Madeleine Vionnet – пурист моды. Мадлен вионне-"архитектор моды" Какой мадам мир моды обязан косым кроем

«…То, что я творила, нельзя назвать модой. Сделанное мною было создано для того, чтобы остаться навсегда. Я хотела, чтобы мои платья пережили время благодаря не только своему крою, но и своей художественной ценности. Я люблю то, что не теряет достоинств с течением времени…» Так незадолго до смерти Мадлен Вионне сформулировала то, чем она жила и дышала на протяжении всей своей жизни…

Крой по косой. Воротник – хомут и воротник – копюшон. Одежда без швов. Платья на голое тело. Искусные драпировки струящихся тканей. Необъяснимо…

Страсть к математике. Любовь к архитектуре. Головоломки выкроек, которые до сих пор не разгаданы. Имя, которое, увы, позабыто. Одежда из фондов музеев, до сих пор вызывающая восхищение ценителей прекрасного… Все это оставила в наследство Мадлен Вионне - классический гений Высокой моды.

Все будет по-моему

Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876-го года. С раннего детства она мечтала стать скульптором, в школе проявила значительные способности к математике, но бедность вынудила ее оставить школу и в одиннадцать лет стать помощницей портнихи, чтобы приносить хоть какую-то пользу своей семье. Перспективы у девочки, не получившей даже школьного образования, были весьма туманны, жизнь казалось предопределенной и не сулящей каких-то больших радостей. Однако Мадлен сумела все сделать по-своему. Впрочем, этим самым «по-своему» она занималась всю свою жизнь.

Очень рано выйдя замуж, она переехала в Париж – в поисках лучшей доли. Мадлен повезло – хорошие портнихи требовались повсюду, и ей удалось устроиться в известный Дом Моды. Вскоре она родила дочку, но случилось несчастье - девочка умерла. Вскоре распался и казавшийся таким крепким брак, а потом бедная девушка лишилась и работы. Отчаявшись, она на последние деньги купила билет и, не зная языка, уехала в Англию…

Как человеку проявить себя? Жизнь предоставляет немало возможностей для этого, главное – суметь воспользоваться хоть одной из них. Мадлен Вионне это удалось – причем, неоднократно, а, пожалуй, каждый раз, когда судьба дарила ей свою благосклонную улыбку. Начав работать в Туманном Альбионе скромной прачкой, вскоре она стала одной из самых знаменитых женщины этой страны, а вернувшись в Париж – признанной законодательницей моды и стиля…

Платье должно улыбаться

Собственный Дом Моды она создала благодаря… скандалу. На показе, где впервые были представлены ее уникальные, раскроенные по косой платья, облегавшие фигуру подобно неизвестному тогда трикотажу, Мадлен – дабы не нарушать гармоничность линий – потребовала, чтобы манекенщицы надевали их на голое тело. Это было «слишком» даже для богемного Парижа, но именно так прогрессивные и свободомыслящие женщины того времени нашли «своего» модельера… И пусть Модный Дом Мадлен Вионне проработал, в сущности, лишь от конца Первой мировой войны до начала Второй мировой – за эти годы ею было сделано столько открытий, воплощено столько новаторских идей, сколько нынешним дизайнерам и не снилось…

Именно Мадлен впервые – во всеуслышание! - заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет. «Когда женщина улыбается, то платье должно улыбаться тоже», - говорила Вионне. И создавала платья, которые лишь подчеркивали естественную красоту женщины, повторяя линии ее фигуры, приспосабливаясь к изгибам ее тела… В таких платьях дамам было так легко танцевать модный джаз и водить машину...

Хорошо зная математику, она никогда не забывала, что тело имеет три измерения, и не полагалась на плоское изображение на бумаге. Мадлен не столько шила, сколько конструировала, по-своему «лепила», создавая объемные модели, для чего использовала специальных деревянных куколок, вокруг которых оборачивала куски ткани и накалывала их в нужных местах булавками. Когда ткань садилась идеально, все то же самое переносилось на фигуру конкретной женщины. В итоге модели Мадлен Вионне сидели на женщинах, как влитые, полностью приспособившись под линии конкретной фигуры.

Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры, а модели были похожи на скульптурные произведения, отличающиеся ассиметричностью форм. Впоследствии, чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Мадлен Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Чего греха таить, надевать такую одежду было непросто, и клиенткам приходилось некоторое время специально тренироваться, чтобы научиться это делать самостоятельно, или же каждый раз приезжать в Модный Дом Мадлен Вионне, дабы… одеться!

