Нужно ли делать уроки вместе с ребенком? Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение психолога Делать ли уроки с ребенком

Спор о том, надо ли помогать детям делать уроки, почти на уровне спора кошатников и собачников - вечен и неразрешим. Каждый остается при своем твердом мнении, подкрепленном воспитанием («Мне же никто не помогал!»), живыми примерами («Вот у моей тетки дочка…») и умными книгами («Я где-то читала…»).

Редакция сайт решила влезть в самую гущу дискуссий, подкрепленную началом нового учебного года, и попытаться выслушать обе стороны. Почему ребенку не нужно помогать делать уроки, и что из него тогда вырастет? А почему нужно, и как не превратить это в то, что уроки делаете вы, а не он? Выслушаем советы психологов (которые категорически расходятся во мнении) и родителей, которые стараются доказать свою правоту.

Младшим надо помогать

Часть психологов и педагогов советуют помогать младшеклашке с уроками, но не делать задания за него. Помощь родителей создает для малыша ощущение уюта, он чувствует поддержку и понимает, что не брошен, если он что-то не поймет - мама объяснит. Он продолжит ощущать себя ребенком и не потеряет радость детства слишком рано.

Задача родителей в это время действовать в игровой форме, предлагать вопросы для размышления и подталкивать ребенка к решению задачи самостоятельно. Помочь ему сконцентрироваться и организовать комфортную обстановку для занятий.

А еще, учитывая современные реалии, задачи даже у первоклашек бывают такие, что и родители не разберутся. Ну или как он сам сделает поделку из желудей, если их надо протыкать шилом?

УРОКИ ИЛИ МУЛЬТИКИ - С ЧЕГО НАЧАТЬ?

«Начальная школа - время помощи и контроля со стороны родителей. Нужно помогать, наставлять и проверять, что наваял. Дальше - обязательно следить за подготовкой к урокам. Ведь школа - плацдарм для дальнейшей жизни. Далее, есть ряд заданий, направленных на выявление того, есть ли контакт у ребенка с родителями, не заброшен ли он? И эти задания, нужно делать с ним. Это - своеобразная проверка, все ли в семье нормально?!».

«До четвертого класса с ребенком нужно делать уроки, и делать по одному режиму, далее ребенок будет делать абсолютно самостоятельно, без „иди делай уроки“».

«Конечно же помогать. Не все дети Ломоносовы, тем более задания такие дикие бывают, что взрослые люди с ВО не могут решить задачки для третьеклашек. Была как-то задача по математике, никто не решил в классе, родители перезванивались, пытались решить, но нет. На следующий день преподаватель объявила, что впредь будет внимательнее домашку подбирать, так как она сама не смогла решить=)».

Самостоятельность с детства

Другая часть психологов и педагогов считают, что школа - это возраст самостоятельности. Помощь сейчас - вред потом. Пока вы помогаете ребенку, он полагается на вас. Но как только вы решите отойти от дел, ребенок растеряется и будет не уверен в себе, а успеваемость снизится. Кроме этого, ребенок никогда не научится делать что-то сам, если не будет это делать.

Ученики, которым помогают родители, чаще боятся неудач, так как после полосы хороших оценок, там, где им не помогли, появляется злополучная «двойка». Конечно, взрослые будут ругать, ведь раньше были пятерки. У детей развивается «комплекс отличника», и они боятся сделать самостоятельный шаг.

9 ПРИЛОЖЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ У КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА

«Я считаю, что не стоит помогать. Это правда медвежья услуга, помню, как мне мама помогала всю начальную школу, потом, когда пошла дальше, мама стала не понимать стала плохо учиться, все наперекосяк пошло именно от этого. Конечно что-то объяснить, иногда, в чем-то помочь, да можно, но тоже злоупотреблять совершенно не стоит, ну, а конечно делать за ребенка категорически не нельзя, иначе потом будут большие проблемы».

«Я своим детям уроки делать не помогала. Учились средне, больше на троечки, иногда двоечки. :-) Я им говорила, что это только их позор, а я свою работу делаю на пять и денежки за это мне платят. Вот и выросли мои троечники: сын в прошлом году МГУ закончил, а дочь два высших имеет. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно, это главная задача родителя - научить ребенка решать свои проблемы самому».

«Психологи говорят, что ребенок воспринимает участие родителей в домашней работе как время препровождения с родителем и не включается в урок, поэтому процесс затягивается, родители нервничают, дети расстраиваются. Для помощи в домашних занятиях должен быть другой человек, например, гувернантка».

