Митрополит истринский арсений. Епископ арсений смолянец Митрополит арсений истринский расписание служб

Есть персонажи, в том числе и среди епископата Русской церкви, которые готовы на все, только бы о них не забыли. Даже редкое упоминание о них на страницах столичных газет или мимолетное мелькание на экране телевизора приносит им чувство огромного удовлетворения. Архиепископ Истринский Арсений не исключение. Его похождения сравнимы только с подвигами его старшего собрата - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Но он умудрился перещеголять Гундяева - недавно на сайте российских геев, которые признали Арсения за своего, появились описания его художеств.

Если бы он славился только “голубыми” подвигами - флаг ему в руки! Но владыка Арсений еще и правая рука Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и великий хозяйственник. Он викарный епископ Москвы, то есть помощник патриарха в деле управления всеми московскими приходами. Это благодаря его усилиям в Московском городском суде появилась часовня, в которой богобоязненные судьи всегда могут исповедаться в вольных и невольных грехах самому Арсению.

Никого не удивляет, что тяжкой данью обложены все 600 московских приходов. Что при назначении на должность настоятеля священник должен отстегнуть не менее 30 тысяч “зеленых”. Это, как заметил мне один московский чиновник, “по-божески”. Поскольку на хорошем приходе священник отбивает отданные деньги за год. А в чем-то Арсений довольно скромен - в Москве владеет всего-навсего тремя квартирами. Одной - на Олимпийском проспекте, другой - на Таганке, а третью, самую шикарную - 150 квадратных метров, отделывает на Старом Арбате. Для монаха, который при пострижении давал обет добровольной бедности, это не так уж и много.

Дело в том, что когда монах начинает копить деньгу, ему трудно остановиться. Вокруг столько соблазнов, что устоять невозможно. Особенно, когда любимые люди из ближайшего окружения бедствуют. К примеру, решил жениться сын одной из сподвижниц владыки Арсения - Андрей Королев. Владыка молодоженам подарил на Сивцевом Вражке скромную квартирку всего-навсего в 100 квадратных метров. БТИ оценила ее в полмиллиона рублей, но мы-то знаем ее подлинную стоимость. А накануне владыка приобрел для себя в Староконюшенном переулке квартирку пошикарнее - 150 квадратных метров, которую БТИ оценила так же скромно, как и на Сивцевом Вражке. А ведь один ремонт сколько стоит! Туда миллион “зеленых”, сюда миллион “зеленых”... Столько московские священники собрать не в силах. Необходимо искать побочные источники дохода. Близкий друг владыки, процветающий бизнесмен и церковный издатель Сергей Кравец , подсказал хорошую идею. Надо выстроить добротную гостиницу звезд на 5 в центре Москвы, но на церковной земле, чтобы не делиться с московскими чиновниками. И даже предложил свои услуги.

Поиски шли долго. Сначала хотели строить ее на церковной земле на Таганке. Но духовенство Болгарского подворья воспротивилось этой затее, поскольку их же землю грубо отнимали у них. Тогда несытое око владыки Арсения пало на Марфо-Мариинскую обитель. Еще бы - Ордынка, Замоскворечье, рядом Третьяковская галерея и все красоты столицы. Да сюда иностранный турист валом попрет! 15 лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Марфо-Мариинской обители и назначил настоятельницей монахиню Елизавету (Крючкову). В свое время она получила гуманитарное и психологическое образование в МГУ, работала журналистом. На новом поприще открылись новые таланты. Она сумела собрать общину, которая продолжила дело основательницы обители - великой княгини Елизаветы Федоровны, старшей сестры императрицы. После гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым, она основала обитель, которая жила не по монашескому уставу, а по уставу, который составила она сама. Синод упорно сопротивлялся, но благодаря помощи императора Николая II необычный устав все же был утвержден. Сестры не давали монашеских обетов, носили не черные одежды, а белые апостольники. Целью их жизни стала помощь обездоленным и бедным. Благо Хитровский рынок был рядом. Настоятельница выстроила больницу для бедных. Сестры обители ухаживали за ними. Возник и приют для детей-сирот. Все это постепенно восстанавливала новая настоятельница.

Центром обители стал детский приют. Сюда собирались не только дети-сироты, но и дети из неблагополучных семей. Кроме общеобразовательных дисциплин дети занимались хоровым и сольным пением, были созданы музыкальные ансамбли. Дети пели в храме. Занимались бальными танцами, поскольку многие из них страдали сколиозом. Слава о необычной обители переросла границы России. Дважды воспитанницы выезжали в Англию, где их принимал принц Чарльз. Валаамский монастырь подарил детям путевки в Святую землю. Нашлись московские спонсоры, которые регулярно помогали обители и даже купили для детей здравницу неподалеку от Севастополя. Было воссоздано училище сестер милосердия, в которое девочек подбирала сама матушка Елизавета. Младшие дети занимались домоводством, художественной лепкой, рисованием, вышиванием и даже верховой ездой. Все это не мешало заниматься и духовным воспитанием детей. В обители жила большая дружная семья. Дети относились к 70-летней матушке Елизавете как к матери.

