Никогда не теряйте надежду на милость аллаха. Милость и милосердие аллаха. Благородный пророк — милость Аллаха для миров

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый».

(Аз-Зумар, 39/53)

«До вас был один народ, среди которого жил человек, убивший девяносто девять людей. Однажды он стал расспрашивать людей о самом знающем ученом среди них. Ему указали на одного монаха. Он направился к нему и, придя, сказал:

- Я убил девяносто девять человек, будет ли принято мое покаяние?

Монах ответил ему, что его покаяние не будет принято. Услышав такое, он, не раздумывая, убил монаха. Число его жертв достигло ста. Через некоторое время он снова стал искать большого ученого, чтобы получить у него совет. И ему указали на одного великого ученого, к которому он сразу же отправился. Придя к нему, он спросил:

- Я убил сто человек, будет ли принято мое покаяние?

Ученый ответил:

- Да, ничто не может быть препятствием для твоего покаяния. Иди в такую-то местность, люди там поклоняются Аллаху. Оставайся там жить и вместе со всеми поклоняйся Ему. На родину не возвращайся, ибо это плохое место.

Получив наставление ученого, он отправился в путь, но на полдороги его настигла смерть. Ангелы милости и Ангелы мучения начали спорить между собой об его участи. Первый ангел сказал:

- Он пришел сюда, совершив искреннее покаяние.

Другой говорил:

- Этот человек не сделал ничего хорошего.

Во время их спора явился Ангел в образе человека, его они взяли судьей, дабы разрешить спор. Ангел посоветовал им измерить расстояние до местностей, откуда тот отправился и куда направлялся. Если умерший окажется ближе к местности, куда направлялся, значит, его заберут Ангелы милости. Они так и сделали. Человек оказался ближе к данной местности, и его унесли Ангелы милости».

(Риядус-Салихин)

Последователь сподвижников Пророка – табиин Аббан ибн Айям – передает:

«В Басре я видел похоронную процессию, в которой участвовало всего четыре человека. Я очень удивился, что в таком большом городе всего четыре человека участвуют в погребальном намазе – джаназа. Я решил, что буду пятым, и примкнул к ним. После того, как умершего похоронили, я увидел неподалеку радостно улыбающуюся женщину. Я спросил о причине ее радости. Она ответила:

«Это мой сын. Он совершал всевозможные грехи. Недавно он заболел и три дня пролежал, не вставая с постели. А сегодняшним утром он завещал мне:

«О моей смерти никому не говори, все равно никто не придет, а будут только радоваться моей смерти. На этом кольце напиши Исламские свидетельства - шахаду, положи в мой саван. Быть может, Всевышний Аллах смилуется надо мной. Потом наступи на мое лицо и скажи:

«Таково наказание тем, кто ослушался и пошел против повелений Аллаха».

После того, как захороните меня, подними руки и прочитай молитву-дуа:

«О Аллах! Я довольна моим сыном, и Ты будь доволен им».

Так он завещал. После его смерти я выполнила все, как он просил. А сейчас, когда я прочитала молитву-дуа, то услышала голос моего сына: «Мамочка! Я предстал перед Господом, который бесконечно Щедр и Милостив к мусульманам, и не скупой», поэтому я и улыбнулась».

(Аль-Хикам Аль-Атаиль)

«Однажды жарким летом возле торговой лавки, взяв ребенка за руку, один человек прокричал в толпу:

Кто потерял этого ребенка?

Из толпы выбежала женщина и, подойдя к ребенку, взяла его на руки и обняла. Она прижала его к груди, закрыв собой от палящего солнца, и воскликнула:

О, дитя мое!

Окружающие, видя все это, прослезились. Подошел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ему рассказали обо всем, что здесь произошло. Выслушав, он сказал:

- Вас удивила милость и сострадание этой женщины к своему ребенку. Но Всевышний Аллах еще более милостив ко всем вам!»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«У Аллаха есть сто милостей, из которых только одну Он ниспослал на землю. Чувство милосердия и сострадания, которое проявляют друг к другу люди, джинны, птицы и дикие животные – все это проявление только одной милости Аллаха, ниспосланной на землю. Девяносто девять милостей Аллах оставил для последующей вечной жизни, ими Он проявит милость к Своим рабам».

(Муслим)

Кассама бин Зубай передал:

«Однажды Пророк Ибрахим (алейхис салям) подумал, что он самый милосердный из людей. В этот момент Аллах вознес его над землей, дав ему возможность увидеть деяния и состояние Своих рабов. Увидев происходящее, Пророк Ибрахим (алейхис салям) тотчас же прочитал молитву-дуа:

О Аллах! О мой Господь, уничтожь их!

Всевышний Аллах ответил ему:

О Ибрахим! Я милостивее тебя. А сейчас спускайся, быть может, они оставят непослушание и покаются».

Али ибн Абу Талиб (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал:

«Когда Всевышний показывал Ибрахиму небеса и землю, тот увидел человека, который шел против повелений Аллаха. Ибрахим (алейхис салям) попросил Аллаха уничтожить его. Затем он увидел другого грешника и также молил Господа об его уничтожении. Оба человека умерли. Чуть позже он вновь увидел неповинующегося человека и снова проклял его и молил уничтожить. Этот человек тоже умер. Таким образом погибло несколько человек. Тогда Всевышний Аллах ниспослал откровение:

- О Ибрахим! Несомненно, ты человек, мольбы которого принимаются. Не проси об уничтожении Моих рабов! Потому что существуют три особенности:

  1. 1. Когда раб совершает покаяние, оно принимается Мною.
  2. 2. Возможно, из потомства этих людей выйдет поколение, которое не будет забывать Меня.
  3. 3. В Судный день эти рабы будут прощены или наказаны Мною».

Сад бин Биляль рассказывал:

«В Судный день Всевышний Аллах прикажет привести из огня Ада двух человек, пребывавших там из-за содеянных ими грехов. Когда они предстанут перед Аллахом, Он скажет:

Я никого не угнетаю. Вы получаете наказание за содеянное вами.

Сказав это, Аллах велит вернуть их обратно в Ад. Один из них пойдет быстро, а другой – медленно и тяжело, как будто не желая идти. Аллах прикажет вернуть их и спросит:

Почему один из вас идет быстро, а другой медленно?

Тот, кто шел быстро, скажет:

Я не хотел и здесь ослушаться Твоего приказа, поэтому и пошел так быстро.

А другой ответит:

Я очень хорошего мнения о Тебе. И я шел медленно, потому что думал, что один раз выведя меня из Ада, второй раз Ты меня туда не введешь.

Всевышний Аллах скажет:

Я простил вас обоих, ступайте прямо в Рай!»

Анас (радыйаллаху анху) передал слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«В Судный день будет сказано:

- О община Пророка Мухаммада! Я простил вам то, что вы должны Мне. Вы тоже простите друг друга. И по милости Моей войдите в Рай!»

