Партия баас. Неудобная партия. К годовщине переворота «Баас» в Ираке. Ассирийские силы самозащиты

Партии арабского социалистического возрождения не удалось возродить Сирию.

Участники митинга, посвященного очередной годовщине партии "Баас", скандируют на центральной площади Шахидов в Дамаске: "Башар! Сирия! "Баас"! В центре площади двухметровый памятник генеральному секретарю Хафезу Асаду, а рядом несколько львов, символизирующих силу его несгибаемой власти, а также намекающих на фамилию Асада: в переводе с арабского – "лев". На трибуне нынешний генеральный секретарь Башар Асад, его ближайшие партийные сподвижники: Манаф Тлас, сын министра обороны и школьный друг, который скоро тайно покинет страну вместе с семьей; вице-президент Абдель Халим Хаддам, примкнувший к оппозиции в Европе и обвиненный в измене Родине; Рифат Асад, дядя, который будет выслан из страны по обвинению в попытке захвата власти; другие видные партийные деятели. В небо выпускают сотни цветных шаров, и одновременно с ними в воздух поднимаются эскадрильи реактивных самолетов. Сирийская армия – одна из самых мощных в арабском мире.

Описанная сцена происходила в Дамаске полтора года назад. "Еще недавно такие акции собирали тысячи искренних сторонников, – говорит преподаватель одной из стамбульских школ, шестидесятилетний Мустафа Сайен, который несколько лет назад вместе с семьей эмигрировал в Стамбул, а в прошлом преподавал в одном из учебных заведений Дамаска. – В семидесятые-восьмидесятые годы партия обещала народу построить "арабский социализм", который сулил небывалый прогресс и процветание. Вся страна превратилась в грандиозную стройку", – продолжает он. Программу партии, по его словам, поддерживали практически все слои населения. Представители интеллигенции, рабочие, ремесленники, военные, крестьяне. Боролись с отсталостью и колониальным прошлым. Открывались университеты, молодежь ехала учиться в страны победившего социализма. Были построены десятки народно-хозяйственных объектов. Проведены тысячи километров дорог и линий электропередач. Главным в экономике стал плановый сектор.

Возможно, это слова пожилого человека, который с ностальгией вспоминает о своем прошлом. Но и доктор экономики стамбульского университета Доган Качтан отмечает, что "партия, при социалистическом лозунге "каждому по труду", сохранила при этом частную собственность, уважение к семье, столь важное для восточного общества".

"Благодаря бесконечным советским кредитам партия поддерживала на плаву всю страну", – говорит сирийка Сема, бывший член партийной ячейки, которая проживала в пригороде Дамаска, но из-за гонений была вынуждена покинуть страну. Сема работает гидом в одной из стамбульских туристических компаний, водит экскурсии по исторической части города.

Социалистическая мечта о халифате

Партия арабского социалистического возрождения утвердилась у власти в 1963 году, после переворота, во главе которого стоял профессиональный военный Хафез Асад. После захвата власти он занял пост министра обороны, а через несколько лет стал президентом и генеральным секретарем партии. Выходец из многодетной крестьянской семьи, Асад вступил в "Баас" в ранней юности, в возрасте шестнадцати лет. Среди молодежи были популярны идеи арабской независимости. Основатели доктрины баасизма Заки аль-Арсузи и Мишель Афляк мечтали построить великое арабское государство, стирающее разницу между религиозными кланами. Сирия – страна этического разнообразия, где с давних пор сосуществуют различные ветви ислама и христианство.

В принципе, это была мечта о великом светском безграничном арабском халифате, которым всегда бредили в мусульманском обществе

Доктор экономики Доган Качтан


Революционные идеи нашли понимание среди полуголодных сирийских крестьян. Доктор экономики стамбульского университета Доган Качтан говорит, что "в принципе, это была мечта о великом светском безграничном арабском халифате, которым всегда бредили в мусульманском обществе. Страна, насладившись поначалу свободой после изгнания колонизаторов, устала от бесконечных военных переворотов, которые следовали один за другим после ухода французов: народу захотелось стабильности".

Конституция закрепила руководящую роль партии. "Баас" стала контролировать всю общественную и религиозную жизнь страны при помощи армии и служб безопасности. Выборы превратились в формальность. Глава государства Хафез Асад, он же лидер партии, избирался каждые семь лет и традиционно получал более девяноста девяти процентов голосов. На смену Хафезу Асаду пришел его сын, который занял пост главы государства и главное партийное кресло страны. Перемены к лучшему, которые обещал после прихода к власти нынешний президент и генеральный секретарь партии Башар Асад, сменились разочарованием. Власти взяли под контроль интернет-пространство. Был введен жесткий список разрешенных ресурсов (например, в данный момент пользователям разрешен доступ лишь в китайский интернет, потому что Китай, наряду с Россией и Ираном, поддерживает правящий режим). В страну не пускали иностранцев, а приезжающих контролировала сирийская разведка "Мухабарат". Разведчиков стало больше, чем обычных граждан, шутит сирийка Сема.

Попытки религиозных общин прийти к власти и занять какое-то заметное положение в обществе жестко подавлялись. В 1982 году в Стамбул прибыли сотни эмигрантов из Хамы, где произошел мятеж арабов-суннитов, жестко подавленный армией. Авиация при поддержке "катюш" бомбила жилые кварталы, советские танки разрушали мечети, дома, на улицах лежали десятки убитых и раненых. Город был взят штурмом. Организаторами антиправительственного мятежа объявили "Братьев-мусульман", были расстреляны тысячи активистов. В период восстания, по данным международных организаций, погибли более тридцати тысяч человек. Однако в сирийской прессе об этом писали очень мало. Официальный орган партии, газета "Аль-Баас" призывала защищать плоды революции.

