Логопедическое занятие по теме профессия. Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Сценка о профессиях

Шеянова Ольга Викторовна

Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,

город Новокузнецк

Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача : совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в дательном падеже, согласование их с глаголом), активизировать и расширить словарь по теме «Профессии», стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающая задача : развивать зрительно-пространственные представления, мелкую моторику, память.

Коррекционно-воспитательная задача : воспитывать уважение к людям труда.

Оборудование: предметные картинки по теме «профессии», игрушки-животные, аудиозаписи «Голоса животных», загадок, песни «Кем я стану?», игрушка «доктор Айболит», фотография «В лечебнице», два плоскостных изображения Буратино-грустного и весёлого, настольная игра «Я буду доктором», презентация слайд-шоу работников детского дома (учителя, швеи, доктора).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Утро доброе, ребята! В гости к нам пришла весна!

И луга, и лес, и поле пусть пробудит ото сна.

Вот и солнышко проснулось, стало лучше пригревать.

Ласково нам улыбнулось, зовёт занятие начинать.

II. Повторение.

  • Прослушивание песенки «Кем я стану?» (муз. Ваняна, сл. Викторова).

Логопед. Прослушайте песенку.

Исполнение песни двумя мальчиками

Логопед . Кем хочет стать Серёжа?

Ребёнок . Шофёром.

Логопед . Кем хочет стать Алёша?

Ребёнок . Монтёром.

Логопед. О какой профессии сейчас идёт речь?

Чтение стихотворения об актрисе, стихотворение читает ребёнок.

Снова занавес открыт,

И на сцене свет горит,

Кто в костюме театральном

К вам приходит шагом бальным,

Кто под маской прячет глазки,

Веер тоже вместо маски?

Дети . Загадка об актрисе.

Логопед. О каких профессиях мы говорили на прошлом занятии?

Дети . Мы говорили о капитане, о машинисте, о художнике.

  • Игра «Где чьё?» (по типу игры «Лото»)

Логопед. Посмотрите внимательно на картинки, найдите свою пару. Назовите правильно профессию.

Дети. Это продавец; это строитель и т.д.

  • Работа с картинками.

На доске предметные картинки: библиотекарь, швея, доктор, шахтёр, лётчик, милиционер.

Логопед . Люди каких профессий работают в нашем детском доме? Выберите нужные картинки.

Дети выбирают картинки.

Логопед . Проверьте правильность своего ответа.

Показ слайдов, на которых изображены учитель, швея и доктор – работники нашего детского дома.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательны, мне понравились ваши правильные ответы.

3. Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях.

III. Изучение нового материала .

  • Работа с «зашумлёнными» картинками.

У каждого ребёнка картинка с двумя изображениями: кастрюля, чайник; расчёска, ножницы; кисть, краски; катушка ниток, иголка; глобус, указка; молоток, клещи.

Логопед. На картинках изображены предметы, узнайте их.

Заслушиваются ответы детей.

Логопед. Кому нужны эти предметы?

Заслушиваются ответы детей.

  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Игра проводится с медицинскими принадлежностями из набора «Я буду доктором» – пипеткой, градусником и т.д.

Логопед. Кому нужны для работы эти предметы?

Дети . Эти предметы нужны докторам.

  • Беседа по фотографии «В лечебнице».

Логопед. Недавно мы были на экскурсии в лечебнице. Кому оказывали помощь в лечебнице?

1-й ребёнок. В лечебнице оказывали помощь кошке.

2-й ребёнок. Доктор лечила собаку.

Логопед . Для чего приводят в лечебницу животных?

1-й ребёнок. Животным ставят прививки.

2-й ребёнок . Животным выписывают витамины.

Логопед. Как их лечат?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Кому благодарны хозяин и животное?

Дети. Доктору.

Логопед. Вспомните, как называется доктор, который лечит животных?

Дети . Ветеринар.

Предлагается хоровое и индивидуальное произнесение.

Логопед . Герой какого произведения был ветеринаром?

Дети . Это произведение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского.

Логопед . Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор Айболит.

Внесение игрушки – доктора Айболита.

  • Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Логопед . К доктору Айболиту на приём пришли больные. Их много, узнайте их по голосам. Как только узнаете животного, поставьте на изображение фишку.

Логопед . Кому поможет доктор Айболит?

Дети . Доктор Айболит поможет лошади, корове и т.д.

