Наталья штурм и александр новиков отношения. Наталья Штурм, певица: «От сказанного Новиковым в мой адрес пахнет туалетом! И что, он свободно по квартире бегает

Александр НОВИКОВ - певец, поэт, композитор - держится в стороне не только от отечественного шоу-бизнеса, который ненавидит всей душой, но и от славной братии исполнителей собственных песен - шансонье и бардов. Он оказался в какой-то своей нише, в которой представлен в единичном экземпляре и где невероятно уютно себя чувствует. И так было с самого детства.

Мой отец, военный летчик, познакомился с мамой, когда она училась в сельскохозяйственном институте в Симферополе, - рассказывает Александр Новиков . - Потом отца послали служить на курильский остров Итуруп, там у них родился я. Затем перевели на Сахалин. Там родилась моя младшая сестра Наташа.

Наташа - талантливая спортсменка, играла за молодежную сборную по баскетболу страны и считалась невероятно перспективным игроком. Но она погибла в 17 лет в авиакатастрофе - вместе с юношеской сборной летела в Прагу и самолет потерпел крушение. Все девчоночки 16 - 17 лет, что были в сборной, разбились. Мать после этого так и не оправилась, не пережила этого удара.

Хулиган-отличник

- А с отцом вы потом встречались?

Родители разошлись во Фрунзе, отец ушел на пенсию и женился еще раз. Я был уже взрослым и приезжал в Киргизию по делам. Нашел его. Мы старались не говорить о наших семьях - вели обычный такой бытовой разговор отца и сына. Через месяц отца не стало. Хорошо, что с ним повидался на прощание.

Мама довольно тяжело пережила развод, не захотела оставаться во Фрунзе и поменяла квартиру на Свердловск - так тогда назывался город Екатеринбург. Почему именно он - не знаю. Она когда-то училась там и, видимо, сохранила о городе теплые воспоминания.

Несколько лет я учился в Славгороде на Алтае. Родители отправили туда как раз в период своего развода. Учился, между прочим, на одни пятерки. Память у меня была феноменальная!

- Очень сложно представить вас отличником... Я почему-то считала, что в вас больше хулиганистости, озорства.

Я был хулиганом первостепенным! Лидером никогда не считался, но и среди незаметных не ходил. Дрался всегда.

Я хорошо помню, как уже в Свердловске мы ходили драться с соседним районом - сто человек на сто, на железнодорожной насыпи - и я с гитарой наперевес в первых рядах. Моим коронным номером был «испанский воротник» - это когда насаживаешь гитару на чью-то голову.

- А гитару не жалко было? Вы уже к тому времени умели пользоваться ею по назначению?

Впервые я взял в руки гитару во Фрунзе в восьмом классе. Мы с пацанами пошли в кино на фильм «Вертикаль». И сам фильм, и особенно песни Высоцкого произвели на меня такое впечатление, что я шел из кинотеатра и понимал, что жизни без гитары мне теперь нет. Пришел домой и говорю матери: «Покупай мне гитару» - у меня как раз близился день рождения.

Если гитару разбивали в драке, двор скидывался на новую - она стоила около семи рублей. Сам зарабатывал - в карты уже неплохо выигрывал, вагоны разгружать ходили. У нас ведь не только драки были, но и взаимовыручка, последнюю рубаху отдавали, если нужно. Это сейчас у нас в стране слабого добьют, чтобы не мучился, а тогда мы так воспитаны были - если слабый, помоги ему стать сильным.

В это время в школе я уже учился не так хорошо. По литературе мне ставили колы и двойки, потому что я назвал повесть Горького «Мать» сортирным произведением. Учительница пришла в ужас, а я считал это произведение конъюнктурным, написанным по заданию партии и оттого с литературой ничего общего не имеющим.

В общем, я окончил школу с одними тройками. И - единственный во всем выпуске - с четверкой по поведению. При этом я не был комсомольцем, и директор мне сказал, вручая аттестат: «Саша, иди работать на завод, поскольку никуда тебе не поступить». А я нагло ответил: «Вот куплю завод, тогда пойду на него работать».

Вот откуда это взялось тогда, в махровое советское время?

Завод я купил через двадцать лет, правда, на нем не только не работал, но даже и не бывал - им занимался мой друг и компаньон.

Первая любовь

- А когда Саша Новиков, гитарист и хулиган, первый раз влюбился?

Влюбился я первый раз в Славгороде в Тому Полежаеву . Это случилось в третьем классе. Ну, нравилась мне девочка очень... Потом тоже много влюблялся, но чаще всего безответно. Видимо, я выбирал не тех, что ли. Страдал. Но спасибо этим чувствам - они потом очень помогли мне. Я хорошо помнил это свое состояние, я мог ввести себя в него - и тогда рождались интересные вещи, такие как «Помнишь, девочка...», под которую уже не одно поколение влюбленных выросло.

Женщины - это не другой пол, это другая планета. Но вот что интересно: женщины меня никогда не предавали, а вот мужчины - много раз.