Зато как бревно в глазу обитель была для владыки Арсения. Переворот был совершен в начале этого года. Причем чужими руками. Приехал в обитель один из сподвижников владыки Арсения епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) , который инспектирует российские монастыри. Он с ходу объявил об указе патриарха. Мол, прежняя настоятельница смещается, а на ее место назначается новая. Матушка Елизавета была в это время в больнице. Указа ей никто не показал (как, впрочем, и другим сестрам). А на ее место назначили 47-летнюю замужнюю женщину Наталью Молибога из окружения епископа Алексия. «Новая» метла сразу принялась мести по-новому. Строптивых детей начали укрощать. Детей, перенесших побои родителей, многочисленные издевательства, опять начали воспитывать при помощи брани и криков. Малолетнюю Ксению Шашкову Молибога начала выгонять из обители. Кончилось это истерическим припадком девочки, который перешел в приступ бронхиальной астмы. Пришлось вызывать “скорую”. Собак и кошек, которых прикормили дети, Молибога 27 мая велела усыпить. Для детей насильственная смерть их питомцев стала настоящей трагедией.

Учительская была превращена в офис. Теперь здесь трудятся бывший работник ДЕЗа и юрист. Арсению важно провести ревизию четырех кирпичных зданий. На втором этаже сердобольная Молибога выделила своей 27-летней дочери отдельную комнату. Помещение, где располагалась швейная мастерская, Молибога сдала студии аудиозаписи. А мастерскую перевела в здание бывшей поликлиники, в кабинет, где раньше находился рентгеновский аппарат. Я пытался выяснить, какими же важными достоинствами обладает Наталья Молибога, что ей оказали двое владык такую высокую честь, назначив ее и.о. настоятельницы. Человек без высшего образования, агрессивный, не имеющий представления, как следует работать с детьми-сиротами. Пустует здравница для детей в Севастополе. Зато, видимо, Арсений и Алексий высоко оценили ее волевую способность расчистить Марфо-Мариинскую обитель и превратить ее в строительную площадку, на которой наконец-то вырастет 5-звездочная церковная гостиница.

Это не первая моя статья о перипетиях Марфо-Мариинской обители. Читатели задают один и тот же вопрос: “Неужели патриарх ничего не знает о безобразиях, которые творятся за его спиной? Почему ничего не предпринимает управляющий делами, митрополит Калужский и Боровский Климент?” Думаю, что вряд ли патриарх знает о трагедии Марфо-Мариинской обители. Под предлогом охранения его здоровья ближайшее окружение оберегает его от новостей, которые могут уложить его в постель. Владыка Климент вынужден сам обороняться от подкопов владыки Арсения. Сегодня архиепископ Арсений, в отличие от владыки Климента, не только церковный, но и политический “тяжеловес”, сосредоточивший в своих руках необъятную власть. Должно произойти нечто необычайное, чтобы Арсений лишился своего места.

Недавно Президент России Владимир Путин вручил в Кремле Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II государственную премию. Патриарх стал вторым человеком в Русской церкви, который удостоился такой высокой награды. Первым лауреатом Госпремии в середине 90-х годов стал известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). В ответной речи патриарх заявил, что свою премию он передаст детским приютам. Если эти деньги получит Наталья Молибога, то церковная гостиница вырастет на месте Марфо-Мариинской обители в мгновение ока.

Викарий Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений выразил озабоченность небрежным отношением отдельных столичных клириков в несении священнической службы и призвал усилить по отношению к ним дисциплинарные меры, передает ИНТЕРФАКС.

"Некоторые молодые священники пренебрежительно обращаются с уставом, считая, что они сами себе устав. Они часто сокращают устав, забывая о его высоких целях", - сказал архиепископ Истринский Арсений в понедельник на ежегодном епархиальном собрании московского духовенства.

По словам владыки, торопливость при богослужении неблагоприятно воздействует на верующих и в целом негативно отражается на ходе приходской жизни.

"Церковь считает нынешний устав действующим, нельзя отдавать его на волю отдельных священников", - подчеркнул архиепископ Арсений.

Иерарх с сожалением отметил характерные для некоторых священников "искажения при совершении треб". Так, некоторые священники сегодня совершают таинство крещения простым обливанием водой вместо полного погружения, не читают во время крещения "Символ веры" и даже не освящают воду перед таинством.

"Отвечая на иногда раздающиеся упреки в наш адрес в "латинстве", скажем, что это не "латинство", а простая косность и лень священников", - отметил владыка.

Крещение богатых лиц, по его словам, зачастую недопустимым образом превращается в "шоу, театрализованное представление, сопровождающееся всеобщим смехом и фотовспышками, а священник при этом, к сожалению, не пытается призвать присутствующих к молитве".