Логопед . Доктор назначил им лекарства. Кому нужны капли для ушей?

Дети. Свинье нужны капли, у неё болит ухо.

Логопед . Кому нужен бинт, чтобы перевязать лапу?

Дети. Бинтик нужен собаке, потому что у неё рана на лапке.

Логопед . Кому нужна мазь для копыт?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Кому нужны капли для глаз?

Дети . Капли нужны корове.

При правильном ответе «лекарство» отдаётся животному.

Логопед . Доктору Айболиту понравились ваши грамотные ответы и ваши заботливое отношение к больным животным. Ребята, вы поняли, как сложна, важна и необходима профессия ветеринара. Доктор Айболит пришёл к нам не один, с ним Буратино.

IV. Физминутка «Буратино».

V. Закрепление.

Логопед . Почему Буратино такой грустный?

Звучит тихая печальная музыка.

Логопед. Что же случилось? Оказывается, Буратино нужно выполнить несколько заданий. Давайте ему поможем!

  • Работа с загадками

Загадки звучат на магнитофоне.

Это что за богатырь, Летит птица-небылица,

Он велик и ввысь, и вширь, А внутри народ сидит

Он гудит, он поёт, Меж собою говорит.

Пианино нам везёт. (Самолёт)

(Грузовик)

Ходит город-великан на работу в океан.

(Корабль)

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Троллейбус)

При отгадывании загадки даётся медалька, на которой изображено отгаданное транспортное средство.

Медалька изготавливается из пластмассовой крышки, крепится на ленточке. На крышку наклеивается изображение (волк, белка).

Логопед . Кому для работы нужен самолёт? Грузовик? А корабль? Троллейбус?

Заслушиваются ответы детей.

  • Работа с индивидуальным наглядным материалом.

1. Задание с пунктирными изображениями.

Логопед. Представьте, что вы – капитаны, лётчики, водители троллейбусов, шофёры. Нарисуйте своё транспортное средство по коротким линеечкам.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы очень аккуратно соединили линеечки, у вас получились красивые транспортные средства.

2. Задание «Каждой картинке своё место».

Государственное Бюджетное

Дошкольное учреждение

Детский сад №7 комбинированного вида

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Конспект

открытого мероприятия по образовательной области

«Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация» в группе компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста

на тему:

« Все профессии важны, все профессии нужны ».

Учитель-логопед:

Пушкарева Божена Ивановна

2014

Цель:

Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях.


Задачи:


1. Образовательные: Расширять представление о профессиях людей, учить называть профессии по месту работы или роду занятия. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

2. Развивающие: Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа. Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков Ш – C. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, память .

3. Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с разными профессиями , разучивание артикуляционной гимнастики, составление слогов.

Оборудование. Предметные картинки (учитель, врач, строитель, повар, пожарник, учитель, парикмахер, портной, полицейский, маляр). Предметные картинки со звуками Ш – C (шапка, малыш, миска, мишка, самокат, карандаши, шишка, сок, душ, кошка, маска, каска, касса). Два изображения кукол Шуры и Сони.

Схемы, фишки. Контуры людей разных профессий, простой карандаш.

НОД

1. Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.


2. Артикуляционная гимнастика.

Все ребята по порядку утром делают зарядку.

Язычок наш тоже хочет на детишек быть похожим.

Раз – мы песенку запели.

Два – уселись на качели.

Три – на лошади скакали.

На четыре – поболтали.

Пять – по зубкам постучали.

Шесть – мы в «часики» играли.

Семь – лаками словно кошка.

Восемь – спела нам гармошка.

Девять – сделали грибок.

Десять – ротик на замок.

3. Основная часть. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много.

4.Пальчиковая гимнастика:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы ещё больше узнать о профессиях. А, на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку: Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой, ведет всех за собой. /поезд/.

Правильно! Мы поедем на поезде.

Кто управляет поездом? /машинист/

Кто еще работает на поезде? /проводник/

Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

5. Развитие дыхания.

Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/

6.Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

7. Отгадывание загадок с опорой на картинки.

Ребята, мы попали на станцию Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь

Акварель, палитра, кисть

И, бумаги плотный лист.

