Муж светланы дружининой. Трагедия семьи светланы дружининой. Звания и награды

Артистка цирка, балерина, телеведущая, актриса - кем только не побывала за свою долгую жизнь Светлана Сергеевна Дружинина. Биография звезды показывает, как долго она искала свое настоящее призвание, пока не нашла его. Именно как режиссер, снявший «Гардемарины, вперед!» и «Тайны дворцовых переворотов», эта талантливая женщина наиболее известна публике. Что же можно о ней рассказать?

Светлана Сергеевна Дружинина: биография звезды

Будущая знаменитость родилась в Москве, произошло это в декабре 1935 года. Марьина Роща - место, где провела свои первые годы жизни Светлана Сергеевна Дружинина. Биография дамы-режиссера свидетельствует, что она происходит из простой семьи. Отец девочки трудился шофером, мать была воспитательницей.

Детство Светланы нельзя назвать абсолютно счастливым, так как ей было не более шести лет, когда семья лишилась отца. Мужчина погиб в битве под Смоленском во время ВОВ. Мать девочка видела редко, так как та была вынуждена много работать, чтобы прокормить дочь. Однако о первых годах жизни у Дружининой остались светлые воспоминания, она с удовольствием рассказывает в интервью о том, как играла в «казаков-разбойников» со своими многочисленными друзьями.

Цирк, балет

Артистка цирка - первая профессия, в которой попыталась достичь успеха Светлана Сергеевна Дружинина. Биография звезды говорит о том, что ей едва исполнилось одиннадцать, когда она случайно узнала о наборе детей в цирковое училище. Светлане легко давались занятия, она даже получила собственный номер, выступая как «девочка-каучук». Однако вскоре мать запретила дочери выступать, так как опасалась того, что она захочет отправиться на гастроли вместе с труппой. Известно, что она даже запирала ребенка дома, чтобы девочка не сбежала.

Балет - следующее хобби, которое приобрела Светлана Сергеевна Дружинина. Биография знаменитости утверждает, что она заинтересовалась им после встречи с внучкой знаменитой Света стала учащейся хореографического училища, которое работало при Театре имени Станиславского. Некоторое время она всерьез собиралась стать балериной, учителя постоянно хвалили талантливую и целеустремленную девочку. К сожалению, ее планам не суждено было сбыться из-за травмы руки.

Телевидение, дебют в кино

Биография Дружининой Светланы Сергеевны свидетельствует о том, что этой удивительной женщине довелось побывать и ведущей КВН. Этот опыт звезда считает отличной школой, именно благодаря прямым эфирам она избавилась от страха перед камерой. Однако ведущей она пробыла недолго, так как привлекла к себе интерес режиссера Самсонова. Мэтр решил, что девушка превосходно подходит на роль Сони Божко - героини его новой картины «За витриной универмага». Легенда гласит, что на кастинге Дружинина станцевала испанский танец.

Ее первый персонаж - очаровательная продавщица, сотрудница огромного универмага. В юную красавицу влюбляется лейтенант милиции. Отношения влюбленных оказываются непростыми, у них постоянно находятся причины для ссор. Конечно же, история заканчивается хорошо, как и большинство романтических драм того времени. Светлане понравилось работать на съемочной площадке, она даже поступила во ВГИК, желая узнать все тайны актерской профессии. Известно, что ее однокурсником был знаменитый Леонид Куравлев.

Звездные роли

«Дело было в Пенькове» - название следующей картины, в которой снялась Дружинина Светлана Сергеевна. Фильмография звезды обзавелась этой лентой в 1958 году. Начинающей актрисе досталась роль дочери председателя - деревенской девушки Ларисы, которая неожиданно для себя становится участницей любовного треугольника. Мужа героини пытается увести из семьи приезжая красавица Тоня, в результате чего Лариса принимает решение извести коварную разлучницу.

«Девчата» - еще одна картина, в которой Дружинина сыграла запоминающуюся роль. В этой комедии она воплотила образ Анфисы, ее героиня стала любимицей тысяч зрителей. Анфиса производит впечатление уверенной в себе красавицы, окружена поклонниками. Однако ближе к концу фильма зрители узнают, что она на самом деле страдает от одиночества, так и не дождавшись настоящей любви.

Наиболее активно Светлана снималась в кино в период с 1955 по 1965 год, сыграла множество ролей. Среди фильмов с ее участием можно вспомнить такие ленты, как «Любимая», «Где-то есть сын», «Орлиный остов», «Зеленый огонек».

Возвращение во ВГИК

Дружинина Светлана Сергеевна, фото которой можно увидеть в этой статье, своим решением переквалифицироваться из актрисы в режиссера удивила всех друзей и родственников. Для поступления на соответствующий звезде потребовались печатные работы. В результате она стала публиковать в журналах собственные рассказы, один из которых даже удостоился почетной премии и одобрительного отзыва Шкловского.

Режиссерский факультет Светлана окончила в 1969 году. Ее дипломной работой стала короткометражка «Зинка», повествующая о злоключениях киномеханика Василия, неожиданно встретившего свою первую любовь.

«Исполнение желаний»

Дебют Дружининой в качестве режиссера состоялся в 1974 году. Именно тогда она представила на суд общественности свою первую ленту, получившую название «Исполнение желаний». Сюжет драмы был позаимствован из знаменитого произведения Каверина.

Легенда гласит, что писатель в течение длительного времени отказывался от того, чтобы фильм по его картине снимала женщина, не имеющая режиссерского опыта. Однако личная встреча со Светланой развеяла его сомнения, он даже попытался ее уговорить исполнить главную роль. Но Дружинина предпочла поручить эту задачу Любопытно, что она и после этого отказывалась сниматься в своих картинах, не желая совмещать две роли.

Первые работы

Светлана Сергеевна Дружинина - режиссер, уже в 1976 году обрадовавшая поклонников новым произведением. Это была музыкальная драма «Солнце, снова солнце!», сюжет которой взят из повести «Свадьба», написанной Холендро. Действие разворачивается в небольшом рыбачьем поселке на побережье Азовского моря. Главный герой - юный Сашка, пытающийся завоевать девушку своей мечты, получив звание лучшего рыбака. Ради достижения своей цели парень идет на хитрость, о чем ему в будущем приходится пожалеть.

«Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка» - картины Дружининой стали выходить одна за другой. Особое впечатление на публику произвела «Принцесса цирка», главную роль в этой драме сыграла Наталья Белохвостикова. При просмотре этой ленты чувствуется любовь к цирку, которую Светлана приобрела еще в раннем детстве.

«Гардемарины, вперед!»

Едва ли найдется зритель, который никогда не слышал о главном достижении Дружининой как режиссера. Приключенческая драма «Гардемарины, вперед!» сделала суперзвездами не только тех, кто в ней снялся. Именно тогда по-настоящему узнала вкус славы Дружинина Светлана Сергеевна. Биография, семья, личная жизнь женщины оказались под пристальным вниманием прессы, однако она уже к тому времени привыкла к роли публичной личности.

