На вопрос что делает описание природы. Сочинение на тему «Природа. Охрана природы и школьное краеведение

Сочинение - описание

Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Уголок природы можно найти везде: на улице, дома, в школе, на работе в виде простых горшочков с цветами или цветов в вазе, которые дарят люди, что бы понравиться тем кому они их преподносят. Но мне предстоит нелегкая, но скажем не самая скверная, задача – описать что-то настолько красивое, чарующе хрупкое, совершенное по своей красоте, креативное, что бы описание «этого» не наскучило читающим мое сочинение и, конечно же, оцениваемое положительно. В самом начале моих размышлений я думала описать природу моего, всеми любимого, города Алматы. Деревья, которые летом придают городу, живой цветущий вид, несмотря на захламленность и большое количество машин, портящих воздух. Осенью, листья окрашиваются в разные тона желтого, красного, зеленого цветов, но зимой это разноцветье угасает и на ветках появляется снег, который укрывает их от холодного и влажного ветра. Весной мы ощущаем приятный запах цветущей сирени, яблок, абрикосов, которые впоследствии обретают аппетитные формы и хочется сорвать, но боишься, что выйдет соседка пенсионного возраста и прогонит, с опытом солдата, прогоняющего врага с поля битвы, за плечами, и такой желаемый кусочек бесплатного счастья превращается в «быстро спрячься и сорви».
И все-таки мои мысли подошли к такому актуальнейшему решению вопроса, который я надеюсь, никто еще не придумывал до меня! (В этом месте нужно похихикать, потерев, ладони друг о друга, над гениальностью и величием моего воображения) Я решила описать цветок, что растет на высоких известняковых горах и о котором слагали легенды, те, кто умели это делать. Этот цветок для меня является самым непонятным соединение нежности, ранимости, красоты, переплетенные с жаждой жизни, стойкостью и целеустремленностью. Я думаю, каждый знает легенду об Эдельвейсе, ученые называют его Leontopodium, что означает львиная лапка. Он стал символом труднодоступности и удачи. Представьте себе крутую известняковую гору, и где-то в глубине скал прячется этот хрупкий в длину всего 15-25 см - цветок. Его лепестки будто покрыл иней, которые в виде звезды окружают соцветие. Размером совсем не большой, казалось, ничем не примечательный, но в нем столько тайны и загадки, которая завораживает и заставляет поражаться столь совершенной красоте. Умиротворяющее прекрасное зрелище, столь редкое, как и необычное и встречается оно в особых местах, где царствует гармония

Утро солнца

За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должно взойти солнце. Его лучи уже загораются на горизонте. Ожидают утра все: растения, животные, люди.

Только почему же его еще нет? Может, еще спит сладким сном? А может, было в ссоре с землей и не хочет больше светить? Что же теперь? И все-таки восток постепенно розовеет. Наконец, будто из-под одеяла, взошло над горизонтом солнце, величественное, красивое.

Быстренько осветило лучом воды, лес, окружающие поля, дома людей. Заискрилась зеленым

Ковром земля в его сиянии. Когда луч солнца дотронулся и до моего лица, я проснулся, весело ему улыбнулся, открыл глаза и радостно встретил новый день.

Любимое время года

Больше всего я люблю весну. Это, по-моему, самое прекрасное время года.

Весной все на земле просыпается к новой жизни. Тает снег, появляется молодая зеленая травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Весной возвращаются к нам перелетные птицы: скворцы, грачи, аисты. Они начинают вить гнезда, готовить жилье для будущих птенцов.

Я люблю наблюдать за весенней природой. Видеть, как все вокруг обновляется, украшается

После зимнего сна. Весело поют ручейки, на все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется душистым запахом растений. Весна - это обновление в природе. Именно за это я ее люблю.

Рассвет

Я очень люблю встречать первые вспышки пробуждения нового дня. Задолго до востока солнце извещает о своем приходе. Оно окрашивает своими лучами ночной небосклон, гасит зори.

