Логопед занятие сред по теме дикие животные. Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Дикие животные. Коррекционно – образовательные цели

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

ПО ТЕМЕ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Тема занятия: Дикие животные наших лесов.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в образовании существительных именительного падежа единственного и множественного числа, существительных в родительном падеже множественного числа (много чего);

Согласование существительного с числительными 2 и 5;

Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (образование названий детёнышей животных);

Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

Развивающие:

Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;

Способствовать развитию просодической стороны речи;

Способствовать развитию фонематического восприятия;

Развитие навыка связной речи;

Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Коробка-сундучок, домик, Пальчиковые куклы, предметные карточки «Дикие животные», «Детёныши животных».

Ход занятия:

Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.)

Логопед: Сегодня необычный день, друзья, а потому что Маша к нам пришла, загадки принесла и попросила, чтоб мы их разгадали и сказочных героев из сундучка достали. (Логопед показывает детям пальчиковую куклу Машу, затем достаёт из коробки конверты с загадками.)

Кто ломает бурелом,

Подкрепляется медком?

Очень просто мне ответь –

Кто зимою спит? ...

(Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный!

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Сестрица волка, хитрая, ловкая,

В рыжей шубке-обновке,

Охотница за зайцами, курами, яйцами,

Проделки её сплетены небылицами.

Зимой беленький,

А летом серенький,

Никого не обижает,

А сам всех боится.

До ушей зеленый рот.

В камышах она живет.

И в болоте хохотушка

Громко квакает....

(Лягушка)

Сама с вершок!

Влезла ночью на мешок.

Позвала к себе детей.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали…

Логопед: Теперь, когда загадки отгадали, зверюшек в руки взяли, пришёл черёд дрессировать лесной народ.

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«- Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Здравствуй, рыжая лисичка!

Здравствуй, зелёная квакушка!

Здравствуй, мышка-норушка!»

Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Проделать то же самое с левой рукой.

Логопед: Ну вот, друзья, зверюшки наши все готовы, послушаем мы Машу снова:

В день рожденья Маша всех друзей к себе позвала, пригласила и сказала: «Приходите в дом ко мне, постучите в дверь извне. Кошка выйдет на порожки, подскажите ей немножко, как ответить на вопросы, на загадки, на стихи, что оставил гномик Пи. Если мы узнаем, все ответы отгадаем, значит праздник мы справляем и сюрпризы получаем.

Логопед: В путь-дорогу мы идём в дверь стучимся, ждём.

1-ый ребёнок (Мышка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Возле дверей логопед ставит кошку.

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте дом лисы, волка, медведя, зайца, мышки и лягушки. Где живут в лесу зверушки?

Дети отвечают (поочерёдно каждый за своего зверька): Лиса живёт в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, мышка – под полом, лягушка – на болоте.

2-ой ребёнок (Лягушка): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если скажете зверь один и звери, много зверей мне стучатся в двери.

Дети: лиса – лисы – много лисиц, волк – волки – много волков, медведь – медведи – много медведей, заяц – зайцы – много зайцев, мышка – мышки – много мышей, лягушка – лягушки – много лягушек.

3-ий ребёнок (Заяц): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, если назовёте 2 ежа и 5 ежей, каждый всех своих зверей.

Дети: 2 мыши, 5 мышей, 2 лягушки, 5 лягушек, 2 зайца, 5 зайцев, 2 лисы, 5 лисиц, 2 волка, 5 волков, 2 медведя, 5 медведей.

4-ый ребёнок (Лиса): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте ласково зверят – мышку и лягушку, зайку и волка, медведя, лису и всю у зверят детвору.

Дети: Мышь - мышка, лягушка - лягушечка, заяц - зайчик, лиса- лисичка, волк - волчонок, медведь – мишка.

У мышки – мышонок, у лягушки – лягушонок, у зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок.

5-ый ребёнок (Волк): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: Л: В дом пущу тогда, если угадаете, чьи это лапы, уши, хвосты, скажу вам одно они не мои.

Дети: Лапы мыши – мышиные, лягушки – лягушачьи, уши зайца – заячьи, хвост лисы – лисий, волка – волчий, уши медведя – медвежьи.

6-ой ребёнок (Медведь): Стучится в дверь домика (тук-тук).

