Первое боевое применение танков. История создания и применения танков в Первой мировой войне Кто впервые применил танки



15 сентября 1916 года в ходе Первой мировой войны во время битвы на Сомме британцы впервые в военной практике человечества применили танки - 32 довольно примитивные и медленные машины, которые одним своим видом вызвали панику в немецких оборонительных рядах, сообщает gazeta.ua .

Весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан "Комитет сухопутных кораблей", перед которым была поставлена задача создать бронированную боевую машину для охраны континентальных береговых баз. Летом 1915 года контракт на разработку такой машины был предоставлен компании по производству сельскохозяйственной техники "William Foster & Co".

Строительство прототипа началось 11 августа, а уже 9 сентября первый экземпляр танка сделал пробный пробег по территории завода. Танк был назван "Little Willie" ("Малыш Вилли"), а осенью появилась его усовершенствованная версия - "Big Willie" ("Верзила Вилли"), 49 экземпляров которой под названием "Mark I" поступило в следующем году в британские военные части.

Экипаж 28-тонного танка состоял из восьми человек, двое из которых занимались его управлением, двое были стрелками, еще двое их помощниками; руководил танком офицер, в распоряжении которого было еще два механика. В качестве вооружения использовались две 57-мм пушки и два или четыре 7,7-мм пулемета. Скорость танка составляла около 6,5 км/ч, а запас хода не превышал 40 километров. Место размещения экипажа танка не было отделено от двигателя, из-за этого температура внутри корпуса достигала 50 градусов и были случаи, когда первые танкисты теряли сознание, отравившись угарным газами и парами масла. 8-миллиметровая броня должна была уберечь экипаж танка от стрелкового оружия, а для защиты от случайных осколков танкистам выдавалась кожаная кольчуга и шлем.

1 июля в районе реки Сомма (Франция) началось наступление англо-французских войск на немецкие позиции. Атаке предшествовала недельная артподготовка, которая, однако, не разрушила оборонительные позиции немцев и в первый же день боя из 100 тысяч британских солдат погибло двадцать тысяч, а сорок тысяч были ранены. Действия следующих дней также были малоэффективными и сопровождались большими потерями - за каждые десять метров немецких позиций погибало 100 французских или английских военных.

И даже 15 сентября, когда впервые в истории войн, были применены танки, изменить характер боя не удалось. Однако, несмотря на несовершенство танков, большая часть которых из-за плохой маневренности была потеряна во время немецкого контрнаступления, генерал Дуглас Хейг, командующий союзнических войск на Сомме, заказал еще несколько сотен экземляров новейшего вооружения.

Первый танковый бой состоялся 24 апреля 1918 года под городком Виллер-Бретонне (Северная Франция) - три немецкие танки A7V наткнулась на группу из трех британских танков Mark IV, два из которых были оснащены только пулеметами для поддержки пехоты. В результате перестрелки они были повреждены, а третий британский танк, оснащенный пушкой, сумел подбить один танк противника, после чего два немецких танка отступили. В тот же день немецкий и британские танки были отремонтированы и продолжили боевые действия.


Первый британский танк Mark I.

К концу 1916 года на полях сражений господствовала артиллерия и пулеметы. Артиллерия заставила противоборствующие стороны поглубже окапываться, а пулеметные очереди начинали косить, поднявшуюся в атаку, пехоту противника. Война превратилась в позиционную и на много километров протянулись окопные линии вдоль фронта. Казалось выхода из такого положения нет, но 15 сентября 1916 года после полугодичной подготовки, англо-французская армия начала наступление на севере Франции. В историю это наступление вошло как "Битва на реке Сомме". Эта битва знаменательна те только тем, что удалось откинуть немецкие войска на несколько километров, но и тем, что впервые в сражении приняли участие английские танки.


