Морская фаза фолклендской войны

Как Великобритания и Аргентина Фолклендские острова не поделили.

«Латентный» конфликт

Небольшой архипелаг Фолклендских островов был открыт в Южной Атлантике в XVI веке. Ученые до сих пор гадают, кто же первым из мореплавателей добрался до них: испанец Эстебан Гомес в 1520 году или британец Джон Дейвич в 1592. Более двух столетий на Мальвинских островах (аргентинское название Фолклендов) находился испанский гарнизон и, следовательно, весь архипелаг входил в состав Испанской державы. Когда же в 1810 году Аргентина провозгласила свою независимость, испанские военные покинули острова. Сама Аргентина вспомнила про остров только через десять лет, там высадился аргентинский десант, во главе с капитаном Джюэтом, который провозгласил суверенитет Аргентинской республики над архипелагом. Триумф длился недолго. Через двенадцать лет архипелаг захватила английская морская экспедиция, установив его фактическое подчинение британской короне. Молодая республика оказалась не способна сопротивляться агрессивной политике Великобритании, но отказываться от своих юридических прав на владения Мальвинскими островами тоже не собиралась. Зародился так называемый «латентный конфликт», на какое-то время противоборствующие стороны затихли.

Нефть, криль и выборы в парламент

В 1960-е годы в период крушения колониальной системы Аргентина попробовала вернуть Фолклендские острова дипломатическим путем. Страна всячески укрепляла свое влияние на островах, построила там аэродром, установила телефонную связь. Ей удалось даже заручиться поддержкой большинства членов ООН , но Англия оставалась непреклонна. Правительство Альбиона отказалось предоставить аргентинцам острова равные права с гражданами Великобритании, у Лондона были свои интересы на пустынные острова. Особенно интересовали их крупные залежи нефти и газа, обнаруженные в прибрежных водах и береговом шельфе островов. Другим камнем преткновения стал рачок криль, монопольное право на ловлю которого фактически принадлежало одним британцам.

Некоторые исследователи видят в Фолклендской войне одну из интриг Маргарет Тэтчер , для которой она стала маленькой «победоносной войной». Накануне военных действий, и одновременно накануне новых выборов в парламент, дела у «железной леди» шли не лучшим образом. Экономическую политику Тэтчер поддерживали не все даже внутри ее партии: 9 из 22 министров ее кабинета против ее экономических начинаний. К декабрю 1980 года уровень политического доверия к Тэтчер упал до 23% (наименьший результат среди британских премьер-министров). Но сходить с намеченного курса экономических реформ она отказывалась. «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!» - заявила она на партийной конференции в том же году. Для восстановления авторитета консервативной партии Великобритании, Тэтчер нуждалась в маленькой победоносной войне. К тому же, победа вполне соответствовало внешнеполитической доктрине Тэтчер, предусматривавшей возвращение Великобританией статуса великой державы.

Победоносная война Леопольдо

Не только Тэтчер нуждалась в победоносном конфликте. В 1881 году в результате военного переворота в Аргентине к власти пришел Леопольдо Галтьери. Чтобы добиться популярности среди аргентинского населения, ему была необходима маленькая, быстрая, победоносная война. Что может быть лучше, нежели вернуть назад власть над Фолклендскими островами? Изначально операция, получившая в память о корабле капитана Джюэта название «Росарио», планировалась на 25 мая 1982 года - день национального праздника Аргентины. Но английская разведка вскоре узнала о готовившемся вторжении и направила в Южную Атлантику свою подводную лодку «Спартан». Галтьери решил действовать быстро и уже 2 апреля 1982 года на островах высадился аргентинский десант, быстро вынудивший сдаться небольшой английский гарнизон. Для Англии эта была война не только за свои, как они считали, национальные интересы. Война служила очередной проверкой Западного блока в «холодной войне». Куба и многие другие латиноамериканские страны подержали действия Аргентины в её «справедливой» военной операции по возвращению некогда «оккупированных британским империализмом» территорий. Неоднозначную позицию заняло руководство Франции, поставлявшей незадолго до конфликта в Аргентину свои боевые самолеты Mirage и продававшего союзнику Аргентины Перу французские противокорабельные ракеты Exocet.

Защита британских граждан

«Если острова захватят, то я точно знала, что нужно делать - их нужно вернуть. Ведь там, на островах, наши люди. Их верность и преданность королеве и стране никогда не подвергались сомнению. И как часто бывает в политике, вопрос состоял не в том, что делать, а в том, как это можно сделать» - вспоминала позже Маргарет Тэтчер. Совет Безопасности ООН призывал враждующие стороны решить конфликт путем переговоров. Но ни одна из сторон отступать не собиралась. Правительство Великобритании объявило, что будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов (расстояние от островов до континентального побережья Аргентины составляет всего 287 миль). 5 апреля из американского Портсмута в сторону Фолклендских островов отправилась английская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвисибл». Следом на аргентинском острове Южная Георгия (к югу от Фолклендов) высадился британский десант, быстро подчинивший его территорию. А уже в конце апреля британская авиация с авианосцев начала наносить удары по аргентинским позициям на островах.

«Мэгги придет»

В день когда президент Перу Фернандо Белаунде Терри получил со стороны Аргентины предварительное согласие на условия мирного соглашения с Великобританией, был нанесен первый мощный удар со стороны британского военно-морского флота. В тот же день английская атомная подводная лодка «Конкеррор» на расстоянии 236 миль (что противоречило раннее озвученным официальным предупреждением) атаковала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Почти 400 членов экипажа погибли в водах Южной Атлантики. Естественно, Аргентина отвергла всякую возможность мирного решения конфликта и началась открытая война. Тэтчер как настоящая «железная леди» была настойчива в своих политических решениях. По её приказу английские войска разбомбили взлетно-посадочные полосы на острове и захватили Фолклендские острова. «И когда, наконец, ночью 21 мая Королевские ВМС высадили войска десанта на берег в бухте Карлос, фермер-островитянин одной фразой выразил характерную особенность нашей нации. На вопрос офицера-парашютиста, удивлен ли он, увидев оперативное соединение на якорной стоянке в бухте, фермер ответил: „Совсем нет. Мы знали, что Мэгги придет“», - впоследствии гордо и патриотично вспоминала Маргарет Тэтчер. Ей было чем гордиться, консервативная партия вновь получила большинство в парламентских выборах 1983 года.

Позиции СССР и США По данным британской разведки, СССР «был готов предоставить Аргентине военные корабли, самолеты и ракеты (типа СС) в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам». Но у СССР была своя нерешенная проблема - война в Афганистане. По этой причине все давление, которое оказывало советское руководство на англо-саксонские державы, происходило только в рамках заседаний ООН. Никаких активных действий по предотвращению военного конфликта или в рамках помощи Аргентине со стороны Советского Союза не было. Наоборот, СССР отрешился от какого-либо участия в англо-аргентинском конфликте, заявив вызванному 14 мая 1982 г. в советский МИД послу Великобритании в СССР Кертису Киблу, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми „предупреждениями“, которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то „причастности“ Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту». Штаты в стороне не остались. Главным союзником Великобритании стал министр обороны США Каспар Уайнбергер, уговоривший Рейгана и Пентагон предоставить «большую поддержку самому верному союзнику Америки». Своим же подчиненным министр приказал «предоставить Британии всевозможную помощь в вопросах технического обеспечения и разведки». 30 апреля Рейган объявляет о поддержке Великобритании и о введении санкций против Аргентины. Администрация США использовала различные рычаги воздействия на Аргентину их латиноамериканских соседей. Они вынудили Аргентину сократить поставки говядины и зерна в СССР. Остальные южноамериканские страны объявили о своем нейтралитете. На попытку принятие Советом Безопасности ООН резолюции по фолкледскому вопросу США и Великобритания наложили вето. Против возможного включения в конфликт СССР был разработан специальный англо-американский план. Согласно ему США и Великобритания должны были оказывать давление на СССР сразу по нескольким направлениям. При поддержке США и Франции Израиль начал военную операцию на территории Ливана, поддерживаемого СССР. Провокационные действия начали проамериканские южные корейцы в отношении КНДР. США через Израиль стал оказывать материальную помощь Румынии, активно выступавшей против советской политики в Афганистане, расшатывая тем самым «изнутри» организацию стран Варшавского договора. Кроме этого, Великобритании и США удалось сорвать заключения в апреле-мае 1982 года ряда контрактов по проекту «Газ-трубы», планировавшему соединить Западную Европу и СССР обоюдовыгодными условиями газового сотрудничества. Под нажимом США 14 июня было достигнуто соглашения о прекращении боевых действий, а на следующий день аргентинский генерал Мендоса заявил о своей капитуляции.

