Между верой и неверием стоит намаз. Каков хукм оставления совершения намаза? Становится ли человек, оставивший намаз, неверующим? Раздел о пропущенных намазах

Которые совершали намаз» (сура аль-Мудассир, 42-43).

Всевышний Аллах также сказал:

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно» (сура «Марьям», 59-60).

«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (сура «аль-Маун», 4-5).

Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил:

«Первое из деяний, за которое будет спрошен раб в Судный День – это его намаз. Если же его намаз будет в порядке, то он один из преуспевших, если же нет, то он один из потерпевших убыток» (ат-Тирмизи, 411).

« Между нами и ними - обязательство совершения намаза. Тот же, кто оставил намаз, тот впал в куфр» (ат-Тирмизи, 2623).

«Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву» (аль-Бухари, 553).

«Между рабом и многобожием – оставление молитвы» (Муслим, 82).

«Тот, кто оставил молитву сознательно, тот лишился покровительства Аллаха» (Ахмад, 421/6).

Также Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет доли тому, кто, будучи в Исламе, не совершает намаз».

Передается от Абу Хурейры, что он сказал: «Сподвижники Пророка Мухаммада не считали куфром (неверие) оставление чего-либо из поклонения, кроме оставления намаза» (ат-Тирмизи, 2624, аль-Хаким, 7/1).

Также Ибн Хазм сказал: «Нет греха после самого великого греха – несовершения намаза в предписанное время и убийства верующего не по праву».

Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, (которых впредь их могут лишить не иначе как) по праву Ислама, и (тогда) отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах» (аль-Бухари, 25).

Также передается от Абу Саида, что однажды один человек сказал: «О, посланник Аллаха, побойся Аллаха!» На это Пророк (ﷺ) сказал: «Горе тебе, а разве из всех живущих на земле не подобает именно мне бояться Аллаха больше всего?!» Тогда этот человек ушёл, а Халид бин аль-Валид сказал: «О, посланник Аллаха, не отрубить ли ему голову?». Пророк (ﷺ) сказал: «Нет, ибо, возможно, что он из тех, кто совершает намаз» (аль-Бухари, 4351).

Также передается, что Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Тот, кто не будет соблюдать молитву, тот лишится нура (света), аргумента и спасения, и в Судный День будет вместе с Каруном, Фирауном, Гьаманом и Умеййей бин Халяфом» (Ахмад, 169/2).

Все эти аяты и хадисы указывают нам на то, что оставление намаза является чуть ли не куфром (неверием), однако Пророк Мухаммад (ﷺ), обращаясь к Муазу, сказал: «Аллах запретил огню касаться любого человека, который засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха» (аль-Бухари, 128).

Отсюда следует, что тот, кто не совершил молитву в предписанное время, - совершил большой грех, а тот, кто не совершает молитву вообще, является одним из потерпевших убыток, который погряз в совершении большого греха.

В то же время Всевышний Аллах сказал:

«Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» (сура «аш-Шура», 10).

«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (сура «ан-Ниса», 59).

Если мы рассмотрим существующее разногласие в свете Корана и Сунны, то увидим, что оба эти источника указывают нам на то, что оставление молитвы является большим куфром (неверием), которое выводит человека из Ислама.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере» (сура «ат-Тауба», 11).

Также Всевышний Аллах сказал: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло)» (сура «М̀арьям», 59).

«…кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (сура «Марьям», 60).

В пятьдесят девятом аяте суры «Марьям» мы видим положение, касающееся тех, кто оставил молитву и последовал за своими страстями, а в шестидесятом аяте той же суры мы видим, что Аллах говорит: «…кроме тех, которые раскаялись и уверовали…» (сура «Марьям», 60).

В аяте под номером пятьдесят девять суры «Марьям» Всевышний Аллах говорит, что те, кто оставил молитву и последовал за своими страстями, не являются верующими .

В аяте суры «ат-Тауба» (см. выше) Всевышний Аллах устанавливает три условия для утверждения братства между верующими и многобожниками:

- Раскаяние в совершении многобожия.
- Совершение намаза.
- Выплачивание закята.

Отсюда следует, что если многобожники раскаются в совершении ширка, но не станут совершать молитву и выплачивать закят, они не будут нашими братьями по вере. Также если они станут совершать молитву, но не будут выплачивать закят, в такой ситуации они также не будут нашими братьями по вере. То есть братство в религии отрицается только тогда, когда человек выходит из религии полностью. Другими словами, братство в религии не отрицается посредством фусука (нечестия) или куфра дуна куфр (неверия, не выводящего из религии).

В Сунне Пророка Мухаммада (ﷺ) также есть доказательства того, что оставление намаза является большим куфром, который выводит человека из Ислама. Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Поистине, между человеком и ширком с куфром – оставление намаза» (Муслим, 82).

Также Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Между нами и ними - обязательство совершения намаза. Тот же, кто оставил намаз, впал в куфр» (ат-Тирмизи, 2623).

В этом хадисе под куфром подразумевается куфр, который выводит человека из Ислама, так как Пророк (ﷺ) поставил молитву в качестве разделения между верующими и неверующими. Кто не будет выполнять эту обязанность (совершение молитвы), окажется среди неверующих.

Пророк Мухаммад (ﷺ) сделал намаз границей, разделяющей между куфром и иманом, между верующими и неверующими. Граница же разделяет и отделяет одно от другого, и то, что является абсолютно разным, не может быть одним целым.

Поистине, намаз является одним из столпов Ислама, и тот, кто не совершает намаз, разрушает этот столп своей религии.

imanpress.com

  • 6490
  • 7 комментариев

    • 12 июня 2015, 17:34
    • +1

      Намаз - залог успеха на этом свете и причина спасения в последней жизни.

      Всевышний создал человека для поклонения Ему, ибо в Коране сказано: «И не создал Я джинов и людей кроме как для поклонения Мне» .

      «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Коран, 29/45).

      «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда. Скупым, когда его касается добро. Это не относится к молящимся, которые регулярно совершают свой намаз» (Коран, 70/19-23).

      «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (Коран, 23/1-2).

      • 12 июня 2015, 17:39
      • +1

        Что Пророк (ﷺ) говорил о тех, кто оставил намаз без причины?

