Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться? Можно ли ходить в церковь во время месячных: кто за, а кто против. Можно ли ходить в церковь во время месячных: причины нечистоты

Священники нередко сталкиваются с этим вопросом. И если женщина является православной верующей, то эта тема тоже не обходит ее стороной.

Ветхий завет и месячные

В Ветхом Завете есть некоторые рассуждения о чистоте и нечистоте человеческого тела, - поясняет отец Константин (Пархоменко), касаясь вопроса - можно ли с месячными ходить в церковь.

Согласно Ветхому Завету, нечистыми являются некоторые людские болезни, мертвые тела людей и ежемесячное течение крови у женщин. Казалось бы, вся четко и понятно. Но библейская мудрость более глубока.

Если человек не чист, то он должен быть от Бога в стороне? Нечистота в Ветхом Завете неразрывно ассоциируется с темой смерти. А всякое кровотечение, наряду с болезнями, являет собой напоминание о смертности человека.

Что на этот счет говорит Новый Завет? Здесь идет кардинальное переосмысление темы. Христос есть воплощение Жизни, и всякий человек, если он живет с Господом в сердце, не умирает, а остается жить после смерти. Значит, болезни, кровь и тлен теряют свой смысл.

Месячные в свете Нового Завета

Если вспомним, по Евангелию, в то время, как ради выздоровления женщина с месячным кровотечением дотронулась до края одежды Господа и не услышала в ответ слов укора. Он произнес: «Вера твоя спасла тебя».

А апостол Павел произнес: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 4).

Прежде всего, речь здесь идет о чистоте пищи: нет созданных Богом продуктов, которые нечисты были бы. Здесь не было речи о месячном кровотечении, но логика проповеди апостола Павла подсказывает, что месячные - это естественный процесс организма, поэтому они не являются чем-то предосудительным, и нельзя из-за них отлучать женщину от благодати Господней.

Не исключено, что запрет на поход в храм во время менструации берет истоки в ранние века, когда, придерживаясь такого убеждения, люди опирались на доктрины Ветхого Завета. Но были такие женщины, которые под страхом смертной казни во время месячных заходили в церковь еженедельно, причащались, стояли и молились во время Литургии. Их от этого официально никто не отлучал, ни в каких памятниках письменности это не указано как табу.

Можно сделать вывод: во время месячных женщинам посещать церковь позволительно, ведь это ежемесячное очищение организма не омерзительно перед Богом, а так же естественно, как брак и рождение детей. Сам Господь создал такое очищение. Свято и чисто все, что создано Богом. Подтверждают эти соображения слова святого Григория Двоеслова (6 в.), пишущего о том, что не стоит запрещать женщине посещать храм в критические дни, потому что она не виновата в том, что природа, помимо ее воли, дала ей. Также он вспоминает момент, когда кровоточащей женщине Господь разрешил прикоснуться к спасительной его одежде и исцелиться тем самым.

В Причастии Святых Тайн Христовых тоже позволено женщине в дни месячных быть причастной к Богу. Если она по доброй воле откажется из великого почтения, то честь ей и хвала. Но если в критические дни она причастится, то это нельзя назвать грехом и не следует ее от этого отлучать.

Преподобный Никодим Святогорец в 18 веке объясняет причину, по которой женщина с месячными считается нечистой. В это время она не может совокупляться с мужчинами для продолжения рода.

Итак, в наши дни бытует две противоположные традиции: одни священники, чтя прошлые табу, не советуют женщинам во время месячных посещать храм и причащаться; другие считают эти запреты предрассудками.

Можно ли ходить в церковь во время месячных? Вопрос, интересующий многих девушек, которые планируют или приглашены на крещение младенца, венчание, а дни менструации припадают на запланированную дату. Глубоко верующие женщины знают ответ на этот вопрос, а для тех, кто еще не просвещен, написана эта статья.

Вглубь веков или откуда взялось такое правило?

Церковью совершается Бескровная Жертва в стенах храма (молитва), а всякое кровопролитие недопустимо. Это основной аргумент, который не позволяет нахождение женщины с месячными в Церкви.

Если копнуть поглубже, то правило не впускать «нечистую» женщину в храм уходит корнями в Ветхий Завет. Именно в те времена, когда в мире царствовали всевозможные проказы, особое внимание уделяли физической чистоте. Даже в церковь не допускались прокаженные, луди с гнойными и кровоточащими ранами, женщины с менструальными выделениями.

Почему в эту категорию больных попали женщины с месячными? Объясняется это очень просто. В те далекие времена о личной гигиене и средствах, используемых сегодня при месячных и знать не знали. А женщины во время этих дней не мылись, так как лекари утверждали, что при мытье можно занести инфекцию. Поэтому женщину, источающую смрад не пускали в Церковь и считали «нечистой».