60 миллиардов баррелей

Латентный конфликт продолжается и сегодня. Официального соглашения между Англией и Аргентиной до сих пор не заключено. Дипломатические отношения между государствами были восстановлены лишь в 1990 году. В последние годы спорные острова вновь оказались в фокусе мировой общественности. По оценкам британских экспертов, на шельфе островов находятся запасы нефти в 60 миллиардов баррелей. Если эти цифры соответствуют действительности, то они сравнимы с запасами наиболее богатых нефтью стран. Для сравнения, по оценкам на 2012 год доказанные запасы нефти в России составляют все те же 60 миллиардов баррелей. В марте 2013 года при полной поддержке со стороны британского правительства на островах прошел референдум. Местному населению предстояло решить: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства? ДА или НЕТ». Из 1517 голосовавших граждан 99,8% ответили утвердительно, выступив за сохранение нынешнего политического статуса города. Аргентина не признала итоги референдума, сохранив свои территориальные претензии на данный архипелаг. Проблема принадлежности Фолклендских островов остается до сих пор открытой. И вряд ли одна из противоборствующих сторон согласиться отпустить столь лакомый «нефтяной кусочек».

Реальная война, с точки зрения порядка и организации, удивительно похожа на охваченный пожаром бордель. Фолклендский конфликт не был исключением – цепь морских и сухопутных сражений в Южной Атлантике, гремевших в мае-июне 1982 года, стала хорошим примером того, как выглядят на практике современные военные действия.


Бредовый конфликт на краю Земли, в котором «бодались» не слишком обеспеченная Аргентина с обнищавшей Великобританией. Первой срочно понадобилась «маленькая победоносная война» и она не нашла ничего лучше, чем развязать территориальный спор 150-летней давности. Британцы приняли вызов и отправились защищать честь Британской империи за 12 000 миль от родных берегов. Весь мир с удивлением следил за «спором двух лысых из-за расчески».

Как это часто случается, «маленькая победоносная война» превратилась в жестокое поражение. Аргентина оказалась совершенно не готова к ведению сколь-нибудь серьезных боевых действий. Всего шесть противокорабельных ракет АМ38 «Экзосет», два самолета-заправщика и два более-менее исправных самолета дальнего радиолокационного обнаружения SP-2H «Нептун». Флот – бестолковые «огрызки» флотов ведущих держав:

Грозный крейсер «Хенераль Бельграно» - старый американский крейсер «Феникс», чудом избежавший гибели в бухте Перл-Харбора во время японского нападения. От судьбы не уйдешь – спустя 40 лет «Феникс»-«Бельграно» был все-таки потоплен в Атлантике.

Супер-авианосец «Бентисиско де майо» - бывший голландский «Карел Дорман», первоначально британский авианосец HMS Venerable, спущенный на воду в 1943 году;

Эскадренные миноносцы «Ипполито Бушар» и «Луис Пьедрабуэна» - бывшие американские эсминцы типа «Аллен М. Самнер» тоже времен Второй мировой.

Не правда ли, сомнительные силы для нападения на страну, которая с 1588 года по начало 40-х годов ХХ века не знала себе равных на морских просторах?

Флот королевы идет на Юг

«Великую победу» Британского флота иначе как случайностью не назовешь: треть кораблей эскадры Её Величества получили попадания аргентинскими бомбами! К счастью для британцев, аргентинские летчики использовали ржавые американские боеприпасы – пролежав тридцать лет на складе, они почему-то отказались взрываться.


Взрыв погребов боезапаса фрегата "Энтилоуп"


Маленький фрегат «Плимут» получил с неба 4 «подарка», но ни одна из бомб не сработала должным образом.

Эсминец «Глазго» - прямое попадание 1000-фунтовой авиабомбы. Пробив несколько палуб, опасный предмет скатился в машинное отделение, но... взрыва не произошло.

Фрегат «Антрим» - прямое попадание 1000-фн. авиабомбы. Аргентинских летчиков опять подвел взрыватель.

Фрегат «Броудсворд» - неудачно сброшенная 500-фн. бомба срикошетила от гребня волны и порвала фрегату борт. Она черной тенью пронеслась по внутренним помещениям корабля, круша на своем пути хлипкие переборки и механизмы, вылетела на полетную палубу, раздавила вертолет, и … махнув на прощанье обрубками стабилизаторов, упала в воду.

Фрегат «Аргонавт» - тяжелые повреждения от двух неразорвавшихся авиабомб. Корабль утратил боеспособность.


Гибель фрегата "Энтилоуп"


Высадка британского десанта висела на волоске:

Десантный корабль «Сэр Ланселот» - на подходе к Фолклендским островам получил прямое попадание 1000-фн. авиабомбой. К счастью для британцев, детонации не произошло – в противном случае, корабль, до краев нагруженный морскими пехотинцами и снаряжением, превратился бы в адскую жаровню.

Десантный корабль, «Сэр Гэлахэд», тоже мог погибнуть в пути – в открытом океане «Сэр Гэлахэд» получил страшный удар 1000-фн. бомбой, которая, в очередной раз, пощадила британцев
Впрочем, корабль так и не смог уйти от судьбы: штурмовики ВВС Аргентины сожгли «Сэр Гэлахэд» вовремя высадки в Блафф Коув. К тому моменту, большая часть морпехов высадилась на берег, тем не менее, вместе с кораблем сгорело 40 человек.

Третий десантный корабль, «Сэр Тристрам» во время высадки морских пехотинцев в Блафф Коув, подвергся яростным атакам аргентинской авиации, в результате в его палубе застряла 500-фн. бомба. Британские моряки и морпехи в ужасе бросились в ледяную воду – подальше от опасного «аттракциона». «Гуманная» бомба, подождав, когда корабль покинет последний матрос, была немедленно приведена в действие. «Сэр Тристрам» горел несколько часов – страшно представить, если бы в это момент на борту находились сотни морских пехотинцев.


"Сэр Тристрам" возвращается с войны


Кстати, во время налета на Блафф Коув, аргентинцам, помимо двух десантных кораблей, удалось серьезно повредить один из 200-тонных лихтеров с британским десантом (впоследствии затонул).

Всего, согласно статистике, 80% аргентинских бомб и ракет, поразивших корабли Её Величества, не сработали штатным образом! Легко представить, что бы случилось, взорвись они все – «Глазго», «Плимут», «Аргонавт», десантные корабли – все бы они неминуемо погибли. Потеряв треть эскадры, Великобритания лишилась возможности вести боевые действия на другом конце Земли и проиграла Фолклендскую войну. Воистину, британцы были в шаге от катастрофы!

Но и 20% сдетонировавших боеприпасов оказалось более чем достаточно, чтобы уничтожить шесть кораблей британской эскадры!
- эсминец «Шеффилд» - сгорел от неразорвавшейся ПКР «Экзосет»;
- эсминец «Ковентри» - погиб под бомбами аргентинских штурмовиков;
- фрегат «Ардент» - многочисленные попадания авиабомб, взрыв погребов боезапаса;
- фрегат «Антилоуп» - две неразорвавшиеся бомбы, детонация при попытке разминирования;
- авиатранспорт «Атлантик Конвейор» - одновременное попадание двух ПКР «Экзосет»;
- уже упоминавшийся ранее десантный корабль «Сэр Гэлахэд» - повреждения оказались настолько тяжелыми, что англичанам пришлось затопить корабль в Атлантике.

ВВС Аргентины, путь к победе

Просто удивительно, как ВВС Аргентины смогли нанести такой ущерб своими ограниченными силами. На тот момент аргентинцы располагали всего шестью (!) противокорабельными ракетами авиационного базирования и таким же количеством их носителей – новейших истребителей-бомбардировщиков «Супер-Этандар» французского производства. Причем, последний шестой «Супер-Этандар», успевший прибыть в Аргентину до начала войны, не смог подняться в воздух по вполне банальной причине – отсутствию части авионики.

В боевых действиях эпизодически участвовали 10 устаревших бомбардировщиков «Канберра», приобретенных в Великоритании в начале 70-х годов - аргентинцы добились лишь того, что потеряли 2 машины, без какого либо успеха.


Атакуют А-4 "Скайхоук"!


Эффективное применение аргентинских «Даггеров» и «Миражей» оказалось невозможным – взлетно-посадочная полоса на Фолклендских островах была слишком коротка для современных сверхзвуковых самолетов, и ВВС Аргентины пришлось действовать с аэродромов на континенте. Ввиду отсутствия на «Даггерах» и «Миражах» системы дозаправки в воздухе, они могли добраться до зоны боевых действий лишь с минимальной бомбовой нагрузкой. Боевые вылеты на пределе радиуса действия не обещали ничего хорошего, и от активного использования современных истребителей-бомбардировщиков пришлось отказаться.

