Личностно-ориентированный урок-презентация "климат африки". Личностно-ориентированный урок-презентация "климат африки" Экваториальный климатический пояс

Класс: 7

Презентация к уроку






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Модель взаимодействия учителя и учеником на уроке представляет собой активное обучение, центрированное на ученика и выполнение задания. Роль учителя- консультант, эксперт, направляющий деятельность. Опорный конспект строится по готовой схеме учителя, но учитель не дает все сразу в готовом виде, а постепенно логически подводит к каждой части материала. Ученикам предлагается самим находить решения вопросов, используя картографический материал.

Цель: ознакомить учащихся с климатом Африки.

Задачи:

  • научить принципам построения опорного конспекта. Научить давать характеристику климата в различных климатических поясах, используя опорный конспект;
  • формировать умение работать с климатическими картами, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

Предполагаемый учебный результат.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация к уроку, карта Африки, атласс, кодоскоп, материал для кодоскопа (климатограммы – Приложение 1 ), цветные карандаши, контур континента из картона.

Тип урока. Изучение нового материала.

Методы работы. Словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, кодоскопный материал), практические (работа с картой, построение опорного конспекта на контуре континента).

ХОД УРОКА

1. Актуализация темы

Дидактический прием – постановка проблемной ситуации, проблемный вопрос.

Учитель. Мы продолжаем с вами изучение Африканского континента. Меня как-то спросили, действительно ли Африка самый жаркий континент на планете? И нужно ли брать с собой теплую одежду, собираясь в путешествие по Африке?
Вот это и предстоит нам с вами выяснить. Слайд 1 – тема урока.

2. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня вы попробуете конспект не записать в тетради, а нарисовать. Будем с вами строить опорный конспект, где информацию отметим в виде условных обозначений.

Слайд 2 (шаги построения опорного конспекта появляются на одном слайде при нажатии Enter или стрелки вниз)

(Enter) Обвести контур континента в тетради, правильно ориентируя его.
(Enter) Обозначить экватор, северный и южный тропики

Вопрос. Как географическое положение влияет на климат?

Предполагаемый ответ. От месторасположения зависит какие климатические пояса располагаются на территории

По карте климатических поясов ребята определяют какие из них находятся в Африке.
(Enter) Используя карту обозначить границы климатических поясов.
(Enter) Расскрасить, подписать названия в легенде.

Вопрос. Есть ли в этом списке хоть один холодный пояс?

Предполагаемый ответ. Нет

Вопрос. Какие климатические пояса являются главными, какие переходными?

Предполагаемый ответ. Главные: тропический, экваториальный. Переходные: субтропический, субэкваториальный.

Учитель. Попробуем дать характеристику климатических поясов. Начнем с экваториального.

Предполагаемый ответ. Экваториальный влажный, теплый.

Дети в 7 классе часто затрудняются по памяти назвать характеристики климата.

Учитель. В атлассе есть специальные карты. Которые вам помогут без затруднений назвать климатические показатели поясов. Учитель показывает принципы чтения климатических карт.

Предполагаемый результат. Умение считывать средние и максимальные показатели климата (температура и осадки).

(Enter) На контуре в экваториальном поясе условными обозначениями указываем влажность и температуру.

По такому же принципу заполняется тропический пояс. После ответов учеников, нажимая клавишу v или Enter появляются ответы.

Учитель . На физической карте Африки найдите и назовите пустыни.

Предполагаемый результат. Ребята называют пустыни (Сахара, Ливийская, Нубийская, Калахари, Намиб)

Учитель. Мы описали главные климатические пояса. А как изменяется климат в переходных поясах?

Предполагаемый результат. Ребята называют принципы изменения климата по сезонам в переходных поясах.

Учитель. На нашем опорном конспекте изменение воздушных масс мы отметим крупными стрелками красного цвета для лета, синего – для зимы.
(Enter) обозначение в легенде
(Enter) нанесение стрелок на контур

Предполагаемый результат. Ученики наносят условные обозначения и комментируют (в субэкваториальном поясе летом воздушные массы дуют со стороны экваториального пояса, поэтому лето будет теплым и влажным; зимой воздушные массы дуют со стороны тропического пояса, поэтому зима будет жаркой и сухой. Таким же образом заполняют и комментируют климат субтропического пояса)

Учитель. Мы уже рассмотрели и описали некоторые климатообразующие факторы: географическую широту и циркуляцию воздушных масс. Какие еще факторы могут влиять на климат?