Сумасшедшая популярность первой части привела к тому, что были сняты вторая и третья. В 2017 году зрители смогут увидеть и четвертую, в которой рассматриваются события 1787 года. Известно, что на съемочной площадке вновь соберутся такие звезды, как Харатьян, Боярский, Домогаров, Орбакайте, Пресняков.

«Тайны дворцовых переворотов»

Нельзя не отметить и другое масштабное достижение Светланы, которым стал многосерийный проект «Тайны дворцовых переворотов». Ознакомиться с ним непременно должны все люди, которые интересуются русской историей, так как сюжет основан на реальных событиях. В центре внимания находятся женщины-императрицы, которые после кончины Петра Первого одна за другой восходили на престол. Известно, что историко-приключенческая эпопея задумана как 12-серийная, в настоящий момент зрители смогут посмотреть уже восемь фильмов.

Жизнь за кадром

Не только как режиссер состоялась Дружинина Светлана Сергеевна, биография, дети которой неизменно привлекают внимание поклонников и прессы. Известно, что актриса вышла замуж по любви, своего супруга Анатолия Мукасея встретила во время учебы во ВГИКе. У супругов родилось двое детей, однако несчастный случай, имевший место в 1978 году, забрал жизнь старшего сына. Пережить утрату Светлане помогла поддержка мужа и необходимость заботиться об осиротевшем внуке Данииле, которого фактически усыновили бабушка с дедушкой.

Михаил, младший сын Светланы, также решил связать свою жизнь с миром кино, пойдя по родительским стопам. Мужчина состоялся в качестве кинооператора и продюсера.

За витриной универмага (1955)

Родилась Светлана в Москве, детство провела в Марьиной Роще. Ее мама работала воспитателем в детском саду, а отец был сыном священника, после расстрела которого работал шофером. Его Светлана Сергеевна помнит плохо — ей было пять, когда папа ушел на войну и погиб там под Смоленском.

Из своего детства Светлана вспоминает яркий эпизод — как в войну всех дворовых мальчишек и девчонок остригли наголо — от вшей. Около дома было целых три кладбища, по которым детвора и бегала — играла в «Казаки-разбойники». Жуткая картина из жизни тыла в военное время — лысые, голодные дети, играющие на кладбище, запомнилась Дружининой навсегда.

После войны жизнь стала налаживаться, Светлана в раннем возрасте начала выбирать себе профессию. В 11 лет попала в цирк и даже официально числилась там на должности «каучуковой девочки». Потом труппа отправилась на гастроли, куда засобиралась и маленькая Дружинина. Маме пришлось запирать дочь, которая уже тогда проявляла характер — чтобы не рванула, вместо школы с цирком по стране.

Пробы

Дело было в Пенькове (1957)

Чуть позже из пионерского лагеря Светлана привезла новое увлечение — балетом. На отдыхе она познакомилась с внучкой самой Айседоры Дункан, которая посещала балетную школу и по-настоящему заражала подружек любовью к этому искусству.

У Дружининой получилось поступить в балетную школу, где педагоги прочили ей большое будущее. И кто знает, может в списке великих русских балерин появилась бы и фамилия Светланы, если бы не серьезная травма руки, полученная девочкой на репетиции. Классическое хореографическое образование она все же получила, но стать балериной из-за травмы уже не смогла.


Девчата (1961)

Пока заживала рука, талантливую девушку с балетной выправкой и привлекательной внешностью позвали вести только стартовавший в стране КВН. Именно там ее заприметил режиссер Самсон Самсонов, который искал актрису для «Девушки за витриной универмага». Это был дебют Дружининой в кино, в работе над которым она заинтересовалась профессией актрисы, и решила поступать во ВГИК.

Когда Светлана Сергеевна оканчивала главный театральный вуз страны, в ее резюме уже числилось пять кинофильмов. Роли в «Дело было в Пенькове» и «Девчатах» принесли ей всесоюзную известность. Звали на новые проекты и, казалось, как актриса она состоялась и будет развиваться дальше. Но в конце 60-х Дружинина решила для себя твердо: она хочет быть режиссером.

Судьба


Фото: Василий Малышев/РИА Новости, Дмитрий Кощеев/ РИА Новости

Вся киношная общественность была в шоке: актриса, слава которой только начала набирать обороты, снова пошла учиться, поставив себе задачу стать режиссером. Именно во время обучения она встретит своего любимого — Анатолия Мукасея. У него для статной красавицы будет история: в 17 лет, впервые увидев Светлану в ее дебютной киноленте, он пошутил, что именно вот эта девушка станет его женой. Пошутил и забыл. Пока, учась во ВГИКе не встретил в «Девушку за витриной универмага» в спортзале!

Они были капитанами волейбольных команд. Она — женской, он — мужской. Когда начинался роман между этими студентами, их так и звали — два капитана. Мукасею пришлось в буквальном смысле бомбардировать красавицу мячом, чтобы обратить на себя ее внимание.

Когда отношения стали в высшей степени серьезными и пришло время знакомств с родителями, вдруг выяснилось, что Мукасей — сын настоящих разведчиков. Они работали под прикрытием в США, и в Москве бывали редко. На смотринах будущих свекров пришлось подождать — они были на Лубянке. Зато встреча прошла очень тепло. Позднее именно папа Мукасея предложит им пожениться, а после свадьбы выяснится: теперь Дружинина невыездная. Ее ни разу не выпустят из страны — даже на кинофестивали.

Сыновья


Гардемарины, вперед! (1988) режиссер Светлана Дружинина

В семье Мукасеев-Дружининых родятся два мальчика. Первого назовут в честь отца, Анатолием. Неоднозначный, взбалмошный, невероятно талантливый художник, он разобьет много сердец, прежде чем остепенится — женится на синхронистке Ирине Муравьевой. Скоро у Мукасеев появится внук Даня, который, из-за загруженности родителей все детство проведет у бабушки с дедушкой.

Эксцентричный Мукасей-младший будет много раз пытаться исправить свой взбалмошный, эгоистичный характер. Даже совершит паломничество, а вернувшись, признает себя психически нездоровым и напишет в прощальной записке жене, что не хочет, чтобы сын видел и запомнил его таким. Разные источники называют причиной смерти Анатолия Мукасея-младшего разные трагедии. По одной из версий — он выпрыгнул с 12 этажа.

РИА Новости Через непродолжительное время скончалась и его супруга — при неизвестных обстоятельствах. Таким образом маленький Даня воспитывался звездными бабушкой и дедушкой. Став взрослым, он занялся компьютерным монтажом фильмов.

Второй сын, Михаил пошел по стопам отца, окончив ВГИК и став оператором. Он дважды был неудачно женат, и от обоих браков подрастают дети. Но несколько лет назад он познакомил семью со своей невестой — знаменитой волейболисткой Екатериной Гамовой. Родители выбор одобрили, и молодые люди сыграли свадьбу. Теперь Михаил и Катя счастливы в браке и подумывают о наследниках.