(Ихья улюмуд-дин)

Раб должен испытывать страх и умолять о помиловании, должен надеяться на прощение и милость Аллаха Всевышнего. Боясь недовольства и наказания Аллаха, он должен избегать совершения грехов, быть внимательным к тому, что является запретным, а что дозволенным. Испытывать страх – это значит бояться недовольства и наказания Аллаха Великого. Умолять о помиловании – это значит надеяться на милость и уповать на прощение Всевышнего Аллаха. Страх и надежда как два крыла для человека.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«О Мои рабы, которые совершили грехи, переступив границу дозволенного! Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый».

(Аз-Зумар, 39/53)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

«Если Аллах желает своему рабу блага, то он ускоряет возмездие за его грехи в этой жизни, а если он желает своему рабу зла, то удерживает то, что полагается ему за его грех, до тех пор, пока он не получит сполна в Судный День» (Ат-Тирмизи) .

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал: «Бедствия не перестанут постигать раба божьего до тех пор, пока он не будет идти по земле, будучи свободным от всех грехов».

Беды очищают человека от грехов и побуждают к терпению, за которое мусульманин также получает награду. Бедствия призывают человека возвратиться к Аллаху, покаяться и смириться перед Ним, отвернуться от творений и обратиться к Творцу.

Если же Аллах возжелает человеку зла, то Он оставляет его и не наказывает в этом мире, чтобы он предстал пред своим Господом в Судный День, утопая в грехах, и тогда Всевышний накажет его так, как он того достоин.

Человек, которого постигло горе или бедствие должен терпеливо относиться к невзгодам, надеяться на милость Аллаха, хорошо думать о своём Господе, стремиться к Его награде. Истинный мусульманин никогда не будет проявлять недовольства и гнева. Во всем, что предопределено для мусульманина Аллахом заключена великая мудрость и польза. Это может быть болезнь, смерть близких людей, утрата имущества, сплетни о его чести и достоинстве или другое. Если человек несмотря ни на что остается благодарным своему Творцу, терпеливо переносит страдания, совершает благие дела, то Всевышний возвышает его степень и прощает его грехи. В награду за все это Аллах может даровать человеку Рай.

Великий Аллах сказал: «Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими». (23.Аль-Муминун: 111)

Ни один мусульманин не сможет избежать испытаний, предписанных ему Всевышним. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кому Аллах желает блага, тому Он дает испытания». (Аль-Бухари). Так как даже Пророков Аллаха (да благословит их Аллах и приветствует) постигали самые трудные и великие бедствия.

Люди в этом мире оказываются в двух положениях:

Во-первых, человек может быть испытан благополучием. И тогда будет видно, как он благодарит Аллаха,

Во-вторых, он может быть испытан бедами. И тогда будет видно, как он проявляет терпение.

Всевышний Аллах может подвергнуть человека тяжелым испытаниям. Например, наслать на своего раба болезнь или забрать единственного ребенка. Или могут произойти какие то другие бедствия. Тем самым Творец ускоряет наказание за грехи при жизни человека, очищают его от грехов. Если человек в этом мире получит возмездие за грехи, то встретит Аллаха, будучи чистым и непорочным, потому что бедствия и невзгоды уже омыли его душу. Поэтому даже в последний момент некоторым людям дается очень тяжёлая смерть. Тем самым Всевышний дает возможность человеку очиститься перед входом в иной мир. Это милость Аллаха к своим рабам. Ведь любые беды этого бренного мира незначительны по сравнению с наказанием Мира Вечного.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

I. Пророк - милость ко всем творениям: к верующим и неверным, к людям, джиннам и животным.

Всевышний сказал о нем: «Мы отправили тебя, (о Мухаммад) только в качестве мило­сти к мирам» (21:107).

Верующие приняли эту милость и возблагодарили Аллаха за нее. Другие отвергли ее и променяли дар Аллаха на неверие. Указывая на то, что Мухаммад является милостью для всех: как для уверовавших в него, так и для неверных, - Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, сказал: «Кто уверовал в Аллаха и Последний день, тому Всевышний предначертал милость в этом мире и в жиз­ни вечной, а те, которые не уверовали в Аллаха и Его посланни­ка, избавлены от наказаний в виде провалов под землю и падения камней с неба, которому подвергались предыдущие общины, не уверовавшие в посланных к ним пророков ».

Имам ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, касаясь этого аята, сказал: «Наиболее правильным из двух мнений по поводу по­нимания слов Всевышнего «в качестве милости к мирам» являет­ся то, которое передано от Ибн Аббаса. Он говорил, что Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, в качестве милости ко всем творениям: как верующим из них, так и неверным. Что касается верующих, то милость к ним заключается в том, что посредством Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Аллах направил их к прямому пути, посредством веры в него и деяний, совершаемых ими сообразно принесенному им от Аллаха шариату, они будут введены в Рай. Что же касается неверных, то посредством Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, от них отведено скорое массовое истребление, которое постигало предшествующие об­щины, объявлявшие лжецами своих пророков» .

На то, что милость, явленная Аллахом в Мухаммаде, да благословит его Аллах и да приветствует, охва­тывает весь мир, указывает хадис, переданный от Абу Хурейры. В нем сообщается, что однажды люди сказали Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «О Посланник Аллаха! Воззови к Аллаху и попроси у Него кару для язычников!» Пророк ответил: «Я не послан для проклятий, а по­слан в качестве милости».

Хузейфа передал такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я всего лишь чело­век и, подобно всем людям, могу гневаться. Однако я послан Аллахом не иначе, как милость для миров. Посему, кого бы из своей общины я ни поругал и кого бы ни проклял, прошу Аллаха сделать это благословением для него в Судный день».

В хадисе, переданном от Абу Хурейры, приводятся та­кие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я не иначе, как милость, дарованная (Аллахом)».

Он также сказал: «Я - Мухаммад, и Ахмад, и аль-Мукаффи (Ступающий по следам), и я аль-Хашир (Собирающий), и я - Набий ат-тавба (Пророк Раскаяния), и я - Набий ар-рахма (Пророк Милости)».

II. Примеры, п одтверждающие милость, явленную в Пророке , да благословит его Аллах и да приветствует .

Примеры проявления милосердия к врагам:

Милосердие к врагам во время джихада:

Милосердие, заключающееся в религии Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, распро­страняется даже на ее врагов во время битв с ними. Сражение с врагами в шариате Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, имеет четкие правила, которых обязаны придерживаться сражающиеся на пути Аллаха.

Всевышний говорит: «Не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!» (2:190).

Слова Аллаха «не преступайте!» включают запрет на та­кие вещи, как аль-мусля (уродование тел убитых врагов), аль-гулуль (воровство военных трофеев), убийство жен­щин, детей, а также убийство стариков, которые не принима­ют участия в битвах и чье мнение не влияет на ведение войны. Запрещено убийство монахов, больных, слепых, отшельников-богомольцев, если только они сами не сражаются или не помо­гают неверным своими советами.