От баасизма к национал-социализму и обратно

Оппозиционеры печатают листовки с карикатурой на лидера партии "Баас" Башара Асада в виде Адольфа Гитлера в турецких типографиях, а потом распространяют их на территориях, подконтрольных правительственным войскам в окрестностях Дамаска и Алеппо. Многие солдаты свободной сирийской армии не скрывают, что в прошлом были членами партии. Без этого, объясняет лейтенант Ахмет, в прошлом учитель истории дамасской школы, невозможно было сделать карьеру. В партию вступали, чтобы получить хоть какое-то жилье, продвинуться по службе, сделать карьеру, просто чтобы обезопасить себя и свою семью.

В кругах сирийских оппозиционеров баасистов называют тайным алавитским кланом

Профессор Сорбонны Бурхан Гальюн


Тем временем сам режим приобрел красно-коричневый цвет. По улицам сирийских городов разгуливали "железные рубашки", отряды молодых парней в камуфляжной форме с партийными нашивками на рукавах, созданные по примеру германских гитлерюгенд. В Дамаске оседали многие нацистские преступники. Переводили труды Гитлера, распространяли информацию о том, что в конце жизни Гитлер принял ислам. "Идеология немецкого фашизма, – пишет турецкий исследователь Ближнего Востока Айдын Бекар, – питает арабский национализм, который лежит в основе идеологии партии".

"В кругах сирийских оппозиционеров, – вспоминает в своей книге активист Сирийского национального совета, профессор Сорбонны Бурхан Гальюн, – баасистов называют тайным алавитским кланом". Асад принадлежит к общине алавитов. Близкие к мусульманам-шиитам, алавиты составляют до десяти процентов населения страны. Община алавитов держится особняком от других, окружает себя завесой таинственности. Суть их учения закрыта для посторонних, они верят в астральные культы, переселение душ, отвергают догмы ислама, пьют вино, за что подвергаются гонениям со стороны мусульман, считают себя посвященными в тайные эзотерические знания. Политолог Айхан Курнал уверен, что "идеи национал-социализма были близки алавитскому меньшинству, у которого был комплекс незаслуженно униженной, но особой расы". Партия призывала строить бессмертное арабское общество по особому сценарию, говорит он, а на деле вооружалась и успела испортить отношения со всем арабским миром.

Партия взяточников?

"С одной стороны, обнищание населения, а с другой – частные самолеты, виллы, дворцы", – так описывают сегодняшнюю страну сирийские беженцы. У каждого – своя обида и свой собственный счет. "У меня было три сына. Чтобы отправить их учиться на инженеров в Дамаск,– говорит парикмахер Хасан, – я продал дом и дал взятку местному партийному боссу. Этого оказалось мало, пришлось занимать еще". Партия уже давно превратилась в корпорацию госчиновников, которые с целью личного обогащения делят государственный бюджет. По обвинению во взяточничестве уволены сотни партийных функционеров, занимающих видные государственные посты. Их дела переданы в суды. Правда, судебные разбирательства против партийных чиновников в Сирии, как правило, проходят в закрытом режиме. По заявлению бывшего министра нефти Сирии Абу Хусамеддина, который в минувшем году покинул Сирию и присоединился к оппозиционерам, на счету у семьи Асадов могут находиться около десяти миллиардов долларов. Причем семья представляет собой довольно большой клан. Журналист и политолог Осман Караджа отмечает, что к концу правления Хафеза Асада обострилось соперничество – как в его семейном клане, так и в ближайшем окружении, в руководстве партии "Баас" и в руководстве страны в целом. "Борьба за сферы влияния и власть привела к тому, что партию стали покидать ее видные члены, которые еще вчера выступали с высоких трибун", – говорит Караджа.

По сообщениям турецкой прессы, с начала военного противостояния в Сирии несколько тысяч сирийцев положили свои партийные билеты на стол в знак протеста против применения силы в отношении участников антиправительственных демонстраций. Они заявили, что не хотят быть причастными к этой политике.

Тем временем для своей защиты режим начал привлекать партийных активистов. Отныне завоевания республики будут защищать отряды "Баас", ополченцы, среди которых довольно много женщин. Эти подразделения станут частью недавно сформированных сил национальной обороны, которые насчитывают около десяти тысяч человек.

Так говорил Саддам Пруссаков Валентин Анатольевич

О БААС (Партии Арабского Социалистического возрождения)

(Партии Арабского Социалистического возрождения)

Почему мы считаем партию БААС именно нашей партией? Потому что эта партия, ее принципы, политическая линия, борьба за осуществление этих принципов выражают чаяния народа. Если партия БААС отколется от народа, то она перестанет быть его партией и ей нужно будет менять название.

Идеологические позиции нашей партии, ее основные принципы, стратегические взгляды основной целью борьбы предполагают интересы человека, будь то женщина или мужчина.

Перед нашей партией стоят две основные проблемы: воспитание подлинного патриотизма и ликвидация всех форм угнетения и эксплуатации в Ираке. Решая эти проблемы, Ирак как бы вносит свой вклад в выполнение задач всеарабской национальной борьбы.

Мы всегда говорим, что Партия арабского социалистического возрождения является партией не только баасистов, а партией всего народа. Мы считаем: иракский патриот всегда защитит свою партию, не щадя жизни, пока партия олицетворяет его будущее, будущее его детей и славу его Отечества.

Партия должна быть прочным, влиятельным, не подверженным никаким колебаниям центром.

Вера народа в партию, в политическое единство позволяет нам идти на компромиссы и проявлять гибкость. Наоборот, неверие народа в партию толкает революционеров к излишним компромиссам, что является отступничеством, а недостаточная гибкость, когда этого требуют интересы дела, приводит к изоляционизму.

Таким образом, необходимо находить путь для установления доверия между режимом и народом, идти на компромиссы своевременно, в необходимом направлении. В противном случае революционное движение, дабы доказать свою революционность, должно исключить компромиссы из своей практики, что чревато поражением. В свою очередь, как многие заметили, революционное движение, дабы избежать изоляционизма, охотно идет на расширение компромиссов, а это, в свою очередь, весьма важная причина пораженческих настроений. Оба эти пути крайне ошибочны.