Я люблю встречать солнце, игру и трепет утренних вспышек его лучей. Сначала на горизонте появляется багряно красная полоса. Потом она становится оранжевой, розовой, а дальше солнцем наполнялось все вокруг. И будто впервые видишь зеленый листочек, дерево, которое растет вплоть до моего окна, и легкий туман над родным городом, который просыпается до нового дня.

И вот рассвет изменяется новым днем, наполняется заботами жизни людей, и я слышу нежное: «Хорошего утра, сыну!»

Золотая осень

Вот и минуло теплое лето. Наступила осень. Незаметно подкралась она к нашим садам, полям, рощам, лесам. Еще в конце августа деревья начали укрываться желтыми листьями, а теперь оно уже блестело на солнце, будто золото. Деревья стояли в багряных, желтых листьях, которые потихоньку спадали наземь. Земля была покрыта цветными листьями, как будто идешь по прекрасном ковре. Я люблю слушать шорохи опавших листьев, смотреть на волшебные росписи осени на листьях клена. Промелькнуло короткое бабье лето, начинало повевать холодом, умолкли пернатые музыканты. Вот и пришло время прощаться с золотой осенью.

Сочинение-описание за картиной Екатерины Белокур «Цветы за плетнем»

На картине Екатерины Белокур - замечательные цветы на фоне чистого, погожего неба. Их можно распределить на два букета. Один, ближний, находится в тени, второй - более выразительный, светлый, осеняемый солнечными лучами. Цветов немного: красный, зеленый, белый, голубой. Но употреблено много промежуточных красок.

Я думаю, мастерица очень любит природу, безмерно влюбленная в цветы. А их здесь множество. Тянутся к солнцу розовые мальвы. По березовой ветви поплелась вьющаяся березка. Очаровывают глаз белоснежные ромашки и оранжевые лилии, розово красные тюльпаны и настурция с вишневыми прожилками на лепестках.

Картина очаровывает гармонией цветов и форм, захватывает красотой и мастерством.

Как описать природу, подобно классикам?

На эту тему написаны учебные пособия, монографии, статьи, в которых приводятся примеры, подробно рассказывается о языковых средствах, приемах, способах изображения природы в литературе, но авторы продолжают задавать вопрос. Почему? Потому что на практике не так-то легко понять, а КАК же все это работает?

На мой взгляд, помочь может «пошаговое» сравнение, к которому я и прибегну в своей статье.

Сразу скажу, писатели, как художники, могут быть портретистами, баталистами, пейзажистами, из пейзажистов – маринистами и т.д. Условно, конечно.

Возможно, вам удаются батальные сцены, тогда не стоит зацикливаться на пейзажных описаниях, вполне можно обойтись точными и понятными характеристиками: «небо потемнело», «начался дождь», «солнечное утро» и прочее. Несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования. Как правило, этого достаточно, чтобы читатель понимал – что, где и при каких обстоятельствах происходит.

Если же вы хотите, чтобы пейзаж был не просто фоном, а «говорящим» фоном, особенным персонажем произведения (возможно, и главным), который может играть особую роль и занимать особое место в сюжете, то, конечно, нужно учиться у классиков.

Я хочу предложить вам игру-исследование , вы поймете принцип и потом сами сможете заниматься пошаговым сравнением.

Итак, перед нами три маленьких отрывка из рассказов известных писателей-пейзажистов – Тургенева , Пришвина , Паустовского .

Отрывки имеют три важные объединяющие вещи:

1. Рассказ ведется от 1-го лица.

2. Одна и та же тема: начинается осеннее утро.

3. Все или некоторые атрибуты осени: особенность света, небо, листопад, ветерок, птицы.

Давайте пока их просто внимательно прочитаем. Можете по ходу чтения отмечать что-то особенное, на ваш взгляд, у каждого автора.

№ 1

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

№ 2


Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.

№ 3

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Наверняка вы заметили интересные сравнения, яркие эпитеты, что-то еще…

Обратите внимание, что, хотя описания даны от 1-го лица, рассказчики выполняют поставленную перед ними задачу. Сравним:

Это хороший прием, не только понять – от какого лица нужно писать, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать идею.

