Мак - межгосударственный авиационный комитет. Чем занимается Межгосударственный авиационный комитет (МАК)? Мак комитет по авиации

Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена на основании ч. II Чикагской конвенции 1944 г. Уставными целями ИКАО, существующей с 1947 г., являются обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок.

Высшим органом является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собирается Ассамблея не реже одного раза в три года.

Постоянным органом ИКАО является Совет, ответственный за свою деятельность перед Ассамблеей. В Совет входят представители 33 государств, избираемых Ассамблеей.

Другими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству в деятельность гражданской авиации.

Юридический комитет играет большую роль в разработке проектов многосторонних договоров по воздушному праву, которые затем рассматриваются на дипломатических конференциях, созываемых под эгидой ИКАО.

В структуре ИКАО предусмотрены региональные бюро: Европейское (Париж), Африканское (Дакар), Ближневосточное (Каир), Южно-Американское (Лима), Азиатско-Тихоокеанское (Бангкок), Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико), Восточно-Африканское (Найроби).

Постоянным обслуживающим органом ИКАО является Секретариат во главе с Генеральным секретарем – главным исполнительным должностным лицом. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).

Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) учреждена в 1954 г. Членами ЕКАК являются государства Европы, а также Турция. Принятие в члены ЕКАК новых государств осуществляется с общего согласия всех ее членов.

Цели: сбор и анализ статистических данных о деятельности воздушного транспорта в Европе и разработка рекомендаций по его развитию и координации, в частности – путем упрощения административных формальностей при оформлении пассажиров, багажа, грузов, отправления и приема воздушных судов при международных воздушных перевозках и полетах; систематизация и стандартизация технических требований к авиационному оборудованию; изучение вопросов безопасности полетов и авиационной безопасности. Функции – консультативные.

Высший орган – Пленарная комиссия, в которой представлены все государства – члены организации. Решения Комиссии, принимаемые большинством голосов ее членов, носят обязательный характер.

Исполнительный орган – Координационный комитет, руководит деятельностью ЕКАК в период между сессиями Пленарной комиссии. Рабочие органы: постоянные комитеты (экономический комитет по регулярному воздушному транспорту, экономический комитет по нерегулярному воздушному транспорту, технический комитет, комитет по упрощению формальностей), рабочие группы и группы экспертов. Штаб-квартира находится в Страсбурге.

Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль) учреждена в 1960 г. на основании Конвенции о сотрудничестве в области аэронавигации, особенно в совместной организации обслуживания воздушного движения в верхнем воздушном пространстве Западной Европы. Согласно Протоколу 1981 г., изменившему указанную Конвенцию, ОВД в верхнем воздушном пространстве Западной Европы производится соответствующими органами государств-членов.

Цели: определение общей политики в отношении структуры воздушного пространства, средств аэронавигации, аэронавигационных сборов, координация и согласование национальных программ обеспечения ОВД.

Высший орган – постоянная Комиссия по обеспечению безопасности аэронавигации, в которой представлены все государства-члены. Комиссия заключает соглашения с любыми государствами и международными организациями, которые намерены сотрудничать с Евроконтролем. Решение Комиссии носят обязательный характер для государств-членов.

Исполнительный орган – Агентство по безопасности аэронавигации. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Уставные цели – обеспечение безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.

Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК) учреждена в 1969 г. Условием членства в АФКАК является членство в Африканском Союзе.

Цели: разработка региональных планов развития и эксплуатации аэронавигационных служб; содействие во внедрении результатов исследований в области летной техники и наземных аэронавигационных средств; содействие интеграции государств-членов в области коммерческого воздушного транспорта; содействие в применении авиационных регламентов ИКАО по вопросам административных формальностей и разработка дополнительных норм по интенсификации воздушного движения; содействие применению тарифов, стимулирующих развитие воздушных перевозок в Африке.

Высший орган – Пленарная сессия, созываемая раз в два года. Сессия определяет программу работы Комиссии на двухгодичный срок, избирает Президента и четырех вице-президентов Комиссии, образующих Бюро АФКАК, которое осуществляет программу работы АФКАК в период между заседаниями Пленарной сессии.

Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА) учреждено в 1959 г. 12 африканскими государствами и Францией.

Цели: обеспечение регулярности и безопасности полетов воздушных судов над территорией государств-членов, за исключением Франции; предоставление полетной и технической информации, а также информации о воздушных перевозках на указанной территории; управление полетами воздушных судов, контроль за воздушным движением; управление, эксплуатация и содержание аэродромов.

По соглашению с государством-членом АСЕКНА может взять на себя обслуживание любого аэронавигационного объекта такого государства, заключать соглашения с третьими государствами и международными организациями, содействовать в качестве посредника в оказании финансовой и технической помощи государствам-членам.

Высший орган – Административный Совет, членами которого являются представители всех государств-членов. Решения Совета являются обязательными, не требуют одобрения государствами-членами. Обычные решения принимаются большинством голосов членов Совета, специальные решения (например, выборы президента АСЕКНА) – 2/3 голосов членов Совета.

По предложению президента Совета последний назначает Генерального директора, который ответствен перед Советом за реализацию решений Совета, представляет АСЕКНА в органах правосудия, а также во всех гражданских актах, совершаемых от имени Агентства.

Рабочие органы АСЕКНА: административное, эксплутационное, наземное, метеорологическое управления. Основной персонал Агентства обладает привилегиями и иммунитетами международных гражданских служащих. Штаб-квартира АСЕКНА находится в Дакаре (Сенегал).

Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) учреждена в 1973 г. Члены ЛАКАК – государства Южной и Центральной Америки, включая Панаму и Мексику, а также государства Карибского бассейна.

Цели: координация деятельности воздушного транспорта государств- участников, сбор и публикация статистических данных об авиаперевозках по пунктам отправления и назначения, выработка рекомендаций в отношении тарифов, развития сотрудничества между членами ЛАКАК.

Высший орган – Ассамблея, которая избирает президента ЛАКАК, утверждает бюджет Комиссии, рабочую программу организации и принимает решения, подлежащие одобрению государствами-членами. Исполнительный комитет в промежутках между сессиями Ассамблеи проводит совещания по вопросам гражданской авиации, утверждает мероприятия по выполнению программы, принятой ЛАКАК, осуществляет сбор статистических данных об авиаперевозках в Южноамериканском регионе. Штаб-квартира находится в Мехико (Мексика).

Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА) учреждена в 1960 г. Цели: разработка на основе САРПС ИКАО рекомендаций по унификации национальных авиационных регламентов по вопросам аэронавигации; координация исследований в области ОВД; управление воздушным движением, обслуживание его связью при аэронавигации в воздушном пространстве государств-членов, а также в тех районах воздушного пространства, которые специально определены региональным аэронавигационным планом ИКАО, и в других районах, в которых КОКЕСНА несет ответственность за ОВД; предоставление ОВД юридическим и физическим лицам на основании заключенных с ними контрактов.

Высший орган – Административный совет, обладающий правом давать командирам воздушных судов указания, подлежащие обязательному исполнению. Штаб-квартира КОКЕСНА находится в Тегусигальпе (Гондурас).

Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС) учрежден на основании резолюции Лиги арабских государств (ЛАГ) в 1965 г.

Цели: развитие сотрудничества в области гражданской авиации между государствами – членами ЛАГ; содействие внедрению САРПС в практику государств-членов; руководство научными исследованиями по различным аспектам аэронавигации и деятельности воздушного транспорта; содействие обмену информацией по этим вопросам между заинтересованными государствами-членами; разрешение споров и разногласий между государствами-членами по вопросам гражданской авиации; оказание помощи в подготовке и обучении авиационных специалистов для арабских стран.

Высший орган – Совет КАКАС, в котором на равных основаниях представлены все государства – члены ЛАГ. Совет раз в год проводит пленарные заседания, на которых подводит итоги деятельности организации, принимает решения по текущим вопросам, утверждает планы деятельности КАКАС на очередной годовой период, раз в три года избирает президента и двух вице-президентов организации. Исполнительный орган – Постоянное бюро. Штаб-квартира находится в Рабате (Марокко).

Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства (МСАИВВ) учрежден в декабре 1991 г. уполномоченными глав правительств 12 государств, ранее входивших в состав СССР, на основании Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г.

Цели: разработка межгосударственных нормативных актов и стандартов с учетом требований ИКАО; сертификация международных эксплуатантов воздушных судов, международных воздушных трасс, аэродромов, воздушных судов, систем управления воздушным движением, навигации и связи, летного и диспетчерского составов; расследование авиационных происшествий; организация разработки и осуществления межгосударственных научных программ; разработка и координация согласованной политики в области международных воздушных сообщений; участие в работе ИКАО; развитие единых систем аэронавигации, связи, аэронавигационной информации, регулирования потоков воздушного движения; координация межгосударственного расписания воздушного движения; координация общей политики в области авиационных тарифов и сборов.

Исполнительный орган – Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Штаб-квартира организации находится в Москве (Россия).

Международная ассоциация воздушного транспорта (иата) – неправительственная организация, членами которой являются ведущие авиационные предприятия всех регионов мира. Учреждена в 1945 г.

Цели: содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем.

ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню, построению и правилам применения тарифов, единые общие условия перевозок, в том числе стандарты обслуживания пассажиров, ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний, включая стандартизацию и унификацию перевозочной документации и коммерческих соглашений, согласование расписаний и т.п. Решения по экономическим и финансовым вопросам носят характер рекомендаций.

В рамках И АТ А действует Клиринговая палата (в Лондоне) для взаимных расчетов между авиапредприятиями-членами и Контрольное бюро (в Нью- Йорке) для контроля за соблюдением Устава Ассоциации, решений Общего собрания и Региональных конференций. Имеет консультативный статус при ЭКОСОС. Штаб-квартира ИАТА находится в Монреале (Канада).

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден на договорной основе 30 декабря 1991 г. Он включен в Реестр международных межправительственных организаций ICAO и зарегистрирован в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

МАК является межправительственной организацией суверенных государств региона Восточной Европы, присоединившихся к Соглашению о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, которое было подписано в г. Минске (Республика Беларусь). По состоянию на конец

2005 г. участниками Соглашения являются 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. Два государства - Латвийская Республика и Эстонская Республика - имеют статус наблюдателей.

В соответствии с полномочиями, делегированными государствами-учредителями, МАК призван служить достижению целей единой политики и координации деятельности в области использования воздушного пространства, управления воздушным движением, сертификации ВС, аэродромов и оборудования, расследования авиационных происшествий, обеспечения унификации систем Авиационных правил, разработки согласованной политики в сфере воздушного транспорта, координации разработки и реализации межгосударственных научно- технических программ. Так как степень делегирования полномочий МАК государствами-учредителями неодинакова, то и характер их участия в деятельности МАК имеет существенные отличия.