Логопед: В дом пущу тогда, когда назовёте вы эти сложные слова.

Дети: Если у мыши хвост тонкий, то она – тонкохвостая,

У лягушки брюхо жёлтое – желтобрюхая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У лисы хвост рыжий– рыжехвостая,

У волка зубы острые – острозубый,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

Если у мыши – хвост, хвостище, у мышонка – хвостик,

то у лягушки – лапы, у жабы – лапищи, у лягушонка – лапки.

у зайчихи – уши, у зайца – ушищи, у зайчонка – ушки.

у лисицы - хвост, хвостище, у лисёнка – хвостик.

у волчицы - усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики.

у медведицы - лапы, у медведя – лапищи, у медвежонка – лапки.

Логопед: Ну вот и открылись нам двери, достигли мы нашей цели. День Рождения пришёл вот и Машин дом. Звери весело гуляли, пели, ели, танцевали. Много радости, ребята, получили все зверята. Потому благодарят и спасибо говорят.

Конспект фронтального занятия по лексической теме "Дикие животные" в старшей логопедической группе

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Дикие животные". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Формирование обобщающего понятия «дикие животные» (в импрессивной речи).
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание (учить различать существительные, сходные по звучанию и отличающиеся одним звуком).
2. Пополнять активный словарь существительными – названиями животных; обучать отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
3. Развивать грудно-брюшной тип дыхания; развивать ощущения движения органов дыхания.
4. Учить образовывать единственное и множественное число существительных.
5. Развивать общую моторику; уточнять целенаправленные движения с произносимым текстом.
6. Развивать мелкую моторику, конструктивный праксис.
7. Закрепить понятие «горизонтальная линия». Ввести понятия «вертикальная линия», «косая линия».
8. Учить обводить предмет по контуру; штриховать контур вертикальными, горизонтальными, косыми линиями.
9. Закреплять устный счёт в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

Ход занятия

1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга с помощью Мячика (все встают в круг; передают мяч соседу, приветствуя и называя его ласково по имени: «Здравствуй, Машенька!»).

2. Подвижная игра «Медвежонок Жак».
Отгадайте, кто к нам сегодня придёт в гости?

Он в дупло засунул лапу,
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же он сластёна,
Косолапенький …
(медведь)

Педагог надевает куклу, представляется и просит поиграть в игру.

Медвежонок Жак простужен (идут по кругу, взявшись за руки, в центре 1 ребёнок)
Мёд ему сегодня нужен (останавливаются, протягивают к ребёнку руки)
Мёд дадим ему на ужин (руки «ковшом»)
Потому что с ним мы дружим (берут ребёнка в круг, идут все вместе).

Игра повторяется несколько раз.

3. Развитие речи.
а). Беседа по вопросам.

Про кого была наша игра?
- А кто мама у медвежонка? А папа? (медведица; медведь)
- А где живут медведи? (в лесу)
- А каких вы ещё знаете диких животных?
- Почему их называют дикими?

4. Развитие слухового внимания – игра «Топай, хлопай, не зевай».
Я буду вам называть животных и разные другие предметы. Если я назову дикое животное, то вы хлопните в ладоши. А если я назову другой предмет, то вы топните ногой.

Мишка – мышка, Лиза – лиса, мишка – миска, ёж – нож, майка – зайка, белка – булка.

5. Развитие грудно-брюшного типа дыхания – упражнение «Дыши правильно».
А сейчас мы с вами превратимся в бегемотиков.
Вокруг ножки обернись,
В бегемотиков превратись! (дети оборачиваются, педагог надевает им «ободочки»)
Сядьте, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

6. Развитие речи – игра «Один - много».
Педагог называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребёнку, а ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч (называются животные и их детёныши).

7. Развитие мелкой моторики.
а). Игра «Сложи картинку» (пазлы «Дикие животные»).
- сложить картинку;
- какой зверь получился;
- расскажите о нём (составление описательного рассказа).

Б). Игра «Нарисуй мишку»
- обвести медведя по шаблону;
- заштриховать контур косыми линиями;
- нарисовать 2 ёлочки (из 2-х треугольников);
- заштриховать их: 1-й треугольник горизонтальными линиями, а 2-й – вертикальными.