Сюда же относится запрет на неоправданное убийство жи­вотных, сжигание деревьев, порчу посевов и плодов, приведе­ние в негодность водоемов и загрязнение колодцев, разрушение домов.

В одном из военных походов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, была найдена убитая женщина, и он высказал свое порицание, запретив верующим убивать женщин и детей.

Назначая руководителей военных походов, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, прика­зывал им бояться Аллаха и хорошо относиться к мусульманам, по­ступающим под их начало, а затем говорил: «Отправляйтесь в военный поход на пути Аллаха с именем Аллаха! Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха! Воюйте, но не совершайте измены, не присваивайте себе незаконно военные трофеи, не уродуйте тела убитых, не убивайте детей! А когда встре­титесь с врагами из числа многобожников, то призовите их к одной из трех вещей…».

Первым, к чему надлежало призвать врагов, - это при­нятие ислама и переселение (хиджра) в землю мусульман. В случае отказа переселяться их следовало призвать только к принятию ислама, но тогда их статус становился подобным ста­тусу мусульман-бедуинов.

Если враг отказывался принимать ислам, его надлежало при­звать к выплате джизьи.

Если он не соглашался ни на что из этого, то надлежало по­ложиться на помощь Аллаха и вступить с ним в сражение.

Соблюдение договоров с врагами:

Одним из важнейших правил джихада является неукосни­тельное соблюдение договоров и отказ от всякого вероломства. Всевышний сказал:

«А если опасаешься измены со стороны людей (из числа вра­гов), то заяви о прекращении договорных обязательств, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (8:58).

Если между мусульманами и неверующими существует дого­вор и взаимная гарантия безопасности, то мусульманам не дозво­ляется совершать измены и вероломно нарушать договор вплоть до окончания его срока. В случае возникновения у мусульманской стороны опасений измены со стороны врагов, когда объективные данные указывают на большую вероятность вероломного нару­шения ими заключенного соглашения без всякого предупрежде­ния, мусульмане обязаны уведомить противника о прекращении договорных обязательств, так, чтобы и мусульмане, и враг в оди­наковой степени знали о прекращении действия договора.

Из этого же аята можно сделать вывод, что если измена со сто­роны врага уже произошла, то уведомлять его о прекращении до­говора не нужно, потому что в таком случае измена становится из­вестным фактом, а не является всего лишь предметом опасений.

С другой стороны, аят указывает на то, что если у мусульман нет реальных причин опасаться измены со стороны врагов, то за­являть о прекращении действия договора раньше времени нельзя. Обязанностью мусульман является соблюсти договор до полного окончания его срока.

Весьма показательной в этом плане является история, рас­сказанная Сулеймом ибн ‘Амиром. В ней сообщается: «Однажды, когда между Му’авией и византийцами действовал договор о пе­ремирии, его войска начали движение к византийским границам до окончания срока перемирия, с тем, чтобы, как только оно кон­чится, сразу напасть на врага. Вдруг прискакал какой-то человек на лошади или аргамаке и стал выкрикивать возгласы: «Превелик Аллах! Превелик Аллах! Выполняйте договоры и не допускайте из­мены!» Прискакавший оказался не кто иной, как ‘Амр ибн ‘Абаса. Му’авия, да будет им доволен Аллах, послал к нему человека, чтобы узнать, в чем дело. ‘Амр сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Если кто-то заключит договор с каким-либо наро­дом, то пусть не нарушает его, пока не закончится его срок, либо пусть объявит о прекращении действия договора так, чтобы обе стороны знали об этом в одинаковой мере». Услышав такие слова, Му’авия развернул войска обратно».

Все сказанное в полной мере подтверждает, что подлинной це­лью джихада является возвеличивание слова Всевышнего Аллаха и утверждение истины.

Отведение кары от врагов:

Одним из величайших примеров милосердия Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которое распространялось даже на его врагов, является история об ангеле гор. Аллах послал к Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, этого ангела, когда язычники при­чиняли ему боль и страдания. Придя к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, ангел сказал: «О Мухаммад! Всевышний Аллах слышал то, как твой народ издевался над тобой. Я - ангел гор. Твой Господь послал меня в твое распоря­жение. Чего ты желаешь? Если хочешь, я обрушу на них две вели­кие горы!» На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!»

Чистота сердца Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и желание им добра для иудеев и прочих:

Величайший образец милосердия Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, содержится в сле­дующем хадисе, приведенном от Анаса, да будет им доволен Аллах: «Один мальчик-иудей прислуживал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует. Как-то раз он заболел, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел навестить его. Сев у изголовья больного, он сказал ему: «Прими Ислам». Мальчик посмотрел на отца, находившегося рядом, а тот сказал ему: «Повинуйся Абу-ль-Касиму!» Тогда он принял Ислам. (А в версии этого хадиса, приве­денной у ан-Насаи, сообщается, что он сказал: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха»). После этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел оттуда, говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”» Подобных примеров в истории Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, множество.

Примеры проявления милосердия к верующим:

Всевышний сказал:«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и ми­лосерден к верующим» (9:128).

Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, послан Аллахом ко всем людям, однако его отно­шение к верующим было особым. Они были прекрасно осведом­лены о его качествах и могли обучаться у него. Он относился к ним с искренней добротой и стремился оказать им любую поддерж­ку. Если они испытывали трудности, то это доставляло ему бес­покойство. Он желал им только добра, делал все возможное для того, чтобы помочь им обрести добро, и стремился наставить их на прямой путь. Он не хотел, чтобы их коснулось зло, и делал все возможное для того, чтобы они научились избегать его. К право­верным мусульманам он был добрее и снисходительнее, чем их собственные родители. И поэтому обязанности мусульман перед Пророком Мухаммадом превосходят их обязанности перед всеми остальными людьми. Обязанностью его общины является верить в него, почитать его, уважать и любить.

Аллах сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а супруги его - их матери» (33: 6).

Самым дорогим для человека является его собственная душа, однако Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, заботился о верующих больше, чем они сами заботятся о себе. Да и как может быть иначе, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был полон искренности и доброжелательности по от­ношению к ним, проявлял к ним в самой высокой мере мягкость, сострадание, снисходительность. Поэтому верующим следует от­давать предпочтение желанию Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, перед же­ланиями других и даже перед своими собственными желаниями. Они обязаны ставить его слова превыше слов других людей, кем бы они ни были, и они также обязаны любить его сильнее, чем кого бы то ни было из людей.

Аллах сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непре­менно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них проще­ния и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (2:159).

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над (члена­ми) моей общины и будет суров с ними, и будь добр с тем, кто получит хоть какую-то власть над (членами) моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним!”

