Нахичевань – другой азербайджан. Нахичевань - транспортные заметки

Нахиджеван -Исконно Армянская земля,под оккупацией закавказских татар(1923-азербайджана)


Флаг Нахиджевана

Административное деление нахиджевана

Нахиджеван-Руки прочь от нахиджевана

История Нахиджевана

Нахичеван — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова. «Нахичеван» — арм. → «Нах» — первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает об этническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского «Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют „местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монах Месроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана, после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Краткая хроника

Нахичевани, относятся к эпохе неолита(9500 лет до н. э).

Айастан

Айаса

Аррата

Torgom(2570-2507)

Айаса(Hayasa) (2492 г. - 331 г. до н. э.)

История Нахиджевана(Нахичеван)-Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечает, что по преданию город Нахичевань был основан Ноем, а дата основания города по персидским и армянским источникам — 1539 год до н. э. — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова.«Нахичеван» — арм. → «Нах» Современная наука также относит основание города к 1500 году до н. э.— первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает обэтническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского«Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принесязатем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют„местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монахМесроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана,после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Армянские, хеттские, ассиро-вавилонские, персидские и греческие источники свидетельствуют о правлении семи основных всеармянских царских династий в Армении:

590 г. до н. э. — в составе Арарата(на ассирийском Урарту)

Во II веке н. э. Нахичеван уже был известен Птолемею под именем Ναξουὰνα.

Тигран II -140 год до н. э. — 55 год до н. э.

Столицы Арташат, с ок. 200 Вагаршапат, с 338 Двин

Мовсес Хоренаци (V или IX вв н. э), описывая деяния легендарного армянского царя Тиграна I Ервандида (Тигран I Древний) повествует о крепости Нахиджеван (арм.Նախիջևան).

Средневековый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби приписывал основание Нахичевана (Нахшеван или Накшиджихан) легендарному царю Турана по иранской мифологии Афрасиябу. Иранский историк и географ XIV века Хамдаллах Казвини в своей книге «Нузхат Ал-кулуб» («Услада сердец») основателем города Нахичевань (Накш и-джахан) считал сасанидского иранского полководца, в последующем шахиншаха Ирана, Бахрам Чубина, жившего в конце VI века н. э.

В составе Великой Армении

C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянамиземель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составеАрмении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары(уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн,район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (нынеШахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственнымигофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мыслио необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, гдепроповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоцаназвание Месропаван.

В VI—IV вв. до н. э. город — в составе персидской сатрапии «Армения».

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии.

В V—VII вв. столица Персидской (т. н. Марзпанской) Армении,после в составе провинции Армения Арабского Халифата.

590 г. до н. э. — в составе Мидии, с VI века до н. э. — в состав государства Ахеменидов, в границах сатрапии «Армения»,В составе Великой Армении. C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянами земель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составе Армении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн, район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.

В 623 году временно отошел к Византии, в
середине VII века завоеван арабами.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Хармпредставителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек)




В VIII векенаселение этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек).

Анийское царство Багратидов


В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. о владения князю Сюника. В 902 г.

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии. В 623 году временно отошел к Византии, в середине VII века завоеван арабами. В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек) В VIII веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.



Анийское царство Багратидов

В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, накануне монгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


Смбат передал его владетелюВаспуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этогоНахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районеНахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна(XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, наканунемонгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. Во второй половине IX века и особенно в эпоху правления Гагика I Нахичевань, как остальные южные области Армении не были подвергнуты нападениям.
После этого Нахчаван, или Нахиджеван, как его также стали называть, оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани.



Сельджуки, монголы, Тимур



Сельджуки, монголы, ТимурВ 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства.
Династия Закарян (Еркарабазук, Мхаргрдзели) (1196 - 1261)

В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства Ильдегизидов.В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»Оттеснение армянского населения тюрками.Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как и мусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменские кочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору

В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.),сохранили свое значение и после тюркского завоевания.Разорялась монголами (XIII век), Тамерланом (конец XIV века).