Вера партии в свое руководство и вера народа в партию и ее лидеров позволяет, в разумных пределах, идти на компромиссы ради достижения целей или своевременно отказаться от них.

Преданность делу в некоторых отношениях подобна экзаменам. Могут ли экзамены быть единственным критерием подготовки всех студентов? Нет, не могут. А есть ли у нас другие критерии? Думаю, что нет. Для осуществления декларированных патриотических и национальных интересов есть один путь. Однако и это не препятствует Партии арабского социалистического возрождения утверждать, что патриотизм присущ не только баасистам. Время доказало, что структура партии БААС - не формальная организация, а структура, связанная с баасистскими принципами. Поэтому мы говорим, что каждый гражданин, преданный своей Родине, любящий и защищающий свой народ и его труд, верящий в революцию, по-своему является баасистом.

Мы утверждаем, что Партия арабского социалистического возрождения тесно связана со всеми угнетенными слоями общества и в своей программе предусматривает последовательность освобождения от гнета. Партия не забывает: она несет полную моральную ответственность за все общество, в том числе и за уклонистов, которые недостойно ведут себя.

Арабская революционная партия использует все возможности, дабы мы их перевоспитали, ибо считает себя ответственной и за судьбу уклонистов. Но самое суровое наказание для уклонистов - это наши достижения. Особенно в области права, чтобы исключить из судебной практики проявления злого умысла. А сколько нам еще предстоит сделать, чтобы искоренить эксплуатацию, принуждение, создать особые условия, при которых раскрываются все дарования человека, чтобы он исправно выполнял свой гуманный, патриотический и национальный долг.

Отсюда предельно ясно, почему наша партия не разжигает классовую борьбу, не обосновывает ее идеологически. Она неустанно призывает изменить реальную действительность, но не профсоюзными методами, оторванными от жизни, а действенными, революционными.

Партия арабского социалистического возрождения не являйся партией одного или двух классов общества, рабочих или крестьян. Наша партия отвечает чаяниям и этих двух классов, и других социальных слоев общества. Об этом свидетельствует внутренняя организационная структура партии, ее политика в соответствии со временем, условиями и возможностями.

И поэтому мы говорим, что партия БМС - это партия народа по своим целям и намерениям, по своей боевой политике и практической деятельности.

Партия БААС считает: между целями политической и национальной борьбы должна быть постоянная живая связь, диалектическое единство борьбы национальной и борьбы социальной. Подобное исключительное положение единства теоретических и общественных взглядов характерно для партии БААС. Без преувеличений скажу, что наша партия является единственной партией в арабском мире, которая доказала неразрывную связь между провозглашенными ею принципами и практической деятельностью.

История марксизма свидетельствует о том, что он возник в Европе, затем распространился за ее пределами. Таким образом, учение марксистов считается более давним лишь потому, что оно появилось раньше нашего учения, которое выражает дух нации в доктрине «Возрождение». И когда мы спрашиваем марксистов, кому принадлежала инициатива борьбы в Ираке начиная с первой половины. п ятидесятых годов и особенно после 1956 года, то ответ однозначен: инициатива принадлежала Партии арабского социалистического возрождения.

БААС старше коммунистической партии, так как история марксистов исчисляется с девятнадцатого века, а наша история начинается значительно раньше. Партия арабского социалистического возрождения неразрывно связана с историей арабской нации. Наша партия является знаменосцем нации в настоящее время и олицетворяет прогресс. Наша философия старше марксистской, как старше наша идеология, практика и наш социализм. Если кто-то считает, что история на их стороне, то самый решительный период истории принадлежит нам. И боевая активность, бесспорно, принадлежит нам. Инициатива активных действий, начиная с 1956 года и до настоящего времени, принадлежит исключительно нашей партии. Партия БААС взяла на себя роль руководства массами. Коммунистическая партия имела влияние лишь в течение незначительного периода, когда она была представлена в органах власти Абделя Карима Касема до 1959 года.

Наша партия выдвинула лозунг: «Каждый патриот, в том числе и не член партии, - баасист». Партия арабского социалистического возрождения, будучи лидером всех баасистов, выступает в роли идеологического наставника.

Партия работает в интересах народа через демократические организации, государственные и общественные структуры. Таким образом, народ действует в едином направлении под руководством партии.

Мы свою теорию выстрадали, мы за ней не ездили в чужедальние страны за три моря и за три океана. Она вместе с практикой - суть наших национальных и духовных устремлений, более того, наша теория и практика свидетельствуют о нашей самобытности и современности. Под самобытностью мы подразумеваем наше духовное наследие. Современность, как мы понимаем ее, отвечает требованиям века и имеет свои специфические особенности, которые постоянно обновляются, дабы не избежать губительного застоя.

Поэтому нельзя утверждать, что такой-то закон будет действовать до бесконечности. Вы обязаны обновлять законы и следить, чтобы они не выходили за рамки моих указаний. Иначе частная собственность поглотит нас вместе со всеми нашими идеологическими установками, добрыми помыслами и начинаниями, станет путами на пути реализации наших программных задач. Общие социальные и политические положения, предусмотренные партийной идеологией, нам лучше сохранить.

Все новые законы превращаются в добротные и действенные, когда отражают особенности данного периода.

Партия арабского социалистического возрождения является руководящей силой общества. Такое положение налагает на баасистов особые обязательства. Они, например, больше, чем другие, испытывают на себе негативные результаты, издержки. Быть в авангарде движения, проявлять сознательность и самопожертвование, помогать обществу советом и делом, повседневно и обстоятельно общаться с массами и руководить ими - это наши главные задачи.