Предполагаемый ответ. Течения, рельеф, удаленность от моря.

Учитель. На физической карте континента найдите и назовите океанические течения, омывающие Африку.

Предполагаемый ответ. Гвинейское и Мозамбикское – теплое, Бенгельское холодное.

(Enter) нанести течения на контур.

Вопрос. Как влияют течения на климат?

Предполагаемый ответ. Теплое – повышает температуру воздуха на несколько градусов и способствует образованию осадков; холодное – понижает температуру, не способствует образованию влажности.

Учитель. Используя климатические карты докажите эти суждения.

Предполагаемый результат. Ребята называют климатические показатели в местах, где протекают течения, сравнивают их с другими ближайшими местами, где не протекают течения, доказывают этим влияния течений. В случае холодного Бенгельского течения, необходимо упомянуть образование пустыни Намиб.

Учитель. Обращает внимание на показатели осадков в северном и южном тропическом поясе Африки.

Вопрос. Как вы думаете, почему в северном тропическом поясе так сухо и много пустынь, а в южном гораздо влажнее?

Предполагаемый ответ. Северная часть больше и центральные районы больше удалены от океана.

Учитель. Из перечисленных факторов, которые влияют на климат, мы не рассмотрели только рельеф.

Вопрос. Вспомните, где в Африке есть горы, где равнины. Используя климатические карты опишите как они влияют на климат?

Предполагаемый результат. Ребята просматривают климатические карты в районах гор и равнин. Сравнивают показатели.

Предполагаемый ответ. Эфиопское нагорье препятствует прохождению влажных воздушных масс с Индийского океана, равнинная территория в районе Конго способствует свободному прохождению влажных воздушных масс с Атлантического океана.

Учитель. Подумайте, как изменяется климат в горах?

Предполагаемый ответ . С высотой становится холоднее, на вершинах может быть снег.

Учитель. Вы сами смогли ответить на вопрос, нужна ли в Африке теплая одежда?

3. Закрепление материала. Использование полученных знаний и умений

Учитель начинает рассказ о климате по опорному конспекту. Побуждает продолжить учеников.

Предполагаемый результат. Ученики рассказывают части темы, используя конспект и направляющие вопросы учителя.

Учитель. Предлагает вспомнить как графически отображаются показатели климата. Ученикам предлагаются разные климатограммы (Приложение 1 )

Просмотр небольшого отрывка из фильма о климате Африки.

Видео предназначено для расширение кругозора и развития познавательнго интереса учеников, а также для закрепления материала.

4. Заключение

Результаты урока. Оценка работы на уроке. Домашнее задание (рассказ по опорному конспекту)

В презентации использованы отрывки из фильма серии BBC „Wild Africa. Deserts”. Режиссер – Fergal Keane.

География 7 класс

Тема урока: Климат Африки.

Цели :

1.Познакомить обучающихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками. Называть и показывать территории с определенным типом климата, характерные типы погод на материке; определять температуру и количество осадков по климатической карте; объяснять причины формирования типов климата на континенте.

2.Развивать познавательный интерес и географическое мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи.

3.Воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое восприятие географических объектов.

Тип урока: урок объяснения нового материала, урок - практикум

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения : наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

Провести опрос по вопросам. Работает весь класс.

Вопросы:

1) Назовите и покажите преобладающие формы рельефа Аф-рики.

2) Какими особенностями отличается рельеф Африки.

3) Где в Африке находятся горы новой складчатости?

4) На доске:

Восточно-Африканское плоскогорье.

Нагорье Ахаггар.

Ливийская пустыня. а) Щиты.

Котловина реки Конго. б) Плиты.Здесь будет файл: /data/edu/files/l1452063080.pptx (Презентация) Плато Дарфур.

Котловина озера Чад.

Пустыня Калахари.

5) Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?

6) Почему в Африке мало складчатых гор?

7) Как различается рельеф Северной и Западной, а также Юж-ной и Восточной Африки?

8) Назовите и покажите месторождения полезных ископаемых.

9) Определите зависимость полезных ископаемых от рельефа.

10) Как можно подразделить рельеф Африки в соответствии с его развитием?

11) Покажите границы разломов.

П. Изучение нового материала.

Учитель просит учащихся рассказать о причинах, влияющих на климат. Первая причина — это географическая широта места . По карте видно, что экватор проходит посередине, сле-довательно, Солнце круглый год находится высоко над голо-вой. От тропика и до тропика Солнце бывает в зените. Учи-тель и ученики делают рис. 1. Другая причина — окружаю-щие океаны с теплыми и холодными течениями (помечаем на карте-схеме). На климат влияют подстилающая поверхность и близость материка Евразия, особенно пустынного Аравий-ского полуострова. На контур Африки учитель наносит на-правление пассатных ветров. Они дуют от широт 20—30° в обоих полушариях к экватору, постепенно поворачивая на за-пад. Учащиеся делают вывод, что пассатные ветры в Северной Африке сухие и жаркие. В южной части Африки пассаты на-сыщаются влагой, проходя над Индийским океаном, и несут больше влаги. В жарком поясе одно время года: всегда лето. В северной и южной частях Африки на одинаковых широтах выпадает разное количество осадков. Это объясняется величи-ной территории. На севере большая часть материка сильнее нагревается, юг меньше по площади и окружен водой.

Учени-ки по атласам определяют и подписывают количество осад-ков, записывают максимальные летние и зимние температуры.

В субэкваториальном климатедва времени года — сухое и жаркое лето и чуть прохладнее зима. В Сахаре осадков может не быть несколько лет. К северу и югу от тропиков климат умеренный, близкий к средиземноморскому.

Далее учитель задает вопрос на сообразительность. На севере пустыня Сахара, на юге пустыня Калахари находятся на од-ном расстоянии от экватора. Почему в этих местностях раз-ные летние и зимние температуры? Учащиеся должны увязать это с величиной территории Сахары, с морскими течениями и пассатами Северного полушария, идущими через Аравию. Другой вопрос: «Влияет ли на климат высота местности над уров-нем моря?» Например, на горе Килиманджаро на высоте по-чти 6000 м лежит снег, а на вулкане Камерун рекордное для Африки количество осадков — 9000 мм (так как недавно изу-чался климат Земли, многие вопросы для учащихся не будут сложными). На сообразительность еще один вопрос. Пустыня Намиб лежит у океана, однако там очень сухо (выпадает 100 мм за год). Учащиеся должны это увязать с холодным тече-нием, которое относит влагу, осадков нет, и только иногда силь-ные туманы.

Заключение : по обе стороны от экватора климат сходный, но не одинаковый.

III. Урок-практикум . Для этого необходимо поделить класс на три группы. В группе выбирается наставник, который должен направлять и руководить работой группы, а также будет делать сообщение по результатам работы.

1. Вступительная беседа.

Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между двумя тропиками. Два раза в году Солнце в этих районах в полдень стоит в зените, а его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния. Зимой даже в самых «прохладных» край-них южных и северных районах среднемесячные температуры на равнинах не опускаются ниже 8 °С.

Климату Африки принадлежит мрачный рекорд, связанный с «небесным электричеством». В Зимбабве во время влажного сезона погибает более ста жителей от ударов молний.

2. Работа с картой «Климатическая карта Африки» или рис. 54 учебника.

Назовите климатические пояса Африки.

Какие из них основные, какие переходные?

Назовите климатические пояса, которые занимают самые большие площади и самые маленькие площади.

Определите самые жаркие и влажные, самые холодные и су-хие части материка. Объясните их размещение.

Укажите изменение температуры в связи с изменением: а) географической широты, б) рельефа, в) океанических течений.

Высота солнца над горизонтом и времена года в Африке (рис. 2).

Экватор пересекает Африку почти посередине. Поэтому, когда к северу от экватора лето, к югу от него — зимний пе-риод. Африка — самый жаркий материк на земном шаре.