Ильдегизидов.

В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетившийНахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства ивеличайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсотармянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»

Папский посол Рубрук, посетивший Нахичевань вскоре после её разгрома монголами, нашёл на месте этого некогда «величайшего и красивейшего города» «почти пустыню»: «Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

В XVII веке входит в состав государства Сефевидов.

Оттеснение армянского населения тюркамиУже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлымтюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как имусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.

В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120 тысячным войском захватывает у турок практически не сопротивлявшийся Нахичевань, об этом свидетельствует побывавший с австрийским посольством Георг Тектандер отмечая, что«Все города и села, затем, куда бы мы не пришли, подчинялись Персам добровольно, без всякого противодействия, как н. п. города Маранд в Мидии, Нахичевань, Джульфа в Армении и многие другие, чему я сам был свидетелем»»После занятия города шах выселил всё его население в глубь Персии, по словам армянского автора Аракела Даврижеци, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению»Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал регион как цветущий край. Челеби писал о Нахичевани, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменскиекочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору.

Эпоха персидско-турецких войн

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенный преимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):

а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;

б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);

в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных

путей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.В составе Персии. Нахичеванское ханство.Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели

Эпоха персидско-турецких войн.

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.

Сефевидов.

Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизонгорода Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе сжителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци,поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинныебороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержатьрегион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (какармянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню]благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана былоугнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенныйпреимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга(Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе сосвященниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород,существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли припереселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионовавыделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванныхпутей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительныхработах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться вНахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивалрезню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидскихвойн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.

Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В составе Персии. Нахичеванское ханство.

Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий крайи называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городеКарабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описываягород Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборныхмечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В конце XVIIIначале XIX веков столица независимого Нахичеванского ханства. 26 июня 1827 без боя занята русскими войсками генерала Паскевича.

Согласно статье III Туркманчайского мирного договора, подписанного 10 февраля 1828 г.

Вместе со всем ханством была уступлена шахом «в полную собственность» Российской империи. Тогда же вошёл в состав Армянской области.

В составе России

В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии, однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью, и cогласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеваньское и Эриваньское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров; в

результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгеpли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешел на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожаловано звание генерал-майора русской службы и походного атамана войска Кенгерли.; он был назначен наибом (капитан-исправником, руководителем гражданской части) Нахичеванского уезда, тогда как его брат - Ордубадского. По рескрипту Николая I от 20 марта 1828 года сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединенных к России Нахичеваньского и Эриваньского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением

Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркское население. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое

переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %, «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66 армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.Погром армян в Нахичевани 1905—1906 Вандализм азербайджанцoв 1905—1906

С 1849 года центр Нахичеванского уезда Эриванской губернии.

К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркскоенаселение. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовоепереселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения,лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российскийпосол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичудать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %,«адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.

Жизнь в Нахичевани, неотъемлемой части Азербайджана, географически полностью оторванной от основной территории страны, сильно отличается от условий жизни в остальной части страны. Этот край более авторитарный и упорядоченный, чем основная территория Азербайджана. Население автономной республики живет в тяжелых условиях из-за лишений и эмиграции.

До Нахичевани трудно добраться. От остальной части страны он отделен территорией Армении и за последние 16 лет попасть туда наземным транспортом невозможно. Из Баку добраться до Нахичевани можно только на самолете, но в аэропорту имени Гейдара Алиева всегда стоит внушительная очередь желающих купить билеты.

По данным последней переписи населения, проведенной в 1999 году, население автономной республики составляло 370 тысяч человек, но фактически очень много нахичеванцев живет не в автономии, а в Баку или в соседней Турции.