Он говорил также: «Я ближе к верующим, чем они сами. Поэтому тот, кто умрет, имея долг, и не оставит средств на его погашение, я беру на себя уплату его долга. А тот, кто умрет, оставив после себя имущество, то оно принадлежит его наследникам».

Примеры проявления милосердия к людям вообще:

Джарир ибн Абдуллах, да будет им доволен Аллах, сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто не милостив к людям, к тому не будет милостив Великий Аллах».

Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, сказал: «Я слышал, как Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Несчастен тот, в ком нет милосердия».

Абдуллах ибн ‘Амр, да будет им доволен Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Милосердных помилует Милостивый Аллах. Милосердствуйте к тем, кто на земле, и к вам будет милостив Тот, кто над небесами. Родственная связь - от Милостивого. Кто поддерживает ее, того под­держивает Аллах, а кто разрывает ее, с тем порывает Аллах».

Примеры проявления милосердия к детям:

Анас ибн Малик рассказал, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, при­шел старик, а люди медлили с тем, чтобы уступить ему место. Тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто не жалеет младших среди нас и не почитает старших среди нас, тот не имеет к нам отношения».

‘Амр ибн Шу’айб передал от своего отца, а тот от своего деда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не из нас тот, кто не мило­сердствует к младшим среди нас и не знает уважения к стар­шим среди нас».

Примеры проявления милосердия к девочкам:

Абу Са’ид аль-Худри сообщил: «Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет трех дочерей, или трех сестер, или двух дочерей, или двух сестер, и при этом он боится Аллаха в своем отно­шении к ним и совершает для них добро, тот обязательно войдет в Рай».

В сообщении Анаса, да будет им доволен Аллах, рассказыва­ется: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот, кто будет содержать двух или трех дочерей, либо двух или трех сестер до тех пор, пока они не выйдут замуж или не умрут, либо пока не умрет он сам, с тем мы будем в Раю столь же близки, как эти два пальца», - и он показал указательный и средний пальцы руки».

Примеры проявления милосердия к сиротам:

1 . Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Опекающий сироту из числа своих родственников или посторонних будет в Раю столь же близок ко мне, как близки два этих».

Сказав это, передатчик данного хадиса, которым был Малик ибн Анас, сделал знак указательным и средним пальцами.

2 . Абу Хурейра сообщил, что однажды некий человек пожало­вался Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, на жесткость своего сердца, и он сказал ему: «Гладь головы сирот и корми бедняков».

Примеры проявления милосердия к женщинам и слабым:

От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, передано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “О Аллах, поистине, я за­прещаю (людям) ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!”

Передают со слов ‘Амира ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как во время прощального паломничества Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воздал хвалу Аллаху Всевышнему и возблагодарил Его, а потом стал наставлять и увещевать людей и сказал помимо проче­го: “Всегда обходитесь с женами хорошо, ибо, поистине, они - ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное».

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, ска­зал: «Обычно Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не заходил ни в один дом в Медине, если не считать дома Умм Суляйм и домов своих жен; ког­да же его спросили о причине этого, он сказал: “Поистине, мне жалко ее, ибо ее брата убили, когда он был вместе со мной”».

Примеры проявления милосердия к вдовам и беднякам:

Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающе­муся на пути Аллаха или тому, кто молится ночи напролет и постоянно постится днем».

В версии, приведенной у Муслима, сказано: «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха и тому, кто молится ночами без устали и постится не разговляясь».

2 . От Абдуллаха ибн Абу Ауфы, да будет им доволен Аллах, пе­реданы такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, много поминал Аллаха, мало разговаривал, совершал долгие намазы и произносил корот­кие проповеди. Ему не претило идти вместе с бедняками и вдова­ми и решать их проблемы».

3. Абдуллах ибн Умар, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я глядел на лицо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стоявшего на минбаре…, и мне на память приходили слова поэта (о нем):

…Кормилец сирот и защитник вдов…

Желавший во всем следовать примеру Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Если даст мне Аллах прожить в здравии еще сколько-то, то я непременно велю назна­чить для вдов в Ираке денежные выплаты, дабы после меня они уже ни в ком не нуждались».

Из этих хадисов становится очевидным милосердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, проявляемое к вдовам и беднякам, и побуждение им людей к за­боте о них и удовлетворению их нужд.

От Умм Буджейд, да будет ею доволен Аллах, сообщается, что она обратилась к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, со словами: «О Посланник Аллаха, да пребудет над тобой благословение Аллаха! Если к моей двери подойдет бедняк, а я не найду что ему дать, как мне быть?» «Если не найдешь ничего, что можно дать ему, кроме обожженного копытца, то отдай ему!»

Этот пример подчеркивает милосердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, к беднякам и указывает на то, что он побуждал людей проявлять к неимущим сочувствие и доброту и кормить их в меру своих возможностей.

Примеры проявления милосердия к искателям знания:

От Абу Са’ида переданы такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с кото­рыми он обратился к своим сподвижникам: «К вам будут приходить люди, ищущие знания. Когда увидите их, го­ворите им: «Добро пожаловать, о те, которые завеща­ны нам Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» - а затем обогащайте их знанием».

Малик ибн аль-Хувайрис рассказывал: «В свое время мы приш­ли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а все мы были молодыми людьми при­мерно одного возраста. И мы прожили у него двадцать дней, а по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был добр и мягок с нами. Когда он увидел, что мы стали тосковать по своим семьям, он спросил нас о том, кто остался у нас дома, и мы рассказали ему об этом. Тогда он ска­зал: “Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, учите их религии и велите им творить благое. И совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я, а когда наступа­ет время намаза, пусть один из вас провозгласит для вас призыв к нему, а старший среди вас пусть руководит вашим намазом” ».

Приведенные примеры указывают на доброту и милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к искателям знаний.

Примеры проявления милосердия к пленным:

Абу Муса, да будет им доволен Аллах, передал такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Освобождайте пленных, кормите го­лодных и навещайте больных!»

В этом хадисе содержится указание на милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к пленным мусульманам, веление освобождать их, а также веле­ние кормить голодных и навещать больных.

Примеры проявления милосердия к больным и сочувствия к ним:

От Абу Хурейры передано, что он слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такие слова: «Шесть вещей входят в число обязан­ностей мусульман по отношению друг к другу». Люди спро­сили: «А что это за вещи, о посланник Аллаха?» «Если ты встре­тишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригла­сит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, скажи ему: «Йархамука-Ллах!» («Да помилует тебя Аллах!»), если он заболеет, навести его, а если он умрет, то проводи его в последний путь» .

Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, мусульманин, наве­стивший больного, пребывает среди хурфату-ль-джанна до тех пор, пока не вернется” . Люди спросили: “О послан­ник Аллаха, а что такое “хурфату-ль-джанна”?”, - и он сказал: “Райские плоды”.