Еще одна теория «нечистой» женщины

Основано правило запрета посещения церкви при менструации на молитве над роженицей, которую читают на 40 день. По тексту молитвы имеются слова, в которых указано, что до срока дней послеродового очищения женщина в Божий храм входить не должна . Хотя в молитве идет речь о выделении послеродовых лохий, священнослужители, руководствуясь этим Божьим сказанием, еще со времен крещения Руси запрещали «нечистым» девицам приходить в Церковь.

Также следует отметить, что в деревнях на Руси, женщин по правилам Старого Завета, после рождения мальчика не пускали в Церковь 40 дней, а если была рождена девочка 80 дней.

Что говорит современная Церковь?

Разные Церкви дают разные ответы. К примеру:

  • Католическая церковь не видит в этом ничего предосудительного, так как в Новом Завете внимания уделяется духовности, а не физической чистоте. Даже в библии имеется запись, что все созданное Господом Богом прекрасно, а происходящие процессы в теле являются природными . Также в Святом писании имеется запись, как Христос разрешил прикоснуться к себе кровоточившей женщине, исцелив ее.
  • Православная Церковь имеет свои предубеждения и пропагандирует воздержание от походов в Церковь во время месячных. Хотя современные взгляды допускают присутствие «нечистой» женщины в храме, но с условием того, что она не будет прикасаться к святыням.

Так все же можно или нельзя?

Исходя из вышеизложенного, вопрос становится риторическим и каждая женщина должна решить для себя как ей поступить:

  • прийти в Церковь, и постояв в сторонке, просто помолиться;
  • полноценно отстоять службу, пропустив только причастие и прилаживание к иконам.

Так или иначе, но следует помнить, что не стоит во время месячных:

  • участвовать в крещении;
  • венчаться;
  • причащаться.

Существует мнение, что женщине в период месячных запрещено входить в церковь и присутствовать на богослужениях. Этот запрет соблюдается на протяжении многих веков, поэтому до сих пор верующие женщины сомневаются, можно ли им ходить в церковь во время месячных. Может быть, кровотечения делают их нечистыми, поэтому им не место в церкви?

Можно ли посещать храм или церковь, если у женщины месячные?

Откуда возник запрет на посещение храма во время регул, так ли он актуален в XXI веке? Некоторые женщины продолжают строго соблюдать это предписание и очень беспокоятся, чтобы менструация не началась в церкви. Другие же спокойно посещают богослужения в храме, считая такие предостережения устаревшими. Можно или нельзя при менструации ходить в церковь? Ответ на этот вопрос может дать изучение Ветхого и Нового Заветов.

По Старому Завету

Согласно Ветхому Завету, первая женщина Ева поддалась искушению и вкусила плод с Древа познания добра и зла, а затем уговорила своего мужа Адама съесть его. За это Бог наказал Еву. Наказание за проступок было наложено на весь женский пол. Рождение детей с тех пор происходит в страданиях, а ежемесячные кровотечения являются напоминанием о совершенном грехе.

В Старом Завете содержится предписание, по которому женщинам в некоторых ситуациях запрещается приближаться к храму и входить в него:

  • во время регул;
  • после рождения мальчика – в течение 40 дней;
  • после рождения девочки – в течение 80 дней.

Священнослужители объясняли это тем, что женский пол несет отпечаток грехопадения человека. В период менструации женщина становится грязной, нечистой, поэтому ей не следует осквернять дом Божий. Кроме того, в доме Божием совершается Святейшая Бескровная Жертва - молитва, поэтому любое кровопролитие в его стенах недопустимо.

По Новому Завету

С приходом Иисуса Христа акцент смещается с физиологического на духовное. Если раньше, во времена Старого Завета, человек считался осквернителем из-за физической грязи, то теперь значение имеют только помыслы. Каким бы чистым внешне ни был человек, если у него грязные мысли и намерения, нет веры в душе, все его дела считаются бездуховными. И, наоборот, даже самый грязный и больной верующий может быть чист душой как младенец.

В Новом Завете описана история, которая произошла во время того, как Христос шел к больной дочери архисинагога Иаира. К нему подошла женщина, которая много лет страдала от кровотечений, прикоснулась к краю одежды Иисуса – и тут же истечение крови прекратилось. Почувствовав исшедшую от него силу, Иисус Христос спросил учеников, кто прикоснулся к нему. Женщина призналась, что это была она. Христос же ответил ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Истоки возникновения запрета

Откуда в сознании общества возникла мысль, что женщина в период менструации является нечистой? Такая точка зрения являлась распространенной в древности среди многих народов, которые не понимали, почему у женщины бывает кровотечение, поэтому пытались объяснить это явление всеми возможными способами. Поскольку многие физиологические выделения считались признаком болезни, регулы стали олицетворять телесную грязь.