А ещё мольберт, треножник

Потому что я …(художник)

Доброты, тепла, души

Мамочке не жалко

Ждут мамулю малыши: Вася, Маша, Галка, Паша, Сеня и Марат

Ждет её весь детский сад. (воспитатель)

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид! (парикмахер)

Нам дает товар и чек

Не философ, не мудрец

А обычный (продавец )

Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку

Крутит, вертит так и сяк

Но не съест её никак. (шофёр )

На столе лежат картинки, на которых изображены предметы к той или иной профессии. Дети находят кому для работы какие предметы, атрибуты необходимы и для чего.

Выполнить задание и составить предложения.

7. Игра «Назови по картинкам людей, которых профессий много».

Врач – много врачей , учитель – много учителей…

8. Игра «Что лишнее?».

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

- Определите, что лишнее из названных мною предметов, объясните, почему этот предмет лишний?

Врачу нужны: бинты, вата, шприц, кастрюля .

Повару нужны: кастрюли, сковорода, руль , половник.

Водителю нужны: шприц , машина, руль, насос.

Портному нужны: ножницы, молоток , мел, иголка.

Дворнику нужны: лопата, ножницы , молоток, метла, лом.

Шоферу нужны: машина, колеса, иголка , бензин.

Сапожнику нужны: иголка, нитки, пила , швейная машина.

Маляру нужны: краска, кисть, тарелка , банка.

Учителю нужны: тетради, кукла , ручки, карандаши.

9. Физкультминутка «Лётчик».

А летчиком - лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Бегут, расставив руки, как крылья.

11. Игра «Подарим картинки Шуре и Соне» . Дети «дарят» картинки в названии, которых есть звук Ш кукле Шуре, а кукле Соне со звуком С, объясняя свой выбор: «Я подарю шарку Шуре, потому что в слове шапка есть звук Ш».

12. Дидактическое упражнение «Исправь ошибку» . Прочитать детям предложения, дети должны исправить ошибки. Обратить внимание на изменение смысла всего предложения при замене одного звука другим.

Мама положила в тарелку манную каску.

Пожарный взял кашку.

Писатель писал башню.

Строитель строит басню.

Кошку зовут Маска.

В Новый год я надену Машку.

13. Закрепление звуков в словах. Звуковой анализ слов сок и душ .

14. Работа в тетрадях. Штриховка одежды людей разных профессий.

15.Итог . Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Давайте вспомним все о чем мы сегодня разговаривали.

Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная.

Что было бы, если бы не было врачей?

Что было бы, если не было учителей?

Что было бы, если не было строителей, пожарных художников…

А кем хотите стать вы когда вырастите и почему?

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заведем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь.

Похвала детей.


Разработала учитель - логопед

Черемушкина Ольга Владимировна

МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Родничок"

Цели занятия:

  • расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости;
  • расширение и активизация словаря по теме (Профессии, работа, плотник, врач, логопед, шофер, музыкант, летчик, парикмахер, почтальон, кондитер, специальная одежда, инструменты);
  • совершенствование фонематических представлений (выделение звука [у] в из ряда звуков, в слогах, в словах);
  • развитие связной речи;
  • развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • развитие плавного выдоха;
  • развитие зрительного внимания, пространственных представлений;
  • развитие координации речи с движением.

Оборудование: схема и пластмассовая машинка на магните, массажные мячи, схемы для составления рассказа, предметные картинки с изображениями представителей разных профессий, синтезатор, компьютер, посылка, торт из конфет, указка, уголок врача (шприцы, банки, бинт, вата, медицинский халат, коробочки из-под лекарств, схема с силуэтами черно-белого цвета), уголок логопеда (столы, стулья, зеркала, птички-невелички), уголок парикмахера (фен, расчески, заколки, резинки, флаконы из-под шампуня и пенки для волос).

ХОД ЗАНЯТИЯ

А у вас растут года,

Будете постарше

Где работать вам тогда,

Чем заниматься?

Нужные работники -

Маляры и плотники!

1 . - Посмотрите на картинку. Назовите профессию этого человека. (Это плотник.) Что делает человек этой профессии? (Пилит доски, стругает рубанком, делает ящики, стулья, делает предметы из дерева.) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О профессиях.)

Каждую профессию мы будем обозначать вот этим символом.

?

Что это за профессия? (Это плотник.)

2 . - Плотником быть хорошо, а врачом лучше.

Назовите специальную одежду врача? (Врач носит халат и колпак.)

Специальную одежду будем обозначать вот таким символом.