В горном институте я встретил Машу. У нас были занятия в другом корпусе, и там я увидел девушку, которая спускалась по лестнице. Что-то сразу щелкнуло в голове, все помыслы были найти ее. А потом мы встретились на геодезической практике и там познакомились. И я сразу понял, что именно она должна стать моей женой. Мы прожили вместе 35 лет, и сейчас, если бы пришлось выбирать, я женился бы только на ней. Я - чудовище, и прожить столько лет со мной - это по-своему подвиг.

Мы с ней поженились как раз в тот момент, когда меня отчислили из института.

- За что же?

За драку. Я в общежитии нашего института избил одновременно комсорга, профорга и старосту. Они считали себя хозяевами в общежитии и придрались ко мне, что я не отметился на вахте и лично им не доложил, что пришел в гости к друзьям. Поскольку я никак не отреагировал на их замечание, они взяли мою куртку и выкинули на лестницу. Ну и... В общем, началась драка, я разбил одному очки так, что все лицо оказалось залито кровью, а они вызвали милицию. Отвезли меня в райотдел, а наутро вызывают к следователю. Симпатичная женщина просит меня рассказать, как было. Я спрашиваю: «Вам для протокола рассказать или как было на самом деле?» Она ответила: «Как все было». Ну, я и начал рассказывать, что эта комсомольская шушера пьет водку и водит девочек, как все. А потом пишет на своих же товарищей доносы - кто, с кем, во сколько и как. Она меня выслушала внимательно и говорит: «Я вам верю, потому что у меня сын учится в этом институте и то же самое мне рассказывает». Потом вздохнула: «Но 15 суток за хулиганство вам придется оформить».

Но судья тоже оказался нормальным человеком и вынес решение: штраф 30 рублей. Собрали в общежитии нужную сумму, заплатили. Меня вызвали в деканат. Декан Кабаков Юрий Арефьевич , славный был мужик, мне сказал: «Я бы тебя оставил, но дело дошло до парткома. Пиши по собственному желанию». Меня отчислили, но свадьба состоялась, не отреклась от меня Маша, не испугалась.

Больше я уже учиться не ходил, а пошел работать в ресторан.

Уголовное дело

- В ресторане вы исполняли свои песни?

Нет, мы пели весь репертуар «Песняров», все, что тогда было модно. Но песни писал. Тогда все эти усилители, колонки, микрофоны были для работы непригодны, и просто выхода другого не было, как самим их делать. Я делал их настолько хорошо, что свою аппаратуру менял на дефицитные гитары, продавал, а на эти деньги доставал импортные инструменты. У меня уже была своя студия, свой ансамбль, мы выступали в ДК УПИ, и залы ломились от публики. Нас разгоняли, выключали свет. Сейчас это уже все трудно представить, но это все было.

Я бы, может, и до сих пор занимался производством аппаратуры, но в 1984-м мы решили записать альбом «Вези меня, извозчик...».

3 мая вышел альбом, а с июля за мной начали уже пристально следить. Телефоны прослушивали, за моей машиной ездил хвост, я понимал, что кольцо сжимается. Да и преследователи мои не очень прятались - из страны в тот момент выскочить было невозможно. Я понимал, что меня ждет арест, и страшно мне было только за семью - сыну Игорю тогда исполнилось десять лет, и два года назад родилась дочка.

- Почему же вас сразу не арестовали?

Им нужен был круг моих друзей, связей, отношений. Формально меня обвинили в незаконной предпринимательской деятельности, но мое уголовное дело начинается с документа «Экспертиза песен Александра Новикова». Авторы экспертизы - известные деятели культуры Урала, - проанализировав мои песни, сделали вывод, что я нуждаюсь в психиатрической помощи, а лучше - в тюремной изоляции.

Вел я себя на следствии довольно вызывающе, потому что понимал: судьба моя уже решена и сделать ничего нельзя. Следователи и дознаватели с первых допросов начали говорить, что выхода у меня отсюда нет.

Потом со мной беседовал полковник КГБ. Начал он с того, что сказал: «Песни твои мне нравятся, но шансов у тебя выйти нет - получишь 10 лет. Поэтому мой тебе совет - держись достойно». Я, кстати, ему благодарен за эти слова.

Но обвинение мне слепили по уголовной статье. Все документы сейчас уничтожены, хотя я после освобождения пытался отыскать свое уголовное дело. Суд шел 40 дней, вокруг здания ходили студенты с катушечными магнитофонами и крутили мои песни. Дали мне 10 лет, как и обещал полковник.

- Скажите, а как отнеслась ко всему этому ваша жена? Упрекала?

Никогда. Хотя ей было очень тяжело - у нас конфисковали все имущество до утюгов и одежды. Она приезжала ко мне на свидания в зону, и, хотя я жил в вечных контрах с администрацией колонии, свиданий меня не лишали, наоборот, давали вместо суток три дня. Я только попросил ее не привозить в колонию детей, чтобы они не видели этого ужаса.

- И что, никогда не было мысли уехать из страны?

Почему я должен уезжать из страны только потому, что в ней живут гады и выродки? Моя задача страну от них избавить.

Александр, наверное, меня не поймут, если не задам вопроса про ваш другой весьма скандальный проект - певицу Наталью Штурм. В своих мемуарах она пишет о вас нелицеприятно.