Великий экспериментатор

Основные эксперименты Вионне совершила в технике кроя: она ввела в обиход крой по косой - под углом 45 градусов к направлению долевой нити, благодаря которому умудрялась создавать одежду практически без швов. Однажды специально для нее сделали шерстяные отрезы шириной пять метров, из которых она создавала пальто… вообще без швов!

Дополнением к филигранному крою стали и многочисленные драпировки, многие секреты которых до сих пор не разгаданы. Она оказала влияние на всю моду XX века, хотя всегда заявляла: «Я не знаю, что такое мода, я никогда не думаю о ней. Я просто делаю платья». Ее чувственные платья из шелка, крепдешина, габардина и сатина носили всемирно признанные звезды: Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и Грета Гарбо. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы. Модельер удивительным образом умудрялась соединять роскошь и простоту, получая в результате ту желанную гармонию, которая востребована всегда… Античный стиль, который достаточно часто использовался в моде и до Мадлен, в ее коллекциях обрел вторую жизнь. Он считался символом элегантности на протяжении двух предвоенных десятилетий.

Новатор по жизни

Новое понимание одежды как естественного продолжения и украшения фигуры обеспечило безумную популярность Дома Моды Вионне. Чтобы защитить свои уникальные модели от подделок, мадам Вионне стала пришивать к ним метки с собственным именем - логотипом, каждую модель фотографировала с трех сторон, а позднее – используя трехстворчатое зеркало, и заносила всю подробную информацию обо всех моделях в специальный альбом. Кстати, за свою творческую жизнь Мадлен создала семьдесят пять таких альбомов. В 1952-ом году она передала их (а также рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume). Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее так называемые «копирайт-альбомы» стали затем основой для создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.

Новаторскими были и ее взаимоотношения с персоналом собственного Модного Дома. Именно Мадлен Вионне сделала уважаемой и престижной профессию манекенщицы. В ее Модном Доме всем сотрудникам были предоставлены необходимые социальные права, обязательно устраивались регулярные перерывы, всем работникам предоставлялись отпуска, выплачивались пособия по болезни. При ее Модном Доме специально для персонала были созданы поликлиника, столовая и даже маленькое туристическое бюро! К 1939-му году на Дом Вионне, изготовлявший до трехсот моделей в год, работало около трех тысяч человек.

Наследство вкуса

Однако ни новый подход к модным показам, ни разнообразные социальные программы, ни эксперименты в технике кроя не принесли Мадлен Вионне финансового успеха и стабильности. Вторая мировая война подорвала модный бизнес, ее Дом закрылся. Больше мадам Вионне созданием моделей не занималась, жила скромно, но живо интересовалась всем происходящим в мире Высокой моды. Ее модели распродавались на аукционах за огромные деньги, которые шли мимо нее…

Не дожив чуть меньше года до своего столетнего юбилея, она любила повторять: «Вкус - это чувство, которое делает различия между тем, что по-настоящему красиво, тем, что просто бросается в глаза, и также тем, что уродливо! Это знание передается по наследству - от матери к дочери. Но некоторые люди не нуждаются в обучении: чувство вкуса у них врожденное. Я думаю, я одна из таких людей…»

«Любовь к геометрии позволила Мадлен Вионне создавать изысканнейшие фасоны на основе простых форм, таких как четырехугольник или треугольник. Ее творчество – вершина искусства моды, которую невозможно превзойти…»

Секрет стиля

Никто так и не сумел разгадать секрет вечернего платья цвета слоновой кости, созданного Мадлен Вионне в 1935-ом году. Оно находится в Парижском Музее Моды и Текстиля и относится к тем чудесным творениям, идеальная форма которых достигается при помощи одного единственного шва.

Манекенщица Соня в модели «Барельеф», скопированной с платья танцующей нимфы на фризе потолка в Лувре. Фото: Джордж Хойнинген.

Она безупречно одевалась сама и создавала потрясающие наряды для своих современниц. Ее модели известны многим, имя помнят единицы. Королева косого кроя, архитектор среди портных, гений роскошной простоты.Мадлен Вионне.