Будущее


Фото: Persona Stars, Георгий Тер-Ованесов/РИА Новости

Как режиссер Светлана Дружинина сняла около 20 кинофильмов, но главным ее детищем, рейтинги которого долгие годы не мог перебить ни один проект, стали фильмы о гардемаринах. После них Светлана взялась за длинную костюмированную сагу — «Тайны дворцовых переворотов» и на сегодняшний день сняла уже девять серий из задуманных 25.

В следующем году планируется выход нового проекта Дружининой, который обещает быть резонансным. Сегодня Дружинина задействована на съемках кинофильма «Гардемарины IV».

Девчата (1961)


За витриной универмага (1955)

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Дружининой Светланы Сергеевны

Родилась 16.12.1935, г. Москва.

Детство

Светлана Дружинина была девочкой из простой семьи, жившей в Москве, в Марьиной Роще. Мама Мызникова Анна Даниловна (1910-1990), донская казачка, работала воспитательницей в детском саду, папа Дружинин Сергей Иванович, сын священника, - шофером (погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском). Актриса так вспоминает о своем детстве: „Жили мы в коммуналке, возле нашего дома были три кладбища, на них мы и играли в "казаков-разбойников". Чтобы мы не завшивели, брили нас наголо. И носились мы, абсолютно лысые мальчишки и девчонки, стаями по этим кладбищам.»

Цирк зажигает огни

Как и большинство ее сверстников, чьи отцы погибли на войне, а матери работали до поздней ночи, она рано стала самостоятельной. Свете шел одиннадцатый год, когда, оказавшись однажды возле цирка на Цветном бульваре, она прочитала объявление, приглашавшее мальчиков и девочек ее возраста в цирковое училище. Это небольшое, написанное от руки объявление открыло ей дверь в волшебный мир цирка, в котором она не была ни разу - билеты стоили очень дорого. Получив мамино "добро" в обмен на обещание, что занятия в цирке не помешают учебе в школе, Света отправилась на просмотр... И поступила.

Светлана год успешно занималась в группе цирковых акробатов и значилась в программе как "девочка-каучук", а ее партнером по арене был "гуттаперчевый мальчик". "А потом у цирка начались гастроли, которые, бесспорно, помешали бы моей учебе, - вспоминала впоследствии Светлана Сергеевна. - Мне очень не хотелось расставаться с цирком, но моя мама решила иначе. Опасаясь, что я убегу из дома, чтобы уехать с труппой, она, уходя на работу, запирала меня на ключ. "Домашний арест" продолжался несколько дней, пока мама не убедилась, что я никуда не убегу".

Балет

Летом в пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой балерины Айседоры Дункан, которая занималась в хореографическом училище при Большом театре. И вернувшись с отдыха в Москву, Дружинина сразу же пошла поступать в это училище и узнала, что... набор уже закончен. Однако Светлана уже тогда не привыкла сдаваться: она поступила в хореографическое училище при Театре имени К.С. Станиславского и Немировича - Данченко, занималась там. И начались нелегкие будни “балетной девочки”, в которой воспитывался характер. Была мечта – стать балериной, и Светлана перебарывала все трудности. “Атаманшу из Марьиной Рощи”, как прозвала ее местная ребятня, все реже было видно среди своих. Через какое-то время она по конкурсу перешла в училище при Большом театре, где ее одноклассниками стали будущие звезды балета Марис Лиепа и Наталья Касаткина. Окончить училище вместе с однокурсниками Светлане помешала травма руки. И все же десять лет занятий балетом не пропали даром. Светлана Дружинина до сих пор стройна, элегантна, держит форму, а когда в собственной картине нужно поставить танец, справляется сама, на худой конец зовет старых друзей по училищу...

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Стать звездой балета Дружининой не довелось, даже собственного амплуа у неё не было. Вспоминает Светлана Сергеевна: „Лет до пятнадцати мы всяких блошек-мошек-таракашек в спектаклях Большого изображали. А последние три года мы с моими одноклассниками танцевали в операх дивертисменты. В каком-то спектакле увидела меня руководитель ансамбля "Березка" Надежда Надеждина и принялась активно сватать в свой коллектив. Но тут я на репетиции "Щелкунчика" разбила локоть о металлическое крепление станка, и рука у меня повисла - образовалась гематома. Но, к счастью, в моей жизни возник кинематограф. Довелось стать кинозвездой.”

Звезда голубого экрана

А до кино было еще и телевидение. После травмы Светлана Дружинина взяла академический отпуск, на время которого, посоветовавшись со своими педагогами, стала ведущей вечеров хореографического училища, проходивших в Концертном зале имени П. И. Чайковского и, как правило, транслировавшихся по телевидению. Там девушку заметила диктор Центрального телевидения Шароева и пригласила вести детские телепередачи вместе с Михаилом Державиным. И первые КВНы вели вовсе не Светлана Жильцова с Александром Масляковым, а Дружинина с Державиным! Прямые эфиры – а в те времена отечественное телевидение работало именно в таком режиме, – стали отличной школой для будущей кинозвезды. Они научили ее не бояться камеры, быть своей у зрителей и знать свою роль назубок.

Первая роль в кино

Именно на телевидении режиссер Самсон Самсонов, приступавший к съемкам фильма "За витриной универмага", увидев ее в роли ведущей какой-то ритуально-праздничной передачи, озадачил своих ассистентов: "Разыщите!". Разыскали. "Почитай нам что-нибудь", - попросил режиссер, присматриваясь к статной ясноглазой кандидатке на роль. "Ой, не умею: Лучше я вам станцую!" И "выдала" свой дипломный испанский танец. Так она попала в кино. Но по съемочной площадке продолжала ходить "балетным шагом", пока кто-то из съемочной группы не огрел ее палкой по ногам: "Ходи нормально!"

Ее первая киногероиня - Соня Божко, красавица-продавщица посудного отдела огромного универмага, в которую все влюбляются, но глаз с которой просто не сводит молоденький лейтенант милиции (его играл Анатолий Кузнецов). Взаимоотношения этой пары были как бы на периферии сюжета, но зрители не упускали влюбленных из виду. В первой части картины герои знакомились, а затем ссорились, потому что друзья лейтенанта шутки ради пускали слух, что он женат. Оставшуюся половину фильма, лейтенант доказывал, что в сердце у него только Соня, и что он холостой. Заканчивалось все замечательно, и все были счастливы! А как еще могла заканчиваться романтическая драма из жизни советских работников торговли, снятая в 1956 году, где неглавные роли, но важных для сюжета молодых героев играли симпатичные, обаятельные дебютанты или почти дебютанты Микаэла Дроздовская, Олег Анофриев, Светлана Дружинина и Анатолий Кузнецов?!