Вопросы. 1. Какие самые холодные месяцы в Северной и Южной Африке? 2. Между какими широтами солнце в Аф-рике бывает в зените? 3. Когда в Африке солнце бывает в зе-ните на экваторе, на Северном тропике, на Южном тропике?

Пассаты, влияние океанских течений и рельефа на климат Аф-рики (рис. 3).

В северной части Африки пассаты проходят над сушей и несут сухой тропический воздух, а в Южной Африке пассаты дуют с Индийского океана — этот воздух влажный.

Холодные океанские течения у северо-западных и юго-за-падных берегов Африки понижают температуру в прибрежных частях материка и усиливают его сухость, а теплые течения у юго-восточных берегов, наоборот, способствуют насыщению воздуха влагой, образованию осадков и повышению температу-ры в зимние месяцы.

Вопросы. 1. Почему теплый воздух над экватором подни-мается вверх, а в областях высокого давления воздух опускает-ся вниз? 2. Пассаты в северном и южном полушариях дуют в различных направлениях. Почему? 3. Какая существует зави-симость между количеством выпадающих осадков и распреде-лением атмосферного давления? 4. Почему смещаются пояса высокого и низкого давления?

Климатические пояса Африки (рис. 4).

Карту-схему вычерчивают на настенной контурной карте или на классной доске. Ученики вслед за учителем выполняют карту-схему на своих контурных картах.

Вопросы. Для каких климатических поясов Африки ха-рактерны следующие особенности и почему: а) солнце всегда бывает в зените; б) больше всего выпадает осадков; в) малая облачность и нисходящие воздушные потоки; г) зима влажная, лето сухое; д) зима сухая, лето влажное?

3. Практикум.

Каждая группа выполняет свое задание. Для облегчения работы учащиеся при характеристике своего климатического пояса запол-няют таблицу. 1 -я группа - экваториальный, 2-я группа - субэква-ториальный, 3-я группа - тропический.

Таблица «Климатические пояса Африки»:

4. Сообщения учащихся.

Один человек от группы (наставник) дает характеристику своего климатиче-ского пояса. После его выступления остальные члены группы, или один, допол-няют характеристику образным описанием погоды, интересными фактами и при-мерами, заранее приготовленными дома. (Каждая группа выступает 5 мин.)

5. Анализ климатограмм.

На севере - на побережье Средиземного моря и юго-западной оконечности Африки сформировался субтропический климат с су-хим жарким летом и теплой влажной зимой.

Задание. Проанализируйте климатограммы. Какой можно сделать вывод?

III. Итог урока. (приложение 1)

1. Выставление оценок за работу по практикуму.

2. Установление соответствия:

Повтор новых понятий.

3. Вопросы:

1. Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пусты-ня Сахара или Калахари?

2. Назовите территории, где выпадает менее 100 мм осадков в год. (Полуостров Сомали.) Почему?

Домашнее задание: § 26; задание в контурной карте: указать границы поясов, самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка;

1. Назовите причины, влияющие на выпадение атмосферных осадков в Африке. 2. Какие основные типы воздушных масс образуются на территории Африки? 3. Какое влияние они оказывают на ее климат? Какова роль пассатов в распределении осадков? 4. Объясните, почему в Сахаре осадков выпадает мало, а в бассейне Конго — много. Почему на Эфиопском нагорье осадков вы-падает больше, чем на полуострове Сомали?

Для учителя дополнительные материалы :

Зависимость температур от географической широты. Африка — самый жаркий материк Земли, так как большая часть ее находится между тропиками, где Солнце в течение всего года стоит высоко над горизонтом, а два раза в год в любой точке бывает в зените. В Африке нет холодных, привычных нам зим. Даже на северной и южной окраинах материка, заходящих в субтропические пояса, средняя температура зимних месяцев (января, июля) не опускается ниже + 10, + 12°С. Во впадине Конго и на побережье Гвинейского залива температура в течение всего года держится около +25°С. Заметно изменяются температуры по сезонам в тропических и еще больше в субтропических поясах. Холодный высокогорный климат господствует на вершинах Килиманджаро, Кении и др.