Она родилась в бедной семье сборщика податей в 1876 году, в Шайер-о-Буа. Мечтала стать скульптором, проявляла способности к математике… Но в 11 лет стала помощницей портнихи. В 16 переехала в Париж, где стала ученицей модного портного, в 18 вышла замуж. Вскоре стала мамой, но дочка умерла, брак распался. Мадлен отправилась в Лондон, где работала прачкой, потом швеей в лечебнице для душевнобольных, затем перешла в ателье Кейт Рэйли, которая обслуживала богатых британок, копируя парижские модели. Здесь она освоила технику кроя и научилась виртуозно копировать. И стала известной, создав свадебное платье для невесты герцога Мальборо.

Мадлен Вионне создавала свои модели на деревянном манекене.

Вернувшись в Париж, она устроилась в Дом моды сестер Калло. «Без них я бы продолжала штамповать «форды», а благодаря им, стала создавать «роллс-ройсы», –
вспоминала потом Мадлен. В 1906-м кутюрье Жак Дусе пригласил Вионне обновить старую коллекцию и создать «молодежный» отдел в его Доме. К этому времени Мадлен уже открыла для себя крой по косой не только отдельных деталей, но и всего платья. И пришла к убеждению: заковывать женское тело в жесткие корсеты – преступление. А потому, предложив отказаться от них, создала коллекцию, которая состояла из платьев (она их еще и укоротила!), скроенных по косой – под углом в 45 градусов относительно основы ткани. Платья заструились вдоль тел, облегая их. Чтобы не нарушать гармонию, Мадлен потребовала: манекенщицы должны надеть платья на голое тело. Последовал скандал. Ни Дусе, ни светские львицы не приняли революционные дерзания Мадлен. Зато их в полной мере оценили богема и дамы полусвета, став верными клиентами ее Дома моды Vionnet . Она открыла его в 1912 году. Но грянула Первая мировая война, Дом на улице Риволи в Париже пришлось закрыть. Мадлен отправилась в Рим изучать историю архитектуры и искусства.

Она влюбилась в античные костюмы. Позже древний стиль лег в основу многих ее коллекций платьев с очень сложными драпировками. При этом они, всегда совпадая с естественными линиями женского тела, не выглядели тяжеловесно. В ее антику гармонично вплеталась и вышивка, которая располагалась только вдоль основных нитей, что позволяло любой ткани продолжать струиться.


В 1919 году Дом Vionnet открылся вновь. И началось блистательное шествие мадам Вионне на вершину высокой моды. Ее стиль стал символом элегантности. Филигранный крой и искусные драпировки (многие их секреты до сих пор не разгаданы) приводили клиенток в восторг. Книга заказов Дома Vionnet «лопалась по швам» (быть может, еще и поэтому Мадлен стала создавать платья с одним швом, а то и вовсе без единой строчки?). В 1923-м Дом Vionnet переехал на улицу Монтень. Интерьеры мастерских и студий были оформлены по рисункам Рене Лалика, Бориса Лакруа и Жоржа де Фёра (он создал знаменитый фриз из фигур в античном стиле). В 1924-м она открыла филиал Дома и в Нью-Йорке.

Она не рисовала эскизы, а работала в технике наколки: как скульптор создавала модели на деревянной кукле, накладывая куски ткани так и эдак. Она укутывала манекен тканью, драпируя ее и добиваясь того, чтобы будущее платье сидело идеально. Мадам Вионне считала: это мода обязана приспосабливаться к телу, а не тело «ломаться» под жестокие порой правила моды. Еще одно ее нововведение: клиновидные вставки в подол платья, которые словно разбивали геометрический строй верха. Это делало модель невесомой. Она ввела и другие конструктивные новшества: например, круговой крой с фигурными подрезами и треугольными вставками. Она «сочинила» также горловину «хомут», воротник-трубу, фасон топа с двумя бретелями, завязывающимися на шее сзади, воротник-капюшон.


Модель в наряде от Вионне. 1924

Такая техника кроя требовала новых материалов, и Вионне заказывала ткани необычной ширины – до 2 м. Но не только в размерах было дело: необходимы были более «текучие» материалы. Ее поставщик Бьянчини-Ферье создал для Мадлен уникальный по тем временам бледно-розовый креп, в состав которого входили шелк и ацетат. Это была одна из первых синтетических тканей.

Крой и отделка платьев от Vionnet были и остались неповторимыми. Их практически невозможно скопировать. Модельер Аззедин Алайя, чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, потратил целый месяц. Тайну вечернего платья из ткани цвета слоновой кости, созданного в 1935 году, никто, кроме него, так и не открыл.


