2. Схематизация
По мере категоризации личности, события или ситуации в процесс социализации включается схематизация – нахождение в опыте соответствующей схемы. Наиболее часто встречающееся определение схемы – знания о понятиях или типах стимулов, включающие их атрибуты и отношения между ними. Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. В наиболее общем виде они представляют собой некоторые, основанные на индивидуальном опыте обобщенные представления в отношении объектов и ситуаций, применяемые к их быстрой оценке и прогнозированию возможного развития отношений. Когнитивные схемы организуют репрезентации людей по отношению конкретных аспектов их окружения, создают основания для ориентации и избрания оптимальной стратегии обращения. Схемы очень сходны с прототипами и часто используются взаимозаменяемо .
Во многих случаях, сталкиваясь с ситуацией или конкретным объектом, человек уже обладает некой схематизированной структурой представлений об объекте, ситуации и возможной логике развития событий. Более того, даже при очевидной для других неадекватности избранной схемы он упорно придерживается ее. Причем, человек буквально напичкан самыми разнообразными схемами, составляющими его алгоритмический оценочный и поведенческий багаж. Люди не снабжены всеми необходимыми атрибутами на каждый день. Каждый объект, а точнее представления о нем обладают элементом неопределенности, заполняемой наличными информационными ресурсами, представленными в имеющихся схемах. Ряд схем могут объединяться друг с другом в семантические сети. Чем более близки схемы друг по отношению к другу, тем более вероятна их одновременная активация, предоставляющая полезную информацию. Обладая способностью совершать выводы и делать обобщения на будущее, фиксируемые в опыте в виде схем люди получают дополнительные ресурсы оптимального функционирования. Последующая проверка правильности данной схемы приводит к увеличению вероятности ее будущего воспроизведения.
Янчук В.А. различает следующие типы схем: схемы личности; ролевые схемы; скрипты; схемы свободного содержания; схемы самости . Для нашего понимания процессов формирования социальных стереотипов наиболее важно рассмотреть схемы личности и ролевые схемы.
Схемы личности – индивидуализированные структуры знаний о конкретных людях и их особенностях. По существу по отношению к любому знакомому, да и не знакомому человеку формируется некая имплицитная теория личности, которая представлена в опыте в виде схемы, отражающей субъективно наиболее существенные или значимые характеристики. Именно на этапе формирования этого представления о человеке и происходит насыщение схемы собственными суждениями, впоследствии укореняющимися в виде социальных стереотипов. Встречаясь с человеком, в большинстве случаев мы не осуществляем его детальное изучение, а как бы осуществляем поиск наиболее пригодной схемы и выступающей в дальнейшем в качестве ориентира для развития взаимоотношений. Детальность схемы во многом определяется степенью знакомства с человеком, его типичности и т.п. .
Ролевые схемы – структуры знаний о требованиях, предъявляемых к определенным социальным ролям. Каждый из нас обладает представлениями о том, что должен делать, каким должен быть человека, занимающий определенную позицию в обществе, т.е. выполняющий соответствующую социальную роль. Эти представления могут варьироваться от человека к человеку, от ситуации к ситуации, но, тем не менее, они определяют наши ожидания. На основе таких представлений и ожиданий и формируется социальный стереотип, в основе которого лежит установка, своеобразная предуготованность к определенного рода оценкам и интерпретациям .
Использование схем. Люди, ситуации и события могут обладать различными характеристиками, не всегда очевидными для выбора в качестве оснований для категоризации, а следовательно для выбора соответствующей схемы. В процессе выбора схем люди исходно предпочитают принятие скорее субтипов нежели уровня представленности в иерархии, а также более предпочтительное принятие стереотипов и социальных ролей по сравнению со схемами черт. Предпочтение может отдаваться так же более легко идентифицируемым и активизируемым схемам, основывающимся на индивидуально значимых индикаторах, например, цвету кожи, одежде, привлекательности, контекстуальной отличаемости (единственная женщина в компании мужчин) и т.п. Большую роль играет привычность использования схем к оценке человека .