8. Подведение итогов занятия. Прощание.
Ребята, Мишке пора домой. Давайте ещё раз ему расскажем, чем мы сегодня занимались:
- О каких животных мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- Каких диких животных вы знаете?
- Как мы рисовали мишку?
- С помощью каких геометрических фигур мы нарисовали ёлочку?
- Какую штриховку мы сегодня выполняли?
А теперь давайте попрощаемся. Педагог говорит слова и передаёт мяч детям по кругу:
Покатился, поскакал мячик по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок детские ладошки.
До свидания … (передаём мяч по кругу называя имена детей).

Конспект логопедического занятия . Дикие животные

Цели: расширять и активизировать словарь по данной теме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания; совершенствовать грамматический строй речи;закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; упражнять в падежном управлении существительных; умение составлять рассказы-описания по схемам-моделям, зрительное восприятие и внимание, пространственные представления, ориентировку в помещении, мелкую моторику и координацию речи с движением.
Оборудование: магнитная доска, магнитные предметные и сюжетные картинки с животными, их жилищами; панно «Лесная поляна»; схемы-модели; корзины с грецкими орехами; сундучок, книги о животных В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, план-схема группы, «следы» (на каждом — номер задания), письмо;
дидактические игры: «Чей детеныш?», «Это чье, чьи, чья?», «Кто где живет?» и др.
Лексический материал: туловище, лапы, голова … Хищники, травоядные, всеядные, детеныши, жилища-дупла, ло­гово, нора, берлога.

Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог. Нам пришло письмо (читает):
Дорогие ребята!
Мы, звери, приготовили для вас сюрприз — сундучок с кла­дом. Чтобы отыскать клад, вам надо пройти испытания, выполнить задания на волшебных следах. Желаем удачи!
Лесные жители

2. Беседа по вопросам.
— Кто такие лесные жители?
— Почему животных называют дикими?
— Назовите диких животных.
— Где живут дикие животные?

3. Дидактические игры. (На ковролине — «следы» с номерами заданий.)
«Это чье, чья, чьи?» (след-задание № 1). Педагог. Ищем след с заданием № 1.
Дети получают картинки с частями тела животных. Ответ. Это лисий хвост, это медвежьи уши, это ежиные ко­лючки.
«Где моя мама?» («Чей детеныш?») (след № 2).
На магнитной доске висит панно «Лесная поляна» с изо­бражением диких животных. Рядом находятся картинки их детенышей. Педагог. Животные гуляли на полянке, и детеныши потерялись. Помогите им. Вот лосенок, его мама — лосиха… (и т. д.). (И наоборот при игре «Чей детеныш?».)
«Назови всю семью» (сюжетные картинки выбирают дети) (след № 3).
Педагог. Детеныши нашли своих мам и пап. Давайте назовем всю семью.
Ответ. Это лисья семья. Папа — лис, мама — лисица, детеныш — лисенок.
«Домики лесных жителей» («Кто где живёт?») (след № 4). Педагог. У всех зверей есть свой дом в лесу. Вам надо по­мочь животным найти свое жилище. Кто где живет?
На магнитной доске картины жилищ: берлога, нора, дупло, логово… . Дети прикрепляют к жилищу сюжетные картинки с семьей животных.
Ответ. Это лисья семья, они живут в норе; это бобриная семья, они живут в хатке…

Физкультминутка
Пальчиковая игра с грецкими орехами (у каждого ребенка ладонях два ореха для перекатывания).
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Заиньке усатому,
Мишке косолапому,
Серому волчонку,
Колючему ежонку.
Имитация диких животных (след № 5).
По-лосиному красиво Руки — «рога» над головой.
Ходит лось в лесу густом. Шаги с высоким подниманием ног.

