когда-то были мальчишками и читали о захватывающих приключениях в Африке, Индии... об охоте на коварных тигров-людоедов, о восхождениях отважных альпинистов на Аннапурна. И такие притягательные, можно сказать, сказочные и невероятно далекие названия: Тибет, Непал, Катманду. И где-то в тех местах обитают воинственные гурки, вооруженные традиционными большими, кривыми и страшными ножами кукри.

Я и сейчас люблю помечтать в тишине кабинета, разумеется, не в рабочее время.

Вспоминается мне знаменитый Тартарен из Тараскона Альфонса Доде, когда он читал книгу о приключениях и при этом размахивал ножом или пистолетом, представляя себя одним из персонажей рассказа.

А на стене у него висела коллекция оружия, в которой меня всегда умиляли ярлычки: «стрелы отравлены, не прикасаться», «кинжал, осторожно - острый» и т.д.

Кто-то вырос из детских мечтаний и на охоту отправляется в ту же Африку, ну а кому-то повезло по-иному, и он наслаждается подмосковными вечерками по вальдшнепу.

Я не хочу сказать, что охота на вальдшнепа менее интересна и захватывающа, чем на бородавочника, просто каждому свое. Мне нравятся охота, путешествия, оружие огнестрельное и особенно холодное, собаки и все, связанное с охотой и рыбалкой.

Это наследственное, мой дедушка Евгений Семенович Лопухов охотился практически до самой смерти (а был ему 81 год) и всегда держал собачек, в основном гончих. Мне от него и передалась эта страсть к охоте и оружию.

Помню те недавние времена, когда за перочинный ножичек с фиксатором лезвия или, не дай Бог, с выкидным клинком можно было схлопотать 3 года и отнюдь не условно. А о лезвиях в 15 см и больше лучше было и не мечтать. Но времена, слава Богу, изменились.

Теперь достойный клинок можно приобрести практически в любом охотничьем магазине и в большинстве своем без разрешения на ношение и хранение огнестрельного оружия. Здорово!

Купить нож можно даже по Интернету. Есть несколько популярных и, что немаловажно, надежных интернет-магазинов, где любители и ценители холодного оружия могут приобрести ножи знаменитых мировых производителей без обмана и подделок.

Но в последнее время и тут слишком много развелось обманщиков да и просто безответственных и непорядочных интернет-магазинов, где заказ ждешь по 3 месяца (у меня так было), а то и вообще отправляешь деньги, но ни ответа, ни привета.

Так вот, по ссылке попал на интересный сайт: настоящие непальские кукри, но, что интересно, сертифицированы как хозяйственно-бытовые. Наверное, моделей около сорока. Не скрою, был удивлен, я-то думал, по наивности, что кукри один!

Ну, я вам скажу, глаза разбежались, а ладони аж зачесались. Так захотелось стать обладателем этого в детстве фантастического, а теперь ставшего реальным и доступным ножа.

Что-что, а тестировать новинку всегда интересно, а знаменитые, можно сказать, сказочные кукри из самого Непала тем более. Ибо возникло сразу множество вопросов и сомнений: действительно ли непальские, почему «хозбыт», какая твердость, реальные это ножи или сувенир на стенку?

Чтобы долго не мучаться, решил купить, да не один, а целых два - полноформатный «Siru Pate 10» и маленький «Jungle 6». Оплатил счет, отправил по электронке копию квитанции и приготовился долго ждать. Каково же было мое изумление, когда на следующий день курьерская доставка вручила мне посылку! И это не в столице, а за 550 км от нее!

Первичный осмотр показал: сомнений нет, это не сувенир и не подделка. Ножи явно кустарного производства, в хорошем понимании этого слова. Может, кто-то и скажет, что грубовато сделано, что подгонка дерева рукоятки к клинку не идеальная.

Но я думаю, что всякий, взявший эти ножи в руки, почувствует ту ауру, которая выделяет ручную работу от заводского - валового ширпотреба, как бы последний технологично и красиво не был сделан.

Ковка клинка действительно ручная, это сразу заметно опытному глазу, ее не спутаешь с заготовкой, вырубленной из листа металла, да и прутки, раскованные на механических молотах, выглядят несколько по-другому.