С такой нагрузкой…

Основная причина помощи школьникам в средней и старшей школе - колоссальная нагрузка. Уроки, кружки, внеурочная деятельность, спорт, ЕГЭ, а жить-то когда? Поэтому родители рекомендуют не бросать их наедине со всем этим ужасом и помогать, чем можно. Разобрать сложную тему, объяснить правило по-другому, показать фильм вместо чтения книги, если ребенок не успевает.

Помогать в этом возрасте можно и с организацией времени. В таком ритме ребенок может просто забыть, на какой день что было задано, куда ему завтра ехать на Олимпиаду и т. д. Поддержка и помощь советами, проверка сложных тем не будет лишней.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРОГУЛЬЩИКОМ?

«Конечно помогайте. Почему вы боитесь помочь? Ни к чему плохому он не привыкнет я думаю. Если задания такие, что ребенок сам не может, то полезно будет ему хоть поприсутствовать, пусть пока посмотрит, как оно делается, теми кто может».

«Я тут подсчитала на той неделе, после вечерней истерики ребенка от усталости, сколько она угрохала времени на дом. работу. 5,5 часов. Она не мусолит, она делает, как паровоз - русский, математика, английский, прочая хрень. И таки да, я за Аньку раскрашиваю, делаю те задания, которые, уверена, что она знает. Т.к. мне ее здоровье дороже. Математики и письма я не касаюсь (помогу, если спросит, не больше), ну решать за нее как-то не считаю нужным, а письмо и не смогу так написать:) Я бы такого расписания не выдержала. Вот предлагала завтра не ходить - отказалась».

«Нагрузка такая, что надо хоть что-то делать. Делает сам, вечером проверяю избранное что-то (например, по англ. Была тройка - проверяем его). Остальное на его совести, оба уже к вечеру устаем. На выходных приходится по часу-два что-то разбирать, что упущено за неделю. Бывает не понял/пропустил, не доделал - все разбираем вместе. Есть такие преподы которые только учебник выдали и сказали читать, объяснять приходится самой».

Да взрослый уже!

Ребенок после 10 лет, то есть начиная со средней школы, уже более-менее сформировавшаяся личность со своими интересами, увлечениями и ответственностью. Если до этого помощь ему и оказывалась, в этом возрасте родителям стоит отойти от него и позволить самостоятельно учиться жизни.

Совершать ошибки, получать плохие оценки и выходить проигравшим иногда бывает очень полезно. Ведь все это - опыт. И чем раньше ребенок усвоит это, тем лучше. Главное не ругать, а разбирать такие случаи с разных сторон. Именно так ваш малыш превратится в самостоятельного человека.

19 МОТИВИРУЮЩИХ УЧИТЬСЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ

«Тоже думаю всегда почему сейчас все с детьми „учатся“? Нам никто никогда не помогал. Красного диплома у меня правда нет, но я была твердой ударницей. Мои дети еще маленькие. Посмотрим, что нас ждет через пару лет».

«Со мной родители делали уроки только в первом классе дальше сама. Сейчас эпидемия у мамаш учить уроки с ребенком, у моей подруги уже два года каждый вечер превращается в скандал из-за уроков причем без позитивных сдвигов. Зачем это нужно не понимаю, получит двойку и будет стимул работать чтобы не позориться перед классом. Когда мама за тебя делает стимула учиться нет».

«Не надо, у мужа сыну 11 лет и все сидит ждет пока кто-нибудь с ним уроки сделает. Говорим читай задание и думай какой может быть ответ, если вопросы возникнут, конечно поможем. Так этот мальчик начинает рыдать, убегать в другие комнаты, прятаться под стол и т. д. пока муж не психанет и не продиктует ответ. Причем никакие уговоры, мотивации не действуют и рыдания длятся иногда по 5 часов. А все потому что обычно мама и бабушка за него все делают».

Какой бы путь вы не выбрали, главное, чтобы вашему ребенку было комфортно учиться в таком режиме!
Хорошего вам учебного года!

Ответить на извечный вопрос — помогать с уроками или пусть ребенок старается сам, мы попросили Ирину Трушину, доцента кафедры психологии и проректора по работе с молодёжью Челябинского государственного университета , и Викторию Нагорную, преподавателя русского языка и литературы с 20-летним стажем .

Виктория Нагорная: «Мамаша, вам два»

— Мое мнение жестко: в начальных классах, особенно в первом, ребенку необходимо помогать с уроками. Ведь отметок еще не ставят, и здесь речь идет больше не о выполнении заданного, а о формировании умений. Умений не только учиться, но и организовывать свой день, складывать портфель, заполнять дневник. Все знакомые мне коллеги именно по такому принципу воспитывают своих детей-школьников.

