Методика какой я немов. Методика «Какой Я? Методика “Определение типа памяти”

Чтобы успешно строить отношения с окружающими, ребёнок должен в первую очередь адекватно воспринимать и оценивать собственную личность и поступки. Но как определить, насколько малыш объективен к самому себе? В детском возрасте на самоотношение влияет множество факторов. Простым и информативным способом выявления самооценки ребёнка является методика «Какой я?».

Суть методики исследования самоотношения Р.С. Немова «Какой я?»

Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гёте писал: «Кто чувствует собственную значимость, тот и становится значимым для других».

Для определения самоотношения ребёнка очень удобно пользоваться методикой «Какой я?» Роберта Семёновича Немова - доктора психологических наук, члена Академии педагогических и социальных наук России, специалиста в области изучения вопросов общей психологии. Диагностика может проводиться, начиная с дошкольного возраста детей, в качестве одного из инструментов определения готовности малыша к школе, а также при переходе в 5 класс, когда ребёнок сталкивается с необходимостью приноравливаться к новому коллективу учителей и, возможно, учеников, если в среднем звене, например, предполагается специализация обучения. Тестирование заключается в вербальной оценке (в устной форме для малышей и письменной для учеников среднего звена) испытуемым 10 качеств личности, которые предлагаются экспериментатором.

Процедура проведения теста среди дошкольников, младших школьников и старших детей

Тестирование среди дошкольников и младших школьников проводится индивидуально, так как в процессе его проведения взрослому придётся параллельно отмечать выбранные испытуемым ответы. А в среднем звене можно организовывать прохождение теста в малых группах, в этом возрасте детям под силу самостоятельно выставлять показатели в личные протоколы.

Детям озвучивается или выдаётся в письменном виде список, состоящий из 10 качеств личности, которые необходимо оценить, «примерив» на себя:

  • хороший;
  • добродушный;
  • умный;
  • опрятный;
  • покладистый;
  • внимательный;
  • вежливый;
  • способный;
  • работоспособный;
  • искренний.

Названия качеств для испытуемых дошкольного возраста (а иногда и младшего школьного) можно немного упростить и расширить, заменив «добродушный» на «добрый», «опрятный» на «аккуратный» и так далее.

Чтобы получить объективные данные, экспериментатор должен чётко объяснить испытуемому, как проходит тестирование. Инструкция для дошколят и младших школьников:

  1. Экспериментатор даёт задание: «Сейчас я буду называть тебе качества человека, а ты, подумав, скажешь, какие из них относятся к тебе. Какой ты?».
  2. Затем взрослый поясняет: «Можно использовать слова «да», «нет», «иногда» и «не знаю»».
  3. После чего организатор уточняет: «Не торопись, внимательно послушай, о чём идёт речь, и произнеси вслух ответ».
  4. Экспериментатор называет качество, убеждаясь, что ребёнку знакомо значение слова.
  5. После ответа испытуемого взрослый делает соответствующую пометку в протоколе.

Инструкция для школьников среднего звена:

  1. Детям выдаются протоколы, которые подписываются испытуемыми.
  2. Организатор объясняет, что за каждое качество ребёнок должен выставить себе оценку, но не простую, а словесную («да», «нет», «иногда», «не знаю»).
  3. Экспериментатор обращает внимание ребят на то, что над ответами не стоит долго думать, лучше отмечать первое слово из возможных, пришедшее в голову.
  4. Далее взрослый убеждается, что ребятам знакомы значения всех характеристик, и дети приступают к выполнению теста.
  5. После того как все завершат работу, протоколы собираются.

Файл: Образец протокола для тестирования

Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, за «нет» - 0, а за «не знаю» и «иногда» - 0,5 балла. Результаты складываются, и на основании суммы делается вывод об уровне самооценки ребёнка:

  • 10 очков - завышенный;
  • 8–9 очков - высокий;
  • 4–7 очков - нормальный;
  • 2–3 очка - низкий;
  • 0–1 очко - неадекватно низкий.

Взрослый также может оценить, насколько адекватен испытуемый, обратив внимание на дополнительные слова в ответах, если тестирование проводилось устно. Так, положительные утверждения, касающиеся послушания и честности, говорят об объективном отношении ребёнка к себе. А вот если тестируемый утверждает, что он всегда честен и послушен, то можно сделать вывод: испытуемый зачастую некритичен к себе.

Чтобы определить степень объективности самооценки, можно сравнить ответы дошкольника или школьника с теми, которые дадут о нём родители. Такое дополнение не предусмотрено оригинальной методикой, однако практикующие детские психологи на опыте доказали, что результаты взрослых помогают лучше понять особенности отношения их детей к самим себе.