С одной стороны, первая роль в кино принесла успех, с другой, - Светлана поняла, что совсем не знает актерской профессии. В общем, судьба привела ее во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова. Курс был замечательный, популярными киноактерами многие стали еще во время учебы. Судите сами, на одном курсе с Дружининой учились Софико Чиаурели, Ариадна Шенгелая, Леонид Куравлев... Светлана от них не отставала. Как вспоминают, диплом актерский защищала пятью киноролями!

«Дело было в Пенькове»

Следующей заметной киноролью Светланы Дружининой стала Лариса из картины "Дело было в Пенькове" (1958) режиссера Станислава Ростоцкого. Любовный треугольник да еще в деревне! Первый парень на деревне Матвей Морозов (В. Тихонов) и две красавицы! Одна - приезжая, из города, агрономша. Другая - своя, местная, к тому же председательская дочь. Её-то и играла Дружинина. И любовь вроде была, и свадьбу справили, да только разлюбил Матвей свою раскрасавицу жену Ларису. Полюбил, и всерьез, приезжую, городскую, Тоню (М. Менглет). И от отчаянья, послушав дурного совета, решилась гордая и смелая Лариса извести разлучницу, да вовремя остановилась. Вот только любимый муж, узнав обо всем, пошел на преступление... Сколько лет зрители, особенно зрительницы, сопереживают страстям, разгоревшимся в Пенькове, подпевают по сей день популярной песне "Парней так много холостых на улицах Саратова...". И сочувствуют обеим героиням, ведь так трудно принять чью-то сторону... Режиссер не ошибся в выборе актрис – Майи Менглет и Светланы Дружининой. Эта картина прочно вошла в классику отечественного кинематографа своими яркими характерами главных героинь. Драматического дарования ни той, ни другой было не занимать.

«Девчата»

В общем-то, если брать по большому счету, не так много было у Светланы Дружининой больших, главных ролей в кино. Однако популярными и любимыми в те годы становились не за количество сыгранных героинь. Для зрителя важно было, какие они, эти героини. Внешность, конечно, дело не последнее. Советское кино всегда было богато на красивых актрис. И у Дружининой здесь все было в полном порядке! Взглянешь, не забудешь. Но важен был и характер. А характер у ее героинь присутствовал всегда! Да вот, к примеру, Анфиса, героиня Дружининой из комедии режиссёра Ю. Чулюкина "Девчата" (1961). Много лет эту ленту любят зрители всех поколений. Сколько девушек Советского Союза мечтали быть хотя бы чуть-чуть похожими на Светлану Дружинину, перенять ее манеры эдакой уверенной в себе красавицы, поражающей сердца мужчин. Но, видимо, с этим надо просто-напросто родиться и идти по жизни, твердо веря в себя. Красивая, веселая, разбитная, любого заворожит - и местного передовика-лесоруба Ковригина, и молодого специалиста, приехавшего в леспромхоз на должность главного инженера. "Жар-птица", так говорит о ней кто-то из героев. Кажется, что все Анфисе в жизни дается легко и просто, и не верит она в "сказочки про любовь". Быть может, поэтому однажды ночью заголосит эта жар-птица, зарыдает в комнате женского общежития, переполошив соседок-девчат. И выяснится, что и одна-то она кругом, и любовь, в которую не верила, мимо прошла...

В течение десяти лет (с 1955 по 1965 год) Светлана Дружинина была актрисой Центральной студии киноактера и киностудии имени М. Горького. Помимо упомянутых картин, она снялась в фильмах: "Мост перейти нельзя" (1960), "Орлиный остров" (1961), "На семи ветрах" (1962), "Где-то есть сын" (1963), "Какое оно, море?" (1964), "Зеленый огонек" (1965), "Любимая" (1965) и других.

Любовь

Всего после нескольких картин Дружинина, можно сказать, стала звездой. Как она сама вспоминала, ее начали узнавать на улице, за руки хватали, писали письма. В общем, проходу не стали давать. И режиссеры предлагали новые роли, и вроде бы все было прекрасно. А Дружинина вдруг сама подалась в режиссеры, вернулась в тот же ВГИК, но уже на режиссерский факультет. В чем же была причина? Она объясняла это просто. Еще во время учебы на актерском факультете Дружинина познакомилась с Анатолием Мукасеем, будущим оператором. «Муж мне послан Богом. Познакомились мы, когда он учился на втором курсе операторского факультета, а я уже была восходящей кинозвездой. К тому же - капитаном женской сборной ВГИКа по волейболу. Надеваю как-то в спортзале туфли, а к моим ногам подкатывает мяч: поднимаю голову и вижу прекрасные добрые глаза. Анатолий тоже был капитаном институтской сборной по волейболу. Долгое время нас так и звали - два капитана.»

Вскоре они поженились и с тех пор вместе. Студенческая жизнь была у влюбленных, как у всех студентов ВГИКа, веселая, полная съемок, новых ролей, понятно, небогатая, но молодость этого не замечает. У них родились двое сыновей. Вспоминает Светлана Сергеевна: «Между прочим, мы даже в любви друг другу не объяснялись. Случилось так, что я сказала ему о своей любви: на госэкзамене на режиссерском факультете ВГИКа. У нас тогда уже дети были. Борис Андреевич Бабочкин дал мне задание объясниться в любви ко всему человечеству. Попыталась отвертеться: "Да я мужу своему ни разу в любви не объяснялась. Могу сейчас ему об этом сказать". - "Что, прилюдно? Ну, пожалуйста". Я и говорю: "Толя, я тебя люблю". А Толя встал, поклонился и сказал: "Я тебя тоже". Вообще, любовь для меня - это не слова, а дела. У нас в семье никто не претендует на первенство, иначе мы бы не прожили вместе столько лет. Семья для меня, может быть, самое важное в жизни.»

Но родители Мукасея служили в государственной разведке, и замужество актрисы, как оказалось, автоматически занесло ее в "черные списки", она стала невыездной. К примеру, все участницы "Девчат" объездили с картиной многие страны, а Дружинину выкинули из списка делегации в Аргентину. Подобное повторялось не раз. В конце концов многие режиссеры стали побаиваться приглашать ее в свои картины, ведь с нею картина становилась "невыездной", как и сама актриса. Дружинина спокойно перенесла сей факт, решила все начать с начала и... вернулась во ВГИК. На этот раз – на режиссерский факультет.

Режиссёр

Одним из условий поступления на режиссерский факультет было наличие у абитуриента печатных работ. И неожиданно для себя Светлана Дружинина становится "пишущей" актрисой: начинает публиковаться в журналах. Ее рассказ в "Советском экране" получил первую премию и великолепный отзыв мэтра отечественного литературоведения Виктора Шкловского. И вскоре, будучи занята на съемках сразу в двух картинах, втайне от своих коллег она сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). В 1969 защищает диплом фильмом "Зинка" (сценарий Б. Мажаева) и начинает работать режиссером на студии "Мосфильм". Затем режиссер Юлия Солнцева пригласила ее вторым режиссером в свою картину об Александре Довженко "Золотые ворота" (1969).