От Али, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он слы­шал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если мусульманин посе­тил другого мусульманина утром, то обязательно семьдесят тысяч ангелов благословляют его до самого вечера, а если он посетил его вечером, то семьдесят тысяч ангелов благослов­ляют его до утра, и даруется ему сад в Раю».

От Ибн Аббаса, да будет им доволен Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь навестит больного, срок жизни которого еще не истек, и, находясь у него, семь раз скажет: “Прошу Великого Аллаха, Господа великого трона, исцелить тебя!” /Ас`алю-Ллаха-ль-`Азыма, Рабба-ль-`арши-ль-`азыми, ан йашфийа-кя!/, - Аллах обязательно исцелит его от этого недуга».

Все эти хадисы самым очевидным образом демонстрируют то, насколько Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был добр к больным, как горячо он стремил­ся помочь им и как сильно желал для них исцеления, а также то, как он побуждал своих последователей к проявлению всяческой заботы о больных и вселению радости в их сердца.

Примеры проявления милосердия к животным, птицам и ко всему живому:

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как-то раз одного челове­ка, шедшего (своей дорогой), стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался нару­жу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и лизавшую от жажды влажную землю. При виде этого чело­век сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”, после чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи». Люди спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» - на что он ответил: «Награда полагается за все живое».

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал, что послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: эта блудница сняла башмак, привязала его к своему покрывалу и зачерпнула для нее воды, и за это простились ей ее грехи».

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обо­ими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Одна женщина была под­вергнута мучениям за кошку, которую она держала взапер­ти, пока та не сдохла, и из-за этого поступка она оказалась в огне. Она держала ее взаперти, не кормя и не поя, и не выпу­скала ее, не давая возможности поедать живность, ползаю­щую по земле» .

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что по­сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если какой-нибудь мусульманин по­садит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест что-то из посеянного или посаженного им, это непременно зачтется ему как садака».

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, рассказал, что однажды некий человек решил зарезать овцу. Уложив ее на землю, он стал при ней точить свой нож. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что делает этот человек, то сказал ему: «Неужели ты желаешь, чтобы она ис­пытала сразу несколько смертей?! Разве ты не мог поточить свой нож до того, как уложить ее для заклания?!»

Передают со слов Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах предпи­сал проявлять доброту во всем: если вам придется убивать, делайте это хорошим способом, и если будете приносить жертву, делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как сле­дует точит свой нож и избавляет животное от мучений».

Ибн ‘Амр, да будет им доволен Аллах, передал такие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Всевышний Аллах спросит со всякого, убившего птичку без соблюдения ее права или убившего таким образом что-либо больше нее». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! В чем заключается ее право?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это право состо­ит в том, что человек должен зарезать ее, как положено, и съесть, но не должен бросать ее, отрывая ей голову».

Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, ска­зал: «Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совер­шали один из походов, он удалился по своей надобности, а мы уви­дели красную птицу с двумя птенцами. И мы взяли ее птенцов, а эта птица приблизилась к нам и стала летать вокруг, хлопая крыльями. Вернувшись назад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто заставил страдать эту птицу из-за ее птенцов?! Верните их ей!” Когда же он увидел му­равейник, который мы сожгли, то спросил: “Кто сжег это?” Мы ответили: “Это сделали мы”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Никто, кро­ме Господа огня, не должен подвергать других мукам огня!”

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что однажды мимо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прошел осел, на морде которого было выжжено клеймо, и он сказал: «Да проклянет Аллах того, кто заклеймил его!»

От него же сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал на­носить удары по лицу и клеймить морды животных.

Абдуллах ибн Джа`фар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Как-то раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и неожиданно увидел там верблюда. Когда же верблюд увидел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то стал жалобно стонать, а глаза его наполнились слезами. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к нему, погладил его по горбу и за ушами и он успокоился, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал спраши­вать: “Кто хозяин этого верблюда? Кому принадлежит этот верблюд?” Тогда к нему подошел один юноша из числа ансаров и сказал: “Он мой, о посланник Аллаха.” Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Почему, владея этим животным, ты не боишься Аллаха, ко­торый сделал его подвластным тебе? Поистине, оно пожало­валось мне на то, что ты моришь его голодом и изнуряешь непосильным трудом!”

Это лишь некоторые примеры милосердия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прояв­ляемого к врагам и друзьям, к мусульманам и неверным, к мужчинам и женщинам, к молодым и старым, к людям и животным. Подобных примеров его милосердия - огромное множество, однако объем этой книги не позволяет привести их все. Да пребудут над ним бла­гословения и мир Всевышнего Аллаха до скончания веков.

III. М ягкосердечие Пророка , и его п лач.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не плакал громко и навзрыд, так же, как не свойственно ему было громко смеяться. Его плач выражался в том, что из его глаз начинали капать слезы, а из груди слышался приглушенный звук. Он плакал по разным причинам: сострадая умершим, страшась за своих последователей и жалея их, трепеща перед Аллахом. Он плакал, слушая Коран, и то были слезы любви и благоговения.

Упомянем некоторые примеры того, когда плакал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

1. Плач благоговения перед Аллахом в ночных намазах

Биляль, да будет им доволен Аллах, слышавший как плачет Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «О посланник Аллаха! Зачем ты плачешь, если Аллах простил тебе твои прошлые и будущие прегрешения?!» «Как же мне не быть благодарным рабом?! Сегодня ночью мне был ниспослан аят: «Поистине, в сотворении небес и земли и смене ночи и дня - знамения для обладающих разумом» (3:190). Горе тому, кто прочтет его и не задумается!»

2. Благоговейный плач в намазах

Сообщается, что Абдуллах ибн аш-Шиххир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда он совершал намаз, плача и издавая от этого звуки, подобные звукам, доносящимся из кипящего котла».

3. Плач при слушании Корана

Сообщается, что Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне: “Почитай мне Коран”. Я сказал: “Как же я буду читать его тебе, если тебе он был ниспослан?!” - Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, я люблю слушать, когда его читают другие”. И я стал читать ему суру “Женщины”, а когда дошел до того аята, в котором говорится: “А как же, когда приведем Мы от каждой общины свидетеля и при­ведем тебя как свидетеля против них?! ” (4:41) - он сказал: “Хватит” , и тут я увидел, что из глаз Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, текут слезы».

4. Плач Пророка , да при потере дорогих людей

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, плакал, когда умер его сын Ибрахим. Из его глаз полились слезы, а ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет дово­лен им Аллах, сказал: “И ты тоже плачешь, о посланник Аллаха?” На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “О Ибн ‘Ауф, поистине, это - про­явление сострадания!” - а затем он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, гла­за плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!”

