Обряд рождения. Обряды, связанные с рождением ребёнка. Приметы и обычаи на рождение ребёнка

Публикации раздела Традиции

Обряды жизненного цикла. Рождение ребенка

В ожидании малыша, в процессе его рождения и до 40-го дня жизни ребенка мама и младенец особенно уязвимы. Чтобы облегчить жизнь роженице и чаду, придать сил, привлечь здоровье и удачу, на Руси проводилось огромное количество обрядов, ритуалов, заговоров. Мы расскажем вам о наиболее удивительных и интересных.

Допекание ребенка в Судогодском районе Владимирской области

Кирилл (Карл) Лемох. Новый член семьи. 1890

В этих краях будущие родители старались совершить ряд ритуальных действий, направленных на привлечение к ребенку красивой внешности и хорошего характера. Чтобы младенец был чист лицом, повитуха благословляла беременную женщину мести пол, мол, чем чище она метет, тем меньше изъянов будет на коже ребенка. Будущей маме рекомендовалось употреблять в пищу «правильные» продукты: чтобы дети были белокожими, рекомендовалось есть капусту и пить молоко, чтобы были румяными - есть красные ягоды.

Чтобы избежать появления на свет лентяя, женщине запрещали много спать.

Масса ритуальных действий была направлена на облегчение родов: в доме открывали все двери, роженице распускали волосы и развязывали все узлы на ее одежде.

Заговоры осуществлялись с помощью воды или теста. В случае тяжелых родов повитуха месила тесто и обмазывала им живот роженицы, произнося заклинание. Женщину могли поить святой или настоянной на чистотеле водой.

Если родившийся младенец не подавал признаков жизни, то повивальная бабка проводила ритуалы, имитирующие повторное рождение. Так, она могла протащить его через родительскую одежду: мальчика - через отцовскую, а девочку - через материнскую. И даже, обмазав ребенка тестом, могла поместить его на время в остывающую печь, имитируя допекание или перепекание , то есть доделывание или переделывание ребенка.

Для нормализации дыхания ребенка повитуха либо просто хлопала дитя по спине, либо подбрасывала ребенка, читая молитвы или заговоры.

Привязывание к воронцу в Нюксенском районе Вологодской области

Аким Карнеев. Крестины. 1833–1896

Беременным женщинам в этих местах строго-настрого запрещалось ходить на похороны . По мнению исследователей, «контакт со смертью мог пагубно отразиться на зарождающейся жизни и затруднить процесс родов».

Существовали народные приметы, связанные с определением пола будущего ребенка: если живот широкий - к девочке, а как животик остренький - будет мальчишка.

В народной практике существовали способы, которые якобы облегчали женщине процесс родов. Например, роженица должны была перешагнуть через хомут. Расстегивание пуговиц на одежде у присутствующих в доме во время родов людей также должно было ей помочь: «Чтобы нигде не связывало». Среди довольно странных способов облегчения трудных родов можно назвать привязывание роженицы к воронцу (брусу от печи до стены) и ее встряхивание за ноги.

Записана примета, по которой определяли продолжительность жизни («долговекость») ребенка: «Если пятки длинные - долговекий будет».

Повитухи омского Прииртышья

Кирилл (Карл) Лемох. Новое знакомство. 1885

Роды в этом районе обычно происходили дома, к рожающей женщине приглашали бабку-повитуху. В одной деревне их могло быть до десятка. Обычно приглашали ту же повитуху, которая принимала у женщины первого ребенка. Помогать могли свекровь или мать роженицы. Мужчин и детей в это время удаляли из дома. Однако если роды затягивались, то в дом приглашали мужа родихи , заставляли его снимать брюки и бросать у порога, а родиху - трижды перешагивать через эти брюки. Также роженицу водили вокруг стола, распускали ей волосы, освобождали одежду от узелков. При благополучном исходе родов ребенка заворачивали «у пóлку»: мальчика - изготовленную из отцовской старой рубахи, а девочку - из материнской юбки. При этом бабка перевязывала новорожденному пуповину суровой ниткой или материнским волосом

Заранее готовить вещи для новорожденного не полагалось.

Долгое время роды здесь проходили без участия врачей, и даже когда приезжал фельдшер, процессом руководила все равно повитуха. Примечательно, что медперсонал не противился сложившимся обрядам, а, наоборот, принимал в них активное участие. Так, в 1963 году был совершен обряд перепекания ребенка в семье Матюковых с участием медицинского работника.