Многие почему-то считают, что в описании природы нет какой-то особой идеи, кроме передачи самой природы, но наш пример показывает, что она не просто есть, а должна быть, что и отличает один текст от другого.

Эпитеты, сравнения и пр. – обязательно. Распространено мнение, что осенний пейзаж, его краски нужно передавать «цветовыми» эпитетами, подражая пушкинским «в багрец и золото одетым лесам».

А как же у классиков? А у них вот что:


Как же так? У Паустовского цвета вообще не играют особой роли, хотя цвет вынесен в заглавие. У Пришвина их вообще нет. Даже у Тургенева, где герой – созерцатель и должен передать всю красоту, всего лишь десять раз упоминается цвет, а из десяти – четыре раза белый, два раза цвет передает действие, один выражен существительным, два весьма условны и только «красный» не вызывает никаких сомнений.

При этом читатель ясно и ощущает, и «видит» все краски осени.

У каждого классика свой прием.

Тургенев любит «сквозные» косвенные и прямые сравнения:

● «…из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз».

● «…тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка…»

● «…красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами…»

У Паустовского прямые сравнения часто приближают объект к субъекту, то есть атрибут осени к атрибутам жизни человека:

● «Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы».

● «От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска».

Однако для Паустовского важнее показать внезапность происходящего, неожиданное счастье осеннего пространства, как нового горизонта для человека.

Пришвин же выбирает некий «центр», «ядро», вокруг которого и складывается картина осеннего утра. В данном отрывке это «полёт». Девять раз звучат однокоренные слова, вовсе не являясь тавтологией, а рисуя, создавая узор осеннего быстрого времени.

Посмотрим и на другие, привычные всем, осенние атрибуты у классиков. Вы увидите, что вышеуказанные приемы повторяются и тут.

И.С. Тургенев М.М. Пришвин К.Г. Паустовский
Листья Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.
Птицы Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Классики видят то же, что видят в осени все люди, обязательно берут это общее (стандартное даже), но передают по-своему.

Можно, конечно, не использовать общее, но тогда будьте готовы к тому, что далеко не все читатели воспримут вашу осень, если они вообще ее узнают.

Однако если бы все ограничилось только этим, мы бы с вами не узнали автора по стилю.

Стиль делают особые фишки (их может быть несколько), которые повторяются из рассказа в рассказ, любимы авторами, наполнены особым смыслом – это уже талант.

У Паустовского это конструкции с «не», сами можете подсчитать, сколько частиц и приставок «не» в тексте: «Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный».

Еще оксюмороны: «жгучий иней».

И, конечно, контрасты: листопад /дождь, приход осени / неожиданное счастье и др.

У Пришвина – это внутренний диалог, слияние природы и человека: «…ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь».

«Говорящие» детали, олицетворения: «летящая паутинка лета», «день открывает глаза», лист «летит парашютиком»…

У Тургенева прием «матрешки», когда образы наслаиваются и создают картину:

1) Листва еще зелена… → 2) где-то она побледнела… → 3) из них одно дерево осеннее… → 4) оно-то и вспыхивает от луча… и т.д.

Еще Тургенев часто использует прием «перевертыш» непредсказуемо, но точно.

Здесь это выражено сравнением: «…березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца…»

А здесь метко найденным словом: «Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая , вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце…», – многие сказали бы так про весеннюю березку, а тут про осеннюю – молоденькую, сияющую.

Итак, подведем итоги:

1. Если вам природа нужна лишь как фон, несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования.

2. Важно не только понять – от какого лица нужно писать природу, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать только свою идею.

3. Важно знать атрибуты, общее представление об осени, но передавать их, используя методы наблюдения, ассоциации, языковые средства, наполняя образы своим видением, смыслом.

4. Помогает выбор «центра», «ядра», вокруг которого и разворачивается картина природы.

5. Ничто человеческое ничему и никому не чуждо – пейзажу тоже. Не бойтесь человека в описании природы.