Столь же недопустима, по его словам, практика поспешного отпевания (за 15 минут), а также внушение верующим некоторыми священниками, что таинство соборования может заменить исповедь и смывает с человека все грехи.

"Необходимо выявить лиц, пренебрегающих уставом, и ходатайствовать перед Святейшим Патриархом об освобождении их от непосильных обязанностей священнослужения", - считает архиепископ Арсений.

Он также сообщил, что в Московскую Патриархию по-прежнему поступают жалобы от простых верующих на очень высокие цены на таинства и свечи. Некоторые священники практикуют даже, по словам владыки Арсения, "платное покаяние за аборт". Такие действия, подчеркнул представитель Московской Патриархии, отталкивают верующих от Церкви.

Владыка Арсений также упрекнул ряд московских клириков в регулярных опозданиях к началу Литургии и призвал их "дорожить временем людей, приходящих на богослужение".

"У таких клириков присутствует общая отговорка: автомобильные заторы на дорогах. Но о них как правило всем известно, поэтому необходимо планировать собственное расписание", - заявил владыка Арсений.

Клириков, систематически пренебрегающих обязательными для всего духовенства исповедью, архиепископ призвал временно отстранять от совершения Божественной литургии. Отдельного порицания с его стороны удостоились священники, позволяющие себе громко разговаривать в алтаре во время богослужения, а также сидеть во время службы.

Владыка Арсений также попросил присутствующих московских клириков непременно установить в каждом храме факс для возможности оперативной связи, поскольку сегодня, по его словам, часто при звонках на приходы на другом конце провода оказываются люди, которые "не в состоянии принять информацию".

«Над каждым человеком бдит Промысел Божий, вся жизнь человека находится под непосредственным, хотя и незримым водительством промышляющей и руководящей десницы Вышнего».

Епископ Арсений

На домодедовской земле в Серафимо-Знаменском скиту (монастыре) в 1912-1924 годах часто и подолгу жил Серпуховский епископ Арсений (Жадановский). Игуменией Ювеналией (с 1916 года схиигумения Фамарь) в Серафимо-Знаменском монастыре был построен домик, названный «киновия», в котором жили и служили приезжавшие в скит епископ Арсений и его друг архимандрит Серафим. В годы гражданской войны епископ Арсений жил в Серафимо-Знаменском монастыре в полном уединении полтора года. Летом и осенью 1918 года владыка Арсений и архимандрит Серафим (будущий епископ Дмитровский) безвыездно жили в Серафимо-Знаменском монастыре по благословению Святейшего Патриарха Тихона. Владыка Арсений жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя духовной жизнью скитских сестер, ежедневно совершая Божественную литургию.

В 1884 году десятилетний Александр Жадановский был отдан родителями в Харьковское духовное училище. А в 1888 году он поступил в Харьковскую духовную семинарию. 21 ноября (ст.ст.) 1893 года он был рукоположен в иподиакона в мужском архиерейском Покровском монастыре города Харькова. По окончании семинарии Александр Жадановский стал преподавать Закон Божий в приходской школе вместо своего отца, а затем стал надзирателем в Сумском духовном училище.

В своих «Воспоминаниях» Александр Жадановский писал: «С раннего детства "Нравилась мне одна девица-сверстница: на ней сосредоточилось мое внимание... С мнимой же невестой, которая жила и воспитывалась далеко, я виделся раза два в год на каникулах, ждал встречи с ней с нетерпением, но своих чувств никогда ей не высказывал. Но пока таким образом медлил, знакомая девушка ускользнула из моих глаз...
После еще раза два присматривался к невестам, но безрезультатно. Тем мое искание подруги жизни кончилось... Одновременно меня не покидала мысль о монашестве; каждая жизненная неудача давала в этом отношении толчок вперед, а тут еще пришлось побывать с родными в богомолье в Киево-Печерской лавре. До сего времени я не был близко знаком с монастырями и монахами, а тянулся к ним как-то безотчетно».

Александр Жадановский в письме от 17 января 1899 года к отцу Иоанну Кронштадтскому просил у него совета. После ответа праведного отца Иоанна у Александра появилось непреклонное решение принять монашество. Смотритель училища отец Аркадий прошение Александра Жадановского немедленно (а было это в Великую субботу 1899 года) отослал к архиепископу Харьковскому Амвросию (Ключареву). Архипастырь посоветовал Жадановскому съездить в Санкт-Петербург к товарищу оберпрокурора Священного Синода.

Жадановский, пригласив своего друга, отправился с ним из города Сумы в путешествие; Москва-Кремль, Чудов монастырь; Свято-Троицкая лавра; Санкт-Петербург; Александро-Невская лавра и Валаам. С Валаама Александр Жадановский прибыл в Священный Синод, где он был принят с прошением для принятия в монашество с дальнейшим «обещанием продолжать образование в академии». Вернувшись в Харьков Александр Жадановский был принят владыкой Амвросием, и без задержки им было разрешено пострижение Жадановского в иноки. После чего он был направлен на жительство в Святогорскую пустынь, находившуюся в Изюмском уезде Харьковскои губернии. Здесь 17 июля 1899 года, на следующий день после праздника Святогорской иконы Божией Матери, состоялось пострижение Александра в монахи с именем Арсений.