Кстати, о копировании. Вспомнив Кейт Рэйли, Мадлен решила обезопасить себя от подделок и в очередной раз стала первопроходцем. На каждое платье нашивался ярлык. На нем Мадлен ставила подпись и… отпеча- ток своего большого пальца. На каждый предмет, вышедший из мастерских, наносились серийные номера, велись и списки тех, кому официально разрешалось копировать модели. Так она дала старт системе защиты авторского права в индустрии моды. Кроме того, прежде чем отправить платье клиентке, она фотографировала его с трех сторон, а снимки помещала в альбом. В 1952 году Мадлен передала 75 альбомов (плюс рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume) . Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее альбомы положили начало Музея моды и текстиля в Париже. Мадлен первой стала устраивать и настоящие фотосессии в студии, снимая моделей у трельяжа или на фоне античных масок, колонн, руин и прочих древностей.


С 1928 года все модели Вионне фотографировались перед 3-створчатым зеркалом, чтобы засвидетельствовать ее авторство в «копирайт-альбомах».

Вионне серьезно относилась к своим сотрудникам, удобно оборудовала их рабочие места, организовала столовую, детские ясли, работу врача и стоматолога, и давала оплачиваемые отпуска до того, как это было закреплено законом.

…Она говорила: «Я не думаю о моде, а просто делаю платья». И задавала тон в моде на протяжении 20 лет, пока в 1939 году не отошла от дел. Богиня стиля покинула этот мир в 1975-м, не дожив год до векового юбилея.

Блузка, созданная из одного куска ткани, сохраняла свою форму только благодаря завязанному банту.

Отпраздновал столетие ее Дом, возрожденный в 2006 году. Креативным директором марки стала дизайнер София Кокосалаки. Но в 2009-м сменилось не только руководство Дома, но и его месторасположение: наследник итальянской текстильной империи Marzotto Group Маттео Мардзотто стал владельцем бренда и перевез штаб-квартиру Vionnet в Милан. Дом Vionnet возглавил дизайнер Родольфо Паглиалунга, экс-креативный директор итальянского бренда Prada . Но былая слава к марке так и не вернулась. В преддверии 100-летия у Vionnet появился новый владелец – влиятельная британская бизнес-леди казахского происхождения Гога Ашкенази. Сегодня она – 100-процентный держатель акций компании. В команду Гоги Ашкенази уже вошли дизайнеры, работавшие с Домами мод Ungaro, Dolce&Gabbana и Versace.


Платье из коллекции «Греческие вазы», созданное по мотивам росписи амфоры, хранящейся в Лувре и фрагмент вышивки знаменитого Дома Лесаж, выполненной для платья Вионне из коллекции «Греческие вазы». Tags: ,

1

1

1

"Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней".

Мадлен Вионне

Мадлен Вионе прославилась прежде всего своей техникой кроя, предполагающей раскладку на ткани не как обычно по долевой ните, а по косой, под углом 45 градусов к долевой ните. Нельзя не заметить, что Мадлен не была автором этой техники, но именно она довела ее до абсолютного совершенства. Все началось в 1901 году, именно тогда Мадлен Вионне поступает на работу в ателье сестер Калло, где работает с одной из совладелиц ателье - мадам Гербер. Мадлен замечает, что некоторые детали одежды, а именно небольшие вставки, кроются по косой, однако такая техника используется не слишком часто. Вионне же начинает использовать эту технику повсеместно, раскраивая полностью все детали платья по косой. В результате готовое изделие приобретает совершенно иную форму, платье будто струится и полностью облегает фигуру. Такой подход кардинально изменяет одежду и оказывает огромное влияние на моду в будущем.

НЕ ТОЛЬКО ПОРТНИХА, НО И ТВОРЕЦ

Благодаря огромному опыту, который Вионне получила в ходе работы в различных ателье Лондона и Парижа, она смогла выработать свой собственный непохожий ни на чей другой стиль. Она создала неповторимую технику кроя и тем самым смогла взбудоражить мир моды ХХ века.