Основными направлениями деятельности МАК являются:

    разработка и формирование структуры единых Авиационных правил и процедур в сфере ГА и использования воздушного пространства в регионе СНГ, а также их гармонизация с Авиационными правилами, признанными Мировым авиационным сообществом;

    создание и обеспечение функционирования единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, гармонизация ее с другими международными системами;

    сохранение для государств - участников СНГ профессионального независимого органа по расследованию авиационных происшествий, обеспечивающего объективное расследование авиационных происшествий не только на территориях государств Содружества, но и за их пределами;

    защита для государств СНГ рынка авиатранспортных услуг через межгосударственные соглашения и согласованные нормативные акты в области тарифов и взаиморасчетов;

    координация взаимодействия полномочных органов в чрезвычайных ситуациях и в зонах локальных военных конфликтов на территории государств - участников Соглашения;

    борьба против незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

    развитие международного сотрудничества с государствами и международными организациями гражданской авиации в целях интеграции государств - участников Соглашения в мировое авиационное сообщество.

Нередко в информационных лентах, на новостных сайтах мелькает аббревиатура МАК, в связи с авиационными тематиками, а также расследованиями крупных авиакатастроф. Попробуем разобраться в деятельности и назначении данного ведомства, чем оно занимается, какие полномочия имеет.

Официальный сайт международного авиационного комитета позиционирует свою работу как служение для достижения безопасности и планомерного развития авиации гражданского типа, а также повышения эффективного использования авиационного пространства всех государств, ставших участниками данной программы.

История создания. Процесс развития

Созданный в конце 1991 года между 12 независимыми государствами бывшего СССР, на основании специального соглашения, межгосударственный авиационный комитет стал отслеживать и контролировать соблюдение следующих норм:

  • единые правила авиации;
  • единая система сертификации использования, а также производства авиалайнеров;
  • нормы летной годности;
  • оценка категории аэродромов, их оборудования;
  • независимое расследование авиакатастроф и происшествий;
  • организация вместе с координацией развития и управления воздушным пространством.

Летом 1992 авиационный комитет МАК был включен в перечень межправительственных организаций, что подтверждает его деятельность как соответствующую всем международным и национальным законодательствам стран-участников.

Вывеска на здании МАК

Основные страны-участники

На сегодняшний день в составе межгосударственного комитета состоит одиннадцать государств. Вот их список:

  1. Армения;
  2. Киргизия;
  3. Казахстан;
  4. Азербайджан;
  5. Беларусь;
  6. Россия;
  7. Молдова;
  8. Узбекистан;
  9. Туркмения;
  10. Таджикистан;
  11. Украина.

Основные направления деятельности Комитета

Конечно, при столь обширной территории, охватываемой странами-участниками, деятельность комитета очень разнообразна. Остановимся на основных ее направлениях.

Проведение сертификации производства авиационной техники

Для обеспечения безопасности и летной годности была создана нормативная база для проведения поэтапной сертификации, адаптированная под многие мировые стандарты.

Именно по ней сертифицируются не только самолёты и авиадвигатели стран-участников, но также их элементы. По прохождении данной процедуры выдается единый сертификат, действующий и признаваемый на территории этих стран, но также в следующих государствах:

  • Канаде;
  • Иране;
  • Индии;
  • Китае;
  • Европейском Союзе;
  • Бразилии;
  • Египте;
  • Мексике;
  • Индонезии и других.

Оценка и сертификация аэродромов, а также их оборудования

Созданная база правил, одобренная всеми странами, состоящими в межгосударственном комитете, позволяет ему выдавать сертификаты на все типы аэродромов, принимаемые на всей территории деятельности данной структуры.

Проведение независимых расследований

Расследование авиакатастроф МАК проводит при их возникновении со всеми авиалайнерами стран-участников, причем не только на их территории, также за ее пределами. Главным принципом является независимость проводимых исследований, как рекомендуется в международной практике.

Осуществление координации развития гражданской авиации

Формирование и осуществление межгосударственной политики, создание экономической заинтересованности, доступной конкурентной способности является наиболее значимой частью работы МАК. Сюда входят такие направления по вопросам сотрудничества:

  • подготовка специалистов высокого уровня;
  • разработка тарифной политики;
  • упрощение таможенных процедур;
  • взаимодействие в чрезвычайных ситуациях;
  • авиамедицина;
  • противостояние авиационному терроризму и другое.

Здание штаб-квартиры в Москве

Ограничение деятельности и лишение многих полномочий

Более 23 лет проводил международный авиационный комитет расследования происшествий, сертификацию авиалайнеров, аэродромов и авиакомпаний. Но после определенных обстоятельств, в конце 2015 года по постановлению Правительства России практически вся деятельность по сертификации была передана Минтрансу и Росавиации, а МАК лишен своих полномочий. Несмотря на это Комитет продолжает свою работу.

Причины проявления недоверия

Одним из направления работы МАК стало проведение расследований авиационных катастроф. Именно недоверие к результатам этих расследований явилось причиной ограничения и перераспределения полномочий комитета между другими структурами Российской авиации. Рассмотрим некоторые из них.

1997 год, маршрут Иркутск-Фанранг

После взлета самолет упал на жилой квартал, а причиной стал отказ от работы сразу трех двигателей из четырех. МАК указал основной причиной перегруз авиалайнера вместе с ошибкой пилота. Также он немногим ранее проводил сертификацию этого судна. Эксперты же сходятся во мнении что основная причина падения – неисправность двигателей.