В более старшей школе, я не говорю уже о пятых классах и далее, я против «сидения с ребенком». Конечно, отказываться помочь нельзя. Все мы помним и из своего детства, как папы решали нам задачи, своим путем, не как нас учили, но ответ был правильным. А мамы проверяли сочинения и обязательно находили в них ошибки и описки. Ничего не изменилось: точные науки стали лишь гораздо сложнее, а дети, привыкшие к компьютерам, практически разучились сами придумывать интересные фразы и писать без ошибок: компьютер исправит. Поэтому, если дочь просит: «Мама, объясни, я не понимаю», я всегда иду на помощь. Если нет — делает уроки сама.

В первом классе контролировать ребенка рекомендуется. Фото: / Эдуард Кудрявицкий

Я советую донести до ребенка одну мысль. Сейчас учеба — это твоя работа. Ты ведь за меня не работаешь, почему я за тебя должна? Пусть несамостоятельный школьник сначала проспит первый урок, потом получит несколько двоек, затем придет в класс без дневника и формы на физкультуру. Набив шишек, он научится всему, что требуется, самостоятельно. Первоначально можно контролировать, управлять издалека и незаметно: к примеру, предупредить классного руководителя о нововведениях в вашей семье.

Родителям иногда самим сложно справиться с заданиями детей. Фото: / Надежда Уварова

В моей педагогической практике ситуации, когда родители не просто сидят рядом с ребенком, а полностью выполняют за него уроки, увы, нередки. Но это — медвежья услуга. Как-то моему коллеге, учителю биологии, пятиклассник сдал такой заумный реферат, что он зачитывал нам вслух выдержки, а мы не понимали, о чем идет речь. Родитель, очевидно, доктор биологических наук, решил потрясти всех своей эрудицией, и выдал такие познания об обитателях океана, что они явно не соответствуют десяти-одиннадцатилетнему уму. Причем реферат не был скопирован из интернета. Он заумен, а не умён. Коллега был старых правил, подумал и написал на титульном листе: «Мамаша, вам два».

Многие не верят, что ребенок сам будет делать уроки, если его бросить, как малька, в дальнее плавание. Будет, обязательно. Не растите трутней. Есть, видимо, какой-то этап, пережив который вместе с мамой за домашним заданием школьник уже не хочет идти дальше без мамы. Практика показывает, достаток и образование семьи тут ни при чем. Мамы учатся за таких чад и в институтах, и по работе помогают. Разве этого мы хотим для своих детей? Уверена, все ответят «нет». Пусть сначала у вашего ребенка будет три, но его, заслуженная.

Как говорил вождь, «лучше меньше, да лучше». Я педагог, но считаю, что не все обязаны быть отличниками. Главное для ребенка — внутренний стержень, желание чего-то достичь, приспособленность к обстоятельствам и самостоятельность.

Ирина Трушина: «Необходима ситуация успеха»

— Этим вопросом задается каждый родитель. Ответ зависит прежде всего от уровня психологической и физической готовности ребенка школе. Первый класс — время, когда ребенок адаптируется к новым условиям, системе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, иным правилам организации своей деятельности. Для того, чтобы эта адаптация прошла успешно, помощь родителя или значимого взрослого бывает просто необходима. Помочь спланировать свое время, рационально распределить выполнение заданий и отдых, научиться чередовать выполнение домашней работы по разным предметам так, чтобы переключение с одного на другое давало возможность отдохнуть — очень важно, особенно в течение первого года обучения в школе. Необходимо, чтобы родители сумели найти золотую середину между двумя крайностями: брать на себя ответственность за выполнение домашних заданий, подготовку к проверочным контрольным и экзаменам, складывание портфеля и наведение порядка на рабочем столе даже тогда, когда ребенок готов к этой ответственности. Или полным невмешательством в дела ребенка. В первом случае велик риск того, что, повзрослев, ребенок так и останется «ребенком», инфантильным человеком, не умеющим брать на себя ответственность, принимать решения и делать обдуманный выбор. Во втором, если у него хватит собственных внутренних ресурсов, такая самостоятельность поможет ему стать сильнее и быстро повзрослеть, или наоборот — вырасти неуверенным в себе, не умеющим просить помощи.