К дню Успения Божией Матери в Святогорскую пустынь приехал архиепископ Амвросий, а 15 августа 1899 года после обеда владыка рукоположил Арсения в иеродиаконы, а затем благословил отправиться в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, в академию.

Епископ Арсений писал: «Господь судил мне проходить курс академии в иноческом звании. Должен, однако, сознаться, что трудно совмещать студенчество с монашеством… Устанешь ли нравственно или физически, случится какая-нибудь скорбь - пойдешь к честным мощам, помолишься от души, и легко станет на сердце… Да, рака Преподобного, овеянная многими воздыханиями и слезами русских людей, является благодатным источником утешения... Большой простор, далее, в лавре для священнодействия. Каждый день совершается одиннадцать литургий, вот и выбирай любую: в три часа утра — в церкви Святого Духа, в четыре часа — у преподобного Никона, в пять часов — внизу под Успенским собором, а затем в храмах Смоленском, Зосимы и Савватия и других. Господь сподобил меня в сане иеродиакона послужить во всех указанных церквях. Любил я еще ходить буднями в Троицкий собор к вечерне — послушать пение стихир с канонархом. Чудное, стройное исполнение их могучим хором доставляло мне наивысшее духовное наслаждение. Не только ученые монахи, но и все студенты академии ясно чувствовали над собой покров Преподобного Сергия…»

Епископ Арсений обладал прекрасным литературным даром. Великолепный лирик, он в конце своей жизни написал «Воспоминания» о многих великих подвижкиках Православия: о святом праведном Иоанне Кронштадтском, о московском митропопите Макарии (Невском), о старцах Зосимовой пустыни схиигумене Германе и иеросхимонахе Алексии, о схиигумении Фамари, о выдающихся пастырях церкви отце Алексии Мечеве, отце Николае Смирнове (Кадашевском), отце Василии Постникове и отце Александре Стефановском.

Епископ Арсений вспоминал, как однажды старец иеромонах Варнава «...в беседе со мной в этот раз предвещал: «Будешь неподалеку от Москвы архиереем, маленьким архиереем». Теперь пророчество исполнилось».

В Гефсиманском скиту Жадановский заходил к отцу Исидору, который за три дня до смерти, прощаясь, сказал ему: «Примите в назидание и утешение себе последние мои слова: крестная сила и размышления о страданиях Господа спасают христианина от всяких бед, воспоминания же о язвах Спасителя предохраняют от скорбей».

Пребывая в Духовной академии, студент Арсений оставался в течение трех лет диаконом и только на четвертый год обучения стал священником. 9 мая 1902 года его рукоположили в иеромонахи.

На последнем экзамене в Духовной академии по догматическому богословию присутствовал московский митрополит Владимир (Богоявленский), предложивший священнику Арсению место казначея в Чудовом монастыре. В Москву, на место нового служения в Чудов монастырь, иеромонах Арсений прибыл 3 августа 1903 года. Приложившись к мощам святителя Алексия, Арсений явился к наместнику монастыря архимандриту Иннокентию, который отвел иеромонаха в казначейскую квартиру. Казначеем иеромонах Арсений пробыл всего пять месяцев. Наместник монастыря архимандрит Иннокентий, хиротонисанный во епископа Аляскинского, уехал в Америку. На место наместника Чудова монастыря был назначен иеромонах Арсений (Жадановский). А 24 марта (ст. ст.) 1904 года, в Великую субботу, иеромонах Арсений был посвящен в сан архимандрита.

В 1906 году 11 октября умерла мать архимандрита Арсения, а через месяц, 11 ноября, умер его отец.

В роду Жадановских несколько поколений были в духовном звании. Священниками были прапрадед Афанасий, прадед Стефан, дед Андрей и отец — протоиерей Иоанн. Все вместе они служили более ста лет в городе Чугуеве в Рождество-Богородичной церкви.

Епископ Арсений писал: «С кончиною отца и матери утратился интерес к родине, исчезло желание и стремление бывать там».

В 1913 году архимандрит Арсений вместе с иеромонахом Серафимом (Звездинским) совершают паломничество в Святую Землю.

Хиротония архимандрита Арсения во епископа Серпуховского состоялась 8 июня (ст.ст.) 1914 года в Алексеевском храме Чудова монастыря, в котором он был оставлен служить по решению московского митрополита Макария и Святейшего Синода.

Епископ Арсений принимал участие в устроении женской обители «Гефсимании» близ города Зарайска под Москвой и женской обители «Серафимо-Знаменский скит» близ станции Востряково Павелецкой железной дороги на домодедовской земле.

Владыке Арсению была уготована новая нива — быть духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер созданного ею Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь построила близ скита киновий с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда владыка временами удалялся для собирания духовных сил., отдыха и молитвенных трудов.