        «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)». Заступничество заступников не поможет им» (сура «Мудассир», аяты 40-48)

        В этих коранических аятах перечислены некоторые грехи, которые станут причиной для попадания человека в Преисподнюю. Раньше остальных назван грех оставления намаза без уважительной причины.

        Аллах Тааля благоволит: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло)» (сура «Марьям», 19:59).

        Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) также говорил о большом значении намаза:

        «Разница между иманом и неверием состоит в оставлении намаза» (Тирмизи, «Книга имана», 9).

        В день киямата намаз станет первым деянием, за которое будет спрошено у раба от имени Господа, а от имени Господних рабов у него спросят за пролитую им людскую кровь.

        Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) поведал следующее: «Первое, за что будет отчитываться раб в День воскресения, ‒ это намаз, и если он совершал его исправно, то дела у него пойдут хорошо, и он окажется в прибытке. Если же он не делал этого, то потеряет и окажется в убытке. Когда в его фарзах окажется какой-то недочет, мугущественный и славный Господь скажет ангелам: «Посмотрите, есть ли у Моего раба дополнительные намазы и восполните ими недостаток в его обязательных намазах». Потом так же поступят с закятом и со всеми остальными деяниями» (Тирмизи, «Глава о времени намазов», 188).

        А в другом хадисе сказано: «Кто выполняет обязательные пять намазов, совершая тщательно омовение, и будет читать их вовремя, и как следует выполнит руку‘, и прочитает намаз с богобоязненностью, то для него есть обещание Аллаха, что Он его простит. А кто этого не соблюдает, для него обещания нет. Захочет ‒ Он простит его, захочет ‒ накажет» (Абу Дауд, «Глава о намазе», 9).

        Чтобы ангелы свидетельствовали в нашу пользу перед Господом, также необходимо совершать намаз: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитвы. После этого те ангелы, которые провели среди вас ночь, возносятся к небесам, и Аллах спрашивает их: «В каком положении оставили вы рабов Моих?» - хотя Он и знает о них лучше. Ангелы же отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились» (Бухари, «Книга о времени намазов», 16).

        В одном хадисе-кудси Всевышний Аллах возвестил: «Я сделал обязательным Моей умме пятикратный намаз. У себя Я записал завет (или обещание), что поселю в Раю того, кто совершает намаз вовремя и исправно. А тому, кто намеренно и без уважительной причины оставляет свой намаз, у Меня нет обещания» (Ибн Маджа, «О выстаивании намаза», № 1403).

        Поскольку намаз является очень важным обрядом поклонения, то для тех, кто не совершает намаз, может идти речь об опасности умереть, лишенным имана. Ведь оставление намаза предшествует ослаблению имана. А признак крепкого имана – это исполнение повелений нашей религии с желанием и удовольствием, не считая обряды поклонения тяжелым грузом. Недаром Аллах Тааля нам повелевает:«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (сура «Бакара», 2:45).

        А в хадис-шарифе сказано: «Как вы проживете, так и умрете. Как умрете, так и будете воскрешены!» (Муслим, «Книга Рая, описания благодати в нем и обитателей его», 83-84).

        Намаз в нашей религии настолько важный обряд, что его оставлению не дано разрешения ни в коем случае, кроме смерти или лишения разума. Поэтому для тех, кто не в состоянии читать намаз, полностью исполняя все его условия, разрешено совершать намаз соответственно своему положению. Так наша религия обеспечила все удобства для исполнения человеком этой религиозной обязанности. Например те, кто не находят воду для омовения, могут совершить таяммум (сура «Маида», 5:6), кто находится в состоянии войны, могут читать намаз в зависимости от боевой обстановки (сура «Ниса», 4:102), кто не может стоять на ногах, могут совершать намаз сидя, если и на это не хватит сил, то даже лежа, лишь посредством жестов (сура «Али Имран», 3:191).

        islam-today.ru

        • 12 июня 2015, 17:47
        • 0

          Почему принимаются не все наши дуа (молитвы)?

          Дуа является оружием му"мина (верующего). Му"мин разговаривает с Аллахом непосредственно через дуа. В дуа он просит Аллаха решить его проблемы или дать ему то, что хочет его сердце. Аллах слышит каждое дуа, произнесенное истинным верующим.

          Когда мы делаем дуа, оно принимается, и мы получаем то, что просили в дуа. Но иногда наши желания в дуа не исполняются, так в чем же причина? Согласно хадису Посланника Аллаха (мир ему), когда му"мин делает дуа Аллаху, происходит следующее:

          Его дуа принимается, и он получает то, что хотел.
          Он получит награду за его дуа в будущей жизни, но не в этом мире.
          Он спасается от потерь, которые могли бы произойти в его жизни, но он не знал об этом.

          Таким образом, происходит одно из трех последствий, когда му"мин делает дуа Аллаху.

          В хадисах говорится, что не примутся дуа человека, который употребляет харамную пищу . Аналогично, если мы не делаем регулярно намаз, не постимся в Рамадан, не даем закят, наши дуа не будут приняты. Если мы нетерпеливы или не верим во время совершения дуа, то они и не будут приняты. Совершение грехов также может быть причиной непринятия наших дуа.

          Совершать дуа – большая добродетель, и Аллах любит тех верующих, которые делают дуа со слезами на глазах. Пророк (мир ему) сказал: «Нет ничего более дорогого для Аллаху, чем мольба к Нему».

          Аллах говорит в суре «Ахзаб» Корана: «Положитесь на Аллаха, если вы веруете» .

          Будучи верующими, мы всегда должны верить в то, что Аллах примет наши дуа. Мы также должны делать добрые дела и избегать харама, если желаем принятия наших дуа.

          Islam-today

          • Подобные приемы используются в методике известного доктора К.П.Бутейко. Есть также глубокий смысл в том, как после трапезы, совершив ду’а, в знак благодарности Всевышнему, мы проводим по лицу. Это движение способствует распределению по всему телу биоэнергии, начиная с головы. Учения некоторых физиологов и терапевтов, в своей сути, построены на этом принципе.

            Ислам в течение одиннадцати столетий оберегал наш народ. Обогащал его не только духовно, но и физически. Утро каждого правоверного начинается с простейшей водной процедуры, именуемой тахаратом, которая состоит из троекратного обтирания влажными руками головы с макушки, лобной части и от переносицы до подбородка. Медики признают ее полезной для всего организма гидропроцедурой. Малое омовение, намаз, перебирание четок позволяет сосредоточить внимание, успокоить нервы и преодолеть стресс, сдерживать эмоции.