Деревянная рукоять тоже вырезана вручную, а не на деревообрабатывающем станке по копиру. От этого изделия веет седой древностью, так делали ножи деды и прадеды, так делают и теперь, передавая опыт изготовления семейно-кланово - от отца к сыну.

Я не буду вникать в историю, когда и кем клинок был впервые завезен в Непал, меня более интересует практика применения и технологии кукри.

Желобок у обуха, называемый «меч Шивы», имеет скорее чисто декоративно-культовое изображение нежели практическое значение. Настолько этот желобок неглубокий, что говорить, будто он служит для амортизации и жесткости клинка, а тем более как кровоток, просто смешно.

А вот выемка на лезвии у рукояти, именуемая «трезубец Шивы», действительно нужное технологическое решение для снятия напряжения металла. Мне доводилось видеть Cold Steel без такой выемки, но формой, схожей с традиционным кукри, лопнувший в месте крепления рукояти.

Клинок, как заявляет производитель, изготовлен из углеродистой стали, но режущие и прочностные достоинства углеродки никто не отменял. Другой вопрос, что клинок требует постоянного ухода.

Впрочем, как и ножны, сделанные из кожи водяного буйвола. Надо отдать должное, те два ножа, что мне пришли, были законсервированы чем-то похожим на воск. И клинок, и рукоять, и ножны. Теперь о металлической шляпке на торце рукояти.

Сделано надежно и качественно, но использовать в качестве молотка я бы поостерегся. Латунь не пригодна для забивания гвоздей, максимум орешки поколоть, и то не кокосовые.

На открытие сезона я не стал брать эти ножи с собой на охоту. А вот две недельки спустя, когда всю утку практически разогнали, настало время для спокойного, неспешного тестирования ножей.

Прежде всего заточил клинки на лентошлифовальном станке. Затем подправил режущую кромку на керамическом бруске Spyderco, после чего и приступил непосредственно к тестированию. Хотелось бы отметить, что керамический брусок должен иметь форму круга в сечении или, как у меня, капли.

Такая форма наиболее подходит к изогнутой форме лезвия кукри. С плоским бруском затачивать или править лезвие данного ножа практически невозможно, особенно в месте изгиба клинка. Твердость зонной закалки лезвия проверять не просто.

Кто знаком с методикой замера на приборе Роквелла, меня прекрасно поймет. Плоскость для замера должна располагаться строго перпендикулярно к алмазному конусу. Поэтому реально замерить твердость режущей кромки не представляется возможным. Когда закалка одинаковая по всей поверхности лезвия, проблем нет.

При зонной закалке все сложнее и менее точно. Замер производился на обухе, середине лезвия и по возможности ближе к скосу режущей кромки. Перед замером прибор тарировался на контрольной плите с известной твердостью.

Представляю вам данные замера твердости в единицах по шкале Роквелла ножа «Siru Pate 10»: обух - 22,5, середина - 40, режущая кромка где-то около 56-57. Много это или мало, судить вам. Кому-то подавай 60, а кому-то достаточно и 55.

У меня есть финский клинок Lauri PT тоже с зонной закалкой, у него обух 52, кромка 62. А есть финский Marttiini, там всего 55, но от этого он менее любимым не стал. Кукри «Jungle 6»: обух - 25, середина - 43,5, кромка около 55-56.

Хотелось бы немного остановиться на двух маленьких ножах, входящих в традиционный комплект кукри. Один тупой, другой острый. При помощи тупого, как написано выше, следует разжигать огонь. Это несколько неверная трактовка.

Скорее, речь идет об использовании этого ножичка в паре с кремнем для высекания искр (огниво). У меня имеется такой от фирмы «Экспедиция» (речь идет о кремне), выпускает нечто подобное и Kershaw, и шведская фирма Primus, у них он именуется «зажигатель-огниво».

Насколько это полезная штука, понимаешь, только попав в экстремальную ситуацию. В ветреную и сырую погоду развести костер возможно только при помощи специальных охотничьих спичек. Но и этим маленьким ножичком удобно высекать искры из огнива, а искра достигает t 3000о С.

Поджечь бересту или сухую газету не представляет никакой сложности. Специальных охотничьих спичек в коробке 10 шт., а огнива хватает на 12000 ударов. Одним словом, одно другому не мешает. Масса небольшая, а польза очевидна.