6. Ищите свои фишки, не забывайте про них, сразу записывайте слова, фразы, которые внезапно пришли на ум, когда вы гуляли в лесу.

7. Читайте, без этого – никак!

Конечно, приемов и способов передать природу в произведении великое множество. Мы рассмотрели лишь три отрывка. Умение увидеть в книге красивое сравнение, эпитет, олицетворение, оценить его, восхититься им – это хорошо, но мало. Важно еще научиться сравнивать, исследовать и на этой основе искать свое. Удачи.

© Almond 2015

Если бы меня вдруг спросили, как правильно описывать природу в фиках, да еще в фэнтезийных, я бы недоуменно пожала плечами. А вот на вопрос, как ты описываешь ее, матушку, я бы ответила - вот так, как напишу ниже. Поэтому я не беру на себя важности рассмотрения всех возможных вариантов, отмечу лишь те, которыми пользуюсь я. Сразу надо взять в расчет, что среди нас мало Пришвиных с Паустовскими, не говоря уже про Тургеневых с их охотничьими записками, и все же у природы нет плохой погоды, а вот без природы фик явно что-то теряет. Давайте подумаем, почему: 1) Да потому что все мы дети природы и живем в ней, даже если за окном не проглядывает и деревца. Ведь природа это все: небо, солнце и вода, а с ними, родными, обязательно соприкасаются наши герои. 2) Потому что описание природы - это красиво, если подобрать правильные эпитеты и вообще уметь правильно взглянуть на окружающий нас мир. 3) Потому что словами мы пытаемся создать перед мысленным взором читателя картинку, а в этой картинке, как на фотографии, всегда есть задний план - и в большинстве случаев - это природа. 4) Потому что в фиках мы пытаемся раскрыть чувства героев, а сравнение с природой помогают нам лучше передать переживания. Вспомните только с уроков литературы бедного князя Болконского с его дубом! 5) И так далее и тому подобное… Каждый из нас может написать еще энное количество особо значимых лично для него пунктов. И это хорошо. Значит - описание природы действительно нужно. Теперь перейду к своему пониманию необходимости природы, а именно где и когда я включаю свои описания. Чтобы далеко не уходить от заявки, то сразу опишу необходимость описаний природы в фэнтези. В данном жанре мы знакомим читателя с вымышленным миром и, как ребенку, объясняем ему нашу фантазию по средствам сравнения с окружающей нас реальностью. Типа, вот у нас небо голубое, а у них фиолетово-розовое будто бы при закате. Картинка в мозгу кликнула - пассаж удался. Или же мы описываем мир, который очень похож на тот, в котором мы живем, тогда описаниями природы мы подтверждаем данный факт. Вообще природа в фэнтези необходима для погружения читателя в новый, неизвестный ему мир. Итак, отсюда сразу выводим пунктик описательного характера: 1) Описание природы создает картинку перед глазами, поэтому тут важно не растекаться мыслию по древу, а сразу найти тот дуб, который в картинке стоит на переднем плане. Тут иногда достаточно описать цвет неба, количество деревьев на заднем плане и состояние травы на данный момент. Не-пришвинский читатель от более подробного описания устает. Но искушенного читателя можно именно тут убить наповал богатством языка, который открывается в описательной части природы - паутинка дрожала словно тонкая шаль на плечах девушки… Или лучше как у Есенина - словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне… Откуда взялся розовый конь, спросите вы? Да, многие критики сначала считали, что просто для ритма и рифмы, то есть красивого словца, а оказалось, что белый конь на заре действительно розовый, но только наблюдательный глаз поэта поймал его и облек в слова. Посему для хороших описаний нужен не только богатый язык, но и наблюдательность - можно бродить по улицам и фоткать, а можно просто сохранять в альбом понравившиеся фотографии природы, найденные в интернете, и потом, как в школе, писать сочинение с картинки. Так, пора ставить точку, потому что о картинках можно говорить вечно. 2) Пункт второй мне очень близок - я пытаюсь природой усилить драматизм повествования, то есть в работу идут сравнения двух видов: - природа страдает или радуется вместе с героем. Типа, по Розенбауму, “загрустила дождями природа”. Тут опишем хмурое небо и хмурое лицо, стекающие по щекам дождинки вперемешку со слезами, и вот читатель плачет вместе с героем, ведь ему сочувствует сама природа. - природе наплевать, то есть герой рыдает, а на дворе смеются солнечные зайчики. Такое очень даже уместно, когда герои не поняты миром - ни людям, ни природе нет до них дела. И все же иногда контраст тоже показывает глубину переживаний. Типа, ему бы сейчас скакать с воробьями по весенним лужам, а у него нет даже сил поднять ногу, чтобы перешагнуть эту самую лужу. 3) Пункт - рефлексивный. Герой сидит и смотрит на природу, как тот самый князь Андрей. Вот я тоже покрылся коркой и устал от жизни - красивый сверху и трухлявый внутри. Отлично - вот и место действия и состояние героя. Ну как-то так. Быть может, не совсем, что хотел автор, но я попыталась написать драблл. Если кому-то понравится, я с удовольствием разовью каждый пункт. Пока это так, мозговая атака по теме заявки. Всем спасибо за прочтение! И хорошей погоды в ваших фиках!