Будучи по своей натуре модернистом, Вионне считала, что присутствие на одежде украшений должно быть сведено к минимуму, они не должны утяжелять ткань. Одежда должна сочетать в себе такие качества как комфортность и свобода движения. Вионне считала, что одежда должна полностью повторять формы женского тела, а не наоборот фигура подстраиваться под неудобные и неестественные формы одежды. Она была одной из небольшого количества дизайнеров начала ХХ века, наравне с Полем Пуаро и Коко Шанель, которые создавали женскую одежду на бескорсетной основе. Мало того, модели Вионне демонстрировали свои платья на голое тело, без нижнего белья, что было достаточно провакационно даже для готовой ко многому парижской аудитории. Во многом благодаря Вионне смелые и открытые "новому" женщины смогли отказаться от корсетов и ощутить свободу в движении. В 1924 году, давая интервью The New-York Times, Вионне призналась: "Лучший контроль тела - это естественный мышечный корсет - который может создать любая женщина благодаря физическим тренировкам. Я не имею в виду тяжелые тренировки, а наоборот то, что вы любите и что делает вас здоровыми и счастливыми. Очень важно чтобы мы были счастливы".

В 1912 году Мадлен Вионне открывает свой собственный Дом моды в Париже, однако по истечении 2 лет она вынуждена приостановить его деятельность. Причиной тому стала начавшаяся Первая Мировая война. В этот период Вионне переезжает в Италию, занимается саморазвитием. В Риме Мадлен заинтересовалась античной культурой и искусством, благодаря чему она стала уделять больше внимания драпировкам и последовательно усложняла их. Подход к драпировкам был аналогичен технике кроя - основная идея заключалась в естественности линий и ощущении легкости и воздушности.

В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье. С жтого периода и еще на 20 лет вперед Вионне стала законодателем женской моды. Благодаря культу женского тела, ее модели стали настолько ппопулярны что со временем заказов в ателье стало так много, что работающий там персонал просто не справлялся с таким объемом. В 1923 году Вионне, с целью расширения своего бизнеса, приобретает здание на авеню Монтень, которое полностью реконструирует в сотрудничестве с архитектором Фердинаном Шаню, декоратором Жоржем де Фер и скульптором Рене Лалик. Это великолепное здание получило впечатляющие название "храм моды".

Приблизительно в этот же период времени коллекция женской одежды Модного дома Вионне пересекает океан и попадает в Нью-йорк, где пользуется такой популярностью, что спустя 2 года Мадлен Вионне открывает в США филиал, в котором продавались копии парижских моделей. Особенностью американских копий было то, что они были безразмерными и подходили практически на любую фигуру.

Такое успешное развитие Дома моды привело к тому, что в 1925 году в нем работало уже 1200 человек. По численности Дом моды конкурировал с такими успешными модельерами как Скиапарелли, у которой на тот момент работало 800 человек, Ланвин - у которой работало около 1000 человек. Очень важным моментов является то, что Мадлен Вионне была социально-ориентированным работодателем. Условия труда в ее Доме моды существенно отличались от других: обязательным условием работы были короткие перерывы, работницы имели право на отпуск и социальные пособия. Мастерские были оборудованы обеденными зонами и лечебницами.

На фото слева - пригласительный билет на показ коллекции Дома моды Вионне; справа - эскиз модели Вионне в одном из парижских журналов

НЕРАСКРЫТЫЕ СЕКРЕТЫ

Мадлен Вионне была абсолютным виртуозом в вопрсе по работе с тканью, она могла создать необходимую для платья форму, не используя замысловатые приспособления и инструменты - все что было необходимо для этого - это ткань, манекен и иголки. Для своей работы она использовала маленькие деревянные куколки, на которые накалывала ткань, изгибая ее так, как это было необходимо и закалывая ее иголками в нужных местах. Ненужные "хвосты" она обрезала ножницами, после того, как Мадлен была удовлетворена результатом, она переносила задуманную модель на конкретную женскую фигуру. В настоящее время такой способ работы с тканью называется - способом "наколки".

Не лишним будет отметить, что вопреки красоте и изящности получаемых линий, одежда Вионне не отличалась легкостью в эксплуатации, а именно, ее достаточно сложно было надеть. Некоторые модели платьев требовали определенных навыков от своих обладательниц для того чтобы они смогли просто их одеть. В силу такой сложности, имели место такие случаи, когда женщины забывали эти приемы и просто не могли одеть платья от Вионне.

Постепенно Мадлен еще более усложнила технику кроя - ее лучшие модели не имеют ни застежек, ни вытачек - есть лишь один единственный диагональный шов. К слову сказать, в коллекции Вионне есть модель пальто, которая изготовлена вообще без одного шва. В ненадетом виде модели платьев представляли собой обычныые лоскуты ткани. Трудно было даже представить, что только с использованием особых приемов скручивания и завязывания эти куски ткани могли превратиться в элегантные наряды.