Языческий период

Во времена язычества в разных племенах отношение к женщине в период кровотечений было практически одинаковым. Как у человека может проливаться кровь, считающаяся признаком ран и болезней, каждый месяц, но при этом он остается жив? Древние народы объясняли это связью с демонами.

Девочки, стоящие на пороге полового созревания, проходили обряд инициации, который напрямую был связан с менархе. После этого они считались взрослыми, их посвящали в женские таинства, они могли вступать в брак и рожать детей.

В некоторых племенах женщин в период кровотечений изгоняли из дома. Они должны были жить в специальной хижине и только после этого, очистившись, могли вернуться домой. В отдаленных уголках планеты подобные обычаи сохранились до сих пор.

Времена Ветхого Завета

Исследователи считают, что период, когда создавался Ветхий Завет, относится к I–II тыс. до нашей эры. Чтобы понять, почему в Библию были внесены запреты по отношению к женскому полу, необходимо обратить внимание на социальное положение женщин в то время.

Женский пол в древнем обществе считался по статусу ниже, чем мужской. Жены и дочери не имели одинаковых с мужьями и сыновьями прав. Они не могли владеть имуществом, вести дела, не обладали правом голоса. Фактически женщина была собственностью мужчины – сначала отца, потом мужа, а затем сына.

Представление о грехопадении человека, виновницей которого стала Ева, объясняло, почему женщина должна занимать низшее положение по сравнению с мужчинами. Другая причина, почему менструации делали женский пол нечистым, скрывается в представлении о болезнях. У древних народов не было знаний о том, что вызывает различные заболевания.

Кровь и гной были опасны, потому что являлись очевидным признаком болезни, которая могла заразить другого человека. Именно поэтому во времена Ветхого Завета в церковь запрещалось входить не только во время менструаций, но и тем, кто имел гнойные раны, болел проказой или прикасался к трупам.

Какие ограничения на посещение святого места существуют в наши дни?

Несмотря на то, что Новый Завет поставил духовную чистоту выше физической, мнение священнослужителей многие века оставалось неизменным. Например, в киевском «Требнике» начала XVII века есть предписание о том, что если женщина с месячными войдет в храм, на нее следует наложить наказание в виде 6-месячного поста и ежедневных 50 поклонов.

В наши дни такого строгого запрета на посещение храмов нет. Женщине можно идти в церковь, молиться, ставить свечки. Если же она беспокоится о возможном осквернении своим присутствием святого места, то может просто постоять в стороне, у входа.

Однако некоторые ограничения по-прежнему остались. Церковь не рекомендует совершать Таинства во время месячных. Причастие, крещение, исповедь и венчание - эти события лучше перенести на другие дни цикла.

Кроме того, прихожанка не должна забывать о других правилах посещения церквей. Женщинам положено входить в храм только с покрытой головой и в юбке. Не допускаются слишком глубокие вырезы и мини-юбки. Однако многие церкви, особенно те, которые находятся в туристических местах, стали относиться к внешнему виду верующих лояльнее. Если женщина почувствует непреодолимое желание зайти внутрь, она может сделать это в брюках и без платка.

Как относятся другие религии к менструации женщины?

В исламе мнение по этому вопросу неоднозначное. Некоторые мусульмане считают, что от посещения мечети лучше воздержаться. Другие же настаивают на том, что от подобных запретов следует отказаться. Мечеть запрещено осквернять телесными выделениями, но если мусульманка использует гигиенические средства (тампоны, прокладки или менструальные чаши), она может войти внутрь.

В индуизме женщинам во время регул заходить в храмы нельзя. В буддизме, в отличие от других религий, запрет на посещение никогда не существовал. Женщина в любое время может войти в дацан.

Мнение священнослужителей

Католические священнослужители считают, что древний запрет на посещение церквей был связан с низким уровнем гигиены в прошлые века. Не имея возможности регулярно мыться и менять белье, женщины часто заражались инфекциями. Во время регул от них неприятно пахло, а капли крови могли стекать на пол церкви. В связи с тем, что сейчас проблема гигиены решена, запрет входить в храм не имеет первоначального смысла.