Примечание. «Даггер», он же «Нешер» - нелицензионная израильская копия французского истребителя-бомбардировщика «Мираж 5». Отслужившие свое израильские машины, пройдя модернизацию, продавались Аргентине. Вот на такой «рухляди» приходилось летать аргентинским мучачос!

Ключевой ударной силой аргентинской авиации стали дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук»: уже изначально приспособленные для дальних боевых вылетов, старые машины превратились в грозное – подавляющая часть потерь британского флота относится на их счет! Аргентинским пилотам приходилось действовать на удалении в сотни миль от побережья, прорываться на предельно малой высоте сквозь дождевые и снежные заряды, избегая встреч с боевыми воздушными патрулями противника. На внешней подвеске – тонна бомб. Впереди – бесконечный океан, на просторах которого скрывается британская эскадра. Найти и уничтожить! А на обратном пути – обязательно встретить воздушный танкер, иначе самолет упадет в холодные воды Атлантики с пустыми баками.


Дозвуковой ударный самолет Douglas A-4 Skyhawk. Герой Фолклендской войны


Только глупость и беспечность британского командования, позволили «Скайхоукам» так нагло нападать на корабли и чувствовать себя «королями воздуха». Британцы отправились на войну, сэкономив даже на зенитных артиллерийских комплексах самообороны (типа «Фаланкс», АК-630 или «Голкипер»). На эсминцах и фрегатах не было ничего, кроме несовершенных ЗРК, неспособных бороться с низколетящими целями. В ближней зоне британским морякам приходилось, в лучшем случае, полагаться на пару пушек «Эрликон» с ручным наведением, а в худшем – палить по низколетящим самолетам из винтовок и пистолетов.
Результат был предсказуем – треть кораблей Её Величества попали под ракетно-бомбовые удары и получили жестокие повреждения.

С точки зрения порядка и организации, Фолкледская война действительно была адовым бардаком. Гремучая смесь из ошибок, трусости, халатности, оригинальных решений и неудовлетворительных характеристик военной техники. При близком знакомстве с эпизодами Фолклендского конфликта, создается ощущение, что боевые действия снимали в павильонах Голливуда. Действия англичан и аргентинцев выглядят порой настолько наивно и парадоксально, что невозможно поверить, что такое могло случиться в жизни.

Яркий пример – триумфальное потопление новейшего эсминца «Шеффилд»

«Новейший эсминец «Шеффилд» по факту являлся маленькой «лоханкой» водоизмещением около 4000 тонн – сейчас такие корабли принято называть фрегатами. Боевые возможности «новейшего эсминца» были тождественны его размерам: морской ЗРК «Си Дарт» с боекомплектом 22 ракеты, универсальное орудие калибра 114 мм, противолодочный вертолет… вот, пожалуй, и все, на что могла рассчитывать команда «Шеффилда».


Впрочем, британских моряков не спас бы даже новейший американский супер-эсминец «Замволт». В роковое утро, находясь в зоне боевых действий, командир «Шеффилда» приказал отключить все радары и радиоэлектронные устройства корабля – чтобы не создавать помех во время его разговоров по спутниковому каналу связи «Скайнет».
Летящую ракету визуально заметили с мостика лишь за секунду до её попадания в эсминец. «Экзосет» пробил борт, пролетел сквозь камбуз и развалился в машинном отделении. Боевая часть аргентинской ракеты, как и положено, не взорвалась, но эсминцу хватило факела от работающего двигателя ракеты – вспыхнули алюминиевые конструкции корпуса, нестерпимым жаром полыхнула синтетическая отделка помещений, затрещали оболочки кабелей. Трагикомедия закончилась печально: «Шеффилд» полностью сгорел и спустя неделю затонул во время буксировки. Из экипажа его команды погибло 20 человек.


Победа далась аргентинцам непросто: самолет ДРЛО SP-2H «Нептун», из-за отказа бортовой аппаратуры, смог лишь с пятого раза установить радиолокационный контакт с кораблями британского соединения – что неудивительно, это был самолет середины 40-х годов.
Кстати, на 15-й день войны оба аргентинских «Нептуна» полностью вышли из строя, и в дальнейшем морская разведка проводилась еще более изощренными способами: с помощью авиалайнера Боинг-707, воздушного танкера КС-130 и самолета бизнесc класса Liarjet 35A.

Не менее чудно выглядит потопление эсминца «Ковентри».
Аргентинские «Скайхоуки» настигли его в 15 милях от острова Пебл – внезапно появившись из-за скалистых утесов острова, четыре штурмовика обрушили шквал свободнопадающих бомб на эсминец и сопровождавший его фрегат «Броудсворд».
Британское соединение прикрывали палубные «СиХарриеры», но в момент атаки истребители были отозваны из-за угрозы поражения зенитным огнем кораблей. Однако, справиться собственными силами не удалось – ЗРК эсминца не сработал. «Ковентри» попытался отогнать вражеские самолеты огнем универсального орудия, но безуспешно – самолеты уже легли на боевой курс. Как назло заклинило зенитный автомат «Эрликон» - в результате команда эсминца дружно отстреливалась от низколетящих самолетов с помощью винтовок и пистолетов.


Фрегат отделался сравнительно легко – одна из бомб пробила его насквозь снизу-вверх (этот случай рассматривался чуть выше) и не взорвалась. Эсминцу «Ковентри» повезло меньше – из трех попавших в него 500-фн. авиабомб, взорвались две – через 20 минут после атаки корабль перевернулся и затонул.

У аргентинцев в тот раз тоже случилось немало проблем – из шести самолетов ударной группы до цели долетели лишь четыре. Еще один ветхий «Скайхоук» не смог выполнить бомбометание из-за отказа механизма сброса бомб.

События Фолклендской войны отличались целым набором удивительных решений и армейской смекалки.
Израсходовав запас противокорабельных «Экзосетов» авиационного базирования, аргентинцы перешли к импровизациям. Со старого эсминца Segui местные умельцы сняли и перепрограммировали два «Экзосета» корабельного базирования – обе ракеты были доставлены транспортным самолетом на Фолклендские острова, где были тайно развернуты на побережье в ожидании британских кораблей. Целеуказание выдавал армейский мобильный радар RASIT.

12 июня 1982 года под обстрел с берега попал эсминец «Глэморган» - первая ракета промазала, вторая чиркнула по верхней палубе в районе вертолетной площадки и взорвалась, образовав 5-ти метровую пробоину. Осколки и продукты взрыва проникли в вертолетный ангар, где в это время находился полностью заправленный вертолет. Пожар бушевал четыре часа, в борьбе с огнем погибло 14 моряков. На следующий день, с помощью плавмастерских, эсминцу удалось вернуть ограниченную боеспособность.

Как и на любой войне, здесь не обошлось без капли черного юмора.
Пытаясь остановить наступление флота Её Величества, аргентинцы стали использовать в качестве бомбардировщиков все, что могло летать и бомбить, в том числе, военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес» (аналог отечественного Ан-12). 29 мая 1982 года «Геркулес» обнаружил одинокий флотский танкер «Бритиш Уэй» - вниз немедленно полетели 500-фн. бомбы, скатываемые вручную с откинутой грузовой рампы. Несмотря на отсутствие каких-либо прицельных устройств, больше половины боеприпасов попало в цель, и, естественно, не взорвалось.

Смелые рейды «бомбардировщика» С-130 закончились печально – через два дня аргентинский «Геркулес» был обнаружен и атакован палубным «СиХарриером». Однако, сбить военно-транспортный самолет оказалось делом непростым – огромный «Геркулес» проигнорировал попадание ракеты AIM-9 «Саудуиндер», продолжая тянуть в сторону берега на трех оставшихся моторах. Пилоту «СиХарриера», л-ту Уорду, пришлось выпустить весь боекомплект пушек – а это 260 снарядов, чтобы уничтожить аргентинского «морского корсара».

Трагикомедия в Южной Атлантике длилась 74 дня и стоила, по официальным данным, 907 человеческих жизней. Стоит признать, что обе враждующие стороны стремились максимально снизить людские потери – при малейшей угрозе, подразделения предпочитали не испытывать судьбу и сдавались в плен. К счастью, боевые действия велись над океаном и над пустынными, практически незаселенными островами, что позволило исключить жертвы среди гражданского населения – военные решали свои проблемы в честном поединке.
В несомненных военных успехах Аргентины определенную роль сыграли традиции Вермахта – после окончания Второй мировой Южная Америка стала прибежищем для многих немецких военных специалистов. И стоит признать, они не зря проедали свой хлеб на новом месте – подготовка аргентинских офицеров оказалась гораздо лучше, чем кто-либо ожидал.