«Тогда из актеров в профессиональную режиссуру я, пожалуй, ушла первая, – вспоминает Светлана Сергеевна. – Юлия Солнцева, наш известный режиссер, в прошлом, кстати, тоже актриса, пригласила меня вторым режиссером на свою картину об Александре Довженко “Золотые ворота”. Она говорила, что у меня есть режиссерский характер. Характер крепкий, конечно, нужен, но одним волевым стуком по столу ничего не сделаешь. Режиссура, как кто-то точно сказал, – это не просто профессия, а скорее образ и способ жизни. Я обязана держать тонус на съемочной площадке, скрывать свои проблемы, свое настроение, потому что иначе не состоится работа. Я как Суворов, все время со своей “армией”: ем в экспедициях то же, что и все, живу в тех же походных условиях, без “люксов”, езжу на “Москвиче”, что подарили спонсоры, даже на приемы в Кремль.»

Режиссёрский дебют

Первой самостоятельной работой Светланы Дружининой стала картина "Исполнение желаний" (1974) по роману В. Каверина. Она вспоминает, что сначала Вениамин Александрович настороженно отнесся к тому, что его произведение будет экранизировать молодая, ни в чем еще не проявившая себя режиссер. Но познакомившись с Дружининой, он поверил в ее творческие возможности и даже хотел, чтобы она играла в фильме главную женскую роль. Однако Светлана Сергеевна отказалась и пригласила на эту роль актрису Ларису Лужину. И позднее она не снялась ни в одной из своих картин.

Потом была музыкальная картина "Солнце, снова солнце!" (1976) по мотивам повести Д. Холендро "Свадьба". А затем Дружинина полностью переключилась на телевидение, где одна за другой выходили ее картины "Сватовство гусара" (1979) с Михаилом Боярским, Еленой Кореневой и Андреем Поповым, "Дульсинея Тобосская" (1980) с Натальей Гундаревой, "Принцесса цирка" (1982) с Натальей Белохвостиковой. Кстати, цирк был ее первой любовью и в этом фильме ощущение праздника, подаренное ей в детстве, Дружинина передаёт зрителям.

«Гардемарины, вперёд!»

Картины Дружининой всегда имели успех, но тот, что выпал на долю ее "Гардемаринов...", мало кому даже снился! Молодые актеры С. Жигунов, Д. Харатьян, В. Шевельков после показа первой части, буквально на следующий день после телепремьеры проснулись, как говорят, звездами. Шлейф гардемаринов тянется за ними по сей день, хотя с первого телепоказа минуло более пятнадцати лет... Именно успех первой части способствовал тому, что появились вторая, а затем и третья части. А какие еще актеры играли в "Гардемаринах..." – Е. Евстигнеев, М. Боярский, Н. Гундарева, А. Абдулов, Л. Гурченко!

У Светланы Дружининой часто спрашивают: почему Дружинина-режиссер никогда не снимает в своих фильмах Дружинину-актрису? Это принципиальное разделение профессий или просто Дружининой-актрисы уже больше нет?

«У кого-то получается совмещать эти профессии, а у меня – нет, – говорит Светлана Сергеевна. – Всякий раз в сценарии пишу для себя небольшие роли. Репетирую, на меня шьют костюмы, но потом отказываюсь от этой идеи. Вот, к примеру, роль Анны Бестужевой в фильме “Гардемарины, вперед!” я писала для себя. Но за неделю до съемок в Юсуповском дворце надоело в длинном платье и гриме бегать из кадра и смотреть в объектив, цепляясь приклеенными ресницами... Вот и отдала свою роль без проб Нелли Пшенной, которая подошла картине идеально. Как и шитые на меня костюмы, кстати. Это был последний опыт “посниматься”. Но у хорошего режиссера я бы снялась. Да.»

«Тайны дворцовых переворотов»

Еще в процессе работы над "Гардемаринами..." к Светлане Сергеевне пришла идея нового фильма. На съемках "Гардемаринов..." Дружинина сломала ногу, и какое-то время ей пришлось лежать, бездействовать. Тогда-то она и решила вновь обратиться к истории 18-го века. Но если гардемарины были героями вымышленными, то герои будущей картины стали лицами сплошь историческими: женщины - императрицы, сменявшие друг друга на российском престоле в ХVIII столетии после смерти Петра I. С 1994 года и по настоящее время Светлана Дружинина работает над новым кинопроектом - 25-серийной историко-приключенческой эпопеей "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII". Своим замыслом режиссер увлекла многих известных российских актеров - Наталью Егорову (Екатерина I), Людмилу Зайцеву (Екатерина Иоанновна), Нину Русланову (Анна Иоанновна), Николая Караченцова (Петр I), Сергея Шакурова (Меншиков), Дмитрия Харатьяна (Иван Долгорукий), Алексея Жаркова (Алексей Долгорукий), Владимира Ильина (вице-канцлер Остерман) и многих других. Светлана Дружинина завершила работу над первыми шестью фильмами кинопроекта: "Завещание императора", "Завещание императрицы", "Я - император", "Падение Голиафа", "Вторая невеста императора", "Смерть юного императора". Премьера первого фильма кинопроекта состоялась в рамках кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге.

Фильм о смутном 18-м веке, который выдержали на своих плечах пять российских императриц, трудно дается смелой женщине-режиссеру Светлане Дружининой. Но эта женщина не мыслит себя без кинематографа, и она надеется. Она всегда всего добивалась сама и никогда не зависела от обстоятельств. Так Дружинина сама говорит о себе. Наверное, творческие удачи и достижения помогли ей пережить горе, которое случилось в семье - её старший сын Анатолий погиб. Она смогла выстоять и смогла работать дальше.

С. С. Дружинина - народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Петровской академии наук и искусства. Светлана Сергеевна постоянно в работе и не мыслит жизни без кинематографа. "Когда выпадает свободное время, -признается она, - я с удовольствием навожу порядок в доме, готовлю обед, принимаю гостей - и при этом тоскую по работе." Годы занятий в хореографическом училище не пропали даром. Светлана Сергеевна как и прежде стройна, элегантна, а когда в собственной картине необходимо поставить танец, она с этим справляется сама, а порой приглашает своих сокурсников.

И деньги для продолжения работы над кинопроектом «Тайны дворцовых переворотов» она обязательно найдет. Она, ее муж, оператор Анатолий Мукасей, снимавший все ее картины (а до них, к примеру, такие широко известные фильмы, как "Дайте жалобную книгу" и "Берегись автомобиля" режиссера Эльдара Рязанова, "Внимание, черепаха!", "Телеграмма", "Нос" и "Чучело" Ролана Быкова, телесериал "Большая перемена" Алексея Коренева, "По семейным обстоятельствам" и другие). За время работы на "Мосфильме" помимо художественных фильмов ими снято много документальных лент. Их сын, оператор и клипмейкер Михаил Мукасей. Эти трое со своим директором объединились в фирму "Саггиттариус" при фонде Ролана Быкова. Снимают рекламные ролики, видеоклипы, прокатывают мексиканские сериалы. Зря что ли Дружинина училась во ВГИКе с мексиканцем Гонсало Мартинесом? Он стал режиссером и снял многие сериалы с Вероникой Кастро. Кстати, Дружинина знакома и с этой мексиканской звездой. И, может быть, как знать, сделает какой-нибудь фильм и с ней, Вероникой Кастро! Была у Дружининой и такая задумка. А почему бы и нет?!