            Ведь не случайно биотоки, совершающего намаз человека, исходят от его тела до одного метра. Подобное свободное биополе положительно сказывается на интеллекте, способствует развитию воли и милосердия. Именно поэтому в последнее время при лечении нервных и психических заболеваний в медицине применяются некоторые приемы ‘ибадата.

            Некоторые ученые как великое научное открытие преподносят искусственное голодание или уразу, в то время как она 15 веков является одним из главных пяти столпов ислама. Не говоря уже о том, что каноны Шариата с успехом применяются в борьбе с табакокурением и алкоголизмом.

            Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»


    «Совершайте молитву (намаз – пятикратный, обязательный) и выплачивайте закят…» (Коран) (сура Аль-Бакара, аят 43)

    Аллах сотворил всё. Великий и Всезнающий Аллах ничего не сотворил просто так, без мудрости и обязательств. Когда Всевышний завершил Своё предопределение, Он создал самое красивое и лучшее творение – это человек.

    Каждый раз, когда народ забывал Творца и сбивался от истинного пути, Аллах посылал увещевателя. И вот наконец появился Мухаммад (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) – самый любимый из Посланников Всевышнего, обладавший особой степенью: ему был ниспослан в откровениях Коран. Творец возложил на Мухаммада (мир ему и благословение) и его общину пятикратную молитву (намаз) как подарок и милость со Своей стороны, ибо Его раб пять раз в день имеет возможность предстать перед Могущественным Творцом.

    Все пророки (мир им и благословение) приходили к разным народам с единобожием, с разными формами и временем поклонений, предписанных Аллахом для каждого из этих народов. Мухаммад (мир ему и благословение) же был послан ко всем людям, джинам и ангелам, а значит, за ним должен следовать каждый.

    Однако человек со временем начал слабеть верой и забывать Творца, оставлять предписания религии, обязательную молитву (намаз)… А ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Намаз (ас-салят) – эта опора религии».

    Нередко человек готов чем угодно оправдать оставление намаза. Некоторые говорят: «Я никому не делаю плохое!» Но такого рода слова – всего лишь самообман. И этому есть несколько причин…

    Во-первых: Всевышний создал человека для поклонения Ему, ибо в Коране сказано: «И не создал Я джинов и людей кроме как для поклонения Мне».

    Во-вторых: разве нельзя совместить несовершение греха и совершение молитвы? Стены без фундамента разве имеют нужную силу? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, – это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то он опечалится и будет в убытке» (имам Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах, Абу Давуд, Насаи). Если хорошенько подумать, то каждый мусульманин осознаёт в глубине души, что все благие деяния совершает ради Всевышнего, боясь Его наказания и надеясь на милость Его. А Тот, ради Которого мы делаем наши благие деяния, повелел нам поклоняться Ему, совершая пятикратную молитву.

    Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставил умышленно один намаз, встретит Всевышнего в гневе на него» (Баззар, Табарани). Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет греха тяжелее после многобожия, чем откладывание намаза…» (Табарани от Анаса, да будет доволен ими Аллах).

    В одном селе жил очень праведный человек, которого сатана никак не мог сбить. Однажды сатана пришёл в облике путника в гости к этому человеку. И вот когда наступало время намаза, сатана отвлекал этого праведника. В итоге получилось, что праведник, не совершив за день ни одного намаза, лёг в постель. В это время путник начал быстро собираться, чтобы уйти. Праведник спросил: «Куда же ты, друг?» Дьявол ответил ему: «Из-за одного ослушания Аллаха сатана был изгнан из Рая, а ты за целый день ослушался Аллаха пять раз, не совершив ни одного намаза, и я боюсь, что наказание, которое обрушится на тебя, коснётся и меня тоже» (из книги «Дуррату Насыхин»). Мы видим, насколько тяжким грехом является оставление намаза, что даже проклятый сатана убежал от того, кто пропускает молитву. Представить тяжело, что же будет с тем человеком, который всю свою жизнь не совершал намаз, хотя знал про обязательность его совершения.

    Умар сын Хаттаба (да будет доволен им Аллах) после смертельного удара саблей идолопоклонником, когда немного пришёл в себя, сказал: «…нет доли из Ислама тому, кто не совершает намаз…» (имам Малик).

    Имам Аз-Захаби, да будет доволен им Аллах, сказал:

    «1. Если человека от намаза отвлекло имущество, то он будет воскрешён с Каруном (которому имущество вскружило голову и сбило с истины).

    2. Если человека от намаза отвлекло его правление, то он будет воскрешён с Фирауном (фараоном, который объявил себя богом).

    3. Если человека от намаза отвлекла ответственная работа и высокие должностные полномочия, то он будет воскрешён с Хаманом (подчинённый Фараона и надсмотрщик над рабочими, которые обжигали кирпичи).

    4. Если человека отвлекла от намаза торговля, то он будет воскрешён вместе с Убаю ибн Хальфом (торговцем и главой многобожников)» (Аль-Кабаир, 35 стр).

    Передаётся, что женщина из народа Бану Исраиль (Израильтяне) пришла к Мусе (мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха! Я совершила очень тяжкий грех, и я каюсь перед Аллахом. Попроси у Аллаха, чтобы Он простил меня и смилостивился». Тогда Муса (мир ему) спросил: «Какой грех?» – и она ответила: «О Пророк Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, у меня родился ребёнок, которого я убила». Пророк Муса (мир ему) крикнул: «Выходи отсюда, грешница, пока не обвалился огонь ада с небес и не сжёг нас из-за тебя!» Она в отчаянии ушла. В это время спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О Муса! Господь спрашивает тебя: почему ты выгнал покаявшуюся?! Разве ты не знаешь того, кто хуже неё?!» Муса (мир ему) сказал: «О Джабраил, кто же это?!» Ангел ответил: «Оставляющий молитву» (имам Аз-Захаби).

    Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда ребёнку исполнится семь лет, повелевайте ему совершать намаз, а когда исполнится десять лет, наказывайте ребёнка за пропуск намаза» (имам Ахмад, Абу Давуд и др.). Конечно, под наказанием не имеется в виду рукоприкладство, наносящее травмы и раны ребёнку. В чём же мудрость такого повеления Пророка (мир ему и благословение)? В том, чтобы ребёнок уже с детства, до наступления полового зрелости, понимал серьёзность и обязательность совершения намаза и привык к её совершению.