Полного соответствия между партией, государством и его органами не может быть даже и в будущем, так как каждый принимаемый закон обусловлен определенным положением и через какое-то время он устаревает. Мировоззрение же партии всегда опережает ситуацию. Мировоззрение способствует сокращению разрыва между реальным движением и устремлениями в будущее.

Коренное, действенное решение экономических и социальных проблем вызывает необходимость отказаться от универсализма и определить сначала наши цели, силы, поддерживающие революцию. Одновременно надо определить и врагов революции, и наших союзников на каждом этапе борьбы. Необходима конкретность и ясность, чтобы одержать решительную победу и утвердить руководящую роль нашей партии в жизни общества.

Правильная форма действий - это такая форма, которая обеспечивает борьбу принципов вообще, а также укрепляет революционно-освободительную базу партии.

В зависимости от характера условий практическая и боевая деятельность предусматривает необходимость расхождения позиций. Эти расхождения не должны выходить за определенные границы, условия их существования - строгая централизация.

Эти границы нельзя нарушать и игнорировать, они должны иметь единую основу и единую стратегию.

Боевая работа - это процесс поиска путей, постоянный прогресс в известных условиях боевой истории нашей Партии арабского социалистического возрождения.

Слава Аллаху, наша партия не превратилась в партию для привилегированных. Наша партию по праву стала партией всего народа, всей страны от озерного края на юге, где с оружием в руках народ защищает свои принципы и землю, до крайних точек на севере, востоке и западе Ирака.

Ветераны партии со стажем 25 и более лет являются ярким примером для своих товарищей, и особенно для вступивших в партию после революции. Ветераны прошли два этапа борьбы. На первом - они вели подпольную работу, затем, после революции, они боролись за претворение в жизнь иракского общества идей партии, за превращение этих принципов в конкретную действительность.

Члены партии борются за зримое воплощение этих революционных принципов в жизнь. Товарищи, которые вели партийную борьбу, руководили народными массами до революции, были не в состоянии бороться за конкретные результаты: у нас не было власти. Многие вели эту борьбу по зову совести и нравственным убеждениям. Однако ответственность - это не только почет, но и преданность идеалам революции.

Важно, чтобы каждый из нас спрашивал себя, насколько он предан нашим принципам. Одновременно мы должны исходить из уверенности, что среди нас, начиная с меня, нет никого, кто бы не отвечал нашим идеалам или прилагал минимум усилий к самопожертвованию, чтобы соответствовать этим высочайшим принципам.

Каждый, кто идет по нашему пути, должен прилагать дополнительные усилия, строже спрашивать с себя, чтобы не совершать непозволительных ошибок, преданно служить иракскому народу, арабской нации, быть в авангарде защитников суверенитета, чести и безопасности Ирака, как этого требуют Дело и долг..

Каждый из нас должен постоянно задавать себе вопрос: разве мы боролись за то, чтобы стать правителями и взойти на вершину власти?! Мы решительно и без колебаний отвечаем: нет. Мы боролись и боремся за создание таких условий, которые позволили бы нам более успешно служить своему народу, добиваться осуществления своих принципов, соответствовать своему веку.

На одном из совещаний Совета министров мы говорили: находясь у власти, мы остаемся слугами народа. Глава государства Саддам Хусейн - старший слуга иракцев в Иракском государстве. А если, например, Саддам Хусейн - второе лицо в государстве, он второй слуга, третье лицо - третий слуга…

Мы утверждаем, что обществом руководит Партия арабского социалистического возрождения. Партия руководит государством, массовыми, демократическими движениями. Поэтому необходимо, чтобы престиж партии, ее принципы занимали ясное место в этих движениях, в решениях государства, во всех его институтах. Подобное практическое, принципиальное место, которое Партия арабского социалистического возрождения занимает в современном обществе, она будет занимать и в будущем.

Многие друзья из социалистических стран, в том числе из Советского Союза, в беседах с нами выражали свое восхищение, ознакомившись с опытом возрождения государства, отражения его национальных интересов, авторитета, устранения бюрократической рутины.

Наши друзья говорят, что они тоже начали изменять жизнь к лучшему, однако не столь быстро, как в Ираке, и им приходится сталкиваться с серьезными трудностями. Ирак же решил все свои основные проблемы, и, главное, без значительных потерь.

Партия арабского социалистического возрождения считает, что понятие ответственности и требовательности означает контроль сверху донизу в соответствии с положениями Конституции, устава, традициями революционно-демократической деятельности партии. При таком контроле мы добьемся больших успехов в деле служения народу. Осуществим все его чаяния не как правители, а как сыновья великого народа…

Тот, кто не выполняет свои обязанности, не может быть руководителем.

В новой жизни, к которой мы стремимся, каждый гражданин Ирака будет руководителем на своем месте, последовательно поднимаясь по служебной лестнице, добросовестно и прилежно выполняя революционную работу.

Вы должны уделять внимание воспитанию граждан. Они должны знать свои права и обязанности и то, как их правильно выполнять. При этом вы должны спрашивать с тех, кто не выполняет свои обязанности. В то же время, спрашивая с нерадивых, вы не должны забывать, что государство может оказаться в таком положении, когда чаша весов должна склониться в сторону обязанностей, а не прав. Нив коем случае в обществе не должно быть положения, когда чаша весов склоняется в пользу прав за счет обязанностей.

Связь руководства с массами достигается различными путями. Основной путь заключается в контактах руководства с авангардом, который является основным связующим звеном руководства с массами. Но авангард не должен общаться с массами, как это делает рядовой член партии. Не надо, чтобы авангард сидел в кофейнях «Шейх Омар» или в других народных кофейнях, чтобы привлечь кого-либо на свою сторону. Необходимо проводить такую линию, которая бы обеспечивала живое, действенное общение партии и народа. Необходимо интересоваться настроением людей, их мнениями и предложениями, ставить в известность об этом партию, неформально, активно обсуждая предложения в духе демократии и подлинной баасистской убежденности.