Несмотря на некоторую архаику. Другое назначение этого ножа - заточка и правка лезвия, речь в данном случае может вестись только о правке режущей кромки, как мусатом. Заточить им лезвие, может, и можно, но это как заточить трамвайный рельс надфилем.

Другой ножичек, довольно острый, область его применения для меня осталась загадкой, кроме как заточить спичку для зубочистки или почесать в ухе, лично я ему более применения не нашел. С другой стороны, эти два ножичка уж точно не помешают.

Но вернемся непосредственно к кукри. Что им можно делать? Для чего он служит? И как его использовать в наших российских условиях? Настрогать лучин для разведения костра. Правой рукой, взявшись за рукоять, а левой - налегая на обух.

Развесовка и форма ножа таковы, что нарубить веток не составляет никакого труда, даже доставляет определенное удовольствие. Нож как бы сам захватывает ветку, а расширяющаяся на конце рукоять позволяет надежно удерживать нож в руке при ударе с оттяжкой. Мне довелось этим ножом прорубаться в сплетении вьюна и рогоза.

Продраться без использования кукри не представлялось возможным. Здесь его использование явно пересекается с областью применения мачете. Но, как говорится, чем богаты, тем и рады. Все вышесказанное относится к обоим моим кукри, поскольку отличаются они только размером.


В результате тестирования я пришел к выводу, что большой кукри в походных условиях может вполне заменить собой сразу несколько инструментов: топор, нож и мачете. Если охота или поход одного или пары выходных дней, то для тех же целей подойдет и маленький кукри.

Хочу оговориться, я подразумеваю поездку до места проведения охоты на автомобиле. На ходовой охоте, особенно поздней дождливой осенью, где каждый грамм на счету, продираться по нашему раскисшему и приобретшему вязкость пластилина чернозему не советую, тяжеловато.

А еще большим кукри очень удобно ошкуривать лесины для стропил при строительстве. Это, правда, другая песня, и с охотой не имеет ничего общего.

Специально для любителей открывания консервных банок ножом (есть и такие, для кого это главный и основной тест): открывать неудобно, но все же возможно, особенно маленьким кукри. Гвозди сотку тоже рубит, без последствия для режущей кромки (хотя подобные критерии оценки полный идиотизм).

Все я это делал исключительно по просьбе публики, для которой это важно. Конечно, вы скажете, зачем нужен вот такой особенный нож, если есть топоры, мачете? Все верно! А зачем нужно вообще разнообразие форм и размеров ножей, топоров, мачете? Все эти скинеры, кинжалы, стилеты, боуи.

Не проще ли использовать один-единственный нож на все случаи жизни. Может, и проще, да уж больно скучно и неудобно. Право, господа-товарищи, зачем отказывать себе в удовольствии?

Описывая достоинства и кое-какие недостатки кукри, я специально умолчал о самом главном его применении. Кукри прежде всего оружие, и еще раз оружие. Как бы наши доблестные и заботливые «внутренние органы» не классифицировали кукри.

Настоящий непальский кукри является прежде всего боевым оружием, а после всем остальным: топором, скребком, мачете.

В качестве примера могу предложить вашему вниманию выдержку из книги Дитмара Поля «Современные боевые ножи». «Благодаря размеру и весу клинка тесак в руках искусного бойца может быть страшным оружием, а один лишь вид такого ножа уже деморализует противника.

В период Фольклендской войны 1982 года британский военный журнал «Солдиер» (Soldier) умело использовал на своих страницах пропагандистские снимки, где были изображены солдаты гуркхи, точившие свои ножи «Кукри» перед предстоящими боевыми действиями.

Результатом этой пропаганды, смешанной с распространенными в то время ужасными слухами, было то, что аргентинские солдаты, в своей массе плохо обученные, недостаточно вооруженные и брошенные своим командованием на произвол судьбы, при первом же виде непальских элитных солдат испытывали страх и бросали оружие».

С ним я полностью согласен. Горцы всегда были воинственным, вспыльчивым и непокорным народом, и не важно, откуда они родом, из Тибета или с Кавказа. И хотя формы национального холодного оружия разные, назначение одно.

Чтобы прочувствовать дух Непала и понять, хотя бы частично, этих гордых и независимых людей, их культуру и образ жизни, конечно, недостаточно купить кукри. Но покупка такого интересного и особенного ножа все же позволит приблизиться к древней и загадочной цивилизации.