    Некоторые взрослые порой говорят: «Мои дети маленькие, мне жалко» или «они ещё не способны понять», – однако, когда нужно отправить того же ребёнка в магазин за хлебом или даже за сигаретами, родителям не бывает жалко и они не думают, что дети маленькие. Или когда дети ходят в компьютерные залы, разговаривают нецензурными словами, – оказывается, они даже очень понятливые. Не нужно обманывать самих себя!

    Ребёнок – это чистый подарок Аллаха, которого Он дал на сохранение и воспитание родителям, ещё один маленький раб Аллаха, за которого отвечают родители.

    Намаз является тем, что отличает мусульманина от немусульманина. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разница между нами (мусульманами) и неверными – это намаз. Кто оставил намаз – стал неверным» (имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, ибн Маджах). Есть хадис: «Разница между рабом (Аллаха) и неверным – оставление намаза» (имам Ахмад, имам Муслим и др.).

    Из-за большого количества таких хадисов у учёных появились разные мнения по вопросу впадания того, кто не совершает намаз, в куфр (неверие). Однако великие учёные, основатели мазхабов – имам Малик, имам Аш-Шафи, имам Абу Ханифа, а так же, по одному из более весомых мнений имама Ахмада – считают, что человек, не совершающий намаз, не впадает в куфр, но совершает тяжкий грех. Однако долгое время оставление намаза может привести человека в куфр.

    Как известно, на территории Российской Федерации в основном проживают последователи мазхабов имама Аш-Шафии и имама Абу Ханифы. Согласно их мазхабам, человек, не отрицающий обязательности намаза, но не совершающий его, не впадает в неверие, а становится грешником.

    Аллах милостив ко всем в этом мире, и к тем, кто по халатности не совершал молитву. Пусть обратятся они к Аллаху с просьбой о прощении и начнут совершать все намазы.

    Да поможет нам Аллах. Амин!

    Когда спросили Ибн Шихаба аз-Зухрий (58-124 г.х.) рахимахуЛлах о человеке, оставившем намаз, он ответил:

    «Если он оставляет намаз, желая другой религии помимо Ислама, то его следует казнить! Если же нет (не по причине вероотступничества), тогда он нечестивец из нечестивцев, которого следует сильно побить или посадить в тюрьму!».

    См. аль-Халляль в «аль-Джами’» (2/546). Иснад сахих.

    *Имам Ибн Шихаб аз-Зухри – это один из самых знающих таби’инов, о котором Суфьян ас-Саури говорил: “Он был самым знающим человеком в Медине!”

    А ‘Умар ибн Абдуль-Азиз сказал: “Придерживайтесь этого Ибн Шихаба, поистине, вы не встретите никого, кто знал бы Сунну так, как он!”

    Он был одним из первых, кто стал собирать хадисы и записывать их. Он видел десять сподвижников, и передавал хадисы от Ибн ‘Умара, от Сахля ибн Са’да, Анаса, Махмуда ибн ар-Раби’а и др. Был учеником восемь лет имама таби’инов – Са’ида ибн аль-Мусайиба.

    См. “ас-Сияр” (5/326-332), “ат-Тарих аль-кабир” (1/220), “Тахзиб аль-асма” (1/90).

    Неужто этот ученик сахабов и больших таби’инов придумал от себя то мнение, что оставление намаза из-за халатности не делает человека кафиром? Или он не знал про иджма’ сахабов по этому вопросу, но этот иджма’ знали те, кто был после него?

    Имам Суфьян ас-Саури (97-161 г.х.) рахимахуЛлах передал хадис: «Между рабом и куфром – оставление молитвы». Но, тем не менее, он не склонился к мнению, что не совершение молитвы – это большой куфр. Более того, даже касательно казни такого человека его мнение было неоднозначным. И мнение о том, что такого даже не казнят от него передавали Ибн аль-Къасар аль-Малики и ан- Науауи. Также его мнение касательно этого вопроса подтверждает то, что привёл Ибн Наср аль-Маруази, что Я’мар ибн Башар передав слова Ибн аль-Мубарака: «Кто затянул время молитвы без причины, пока оно не вышло, тот впал в куфр», сказал: “Но пошли мне в противоречие (по этому вопросу) Суфьян (ас-Саури) и другие из числа сторонников ‘Абдуллаха и порицали это”. После чего привёл слова Суфьяна касательно того, кто оставил молитву: “Если он оставил её, отвергая её (тогда такой кафир)”.

    См. “Та’зыму къадри-ссаля” 2/925.

    * Бишр аль-Хафи сказал: “Суфьян в своё время был подобно Абу Бакру и ‘Умару в их время!”

    См. “ас-Сияр” 7/239.

    А имам Ибн Рахауайх говорил: “Я слышал, как ‘Абду-р-Рахман ибн Махди упомянул Суфьяна, Шу’бу, Малика и Ибн аль-Мубарака и сказал: «Самый знающий из них – это Суфьян»”.

    См. “ас-Сияр” 7/239.

    Имам аш-Шафи’и (150-204 г.х.) рахимахуЛлах сказал: “Посещение пятничной молитвы – фард! А кто оставил фард, тот подвергся злу, если только его не помилует Аллах. Как если бы человек оставил молитву, пока не вышло её время – он подвергся злу, если только Аллах не помилует его!”.

    См. “аль-Умм” (1/355)

    Спросили имама Мухаммада ибн Сахнуна (150-240 г.х.) рахимахуЛлах, о положении того, кто оставил намаз без причины, и он сказал:

    В этом есть два положения:

    1) Если он отрицает обязательность молитвы, и говорит: «Она не обязательна ни мне, ни кому-либо из людей», или же также отрицает обязательность омовения, или поста, или закята, или отрицает любой фард из фардов Ислама, то его положение – положение вероотступника. Его необходимо призывать к покаянию в течение трех дней, и если он не покается и будет упорствовать в своем отрицании, то его казнят как вероотступника. Но ученые разошлись относительно его имущества…

    2) Если же он оставляет молитву по халатности, слабости и упущении, считая ее обязательной, то его следует воспитывать и сурово наказывать, потому что оставление намаза из числа величайших грехов и самый великий из грехов перед Аллахом! Это, если он признает ее обязательность и обещает ее выполнять. А если он признает ее обязательность, но отказывается ее совершать, говоря: «Я не буду молиться», то следует ждать до выхода времени молитвы, которую велено ему совершить. И если он не совершит ее, то его казнят.