На улицах города Нахичевани, столицы автономии, к 9 вечера уже довольно безлюдно, как и в центральном парке имени Гейдара Алиева. Студент Нахичеванского государственного университета Ильгар Гусейнов объяснил это следующим образом: «Молодежь опасается выходить в парк, тем более, вечером. После 10 вечера полиция все равно закрывает все чайханы. С другой стороны, исполнительная власть города наложила неофициальный запрет на совместные прогулки девушек и парней. Девушкам также запрещено носить мини-юбки».

По чистоте Нахичевань не уступает самым опрятным городами Европы. На улицах и в парках невозможно найти ни одного окурка. Эта чистота результат административного привлечения жителей к принудительным работам, известного в советское время как «субботник».

«При уборке улиц широко используется труд сотрудников бюджетных организаций и солдат нахичеванского гарнизона», – говорит житель Нахичевани Газанфар Агаев.

«Врачи, медсестры, учителя белят стены, подметают улицы, ухаживают за деревьями. А когда кто-то отказывается работать, его пугают санкциями, ибо приказ издан самим Васифом Талыбовым», – сообщил IWPR член оппозиционной партии «Мусават» Мухтар Юсифов.

ВасифТалыбов – председатель парламента Нахичевани и фактически правитель края.

«Талыбов – абсолютный властелин всей Нахичевани. Как будто вся республика является его частной собственностью. Не зря его прозвали «Нахичеванским ханом», – говорит доктор по имени Вахид.

По его словам, «хан» иногда издает удивительные распоряжения. Например, в Нахичевани запрещено вешать белье на балконах и въезжать в город на старых автомобилях. Это объясняется заботой о внешнем виде города.

«Существующий жесткий режим сделал Нахичевань похожим на Туркменистан», – говорит таксист, имея в виду самое репрессивное государство в Средней Азии.

Однако проправительственные политики оправдывают жесткие методы правления. Председатель партии «Ана Ветен» («Мать Родина») Фазиль Агамалы в беседе с IWPR сказал: «Васифа Талыбова нельзя обвинять в существующем в автономной республике жестком режиме. Регион существует, как эксклав, отрезанный от остальной части страны и с трех сторон окруженный Арменией. Без твердой руки в регионе начались бы хаос и анархия».

Экономика является самой большой проблемой региона. Бедствующие нахичеванцы связывают надежду на развитие региона с притоком в страну нефтедолларов. Однако пока жизнь для них остается сложной.

Таксист отвез корреспондента IWPR на городской рынок. Оказалось, что цены там намного ниже бакинских. Например, килограмм мяса в Баку стоит 5 манатов, а в Нахичевани всего 3 маната. Фрукты и овощи дешевле порой в 2-3 раза.

В Нахичевани все еще сохраняется высокий уровень трудовой миграции. По словам Агаева, села Ейдже и Гаргун Шарурского района полностью опустели. Жители этих сел, расположенных у самой границы с Турцией, целыми семьями переехали жить в близлежащий турецкий город Игдыр.

По словам председателя Объединения демократических реформ Парвина Раджабова, в Нахичевани проживает только половина из числа жителей, указанной в результатах переписи.

«В данный момент в связи с безработицей в автономной республике осталось 150-170 тысяч человек. В результате мониторинга мы выяснили, что в турецких городах, таких как Стамбул и Игдыр только выходцев из Шарурского района Нахичевани проживает и работает около 50 тысяч человек, с учетом того, что по официальной статистике население этого района составляет около 120 тысяч человек».

По словам сотрудника пресс-службы правительства Адиля Гахраманова, уровень эмиграции начал снижаться, а многие жители автономной республики постепенно возвращаются назад.

«Открываются новые рабочие места и создаются условия для деятельности малых предпринимателей, что служит основной причиной, по которой население возвращается в Нахичевань», – заявил он и добавил, что за последние два года в республике сданы в эксплуатацию 4 больших и 200 малых предприятий.

Коренной нахичеванец, депутат азербайджанского парламента, председатель партии «Великое созидание» Фазиль Газанфароглу все же верит в лучшее.