Первой моей зрелой любовью была моя любовь к народу. Это было в раннем возрасте и явилось основой формирования моей личности. Эта любовь - основа всех моих достижений. Я - сын народа, и прежде всего благодаря народу достиг такого ответственного положения. Народ - мой учитель и мой вдохновитель. Я никогда и ни при каких условиях не ощущал страха перед любой силой, однако я уверен, что народ и Аллах сильнее меня. Я счастлив быть уверенным в этом и сознаю, что каждый правитель должен соответствовать своему посту, великой истории своего народа.

Сам я никогда не пытался завоевывать симпатии иракцев соблазнительными обещаниями. Но старался понять их думы и сокровенные мысли. Я проявлял выдержку и твердость, чтобы добиться надежного, а не временного, преходящего результата.

Не добивался я и симпатий для «мобилизации чувств», все мои усилия были направлены на завоевание умов и помыслов для «мобилизации сознания». Может быть, именно такой подход и привел к положительным результатам, свидетелями которых вы являетесь.

Наряду с этим народ Ирака мечтал иметь лидера, который привел бы страну к расцвету, величию.

Вся проблема заключалась в том, что народ не мог безоговорочно поверить лидерам, обещавшим перемены. На собственном опыте народ познал, к каким печальным, даже трагическим результатам приводит безоглядное доверие.

Я не открою секрета, если скажу, что народ Ирака встретил нашу революцию с подобными настроениями. Он опасался, что обещания лидеров окажутся такими же несбыточными и печальными, как и раньше. Можете представить себе, какими приливами и отливами и даже опасностями во многих случаях характеризовались наши отношения с народом в начале революции.

В жизни я - реалист. Я не боюсь действительности, не отнимаю ее и ни в коей мере не стремлюсь представить ее в искаженном свете. Однако я против действительности, которая не учитывает давно минувшую реальность с ее негативными явлениями.

Передо мной все время стоял вопрос: как найти пути к восстановлению доверия народа? Мы столкнулись с проблемой позитивных взаимоотношений с народом. Надо было растолковать, что наши обещания - это вовсе не посулы прежних режимов.

Прежде всего мы попытались восстановить мосты доверия, найти стимулы и доказать делами, а не на словах, что наступил новый век и пришли другие люди. Таким образом мы сумели разрубить психологические путы и разрушить унаследованные преграды.

Мы стремились с учетом условий максимально оправдать надежды народа, не повторять ошибки и главное - не расточать сладостные, соблазнительные обещания, для выполнения которых у нас не было никаких возможностей.

Мы сознательно, терпеливо и неуклонно шли по этому пути и добивались конкретных результатов. Народ стал избавляться от душевных страхов и опасений.

Нашей гордостью является то, что семена, посеянные нами, взошли и принесли плоды, и мы ощущаем конкретные результаты нашего самопожертвования, борьбы и лишений в условиях, когда мы составляли незначительное меньшинство. Нас было сначала - десятки, потом - сотни, а теперь - миллионы.

Каждого человека, живущего ради народа, я считаю борцом. И не только баасиста, а любого человека, кто посвятил свою жизнь нашим принципам и ведет честную борьбу. Борец охраняет свою нацию, судьба народа беспокоит его, он думает о ней даже в трудные минуты, когда народ не прав или ошибается.

Следующие правила являются основными, которыми мы обязаны руководствоваться во внутренней партийной жизни и в работе с массами:

Быть примером на своем месте;

Быть учителем масс и их учеником;

Прислушиваться к предложениям и настроениям масс;

В повседневной работе не забывать свою цель;

Выполняя возможное, всегда иметь в виду желаемое;

Наслаждаться жизнью сегодняшней и помнить о прошлом;

Ежедневно напоминать массам о дореволюционных страданиях;

Опасаться влияния буржуазных кругов в общественной жизни;

Слушать своих товарищей, обсуждая с ними проблемы в духе демократии;

Остерегаться вероотступничества, бороться с его открытыми и скрытыми формами;

Повышать свой культурный уровень, совершенствуя идейное мировоззрение;

Напоминать товарищам и массам о преступлениях отступников;

Обладать достаточными знаниями о развитии государства и его планах;

Хранить партийную и государственную тайну;

Остерегаться империалистов и постоянно напоминать об их преступлениях.

Когда говорят, что внутри партии существуют разные блоки, мы отвечаем, что подобные внутренние группировки создаются в высших структурах, где обстановка способствует распространению этой болезни, так как появление группировок в широких масштабах может быть только в двух случаях: они создаются в высших структурах, в том числе и в руководстве партии, или, напротив, в низшем звене, что отражает борьбу, происходящую в высшем руководстве… По правде говоря, не понимаю, зачем нам надо устраивать баррикады между собой? Это только распыляет наши силы в борьбе с врагами.

Основой силы партии является централизм и, прежде всего, единство волеизъявления, в том числе принятие своевременных решений для мобилизации народных масс на принципах, которые объединяют революционеров, бойцов и баасистов.

Двумя основными принципами партийных руководителей должны быть самопожертвование и долготерпение. Подлинный воспитатель должен быть твердо предан этим принципам. Мы же с помощью Аллаха будем настойчиво идти по выбранному нами пути. Мы желаем, чтобы арабы были довольны нами, как и наш иракский народ. Но лидерство, на наш взгляд, должно быть не индивидуальным, а коллективным.

Предупреждение за ошибочное поведение следует делать один раз. Затем следует наказание. Очевидно, что наказание ужесточается с учетом преднамеренных поступков. Строго наказывайте тех, кто сообщает низшим звеньям о рассматриваемых на собраниях вопросах. Помните, что разглашение этих сведений не только представляет угрозу для партийной организации и ее внутренней жизни, но и ограничивает свободу ответственного партийного работника в своей организации, что подрывает партийную демократию. Подобные действия, к сожалению, позволяли себе некоторые члены партии, чем воспользовались уклонисты и предатели для прикрытия своих злостных намерений, разжигая ненависть и страх.

В своей внутренней партийной жизни мы должны проявлять неподдельный интерес к человеку, его заботам. Когда, например, в доме вашего товарища кто-то болен, надо навестить его. Это будет лучше, нежели в подарок ему вы принесете на своих плечах забитый продуктами холодильник.

Когда вы видите, что ваш друг не доволен своей работой то ваше участливое отношение к нему вызовет его на откровенность, он поделится с вами самыми сокровенными мыслями. Глубоким, товарищеским расположением вы поможете ему решить душевные и отчасти материальные проблемы. Очень важно, чтобы человек с благими намерениями не потерялся в этой жизни.

Из книги Нефть: Чудовище и сокровище автора Остальский Андрей Всеволодович

Потомки арабского ладана У арабов в минувшие века было распространено благовоние, которое они называли «Аль-Любан аль-Джауи» или, если проглатывать артикли, то «любан джауи» – то есть, буквально, «Яванский ладан». Вроде как родом прямо с острова Ява. В общем, был это некий

Из книги Литературная Газета 6271 (№ 16 2010) автора Литературная Газета

Атлас возрождения Совместный проект "ЛАД" Атлас возрождения СОЮЗНЫЕ ПРОГРАММЫ В Москве в РИА «Новости» прошла пресс-конференция, посвящённая завершению работы над Атласом современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской атомной станции на

Из книги Литературная Газета 6312 (№ 7 2011) автора Литературная Газета

Хитросплетения арабского узора События и мнения Хитросплетения арабского узора МИР И МЫ Наш собеседник – доктор Аббас Халал Кунфуд – один из крупнейших знатоков Арабского Востока. До 2003 года был послом Ирака в России, сейчас профессор Российской академии

Из книги Каддафи: «бешеный пес» или народный благодетель? автора Бригг Фридрих

О будущем арабского мира В середине XX века была основана Лига арабских государств (ЛАГ). С тех пор многое изменилось. По наблюдению Каддафи, то, что было возможно тогда, сегодня уже политически неправомерно. «Сегодня араб не примет своего же брата араба, если тот попросит

Из книги Газета Завтра 969 (23 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 417 (48 2001) автора Завтра Газета

Из книги Анатомия протеста. Оппозиция в лицах, интервью, программах автора Романова Ольга

ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ - ПАРТИИ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ (РПР-ПАРНАС) //- Июнь 2012 года -//Республиканская партия России - партия народной свободы (РПР- ПАРНАС), старейшая демократическая партия страны, восстановленная силой общественного протеста граждан,

Из книги Ислам и Запад автора Луис Бернард

Из книги Корпорации (февраль 2009) автора Русская жизнь журнал

* ПАЛОМНИЧЕСТВО * Виталий Сусленков Вечный Рим арабского королевства Иордания: мерцающий образ

Из книги Место под солнцем автора Нетаниягу Беньямин

Начало арабского шантажа и насилия. К чести Черчилля следует отметить, что он отверг все попытки "арабистов" убедить его в неприменимости Декларации Бальфура к оставшейся территории британского мандата, то есть в западной части Эрец-Исраэль. Но его отказ не мог умерить

Из книги Евразийский реванш России автора Дугин Александр Гельевич

Геополитика арабского мира Геополитический подход - против клише о «колыбели терроризма» Как уже я отмечал выше, одним из расхожих клише стало отождествление в странах Запада исламского (и в том числе арабского) мира с колыбелью международного терроризма. В

Из книги Если завтра война [«Арабская весна» и Россия] автора Несмиян Анатолий Евгеньевич

Евразийский проект для арабского мира В заключение скажу несколько слов о евразийском видении будущего арабского мира. Евразийский проект исходит из того, что человечество в XXI веке должно жить в условиях многополярности, а не однополярности. Однополярный глобализм

Из книги Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами автора Примаков Евгений Максимович

Приложение 3 Сети арабского мира (Цитируется по статье: Крупные транснациональные сети. Сети арабского мира. Имтиаз Гуль, исполнительный директор Центра исследований и изучения вопросов безопасности в Исламабаде, более 20 лет пишет о проблемах безопасности и терроризма

Из книги автора

Глава 1 Насер: феномен арабского революционного национализма В середине XX века рухнула колониальная система. На карте появились новые государства. Ненадолго пережили крах колониальной системы и те режимы, которые существовали ранее в псевдосуверенных ближневосточных

Из книги автора

Лозунг «арабского социализма» - что за этим понятием? Силы, пришедшие к власти в целом ряде арабских стран, причем ведущих, в послеколониальный период, объявили о социалистическом выборе. Следует упомянуть, что широкое увлечение социалистическими идеями, особенно в

Из книги автора

Прорыв в отношениях с сирийской «Баас» Потепление, а в дальнейшем развитие отношений СССР с Сирией впрямую зависели от того, как воспринимали в Москве сирийских баасистов - Партию арабского социалистического возрождения (ПАСВ). Сначала это восприятие складывалось под

Социалистические и коммунистические движения так или иначе затронули весь мир. Одна из очень интересных международных левых организаций — партия Баас, которая имеет подразделения в Тунисе, Йемене, Судане, Палестине, Ливии, Мавритании, Ираке, Сирии, Алжире, Ливане, Кувейте, Иордании, Египте и Бахрейне.

Изначально идеология партии Баас (партияарабского социалистического возрождения) предусматривала стремление к созданию единого арабского государства и возрождению арабской культуры. За много лет своего существования партия Баас принесла миру таких людей как Хафез Асад (бывший сирийский лидер), Саддам Хусейн, Башар аль-Асад (президент Сирии на момент 2015 года).

