Литье памятников из бронзы. Мастерская художественного литья и скульптуры. Материалы для изготовления моделей скульптур

Красота плетистых роз никого не оставляет равнодушным. Водопад из цветков самой разнообразной окраски радует глаз и неизменно поднимает настроение. Особенно эффектно выглядят взрослые, развитые, обильно цветущие кусты. Поскольку это многолетнее растение, важный этап в уходе за ним - сооружение укрытия для зимовки. Разумеется, перед этим розу необходимо правильно подготовить.

Необходимость в укрытии зависит от степени зимостойкости культуры. Специалисты выделяют среди садовых роз более и менее устойчивые к заморозкам и перепадам температур сорта. Плетистые розы нуждаются в укрытии больше, чем ландшафтные и парковые.

Дополнительная трудность состоит в том, что взрослый куст этой разновидности имеет внушительные размеры. Генетическая особенность плетистых роз в том, что они не могут самостоятельно впадать в период биологического покоя. Процессы роста притормаживаются только при минусовых температурах, но если на термометре будет хотя бы небольшой плюс, тут же просыпаются почки и начинается формирование новых побегов, а в стеблях активизируется сокодвижение.

В дальнейшем при замерзании сок разрывает волокна древесины, из-за чего на побегах появляются морозобоины (продольные трещины). Особенно страдают от этого молодые ветви. Чтобы защитить растения от перепада температур, как раз и применяется укрытие на зиму. Не стоит этого пугаться. Укрывные мероприятия только на первый взгляд кажутся сложными.

Когда укрывать

Сроки укрытия нужно обязательно соотнести с погодными условиями. Слишком рано укрытая роза начнет преть под утеплителем. Это растение вполне способно перенести небольшие заморозки. Легкий мороз даже будет способствовать закалке розы. Лучше всего приступать к сооружению укрытий при наступлении среднесуточной температуры -6-7 градусов. В каждой климатической зоне такая погода устанавливается в свое время.


Прежде чем укрывать розы в Подмосковье, их нужно правильно подготовить и сохранить от избыточной влаги, если осень выдалась дождливая. Для этого над кустом можно соорудить навес. Проделайте также канавки для отвода излишней влаги. Укрытие рекомендуется производить в сухую ясную погоду.

Если заморозки стоят только ночью, а днем возвращается тепло, следует подождать еще неделю и только потом укрывать розы. В Подмосковье и средней полосе этот период совпадает с концом октября или началом ноября.


Первый снег на Урале может выпасть уже в конце сентября. Иногда этот момент наступает позже на 2-3 недели. Погода здесь часто преподносит сюрпризы, поэтому трудно назвать точные сроки укрытия плетистых роз в Уральском регионе. Следует учитывать также и большую протяженность этого края. Погода на севере и на юге Урала может существенно различаться.

В среднем можно говорить, что срок укрытия приходится на первую половину октября. Не укрывайте розы при плюсовой температуре, сделайте это позже. На Урале лучше всего устроить для кустов каркасное укрытие с сохранением воздушной прослойки. Оно будет препятствовать как обмерзанию, так и загниванию побегов.


Зима в Сибири настолько суровые, что выращивать здесь розы без укрытия невозможно. Заморозки сюда приходят вслед за окончанием короткого лета. Из-за того что зима длится долго, розы могут спреть под укрытием, поэтому здесь также рекомендуется устроить для них каркасную конструкцию.

Обильные снегопады во время зимовки роз сослужат хорошую службу, укрыв ее снегом, будто теплым одеялом. Перед созданием укрытия куст нужно высоко окучить сухой землей. Использовать для этого органику нежелательно, так как она тоже способствует выпреванию побегов. Сразу после того как выпадет снег, набросайте его на укрытую розу, создав сугроб повыше.


Погода в Ленинградской области очень неустойчива за счет постоянного влияния самых разных воздушных масс. Здесь сменяют друг друга сухой и холодный арктический воздух и влажные циклоны с морского побережья. Заморозки в этой местности случаются даже летом, а зимой бывают трескучие морозы, сменяемые оттепелями.

Регион является сложным для прогнозирования погоды, нередко суточные колебания температуры могут достигать амплитуды в 20 градусов. Из-за повышенной влажности нельзя укрывать в Ленинградской области розы слишком рано. Лучше всего сделать это в самом конце октября или в первых числах ноября.

Подготовка к укрытию

Для того, чтобы они успели восстановиться после цветения и достаточно окрепли накануне долгой зимовки. Ведь даже в средней полосе в укрытом состоянии им придется провести чуть меньше полугода. Уход в осеннее время за плетистыми розами включает в себя стандартные мероприятия, которые проводятся и для других многолетников. Растение нужно правильно подкормить, при необходимости обрезать, обработать от грибковых заболеваний и вредителей.


Подкормки в это время года должны включать в себя такие важные элементы как калий и фосфор, а вот азот нужно исключить. Фосфорно-калийные удобрения будут способствовать быстрому вызреванию побегов, укреплению и росту корневой системы, повышению иммунитета, закладке цветочных почек. При внесении подкормок осенью придерживаются определенных правил:

  • Азотистые удобрения не применяют потому, что этот элемент вызывает рост зеленой массы, совершенно неуместный в осеннее время года.
  • Удобрять плетистую розу можно под корень и опрыскивая питательным составом листву.
  • Рекомендуется приобрести специальные осенние удобрения для цветущих растений или использовать монофосфат калия.
  • Минералы продаются в гранулах или в виде жидкого раствора. Гранулированную подкормку вносят, если осень дождливая. Удобрение в виде раствора применяют в сухую погоду через 2-3 часа после полива.
  • Последнюю подкормку проводят через 2-3 недели после обрезки, когда растение полностью придет в себя.
  • Перед самыми заморозками можно подложить под куст перепревший навоз или древесную золу. Эти вещества по весне проникнут к корням вместе с талой водой и дадут розе толчок для активного роста.

На заметку! Если зимы в вашем регионе теплые, вместо мульчирующего слоя можно положить к основанию куста наполовину перепревший компост. Зимой удобрение продолжит перегнивать и будет греть корни растения, одновременно снабжая его питанием.