То, что она говорит, пусть останется у нее на совести. Зачем я буду комментировать фантазии, когда я знаю правду? Когда мы с ней закончили сотрудничество, договорились, что не будем публично высказываться друг о друге. Я свое слово сдержал, она - нет.

Вы правильно сказали - это был именно проект, и не надо ему приписывать значение романа.

Когда я столкнулся с вымогательством на телевидении, я решил: ни одной копейки они от меня не получат. Мои клипы по ТВ не показывали, потому что считалось: шансон. Но тут же, глумливо улыбаясь, мне предлагали заплатить пять-шесть тысяч долларов, и тогда - пожалуйста. Значит, бесплатно - мои песни шансон, а за деньги - не шансон и хорошие?

На каком-то концерте я встретил Штурм . На ее вопрос: «Ну как?» - сказал ей, что репертуар никуда не годится. Она ответила: «Что делать, другого нет. Может быть, вы напишете?» А почему бы и нет? Это, конечно, была грандиозная авантюра с моей стороны, потому что я никогда женских песен не писал и не выступал в роли продюсера. И вот написал «Школьный роман». Придумал клип и даже бабочек для него рисовал собственной рукой. А потом еще два десятка песен.

«Школьный роман» стал суперхитом и до сих пор в конце учебного школьного года исполняется во всех русскоязычных школах по всему миру. Песню без остановки крутили и радио, и телевидение несколько лет подряд без всяких денежных вливаний с моей стороны.

- А что за история о том, что вы будто бы выиграли Наталью Штурм в карты?

Как раз в то время, когда я по-дилетантски, но с верой в успех занимался продюсерством, журналисты одной бульварной газетенки сделали интервью и попросили придумать что-нибудь этакое на обложку. Я уезжал на гастроли, времени не было, я сказал: «Выдумайте сами!» И они выдумали. И вот сколько лет прошло, а на концертах обязательно хоть одна записка, но с вопросом про эту глупость обязательно придет.

А вообще продюсерство в нашей стране - неблагодарное дело.

Да и времени у меня на это сегодня абсолютно нет - работа в студии, гастроли. А сейчас к моим обязанностям прибавился Театр эстрады в Екатеринбурге, который мне поручили возглавить. И что бы недоброжелатели ни скрипели в моей адрес по этому поводу, скажу: этот театр будет лучшим театром эстрады в России!

Дмитрий ТУЛЬЧИНСКИЙ

Как корабль назовешь, так он и поплывет. С человеком сложнее. И все же… Свою фамилию Наталья Штурм оправдывает на все сто процентов. Ее бравый походный марш по отечественной эстраде не заметил разве что слепой. Ее погоня за личным счастьем стремительна и неотвратима. Недавно снова стала молодой мамой…