Ту-154М на Крымском полуострове

Осенью 2001 года при совместных военных учениях на Крымском полуострове украинской ракетой был сбит самолет авиакомпании «Сибирь». Несмотря на выводы МАК, суд Киева отклонил иск перевозчика о возмещении ущерба, апеллируя их недостоверностью. В итоге финансовые вопросы так и не решены на сегодняшний день.

МАК показал, как расшифровывают самописцы

Маршрут Ереван - Сочи 2006 год

Более 120 человек погибли при крушении авиалайнера Армавиа над Черным морем. Межгосударственный комитет основной причиной указывает неадекватные действия пилотов. Эксперты же указывают на отсутствие в отчете комитета сведений о качестве метеорологического оборудования аэродрома, что могло стать основной причиной данной катастрофы.

Рейс из Польши 2010 год

Правительственный самолет из Варшавы потерпел крушение в Смоленске с 96 пассажирами на борту. Несмотря на участие в расследовании иностранных специалистов, МАК в своем итоговом отчете основной причиной катастрофы указывает неверные действия пилотов, их недостаточную подготовку. Польская группа, вместе с другими экспертами, указывают на технические недостатки аэродрома «Северный» в Смоленске.

Основные претензии к МАКу

В своей книге летчик-испытатель В. Герасимов освещает ряд основных претензий к работе межгосударственного комитета при расследовании авиакатастроф, ставших основными причинами для ограничения данной деятельности:

  • затягивание сроков расследования, вплоть до нескольких лет;
  • проведение сертификации судов и расследование причин крушения одной и той же организацией приводит к недостоверности и неэффективности выводов;
  • аффилированность уполномоченного лица может привести к конфликту интересов;
  • дипломатический статус не дает возможности привлечь сотрудников комитета к ответственности за нарушения, допущенные во время проводимого расследования.

Вконтакте

Межгосударственный авиационный комитет - надгосударственный исполнительный орган, отвечающий за безопасность полетов в области гражданской авиации в странах Содружества Независимых Государств (СНГ).

Учрежден на основании постановления Совета глав правительств государств - членов Экономического сообщества от 6 декабря 1991 г. и межправительственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, подписанного 30 декабря 1991 г. Комитет является правопреемником ряда комиссий Министерства гражданской авиации СССР.

История

Членами Соглашения в настоящее время являются все республики бывшего СССР, за исключением Прибалтики и Грузии, всего 11 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. Грузия вышла из Соглашения одновременно с прекращением членства в СНГ в 2009 г.

Первоначально комитет был уполномочен разрабатывать и координировать политику в области международных воздушных сообщений, безопасности авиаперевозок, авиационных тарифов и сборов, межгосударственного расписания воздушного движения, сертификации самолетов, авиакомпаний, аэродромов. Также ему было поручено расследовать все авиационные происшествия с самолетами государств-участников СНГ и на их территории и вести общий авиарегистр.

По Соглашению о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, МАК является органом, обеспечивающим работу Совета по авиации и использованию воздушного пространства из полномочных представителей Договаривающихся Государств, созданного в рамках этого Соглашения, и осуществляющего свою деятельность на принципах консенсуса.

В 1992-1997 гг. МАК рядом постановлений был приравнен к федеральному органу исполнительной власти в части сертификации и расследования авиапроисшествий на территории России.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. функции сертификации авиакомпаний, отдельных самолетов, учебных центров перешли от МАК к государственным органам авиационного надзора стран- участниц Соглашения (в России таким органом в настоящее время является Федеральное агентство воздушного транспорта, Росавиация).

Деятельность

Основной функцией МАК является выдача сертификатов типа самолетов, сертификатов аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. За 25 лет работы комитета было расследовано свыше 200 авиакатастроф. По результатам расследований дано свыше 260 рекомендаций, направленных на повышение безопасности полетов.

В 2001 г. МАК подписал меморандум о взаимопонимании с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), комитет пользуется стандартами этой организации.

Финансируется МАК за счет взносов стран-участниц Соглашения, в 2013 г., согласно данным "СПАРК-Интерфакс", они составили 224 млн руб. Расходы комитета в том же году составили 211 млн руб., из них 133 млн - на оплату труда, 27 млн - содержание помещений и имущества.

Штаб-квартира МАК расположена в Москве.

Руководство

С момента создания МАК его председателем является Татьяна Анодина. Она была назначена на этот пост 6 декабря 1991 г. решением Совета глав правительств государств - членов Экономического сообщества. Ни в постановлении о создании МАК от 6 декабря 1991 г., ни в межправительственном Соглашении от 30 декабря 1991 г. процедура назначения и отставки руководителя прописана не была.