Увы, несмотря на все усилия, Аргентина вдребезги проиграла Фолклендскую войну – когда не взрываются 80% попавших в цель бомб, мечтать о победе не приходится. Британский флот оказался не простым противником – с помощью атомных подлодок британцы за считанные дни загнали аргентинский флот в его базы. Гарнизон Фолклендских островов оказался в изоляции, и победа стала лишь вопросом времени. Британцы дорого отомстили за гибель своих боевых кораблей – на аэродромы не вернулось 74 самолета ВВС Аргентины. Примечательно, что на палубные истребители «СиХарриер» пришлось лишь 28% унитоженной аргентинской авиатехники, остальные машины записали на свой счет ЗРК и зенитная артиллерия кораблей Её Величества.

8 ноября 2012 была опубликована статья:"Действия спецназа во время войны за Фолклендские острова" http://maxpark.com/community/832/content/1647149

некоторые из участников сообщества попросили более подробно осветить ход боевых действий.


Англо-аргентинский вооруженный фолклендский конфликт 1982 года, известный как Фолклендская война, вылился в крупнейшую военно-морскую баталию после Второй мировой войны. Со стороны Англии в военных действиях участвовали два авианосца, свыше 70 самолетов вертикального взлета и посадки "Sea Harrier" и "Harrier" и 80 вертолетов.

Результаты военных действий в Фолклендской войне на Южной атлантике тщательно анализировались специалистами ведущих морских держав и повлияли на формирование программ строительства их флотов. В том числе и нашего ВМФ. Поэтому, остановлюсь на некоторых подробностях этих военных действий.

Аргентинский десант во время посадки на корабли

Более 150 лет Фолклендские (в Аргентине их называют Мальвинские) острова являются спорной территорией между Великобританией и Аргентиной. После введения многими странами 200 мильной зоны, в пределах которой распространяется их право на промышленные разработки на дне моря и на лов рыбы, особую ценность стали приобретать прибрежные воды и береговой шельф островов. 13 марта 1982 года правительство Аргентины потребовало от Великобритании возвращения островов под свою юрисдикцию. Однако переговоры ни к чему не привели, и уже в начале апреля 1982 года десантные силы ВМС Аргентины овладели Фолклендами. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер на чрезвычайной сессии парламента сделала заявление, что целью ее правительства является быстрейшее восстановление на островах английской администрации. Фолклендская война стала неизбежной.

Высаживаются аргентинские морпехи

Два с половиной месяца Великобритания наращивала силы в Южной Атлантике. К началу боевых действий в мае 1982 года британские военные сконцентрировали в районе Фолклендских островов, находящихся у берегов Южной Америки и Антарктиды на расстоянии 13 000 км от Англии, 50 боевых кораблей и 48 вспомогательных судов.

Ядром соединения английских надводных кораблей были два авианосца - "Гермес" и "Инвинсибл", которые вместе с кораблями охранения создавали две авианосные ударные группы. Обороне авианосцев уделялось особое внимание, в первую очередь от воздействия аргентинской авиации. Четыре контейнеровоза типов "Атлантик Конвейер" и "Атлантик Козуэй" всего за неделю были переоборудованы в авианесущие транспорты, на каждом из которых размещалось по 10-20 самолетов "Харриер". На борту некоторых кораблей Великобритании находилось ядерное оружие, готовое к немедленному применению. Фолклендский конфликт вполне мог выйти за рамки обычной войны.

К началу Фолклендской войны Аргентина превосходила противника в самолетах (7 к 1) и в численности сухопутных войск (1,5 к 1).

2 мая 1982 года английская атомная подводная лодка "Конкерор" по целеуказанию космической разведки США атаковала и потопила тремя торпедами единственный аргентинский крейсер "Генерал Бельграно". Погибли 368 членов экипажа, ставшие первыми жертвами Фолклендской войны. Опасаясь дальнейших потерь, командование аргентинских ВМС вернуло в базы все надводные корабли, а "Скайхоки" с единственного аргентинского авианосца "Вейнтисинко де Майо" были перебазированы на Огненную Землю. Военное командование Аргентины решило вести боевые действия авиацией берегового базирования с дозаправкой самолетов в воздухе заправщиками типа "Геркулес".


Сбитый британский истребитель "СиХарриер". Фолкленды

Однако английские авианосцы "Гермес" и "Инвинсибл" с кораблями охранения передвинулись на 86 миль на северо-восток от Фолклендских островов - на предел досягаемости аргентинских ВВС и сами широко использовали свои самолеты для уничтожения кораблей, судов и самолетов противника, а также для нанесения ударов по взлетно-посадочным полосам на аэродромах Фолклендских островов и по береговым объектам. Самолеты "Sea Harrier" выполняли непрерывную противовоздушную оборону соединения кораблей британского флота, совершая в среднем по шесть боевых вылетов в сутки, каждый продолжительностью по полтора часа. Они потопили аргентинский транспорт "Рио Каркарана", фрегат "Комодоро Сомеллера", разведывательное судно "Нарваль" и повредили сторожевой корабль.

Фото, запечатлевшее аргентинский «Мираж V» на сверхнизкой высоте совсем рядом с британскими кораблями 24 мая 1982 г.

4 мая 1982 года два аргентинских "Супер-Этандара" атаковали английские эсминцы "Плимут" и "Шеффилд" противокорабельными крылатыми ракетами "Exoset AM38" с расстояния 37 км. Приблизившись к кораблям, ракеты захватили цели и продолжили полет в режиме самонаведения на высоте 2-3 м над водой. На "Плимуте" ракеты обнаружили за 40 секунд до подлета и успели поставить завесу из дипольных отражателей, защитив корабль от поражения. На "Шеффилде" обнаружили ракеты лишь за 4-6 секунд до попадания. Одна из ракет пробила правый борт на высоте 2,4 м от ватерлинии. После пяти часов борьбы за живучесть экипаж, потерявший 20 человек убитыми и 28 ранеными, покинул корабль, который затонул 10 мая 1982 года при буксировке. Потеря шеффилда стала самым большим потрясением для Великобритании во время фолклендского конфликта.


Пуск ПКР "Экзосет" с аргентинского самолета "Супер Этендер" по эсминцу "Шеффилд"

25 мая 1982 года, в день национального праздника Аргентины, 72 самолета аргентинских ВМС нанесли самый мощный удар по соединению ВМС Великобритании. Самолеты "Скайхок" и "Мираж" потопили английский эсминец "Ковентри" - второй типа "Шеффилд" за эту компанию, и повредили эсминец "Бродсуорд". Своевременно поставленные пассивные помехи - дипольные отражатели - сорвали поражение основной цели этой атаки, авианосец "Гермес". Однако одна из выпущенных ракет "Экзосет" поразила транспорт "Атлантик Конвейер", который через пять дней затонул. 8 июня аргентинским "Скайхоком" тремя 227-килограмовыми бомбами, попавшими в подготовленный к выгрузке боезапас, был потоплен большой танко-десантный корабль "Сэр Гэллахэд". Второй такой же корабль "Сэр Тристрам" получил серьезные повреждения. Аргентинские штурмовики применяли противокорабельные дозвуковые ракеты "Exoset AM38" массой 735 кг с боевой частью массой 165 кг, которые могли поражать цели на расстоянии до 70 км.

Британский эсминец "Шеффилд" поражен аргентинской авиацией

Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер. В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом.

Британский спецназ перед началом штурма островов

21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета «Харриер» и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт-Дарвин и Гуз-Грин на острове Восточный Фолкленд.

Британский спецназ в бою

Группировка аргентинских войск на островах насчитывала 12 000 человек. Около 150 аргентинских самолетов, достигая района боевых действий на пределе тактического радиуса, находились над целями не более 2-3-х минут по запасам имеемого на них топлива. Таким образом, аргентинское командование было неспособно организовать серьезное противодействие высадке англичан.


Медицинская помощь под огнём

В период с 21 по 30 мая на острова высадилось в общей сложности 8500 человек. Ко 2 июня англичане блокировали главный город Фолклендских островов Порт-Стэнли с моря и суши. 15 июня его гарнизон был вынужден капитулировать.

Пораженный британский эсминец "Ковентри" заваливается на бок

Во время Фолклендского конфликта в боевых действиях с обеих сторон в общей сложности приняли участие до 60 000 человек личного состава, свыше 180 кораблей и судов и до 350 боевых самолетов. За этот период фолклендской войны Великобритания потеряла два ракетных эсминца типа "Шеффилд", два ракетных фрегата типа "Ардент", большой танко-десантный корабль, контейнеровоз "Атлантик конвейер". Попаданий в английские корабли было множество, но взрыватели американских 227 и 454-килограммовых бомб почему-то не срабатывали и английские саперы обезвреживали застрявшие бомбы внутри кораблей. Потери англичан в авиации - 10 самолетов, 24 вертолета. Потери в людях: 225 человек убитыми, 777 ранеными. Четыре эскадрильи самолетов вертикального взлета "Си Харриер" с авианосцев "Гермес" и "Инвинсибл" сбили 23 аргентинских самолета, не потеряв ни одного своего.