Мнение православных священников не столь однозначно. Некоторые из них продолжают придерживаться строгих запретов и рекомендуют воздержаться от совершения Таинств, но объясняют это заботой о здоровье прихожанки. Венчание, крещение, исповедь длятся долго, а верующая во время месячных может почувствовать себя плохо, из-за запаха ладана у нее может закружиться голова. Другие же священнослужители уверяют, что женщина сама должна принять решение. Если она чувствует необходимость посетить церковь, ей не стоит ограничивать это желание.

    Январь 12, 2019 1:34

    Все еще проще. Это пережитки прошлого. С тех пор как белья женщины не носили. Я б тож не пустила толпу жещин с месячными без трусов в храм. Кровь не отмоешь на раз -два. А причастие в обычные месячные – это гордыня. А когда кровотечение -это болезнь, а не месячные. Но батюшке надо обязательно говорить.

    Ноябрь 19, 2018 6:11

    Не торопитесь защищать Церковь(Земная и Небесная), она сама кого угодно защитит, если надо. Защищайте слабых, приютите бездомных.
    Вы имеете право на свободу мысли. Если бы не моя любовь к Создателю Земли враждебность прихожан и суетливость,(когда всегда не до тебя) священников выгнали бы меня из Храма. Повеление Церкви без понимания принятия не вызовет, нужно популярно объяснить почему такое повеление.
    Разве Мать не учит свое дитя принимать правильные решения самостоятельно?
    Самостоятельное дитя, добрые дела совершающее-главная задача любой матери.
    Уважение к свободе заложено самим Всевышним. Откуда столько враждебности среди прихожан? Как верить в Церковь, если свобода мыслить и ошибаться вызывает желание задавить любое инакомыслие. На ошибках учатся.
    Если интересно, прочитайте почему у меня не получается держать полный пост во время месячных. Полный пост дает понять полноту Таинств, попробуйте сами и пусть ваш мысленный взор направленный на Небеса ничего не отвлекает.

    Ноябрь 19, 2018 5:26

    Светлые, любимые, матери, дочери Вас любят и берегут, не пытаются обидеть.
    Создатель дал нам указания поститься при таинствах и не один день.
    Очевидно, при создании нашего организма, предусмотрено, что пост помогает молитве достичь адресата и результата- Благодати.
    Полный пост без воды и еды очень трудно держать в эти дни цикла, а без поста таинство возможно уже не совсем такое для Вас, как при полном посте.
    Мужчины идут вперед, так как вполне могут разглядывать женщин-такова их природа и никто не знает может им трудно не думать о Вашей красоте.
    Мужчины более агрессивные, вспыльчивые и властолюбивые, поэтому именно женщина дается мужчине в помощь, а не наоборот.
    Вспомните о премудрой обезьяне которая не видит, не слышит и не говорит ничего плохого.
    Светлая женщина способна осветить не только себя, но всех на кого обратит свои благословения. Всевышний скорее услышит ваши молитвы, чем мужские, ибо Ваша природа-Любовь, а мужская-сила и им нужно доказывать, что они достойны в отличии от женщин, которым достаточно только любить.

    Ноябрь 19, 2018 4:57

    Возможно Вам пригодится мой опыт.
    Данный запрет из любви и понимания к женщинам, а не наоборот.
    Поклонение и чистота, сосредоточенность на Небесном, приводит к отказу от земного, от воды от еды, когда ты и Душой и телом посвящаешь себя поклонению.
    Легко воздерживаюсь от употребления мяса вообще, кроме одного двух дней месяца, что связано с репродуктивной функцией организма. Причем я не просто хочу мяса, организм начинает показывать мне значение слова Алкать(настойчиво требовать). Я стараюсь, но воображение играет, пусть секунду другую, но факт есть факт. Возможно отсутствие у меня возможности с чистым сердцем и разумом обращаться и быть услышанной с Поклонением решает данный вопрос сам собой.

    Октябрь 14, 2018 13:00

    Наш священник (довольно известный автор книг и уважаемый) говорит, что прикладываться к иконам можно, в храм ходить можно. Даже не ругает за брюки и отсутствие платка и наоборот, удерживает слишком ретивых бабушек. Так как человек пришел в храм. Возможно, он недавно только пришел к Богу и, если его сразу ругать начнут- могу отвратить от истинной веры, что также является грехом. А девушка, увидев, как все вокруг ходят- тоже наденет юбку и платок. Конечно, при условии, что зашедший в храм ведет себя уважительно.

    Сентябрь 15, 2018 20:26

    В древности темным и невежественным людям месячные у женщин казались сверхъестественными, ужасными, и доказывающими, что женщины низкие и мерзкие существа. И даже слово-то какое выдумали – “нечистая”, прямо как Сатана.
    Печально, что и в наше время церковь официально признала женщин кем-то вроде исчадий дьявола, нечистыми, недостойными входить в храм, по крайней мере, изрядную часть своей жизни.
    Что ж, хорошо. Тогда зачем вообще ходить в церковь?