Поскольку экватор пересекает Африку почти посередине, то, когда к северу от экватора бывает лето, к югу от него — зима и, наоборот, во время зимы в северном полушарии в южном бывает лето.

Влияние циркуляции атмосферы на осадки. Осадки на террито-рии Африки распределяются очень неравномерно. В среднем за год близ экватора выпадает от 1000 до 2000 мм, местами еще больше, а на значительной части Сахары — менее 50 мм, и дожди там ред-кое явление. Есть области, где дождливые и засушливые периоды чередуются.

Чем объясняется такое неравномерное выпадение осадков?

На распределение осадков, как вам уже известно, влияют тем-пературы, пояса атмосферного давления и господствующие ветры.

Экваториальная часть Африки получает много осадков, так как здесь преобладает восходящее движение воздуха. Особенно силь-ное восходящее движение воздуха вызывает здесь, как и в эква-ториальной области всего земного шара, сходимость воздушных течений — пассатов северного и южного полушарий. Почти вся северная и южная части лежат в поясах высокого давле-ния, поэтому там осадков мало. На территории Африки формируются два типа основных воздушных масс: экваториаль-ный и тропический, только на крайнем севере и на самом юге в течение зимнего полугодия господствуют умеренные воз-душные массы. Их приносят западные ветры.

Роль пассатов в распределении осадков. На большей части Африки преобладающие ветры — пассаты. Так как к северу и се-веро-востоку от Африки находится огромный массив суши (Евра-зия), а южная часть лежит между океанами, то действие пассатов в разных полушариях материка неодинаково. В северной части ма-терика пассаты проходят над сушей и несут сухой тропический воздух, который при движении к экватору еще больше нагревается, становится суше и не дает осадков. Поэтому в районах действия пассатов в Северной Африке дожди почти не выпадают.

В Южной Африке пассаты дуют с Индийского океана и по-этому несут более влажный воздух, чем пассаты, дующие над су-шей. Но так как в этом поясе все же нисходящие токи воздуха, то обычно бывает ясная погода без дождей, но менее сухая, чем в северной части материка. Когда юго-восточные пассаты встреча-ют на своем пути горы Мадагаскара и Драконовы горы, на их восточных склонах выпадают обильные дожди. Это объясняется тем, что воздух, поднимаясь по склонам гор, охлаждается и ста-новится насыщенным. С востока на запад количество осадков в Южной Африке убывает (см. карту).

Роль океанских течений в распределении температур и осад-ков. Холодные течения Атлантического океана, проходящие у се-веро-западных и юго-западных берегов Африки, понижают температуру воздуха в прибрежной части материка. Кроме того, они усиливают сухость климата: охлаждают нижние слои воздуха в при-брежной части, а холодный воздух, как известно, становится тяжелее, плотнее, не может подниматься, образовывать облака и давать осадки. Это приводит к тому, что на западных берегах Африки, где проходят холодные течения, дождей почти не бывает. Здесь с поверхности океана испаряется много влаги. Поэтому, когда температура понижается, образуется густой туман и выпада-ет обильная роса — почти единственный источник увлажнения.

Теплые течения у берегов Юго-Восточной Африки, наоборот, повышают температуру воздуха в зимние месяцы, способствуют насыщению воздуха влагой и образованию осадков.

Влияние рельефа на климат Африки. Большое влияние на климат Африки оказывает рельеф. Высокие вершины гор даже близ экватора покрыты вечными снегами. В горах острова Мадагаскар, на Эфиопском нагорье и в других местах выпадает много осадков. Количество осадков на юго-западных склонах горы Камерун до-стигает почти 10000 мм в год (самое влажное место в Африке). Влагу приносят юго-западные ветры с Атлантического океана.

Таким образом, на формирование климата Африки, как и лю-бой территории земного шара, влияют следующие причины: гео-графическая широта, циркуляция атмосферы, близость океанов и морей, океанские течения, рельеф.

Рис.1. Причины, влияющие на климат Африки.

Рис.2. Высота солнца над горизонтом и времена года в Африке.

Рис.3. Пассаты, влияние океанских течений и рельефа на климат Аф-рики.