Аргентина в фолклендской войне потеряла крейсер, подводную лодку, сторожевое судно, фрегат, три транспорта, траулер и два катера. Потери авиации - 142 самолета. Потери в людях: 690 убитыми, 186 ранеными. Обращает на себя внимание большая разница в потерях авиации у двух сторон, что связано с активным применением англичанами средств радиоэлектронного противодействия, особенно облаков дипольных отражателей, которых у Аргентины не было.

Поражение Аргентины в Фолклендской войне было обусловлено как превосходством противника на море, так и более высоким уровнем подготовки британских десантников.

Британский спецназ

С 2001 года 2 апреля отмечается в Аргентине как День ветеранов и павших на войне. Тысячи оставшихся в живых до сих пор испытывают непрекращающийся стресс. «Мальвинский синдром» продолжает уносить жизни за все те годы, которые прошли с момента капитуляции аргентинского экспедиционного корпуса.

Около 200 аргентинских ветеранов Мальвинского конфликта покончили жизнь самоубийством, почти 4 тыс. участников боевых действий вернулись домой инвалидами. Больше половины ветеранов не в состоянии контролировать свою агрессивность, что не позволяет им адаптироваться в обществе.


45-й десантный батальон входит в порт-Стэнли после сорокакилометрового марша.

Противодействие ЦРУ планам СССР в оказании помощи Аргентине

Рассекреченная в 2010-2012 годах часть военных и политических архивов США, Великобритании, Аргентины, Пакистана и «Талибана» показывает, что тот план был комплексным. Лондон тогда осуществил широкомасштабную военную операцию за рубежом – можно сказать, за тридевять земель от самой Великобритании. Разумеется, с целью восстановления британской колониальной власти на этих, весьма отдаленных островах. По некоторым данным – из-за наличия там крупных ресурсов нефти и газа, а также ввиду имеющихся в том районе сверхсекретных подводных военных и разведывательных объектов Великобритании. Операция эта была осуществлена при поддержке Соединенных Штатов.

А его реализация облегчалась сложной социально-экономической ситуацией внутри СССР и в его отношениях с рядом соседних государств. И, пожалуй, первым здесь фактором была советская политика в Афганистане, против которой фактически сплачивались в единый блок Пакистан, Иран, Турция, Саудовская Аравия, Китай, западные державы и подпольные группировки ультраисламистов в Узбекистане и Таджикистане.

По данным британской разведки, Москва якобы «была готова предоставить Аргентине военные корабли, самолеты и ракеты (типа СС) в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам».

И, если бы война приобрела затяжной характер, поддержка со стороны СССР могла стать единственным шансом для Аргентины.

Однако администрация США и американские корпорации, умело сочетая различные рычаги воздействия на Аргентину (от финансово-экономических до политических) предотвратили не только советско-аргентинскую военно-политическую «смычку», но и вынудили Буэнос-Айрес сократить поставки в СССР говядины и зерна по льготным ценам. Добились американцы и того, что соседи Аргентины объявили о своем нейтралитете, а чилийцы, например, перестали претендовать на пять британских южнотихоокеанских островов Питкэрн, расположенных вблизи чилийского острова Пасхи

Что касается британско-американского плана по предотвращению возможного участия СССР в войне Аргентины с англичанами, он вводился в действие, повторим, с начала-середины апреля 1982-го. И был согласован с основными союзниками Вашингтона и Лондона в тот период.

Основные положения плана были таковы.

1 . Стимулирование терактов и сепаратизма в Таджикистане и Узбекистане. Уже в феврале-апреле 1982-го в этих республиках, с помощью афганских моджахедов, а также британских, американских и пакистанских спецслужб была расширена сеть ультраисламистских группировок местных шовинистов – в частности, Хизб-ут-Тахрир, «Братьев-мусульман», «движений против советской оккупации Хивинского ханства, Кокандского ханства и Бухарского эмирата», «комитетов поддержки борьбы Афганистана», «Альянса за освобождение Памира». Планировался, к примеру, взрыв Нурекской ГЭС в Таджикистане – одной из крупнейших в Азии.

Участились разного рода антисоветские и антирусские акции. Причем прямую или косвенную помощь этим группировкам оказывали либо спецслужбы, либо «неправительственные гуманитарные фонды» Пакистана, Ирана, Китая, Турции, Саудовской Аравии, Иордании. А параллельно ухудшалось положение советских войск в Афганистане.

Противодействовать некоторым операциям такого рода СССР помогали спецслужбы Сирии, Индии, Северного (ЙАР) и Южного (НДРЙ) Йемена. Но ситуация в регионе, естественно, сдерживала внешнеполитическую активность Москвы. Тем более, в сверхотдаленных Южной Америке и Южной Атлантике.

2. Резкое усиление ВВС и ВМС США и Великобритании, в том числе за счет оружия дальнего радиуса действия, на британском архипелаге Чагос (в центре Индийского океана), британском Гибралтаре и на британских территориях на Кипре.

Были подготовлены варианты «замораживания» или замедленного пропуска советских ВМС через Гибралтарский пролив (между Атлантикой и Средиземноморьем).

Были также усилены британские ВМС и ВВС на островах, принадлежащих Великобритании в Западной и Южной Атлантике (Ангилья, Бермудские, Виргинские, Монтсеррат, Святой Елены, Вознесения, Теркс и Кайкос).

3. Готовился «коллективный» запрос в ООН, объединяющий положение в Афганистане с «советской оккупацией Хивинского, Кокандского ханств и Бухарского эмирата».

4 . Усиливалось давление на Москву по всем направлениям. А именно: в апреле-мае произошло усиление военной напряженности на сирийско-израильской линии прекращения огня (1973 г.). Израиль же стал чаще вторгаться в Ливан и бомбить его (чтобы сковать Москву и Дамаск в этой ситуации). В то же время участились американо-южнокорейские провокации против КНДР, которая, напомним, была связана с СССР договором о военной взаимопомощи (1961 г.).

5. США и Великобритания в апреле-мае 1982-го сорвали заключение некоторых контрактов по известному советско-западноевропейскому проекту «Газ-трубы» (см., например, «Экономические отношения СССР и стран СЭВ с Западом», М., 1984).

6. Соединенные Штаты увеличили численность своих войск и усилили их вооружение на соседних с СССР Алеутских островах. То же самое было сделано на американских базах в Испании, Португалии, в Гуантанамо (юго-восток Кубы), на Окинаве (юг Японии), Филиппинах, на принадлежащих США Пуэрто-Рико, Гавайях, части Виргинских островов и в зоне Панамского канала.

7. Продолжался подрыв Варшавского договора «изнутри». А именно: Румыния, которая критиковала политику СССР по многим вопросам, включая афганский, с весны 1982-го стала получать от Запада (и Израиля) значительную помощь в деле создания румынского атомного оружия.

Возможно, все эти обстоятельства и не позволили СССР впрямую поддержать Аргентину в Фолклендской войне.

2-й парашютно-десантный батальон празднует победу.

Британские СМИ в 1980-х гг. утверждали, что советские спутники «Космос-1345» и «Космос-1346», запущенные 31 марта 1982 г. (между прочим, в канун Фолклендской войны), следили за ситуацией вокруг Фолклендских островов, в том числе за передвижениями британского флота. И полученная информация якобы передавалась через Кубу аргентинскому командованию. Указывалось также, что сведения, получаемые после облетов советскими самолетами-разведчиками британских ВМС, направлявшихся в район конфликта, тоже передавались аргентинцам.

14 мая 1982 г. в советский МИД был срочно вызван посол Великобритании в СССР Кертис Кибл. Ему был выражен протест по поводу того, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми «предупреждениями», которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то «причастности» Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту».

Так или иначе, советские самолеты дальней разведки Ту-95, базировавшиеся на аэродромах Конакри (Гвинея) и Луанды (Ангола), наблюдали за направлявшимися на юг Атлантики британскими кораблями, но не приближались к конфликтным островам.

По воспоминаниям пилота разведывательной авиации подполковника Георгия Бульбенкова, «по Южной Атлантике от Бискайского залива мы англичан вели до островов, не входя в зону конфликта.