Награды, звания, премии

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989).

Академик Петровской академии наук и искусства.

Родилась 16 декабря 1936 года в Москве. Отец – Дружинин Сергей Иванович, сын священника, погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском. Мать – Мызникова Анна Даниловна (1910–1990), донская казачка, работала учительницей. Супруг – Мукасей Анатолий Михайлович, кинооператор киностудии «Мосфильм», заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственных премий СССР. Сын – Мукасей Михаил Анатольевич (1966 г. рожд.), кинооператор, клипмейкер, режиссер, продюсер. Внуки: Данила и Максим.

Детские годы Светланы Дружининой прошли на тогдашней окраине Москвы – в Марьиной Роще. Как и большинство ее сверстников, чьи отцы погибли на войне, а матери работали до поздней ночи, она рано стала самостоятельной. Свете шел одиннадцатый год, когда, оказавшись однажды возле цирка на Цветном бульваре, она прочитала объявление, приглашавшее мальчиков и девочек ее возраста в цирковое училище. Это небольшое, написанное от руки объявление открыло ей дверь в волшебный мир цирка, в котором она не была ни разу – билеты стоили очень дорого. Получив мамино «добро» в обмен на обещание, что занятия в цирке не помешают учебе в школе, Света отправилась на просмотр... И поступила.

Светлана успешно занималась год в группе цирковых акробатов и значилась в программе как «девочка-каучук», а ее партнером по арене был «гуттаперчевый мальчик». «А потом у цирка начались гастроли, которые, бесспорно, помешали бы моей учебе, – вспоминала Светлана Сергеевна. – Мне очень не хотелось расставаться с цирком, но моя мама решила иначе. Опасаясь, что я убегу из дома, чтобы уехать с труппой, она, уходя на работу, запирала меня на ключ. Домашний арест продолжался несколько дней, пока мама не убедилась, что я никуда не убегу».

Летом в пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой балерины Айседоры Дункан, которая занималась в хореографическом училище при Большом театре. А вернувшись с отдыха в Москву, сразу же пошла поступать в это училище и узнала, что набор уже закончен. Однако Светлана не привыкла сдаваться: она поступила в хореографическое училище при Театре имени К.С. Станиславского и В.И.Немировича–Данченко, занималась там, а затем по конкурсу перешла в училище при Большом театре, где ее одноклассниками стали будущие звезды балета Марис Лиепа и Наталья Касаткина.

Окончить училище вместе с однокурсниками Светлане помешала травма руки. Она взяла академический отпуск, на время которого стала ведущей вечеров хореографического училища, проходивших в Концертном зале имени П.И. Чайковского и, как правило, транслировавшихся по телевидению. Там девушку заметила диктор Центрального телевидения Шароева и пригласила вести детские телепередачи вместе с Михаилом Державиным. Позднее они стали ведущими первых КВНов.

На телеэкране Светлану увидел известный режиссер «Мосфильма» Самсон Самсонов и предложил главную роль в своей кинокомедии «За витриной универмага» (1955) по сценарию Алексея Каплера, где снимались Борис Тенин, Анатолий Кузнецов, Олег Анофриев, Иван Дмитриев. Так в жизнь Светланы Дружининой вошел кинематограф. Ее первая киногероиня – Соня Божко, красавица-продавщица посудного отдела огромного универмага, в которую все влюбляются, но глаз с которой просто не сводит молоденький лейтенант милиции (его играл Анатолий Кузнецов). С одной стороны, первая роль в кино принесла успех, с другой – Светлана поняла, что совсем не знает актерской профессии. Так судьба привела ее во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова. Курс был замечательный, популярными киноактерами многие стали еще во время учебы: Софико Чиаурели, Ариадна Шенгелая, Леонид Куравлев... Светлана от них не отставала. Свой актерский диплом она защищала пятью киноролями!

После нескольких картин к молодой актрисе пришли успех и известность. Ее начали узнавать на улице, режиссеры предлагали новые роли. Она стала популярной и любимой зрителями актрисой, несмотря на небольшое количество главных ролей. Для зрителя важно было не количество сыгранных героинь, а то, какие они, эти героини – яркие, выразительные, характерные. Таковы ее красавица Лариса в драме «Дело было в Пенькове» (1958) Станислава Ростоцкого; коварная, названная кем-то из героев фильма «жар-птицей» Анфиса в лирической комедии «Девчата» (1962) Юрия Чулюкина; Мария Косова в фильме «Одиночество» (1965).

В течение 10 лет (1955–1965) Светлана Дружинина была актрисой Центральной студии киноактера и Киностудии имени М. Горького. Помимо упомянутых картин она снялась в фильмах: «Мост перейти нельзя» (1960), «Орлиный остров» (1961), «На семи ветрах» (1962), «Где-то есть сын» (1963), «Какое оно, море?» (1964), «Зеленый огонек» (1965), «Любимая» (1965) и др.

Лучшие дня

Стремясь к максимальной реализации своих творческих возможностей, Светлана Дружинина не захотела ограничиваться профессией актрисы и оставила ее, успев сняться в 17 фильмах. По ее собственному признанию, делать свое кино было для нее интереснее, так как на этом поприще открывается гораздо больший простор для деятельности.

Одним из условий поступления на режиссерский факультет было наличие у абитуриента печатных работ. И неожиданно для себя Светлана Дружинина становится «пишущей» актрисой: начинает публиковаться в журналах. Ее рассказ в «Советском экране» получил первую премию и великолепный отзыв мэтра отечественного литературоведения Виктора Шкловского. И вскоре, будучи занята на съемках сразу в двух картинах, втайне от своих коллег она сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). В 1969 году защищает диплом фильмом «Зинка» (сценарий Б. Можаева) и начинает работать режиссером на студии «Мосфильм». Затем режиссер Юлия Солнцева пригласила ее вторым режиссером в свою картину об Александре Довженко «Золотые ворота» (1969).

Самостоятельным режиссерским дебютом Светланы Дружининой стала картина «Исполнение желаний» (1973) по одноименному роману Каверина. Она вспоминает, что сначала Вениамин Александрович настороженно отнесся к тому, что его произведение будет экранизировать молодая, ни в чем еще не проявившая себя режиссер. Но познакомившись с Дружининой, он поверил в ее творческие возможности и даже хотел, чтобы она играла в фильме главную женскую роль. Однако Светлана Сергеевна отказалась и пригласила на эту роль актрису Ларису Лужину. И позднее она не снялась ни в одной из своих картин.