    Ученые разошлись в причине его казни:

    Было сказано, что его убивают в качестве наказания и хоронят на кладбище мусульман, и от него наследуют мусульмане, потому что он был верующим грешником. И на этом мнении большинство учёных из числа сподвижников и таби’инов*

    И было сказано, что его казнят как неверного и не хоронят на кладбищах мусульман, и не наследуют от него, а его имущество идет в казну мусульман. И это мнение Ибн Хабиба и группы ученых из числа таби’инов. В этом они опираются на слова Пророка صلى الله عليه وسلم»: Между верующим рабом и неверным – оставление молитвы». Внешне хадис указывает на любой вид оставления молитвы, но большинство учёных сказало: «Смысл хадиса в том, кто оставил молитву, отрицая её обязательность»”.

    См. “Китаб аль-аджуиба” (стр. 438-439).

    * Имам Ибн Сахнун рахимахуЛлах был из сильнейших знатоков вопросов разногласия между сподвижниками. Однажды он сказал о себе:

    “Клянусь Аллахом, не скрылось от меня ничего из разногласий ученых со времен Пророка صلى الله عليه وسلم до наших дней”. См.”Фатауа Ибн Сахнун” (стр.163).

    Имам аль-Музани (175-264 г.х.) рахимахуЛлах – ученик имама аш-Шафи’и рхимахуЛлах), аш- Шафи’и говорил про него: «Аль-Музани помог моему мазхабу и поддержал его». Так же он сказал: «Если бы аль-Музани провел диспут с шайтаном, то он непременно одолел бы его». Он это сказал, когда аль-Музани был совсем молод, а он прожил после смерти аш-Шафи’и 60 лет, которые провел в требовании знаний. Ахмад бин Салих сказал: «Если кто-то поклялся и сказал, “Я не видел подобного аль-Музани”, он был бы правдив») был на мнении, что оставивший намаз не становится кафиром, а более того, его даже не казнят за это! Это мнение аль-Музани передавали сами шафииты и это от него передал имам Ибн аль-Къайим.

    См. “аль-Хилья ли-ш-Шаши” (2/19), “ас-Саля уа хукму тарихика” (стр.31).

    Мухаммад бин Наср аль-Маруази (202-294 г.х.) рахимхуЛлах, который был специалистом в вопросах разногласия имамов, и который сам был на мнении, что оставление молитвы по лени выводит из Ислама, в своей книге, посвящённой вопросу оставления намаза, перечисляя имамов, не считавших это большим куфром, сказал:

    “И из числа учёных сторонников хадиса, кто последовал этому мазхабу – это аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах, а также его сторонники, как Абу Саур и др.”.

    См. «Та’зыму къадри-ссаля» (2/956).
    6

    Имам-муджтахид Ибн Джарир ат-Табари (224-310 г.х.) рахимахуЛлах, привел с иснадом слова имама аз-Зухри:

    «Если он оставляет намаз, желая другой религии помимо Ислама, то его следует казнить! Если же нет (не по причине вероотступничества), тогда он нечестивец из нечестивцев, которого следует сильно побить или посадить в тюрьму!», затем сказал: “И это является нашим мнением, и ему последовала группа из числа учёных уммы из Хиджаза и Ирака”.

    См. “аль-Истизкар” (1/237).

    Имам Ибн аль-Мунзир (241-318 г.х.) рахимахуЛлах в своей книге «аль-Ишраф», посвящённой мнениям учёных и их разногласиям:

    “Обладатели знания разошлись касательно того, кто оставил намаз сознательно без причины, пока не вышло его время. Сказала группа, что такой человек кафир. И это мнение Ибрахима ан-Наха’и, Айюба ас-Сахтияни, Ибн аль-Мубарака, Ахмада и Исхакъа. Ахмад сказал: «Не становится никто кафиром за совершение греха, кроме как если он оставит намаз сознательно. Того, кто оставил молитву так, что наступило время следующей молитвы следует призвать к покаянию три дня». И так говорил Сулейман Ибн Дауд, Абу Хайсама, Абу Бакр Ибн Аби Шейба.

    Сказала другая группа, что такого следует призвать к покаянию, а если он откажется, то казнить. Но эта группа не называла такого кафиром. И это мнение Макхуля, также Малика, Хаммада ибн Зейда, Уаки’а и аш-Шафи’и.

    Есть и третье мнение, которое состоит в том, что оставившего намаз следует побить и заточить в тюрьму. И это мнение аз-Зухри. Когда спросили его о человеке, оставившем намаз, он ответил: «Если он оставляет намаз, желая другой религии помимо Ислама, то его следует казнить. Если же нет, тогда он нечестивец, которого следует сильно побить или посадить в тюрьму!» Также сказал и ан-Ну’ман (Абу Ханифа): «Его следует побить и заточить, пока не начнёт молиться».

    Также в этом вопросе помимо упомянутого есть ещё три мнения у трёх течений из числа ахлюль-калям:

    Сказало одно течение: “Оставивший намаз фасикъ, но не верующий и не кафир, однако он вечно в Аду, если только не покается”.

    Сказало другое течение: “Такой кафир в отношении Аллаха Великого и его кровь дозволена”.

    Сказало третье течение: “Заслуживает именоваться кафиром тот, кто принял Ислам, а затем никогда не совершал молитвы, пока не умер. Ведь в словах Аллаха: «Выстаивай молитву» речь идёт обо всех молитвах. Поэтому, кто принял Ислам, а затем не совершал ничего из молитв, пока не умер, тот кафир. А кто делал в своей жизни какие-то молитвы, то он не заслуживает имени кафира”.

    См. “аль-Ишраф ‘аля мазахиб аль-‘уляма” (8/246-248).

    Имам Ибн аль-Мунзир (242-318 г.х.) рахимахуЛлах, касательно вопроса оставления намаза в своём труде, посвящённом единогласным мнениям(считался из лучших специалистов в вопросах иджма’а) говорил:

    “Я не нашёл в этом вопросе единогласного мнения”.

    См. «аль-Иджма’» (стр.148).