Старшеклассники должны учить домашние задания сами. Фото:

Если навык к самостоятельному освоению информации не выработался в должное время — в начальной школе, то родителям приходится «садиться за уроки» и с семи-, девятиклассником. Проблема нежелания учиться самостоятельно в подростковом возрасте может возникнуть не только из-за несформированности навыков самодисциплины и самоконтроля, но и из-за нарушения мотивации. Это может быть связано с целым рядом причин: например, не сложились отношения с преподавателем, или ребенок не видит перспективы применения знаний по данной дисциплине. В этом случае родителям важно воздержаться от нотаций, скандалов, так как это может вызвать лишь сопротивление и дополнительное напряжение. Лучше всего направить свои усилия на создание «ситуации успеха» по конкретным дисциплинам или учебной деятельности в целом.

1. Когда человек видит, что результаты его деятельности ценны для окружающих и значимых для него людей, ребенок чувствует «вкус успеха», мотивация на ее выполнение возрастает (это может быть победа в конкурсе, расчеты для реализации какого-либо проекта, и т.п.).

2. Включение в группу сверстников, значимых для подростка, среди которых модно учиться самостоятельно, способно решить проблему. Иногда для этого требуется переход в другой класс или даже другую школу.

3. Формирование перспективы: например, знакомство с профессией во время захватывающей экскурсии на предприятие позволит подростку увидеть возможный итог его учебной деятельности, и если эта перспектива будет привлекательна, ребенок будет заинтересован в систематизации пути достижения этой перспективы, а значит, и систематизации самостоятельной деятельности.

Здравствуйте, дорогие читатели. В последнее время очень остро стоит вопрос о том, стоит ли прививать детей. Родителей пугают возможные последствия прививок. В этой статье мы поговорим о том, что вообще из себя представляют вакцины, разберёмся, нужно ли их делать и какие могут быть последствия.

Принцип действия прививки

Для того, чтобы родителям понять, в чём необходимость вакцинирования детей, нужно разобраться с тем, что собой в принципе представляет вакцинация. В организм вводятся убитые или ослабленные антигены, на которые реагируют клетки иммунитета , при этом происходит активное продуцирование антител против данного возбудителя. После того, как антитела выработались, они какое-то определённое время сохраняются в организме. Их наличие обуславливает защиту ребёнка от возможного заболевания против которого была сделана данная прививка . Не стоит думать, что во время введения вакцины, ребёнок может заболеть, так как данные микроорганизмы являются ослабленными или вовсе убитыми. Вы должны понимать, что в случае проникновения в организм патологических микроорганизмов, защитная система сразу начинает активно действовать, тем самым препятствуют развитию заболевания.

Типы вакцин

Различают четыре варианта вакцин:

«За» и «против» вакцинации

Конечно, на сегодняшний день можно встретить много людей, которые поддерживают прививание деток, но есть и такие, которые категорически против этого.

Доводы в поддержку:

Доводы против вакцинации:

Однако, стоит учитывать, что даже в таком случае течение заболевания проходит значительно легче и, как правило, отсутствуют осложнения.

  1. Малыш, находящийся на грудном типе вскармливания, получает иммунную защиту с молоком матери.

Однако, стоит понимать, что после трёхмесячного возраста, концентрация вводимых в организм маминых антител в разы уменьшается, малыш становится уязвимым перед атакой микроорганизмов.

Однако, нужно понимать, что в случае развития заболеваний, также, возможны, последствия и смертельный исход. А в случае прививок, возникновение осложнений или побочных эффектов больше редкость, чем правило.

Пути введения

Вакцина может вводиться пятью способами:

Меры предосторожности

Для того, чтобы вакцинация прошла максимально безболезненно и без побочных эффектов, необходимо соблюдать такие правила:

До 12 месяцев ребёнку предстоит пережить целый ряд прививок: против гепатита В, АКДС, БЦЖ, гемофильной инфекции, полиомиелита и КПК.

Если вы отказываетесь от прививок, нужно помнить, что некоторые из них требуются при поступлении в садик или в школу.

Имея грудного ребёнка на руках, после проведения вакцинации, лучше не спешить покидать больничное заведение. Побудьте там, хотя бы полчаса, посмотрите за тем, как чувствует себя малыш. К сожалению, нередки случаи возникновения, пусть даже и незначительных, но побочных эффектов. Поэтому лучше находиться рядом с медицинским персоналом, чтобы малышу смогли своевременно оказать помощь.

Противопоказания

Весь список противопоказаний разделяется на несколько видов:

  1. Истинные. Они указаны в инструкции к вакцинам. В зависимости от различных прививок такими противопоказаниями могут быть:
  • серьёзные реакции на предыдущее введение вакцин;
  • при введении живых вакцин: новообразования злокачественного характера или первичный иммунодефицит;
  • при БЦЖ: внутриутробная инфекция, масса тела меньше, чем два кг, гемолитическая болезнь (в период новорождённости), неврологические нарушения, патологии кожи системного характера, иммунодефицит;
  • при АКДС : неврологические заболевания, которые прогрессируют, наличие судорог;
  • при КПК: анафилактический шок на альбумины; серьёзная аллергическая реакция на аминогликозиды;
  • при вакцине от гепатита В: аллергия на хлебопекарские дрожжи, наличии гипербилирубинемии в период новорожденности.

