Печенеги и половцы. Хазары - кто это? Хазары, печенеги и половцы

План

1. Великая Степь: печенеги, половцы и монголы.

Монгольское нашествие.

Улус Джучи.

Русь и Орда.

Внешняя политика русских князей.

Вспомним основной смысловой блок предыдущей лекции:

Как видим, Ярослав Владимирович основной интерес во внешней политике проявлял к западным странам и Византии. После того, как в 1036 году Великий князь Киевский разбил печенегов под Киевом, Степи и восточному направлению он уделял мало внимания. Повесть временных лет констатирует:«Одва одоле к вечеру Ярославъ. И побегоша печенези разно, и не ведяхуся, камо бежати, и овии тоняху въ Сетомли, ине же въ инехъ рекахъ, а прокъ ихь пробегоша и до сего дне». Часть печенегов ушла на запад к границам Византии, а часть – на восток, к Дону, где попала в зависимость от более сильных племён и потом была поглощена половцами.

Так же поступали и его потомки. Их контакты со Степью были эпизодичными и ситуативными. И Степь отомстила.

Перед тем, как приступать к изучению истории формирования и развития Древнерусского государства в XIII – XVI вв., необходимо разобраться со Степью.

Итак, кто такие печенеги, половцы и монголы? И какое влияние они оказали на Русь?

Печенеги, половцы и монголы.

Прежде чем приступать к изучению этой темы, необходимо познакомиться с одним учёным-историком.

Георгий Владимирович Вернадский , или Джордж Вернадский, George Vernadsky (1887 – 1973).

Русский и американский историк-евразиец, сын В.И. Вернадского. В период Гражданской войны (1917 – 1920) Вернадский преподавал в Перми, Киеве и в Симферополе. С сентября 1917 года – приват-доцент, с января 1918 года – ординарный профессор кафедры русской истории историко-филологического факультета Пермского университета. В 1918 году участвовал в разработке проекта устава Пермского университета. Читал общий курс русской истории XVIII века, вёл семинар «Дворянские наказы в Екатерининскую комиссию 1767 г.». Эмигрировав из России в 1920 году, жил и работал в Константинополе, Афинах и затем в Праге, где преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета, совместно с Н.С. Трубецким и П. Н. Савицким разрабатывал теорию евразийства .

С 1927 года был научным сотрудником Йельского университета по истории России. В 1946 году получил звание профессора русской истории того же университета, в 1956 году ушёл на пенсию.

Вернадский имел сложную национальную идентичность, считая себя «украинцем и русским одновременно». Однотомный учебник «Русская история» Вернадского по истории России (1929) на Западе и сегодня считается классическим . (См.: Вернадский Г.В. Русская история. – / Г.В. Вернадский. – М.: Аграф, 1997. – 542 с. – ISBN 5-7784-0023-3).

Нас интересует его работа: Вернадский Г.В. «Mongols and Russia» (Монголы и Русь ) – Перевод с английского Е.П. Беренштейн, Б.Л. Губман, О. В. Строганова. / Г.В. Вернадский. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 476 с. – ISBN 5-85929-004-6.

В частности, утверждение, что«экспансия монголов стала последней великой волной западной эмиграции евразийских кочевников . Монголы последовали путём скифов, сарматов, гуннов; им предшествовали в понтийских степях печенеги и половцы. Арабская экспансия VII столетия была параллельным натиском иной группы кочевников.

Принимая во внимание масштабность территории, завоёванной монголами, мы можем сказать, что монгольская фаза кочевнической экспансии составила кульминацию этих натисков . Однако первоначальные монгольские племена, объединенные Темучином (Чингисханом) , были численно не сильнее печенегов и половцев».

Итак, Г.В. Вернадский предлагает такой алгоритм влияния Степи на Русь, а через неё – и на всю Европу:

Экспансия на земли Русипеченегов,

Экспансия на земли Русиполовцев

- экспансия на земли Русимонголов .

Всех их приносит историческая волна:

- в Х веке печенегов , которые вытесняют хазар и распространяют свою власть на Северное Причерноморье, Приазовье и Крым;

- в ХI веке половцев , которые частично ассимилируют, частично уничтожают и вытесняют печенегов и занимают их место;

- в XIII веке монголов , которые частично уничтожают, частично вытесняют половцев и оказывают сильнейшее влияние на правящую русскую элиту вплоть до конца XV века,

Печенеги. Из предыдущих лекций мы знаем, что печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия) – это союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трёх народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII – IX веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кыпчаков и хазар. Разгромив в IX веке в причерноморских степях кочевавших там венгров, печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в 915, 920, 968 годах. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанной. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по реке Стугна, Ярослав Мудрый по реке Рось.

Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племён приняли ислам, а два других, перейдя на византийские территории – христианство. В 1036 году Ярослав Мудрый нанёс печенегам-мусульманам поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

Вспомните картину внутри- и внешнеполитических процессов Руси в конце XII и начале XIII веков в лекции № 4. Картину, которая характеризуется одним понятием – «Удельная Русь» .

Киевская Русь 1054 – 1132 гг.

В связи с ней необходимо сказать, что, подобно Западной Европе, Русь, несмотря на политические и территориально-экономические распри среди князей, добивалась постепенных экономических и культурных завоеваний.

Более того, её политические институты обеспечивали уникальность положения между восточными монархиями и западными феодальными государствами. Но внутренняя борьба князей и нарастающая опасность крестового похода с Запада серьёзно ставили под угрозу шансы Руси отвратить опасность нашествия с Востока.

Историческая картина двойной угрозы – с запада меченосцы и крестоносцы, с востока – монголы, достаточно адекватно описана другим учёным-евразийцем –Львом Николаевичем Гумилёвым .

Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992), советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик. Сын известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. В 1930 – 1940-е годы, сочинял стихи и прозу; на рубеже 1950 – 1960-х годов переводил поэзию с персидского языка. С 1931 года активно участвовал в геологических и археологических экспедициях. Всего до 1967 года принял участие в 21 экспедиционном сезоне. В 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет на только что восстановленный исторический факультет.

Л.Н. Гумилёв в 1934 году

Четырежды арестовывался. В 1938 году после третьего ареста получил пять лет лагерей, наказание отбывал в Норильске. В 1944 году по собственному желанию вступил в ряды Красной армии, участвовал в Берлинской операции. После демобилизации окончил экстерном исторический факультет, в 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В 1949 году вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года. Осуждён на 10 лет лагерей, наказание отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. В 1956 году после ХХ съезда КПСС освобождён и реабилитирован. Несколько лет работал в Эрмитаже.

С 1962 года до выхода на пенсию в 1987 году состоял в штате научно-исследовательского института при географическом факультете ЛГУ. С 1960-ых годов начал разработку собственной пассионарной теории этногенеза , с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса. Крупным вкладом Гумилёва в науку считается теория периодического увлажнения центральной Евразии и популяризация истории кочевников. В исторических исследованиях Л.Н. Гумилёв придерживался идей, близких евразийству.

Монография «Древняя Русь и Великая степь» .

Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с. – ISBN 5-244-00338-0.

Во вступлении со своеобразным названием «Оправдание книги» Л.Н. Гумилёв формулирует цель своей работы: «Ещё на первом курсе истфака автору пришла в голову мысль заполнить лакуну во Всемирной истории, написав историю народов, живших между культурными регионами: Западной Европой, Левантом (Ближним Востоком) и Китаем (Дальним Востоком) . Задача оказалась сверхсложной; её нельзя было решить без помощи географии, потому что границы регионов за исторический период неоднократно передвигались, этническое наполнение Великой степи и сопредельных с нею стран часто менялось как вследствие процессов этногенеза , так и из-за постоянных миграций этносов и вытеснения одних мировоззрений другими . Не оставалась стабильной и физико-географическая обстановка. На месте лесов возникали степи и пустыни, как из-за климатических колебаний, так и из-за хищнического воздействия человека на природную среду. Вследствие этого людям приходилось менять системы хозяйственной деятельности, что в свою очередь влияло на характер социальных взаимоотношений и культур. Да и культурные связи привносили в мироощущение населения Евразийского континента разнообразие, в каждую эпоху – специфическое».

Прослеживая причинно-следственные связи становления русской государственности, Л.Н. Гумилёв акцентирует внимание на следущем:

- В начале ХІІІ века в восточноевропейском ареале Евразии происходит не одно, а три события, определивших судьбу древнерусской государственности.

- В 1202 году рижский архиепископ Альберт учреждает рыцарско-монашеский Орден меченосцев , который явился авангардом крестового похода на восток, объявленного папой Целестином ІІІ.