Саванна - чередование участков ксерофитного леса(акации, тамариски, молочаи), чередующиеся с открытыми травянистыми участками.

Вдали - вулканический массив Килиманджаро с вершиной Кибо (5895 м).

Берега озера Маньяра и тропический лес на склонах Большого африканского разлома.

Великая Рифтовая долина. Танзания, национальный парк Маньяра,Восточно-Африканское нагорье.Саванна с преобладанием баобабов и акаций.Танзания, национальный парк Тарангире.

Кустарниковая растительность (влажная саванна) и остатки вечнозелёныхгорных лесов на склонах кальдеры (древнего кратера вулкана) Нгоронгоро.Танзания, Восточно-Африканское нагорье.Песчаный пляж на тропическом острове. Берег Индийского океана,остров Занзибар, Танзания. Кокосовые пальмы (Cocosnucifera) на песчаном пляже тропического острова.Берег Индийского океана. Танзания, остров Занзибар.

География 7 класс дата _______________

Тема урока: "Климат Африки"

Цели урока:

    Познакомить обучающихся с климатическими поясами Африки - основными и переходными, их особенностями и признаками.

    Развивать познавательный интерес и географическое мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи.

    Воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое восприятие географических объектов.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к уроку

Какую особенность климата Африки? (Африка – самый жаркий материк Земли).
Давайте выясним, почему же Африка стала самым жарким материком? Какие факторы повлияли на формирование климата этого континента?

Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока:
Климат Африки.

II. Поиск решения

1. - Вспомним климатообразующие факторы. (Ученики называют 3 фактора, затем заполняют таблицу с комментариями учителя)

1. Высота солнца над горизонтом. Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между 2 тропиками (23.3 гр.) Два раза в год солнце в этих районах стоит в зените. А его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния.

2. Назовите 2-й фактор. (Подстилающая поверхность ).
3. Третий фактор: (Воздушные течения)

2. Климатообразующие факторы повлияли на климат материка. Выясним, в каких климатических поясах лежит Африка (карта обозначения климатических поясов). Назвать основные и переходные.

3. Для каждого климатического пояса характерны свои воздушные массы . Установим соответствие между климатическим поясом и воздушными массами. (1 ученик работает у доски)

4. Охарактеризуем особенности каждого климатического пояса по схеме.

Характеристика климатических поясов

Климатический пояс

Географическое положение

Воздушные массы

Характеристика

Экваториальный пояс

Бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива

Жарко-влажно

Субэкваториальный пояс

До 15-20 градуса широты к северу и к югу от экватора

ЭВ – летом,

ТВ – зимой

Жарко-влажно

Жарко-сухо

Тропический пояс

До 25-30 градуса северной широты и южной широты

Жарко-сухо

Субтропический пояс

Крайний север и крайний юг материка

ТВ – летом,

УВ – зима

Жарко-сухо

Умеренно

Вывод: На материке Африка отсутствуют холодные климатические пояса.

III. Проверка знаний

Тест. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
10. Весь год мало осадков.

Ключ к тесту
А) 3, 5, 9;
Б) 1, 8;
В) 2, 6, 10;
Г) 4, 7.

IV. Итог урока.

Африка – самый жаркий материк, потому что…

    Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.

    Среднемесячная температура не ниже ____________.

    Отмечена самая высокая температура ____________.

V. Домашнее задание:

1) параграф 26,
2) задание по контурной карте: указать границы климатических поясов

3) творческое задание: ответить на вопрос: какой из климатических поясов наиболее благоприятен для жизни человека и почему?

Учитель Гирько Т.В.

Слайд 2

  • Знать:
  • климат Африки, основные факторы климатообразования.
  • Уметь:работать с климатическими диаграммами.
  • Слайд 3

    Реши проблему:

    • Почему Африка самый жаркий материк на Земле?
    • Почему пустыни в Африке занимают такую большую площадь и находятся не только внутри континента, но и в приокеанических частях?
    • В каких климатических поясах располагается Африка?
  • Слайд 4

    Слайд 5

    1. Годовое количество осадков.
    2. Климатические пояса.
  • Слайд 6

    • Средние температуры зимы и лета.
    • Годовое количество осадков.
    • Климатические пояса.
    • В январе:

    от +8 С на севере

    до +24 С на юге.