Магия можжевельника у кубанских ногайцев

Кирилл (Карл) Лемох. Родительская радость. Ранее 1910

В семьях ногайцев особое значение придается факту рождения ребенка. Родильные обряды открывают жизненный цикл человека - наследника и продолжателя рода. В первую же неделю стараются дать младенцу имя и определить его место в доме.

Родители отца ребенка в определенный день приглашали родственников и соседей. В комнату, где находились гости, бабушка или тетя (также по отцовской линии) вносили младенца, обернутого тканью белого цвета. Дед, прочитав специальную молитву, правой рукой брал младенца и произносил его имя три раза поочередно в каждое ухо. Родители ребенка не могли находиться при совершении обряда старшими, считалось также неэтичным на людях называть своих детей по имени.

Высохшую пуповину заворачивали в белый платочек и хранили в сундуке. Обряд, посвященный первому укладыванию в колыбель, проводили через несколько дней после заживления пуповины. До этого времени ребенок находился во временной люльке. Веря в магические свойства можжевельника, ногайцы старались хоть одну деталь колыбели сделать именно из него.

Купание в соленой воде ногайцев - карагашей

Петр Коровин. Крестины. 1896

Первые 40 дней жизни младенца здесь самые значимые, главный этап «очеловечевания». Тело только что появившегося ребеночка ногайцы считали сырым, и чтобы оно поскорее «затвердело», младенца 40 дней купали в подсоленной воде. Существует специальный термин, обозначающий ребенка, которому уже больше 40 дней, - кыркынан шыккан бала («из сорока вышедший ребенок»). У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение. До 40-го дня ребенка должны одеть в рубашку, дать имя, уложить в колыбель и сбрить волосы. Обряд сбривания волос проводили дедушка или дядя со стороны матери, к которому привозят ребенка. Первые волосы называются карын шаш («утробные волосы»). В народе говорят, что, если их не сбрить, ребенок будет болезненным и у него будет плохой глаз, его проклятия будут сбываться. Волосы мальчика заворачивали в кусок ткани или платочек и привязывали к хвосту лошади. Верили, что это сделает ребенка сильным, выносливым, быстрым, как лошадь. Волосы же девочки хранили дома в сундуке, чтобы она стала хранительницей домашнего очага, была хозяйственной и трудолюбивой.

Некоторые из нижеприведенных обычаев могут показаться вам забавными и интересными, другие же, в свою очередь, довольно странными и жестокими. Сегодня вы узнаете о десяти самых странных традициях, так или иначе связанных с детьми.

10. Купание новорожденных в кипящем молоке

Караха Пужан – странный обряд, который практикуется в ряде областей Индии. Согласно ему, отец должен искупать новорожденного сына в кипящем молоке. Ритуал обычно проводится в индуистских храмах. Вся церемония сопровождается чтением мантр индуистскими жрецами. Молоко обычно варят в глиняных горшочках, а как только оно закипает, отец ставит ребенка в горшок с кипящим молоком и сверху поливает его из другого горшка. Но на этом ритуал не кончается, после обливания младенца настает очередь его отца. Согласно самим последователям этой традиции, основная ее цель – умилостивить богов, чтобы ребенок вырос счастливым.

9. Младенцы, спящие на улицах при минусовых температурах


Для жителей Швеции вполне привычным делом является оставлять своих детей спать на улице, даже в минусовые температуры. И хотя нам с вами может показаться это довольно рискованной затеей, многие шведские родители не согласятся с нами. Наоборот, они считают, что привычка к холодным температурам закалит их детей и защитит от многих болезней. Более того, сон на открытом воздухе считается более полезным и крепким. Эта привычка свойственна не только лишь родителям, многие центры по уходу за детьми также практикуют это занятие.

8. До трехмесячного возраста младенцам нельзя касаться земли


На Бали, в Индонезии, существует странный обычай, согласно которому младенцам в возрасте до трех месяцев запрещается касаться земли. Причина кроется в том, что местные жители считают, что все это время ребенок неразрывно связан с духом, и прикосновение к земле обязательно осквернит его. Многие жители Бали считают это правило священным. Все первые три месяца жизни дети проводят на руках у всего семейства. Более того, зачастую вся деревня помогает молодой семье нести это тяжкое бремя.

7. Сохранение пуповины


В культуре Японии пуповине придается огромное значение. Оно настолько велико, что матери здесь хранят пуповины своих детей в специальных коробочках, называемых Котобуки Бако. Согласно древней легенде, этот обычай зародился тогда, когда первые женщины захотели оставить себе что-то в память о родах. Внутри коробки обычно находится кукла, одетая в кимоно, символизирующая ребенка, а пуповина обычно скрывается внутри куклы.