- В апреле 1204 года английские, французские и апеннинские крестоносцы врываются в осаждённый Константинополь , и мировой центр православия перестаёт существовать.

https://youtu.be/aQwD3fdpNWE. Четвёртый крестовый поход. 09.42.

- В 1206 году на Великом курултае монгольских племён была провозглашена Яса , а хан Чингисова улуса Тэмуджин объявлен Чингис-ханом Великой степи.


Похожая информация.


Материал из Юнциклопедии


Тюркоязычные кочевые народы, южные соседи Руси в IX-XIII вв. Печенеги, теснимые с востока гузами, в конце IX в. перекочевали из Приаралья и бассейна Сырдарьи в Восточную Европу. Они изгнали венгров из междуречья Днепра и Сирета и к началу X в. стали хозяевами причерноморской степи от Дона до Нижнего Дуная. Печенеги сыграли значительную роль в истории народов Восточной и Центральной Европы, Балкан и Византии. Они выступали то как союзники Византии против болгар или руссов, то как сторонники Руси в борьбе с Византией, Хазарией и Болгарией. Первое появление печенегов на границах Руси в 915 г. завершилось заключением мира с князем Игорем. И в дальнейшем древнерусские князья стремились поддерживать союзнические отношения с печенегами. В 944 г. печенеги вместе с русскими дружинами совершили поход на Византию, а в 965 г. - на Хазарию. Византия пыталась с их помощью ослабить Русь. Начиная с 968 г. печенеги опустошали южнорусские земли своими набегами. В 972 г. войска хана Кури разбили дружину князя Святослава у днепровских порогов. В 1036 г. печенеги потерпели сокрушительное поражение под Киевом от Ярослава Мудрого, которое положило конец их набегам на Русь. Надвинувшиеся с востока гузы (торки в древнерусских летописях) вытеснили печенегов с их становищ в причерноморских степях. Часть печенегов пошла на службу к киевским князьям и осталась в Поросье, образовав в середине XII в. вместе с торками, берендеями, турпеями и другими кочевниками вассальный союз Черных Клобуков, защищавший южные рубежи Руси. Другая часть печенегов отошла к границам Византии и в конце XI в. была истреблена византийцами и их союзниками половцами.

Половцы (они же кыпчаки у восточных авторов и куманы у западноевропейских и византийских писателей), кочевавшие в IX-X вв. в Прииртышье и Восточном Казахстане, в начале XI в. появились в Поволжье, а к середине этого же столетия стали доминировать в степях Причерноморья. В своих походах половцы продвигались до Болгарии, Венгрии и Византии. Но главным объектом их многочисленных набегов с середины XI в. стали порубежные русские княжества - Киевское, Черниговское, Переяславское. Половецкие военачальники участвовали в междоусобицах русских князей, поддерживая то одну, то другую сторону. Нередко половецкие ханы роднились с русскими князьями, выдавая за них своих дочерей. К концу XI в. у половцев сформировалось несколько объединений - орд, владевших определенными территориями: Приднепровское, Лукоморское, Донское и др. Стоявшие во главе Приднепровской орды в XI-XII вв. ханы Боняк и Тугоркан, а также Шарукан из Подонья вошли в русский фольклор, символизируя заклятых врагов Руси (Буняк Шелудивый, Тугарин Змеевич, Кудреванко-царь, Шарк-великан). В начале XII в. русские совершили несколько победоносных походов на половцев, в результате которых половцы временно откочевали за Дон и Волгу, в прикавказские степи (хан Атрак), а также в Болгарию, Венгрию, Византию.

В течение XII в. русские князья продолжали привлекать половцев для участия в княжеских междоусобицах, ходили на половцев походами и отражали их нападения. Образ выдающегося половецкого военачальника второй половины XII в. - хана Кончака - запечатлен в поэме «Слово о полку Игореве» и русских летописях.

По своему составу Половецкая степь была полиэтнична: наряду с половцами там продолжали обитать разрозненные группы других кочевых народов - аланов, болгар, печенегов, гузов. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство. Религией кочевых народов Причерноморья было язычество, с XI в. среди них стали распространяться ислам и христианство.

Половцы были разгромлены монголами, пришедшими в восточноевропейские степи в 20-х гг. XIII в. Основная масса половцев попала под власть монгольских ханов, а отдельные отряды ушли в Болгарию, Венгрию, Литву, Закавказье.

Половцы или куманы и печенеги составляли народ кипчаки. Они сыграли значительную роль в истории России, ибо долгое время господствовали в южных областях России. Согласно Абульгази Бахадур-хану, они были татарского происхождения, и их страна, простиравшаяся от реки Дон до Волги, называлась «Дашт-Кипчак». Он писал: «На юге расположены великие горы /Кавказ/, населенные кергизами /черкесы/ и аланами или акасами /осетины/, которые являются христианами и ве­дут бесконечные войны со своими соседями татарами».

Византийские источники подтверждают тот факт, что печенеги жили у рек Итил /Волга/ и Яик, откуда их прогнали объединенные силы асов и хазар. В результате они бежали на запад и, перейдя Дон, рассеялись среди венгров и обосновались на берегах Черного моря от Дона до Дуная, на востоке их соседями были родственные им куманы. Константин Порфирогенет писал: «Патонаоты /печенеги/ в древние времена /894 г./ назывались канга-рами. Они выступили против хазар, но потерпели поражение и были вынуждены, покинув свою страну, поселиться в стране тюрков /венгров/».

После вторжения Туши-хана, сына. Чингисхана в их страну Дешт-и-Кипчак, силы куманов и печенегов были окончательно подорваны, и они были вытеснены частью в Венгрию, частью к Каспийскому морю. Однако часть осталась под господством потомков Чингисхана в стране кипчаков, где оба народа смешались и дали начало народу Ногай, по имени их предводителя Нога.

Взятые вместе, приведенные выше свидетельства служат достаточным доказательством того, что куманы, печенеги и канглы принадлежали к одному и тому же татарскому роду, говорили на одном и том же татарском диалекте и, в конце концов, исчезли, дав начало ногайскому народу. Однако здесь есть историческая загадка: большинство имен половецких вождей, записанных в русских летописях, за исключением небольшого числа татарских и ногайских, являются черкесскими именами, принадлежавшими раз­личным родам в Кабарде и на Кубани. Поэтому весьма вероятно, что в те времена куманы и печенеги были в подчинении у черкесов и что их возглавляли черкесские князья. Особенно примечательно, что встречающиеся в летописях имена - в основном княжеские. Кроме того, известно; что дочери куманских князей отличались такой красотой, что многие великие русские князья, а также сам Стефан V, король Венгрии, брали их себе в жены. Это не могло относиться к татарским красавицам, которые вряд ли могли нравиться европейцам, которым был чужд этот тип красоты.

Если принять во внимание тот факт, что черкесы были многочисленным народом и проживали в тот период как в Крыму, так и на Кавказе, покажется странным, что ни один из историков не упоминает о них. Причиной этого может быть то, что они каким-то образом затерялись среди печенегов и половцев, так как мы знаем, что в 1317 году они проживали под названием кабари /кабардинские черкесы/ прямо рядом с куманами на севере Крыма около Таганрога. /Это свидетельство взято с исторической карты в библиотеке Вены, на которой их название помечено к востоку от куманов./ Более того, сохранилось старинное предание о бывшем господстве черкесов над ногайцами. Поэтому не исключено, что те, кого греческие авторы называли куманами, а русские хроники - половцами, были кипчакскими татарами, находившимися под господ­ством черкесских князей.

Впервые половцы появились в истории в 966 году во времена правления Владимира, когда они совершили набег на Россию. В этом походе им не повезло, так как Александр Попович, главнокомандующий Владимира, атаковал их ночью и убил Володара, предводителя половцев. Им пришлось вернуться домой с пустыми руками. Спустя 65 лет они вернулись под предводительством князя Сокола, и 2 февраля 1061 года произошла решающая битва, в которой они одержали убедительную победу над русскими. Дважды потерпев поражение от половцев, Святополк пытался заключить с ними мирный договор, что ему удалось сделать в 1094 году. Чтобы закрепить этот союз, он женился на дочери князя Тогоркана. Когда вскоре после этого Олег был изгнан из Чернигова, половцы поспешили ему на помощь под предводительством князей Бонджака и Курджа, совершили набег на Россию, где вызвали большие волнения. Через шесть дней после разрушения Усты, князь Тогоркан, тесть Святополка, взял в осаду Переяславль. Однако у реки Трубежа он был разбит, сам погиб от руки своего сына и был похоронен Святополком в Берестове. В свою очередь, Бонджак совершил неожиданное нападение на Киев и чуть было не захватил его, но вынужден был довольствоваться грабе­жом окрестностей и разрушением монастыря святого Стефана и дворца Всеволода Красного.

