Огненная саламандра в культуре. Саламандры Саламандер животное

Среди представителей земноводных есть очень необычные существа, внешний вид которых очень яркий и запоминающийся. К таким животным относится огненная саламандра – хвостатое земноводное семейства саламандровые. Первооткрывателем этого вида считается ученый Карл Линней, обнаруживший этих существ в 1758 году. Саламандра, или огненная ящерицаудивительный представитель земноводных.

Внешний вид огненной саламандры

Эта представительница семейства саламандровых не зря получила такое говорящее название, ведь она имеет невероятно яркий окрас. Цвет ее тела – черный с ярко-желтыми или ярко-оранжевыми пятнами. Длина тела, в среднем, составляет 20 сантиметров. Брюшная часть туловища имеет коричневый или черный оттенок, иногда со светлыми вкраплениями. Лапки у саламандры небольшой величины, они короткие, но довольно мощные. Перепонок между пальцами у нее нет.

Голова у животного – округлая, с расположенными на ней двумя выразительными черными глазами. А еще на голове у саламандры есть особые железы, которые отвечают за выработку яда. Яд этот довольно опасен, в частности, для млекопитающих. Он оказывает парализующее действие. Для человека это ядовитое вещество не так опасно как для животных, если вдруг яд огненной саламандры попадет на слизистую человека, то вызовет лишь жжение.


Некоторые представители имеют ну точно огненный окрас — ярко-красный с черными пятнышками

Где обитает огненная саламандра?

Ареал проживания этого животного довольно обширный. Саламандру желто-черного окраса можно встретить в таких странах, как: Германия, Венгрия, Люксембург, Бельгия, Болгария, Чехия, Франция, Албания, Словакия, Испания, Украина, Турция, Нидерланды, Португалия, Швейцария, Словения, Югославия, Македония, Польша, Хорватия, Австрия, Румыния – то есть, как видно – это практически вся Европа.

Образ жизни животного

Саламандра выбирает для проживания смешанные и лиственные леса, также селится по берегам рек и в предгорьях. Бывает, что огненная саламандра забирается и в горы, но не выше 2000 над уровнем моря. Преимущественно, это земноводное ведет оседлый образ жизни.


В древней мифологии многих народов говорится, что саламандра рождается из огня. Это неправда. Однако то, что это земноводное приманивает запах дыма — чистая правда

Передвижения по земле у нее медленные, да и вообще огненная саламандра мало двигается. Наибольшая активность у животного наступает в темное время суток. Днем же саламандра затаивается в старых пнях, заброшенных норах, под поваленными деревьями, в высокой траве. Так она избегает прямых солнечных лучей, которые плохо переносит (поскольку является хладнокровным животным).

Примерно с середины осени и до начала весны огненная саламандра уходит на зимовку. «Зимним» домом для нее служат кучи опавших листьев. Иногда несколько десятков этих животных собираются и зимуют вместе.


Чем питается огненная саламандра?

Основным кормом для этого земноводного являются гусеницы, бабочки, пауки, различные слизни, дождевые черви, кроме того, огненная саламандра может поймать и съесть даже маленького тритона или лягушку.

Размножение саламандры

Проснувшись после зимней спячки, огненная саламандра начинает размножаться. Брачные игры у этих животных происходят на суше.

У особей мужского пола образуется сперматофор (мешочек, в котором находятся половые клетки), его он «выкладывает» на почву, а самка, прижимаясь к этому мешочку, производит оплодотворение. После этого, некоторые особи откладывают оплодотворенные яйца в воду, а некоторые – оставляют их внутри себя. Соответственно, личинки огненной саламандры появляются либо в водной среде, вылупившись из яиц, или же прямо из организма матери, путем живорождения.


Маленькие огненные саламандры, достигнув трех лет от роду, становятся полностью взрослыми особями и могут уже самостоятельно размножаться. В природе эти хвостатые земноводные живут приблизительно 14 лет. Но есть сведения об отдельных представителях, проживавших в неволе, возраст которых доходил аж до 50 лет!

Это одно из самых загадочных существ Древнего мира и Средневековья. Огненную саламандру представляли в виде маленького дракона, живущего в огне и воплощающего его дух. Упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего, который говорит, что саламандра сама по себе так холодна, что может погасить любое пламя, едва к нему прикоснувшись.

«Самое жуткое из всех животных - это саламандра, - пишет Плиний. - Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье.

Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми. Если дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то он становится ядовитым… Погрузившись в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…»

В алхимии саламандра является духом стихии огня, подобно тому как существуют духи трех других стихий - земли, воды и воздуха.