Побочные реакции

Проявление отрицательных реакций является физиологическим, нормальным ответом организма на проникновение чужеродных агентов. Это хорошо, ведь это свидетельство того, что иммунитет организма малыша активно начинает свою работу. Однако, не стоит думать что, если никакой реакции не следует, то организм бездействует. Просто это индивидуальные особенности ребёнка.

В случае появления серьёзных побочных реакций, к примеру, гипертермия выше 39 градусов, нужно срочно обратиться за помощью к врачу.

Нередки случаи, когда родители принимают за побочные действия, возникновение какого-то патологического процесса в организме. Это, по факту, может являться совпадением.

К местным реакциям побочного действия относятся:

  1. Покраснение.
  2. Отёк.
  3. Уплотнение.
  4. Болезненность.

Такие реакции вызываются введением самого препарата или воспалительным ответом на внедрение иглы через кожу. В состав некоторых вакцин добавляются компоненты, которые провоцируют возникновение местной реакции. Это необходимо, чтобы увеличить количество прибывших клеток иммунитета путём повышения притока крови, соответственно быстрее укрепить иммунитет.

К общим реакциям побочного действия относятся:

  1. Беспокойное поведение, капризность, плачь.
  2. Повышение температуры.
  3. Головокружение, головная боль .
  4. Сыпь.
  5. Ухудшение сна, аппетита.
  6. Похолодание конечностей.

Чаще всего возникают гипертермия и сыпь. Как правило, второе возникает после приёма противовирусных вакцин, в частности, от краснухи. Гипертермия зачастую является ответной реакцией детского организма. При контакте антигена с клетками иммунитета, повышается выброс в кровь пирогенов, которые и влияют на рост температурных показателей.

Возможные осложнения

Необходимо понимать, что подобные реакции возможны только в очень редких случаях, однако стоит о них знать, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать.

  1. Серьёзная аллергическая реакция. Например, анафилактический шок может наступить уже буквально через несколько часов. Поэтому необходимо следить за состоянием крохи, и при первых симптомов наличия аллергии обратиться за медицинской помощью.
  2. Судорожные припадки и поражение нервной системы: невриты, менингиты , полиневриты и энцефалиты . В большинстве случаев возникают, как осложнения на вакцину АКДС , как правило, если уже стоит диагноз отклонений в работоспособности нервной системы.
  3. Вакциноассоциированный полиомиелит.
  4. Инфекция генерализованного характера после БЦЖ. Проявляется в виде остеомиелитов и оститов.

Конечно, никто не застрахован от того, что возникнут осложнения или определённые последствия после введения вакцины, однако необходимо понимать, что отказ от прививок — это появление риска заражения очень серьёзными заболеваниями и может привести к намного более серьёзным последствиям и даже смерти. Поэтому стоит со всей ответственностью относиться к этому вопросу при принятии своего решения.

Стоит ли помогать ребенку с выполнением уроков — вопрос, не имеющий однозначного ответа, однако волнующий абсолютное большинство родителей. Ведь с одной стороны, помощь взрослого при выполнении домашнего задания может повысить успеваемость. Да и частенько ребенок даже не может правильно понять задание, сформулированное скорее для доцентов, чем для учеников начальных классов. С другой стороны есть мнение психологов, что помогать ребенку с уроками - вредно, якобы это лишит ребенка самостоятельности и умения мыслить.

Как же правильно поступить в подобной ситуации?! Нужно ли делать домашние задания вместе с ребенком? Как родителям не трепать нервы и не впадать в крайности, найти оптимальное соотношением между «Папа решает, а Вася сдает» и «Уроки – это дело детей, а не взрослых»?

На наш взгляд основная масса школьников всё-таки нуждаются в помощи родителей при выполнении домашних заданий, особенно это касается младших классов. У сегодняшнего учителя в классе 25-30 детей, и помогать каждому, выявлять то, что не понятно, не пройдено, проявлять индивидуальный подход к каждому ученику, педагог просто не успевает. Именно поэтому многие психологи и учителя рекомендуют родителям хотя бы на первых порах обязательно помогать детям с уроками . Но помощь родителей должна заключаться не в том, чтобы сидеть за одним столом, контролировать каждую букву, или даже делать домашние задания за ребёнка. Главная задача родителей на этом этапе — научить детей учиться, выработать регулярную привычку делать уроки, заинтересовать, мотивировать, сформировать обязательность. Если обучение проходит в комфортной, доброжелательной атмосфере, дети учатся сохранять концентрацию в течение достаточно больших отрезков времени, вырабатывается положительное отношение к домашним заданиям.