Описание природы

Карнаухова Лариса Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №583
Приморского района Санкт-Петербурга

Цели урока:

Учебные: познакомиться с особенностями текстов описания природы: композиция, стиль речи, языковые средства;

Подготовиться к написанию сочинения, используя в качестве образца произведения мастеров слова (русских поэтов и писателей).

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, развивать коммуникативные навыки, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать бережное и ответственное отношение к слову; чувство прекрасного; совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Опираясь на формулировку темы, сформируйте цели урока.

Используйте опорные слова:

1. Познакомиться с ….

2. Учиться....

Проблемные задачи урока:

Как писать сочинение-описание зимней природы(как создавать текст описание, какие средства (языковые) при этом использовать; из каких частей будет оно состоять, в каком стиле будет написано?)

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Лидеры — организуют деятельность групп. Доброе начало — помощник делу.

Работа в группах

1. Познакомиться с особенностями описания природы;

2. Подготовиться к написанию сочинения — описания зимней природы.

Проверка группового задания, выполненного на предыдущем уроке. Каждая группа работала с текстом описания природы по упражнениям.

Что такое пейзаж? Напомните. (Пейзаж — описание природы.)

А с помощью чего, (кроме слов) еще может быть создан пейзаж? (С помощью красок — живопись, звуков — музыка)

Взгляните на репродукцию картины И Грабаря «Февральская лазурь». Художник использовал прозрачные, холодные тона. Вся картина пронизана ощущением свежести, чистоты.

И. Грабарь: «Вся природа праздновала какой-то праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Что объединяет разные виды искусства?

(Любовь писателей, поэтов и художников к родной природе, любование ее прелестями).

Ну а мы должны описать зимнюю природу словами и правильно подобрать их.

Вспомним слова К. Паустовского:

«Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем пишет, то и читатель ничего не увидит за ним. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают новизну, вызывают у него те мысли, чувства, состояние, какие писатель хотел ему передать ».

1 группа работала с понятием текст. (учебник Русский язык 6 класс, Баранова Н.Т, Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А и др. упражнение 277)

(Текст Ивана Бунина)

Данное высказывание является текстом, так как текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и при помощи языковых средств.

То есть здесь сохранены все признаки текста:

1. Предложения взаимно связаны;

2. Имеется смысловая законченность;

3. Имеется интонационная законченность;

4. Делится на части.

Вторая часть — яркие, радостные краски.

В третьей части — описание леса и его красок утром. (Глубокая тень просеки, синяя тень санного следа, зеленые венцы сосен, золотисто — солнечный свет).

Мы назвали текст Ивана Бунина — «Яркие краски зимнего леса».

В сочинении должен быть заголовок, отражающий тему.

2 группа работала с понятием типы речи.

1. Повествование — изображение последовательных действий. Состоит из завязки, развития действия, кульминации (наивысшего момента действия), развязки. Вопросы, которые можно поставить к тексту-повествованию: Что случилось? Как развивались события?

Части речи: преобладают глаголы.

2. Описание — изображение одновременных признаков предмета или явления. Состоит из:

1. Общего представления о предмете;

2. Описания деталей, частей;

Объект описания: природа, человек, животное, помещение.

Вопросы — каков предмет?

Части речи — преобладают прилагательные.

3. Рассуждение — тип речи, в котором излагаются причины явлений или событий, их взаимная связь. Состоит из:

1. Тезиса (мысль, которую надо доказывать);

2. Аргументов (доказательства), примеры;

3. Выводы.

Вопросы, которыеможно задать к рассуждению: почему?

Тип речи данного текста — описание зимнего леса. Основная мысль — как выглядят в заснеженном лесу кусты, пень, ветви. В тексте много прилагательных (жалкий кустик, крошечная полянка, смешные рожи), сравнений (кустик, похожий на веник, хворост похож на кружево, еловые ветки как лапы).

3 группа работала с понятием стили речи.

Разговорный стиль; функция-общение, применяется в разговорах, диалогах.

Особенности: непринужденность, эмоциональность.

Употребляются просторечия, диалектизмы.

Научный стиль; функция-сообщение, применяется в учебниках, научных трудах.

Особенности: точность, ясность.

Официально-деловой: функция-сообщение, применяется в документах, заявлениях, постановлениях, законов.

Особенности: официальность, точность.

Публицистический; функция-воздействие, применяется в газетных или журнальных статьях, выступлениях.

Стиль художественной литературы; функция-эмоциональность;

Применяется — в рассказах, романах, стихотворениях, поэмах.

Особенности: употребляются изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

Текст — описание зимы в научном стиле.

Зима — одно из четырех времен года.

Самое холодное время, следующее за осенью и предшествующее весне. (Из словарей: Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой и словарь живого великорусского языка В.И. Даля)

Текст - описание зимы в разговорном стиле.

Утром вышел на улицу. Морозище! Ну и холодища! Ох! Бегу в тепло (Просторечия, существительные с оценочными суффиксами.)

В каком стиле вы будете создавать свой текст?

Итак, мы будем учиться создавать текст: описание природы в художественном стиле (то есть пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами).

Задание.

Определите время года по свойствам: долгожданная, волшебная, чудная, ослепительная, завораживающая (зима).

При помощи каких слов мы выделим качества, признаки предметов и явлений?(эпитетов)

Эпитет — художественное, выразительное определение.

Эпитеты передают звуки, смысл, цвет, настроение, впечатление.

Эпитет — это прилагательное в переносном значении.

Задание.

Посмотрим, каждое ли определение является эпитетом. Каждая группа работает с двумя словосочетаниями, делает выводы.

1.Первая группа.

Каменное здание-каменное лицо. (Здание, построенное из камня-лицо, не выражающее никаких эмоций (ничего), застывшее).

Эпитет: каменное лицо, так как в данном случае в переносном значении слово каменное употреблено в этом выражении. Мы думаем, что автор использует этот эпитет, чтобы показать что-то примечательное в лице человека, создать его образ.

2.Вторая группа

Золотое кольцо — золотой огонь. (Золотое кольцо — кольцо, сделанное из драгоценного камня-золота. Слово употреблено в прямом значении. Золотой огонь — красивый, блестящий, сверкающий, похожий на золото. Прилагательное употреблено в переносном значении.)

3.Третья группа

Глубокое озеро — волшебное озеро. (Глубокое озеро — прилагательное обозначает размер по глубине, имеет прямое значение, является простым обозначением). (Волшебное озеро — эпитет обозначает: озеро очаровательное, пленительное, автор употребляет его для создания образа, здесь передается отношение автора к озеру: любование, восхищение, радостное настроение).

Итог

Таким образом, эпитет не только выделяет свойства, признаки предмета, но и создает образ, передает отношение автора, то есть является изобразительно-выразительным средством (языковым).

Задание: Выписать эпитеты из стихотворений, прозаического текста, показать их роль.