    Сентябрь 10, 2018 11:20

    Подозреваю, что все, кто считают женщину нечистой в эти дни не могут смотреть на неё без похоти. Поэтому и отношение такое.
    Никогда не нарушала Церковных постановлений, не бодалась за равноправие женщин, но часто бывает обидно за Православие. То есть вся история спасения человечества, проповедь, распятие и воскресение Христово – все свелось к женской начистоте и мужчины первыми к причастию.

    Август 11, 2018 20:20

    Спасибо всем. Даже понятен ответ,но спрошу все-таки: а детям, девочкам 11-14 лет, тоже не следует идти к причастию в эти дни?

    Май 29, 2018 12:44

    Если” морж” зимой столкнёт вас в прорубь а потом вытащит и скажет,а я поступаю так как хотел бы чтобы и вы со мной поступили.про боксёров и других говорить страшно….А если хоть одна молитва “отче наш …” (если она искренняя)- и сбудется..Вы правда хотите чтобы бог прощал вам грехи Как и вы прощаете?….жуёте уже сами не знаете что.каноны перелистываете..У вас дом горит.. а вы бумаги перелистываете и выесняете в каком году он построен…

    Май 10, 2018 1:56

    Традиция связана с ветхим законом, который адекватно, да собственно, вообще никак, не пытается даже объяснить, как кровь при месячных может попасть в чашу и осквернить ее, наличие физиологических выделений как крови, насморка и т.д, не может быть нечистым – как говорил Христос, “нет в вас ничего нечистого”, если вам конечно он авторитет, ну или если нужны “старцы” которые для некоторых важнее – например Афанасий Вел. Оскверняет только грех, месячные никак не связаны с наличием или отсутствием греха. Заходя в храм снимайте шляпу, а не голову

    Май 8, 2018 19:42

    Пока увидела только один адекватный комментарий: “Если я готовлюсь к причастию, но чувствую, что должно начаться “это”, то я отложу на недельку”.
    Несогласные постницы и “смиренницы”! Что вам мешает сделать тоже самое? Вы тоже задыхаетесь без причастия, как написавшая здесь болящая, кровоточащая? Вы тоже приступаете к чаше каждую неделю? но не стало ли для вас это пустым ритуалом, если вы даже не можете выполнить простое послушание? В чем здесь проблема?
    Я тоже регент с многолетним стажем, и тоже приходится петь в эти дни, не то что просто в храме находиться. А это очень трудно. Но приступать к чаше в “больные дни” даже в голову не приходило. А тем более отстаивать такое право.

    Апрель 2, 2018 0:20

    Всё сводится либо к послушанию, либо к мнению.Если мы православные христиане, то путь послушания очевиден.Если выберем путь мнения – себе навредим.Полагаю, что и мужчине, имевшему ночное истечение накануне причастия подходить к Чаше нельзя.

    Январь 13, 2018 1:05

    Я регент с многолетним стажем. И много раз самые большие, тяжёлые, праздничные службы пела в этом состоянии. Ни один батюшка никогда не отправил меня домой отдыхать во время таких служб, хотя надо бы было. В таком состоянии женщине опасно петь, это не здорово для связок, может произойти кровоизлияние в мозг, плюс очень большая психологическая и физическая нагрузка в эти дни, и в голосе “петухи”. Остаёшься без Причастия в праздник и в попраздненство, при активном участии в Богослужениях. Я отдаю Господу все, служу по совести. Неужели, Господь Христос хочет лишить меня Своей трапезы в эти дни. Он как лицемер говорит мне: Я тобой гнушаюсь, служи мне, но будь голодной!? Нет, Он не такой. Абсурдно думать, что Он припомнит мне съеденный кусок колбасы в пост или Причастие в женской нечистоте. А вот если сердце мое не готово покаянно принять Господа, то за это я и буду отвечать. Я ещё не причащалась в этом состоянии, но теперь с возрастом появились проблемы со здоровьем и в женской сфере. И когда дни очищения продолжаются 3 недели и могут возобновиться через три дня или по возвращении из магазина с сумками; то мне, кажется, лучше сделать выбор в сторону Причастия в проблемные дни. К иконам, к помазанию, под благословение я подхожу в эти дни, пью святую воду, ем просфоры, прикасаюсь к Крещенской воде, от этого она ещё ни разу не испортилась, как утверждают некоторые батюшки. А если испортилась, то знайте – это моя вина. Мой голос тоже звучит в храме в эти дни, “оскверняя” всех уже много лет. И все это я делаю, изучив спорную литературу по этому вопросу, опираясь на высказывания хороших священников, тех, которые моляться, радеют за церковь. Я не самовольно так решила. Уже более 20 лет при храме. Без Причастия погибаю, а Причастие даёт силы духовные, и физические восстанавливает.