    Имам Абу Бакр аль-Исма’илий (277-370 г.х.) рахимахуЛлах:

    “Они (саляфы) разошлись касательно того, кто сознательно оставил обязательный намаз без причины, пока не вышло его время. Группа посчитала такого кафиром, опираясь на то, что передаётся от Пророка هللا صلى سلم و عليه»: Между рабом и куфром – оставление намаза». Или: «Кто оставил намаз, впал в куфр. Кто оставил намаз, вышел из под покровительства Аллаха».

    Другая группа истолковала это тем, что речь идёт о том, кто оставляет намаз, отрицая его, как говорил пророк Юсуф السالم عليه»:Воистину, я оставил религию людей, которые не веруют в Аллаха и не признают Последнюю жизнь» (Юсуф 12: 37). В данном случае под «оставлением» речь шла об отрицании”.

    См. “И’тикъад ахль ас-Сунна” (стр. 44).

    Говорит имам Абу ‘Усман ас-Сабуни (373-449 г.х) рахимахуЛлах: “По поводу положения мусульманина, преднамеренно оставившего намаз, последователи хадиса разделились на два мнения” .

    См. «‘Акыдату-ссаляф уа асхабуль-хадис” (стр.94).

    Имам Абу Усман ас-Сабуни (373-449 г.х.) рахимахуЛлах сказал:

    «Ахлюль-хадис разногласили относительно мусульманина, который сознательно оставил молитву. Посчитали такого неверным Ахмад бин Ханбаль и группа из ученых саляфов, и вывели его из Ислама. А аш-Шафи’и и его сторонники, а также группа ученых из числа саляфов склонились к тому, что такой человек не становится неверным, пока он убежден в обязательности намаза».

    См. “‘Акыдату-ассаляф уа асхабиль-хадис” (стр.278-279).

    Говорит имам аль-Мауарди (364-450 г.х.) рахимахуЛлах: “Второе мнение гласит, и это мнение Абу Ханифы и аль-Музани, что нельзя убивать его (не делающего намаз), однако следует его бить при наступлении времени каждой молитвы в качестве воспитания и устрашения”.

    См. “аль-Хауи” (2/525).

    Имам Ибн Хазм (384-456 г.х.) рахимахуЛлах сказал:

    “Группа учёных склонилась к мнению, что не становится кафиром и фасиком мусульманин, сказавший что-то в вопросах убеждения или в фатуа, ибо каждый, кто проявил иджтихад в подобном и склонился к тому, что считал правильным, заслуживает награды. В любом случае, если он оказался прав, то ему две награды, а если ошибся, то одна. И это мнение Ибн Аби Лейли, Абу Ханифы, аш-Шафи’и, Суфьяна ас-Саури и Дауда ибн ‘Али. И это мнение каждого из числа сподвижников, о ком мы знаем, что у него есть два мнения в этом вопросе. И нам неизвестно в этом от них разногласия вообще, кроме того, что мы упоминали про их разногласие касательно такфира оставившего намаз сознательно, пока не выйдет время”.

    См. “аль-Фисаль” (3/138).

    Также Ибн Хазм рахимахуЛлах َсказал: «Имам Малик и имам аш-Шафи’и сказали: “Тот, кто говорит “молитва истина, фард, но я не хочу молиться”, то ему дается срок, пока не выйдет время молитвы, затем его казнят (если он не помолится)”. А Абу Ханифа, Абу Сулейман и их соратники сказали, что его не казнят, но наказывают пока не начнет молиться. Малик и аш-Шафи’и считают оставившего молитву, которого мы упомянули мусульманином, считая, что его дети наследуют его имущество, над ним совершают джаназа, его хоронят на кладбище мусульман, не разлучают с женой и выполняют его завещание».

    См. аль- Мухваля 12/384

    Имам Ибн ‘Абдуль-Барр (368-463 г.х.) рахимахуЛлах, передавая мнения большинства имамов, что оставивший намаз по халатности не кафир, сказал:

    “Это мнение высказывала группа имамов, которые говорят, что иман – это слова и дела. То же самое говорили и мурджииты, однако мурджииты говорили про оставившего намаз, что он верующий с полноценным иманом. И мы упоминали про разногласие имамов ахлю-с-Сунна уаль-джама’а касательно оставившего намаз”.

    См. “ат-Тамхид” (2/376).

    Имам аль-Хасан аль-Банна (396-471 г.х.) рахимахуЛла разъясняя положение оставившего молитву, сказал:

    «И казнь у нас (в ханбалитском мазхабе), лишь после того, как будет вынесено постановление судьи о том, что он стал кяфиром. На это ясно указывает мазхаб, в отличии от Абу Ханифы, который сказал: “Не становится кяфиром и не убивают, но его сажают в тюрьму”. А аш-Шафии сказал: “Его следует казнить, но он не кяфир”.»

    См.”Китаб аль-мукъни’ фи шарх мухътасар аль-Хъиракъи”(1/471).

    * Имам аль-Хасан аль-Банна один из имамов ханбалитского мазхаба, автор многих ценных книг по акъыде, фикъху и другим наукам.

    Имам аль-Багъауи (436-516 г.х) рахимахуЛлах сказал:

    “Учёные разошлись во мнении относительно человека, преднамеренно оставившего обязательную молитву”. См “Шарх ас-Сунна” (2/178).

    Говорит имам ханбалитов – Ибн Къудама альМакъдисий (541-620 г.х.) рахимахуЛлах в своей книге «аль-Мугъни» (2/446), названной одной из лучших книг по фикъху в Исламе:

    “Второе мнение в мазхабе: оставившего намаз казнят в качестве наказания, но считая его мусульманином. Это мнение выбрал Абу ‘Абдуллах ибн Батта и выразил порицание мнению, что такой становится кафиром. И он упомянул, что мазхаб (ханбалитов) на этом мнении, и что не нашёл в мазхабе противоречия этому”.

    См.” аль-Мугъни” (2/446). Также это мнение таких имамов ханбалитского мазхаба, как Къады Абу Я’ля, Абу Бакр, Абу Исхакъ ибн Шакиля, Ибн Мунаджа и др.

    Шейхуль-Ислям Ибн Таймия (661-728 г.х.) рахимахуЛлах сказал:

    “Учёные разногласили в отношении такфира за оставление четырёх столпов Ислама (помимо шахады), при наличии убеждения их обязательности. У Ахмада в этом вопросе несколько мнений.