В послеоктябрьскую 1917 года эпоху гонений на Христову Церковь и веру владыка Арсений нес подвиги исповедничества и мученичества в течение двух десятков лет.

Летом и осенью 1918 года владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим Дмитровским епископом, живут в подмосковном Серафимо-Знаменском скиту. Схиигумения Фамарь выполняла послушание Святейшего Патриарха Тихона сохранить в безопасности жизнь епископов в своей малоизвестной, тихой и скромной обители. В годы послереволюционного лихолетья владыка Арсений ежедневно совершал Божественные литургии в киновийном храме.

Он в уединении изучал церковное пение, музыку, живопись, медицину и занимался иконописанием. Тогда же владыка делал записи, которые легли потом в книгу «Воспоминания».

В скитском храме перед игуменским местом помещался образ Спаса Нерукотворного, написанный епископом Арсением. До 1923 года продолжалась служба владыки Арсения в городе Серпухове как епископа. В городе Серпухове был древнейший Высоцкий монастырь, основанный в 1374 году серпуховским князем Владимиром Андреевичем. До революции в городе Серпухове было несколько десятков церквей, после революции многие церкви были закрыты. Из Серпухова в Серафимо-Знаменский скит прибыли многие насельницы.

Местом уединенных подвигов владыки Арсения был Серафимо-Знаменский скит вплоть до 1924 года — года закрытия скита.

О Серафимо-Знаменском ските епископ Арсений оставил такие строки: «В маленьком храме Серафимо-Знаменского скита при высоком религиозном воодушевлении строительницы и сестер происходило большое привлечение и сосредоточение благодатной силы. Тут Сам Господь приосенял сердца молящихся и особенно поющих; тут вблизи каждого, радуясь и веселясь, находился ангел-хранитель — оттого так глубоко запечатлелось освящение этой чудной церквочки в памяти насельниц скита... Наступает день. Скитянки на послушаниях. Одни из них работают поодиночке: кто в саду, кто при пчелах, кто очищает рощу от сухого листа, — другие совместно косят траву, сушат сено, пасут коров, возделывают огороды. Всем заповедано непрестанно творить молитву Иисусову, петь псалмы, читать акафисты, и они ненарушимо, свято исполняют это правило: трудятся и молятся».

А с бугорка, что у Серафимо-Знаменского скита на правом берегу реки Рожайи, епископ наблюдал такую картину: «Смотришь вправо и видишь сквозь кусты и редкие деревья мельницу. Прислушиваешься и слышишь шум ее колес, чего раньше, увлеченный красотой природы, как бы не замечал. И удивительное дело! Ничто, кажется, так не украшает берег реки, как водяная мельница, будто именно она является его существенной принадлежностью, отвоевав вечное право на это место... Если пойдешь вдоль по бережку, мимо мельницы и дальше, то дойдешь до крутого подъема. Взойдешь на горку и очутишься так высоко, что невольно подумаешь: недаром скитянки называют это место «Кавказом».

Внизу по камушкам бежит ручей, образовавшийся из знакомой уже нам реки после преграждения ее плотиной. Течет он мерно, непрерывно, приятно журчит, успокоительно действует на нервы... Окинешь потом взором пройденное, оставшееся позади тебя пространство и увидишь где-то далеко-далеко и реку, и луг, и мельницу, больше того, кругозор настолько расширяется, что замечаешь за бугром село с церковью, а там бесконечные поля».

Как изумительно точно описал местную природу епископ Арсений!

Эти благословенные места любимы мною с детских лет: и Воскресенская церковь села Битягово с древним кладбищем, на котором покоятся мои предки, и чудная мельница с домиком мельника, существовавшая до середины пятидесятых годов нашего века, и Саввинский (Заборьевский) овраг с горой, получившей у местных жителей название «Монашенка», с которой в детстве мы катались на лыжах, и эти таинственные курганы, и, конечно же, милая речка Рожайя с ее некогда родниковой водой.

Какое множество раз я, много лет не ведая о том, ходил по тем же дорожкам, по которым еще до моего рождения ходил епископ Арсений. О, сила печатного слова!

В 1924 году епископ Арсении переехал в село Кузьменки под Серпухов и жил в доме настоятеля местного храма протоиерея Михаила. За владыкой последовали две келейные сестры — инокини Александра и Матрона из числа насельниц Серафимо Знаменского скита. В половине дома священника была устроена домовая церковь в которой епископ служил с 1924 года. После закрытия Серафимо-Знаменского скита Кузьменки приезжали жившие в то время в Марфо-Мариинской обители схиигумения Фамарь и сестры из скита.

В 1925 — 1928 годах владыку несколько раз высылали за пределы Москвы и Подмосковья. Он жил в те годы то в Серафимо-Понетаевском монастыре, то в Арзамасе.