Как корабль назовешь, так он и поплывет. С человеком сложнее. И все же… Свою фамилию Наталья Штурм оправдывает на все сто процентов. Ее бравый походный марш по отечественной эстраде не заметил разве что слепой. Ее погоня за личным счастьем стремительна и неотвратима. Недавно снова стала молодой мамой… Да, иногда после штурма бывают отступления. В ее случае – лишь для того чтобы, отдышавшись, в очередной раз броситься в атаку. Сейчас Наталья Штурм штурмует новую высоту. Певица пишет книгу, обещающую стать громкой и скандальной. Начинается она так: “Мы учились в одном классе с Ромой Абрамовичем в школе номер 232 города Москвы. Рома был влюблен в меня, а мне нравился мальчик Женя из параллельного класса – он был симпатичнее. Если бы я приняла ухаживания Ромы…” - Теперь понятно, о ком была песня «Окончен школьный роман». Чего же раньше молчали? - Очень смешно получилось. Когда после окончания школы прошло лет десять, и все давно уже забыли, с кем учились, мы, бывшие одноклассники, собрались встретиться на обычную годовщину выпуска. Подружка одна говорит: «Ну, Ромка, конечно, не приедет, но наверняка пришлет поздравления». «Какой Ромка?» - спрашиваю. «Абрамович». - «Какой Абрамович? Что-то фамилия знакомая, чего-то там в связи с Ельциным фигурирует». - «Так это он и есть». - «Да брось ты!» - «Ты что, - удивилась она, - он же в тебя еще был влюблен…» Мне сказали, я его даже помучить умудрилась… - Что же, мальчика Рому Абрамовича не помните совсем? - Нет, вспомнила сразу. Да, Ромка! Он был очень тихий, скромный и все время безобидно, скажем так, улыбался. Очень компанейский мальчик и очень щедрый. На каникулы он уезжал к дяде в Ухту и всегда привозил оттуда какие-то вещи: костюм спортивный «Адидас», джинсы. И давал их носить всем, пока ребята не занашивали одежду до дыр. Учился он, кстати, не очень хорошо. - Зато сейчас!.. Локотки-то небось покусываете? - Я-то? Знаете, я, честно говоря, об этом и не думаю. Просто понимаю: даже не тем он хорош, что стал олигархом, а тем, что все у него в порядке с личной жизнью. У него четверо детей, у него крепкий стабильный брак, он не участвует ни в каких скандалах, никакой сок никому в лицо не выплескивает. Живет себе, работает, любит спорт. Мозги у него хорошо варят. По-моему, ни с кем особенно не ссорится. Замечательная голова у человека. - И такие мужчины вам нравятся? - Ну, скажите, какая женщина отказалась бы выйти замуж за Абрамовича? Да, я считаю, он - образец для подражания. Не только из-за финансов, но и по своим человеческим качествам. - Ваша книжка, так понимаю, задумывается весьма смелая. Наверняка там будет масса откровений, кому-то, может быть, не слишком приятных. Не боитесь потерять расположение кого-то из сильных мира сего? - Волков бояться - в лес не ходить. Каждый пишущий человек понимает, что угодить всем невозможно. В любой, даже самой невинной фразе, кто-то может найти для себя заковырину. И даже из-за того что ты не упомянул его, - уже обидится. Лучше не обращать внимания и стараться делать все качественно, конечно, никого не обливая грязью походя. Понимаете, есть люди, которые не могут держать в себе отрицательные эмоции по отношению к чему-либо. Я понимаю, что не могу пройти мимо того или иного явления. Этот диссонанс внутренний, он и заставляет меня свои мысли, переживания изложить на бумаге. И по-другому я не могу, мне хочется это сказать. А обидится человек, не обидится - это его личное дело. - С таким характером врагов много себе нажили? - Дело в том, что я человек терпеливый. Если до сих пор ничего не написала и пишу только сейчас - с моим-то характером! - значит всё: уже предел. Моя писанина - это своего рода рупор. Хочется, чтобы люди обратили внимание на какие-то моменты. Чтобы девушки молоденькие не бросались очертя голову замуж за богатых мужчин, считая, что на этом проблемы их будут решены. Наоборот - проблемы их могут только начаться. Это раз. Хочется сказать о несправедливости государственной системы. О судебной системе, далеко не совершенной. Ну и о каких-то моментах в жизни артистов. Потому что принято считать, что артист живет, по большому счету, как сыр в масле катается. А это ведь далеко не так… * * * - Полагая, в детстве вы были весьма амбициозной девочкой? - Нет, скромной. Достатка в семье особого не было, у меня были интеллигентные и очень образованные родители. Мама, Елена Константиновна Штурм, работала редактором в издательстве «Высшая школа». Оттуда, кстати, у меня владение языком и любовь к литературе. Я вообще не представляю прожитого дня без прочитанных хотя бы нескольких страниц. - Штурм, значит, не псевдоним, как многие думают? - Нет, это моя родная фамилия. А что касается папы… Папы как такового не было. Раз уж мы заговорили о нем, звали его Игорь Зиновьевич Нэлин, и он не принимал никакого участия в моей жизни. Вообще никакого. Он оставил маму еще беременной, то есть сразу сказал, что дети ему не нужны. Это совершенно не еврейская черта, практически все евреи - великолепные семьянины. Семья для них - святое, и чем больше детей, тем лучше… И кстати, евреи - самые лучшие мужчины (смеется). Насчет этого я не могу удержаться, это выше меня… - Папу своего не видели вообще? - Нет, папу я видела, недавно он умер, царство ему небесное. Но отношений у нас никогда не было, по сути своей он не являлся мне отцом. Мама рассказывала, что его папа, то есть мой дедушка, работал в НКВД, занимал какую-то высокую должность, а в 37-м году его расстреляли. - Откуда же взялась фамилия Штурм? - Это не еврейская фамилия - немецкая. Мой дед Константин Николаевич Штурм был певцом, служил в Большом театре. Его дед - действительный статский советник, обрусевший немец, получивший дворянство. Одна из моих теть - Вера Муромцева, жена Ивана Бунина. И вообще, вся эта ветка восходит далеко-далеко корнями к Владимиру Старицкому, который был казнен Иваном Грозным. Вот отсюда, наверное, моя неуживчивость с мужьями. - А страсть к пению, следовательно, от деда? - Я начала петь, как только родилась. Училась на оперную певицу в консерватории у Зураба Соткилавы. Потом ушла в музыкальное училище им. Октябрьской революции, которое теперь колледжем им. Шнитке называется. И окончила Институт культуры, факультет искусствоведения. - Каким же образом вас занесло в Камерный еврейский музыкальный театр? (КЕМТ, худрук Юрий Шерлинг. - Ред.) - На последнем курсе музыкального училища все стали устраиваться на работу. Кто-то из ребят-студентов сказал: сходи в театр к Глузу. Я пошла, меня сразу же взяли. Это была очень хорошая практика: смотрела, как работают другие, работала сама. Единственный минус - чтобы спеть главную роль, надо было дождаться, пока все основные солистки заболеют. А болеть никто не собирался, выходили даже с температурой, поэтому до меня очередь доходила долго. - Национальный колорит успели прочувствовать? Никакая струнка в душе не дрогнула? - О, это мне нравилось всегда безумно. Как только начинались первые звуки еврейской мелодии, слезы сами градом шли из глаз. Я настолько жалею, что у нас в России сейчас не так развито это направление, разве что ребята из хора Турецкого поют еврейские песни, и поют блистательно, я в восторге от них… Даже на конкурсе «Шоу-королева-91», с которого и началась моя эстрадная карьера, я пела еврейскую песню «Варничкес». Я пела, а у меня мороз по коже. От музыки, от этих вот переливов, сумасшедших совершенно. Я не знаю ни одной песни, пусть это будет итальянская, грузинская, украинская - считается, что именно у этих народов самые мелодичные песни, - которая бы сравнилась с еврейской. Я отвечаю за свои слова, скажу это где угодно, хоть на русском народном хороводном празднике. И когда спела эту песню, в зале началось что-то сумасшедшее, такой успех! - А правда, что в еврейском музыкальном театре практически вся труппа состояла из русских? - Нет, это неправда. Там были и грузины, и украинцы. Кстати, в этом театре работали и Долина, и Укупник. Но они старше все были намного - я никого из них не застала. Единственное - вместе со мной работал Яша Явно. Пел просто потрясающе, в его голосе звучала вся грусть еврейского народа. В него влюбиться можно было, когда он пел… Потом меня взяли в коллектив Виктора Лензона, в ансамбль «Мицва». Там уже у меня была сольная программа: первое отделение на идише, второе - на иврите. Мы гастролировали по России, несколько сольных концертов у меня было в Театре эстрады. - Ну, прямо настоящая еврейская певица. - Такое будущее мне и прочили. На моих концертах просто яблоку негде было упасть. Приезжали настоящие евреи, говорили: «Наша девочка, наша девочка…» Но сложилось иначе. Многие авторитетные люди тогда уверяли, что у еврейской песни в России перспективы небольшие… - В том числе и Александр Новиков, который сказал когда-то, что певицу Наталью Штурм он выиграл в карты? - Новиков очень любил в состоянии алкогольного опьянения говорить мне: «Жидовская морда, когда-нибудь ты поймешь, что жила с великим человеком». Эту фразу я хорошо запомнила… А тогда, увидев мой успех в Театре эстрады, как человек, не особо любящий эту нацию, Новиков сразу сказал, что все эти песни надо выбросить, он мне напишет замечательные и прекрасные, будет заниматься моим продюсированием и для меня откроются новые горизонты. Они действительно открылись… Но даже сейчас на своих концертах одну - две еврейские песни всегда пою. И мне все равно, как на это реагируют. Меня даже не раз предупреждали: в этой компании, например, губернатор-антисемит, лучше не пой еврейские песни. А я все равно пою.