    Первое мнение ученых: Оставление любого столпа выводит из Ислама, даже Хаджа.

    Второе мнение: Оставление всего этого при убеждении, что это уаджиб, не делает человека кафиром! И это мнение известно у многих факъихов из числа сторонников Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и это одно из мнений Ахмада, которое выбрал также Ибн Батта и другие.

    Третье мнение: Не становится человек кафиром, кроме как за оставление намаза, и это третье мнение Ахмада и многих саляфов, а также группы из сторонников Малика и аш-Шафи’и. Четвертое мнение: Кафиром становится тот, кто оставил именно намаз и закят”.

    См. “Маджму’уль-фатауа” (7/609).

    Так же он рахимахуЛлах сказал, разъясняя положение оставившего молитву:

    «А если его не призвали молиться (призвать по мазхабу должен правитель мусульман или его ставленник) и он не говорил, что не будет молиться, то на него не распространяется ничего из положения вероотступника. Поэтому никогда не было, чтобы оставившего молитву после смерти не купали, не совершали за него джаназу и не хоронили на кладбище мусульман, чтобы его наследники не наследовали его имущество или чтобы его кровь стала дозволенной по причине этого, при том что оставляющих молитву было много во все времена. А эта община не объединится на заблуждении».

    См. Шарх ‘Умдатуль фикх, Китаб ас-салля, стр. 92

    Ибн Раджаб аль-Ханбалий (736-795 г.х.) рахимахуЛлах сказал: “В выходе из Ислама того, кто оставил молитву известное разногласие между учеными”.

    См.”Джами’ аль-‘улюм уаль-хикам” (стр.76).

    Говорит хафиз аль-‘Иракъи (725-806 г.х.) рахимахуЛлах, раскрывая позицию имамов четырёх мазхабов:

    “Большинство учёных считает, что не совершающий намаз не является кафиром, если он не отрицает его обязательность. И это мнение Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и также одно из мнений имама Ахмада”.

    См. “Тарх ат-тасриб” (2/149).

    Сказал имам аль-Мардауи аль-Ханбалий (817-885 г.х.) РахимахуЛлах в своей известной книге «Правильное мнение относительно спорного вопроса в мазхабе имама Ахмада»: “Оставивший намаз не становится кафиром согласно наиболее правильному мнению в нашем мазхабе”. См. “аль-Инсаф” (1/402).

    Ибн Усаймин (1347-1421 г.х.) рахимахуЛлах сказал, про положение оставившего молитву признавая ее обязательность:

    «Ученые саляфы и поздние ученые разногласили в этом вопросе. Имам Ахмад ибн Ханбал сказал: “Оставивший молитву кяфир вышедший из Ислама, его следует казнить, если он не покается и не начнет молиться”. А Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и сказали: “Он нечестивец, но не кяфир”. Затем Малик и аш-Шафи’и сказали: “Его следует казнить”, а Абу Ханифа сказал: “Его не казнят, но наказывают (сажают в тюрьму)”».

    См. Хукм тарикис-Салля 1/4

    Каковым будет положения человека, сознательно оставляющего намаз в будущей жизни?

    Ответ:

    Отрицание того что намаз является фардом (обязательным) делает человека кяфиром (неверным), а оставление намаза по причине ленивости делает человека фасиком (грешником)

    Намаз (молитва) является второй по значимости основой ислама после имана (веры) и не может быть и речи о его оставлении. Поскольку отрицание обязательных предписаний ислама является куфром (неверием), отрицание обязательности намаза также является неверием. Именно по этой причине человек, не верящий в обязательность намаза, не является мусульманином. Ислам запрещает не только вступать в брак с таким человеком, но и есть зарезанное им животное. Но если человек не отрицает обязательность намаза, но не совершает его по причине ленивости, он считается грешным мусульманином. По исламскому фикху (праву) такой человек подвергается наказанию, поскольку считается виновным. В ханафитском праве такой человек приговаривается к тюремному заключению до тех пор, пока тот не покается и не начнёт заново совершать намаз. А в шафиитском праве человек, настаивающий на несовершении намаза если не покается в этом, приговаривается к смертной казни.
    Умышленное оставление намаза является причиной мук и мучений и в этой и в следующей жизни
    Имеется единодушие в том, что намаз является фардом (обязательным) для всех психически здоровых людей достигших полового созревание и очистившихся от месячных крововыделений. Вот что сказано в Благородном Коране о последствиях несовершения намаза:
    «В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз.» (Завернувшийся, 40-43)
    «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо.» (Марйам, 59-60)
    «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам.» (Подаяние, 4-5)
    Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
    «Тот, кто умышленно оставляет намаз, лишается покровительства Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).» (Ахмад бин Ханбал)
    «Тот, кто оставляет послеполуденный намаза лишается всех благих деяний, который он совершил.» (Бухари, Насаи)
    В хадисе переданным Убадой бин эс-Самитом (да будет доволен им Аллах) говорится:
    «Аллах дал слово, что возьмёт в Рай тех, кто совершают пятикратный намаз наилучшим образом и не относятся к намазу небрежно. Но для тех, кто не совершают намаз, нет такого слова. Если Аллах пожелает наказать их, Он подвергнет их мучениям. Если же Аллах пожелает простить их, Он дарует им прощение.» (Абу Давуд)
    В хадисе переданным Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) говорится:
    «Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами. А потом то же самое будет сделано и для других фардов (обязательных предписаний).» (Тирмизи, Ибн Маджа)
    Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза
    Досточтимый Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
    «Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза» (Муслим, Тирмизи, Абу Давуд)
    В другом хадисе Тирмизи и Абу Давуда сказано: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
    Досточтимый Бурайда (да будет доволен им Аллах) передаёт:
    «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Договором между мной и ими (лицемерами) является намаз. Тот, кто оставит его впадёт в куфр (неверие).» (Тирмизи, Насаи, Ибни Маджа)
    Абдуллах Ибни Шакик передаёт:
    «Сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) из всех деяний только на оставление намаза смотрели как на куфр (неверие).» (Тирмизи)
    Навави:
    Навави сообщает, что богословы дают четыре разных толкований хадису: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
    1-Человек оставивший намаз заслуживает наказания кяфиров (неверных) и этим наказанием является смерть.
    2-В хадисе говорится о тех, кто считает дозволенным оставление намаза.
    3-Человек оставивший намаз впадает в куфр (неверие)
    4-Действие оставление намаза является действием кяфиров (неверных)
    Намаз защищает человека от неверия. Человек, оставивший намаз оставляет признак, отличающий его от неверных, и по этой причине внешне может считаться неверным. К тому же оставление намаза может стать причиной того что человек может совершить ошибки в результате которых он может впасть в неверие. Ведь недаром говорится, что каждый грех приближает человека к куфру (к неверию). (Кутуб-и Ситте)
    Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный)
    Абдуллах бин Курт (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
    «Первое, за что раб даст отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенным, будут совершенными и другие его деяния, а если намаз будет неполноценным, будут неполноценными и другие его деяния.» (Табарани)
    Анас б. Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
    «Первым деянием, сделанным Аллахом фардом (обязательным) для людей в религии является намаз, последним (в конце времён от религии) что останется, будет намаз, первое, за что будет отчёт (из деяний в День Суда) будет намаз (обязательный). (В Судный День) Аллах прикажет (ангелам) «Посмотрите на намаз Моего раба!» Если намаз будет совершенный, то будет написано что намаз совершенный, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами.» (Абу Йала)
    Джабир б. Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
    «Намаз является ключом от Рая» (Дарими)
    poznayteislam.