На фото выкройка и эскиз вечернего платья Дома моды Вионне

В процессе работы над моделью Мадлен преследовала только одну цель - в итоге платье должно сидеть на клиентке как влитое. Она использовала множество подходов, позволяющих визуально улучшать фигуру, например уменьшить обхват талии или наоборот увеличить линию декольте. Еще одной изюминкой кроя Вионне было сведение к минимуму швов на изделии - в коллекции ее творений есть платья с одним швом. Некоторые из методов работы с тканью, к сожалению, до сих пор остаются нераскрытыми.

Вионне положила начало такому особо популярному в наше время понятию как авторское право. Боясь случаев незаконного копирования своих моделей, она пришивала к каждому издеию специальный ярлык с присвоенным порядковым номером, и отпечатком своего пальца. Каждая модель фотографировалась в трех ракурсах, а затем заносилась в специальный альбом с подробным описанием особенностей, свойственных тому или иному изделию. В целом за период своей деятельности Вионне создала около 75 альбомов.

Вионне была первая кто использовал одинаковую ткань как на верх изделия, так и на его подкладку. Этом прием стал достаточно популярным в те времена, однако применяется и современными модельерами.

МОДЕЛИ ИЗ РАННИХ КОЛЛЕКЦИЙ

  • Вечерний ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1953

  • Вечернее пальто, Madeleine Vionnet. прибл.1935

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. прибл.1937

  • Вечерний ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1936

  • Дневной ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1936-38

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. прибл.1939

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. Весна-Лето 1938

  • Вечерняя накидка, Madeleine Vionnet. прибл.1925

  • Платье, Madeleine Vionnet. 1917

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. Весна-Лето 1932

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1930

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1939

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1932

  • Халат, Madeleine Vionnet. 1932-35

    Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1933-37

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1936

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1934-35

  • Вечерняя накидка, Madeleine Vionnet. 1930

ВПЕРЕД В БУДУЩЕЕ

С момента, как Мадлен Вионне открыла свой Модный дом, прошло уже более 100 лет, но ее идеи по прежнему популярны и востребованы. Конечно ее узнаваемость не так велика, как например Коко Шанель и Кристиван Диор, но ценители модного искусства знают какой неоценимый вклад в модную индустрию сделала эта "великолепная во всех отношениях" женщина. Она смогла достигнуть своей цели - сделать женщину утонченной, женственной и грациозной.

Удивительно, что модели Вионне, даже спустя более чем 70 лет как она отошла от дел, до сих пор востребованы современной содой. Благодаря ее легко узнаваемой эстетике и неоценимому вкладу в дизайн. Вионне повлияла на работы сотен современных модельеров. Гармония форм и пропорций ее платье не перестают вызывать восхищение, а техническое мастерство, которого удалось достичь Вионне, возвело ее в ранг одного из самых влиятельных модельеров за всю историю моды.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

Место рождения: Шийёр-о-Буа, северо-центральная часть Франции.

В 1888 году становится ученицей швеи мадам Буржёй;

В 1895 году едет в Лондон изучать портняжное дело. Там работает для Kate Reilly, ателье, где изготавливали копии парижских моделей;

В 1901 году начинает работать в ателье сестер Калло в Париже, где постигает строгие стандарты искусства конструирования;

В 1906 году Жак Дусе приглашает ее к себе на работу, чтобы освежить традиции своего Дома моды;

В 1912 году открывает собственный Дом моды;

Из-за Первой мировой войны закрывает свой Дом моды в 1914 году, уезжает в Рим, где шьет модели для частных клиенток;

В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье, организует судебный процесс против модельера, который занимался подделкой ее моделей. Для того, чтобы защитить свои творения от плагиата, Мадлен решает использовать специальные логотипы, нумерует каждую модель, фотографирует их прямо, спереди, сзади, а затем формирует специальный альбом моделей;

1939 год - после начала Второй мировой войны Вионне решает отойти от дел. Немного позже из-за отсутствия финансирования Модный дом Вионне закрывается;

С 1945 года начинает преподавать в школах моды по направлению драпировка ткани.

В 1952 году Мадлен Вионне безвозмездно передает свои альбомы с платьями и эскизами Музею декоративных искусств В Париже.