  • 2. Правила аэронавигационного обслуживания (pans)
  • 3. Дополнительные региональные правила икао (supps)
  • 4. Технические издания
  • 5. Аэронавигационные планы
  • 1.5 Другие международные договоры
  • 1.6 Международные соглашения о воздушном транспорте
  • 1.7 Токийская, Монреальская, Гаагская конвенции (юрисдикция, полномочия командира вс)
  • 1.7.1. Токийская конвенция 1963 года
  • 1.7.2 Гаагская конвенция 1970 года
  • 1.7. 3. Монреальская Конвенция 1971 года
  • Полномочия командира воздушного судна
  • 1. Каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми, чтобы установить свою юрисдикцию над преступлениями в следующих случаях:
  • 1.8 Международные авиационные организации
  • Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль)
  • 1.9 Варшавская конвенция 1929 года Конвеция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок
  • 1.10 Полномочия и обязанности командира вс относительно безопасности и надежности
  • 1. Командир воздушного судна:
  • Ответственность за соблюдение правил полетов
  • Полномочия командира воздушного судна
  • Связанное с риском употребление психоактивных веществ
  • 1.11 Ответственность операторов и пилотов относительно людей и товаров на земле в случае их ранения и повреждения из-за эксплуатации вс
  • 1.12. Коммерческая практика и обязательные правила(лизинг).
  • Тема 2 Летная годность вс (на основе Приложения 8)
  • 2.1 Летная годность воздушного судна
  • 2.1.1 Приенение приложения 8 «Летная годность вс»
  • 2.2 Нормы летной годности воздушного судна
  • 2.3 Установление летной годности вс в Украие (вку-2011)
  • Тема 3 Государственные и регистрационные знаки (на основе Приложения 7)
  • 3.1 Общие требоания
  • 3.2 Подлежащие применению национальные, общие и регистрационные знаки
  • 3.3 Расположение национальных, общих и регистрационных знаков
  • 3.4 Размеры национальных, общих и регистрационных знаков
  • 3.5 Типы символов, применемых для нанесения национальных, общих и регистрационных знаков
  • 3.6 Реестр национальных, общих и регистрационных знаков
  • 3.7 Регистрационное удостоверение
  • Тема 4 Лицензирование персонала (на основе Приложения 1)
  • 4.1 Определения
  • 4.2 Общие правила, касающиеся свидетельств
  • 4.4 Свидетельство пилота коммерческой авиации
  • 4.5 Свидетельство линейного пилота авиакомпании
  • 4.6 Квалификационная отметка о праве на полеты по приборам
  • 4.7 Квалификационная отметка пилота-инструктора самолетов, вертолетов и вс с системой увеличения подъемной силы
  • Тема 5 Правила полетов (на основе Приложения 2)
  • 5.1 Определение основных терминов
  • 5.3 Общие правила
  • 5.4 Правила визуальных полетов
  • 5.5 Правила полетов по приборам
  • 5.6 Сигналы
  • 5.6.1 Сигналы бедствия
  • 5.6 2 Сигналы срочности
  • Визуальные сигналы, используемые для предупреждения вс, которое совершает полет в зоне ограничения полетов, запретной зоне или опасной зоне или находится на пути в одну из таких зон.
  • 5.7 Перехват гражданского вс
  • 5.7.1 Сигналы, используемые в случае перехвата.
  • Сигналы, подаваемые перехватывающим воздушным судном, и ответы перехватываемого воздушного судна
  • Сигналы, подаваемые перехватываемым вс, и ответы перехватывающего вс.
  • Принципы, соблюдаемые государствами
  • Действия перехватываемых воздушных судов
  • Радиосвязь во время перехвата
  • 5.8 Таблицы крейсерских эшелонов.
  • Тема 6 Процедуры для аэронавигации - эксплуатация воздушных судов
  • 6.1 Общие принципы
  • 6.1.1 Общая информация
  • 6.1.2 Точность контрольных точек
  • 1) Обзорный радиолокатор
  • 2) Дальномерное оборудование (dme)
  • 3) Маркерный радиомаяк, работающий на частоте 75 мГц
  • 4) Допуск на контрольную точку над навигационным средством
  • 6.1.3 Построение зон разворотов
  • 6.2 Процедуры, выполняемые при вылете вс
  • 6.2.1 Общие критерии
  • 6.2.3 Вылеты в любом направлении
  • 6.2.4 Публикуемая информация о вылетах
  • 6.3 Процедуры захода на посадку
  • 6.3.1 Схема захода на посадку по приборам
  • 6.3.2 Категории воздушных судов
  • 6.3.3 Абсолютная/относительная высота пролета препятствий (оса/н)
  • 6.3.4 Факторы, влияющие на эксплуатационные минимумы
  • Для неточных заходовна посадкуэксплуатанты могут устанавливать два вида правил.
  • 6.3.5 Градиент снижения
  • 6.3.6 Участок прибытия
  • 6.3.7 Начальный участок захода на посадку
  • 6.3.8 Виды маневров
  • 6.3.9 Промежуточный участок захода на посадку
  • 6.3.10 Конечный участок захода на посадку
  • 6.3.11 Определение абсолютной или относительной высоты принятия решения (da/ph)
  • 3.11.1) Размеры воздушных судов;
  • 6.3.12 Нестандартные схемы
  • 6.3.13 Защита точного участка
  • 6.3.14 Участок ухода на второй круг
  • 6.4 Одновременные операции на параллельных или почти параллельных оборудованных впп
  • 6.4.1 Типы операций
  • 1) Тип 1 и 2 Одновременные параллельные заходы на посадку по приборам
  • 2) Тип 3 Одновременные вылеты по приборам
  • 3) Тип 4 Раздельные параллельные заходы на посадку/вылеты
  • 4) Полусмешанные и смешанные операции
  • 6.4.2 Требования в отношении оборудования
  • 1) В случае независимых параллельных заходов на посадку:
  • 6.4.3 Радиолокационное наведение на линию курса курсового радиомаяка ils или линию пути конечного этапа захода на посадку
  • 6.5 Зона визуального маневрирования (полет по кругу)
  • 6.5.1 Общие положення
  • 6.5.2 Визуальное маневрирование по предписанной линии пути
  • 6.6 Схемы полетов в зоне ожидания
  • 6.6.1 Критерии ожидания
  • 6.6.2 Особые правила входа для ожидания с использованием vor/dme
  • 6.6.3 Ожидание
  • 6.6.4 Запас высоты над препятствиями
  • 6.7 Правила установки высотомера
  • 6.7.1 Общие положения
  • 6.7.2 Основные требования к установке высотомеров
  • 6.7.3 Правила для эксплуатантов и пилотов
  • 6.8 Правила эксплуатации приемоответчиков ворл
  • 6.8.1 Общие положения
  • 6.8.2 Использование режима с
  • 6.8.3 Использование режима s
  • 6.8.4 Действия в аварийной обстановке, при потере связи и незаконном вмешательстве
  • 6.8.5 Действия при отказе приемоответчика, когда наличие работающего приемоответчика является обязательным
  • 6.9 Эксплуатация оборудования бортовой системы предупреждения столкновений (бспс)
  • 6.9.1 Общие положения
  • 6.9.2 Использование показаний оборудования бспс
  • 1) Немедленно реагируют, следуя указаниям ra, если это не представляет угрозу для безопасности полета самолета;
  • 3) Не осуществляют маневрирование в направлении, противоположном указанному в ra;
  • 6.9.3 Рекомендации по подготовке пилотов к использованию бспс
  • Тема 7 Обеспечение (на основе Приложения 9)
  • 7.1 Основные понятия
  • 7.2 Прибытие и вылет воздушных судов
  • 7.3 Прибытие и убытие лиц и их багажа и груза
  • Тема 8 Аварийно-спасательные службы (на основе Приложения 12)
  • 8.1 Основные понятия и определения
  • 8.2 Организация поиска и спасания
  • 8.3 Сотрудничество государств
  • 8.4 Порядок проведения поисково-спасательных операций
  • Порядок действий командира воздушного судна, принявшего сообщение о бедствии
  • 8.5 Сигналы, применяемые при поисково-спасательных операциях
  • 1. Обмен сигналами с наземными судами
  • 1.1 Следующие маневры, выполняемые воздушным судном, означают, что оно желает направить надводное судно к воздушному или надводному судну, терпящему бедствие:
  • 1.2 Следующие маневры, выполняемые воздушным судном, означают, что помощь надводного судна, для которого предназначен сигнал, больше не потребуется:
  • 2. Код визуальных сигналов "земля – воздух"
  • 2.1 Код визуальных сигналов "земля – воздух" для использования оставшимися в живых
  • 2.2 Код визуальных сигналов "земля – воздух" для использования поисковыми партиями на земле
  • 3. Сигналы "воздух – земля"
  • 3.1 Следующие сигналы, подаваемые воздушным судном, означают, что сигналы, подаваемые с земли, были поняты:
  • Тема 9 Безопасность (на основе Приложения 17)
  • 9.1 Краткое содержание Приложения 17
  • 9.2 Правовые и связанные с ними аспекты
  • 9.3 Безопасность воздушных судов
  • 9.4 Нарушающие порядок или недисциплинированные пассажиры
  • 9.5 Управление кризисной ситуацией и реагирование на акты незаконного вмешательства
  • Тема 10 Расследование авиационных происшествий вс (на основе Приложения 13)
  • 10.1 Определение основных терминов
  • 10.2 Общие положения
  • 10.3 Уведомление
  • 10.4 Расследование
  • 10.5 Первоначальные действия должностных лиц в случае ап
  • 10.6 Окончательный отчет
  • Тема 11. Jar – fcl.
  • 11.1 Основні вимоги.
  • 11.2 Атр(а) Комплексний курс
  • 11.3 Cpl(a)/ir Комплексний курс
  • Тема 12 Національне законодавство
  • 12.2 Загальні вимоги щодо свідоцтв та кваліфікаційних відміток пілотів
  • 12.2.1 Свідоцтво комерційного пілота (літак / вертоліт)
  • 12.2.2 Свідоцтво транспортного пілота (літак/вертоліт).
  • 12.2.3 Кваліфікаційна відмітка про право польотів на багатодвигунних пс
  • Вопросы для самоконтроля
  • Дополнительная литература
  • 1.8 Международные авиационные организации