Для эффективной помощи, без нервов, необходимо соблюдать несколько простых правил:

Четкий график выполнения уроков

Выработайте чёткий график выполнения домашнего задания. Для этого обсудите с ребенком то время, в которое он будет приступать к выполнению домашних заданий и когда заканчивать. Старайтесь не отступать от графика нежелательно, ведь четкий план прививает дисциплину. Лучшим временем для выполнения домашнего задания считается 15-17 часов дня. Самое «активное» время у детей — с 11 до 13 часов и с 16 до 19. Однако если учитывать, что пятый урок обычно заканчивается в 13.00 — 13.30, а после школы очень хорошо отдохнуть, немного погулять, пообедать, то как раз ближе к 15 часам самое время садиться за уроки.

Удобно, когда эти часы попадают на группу продленного дня, где ребенок успеет сделать задание на дом и вечером может быть свободным. Но если в вашей школе продленка не предусмотрена, стоит закрепить это время для выполнения уроков дома. Пусть оно станет важным пунктом в режиме дня школьника.

Перерывы во время выполнения уроков

Во время выполнения домашних заданий (особенно если их много), необходимо давать ребенку возможность передохнуть. Сделали один урок – 10 минут перерыв. В это время школьник может попрыгать, побегать, можно сделать зарядку для пальчиков, поиграть с конструктором, куклами. Вообще в этот перерыв можно разрешить ребенку делать то, что он хочет (правда, желательно исключить компьютер и телевизор).

Рабочее место для уроков

Позаботьтесь, чтобы у ребенка был свое рабочее место. Не стоит школьнику ютиться за кухонным столом, в перерывах пока мама там же рубит капусту. Хороший стул, стол для уроков с правильным светом. Важно, чтобы рядом не было ничего лишнего — телевизора, игрушек, дисков, конструкторов. Всё это будет отвлекать и призывать к игре, а не к серьезному делу.

Советы по порядку выполнения уроков. Сначала то, что нравится

Не знаете с какого предмета начать? Несколько советов по порядку выполнения домашних заданий:

  • Начинайте выполнение домашнего задания с тех предметов, которые больше нравятся вашему ребёнку, которые легче даются. Это мотивирует, придёт уверенности: у меня получается, мне понравилось, я и дальше буду делать уроки!
  • Если ваш ребенок долго переключается на работу, медленно раскачивается, стоит, для разминки, предложить ему сделать задания полегче. Если же ситуация обратная, школьник быстро включается однако быстро утомляется, стоит начать с того урока, который труднее, требует максимальной собранности.
  • Не принципиально, с устных заданий начинать или с письменных. Главное, чтобы при выполнении заданий по-русскому, например, школьник сначала учил правила, а потом делал письменное задание на это правило, а не наоборот.

Каких-то секретов в том, как делать уроки с ребенком без нервов не существует. Одна из очевидных составляющих психологического комфорта и ребенка, и родителей во время выполнения домашних заданий: спокойная атмосфера. Не ждите, что умение собраться, сосредоточиться на выполнении задания, придет к школьнику сразу. Всё это появится, но со временем.

Поэтому родителям надо быть готовым к нескольким этапам в помощи с домашним заданием:

Первый этап подразумевает, что родители делают вместе с ребенком большую часть заданий. Находятся рядом и очень внимательно за учеником наблюдают: определяют где есть пробелы в знаниях, на каких моментах ребёнок начинает отвлекаться. Очень важно, что родителям-помощники не должны выполнять задание за ребенка, нужно просто быть рядом.

На следующем этапе родители начинают часть работы доверять ребенку и не контролировать её. Причем выбираем, на основе прошлого этапа, именно ту часть, с которой ребёнок точно справится.

Третий этап — это когда ребенок все уроки делает сам, но от вас должна быть готовность прийти на помощь, если понадобится. Вы рядом и придете, если позовет!

Четвертый этап начнется примерно в пятом классе, когда ребенок все будет делать сам, и от родителей помощь ему уже не требуется. Для работающих мам и пап — это праздник. Но вечером все-таки проверьте уроки, и объясните то, что осталось непонятным.