B 1928 году епископ Арсений приезжал в Перхушково, где в то время на отдельной даче поселились схиигумения Фамарь, иеромонах Филарет (Постников) и десять сестер. По данным биографа епископа, «очевидно, в первой половине 1928 года и была написана владыкой Арсением в основном книга «Воспоминания» (М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1995 г.).

После окончания срока высылки епископ Арсений вернулся и поселился в Котельниках, недалеко от станции Люберцы Казанской железной дороги.

В трудные для Православной Церкви годы владыка говорил: «Иерархи отвечают перед Собором, паства должна идти в русле Церкви. Нельзя делать расколов». В период новой волны арестов (1929-1931 годы) были репрессированы схиигумения Фамарь с некоторыми своими сестрами и иеромонахом Филаретом. Забота о владыке Арсении не оставляла матушку Фамарь и в далекой сибирской ссылке. Она в письме высказывала пожелание устроить владыку в Малоярославце.

Жизнь епископа Арсения в тридцатые годы вплоть до его ареста и мученической кончины — неизвестна. По некоторым воспоминаниям, епископ Арсений жил то в Котельниках, то, по другим данным, в домике на станции Удельная. Епископ Арсений был арестован в Котельниках 13 апреля 1937 года. «Епископ был обвинен в организации и руководстве контрреволюционной нелегальной монархической организацией церковников». В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — 27 сентября 1937 года, епископ Арсений и все арестованные с ним священнослужители, монашествующие и миряне были расстреляны в поселке Бутово под Москвой.

Таково краткое жизнеописание Серпуховского епископа Арсения, почерпнутое в автобиографии епископа и в воспоминаниях о нем.

У владыки Арсения по его молитвенным подвигам были высшие духовные дары: прозрения и рассуждения. Естественно, он предвидел свою мученическую кончину и возносил молитвы ко Господу в свои последние предсмертные часы. По своей кончине епископ Арсений являлся в сонном видении своим духовным детям, предупреждая их о грядущих событиях в годы Великой Отечественной войны.

Известный русский писатель Петр Паламарчук, автор четырехтомной книги «Сорок сороков», пишет: «Занимаясь историей русских храмов и монастырей, мне довелось не раз сталкиваться с такими чудесами новейших времен. Ведь в безбожных гонениях ХХ века Русь Малая, Великая и Белая явили одних новомучеников больше, чем во все предыдущие два тысячелетия христианства!» Русская Православная Церковь подведет итоги двадцатого века и напишет все имена русских новомучеников, пострадавших за веру и Христа.

краевед Николай Чулков. Из цикла "История края в лицах"

Дата рождения: 3 марта 1955 г. Страна: Россия Биография:

В 1976-1979 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в , которую окончил в 1983 г.

В 1983-1989 гг. являлся референтом и личным секретарем , впоследствии Патриарха Московского и всея Руси.

28 августа 1984 г. рукоположен в сан диакона, 28 августа 1986 г. — в сан иерея, с 1988 г. служил в Свято-Троицком соборе .

30 сентября 1989 г. пострижен в монашество, 5 октября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Ладожского.

Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988 г.), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990 г.), прп. Серафима Саровского (1991 г.), свт. Иоасафа Белгородского (1991 г.), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991 г.), блж. Матроны (1998 г.).

В 1994-1997 гг. являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова).

С 1998 г., со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию .

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 1 апреля 2009 г. первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве.

В декабре 2010 г. приходских храмов на территории Центрального и Южного административных округов г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. управляющим Центральным викариатством в границах Центрального административного округа г. Москвы и Южным викариатством в границах Южного административного округа г. Москвы.

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в в Москве Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. () включен в состав Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. () назначен Преосвященным Липецким и Задонским, главой , с освобождением от занимаемой должности.

Александр Иванович Смоленец, будущий владыка Арсений, родился 21 июня 1873 года в интеллигентной польской семье. Воспитание получил в семье отца — учителя города Варшавы. Отец был человек верующий, однако духовной (церковной) жизнью семья не жила. Не имея никакого религиозного влияния со стороны членов семьи и извне, с 4-го класса гимназии Александр стал увлекаться церковью, регулярно посещать все церковные богослужения.

По окончании семинарии Александр поступил в Варшавский университет на юридический факультет. В тоже время стал заниматься богословскими науками. Ко времени окончания в 1896 г. юридического факультета университета со степенью кандидата права у будущего владыки уже определилась наклонность к служению на духовном поприще, но он не считая себя достаточно подготовленным к этому, поэтому по окончании учебного заведения он был назначен младшим кандидатом на судебные должности при Тверском окружном суде. В 1897 г. по собственному прошению Александр Иванович был переведен на родину и приказом старшего председателя Варшавской судебной палаты определен кандидатом на судебные должности при Ломжинском окружном суде. 7 октября 1897 г. назначен младшим контролером 1-го округа Варшавского акцизного управления, 5 декабря переведен на ту же должность в 7-й округ.