Настоящий непальский кукри - сказка и быль одновременно. А для меня теперь загадочная реальность, позволяющая приблизиться к той детской мечте о Тибете, Непале, Катманду.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кукри (в ином написании кхукри и кукури) - национальная форма ножа, используемого непальскими гурками (гуркхами). Клинок кукри имеет характерный профиль «крыла сокола» с заточкой по вогнутой грани (то есть это нож с т.н. «обратным изгибом»).

Считается, что кукри происходит от греческого «кописа», имеющего похожий изгиб, и попал в Непал с армией Александра Македонского в IV веке до н.э. Солдаты армии Македонского были вооружены короткими мечами с изогнутым лезвием.

По другой версии, характерная форма изогнутого лезвия, заточенного по внутренней стороне, была занесена в Грецию из Африки в VI веке до нашей эры, а оттуда распространилась на Балканы и Средний Восток, оказав влияние на форму ятагана и ряда ножей региона. Часто форму кукри сравнивают с мачете.

Вне зависимости от источника происхождения кукри является одним из самых древних видов холодного оружия, дошедшего до наших дней без серьезных изменений. Наиболее древний кукри хранится в Национальном музее Непала и датируется приблизительно XIV—XV веком, музейные образцы практически не отличаются от изготавливаемых сейчас. Более ранние образцы не сохранились из-за применявшегося в них низкокачественного металла.

Каждый характерный элемент кукри имеет не только практическое, но и символическое значение.

Так, например, желобок у обуха часто принимают за кровоток, в действительности он предназначен для повышения амортизационных свойств и жесткости клинка как при рубке, так и при ударах обухом.

Этот желобок носит название «меч Шивы» и дает кукри силу оружия бога. Кольца на рукояти обеспечивают уверенное удержание кукри во влажной руке и символизируют собой уровни мироздания. Лезвие с переменным углом заточки дает максимальную эффективность в рубящих, режущих и колющих ударах и символизирует Солнце и Луну - традиционные символы Непала.

Выемка на лезвии у рукояти называется чо, бывает различной формы и, как правило, обозначает трезубец Шивы - основной атрибут и символ силы этого бога. Другая форма чо - «след коровы» - является символом богини Кали (корова - священное животное в индуизме).

Практический смысл чо - препятствовать образованию трещин и сколов клинка у рукояти. Для кукри, не имеющих чо, производимых, например, в Америке, наиболее частым дефектом является отлом лезвия у рукояти (на эту область клинка падает максимальная нагрузка при рубящем ударе по твердой цели).

Металлическая шляпка на головке рукояти символизирует всевидящее око бога, а в практическом плане закрывает кончик хвостовика лезвия, проходящего через всю рукоять, и позволяет использовать рукоять кукри в качестве молотка.

Носят кукри в широких деревянных ножнах, обтянутых кожей водяного буйвола и окованных металлом. Рукоять традиционно изготавливается из палисандрового дерева или рога водяного буйвола.

Обычно, кроме самого кукри, в комплект входят два меньших ножа - карда и хакма. Первый - это нож для мелких работ, второй - тупой кусок стали с рукояткой, который служит, в частности, для разжигания огня.

Клинок традиционного кукри имеет не только заточку с переменным углом, но и зонную закалку. У обуха лезвие значительно мягче, чем у кромки лезвия. Для кукри характерны показатели твердости в 25-27 HRC у обуха, 46-48 HRC в середине клинка и 55-57 HRC у кромки лезвия либо 57-58 HRC у обуха и около 60 HRC на кромке лезвия.

В энциклопедической статье говорится, что кукри делятся на четыре группы:

Катриморас - богато украшенный, парадный нож.

Бунспати и Сурипати, которые используются только как боевое оружие, для них характерно простое узкое лезвие с одним изгибом.

Анг Кхола и Бходжпури используются как рабочий инструмент: они имеют очень толстый (до сантиметра) клинок, по форме напоминающий широкий лист.

Джанавар Катне - особый вид кукри, как минимум 40 см длиной и с менее толстым клинком.