Началом войны принято считать 28 марта 1982 года – день, когда аргентинский флот покинул свои военно-морские базы. Специфика конфликта, связанная с островным расположением спорных территорий, делала залогом победы установление контроля над прилегающей морской акваторией, что требовало привлечения обеими сторонами значительных военно-морских сил

Фолклендский (Мальвинский) архипелаг, состоящий из двух крупных (Западный и Восточный Фолкленд) и около двухсот мелких островов и скал, расположен в юго-западной части Атлантического океана. Несмотря на незначительные размеры этих затерянных в океане клочков суши, англо-аргентинский конфликт за суверенитет над ними длится уже 182 года. Официальной датой начала конфликта принято считать 1833 год, когда высадившийся на архипелаге английский десант разоружил и депортировал на родину аргентинский гарнизон, с 1820 года занимавший эту бывшую испанскую территорию. Конфликт довольно долго находился в вялотекущей стадии – начиная с 1833 года, аргентинское правительство ежегодно подавало протест Великобритании, который традиционно отклонялся, пока в середине 1960-х годов не распространились сведения о гигантском месторождении нефти в районе архипелага. Долгое время казалось, что сторонам удастся найти мирное решение вопроса, но аргентинское руководство, ободрённое вялой реакцией Великобритании на создание в 1977 году военной базы Аргентины на спорных Южных Сандвичевых островах, всё же решило действовать военными методами. Схематический план, получивший кодовое название «Росарио», предусматривал занятие островов в течение пяти дней в результате бескровной операции с последующим установлением там военной администрации. Аргентинцы были настолько уверены в том, что военной реакции со стороны Великобритании не последует, что после окончания операции намеревались вывести основную массу своих войск с островов за исключением ограниченного гарнизона для охраны военного губернатора. План, несколько позже переименованный в «Асуль», был утверждён 16 марта 1982 года и предполагал начало операции после 30 мая. Однако полученная информация о выходе из Монтевидео вспомогательного судна британских ВМС «Джон Бискоу» с подразделением морской пехоты для усиления гарнизона Фолклендских островов заставила аргентинское правительство принять решение о переносе сроков операции. Началом англо-аргентинского вооружённого конфликта, известного в США и Европе как «Конфликт в Южной Атлантике», в Аргентине – как «Мальвинский конфликт», а в Великобритании – как «Война в Южной Атлантике» или «Фолклендская война», принято считать 28 марта 1982 года – день, когда аргентинский флот покинул свои военно-морские базы.

Специфика конфликта, связанная с островным расположением спорных территорий, делала залогом победы установление контроля над прилегающей морской акваторией, что требовало привлечения сторонами значительных военно-морских сил. Обе стороны конфликта располагали относительно многочисленными военно-морскими силами, включавшими авианосцы с реактивными самолётами на борту, а также корабли, вооружённые управляемым ракетным оружием.

Численность ВМС Аргентины и Великобритании в Южной Атлантике

Класс кораблей

Аргентина

Великобритания

Авианосцы

Крейсеры

Эскадренные миноносцы

Патрульные суда

Тральщики

Атомные подводные лодки

Дизельные подводные лодки

Десантные корабли

Десантно-вертолётные корабли-доки

Транспорты и вспомогательные суда

Несмотря на кратковременность (конфликт длился 74 дня) и анекдотичность некоторых событий, Фолклендская война оказала существенное влияние на развитие военно-морских флотов в мире.

Подводная война

Для участия в Фолклендской войне командование британского флота выделило четыре подводные лодки (в том числе три атомные). Аргентинские ВМС располагали четырьмя дизельными подводными лодками, из которых одна («Санта-Фе») была ограниченно боеспособной, а две («Сальта» и «Сантьяго-дель-Эстеро») требовали капитального ремонта. За всё время войны отмечено четыре случая применения подводных лодок.

Охота на подводную лодку «Санта-Фе»

Информация о следовании аргентинской подводной лодки «Санта-Фе» в порт Грютвикен (архипелаг Южная Георгия) была получена британцами 23 апреля около полудня в результате радиоперехвата переговоров между аргентинским самолётом «Геркулес С-130» и подводной лодкой. Поиск субмарины осуществляли шесть английских противолодочных вертолётов. «Санта-Фе», следовавшая в надводном положении (лодка не могла давать более 13 узлов хода, имела проблемы с торпедным вооружением и аккумуляторными батареями), была обнаружена вертолётом с эсминца «Энтрим» с помощью радиолокационного оборудовании на рассвете 25 апреля и атакована двумя глубинными бомбами Мk.11. В результате подводных взрывов в корпусе лодки образовались три пробоины ниже ватерлинии, вышла из строя большая часть оборудования, и начался пожар. Противолодочный вертолёт с фрегата «Бриллиант» выпустил по подлодке торпеду Мк.46, которая не взорвалась, так как объект атаки находился на глубине менее 4 м. Затем два вертолёта с эсминца «Эндьюранс», а позднее и вертолёт с фрегата «Плимут» нанесли по лодке ракетный удар противокорабельными ракетами AS.12. В обоих случаях ракеты не взорвались, поэтому лётчики обстреляли «Санта-Фе» из крупнокалиберных пулемётов. Экипажу «Санта-Фе» удалось потушить пожар и, отстреливаясь из автоматического стрелкового оружия, пришвартоваться к пирсу у мыса Кинг-Эдвард, где моряки покинули лодку и присоединились к гарнизону в Грютвикене.

Подводная лодка «Санта-Фе» (вступила в строй в 1944 году)
Источник: smg.photobucket.com

Атака подводной лодкой «Сан-Луис» эсминца «Ковентри» и фрегата «Эрроу»

Утром 1 мая аргентинская подводная лодка «Сан-Луис» обнаружила корабли британского радиолокационного дозора (эсминец «Ковентри» и фрегат «Эрроу») и произвела атаку одной торпедой по эсминцу «Ковентри» с дистанции 6,21 мили. Управляемая по проводу торпеда SS-T-4 «Телефункен» нормально вышла из торпедного аппарата, но через три минуты связь с ней прервалась, и управление было потеряно. Двигаясь после потери управления по прямой, на конечном отрезке дистанции торпеда, руководствуясь собственной бортовой аппаратурой самонаведения, произвела наведение и поразила противоторпедное акустическое устройство Мk-182, буксировавшееся фрегатом «Эрроу». Поиск британцами аргентинской подлодки продолжался 20 часов, в результате чего она была обнаружена вертолётами противолодочной обороны с авианосца «Гермес». Это позволило фрегатам «Бриллиант» и «Ярмут» установить гидроакустический контакт с субмариной и атаковать её тремя вертолётами с применением глубинных бомб и торпеды Мk-46. Все атаки оказались безрезультатными – аргентинским подводникам удалось оторваться от противника благодаря успешному применению средств гидроакустического противодействия.

Потопление аргентинского крейсера «Генерал Бельграно»

Поиск аргентинского оперативного соединения «79.3» в составе крейсера «Генерал Бельграно», эсминцев «Хиполито Боучар» и «Пьедра Буэна» впервые в истории был осуществлён на основании данных космической разведки (получены 28 апреля от США) атомной подводной лодкой «Конкэрор».


Британская атомная подлодка «Конкэрор» (вступила в строй в 1971 году)
Источник: wikimedia.org

Установить непосредственный визуальный контакт с аргентинским соединением британские подводники смогли 30 апреля. Несмотря на применение аргентинскими эсминцами подкильных гидроакустических систем, 1 мая подлодка «Конкэрор» смогла занять позицию слежения на дистанции 25 кабельтовых от противника. 2 мая около 15 часов 45 минут, получив приказ об атаке любых аргентинских военных кораблей, лодка заняла позицию к югу от шедшего прямым курсом крейсера. Торпедная атака была произведена в 15 часов 57 минут с дистанции менее 1 мили тремя торпедами Мk-8, выпущенными «веером». Две торпеды попали в «Генерал Бельграно» (первая – в корпус около кормового машинного отделения; вторая – взорвалась в 20 м от форштевня корабля) и одна – в эсминец «Хиполито Боучар» (торпеда не взорвалась). В результате попадания торпеды в машинное отделение крейсера образовалась пробоина, были выведены из строя системы и механизмы энергообеспечения (это оставило корабль без электроэнергии), был убит личный состав вахтенной смены машинного отделения, а также личный состав, отдыхавший в двух расположенных над машинным отделением кают-компаниях (из 275 находившихся там моряков погибло 234). В результате взрыва второй торпеды, который пришёлся на незащищённую бронёй и противоторпедными булями носовую оконечность, был оторван бак корабля по первую башню главного калибра (общая длина оторванного участка – 20 м). Через 20 минут после взрыва, когда крен достиг 21°, командир крейсера приказал покинуть гибнущий корабль. На борту «Генерала Бельграно» находилось 56 офицеров, 627 старшин, 408 матросов и два гражданских стюарда. Общие потери составили 323 человека (около 30% экипажа корабля), при этом наибольшее количество потерь пришлось на младший командный состав (около 50%).