Политическое движение было создано еще в 1947 году, когда только начиналась напряженность арабо-израильских отношений и еще не был построен послевоенный мир. Несмотря на мнимое единство движения, с годами оно расслоилось и в разных странах стало выглядеть по-разному. Причина довольно банальная — лидерство в сирийском крыле партии взяли левые: иракцы посчитали произошедшее в соседней стране настоящим переворотом. Хотя и были попытки восстановить единую партию, сирийская и иракская политика на много лет стали совершенно разными. Например, Ирак под властью Баас превратился в государство, где правительству всегда можно было устроить геноцид пары «неправильных» народов (впрочем, американцев это много лет вполне устраивало). Руководство Ирака было вплотную занято противостоянием с Ираном, в то время как Сирия делала всё, чтобы увеличить своё влияние в Ливане — никакого единства не было не только во внутренней политике, но и во внешней.

Принято считать Баас чем-то вроде клуба диктаторов — мол, придя к власти, ПАСВ установила в Ираке и Сирии жесткий режим, не допускающий конкуренции. Скорее всего, не стоит оценивать движение только негативно, абсолютная власть Саддама Хусейна, например, ничем не хуже абсолютизма в Саудовской Аравии, где за каждое слово или действие можно по сей день запросто оказаться за решеткой.

Сирия, кстати, за время нахождения Баас у власти перестала быть диктатурой — с 2012 года партия не имеет никаких привилегий и наравне с другими участвует в выборах. Хотя на западе и не признали произошедшей демократизации, поддержка ПАСВ населением Сирии в 2015 году находится на беспрецедентно высоком уровне. Причины тому — отсутствие адекватной альтернативы и отчаянные попытки президента страны прекратить гражданскую войну.

Баасизм , идеология партии, — это то, что помогло предотвратить чрезмерную радикализацию Ближнего Востока в XX веке. Объединив все конфессии под лозунгами единства арабов и социального равенства, партия внесла в историю региона огромный вклад. Распространение исламских террористов на территории Ирака в последнее время — это одно из следствий травли партии арабского социалистического возрождения проамериканскими властями Ирака.

Известные партийные деятели

Ха́фез аль-А́сад, бывший президент Сирии

Эксперты называют нападение смертника на штаб-квартиру Службы национальной безопасности в Дамаске, в результате которого погибли четыре высокопоставленных чиновника сирийского правительства, «началом конца», пишет в своей колонке политический обозреватель Фехми Кору.

Возможно. В любой другой стране такая направленная в самое сердце режима атака могла привести к поднятию белого флага, однако в Сирии это может привести к ужесточению мер против повстанцев.

В арабских странах есть немало диктаторов. Башар Асад один из них. Только есть несколько важных факторов, которые отличают Сирию от других стран, а сирийский режим от других режимов. Основным из них является правление в Сирии около 40 лет партии Баас. Партия Баас очень сильно отличается от известных нам партий, а режим Баас также отличается от известных нам диктатур. Нынешний сирийский режим - это режим религиозного меньшинства, однако, посредством партии этот режим заходит в каждый дом и добирается до каждого вероисповедания. Парития Баас с помощью образования и обязательной воинской службы пробралась в каждую частичку сирийского общества, со временем заключила союзы с различными элементами этого общества и сумела при помощи концессий и привилегий данные союзы сохранить.

Конец режима Баас в Сирии означает не только отстранение от руля власти какого-то конкретного меньшинства. Конец режима Баас означает крах всей системы и большие убытки, получающим от этой системы дивиденды. Сегодня не только нусайриты поддерживают систему. Ее также поддерживают, несмотря на этническую и религиозную принадлежность, встроенные в нее через сложную систему патронажа различные группировки.

Структура баасского режима в Сирии не пригодна для быстрого отказа от власти. Поэтому режим не будет сдаваться и бросит все свои силы для того, чтоб остаться у руля. Не надо забывать, что баасский режим при угрозе своей безопасности и жизнедеятельности может перенести войну за пределы Сирии.

С другой стороны, следует также понимать, что Башар Асад стал заложником механизмов управления партии Баас. Вот при последнем нападении погибло четыре высокопоставленных чиновника сирийского правительства. Если бы во время данного нападения погиб Башар Асад, остановила бы его смерть басский режим от продолжения кровопролития? Не думаю, т.к. это режим, который в 1982 г. в Хаме лишил жизни десятки тысяч ни в чем неповинных людей, «даже не глазом не моргнув». Естественно и ему придет конец, только сколько еще жизней придется за это отдать… Вопрос остается открытым.