Откуда пошло это предание об огненном существе? В древнееврейской легенде «Врата небес» есть такие строки: «Из огня рождается животное, называемое саламандрой, которое питается одним огнем; и огонь является ее материей, и она появится в сверкании печей, которые горят в течение семи лет». Образ пятнистой ящерки, связанной со стихией огня, перекочевал в средневековые трактаты по символизму, алхимии и нашел связь с религиозной символикой.

В «Физиологе», книге, написанной в III веке и являющейся сборником и своеобразной интерпретацией дохристианских трудов по зоологии, огненная саламандра соответствует трем праведным людям, не сгоревшим в печи огненной. Далее ее образ распространился по различным бестиариям и обрел популярность, а легенда укоренилась и прочно вошла во многие пророчества.

Обычная огненная или пятнистая саламандра это небольшое земноводное со средней длиной тела в 16-20 см

Начало огненному образу положила окраска животного. Его желтые и оранжевые пятна на шкуре древние ученые, в частности Плиний Старший и Альберт Великий, пытались связать со светом далеких звезд.

Считалось, что огненная саламандра как-то влияет на появление метеоров, комет и новых звезд, а они, соответственно, действуют на расположение цветных пятен на ее шкуре. Также упоминается связь с различными огненными явлениями, поскольку те же вытянутые пятнышки ученые ассоциировали с языками пламени.

Саламандра всегда вызывала суеверный ужас и страх, порождая множество мифов. В одних - она бессмертна, а ее шкурка способна лечить от всех болезней; в других - это маленький дракон, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище.

В средневековой магии саламандра - дух, хранитель огня, его олицетворение. В христианстве - посланница ада, однако в трактатах XI века византийца Георгия Писидского она отождествляется с библейским символом благочестивого человека, «который не горит в пламени греха и ада».

В Средневековье в Европе распространилось убеждение, что саламандры живут в пламени, и потому в христианстве ее образ стал символом того, что живое тело может устоять в огне. Помимо этого, волшебная ящерка олицетворяет борьбу с плотскими утехами, целомудрие и веру. Богословы приводили птицу феникс как доказательство воскресения во плоти, а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

В книге «Град Божий» святого Августина есть глава с названием «Могут ли тела существовать в огне», и начинается она так:

«К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня?

Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне».

К образам саламандры и феникса прибегали и поэты, но только как к поэтическому преувеличению. Например, Ке-ведо в сонетах четвертой книги «Испанского Парнаса», где «воспеваются подвиги любви и красоты»:

Я, точно Феникс, яростным объят
Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,
И в силе мужеской его я убеждаюсь,
Что он отец, родивший многих чад.
И саламандры пресловутый хлад
Его не гасит, честью в том ручаюсь.
Жар сердца моего, в котором маюсь,
Ей нипочем, хоть мне он сущий ад.

В старинных книгах саламандре часто придавали волшебный облик. Она и так необычна, а в древних описаниях превосходит и этот образ. У нее тело молодой кошки, за спиной большие перепончатые крылья, как у некоторых драконов, хвост змеи, и только голова обыкновенной ящерицы.

Ее шкура покрыта небольшими чешуйками, волокнами, напоминающими асбест (часто этот минерал отождествляли с саламандрой), - это затвердевшие частицы древнего пламени.

Нередко саламандру можно встретить на склоне вулкана во время извержения. Она появляется и в пламени костра, если сама того пожелает. Считается, что без этого удивительного создания появление тепла на земле было бы невозможным, ведь без его повеления не может загореться даже самая обыкновенная спичка.

Согласно трактатам каббалистики, чтобы заполучить это диковинное создание, следует отыскать сосуд из прозрачного стекла, имеющий круглую форму. В центре колбы с помощью особым образом расположенных зеркал сфокусировать солнечные лучи. Через некоторое время там появится солнечная субстанция саламандры, ее истинная сущность, которая затем может быть использована в алхимии для получения философского камня.

В других источниках уточняется, что несгорающая саламандра всего лишь обеспечивала поддержание необходимой температуры в тигле, где происходило превращение свинца в золото.

Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так, на гербах четырехлапая ящерица, окруженная пламенем, символизировала стойкость и презрение к опасности. Например, в британских гербах она означает храбрость, мужество, стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Любопытно, что первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня.

Путешествуя по французским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо, Фонтенбло, можно встретить десятки изображений саламандры, поскольку именно ее избрал своим символом французский король Франциск I.