«Нельзя не отметить относительные улучшения в социальной жизни автономной республики, – сказал он. – Невозможно отрицать чистоту и красоту столицы Нахичевани. Но, с сожалением должен отметить, что от этой красоты населению лучше не становится».

Изоляция является основным фактором, тормозящим развитие Нахичевани. Местные власти готовы способствовать развитию оздоровительного туризма и использовать с этой целью популярные в советское время санатории. Однако, как говорит доктор некогда знаменитого санатория Батабат Сулейман Мамедов, «в наших санаториях в Батабате, Бадамлы и Вананде достаточно возможностей для развития туризма, но эти районы находятся на границе с Арменией и сюда перестали приезжать не только из стран СНГ, но, и других регионов самого Азербайджана, а о приезде туристов из дальнего зарубежья и говорить нечего».

Политическая жизнь в Нахичевани в состоянии застоя. Оппозиционные и независимые газеты, которые можно купить в других районах Азербайджана, здесь в киосках не продаются, они лишь передаются из рук в руки. Если в какой-то из этих газет пишется что-то негативное о руководстве автономной республики, власти добывают все экземпляры, поступившие в Нахичевань, и уничтожают их. Продавец, который все же осмелится продать газету с компроматом, получит 15 суток ареста.

«Существование оппозиционных сил носит лишь формальный характер, для отвода глаз международных организаций. Оппозиционным партиям не разрешено не только организовывать акции протеста, но даже публично праздновать национальные праздники. Они вынуждены проводить конференции с участием сотрудников местной полиции и спецслужб», – говорит член оппозиционной партии «Мусават» Эльчин Гадимов.

Некоторое время назад, местному жителю Ильхаму Нариманоглу пришлось писать объяснительную записку в полицейском управлении только потому, что у него гостил корреспондент оппозиционной газеты.

Корреспондент IWPR на себе испытал подозрительное отношение властей к независимым журналистам, заплатив штраф в размере 2 манатов за то, что при отъезде в Баку имел при себе совершенно безобидный диктофон. Причину ему никто так и не объяснил.

Сабухи Маммадли, корреспондент газеты «Йени Мусават», Баку.

Не объедешь, на самолете лететь не с руки. Поэтому поездка сюда отложилась до лучших времен.


Мусорные баки.

Trash dumpsters.


Парадные адресные таблички.

Front entrance address signs.


Афишная тумба.

An advertising pillar.


На люках читается слово «дизайн».

An alternate spelling of “design.”


На каждой газовой трубе есть круглая нахлобучка. Вероятно, какой-то узел иранского производства.

Every gas pipe has a round contraption attached to it. Some sort of Iranian-made fitting, it seems.


Высокое напряжение.



Окраина непричесанная.

The unpolished outskirts.


Телевизионные тарелки.

Satellite TV dishes.


Как и в Баку, тут принято пристраивать к своей квартире столько метров, на сколько хватит денег. Не имеет значения, на каком этаже. Соседи сверху и снизу участвуют в программе расширения жилплощади по мере обогащения.

Like in Baku, it’s common practice to build on extensions to apartments here, their size limited only by how much one can afford. It doesn’t matter which floor the apartment is on. Upstairs and downstairs neighbors participate in the square footage expansion program to the best of their financial ability.


Любопытно, что все дорожные знаки дублируют на асфальте.

It’s interesting to note that all the traffic signs are also painted on the road surface.


Еще любопытно, что для сбора конденсата из кондиционеров тут используют пластиковые бутылки, ровно как в Мале .

It’s also interesting that plastic bottles are used here to collect AC condensate, just like in Malé .


К сожалению, к этому моменту все интересное закончилось.

Unfortunately, at this point all the interesting things had run out.


Было два часа дня. От безделья я сходил посмотрел на местную чахлую достопримечательность.

It was two in the afternoon. Finding nothing better to do, I went to see the lackluster local attraction.


Три раза проехал вдоль и поперек по городу.

Drove up and down the city three times.