Политическая борьба в Ираке. БААС у власти. Вряд ли король Ирака Фейсал и глава его правительства Нури Сайд могли рассчитывать на всенародную любовь. Еще после Первой Мировой войны англичане получили мандат на управление Ираком от имени Лиги наций и сделали шейха Фей-сала королем Ирака, получив право иметь там свои войска и определять внешнюю политику страны. В 1955 году подмандатный Ирак подписал Багдадский пакт, который создали империалистические государства с целью усиления контроля внешнеполитической ориентации арабских стран. Ирак утрачивал свою независимость, и это не могло не вызвать сопротивления королевской власти и тем, кто ее поддерживал.
К концу 50-х годов национально-освободительное движение в Ираке приобретает новые черты - создаются массовые политические организации и партии, ставившие антиимпериалистические задачи. В 1956 году патриотическими силами был создан Фронт Национального единства (ФНЕ) под флагом борьбы против монархического режима и выхода из Багдадского пакта. Фронт объединял Национально-демократическую партию, Партию независимости, БААС и Коммунистическую партию. Следует отметить, что на данный Фронт опирались и узкие сословные организации, различного рода экстремистские группы, тайные общества, типа «Свободные офицеры», патриархально-родовые кланы. В данном случае невозможно было предположить с достаточной точностью, никакая из политических сил сумеет захватить власть и какими точно политическими целями она будет руководствоваться.
Ростом оппозиционных движений в Ираке воспользовались высшие слои офицерства. 13 июля 1958 г. две бригады третьей дивизии получили приказ идти через Багдад для интервенции против Ливана. Однако командиры подразделений во главе с генералом Касемом - члены тайной организации «Свободные офицеры» - на следующий день вошли в Багдад и захватили правительственные здания. Созданный Ревсовет объявил о низвержении короля. Фейсал П и Нури Сайд были убиты. Данный переворот означал, что в стране победу одержала антиимпериалистическая, демократическая революция. ФНЕ выполнил свои задачи. Судьба политических партий после переворота была такова, что одни заявляли о самороспуске (партия НДПИ), другие переживали острый кризис.
В созданном правительстве провозглашенной республики преобладали военные во главе с генералом Касемом, который возглавил Ревсовет и правительство. Первые шаги правительства для многих были обнадеживающими. Однако к концу 50-х годов стало очевидным, что глава государства Касем склонялся к режиму военной диктатуры. Это и обусловило раскол в лагере движущих сил революции. Баасисты уже в 1959 году предпринимали попытки к свержению этого правительства. В организации заговора участвовал 24-летний Саддам Хусейн. Он был ранен и бежал в Каир, где два года учился на юридическом факультете. В поддержке Касему отказали не только БААС, но и ДАН (Движение арабских националистов), и иракские насеристы (сторонники насеровского пути).
Новый заговор военных, членов партии БААС, в 1963 году увенчался успехом. Касем был убит, и к власти пришли лидеры правсэкстремистских кругов баасистов. Перевороты, организованные БААС, следовали один за другим, но они не могли решить главного - ликвидировать или хотя бы ослабить разногласия в партии и стране, обеспечить «гармонию арабского общества». «Гармонии» не получалось, а борьба с оппозиционерами внутри партии и общества продолжалась. 26 ноября 1963 г. правящая военная верхушка обнародовала правительственную программу строительства в Ираке так называемого «арабского социализма», который провозглашал верность националистическим идеям арабского единства. Принятая временная конституция запрещала деятельность политических партий, кроме правительственной организации - Арабского социалистического союза. Он объединял различные политические группы и силы, поддерживавшие правительственный курс внутренней и внешней политики.
Новый переворот армейских офицерских групп и баасис-тов 17 июля 1968 г. был также шагом к установлению однопартийной системы и диктатуры. Власть перешла к лидеру партии баасистов генералу Ахмеду Хасану аль-Бакру. Сразу же после захвата власти БААС провела серьезную перестройку в своих рядах и создала новое партийное руководство в составе пяти человек, среди которых уже тогда активную роль стал играть армейский офицер и партийный активист С. Хусейн. Созданный Совет революционного командования объявил о начале широкомасштабных реформ.

Главными политическими документами президентства аль-Бакра, определившими дальнейшее историческое развитие страны, были принятая новая временная конституция 1970 г., которая провозглашала Ирак «Народной Демократической республикой», и «Национальная хартия Ирака», обнародованная в ноябре 1971 г. На основе данной Хартии аль-Бакру удалось создать «Прогрессивный национально-патриотический фронт», основой которого стал союз партии баасистов и коммунистов. В правительство вошло даже два коммуниста. Этот союз не мог долго продолжаться, но он, несомненно, облегчил осуществление реформ левого толка и создавал в Советском Союзе иллюзию о якобы переходе Ирака на «некапиталистический путь» развития. Именно так трактовался подписанный в 1972 г. Договор о дружбе с Советским Союзом и Иракской республикой. Многие преобразования Ирака в СССР ошибочно были провозглашены как курс на социалистическую ориентацию.
Действительно, крупным событием стало принятие правительством решения о национализации собственности «Ирак петролеум компани» в 1972 г. Позициям иностранного капитала был нанесен серьезный удар. Советский Союз оказал поддерлску Ираку, предоставив в аренду несколько танкеров из Новороссийска для экспорта нефти. Особое внимание уделялось развитию индустриальной базы страны. С помощью СССР началось строительство около 100 предприятий: машиностроительных, энергетических объектов, Бовиных заводов и ирригационных сооружений. Удельный вес государственного сектора значительно вырос. В 70-е годы он составлял около 80%. Предприятиям государственного сектора были предоставлены льготы, в том числе при получении лицензий, кредитов и т. д. Разворачивалась аграрная реформа, которая была, пожалуй, самой радикальной из всех ранее проводимых реформ.
Экономические реформы не решили многих экономических и политических вопросов, даже некоторый экономический рост не снизил остроту социальных проблем. По вопросам реформ противоречия в среде политических союзников усилились, и это не могло не вызвать обострение политической борьбы между ними. Баасисты действовали весьма умело, используя любые ошибки оппозиционеров. Одним из главных дирижеров закулисной борьбы за власть выступал министр безопасности и лидер правых С. Хусейн.
Изоляция коммунистической партии от власти началась сразу же после Ш-го съезда КПИ, который принял авантюристическую программу перехода партии к «социалистической революции». Баасисты заявили о том, что коммунисты готовят переворот с целью захвата власти и на этом основании получили возможность обвинения коммунистов в заговоре. Двадцатипятитысячная КПИ была умело изолирована и вскоре уничтожена, сразу же после установления режима С. Хусейна. Компартия была обречена, так как, с одной стороны, она находилась на грани раскола из-за сложившихся противоречий, а с другой - руководство КПИ само официально признало лидерство БААС и добровольно отказалось от притязаний на ведущую роль в политической жизни страны. БААС после разгрома последней оппозиционной партии становится единственной политической силой в стране. Постепенно расчищались пути к установлению абсолютной диктатуры. Вскоре наступила очередь аль-Бакра покинуть пост президента. По официальной версии, он ушел в отставку, а на самом деле был взят под домашний арест и отстранен от всех постов в государстве и армии.



Что еще почитать