Саламандра в эмблеме короля Франциска I, замок Château d’Azay-le-Rideau

Саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля «Я лелею и изгоняю», встречается на барельефах, украшает стены и мебель. Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Вымысел и реальность часто очень тесно переплетаются, и саламандра - классический пример этого. Сейчас, конечно, они довольно хорошо изучены, но некоторый суеверный страх все равно остается. Возможно, еще и потому, что эти существа необычайно ядовиты, а главное - за ними тянется такой мистический след, которого редко удостаивался какой-либо другой вид земноводных.

В древности верили, что огненная саламандра (лат. Salamandra salamandra ) - злобное и чрезвычайно ядовитое животное, способное управлять стихией огня. И это неудивительно, ведь когда весело горящий костер неожиданно гаснет и из него вдруг появляется необычное пятнистое существо, тут уже не до шуток.

Никому и невдомек, что огонь потух из-за слишком крупного влажного бревна, в котором мирно дремала ничего не подозревающая саламандра. Она едва успела выскочить из пламени и только слизь, вырабатываемая ее кожными железами и защищающая земноводное от пересыхания, не дала ей поджариться заживо.

Плиний Старший утверждал, что яд огненной саламандры способен отравить целые народы и горе тому, кто имел несчастье с ней встретиться: даже простое прикосновение вызовет выпадение волос на всем теле, а уж если чудовище упадет в колодец, то вода в нем будет отравлена навсегда.

Разумеется, что проверять это утверждение на практике никто не собирался и только в 17 веке ученые доказали, что огненная саламандра совершенно неопасна для человека. К тому же сама она никогда не нападает первой, у нее нет возможности впрыснуть свой яд в кровь и только в состоянии стресса она может распылять это вязкое вещество с запахом миндаля на небольшое расстояние. Случайно попав на слизистую оболочку, оно лишь ненадолго вызовет жжение.

Яд может убить только мелких млекопитающих, вроде грызунов, но совершенно не помешает пищеварению свиньи или ужа, слопавшим огненную саламандру на обед. Сама же она питается разными насекомыми, в том числе пауками и гусеницами бабочек, а также слизнями, мелкими тритонами и молодыми лягушками. За добычей саламандра резко бросается всем телом и сразу пытается проглотить ее целиком.

Активна в основном вечером и ночью, так как совершенно не переносит высокие температуры. Днем прячется под камнями, деревьями и трухлявыми корягами, иногда сама выкапывает небольшие укрытия, хоть ее короткие и сильные конечности и не приспособлены для этого.

На передних лапах у саламандры по четыре пальца, на задних - по пять. Перепонок между ними нет. Массивная, округлая голова с выпуклыми большими глазами черного цвета сразу переходит в коренастое, крупное тело. Круглый хвост очень подвижный.

Все тело, длиной 16-19 см, покрыто желтыми или оранжевыми пятнами различной формы. Иногда они сливаются, образуя замысловатые узоры и полосы на черном фоне. Брюшко однотонное, окрашено в черный ли коричневый цвет.

Обитает огненная саламандра в лиственных или смешанных лесах по берегам рек или небольших озер на востоке, юге и в центре Европы, а также на севере Ближнего Востока. Знают ее и на Украине, где этот вид встречается во Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областях. Правда, здесь это животное внесено в Красную книгу.

Средняя продолжительность жизни огненной саламандры в дикой природе едва достигает 14 лет, но в неволе некоторые экземпляры умудрялись дожить до 50-ти. Размножаются они при помощи яйцеживорождения, личинки выпускаются прямо в воду, где они живут около 3-5 месяцев, пока не исчезнут жабры. В холодной воде этот период может затянуться до конца осени и тогда огненные саламандры зимуют прямо в воде.

Взрослые особи с октября-ноября уходят на зимовку, спрятавшись под толстым слоем опавших листьев или под корнями деревьев. При этом они собираются огромными группами, иногда даже до нескольких сотен экземпляров.

Это одно из самых загадочных существ Древнего мира и Средневековья. Огненную саламандру представляли в виде маленького дракона, живущего в огне и воплощающего его дух. Упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего, который говорит, что саламандра сама по себе так холодна, что может погасить любое пламя, едва к нему прикоснувшись.

«Самое жуткое из всех животных — это саламандра, — пишет Плиний. — Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье.

Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми. Если дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то он становится ядовитым... Погрузившись в поток, она отравляет воду... Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают...»

В алхимии саламандра является духом стихии огня, подобно тому как существуют духи трех других стихий — земли, воды и воздуха.

Откуда пошло это предание об огненном существе? В древнееврейской легенде «Врата небес» есть такие строки: «Из огня рождается животное, называемое саламандрой, которое питается одним огнем; и огонь является ее материей, и она появится в сверкании печей, которые горят в течение семи лет». Образ пятнистой ящерки, связанной со стихией огня, перекочевал в средневековые трактаты по символизму, алхимии и нашел связь с религиозной символикой.