В следующем году все русские князья, кроме Олега, собрались в поход на половцев. Узнав о приготовлениях русских, половцы послали вперед Алтунопа, одного из самых способных командиров, на разведку, но его отряд был внезапно окружен русскими и перебит до единого человека.

Вскоре после этого 24 апреля 1103 года русские и половцы вновь встретились в сражении, но половцев обуял такой страх, что они бежали в полном беспорядке. На поле боя были найдены тела 20 половецких князей, трое из которых - Урусоба, Кореп и Сурбар, были известными воинами.

В 1106 году половцы снова совершили набег на Россию, но и этот поход оказался неудачным, потому что полководец Святополк догнал их в пути и отобрал всю добычу. В следующем году половцы совершают новый поход под предводительством Старого Шарукана и самого Бонджака. Но и на этот раз они встретили сильный отпор объединенных войск, так как между русскими князьями царило согласие.

В этих военных действиях были убиты многие поло­вецкие князья и среди них Тас и Сокур, братья Бонджака. Лишь каким-то чудом удалось бежать самому Шарукану. Русским же удалось захватить весь лагерь противника.

Когда в 1114 году Владимир Мономах взошел на трон, русские совершили нападение на объединенные силы половцев и печенегов на реке Дон, и последние потерпели такое жестокое поражение, что были вынуждены скрывать­ся у самого Владимира, который взял их к себе на службу.

В следующем году Ярополк, сын Владимира, вышел на войну и захватил три половецких города на Дону. Он вернулся домой с большим числом пленников из ясов /осетин/. Среди них была молодая девушка, на которой он женился и которую окрестили Еленой.

Пока был жив Владимир, половцы вели себя мирно, но после его смерти в 1125 году они возобновили свои набеги на Россию. В 1184 году князь Киева Святослав предложил выйти против половцев и, когда все князья согласились с ним, он объявил войну половцам. Многочисленная армия половцев, в которой насчитывалось более 417 князей, была разбита, и русские захватили семь тысяч пленников. В их числе были следующие тринадцать князей: Кобжак, Осалук, Бараж, Тарга, Данила, Башкард, Тарсук, Иссуг-лейб, Тереевич, Иксор, Алак, Атурги и его сын.

В 1211 году половцы совершили набег на Переяславль и нанесли ему значительный урон. Через пять лет, в 1215 году они предприняли еще один набег на Россию, вступили с русскими в бой, выиграли его и даже захватили в плен самого Владимира.

Наконец, в 1223 году Туши-хан, сын Чингисхана, и его военачальники - Сана-Ноян и Судай-Боядур появились на Кавказе и вступили в войну с аланами, с которыми половцы были в союзе. Но монгольский предводитель знал, как убедить половцев отказаться от этого союза и, таким образом, преуспел в битве против алан. Вскоре после этого монголы напали на половцев, которые быстро объедини­лись с ногайцами. В тот момент они были слишком слабы, чтобы оказать сопротивление монголам, и поэтому обратились к русским князьям за помощью. В битве с монголами объединенные силы половцев и ногайцев были разбиты, а их предводители Кобджакович и Канчокович были убиты.

Когда половцы были уже отброшены к реке Днепр, один из наиболее известных князей по имени Котек отправился к Мстиславу, своему зятю просить помощи. Монголы пытались помешать этому, но их эмиссары были убиты, и половцы получили необходимую помощь.

Наконец, объединенные войска русских и печенегов вступили в бой на реке Калке, в котором победу одержали монголы. Половцы бежали, вызвав тем самым панику в русских рядах. Все было кончено. В живых осталось не больше одной десятой части армии: только из Киева погибло шестьдесят тысяч человек. После этой решитель­ной битвы монголы смогли проникнуть вглубь России и дошли до Великого Новгорода. Затем, в 1229 году половцы, частью изгнанные, а частью покоренные, исчезли со страниц истории.

Имена половецких предводителей и князей, сохранивши­еся в русских летописях, в основном черкесские. Этот факт не противоречит историческим данным, согласно которым их прежнее местожительство находилось намного севернее, чем сегодня. Во-вторых, то, что черкесский язык был распространен во времена Константина Багрянородного на Западном Кавказе - факт, подтверждаемый им самим, так как упоминаемое им слово «Сапаксис» /с греческим окончанием/ - это то же слово,что черкесское «сапа», означающее пыль.

Согласно Клапроту, в русских хрониках сохранились следующие имена: Абарук, фамилия из абхазского племени; Аброко - другое, но непохожее на него имя из этого же племени.

Тарсук...

Курток /Курчок/ - фамилия, распространенная в аб­хазском племени.

Озалук /Залук/ - фамилия у кабардинцев. Канчокович...

Итлар, Елтарх - фамилия у кемиргоевцев. Курка /Кургоко/, известная фамилия, распространенная среди бесланеевцев. Сокол, княжеская фамилия у кумыков.

Кобран, фамилия в Кабарде.

Тогоркан...

Шарукан...

Урусоба...

Алак - распространенное имя.

Бонджак - фамилия у шапсугов в деревне Шмитт. Яросланоп - фамилия в Кабарде. Алтуноп - фамилия у абадзехов. Сурбар...

Атурги - фамилия у бесланеевцев. Когреп...

Блуиш - фамилия в племени кемиргой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. О походе русских на половцев

2. Печенеги и Русь

1 . О походе русских на половцев

Русские летописи, а также старые русские историки, вроде Карамзина или Соловьева, описывая столкновения русских с половцами обычно причиной походов русских войск в половецкие земли называли стремление отомстить за вред и обиды, нанесенные половцами. Русские в этих эпизодах обычно выступают стороной пострадавшей ранее и пытающейся отомстить своим врагам. Но в последнее время труды русских ученых ставят под сомнение такую картину. Походы русских на половецкие земли выглядят обычными набегами за добычей и рабами, и столкновения с половцами бывали часто менее ожесточенными, чем усобицы русских между собой.

Почти ежегодные усобные войны между русскими князьями позволяют половцам совершать частые набеги на Русь. Но уже появляются первые признаки будущего сближения русских и половцев. До этого еще далеко, но Святополк подал пример другим русским князьям, взяв в жены дочь хана Тугоркана. Половцы, пока в качестве наемников уже участвуют в русских смутах. А в 1097 году знаменитый хан Боняк вместе с Давидом Святославичем воевал против венгров. Это были положительные моменты в русско-половецких отношениях. Но отрицательных было все же намного больше. киевский половцы печенег

1095 год. Владимир Мономах княжит в Переяславле. Половцы в предыдущие годы совершили множество набегов на переяславскую землю и основательно разорили ее, но Мономаху однажды удалось разбить половецкое войско и взять множество пленников. В конце февраля два половецких хана, Китан и Итларь, со своим войском подошли к городу и стали торговаться с Мономахом: сколько он готов заплатить за мир. Во время переговоров Итларь с лучшей частью своей дружины расположился в городе, а Китан с оставшейся частью дружины расположился между валами. Для безопасности Итларя, который жил в доме боярина Ратибора, Мономах отослал Китану своего сына Святослава. В это время прибыл из Киева от Святополка боярин Славата. Он сразу же начал подговаривать Ратибора с дружинниками, а затем и Владимира, убить Итларя. Владимир отвечал им:

"Как я могу это сделать, дав клятву им?"

В ответ дружина сказала Владимиру:

"Князь! Нет тебе в том греха: они, ведь, всегда, дав тебе клятву, разоряют землю Русскую и кровь христианскую проливают беспрестанно".

Клятвенные обещания регулярно нарушались обеими сторонами. Владимир дал себя уговорить и субботней ночью послал отряд, состоящий из дружинников и торков, к валам. Это было коварное ночное нападение. Отряду удалось снять дозорных, которые были довольно беспечны и чувствовали себя в полной безопасности, и выкрасть Святослава. А потом началась бойня! Ведь нападение на спящих трудно назвать сражением. Многие половцы не успели даже проснуться. Китан был убит, а вся его дружина истреблена до единого человека. Итларю утром в воскресенье еще ничего не было известно об этом. Всех половцев заманили в избу по приглашению Мономаха и заперли в ней. Потом разобрали крышу, и сын Ратибора, Олег, первым же выстрелом из лука убил Итларя. Затем был перебит и весь его отряд. Этот эпизод в Русской истории известен как убийство Итларя.

После этого события Владимир и Святополк решили идти совместным походом на половцев и пригласили к участию в походе черниговского князя Олега Святославича. Но после убийства Итларя Олег перестал доверять своим двоюродным братьям. Он дал согласие участвовать в набеге на половцев отдельным отрядом, но в поход так и не пошел. Святополк и Владимир совершили поход на половцев, не ожидавших этого (ведь шли мирные переговоры!), взяли их вежи и награбили много различного скота и захватили множество рабов. Возвратившись из похода, Владимир и Святослав очень рассердились на Олега и отправили ему следующее послание:

"Вот ты не пошел с нами на поганых, которые разорили землю Русскую, а держишь у себя Итларевича - либо убей его, либо отдай нам. Он враг наш и Русской земли".

Олег не пожелал стать клятвопреступником и не выдал сына Итларя своим двоюродным братьям. Так недоверие между двоюродными братьями переросло в ненависть, которая вылилась в дальнейшие междоусобные войны.

Но в том же 1095 году половцы собрали свои силы и осадили город Юрьев на границе степи и Руси. Они долго осаждали город и едва не взяли его. Святополк заплатил половцам за мир, но те не уходили из пределов Русской земли. Жители Юрьева устали жить в страхе постоянного нападения степняков и ушли из города к Киеву. Святополк велел построить для них новый город в 56 верстах от Киева на Витичевском холме у Днепра. Из-за выгодного расположения этого места в новый город стали стекаться люди из окрестных мест. А опустевший Юрьев половцы сожгли.

В следующем, 1096, году Святополк и Мономах отправились на север, чтобы выяснить отношения со Святославичами (к старым претензиям добавилось убийство Итларя и его последствия). Пользуясь отсутствием княжеских дружин, половцы стали совершать многочисленные набеги на Русские земли, но уже не ограничивались опустошением лишь пограничных земель и городков. Хан Боняк опустошил окрестности Киева и сжег загородный княжеский дом в Берестове. Другой хан, Куря, опустошил окрестности Переяславля. Видя такие успехи половецких отрядов, даже тесть Святополка, Тугоркан, не удержался от соблазна и осадил Переяславль. Но тут ему не повезло. Русские князья уже успели вернуться из северного похода. Они незаметно подошли к городу и напали на осаждавших Переяславль половцев. Горожане ударили им в спину, и половцы побежали, понеся большие потери. В сражении погибли Тугоркан с сыном и несколько других ханов. Святополк бережно отнесся к погибшему тестю и похоронил Тугоркана в селе Берестове.

Но пока русские князья воевали на восточном берегу Днепра, хан Боняк (летопись называет его "шелудивым хищником") снова пришел под Киев. Его нападение, по словам летописца, было столь неожиданным, что половцам едва не удалось ворваться в город. Но Боняк подошел к Киеву в 1 час дня, так что судите сами о качестве охраны. В город половцы не вошли, зато они сожгли множество окрестных деревень и несколько монастырей, в том числе и Печерский монастырь.

При этом нападении погибло несколько монахов.

Мелкие нападения половцев продолжались ежегодно, пока в 1101 году на Витичевском съезде князья не решили покончить с усобицами. Теперь уже русские князья решили вести наступательные действия, избавившись на время от междоусобных столкновений. Святополк, Владимир и трое Святославичей, Олег, Давыд и Ярослав, собрались с дружинами на реке Золотче, что на правом берегу Днепра, чтобы идти в поход на половцев. Но половцы заранее прослышали об этом походе и прислали послов, чтобы просить мира. Русские князья сказали им:

"Если хотите мира, соберемся у Сакова".

Половецкие представители явились в назначенное место, и был заключен мир. Причем заложники были взяты с обеих сторон.

Мир был заключен, но русские князья не переставали думать о широкомасштабном походе на половцев. Причем летописцы подготовку к походам на половцев часто называли доброю мыслью или внушением Божьим. В 1103 году Святополк и Владимир собрались с дружинами в Долобске, что находился выше Киева на левом берегу Днепра, причем инициатором похода летописец называет Владимира. На предложение идти в поход дружина Святослава ответила отказом, мотивируя это так:

"Не годится теперь, весною, идти в поход, погубим смердов и пашню их".

Да и дружина Владимира не была расположена идти в поход. Летописец вложил в уста Владимиру речь, которой ему удалось убедить дружинников переменить свои взгляды:

"Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчан застрелит его из лука, а лошадь его возьмет, а в село его приехав, возьмет жену его и детей его и все его имущество? Так лошади вам жаль, а самого смерда разве не жаль?"

Эта речь убедила обе дружины, и было решено идти в поход. Послали приглашения и Святославичам, но только Давыд согласился участвовать в походе, а Олег ответил, что нездоров. К походу присоединились и четверо молодых князей: Давыд Всеславич полоцкий, Мстислав волынский, Вячеслав Ярополчич и Ярополк Владимирович, сын Мономаха. Объединенное войско двинулось двумя колоннами: пехота была посажена на ладьи, а конница шла берегом. После прохождения порогов, около острова Хортица, ладьи были вытащены на берег, и все войско отправилось в путь через степь, причем переход занял четыре дня. Половецкая разведка, разумеется, не дремала, и о походе стало известно. Половецкие ханы собрались на совет, чтобы обсудить ситуацию. Старые ханы придерживались мнения, что с Русью надо заключить мир. Их позицию выразил хан Урусоба:

"Попросим мира у Руси, так как крепко они будут биться с нами, много ведь зла причинили мы Русской земле".

Но молодые ханы были настроены решительно и о мире не хотели и слышать. Урусобе был дан ответ:

"Если ты боишься Руси, то мы не боимся. Перебив этих, пойдем в землю их и завладеем городами их, и кто избавит их от нас?"

Было решено воевать, и вперед был послан сторожевой отряд под командованием хана Алтунопы, который славился у половцев мужеством. Этому отряду не повезло: он был перехвачен передовыми отрядами русских и поголовно истреблен. Через некоторое время произошло столкновение и главных сил. Летописец не сообщает подробностей об этой битве. Он говорит, что полки половецкие были многочисленны, как лес, но Бог вселил в половцев ужас перед русскими, и они побежали. Русские преследовали их, вырубая отставших. Было убито 20 половецких ханов, а хан Белдюзя захвачен в плен.

Когда русское войско расположилось на отдых, к Святополку привели плененного Белдюзю, который, как это и было принято в те времена, стал предлагать за себя выкуп: золото, серебро, коней или скот. Но Святополк не стал вступать с ним в переговоры, а отослал его к Владимиру. История эта не совсем понятна. Вероятно, у Владимира были свои претензии к Белдюзе, о которых нам неизвестно. Во всяком случае, Владимир поступил вопреки нормам своего времени: знатных пленников не убивать. Владимир приказал убить Белдюзю, а его труп был расчленен. Летописец приписал Владимиру речь, в которой не содержится причин столь жестокого и подлого убийства:

"Это ведь клятва одолела вас! Ибо сколько раз, дав клятву, вы все-таки воевали Русскую землю? Почему ты не наставлял сыновей своих и род свой не нарушать клятвы, но проливали вы кровь христианскую? Да будет теперь кровь твоя на голове твоей!"

Видно, что доверять сообщениям летописцев, а особенно их трактовке событий, надо очень осторожно. Русские в этом походе захватили огромное количество добычи и рабов, а также переселили на свои земли печенегов и торков, которые жили под властью половцев. Русские думали, что степь надолго усмирена, и в августе того же года Святополк велел отстроить город Юрьев, ранее сожженный половцами.

Но мира на половецкой границе не было. Уже в 1105 году, а затем и в 1107 году "страшный" Боняк совершал набеги на Русь. Летописец сообщает о столкновениях в 1106, 1109 и 1110 годах. Отмечу лишь, что среди этих войн с половцами, в 1107 году Владимир Мономах, а также Давыд и Олег Святославичи женили своих сыновей на дочерях половецких ханов. Породнились, а теперь снова повоюем!

Кроме того, это было самое глубокое проникновение русских войск в степь за последние несколько десятков лет. Описание этого похода очень напоминает описание похода от 1103 года. Опять в походе участвуют Святополк, Владимир и Давыд, правда, они пытались сделать набег и в 1110 году, но потерпели неудачу из-за сильных холодов и большого падежа коней. Опять дружины собрались в Долобске. Опять дружинники не хотят идти в поход, а Владимир теми же словами убеждает дружинников идти на половцев. То есть при чтении летописи сразу и не поймешь, о каком походе идет речь, настолько дословно совпадает описание этих событий. Отличия начинаются только при описании собственно похода, который начался во вторую неделю великого поста. На Хороле войско оставило сани и на шестой неделе великого поста, во вторник, достигло Дона. Отсюда в боевом порядке войско подошло к половецкому городу Шарукану, жители которого вышли навстречу русскому войску с дарами. Город был пощажен. Русские переночевали в нем, а на следующий день подошли к городу Сугрову, жители которого оказались не столь покладистыми. Пришлось город поджечь.