По-мышиному пугливо Бег на месте мелкими шагами.
Сменит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка Прыжки вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка, Руки в стороны. Ходьба
Косолап он с детских лет. наступая на внутреннюю строну стоп.
«Расскажи о животном по плану-схеме» (след № 6). Дети составляют рассказы-описания по схемам-моделям, по цепочке и индивидуально.
Примерный ответ. Это медведь. У него большое туловище и голова. На голове маленькие уши, нос, глаза, рот с острыми зубами. А на туловище широкие 4 лапы, короткийхвост. Все туловище покрыто густой шерстью. Медведи живут в лесах, зи­мой спят в берлоге. Питаются всем: ягодами, корешками, медом, рыбой — они всеядные животные. У медведей рождаются медвежата, один или два. Люди охотятся на медведей из-за медвежьего мяса, шкуры и жира.
Ошибки художника «Чудо животные» (след № 7).
Педагог. Посмотрите внимательно на картинку что перепутал художник? (Заяц с лисьим хвостом, волк с заячьими уша­ми и т. д.)
4. Итог занятия.
Педагог. Вы выполнили все задания, нашли все следы.
Мы можем по плану группы найти клад (сундучок).
Дети находят сундучок с книгами о животных.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

ЦЕЛЬ: Углублять знания детей о диких животных наших лесов.

ЗАДАЧИ

Коррекционно-развивающая:

  • расширение и активизировать словарь по теме, закрепление в речи детей названий животных наших лесов;
  • развивать связную речь;
  • развивать мыслительную деятельность, внимание, память;
  • продолжать развивать фонематический слух.

Коррекционно-образовательная:

  • закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных;
  • учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;
  • закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме;

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей;
  • воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к животным;
  • развивать любознательность, взаимопомощь.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: притяжательные прилагательные (Лисий, волчий…), лисенок, волчонок,…логово, нора, берлога…

МАТЕРИАЛ: Иллюстрация Маши из сказки «Маша и Медведь», изображения диких животных, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, аудио запись «Лес», презентация по теме «Дикие животные наших лесов».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

ЛОГОПЕД: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

ЛОГОПЕД : Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо сделать массаж ушей старательно.

Улыбнулись.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

Дыхательная гимнастика.

Наращивание слов в предложении.

ЛОГОПЕД: Какое сейчас время года? Верно, лето! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)

Лето.

Летом жарко.

Летними деньками жарко.

Летними деньками бывает жарко.

Летними солнечными деньками бывает жарко.

Летними солнечными деньками бывает очень жарко.

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Маша из сказки (выставляется предметная картинка с ее изображением).

Маша – это персонаж, какой сказки?

Вместе с ней мы отправимся на прогулку в сказочный лес (выставляется картинка с изображением леса). Встали в круг, слушаем внимательно и выполняем все действия старательно.

Физкультминутка «Мы заходим с вами в лес»

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.(Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три...)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

ЛОГОПЕД: Вот мы и пришли с вами в лес, давайте послушает звуки леса (звучит аудио запись звуки леса).

Хотя ещё никто нам не встретился, мы с вами слышим, что лес живой. Какие звуки вы слышали?

Шорох, пение птиц, треск, шелест листвы…

ЛОГОПЕД: Посмотрите, вот и выходят поприветствовать нас лесные обитатели. Давайте и мы с ними поздороваемся, но здороваться надо не так как мы свами привыкли, а по-звериному. Смотрим на картинку, я показываю, как приветствует нас зверь, а вы повторяете.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Ёжик - фыркает (разминаем губы)

Лиса - улыбается, растягиваем губки в улыбке, губы при этом сомкнуты

Волк - улыбается, показали все зубки.

Рысь - широко открывает рот

Зайка трусишка – поджал ушки, испугался. Открыли широко ротик, язычок зацепили за нижние зубки, вот он прислушивается, нет ли поблизости, каких ни будь хищников, ушки вверх поднял. Рот также широко открыт, широкий язычок поднимаем к верхним резцам.

Змея уж – здоровается с нами, широко открыли рот, язычок острый высовываем вперед назад.

Лось вышел, цокает

Вон белочка спрыгнула, увидела большой гриб - «Белочка собирает грибы». Грибы на короткой и длинной ножках. – открывать и закрывать рот, не опуская языка.

Мишка сладкоежка слизывает мёд. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

Фокус дуем на пчел

ЛОГОПЕД: Прекрасно, звери поняли, что мы не хотим причинить им вред и разрешают нам погулять по лесу.

Развитие лексическо-грамматической стороны речи

«Чей? Чья? Чье?»