В «Физиологе», книге, написанной в III веке и являющейся сборником и своеобразной интерпретацией дохристианских трудов по зоологии, огненная саламандра соответствует трем праведным людям, не сгоревшим в печи огненной. Далее ее образ распространился по различным бестиариям и обрел популярность, а легенда укоренилась и прочно вошла во многие пророчества.

Обычная огненная или пятнистая саламандра это небольшое земноводное со средней длиной тела в 16-20 см

Начало огненному образу положила окраска животного. Его желтые и оранжевые пятна на шкуре древние ученые, в частности Плиний Старший и Альберт Великий, пытались связать со светом далеких звезд.

Считалось, что огненная саламандра как-то влияет на появление метеоров, комет и новых звезд, а они, соответственно, действуют на расположение цветных пятен на ее шкуре. Также упоминается связь с различными огненными явлениями, поскольку те же вытянутые пятнышки ученые ассоциировали с языками пламени.

Саламандра всегда вызывала суеверный ужас и страх, порождая множество мифов. В одних — она бессмертна, а ее шкурка способна лечить от всех болезней; в других — это маленький дракон, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище.

В средневековой магии саламандра — дух, хранитель огня, его олицетворение. В христианстве — посланница ада, однако в трактатах XI века византийца Георгия Писидского она отождествляется с библейским символом благочестивого человека, «который не горит в пламени греха и ада».

В Средневековье в Европе распространилось убеждение, что саламандры живут в пламени, и потому в христианстве ее образ стал символом того, что живое тело может устоять в огне. Помимо этого, волшебная ящерка олицетворяет борьбу с плотскими утехами, целомудрие и веру. Богословы приводили птицу феникс как доказательство воскресения во плоти, а саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

В книге «Град Божий» святого Августина есть глава с названием «Могут ли тела существовать в огне», и начинается она так:

«К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня?

Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне».

К образам саламандры и феникса прибегали и поэты, но только как к поэтическому преувеличению. Например, Ке-ведо в сонетах четвертой книги «Испанского Парнаса», где «воспеваются подвиги любви и красоты»:

Я, точно Феникс, яростным объят
Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,
И в силе мужеской его я убеждаюсь,
Что он отец, родивший многих чад.
И саламандры пресловутый хлад
Его не гасит, честью в том ручаюсь.
Жар сердца моего, в котором маюсь,
Ей нипочем, хоть мне он сущий ад.

В старинных книгах саламандре часто придавали волшебный облик. Она и так необычна, а в древних описаниях превосходит и этот образ. У нее тело молодой кошки, за спиной большие перепончатые крылья, как у некоторых драконов, хвост змеи, и только голова обыкновенной ящерицы.

Ее шкура покрыта небольшими чешуйками, волокнами, напоминающими асбест (часто этот минерал отождествляли с саламандрой), — это затвердевшие частицы древнего пламени.

Нередко саламандру можно встретить на склоне вулкана во время извержения. Она появляется и в пламени костра, если сама того пожелает. Считается, что без этого удивительного создания появление тепла на земле было бы невозможным, ведь без его повеления не может загореться даже самая обыкновенная спичка.

Согласно трактатам каббалистики, чтобы заполучить это диковинное создание, следует отыскать сосуд из прозрачного стекла, имеющий круглую форму. В центре колбы с помощью особым образом расположенных зеркал сфокусировать солнечные лучи. Через некоторое время там появится солнечная субстанция саламандры, ее истинная сущность, которая затем может быть использована в алхимии для получения философского камня.

В других источниках уточняется, что несгорающая саламандра всего лишь обеспечивала поддержание необходимой температуры в тигле, где происходило превращение свинца в золото.

Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так, на гербах четырехлапая ящерица, окруженная пламенем, символизировала стойкость и презрение к опасности. Например, в британских гербах она означает храбрость, мужество, стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Любопытно, что первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня.

Путешествуя по французским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо, Фонтенбло, можно встретить десятки изображений саламандры, поскольку именно ее избрал своим символом французский король Франциск I.

Саламандра в эмблеме короля Франциска I, замок Château d"Azay-le-Rideau

Саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля «Я лелею и изгоняю», встречается на барельефах, украшает стены и мебель. Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Вымысел и реальность часто очень тесно переплетаются, и саламандра — классический пример этого. Сейчас, конечно, они довольно хорошо изучены, но некоторый суеверный страх все равно остается. Возможно, еще и потому, что эти существа необычайно ядовиты, а главное — за ними тянется такой мистический след, которого редко удостаивался какой-либо другой вид земноводных.