Чем чаще схема используется, тем более верифицированной она субъективно воспринимается, формируя иллюзию валидности. Примером такого рода ригидности использования схем часто является практика людей, работающих в системе человек – человек в течение многих лет, в частности, педагогов. Опыт работы со многими классами и учениками приводит к типизации последних и последующей схематизации по крайней мере наиболее выделяющихся. В последствии же выработавшаяся схема начинает оказывать медвежью услугу педагогу, т.к. у него формируется представление о том, что он уже представляет, какое развитие взаимоотношений с данным учеником его ждет.
Приобретение, развитие и изменение схем. В соответствии с общей теорией схем они научаются или приобретаются из прямого или опосредованного опыта взаимодействия с социальным окружением. Именно через непосредственный опыт и происходит формирование основного репертуара схем.
Менее исследован процесс формирования схем. Большая часть из предложенных различными авторами процессов носит преимущественно гипотетический характер. Янчук В.А. приводит две классификации процессов, лежащих в основе формирования схем.
Р.Норман (R.Norman), выделяет следующие три процесса:
1. Наращивание – тип научения фактов, прослеживание которых приводит к их фиксации в памяти для последующего воспроизведения.
2. Настройка – сформировавшаяся схема переопределяется и адаптируется для более тесного увязывания с жизненным опытом.
3. Реструктурирование – процесс создания новых схем через их паттернированное обобщение.
Ротбарт (Rothbbart) предлагает следующие три процесса:
1. Бухгалтерия – медленный процесс изменения как реакция на новую очевидность.
2. Конверсия – изменение в случае достижения противоречиями старой схемы состояния критической массы, сопровождаемое радикальной трансформацией.
3. Субтипизация – изменение конфигурации схем, как реакция на опровержения, посредством выделения ряда субкатегорий .
Столь детальное рассмотрение проблематики схематизации обусловлено той популярностью, которую она приобрела в исследованиях 1980-90-х годов. В то же время, наряду с уже отмечавшимися достоинствами схематический подход обладает и рядом уязвимых черт. Тем не менее, его роль в формировании стереотипных представлений о социальной реальности бесспорна и исследования в данной проблемной области продолжают интенсивно развиваться и сегодня.
Воображение в жизни человека
15.04.2015Снежана Иванова
Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.
Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.
В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.
В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.
Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.
Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.
Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:
Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.
Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.
Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.
Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.
Воображение рисует образ предметов и явлений, которые воспринимались ранее, или создает новые образы и ситуации, которые ранее не возникали. То есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что имеет человек, но эти образы возникают в новых неожиданных связях и сочетаниях. Слово «новый» имеет двойное значение: различают объективно новое и субъективно новое. Объективно новое - это образы, идеи, которые не существуют в данный момент ни в материальном, ни в идеальном плане. Субъективно новое - это новое для каждого конкретного человека (ребенка). Новый образ воображения может быть материализована или же он остается на уровне идеального.
Синтез образов в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее распространенными из них являются:
В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.
Воображение - это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.
Стадии творческого процесса. Воображение можно характеризовать в количественном и качественном аспекте. Способность порождать определенное количество новых образов на протяжении определенного промежутка времени мы назовем производительностью воображения. Но само количество новых образов за единицу времени не может считаться признаком уровня развития воображения. Иногда количество вовсе не свидетельствует о новом качестве и открывает перед человеком «бессмысленную бесконечность» неуместных образов. Например, большое количество денег в государстве может проявлять не ее богатство, а только инфляцию. Поэтому от производительности как количественной характеристики воображения не следует отделять качественные характеристики. К ним относится осмысленность - соответствие образов воображения определенному назначению, их сущностное глубина, мера выражения в них некой скрытой реальности. Эта характеристика обнаруживает ту глубину воображения, которая совершенно отсутствует при комбинировании образов. Именно она является главным измерением участия воображения в познании человеком действительности. Также аспект качества воображения презентует оригинальность - степень индивидуальности, непохожести на другие тех образов, которые являются продуктами воображения. В исследовании воображения, в котором большом количестве исследуемых предлагается определенное творческое задание, действительно оригинальным будет такой его решение, которое случится лишь один раз.