    (состав цели, соответствующие документы )

    Международные авиационные организации делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО).

    ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их участников, структуру и компетенцию рабочих органов и т. д. ММАО признаются субъектами международного права . Они вправе заключать международные договоры с государствами и между собой и несут ответственность за соблюдение договоров, принимать рекомендации и другие юридические акты.

    Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА)

    ЕКГА (ЕСАС - European Civil Aviation Conference ) - Европейская конференция гражданской авиации учреждена в 1954 году.

    Членами ЕСАС являются государства Европы (44 государства, в том числе и Украина).

    Цели и задачи ЕКГА :

    - сбор и анализ статистических данных о деятельности воздушного транспорта в Европе и разработка рекомендаций по его развитию и координации, в частности путем упрощения административных формальностей при оформлении пассажиров, багажа, грузов, отправлении или приеме воздушных судов при международных воздушных перевозках и полетах;

    Систематизация и стандартизация технических требований к авиационному оборудованию;

    Изучение вопросов безопасности полетов и авиационной безопасности. Функции - консультативные.

    Высший орган - Пленарная комиссия, в которой представлены все государства - члены организации. Раз в три года Комиссия проводит пленарные заседания, на которых утверждает рабочую программу и бюджет ЕКГА на трехлетний период, избирает президента, вице-президента и председателей постоянных комитетов ЕКГА.