И понял, что еще одного дня здесь не вынесу. У меня был билет на послезавтра, но тоска заела нешуточная. И я пошел в Авиакассу. Она здесь одна. Перед зданием стояла толпа в сто человек, которые записывались в очередь. Внутри здания еще столько же народу. Войти сначала не удалось, получил свой трехзначный номер и сел под дерево кручиниться.

And realized I couldn’t bear to spend another day here. My return ticket was for the day after next, but I was already bored to tears. So off I went to the airline ticket office. There’s only one for all the airlines here. A hundred people were crowding to register for the queue outside; another hundred were waiting inside. I wasn’t able to get in at first; I received my three-digit number and sat down under a tree to wallow in my sorrow.


Добрые люди стали расспрашивать, как да чего. Улететь, говорю, сегодня хочу. Так иди к ментам, скажи, что сегодня надо, отвечают. Подошел — сработало.

Kind people began to inquire about my troubles. I want, I said, to fly out today. So go up to the cops and tell them you need to leave today, they replied. I did—and it worked.

Внутри система такая: сидят десять кассирш, каждая отвечает за одно направление. Одна продает билеты только в Москву, другая в Стамбул, третья в Баку. Бегал от одной к другой, пока не выяснилось, что есть билеты в Баку сегодня ночью.
— :-)
— Остался только бизнес-класс.
— :-(
— Стоит 99 $.
— :-)

The system inside works like this: there are ten cashiers, each of whom is responsible for one destination. One sells tickets only to Moscow, another to Istanbul, a third to Baku. I ran around from one to the next until I found out that there were tickets to Baku available for that night.
“:-)”
“We only have business class left.”
“:-(”
“It’s $99.”
“:-)”

Нет, нет, только не Нахичевань.

Anything, anything but Nakhchivan.

Побывал в одном из самых малопосещаемых туристами регионов бывшего Советского Союза - Нахичеванской Автономной Республике. Это эксклав Азербайджана. Географически Нахичевань отделена от остальной части Азербайджана территорией Армении и сейчас граница между странами полностью закрыта. Попасть из Баку в Нахичевань по земле можно только через Иран. Или через Грузию и Турцию (но это очень долго). Я проехал Нахичевань транзитом из турецкого города Ыгдыр в иранский Тебриз с остановкой на ночь. Давно я не получал столько внимания к свой скромной персоне от официальных лиц. Про нахичеванскую границу я немножко почитал в инете, туристов туда ездит очень мало, т.ч. каждый вызывает неподдельный интерес. Некоторых путешественников подозревают в шпионаже, поэтому обыски и длительные допросы не редкость. Впрочем, по порядку.

Новый год я отметил в турецком городе Ыгдыр. Достопримечательностей в нем, кроме двух букв "ы" в названии, нет. А еще это ближайший город к священной армянской горе Арарат. Большую часть времени из любой точки города на нее открываются шикарные виды. Но не 1 января 2016 года. Снег валил всю ночь и всё утро. Засыпало совершенно все. Автобус в Нахичевань, к счастью, не отменили. Все пассажиры автобуса были либо азербайджанцы, либо турки - я был единственным иностранцем. Я разговорился с одним азербайджанцем, который хорошо говорил по-русски. Слово за слово и он пригласил меня переночевать у него дома. Особо долго я не раздумывал, всё лучше, чем в гостинице.

На турецкой границе построен огромный пограничный пункт. При этом совершенно пустой сейчас. Куча парковок, мест для досмотра, много помещений. Похоже, что построено это впрок - неужели они ожидают настолько большого увеличения пограничного движения? И почему через Нахичевань, которая имеет вторую открытую границу только с Ираном, при этом у Турции есть своя граница с Ираном, и пограничный пункт буквально в 50 км. Азербайджанцы тоже много чего строят у себя на границе, но пока что не достроили еще. Моя "легенда" (она же правда) - транзит из Турции в Иран, вполне укладывалась в мировосприятие пограничников. Опять же у меня и виза иранская была, поэтому мне задали всего десяток вопросов (на русском) и даже не досматривали. Потом подошел бравый офицер, который желал потренировать свой английский и задал те же примерно вопросы. Я получил свой штамп и "добро пожаловать".

В Нахичевани я поехал к своему новому знакомому из автобуса. Жил он недалеко от центра в частном секторе. Не успели мы приехать и зайти в дом, как он на улице имел беседу с кем-то, я подумал сначала - соседи его. Ан нет. Он сказал, что это местная гос.безопасность с автовокзала следила за мной - куда это я намылился. Вероятно, моего гостеприимного хозяина предупредили, что теперь он несет ответственность за непутевого туриста, которого приютил. Мужик всю дорогу мечтал выпить, похоже, что он меня как собутыльника и позвал. Правда, я его сразу предупредил, что временно не пью, но вероятно не убедил - "пиво-то немножко выпьешь". После беседы с местным КГБ пить со мной он передумал. Впрочем, все равно мы весьма душевно пообщались.

С утра меня под конвоем (разумеется под предлогом "я тебе сейчас все покажу") повели смотреть город. И тут ему позвонили и срочно вызвали на работу на водоканал, из-за морозов что-то там прорвало. Меня он хотел было посадить в такси до границы, но я отказался, сказал что хочу город немножко посмотреть. Этот факт часто удивляет местных жителей во многих местах, не только в Нахичевани. Дескать достопримечательностей у нас нет. Пришлось ему звонить куда-то и сообщить о моем непутевом поведении. Появился "родственник", как мне его представили, который мне сейчас все в городе покажет. Мне честно говоря было пофиг, военные укрепления я не собирался все равно фотографировать. К сожалению, "родственник" не говорил по-русски, и этот факт его тоже огорчал, т.ч. минут через 10 и пару звонков куда-то, появился "друг", который случайно тут прогуливался и тоже не прочь показать мне город. На русском "друг" говорил весьма прилично, к тому же знал еще и английский и французский. Вообще классный чувак оказался, интересный собеседник. И как гид не плох:)

Осмотрев Нахичевань, меня посадили на такси в сторону иранской границы, в приграничный город Джульфа. Автобусов туда не ходит, но таксисты собирают по 4 человека в машину и везут за пару долларов в Джульфу. Таксисту тоже наказали следить за мной, пару раз звонили по дороге, проверяли, как я там. Таксист передал меня на руки одному из своих пассажиров, который как раз в Иран ехал, с наказом провести через границу и довезти до Тебриза. Что в общем и случилось. Я бы, конечно, и сам справился, но не так шустро. А тут все получилось совсем просто - и на границе у меня был личный переводчик и деньги мне поменяли по отличному курсу и в такси до Тебриза взяли совсем небольшую сумму. Всё как для местных.

Приезжайте в Нахичевань! Индивидуальное внимание - каждому путешественнику:) У меня правда было почему-то чувство, что я мешок с картошкой, который все время куда-то тащат. Главное дотащить до забора, перекинуть и дальше уже не наша проблема.
Но всё что я хотел - я увидел и лишнего времени не потерял. Фотографий пока не будет - инет совсем дохлый сейчас.

По конституции Нахичеванская автономная республика считается самостоятельным государством в составе Азербайджана, от основной территории которого она отделена оккупированной территорией и

Древняя история региона

Люди проживают на территории Закавказья с давних времен, а значит, Нахичевань имеет богатую историю. Первые упоминания об этом регионе появляются у Птолемея в рассказе о городе Наксуана, известном сегодня под именем Нахичевань и являющемся столицей автономной республики.

На протяжении многих поколений жизнь региона неразрывно была связана с библейской историей о Ное и его ковчеге.

Немецкая филологическая традиция возводит название города к древнеармянскому префиксу "нах" и слову "иджеван", что переводится как "место высадки". На протяжении многих столетий местные жители демонстрировали путешественникам остатки Ноева ковчега. И хотя существование ковчега не находит материальных подтверждений, древность города считается доказанной. По археологическим данным и на основании филологических источников можно полагать, что история города Нахичевань насчитывает порядка трех с половиной тысячелетий.