    Декабрь 9, 2017 8:32

    В интернете разные источники дают противоречивую информацию об этом, а также и священники. Но я думаю что если священник сказал что можно причащаться во время месячных, то значит можно. Я не выбираю дни, я причащаюсь регулярно вне зависимости от дня цикла. За исключением только если плохое самочувствие. К причастию всегда готовлюсь. Может и нельзя тем, кто не любит мыться, а если подмоешься и прокладочку чистую подложишь, то почему нельзя? И я еще согласна с отзывом выше, что кровопролитие в храме не допустимо, но если не капать кровью на пол, то можно. А если месячные у свечнецы, или у певчей, то они не должны в эти дни не ходить на работу в церковь?

    Август 18, 2017 21:09

    Я живу в Латинской Америке и езжу причащаться в другой город и раз в два -три месяца, только когда туда приезжает православный священник и служит там в нашей общине Литургию. В течение полугода в этом году я не могла причаститься по причине совпадения моих месячных с днём богослужения. В результате я впала в уныние. Должна ли я следовать установлениям архиерейского совещания, если это подвергает опасности моё душевное состояние?

    Август 13, 2017 9:39

    Это абсолютно правильное и объяснимое требование. Молиться в церкви и приступать к святыням, когда из тебя льет как из ведра, болит живот и просто сил нет – это кощунство. Однажды в таком состоянии я попыталась зажечь и поставить свечу: она загорелась с третьего раза. Я поняла, что наше я и личные амбиции Богу не нужны. Сказано “нет”, значит “нет”.

    Июнь 21, 2017 2:54

    Читаю комментарии и диву даюсь, до какого идиотизма может довести гордыня. Помилуйте, люди, если вам Архиерейское собрание не указ, святитель И. Брянчанинов не авторитет церкви, то, что вы тут делаете, в православном СМИ? Был задан конкретный вопрос священнику, он на него, достаточно, полно ответил, чего же вам ещё? Да, что батюшка, кто он такой, если вы начинаете спорить со святым человеком, в добродетели и богословских знаниях, которого, до вас, никто не сомневался. Почитайте, любезные, работу Брянчанинова о прелести, точнее, об умственной прелести, которую он называет «мнением», может быть тогда у вас что-то «прояснится». Одно радует, что, для большинства, вопрос о месячных и яйца выеденного не стоит и, слава Богу! Однако приходится констатировать, что, по выражению А. Битова, «либералитет с ложными лозунгами» пытается навязать «свою свободу» и членам РПЦ, хотя, впрочем, я явно сгущаю краски…

  • Июнь 3, 2017 11:51

    Обыкновенные биологические процессы в обычном организме. В смысле-нельзя?! Какие кровопролития?! Дикарство. Я этого не понимаю

    Апрель 12, 2017 9:50

    Всех приветствую, удивительно, насколько изощренно наши женщины умеют спорить! Ну если вы уверены, что во время месячных можно причащаться – идите, причащайтесь. И не говорите священнику. Если вашей душе так будет легче. Но неужели это настолько принципиально для вас, что вы не можете смириться ни с мнением отцов церкви, ни с естественным законом? Женщина спасается рождением, а месячные – как раз подготовка к рождению. Многие девушки себя неважно чувствуют в эти дни и им нужно больше отдыхать. Никаких противоречий. Желаю всем внутреннего мира и счастья!

    Апрель 8, 2017 17:37

    на всех сайтах спорят,но каждый останется при своём мнении

    Март 29, 2017 13:23

    – “… Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения …”, – вот эта “общепринятая практика” и называется суеверием! Ибо давно известно: – “Что естественно – то не безобразно”!

    И потом, не лицемерие ли это, называть “бескровной жертвой” распятие Христа? Не лицемерие ли это – отрекаться от Слова Христа: – “… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою КРОВЬ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…”, – представляя Его жертву БЕСкровной!?

    Вот исторический прецедент: – “… что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так …”, – то есть – человеческие учение отличаются от Божиих установлений!

    Есть только одно место в Священном Писании, где человеку дается ограничение накануне общения с Богом: – “… И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ; НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ЖЕНАМ. На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы…”, – которое можно соотнести с Причастием!