Крейсер «Генерал Бельграно» (спущен на воду в 1938 году). До конца 1982 года его планировалось вывести из состава флота и продать в США для организации корабля-музея
Источник: wunderwafe.ru

Атака подводной лодкой «Сан-Луис» фрегатов «Алакрити» и «Эрроу»

Ночью 11 мая английские фрегаты «Алакрити» и «Эрроу» были обнаружены аргентинской подводной лодкой «Сан-Луис», которая произвела залп двумя торпедами SST-4 с дистанции 2,86 мили (одна торпеда не вышла из торпедного аппарата, а у второй через две с половиной минуты произошёл обрыв кабеля телеуправления). Скорость, с которой шли корабли противника, не позволила аргентинским подводникам провести повторную атаку.

Применение высокоточных противокорабельных ракет воздушного базирования

Фолклендская война является первым конфликтом, в ходе которого были использованы противокорабельные ракеты (ПКР) воздушного базирования. Теория использования этих боеприпасов предполагала подход ударных самолётов к району расположения кораблей на малых, а затем сверхмалых высотах (до 50 м) с последующим кратковременным набором высоты до 150–200 м для включения радара с целью захвата цели, после чего следовал пуск ракет. Для нейтрализации этого способа применения ракет считалось достаточным создание трёх эшелонов противовоздушной обороны – эшелона дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), основного эшелона ПВО и эшелона ближней ПВО. В качестве средств ДРЛО предполагалось использовать группировки эсминцев или фрегатов, выдвинутые на расстоянии 200–220 км от центра. К началу войны Аргентина располагала пятью самолётами-носителями противокорабельных ракет (французские «Супер Этандар», экипажи которых не успели пройти подготовку к осуществлению взлёта с авианосца, что заставило их взлетать с сухопутных аэродромов и осуществлять дозаправку в воздухе), а также шестью противокорабельными ракетами «Экзосет» АМ39. Ввиду ограниченности средств аргентинские самолёты применили ПКР лишь в двух случаях.


Аргентинский торпедоносец «Супер Этандар»
Источник: ru.wikipedia.org

Потопление эсминца «Шеффилд»

Утром 4 мая аргентинское командование приняло решение об атаке британского ударного авианосного соединения, маневрировавшего к северо-востоку от Порт-Стэнли и обнаруженного самолётом-разведчиком. Противовоздушная оборона авианосного соединения была организована по стандартной схеме в три эшелона, в качестве средств ДРЛО англичанами использовались эсминцы «Ковентри», «Шеффилд» и «Глазго», осуществлявшие патрулирование на расстоянии 220 км от центра конвоя.


Схема воздушной атаки на эсминец «Шеффилд»
Источник: Журнал «Зарубежное военное обозрение», №8 за 1984 год

Установленные на кораблях радиолокационные станции (РЛС) позволяли обнаруживать высотные цели на дистанции 300 км, однако дальность обнаружения низколетящих целей составляла 30 км (фактически же, в результате помех от поверхности моря, не превышала 20 км). В состав аргентинской ударной группы были включены пять самолётов «Супер Этандар» (два ударных и один резервный, каждый из которых был вооружён одной противокорабельной ракетой «Экзосет»), ещё два самолёта выполняли функции заправщиков. Наведение ударной группы осуществлялось патрульным самолётом Р-2Н «Нептун». Подход ударных самолётов к району расположения британских кораблей был осуществлён со скоростью 900 км/ч на малых, а затем сверхмалых высотах (40–50 м) с менее угрожаемого для англичан южного направления в режиме радиомолчания. На расстоянии 46 км высота полёта была увеличена до 150 м и произведено кратковременное включение бортовой РЛС, что позволило обнаружить эсминцы «Шеффилд» и «Глазго». Пуск ракет был произведён с дистанции 37 км (по другим данным – 30 км). Таким образом, пуск ракет был произведён вне потенциальной зоны обнаружения низколетящих целей английскими РЛС (как выяснилось позднее, РЛС «Шеффилда» вообще была отключена для обеспечения работы линии связи «Скайнет»). Одна из ракет была обнаружена расчётом РЛС «Глазго» и дезориентирована при помощи дипольных отражателей, а вторая попала в эсминец «Шеффилд». Ракета не взорвалась, а пробив в корпусе на 1,8 м выше ватерлинии пробоину размером 4,5 на 1,2 м, пройдя через пост управления энергетической установкой и помещение боевого информационного центра, застряла в посте живучести, вызвав пожар. Из-за большого количества горючих декоративных материалов, пенных наполнителей тепловой изоляции корабельных конструкций, синтетических тканей и красок пожар стал быстро распространяться, причём температура в его эпицентре достигла 950–1100°C, что вызвало возгорание алюминиево-магниевых элементов конструкции надстроек. Горение прекратилось лишь к вечеру 5 мая, после полного выгорания нескольких центральных отсеков и частично – корабельной надстройки. 10 мая эсминец затонул во время буксировки.


Пожар на эсминце «Шеффилд» после попадания противокорабельной ракеты
Источник: naval.com.br

Потопление авиатранспорта «Атлантик Конвейер»

25 мая в 14 часов 34 минуты два аргентинских «Супер Этандара» предприняли атаку на авианосное соединение англичан неподалёку от острова Восточный Фолкленд. Полёт проходил на высоте 30 метров над уровнем моря. Когда до предполагаемого местонахождения британских кораблей оставалось 150 миль, аргентинцы снизились до 10 м. В 16 часов 14 минут пилот ведущего самолёта увеличил высоту и кратковременно включил бортовую РЛС. В 16 часов 20 минут оба пилота произвели запуск своих ракет. Работу бортовых радаров «Супер Этандаров» обнаружила РЛС эсминца «Эксетер», о чём были оповещены корабли авианосной группы. Для постановки ложных целей с авианосцев «Гермес» и «Инвинсибл» в воздух поднялись специально оборудованные вертолёты. В результате англичанам удалось отвести ракеты от своих авианосцев, и сбитые с боевого курса «Экзосеты» перенацелились на другой крупный объект – авиатранспорт «Атлантик Конвейер». Попадание ракет пришлось на кормовую часть левого борта авиатранспорта, в результате чего погибли 11 членов экипажа. На судне начался сильный пожар, и после возникновения угрозы взрыва боезапаса было принято решение снять с него экипаж.


Горящий «Атлантик Конвейер»
Источник: fourfax.co.uk

Воздушные атаки британских кораблей с помощью бомб, неуправляемых ракет и пушек

В 1960–70-е годы малокалиберные зенитные автоматические пушки считались анахронизмом, что сказалось на составе зенитного вооружения британских кораблей (из 25 эскортных кораблей 9 вообще не имели зенитных автоматов, а на остальных имелось по 1–2 автоматам калибра 20 мм). Аргентинцы располагали двумя эсминцами, построенными в Великобритании по проекту «Шеффилд», что позволило им разработать эффективную систему атак на английские корабли. Атаку предполагалось производить с малых высот несколькими последовательными волнами с разных бортов корабля с выходом на цель с острых кормовых углов – это должно было усложнить работу зенитно-ракетных комплексов.

Атака эсминца «Глэморган» и фрегатов «Эрроу» и «Алакрити»

1 мая в 17 часов 25 минут ударная тройка аргентинских самолётов «Даггер М-5» (израильская версия французского истребителя-бомбардировщика «Мираж»), каждый из которых был вооружён двумя 227-килограммовыми бомбами, атаковала группу британских кораблей в составе эсминца «Глэморган», фрегатов «Эрроу» и «Алакрити». Выход на цель аргентинские пилоты осуществили на максимальной скорости и на малой высоте. Активное противодействие со стороны британцев свелось к применению эсминцем «Глэморган» зенитно-ракетного комплекса «Си Кэт», фрегат «Эрроу» открыл огонь из носовой артиллерийской установки, а фрегат «Алакрити» – использовал ручной пулемёт малого калибра. Не получившие повреждений аргентинские самолёты сбросили бомбы, но ни одна из них в цель не попала (близкие разрывы лишь незначительно повредили корпуса «Глэморгана» и «Алакрити»). Уже на выходе из атаки аргентинские самолёты обстреляли «Эрроу», добившись восьми попаданий 30-миллиметровых снарядов и ранив одного матроса.