Территория, на которой находится Нахичеванская автономная республика, находилась под властью многих государств, среди которых были Урарту, Империя Александра Великого и держава Ахеменидов. Также на этой территории существовали несколько армянских государств, таких как страна Тиграна Великого и Анийское царство. Даже монголы дошли до этих мест и оставили после себя невероятные разрушения, задокументированные европейцами, среди которых был папский посол Рубрук - монах-францисканец, который по настоянию короля Людовика lX посещал монгольскую империю.

Азербайджан: Нахичеванская автономная республика

Когда Нахичевань и окрестные земли перешли под контроль Российской империи, в регион началась активная миграция армянских семей, которые, как им казалось, возвращались на свою историческую родину после их насильного переселения в центральную часть Персии по инициативе шаха Аббаса l, завоевавшего страну в XVll веке.

Впервые о нарастающей напряженности стало известно со слов Грибоедова, который посещал Нахичевань по дороге в Персию. С тех пор Нахичеванская автономная которой сегодня состоит из азербайджанцев, пережила много сложных лет конфликтов на религиозной и этнической почве.

Современное положение дел

Нахичеванская автономная республика, национальный состав которой изменялся на протяжении нескольких столетий, пришла к концу двадцатого века с неутешительными результатами. Этническое разнообразие всегда было отличительной чертой этих краев, но в результате многочисленных конфликтов, потрясших регион с распадом Советского Союза, состав населения изменился до неузнаваемости и представители почти всех проживавших в республике национальностей покинули ее. К 2009 году более 99% населения составляли азербайджанцы и 0,3% курды, традиционно проживавшие в Закавказье.

Азербайджанские власти всячески стараются стереть память об армянском присутствии в этой республике, не останавливаясь даже перед физическим уничтожением архитектурных памятников армянской культуры. Одним из самых ярких примеров считается уничтожение армянского кладбища в Джульфе, которое было разрушено, несмотря на протесты со стороны мирового сообщества и ЮНЕСКО.

Административное деление и самоуправление

Нахичеванская автономная республика входит в состав Азербайджана на правах самоуправляемой территории, статус которой определяется конституцией Республики Азербайджан.

С точки зрения администрирования, автономная республика состоит из семи районов и одного города - столицы Нахчывань. Кроме исторических, автономия республики находит основания еще и в географической изоляции.

Нагорно-Карабахский конфликт

Нахичеванская автономная республика стала ареной борьбы между Азербайджаном и Арменией в 1992 году, когда обстреляли азербайджанских военных. Ситуация тогда была настолько острой, что Турции пришлось открыть артиллерийский огонь по армянским войскам, чтобы предотвратить захват Нахичевани армянской армией, в то же время Иран начал у границы с Нахичеванской республикой, чтобы предупредить Армению о нежелательности нового наступления.

От большой войны регион удержали российские миротворцы и желание Гейдара Алиева укрепить свою политическую власть через заключение мира с Арменией.

Экономические проблемы и перспективы развития

Из-за многочисленных этнических конфликтов закавказский регион представляет собой практически непроходимую насквозь территорию, разделенную закрытыми границами. Такое положение дел не может не сказываться и на экономической жизни стран. Нахичеванская республика переживает затянувшийся экономический кризис, вызванный энергетической и экономической блокадой со стороны Армении, которую, в свою очередь, блокируют Турция и Азербайджан.

Ситуация однако, смягчается тем, что Иран, который по праву считается одним из самых могущественных государств региона, занимает в многочисленных спорах нейтральную позицию. Это позволяет ему оказывать экономическую и гуманитарную помощь как Армении, так и Нахичеванской республике.

Нахичеванская автономная республика сумела сохранить свою автономию благодаря активной челночной торговле с соседней Турцией.



Что еще почитать