5. Плач Пророка , да благословит его Аллах и приветствует, по причине смерти одной из его дочерей

Говорят, что это была его дочь Умм Кульсум - супруга ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет им доволен Аллах. Анас, да будет им до­волен Аллах, сообщил: «Мы присутствовали на похоронах дочери Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он сидел на краю ее могилы, и я видел, как из его глаз текут слезы. Затем он сказал: «Есть ли среди вас такие, кто не имел сегодня ночью половой связи?» Абу Тальха сказал: «Я», - и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Спустись в могилу». Абу Тальха спустил­ся в могилу и уложил в нее дочь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

6. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал при смерти одной из своих дочерей и в другой раз

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнял свою умирающую дочь и положил ее пред собой. Так она и умерла у него на руках. Умм Айман, при­сутствовавшая при этом, начала громко плакать, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты рыдаешь в присутствии Посланника Аллаха?» «Но ведь я вижу и тебя плачущим!» - сказала она. «Я не плачу. То, что ты видишь - не иначе, как проявление сострада­ния. Верующий в любом состоянии наделен всяким благом. И даже когда его душа извлекается из его груди, он восхваляет Всевышнего Аллаха».

7. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал и когда умер один из его внуков

Сообщается, что Усама ибн Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказал: «В свое время дочь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послала к нему человека, чтобы сообщить ему о том, что ее сын находит­ся при смерти и позвать его к себе. Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отослал этого человека обратно, велев ему пожелать им мира и сказать: “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха” . Однако через некоторое время она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал со своего места и вместе с ним поднялись Са`д ибн ‘Убада, Му`аз ибн Джабаль, Убайй ибн Ка`б, Зайд ибн Сабит и некоторые другие люди, да будет доволен ими Аллах. В доме дочери Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали маль­чика, который уже начал хрипеть, а он прижал его к своей груди, и глаза его наполнились слезами. Увидев это, Са`д сказал: “О по­сланник Аллаха, что это?” Он ответил: “Это - милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов”» .

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «Это - милосердие, вложенное Аллахом в сердце того, кого пожелал Он из числа рабов Своих, ведь, поистине, Аллах поми­лует из числа рабов Своих только милосердных».

8. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал и когда умер ‘Усман ибн Маз’ун

Айша, да будет ею доволен Аллах, сообщила: «Я видела, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поцеловал ‘Усмана ибн Маз’уна, когда тот умер, и из глаз его текли слезы».

9. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал, когда в битве Мута погибли его сподвижники

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (в свое время) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил людям о смерти Зайда, Джа‘фара и Ибн Равахи еще до того, как известия о них были доставлены гонцами, и он сказал: «Зайд взял знамя и был сражен, потом взял его Джа‘фар и был сражен, а потом взял его Ибн Раваха и тоже был сражен, - и когда Пророк, говорил это, глаза его были полны слез, после чего он продолжил, - а затем взял его меч из числа мечей Аллаха, и Аллах даровал им победу».

10. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал, когда посетил могилу своей матери

От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, приведено та­кое сообщение: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посетил могилу своей матери и при этом заплакал, и вместе с ним заплакали люди. Затем он сказал: “Я попросил у моего Господа позволить мне просить проще­ния для моей матери, но мне не было позволено, а когда я попросил Его дозволения посетить ее могилу, Господь раз­решил мне. Посещайте могилы, ибо они напомнят вам о смерти”».

11. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, плакал у постели Са’да ибн ‘Убады, когда он умирал

Сообщается, что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Са‘д ибн ‘Убада серьезно заболел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел навестить его вместе с ‘Абдуррахманом ибн ‘Ауфом, Са‘дом ибн Абу Ваккасом и Абдуллахом ибн Мас‘удом, да будет доволен ими Аллах. Зайдя к больному и увидев его в окруже­нии родных, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Он уже умер?” Они ответили: “Нет, о посланник Аллаха”, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заплакал. Увидев, что он плачет, заплакали и другие. Затем он сказал: “Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слезы, текущие из глаз, ни за печаль сердца, однако Он подвергает мучениям или милует за это!” - и он указал на свой язык…» .

12. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, плакал при погребении умерших

От аль-Бара ибн ‘Азиба, да будет им доволен Аллах, сообща­ется: «Однажды мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присутство­вали на похоронах. Сев у края могилы, он стал плакать так, что промокла земля, а затем сказал: “О мои братья! Приготовьтесь к такому же (дню)!”»

Отчаяние, безысходность, пессимизм, убеждённость в том, что всё плохо и никогда не изменится к лучшему - сегодня всё больше людей предаются таким настроениям. Они охватывают все возрастные группы, все слои общества. Серп отчаяния поражает бедных и богатых, образованных и невежд. Причины у каждого свои, но последствия всегда страшные, а порой роковые, если только человек вовремя не очнётся и не спасётся от его разящего удара.

Сколько бед способно натворить отчаяние! Именно оно становится непреодолимым препятствием для многих людей, швыряемых волнами судьбы, заставляя их отказаться от борьбы и покорно пойти ко дну. Отчаяние лишает человека возможности раскрывать свои таланты, достигать высот, приносить пользу обществу, исполнять свои обязанности перед Господом, самим собой, семьёй и обществом.

Отчаяние обрывает полёт мечты и убивает надежду. Нередко оно обрывает и жизнь, потому что надежда, как известно, умирает последней, а лишённый надежды теряет волю к жизни и зачастую не видит смысла в её продолжении. Ему начинает казаться, что самый простой и логичный выход из тупика, в который он зашёл, - просто покинуть этот жестокий мир, в котором ему больше нет места.

Трагические истории о том, до чего доводит людей отчаяние, можно услышать почти каждый день. Порой они оставляют глубокий след в наших душах и запоминаются надолго, особенно если мы сами оказываемся их невольными свидетелями.

Казалось бы, как это касается верующих? Кто-то может сказать, что отчаяние овладевает человеком лишь тогда, когда у него нет иммунитета под названием «вера»… Тем не менее и среди мусульман немало тех, кто особо чувствителен к происходящему вокруг и легко впадает в отчаяние, мало чем отличающееся от состояния тех, чьи сердца не озарены светом божественного знания.

И вот человек, которому Всевышний Аллах поручил преображать этот мир, которого должны закалять испытания, который знает смысл своего существования и назначение земной жизни, вдруг опускает руки, садится на обочине и безучастно смотрит вслед улетающим мечтам и стремлениям.

Одними отчаяние завладевает постепенно, медленно, но верно изменяя образ их мыслей и их отношение к жизни, а на других обрушивается внезапно всей своей тяжестью. Инертные, пассивные, настроенные пессимистично, они начинают смотреть на мир сквозь чёрные очки, и им становится трудно поверить в то, что всё может и должно с позволения Аллаха измениться к лучшему и что они вполне способны внести свой вклад - и быть может, весьма ощутимый, - в эти положительные изменения.

Тяжкие испытания, материальные трудности, семейные конфликты, творческие неудачи, проблемы со здоровьем, потеря близкого человека, подстерегающие нас опасности, титанические усилия, которые не приносят результата, крах надежд - всё это может стать причиной отчаяния.