А сейчас я повернусь

Во врача я превращусь.

А теперь как врач хочу проверить ваше зрение? Что вы видите? (Я вижу елку. Я вижу треугольник…)

Хорошее у вас зрение. Я и слух сейчас тоже у вас проверю.

В круг скорее выходите

И на меня внимательно смотрите.

Мы со звуком [у] играем:

У-у-у, мы дружно повторяем.

А теперь мы будем искать звук [у] среди звуков: а, и, у, к, у, т, у…

А сейчас в слогах: ат, ум, ик, уп…

В словах: утка, иголка, улица, комар, умница.

Вы были такими внимательными и все правильно делали. И слух у вас очень хорошо развит.

3. - Быть врачом хорошо, а логопедом лучше.

Что необходимо логопеду для работы? (Логопеду для работы необходимо зеркало.)

Давайте с вами выполним логопедические задания.

К зеркалу поближе подойдите

И в нем себя найдите.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы -

Посчитаем наши зубы.

Влево-вправо, влево-вправо

Ваш язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Язык в иголку превращаем,

Напрягаем и сужаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку можно убирать.

Язык лопаткой положите

И спокойно подержите

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

А теперь давайте потренируем плавный выдох. Для этого нам понадобятся птички-невелички. Возьмите их.

В круг скорее выходите

И внимательно на меня смотрите.

На птичку необходимо дуть правильно, не поднимая плеч и не раздувая щек. Вдох делаем носом, а выдох через рот на колесико. Вот так.

Давайте с помощью схемы расскажем о моей профессии. (Это логопед. У него нет специальной одежды.)

4. - Быть логопедом хорошо, а шофером лучше.

Что делает шофер? (Шофер водит машину. Шофер перевозит грузы.) Любое действие мы будем обозначать во этим символом.

Умело водит шофер машину -

Ведь за рулем не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по схеме повезет.

Посмотрите на схему. Внимательно следите, где находится машина, и отвечайте на мои вопросы. Не спешите. Из гаража машина (что сделала?) выехала. От гаража (что сделала?) отъехала. К елке (что сделала?) подъехала. От елки (что сделала?) отъехала. Через мост (что сделала?) проехала. . .

5. - А сейчас мне понадобится музыкальный инструмент, который называется синтезатор. А кто из вас знает, как называется профессия людей, которые играют на музыкальных инструментах? (Музыканты.)

6. - Быть музыкантом хорошо, а летчиком быть лучше.

Ну-ка, летчики - пилоты,

Приготовились к полету.

(Дети стоят прямо, руки по швам.)

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

(Маршируют.)

Начинается полет,

(Приседают на одно колено, расставив руки в стороны.)

Загудел наш самолет.

(Дети гудят: у-у-у.)

Вверх поднялся, полетел.

(Дети встают и тянутся вверх.)

Летчик влево посмотрел,

(Поворачивают голову влево.)

Летчик вправо посмотрел.

(Поворачивают голову вправо.)

Быстро полетел вперед

Наш почтовый самолет.

(Бегут по кругу на носочках.)

Мы летели, летели

И до места долетели.

7. - Посмотрите сколько разных инструментов: ножницы, заколки, расчески, бигуди, фен. Человеку, какой профессии нужны эти предметы? (Все эти инструменты нужны парикмахеру.)

Инструменты мы будем обозначать эти символом.

Попробуйте составить предложения по всем символам. (Это парикмахер. У него есть специальная одежда - фартук. Парикмахер делает прически, постригает волосы, красит волосы. Для этого ему нужны ножницы, расческа, лак, краска для волос, бигуди, фен.)

8. - Для любой профессии человеку необходимо тренироваться. Быть сильным и ловким.

Возьмите мячики.

В правую руку свой мячик возьми,

И посильнее его ты сожми.

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснись

И ненадолго к вверх взметнись.

Ну а теперь мячик дружно катаем,

И в корзину его убираем.

9.

Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты кем хочешь стать?

(Я хочу быть милиционером, а шофером…)

А теперь давайте выберем картинку, по которой составим рассказ. А в этом нам поможет схема.

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

10. (Звонок.)

Мне на мой электронный адрес пришло письмо. Интересно от кого оно. Это письмо от Печкина. Ребята, а кто по профессии Печкин? (Печкин почтальон.)