Силу творческого воображения и ее уровень, как отмечает С.Л. Рубинштейн, определяют соотношением двух показателей:
Воображение, которое не удовлетворяет одновременно обе условия, есть творчески бесплодной, какой бы формально продуктивной она не казалась. Итак, главными характеристиками воображения являются:
Анализ творческого воображения как сложного явления позволяет исследователям выделить факторы, которые во взаимодействии составляют эту единство. Французский ученый Т.А. Рибо приводил такие факторы воображения:
Интеллектуальный фактор. В нем воображение определяют как познавательный процесс, в котором происходит диссоциация (разложения) образов и ассоциация за редкими и случайными признаками. Главным интеллектуальным моментом воображения Рибо признает «мышление по аналогии». Конкретными приемами такого мышление по аналогии есть персонификация (все попытки наделить душой) и преобразования (перенос значения с одного предмета на другой на основании отдельной сходства).
Эмоциональный фактор. Все формы творческого воображения невозможны без эмоций; все аффективные состояния могут воздействовать на воображение.
Бессознательное фактор. Существенными чертами вдохновения внезапность і безличность. Оно зависит не от воли индивида, а от бессознательной деятельности духа (однако же состояние вдохновения является не причиной воображения, а ее симптомом).
Органические условия воображения. К ним Рибо причисляет анатомические (отслежены корреляции между развитием определенного участка коры головного мозга и художественным или мислительним типу творчества) и физиологические условия.
Начало единства. Синтетический принцип единства факторов творческого воображения может проявляться в трех формах: органической (нормальной, творческой); неустойчивой (репродуктивной, неспособному к созданию нового) и крайний (болезненной, которая оказывается в бреду).
В едином творческом процессе воображение идет рядом с интуицией и опережает мышления. За стадійними теориями творческого процесса некоторых авторов, в этом процессе выделяют различное количество стадий, но в их перечне прослеживаем единую последовательность.
За теорией Енгельмеєра, в каждом изобретении прослеживается «триакт»: желание (очерчена цель); знание (план достижения); умение (материальное исполнении); стадий творческого процесса тоже три:
За теорией Уоллеса, в процессе творческого мышления выделяют четыре стадии, при этом ответственнейшей есть третья, связанная с интуитивным озарением (інсайтом):
Гетчінсон тоже выделяет четыре стадии, подобные приведенным выше:
Согласно теории Дж. Дьюи, в творческом мышлении выделены пять стадий:
Итак, в последний модели творческого процесса главную роль действительно предоставлено мышлению, а не воображении с интуицией, однако стадия выдвижение гипотез в любом случае предполагает необходимость задействования воображения.
1. Антонов А.В. Психология избирательского творчества. - К.: Вища шк., 1978.
2. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.
3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - СПб.: Союз, 1997.
6. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.
7. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.
8. Занюк С.С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособ. - Луцк: Волынский ун-т, 1997.
9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
11. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.
12. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.
13. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. - Минск: Университетское изд-во, 1984.
14. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
15. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.
16. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.
17. Роменець В.А. Психология творчества. - К.: Высшая школа, 1971.
18. Рычик М.В. Вот наглядных образов к научным понятиям. - К.: Сов. шк., 1987.
19. Страхов И.В. Психология воображения. - Саратов, 1971.
20. Тихонов O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. - М.: Моск. ун-та, 1984
Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации.
Агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Пример – образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования агглютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна.
Акцентирования (гиперболизация) - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой. Пример – различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.).
Заострение - подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п.
Схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Пример – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.
Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Пример – типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи).
Формы воображения:
Мечта: образ желаемого будущего.Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы.
Фантазия: изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека.
Грезы: мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.
Галлюцинация: восприятие человеком несуществующих объектов. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших образов как объективно воспринимаемой реальности.
Индивидуально-типологические особенности воображения:
· Образность воссоздающего воображения (взаимодействие сигнальных систем).
· Рефлексивные возможности.
· Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям.
· Способность предвидения событий и их эмоционального переживания.
· Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность.
· Творческие возможности индивида.
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, состоящий в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Механизмы воображения изучены очень слабо, в том числе и его анатомо-физиологическая основа (где в мозгу локализовано и т.д.). Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. В психологии различают активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека и подчинено внутренним факторам. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества. (Рибо вывел: Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам).
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется).
Репродуктивное воображение – здесь воспроизводится реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии).
Существуют также и другие виды воображения:
Сновидения – относятся к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Фантазии – это образы воображения, которые никак или мало соответствуют действительности.
Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей действительностью (как правило, результат тех или иных нарушений психики или работы организма).
Грезы – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будующим.
Мечты - о ни обращены к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом