О будущем России в одном фото

Дмитрий Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске и был семнадцатым ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, занимавшего в то время должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В том же году отец Менделеева ослеп и вскоре потерял работу. Вся забота о семье перешла к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой. Она успевала одновременно и управлять небольшим стеклянным заводом, приносившим скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Очень много внимания она уделяла младшему сыну, в котором смогла разглядеть его необыкновенные способности.

Умерла Мария Дмитриевна Менделеева в 1850 году. Спустя много лет, посвящая памяти матери свое сочинение «Исследование водных растворов по удельному весу», Дмитрий Менделеев писал:

«Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах, и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать, и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделеев ».

В 1841 году Менделеев поступил в тобольскую гимназию, в 1855 году — с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге.

Здесь он встретил выдающихся учителей, в их числе были лучшие научные силы того времени, академики и профессора Петербургского университета. После окончания института Менделеев работал учителем в Симферополе, затем в Одессе. В 1856 году он вернулся в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на степень магистра химии «Об удельных объемах» . В 23 года он стал доцентом Петербургского университета, где читал теоретическую и органическую химию.

В 1859 году Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу, в Гейдельберг, где он сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения», при достижении которой в определенных условиях жидкость мгновенно превращается в пар. В 1861 году Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и публикует работы, целиком посвященные органической химии. Менделеев оказывается одним из первых теоретиков в области органической химии в России. Он выпускает учебник «Органическая химия» — первый отечественный учебник, в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. Первое издание быстро разошлось, и в следующем году учебник был переиздан. За свой труд ученый удостоился Демидовской премии — высшей научной награды России того времени.

В 1863 году физико-математический факультет Петербургского университета избрал его профессором на кафедру технологии, но из-за отсутствия у него степени магистра технологии его утвердили в должности только в 1865 году. До этого, в 1864 году, Менделеев был избран также профессором Петербургского технологического института. В 1865 году Менделеев защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии. Менделеев, вопреки сложившейся легенде, водку не изобретал, она существовала задолго до него.

В 1867 году ученый получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23 лет. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. Тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная работа, получившая название «Основы химии» , выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками. Первый выпуск был закончен сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 году.

Однако, работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала, описывающего химические элементы. Сначала Дмитрий Иванович хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева .

Менделееву удалось найти связь разных групп элементов между собой, расположив их в порядке возрастания их атомной массы. Работа осложнялась тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Однако, искомая закономерность вскоре была обнаружена. Опубликовав в 1869 году первый вариант своей таблицы, он открыл закон, что «свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса». Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. До конца жизни он продолжал развивать и совершенствовать учение о периодичности.

Менделеев активно занимался экспериментами с газами, конструированием и изготовлением различных физических приборов. Ученый исследовал сжимаемость газов и термический коэффициент их расширения в широком интервале давлений. Научные работы Менделеева составляют лишь небольшую часть его творческого наследия. Наука и промышленность, сельское хозяйство, народное образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, и везде он «показывал свою могучую индивидуальность».

В 1891 году морское и военное министерства поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и в 1892 году он блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, универсальным и легко приспособляемым к любому огнестрельному оружию. В 1893 году Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной Главной палаты мер и весов , и на этом посту оставался до конца своей жизни. Там Менделеев организовал ряд работ по метрологии.

В 1899 году ученый совершил поездку на уральские заводы, в результате появилась содержательная монография о состоянии уральской промышленности. Сотни печатных листов составляют общий объем работ Менделеева на экономические темы, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью. Менделеев выступал за промышленный путь развития России:

«Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России ».

Менделеев многие годы боролся за экономическое развитие страны. Ему приходилось опровергать обвинения в том, что его деятельность по пропаганде идей индустриализации была обусловлена личной заинтересованностью. Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. В 1859 году 25-летний ученый опубликовал в первом номере московского журнала «Вестник промышленности» статью «О происхождении и уничтожении дыма» , где указывает на большой вред, который наносят неочищенные отработанные газы. В 1888 году Менделеев разработал проект по расчистке Дона и Северского Донца, обсуждавшийся с представителями городских властей. В 1890-е он принял участие в издании энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона , где публикует ряд статей на темы сохранения природы и ресурсов.

Широту работ Менделеева, посвященных сохранению природных ресурсов, характеризуют его исследования в области лесного хозяйства при поездке на Урал в 1899 году. Менделеев тщательно изучил прирост различных видов деревьев на громадной площади Уральского края и Тобольской губернии. Ученый настаивал на том, «чтобы годовое потребление было равно годовому приросту, ибо тогда потомкам останется столько же, сколько получено нами». В 1906 году Д.И. Менделеев, будучи свидетелем первой русской революции, и видя приближение больших перемен, пишет свой последний большой труд «К познанию России» . Важное место в этой работе занимают вопросы народонаселения. В своих выводах ученый опирается на скрупулезный анализ результатов переписи населения, обрабатывает статистические таблицы с мастерством исследователя, совершенно владеющего математическим аппаратом и методами расчета.

Дмитрий Иванович Менделеев был и гениальным химиком, и первоклассным физиком, и плодотворным исследователем в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах. Глубокий знаток химической промышленности, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, он внес огромный вклад в развитие отечественной науки.

Бессменного лидера советской сверхдержавы в течение почти 20-ти лет. Сам он именовал эти годы эпохой развитого социализма, а уже после его смерти многие стали называть их застоем.

Несмотря на неоднозначное и порой даже ироничное отношение к пожилому генсеку еще при жизни, одного отрицать нельзя: именно при нем СССР достиг наивысшего могущества за всю историю. И это, судя по всему, россияне помнят.

В 2013-м на дом, где жил Брежнев, вернули мемориальную доску, снятую в 90-е. Тогда же был проведен опрос, который показал: большинство граждан считает Брежнева лучшим лидером страны в 20 веке.

110 лет назад он родился в Днепродзержинске (переименованный в этом году в Каменское) и так и не избавился от малоросского говорка.

Он не боролся за власть. В заговоре против Хрущёва оставался в тени. И две противоборствующие кремлёвские группировки, низвергнувшие Никиту Сергеевича, сошлись на том, что аккуратный исполнительный Брежнев станет самым безопасным генеральным секретарём.

"После Сталина и Хрущева - единоличных руководителей страны, при Брежневе решили этой ошибки не повторять. Создали триумвират: Брежнев — генеральный секретарь, Подгорный — председатель Президиума Верховного совета, Косыгин — председатель правительства. Поначалу этот триумвират достаточно полезно действовал, многие вещи были изменены", — вспоминает Валентин Фалин, бывший заведующий международным отделом ЦК КПСС.

Обаятельный, мягкий, энергичный в начале своего правления, Брежнев попробовал исподволь изменить систему. Политбюро в самом деле стало коллегиальным органом, где можно было спорить с самим генсеком.

А вот ещё примечательное — "Дать по "Чайке" (самый роскошный советский автомобиль) всем маршалам". Брежнев восстановил Советскую Армию, почти развалившуюся из-за беспечности Хрущёва. Брежнев сделал День Победы государственным праздником. Полковник-фронтовик до последнего дня жизни поимённо помнил всех своих однополчан.

Благодаря личному вмешательству Брежнева советская страна увидела "Кавказскую пленницу". А ведь цензура положила картину на полку. Генсек похлопотал о том, чтобы любимовская "Таганка" с Высоцким продолжала работать. Спектакли шли, приводя театралов в трепет, а партийную цензуру в истерику.

"Мы сидим на площади Маяковского. Здесь, у памятника Маяковскому собирались поэты. Можно было услышать Евтушенко, Вознесенского, Рождественского. Это была открытость. Все хотели новой жизни. И началась такая новая жизнь", — рассказал певец Лев Лещенко.

До середины семидесятых слово "застой" и в голову не приходило. Полный сил генсек успешно лавировал между экономическим и идеологическим блоками своего окружения. Суслов несгибаемо оберегал марксизм-ленинизм, а премьер Алексей Косыгин добивался того, чтобы — немыслимое дело — частников пустить в энергодобывающую отрасль.

Частников не пустили дальше потребкооперативов, но при Брежневе СССР искал, качал нефть, газ. Тогда проложили трубу, чтобы продавать углеводороды западным империалистам. Тогда СССР крепко держал соцлагерь. Неповиновение могло караться танками. Как в 68-м в Чехословакии.

Советский Союз преодолел кратное военное отставание от НАТО. Противостояние систем стало жёстче и изощрённее. Это не мешало, впрочем, Брежневу общаться с Фордом, Никсоном, Брандтом совсем неформально. Охота, бассейн, автомобильные прогулки.

За рулём Брежнев гонял так отчаянно, что, говорят, у Никсона едва не случился сердечный приступ. Приступ точно был у охраны, когда генсек врезался на подаренном Rolls-Royce в машину, которую не успели убрать с дороги. В середине семидесятых всё изменилось.

"Абсолютно это были два разных человека, когда он заболел уже. И делали всё, чтобы он не ушёл, потому что был бы разрушен весь миф", — считает народный артист РСФСР Лев Лещенко.

Брежнев похоронил мать. Его болезни обострились.

"Я сам лично наблюдал, как Леонид Ильич после переговоров принимает горсть лекарств. А в 5 часов вечера у него предстоит новое заседание. Он принимает, его заставляют проглотить лекарства, чтобы он пришел в себя. Я врачу даже говорю, по-моему, Виктор Григорьевич его звали, что вот в МИДе у заместителя министра иностранных дел от такого количества снотворных анемия развилась", — рассказал Фалин.

Он едва стоял на трибунах. Едва говорил. Худшее для лидера — генсек выглядел комично. Его страсть к наградам превратилась в водевиль.

Он просился у Политбюро — отпустите. Но его не отпустили до самой смерти. Добивали подобострастием и лестью. Немощный старик был удобен всем, кто подковёрно управлял огромной страной. А советские люди привыкли к унижению очередей за едой. К серой унылости бессмысленности партийных речей. Это и был маразм, который в народе вежливо называли "застой".Был ввод войск в Афганистан, была Олимпиада. Но генсека будто не было.

Из личных записок: "Говорил с Косыгиным — он сидит над планом на 1980 год. Послать окорок".

Система, созданная Брежневым, разъела и унизила его самого, страну, которой он управлял. Запустила механизм самоуничтожения власти. И как вскоре выяснилось, не нашлось никого, кто смог бы этот механизм остановить.

12.01.2017 15:06

110 лет со дня рождения Сергея Королёва

Сегодня, 12 января 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения Сергея Павловича КОРОЛЁВА, ученого и выдающегося конструктора, основоположника практической космонавтики и организатора работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. С.П.КОРОЛЁВ по праву считается первопроходцем основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей нашу страну ведущей ракетно-космической державой. За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик КОРОЛЁВ дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 годах), ему присуждена Ленинская премия (в 1957 году) и золотая медаль имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО.

Сергей КОРОЛЁВ родился 12 января 1907 года в Житомире (в то время территория Российской империи) в семье преподавателя русской словесности.

Ещё в школьные годы Сергей КОРОЛЁВ отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

1 июня 1924 года КОРОЛЁВ подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, но решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. КОРОЛЁВ проектировал и строил летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности КОРОЛЁВА как авиационного конструктора. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4 был А.Н. ТУПОЛЕВ. С 1927 г. работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 г. - старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

В 1931 году совместно с Ф.А. ЦАНДЕРОМ организовал одну из первых в стране ракетных организаций - Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую КОРОЛЁВ затем возглавил, став также председателем ее Технического совета. Уже с апреля 1932 года ГИРД стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты «ГИРД-09» (конструкции М.К. ТИХОНРАВОВА) и «ГИРД-Х» (конструкции Ф.А. ЦАНДЕРА). Считается, что именно с первого пуска ракеты «ГИРД-09» 17 августа 1933 года началось развитие новой отрасли промышленности в нашей стране.

Затем была работа в Реактивном научно-исследовательском институте, где ему как руководителю отдела ракетных летательных аппаратов удалось довести до стадии испытаний крылатые ракеты: зенитную с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 году КОРОЛЁВ С.П. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Во время заключения он не оставлял конструкторскую деятельность - сначала работал под руководством А.Н.ТУПОЛЕВА в Московском Конструкторском Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2, а затем - в ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П.ГЛУШКО велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Также КОРОЛЁВ занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации и своей давней идеей создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем.

27 июля 1944 года на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении. А уже в сентябре 1945 года Сергей Павлович отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету «Фау-2», но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

9 августа 1946 года КОРОЛЁВ был назначен Главным конструктором так называемого «изделия №1» - баллистической ракеты дальнего действия в НИИ-88 и начальником отдела №3 по разработке таких ракет. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П.КОРОЛЁВ стремился к главной цели - покорению космического пространства и космическим полетам человека. В 1949 году Сергей Павлович совместно с учеными Академии Наук СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса - было произведено около семи десятков таких пусков. Это заложило серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1954 году Сергей КОРОЛЁВ обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 первого искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В августе 1956 года ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С.П.КОРОЛЁВ.

4 октября 1957 года С.П.КОРОЛЁВ запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.

Затем, КОРОЛЁВ руководит разработкой и выводом в космос геофизического спутника и парных спутников «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли, подготовкой и запуском первых автоматических межпланетных станций «Луна-1», «Луна-2», «Луна-3». Последняя передала фотоснимки обратной невидимой стороны Луны. В дальнейшем С.П.КОРОЛЁВ начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.

12 апреля 1961 года КОРОЛЁВ снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», его команда реализует первый орбитальный полет человека - Юрия Алексеевича ГАГАРИНА в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Далее следует череда запусков пилотируемых кораблей. А 18 марта 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт Алексей ЛЕОНОВ совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Развивая программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой орбитальной станции. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз», проект которого он утвердил. Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.

Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Павлович КОРОЛЁВ скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Сегодня утром, 12 января 2017 года в Москве на Красной площади прошла торжественная церемония возложения цветов к местам захоронения праха С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина, в которой приняли участие руководство Госкорпорации «РОСКОСМОС» и крупнейших предприятий ракетно-космической отрасли, дочь Сергея Павловича - Наталья Сергеевна КОРОЛЁВА, советские и российские космонавты.

Первым увлечением Сергея Королёва, связавшим его жизнь с полётом, стал аппарат под названием планёр. Впервые его построили во Франции в 1856 году. Планёр позволял человеку уподобиться птице: держаться в небе благодаря крыльям и потокам воздуха. Летом 1923 года тогда ещё 16-летнему Королёву, уже влюблённому в авиацию, пришла в голову мысль самому построить такой аппарат. Его последний школьный год прошёл под знаменем этого смелого проекта. Поддерживаемый руководством многочисленных авиационных кружков, Сергей Королёв создал чертёж аппарата, но до сборки дело так и не дошло. Сам он приехал в Киевский политехнический институт, где два года мечтал попасть на Всесоюзные планёрные соревнования в Крыму. Позже, в МВТУ имени Н.Э. Баумана в Москве, Королёв наконец создал свои первые летательные аппараты. Здесь же готовились его лучшие планёрные полёты; обучаясь в стенах этого заведения, он получил диплом пилота-парителя.

Венцом работы Королёва в качестве конструктора планёров стал СК-3 — «Красная звезда». Это был не просто аппарат в ряду сотен таких же, это была дерзкая мечта — планёр, на котором можно совершать фигуры высшего пилотажа.

«Это невозможно», — говорили Королёву друзья, но он решил проверить свою фантастическую идею расчётами. Цифры оказались куда более благосклонными к молодому дарованию. Королёв решил воплощать смелый план: представить работу на очередном Всесоюзном слёте планеристов, что оставляло ему на работу всего 47 дней. Королёв ездил по всему городу на мотоцикле, по крупицам собирая необходимые материалы. К работе подключались новые люди: кто-то оставался с ним надолго, кто-то уходил, но строительство не останавливалось.

  • Сергей Королёв сидит в кабине планера, слева - инженер Сергей Люшин, справа - лётчик Константин Арцеулов.
  • РИА Новости

Будущий главный конструктор нашёл и исполнителя своего фантастического плана — пилот Василий Степанчонок хотел сделать мёртвую петлю на планёре. Работа была закончена в срок — Королёв даже успел провести испытания и поправить руль. Перед слётом конструктор слёг с брюшным тифом и не смог увидеть свой триумф. А посмотреть там было на что: Степанчонок блестяще выполнил сразу три мёртвых петли на бездвигательном аппарате, стартовавшем с земли (справедливости ради стоит отметить, что до этого один пилот уже совершал фигуры высшего пилотажа на планёре, но его аппарат стартовал с помощью самолёта). Сам Сергей Ильюшин — отец знаменитых самолётов Ил — отметил это достижение Королёва.

Изобретения из неволи

Вектор деятельности Королёва изменило знакомство с трудами Константина Циолковского: он переключился на аппараты с реактивным движением, которые могли бы доставить человека в космос. Слово «космонавтика» в те годы можно было услышать разве что из уст энтузиастов. Официальной поддержки эта сфера практически не получала: правительства различных государств просто не понимали, зачем им могут понадобиться ракеты.

Реальность космических путешествий, описываемых в фантастических книжках, казалась не очень вероятной. Ни в авиации, ни в наземном транспорте применение ракетных двигателей не прижилось. Это было не удивительно: люди ещё не до конца разобрались с винтовыми двигателями, переход на следующий этап казался слишком быстрым.

Всё же интерес к ракетостроению можно было заметить и до Королёва: изобретатели в этой полуфантастической области появлялись в пугающих количествах, постоянно проходили лекции, выставки, выходили книги. Конструктора эта тема увлекла в 30-х годах XX века. Такой аккуратный и последовательный человек, как Королёв, не мог бросить дело планёров на полпути, и в ракетостроение он пришёл, когда понял, что нужно двигаться дальше.

Как ни странно, назвать резким этот переход нельзя: в планах конструктора поначалу фигурировал всё тот же планёр, только на этот раз с реактивным двигателем. Космонавтика в его представлении вообще была тесно связана с авиацией: космические корабли он видел как некие подобия самолётов. Но первыми появились баллистические ракеты привычной сейчас формы. Фактически их создала группка энтузиастов под руководством Королёва, которые работали в подвальном помещении без какого-либо денежного вознаграждения. Общество это называлось ГИРД, или Группа изучения реактивного движения. Но после успешных испытаний 1933 года правительство решило, что ракетостроение — действительно перспективное направление, и ГИРД стал официальной организацией под названием Реактивный НИИ. Королёв стал одним из её руководителей.

Научно-исследовательский институт приступил к разработке крылатых ракет, усовершенствованию жидкостного ракетного двигателя, готовил баллистические ракеты дальнего действия. Список достижений тех лет выглядит впечатляюще: 1935 год — начало разработки крылатых ракет; 1938 год — проекты ракет дальнего действия; 1939 год — первые полёты крылатой ракеты 212 — управляемой, в отличие от её предшественниц. В то же время Королёв стал жертвой политических игр и интриг, из-за чего провёл 6 мучительных лет в ссылках и тюрьмах. Летом 1938 года его арестовали, допрашивали, чуть не приговорили к расстрелу, а летом 1944 года по личному приказу Сталина освободили. Но работа над ракетами не прекращалась и в эти годы: СССР, находящемуся в состоянии войны, была необходима новейшая техника. Королёв улучшал характеристики боевых самолётов и работал над межконтинентальной ракетой Р-7, которую закончил в 1956 году, незадолго до своего главного триумфа.

Маленький шарик космического господства

У Р-7, помимо её основных боевых обязанностей, была ещё одна почётная миссия: помочь первому искусственному спутнику Земли добраться до орбиты. По плану Королёва и его коллег этот аппарат должен был стать насколько возможно маленьким и простым — отчасти для того, чтобы уменьшить время сборки и опередить американцев. Сама по себе нелёгкая задача усложнялась противостоянием с Академией наук: местные учёные, формально ответственные за спутник, планировали запустить в космос целую лабораторию, но с таким сложным проектом нечего было и думать о первенстве. Правительство же интересовал вопрос быстрой реализации проекта, поэтому подготовка королёвского спутника под кодовым обозначением ПС-1 (простейший спутник) шла полным ходом.

  • Подготовка к полёту первого искусственного спутника Земли.
  • РИА Новости

Королёв срывал все сроки: пора уже было запускать спутник, а его Р-7 ещё не умела летать. К тому же он всё время пытался внести изменения в конструкцию спутника, уже давно находившегося на стадии сборки. Маленький шарик, который должен был провозгласить господство СССР в космосе, казался ему слишком несерьёзным. Вздохнуть свободнее конструктор смог только 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени, когда спутник, выпущенный на орбиту, передал первый сигнал на Землю.

Началась космическая эра, но человечество ещё не подозревало, какое потрясение ему готовит никому не известный, засекреченный конструктор Сергей Королёв. Всего через месяц после первого спутника был запущен второй — теперь с живым существом на борту. Собака Лайка вылетела за пределы атмосферы 3 ноября 1957 года. Она прожила в космосе целую неделю.

Фотографии с обратной стороны Луны

На последнем предгагаринском рубеже Королёв нашёл поддержку в лице своего недавнего конкурента — академика Мстислава Келдыша. Тот был весьма романтической натурой, исследователем, увлечённым мыслью о том, чтобы «потрогать» скрытую от жителей Земли сторону Луны. Хрущёв, который добивался превосходства над американцами, тоже всеми силами поддерживал идею.

Конструктор отвёл своей команде два года на работу. Проблем было много: преодоление земного притяжения, учёт взаимного положения небесных тел, поддержка связи с Землёй. И всё-таки первая попытка состоялась раньше намеченного срока: «Луна-1» отправилась в свой неудачный полёт в начале 1959 года. Советское правительство не могло рассказать всему миру о промахе, поэтому газеты сообщали, что целью запуска ракеты было преодоление второй космической скорости — иначе говоря, испытание, по официальной версии, удалось.

«Луна-1», пролетевшая мимо цели, стала крохотным искусственным спутником Солнца. Её преемница, «Луна-2», со своей задачей справилась и доставила герб Советского Союза на естественный спутник Земли. Однако, достигнув космического тела, аппарат врезался в него на огромной скорости и превратился в пыль. Череду эпохальных полётов завершила «Луна-3», которая всё-таки сфотографировала обратную сторону спутника планеты.

Нечёткий и размытый снимок всё же стал фотографией века. Это случилось 27 октября 1959 года. До полёта Гагарина оставалось меньше двух лет.

Как рождалась легенда

В то время никто и подумать всерьёз не мог, что совсем скоро человек окажется за пределами земной атмосферы. Оставлять человека на орбите Королёв не планировал и работал над космическим кораблём «Восток-1», который сможет вернуться на Землю. В это время 20 лётчиков, не совсем понимающих, что их ждёт, готовились стать первыми в мире космонавтами.

Третья по счёту и первая удачная попытка пробного запуска состоялась в августе 1960 года. «Восток» с животными на борту (среди которых прославленные Белка и Стрелка) сделал несколько витков вокруг Земли и вернулся на планету, доставив всех своих пассажиров живыми. Но за успешными полётами последовали две неудачи. Один из пяти — с такой статистикой нельзя отправлять человека в космос. Работа продолжалась.

Начало 1961 года ознаменовалось ещё двумя удачными полётами. 3 апреля корабль был готов принять на борт первого в истории Земли космонавта. Но тогда, за девять дней до старта, ещё не было известно наверняка, кто именно полетит. Из двадцатки выделили шестерых лучших лётчиков, среди них лидерами считались Юрий Гагарин и Герман Титов. Почему же выбрали Гагарина? Сейчас существует множество версий. Говорят, что Гагарин нравился самому Королёву своим бравым оптимизмом. Возможно, дело решил тот факт, что Гагарин больше подходил на роль всемирно известного советского героя: простое деревенское лицо, понятное русское имя, крепкая семья с двумя детьми, жизнерадостность, открытость. Как бы то ни было, 9 апреля именно он был назван командиром корабля «Восток-1».

  • Юрий Гагарин и Сергей Королёв на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года.
  • РИА Новости

Пока Королёв ходил хмурым и настороженным, первый космонавт радовался выпавшему шансу. Он поддерживал конструктора, пока тот беспокоился за участь испытателя, как за судьбу родного сына. Но полёт прошёл удачно: старший лейтенант Юрий Гагарин успешно сделал один виток вокруг земного шара и вернулся на поверхность планеты в звании майора и в статусе легенды.

«Полёт человека в космос был просто грандиознейшим событием. И, конечно, Сергей Павлович был очень счастлив. Но особенно он был счастлив тогда, когда Гагарин приземлился. Он осматривал спускаемый аппарат, подробно расспрашивал Гагарина, что и как было. Я думаю, что это событие является самым главным в его жизни, — рассказывала в интервью RT дочь конструктора Наталья Королёва. — Хотя, конечно, отец сам любил испытывать свои конструкции, ещё с молодости. Как-то он приехал домой и нам сказал: «Это я должен был лететь, но годы уже не те, да и не пустили бы меня». Но ему было всё интересно, и это было очень здорово».

При жизни Королёв легендой не стал. Пока весь мир чествовал Гагарина, человек, начавший космическую эру, оставался в тени. По словам Натальи Сергеевны, из-за секретности её отец дважды не получил Нобелевскую премию: первый раз — за спутник, второй — за Гагарина. Когда Нобелевский комитет обратился к советскому правительству, чтобы там назвали фамилию главного конструктора для его награждения, то Хрущёв сказал: «У нас создателем новой техники является весь народ».

Сам основоположник космонавтики свою засекреченность воспринимал нормально, главным для него была работа, а наибольшей ценностью он считал время.

Лишь 14 января 1966 года люди узнали, что именно Сергей Королёв открыл человечеству дверь в новую эпоху. 17 января, в день похорон, рядом с Домом Союзов собралась огромная толпа. Время, отведённое на прощание, пришлось увеличить из-за количества людей, которые хотели проводить великого конструктора.

110 лет назад 12 января 1907 года на свет появился будущий основоположник практической космонавтики, конструктор и ученый в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых советских ракет-носителей и пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королёв. Во многом с именем этого человека связаны многие успехи Советского Союза, а теперь и России в деле освоения космоса. Стоит отметить, что в 2017 году россияне отметят сразу два юбилея людей, которые напрямую и неразрывно связаны с отечественной космонавтикой: 160 лет со дня рождения Константина Циолковского, заложившего основы космонавтики теоретической, и 110 лет со дня рождения основоположника уже практической космонавтики Сергея Королёва.

В Советском Союзе лишь очень ограниченный круг лиц знал, что именно с именем этого человека связаны успехи в отечественной космической отрасли. При жизни Сергей Павлович Королёв оставался безымянным главным конструктором или профессором К. Сергеевым, статьи которого иногда появлялись на страницах газеты «Правда». Его имя было рассекречено только в день его смерти. Он рано ушел из жизни - 14 января 1966 года, в возрасте 59 лет. Но и за отведенный ему на Земле срок он сумел многого добиться и многое сделать, оставив после себя богатое наследие, которое позволяет России и в XXI веке занимать ведущие места среди космических держав. Вот лишь некоторые вехи из биографии этого удивительного человека.

Сергей Королёв родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной). Родители очень быстро расстались: когда Сереже было около трех лет, его мать ушла из семьи, и некоторое время он воспитывался в Нежине бабушкой по материнской линии. Удивительно, но один из самых известных ученых и конструкторов XX века получал образование урывками. Ему редко удавалось задерживаться на одном месте учебы. Связано это было с самыми разными причинами, главным образом с переездами его матери. В годы учебы Королёв никогда не был «ботаником». Он любил спорт, увлеченно работал в школьных мастерских, штудировал физику и математику и при этом мог на руках пройти весь школьный коридор.

Благодаря своему отчиму, Григорию Михайловичу Баланину, Королёв уже в детстве развил в себе любовь к . Авиационной техникой он увлекся еще в школьные годы, занимался в многочисленных кружках и секциях. Первый свой планер он сконструировал уже в возрасте 17 лет. На втором планере «Коктебель» - летчик Арцеулов смог установить всесоюзный рекорд дальности парящего полета. Ему прочили большое будущее именно в авиастроении. Андрей Туполев, который был руководителем диплома Сергея Королёва в МВТУ имени Баумана, нисколько в этом не сомневался. Но судьба распорядилась таким образом, что Королёв стал конструктором, но поглотили его не самолеты. Весной 1929 года будущий конструктор прочитал книгу «Исследования мировых пространств реактивными приборами», которая была написана Константином Циолковским. Мысль, что совершать полеты можно не только на планерах и самолетах и не только в пределах атмосферы буквально поглотила его.


В сентябре 1933 года Михаил Тухачевский издает приказ о создании в СССР Реактивного научно-исследовательского института. Сергей Королёв получает в нем должность замдиректора. При этом Тухачевский настоятельно рекомендовал конструктору забыть пока о полетах в космос и сосредточиться на ракетостроении. Через год после ареста и расстрела маршала Тухачевского в 1937 году Королёва обвинят во вредительстве по ложному доносу и приговорят к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Он отправится отбывать наказание на Колыму, на золотой прииск Мальдяк. Ни холод, ни голод, ни суровые условия содержания не смогли сломать выдающегося ученого. Говорят, что свою первую радиоуправляемую ракету он рассчитывал прямо на стене барака. Доказывая свою невиновность, он писал письма лично Сталину, его мать обивала пороги различных учреждений, добиваясь пересмотра дела. Помощь оказывали и прославленные летчики Михаил Громов и Валентина Гризодубова, которые хорошо знали Королёва. В мае 1940 года его вернули в «Бутырку», состоялось новое следствие, срок снизили до 8 лет, Сергея Королёва перенаправили в специальную тюрьму НКВД. Здесь было 4 проектных бюро, которые занимались разработкой новых самолетов. Сергея Королёва распределили в КБ Туполева, где в тот момент шли работы по созданию бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, в работе над созданием которых он принял участие.

Великую победу в мае 1945 года Сергей Королёв встречал в «шарашке» при Казанском авиационном заводе, где в тот момент полным ходом шла разработка ракетных двигателей. В 1944 году он был досрочно освобожден из заключения со снятием судимости, но не реабилитирован, освобождение произошло по личному указанию Сталина. В сентябре 1945 года ему поручили отправиться в Германию для изучения немецкой баллистической ракеты Фау-2. На испытания ракеты, которые были организованы англичанами для союзников, Сергей Королёв отправился в качестве водителя одного из генералов. Его миссия в чем-то была шпионской. При этом один из военных, как выяснилось в дальнейшем английский разведчик, не поверил в образ советского артиллериста, созданный Королёвым. Англичанин удивился тому, что у Королёва абсолютно отсутствовали ордена (таких русских он тогда не встречал) и был «слишком высокий для капитана артиллерии лоб». Уже в конце лета 1946 года Сергей Павлович стал главным конструктором ОКБ-1, где перед ним была поставлена важнейшая задача - разработать аналог немецкой баллистической ракеты Фау-2. Всего через два года в СССР были проведены испытания баллистической ракеты Р-1, а в 1950 году она была принята на вооружение.


Характер Сергея Королёва был весьма своеобразным, о чем говорили его знакомые и родственники. Незаурядный ум этого человека сочетался с детской неусидчивостью, которая никуда не пропала до самой смерти. Главной чертой, которая и сделала из Королёва отца космонавтики, была мечтательность. Он мечтал о создании лунного поселения, проведении экспедиции на Марс и создания марсианской базы. При Хрущеве даже самые дерзкие планы конструктора находили поддержку. В 1960-е годы в СССР никто не сомневался в том, что планы, которые запланированы в рамках «космического наступления» осуществимы и реализуемы, над ними работали. Мечтал главный конструктор ОКБ-1 и о своем полете в космос, прекрасно понимая при этом, что полететь ему никак не удастся не только из-за его положения и важности для советской науки, но и из-за возраста и состояния здоровья, что не мешало мечтать о невесомости и сверкающих в иллюминаторе звездах.

Сергей Королёв был упорным и целеустремленным человеком, что, безусловно, помогало ему доводить до логического завершения многие проекты. Без этого он никогда бы не стал создателем двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, именно по его инициативе и под его руководством был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ), он спроектировал пилотируемый космической корабль «Восток-1», без которого не было бы первого полета человека в космос, в который отправился Юрий Гагарин. Но наряду с целеустремленностью, многие знакомые конструктора отмечали его здоровый цинизм и пессимизм, которые сформировались в нем из-за тяжелой жизни и стали отпечатком его несправедливого тюремного заключения. Однако ученый старался не давать этим качествам выхода, всегда сохраняя спокойствие. В своих воспоминаниях о Королёве Леонид Кербер писал, что конструктор часто был мрачен, а его любимой фразой после заключения стала «хлопнут без некролога». В то же время по высказываниям летчика-космонавта Алексея Леонова, Королёв никогда не был озлоблен на жизнь и никогда не жаловался, он понимал, что озлобленность вызывает угнетенное состояние, а не творческий порыв, который был необходим в его работе.


Так получилось, что Сергея Павловича обошли сразу две Нобелевских премии. Уже после запуска первого искусственного спутника земли Нобелевский комитет отправил в СССР официальный запрос: кому можно присудить премию? Однако Никита Хрущев отметил, что одного человека нельзя назвать творцом новой техники, настоящим творцом у нас является народ и социалистическая система. Некоторым оправданием для генсека было то, что Королёв был засекречен, а гриф секретности накладывался в те годы практически на все его разработки. Второй раз Королёв мог получить Нобелевскую премию уже в 1961 году за полет первого человека в космос. Обе премии в итоге прошли мимо талантливого советского конструктора и ученого, но он сумел стать единственным в Советского Союза человеком, который был удостоен звании Героя Социалистического Труда (20 апреля 1956 года), еще не будучи реабилитированным. Полная реабилитация конструктора за отсутствием в его действиях состава преступления произошла 18 апреля 1957 года.

«Многие отмечали суеверия Королёва, его почти благоговейный трепет перед некоторыми приметами, - вспоминал Марк Галлай доктор технических наук - Такого, конечно, не было, Однако нельзя утверждать о том, что он совсем пренебрегал приметами. Так, к примеру, Сергей Королёв страшно не любил пуски своих ракет по понедельникам. Но иногда такие дни все же случались, и он буквально «бомбил» всех попадавшихся под его горячую руку. Еще он не любил, когда натыкался на старте на женщин». Также Сергей Павлович всегда носил в правом кармане своего пиджака две монетки - на счастье. В сложные моменты своей жизни он мог их перебирать.


Если вы в ближайшие дни окажитесь в подмосковном Королеве, вы можете посетить фотовыставку, посвященную 110-летию Сергея Павловича Королёва. Работа выставки была продлена до 26 января. Выставку можно посетить бесплатно на втором этаже ЦДК Калинина с 11:00 до 16:00. Фотоматериалы данной выставки расскажут о жизни и работе гениального конструктора, его разработках и исследованиях. Посетители смогут многое узнать о соратниках Сергея Королёва и о его семье. В экспозиции будут представлены редкие архивные фотографии, которые переданы дочерью конструктора Натальей Сергеевной. На фотографиях представлены детские годы и семья Королёва, фотографии, на которых конструктор изображен во время работы над дипломом, фотографии, сделанные в Германии в послевоенные годы, известная фотография, на которой запечатлены вместе Гагарин и Королёв во время беседы на лавочке, и многие другие любопытные снимки.

По материалам из открытых источников



Что еще почитать