Давайте послушаем, что он хочет нам сказать.

Здравствуйте, ребята! Я слышал про вас, что вы ребята старательные и очень внимательные. Вы много знаете. А у меня для вас посылка, только вам нужно ее найти.

Кто весь зал обойдет

Тот посылку найдет.

Потихоньку идите

И внимательно смотрите.

Как увидите посылку

Не шумите, не кричите

А сядьте на ковер и подождите.

(Дети ищут посылку.)

Все нашли посылку. Саша, скажи, где она лежит? (Посылка лежит за парикмахерской.)

Давайте посмотрим, что там есть. (В посылке лежит торт из конфет.)

Подумайте и назовите профессию человека, который прислал эту посылку? (Это кондитер.)

11.

Мы в профессии играли

По душе их выбирали,

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер нас стрижет,

Шьет портной для нас штаны,

И сказать мы вам должны:

Лишних нет у нас профессий,

Все профессии нужны!

Все профессии важны!

12. А теперь мы на прощанье

Скажем дружно «До свидания».

Ещё по данной теме:

Данный конспект логопедического занятия будет интересен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми, имеющими ОНР. Это итоговое занятие в подготовительной группе по теме «Профессии», которое легко раскроет возможности детей по окончании обучения в логопедической группе. Занятие комбинированное, так как включает в себя все разделы работы: звукопроизношение, грамота, лексика, грамматика.

Комбинированное занятие.

Цели:

  • Закрепить знания детей о профессиях.
  • Обобщение знаний детей по звукопроизношению и грамоте.
  • Обогащение речи детей яркими художественными признаками и словами-действиями по теме «Профессии».
  • Развитие диалогической речи — упражнение в употреблении в диалоге сложносочинённых предложений с придаточными причины.
  • Упражнение в звуко-слоговом анализе слов.
  • Закрепление умений составлять предложения по заданной схеме.
  • Закрепление навыка чтения.

Оборудование:

  • П/К с изображением профессий; звуко-слоговые схемы; схемы предложений; картинки контурного наложения предметов; схема звуко-слогового анализа слов; мяч; простые карандаши; флажки; конверты с заданиями; стол; волчок-юла.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

Мы с вами учились красиво говорить,
Место разным звукам на схеме находить.
Узнали, что в предложении слова должны дружить.
И что предлог со словом нельзя соединить.
Буквы изучая, учились мы читать.
И даже по картинке рассказы составлять.
Вот подрастёшь немного и в школу ты пойдёшь,
Много интересного в книгах ты прочтёшь.
Сумеешь ты кроссворд и ребус разгадать,
А мне лишь остаётся удачи пожелать.

Игра «Разминка для ума»

Логопед: — Сядет тот, кто поиграет со мной в игру «Разминка для ума»:

Л.- На какие две большие группы делятся звуки и буквы? (гласные и согласные)

Л.- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем)

Л.- Какие звуки мы называем гласными? (если воздух выходя изо рта не встречает преграду, то это гласный звук)

Л.- Какие звуки мы называем согласными? (Если воздух выходя изо рта встречает преграду, то это согласный звук)

Л.- Какие гласные стоят после твёрдых согласных? (А,О,У,Ы,Э)

Л.- Как называются эти гласные? (гласные первого ряда)

Л.- Какие гласные указывают на то, что согласный перед ними читается мягко? (Я,Ё,Ю,И,Е)

Л.- Как называются эти гласные? (гласные второго ряда)

Л.- Какая гласная буква никогда не пишется в начале слова? (Ы)

Л.- Какие согласные звуки всегда твёрдые? (Ш,Ж,Ц)

Л.- Какие согласные звуки всегда мягкие? (Щ,Ч,Й)

Л.- Назовите парные согласные звуки.(П-Б,З-С,В-Ф,Г-К,Д-Т,Ж-Ш)

Л.- Чем отличаются звонкие и глухие согласные звуки? (Звонкие-произносим с голосом, а глухие без голоса)

Л.- Что образует сочетание гласного и согласных звуков? (Слог)

Л.- Как определить количество слогов в слове?(Сколько гласных звуков столько и слогов)

Л.- Назовите буквы, не имеющие звукового обозначения.(Ь,Ъ)

II. Постановка цели занятия.

Л.- Дети, давайте вспомним стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?»

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.