6. Купание в холодной воде


В Гватемале вполне обычным явлением считается купание детей в холодной воде. Матери верят, что это принесет пользу их детям. Такие ванны обычно помогают избавиться от сыпи и делают сон младенцев более крепким. Несмотря на все преимущества этого метода, вероятно, он не сильно по душе самим объектам заботы.

5. Дети сами предсказывают свое будущее


В Армении часто можно встретить довольно эксцентричный ритуал, который называется (Agra Hadig). Его обычно проводят, когда у ребенка появляется первый зуб. Ребенка кладут на стол, на котором уже находится множество предметов, таких как книги, ножи, ножницы и другие. Считается, что первый предмет, к которому потянется малыш, и предопределит его будущее. К примеру, если ребенок коснется ножа, то он может вырасти хирургом, если книги, то священником или пастором, а если денег – то банкиром. В ритуале участвуют только женщины, а в его процессе на стол подается лишь сладкое.

4. Принуждение детей плакать


Японский фестиваль Накизумо проводится каждый апрель в храме Сэнсо-дзи в Токио. В ходе этого праздника организуются конкурсы по плачу среди детей. Родители детей-участников считают, что этот ритуал придаст им в будущем здоровья и отгонит злых духов. Конкурс заключается в том, что на ринг выходят два борца сумо, каждому из них выдают по ребенку. Первый, кто заставит малыша расплакаться, считается победителем. Если дети начинают плакать одновременно, то победителем считается тот, чей ребенок громче кричит.

3. Плевки в детей


Обычно при виде младенца все начинают сюсюкать и любоваться им, но в Болгарии дела обстоят по-другому. После приветственных похвал здесь детей ожидает самый настоящий плевок. Это своеобразная церемония защиты от сглаза, когда малыша пытаются очернить всеми способами, чтобы никто не смог его сглазить.

2. Прыжки через детей


Все родители желают своим детям самого лучшего, но мало кто осмелится ради этого рисковать их жизнями. Но в испанской деревне Кастрильо-де-Мурсия считают иначе, многие родители здесь участвуют

Этнографические материалы свидетельствуют, что во всех местностях Украины большое внимание уделялось традиционным обычаям и обрядам, связанным с рождением ребенка. Согласно народным верованиям, соблюдения и выполнения соответствующих обычных установок и обрядов - необходимая предпосылка успешного рождения, здоровья и благополучия матери, ребенка и счастливой их судьбы.

Этот комплекс обрядности разделяют этнографии на четыре группы: дородовые обычаи и обряды, собственно роды; послеродовые; обрядовые действия, знаменующие "присоединение" ребенка к семье, рода, общины.

Дородовые охватывают ряд ритуальных, магических действий и обычаев, которые выполнялись уже во время свадьбы и направлялись на обеспечение плодовитости супругов, рождение сыновей (распускание косы молодой мальчиком, устройства первого постели молодых на необмолочених снопах и др..).

Период беременности был обставлен рядом оберег, предостережений и верований. Старались подольше скрывать беременность от посторонних. Женщине, которая ждала ребенка, советовали избегать встреч с калеками, больными, некрасивыми на вид людьми и вообще плохих впечатлений, чтобы это не передалось не повлияло на физическое развитие плода. Она не должна была смотреть на огонь и умершего, бить животных, взять что-то чужое, сердиться, ругаться, сердиться и др.. Считалось, что поведение матери, ее психологическое состояние непосредственно влияют на здоровье, развитие, формирование характера и внешности ребенка еще до его рождения.

Обычай велел не отказывать беременной женщине, когда она попросит что-то помочь или одолжить, чтобы удовлетворить, когда ей хотелось (захотелось) что-то съесть, выпить. Рекомендации, обереги, нормы поведения беременной, отношение к нему других людей основывались преимущественно на народном опыте и рациональных знаниях народной медицины, понимании физиологически психологического состояния женщины во время беременности. Они имели много общего с аналогичными обычными традициями у других народов. Многие из них продолжают бытовать и в наше время.

Цикл обычаев и обрядов, которыми сопровождалось рождение ребенка, сохранил в народном быту украины еще в XIX - начале XX много архаичных мировоззренческих представлений. Появление на свет нового человека - великое таинство, требовало соблюдения традиций ритуалов и обычаев.

Выполнение всего комплекса предостережений, магических действий, ритуалов считалось основой успешного рождения ребенка, охраны от злого матери и младенца.

Роды (злого, родил) происходили в домашних условиях, но без посторонних. Постель роженицы пытались оградить "занавесом" (рядном или другой тканью), чтобы предохранить ее и младенца от дурных глаз. Принимала роды бабка-повитуха, которую заранее приглашали. В разных местностях Украины ее называли: баба, бабка, баба-повитуха, бабка кушарка, баба-пленница, породильна, баба-пупоризка и др.. Именно от ее знания и умения зависели во многом успешные роды, жизни и здоровья матери и ребенка. Поэтому бабка-повитуха пользовалась уважением в народной среде.

Кроме непосредственных мер по принятию ребенка, бабка-повитуха выполняла определенные обрядовые действия, также придавало ей уважения: решения узлов, отпирания замков, распускание кос и другое - для облегчения родов, отсечения пуповины мальчикам на топоре, полене, а девочке - на веретене, гребни, чтобы привить им навыки к основным видам сельскохозяйственного труда; закапывание последа (места), первое купание ребенка и т.п.. Бабки даже предоставлялось право окрестить больного, умирающего ребенка. Пуповину завязывали конопляным пряжей - матерка, - "чтобы ребенок был плодовитой", "чтобы у женщины дети велись". Когда не хотели иметь детей, то завязывала льняным пряжей. Завязывая, бабка-повитуха приговаривала: "завязывай счастья, здоровья и многая лета", "завязывает тебе счастья и здоровья, и возраст длинный, и разум добрый".

Весомым ритуалом после рождения ребенка была первая купель

Она сопровождалась определенными действиями и словесными формулами, в которых сохранился отголосок древних верований в магическую силу воды, слова и первого (инициального) соприкосновения ребенка с различными жизненно необходимыми предметами. Первая купель рассматривалась не только как очищение, но и как охрана ребенка от злых духов. К первой купели добавляли святой воды, вкладывали лекарственные травы, кусок хлеба или немного зерна, бросали серебряные или золотые монеты. Местами до первой купели девочек доливали меда, молока, клали иглу (Гуцульщина), мальчикам клали сверло, чтобы умел мастерить (Бойковщина). В новее время в этих и других предметов добавились ручка и карандаш, чтобы ребенок был умным, хорошо училась. Когда кто-то заходил в дом во время первой купели, должен был бросить какую-то монету. Воду первой купели следовало вылить утром в какой-то угол, куда никто не заходил.


Верования в магическую силу воды прослеживается и в народных очистительных обрядах женщины-роженицы и бабки-повитухи. Считалось, что женщина после родов - "нечистая" и может повредить людям, которые сталкиваются с ней, негативно повлиять на урожай, семейный достаток и т.д.. Поэтому следовало быстрее окрестить ребенка, после чего бабка-повитуха проводила обряд "очищения" роженицы и себя (слитки, очистки, слива, паломничество, слияния на руки и др.).. Везде в Украине этот обряд совершался со свяченой или "непочатой" (впервые зачерпнуть утром из колодца) водой. Бабка-повитуха окропили роженицу, до трех раз давала ей отпить воды или смывала внешней стороной ладоней ее руки и лицо, говоря молитвы и пожелания. Роженица в свою очередь сливала на руки повитухи, одаривая ее - подносила хлеб, соль, кусок полотна, платок или покрывало т.д.. Народно-Обычная процедура очистки дополнялась церковным ритуалом вывода через 35 дней от родов, после чего роженица считалась полностью очищенной.

Кое-где в народных обрядах сохранились обсушивание ребенка после первой купели возле горящей печи (в обычаях украинского Закарпатья), зажигания свечи после рождения ребенка, свет которой, согласно верованиям, оберегало роженицу и младенца от злых сил, и др..

В течение нескольких дней после рождения ребенка календарь обычаев устийненим в украинских было посещение роженицы замужними женщинами из семьи, соседей, подруг с поздравлениями и обязательным принесением традиционных для такой оказии продуктов (творога, масла лепешку, каши, сырых яиц и т.п.).

Несмотря доброжелательный гуманный смысл, этот обычай относится также к группе послеродовых обрядовых действий, которые означают и приобщение ребенка к широкому семейнму коллективу. Еще больше эта тенденция выражена в других традиционных послеродовых актах: выборе имени (по церковному календарю соответствии с днем ​​рождения или, как было распространено, предоставление новорожденному имени дедушки, бабушки или другого из предков) крещении с обязательным участием крестных родителей - кумовьев, которых приглашали из семьи или друзей. В некоторых приглашали "в кумовья" несколько пар. Впоследствии крестник называл их: крестный, крестная, матка, отец, нанашка, нанашко. Если в семье "не велись" (умирали) дети, то, чтобы помочь этому, в некоторых местностях Украины бытовал обычай имитации продажи новорожденного кумовьям через окно.

Церковное крещение также обычно сопровождалось различными народными обычаями, магическими действиями и заговорами. Перед крещением ребенка клали на кожух, на стол, на печь, между буханками хлеба, что должно было обеспечить ей достаток, тесная связь с домашним очагом, предохранить от зла. И здесь главная обрядовая роль принадлежала бабе-повитухе: она готовила пеленки, пеленала ребенка, передавала ее кумовьям, приговаривая: "Нате Вам новорожденный, а нам принесите молитвенно и крестной" (Харьковщина), иногда несла младенца до церкви и только там передавала кумовьям, следила, чтобы делалось все, "как положено". Считалось, что ребенка надо нести к кресту только на правой руке, при ней должны быть традиционные обереги (чеснок, соль, кусок хлеба, а иногда и целый буханку).

В разных местностях Украины бытовали и другие обычаи, которые должны были оберегать ребенка, обеспечить ему счастливую жизнь, символизировали приобщение к семье и обществу. Общепринятым обычаем было празднование, торжественное празднование рождения ребенка, на которое приглашали семью, кумовьев, соседей. Этот древний обычай в христианский время преимущественно приурочивали ко дню крещения. На крестильную гости (крестины) приносили подарки: полотно, хлеб, яйца, а в наше время - еще и сахар и другие продукты.

Традиционно определяли и набор блюд на крестины. Почти повсеместно обязательным в нем была каша (видимо, остаток древних пожертвований в виде зерновых). В некоторых этнографы зафиксировали интересные обрядовые действия с кашей: повитуха или крестный отец за столом поднимали горшок с кашей, желая добра и счастья, как "звезд на небе". Известны обычаи "молить кашу", "разбивать кашу", т.е. разбивать горшок с кашей, которой угощают гостей, которые платят за это пожертвованиями для ребенка, роженицы или бабки-повитухи. На Гуцульщине сохранился древний обычай обрезки ребенку волосы на крестинах, символизирующий ее приобщения к роду. Кое-где после крестин проводили еще калачины - в один из праздников родители ребенка посещали кумовьев с калачами, одаривали их.

После крестин также практиковали различные охранные действия для защиты ребенка и матери от вредного влияния злых сил и духов, "плохих глаз" - сглаза. В колыбель клали металлические острые предметы (нож, ножницы, иглу), веря в их магическую силу. На руку ребенку связывали красную ленту или нить - "от уроков". Спеленатый ребенка перевязывали красной кромкой. Через год после рождения совершался обряд пострижин ребенка - первого пострига, а на Полтавщине, Харьковщине, Черниговщине даже весьма торжественно, с участием кумовьев и с гостиной. Этот обычай имел традиционные ритуальные элементы: сначала кум или кума выстригали волосы надо лбом, затылком, ухом, затем достригали, прятали волосы или хранили, пускали по воде, сжигали. На западноукраинских землях зафиксированы лишь отдельные элементы обряда первой пострига.

Собранные в XIX-XX вв. этнографические материалы о обычаях и обрядах, связанные с рождением ребенка, доносят до нас богатые архаические элементы и разнообразие их локальных вариантов. В бытования они не всегда осмысливались согласно первоначальной магически символической значимости. Однако предохранялись сравнению устойчиво, поскольку народная традиция объединяла их с жизненно важной функциональностью - успешным рождением, здоровьем матери и ребенка, благополучием и счастьем новорожденного. Это основные мотивы всего комплекса народных обычаев и обрядов, их практически-рациональных и магических иллюзорных, суеверных элементов.-

В древние времена на Руси считалось, что все, происходящее с человеком - будь то рождение, смерть или болезнь - подчинено темному, нечистому, загробному, злому миру. Рождение и смерть человека особенно страшили суеверных людей. Они верили, что родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для уже живущих. В связи с этим существовала масса обрядов, с помощью которых новорожденный и его мать очищались от нечистой силы.

Считался одним из важнейших, так как наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами: явленным миром и другим, нечистым миром. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир. Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть. Таким образом, обряды совершались не только над младенцем, но и над его матерью. Эти обряды носили название «очистительных», то есть они очищали от темной силы. Существовало два вида обрядов: церковные и народные.

К церковным обрядам очищения относятся чтение молитв во время родов, окропление святой водой комнаты, где лежит роженица. Даже в наше время можно встретить в некоторых селениях такие очистительные обряды. Как правило, молитвы читают священники, которые придерживаются старой веры.

Разберем подробнее обряды рождения. В день родов к роженице приходит повитуха (женщина, которая будет принимать роды и выполнять обязанности окушера-гинеколога и медсестры), близкие подруги и родственницы. Как ни странно, но даже эти люди считаются опасными для людей, так как они присутствовали при «греховном событии» - рождении младенца. То есть в них мог вселиться злой дух, пришедший на землю во время родов. Как только выполнены все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашает священника, который окропляет святой водой дом, комнату ребенка, читает молитвы очищения для матери, ребенка и, отдельно, для женщин которые присутствовали при родах.

После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны дать своему чаду имя (обязательно в этот же день). Затем назначается день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивается. Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. Нужно заметить, что в некоторых поселениях Руси было принято рожать прямо в бане, где мать с ребенком держали несколько дней. В других местах женщина рожала в доме, а затем ее и ребенка переводили в баню, где проходили первые дни жизни младенца. Как в православии, так и в язычестве, женщина считалась «нечистой», а где, как не в бане, можно смыть нечистоту? В любом случае, мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где там женщина повитуха совершала обряд очищения.
Начинали всегда с ребенка. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это нужно было для того, чтобы тело стало мягким. Еще одно поверье наших предков: плод всегда твердый как кость или камень, даже когда младенец вышел из утробы, он остается твердым. Чтобы размягчить его, нужен был пар. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность.

При растягивании повитуха брала правую ручку ребенка и тянула ее к левой ножке и, наоборот, левую ручку к правой ножке. Дело в том, что наши предки считали, что в темном мире все перевернуто, там где право - находится лево, где верх - находится низ. Следовательно, новорожденный, как пришедший из того мира, тоже перевернут. Повитуха же «выворачивала» ребенка как положено в земной жизни.

Матери младенца уделялось не меньше внимания. Придя в баню, повитуха наливала женщине водки (браги, настойки или другого алкогольного напитка) и давала ей полежать, пока не совершит обряд с ребенком. Затем начиналось восстановление материнского организма. Повитуха начинала выдавливать кровь из утробы, прочищать влагалище. Затем нужно было привести живот в нужное положение (каким он был до родов). Повитуха тянула его вверх: надавливая на него, проводила руками снизу вверх. Таким образом, матка поднималась, и процесс восстановления проходил гораздо быстрее. После живота приходила очередь груди. Повитуха выдавливала первое молоко, чтобы при первом кормлении младенец пил новое молоко. Завершался обряд растиранием рук и ног.

Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Объяснялось это тем, что ее тело претерпевало сильные изменения (рос живот, увеличивалась грудь), то есть разрушалось, следовательно, женщина умирала. Через некоторое время тело приходило в норму, этот процесс считался рождением матери. Роль повитухи - ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно, в течение недели (иногда дольше).

За обрядом очищения следует церковный обряд крещения. Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился.

Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Самое интересное, что крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Как ни странно, воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким - жизнь у него будет долгой.

После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

В этой статье список традиций со всего мира. От на вид странных методов воспитания до интереснейших ритуалов... Читайте, будет интересно.

1. Упаковка пуповины в деревянную коробку (Япония).

Когда ребёнка в первый раз стригут, большинство сохраняют локон волос, другие хранят первую обувь ребёнка... Но японские матери берегут пуповину.

В японских больницах пуповину ребенка упаковывают в деревянную коробку и дарят матери во время выписки. В коробку иногда кладут куклу в кимоно, которая символизирует душу ребёнка. Кимоно при этом может быть развёрнуто, а пуповина помещена внутри. Считается, что хранение пуповины таким образом гарантирует позитивную связь между ребёнком и матерью.

Спустя неделю после рождения ребёнка новоиспечённые родители и близкие родственники проводят для ребёнка церемонию Ошичия, во время которой ребёнок получает его официальное имя перед домашним алтарем.

2. Уличный сон для младенцев (Дания и Швеция).

Вы оставили бы своего малыша на улице в холод во время дневного сна? Большинство скандинавских родителей даже не задается этим вопрос. Для них это - часть распорядка дня, из-за убеждения, что холодный воздух помогает младенцам лучше спать и есть.

Датские и шведские младенцы проводят день, отсыпаясь на балконе или на улице, пока их матери и отцы ходят по магазинам или кафе. Кроме того, в большинстве детских садов в Швеции детей укладывают спать на улице, несмотря на низкие температуры.

Теория уличного сна состоит в том, что дети, находящиеся на свежем воздухе, летом и зимой, имеют меньше шансов простудиться. Родители полагают, что нахождение целый день в одной комнате с 30 другими детьми приносит отрицательные результаты.

Датский Государственный департамент здравоохранения также рекомендуют такую практику. Некоторые компании даже делают детскую уличную сигнализацию, которая сообщает родителям, когда их младенцы просыпаются.

3. Каждый новорожденный получает "коробку матери и ребенка" от правительства (Финляндия).

Есть высказывание, что “каждый ребёнок рождается с ломтем хлеба в руке”. Ну, а в Финляндии младенцы рождаются с коробкой!

В течение 75 лет беременным женщинам Финляндии государство дарит коробку. Это - начальный набор одежды, пелёнок и игрушек, а коробка может даже использоваться в качестве кровати.

У матерей есть выбор между получением коробки или суммы наличными, которая в настоящее время составляет 140 евро (190 долларов США), но 95% выбирают коробку, поскольку её содержимое стоит намного больше.

Первоначально созданная для семей с низким доходом, коробка стала доступна всем родителям в 1949 году. С тех пор это главный продукт нового статуса родителя и знак, что независимо от того, в каком слое общества они родились, все финские младенцы получают равноправие в начале своей жизни.

4. Встряхивание новорожденного в большом решете с целью помочь ему привыкнуть к капризам жизни (Египет).

В современном Египте неразрывно связаны жизнь и число семь. Именно на седьмой день жизни ребёнка показывают миру на церемонии под названием Себух.

Согласно традиции, мама помещает ребёнка, одетого в белую одежду, в большое решето и слегка встряхивает его, чтобы помочь новорожденному привыкнуть к капризам жизни. Затем, младенца кладут на одеяло на пол с ножом, помещённым вдоль его груди, чтобы отогнать злых духов, в то время как гости рассыпают зерно, золото и подарки вокруг него. Всё это - символы изобилия, которого желают ребёнку. Мать семь раз стучит по телу ребёнка, чтобы отогнать злых духов, в то время как гости поют заклинания, чтобы ребёнок всегда слушался мать.

Процессия из огня и ладана следует за новой матерью, освещающей путь. Поющие дети и гости следуют за ней со свечами и ладаном, чтобы благословить дом и его жителей.

Во время Себуха выбирают имя для ребёнка, зажигая несколько свеч в начале церемонии, каждая из которых соответствует имени ребёнка. Свеча, которая горит дольше всех, указывает на имя ребёнка.

5. Посадите ребёнка на пол с разложенными на нём символическими предметами, чтобы узнать его будущее (Армения).

Когда у ребёнка прорезывается первый зуб, армянские родители празднуют церемониею Агра Хадиг. Они сажают ребёнка на пол и кладут перед ним символические предметы, такие как рулетка, стетоскоп, лопатка, книга и другие. Родители просят ребёнка выбрать один из них.

Тот предмет, который ребёнок выберет и с которым будет играть, символизирует его будущее. Например, если мальчик выберет рулетку, то это означает, что он будет архитектором или инженером. Конечно, только время покажет.

6. Родители ребёнка раздают окрашенные в красный цвет яйца, как символ счастья и начала жизни (Китай).

В китайских семьях, когда ребёнку исполняется месяц, проводят церемонию Полной луны, чтобы ознаменовать первый месяц жизни. Это - первое важное событие для новорожденного ребёнка.

Утром 30-го дня родственники и друзья собираются, чтобы дать благословение и одарить подарками новорожденного. Родители ребёнка также делают подарки своим родственникам и друзьям. Типы подарков варьируются в зависимости от места, но яйца, окрашенные в красный цвет, являются самым популярным подарком, вероятно потому что в китайской культуре яйца являются символом изменяющегося процесса жизни. Их круглая форма является символом гармоничной и счастливой жизни, в то время как красный цвет является символом счастья.

Во время празднования родственники и друзья также делают подарки. Бабушка и дедушка обычно дарят своё золото и серебро внуку, чтобы показать их глубокую любовь. Конечно, родители и новорожденный получают также и современные подарки, такие как детская одежда, игрушки, книги и подарочные купоны, но наиболее распространённым являются деньги, завёрнутые в красную бумагу.

7. Послед и пуповина прячутся в надёжном месте, и на этом месте сажают дерево (Ямайка).

Конечно, Вы неоднократно слышали эту цитату: "Каждый мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом". На Ямайке родителям остаётся только построить дом, так как остальное уже сделано!

Согласно ямайской традиции, после того, как мать рожает, послед и пуповину закапывают в специальном месте и сажают там дерево. Деревом занимаются родители, крёстные или другие родственники и друзья. Дерево является педагогическим инструментом, который учит ребенка брать на себя ответственность в жизни, так как оно используется, чтобы показать ребёнку, что это начало его жизни и он должен заботиться о нём.

Эта традиция прибывает из ямайского выражения: "Дом - там, где закопана твоя пуповина", которое символизирует духовную близость к месту, из которого произошёл каждый человек.