Потом была музыкальная картина «Солнце, снова солнце» (1976) по мотивам повести Д. Холендро «Свадьба». А затем Светлана Дружинина полностью переключилась на телевидение, где одна за другой выходили на экран ее картины «Сватовство гусара» (1979) с Михаилом Боярским, Еленой Кореневой и Андреем Поповым, «Дульсинея Тобосская» (1980) с Натальей Гундаревой, «Принцесса цирка» (1982) с Натальей Белохвостиковой.

Огромный зрительский успех выпал на долю историко-приключенческого фильма Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», вышедшего на экраны страны в 1987 году. Молодые актеры Жигунов, Харатьян, Шевельков буквально на следующий день после телепремьеры проснулись знаменитыми. Популярность фильма была столь велика, что вскоре режиссер сняла два его продолжения: кинофильмы «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины–III» (1992). Поистине звездным был актерский состав трилогии: Евгений Евстигнеев, Наталья Гундарева, Михаил Боярский, Александр Абдулов, Людмила Гурченко... После фильмов о гардемаринах Светлану Дружинину назовут последним романтиком отечественного (советского) кино.

Еще во время учебы на актерском факультете ВГИКа Светлана Дружинина познакомилась с Анатолием Мукасеем, будущим оператором. Вскоре они поженились и с тех пор вместе. Мукасей снял такие широко известные фильмы, как «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля» режиссера Эльдара Рязанова, «Внимание, черепаха!», «Телеграмма», «Нос» и «Чучело» Ролана Быкова, телесериал «Большая перемена» Алексея Коренева, «По семейным обстоятельствам» и др. Анатолий Михайлович был оператором всех картин Светланы Дружининой. За время работы на «Мосфильме» помимо художественных фильмов ими снято много документальных. Для производства и организации проката своих фильмов они совместно с директором Галиной Мельник создали собственную киностудию «Сагиттариус».

С 1994 года Светлана Дружинина работает над новым кинопроектом – 25-серийной историко-приключенческой эпопеей «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Идея создания этого фильма пришла к режиссеру еще в процессе работы над «Гардемаринами...». Она решила вновь обратиться к истории XVIII века, который занимал ее душу без малого 10 лет. Но если гардемарины были героями вымышленными, то главные герои будущей картины стали лицами историческими: женщины – императрицы, сменявшие друг друга на российском престоле в ХVIII столетии после смерти Петра I. Своим замыслом режиссер увлекла многих известных российских актеров: Наталью Егорову (Екатерина I), Людмилу Зайцеву (Екатерина Иоанновна), Нину Русланову (Анна Иоанновна), Николая Караченцова (Петр I), Сергея Шакурова (Меншиков), Дмитрия Харатьяна (Иван Долгорукий), Алексея Жаркова (Алексей Долгорукий), Владимира Ильина (вице-канцлер Остерман) и многих других. Завершена работа над фильмами кинопроекта: «Завещание императора», «Завещание императрицы», «Я – император», «Падение Голиафа», «Вторая невеста императора», «Смерть юного императора». Светлана Дружинина продолжает работать над следующим фильмом «Виват, Анна Иоанновна!».

Светлана Дружинина нередко выступает как автор и соавтор сценариев своих фильмов. Она написала сценарии к фильмам «Конец недели» (короткометражный, 1972), «Сватовство гусара», «Принцесса цирка», «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Совместно с Н. Соротокиной и Ю. Нагибиным была автором сценария трилогии о гардемаринах.

С.С. Дружинина – народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), академик Петровской академии наук и искусства.

Светлана Сергеевна постоянно в работе и не мыслит жизни без кинематографа. «Когда выпадает свободное время, – признается она, – я с удовольствием навожу порядок в доме, готовлю обед, принимаю гостей – и при этом тоскую по работе».

Годы занятий в хореографическом училище не пропали даром. Светлана Сергеевна стройна, элегантна, а когда в собственной картине необходимо поставить танец, она с этим справляется сама, а порой приглашает своих сокурсников.

С.С. Дружинина любит природу, животных. Дома у нее живет любимица всей семьи голубая сиамская кошка Дуня, которая говорит ей «Ма-ма-а».

Живет и работает в Москве.

мой сценарий худ.фильма "Не убий. . ."
Пономаренко Таисия Тимофеевна 29.11.2006 09:45:12

Глубоко уважаемая Редакция!
Об этой - нашей семейной истории, снято несколько документальных фильмов.1943г., трагический треугольник:девушка-еврейка, котокую мы прятали, моя мама с четырьмя детьми и немецкий солдат Jakob Br#252;gel,
расквартированный в нашем доме.В минуту смертельной опасности моя мама и Jakob переступили через фашистскую и коммунистическую идеологии:Jakob спасает еврейку и нашу семью от расстрела,а позже моя мама выхаживает раненного и обмороженного Jakobа.В 1992г.Нем. Красн.Крест по моей просьбе разыскал Jakobа и мы встретились!
Я написала сценарий худ.фильма и хотела бы дать его почитать Светлане


С большим уважением к Светлане Дружининой!
HOLMS 05.03.2009 12:51:02

Уважаемая Светлана Сергеевна!
Вы прекрасная актриса, а уж как режиссеру в жанре историко- приключенческого кино Вам нет равных. Прекрасный подбор актеров, прекрасный сценарий, великолепная музыка. Многим режиссерам не удается снять хорошие продолжения кино-хитов прошлых лет (везде погоня за коммерческим успехом и жажда наживы), это не про ВАС. Уже долгие годы ждем не дождемся продолжения фильма "Тайны дворцовых переворотов". Удачи Вам. Долгих лет творческой жизни!

В семье замечательного режиссера Светланы Дружининой и оператора Анатолия Мукасея произошла страшная трагедия: погиб их старший сын Анатолий, молодой талантливый художник. Его смерть была для семьи страшнейшим ударом. А то, по какой причине он погиб, на долгие годы стало семейной тайной.

Об этой трагедии, случившейся в 1978 году в семье режиссера Светланы Дружининой, мне довелось впервые услышать от актрисы Ларисы Лужиной.

– Когда-то я снималась у Светланы Сергеевны, общались в одном кругу, знали всё друг о друге. И еще тогда я слышала, что ее старший сын Толик погиб от наркотиков, – рассказала Лариса Анатольевна. – Увы, у многих актеров и режиссеров дети этим баловались, и часто это заканчивалось плохо.

Я очень удивилась, услышав эти слова. Сама Дружинина охотно рассказывает о младшем сыне Михаиле, а на вопросы о старшем отвечает: «Не комментирую!» Даже в официальных биографиях не всегда упоминается его имя. В окружении Светланы Сергеевны говорят, что ее старший сын погиб в автокатастрофе. Однако вскоре мне пришлось убедиться, что Лариса Лужина все-таки права.