Четырехлетняя работа на судебных должностях явилась годами окончательного оформления его мировоззрения и он твердо решил идти по духовной стезе. Все эти годы Александр усиленно занимался богословскими науками, что дало ему возможность в 1899 году поступить вольнослушателем на второй курс Казанской Духовной Академии. В 1900 г., при посредстве митрополита Антония Храповицкого, который в значительной степени материально содержал молодого человека во время его пребывания в Академии, Александр был зачислен студентом и, как имевший высшее образование, получил право пройти полный академический курс за 2 года с присвоением степени кандидата богословия.

23 марта 1902 года Александр Смоленец был пострижен в мантию ректором Казанской Духовной Академии епископом Чистопольским Алексием (Молчановым) в академическом храме с именем Арсений. 8 июня 1902 года рукоположен во иеромонаха.

В 1902 году, по окончании Академии, был направлен на административно-педагогическую работу по школам духовного ведомства. 18 сентября 1902 г. назначен преподавателем Священной истории и помощником смотрителя Клеванского Духовного училища. В 1903 стал инспектором Киевской Духовной Семинарии и включен в состав братии Киево-Печерской лавры в качестве соборного иеромонаха. В 1904 возведен в сан архимандрита и получил послушание быть ректором Ардонской Духовной Семинарии (Осетия). Будучи в должности ректора Ардонской духовной семинарии Терской области арестовал одиннадцать семинаристов — руководителей революционного забастовочного движения в семинарии и, учитывая тяжелую обстановку в стране, распустил последнюю.

В наступившей после революции 1905 года реакции духовенство по линии Союза русского народа и других черносотенных организаций принимало активное участие. Непосредственный начальник архимандрита Арсения, Могилевский епископ Стефан принимал деятельное участие в этом Союзе. Этот же епископ пытался втянуть в Союз Истинно Русского Народа своего подчиненного. Но он, не разделяя этих идей, входить в Союз отказался. По словам святителя, «Во время империалистической войны моя роль как духовного лица сводилась к богослужению молебнов о даровании победы русскому воинству над врагами».

В 1907 владыка Арсений назначается настоятелем Белыничского Богородицкого монастыря Могилевской епархии, где приобретает верного духовного сына, будущего митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова).

22 октября 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры Арсений Смолянец был хиротонисан во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Киевский Флавиан (Городецкий). В хиротонии участвовал Ярославский архиепископ, свт. Тихон (Белавин). Одновременно с исполнением обязанностей викария, владыка становится настоятелем Ново-Афонского монастыря.

В 1912 года владыку переводят викарием в Тверскую епархию с титулом епископ Старицкий.

В 1917 году Арсений Смолянец становится викарием Екатеринославской епархии с титулом епископ Приазовский и Таганрогский

В мае 1919 года по инициативе протопресвитера армии и флота Георгия Шавельского, находившегося при ставке главнокомандующего, для организации временного высшего церковного управления был созван Юго-Восточный русский церковный Собор, проходивший в Ставрополе.

Решением собора от 22 мая 1919 года Таганрогское и Приазовское викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию, которая стала носить наименование Ростовской и Таганрогской. Центром епархии стал г. Ростов-на-Дону. Правящим архиереем назначен бывший викарий Екатеринославской епархии, епископ Арсений (Смоленец) с титулом епископ Ростовский и Таганрогский, который также был избран членом Высшего Временного Церковного Управления Юго-Востока России (отдел организации приходской жизни).

В 1918 году во время кровопролитных боев за Таганрог, в городе погибло множество солдат с обеих сторон и владыка Арсений решает похоронить всех павших по православным канонам и отслужить панихиду, на что он получает разрешение в исполкоме. Но тела рабочих разобрали родные, а юнкеров свезли на кладбище и свалили в одну общую кучу. Иван Чернов, будущий владыка Иосиф с иеродиаконом Николаем всю ночь одевали тела ребят, а утром владыка Арсений отпел 105 юнкеров, возле братской могилы которых он был впоследствии похоронен.

Узнав о происшедшем отпевании, красногвардейцы и моряки решили убить владыку, якобы за то, что он отказался отпевать пятерых моряков и назвали их черными комиссарами. Они пришли прямо в храм во время службы, но иподиакон владыки Иван Чернов спрятал своего духовного отца и сумел в личной беседе убедить моряков не убивать владыку Арсения.

В январе 1919 года в Таганроге обосновалась Ставка Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России генерала А. И. Деникина, с которым епископ Арсений поддерживал тесные отношения.

Неоднократно в Ростов и Таганрог к владыке Арсению приезжал митрополит Антоний Храповицкий, которой также поддерживал отношения с генералом Деникиным.

К церковному расколу в православной церкви, наступившему с 1918 года со времени Поместного Собора, владыка относился отрицательно. Он так говорил про это событие: «Этот раскол, кроме вреда для церкви ничего не даст. В происходящей борьбе духовенство среди верующих теряет авторитет, и верующие отходят от церкви. Мероприятия Советской власти по вопросу изъятия церковных ценностей я не разделяю. Мне как духовному лицу жалко было оголять церковь. Отдавать ценности — это нужно было идти против себя, выступать открыто я также не мог, поэтому я не выступал ни за сдачу церковных ценностей, ни против, и свое положение в этом вопросе я характеризую — был на нуле».