Л.- О чём спорили дети в этом стихотворении? (О том, какая профессия самая главная)

Л.- А давайте и мы с вами так поиграем!

Л.- Однажды дети мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.

1 ребенок:- Я буду врачом, ведь врач — самая главная профессия, потому что он лечит людей.

2 р.- А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы.

З р.- Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать.

4 р.- Значит, главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед.

5 р.- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

6 р.- Его вылечит врач.

7 р.- Так кто же тогда главнее?

Л. — Загадку решила мама, вернувшаяся с работы.

8 р.- Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям.

Л.- Да, действительно все профессии важны. Сегодня на занятии мы поговорим о профессиях и покажем нашим гостям, как мы подготовились к школе.

Закрепление знаний о профессиях.

Игра «Назови профессию» (с мячом)

Л.- Но что это со мной случилось? Дети, пока я вас учила, все профессии забыла. Поможете мне вспомнить профессии? (Да)

Л.- Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте.

Поезд водит (машинист).
Поле пашет (тракторист).
Самолётом правит (лётчик).
Клеит книжки (переплётчик).
В школе учит нас (учитель).
Строит здания (строитель).
Красит стены нам (маляр).
Столы делает(столяр).
На станке ткёт ткани (ткач).
От болезней лечит (врач).
Хлеб печёт в пекарне (пекарь).
Нарисует нам (художник).
Сапоги сошьёт (сапожник).
Потушит виг пожар (пожарный).
Песни нам споёт (певец).
Торговлей занят (продавец).

Л.- Кто всё знает — молодец! Спасибо, дети, вы помогли нам вспомнить профессии.

III. Игра «Что? Где? Когда?»

Л.- А теперь мы с вами поиграем в игру «Что? Где? Когда?»

(Стол, волчок, звёзды с заданиями, красные флажки за ответы)

Л.- Я буду ведущей, а вы будете знатоками. За правильный ответ вы получаете красный флажок, а если вы ошибаетесь, я получаю зелёный флажок.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание № 2, от программиста.

1. Игра «Четвёртый лишний»

Л.- И вот первая игра Четвёртый лишний». Прочитайте слова, выделите лишнее, объясните почему оно лишнее и выделите ударный слог.

  1. Шофёр, пожарный, машина, милиционер. (Лишнее слово «машина», потому что машина — это транспорт, а остальные профессии.)
  2. Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это действие повара, а остальные действия дворника. Ударный слог в слове варит –ва-.)
  3. Ножницы, расчёска, шампунь, бинт. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет врача, а остальные предметы парикмахера. В слове бинт один слог.)
  4. Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача. В слове врач один слог.)

Л.- Молодцы, вы заработали первый красный флажок.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №5 от инженера.

2. Игра «Нелепицы»

Л.- Следующая игра «Нелепицы». Послушайте предложения и исправьте ошибки.

  • Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь.
  • Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги.
  • Учитель лечит больного, а врач учит учеников.
  • Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.
  • Птичница кормит цветы, а цветовод выращивает цыплят.

Л.- Молодцы, вы заработали второй флажок.

IV. Физ. минутка.

Речевая зарядка (дети произносят три раза с ускорением темпа)

  • Снигафтен музыканты
  • Декотросперо, сперо, пиано
  • Пиапиапиано, пиапиано
  • Гитагитагитара, гитагитара
  • Цимбацимбацимбала, цимбацимбала
  • Барабарабарабан, барабарабан.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №2 от врача.

1. Игра «Кем быть?»

Л.- И вот наша следующая игра «Кем быть?»

Л.- Люди работают теми, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них получается. А какие профессии нравятся вам и почему?

(На наборном полотне п/картинки профессий по количеству детей, дети выбирают понравившуюся профессию и обосновывают свой выбор)

Примерные ответы детей:

  • Я хочу быть птичницей, потому что люблю ухаживать за птицами.
  • Я …фотографом, потому что я люблю фотографировать людей, животных и природу.
  • Я.. .маляром, потому что я люблю яркие, красивые дома.
  • Я..учителем,.. .я люблю учить детей.
  • Я.. .сапожником,.. .я люблю ремонтировать обувь.
  • Я…штукатуром,…люблю штукатурить.
  • Я …врачом…. люблю лечить детей.
  • Я …ткачихой,…мне нравятся нарядные, модные ткани.
  • Я…слесарем,…люблю чинить водопроводные краны.
  • Я…пианистом, …люблю играть на пианино.
  • Я…фигуристом, …танцы на льду.
  • Я…уборщицей,…люблю чистоту и порядок.
  • Я…художником,..люблю писать картины.