Указывайте на ошибки

Не бойтесь ошибок. Более того, необходимо указывать ребенку на ошибки. Вопрос лишь в том, как это делать. Школьник еще только заносит руку, чтобы написать «мАлоко «, вместо «мОлоко» , а мама уже кричит: «Ошибка! Испортил тетрадку! » Не удивительно, что в такой ситуации ребенок пугается, чувствует себя неуверенно.

При проверке черновика с домашним заданием, не стоит сразу исправлять их. Видите что допущена ошибка, пусть даже несколько ошибок, предложите ребёнку внимательно посмотреть на то, что он написал. Пусть постарается сам найти ошибку. Исправить букву или цифру на бумаге -легко, а вот низкую самооценку в будущем и боязнь вообще за что-то браться, потому что в детстве «затюкали», будет гораздо сложнее.

Сон важнее!

Видите, что ребенок устал, не надо заставлять его разлеплять глаза и продираться сквозь сливающиеся буквы. Если чадо плохо себя чувствует, устало — помогите с уроками, прочитайте главу или параграф вслух. Видите, что еще так много нужно сделать, а времени до сна осталось совсем мало, возьмите на себя рутинную работу, например, вырезание, пока он делает математику.

А вы помогаете детям делать уроки? Хотели бы, чтобы домашнее задание в школах отменили? Примите участие в нашем опросе

А вы помогаете детям делать уроки?

Как будто в этом есть что-то плохое! Ведь уметь делегировать работу тому, кто справится лучше, не менее важно, чем проявление других лидерских качеств и уж точно полезней, чем попытка сделать все самому (от чего многим приходится лечиться уже во взрослом возрасте) Но, шутки в сторону (хотя не очень-то я и шутила!) и попробуем разобраться серьезно — нужно ли помогать нашим детям со всеми этими собачками из еловых шишек, пластилиновыми коровками, спичечными домиками и новогодней стенгазетой.

Ответ простой и однозначный — да. Помогать детям нужно всегда, потому что это важнейшая составляющая доверительных отношений.

Даже не для того, чтобы ваш ребенок когда-нибудь потом смог взять вас за руку и глядя в глаза сказать «Нам надо серьезно поговорить» (нет, такое бывает не всегда и вовсе не обязательно), но для того, чтобы ребенок рос «как за каменной стеной», смелым и уверенным, как ни странно, в себе — он должен быть уверен в своих взрослых. Так что да, да и да, обязательно помогать. Другое дело, как именно.

Итак, допустим вашему ребенку задали изготовить поделку и принести ее в детский сад. Что делать родителям? Рассказываю по пунктам!

Обрадуйтесь или хотя бы изобразите радость. Своим нытьем и проклятиями дурацкого детского сада с их дурацкими заданиями вы только показываете ребенку не самый правильный взгляд на мир - «мир ужасный, сад идиотский, воспитатели козлы, задания плохие». Даже если вы действительно так думаете (и даже если это действительно так) — ребенок еще слишком мал, чтобы смотреть на мир вашими глазами.

Давайте допустим мысль, что его детство будет чуть более счастливым, он вырастет чуть более веселым человеком с чуть более радостным мироощущением.

Не стоит сразу заливать в его детскую голову (чистый мед) свои взрослые проблемы (ложку дегтя) — вы же помните, что так мед только портится.

Если вы хотите быть во всем честны со своим ребенком и не собираетесь ему врать в собственных эмоциях, сделайте это хотя бы весело — хохочите как старый пират, топайте ногами — «Ах, это чертов детский сад, разрази его гром! Где я найду еловые шишки в центре Москвы? И почему ты, юнга, молчал до 9 часов вечера, хромого осьминога тебе в колготки!»

Ваш веселый настрой — это уже поддержка! Показать, что появившаяся задача это не проблема, а приключение — ценная установка на всю оставшуюся жизнь

(Вы обращали внимание, что для кого-то даже самые сложные задачи это увлекательный вызов, а для кого-то элементарное дело типа «выбросить мусор» — это повод для тяжелого вздоха?)

Вы можете пойти собирать шишки вместе, или отправить ребенка одного (ночью, в лес?). Можете начать обзвон знакомых — «Доброй ночи, не спите? Простите, у вас, случайно, нет еловых шишек?» А можете найти другое решение (вместе с ребенком!) показав на своем примере, что даже в безвыходной ситуации (а это именно она) всегда можно что-нибудь придумать (пусть это будут не еловые шишки, а пробки из под вина!) И это будет лучшая помощь — вы были рядом, вы задали бодрый и веселый настрой, вы не спасовали перед проблемой. На этом можно остановиться и идти заниматься своими делами, оставив ребенка один на один с шишками, кисточкой и клеем. Ваш следующий шаг будет заключаться в восхищении проделанной работой и оттирании клея (разрази его гром!) от детских ладошек, дивана и паркета.