После занятия Новочеркасска и Ростова Красной армией в январе 1920г. епископ Арсений не покинул свою паству и находился на кафедре до марта 1922г.

В 1922 г. в Ростове-на-Дону появился комитет «Живой церкви», претендовавший на управление епархией. Владыка Арсений объявил его неправомочным. За это обновленцы обвинили правящего архиерея в контрреволюции и выступили свидетелями против него на устроенном властями процессе по так называемому делу «изъятия церковных ценностей».

Суть процесса заключалась в инциденте избиения организатора изъятия ценностей (Муралова) и нанесении оскорбления члену комиссии НКУ Ростовского ГПУ — Емельянову.

В отместку за сопротивление церковного народа органами ГПУ епископ Арсений и священники К. Молчанов, В. Федосьев, В. Добротворский, И. Цариенко, Н. Успенский, К. Разногорский, К. Зданевич были арестованы и на показательном процессе, проходившем в Ростове 22-30 марта 1922 г. приговорены к разным срокам заключения.

Владыку Арсения суд приговорил к расстрелу. После расстрел заменили 10 годами тюремного заключения. В 1922-1925 гг. владыка отбывал заключение в печально известном СЛОНе – Соловецком лагере особого назначения. Освобожден был досрочно по болезни».

В 1926 году владыка посетил Киев, где встречался с архиепископами Димитрием Абашидзе и Димитрием Вербицким. В том же 1926 году побывал в Нижнем Новгороде, где имел разговор с митрополитом Сергием Страгородским.

25 июня 1930 года переведен в Крымскую епархию, а 11 августа 1931 года назначен архиепископом Орловским, но в управление епархией не вступал, так как находился под очередным следствием.

14 марта 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило заключить архиепископа Арсения в концлагерь сроком на три года.

16 февраля 1933 года архиепископ Арсений был досрочно освобожден с лишением права проживать в 12 городах.

В 1933 г. арестован в Сталинграде, до кончины находился в ссылке в разных местах, в частности в 1934 г. в Борисоглебске.

17 сентября 1935 г. назначен архиепископом Семипалатинским, но не имел возможности вступить в управление епархией.

Митрополит Иосиф говорил о нем: «Всю жизнь в дороге, а умер в Таганроге». На одном из портретов архиепископа Арсения Владыка Иосиф написал своей рукой: «(Судьба) - Промысел подарил мне встречу на моем жизненном пути с этим человеком, которого жизнь была - почти легенда, но - реальность» .

По воспоминаниям современников, владыка Арсений был высокого роста, глаза черные, проницательные. В походке проявлял властность. Он был человек неподкупной честности, высшей принципиальности и последовательности, но не по времени. От природы был одарен выдающимися математическими способностями и обладал феноменальной памятью, знал много иностранных языков, а французским, английским, немецким и итальянским владел хорошо. В совершенстве знал еврейский, греческий и латинский.

В кругу своих близких он говорил: «Сколько я ни живу, никогда я не копил и не носил на себе золота». В делах веры не допускал никаких компромиссов. Был чист пред Богом и людьми. Ни перед кем он не заискивал для себя славы, любил правду в людях и ценил ее выше всего.

Бывший келейник Владыки Арсения, митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), рассказывал в июле 1944 года о необычайном видении, посетившем во сне Владыку Арсения в конце 1933 года. Он видел: «Идет торжественная служба в неизвестном Владыке Арсению храме. Литургию служит Местоблюститель митрополит Сергий с сонмом святителей. Наступает момент великого передвижения всех присутствующих в алтаре и до отказа заполнивших алтарь священнослужителей и мирян. Вдруг начинается шествие. Ведомый сонмом архиереев в предшествии множества иподиаконов, словно небожителей, сияющих своим благообразием и духоносным видом внушающих страх присутствующим и трепет душевный, митрополит Сергий тихо продвигается вперед. Иподиаконы - небожители несут древние страусовые рипиды и опахивают со всех сторон шествие митрополита Сергия. Процессия подходит к горнему месту, которое, к удивлению Владыки Арсения, возвышалось на семи ступенях. Святители начали чин поставления митрополита Сергия в патриархи». На этом видение окончилось. Владыка Арсений поделился своими впечатлениями с келейником и сказал ему: «Ведь это означает не что иное, как необычайное возвышение митрополита Сергия. Его ждет, что-то великое и славное. Но как это может случиться при современных условиях нашей церковной жизни и обстановке? Впрочем, поживем - увидим». Он не дожил до этого торжества. Владыка же Иосиф дожил и увидел исполнение этого знаменательного сна, хотя после этого видения прошло ровно десять лет (1933 — 1943 гг.).



Что еще почитать