Л.- Молодцы, Это ваш флажок.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №4 от крановщика.

2. Звуко-слоговой анализ.

Л.- Составьте звуко-слоговую схему своего слова. (Индивидуально)

Работа со схемой.

Л.- Сколько слогов в вашем слове?

Л.- Как вы узнали, сколько слогов в вашем слове? (Сколько гласных звуков, столько и слогов)

Л.- Девочки назовут первый слог в слове, а мальчики назовут второй слог.

Л.- Какие звуки мы называем гласными? (Если воздух, выходя изо рта не встречает преграду- это гласные звуки)

Л.- Назовите гласные звуки.

Л.- Какие звуки мы называем согласными? (Если воздух, выходя изо рта встречает преграду- это согласные звуки.)

Л.- Какими бывают согласные звуки? (Звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими)

Л.- Назовите согласные твёрдые звуки.

Л.- Назовите согласны мягкие звуки.

Л.- Сколько звуков в вашем слове?

Л.- Какой вопрос можно поставить к вашим словам? (Кто это?)

Л.- Молодцы, вы заработали ещё один флажок.

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №5 от учителей.

3. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

(Фигуры наложения у каждого ребёнка)

Л.- Следующая игра: кто-то навёл беспорядок среди рабочих инструментов, найдите свой инструмент и заштрихуйте его.

Л.- Какие предметы вы заштриховали? (Я заштриховал кисть, потому что я маляр.)

Л.- Молодцы!

(Дети вращают волчок)

Д.- Задание №6 от художника.

4. И вот следующая игра. Составьте предложение о своей профессии по заданной схеме, чтобы в это предложение входило название заштрихованного вами инструмента.

(Схемы на каждого ребёнка)

Примерные предложения:

В больнице врач ставит градусник.
Фотограф фотографирует новым фотоаппаратом.
Учитель читает детям занимательную книгу.
Сапожник подбивает каблуки молоточком.
Маляр красит стены широкой кистью.
Птичница принесла в ведре зерно.
Ткачиха ткёт ткань из модных ниток.
Слесарь меняет водопроводный кран разводным ключом.
Молодой пианист играет на пианино.
Фигурист обкатывает новые коньки.
Уборщица убирает мелкий мусор веником.
Художник смешивает масляные краски на палитре.
Штукатур штукатурит новые стены шпателем.

Л.- За стульчик встанет тот, назовёт слова-предметы из своего предложения.

Л.-… Слово-действие…

Л.- …слово-признак…

Л.-…предлог…

Л.- Молодцы, и на этот раз флажок ваш.

VI. Итог логопедического занятия.

Л.- О чём мы говорили на занятии? (о профессиях)

Л.- Какая же профессия самая важная?

Л.- В какую игру мы играли?

Л.- Игру заканчивать пора.

Л.- Подводим итоги нашей игры. Я не заработала ни одного флажка. Победа за вами! (звучит музыка)

Л.- Я вас поздравляю! (Вручаются грамоты.)

Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г. Саранск

Образовательные области: Коммуникация, Здоровье.

Разделы: Развитие речи.

Тема: «Путешествие в мир профессий»

Цель : уточнить и закрепить представления детей о профессиях (врач, строитель, повар).

Задачи:

  • Коррекционно — образовательные: уточнить и расширить словарный запас по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки построения простого предложения.
  • Корекционно — развивающие: развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, развивать сенсорное восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • Коррекционно — воспитательные: формирование положительной установки на начало занятия, воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, привить уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование: предметные картинки (врач, строитель, повар), конверты на каждого ребенка, картинки с изображением инструментов, продуктов питания, сенсорные мешочки.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, здоровьесберегающий.

Предварительная работа: рассказы о профессиях (повар, врач, строитель), составление описательных рассказов с использованием мнемотаблицы, загадывание загадок, дидактические игры: «Кто что делает?», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы?».

Словарная работа : профессия.

Открытое занятие в логопедической средней группе
Тема: «Путешествие в мир профессий»

Ход заня тия:

Организацион ный момент:

(логопед здоровается с детьми, говорит о том, что началось занятие по развитию речи)

Круг радости.