Перед укрытием плетистых роз их необходимо обработать от вредителей и болезней. Под утеплителем патогенные микроорганизмы могут успешно перезимовать, а весной начнут активно размножаться и повреждать растение. Проводят опрыскивание после осенней обрезки, непосредственно перед окучиванием и укрытием.

  • Универсальными обеззараживающими средствами являются бордосская жидкость и раствор железного купороса.
  • Дать розам дополнительную защиту от грибковых заболеваний могут такие препараты, как Фундазол, Топаз, Ридомил голд, Скор. Применять их нужно в соответствии с инструкцией.

Если какой-либо из фунгицидов применялся весной, его нужно заменить препаратом с другим названием. Патогены часто вырабатывают устойчивость к воздействию химикатов.

Важно! Применять в осеннее время биофунгициды - неправильно. Их действие основано на деятельности полезных бактерий, которым для активного размножения нужна теплая среда. При температуре близкой к нулю такие средства окажутся просто бесполезными.


Побеги плетистых роз стелющиеся и могут достигать длины 15 м. Выделяют две разновидности этой группы - рамблеры и клаймберы. У рамблеров мелкие махровые цветочки собраны в кисти, расположенные на побеге по всей его длине. Путем скрещивания этой разновидности с другими сортами были получены клаймберы с более крупными цветками и повышенной зимостойкостью. Обрезка плетистых роз выполняет сразу несколько задач:

  • омоложение путем избавления от старых побегов;
  • прореживание розы для равномерного освещения и доступа воздуха;
  • формирование куста с целью повышения декоративности;
  • укрепление корневой системы;
  • закладка большего количества бутонов;
  • более рациональный расход питательных веществ;
  • укрепление иммунитета;
  • достижение легкости укрытия;
  • получение черенков для размножения.

Обрезку проводят остро заточенным инструментом, который перед началом работы следует продезинфицировать. Все срезы должны выполняться под острым углом над почкой направленной наружу. Осеннюю обрезку проводят при температуре -3 градуса. Если выполнить процедуру в теплую погоду, почки могут тронуться в рост, что крайне нежелательно. Обрезают плети в сухой ясный день, начиная с удаления поврежденных, больных и загушающих побегов.

У рамблеров полностью вырезают ветви старше двухлетнего возраста, а молодые плети укорачивают до хорошо развитой почки. В этом случае весной начнется активный рост молодых побегов с боковыми приростами. У привитых экземпляров оставляют от 3 до 6 побегов, у корнесобственных количество ветвей может быть больше в несколько раз. Основная обрезка клаймберов проводится весной, осенью куст лишь очищают и укорачивают старые побеги, оставляя пеньки до 30 см. На боковых ветвях должно оставаться по 2-3 почки.

Как правильно укрыть плетистые розы на зиму

Способ укрытия плетистой розы выбирают в зависимости от способа выращивания, возраста и состояния растения. Важно не только сохранить куст во время сильных морозов, но и предотвратить его выпревание.

На арке, не снимая с опоры


Плетистые розы часто выращивают на арочных конструкциях разной высоты, формируя красивое расположение побегов по мере их роста. Снять растение для зимовки не всегда представляется удобным. Порой ветви так переплетаются между собой, что расплести их без повреждений невозможно. В этом случае розы укрывают прямо на арке.

Поскольку куст сформированный и взрослый, у него довольно высокая морозостойкость. Для его утепления необходимо использовать 2-3 слоя нетканого материала. Это может быть спанбонд, лутрасил и агроволокно повышенной плотности. Утеплителем оборачивают побеги прямо на арке и обвязывают веревками. Преимущество нетканого материала в том, что он обладает хорошей воздухопроницаемостью и роза под ним не спреет.


Вертикальное укрытие розы возможно только в регионах с мягкими зимами. На севере лучше выращивать сорта с гибкими побегами, которые легко уложить для зимовки на грунт. Вертикальный способ укрытия применяют в том случае, если стебли толстые, жесткие и пригнуть их к земле проблематично. Перед укрытием нужно убрать из-под куста опавшие листья, в которых могут содержаться грибки и вредные бактерии.

После этого розу укутывают вместе с опорой нетканым материалом повышенной плотности. Можно использовать Агроспан, Агротекс, Лутрасил, Агрил, АгроСУФ. Лучше брать материал белого цвета толщиной от 60 г на 1 кв. метр. Укрытие обеспечивает защиту от перепада температур, скопления влаги внутри, сильного мороза, ультрафиолетового излучения, побеги под ним хорошо аэрируются и не загнивают.

Укрытие плетистой розы: видео


Гибкие побеги молодого куста будет легко снять с опоры и уложить на землю. Между почвой и ветвями необходимо организовать прослойку из лапника сухих листьев досок, главное - чтобы плети не касались земли. Побеги связывают в пучок, пригибают и закрепляют колышками и шпагатом, или специальными шпильками.

После этого над кустом сооружают каркасное укрытие из металлических дуг для парника или деревянных брусков, обтягивая их сверху нетканым материалом. Укрытие должно быть выше побегов на 7-10 см. При возможности каркас можно также обложить лапником.


Любители роз иногда специально выращивают большие кусты, обрезая побеги по минимуму, чтобы получить красивый водопад из цветов. Выглядит такое растение завораживающее, но укрывать его труднее, чем компактные плетистые розы. Перед тем как укрывать куст, заранее отвяжите побеги от опоры, чтобы они под собственной тяжестью склонились вниз. Через несколько дней по частям удалите самые старые побеги, Будьте аккуратнее, уколы шипов весьма ощутимы. После этого ветви рекомендуется связать вместе, но не туго.

Укрывать большую розу лучше вдвоем. Один человек пригибает плети, положив на них сверху доску и держа ее перпендикулярно ветвям. Второй должен сразу закреплять побеги дугами возле земли. На последнем этапе дуги накрывают спанбондом, который закрепляют возле земли кирпичами. Чтобы мощные побеги не выпрямились и не вырвали каркас, первое время поверх укрытия следует держать 1-2 доски. Снимать утяжеление можно через 1-2 недели.