Всевышний Аллах предостерегает нас от этого: «Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберём это, то он отчаивается [в милости Аллаха] и становится неблагодарным» (сура 11 «Худ», аят 9) .

А в другом аяте говорится: «Когда Мы даруем милость человеку, он отворачивается и удаляется в гордыне. Если же его касается беда, он приходит в отчаяние» (сура 17 «Ночной перенос», аят 83) .

Когда Мы облагодетельствуем человека, даровав ему имущество, благополучие или нечто иное, он превозносится и отдаляется от покорности Господу своему. Когда же его постигают бедствия или тяготы, будь то бедность, болезнь или что-то другое, он впадает в отчаяние, не надеясь на благоволение Всевышнего Аллаха. Исключением являются лишь те, кого уберёг от этого Аллах - и в благополучные времена, и в трудные [Ат-тафсир аль-муйассар].

Вдумайтесь также в эти слова: «Когда Мы даём людям вкусить милость, они радуются ей [и начинают гордиться и хвастаться]. Когда же зло постигает их за то [зло], что содеяли их руки, они тотчас приходят в отчаяние. Разве они не видят, что Аллах увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает [в качестве испытания]? Поистине, в этом - знамения для людей верующих» (сура 30 «Румы», аяты 36–37) .

О чём напоминает нам наш Создатель в этих аятах? Разве не о том, что происходит с окружающими нас людьми и с нами самими? Мы по природе своей склонны к поспешности, неблагодарности, отчаянию, и хорошо, если нам хватает мужества это признать. Что же нам делать с этой бедой?

Прежде всего, конечно же, напоминать себе аяты и хадисы, которые являются наилучшим лекарством от отчаяния для тех, кто действительно желает исцелиться. Для начала, пожалуй, стоит обратиться к двум крайне важным аятам.

Вот первый: «…и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура 12 «Юсуф», аят 87) .

А вот и второй: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» (сура 15 «Хиджр», аят 56) .

Отчаяние, как следует из этих аятов, присуще неверующим и сошедшим с прямого пути, и впадать в отчаяние - значит уподобляться им. Хотим ли мы этого? И разве цель нашей жизни не состоит как раз в том, чтобы бежать от неверия и заблуждения?

Помогают побороть отчаяние и хадисы нашего Пророка (мир ему благословение Аллаха), побуждающие к плодотворной деятельности, напоминающие о милости Аллаха и о великой награде, ожидающей тех, кто трудился ради Аллаха и проявлял терпение, уповая на Всевышнего и смиряясь перед Ним всем сердцем. Чего стоит один только пророческий призыв посадить росток даже в тот момент, когда внезапно наступит Судный день? Хвала Всевышнему, Его благородный Посланник (мир ему благословение Аллаха) оставил нам столько целительного бальзама! Нам остаётся лишь размышлять над его наставлениями, пропитываясь той удивительной энергией, которую они содержат в себе, и пользоваться той движущей силой, в которую они превращаются для тех, кто искренне уповает на Всевышнего и стремится правильно и со смыслом прожить земную жизнь.

Помогает справиться с отчаянием и понимание того, что представляет собой земная жизнь. Ведь это, по сути, испытательный срок. Земная жизнь - ничто в сравнении с вечностью. Она так быстротечна! Но для того, чтобы сметь надеяться на блаженство в Раю, человек должен столько всего сделать, успеть, достичь. А что он успеет, если будет попусту растрачивать часы, дни, а то и годы, предаваясь отчаянию и радуя тем самым шайтана, который как раз такими и желает нас видеть - вялыми, мрачными, бездеятельными, впавшими в уныние, потерявшими надежду, жалеющими и оплакивающими самих себя, плывущими по течению.

Но как же милость Аллаха, Его помощь и прощение, Его забота о нас, Его веления и запреты, призванные оптимальным образом сбалансировать нашу жизнь и вести нас к великой цели? Как же Его всеобъемлющее знание и Его предопределение, которое исполняется в точности?.. Поддаваясь отчаянию, мы как будто перечёркиваем всё это.

Враг наш хочет, чтобы мы сидели сложа руки, чтобы внушали самим себе, что всё плохо и ничего не изменить, что мы живём в такое время, в таком месте и в таких обстоятельствах, что нет смысла что-то делать. Ведь шайтан ненавидит нашу покорность Аллаху, он не выносит, когда мы бодры, деятельны, преисполнены энтузиазма, когда мы стремимся делать добро ради Аллаха, приносить пользу и преображать мир вокруг нас. И для нас жизненно важно поступать наперекор ему, ибо это - единственный путь к счастью и спасению.

Коран учит, что даже грешник не должен отчаиваться в милости Аллаха и опускать руки, ибо даже тяжкие грехи прощаются тому, кто искренне кается: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи. Поистине, Он - Прощающий, Милующий» (сура 39 «Толпы», аят 53) .

Опасность отчаяния понимали и наши праведные предшественники, а некоторые из них причисляли его к тяжким грехам. Славный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах), например, говорил: «Самые тяжкие из грехов - это приобщение сотоварищей к Аллаху, чувство безопасности от наказания Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на облегчение от Него».

Порой мы стремимся к семейному счастью, но что-то складывается не так, как нам хотелось бы. Или нам кажется, что мы вкладываем всю душу в воспитание наших детей, но они растут не такими, какими мы бы хотели их видеть. Мы сталкиваемся с материальными трудностями, наши начинания не удаются и не приносят нам желанного успеха, мы трудимся, но деятельность не приносит долгожданных плодов. Мы берёмся за что-то, но на нашем пути одно за другим вырастают препятствия. Мы строим планы, но нам не удаётся их осуществить, хотя мы прилагаем усилия. Всё это заставляет нас нервничать, причиняет боль, выбивает почву из-под ног, изматывает, создаёт ощущение безысходности… И мы напрочь забываем о том, что наше дело - трудиться с искренним намерением ради Аллаха и уповать на Него, а результат - от Всевышнего.

Наше стремление к беззаботному существованию в мире, в котором оно в принципе невозможно, удивительно. Но ещё больше удивляет другое: множество людей, далёких от религии, демонстрируют удивительную стойкость, целеустремлённость, силу духа и дают решительный отпор отчаянию, в то время как верующие, которым Аллах даровал замечательную, мудрую, жизнеутверждающую, дающую колоссальный заряд положительной энергии религию, проявляют слабость, быстро сдаются и позволяют отчаянию терзать и губить их!