Крепко за руки и возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбаемся вокруг,
Ты мой друг и я твой друг.

(дети встают в круг, слушают стихотворение и выполняют соответствующие движения, затем рассаживаются на стульях)

Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В мир профессий». А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка про транспорт.

Логопед: — Что за чудо — едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином!
Дети: — Автобус.

Логопед: — Правильно! Мы поедим с вами на автобусе.

(звучит песня Е.С.Железновой «Мы в автобусе сидим»)

Логопед: — Ребята, вот мы и приехали в город профессий.

Основная ча сть.

1 остановка

Логопед: — И первый мастер, к которому мы с вами отправимся в гости — это врач.

(выставляет картинку на доске)

Логопед: — Как по-другому можно назвать врача?

Дети: — Доктор.

Логопед: — Что делает доктор?

Дети: — Доктор лечит людей.

Логопед: — Где работает доктор?

Дети: — Доктор работает в больнице.

Логопед: — Как на казахском языке называется доктор?

Дети: — Дәрігер.

Один ребенок назначается на роль врача. Логопед надевает на ребенка детский колпак доктора.

Логопед: — Давайте представим, что мы сейчас в кабинете у врача. И покажем, как мы правильно выполняем артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Качели».

Логопед: — А теперь врач послушает наше дыхание.

Дыхательное упражнение.

Вдох носиком, а выдох ротиком.
(упражнение выполняется 3 раза).

Логопед: — Молодцы. Правильно все выполнили. Наше путешествие по городу профессий продолжается.

2 остановка

Логопед: — Отгадайте загадку про следующего гостя, которому мы с вами приехали.

Загадка про строителя.

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…
Дети: — Строитель.

Логопед: — Правильно. Это строитель.

(выставляет картинку)

Логопед: — Что делает строитель?
Дети: — Строитель строит дом.

Логопед: — Как на казахском языке называется строитель?
Дети: — Құрылысшы.

Логопед: — Какие инструменты нужны для работы строителю?
(дети перечисляют названия инструментов)

Один ребенок назначается на роль строителя. Логопед надевает на ребенка каску строителя.

Логопед: — Ребята, давайте поможем нашему строителю построить дом. Представим, что наши кулачки — это молоточки.

Пальчиковая гимнастика «Тук-ток» (Е.С.Железнова)

(рассаживаются на ковре, повторяют движения за педагогом под музыку)

Дидактическая игра «Подбери предмет»

(рассаживаются за столами, рассматривают картинки)

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы врачу? Назовите их.

(3 детей называют предметы: градусник, бинт, вата)

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы строителю? Назовите их.

(3 детей называют предметы: молоток, гвозди, пила)

Логопед: — А какие предметы мы с вами не назвали?

(2 детей называют предметы: масло, яйца, мука)

Логопед: — Как вы думаете, кому из города профессий нужны эти предметы?

Дети: — Повару.

Логопед: — Все верно. Продукты нужны повару, чтобы приготовить разные вкусные блюда. Отправляемся на нашем автобусе в гости к повару.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

3 остановка

Логопед: — Кто это?
(выставляет картинку)
Дети: — Это повар.

Логопед: — Как на казахском языке называется повар?
Дети: — Аспазшы.

Логопед: — Что делает повар?
Дети: — Повар готовит разные вкусные блюда.

Один ребенок назначается на роль повара. Логопед надевает на ребенка колпак повара.

Логопед: — Ребята, а давайте поможем повару замесить тесто.

(раздает каждому ребенку сенсорные мешочки)

Игра с сенсорными мешочками «Месим тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём.
(энергично сжимают сенсорные мешочки и разжимают)
Пироги мы испечём.
(перекладывают сенсорные мешочки из одной руки в другую)

Логопед: — Наше путешествие по городу профессий закончилось. Возвращаемся в группу.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

III. Итог занятия

Логопед: — Ребята, вам понравилось путешествие?
(ответы детей)

— Вспомните, у кого мы были в гостях?
(перечисляют)

Сюрпризный момент.

(Стук в дверь)

Заходит в группу повар детского сада, знакомится с ребятами, рассказывает о своей профессии, приносит детям сладкий подарок.

Логопед: — Молодцы, дети! Все старались, все правильно выполняли. Похлопайте друг другу!



Что еще почитать