В пятницу произошло столкновение русских полков с основными силами половцев. Летописец сообщает, что с Божьей помощью русские победили и убили великое множество врагов. Но то ли победа не была столь решительной, то ли это были не главные силы, но в понедельник произошло новое сражение с половцами. Святополк со своей дружиной выдержал основной удар половцев, а потом в бой вступили Владимир и Давыд с дружинами, ударили на половцев с флангов и те побежали. Победа была полной и, как обычно сообщается об этом в летописях, было захвачено много пленных, добра, скота, коней и т.д. Но летописцу этого показалось недостаточно для прославления победы русского воинства. Надо было показать, что с нами Бог! И говорится о том, что многие половцы были поражаемы невидимой силой, так что головы их отлетали и медленно опускались на землю, а русских Бог спас своей рукой.

Княжеская и ханская верхушки к этому времени уже заметно сблизились и породнились, но взаимные столкновения продолжались почти ежегодно. Летописцы сообщают о столкновениях и взаимных набегах в 1162, 1165 и 1166 годах. Но вот в том же 1166 году появилось и нечто новенькое: половцы засели у Днепровских порогов и начали грабить купцов, причем не только русских, ведших по Днепру торговлю с Византией. От этой торговли зависело благосостояние и князя киевского, и всего города, так как это был основной источник доходов. При получении известий об этих нападениях князь Ростислав среагировал мгновенно: к порогам был послан передовой отряд под командованием боярина Владислава Ляха, а князь послал приказ своим сыновьям и братьям собраться со своими полками у Канева для охраны торговых судов и караванов. Войска разошлись только после прохождения всех торговых судов.

Набеги для захвата добычи и рабов - это одно дело. Так все поступают! Но когда половцы покусились на торговлю... Реакция русских князей последовала очень быстро. В 1167 году наследник Ростислава Мстислав Изяславич собрал князей, чтобы покарать половцев за их наглость. Собралось еще, как минимум, десять князей, которых я не буду перечислять, с дружинами.

Войско отправилось в путь по каневской дороге. Но на девятый день случилась неприятность: некий Гаврилка Иславич перебежал к половцам и сообщил им о нападении русских. Видать не только у князей были близкие и родственные отношения с половцами в это время. Организовать какое-либо сопротивление большому русскому войску половцы просто не успевали. Они бросили большую часть добра и скота и попытались укрыться в Черном лесу, но не успели, так как были настигнуты русской конницей. Началось настоящее избиение половцев. Это было действительно избиение, так как русские потеряли в этом "бою" только двух человек. Вскоре, побоище прекратили, а половцев стали брать в плен. Известно, что у всех русских воинов была богатая добыча рабами, женщинами, конями, скотом и прочим добром. Христиан, бывших в плену у половцев, отпустили на свободу.

2 . Печенеги и Русь

Более столетия непосредственными южными соседями Руси был кочевой народ, именуемый русской летописью печенегами. В византийской и латинской традициях он известен как пацинаки или пачинакиты, а в арабской - как баджнаки.

Константин Багрянородный называл три печенежских племени общим именем «кангар», правда, при этом уточнял, что так они назывались раньше.

Этимология русского термина не имеет единого объяснения. Одни исследователи связывают его с именем первого вождя печенегов Бече (от него - «беченеги» - «печенеги»), другие усматривают в этом слове значение «шурин» или «свояк» и полагают, что это имя отразило факт особого статуса печенегов - как привилегированной части кочевого объединения огузов. В пользу такой этимологии говорит и то, что слово «кангар» также означало «знатный», «благородный».

Свой путь на запад печенеги начали из прикаспийских степей и Нижнего Поуралья. Этнически не представляли собой монолитного и чистого народа. В их союз помимо туркоязычных орд входили и какие-то угорские объединения. В заволжский период истории печенеги пребывали в сфере политического влияния Хазарского каганата, однако не отличались особой покорностью и доставляли хазарам много неприятностей.

Дабы обезопасить свою страну от беспокойных соседей, Хазария заключила союз с гузами. Последние нанесли печенегам поражение и вынудили покинуть места первоначального обитания. По словам Константина Багрянородного, гузы, «вступив в соглашение с хазарами и пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны. Пачинакиты же, обратясь в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения. Достигнув земли, которой они обладают и ныне, обнаружив на ней турок, победив их в войне и вытеснив их, они изгнали их, поселились здесь и владеют этой страной».

Вероятно, уже в IX в. печенеги занимали степной регион междуречья Дона и Днепра. Испытывая давление с востока, они, о чем уже шла речь, отвоевывали себе жизненное пространство на западе за счет венгров. Последние были изгнаны печенегами вначале из Леведии, а затем и Ателькузы. К концу IX в. печенеги овладевают причерноморскими степями (источники сообщают об их появлении в Причерноморье около 889 г.) и становятся заметной политической силой в Подунавье. В 896 г. они в союзе с болгарами наносят чувствительное поражение Византии и расширяют свои владения до реки Сирет. Согласно данным Константина Багрянородного, к середине X в. область расселения печенегов простиралась от Дона до Карпат. В этой области расселения он называет такие реки, как Днепр, Южный Буг, Днестр, Прут, Сирет.

Вся Печенегия состояла из восьми фем (областей расселения отдельных орд), из которых четыре находились на левобережной стороне Днепра, а четыре - на правобережной. «Должно знать, что четыре рода пачинакитов, а именно - фема Куарцицур, фема Сирукалпеи, фема Вороталмат и фема Вулапопон - расположены по ту сторону реки Днепра по направлению к краям более восточным и северным, напротив Узии, Хазарин, Ачании, Херсона и прочих климатов. Остальные же четыре рода располагаются по сию сторону реки Днепра, по направлению к более западным и северным краям, а именно: фема Гиазихопон соседит с Булгарией, фема Нижней Гилы соседит с Туркией, фема Харавои соседит с Россией, а фема Иавдиертим соседит с подплатежными стране России местностями, с ультинами (уличами), деревленинами (древлянами), лензанинами (лендзянами) и прочими славянами».

Продолжая рассказ о стране пачинакитов, Константин Багрянородный отмечает, что от Руси она отстоит на один день пути. Несмотря на эту близость, русские письменные источники не содержат известий о печенегах вплоть до начала X в. Это объясняется, по-видимому, тем, что в период освоения южнорусских степей они не тревожили своих северных соседей. У печенегов было достаточно хлопот с венграми, болгарами, Византией на западе, Хазарией и гузами на востоке.

Печенеги не отличались постоянством своих политических ориентации.Видя заинтересованность в них со стороны Византии, Руси, Болгарии и Хазарии, печенеги пытались максимально воспользоваться этой ситуацией. Поочередно они выступают союзниками каждой из названных стран, получая за это от них богатые дары.

Под 930 г. летопись сообщает о нарушении русско-печенежского мирного договора 915 г. В русско-византийском конфликте 40-х годов X в. печенеги выступают на стороне Руси. «Повесть временных лет» сообщает, что во втором походе Игоря на Константинополь, состоявшемся в 944 г., принимали участие и печенеги. Силы их в союзном войске были, видимо, очень значительны, если корсунцы и болгары сочли необходимым специально предупредить об этом византийцев исследуя русско-печенежские отношения, необходимо иметь в виду, что они определялись не только в Киеве или печенежском стане, но также и в Константинополе. И нередко позиция Византии оказывалась решающей. Говоря современным дипломатическим языком, для империи русско-печенежские отношения были одним из ее стратегических приоритетов.

Это со всей очевидностью явствует из произведения Константина Багрянородного «Об управлении империей», в котором содержится поучение сыну и наследнику Роману II (953-963). Отметив заинтересованность Византии в мире с печенегами и указав пути его достижения, Константин VII особо останавливается на печенежско-русских отношениях: «Знай, что пачинакиты стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Россию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб. Знай, что и росы озабочены тем, чтобы иметь мир с пачинакитами. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ».