    Пленарная комиссия проводит также годичные сессии, на которых утверждаются основные мероприятия ЕКГА в рамках трехлетней программы, а также чрезвычайные сессии. Решения ЕКГА, принимаемые большинством голосов, носят обязательный характер.

    Исполнительный орган - Координационный комитет (в составе президента, вице-президента и председателей постоянных комитетов) руководит деятельностью ЕКГА в период между сессиями Пленарной комиссии.

    Рабочие органы: постоянные комитеты (Экономический комитет по регулярному воздушному транспорту, Экономический комитет по нерегулярному воздушному транспорту, Технический комитет, Комитет по упрощению формальностей), рабочие группы и группы экспертов.

    Штаб-квартира находится в г. Страсбург (Франция).

    Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль)

    ЕВРОКОНТРОЛЬ ( EUROCONTROL - European Organization for the Safety of Air Navigation ) - Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации учреждена в 1960 году на основании Конвенции о сотрудничестве в области аэронавигации и особенно в совместной организации обслуживания воздушного движения (ОВД) в верхнем воздушном пространстве Западной Европы.

    По просьбе отдельных членов организации допускается также создание служб ОВД в нижнем воздушном пространстве.

    Согласно Протоколу 1981 года, изменившему указанную Конвенцию, ОВД в верхнем воздушном пространстве Западной Европы производится соответствующими органами государств-членов организации.

    В ЕВРОКОНТРОЛЬ входит 39 государств.

    Цели ЕВРОКОНТРОЛЯ - определение общей политики в отношении структуры воздушного пространства, средств аэронавигации, аэронавигационных сборов, координация и согласование национальных программ обеспечения ОВД.

    Высший орган - Генеральная Ассамблея, состоящая из министров транспорта и обороны государства. Отвечает за определение общей политики организации.

    В межсессионный период работает Постоянная комиссия по обеспечению безопасности аэронавигации. Далее следует Совет, состоящий из представителей государств-членов на уровне генеральных директоров предприятий гражданской авиации.

    Совет устанавливает цели и приоритеты, разрешает конфликты, руководит деятельностью Агентства.

    Исполнительный орган - Агентство по безопасности аэронавигации, во главе с генеральным директором. В него входят дирекция по вопросам маршрутизации, финансов, кадров, а также программы организации воздушного движения в Европе (ЕАТМР) и др.

    В соответствии с Конвенцией о Евроконтроле созданы службы ОВД в Лондоне, Париже и Брюсселе, два региональных центра ОВД – в Маастрихе (Нидерланды) и Карлсруэ (ФРГ), установлены средства аэронавигации в Шанноне (Ирландия).

    Штаб-квартира находится в Брюсселе. Уставные цели - обеспечение безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.

    Европейское агентство по безопасности плетов (EASA)

    Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) является агентством Европейского союза (ЕС) по регулированию и исполнению задач в области безопасности гражданской авиации.

    EASA была создана 15 июля 2002 г., имеет штаб-квартиру в Кёльне . Функционирование организации в полном объёме началось в 2008 г., когда она полностью взяла на себя функции ликвидированных Совместных (объединенных) авиационных властей (JAA). Членами агентства стали страны участницы Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA).

    В зону ответственности EASA входит анализ и исследования в области безопасности, выдача разрешений иностранным авиакомпаниям, консультации при разработке европейского авиационного законодательства, внедрение и отслеживание правил безопасности (включая функции инспектирования в странах-участницах), выдача сертификатов типа на ВС и компоненты, а также разрешительные функции в отношении организаций, занимающихся разработкой, производством и обслуживанием авиационных объектов.

    Целями EASA является:

    Установление и поддержание высоко­го уровня и единообразия процедур безопасности полётов гражданской авиации и защита окружающей среды в европейском регионе;

    Способствование свободному перемещению изделий, персонала и услуг в авиационной отрасли;

    Содействие экономической эффективности внедряемых руководящих документов;

    Контроль за внедрением и выполнением стандартов ИКАО;

    Доведение до мировой авиацион­ной общественности точки зрения EASA по всем соответствующим вопросам.

    Для осуществления указанных целей EASA выполняет функции по разработке руко­водящих документов, сертификации, а также стандартизации процедур, касаю­щихся качества и безопасности полётов.

    С 2013 года в рамках инициативы «Единое небо Европы» агентство будет заниматься сертификацией функциональных блоков воздушного пространства, в случае если вовлечено более трёх сторон.

    Отличия от JAA

    Штаб-квартира JAA находилась в Амстердаме. Основным отличием EASA от JAA является тот факт, что EASA имеет юридические полномочия регулирующего органа по всему Европейскому Союзу, распространяя свои рекомендации через Еврокомиссию, Совет Европы и Европарламент, в то время как большинство постановлений JAA были гармонизированными кодексами без реальной юридической силы. Кроме того, некоторые страны-участницы JAA находились за пределами ЕС (например, Турция), а EASA является европейским агентством, и другие страны принимают ее правила и процедуры в добровольном порядке.

    Юрисдикция

    EASA имеет право на выдачу сертификатов типа и одобрений лётной годности по другим конструкторским аспектам ЛА, двигателей, воздушных винтов и компонентов. EASA сотрудничает с Национальными авиационными властями (NAA) стран-членов ЕС, однако в целях стандартизации авиации в ЕС и Турции взяла на себя многие их функции.