Как укрывать плетистые розы: видео


Новички иногда теряются, впервые устраивая зимовку для плетистых роз. Может случиться так, что вы купили участок, на котором уже растет шикарное крупное растение усеянное цветами, или несколько плетистых роз высажены в ряд. Опытные дачники охотно делятся своими секретами по возведению укрытия для королевы сада:

  • Для посаженных в одну линию кустов сооружают укрытие в виде домика из деревянных щитов шириной 80 см. Снизу под побегами должна быть подушка из лапника или 2-3 слоя нетканого материала, чтобы отделить ветви розы от почвы. Сверху щиты покрывают рубероидом или пленкой для защиты от влаги.
  • Не делайте утепление сразу глухим в тех районах, где погода может преподносить сюрпризы в виде оттепелей. Если у вас каркасное укрытие в виде тоннеля, оставьте торцы незакрытыми до наступления постоянных морозов в ноябре и только тогда закрывайте окончательно до весны.
  • При закреплении весной побегов роз на опоре, располагайте их по спирали. Дело в том, что при горизонтальном расположении ветвей образуется больше цветочных бутонов.

Уход за плетистой розой нельзя назвать простым, он всегда доставляет некоторые трудности, но результат того стоит. Растение обязательно отблагодарит каскадом шикарных соцветий. При правильной зимовке куста водопад цветов будет ожидать вас ежегодно.

Тем, кто хочет преобразить свой участок, создавая какой-то ландшафтный дизайн, стоит обратить внимание на плетистые розы. Они красивые, за ними просто ухаживать.

На зиму их лучше укрывать, чтобы кусты не замёрзли в морозы. Готовят цветы к укрытию с 11 сентября, а если в регионе, где живёт хозяин, ожидаются ранние заморозки, то и раньше. Снимают укрытие, например, в Подмосковье, с 20 апреля.

Селекционеры вывели разные сорта роз и многие из них морозоустойчивые. В это с трудом верится, но некоторые розы способны выдерживать понижения температуры до -30 °C.

Не для всех сортов роз хозяева делают каркасные укрытия. Важно правильно ухаживать за растением в летний и осенний период. Хозяин может мульчировать почву вокруг куста. Для этого подходит лапник или опилки, можно взять сено или солому и даже опавшую листву, простой грунт или торф с песком.

Маленькие отростки на ветках срезают. Если сорт гибридный, то большая вероятность, что он порадует цветами до заморозков. У подобных сортов нет отдыха, у них и в холода зеленеют местами листья и завязываются бутоны.

В розах сок может замёрзнуть всего лишь при -2 °C, а если будет холоднее, то тем более. Лёд расширяет дерево и лозы потрескаются. Подобные трещины угрожают больше молодым веткам, чем старым.

На некоторые треснутые ветки нападают насекомые, в трещинах развиваются бактерии и они гниют. На других ветках через трещины сначала сочится сок, потом он засыхает, раны заживают и на тех местах заметны только рубцы.

Лучшее, что владелец может сделать для защиты розового куста зимой, это организовать над ним накрытие. Оно защитит растение от излишка влаги. Лучше всего розовый куст переносит зиму, когда находится в сухости. И температура под полиэтиленовой плёнкой будет меньше, чем на улице. Конечно, нужно оставить воздухоотводы.

Чаще всего розовые кусты погибают от неправильного ухода, чем от сильных морозов. Ведь каждый хозяин понимает, в какой климатической зоне живёт и приобретает морозоустойчивый сорт.

Подготовительные работы

Так, готовят розовые кусты к зимнему периоду:

  • С конца августа под розу вносят удобрения. Азотные последний раз, а калийные продолжат понемногу добавлять. Они способствуют укреплению ветвей и ствола.
  • Грунт ещё разрыхляют в сентябре, но потом прекращают распушивать. Если этого не сделать, то проснутся почки и выбросят новые побеги. На зиму они не нужны, такие отростки обрезают.
  • Обычные розы сильно обрезают, а плетистые только настолько, чтобы лозы помещались в укрытие.
  • Под кустом на зиму не нужно оставлять опавшее листья. Под воздействием влаги под ними могут образоваться грибки.
  • Требуется обработка куста медным купоросом (3%).
  • Розы обрабатываются и окучиваются. Лопатой углубляются на 15 см в грунт. Аэрация корневой системы повышается. Во взрыхлённом грунте будет прослойка воздуха и он зимой создаст подушку, утепляя корни, их не повредят заморозки.

Разные виды укрытий

Популярное воздушно-сухое укрытие. О нём знают, интересующиеся розами садоводы.

Рассмотрим этот способ:

  • Делают «щиты». Они как двускатная крыша и в ширину 90 см. Крыша чаще всего деревянная. Главное, чтобы лоза не касалась грунта или самого укрытия.

  • Нарезают лапника и укрывают им корневую систему. Он хорошо её согревает. Лапник - хороший материал, земля под ним не будет преть, а мыши не любят колючки и не станут под розой устраивать гнёзда.

  • Устанавливают щиты с начала октября. Если днём на улице -3 °C, то торцы пусть остаются открытыми. Роза ещё выдержит понижение температуры до -6 °C, но не более. А ночью может быть и -10 °C — это куст нормально переносит.
  • При более низких температурах, укрытие и с торцов забивают досками, закрывают полиэтиленовой плёнкой. Оббитые плёнкой доски дольше прослужат и внутрь не будет протекать вода.

«Важно! В тёплый зимний период торцы снова открываются. Если этого не сделать, розы будут выпревать и погибнут.»

В видео показывают, как правильно укрывать, плетущиеся розы на зиму:

Есть и иные способы, которыми пользуются огородники:

  1. Не все могут построить двускатную крышу, тогда делают каркас и обтягивают его влагоустойчивым материалом или плотной полиэтиленовой плёнкой. Хорошо себя зарекомендовала стеклоткань, но некоторые натягивают и добротную мешковину. По наблюдениям дутрасил будет пропускать воду. Если укрытие сделано из плёнки, то его нужно даже в морозы открывать, чтобы проветрилось. Иначе, розы начнут преть и могут погибнуть.
  2. Когда куст старый, ветки, растущие снизу, становятся жёсткими и их нельзя согнуть к самой земле и там укрыть. Значит, оборачивают из лапником, а корни внизу мульчируют, например, тырсой, стружкой. Эти материалы помогут растению согреться зимой.
  3. Если розовые кусты молодые, цветущие впервые в этом году, то когда на улице наступят морозы -5 °C, лозы на 40 см обрезают и укрывают каким-то утепляющим материалом. Деревянные крыши над такими молодыми кустами чаще всего не делают.
  4. Корни старых кустов, да и молодых, можно обложить, например, стружкой. На большие куста уходит по 3 ведра на каждый. А чтобы их не сдул ветер, сверху накладывают лапник или вокруг делают заграждение из досок.
  5. Опытные огородники знают, что корни роз можно утеплить, насыпав вокруг побольше грунта, а лучше торфа. Чтобы земля или торф не слежались, в них добавляют песок. Тогда корни растения, ветки точно не спарятся. Некоторые садоводы просто забрасывают вокруг роз большой слой земли и утверждают, что те отлично зимуют. Может быть, но земля отлично пропускает воду, как бы корни не начали гнить.

Новички, которые только посадили у себя на участке розы, очень волнуются с приходом осени. Они слышали, что розы нужно укрывать на зиму, но точно не знают, как это правильно сделать.

Из выше представленного материала понятно, что это довольно просто и с постройкой каркаса, двускатной крыши справится любой мужчина. Обложить растения лапником, посыпать стружкой или набросать вокруг корней торфа с песком, сможет и женщина или подросток.

Как снимать укрытие в весенний период?

Новичков волнует вопрос, а когда весной полностью снимать и убирать укрытие? Нужно ориентироваться на погоду в той местности, где проживает садовод. Ещё важнее следить на почками роз. Когда они станут по 3 или 4 см, тогда и пора отказываться от укрытия.

Если слишком рано открыть растение, то куст может получить ожоги, так как корневая система ещё не стала активно функционировать после зимнего спокойного состояния.

Те, кто живут в Подмосковье, снимают укрытие с роз примерно с 20 апреля. Эти сроки варьируются.

«Совет! Садовод должен посмотреть в интернете прогноз погоды на 10 дней. Если не предсказывают заморозков, то укрытие можно снимать, в противном случае нужно подождать, пока они пройдут.»

После того как убирают укрытие, если розы лежали, их не сразу поднимают. Они могут сломаться. Пусть побудут так 2 дня и только потом их аккуратно можно приподнять над землёй, закрепить на опоры и начать за ними активно ухаживать.

Теперь даже новичкам понятно, когда и как укрывать старые или молодые розовые кусты на зиму. Главное, сделать это вовремя, чтобы ветки и корни не обморозились, не потрескались. А потом весной огородник демонтирует укрытие, удобрит розы и вскоре они зацветут, радуя хозяев.

Если вы занимаетесь лепкой из пластилина и глины, то хорошо знаете достоинство этих материалов: они обладают высокой пластичностью. Но вместе с тем у них есть свои недостатки: законченные работы из глины очень хрупки и боятся влаги, а пластилиновые фигурки нельзя хранить в теплом помещении - от тепла они становятся так мягки, что нередко теряют свою первоначальную форму. Поэтому очень часто удачные работы бывают обречены на неминуемую гибель. А можно ли избежать этих недостатков и сохранить наиболее удачные свои работы!

Оказывается, можно. Для этого надо делать отливки из гипса. И при этом помнить, что лепные работы с множеством мелких деталей, плохо связанных с основной формой, трудно поддаются формовке и отливке.
Для формовки и отливки используют формовочный или строительный гипс. Его замешивают мутовкой в деревянной или эмалированной посуде - гипсовке - или, еще лучше, в посуде из эластичной пластмассы или толстой резины. Например, простейшую гипсовку можно сделать из полусферы старого резинового мяча, если укрепить ее на проволочном каркасе. Из эластичной гипсовки очень удобно удалять остатки засохшего гипса: достаточно нажать на стенки гипсовки, и гипс легко отстанет.
Хороший раствор можно получить, если смешать семь весовых частей воды с десятью частями гипса. При замешивании раствора гипс засыпайте в воду, а не наоборот. Готовый раствор употребляйте немедленно. Помните, что свежеприготовленный раствор только в течение 2,5 мин сохраняет необходимую для работы текучесть. Через 7- 8 мин он уже теряет пластичность, а через 15-20 мин затвердевает полностью. Процесс затвердевания гипса необратим, поэтому разводить водой загустевший гипс не пытайтесь. Замешенный на теплой воде, он затвердевает еще быстрее.
Качество гипса вы. можете определить так: налейте немного гипсового раствора на стекло. Когда гипс застынет, отделите его от стекла и на гладкой стороне проведите кончиком ножа ровную царапину. А потом попробуйте кусок гипса разломить на две части. Гипс хорошего качества разломится точно по намеченной линии. Плохой, как правило, раскрошится.
Перед началом формовки модель необходимо специально обработать. Если формовке подлежит модель из эглина или пластилина, то покройте ее одним слоем шеллачного лака. После того как лак высохнет, нанесите тонкий слой олифы и дайте ей подсохнуть. Глиняную модель перед формовкой увлажните чистой водой из пульверизатора до появления матового блеска.
В зависимости от сложности скульптуры форму делают из двух и более разъемных частей, так называемых раковин. С работ, выполненных из глины и пластилина, можно снять только черновую форму, которая пригодна для изготовления лишь одной отливки, так как черновая форма при освобождении отливки разбивается.
На рисунках дана последовательность формовки и отливки простой модели, форма которой состоит из двух раковин. Для формовки модели подобной сложности наметьте стеком линию, разделяющую ее на две равные части (1) . Вдоль линии осторожно вставьте разграничительные пластинки из тонкой, но достаточно жесткой фольги или оргстекла, углубив их в глину приблизительно на 2 мм (2) . Каждая последующая пластинка должна слегка (на 1-1,5 мм) находить на другую.
Подготовив таким образом модель, растворите небольшое количество гипса, подкрасив его какой-нибудь сухой краской (на 1 л воды 5 г краски). Подкрашенный раствор нанесите на одну половину модели, равномерно оплескивая ее с помощью металлической лопатки до получения гипсового слоя толщиною 3-5 мм (3) . После нанесения первого слоя сразу же составьте раствор из не подкрашенного гипса и оплескивайте им модель до получения слоя Толщиною 15-20 мм (4) . Для крупных моделей этот слой делают гораздо толще. Во всех случаях около разграничительных пластинок слой гипса нужно сделать более толстым. После затвердевания гипса осторожно снимите разграничительные пластинки. На торцовой поверхности раковины, образованной пластинками, сделайте три-четыре конических углубления (5) . Затем смажьте торцы и углубления парафиновой смазкой. Для ее приготовления расплавьте 100 г парафина и смешайте его С 70 г керосина и 70 г гарного, льняного или подсолнечного масла. На вторую половину слой гипса наносите так же, как и на первую. Вначале бесцветный слой (6) . После затвердевания гипса ножом или стеком разъедините раковины. Если раковины разъединяются плохо, в зазор между ними налейте немного воды. После удаления больших кусков глины стеком раковины промойте чистой водой кистью до исчезновения глиняного налета (7) . Дайте им слегка подсохнуть, затем смажьте их внутренние поверхности парафиновой смазкой и соедините так, чтобы выступы на торцах одной раковины соответственно вошли в углубления на торцах другой. Соединенные раковины крепко свяжите веревкой. Теперь форма готова к отливке.
Разведите в гипсовке раствор и влейте его ковшом в перевернутую форму (8) приблизительно на одну треть объема. Возьмите форму в руки и начинайте ее наклонять в разные стороны, одновременно делая вращательные движения. Следите, чтобы жидкий гипс равномерно окатывал все внутренние поверхности. Постепенно перевертывая форму, осторожно вылейте не приставший к ее стенкам раствор обратно в гипсовку. Затем снова залейте то же количество раствора и еще раз окатите внутренние поверхности формы. Так надо поступать до тех пор, пока не будет получена достаточная толщина стенок отливки. Толщина стенок будет зависеть от величины отливаемой модели. Если отливку делают с маленькой модели, то уже после первой окатки форму доверху заливают гипсом. Через 15-20 мин, когда гипс окончательно затвердеет, нужно немедленно приступить к разбивке черновой формы. Развяжите веревки и, пользуясь зубильцем и молотком, осторожно начинайте откалывать небольшие куски формы (9) . Скалывая неокрашенный гипс, работайте более смело. Л дойдя до подкрашенного нижнего слоя, прилегающего к отливке, - сигнального слоя, - будьте более осторожны. Этот слой предупреждает, что поверхность отливки близка. После того как отливка будет полностью освобождена от черновой формы, зачистите швы в местах стыка раковин наждачной бумагой.
Готовую отливку по желанию вы можете подвергнуть дальнейшей обработке - так называемому патинированию. Патинирование необходимо для повышения влагостойкости и прочности гипса, а также для имитирования его под другие, более ценные материалы. Для повышения водостойкости и прочности пропитайте отливку 3-5%-ным раствором хлористого кальция. Высушите ее в течение 5 мин и опустите в мыльную воду. Обработанную таким образом отливку высушите при комнатной температуре.
Хорошие результаты дает обработка гипсовой отливки медным купоросом. Для этого изделие погрузите в 10%-ный раствор медного купороса на 15 длин, затем просушите его минут десять и снова окуните в этот раствор. Сделайте так раза три-четыре.
Если вы хотите, чтобы ваша фигурка приобрела более высокую прочность и влагостойкость, то обработайте ее олифой и шеллачным лаком. Нагрейте отливку в сушильном шкафу или духовке и щетинкой кистью нанесите на нее слои теплой олифы. После того как первый слой олифы полностью впитается, нанесите второй слой. Когда гипс перестанет впитывать олифу, пропитку прекратите, а отливку просушите в течение трех-четырех суток. Высохшую отливку покройте двумя-тремя слоями шеллачного лака.
Для имитации отливки под чугун смешайте три масляные краски: белую, черную и охру. У вас получится темно-серый цвет. Разведите краску сиккативом и нанесите кистью на отливку. Когда краска высохнет, натрите отливку порошковым графитом, добавив в него сухой ультрамарин, охру и белила.

1 - нож для разъединения раковин формы;
2, 5 - стеки для удаления глины из формы;
3 - зубило для разбивания формы;
4 - металлическая лопатка для нанесения жидкого гипса на модель;
6 - правильца для выравнивания торцовых поверхностей раковин;
7 - мутовки для размешивания гипсового раствора.

Если вы решили имитировать отливку под бронзу, то вначале раскрасьте ее масляными красками. Старайтесь, чтобы раскраска в какой-то мере передавала цветовые оттенки старой бронзы. Для этого где-то добавьте зелень, где-то охру или марс коричневый. Когда краска высохнет, распустите в скипидаре расплавленный воск или парафин и нанесите его тонким слоем на поверхность отливки. Дайте воску слегка подсохнуть и припорошите его бронзовым порошком. Примерно через час натрите отливку сухой тряпкой до появления характерного металлического блеска.
Отливку под слоновую кость имитируют следующим образом. В 500 г молока растворите 20 г белого мыла. Состав тонким слоем нанесите на гипс. Когда он высохнет, покройте отливку слоем масляного лака и дайте ему выстояться в течение суток. Затем возьмите тряпичный тампон, выдавите на него из тюбика немного масляной краски желтого цвета и протрите отливку. Если поверхность гипса будет слишком блестеть, слегка протрите его сухой тряпкой с тальком.
Гипсовую отливку можно окрашивать в различные цвета крахмальными красителями. Заварив крахмальный клей, добавьте в него сухую краску и тщательно размешайте. Красители на поверхность гипса наносите мягкой кистью равномерным тонким слоем.

Г. Федотов

Все производители 3М AIRCOM S.r.l ARTELIBRIS Artograph ARTформат Audenaerde Creative Ava Publishing AWAGAMI Botz Bruynzeel-Sakura BV BUNTPAPIERFABRIK LUDWIG BAHR GMBH & CO. KG C.KREUL Caneva Canson Cappelletto S.N.C. Cartiere Miliani Fabriano S.p.A. CERNIT Clairefontaine Clairefontaine Rodia Color Kit Colorfin LLC COLORFIX COLORIFICIO CENTRALE COLOURSTOK International b.v. Conservator"s products company Copic CREALL Creta Color CTS CTS s.r.l. CWR Da Vinci Daily ART Darwi DEFET GmbH Deml Derwent Desillusionist DIDO Ding Hwa Dino-Lite DOLCICOLORI DUCKoupage Dupont Dux F.Zulauf Messerschmiede und Wekzeugfabrikations AG Faber Castell FABER-CASTELL Fabriano Ferrario Feuerstein Gmbh FOME s.r.l. Frame G.Lalo Gamblin Gamblin Artists Colors Giotto Griffin Manufacturing Hansa HANSA world of airbrush Marketing und HANSA world of airbrush Marketing und Sales GmbH HAUTE COLUTURE HAVO B.V. Heinr. Aug. Schoeller Sohne GmbH & Co. KG Henkel Initial INTERNATIONAL HOBBYCRAFT COMPANY Interni inФОРМАТ ITALPLASTIC Industriale SpA ITOYA Iwata Jacquard KLEBEBANDER Koh-i-noor Kremer Kremer Pigment GmbH Co.KG KREUL Krylon Kurt Nemetz GesmbH Marianne-Hobby LEDAN Lefranc LEGIONER Libeco-Lagae Lion Office Products Corp. LUXESKIN Lyra MABEF Magnani Maimeri MAIMERI S.p.A. Manuscript MANUSCRIPT Pen Company Ltd Marco Dachs S.A. Marianna Hobbi Marianne Hobby Masserini S.R.L. McIVOR PLASTICS Ltd Molotow MORN SUN MORN SUN DEVELOPMENT CO.LTD MUNGYO MunHwa Nabertherm Nerchau Noris-Blattgold GmbH NT Trading Company Old Holland OLFA Online ONLINE Schreibgerate GmbH P H COATE & SON Paasche Airbruch Co PANPASTEL Pebeo Pebeo Gmbh PEBEO Industries Peeloff s Pentel PERMASET Pfeil Pigma Pordamsa Proedge Restauro- Technika RGM Rich riunite metali in foglie in Polvere SpA RJM di Rosa Gastraldo Edoardo Roeper Rohrer & Klingner Rolco Labs Rotring Roubloff Royal Talens Rupert Gibbon & Spider Rust-Oleum Rust-Oleum corporation SAMARAGIPS Sanford GmbH Schminke SCHOELLERSHAMMER Schut Papier SHARPIE Shenzhen Demeili Shenzhen Demeili CO.,LTD SIA Euro Arti SIANA Sigmund Lindner Sigmund Lindner GmbH Sinotex GmbH SKG keramische farben "Surmann&KIuck Glasuren GmbH Slater Harrison St Cuthberts Mill Stanger STAYER Teloman Teloman Products Ltd. Terracuita Teifoc S.L. TO-DO TOO(IZUMIYA Co Inc) Touch Transotype Tratto UHU Ursus Vallejo Vinciana editrice VINSENT WHISPER WINSOR&NEWTON world of airbrush Marketing und Sales АВСТРИЙСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ Азбука Декора Арт-Клуб АРТформат АСТ АЭРО-ПРО Бертельсманн Медиа Москау Вельможа Вторбумторгресурсы Гамма Глобус ГОЗНАК Грандпак ЗАО "Гаврилов-Ямский льнокомбинат" ЗАО "Нео Арт КВГ" ЗАО "Подольск Арт-Центр" ЗАО "Профиздат" ЗАО "ФАРМ" ЗМ ЗУБР ЗХК И-текс Игольный завод Издательский дом "Гамма" Издательский дом Гамма Издательство "Кристина - новый век" Издательство "Троица" Издательство "ХПИ" ИП Базлова Светлана Николаевна ИП Бяков Андрей Леонидович ИП Ипин Александр Анатольевич ИП Козин Владимир Михайлович ИП Костин Виктор Юрьевич Калибри Керамика Гжели Китайская Императорская Академия Кларэй КОЛИБРИ Краски ЗХК КузБытХим Ласпи-М Ленстройкерамика Лилия Холдинг Луч Медиус НЕВСКАЯ БУМАГА ОАО "Гамма" ОАО "Троицкая камвольная фабрика" ОЛКИ ООО "Азбука Декора" ООО "Альфа АСТ" ООО "Арлюма" ООО "Викарт" ООО "Издательство Арт-Родник" ООО "Издательство В.Шевчук" ООО "Каменногорская бумажная компания" ООО "Косима" ООО "Красный гипсолитейщик" ООО "Кройтер" ООО "Лилия Холдинг" ООО "Мастернэт ТМ" ООО "Мозаика-С" ООО "НЕВСКАЯ БУМАГА" ООО "НЕВСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ" ООО "Омега" ООО "Оникс-Книга" ООО "РеСтайл" ООО "Риолис" ООО "Рогнеда" ООО "Славянка" ООО "Таир" ООО "Торговый Дом "Бумизделия" ООО "Успех" ООО "Фабер Кастелл Анадолу" ООО "Фила Статионари" ООО "Художественные материалы" ООО "Чип-Арт" ООО "Экслибрис" ООО фирма "АВАЛЕ" ООО"Бегупак+" ООО"ИТ" ООО"Новые технологии" ООО"НПФ"Черная речка" ООО"ТД Гамма" ПКФ "Черная речка" Подольск Арт-Центр Предприятие "И.Т.И." Природоведение и школа Профиздат ПТХ Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака смарт СТАММ Таир Туюкан Холст-Мастер Художественная школа Художественные материалы Художественный совет Ч/л Ч/П Двуреченский Сергей Владимирович ЧЕРНАЯ РЕЧКА Экспоприбор Этон

автор Александра Фомина, фото автора

Искусство бронзового художественного литья берет своё начало в глубокой древности.

Имеются сведения, что примерно за 92 века до нашей эры первобытные люди уже использовали медь, найденную в самородном виде.
Но для того чтобы получать отливки, человек должен был научиться плавить металл. На это ему потребовалось ещё 47 веков...

Наивысших результатов в искусстве бронзового литья достигли мастера древней Эллады и Этрурии.

Древнее бронзовое литьё

Расцвет Эллады и Этрурии приходится на период поздней бронзы.

Греческие литые произведения искусства на протяжении веков считаются недосягаемыми образцами совершенства и примером для подражания.
Скульптура в жизни эллинов занимала особое место. Бронзовые и мраморные статуи были неотъемлемой частью не только храмов, площадей, улиц городов, но также садов и домов богатых граждан Эллады.