Но ее ДОм моды не канул в века времен, он существует и по сей день. Конечно ему было суждено пережить несколько покупок и продаж. В настоящее время Дом является собственностью компании Go TO Enterprise, которой владеет Гога Ашкенази, миллиардерша казахского происхождения.

Французский модельер, оказавший огромное влияние на формирование моды в первой половине 20-го столетия. Сегодня Вионне мало известна широкой публике, хотя среди специалистов она до сих пор считается одной из самых значительных кутюрье Франции (France). Модный дом Мадлен Вионне (La Maison de couture Vionnet), которую называли "Королевой косого кроя" и "Архитектором среди портных", открылся в Париже (Paris) в 1912 году и в Нью-Йорке (New York City) в 1924. Пожалуй, самым известным ее изобретением остаются элегантные платья в греческом стиле и внедрение в широкое употребление косого кроя.


Мадлен Вионне появилась на свет в небогатой семье жандарма, 22 июня 1876 года, в местечке Шайер-о-Буа, департамент Луаре (Chilleurs-aux-Bois, Loiret), и уже в возрасте 11 лет поступила в ученицы к местной швее, жене сельского полицейского. В 16 лет она переехала в Париж, где стала ученицей модного портного с Рю де ла Пэ (rue de la Paix), полной шикарных магазинов, а в 18 лет вышла замуж. Когда Мадлен исполнилось 20 лет, умерла ее маленькая дочь, что стало для молодой матери источником огромных страданий. Мадлен решила полностью изменить свою жизнь. Она оставила мужа и под предлогом изучения английского языка отправилась в Лондон (London), где сначала устроилась швеей в лечебнице для душевнобольных, а затем перешла в мастерскую портнихи, обслуживавшей обеспеченных англичанок, копируя парижские модели. Там Мадлен не только обучилась техническим премудростям отличных британских портных, но и узнала, как более или менее скопировать тот или иной фасон так, чтобы никого не смутить.

На рубеже столетий она увлеклась Айседорой Дункан (Isadora Duncan) и свободной формой и детально изучила искусство драпировки, а затем, вернувшись в Париж, поступила на стажировку в известный Модный дом сестер Калло (Callot Soeurs), и отшлифовала свое мастерство в мастерских великого кутюрье Жака Дусе (Jacques Doucet). Вионне так говорила о сестрах Калло: "Благодаря сестрам Калло я смогла сделать "роллс-ройс". Без них я бы делала "форды"". Благодаря Дусе Мадлен во всех своих моделях отказалась от использования корсета, нача

в и возглавив настоящую революцию в мире моды.

В 1912 году, после огромного успеха своих творений в Доме Дусе, Вионне открыла свой собственный Модный дом, "Vionnet", на Рю де Риволи 222, где с тех пор толпились все модницы Парижа. Два года спустя Первая мировая война заставила ее закрыть свой дом, но это не означало, что она перестала работать. Модели 1917-1919 годов стали, наверно, самыми смелыми среди всех, что Вионне спроектировала. С начала 20-х годов Вионне вызвала фурор путем введения косого кроя, техники раскроя ткани по диагонали, которая позволяет готовому изделию струиться, мягко облегая тело своей владелицы во время движений. Удивительно, но до нее никто до этого не додумался. Использование Вионне косого кроя привело к созданию совершенно нового, облегающего и стройного силуэта, совершило революцию в женской одежде и вознесло ее на вершину мировой моды. Пресса ее буквально боготворила – сохранились газетные фотографии дам из высшего общества и известных актрис в туалетах от Вионне.

Кроме того, припомнив уроки, полученные в лондонской мастерской, Мадлен Вионне разработала систему защиты ее моделей от копирования, положив тем самым начало системе авторского права в индустрии моды. Она наносила серийные номера на каждый предмет одежды или обуви, вышедший из ее мастерских, и вела списки людей, которым официально разрешала скопировать свои модели в нескольких экземплярах. Таким образом, в распоряжении потомков оказалась бесценная архивная коллекция, с подробными фотографиями и описаниям

каждой модели Мадлен Вионне. Ее не зря называли архитектором среди портных. Вионне не любила эскизы, не передававшие форму, и предпочитала работать с небольшими деревянными манекенами, на которых воссоздавала форму будущего платья из куска ткани. Мадлен сохраняла знаменитую статуэтку в своей комнате до конца своих дней и объясняла с ее помощью любознательным посетителям принципы своей работы. Вионне серьезно относилась к благосостоянию своих сотрудников, удобно оборудовала их рабочие места, организовала столовую, детские ясли, работу врача и стоматолога, и давала оплачиваемые отпуска до того, как это было закреплено законом.