Кукри (Кхукри, Кукури) - легендарный непальский нож, вернее страшная смесь топора, ножа и мачете. Отличительная черта кукри - изогнутая форма клинка и смещенный вперед центр тяжести. Клинок напоминает собой "крыло сокола" и имеет заточку по внутренней стороне. Кукри - одно из самых древних видов холодного оружия, его возраст можно отсчитывать от IV века до н.э., когда войска Александра Македонского "занесли" подобную форму ножа в Непал, где она прижилась в практически неизменном виде и кури стал поистине культовым оружием. В сегодняшние дни кукри состоит на вооружении у непальской армии и полиции, а также в гуркских бригадах Иностранного Легиона.

Изогнутая форма наделяет кукри превосходными свойствами при использовании этого ножа в качестве рубящего инструмента. Это свойство кукри достигается за счет большого момента инерции благодаря своей толщине и массе и из-за смещенного цетра тяжести и наклона режущей кромки. Происходит совмещение рубящего и режущего удара, и получается своеобразная и эффектная рубка с "подтягом" с приложением наименьших усилий.

Помимо своих прикладных свойств, кукри несет в себе и глубокий символический и религиозный подтекст .

  • Так, серповидная форма ножа напоминает полумесяц — символ Непала;
  • Дол у обуха называется «Меч Шивы» и помимо ребра жесткости придает ножу силу бога Шивы;
  • Кольца на рукояти, помимо улучшения сцепления с влажной ладонью, символизируют витки мироздания;
  • Расклепанный хвостовик, который идеально фиксирует рукоять — называется «Глаз Шивы»;
  • Отдельное внимание заслуживает «омега-образная» выемка на клинке рядом с рукоятью — это характерный признак, которым обладает настоящий непальский кукри. Называется эта выемка - «Чо». В случае, если «Чо» имеет открытую форму — то это «Зуб Шивы», если «Чо» находится в теле клинка и не соприкасается с режущей кромкой— то это «След священной коровы». С точки зрения физики этот зуб снимает огромные динамические нагрузки при использовании ножа за счет увеличения площади самого напряженного места клинка и как следствие — уменьшение концентрации напряжений в металле, что сводит возможность излома к нулю. В начале двадцатого столетия американцы изготовили партию кукри без этого зуба — и практически все ножи при серьезных нагрузках ломались именно в этом месте.

Если Вы намерены купить Кукри , то можем предложить два вида исполнения этого ножа:

  • Классический кукри , один из самых "ходовых", имеющийся у нас в продаже - Mahakali Nepalese World War II Replica
  • И складной (!) кукри - Rajah-II от Cold Steel . Этот складень в раскрытом виде не сильно уступает классическому кукри. Также хорошо сносит все на своем пути, и при этом носится в кармане.

Производство кукри в Непале неизменно с XI века — это вековая технология и полностью ручная работа. Ножи изготавливаются кустарным способом, но мастерству непальских кузнецов надо отдать должное. У ножей могут «гулять» параметры, но свои функции кукри выполняют великолепно. В клинках используется высокоуглеродистая сталь, как правило берется автомобильная рессора. Ковка производится обычным способом — заготовку разогревают на углях и далее за дело принимаются кузнецы и молотобойцы. Все клинки имеют двухзонную закалку — обух закален до 35-40 HRC, режущая кромка имеет 56-57 HRC. Благодаря такой закалке нож обладает идеальными характеристиками — клинок у обуха вязкий и хорошо пружинит, лезвие замечательно держит заточку.

Рукоять кукри изготавливается из рога водяного буйвола, либо из дерева.
Ножны также деревянные, обтянутые кожей.

В комплект кукри входят два вспомогательных ножа - карда и чакмак . Карда это маленький хозяйственный нож, используется для мелких работ. Чакмак, благодаря своей более твердой закалке применяется для полевой правки большого кукри и как огниво.

Традиционно кукри подразделяется на три вида:

Сирупати — более изящное и острое, используется как боевое оружие,
- АнгКхола — имеет более толстый обух, используется как хозяйственный инструмент,
- Катриморос — большой и богатоукрашенный нож, используется как ритуальный нож.

По поверьям гуркхов — кукри, вынутый из ножен должен обязательно напиться крови. Поэтому гуркхи, если достают нож не в бою, перед тем, как вложить его обратно в ножны делают себе небольшой разрез на пальце.

По действующему Российскому законодательству, Кукри, благодаря прогибу обуха относительно рукояти, НЕ является холодным оружием.




Что еще почитать