Далее Константин объясняет, в чем, собственно, выгода Византии, когда росы и печенеги находятся в состоянии войны. «Знай, что и у царственного сего града ромеев, если росы не находятся в мире с пачинакитами, они появиться не могут ни ради войны, ни ради торговли, ибо когда росы с ладьями приходят к речным порогам и не могут миновать их иначе, чем вытащив свои ладьи из реки и переправив, неся на плечах, нападают тогда на них люди этого народа пачинакитов».

Обрисовав политическую ситуацию, сложившуюся в результате появления возле северных границ Византии печенегов, Константин VII излагает сыну своеобразную инструкцию - как обернуть ее на пользу империи. Для этого необходимо всегда искать мира с печенегами.

Константин VII неоднократно подчеркивает, что мир у печенегов нужно покупать. «Я полагаю всегда весьма полезным для Василевса Ромеев желать мира с народом пачинакитов, заключать с ними дружественные соглашения и договоры, посылать отсюда к ним каждый год апокрисиария (посла) с подобающими и подходящими дарами». В другом месте своего труда Константин VII замечает, что, «будучи свободными и как бы самостоятельными, эти самые пачинакиты никогда и никакой услуги не совершают без платы».

Получая от Византии ежегодно богатые дары, печенеги отрабатывали их посредством нападения на ее соседей, в том числе и на Русь. Последняя стала объектом главного удара печенегов в годы княжения Святослава (964-972). Справедливости ради следует отметить, что значительная доля вины в этом лежит на самом Святославе. Его внешнеполитические акции, сопровождавшиеся военными походами, далеко не всегда обуславливались жизненными интересами Руси. Затеяв войну на два фронта - против Хазарии и Византии, Святослав не просчитал ее последствий, не принял во внимание возможного участия в этом противоборстве третьей силы - печенегов. Война с Хазарией была для Святослава успешной, но она оказалась выгодной и для печенегов, поскольку устраняла их сильного врага на востоке. Теперь левобережные печенеги, не опасаясь за свои тылы, могли предпринимать более активные действия против Руси.

Правобережные печенеги вообще приняли сторону Византии и явились одной из существенных причин поражения Святослава на Балканах. В свете того, что мы теперь знаем о византийско-печенежских отношениях от Константина Багрянородного, не может быть ни малейшего сомнения в том, что Византия и печенеги четко согласовывали свои действия против Руси.

Как только Святослав в 969 г. отбыл с войском на Дунай, печенеги появились у стен Киева. Масштабы печенежского вторжения были столь значительны, что реальной оказалась угроза падения столицы Руси. Вот что пишет об этом русская летопись:

Драматизм положения заключался в том, что Киев некому было защищать. Ситуацию спас черниговский воевода Претич, подошедший со своей дружиной с левого берега. Наличных сил было явно недостаточно, чтобы вынудить печенегов снять осаду Киева, и поэтому Претич разработал лишь план спасения княгини Ольги и ее внуков неожиданно локальная акция оказалась решающей в освобождении всего Киева. Как только на левом берегу раздался боевой клич и ладьи с воинами устремились к городу, печенегов охватила невообразимая паника. Полагая, что это дружина вернувшегося с Балкан Святослава, они в спешке сняли осаду и отошли от Киева на рубеж Лыбеди. Вслед за этим между Претичем и печенежским ханом состоялись переговоры.. Претич принял предложение, закрепив его рукопожатием. Стороны обменялись также подарками. «После возвращения из балканского похода Святослав, как свидетельствует летопись, осуществил поход против печенегов, отогнал их в поле и заключил мир. Из этого краткого известия не следует, что Святослав нанес печенегам поражение. Скорее всего, печенеги ушли в степь, не приняв сражения. Воевать с ними в это время было не просто. Не имея постоянных поселений и зимовищ, они круглый год кочевали по степи в повозках и на лошадях. Искать их в степи, где они были полновластными хозяевами, - занятие безнадежное. Таборная стадия кочевания печенегов практически исключала ответные адресные удары русских дружин.

Обустроив, как ему казалось, дела в Киеве и на Руси, Святослав, побуждаемый византийской дипломатией, снова выступил походом на Балканы.

Нанеся поражение болгарам и пытаясь закрепиться в этом регионе, 0н вызвал недовольство византийцев. Из их союзника Святослав в одночасье превратился в противника, которого необходимо было вынудить вернуться в Русь. С этой целью император Иоанн Цимисхий обрушил на русских огромное войско во главе с опытным военачальником Вардой Склиром. На этот раз удача оставила Святослава. Вначале попали в окружение и были уничтожены печенежские войска, а затем начал терпеть поражение и Святослав. Окончательно его войско было разбито под Доростолом.

После заключения мира, как свидетельствует Лев Диакон, русский князь якобы попросил Иоанна Цимисхия отправить посольство к печенегам с предложением стать друзьями и союзниками империи, не переходить через Дунай и не опустошать Болгарию, а «также беспрепятственно пропустить росов пройти через их землю и возвратиться домой». Исполнить это посольское поручение должен был Феофил, архиерей Евхаитский.

Здесь, как и в последующих событиях, много неясного. Непонятно, зачем было Святославу просить заступничества византийцев перед печенегами, ежели те только что выступали в союзе с русскими против империи. Зная результат византийского посольства к печенегам, трудно отрешиться от мысли, что Феофил имел также тайное поручение убедить печенегов расправиться со Святославом.

Лев Диакон замечает, что И ни слова о том, сообщили ли византийцы русским о дурных намерениях печенегов. Согласно «Повести временных лет», Святослав узнал о готовящемся нападении печенегов на порогах от воеводы Свенельда, но не послушался его совета идти в Русь на конях и, по-видимому, другим путем. Далее летопись разъясняет, что информаторами печенегов о времени возвращения Святослава стали переяславльцы. Таким образом, имея достоверную информацию о времени возврате и пути следования Святослава в Русь, печенеги подготовили засаду в районе днепровских порогов. Святослав, не решился вступить в сражение с превосходящим противником и повернул в устье Днепра, в район так называемого Белобережья, чтобы там перезимовать. К ранней весне в русском стане начался голод, и Святослав принимает решение о возвращении в Русь. В районе днепровских порогов русские приняли неравный бой с печенегами и практически все были истреблены. Погиб здесь и Святослав.

Лев Диакон объясняет жестокую непреклонность печенегов тем, что они были раздражены заключением Святославом мира с ромеями. Вряд ли такое объяснение убедительно. Непонятно в таком случае их собственное поведение. Если им были так ненавистны ромеи, то почему они сами заключили с ними договор. Вряд ли у печенегов были основания видеть в Святославе угрозу своим собственным интересам и потому искать его смерти. С печенегами он практически не воевал, а его походы на Балканы были скорее выгодны им, поскольку давали возможность поживиться за счет богатых византийских провинций и Болгарии.

Единственной страной, чьим интересам угрожал Святослав, была Византия, и, по-видимому, именно от нее исходила инициатива его физического устранения. Печенеги же выполнили роль наемных убийц.

В летописной статье 972 г., рассказывающей о трагической гибели Святослава, сообщается, что из его черепа печенежский хан Куря сделал себе чашу для питья. Делать чаши из голов поверженных врагов - обычай, широко распространенный в среде туркоязычных народов. Кочевники верили, что таким образом переходит к ним сила и мужество их врагов. Предание гласит, что Куря и его жена пили из этой ритуальной чаши в надежде, что у них родится сын, похожий на знаменитого русского князя.

По духу Святослав был сродни тем же печенегам, поскольку вел, по существу, кочевой образ жизни. Летопись отмечает, что он ходил легко, как пардус, воза и котла с собой не брал, питался кониной, зажаренной на углях, спал не в шатре, а на открытом воздухе, подложив под голову седло. Такими были, замечает летописец, и все его храбрые воины.

Исследователи полагают, что летописная характеристика Святослава позаимствована из песни, сложенной в степях. В ней воспевается воин-кочевник - неприхотливый, выносливый и решительный.

Будучи князем-кочевником, к тому же обуреваемый несбыточной идеей переноса столицы Руси в Переяславец на Дунае, Святослав практически ничего не сделал, чтобы обезопасить страну от кочевнических вторжений. Если бы он не искал чужой земли, за что его упрекали киевляне, а занялся обустройством собственной, положение на юге Руси не сложилось бы так драматично. Гибель Святослава и его дружины на днепровских порогах стала печальным итогом его неудачливого правления.