Саламандра — по-настоящему легендарное земноводное. Практически во всех мифах любого народа встречается упоминание об этом существе. Какие только качества ей не приписывали: и то, что она бессмертна, и то, что ее шкурка способна лечить от всех болезней, и что это — маленький дракончик, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище. «“Среди всех ядовитых животных ядовитая саламандра - самое злобное. Другие животные наносят вред отдельным людям, но не уничтожают сразу многих; кроме того, говорят, что они, ранив человека, гибнут и уже не принимаются землей; саламандра же может убить целые народы, если они неосторожны. Если саламандра влезает на дерево, то все плоды отравляет ядом, и те, кто съест, умирают от озноба, как при отравлении аконитом. Даже если испечь хлеб на дровах, которых она коснулась, или на кору которых наступила, он будет отравлен; то же произойдет с водой, если саламандра упадет в колодец. Если же она своей слизью обрызгает какую-нибудь часть тела или ногу, то со всего тела выпадут волосы. Однако столь ядовитое животное поедается свиньями, не представляя для них ничего необычного”.» — так описывал это земноводное в 20 году до нашей эры древнегреческий ученый-натуралист Плиний.

В германской мифологии саламандра — дух огня; по греческому поверью, пришедшему из средневековья, она не горит в огне, а, проходя по нему, гасит. Разумеется, с точки зрения христианства, саламандра — это посланница ада.
Вымысел и реальность тесно переплетаются, когда речь идет о саламандрах. Сейчас, конечно, они изучены, но все равно некоторый суеверный страх присутствует, когда упоминаешь о саламандрах. Это еще и потому, что эти земноводные ядовиты, и страх весьма обоснован.
Пятнистая или огненная саламандра имеет околоушные железы, которые и выделяют токсичный яд. Ядовитый сок этой саламандры защищает ее от нападения других животных. Если собака съест ее, то может умереть от отравления. Яд саламандры действует на нервную систему, парализуя жизненно важные центры мозга.

Саламандры и вправду интересный зверушки. Так, эталоном регенерации конечностей служит именно саламандра. Ее организм способен восстанавливать утраченные части тела на протяжении всей жизни.


А недавно учёные обнаружили, что репродуктивные органы саламандр содержат ДНК водорослей.


Эмбрион саламандры под микроскопом. Красные точки - зеленые водоросли

А эти самые водоросли, о чём было известно и до этого открытия, вступают в симбиоз с откладываемыми саламандрами яйцами, снабжая эмбрион кислородом, а от отходов эмбриона получая азот.

Живут саламандры на Западной Украине, в Карпатах, в Северной Америке и на западе Малой Азии. Предпочитает она поляны, луга, влажные лиственные и смешанные леса, реже хвойные. Самое важное для нее условие жизни — влага, так что в сухую погоду саламандра чувствует себя плохо и может даже совсем погибнуть. Это наземное животное, и плавает саламандра очень плохо. День проводит в различных укрытиях, в сырах темных местах, а вот охотится она в сумеречные и ночные часы. Питается, в основном, дождевыми червями, которых выкапывает из почвы. Но может охотиться и на крупных насекомых.
Ее черное тело достигает 25 см в длину. Сверху чешуя саламандры покрыта ярко-желтыми пятнами неправильной формы. Продолжительность жизни — 20-25 лет, рекорды в неволе — более 50.
В предгорных районах Карпат можно встретить одну из самых ядовитых саламандр — альпийского черного тритона. Он меньше других видов саламандр: всего 10-12 см. В большинстве случаев, альпийские тритоны живут обществами в сырах лесах и ущельях; они очень ленивые и медленные животные. Их железы выделяют секрет, который вызывает сильный ожог при попадании на слизистую глаз или рта.


По-настоящему ядовиты североамериканские тритоны. У этих саламандр ядовиты не только взрослые особи, но и их икра.
Все саламандры наделены особым ядом, который в химии назвали саламандрином. Он довольно токсичен. Только одной дозы достаточно, чтобы убить 15 морских свинок. Яд вызывает судороги, расстройства дыхания, сердечную аритмию и частичный паралич. Но это только при попадании яда внутрь.

При охоте саламандра не использует свой яд, он ей нужен только для защиты. Но в случае необходимости саламандры используют его очень умело: брызгают ядовитыми каплями на расстоянии нескольких футов.

Пятнистая саламандра — пассивно ядовитое животное. Их яд не действует через кожу, а приспособлений для введения его в кровь они не имеют. Именно поэтому саламандра не представляют серьезной опасности, если не брать ее в руки и уж тем более не тащить ее в рот.



Что еще почитать