    • В июле:

    от +32 С на севере

    до + 8 С на юге.

    • От 3000 мм осадков на западном побережье Африки;
    • от 1000мм до 2000 мм в экваториальной Африке;
    • Менее 100 мм осадков в районе тропической Африки.

    Основные:

      • экваториальный,
      • тропический;
      • Переходные:
      • субэкваториальный,
      • субтропический.
  • Слайд 7

    План анализа климатограммы:

    • Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме (месяцы года указаны буквами). Что по ней можно узнать?
    • Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур?
    • Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?
    • Сделайте вывод о типе климата.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Работа с климатической картой

    • Что такое изотермы?
    • Какова средняя июльская температура у озера Чад?
    • Какая средняя январская температура в бассейне реки Оранжевая?
    • Что обозначают на карте цифры красного и черного цвета около города?
    • Где на континенте выпадает самое большое количество осадков?
    • Где меньше всего осадков?
  • Слайд 13

    • Проверь ответы
    • Назовите климат территории, который имеет такие особенности:
    • Характерна сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января +24 С, июля +30 С. Количество осадков 600-1000 мм.
    • Территория находится в области высокого атмосферного давления, осадков мало (менее 100 мм). Средняя январская температура воздуха здесь +10 С, июльская +38 С.
  • Слайд 14

    Молодец!!!

    • Субэкваториальный
    • Тропический
  • Слайд 15

    • Большая часть южной Африки находится севернее 30 ю.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от южной Африки самый крупный на земном шаре о.Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь расположены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные (золото, алмазы, медь), а на выходах кристаллических пород – магматические (уголь, нефть, газ).
    • В южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский и субтропический равномерного увлажнения в течение всего года.
  • Слайд 16

    Хорошей всем погоды.

    Посмотреть все слайды

    Африканский материк пересекает экватор, то есть большая часть его расположена между тропиками. Естественно, такое положение очень сильно повлияло на климат Африки. Также на него влияют такие климатические факторы, как пассаты, особенности циркуляции воздушных масс, океанические течения и особенности рельефа материка и его широты.

    Общие характеристики климата, кратко

    При описании общих характеристик климата Африки, прежде всего, нельзя забывать о том, что зима и лето в разных полушариях наступает в разные месяцы:

    • северное полушарие : зима в декабре, январе, феврале;
    • южное полушарие : зима в июне, июле, августе.

    Лето во всей Африке очень жаркое. Столбик термометра не опускается ниже отметки в +20 градусов. Зима также не претендует на особую «холодность».

    Даже в самых прохладных регионах Южной Африки столбик термометра не опускается ниже отметки в +8 градусов. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что самое низкое положение солнца в этом регионе аналогично положению солнца в центральной части России в день летнего солнцестояния.

    Рис. 1 Климат Африки. Климатическая карта

    В целом по своим климатическим условиям Африка очень чётко подразделяется на 4 региона:

    • Северная Африка (сухая и жаркая; тропические пустыни и сухолюбивые средиземноморские леса);
    • Южная Африка (сухая и жаркая; тропические пустыни);
    • Центральная Африка (влажная; экваториальные и субэкваториальные влаголюбивые леса);
    • Восточная Африка (умеренно влажная; преобладают саванны и редколесья).

    Рис. 2 Восточная Африка летом (саванны и редколесья)

    Типы климата Африки

    Климатических поясов в Африке несколько. Так как экватор пересекает материк пополам, то они повторяются к северу и югу от него. Так в Африке (если судить по климатической карте) есть 7 климатических поясов (по обе стороны от экватора):

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    • экваториальный климатический пояс;
    • два субэкваториальных пояса;
    • два тропических пояса;
    • два субтропических пояса.

    Все климатические пояса отличаются друг от друга прежде всего количеством и режимом выпадения осадков. Так в экваториальном и субэкваториальных поясах нормой считается 2000-3000 мм осадков в год (самое влажное место в Африке – у подножия горы Камерун, здесь может выпасть до 9500 мм осадков в год). А вот в некоторых регионах субтропиков норма – это 300 мм в год.