В Интернете я отыскала блоги друзей Анатолия Мукасея – Ивана, Юлии и Сергея (эти записи можно почитать в Интернете по адресу http://ioann-otrock. livejournal. com) и http://bardolimvoronza. livejournal.com).

По их воспоминаниям, полным грусти и сожаления, постепенно выстраивался образ старшего сына Светланы Анатольевны.
В свои 28 лет он был подающим надежды художником, вращался в среде золотой молодежи. По словам Юлии, свой бунтарский дух они проявляли в смелых выходках, за которые нередко попадали в милицию. Например, бродили по улицам в пижамах из клиники Кащенко, выливали на себя несколько флаконов «Красной Москвы» и заходили в метро, красили волосы в дикие цвета…

«Я все-таки думаю, он был гением, – пишет в своем интернет-дневнике об Анатолии Иван. – Будучи художником-недоучкой, он, правда, принципиально ничего не доводил до конца. Последовательно разбазаривал свой талант, пробалтывал его, пропивал… Он был ужасный человек в бытовом отношении, как и положено звезде. Эгоист с большой буквы, алкоголик и разбиватель сердец».

Одним из близких друзей Анатолия был и Николай Данелия, сын знаменитого режиссера Георгия Данелии и актрисы Любови Соколовой. Друзья организовали музыкальную группу «Колдунчики» и сочиняли «бунтарские» песни.

«Обычно наши репетиции проходили в квартире Николая у метро «Аэропорт», – вспоминают Юлия и Сергей. – Мы выпивали, курили, рисовали, музицировали, короче говоря, сдружились. Целью наших бунтарских выходок не было что-то кому-то доказать, мы не представляли никакой политический строй и не искали выгоды. В том-то и дело, что мы делали это просто так…»

Ради удачной шутки любой из парней мог, не задумываясь рискнуть жизнью, просто чтобы удивить друзей или произвести впечатление на девушку.

Николай Данелия поступил во ВГИК на режиссерский, но мало времени посвящал учебе, в основном болтался со свободными художниками и ухлестывал за девушками. С большим трудом в течение десяти лет ему все же удалось окончить институт, но карьера не сложилась – он снял лишь два короткометражных фильма. Забегая вперед, скажу: в 1985 году Данелия скончался от передозировки наркотиков.

В этой компании, увы, не обходились без алкоголя и травки… К 1977 году 28-летний Анатолий Мукасей осознал, что так дальше продолжаться не может, и совершил паломничество в Псково-Печерский монастырь.

В это святое место обычно обращаются люди, которые желают, но не могут самостоятельно избавиться от наркомании и алкоголизма.

Там проводят обряд «изгнания бесов», после которого многие долго не могут прийти в себя. Вот что говорит об этой процедуре один из проходивших ее паломников:

– Люди неделю там живут, соблюдают пост, ходят на службу. Потом перед ними появляется самый мощный монах-священник и начинает читать молитвы по изгнанию бесов. Людей корежит: кто-то кричит, матерится, кто-то головой бьется… У одного под конец сеанса аж пена изо рта пошла. А священник читает, оглянется – ему самому страшно, что с людьми там творится.

Из монастыря Анатолий вернулся мрачный, перестал общаться с многими друзьями. На тот момент у него уже была семья – он жил с девушкой, Ириной Муравьевой. В феврале 1978 года она родила ему сына. Назвали мальчика Даниилом, говорят, в честь одного из священнослужителей Псково-Печерского монастыря. Казалось, что в семье стало все налаживаться. Однако, увлекшись церковной литературой, Толя чувствовал себя все хуже и хуже. Он считал себя психически нездоровым человеком, не способным нести ответственность за семью. О чем и написал в своей предсмертной записке.

«Как-то под утро, в особый «черный час», он хлопнул одеколона да и выбросился с 12-го этажа, – пишет его друг Иван. – Оставил записку, что не хочет быть для своего сына психически больным отцом. Жена в сердцах записку разорвала».

Падение с такой высоты не оставило ему шансов выжить. Анатолий разбился насмерть.

Для Светланы Сергеевны и ее мужа, гибель старшего сына конечно же была тяжким горем. В 1978 году Светлана Сергеевна снимала фильм «Сватовство гусара», только работа и помогла ей выжить. От печальных мыслей отвлекал и внук Данилка. На момент гибели отца ему не было и года, и он его совсем не помнит. Когда мальчик подрос, ему сказали, что папа погиб в автокатастрофе.

Жена Толика Ирина занималась синхронным плаванием. Увы, и она умерла раньше срока, когда ей не исполнилось еще и 40 лет. Это еще одна семейная тайна Дружининых. Кто-то говорит – от болезни, кто-то пишет в воспоминаниях, что на нее напали во время бытовой драки. Как бы то ни было, Даниил не считает себя сиротой, потому что бабушка и дедушка с самого начала заменяли ему родителей.

Светлана Сергеевна мечтала, чтобы он стал актером, и снимала его в своих фильмах в эпизодических ролях. В 2008 году в фильме «Виват, Анна!» он сыграл роль монаха. Между тем Даниил в театральный вуз не пошел, а окончил англоязычный колледж. Он хорошо разбирается в компьютерных технологиях и помогает бабушке монтировать фильмы.

– У нас вся семья работает вместе, – с радостью рассказывает Светлана Сергеевна. – Я режиссер, муж и сын – операторы, внук – монтажер…

После гибели старшего сына у Светланы Сергеевны остался младший, Михаил, на тот момент ему было всего 12 лет. Подобно старшему брату, в юности он тоже увлекался рок-музыкой, играл в группе «Оберманекен». Но, в отличие от Анатолия, не терял голову и смог получить образование, закончив операторский факультет ВГИКа. В 90-е Михаил стал модным клипмейкером. Снимал видео для многих наших артистов, работал оператором на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой. Сейчас пробует себя как продюсер, в 2010 году они вместе с отцом сделали фильм «На измене». У Михаила есть семья, и он подарил Светлане Сергеевне внука Максима, который пока не вошел в «семейный киноподряд».

Кстати

Брак с кинооператором Анатолием Мукасеем, в честь которого и был назван ее старший сын, породнил Светлану Дружинину с уникальной семьей разведчиков. Родители Анатолия, Михаил и Елизавета Мукасей, были легендарными личностями, она дожила до девяноста восьми лет, а он – до ста двух!

До 1955 года Светлана Дружинина была цирковой артисткой, а потом балериной, у нее профессиональное хореографическое образование. Из-за травмы руки мечту о балете пришлось забыть, и Дружинина стала актрисой, окончив в 1960 году ВГИК. Ее прославили роли красавицы Анфисы в «Девчатах» и деревенской девушки Ларисы в «Дело было в Пенькове». За это десятилетие Дружинина успела родить двоих сыновей. А в 1968 году сделала крутой поворот в жизни и переквалифицировалась в режиссера.

Дружинину прославили «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!» и сериал «Тайны дворцовых переворотов».

Кирилл Песков



Что еще почитать