Особым противостоянием печенегов и Руси характеризовался период княжения Владимира Святославича. После стабилизации ситуации на Балканах и в Подунавье, вызванной укреплением позиций Византии и Венгрии, печенеги устремились к границам Руси. Их набеги на русские города и селения сопровождались грабежами мирного населения, захватом пленных и угоном их в рабство, пожарами. Несмотря на то что северные пределы печенежской земли отстояли от русских границ на один день пути, печенеги практически безнаказанно хозяйничали и в южнорусском пограничье, нередко достигали киевских пригородов.

В 992 г. они подступили к Суле и Трубежу. Навстречу им вышел из Киева Владимир Святославич с дружиной. Противоборствующие стороны встретились на реке Трубеж, где ныне находится Переяслав-Хмельницкий. Согласно летописной версии, ни одна из сторон не отваживалась оставить свои позиции и ударить по противнику. И тогда, по предложению печенежского хана, исход противостояния решено было определить в поединке двух самых сильных воинов. При этом хан обещал, в случае поражения его мужа, не воевать с Русью три года. Борцы сошлись на нейтральной полосе между двумя полками. Эта первая победа Владимира над печенегами с ликованием была воспринята на Руси. Спустя три года печенеги вновь вторглись в пределы Руси. На этот раз они подошли к Васильеву. Владимир, недооценив противника, выступил против него, как замечает летопись, «с малою дружиною». Бой закончился поражением русских. Чудом избежал смерти сам Владимир, укрывшись под городским мостом.

В 997 г., узнав, что Владимир ушел в Новгород, печенеги подошли к Белгороду и осадили его. Летописец отмечает большое число печенежских воинов, с которыми, после ухода княжеской дружины на север, некому было сражаться. В городе начался голод. На вече белгородцы принимают решение сдать город. Но тут вмешался в ход событий некий старец, предложивший осажденным выкопать два колодца, поставить в них деревянные кади, заполнить их медом и киселем, а затем показать печенежским послам. Хитрость старца якобы удалась. Увидев все это и решив, что белгородцев кормит сама земля, печенеги сняли осаду города и ушли в степь.

Сказочные сюжеты летописи о чудесном спасении Владимира и белгородцев, о бескровной победе русских на Трубеже не должны вводить в заблуждение. В реальной жизни все было намного страшнее и драматичнее Печенежские вторжения губительным образом сказывались на жизни южных земель Руси. Без радикальных мер по их защите нечего было и думать об успешном отражении печенегов.

К счастью для Руси, Владимир Святославич адекватно оценивал печенежскую опасность. Это ему принадлежит масштабная программа по укреплению столицы Руси и ее южных границ.

Понимая, что на юге Руси недостаточно сил для осуществления такой грандиозной задачи, Владимир привлек для этого людские резервы всей страны. В это время были заложены десятки крепостей, а также ряд крупных городских центров, таких как Переяславль, Белгород, Остер, Новгород-Северский и др.

Борьба с печенегами положительно воспринималась населением Киевской Руси. О подвигах Владимира Красное Солнышко, Ильи Муромца и Добрыни Никитича народ слагал песни. В героическом эпосе (былинах) нашла отражение жизнь городов, которые призваны защищать Русь от кочевников.

Большую роль в системе обороны Руси играли земляные валы, известные в народе под названием «Змиевых». Глухое упоминание о них содержится в записях епископа Бруно, посетившего в 1106 г. Киев по пути 0 землю печенегов. Он сообщает, что русский государь провожал его два дня до последних пределов своего государства, «которые у него для безопасности от неприятеля на очень большом пространстве со всех сторон обведены самыми завалами».

После многолетних целенаправленных исследований М.П. Кучеры стало ясно, что «завалы» Бруно - это земляные валы на юге Руси, большая часть которых возведена в годы княжения Владимира Святославича. Нет сомнения, что эта гигантская по масштабам Средневековья работа осуществлялась одновременно со строительством военных крепостей.

В исторической литературе, видимо, неправильно трактуется как конструкция этого оборонительного сооружения, так и его главное назначение. М.П. Кучера и другие исследователи полагают, что эти валы напоминали городские стены с высокими деревянными заборалами. В действительности этого не могло быть. Простираясь на сотни километров, такие стены требовали бы наличия постоянного воинского гарнизона для охраны, а для этого, разумеется, на Руси не хватило бы никаких «добрых молодцев». К тому же, огромные усилия требовались бы для периодического восстановления заборол, всякий раз сжигаемых печенегами. Трудно предположить, чтобы этого не понимали древнерусские фортификаторы. В пользу отсутствия заборол на валах юга Руси косвенно свидетельствует и Бруно, называя эти сооружения не стенами, а завалами.

Теперь о назначении валов. Их задача состояла не только в том, чтобы преградить путь печенежским конным отрядам на Русь. Эта цель, очевидно, преследовалась, но, как свидетельствует летопись, оказалась недостижимой. Главной задачей так называемых «Змиевых» валов было предотвратить длительный захват русских земель, не дать возможности включить их в систему кочевнических выпасных угодий. Эта задача была выполнена полностью.

Из источников следует, что Владимир пытался установить с печенегами мирные отношения не только посредством силы, но также и дипломатии. Воспользовавшись благоприятным случаем, он просил Бруно быть посредником в его отношениях с печенегами. Для подтверждения своей доброй воли он послал к ним вместе с Бруно своего сына. По-видимому, это был Святополк, который позже, в борьбе за великокняжеский стол, будет неоднократно пользоваться услугами печенегов.

Список литературы

1. Голубовский Петр Васильевич-Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX--XIII вв.1884 г,262 с.

2. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы..., с. 191, прим.38.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жизненный путь Великого князя как личности и политического деятеля своего времени. Военные походы Владимира Мономаха. Законодательная деятельность. Политико-правовые и философские воззрения Владимира Всеволодовича. Сочинения князя Владимира Мономаха.

    реферат , добавлен 02.11.2007

    Важнейшие даты жизни Киевского князя Владимира Мономаха. Восстание в Киеве и приход к власти Владимира Мономаха. Заключение мира с половецкими ханами Итларом и Китаном. Военные походы против половцев. Сохранение и укрепление единой власти в государстве.

    презентация , добавлен 05.03.2012

    Роль Владимира Мономаха в объединении усилий русских князей по укреплению могущества Русской земли, основные направления его внешнеполитической деятельности. Содержание "Поучения"Владимира Мономаха. Развитие литературы и художественного искусства.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2009

    Процесс возникновения государства на Руси, внутренние и внешние предпосылки. Политический строй Киевской Руси; влияние первых киевских князей на развитие Древней Руси; влияние церкви на становление государственности. Правление первых киевских князей.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2010

    Строительство городов на степной окраине Руси. Печенеги, или канглы как выходцы из распавшегося азиатского объединения Кангюй, направления их передвижения под давлением более сильных соседей – гузов. Причины военных действия между печенегами и половцами.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Социально–экономические, политические и этнокультурные характеристики кочевых народов в IX–XIII вв. Влияние Хазарского каганата на образование Древней Руси. Печенеги и половцы в русской истории. Отношения восточнославянских племён с кочевниками.

    реферат , добавлен 30.01.2014

    Внешняя политика князей Киевской Руси, их характеры и способности; походы и сражения Олега, Игоря, Владимира, Святослава Игоревича. Военные события Руси после нашествия монголо-татар; причины успеха и неудачи походов полководцев Д. Донского, А. Невского.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2012

    Исторические предпосылки образования древнерусского государства. Анализ некоторых литературных памятников истории Руси. Общая характеристика основных этапов развития древнерусского государства. Деятельность первых киевских князей, их вклад и роль.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2011

    Начало княжения Владимира Мономаха на Киевском престоле. Управление Руси Владимиром и его заветы потомкам. Законодательная деятельность Владимира Мономаха. Экономико-политическая деятельность в пределах территории княжеств.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2004

    Роль Киевской Руси в истории славянских народов. Международное положение и внешняя политика Киевской Руси. Особенности социально-экономического и политического развития. Законы Ярослава Мудрого, "Устав Владимира Мономаха". Мирный договор с Византией.

В VII – Х вв. в далеких заволжских степях обитали многочисленные кочевые тюркоязычные народы. В IX вв. поисках новых пастбищ; они начинают движение на запад и доходят до границ Восточной Европы. Первым значительным пришедшим народом были печенеги. Их удар ощутили на себе прежде всего хазары. В конце IX в. печенеги разрушили хазарские крепости на Среднем Дону и прорвались в европейские степи.

Печенеги

Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гардизи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта – это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.

Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью.

Хазарский каганат не смог защитить свои владения от вторжения степняков. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.



Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах.

Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

Вскоре печенегов стали теснить с востока родственные им кочевые племена торков. В состав торческого союза входили также берендеи, одна из групп заволжских печенегов, боуты и другие племена. Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи, частично откочевали к Дунаю, частично перешли на пограничную службу к русским князьям и поселились на реке Рось на правом берегу Днепра.

Торки

Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце.

Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна – поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в рай на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии.

В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой.

Половцы

О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г. Европейские хронисты называют половцев команами (или куманами), восточные – кипчаками (или кыпчаками). Вся половецкая земля получила название Дешт-и-Кипчак. Такое название оформилось в XII в., когда половцы прочно основались в Европе. Владения половцев простирались от правого берега Днепра до заволжских степей, охватывали Северный Кавказ. Они полностью освоили степь в этом пространстве.

Тяготение половцев к открытым степным просторам объясняется их кочевым образом жизни. Кипчаки были типичными кочевыми скотоводами. Они разводили лошадей, верблюдов, коз и овец, буйволов и коров, в теплое время года половцы кочевали по степи. В холодное время, в отличие от печенегов и торков, устраивали зимовники. Такие зимние становища (сезонные поселки) в русских летописях назывались вежами. Они состояли из юрт и кибиток. Зимой скот свободно пасся вокруг становищ. Незначительная часть половцев оседала на землю и занималась примитивным земледелием. В основном это происходило вокруг существовавших ранее городов или больших местных поселков. Основными продуктами питания были мясо животных и коровье молоко, кумыс (переработанное лошадиное молоко), каши из проса и пшеницы.

Жизнь половцев, как и всех кочевников, была неразрывно связана с конем. Все от мала до велика были прекрасными наездниками. Конь сопровождал половцев и после смерти, в могилы мужчин и женщин клали, как правило, целого коня, уздечный набор, стремена, иногда седло. Умерших хоронили в уже существовавших курганах или насыпали над их могилами новый земляной холм. К мужчинам клали большую искривленную железную саблю, лук и несколько стрел, к женщинам – недорогие украшения. В богатых погребениях находят золотые и серебряные витые браслеты и гривны, круглые зеркала, серьги, колты (большие кольцевидные височные подвески с полой фигурной бусинкой) древнерусского происхождения, медные котлы, дорогую посуду, остатки дорогой одежды с золотым шитьем и нашивными золототканными лентами. Богатые женские погребения с золотыми предметами найдены в курганах у села Новоивановка в Амвросиевском районе, возле Ясиноватой.

Одежда была хорошо приспособлена для верховой езды. Половцы носили узкие штаны, сапоги с узкими голенищами до колен, рубахи, короткие кафтаны без ворота, башлыки (островерхие шапки). Костюмы женщин были похожими, но отличались богатой отделкой. Замужние женщины-половчанки носили сложные и красивые головные уборы, украшения. В обычае мужчин было отращивать на затылке (лоб и макушка выбривались) длинные волосы и заплетать их в две или три косы. Этот обычай вообще характерен для многих тюркских народов; от тюрков он перешел в средневековый Китай. Одежда половцев и убранство хорошо известны по описаниям восточных и европейских путешественников, находкам в погребениях и каменным скульптурам.

Эти скульптуры получили название «каменные бабы». «Баба» – искаженное «балбал», «бабай» (по-тюркски – сильный, уважаемый, воин-богатырь). У кипчаков еще до проникновения в Европу сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные (очень редко деревянные) изображения умерших предков. Почитание предков занимало центральное место в их специальных святилищах. Одно из таких святилищ было раскопано археологами недалеко от Донецка. Каменным «бабам» приносились дары, у них просили защиты и покровительства. Этот обычай кратко и точно описал посол французского короля Вильгельм де Рубрук, который встретил половцев по дороге к монгольскому хану в 1253г. Он писал, что «команы (т.е. половцы) насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу». Из многих сотен половецких изваяний в музеях Донецкой области сохранилось только несколько десятков.

Половцы Восточной Европы были частью огромного кипчакского мира, но исторически оказались прочно связанными с европейскими народами, прежде всего со славянами.

Еще до прихода половцев между древнерусским государством и степными кочевниками сложились непростые отношения. Как и все средневековые кочевники, половцы нападали на оседлое славянское население, грабили и уводили в плен людей. Уже в 1068 г. «Повесть временных лет» отмечает первый набег половцев на Русь. Набеги продолжались до начала XIII в. и вызывали ответные походы русских дружин. Летописи упоминают около 40 удачных и неудачных нападений степняков и русских. Особой активностью отличалась половецкая политика Владимира Мономаха. В начале XII в. он несколько раз нападал на половцев (1103, 1109, 1111, 1116 гг.) и наносил им большой урон. Русские люди сталкивались, прежде всего, с пограничными половцами, кочевавшими в Поднепровье и на Дону. Доном в средние века называли Северский Донец. Именно сюда ходили в первую очередь русские отряды. Только один раз Владимир Мономах направил свои дружины в Приазовье. Летописи различают половцев от Дона (т.е. от Северского Донца), моря (Азовского) и от Днепра. В трех этих районах находились три самые крупные в Восточной Европе половецкие племенные объединения.

Центр половецкой земли находился в Северном Приазовье. Русские летописи называют эти земли Лукоморьем. Наивысшая концентрация каменных изваяний (т.е. святилищ рядом с традиционными зимовниками) приходится на южные районы Донецкой и Запорожской областей. За исключением одного раза (1103 г.), Приазовье находилось вне досягаемости русских дружин. В Приазовье отмечены самые ранние половецкие изваяния XI в., т.е. расселение половцев в Поднепровье и Подонье происходило именно отсюда.

Крупным центром половцев от Дона были укрепленные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском районе Донецкой области, открытые в 20-е годы Н. В. Сибилевым. Они возникли еще в хазарское время. Вместе с половцами здесь проживало оставшееся оседлое алано-болгарское население. Возможно, это летописные города Шарукань, Сугров и Балин, которые в 1116 г. ходил покорять Владимир Мономах. В одном из городов Мономаха встретили христиане.

Недалеко от указанных городищ, в верховьях реки Тор (Казенный Торец) располагалась ставка могущественного хана Кончака (где-то в районе Славянска). В 70-80 гг. хан Кончак (внук хана Шарукана, впервые напавшего на Русь) неоднократно нападал на русские княжества (1174, 1178, 1183, 1185 гг.). Он сосредоточил в своих руках большую власть и пытался создать единое половецкое государство. Возглавляемое Кончаком Донецкое объединение кочевых орд было одним из самых крупных в половецкой земле. Хан Кончак проводил осторожную и тонкую политику по отношению к своему могущественному соседу – Руси. Его традиционными союзниками были черниговские князья – Ольговичи. Одногоиз пленных князей – Владимира Игоревича (представителя рода Ольговичей) – хан женил на своей дочери и через год с ребенком отправил домой.

Весной 1185 г. новгород-северский князь Игорь предпринял военный поход на земли Кончака. В знаменитой средневековой русской поэме «Слово о полку Игореве» князь так говорит о целях похода: «Хочу копьем прибить край половецкого поля!» Вместе с дружинами четырех князей Игорь перешел Северский Донец в районе Изюма, захватил первую добычу и стал готовиться к решающей битве. Она произошла на реке Каяле (видимо, река Макатыха в Славянском районе). На рассвете 11 мая, в субботу, половцы под командованием ханов Кончака и Гзака со всех сторон окружили русских. В полдень 12 мая битва закончилась полным разгромом русских и пленением самого Игоря. «Растерял он дружину в поле. Утопил нашу славу в Каяле. Пересел из седла золотого в седло неволи!» («Словоо полку Игореве»). На другой день после битвы Кончак направил раненого Игоря в свою ставку, а сам с войском двинулся на Переяславль. Гзак пошел на Путивль. В плену Игорь, однако, пробыл недолго: еще до возвращения Кончака ему удалось бежать.

Объединительные тенденции в половецком обществе особо заметно усилились при сыне Кончака – Юрие Кончаковиче. Русские летописи называют его «большим всихъ половцев» – т.е. самым большим (знатным) половцем. Хан Юрий возглавил большой половецкий отряд в одном из первых сражений с монголо-татарами в 1223 г. Однако дальнейшему объединению половецких земель под властью одного рода помешали удары русских дружин вначале 90-х годов XII в. Половецкие набеги на Русь прекратились.

В конце ХII в. – начале XIII в. в половецком обществе усилились процессы феодализации и имущественного расслоения. Все больше кочевников оседали на земле. Все эти процессы были прерваны страшным бедствием XIII в. – монголо-татарским нашествием.

2. Подонцовье и Приазовье в ордынский период (XIII – первая половина XV вв.



Что еще почитать