Несмотря на то, что Мадлен была на пике своей славы, в день, когда началась Вторая мировая война, она завершила свою карьеру, а в следующем году прекратил существование и ее Модный дом. Вионне прожила еще 35 лет и скончалась в Париже 2 марта 1975 года, дожив почти до 100 лет. Она столько лет работала с бешеным темпераментом, чем же она заполняла свою жизнь на пенсии? Мадлен Вионне не любила роскошь, но ценила красоту и окружала себя замечательными предметами современного искусства. Она работала в саду, наслаждалась природой и вела очень интересную переписку с друзьями, в том числе со звездой Прекрасной эпохи Лианой де Пужи (Liane de Pougy). Ее единственной связью с модой оставалось преподавание техники кроя и богатых традиций высокой моды в модных школах Парижа.

Она похоронена рядом с могилами русских офицеров в местечке Ла Шассань (La Chassagne), откуда был родом ее отец

на фото Мадлен Вионне


Мадлен Вионне родилась в небольшом французском городке в 1875 году в очень бедной семье. Чтобы не голодать, ей пришлось очень рано начать работать. Уже в 11 лет Мадлен помогала местной портнихе, хотя в мечтах она представляла себя скульптором. Когда ей было всего 17 лет, она отправилась в Париж без образования, но с большим опытом талантливой швеи.

Прежде, чем карьера Мадлен пошла вверх, она успела поработать прачкой, выйти замуж и развестись.

Радикальные взгляды Мадлен на женскую моду того времени стали отправной точкой для открытия собственного ателье. В её понимании необходимо было сменить тугие корсеты и пышные юбки на платья из струящихся тканей. Первая мировая война помешала реализации планов. Но после её окончания изменилось не только время, но и отношение к женской моде и новая марка обрела известность.


Creative Commons


Крой по косой в моделировании применялся и ранее, но только в деталях. А Мадлен стала создавать коллекции платьев, целиком раскроенных таким образом.

Прежде чем раскроить ткань для работы, она создавала мини-версии, изучала, как раскроенные по косой лоскуты играют друг с другом, используя для этого миниатюрные манекены.


Creative Commons


Так, с точностью математика, Мадлен отрабатывала свою технику кроя. С неутомимой скрупулезностью дизайнер создавала сложные инновационные наряды. Творения рук великого мастера выглядели странно и бесформенно на вешалке, но как только платья надевали, они превращались в неповторимые шедевры с исключительным шармом. По мнению Вионне, крой должен подстраиваться под фигуру, а не наоборот.

Creative Commons


Мадлен Вионне прожила 99 лет! Она знакома немногим, но её творение знает каждый, кто хоть каким-то образом связан с миром моды и шитья.

платья Мадлен Вионне


Крой по косой не теряет своей актуальности и по сей день. В современной моде нет ни одного дизайнера, кто бы ни работал с этой техникой кроя.

Особенности кроя по косой

В крое по косой нити основы лежат под углом 45 градусов. Ткань становится гибкой и тянущейся.

Крой по косой обеспечивает особый силуэт прилегания - мягко подчеркивает все изгибы тела, при этом сохраняется полная свобода движений и максимальный комфорт.


Традиционно для косого кроя используют шелк, креп. Но раскроить по косой можно практически любую ткань. Даже плотную шерсть, чтобы получить необходимое растяжение ткани или добиться хорошей посадки, например, воротника.

Крой по косой позволяет изменить положение рисунка, придать ему оптический эффект. Особенно это заметно на тканях в клетку.

В отличие от классического кроя по долевой, для , требуется гораздо больший расход ткани.

На выкройках Burda крой по косой обозначен стрелочкой. А в инструкции указан расход с учетом такого кроя и подробное описание.

Для первого опыта следует выбирать ткани с покладистым характером, например, тонкий хлопок и лен, плательную вискозу.


Идеальная модель для пробы пера - или .
Низ изделия, скроенного по косой, обрабатывают ролевым швом на оверлоке, узкой зигзагообразной строчкой на швейной машинке, либо вручную. Но, прежде чем это сделать, дают вещи отвисеться какое-то время, после чего осноровливают (выравнивают) и только потом обрабатывают.

Визуально вытягивает фигуру, скрывает недостатки за счет мягкого облегания и невероятно стройнит.



Что еще почитать