    «Те, которые уверовали и сердца которых нашли утешение в поминании Аллаха. А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца? Намаз – причина спасения» (Коран, сура «Гром» аят 28).

    Для мусульманина является обязательным следование пяти столпам ислама: свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха; соблюдение намаза; выдача закята; пост в месяц Рамадан; совершение хаджа. О том, как важен намаз и какое наказание ждет верующих за оставление обязательного намаза, рассказал Тимергали хазрат Юлдашев в рамках ежедневной лекции на актуальные темы ислама.

    Намаз – это особый вид поклонения Всевышнему, который должен совершаться в соответствии с тем, как нас научил посланник Аллаха (мир ему и благословение), в определенное время. Ислам велит совершать пять обязательных молитв: аль-Фаджр (утренний намаз), аз-Зухр (обеденный намаз), аль-Аср (предвечерний намаз), аль-Магриб (закатный намаз) и аль-Иша (ночной намаз).

    Зачастую именно через чтение намаза человек не просто приходит в веру, но и открывает свое сердце Создателю. Совершение молитвы не просто успокаивает человека, а усиливает его разум, бодрит тело и прогоняет лень. Намаз является щитом, который защищает своего хозяина от грехов и всего непристойного, а также объединяет мусульман между собой и сплачивает их. Но самое главное достоинство намаза – создание связи между человеком и Всевышним.

    О том, насколько важен и ценен намаз, какова его роль в наставлении на праведный путь человека, говорится во многих аятах Священного Корана. К примеру, в суре «Паук», 45 аят, намаз назван оберегающим от мерзких поступков и предосудительного: «Читай им [Мухаммад,] то, что дано тебе через откровение в Писании, верши обрядовую молитву, ведь она оберегает от мерзких поступков и предосудительного. А поминание Аллаха - самое главное. Аллах ведь знает о ваших деяниях». В суре «аль-А`ля», 14 и 15 аяты, намаз называется причиной спасения: «Воистину, преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз».

    «(Человек создан) и скупым, когда его касается добро. Это не относится к молящимся, которые регулярно совершают свой намаз, которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (Коран, сура «Ступени», 21-25 аяты). «Так сноси же терпеливо [, Мухаммад,] то, что говорят [неверующие], и славь хвалой Господа своего перед восходом солнца и перед его закатом, славь его и в течение ночи, а также в течение дня, - быть может, ты будешь доволен [степенью заступничества в будущей жизни]» (Коран, сура «Та. Ха», 130 аят). Таким образом, мы видим, что намаз не просто средство приближения к Создателю, нерушимая связь с Ним, но и первый шаг на пути духовного и нравственного совершенствования человека.

    Одним из важных качеств при совершении намаза является смиренность. Молящийся человек должен совершать намаз всем сердцем, стоя перед своим Создателем смиренно. Однако достичь обязательного смирения можно, только устранив все факторы, которые могут помешать сосредоточиться и стать причиной беспокойства. Также крайне важно понимать смысл всех действий и произносимых слов в намазе и иметь в сердце намерение возвеличивать Творца. Нужно проявлять почтительную боязнь перед Всевышним и надеться на Него, что Он примет твой намаз.

    Оставление молитвы в исламе считается тяжким грехом, ведь человечество было сотворено для поклонения, как сказал Аллах в Коране: «И сотворили Мы (Аллах) людей и джинов лишь для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарият», аят 56). Первое, что спросят у каждого в день Страшного Суда, - это намаз. Того, кто оставит молитву, Аллах лишит Своей помощи и обрушит на него великое наказание: «Тот, кто оставил молитву умышленно, поистине, лишен заботы Аллаха и Его Посланника» (имам Ахмад). Если человек пропустил молитву по какой-либо причине, то он обязан ее возместить: «…и долг Аллаху более достоин возмещения (чем долг кому-либо другому)» (аль-Бухарий). Пропущенная молитва, пост, хадж, закят являются долгом перед Аллахом.

    Стоит отметить, что если человек проявляет халатность относительно исполнения пятикратной молитвы, то будет наказан Аллахом пятнадцатью видами наказания: пять его ждут в этом мире, три – во время смерти, три – в могиле и три – при выходе из могилы (в день воскрешения).

    Пять видов наказания, которые ожидают в этом мире:

    1. Снимется благодать от его жизни.
    2. Стирается признак праведных людей с его лица.
    3. За его деяния Аллах не будет награждать его.
    4. Не будет подниматься его мольба к небу.
    5. Не будет ему доли от мольбы праведников.

    Тот, кто несерьезно относился к соблюдению второго столпа ислама, умрет униженным, голодным, испытывая сильную жажду. Могила таких людей будет раскаленным огнем и станет настолько тесной, что ребра сломаются. Такого человека будет мучить огромная змея. А в день воскрешения его ждет суровый допрос, гнев Всевышнего, что приведет человека в Ад.

    «Когда тебя вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне» (сура «Бакара», аят 186).

    Ильмира Гафиятуллина, Казань



    Что еще почитать