Новиков всегда отличался прямым нравом, противопоставляя себя всему шоу-бизу, раздавая направо - налево негативные оценки коллегам.

Обычно путь поющих правдорубов таков: удачный альбом, поехавшая крыша, понты и трепалово языком, неудачный или не допущенный к широкому слушателю альбом, давай – до свидания.

С Новиковым же ситуация лайтовая. Сковырнуть его сложно, слишком яркая, сильная личность, которая ни под кем не ходит. Стихи и музыку пишет сам, вкладывает в продвижение свои деньги, а они у него имеются.

В середине 1990-ых Новиков захотел заняться продюсированием не себя.

Вот об этом опыте, где удача сопряглась с разочарованием и поговорим.

Речь идет о певице Наталье Штурм, которая не забыта, поскольку постоянно напоминает о себе рассказами либо о делах давних дней, либо о вещах с музыкой не связанных.

Здесь надо признать, что Наталья действительно даровита, только пробиться к широкому зрителю не могла долго. Она училась вокалу у Соткилавы, пела в труппе Камерного еврейского театра и старалась покорить эстраду.

В 1991 году Наташе выпал и тут же исчез шансик. Она выиграла конкурс «Шоу-королева», который устраивал Иосиф Кобзон. Дальнейшие события очень хорошо характеризовали тогдашние нравы.


Штурм рассказывала:

«У меня сохранилась кассета, где все организаторы - г-да Сухорадо, Маручев, все подручные Кобзона и он сам - наперебой прочат мне звездную карьеру и серьезную раскрутку. Но потом начались какие-то постельные разборки: с кем спать первым и вообще с кем быть. Я не буду называть конкретные фамилии, потому что это опасно. Они люди очень известные, богатые и, так сказать, упорядоченные, то есть у них имидж порядочных людей. О чем я всегда со смехом думаю, когда вижу их благообразные физиономии на телеэкране»

Всё решали бабки. Да требовался «цепляющий» репертуар, «фишковая» подача, но это могли подогнать, приди ты с мешком денег или отдай тело. Наталья любит повспоминать, сколько раз пытались уложить ее в постель, обещая эфиры. Она же, предпочитала распродавать вещи.

Купив у именитого композитора песню, Штурм сняла клип и зарядила его на телевидение. Для получения подобной игрушки пришлось заложить и чуть не потерять квартиру.


В этот тяжелый, что уж там, момент Наташа встретила Новикова.