    Нигде более Бог не запретил “кровоточивой” приближаться к Нему и принимать Святые Дары! Это люди … сами … захотели быть святее Святого! Тенью папы римского! СВЯТЕЙШИМИ! Вот и умничают! Ведь в этот момент из женщины не скверна выходит, но плод жизни обновляется!

    О крови же никогда нигде не говорилось, как о скверне, наоборот: – ” … душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает…”, – сие опять же Божие установление! И кто от Слова Его “нос воротит”, тот Божий ли!?

    Март 28, 2017 14:59

    на Тайной Вечери вообще никаких женщин не присутствовало, насколько мне известно из Евангельского повествования канонического, а из мужчин – только 12 избранных учеников, на то она и Тайная. Насчет женщин в т.н. “нечистоте”, то в Евангелии есть прекрасный пример с кровоточивой, когда женщина в таком состоянии дерзнула коснуться Господа, чтобы исцелиться. В то время за такое побивали камнями. А господь сказал: “Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя”. Но: Он потребовал объявиться и объяснить причину, по которой женщина такое сотворила – многолетняя болезнь, поставившая человека на грань отчаяния, когда уже ничто не помогало. Ибо милосердие превыше всего всегда у Господа. Однако, если бы женщина не страдала нестерпимо, а была бы в “естественном” для созревшего женского организма состоянии очищения, не думаю, что она бы решилась на такое действие. На самом деле то, что мы считаем “естественным” вовсе не естественно – это следствие грехопадения, когда природа человека изменилась в сторону животную. Так же как не естественно для человека состояние детства и старости (об этом я читала у св. Даниила Сысоева в книге про Иова многострадального, и эта мысль, что состояние детства не естественно меня поразила). Думаю, есть еще мистический смысл в крови. Но такие глубины, может нам и не полезно пока знать, раз они не раскрыты, а сохранились только вот в таком запрете. Тут надо понимать и сохранять грань, чтобыблагоговение с одной стороны не перешло в костную традицию, смысл которой никто не понимает, а с другой стороны не перешло во вседозволенность. Не все пока мы можем понять нашим разумом, он ограничен, это только гуманисты считали, что человеческим разумом можно все объяснить без Бога.

    Март 28, 2017 13:50

    Екатерина и еще некоторые участницы этой дискуссии. Вы в своем пафосе показываете, насколько утратили (или вовсе никогда не имели) чувство смирения. Женщина и мужчина – оба творения Божии и оба могут быть в нечистоте, так что нельзя причащаться. Зачем же искушать Бога, приходя к Причастию именно в дни очищения месячного? Могли бы вы представить, чтобы за Тайной Вечерей со Христом возлежали женщины, да еще и в дни менструаций? Как-то это выглядит неопрятно… Поэтому не бравируйте своей природой, дщери Евины, имейте смиренномудрие и благоговение. И раз уж вас допускают до Тайной Вечери Господней, то старайтесь приступать к Трапезе Господней в душевной и телесной чистоте, да получите венцы праведных!

    Март 20, 2017 8:39

    Лично из своего опыта.,мне совесть не позволяет (особенно в первые дни).бывало что исповедь а на причащение пришли,куда деваться. Все женщины разному чувствуют себя в эти дни.для меня лучше переждать,на душе как то не чисто.

    Март 16, 2017 10:38

    Когда-то родители заехали в святое место. Были молодые, оба в спортивных костюмах, мама – без платка. Отец пошёл в храм, а мать осталась ждать: решила, так не пустят. Ее увидел старый батюшка и сказал, чтобы заходила в храм, если хочет, а объяснил так: человек приходит к Богу, а для него значения не имеет, в брюках вы, в юбках и т.д. Думаю, эти слова к вопросу, поднятому выше, отнести можно.

    Март 4, 2017 9:00

    Бог нас создал такими. Бог любит нас такими, какими создал.
    Не может быть такого, чтобы из-за естественного процесса (созданного самим Богом), нам отказывали в посещении церкви.
    Простите меня, если кого обидела, но считаю подобные заявления пережитком прошлого. Когда женщин красивых сжигали на костре, когда умных людей казнили за их ум.

    Февраль 9, 2017 8:01

    Вот в церковь ходить в эти дни нельзя, надо сделать так, что и на работу в эти дни не выходить, дома не убирать, не готовить, ни до чего не прикасаться в эти дни! И всё это законно пусть будет так!