Скажу прямо, я против того, чтобы всю домашнюю работу делали родители — какой бы бесполезной и даже вредной она им ни казалась.

Конечно, это круто для экономии времени — каждая мама знает, что она слепит снегурочку минут за 5, в то время, как у ребенка это может занять несколько часов и три литра слез (и вашей выпитой крови), но все-таки лучше, чтобы с заданием справлялись сами дети, а задача родителей сделать это занятие максимально увлекательным. Садитесь рядом и начинайте лепить тоже (но не снегурочку, а Деда Мороза, или Чужого, или Бенедикта Камбербетча, или что там у вас получится), пойте песни, читайте стихи, устройте состязание, ведите прямую трансляцию в инстаграме. Если у вас есть муж — усадите его тоже (это полезно для укрепления семейных связей и пусть тоже помучается, не вам же одной страдать?)

Серьезно, каждую геморройную идею можно превратить в праздник, было бы желание!

Или вот, например, такая больная тема. Задают вашему малютке задание слепить русские танки, или выучить песню про керченский мост, или нарисовать икону. А вы яростный пацифист, атеист и ходите на все митинги Навального. И вот вы приходите домой, немало обалдев, выслушиваете задание, и сначала вливаете в детские уши ребенка про то, какие сады «офигевшие», страна «проклятая», а воспитатели чертовы сталинисты (разрази их гром!), а потом говорите, что вы этого делать не будете и ребенку своему не позволите. Дальше возможно такое неожиданное развитие ситуации, что малыш разрыдается, а на следующий день, когда все будут хвастаться своими танками, а вашему и показать-то нечего, он и вовсе скажет — «Не мама ты мне больше, не хочу с тобой дружить»

. Вам вот казалось, что вы защищаете своего драгоценного малыша от вредной идеологии, а получается, что только обидели несчастного ребенка, потому что он тоже хотел танк (и чтобы его танк был самый лучший и победил на конкурсе).

Нет, слушайте, для изливания желчи есть соцсети, а уши вашего ребенка это худшее место для борьбы с системой. Нет, он не станет запутинцем, если в свои 5 выучит песню про Керченский мост и не пойдет убивать, если слепит танк. Выученный текст дурацкой песни укрепит память, так же, как и великолепные сказки Пушкина, а лепка танка разовьет мелкую моторику не хуже лепки попугая. Ваш ребенок пока ничего не вкладывает в эти действия и, даже если вы опасаетесь, что это насильно «вложат» в саду — просто попытайтесь вспомнить — много ли вы помните маразмов из своего детского сада? (я не про грубость и недопустимое поведение воспитателей, а про идеологические вещи). Потерпите хотя бы до школы, а еще лучше, не отдавайте ребенка в муниципальный сад, где столкновения с системой неизбежны. А если уж отдали — идите лепите танк и пойте громче!

Впрочем, иногда, чтобы не делать это чертово домашнее задание с шишками, танками и блестками, вы можете сесть на корточки, заглянуть малышу в глаза и доверительно сказать —

«Послушай, малыш. Нам нужно серьезно поговорить! Сейчас 9 вечера, мама страшно устала. У нас нет никаких еловых шишек, да и пробок от вина тоже нет (они где-то есть, но я не помню где, у меня нет сил их искать, давай притворимся что их нет?). Завтра утром мы предупредим воспитательницу, что не успели сделать задание, но сделаем его позже…» — и в этом тоже будет ваша поддержка, ведь вы разделите поражение на двоих, только чур потом не ругаться!

А если вы с ребенком действительно настоящие пираты, то можете предложить ему «заболеть» и вообще не ходить в сад и на работу! Это не одобрит ваша мама, ваш начальник и заведующая детского сада. Это не одобрит ваш муж (в смысле — не пошли в детский сад?), не одобрят психологи (тут половина советов были вредными, но это уже вообще!), этого даже не одобрит мой редактор (прости!)

Но послушайте старого пирата — нет, вы не показываете дурной пример, и нет-нет-нет, ваш ребенок не вырастет безответственным олухом, который станет хирургом, а потом притворится больным, чтобы не идти на операцию, и кто-нибудь умрет! Нет!

Но даже когда он вырастет, и, возможно, станет хирургом, он будет вспоминать эти моменты, как в детстве он прогуливал детский сад вместе с мамой, улыбнется и у него на сердце станет тепло. А разве это не самое главное?



Что еще почитать