ЛОГОПЕД: Отправляемся мы с Машенькой дальше, и зашли мы с вами в самую глушь леса. Огляделись и увидели что-то необычное, вокруг нас как будто кто-то спрятался, из за дерева хвост торчит, а вон там ухо. Я кажется, догадалась, это звери решили с нами поиграть в прятки и выйдут они только тогда, когда мы узнаем кто и где спрятался. Поиграем? Ребята, но вам не просто надо будет называть, кто, где спрятался. Надо говорить красиво и правильно. Пр. Лиса спряталась за деревом, потомучто я виже лисий хрост…

ЛОГОПЕД: Молодцы всех животных отыскали. Ну что отправляемся дальше?

Физкультминутка

«Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)

И пчелок вспоминает.

(И.Лопухина)

ЛОГОПЕД: Здорово прогулялись, но вот перед нами новое задание, которое для нас приготовили волки. Давайте, его выполним и потренируем нашу память.

Развитие зрительной памяти.

«Кого не стало?»

ЛОГОПЕД: Волки приготовили для вас непростое задание, это задание смогут выполнить ребята с самой хорошей памятью. Но я уверенна, что у всех наших ребят отличная память, так что приступаем.

Детям предлагается ряд карточек и дается задание запомнить их, затем один из игроков закрывает глаза, а логопед убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и называет картинку, которой не стало. (Пр. не стало двух зайчат и т.д.)

ЛОГОПЕД: Замечательно справились с заданием, и волки пропускают нас дальше.

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Игра «Детёныши»

ЛОГОПЕД: Вышли мы с Машей на полянку, а на ней собрались все животные леса, кто воет, кто рычит, кто тявкает, все взволнованы. Их детеныши расшалились, попрятались по лесу. Родители очень переживают потому, что не могут их найти. Давайте вместе с Красной шапочкой им поможем, чтобы детеныши вышли их надо правильно назвать. Готовы.

Давайте скажем полным предложением:

У лисы один лисенок.

У зайца один зайчонок, и т.д.

ЛОГОПЕД: Вы прекрасно справились с заданием. Но вот в нашем лесу наступил вечер и всем животным их детенышам пора расходиться по домам давайте ин поможем. Вы должны назвать где, кто живет. Будьте внимательны и выполняйте упражнения старательно.

Развитие лексико-грамматического стороны речи

«Кто, где живет?».

Где себе дикие животные устраивают «домики»?

Лиса живет (где?) - в норе. Ёж живет в норе.

Белка – в дупле.

Волк – в логове.

Медведь в берлоге.

ЛОГОПЕД: Вот и разошлись наши животные по своим домам и нам пора возвращаться домой.

ИТОГО ЗАНЯТИЯ


1. Коррекционно – образовательные цели:

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животные, медведь, волк, лиса, белка, лось, шерсть, лапа, хвост, берлога, дупло, логово.)

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами – онок, -ята,) .

Коррекционно- развивающие цели:

Развитие речевого слуха, зрительного внимания, пространственной ориентировки, мышления. Общей моторики, связной речи. Развитие творческого воображения и подражательности.

Коррекционно- воспитательные задачи:

Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности.

Задачи:

  • расширение и активизация предметного словаря;
  • обогащение пассивного словаря детей;
  • развитие зрительного внимания, памяти, развитие слухового внимания, логического мышления.

Цель: Активировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, расширять словарный запас у дошкольников, правильно использовать предлоги в предложениях.

Задачи: Закрепить в речи названия диких животных наших лесов. Их детенышей, частей тела, жилищ. Развивать мышление на материале описательных загадок. Воспитывать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе.

Оборудование: ноутбук, карточки с заданиями, карандаши, бубен, сундук

Ход занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.

Ребята, сегодня я получила по почте красивый сундук с сюрпризом от веселых Смешариков. Но чтобы открыть сундук, нужно собрать 5 волшебных ключей. Каждый ключ- это правильно выполненное задание.

Вы хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания Смешариков? Тогда начинаем.

1,2, 3, 4, 5
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.

Первое задание от Копатыча. Копатыч любит загадывать загадки. (Слайд) А мы сейчас попробуем их отгадать.

1. Летом ходит без дороги или Кто в берлогу спать ложится-

Возле сосен и берез волк, медведь или лисица?