Огромный вклад в развитие художественного литья внесла и Этрурия. В искусстве обработки металлов её мастера не имели себе равных в центральном Средиземноморье. Металлические изделия были основным товаром их экспорта. Сохранилось много произведений литейного искусства, о которых они по праву говорили: «Полные радости, взирайте на наши деяния…».

Музеи Италии и других близлежащих стран до сих пор пополняются чудесами литейного искусства великих мастеров древности. В конце двадцатого века во время одной из раскопок была обнаружена литая, абсолютно целая бронзовая колесница – творение рук этрусских мастеров.

Современное искусство художественного литья

Произведения искусства становятся наиболее востребованными после кардинальных потрясений в государстве и обществе.
Когда перестают греметь пушки, люди начинают прислушиваться к голосам муз. Это в настоящее время мы и наблюдаем в нашей стране. Именно сейчас древнее, но всегда такое молодое искусство художественного литья снова выходит на улицы и площади городов России.

Это искусство приходит в сады и дома тех, кто хочет всегда быть рядом с Прекрасным: будь то оригинальная скульптура в саду, декоративные вазоны для растений или же частная коллекция бронзовой скульптуры в доме.

Однако чтобы скульптура состоялась окончательно и заняла свое место в парке, саду или в доме, она должна быть переведена из мягкого материала (глины или пластилина) через переходный материал (гипс) в материал твердый – металл, мрамор, гранит.
Для скульптора, вылепившего работу в мягком материале, но не имеющего возможности перевести её в твердый материал, это означает: у его произведения нет будущего…

Только профессиональный перевод скульптуры в твердый материал дает ей путевку в жизнь. И только высокоточное художественное литьё может сделать это с наименьшими потерями для оригинала!

Художественная бронза тольяттинских мастеров

В городе Тольятти есть частная Мастерская художественного литья и скульптуры.
Её мастера не только владеют всеми способами древнего искусства литья, но разработали свои новые, совершенно уникальные методы. Это позволяет им отливать работы любой степени сложности и любых размеров, с уникально тонкими стенками литья - от 1,5 мм (для сравнения: толщина стенок литья в мастерской знаменитого московского литейщика прошлого века В.В. Лукьянова - от 2,5 мм).

Мастерская функционирует в Тольятти с 1982 г. За это время переведено в металл большое количество скульптур для города, области и других регионов России.

Уникальные методы литья, разработанные в нашей Мастерской, не применяются ни на одном российском заводе. Эти разработки позволяют отливать скульптуру в разы дешевле и быстрее.

Все с кульптуры, отлитые в мастерской, настолько идентичны оригиналу, что автору уже нет необходимости прорабатывать после отливки свою работу.
Это достижение наших мастеров стало возможно благодаря опыту, наработанному годами - особым способам формовки и авторскому тонкостенному методу литья (от 1,5 мм), разработанным в Мастерской.

Перевод скульптуры в твердый материал требует знания различных техник работы с металлом. Все они с успехом применяются в нашей Мастерской.

Например, при создании 6-метрового памятника погибшим в Великой Отечественной войне (автор Головнин А.С.) для совхоза «Самарский» были применены техники выколотки в алюминии и литьё в алюминии особо сложных частей скульптуры.

Памятник воинам-афганцам «Прощание» в селе Кошки Самарской области (автор Фомин В.А.) выполнен в технике выколотки в меди.

Галерея портретных барельефов героям Великой Отечественной войны в г. Сергиевск выполнена в технике гальванопластики.

Применение столь широкого диапазона техник работы с металлом позволяет переводить в твердый материал как станковую, так и монументальную скульптуру различной степени сложности и любых размеров.

Образцы работ нашей Мастерской

Памятник Пушкину у Драматического театра в Самаре (проект Федорова И.Б., скульптор и литейщик Фомин В.А) – яркий пример работы тольяттинской Мастерской художественного литья.
История создания этого памятника удивительна и трагична.

Ни один из заводов огромного промышленного города не смог отлить эту работу. На одном из предприятий её полностью загубили, что трагически сказалось на судьбе автора проекта.

Только благодаря скульптору-литейщику нашей мастерской, виртуозно владеющему всеми тонкостями литья, загубленный памятник Пушкину был воссоздан заново и отлит достойно. И вот уже более 20 лет этот памятник встречает самарцев, пришедших в театр или же просто отдыхающих в театральном сквере.

Работы последних лет, выполненные Мастерской скульптуры и художественного литья, – памятники в Тольятти:
- «Жертвам сталинских репрессий» (проект Бурмистенко, скульптор Пронюшкин, см. титульное фото);
- первому директору АВТОВАЗа Полякову (авторы Головнины, см. фото слева);
- памятники Семизорову, Комзину (автор Василик);
- восстановленный после варварской кражи и вандализма памятник Карлу Марксу.

К тысячелетию г. Казани (Татарстан) нашей Мастерской отлита в бронзе скульптура трём святым - Гурию, Варсонофию и Герману (авторы Куклевы). Выполнение этой работы относится к литью высшей категории сложности.
Общая высота памятника - 5 м, высота фигур святых – 2,8 м. Толщина стенок литья – 3-5 мм.

Особо сложные элементы – ажур верха, ажур иконы, весьма сложный рисунок одежд святых потребовали применения многолетнего опыта и всего арсенала знаний литейного дела. Благодаря искусству наших мастеров, отливка работы получилась с первого раза - чистая, заданной толщины.

Нашими мастерами была отлита всего за 15 дней не менее сложная скульптурная работа - женская фигура с чайками (авторы Куклевы) для саммита ЕС-Россия , проходившего в санатории «Волжский Утес» Самарской области в 2007 г.
Именно новые методы литья позволили снизить время изготовления и себестоимость этой скульптуры до рекордно низких величин.

Работа над новой скульптурой всегда связана с новой интересной историей. Например, отливка скульптуры тольяттинской собаки, о которой узнала вся страна благодаря первому каналу российского телевидения.

«Памятник псу Верному» имеет необычную историю.

В каждом городе счастливые молодожены после регистрации брака возлагают цветы к памятным местам города. Обычно это памятники воинам, поэтам, заслуженным деятелям города и т.п.