Сколько в мире людей, которых не сломила потеря близких, которые остались инвалидами или стали жертвой страшных болезней, войн, природных катаклизмов, но не сдались! Сколько благородных родителей терпеливо воспитывают детей, отвечающих им чёрной неблагодарностью, и сколько достойных детей и жён терпят почти невыносимую обстановку в семье, не теряя надежды на улучшение! Сколько настойчивых предпринимателей не отчаиваются и после десятой или двадцатой неудачной попытки начать собственный бизнес, наконец, достигают ошеломляющих результатов. Они побеждают обстоятельства и собственные слабости, ставят рекорды и делают возможным невозможное притом, что в их сердцах нет веры в Аллаха и надежды на Его милость. Неужели у нас меньше поводов трудиться, проявлять терпение и достигать вершин?..

Отчаяние - это болото, которое засасывает, обездвиживая нас, вытягивая из нас силы и уничтожая наше время. Драгоценное время, каждая секунда которого так неизмеримо дорога, поскольку из этих секунд состоит вся наша жизнь.

Оглянитесь вокруг, и вы увидите необъятное поле для плодотворной деятельности, в котором непременно есть тропинка и для вас. Тропинка прекрасных возможностей и надежд, ведущая к благоволению Всевышнего и чудесным райским садам…

Сколь бы серьёзными и страшными ни были испытания, настанет день, когда с позволения Аллаха они покажутся нам ничтожными по сравнению с вечной наградой, приготовленной для тех, кто совершал благие дела и сказал «нет» отчаянию. Это успех, ради которого имеет смысл жить дальше!

О Аллах, помоги нам трудиться ради Тебя, уповая на Тебя и не теряя надежды, и закрой отчаянию путь к нашим сердцам!

Некоторые говорят: «Аллах только наказывает », «У Аллаха нет любви к нам ». Одна из причин появления такого мнения в обществе – неправильная информированность, или дезинформация.

«Хотел бы с помощью Аллаха внести ясность в понимание религии Аллаха и представление о ней. Когда оглядываешься вокруг, видишь, что люди творят, какие происходят разврат, убийства, прелюбодеяние, воровство, обман, взяточничество и т.д., то понимаешь, насколько велика милость и любовь Аллаха к нам, что мы ещё живы».

Когда Аллах сотворил всё, что нас окружает, в самом прекрасном виде, в завершение Он создал самое красивое и самое лучшее Своё творение – человека. По этому поводу Аллах в Коране сказал: «И создали Мы человека в самом красивом образе » (сура «Тин»), ещё Он сказал: «Поистине мы возвеличили детей Адама (человечество) ». Аллах сделал Своим самым любимым творением человека, а из людей лучшие – пророки и посланники, а из пророков и посланников – наш Пророк (мир ему и благословение).

И первая милость к нам и проявление любви от Аллаха – в том, что мы из общины Мухаммада (мир ему и благословение), так как Всевышний возвеличил общину Мухаммада (мир ему и благословение) над общинами других пророков через многие блага.

Даже пророки хотели бы быть из нашей общины. Передают от Мукатиля сына Сулеймана (да будет доволен им Аллах), что однажды Муса (мир ему) обратился к Аллаху: «Я увидел надпись на скрижали, ходатайствующие перед Аллахом, и за которых ходатайствуют перед Ним. Сделай их из моей общины»

Аллах ответил: «Эта община Мухаммада (мир ему и благословение) ».

Муса (мир ему) сказал: «О Господь! На скрижали я видел надпись об общине, грехи которой смываются пятикратной молитвой. Сделай этих людей моей общиной

Аллах ответил: « ».

Муса (мир ему) сказал: «Я видел на скрижали общину, в которой семьдесят тысяч верующих без допроса войдут в Рай. Сделай их моей общиной ».

Аллах ответил: «Это община Мухаммада (мир ему и благословение) ».

Муса (мир ему) опять сказал: «Я видел на скрижали общину: если кто-нибудь из неё имел намерение совершить благое и не смог совершить, то ему записывается одно вознаграждение, если он совершил благое, то записывают десять вознаграждений. Сделай её моей общиной ».

Аллах ответил: «Это община Мухаммада (мир ему и благословение) ».

Муса (мир ему и благословение) спрашивал, пока не сказал: «О господь! Я желаю быть в числе последователей этого Пророка ». Аллах ему ответил (через откровение), как сказано в Коране: «О Муса! Я возвеличил тебя среди людей моим посланием и моей речью, так возьми то, что я дал тебе, и будь благодарным мне » (аль-Араф) («Танбих», стр. 476).

Даже за намерение совершить благое без осуществления его по каким-либо причинам всё равно получают воздаяние, как будто совершили задуманное, а если совершили это благое, то за деяние увеличивается воздаяние в десятикратном размере.

Аллах не возложил на нас ничего из того, что бы мы не смогли совершать. Всевышний сказал: «Не возложил Аллах на человека того, чего он не сможет » (аль-Бакара), т. е. всё, что возложил Аллах на всех нас, – лёгкое.

Аллах возвеличил эту общину пятью вещами :

1. Аллах сделал продолжительность жизни короткой, чтобы грехов совершали меньше .

2. Аллах создал людей короткими в росте и малыми в телосложении, чтобы меньше расходовали на одежду, еду и питьё .

3. Создал физически слабыми, дабы не возвышались .

4. Создал бедными и нуждающимися, чтобы меньше было отчёта в могиле и в День Суда .

5. Сделал последней общиной последнего Пророка, чтобы меньше пребывать в сырой земле – могилах .

Передали, что Адам (мир ему) сказал: «Поистине Аллах наделил общину Мухаммада (мир ему и благословение) четырьмя почестями, которыми не наделил даже меня :

1. Поистине, принятие моего покаяния состоялось в Мекке, а люди общины Мухаммада будут просить прощения на любой точке земли, и Аллах будет принимать.

2. Я был одетым, но, когда совершил грех, Аллах сделал меня нагим. А люди из общины Мухаммада будут грешить нагими, и будет появляться одежда. (Т. е. Аллах не будет лишать имущества за каждый грех, дабы оставить возможность для раскаяния. Мы видим многих людей, которые, мягко говоря, ведут непристойный образ жизни, но Аллах не лишает их квартиры, машины и т. д.)

3. Когда я совершил грех, Аллах разлучил меня с женой, а община Мухаммада грешит, но их не разлучают с семьями.

4. Поистине, я сделал ошибку в Раю и был изгнан из него, а люди из общины Мухаммада будут совершать грехи, но в Рай будут входить чистыми путём покаяния».

Аллах дал нам возможность пять раз каждый день обращаться к Нему в обязательной молитве. Ни одной общине не было дано такое благо. Аллах повелел ангелу, записывающему наши плохие дела, ожидать шесть часов, не записывая грех, в надежде на покаяние Своего раба.

Мы просто не понимаем и даже не задумываемся, что даже то, что мы вольны выбирать, что нам делать и говорить, – это уже милость Аллаха, потому как Всевышний волен сделать всё, что Он пожелает.

Да поможет нам Аллах понять Милость Его к нам!



Что еще почитать