Тот вспоминал:

«С Наташей мы познакомились случайно. В Московском театре эстрады. Я заглянул туда на минутку. По каким-то делам. …

…Остался на концерт. Послушал ее выступление. Очень не понравились песни. Тексты абсолютно бездарны, хоть и написаны известными песенниками. Я прямо сказал об этом: «Наташа, чем раньше вы выбросите эти тексты в помойное ведро, тем быстрее станете знаменитой». – «А где ж мне взять другие песни? Надо много платить. А у меня больших денег нет!» - «Я вам напишу».

Первую ошибку продюсирования Новиков совершил, противопоставив Наташу, молодую девушку без налаженных связей, всей эстраде.

Название альбома Штурм «Я не надувная» как бы намекало, что Наташа певица настоящая, а не одноневка. Меж тем как, это следовало еще доказать. Желательно песнями, а не продюсерскими заявлениями типа:

«Есть великолепная певица Наташа Штурм, она пришла на смену всей этой «пугачевщине», узкому кружку так называемых звезд - околоподольной своре, которая крутится около подола Пугачевой. Алла внесла огромный вклад в искусство, но сейчас она смешна. Мне ее жаль. Она должна уступить место Наталье Штурм»


Костеря шоу-бизнес Новиков одновременно использовал для продвижения подопечной пиар-методы, за которые похвалить сложно. Так он придумал и рассказал журналистам «Спид-инфо» мульку, что выиграл певицу и ее контракт в карты. Неожиданно эта история стала неотделима от образа Наташи. Сперва она относилась к этому снисходительно.

«Это была шутка. Если бы Александр сказал, что познакомился со мной в Библиотеке имени Ленина, в такое никто бы не поверил. А карты - красивая легенда. Ложатся на образ крутого парня, отсидевшего в лагерях».

Но пройдут годы, и на вопрос как бы развивалась ее карьера без участия Новикова, Штурм ответит:

«…Я думаю, лучше. В плане, скажем так, статусности – значительно лучше. Потому что задача продюсера – возвышать свою певицу, так ведь? А не портить ей репутацию и не унижать различными выдумками, типа, «я ее выиграл в карты»… Помните эту чудовищную ложь в «Спид-инфо»?

Верх бесстыдства! А ведь, между прочим, у меня консерваторское образование... И познакомился он со мной на самом-то деле не где-нибудь, а в Театре эстрады на моем же сольном концерте».

Так, а что же у нас там с песнями? То есть, с тем ради чего все затевалось?

В первом альбоме «Я не надувная» Наташа спела хит «Школьный роман», по которому ее запомнили на всю оставшуюся творческую жизнь.

Второй альбом так и назывался – «Школьный роман» - и главной в нем была все та же песня.


ВОТ КАК СОЧЕТАЕТСЯ НАЗВАНИЕ АЛЬБОМА С ТЕТЕЙ ДЕЗАБИЛЬЕ? К ЧЕМУ ОНА РАЗДЕЛАСЬ-ТО?

Наталья стала достаточно узнаваемой, но второго «Школьного романа» в ее карьере не последовало.

В 1997 она решила расстаться с Новиковым и заниматься собой сама. О причинах расставания сказала так:

«Новиков все любит делать сам. Он очень категоричный человек. Знаю, для любой другой певицы огромное счастье попасть к такому продюсеру. Я просто сумасшедшая, что отказываюсь от него. Мне ведь не надо напрягаться, что-то делать самой. Прихожу в его студию, пою уже готовую песню, идеально ложащуюся на мой образ. С готовой аранжировкой, всеми музыкальными партиями. И на этом мое участие в создании альбома заканчивается. Новиков классный продюсер.
…Теперь я хочу петь так, как хочу сама. И чувствую себя созревшей для этого»

Третий альбом «Уличный художник» опять включал «Школьный роман». Не знаю уж, как «Уличный художник» продался, но после третьего альбома дорвавшаяся до свободы Наталья резко снизила обороты.


По ее словам слава ушла так:

«В общем, я решила взять паузу, где-то на годик. Тем более тут еще дефолт в стране случился… Но, видимо, несколько затянула я с этой паузой…
…А тем временем в России народилось громадное количество всевозможных проектов, новых групп, певцов, певиц. И, короче говоря, моей продюсерской смекалки не хватило на то, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше».

Четвертый альбом провалился. Пятый хотя был записан вообще не вышел. Какое-то время Наташа решила переквалифицироваться в писательницы, накатав пять романов, но не получив ожидаемого «хайпа» свернула и эту деятельность.

С каждым годом она все резче отзывалась о Новикове, вызвав отповедь последнего.

«То, что она говорит, пусть останется у нее на совести. Зачем я буду комментировать фантазии, когда я знаю правду? Когда мы с ней закончили сотрудничество, договорились, что не будем публично высказываться друг о друге. Я свое слово сдержал, она – нет»

Что же нам осталось от этого сотрудничества?

Знамо дело, «Школьный роман»…

Наталья Штурм – это женщина со своей собственной судьбой и своей особенной дорогой в мире шоу-бизнеса. Своим поклонникам она известна как яркая самобытная певица. Но каким человеком знают ее близкие и друзья?

Разделяя реальную жизнь и эстрадное творчество, наша сегодняшняя героиня всегда умела быть очень и очень разной. Именно поэтому сегодня мы решили немного приоткрыть завесу тайны и рассказать некоторые интересные факты из жизни известной эстрадной певицы.