Первая группа:

К. Бальмонт: «Снежинка»: описание снежинки с помощью эпитетов:

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая, Какая белая!

Эпитеты К. Бальмонта придают описанию снежинки музыкальность, рисуют образ снежинки, передают авторское восхищение, любование, чувства — радость, удивление, очарование.

Вопрос: Какое настроение возникает у нас? (сказочное, светлое)

Вторая группа

Стихотворение Николая Брауна:

Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мертвый мел,

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов,

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

Снег описывается с помощью эпитетов: игольчатый снег, нежно-розовый снег, голубой снег, синий снег.

Первый эпитет обозначает сходство снега с иголками по форме, эпитеты нежно-розовый, голубой, синий — это цветовые эпитеты, которые показывают богатство красок зимнего снега, рисуют словами картину зимней природы, дают возможность почувствовать красочность, разноцветность русской природы.

Возникает настроение удивления, торжественное и прекрасное.

Третья группа

Иван Шмелев «Лето Господне»

«Красота-то, какая! Первая звезда, а вон другая... Звезд все больше. А какие звезды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, - голубые, хрустальные, синие и зеленые...

Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-токно. По улице — сугробы, горы. А воздух — синий, серебрится пылью, дымный, звездный.»

Снег — синий, крепкий.

Воздух — дымный, звездный.

Эпитеты в основном цветовые, передают нарядность зимней природы, создают ощущение праздника.

Языковые средства отличаются выразительной силой в передаче мыслей и чувств, передают взволнованность, красочность, эмоциональность — все это позволяет живо и ярко представить мысленно картину.

Коллективное составление плана.

1. Наступила зима.

2. Снег, деревья, лес, небо, солнце, воздух, узоры — зимняя картина.

3. Зимнее настроение (праздничное, бодрое, жизнерадостное, веселое, теплое)

Какие главные образы помогут вам нарисовать словесный зимний пейзаж?

Воздух — тихий, прозрачный, морозный, серебристый.

Лес — безмолвный, заколдованный.

Зима — сказочная, волшебная, грозная, жестокая, удивительная, чудесная, волшебная, чародейка, колдунья.

Снег — блестящий, новогодний, сказочный, пушистый, серебристый.

Рефлексия.

Мы живем рядом с природой, которая успокаивает, радует, возвеличивает душу.

Природа — источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу. Сегодня вы все были именно такими, оставайтесь такими же, и тогда вам откроются все богатства русской природы, которые можно выразить с помощью слов.

Вопросы:

1. Что мы узнали?

2. Для чего пригодятся эти знания?

3. Достигли ли мы цели?

4. Какие трудности возникли?

Среди множества чувств выберите 1-2 (восторг, радость, удивление)

Приложения к уроку.

Правила работы в группе.

1. Слушай партнера внимательно.

2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.

3. Отмечай прежде всего положительные ответы.

4. При затруднениях проси помощи у партнера, помогая сам, если тебя просят.

5. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

На уроке использованы следующие образовательные технологии:

Технологии дифференцированного обучения, позволившие учителю учитывать индивидуально — психологические особенности детей по области интересов, по уровню достижений (умственного развития), по личностным типам (типу мышления, характера, темперамента).

Этому способствовало разделение детей для групповой работы, дифференцированные задания (по уровню сложности) для каждой из групп;

Технология сотрудничества, которая помогла обеспечить совместную деятельность учителя и учащихся на основе взаимопонимания, демократизации (работа в группах по выполнению заданий по тексту, стилями речи);

Технология развития критического мышления, которая давала возможность учащимся не только осмысленно воспринимать информацию, но и анализировать ее, выделять главное и второстепенное, делать выводы (сравнительные задания на выявление эпитета и определения).

Технология исследования — поиск, выявление проблем, которые обеспечили мыслительную деятельность учащихся, развивали самостоятельность (например задания на определение проблем и целей урока);

Игровые технологии. На уроке использована занимательная игра: узнай предмет по признаку — определи время года по прилагательному.



Что еще почитать