8. Ноги младенцев не должны касаться земли, так как новорожденные - благословение небес (Бали).

В то время как некоторые родители во всём мире не чувствуют себя спокойно, оставляя своих малышей, играющими на полу, ноги балийских младенцев не должны касаться земли до своего 210-го дня жизни, потому что ребёнка считают божественным существом, которое спустилось с небес. Когда ноги ребёнка касаются земли впервые, это символизирует пересечение некой границы, после чего ребенок становится человеком.

9. Дайте деньги в руки новорожденному, чтобы принести ему процветание (Тринидад и Тобаго).

В Тринидад и Тобаго, когда люди навещают новорожденного младенца, они обычно дают деньги прямо ему в руки, чтобы принести процветание и благословение.

Другой обычай из этой страны заключается в том, что некоторые родители не позволяют людям входить в свой дом после 18:00, так как считается, что вечерняя роса вызывает у ребёнка отвращение.

10. Двадцать или больше имён ребенка (Нигерия).

На седьмой день после рождения нигерийской девочки и на девятый день после рождения мальчика, ребёнок наделяется определёнными свойствами, которые обычно проявляются как вкус на губах матери и ребёнка. Им дают воду, чтобы у них не было врагов, пальмовое масло, чтобы была гладкая и лёгкая жизнь, горький Кола (вид ореха, который едят в Нигерии), чтобы была долгая жизнь, и перец и соль, чтобы заполнить сладкую жизнь эмоциями, смыслом и счастьем.

Тогда же выбирают имя для ребёнка. Кроме фамилии, ребёнку дают несколько других имён. Одно из них описывает обстоятельства, сопровождающие рождение. Например, имя Идоу означает "ребёнка, родившегося после близнецов". Другой пример, если пожилая женщина в определённом ообществе умерла непосредственно перед тем, как родилась девочка, то девочку назовут Иетунде, или "возвращением матери".

У родителей часто существует уменьшительное имя, которое указывает на то, что они видят в своём ребёнке, такое как Айоке, "тот, кто благословлён", или Титилаио, "вечное счастье".

В этот день родители объявляют имя ребёнка, которое они выбрали, а родственникам предлагают добавить дополнительные имена, если они желают. Прежде, чем они назовут имена, их просят поместить символ (денежный вклад) в корзину для ребёнка. После того, как у всех был шанс дать ребёнку имя, денежные символы собирают и вручают родителям, чтобы они открыли счёт. В итоге ребёнок может получить двадцать или больше имён!

Церемония заканчивается молитвами, а затем все переходят к пиршеству.

11. Мама готовит подарки каждому человеку, который навещает ребёнка (Бразилия).

В Бразилии беременная женщина готовит корзину с подарками, которые раздаёт всем, кто приезжает в больницу, когда рождается ребёнок. Обычно, подарки небольшие, такие как леденцы, магниты на холодильник, мини блокноты, пакетики и даже крошечные флакончики духов, все их выбирает мать прежде, чем ребёнок родится. Часто на сувенирах нанесено имя ребёнка и благодарность за посещение.

12. Массаж горячими камнями и лечение всего тела с целью избежать послеродовых изменений (Малайзия).

После прочтения этого пункта каждая молодая мама захочет поехать в Малайзию для послеродового лечения. Позвольте мне объяснять эту захватывающую малайзийскую традицию.

После рождения ребёнка молодая малайская мать подвергается пантангу или периоду заключения, длящемуся приблизительно 44 дня, который предназначен для сохранения здоровья и женственности матери. Ей делают массаж горячими камнями, чтобы очистить матку, и проводят лечение всего тела, чтобы смягчить и осветлить кожу, исправляя послеродовые изменения тела.

Молодым мамам не разрешают носить тяжёлые вещи или делать что-либо, кроме ухода за ребёнком. Вся работа по дому ложится на мужа и родственников, если добровольно вызываются помочь, или наёмных людей.

13. Мальчик или девочка? (США)

У американцев есть традиция, которая появилась недавно, но уже достаточно хорошо прижилась. Врач, который делает УЗИ, не сообщает пол ребёнка будущим родителям, а пишет его на бумажке и запечатывает в конверт. Будущие родители, отдают конверт пекарю, который должен испечь торт.

В назначенный день друзья и родственники собираются на праздник, который называется "Gender reveal party", где торжественно разрезают торт. Если начинка торта розовая, будет девочка. Если голубая - мальчик

Copyright сайт © - GusenaLapchataya

А если Вы собрали рожать в Англии, то обязательно подготовьтесь.



Что еще почитать