Ранние годы, детство и семья Натальи Штурм

Наталья Юрьевна Штурм родилась в Москве 28 июня 1966 года. Ее отец оставил семью довольно рано, а потому воспитанием девочки занимались ее мама и бабушка. Несмотря на тот факт, что генеалогия семейства нашей сегодняшней героини восходит к древнему дворянскому роду Старицких, на ее жизни это практически никак не сказывалось. В детстве Наташа жила небогато, ведь бабушкиной пенсии и маминой зарплаты редактора хватало далеко не всегда.

Именно поэтому помогать родным Наталья Штурм старалась уже с самого детства. Она постоянно занималась домашними делами, а потому на отдых и развлечения времени у нее почти не хватало.

Таким образом, единственной ее отдушиной в детстве была музыка. Заниматься музыкальным искусством Наталья Штурм начала уже в шестилетнем возрасте. В этот период она стала посещать занятия в музыкальной школе имени Дунаевского, где под присмотром чутких педагогов училась играть на фортепиано. Кроме того, искусством будущая знаменитость занималась также и в общеобразовательной школе. Все дело в том, что школа №232, в которой училась Наташа, отличалась литературно-театральным уклоном, а потому на эти предметы делался особый упор.

После получения среднего образования Наталья Штурм решила продолжить двигаться по выбранной стезе. В семнадцать лет она записалась на подготовительные курсы Московской государственной консерватории, где стала изучать особенности оперного вокала под присмотром известного педагога Зураба Соткилаве. В этот период наша сегодняшняя героиня уже решила для себя, что станет однажды известной певицей. Однако в те годы она мечтала не об эстрадной, а об оперной сцене.

Как это ни удивительно, подтолкнуть Наталью Штурм в сторону эстрадной музыки решили ее музыкальные наставники. Видя пластику девушки, а также ее яркие внешние данные, педагоги консерватории один за другим советовали девушке подумать об эстрадном творчестве. В итоге Наташа так и поступила.

Наталья Штурм - Школьный роман

В 1985-м году наша сегодняшняя героиня стала учиться на эстрадном отделении музыкального училища имени Октябрьской революции. Параллельно с этим, молодая артистка стала также выступать вместе с ансамблем еврейского музыкального театра, а некоторое время спустя перешла в другой коллектив - Государственный фольклорный ансамбль Владимира Назарова.

Звездный путь певицы Натальи Штурм

В 1991 году в городе Сочи Наталья Штурм стала победительницей эстрадного фестиваля «Шоу-Королева-91», который проходил под патронажем Иосифа Кобзона . После этой победы артистка стала одно за другим получать интересные предложения о сотрудничестве от различных ансамблей СССР. В итоге наша сегодняшняя героиня оказалась в составе еще одного еврейского коллектива – «Мицва», который на несколько лет стал ее основным местом работы.

Выступая в составе данного коллектива, Наталья Штурм стала довольно известна на пространстве Советского союза, а затем - СНГ. Даже не зная еврейского языка, девушка все равно умудрялась на редкость ярко и вдохновенно исполнять композиции на иврите и идише. Ее любили зрители и другие музыканты ансамбля. Однако в один прекрасный момент Наталья Штурм все-таки решила оставить эстрадно-фольклорный коллектив.

Штурм_Уличный Художник.

В 1993-м году певица начала плотно сотрудничать с композитором Александром Новиковым, который вскоре написал для артистки ее первые хиты. Год спустя на прилавках музыкальных магазинов появился первый альбом Натальи Штурм – «Я не надувная», буквально следом за которым вышел еще один – «Школьный роман». Последняя из названных пластинок принесла девушке особенный успех. Наталья Штурм стала часто выступать с концертами, а также появляться на радио и телевидении.

Таким образом, девяностые годы стали золотым временем в карьере певицы. В этот период артистка часто давала интервью, появлялась в различных передачах и выступала с концертами в России и других странах СНГ. В скором времени Наталья Штурм также удивила всех поклонников своей откровенной фотосессией для журнала «Плейбой». Серия эротических снимков вызвала большой резонанс, однако в итоге принесла певице лишь новую порцию популярности.

Однако в скором времени творческий союз певицы с композитором и продюсером Новиковым неожиданно распался. Подбором музыкального материала, а также продюсированием своего нового альбома «Уличный художник» Наталья Штурм вынуждена теперь заниматься сама.

Несмотря на тот факт, что альбом получился довольно удачным, впоследствии российскую певицу поджидала череда неудач. Из-за долгой работы в Америке популярность артистки на родине стала медленно падать. В итоге следующий альбом Натальи Штурм вышел только пять лет спустя и остался практически незамеченным зрителями. Несмотря на то, что концерты певицы все еще продолжались, формат ее выступлений стал заметно другим.

Наталья Штурм в настоящее время

Одна из главных звезд девяностых медленно растворялась в прошлом, а потому в какой-то момент Наталья Штурм решила отойти от дел.