    Кроме того, EASA консультирует Еврокомиссию по вопросам международных гармонизирующих соглашений с остальным миром от имени стран-членов ЕС и заключает рабочие технические соглашения непосредственно со своими аналогами по всему миру, такими как Федеральное управление гражданской авиации США (FAA).

    EASA также устанавливает политику авиационных ремонтных станций (Организации Части 145 в Европе и США, известные в Канаде как организации Части 571) и выдаёт сертификаты ремонтным станциям за пределами ЕС, что позволяет иностранным ремонтным станциям выполнять ремонтные работы на самолётах ЕС.

    EASA разработала правила воздушных перевозок, лицензирования пилотов и правила использования неевропейских воздушных судов в ЕС.

    Анализ и исследования в области безопасности

    Основной задачей EASA является обеспечение высочайшего уровня безопасности в гражданской авиации путём сертификации авиационных объектов, одобрение авиационных организаций, разработка и внедрение стандартизированных европейских правил.

    Ежегодный отчёт по авиационной безопасности

    В соответствии со статьёй 15 Правил EC 216/2008 Европейского Парламента и Совета от 20 февраля 2008 г. EASA ежегодно представляет отчёт по авиационной безопасности, представляющий собой статистическое исследование авиационной безопасности в Европе и мире. Статистические данные сгруппированы по типу авиаперевозок (коммерческие, частные, грузовые, пассажирские и т.п.) и категориям ВС (самолёты, вертолёты, планеры и т.п.).

    EASA имеет доступ к информации об авариях и статистической информации, собранной Международной организацией гражданской авиации (ICAO). В соответствии с Приложением 13 ICAO о расследовании АП, страны-участницы обязаны предоставлять ICAO информацию об авиационных происшествиях с воздушными судами с максимальным взлётным весом более 2250 кг. Помимо данных ICAO, страны-участницы EASA собирают и передают информацию о происшествиях с лёгкими воздушными судами.

    Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА)

    ИАТА - неправительственная организация , членами которой являются ведущие авиационные предприятия всех регионов мира. Учреждена в 1945 г.

    Цели ИАТА - содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем.

    Высший орган - ежегодное Общее собрание, которое избирает президента и членов Исполнительного комитета Ассоциации, рассматривает отчеты за истекший год, а также утверждает бюджет на следующий год. Исполком назначает генерального директора и создает комитеты по различным вопросам деятельности ИАТА с последующим утверждением Общим собранием.

    ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню, построению и правилам применения тарифов, единые общие условия перевозок, в том числе стандарты обслуживания пассажиров, ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний, включая стандартизацию и унификацию перевозочной документации и коммерческих соглашений, согласование расписаний и т.п. Решения по экономическим и финансовым вопросам носят характер рекомендаций.

    В рамках ИАТА действует Клиринговая палата (в Лондоне) для взаимных расчетов между авиапредприятиями-членами и Контрольное бюро

    (в Нью-Йорке) для контроля за соблюдением Устава Ассоциации, решений общего собрания и региональных конференций.

    Штаб-квартира ИАТА находится в г. Монреаль (Канада).

    АФКАК - Африканская комиссия гражданской авиации, создана в 1969, штаб-квартира в Дакаре,

    АСЕКНА - Агентство но обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре, создано в 1960, штаб-квартира в Дакаре

    ЛАКАК - Латиноамериканская комиссия гражданской авиации, учреждена в 1973, штаб-квартира в Лиме

    КОКЕСНА - Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации, создана в 1960, штаб-квартира в Тегусигальпе

    КАКАС - Совет гражданской авиации арабских государств, создан в 1967, штаб-квартира в Рабате

    ИФАЛПА - Международная федерация ассоциаций линейных пилотовсоздана в 1948, штаб-квартира в Лондоне.

    Цели ИФАЛПА: защита интересов пилотов и повышение их роли в развитии безопасной и регулярной системы воздушных сообщений, сотрудничества и единства действий пилотов гражданской авиации.

    ИФАЛПА способствует развитию авиационной техники, добивается, чтобы введение в эксплуатацию новых типов самолётов одновременно обеспечивало безопасные и удобные для пилотов условия труда. Федерация защищает интересы пилотов, оказывает помощь своим ассоциациям в установлении справедливых и обоснованных норм оплаты труда, продолжительности рабочего времени.

    Высший руководящий орган - Конференция,высший исполнительный орган - Бюро. ИФАЛПА активно сотрудничает с другими международными авиационными организациями.

    ИФАТКА (IFATCA - International Federation of Air Traffic Controller " s Associations ) - Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения,создана в 1961, штаб-квартира в Амстердаме.

    Цели ИФАТКА : повышение безопасности, эффективности и регулярности международной воздушной навигации, содействие безопасности и планомерности системы контроля воздушного движения, поддержание высокого уровня знаний и профессиональной подготовки диспетчеров воздушного движения.

    Высший руководящий орган - Конференция, высший исполнительный орган - Совет.

    ИАКА - Международная ассоциация воздушных перевозчиков, создана в 1971, штаб-квартира в Страсбурге.

    Цели ИАКА: разработка способов и методов повышения эффективности участия в международных чартерных операциях, развитие воздушного движения путём повышения качества чартерных услуг, укрепление связи и сотрудничества между международными чартерными компаниями. Высший руководящий орган - Ассамблея, высший исполнительный орган - Исполнительный комитет. В своей деятельности ИАКА сотрудничает с ИКАО, ЕКГА, АФКАК, Евроконтролем.



    Что еще почитать