Методика «Какой я?» позволяет определить, насколько адекватно ребёнок относится к самому себе. По результатам теста дошкольника можно сделать вывод о том, как маленький человечек будет ощущать себя в коллективе, воспринимать критику. Для детей постарше диагностику рекомендуется проводить, подкрепляя беседой с родителями испытуемого - так картина личностных качеств получается полнее.

предназначена для определения самооценки ребенка 6—7 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самоооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки: 10 баллов — очень высокий

Таблица 5

Протокол методики «Какой я»

№ п/п
Оцениваемые качества личности
Оценки по вербальной шкале
да
нет
иногда
не знаю
1.
Хороший
2.
Добрый
3.
Умный
4.
Аккуратный
5.
Послушный
6.
Внимательный
7.
Вежливый
8.
Умелый (способный)
9.
Трудолюбивый
10.
Честный

8-9 баллов — высокий

Глава 2. Экспериментальное изучение гендерных особенностей самооценки старших дошкольников
^ 2.1. Обоснование выбора методик исследования
Данное эмпирическое исследование проводилось в МДОУ Старомаинский детский сад «Солнышко».

Общий объем выборки составляет 18 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них – 9 мальчиков и 9 девочек. Список участников эксперимента представлен в приложении.

Исследование носило констатирующий характер и проводилось с ноября 2010 года по февраль 2011 года. Цель исследования заключалась в определении гендерных особенностей самооценки старших дошкольников.

Исходя из цели, мы поставили ряд задач :


  1. Разработка программы диагностики обследования детей по определению особенностей самооценки детей.

  2. Апробация программы.

  3. Представление и анализ данных эмпирического исследования.
Психодиагностический инструментарий.

В работе использовались следующие методики: методика «Лесенка», автор В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя» авторы А.М. Прихожан, З. Василяускайте; методика «Какой я?» автор Р.С. Немов;

Опишем выбранные методики.

Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка» автор В.Г. Щур.

Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного возраста своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества. Обследуемым предлагалось на изображении лестницы в семь ступеней отметить фишками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний (такой уровень развития этих качеств, какой бы их удовлетворил).

Кроме оценки, данной детьми самим, себе предлагалось отметить другими фишками свое место с позиции окружающих его людей: сверстников, родителей, воспитателей. Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений ребенка о самом себе. Данная методика является модификацией техники шкалирования, представленной в графической форме.

Методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте.

Данная методика является проективной методикой изучения личности детей старшего дошкольного возраста. Методика основана на предложении детям нарисовать три рисунка определенными цветными карандашами. На первой странице – отмечается имя, возраст ребенка, пол; на второй – необходимо нарисовать «плохого мальчика» или «плохую девочку» черным и коричневым карандашами; на третьем – «хорошего мальчика» или «хорошую девочку» синим и красным карандашами, на четвертой – себя, «Я», всеми цветами, предложенными за все исследование. Данная методика основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста.

Данная методика направлена на определение способности детей к самооцениванию по таким качествам, как хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный. Ребенку в индивидуальной беседе задается 10 вопросов по данным качествам, на которые он может ответить:

Да (присваивается 1 балл),

Нет (присваивается 0 баллов),

Не знаю и иногда (присваивается 0,5 баллов).

После ответов на вопросы определяется общее количество баллов, которое соотносится со следующими показателями.

10 баллов – очень высокий уровень,

8-9 баллов – высокий уровень,

4-7 баллов – средний,

2-3 балла – низкий уровень,

0-1 балл – очень низкий уровень.

Данные, полученные в ходе методик, подвергались количественному и качественному анализу.

^ 2.2. Анализ результатов исследования
После проведения методики «Лесенка» были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты определения типа самооценки по методике «Лесенка»


МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Имя ребенка

Тип самооценки

Имя ребенка

Тип самооценки

Виталий М.

ЗС

Полина П.

АС

Антон Л.

АС

Маша Б.

АС

Арсений Б.

АС

Варя К..

НЗС

Антон Д..

ЗС

Даша К.

ЗС

Денис С.

ЗС

Ангелина К.

АС

Тимур Г.

ЗС

Полина Ф.

НЗС

Вова Т.

ЗаС

Наташа Л.

ЗС

Данил Д.

ЗаС

Маша Н.

ЗС

Леша И.

АС

Лера Ц.

ЗС

^ Условные обозначения:

ЗС – завышенная самооценка;

АС – адекватная самооценка;

ЗаС – заниженная самооценка;

Диаграмма 1.

^ Условные обозначения:

ЗС – завышенная самооценка;

АС – адекватная самооценка;

ЗаС – заниженная самооценка;

НЗС – неадекватно завышенная самооценка.
Как видно из таблицы 1 и диаграммы 1 завышенная и адекватная самооценка преобладает и у мальчиков и девочек, причем количество по типам самооценки совпадает (у 4 мальчиков и 4 девочек – завышенная самооценка, у 3 мальчиков и 3 девочек – адекватная самооценка). У остальных детей результаты не совпали. В группе мальчиков есть дети с заниженной самооценкой, но нет детей с неадекватно завышенной самооценкой. В группе девочек наоборот: 2 девочки имеют неадекватно завышенную самооценку, но нет заниженной самооценки.

Во время исследования по методике «Лесенка» нами было выявлено, что значимыми критериями для всех детей старшего дошкольного возраста (и мальчиков, и девочек) в данной выборке являются все перечисленные выше личностные качества: доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества; старание. В предоставленной группе детей наибольшая зависимость была выявлена между самим ребенком и взрослыми (родителями), наименьшая – между ребенком и сверстниками.

Также необходимо отметить, что в таких качествах как здоровье, сила и смелость проявлялась зависимость личных оценок мальчиков от того, как они думали их, оценят сверстники. Видимо, в данной группе детей среди мальчиков наибольшую значимость имеют именно эти личностные качества. У девочек эти качества больше зависели от мнения родителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди группы девочек имеется тенденция к завышенной самооценке. Девочки оценивают себя выше по всем параметрам диагностики. В группе мальчиков имеются различные типы самооценки, кроме неадекватно завышенной, некоторые из них даже занижают собственную самооценку.

Необходимо отметить, что большинство девочек при выполнении заданий ставили себя на самую высокую ступеньку и объясняли свой выбор тем, что они очень хорошие, но иногда не хотят заниматься или слушаться. Две девочки категорично заявили, что они хорошие и не дали объяснение этому факту. По мнению девочек и родители их оценивают достаточно высоко, но фигурку при этом расположили на ступеньку ниже.

В группе мальчиков поведение большинства детей совпало с девочками, но двое мальчиков показали результаты соответствующе заниженной самооценке. Они ставили фигурки на самые нижние ступени, старались не объяснять свой выбор.

После проведения методики «Нарисуй себя» были получены следующие данные.

Среди мальчиков 7 детей тщательно прорисовывали портреты, особенно автопортреты, и при рисовании себя использовали «хорошие» цвета, что говорит о положительном отношении к себе и о достаточно высокой самооценке. У 3 мальчиков размер автопортрета, по сравнению с другими рисунками больше, это указывает на высокую самооценку ребенка. У 4 мальчиков размер автопортрета такой же, как и размер рисунка «хорошего мальчика», что указывает на желание быть хорошим, положительным, и соответствует адекватной самооценке.

Рисунки трех других мальчиков указывают на наличие низкой самооценки. Размеры автопортретов этих детей меньше предыдущих рисунков. В автопортрете были использованы только цвета рисунка «плохого мальчика», данная характеристика указывает на негативное отношение ребенка к себе, проявление конфликта с собой, неуверенности.

Среди девочек 6 детей достаточно детально прорисовывали рисунки. Размеры автопортретов этих девочек сходны с размерами рисунка «хорошей девочки», что указывает на положительное и хорошее отношение детей к себе. Кроме этого, использованная цветовая гамма и повторение деталей в автопортрете (голова, костюм) также относится к «хорошей девочке». Таким образом, у данных девочек отмечается адекватная, несколько завышенная самооценка.

У 4 девочек наблюдалась тщательная прорисовка деталей рисунка, его закрашивание указывает на положительное отношение к себе, что является признаком высокой самооценки. Размер автопортрета немного больше двух предыдущих рисунка, также в автопортретах этих девочек присутствует прорисовывание новых платьев, что свидетельствует о достаточно высокой завышенной самооценке.

Полученные данные можно представить в виде диаграммы 2.

Диаграмма 2.

Результаты методики «Нарисуй себя»

^ Условные обозначения:

ЗС – завышенная самооценка;

АС – адекватная самооценка;

ЗаС – заниженная самооценка.
Таким образом, результаты проведенной методики указывают на то, что девочкам свойственна высокая и завышенная самооценка. У некоторых же мальчиков наблюдается заниженная самооценка.

После проведения методики «Какой я?» были получены следующие данные, представленные в таблице 2.

^ Таблица 2.

Результаты определения типа самооценки по методике «Какой я?»


МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Имя ребенка

Тип самооценки

Имя ребенка

Тип самооценки

Виталий М.

высокая

Полина П.

средняя

Антон Л.

средняя

Маша Б.

средняя

Арсений Б.

высокая

Варя К..

очень высокая

Антон Д..

средняя

Даша К.

средняя

Денис С.

средняя

Ангелина К.

средняя

Тимур Г.

средняя

Полина Ф.

высокая

Вова Т.

низкая

Наташа Л.

высокая

Данил Д.

очень низкая

Маша Н.

средняя

Леша И.

средняя

Лера Ц.

средняя

Полученные данные можно представить графически.

Диаграмма 3.

Распределение типов самооценки между мальчиками и девочками

^ Условные обозначения:

В – высокая самооценка;

Ср – средняя;

Н – низкая;

Оч.н – очень низкая;

Оч.в – очень высокая.
Таким образом, у мальчиков преобладает средняя или адекватная самооценка, но присутствует низкая самооценка. У девочек же низкой самооценки не отмечено, наоборот имеется завышенная самооценка. Кроме того, анализируя ответы детей, необходимо отметить, что девочки чаще давали категоричные утвердительные ответы («всегда честная», «всегда аккуратная» и т.д.), что может свидетельствовать о недостаточной самокритичности. У мальчиков таких ответов практически не встречалось.

Таким образом, на основании данных полученных после проведения всех экспериментальных методик, можно сделать вывод о том, что девочки склонны завышать собственную самооценку. Они стараются оценивать себя очень высоко по всем предлагаемым параметрам, причем оценивания себя они всегда характеризуют себя положительно и категорично, что указывает на неадекватно завышенную самооценку. У мальчиков более адекватное оценивания себя, причем у некоторых наблюдается заниженная самооценка и неадекватно отрицательное восприятие себя. Мальчики более неуверенно отвечали на задания и длительнее обдумывали свой выбор.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех девочек в данной выборке достаточно высокая самооценка, с преобладанием неадекватно завышенной самооценки, что отличает их от мальчиков. Это обстоятельство указывает на наличие гендерных особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из этих данных, мы не можем судить до конца ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье, а также не проводились повторные исследования уровня самооценки. Также можно говорить о необходимости выяснения причин заниженной самооценки у мальчиков и, по возможности, ее коррекции. Эти обстоятельства являются главными для определения направления и целей дальнейшего исследования.

Наше исследование проводилось в школе №967 Северо-Восточного Административного Округа во 2 «Б» классе. Возраст детей 7-9 лет. В классе 21 учащийся.

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.

Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

Задачи диагностической работы:

1. подобрать диагностические методики

2. провести диагностику

3. обработать полученные результаты

4. оформить протоколы исследования

Методика Дембо- Рубинштейн

Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности.

Ход опыта: Экспериментальная часть опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.

Обработка результатов:

После заполнения двух рядов подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b , где а - это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей.

При этом надо иметь в виду, что значение коэффициента менее 0,35 соответствует низкой самооценке, от 0,35 до 0,7 - средней и более 0,7 - соответствует высокому уровню самооценки.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (26,с.67)

Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:

a) Ум, способности

d) Умение многое делать своими руками

e) Внешность

f) Уверенность в себе

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки - расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».

2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:

Низкий средний высокий

Уровень притязаний до 60 60-74 75-100

Уровень самооценки до 45 45-59 60-100

Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова

Материал: рисунки для выполнения субтестов.

Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.

Ход опыта:

1) Экспериментальная часть.

Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Укажи, где находишься ты.

Субтест №2. Большой круг - это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.

Д- дедушка

Б- бабушка

С- сестра

Др - друзья

У- учитель

Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик(точку) там, где находишься ты.


Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?

2) Обработка результатов:

Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

Субтест№3. определяет социальную заинтересованность(чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).

Методика «Объем внимания» (по Шульте)

Цель : Определение объема динамического внимания.

Диапазон применения : Методика используется для обследования как взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного возраста.

Оборудование : Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 - для экспериментального обследования.

Образцы таблиц

Процедура эксперимента : Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»

Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.

Образец протокола

№ таблицы

Время поиска цифр (сек.)

Обработка результатов

1. Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

2. Возможен иной вариант обработки. Он состоит в том, что суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, а затем интерпретируется шкальная оценка. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводиться с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания (см. методику «Корректурная проба»).

Интерпретация шкальной оценки проводится традиционно:

Характеристика объема внимания

Ниже среднего

Выше среднего

Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку

Объем внимания взрослых

Объем внимания младших школьников

Объем внимания взрослых

Вывод : В выводе указывается на соответствие или на несоответствие объема внимания испытуемого возрастной норме.

    Память

Методика "Определение типа памяти"

Цель: определение преобладающего типа памяти.Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.Для запоминания на слух : машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.Для запоминания при моторно-слуховом восприятии : пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

    Мышление

Методика "Изучение скорости мышления"

Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова:

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление. Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.

    Когнитивные стили мышления



Что еще почитать