В настоящее время артистка выступает довольно редко. Однако творческая карьера на этом не остановилась. Сегодня некогда известная эстрадная певица занимается написанием книг. В период с 2006-го по 2012-й Наталья Штурм выпустила пять успешных романов, открыв, таким образом, новую грань своего таланта.

Личная жизнь Натальи Штурм

Еще в юности артистка сочеталась браком с мужчиной по имени Сергей Деев, который учился с ней вместе в музыкальном училище. В скором времени у влюбленных родилась дочь Лена. Однако уже спустя четыре года брак распался из-за непреодолимых разногласий между супругами.

Впоследствии в 2003-м году Наталья Штурм вышла за некоего бизнесмена по имени Игорь. Новый супруг оказался деспотичным и вспыльчивым, а потому в семье часто начали случаться скандалы. Не исправило положение дел даже рождение общего сына Арсения. В итоге супруги развелись и стали жить раздельно.

«Ой, это ж Ромка, дружок мой школьный! - лицо моей собеседницы буквально расцвело от радости. - Опять, поди, что-нибудь покупает!» На журнальном столике лежал свежий номер «Коммерсанта», с чьей титульной страницы прямо на нее смотрел мило улыбающийся… господин Абрамович.

Ромка…

- То есть это не слухи? Вы на самом деле одноклассники?

Да, мы учились в одной школе, в 232-й в Москве. Он приехал туда из Ухты учиться, по-моему, классе в четвертом присоединился. А я пришла в эту школу в девятом. Так что два года мы учились вместе. Правда, за одной партой не сидели, но… (Улыбаясь.)

У меня сохранились очень приятные воспоминания об этом человеке. Удивительно компанейский, удивительно бесконфликтный. Очень щедрый всегда. Хотя в те времена все мы были, можно сказать, в одинаково бедственном положении

Помню, как мы скидывались вместе на колбасу да на сыр, чтобы отметить праздник Весны в нашем классе. Потом шли к нему в гости... Он очень любил своего дядю. Наверное, любит и до сих пор, потому что, я знаю, дядя жив и здоров… А что вы так на меня смотрите, Андрей?

Мне всегда нравились яркие хулиганы

Да вот не знаю, как поделикатнее подойти к этой теме… Ведь еще говорят, что он был страшно влюблен в вас, Наташа.

А вы читали мою книгу «Любовь цвета крови»?

- Конечно.

Я, кстати, очень довольна, как продажами, так и тем, как восприняли ее люди… Это, как известно, роман. Художественный роман. Впрочем… Скажу так - с элементами автобиографии. Насколько там много моего , пусть это каждый читатель определит для себя сам. (Улыбаясь.) Как знать, быть может, кому-то покажется, что там вообще все сплошная автобиография…

Это роман о любви. О шоу-бизнесе. Фамилии у меня хоть и слегка изменены, но все равно сразу легко угадывается, о ком идет речь. При этом персонажи - суперизвестные личности в нашей стране! Так вот там, в этой книге, я уверяю вас, мои почитатели найдут практически все ответы на волнующие их вопросы. В том числе и на этот, про меня и Абрамовича.

А вообще, главная мысль книги… Как из большой, прекрасной любви может вдруг получиться такой ужас. И никто от этого не застрахован. Я очень хочу пожелать всем - относитесь внимательно к тому выбору, какой всем нам однажды предоставляется. Ведь выбор есть у каждого человека. И он должен им воспользоваться грамотно. У многих, увы, занижена самооценка, и они порой изначально выбирают не того человека, не своего . Человека, который не соответствует им никак…

Людьми руководит разное. Женщинами в большинстве своем - неуверенность в себе. Или жадность. Или некая суетливость: вот, мол, одна останусь, да? Выскакивают замуж не глядя, а спустя время что есть мочи принимаются пилить своего единственного и неповторимого: «Ах ты, гад такой! Ты оказался не таким! Ты врун. Ты мне всю жизнь испоганил!» Да ни хрена он ей жизнь не портил! Он таким и был…

Поэтому у меня и начинается роман с воспоминания о том, что я училась в одном классе с Ромой Абрамовичем, но в ту пору… (Улыбаясь.) Да и потом тоже мне нравились яркие хулиганы, понимаете? А не тихий, скромный мальчик, добрый и застенчивый.

Я не ушла от Новикова, я сбежала!

Александр Новиков. Ни для кого не секрет, что на протяжении нескольких лет он был не только вашим продюсером, но и… Кстати, вы были официально расписаны?

Нет. И не нескольких, а четырех.

О’ кей… Эдем! Счастливые совместные фото в прессе. «Школьный роман» - мегахит. Постоянно вдвоем и в «ящике», и на радио, и на гастролях. Новиков, казалось бы, добивается своего - Штурм обсуждает вся страна. А потом так - раз, одним махом! - и все это почему-то исчезло…

Вы хотите знать, что произошло?.. Я сбежала от него. В 1997-м. Подчеркиваю - не ушла, а сбежала. Потому что вынести все это было невозможно.

- Что «все это»?

- …Я эту тему не люблю. И стараюсь всегда заканчивать ее, не начав.

- Ах, вот так?

Да. Мне о нем просто неинтересно говорить. Мучительно неинтересно.



Что еще почитать