Повреждение эсминца «Глазго»

Атака эсминца «Глазго» и фрегата «Бриллиант», обнаруженных 12 мая в 11 часов аргентинским патрульным вертолётом на расстоянии 30 миль от Порт-Стэнли, была произведена силами восьми штурмовиков «Скайхок А-4В» и шести «Даггер М-5», вооружённых бомбами Мk-17, взрыватели которых были отрегулированы на 25–30-секундную задержку взрыва. Атаку предполагалось произвести двумя последовательными группами с интервалом в 7 минут. Во время боя у «Глазго» вышел из строя ракетный комплекс «Си Дарт», что вынудило корабль вести огонь из носовой универсальной установки и стрелкового оружия. Огнём ракетного комплекса «Си Вулф» фрегата «Бриллиант», удалось уничтожить три из четырёх атаковавших «Скайхоков» (сброшенная четвёртым самолётом бомба срикошетила от поверхности и перелетела через «Глазго»). Вторая группа аргентинских самолётов за 7 миль до цели совершила несколько манёвров уклонения (это позволило освободиться от захвата радаром «Си Вулф») и произвела бомбометание из пикирования (две бомбы взорвались рядом с «Глазго», одна попала в эсминец, но не взорвалась, а ещё одна – срикошетила и перелетела через «Бриллиант»). В дальнейшем британским ремонтным бригадам удалось восстановить водонепроницаемость корпуса «Глазго» и вернуть корабль в строй.

Сражение над «Долиной смерти»

22 мая 1982 года в 10 часов 31 минуту аргентинская авиация (два звена по три «Даггер М-5», вооружённых авиабомбами Mk-17 и BRP-250) нанесла первый удар по британским кораблям в Фолклендском проливе. В ходе атаки первой тройки на фрегат «Бродсворд» были сброшены две авиабомбы (в корабль не попали) и произведён обстрел из авиационных пушек (ранены 14 человек и повреждены два вертолёта). Вторая тройка попала двумя авиабомбами в эсминец «Энтрим» (обе бомбы не взорвались, при этом одна из них застряла в кормовом ракетном погребе), что вызвало пожар и выход из строя некоторых систем корабля. При повторном заходе на «Энтрим» аргентинцы обстреляли его пушечным огнем (ранено семь человек, для спасения корабля от взрыва пришлось выбросить за борт зенитные ракеты «Си Слэг»).

Самолёты второй ударной группы атаковали фрегаты «Аргонот» и «Ардент». В результате атаки фрегата «Аргонот» с прохождением через «мёртвую зону» радаров (англичане заметили противника лишь визуально) пять «Скайхоков» сбросили 10 бомб Мk-17, две из которых попали в корабль (обе бомбы не взорвались), а восемь – разорвались в непосредственной близости от него. Одна неразорвавшаяся авиабомба перебила главный паропровод между котельным и машинным отделениями, разрушила котельный электровентилятор, рулевую машину и реверсный редуктор, что привело к полной потере хода корабля. Вторая бомба застряла в погребе боеприпасов, вызвав детонацию ракетного боезапаса (убито 2 человека) и пожар. В ходе атаки фрегата «Ардент» тремя «Даггерами» (высота – 50 м, заход с кормовой части корабля, прикрытой лишь 20-мм пушкой) пилоты добились трёх попаданий (две бомбы попали в ангар, третья – в кормовое отделение вспомогательных механизмов). Повторную атаку на фрегат «Ардент» осуществило звено «Скайхок A-4Q» (повторный заход с кормы), которое добилось семи попаданий авиабомбами (погибло 22 человека, ранено 37 человек). В результате взрывов возник пожар, распространению которого способствовали значительные запасы топлива в цистернах, переборки и надстройки корабля из алюминиевых сплавов, горючая изоляция электрических кабельных трасс и множество декоративных синтетических материалов. Признав невозможность тушения пожара, команда покинула корабль, который взорвался спустя сутки.


Горящий британский фрегат «Ардент»

100 великих войн Соколов Борис Вадимович

АНГЛО-АРГЕНТИНСКАЯ (ФОЛКЛЕНДСКАЯ) ВОЙНА (1982 год)

АНГЛО-АРГЕНТИНСКАЯ (ФОЛКЛЕНДСКАЯ) ВОЙНА

Война Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, лежащими в Южной Атлантике в 400 км от аргентинского побережья.

Эти острова находятся во владении Англии, но ее права оспариваются Аргентиной, утверждающей, что впервые архипелаг был открыт испанскими мореплавателями еще в середине XVI века, прежде, чем его посетили англичане. В 1820 году, после провозглашения независимости от Испании, Объединенные провинции Ла-Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды, которые испанцы называли Мальвинскими островами. В 1829 году там был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим отрядом солдат. В 1833 году сюда прибыли английские суда, объявили архипелаг британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину. Аргентина никогда не признавала Фолкленды английской территорией.

В 1982 году военное правительство Аргентины во главе с президентом генералом Л. Галтьери находилось в состоянии кризиса, испытывая все большее недовольство населения из-за ухудшения экономического положения страны. Чтобы отвлечь народ от тягот жизни и на патриотическом подъеме удержаться у власти, Галтьери решил силой захватить Фолклендские острова. Он надеялся, что Англия не станет воевать из-за нескольких скалистых островков, находящихся за 13 тысяч км от Британских островов. Тем более что их население не превышало 2 тысяч человек (в подавляющем большинстве - потомков британских поселенцев).

19 марта 1982 года на о. Южная Георгия - необитаемом острове, управляющемся из столицы Фолклендов Порт-Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Вместо этого они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить их с Южной Георгии, но на помощь рабочим пришли аргентинские войска. 2 апреля они высадились также на Фолклендских островах.

Находящаяся в Порт-Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Р. Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала М.Б. Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения.

3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос-Айрес на переговоры соглашался, но войска выводить отказывался.

5 апреля из Портсмута отплыла в Южную Атлантику британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвисибл» с 10-тысячным экспедиционным корпусом на борту. 7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что начиная с 12 апреля английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт-Стэнли стали переоборудовать для приема военных самолетов.

25 апреля британская эскадра высадила десант на Южной Георгии, который без боя захватил в плен аргентинский гарнизон. 30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиция аргентинцев на островах, вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов и вертолетов. 2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер «Хенераль Бельграно», находившийся вне пределов 200-мильной запретной зоны, объявленной англичанами. Погибло 386 членов экипажа. Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец «Шеффилд», на котором погибло 30 человек.

Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер. В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом.

21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета «Харриер» и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт-Дарвин и Гуз-Грин на острове Восточный Фолкленд.

26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под управление ООН. Однако англичане не сомневались в своей победе и не отреагировали на аргентинские предложения.

30 мая аргентинским самолетам удалось повредить авианосец «Инвинсибл» но это не оказало никакого влияния на ход английской операции по освобождению Фолклендских островов. 12 июня британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт-Стэнли. 14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал. Потери аргентинцев убитыми составили около 700 человек, потери англичан - около 250 погибших. Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел 7.

В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании. В феврале 1990 года были восстановлены англо-аргентинские дипломатические отношения.

Поражение Аргентины в Фолклендской войне было обусловлено как превосходством противника на море, так и более высоким уровнем подготовки британских десантников.

Из книги Секретные войны Советского Союза автора Окороков Александр Васильевич

СИНАЙСКАЯ КАМПАНИЯ (АНГЛО-ФРАНКО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА С ЕГИПТОМ). 1956 Г. 29 октября 1956 года Израиль развернул боевые действия по плану операции "Кадеш" .На исходе дня 16 транспортных самолетов марки "Дакота" (у нас он назывался ЛИ-2) высадили в районе перевала Митла на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

Из книги 100 великих битв автора Мячин Александр Николаевич

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА (1812–1815 годы) Война между Англией и Соединенными Штатами Америки. Воспользовавшись отвлечением главных сил Британской империи на борьбу против Наполеона, американское правительство рассчитывало захватить территории в Канаде и к западу от США.

Из книги автора

АНГЛО-БУРСКАЯ ВОЙНА (1899–1902 годы) Война Британской империи против бурских республик Трансвааль и Оранжевая в Южной Африке с целью их завоевания.Бурские республики поддерживались Германией, поставлявшей им вооружение, в частности, магазинные винтовки «маузер», впервые

Из книги автора

Англо-Аргентинский конфликт (1982 год) Фолклендские (Мальвинские) острова включают в себя 2 крупных и около 200 мелких островов, расположенных в юго-западной части Атлантического океана; они находятся на расстоянии 13 тысяч км от Англии и 400 км от Аргентины.История конфликта

Из книги автора

1899–1902 Англо-бурская война* После захвата британцами междуречья Замбези – Лимпопо в Южной Африке оставались лишь три страны, неподвластные Англии: две бурские республики (Оранжевое Свободное государство и Трансвааль) и Германская Юго-Западная Африка. Одна из этих трех



Что еще почитать