    Декабрь 19, 2016 23:57

    Вообще, все церковные правила и установления Церкви даны для того, чтобы их выполнять, и грех им противостоять. Однако, современный человек по своей гордыне, которая является повсеместной, как у язычников, так и у новоначальных христиан, хочет везде применить свою мирскую логику. Но в Церкви данный подход недопустим. Здесь необходима вера и смирение. Если Бог попускает вышеперечисленные случаи для женщин (в комментариях), то для их проверки и смирения.Бог милостив и подаст свою благодать, но всему свое время. Для редко причащающихся женщин действительно реально подстраиваться под свою природу. Для тех же, кто привык и имеет насущную необходимость частого участия в Таинствах, это действительно время для проверки своего смирения и верности Богу. Но так как смирения мало, то часто это ведет, к сожалению, к нарушению постоянного Богообщения и времени богооставленности. Но, если Бог попустил сохранить именно эту ветхозаветную традицию в современной Русской Православной Церкви, значит в этом есть и Божественный Промысел. Поэтому не стоит роптать, а стоит учиться терпению и смирению. Пишу это не как поучение, а как мои размышления на эту тему.

Идут века, меняются поколения, а вопрос, можно ли женщинам посещать церковь во время месячных, остается без ответа. Споры и дебаты по этому поводу не утихают между священнослужителями, людьми глубоко верующими и особами, не искушенными в религиозных тонкостях. Одни, ссылаясь на Ветхий Завет, считают, что женщинам с месячными категорически нельзя даже заходить в храм Божий, другие накладывают табу на участие в таинствах, а третьи не видят ничего греховного в посещении церкви девушками во время менструации. Впрочем, аргументы каждой из сторон весьма убедительны, но давайте вместе пофилософствуем на тему: можно ли в церковь с месячными?

Можно ли посещать церковь во время месячных: причины запрета

Несмотря на то, что разногласия по поводу правильности данного запрета существуют уже давно, русские православные девушки чтили традиции, и в критические дни в церковь не ходили. Между тем, еще в 365 году Святой Афанасий выступил против такого правила. По его словам, женщина в дни естественного обновления организма не может считаться «нечистой», поскольку этот процесс не подвластен ее контролю и был предусмотрен Господом, из чего напрашивается вывод, что будучи «чистой» помыслами, женщина может в любой день менструального цикла посещать храм.

Но давайте коснемся первопричины данного запрета, и все же выясним, почему вопрос, можно ли идти в церковь во время месячных, до сих пор не имеет однозначного ответа.

Итак, многие служители церкви мотивируют отказ менструирующим женщинам в посещении храма, предписаниями Ветхого Завета. Согласно последнему существует ряд ограничений, когда человек не может заходить в церковь. К ним относятся некоторые болезни и истечение из половых органов, в частности женские кровотечения различной этиологии ( месячные и ). По неопределенным причинам такие физические состояния считались грехом, соответственно женщина с менструацией -греховной или физически «нечистой». А что самое интересное и немного абсурдное, это убеждение, что такая «нечистота» передается через прикосновение, то есть, если женщина с месячными зайдет в храм и прикоснется к святыням, тем самым она осквернит их и людей, к которым случайно дотронется.

Однако, существует и другая версия возникновения запрета, согласно которой данная проблема уходит корнями во времена язычества. Как стало известно ученым, язычники боялись кровотечений, поскольку были убеждены, что кровь привлекает демонов, соответственно в храме менструирующей женщине было не место.

Скептики и прагматики и вовсе списывают данный запрет на отсутствие средств гигиены в древние времена. Естественно, что пачкать полы в церкви кровью недопустимо, и это не обсуждается. Но за неимением прокладок, тампонов и нижнего белья «оставаться незамеченными» нашим прародительницам не удавалось, отсюда и такие вынужденные меры.

Можно ли идти в церковь во время месячных: новый взгляд на старую проблему

По-новому взглянуть на запрет многих священнослужителей «заставил» Новый завет, в котором понятие греховности отожествляется с плохими намерениями и помыслами. Что касается физиологических естественных процессов, как, например, менструация, то согласно предписаниям, грехом они не являются и не должны отлучать человека от Господа.

В наши дни практически каждый священник вам скажет, что заходить в церковь с месячными можно. Конечно, некоторые из них, в знак уважения и почтения былых традиций, посоветуют воздержаться от участия в таинствах церкви. В целом же современная женщина может удовлетворить свою духовную потребность, причаститься или исповедаться в любой день менструального цикла. Главное условие для посещения храма Божьего – это чистые помыслы и благие намерения, в то время как физическое состояние в этом случае не имеет значения.

Впрочем, после всего сказанного, решать, можно ли идти в церковь во время месячных или подождать, когда они закончатся, каждая женщина должна самостоятельно, руководствуясь внутренними ощущениями, учитывая обстоятельства и следуя советам священника.



Что еще почитать