Но г. Тольятти стал исключением из общепринятых правил. А наша мастерская (вместе с Олегом Клюевым, скульптором из Ульяновска) оказалась причастной к этому исключению благодаря псу Верному, ставшему легендой не только в нашем городе.

Эта овчарка потеряла в автокатастрофе хозяина. После этого много лет в любую погоду собака сидела на обочине Южного шоссе (соединяющего Центральный и Автозаводский районы Тольятти) и ждала своего хозяина. У проезжающих мимо овчарки людей сжимались сердца при виде этой великой верности животного человеку.

Собаке приносили еду, пытались увести домой. Но она осталась жить на обочине, ожидая хозяина.

И когда собаки не стало, горожане решили поставить памятник такой удивительной преданности.
Скульптору О. Клюеву был сделан заказ - вылепить скульптуру овчарки. А наша Мастерская отлила её в бронзе. Так появилась эта необычная бронзовая скульптура собаки.

Псу Верному, как символу настоящей Верности, молодожены возлагают цветы. Тем самым они дают негласное обещание хранить верность так, как это преданное животное сохранило верность другу до конца своих дней.

В дни бракосочетаний памятник псу Верному утопает в цветах. Это вызывает светлые улыбки у проезжающих мимо людей.

Вот такой урок настоящей Верности и Преданности собака преподала человеку, за что горожане возвели её на Пьедестал.

Наши мастера

Основатель Мастерской художественного литья и скульптуры, искусный скульптор и литейщик В.А. Фомин отдал своему делу более 30 лет жизни.
Виктор Алексеевич создаёт авторские работы и посвящает в это мастерство молодёжь, изучающую искусство освоения и совершенствования художественного литья. Ведь каждый Мастер мечтает передать Дело всей своей жизни в молодые, талантливые руки!

В.А. Фомин подготовил мастеров по всем специальностям уникального литейного искусства, поэтому наша Мастерская выполняет заказы любой степени сложности.

Молодой скульптор-литейщик Дмитрий Власов смело взялся за освоение древнего, но всегда такого молодого искусства литья. И сложное ремесло покорилось молодому мастеру.

Дмитрий создает прекрасные творческие работы, которые побывали на городских выставках, на зональной выставке в Нижнем Новгороде, на всероссийских выставках в Москве. Некоторые работы молодого мастера закуплены картинной галереей г.Тольятти (см. слева скульптуру «Ожидание») и приобретены частными коллекционерами.

Молодой скульптор Анастасия Власова сейчас работает над серией интересных работ на тему материнства.
А это некоторые из её прежних работ: «Встреча в саду» (литьё, бронза), в центре приз под названием «Сто пудов» (вручался мэром города победителям конкурса эстрадной песни), и скульптура «Медведь», которая пользуется неизменным спросом у членов партии «Единая Россия».


Этапы большого пути

Высочайший профессионализм скульптора-литейщика В.А. Фомина характеризует интересный случай, произошедший ещё в советские времена.

…Есть в краеведческом музее г. Тольятти серия бюстов, отлитая Мастером в период становления нашей Мастерской на тольяттинской земле (1982-1983гг.).

В те далёкие годы совершенно неожиданным было появление у нас высокого респектабельного итальянца с переводчицей. Итальянец, едва войдя в калитку Мастерской, начал что-то громко говорить с характерным южным темпераментом, эмоционально жестикулируя. Мы стояли в полном недоумении (Это сейчас все просто. Но тогда было советское время, и появление иностранного гостя в сопровождении переводчицы в провинциальной художественной Мастерской было весьма неординарным событием).

Наконец итальянец замолчал. Слушая переводчицу, мы, наконец-то, начали понимать, - в чем дело.

Оказывается, будучи в тольяттинском краеведческом музее, итальянец увидел отлитые в бронзе бюсты. Как истинный потомок древних этрусских литейщиков, итальянец был поражён отменным качеством отлитых бюстов с тонкими стенками литья в 2,5 мм (сейчас в нашей Мастерской достигнута толщина литья от 1,5 мм).
Гость захотел увидеть мастерскую, откуда выходит такое литьё, и познакомиться с Мастером, отлившим эти бюсты.

Далее без улыбки вспоминать невозможно!
Наша Мастерская, после переезда в Тольятти, была ещё в стадии становления. Под литейку был временно приспособлен старенький, покосившийся от времени сарайчик с большими дырами в крыше.
Когда итальянец увидел эту нашу «литейку», он потерял дар речи (в полном смысле этих слов)!
Мы, с трудом сдерживая смех, наблюдали за реакцией нежданного гостя. Итальянец же, широко раскрыв глаза, смотрел - то на сарайчик, то на Мастера - и молчал…
Потом он заговорил. После его длительного и очень эмоционального монолога, переводчица сказала нам всего одну фразу: «Он утверждает, что этого не может быть!».

Мастер спросил: знает ли гость историю о русском Левше, блоху подковавшем? Оказалось, что он знает эту историю; вспомнив её, итальянец кое-что начал понимать...

Но потом, за столом он постоянно повторял один и тот же вопрос: «Как же можно в далеком провинциальном городе и в совершенно немыслимых условиях создавать такие высочайшие образцы литейного искусства?».
Это не понятно им, цивилизованным европейцам. А для многих русских мастеров это была (да порой и сейчас остается) обыкновенная будничная работа, привычные рабочие условия.
В истории нашей Мастерской это один из далеких эпизодов, который мы вспоминаем всегда с иронично-доброй улыбкой...

…Новое время ставит перед Мастерской художественного литья и скульптуры
новые задачи.
Бурное развитие ландшафтного искусства вызывает огромный спрос на новую садово-парковую скульптуру. И это направление нашей Мастерской успешно развивается.

Радует то, что все фирмы, кафе, магазины и даже заводы начинают озеленять и обустраивать свои территории. Заказываются и устанавливаются декоративные вазоны, скульптура (в том числе и бронзовая).
Когда проходящий мимо человек видит высокохудожественное скульптурное произведение или нарядный декоративный вазон с распустившимися в нём цветами, - окружающий мир приобретает красоту и рождает радостное восприятие. Человек ощущает причастность к миру искусства и близость к природе, становясь красивее душой, добрее, цивилизованнее.
Такое уж назначение у цветов и настоящего литейного искусства – позитивно воздействовать на подсознание человека!



Что еще почитать