    Экваториальный климатический пояс

    Влажный и жаркий климат. Средняя температура колеблется в районе +23-+28, причём суточные амплитуды температур гораздо значительнее годовых колебаний. Осадков достаточно много (до 2000 мм), они выпадают равномерно в течение месяца. Можно сказать. Что в этом поясе всегда одно время года.

    Субэкваториальный климатический пояс

    На юге и север континента ситуации практически одинаковая. Средняя температура держится в районе +23-+25. Летом выпадает большое количество осадков, зимой меньше. Наблюдается сезонная смена движения воздушных масс, часты муссоны. Именно в этом поясе Африканского континента текут самые полноводные и длинные реки.

    Тропический климатический пояс

    В тропической части континента, на севере и юге ситуации несколько отличается друг от друга. Хотя в обеих частях тропического пояса стоит сухая и жаркая погода.

    В северной части континента осадков практически нет. Летом температура может держаться на отметке +40 градусов (абсолютный максимум был зафиксирован в Ливийской пустыни – +58 градусов), зимой – +18 градусов.

    Рис. 3 Ливийская пустыня

    В южных частях холоднее, осадков больше. На западе (пустыня Намиб) осадки практически отсутствуют. Летом и зимой температура практически одинаковая (среднегодовая – от +20 до +15 градусов). На востоке (Драконьи горы) влажность самая высокая. Этому способствуют движения воздушных масс со стороны экватора и их столкновения с теплым воздухом, идущим с океана.

    Именно в тропическом поясе обоих полушарий сосредоточились пустынные пространства. Суточное колебание температур в пустыни из-за отсутствия облаков очень высокое. Днём солнце может раскалить песок и камни до температуры +70, а ночью всё пространство остывает и, некоторых случаях, градусник может опуститься ниже ноля. В пустынях очень часто дуют африканские ветры самум, а по ночам можно слышать треск камней.

    Субтропический климатический пояс

    Если сравнивать юго-восточное и юго-западное побережье Африки, то в один и тот же сезон, при одном и том же климатическом поясе, наблюдается резкое изменение климата. На юго-западе (субтропический средиземноморский климат) сухое и жаркое лето, а зима также тёплая, но влажная. На юго-восточном побережье лето жаркое и влажное (из-за тёплых воздушных масс с Индийского океана). А зима холодная и сухая (проникновению осадков препятствуют Капские горы).

    Таблица «Характеристика климатических поясов Африки» (данные из этой таблицы можно использовать на уроках географии 7 класс).

    Климатический пояс Средняя температура (летом и зимой) Давление (высокое, низкое) Кол-во осадков
    Экваториальный + 25 (в течение года) Низкое (в течение года) Много осадков (в течение года)
    Субэкваториальный Лето – +24

    Зима – +18

    Лето – низкое

    Зима – высокое

    Лето – влажное

    Зима – сухая

    Тропический Лето – +32

    Зима – +18

    Высокое (в течение года) Сухой климат (в течение года)
    Субтропический Лето – +25 Летом – высокое

    Зимой – низкое

    Лето – сухое

    Зима – влажная

    Влияние климата на разнообразие природного и растительного мира Африки очевидно. Также климат повлиял на рисунок речной сети и режим рек. Так, там где влажность более высокая, реки более длинные и полноводные. Они питаются в основном осадками, выпадающими в виде дождей. Внутренние воды Африки также оказывают определенное влияние на формирование климата Африки.

    При том, что на африканском континенте имеется самая большая по площади безводная пустыня в мире, на нём также протекают вторая по полноводности в мире река – Конго и вторая по длине в мире река – Нил (по полноводности и длине Нил и Конго «обошла» только южноамериканская Амазонка).

    Рис. 4 Река Нил, Африка

    Что мы узнали?

    Климат в Африке в основном жаркий, но влажность, как и давление, в разных климатических поясах также разная. На климат материка влияют различные климатические факторы. Не последнюю роль играют океаны, рельеф и внутренние воды.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 502.



  • Что еще почитать