А зимою спит в берлоге.

От мороза пряча нос. (Медведь)

2. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет.

А в деревне кур крадет (Лиса)

4. Трав копытами касаясь ходит по лесу красавец

Он рога несет легко, хоть раскинул широко (Лось)

5. Хожу в пушистой шубке или Это что за шалунишка

Живу в густом лесу Рвет с еловой ветки шишку.

В дупле на старом дубе семена в ней выгрызает

Орешки я грызу (Белка) шелуху на снег бросает

6. Все время он по лесу рыщет
Он в кустах добычу ищет
Он из кустов зубами щелк
Кто скажите это… (Волк)

(все отгадки изображены на слайдах)

Как одним словом можно назвать их всех? Какие это животные? (Дикие)

Где они живут? (в лесу) .

А теперь закончите предложение

Зимой заяц белый, а летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У белки задние лапы длинные, а передние…

Заяц пушистый, а еж-…

Белка маленькая, а лось-…

А сейчас послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.

Маленькая веселая белка Широко открыт рот, язык расслаблен

Спала в своем дупле «Лопатка»

Потом она проснулась Коснуться кончиком языка альвеол

Радостно улыбнулась «Улыбка»

Белка выглянула из дупла, быстро поглядела по сторонам «Часики»

Белка была аккуратная, она умылась Круговые движения языка по губам

Почистила зубки Круговые движения языка за сомкнутыми губами

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх- вниз

(Движения языка вверх –вниз)

Язычком белка цокала «Цоканье»

Грибы собирала «Грибок»

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

(Широко открыть рот, язык расслаблен.)

Молодцы все ответили правильно. И зарядку выполнили хорошо. Получаете первый ключ.

Второе задание для вас приготовил Крош. (Слайд)

(Дети называют)

Молодцы, с этим заданием тоже хорошо справились и Крош отдает вам свой ключ. (показ слайдов)

Следующее задание от Лосяша. (Слайд)

У всех животных есть свой дом в лесу, называется жилище.

Сейчас я раздам вам карточки и карандаши. Вы внимательно посмотрите на картинку и дорисуйте дорожку от животного до его жилища. (раздаются карточки с карандашами) А теперь вспомним как называются жилища у животных. (показ слайдов)

Молодцы ребята, получаете ключ.

Задание от Совуньи. (Слайд)

В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких. Пушистых и гладких… И побежали звери со всех сторон. Понеслись, помчались во весь дух за хвостами.

Давайте мы сейчас поможем зверям найти свои хвосты. После соединения хвоста с животным спрашиваю чей хвост? (Дети выходят к столу и каждый выбирает себе карточку, потом необходимо соединить животного и хвост)

Молодцы, с заданием справились. Получайте ключ.

Давайте отдохнем немножко и поиграем в игру «Медведь, заяц, цапля»

(бубен)

Встаем в круг. Бубен стучит быстро, прыгаем как зайчики, бубен медленно ходим как мишки косолапые, бубен молчит- встаем на месте, подняв одну ногу.

Следующее задание от Ежика. (Слайд)

Нужно внимательно послушать рассказ, а потом мы с вами ответим на вопросы.

«Лисята» Е.Чарушин (сокращен.)

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню - носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать...

Заглянул на шкаф - на шкафу нет. Под столом – нет, под креслом –нет,

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит - охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Что за чудо такое?

Подскочил сапог поближе.

Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог - и другой выскочил.

Вот какие ловкачи! (при этом всем идет показ слайдов)

Вопросы по тексту. Отвечать нужно полным ответом.

Про кого говорится в этом рассказе? (Про лисят.)

Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог.)

Как охотник обнаружил лисят?

Чем заканчивается рассказ?

Молодцы. Ребята и с этим заданием вы тоже все справились.

Получите ещё один ключ от Ежика.

Ребята, вам понравились задания от Смешариков? Про кого мы сегодня с вами говорили? (про диких животных.)

Давайте посчитаем сколько же ключей мы собрали? (5) .

Вы замечательно справились со всеми заданиями, собрали все ключи, я думаю, что пора открыть наш сундук от Смешариков. (дети получают раскраски от Смешариков)



Что еще почитать