Н аступление союзников на реке Сомма началось 15 сентября 1916 года после массированной и длительной артиллерийской подготовки, в результате которой планировалось уничтожить инженерные оборонительные сооружения немцев. Британским солдатам даже внушали, что все, что им надо сделать, это пешком пройтись в сторону обороны немцев и захватить их позиции. Но не смотря на это, наступление забуксовало: немецкие позиции практически не пострадали от артиллерийских ударов, а их армия в обороне по-прежнему оставалась боеспособной. Армия Антанты истекала кровью, пытаясь прорвать немецкие позиции, но все усилия тратились совершенно напрасно. Тогда вновь назначенный английский главнокомандующий генерал Дуглас Хейг решил пустить в ход новое оружие - танки, только что доставленные на фронт. Старый военный относился к новинке с большими сомнениями, но положение на фронте обязывало бросить в бой последние козыри.

Хейга убеждали, что время для наступления он выбрал неподходящее. Осенние дожди довольно сильно размочили землю, а танкам нужен твердый грунт. Наконец, - и это самое главное - танков еще слишком мало, всего несколько десятков. Но выхода другого не было.

Первым британским танком, который принял боевое крещение в Битве на Сомме, был тяжелый танк Mark I, который имел вооружение: две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube, два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола, размещавшихся позади пушек в спонсонах, а так же один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в ряде случаев ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Экипаж такого танка состоял из 8 человек.

49 танков Mark I получили приказ двинуться к передовым позициям. Была темная ночь. Стальные громады ползли, как черепахи, в ту сторону, где поминутно загорались в небе осветительные ракеты. Через 3 часа марша, на места, указанные для сосредоточения, явились только 32 машины: 17 танков застряли по дороге или встали из-за различных неполадок.

Заглушив двигатели, танкисты возились возле своих стальных коней. Заливали масло в моторы, воду в радиаторы, проверяли тормоза и оружие, наполняли баки бензином. За полтора часа до рассвета экипажи снова завели моторы, и машины поползли на противника...

Британский танк Mark I после наступления на реке Сомма, 25 сентября 1916 года.

На рассвете показались немецкие окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом странных машин. Однако хваленая немецкая дисциплина взяла верх, и они открыли ураганный огонь из винтовок и пулеметов. Но пули не причиняли танкам никакого вреда, отскакивая от бронированных стенок, как горох. Подойдя поближе, танки сами открыли огонь из своих пушек и пулеметов. От града снарядов и пуль, выпускаемых с малой дистанции, немцам стало жарко. Но они не дрогнули, надеясь, что неуклюжие машины застрянут в многорядном проволочном заграждении, установленном перед окопами. Однако проволока для танков не составляла никакого препятствия. Они легко подминали ее своими стальными гусеницами, как траву, или рвали, как паутину. Тут немецких солдат охватил настоящий ужас. Многие из них стали выскакивать из окопов и бросались бежать. Другие поднимали руки, сдаваясь в плен. Вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота.

У немцев не было машин похожих на танки и вот почему эффект от первого массированного боевого применения танков превзошел все ожидания.

октября 25, 2013

Самоходный бронированный фургон

Современную армию невозможно представить без танков. Именно они составляют главную ударную силу сухопутных войск. А ведь история использования этих боевых машин еще даже не достигла столетнего рубежа.

Идея защиты пешего воина от огня противника разрабатывалась давно. Осадные башни, применяемые с древних времен – тому подтверждение. Но нужна была машина, которая могла бы двигаться в боевых порядках пехоты и поддерживать ее своим огнем.

Одним из прародителей современных танков можно считать великого Леонардо Да Винчи. Его самоходный бронированный фургон, по расчетам, должен был приводиться в движение мускульной силой людей, посредством рычагов и зубчатых колес. Конструкция предполагала размещение легких артиллерийских орудий и смотровой башни. Деревянная и металлическая обшивка корпуса должна была надежно защитить экипаж от стрел и огнестрельного оружия. Правда, до практической реализации проекта не дошло.

Гусеничный ход

Идея создания бронированных механизмов возродилась к жизни в XIX веке, когда уже получили повсеместное распространение двигатели, сначала – паровые, а затем – внутреннего сгорания и электрические.

Первый известный проект, совмещавший нынешние элементы танка – гусеничный ход, двигатель, артиллерийско-пулеметное вооружение и броневую защиту, был разработан французским инженером Эдуардом Буйеном в 1874 году. Его машина должна была весить около 120 тонн, и развивать скорость до 10 км в час. Планируемое вооружение – 12 пушек и 4 митральезы (предшественницы пулемета) . Поражало количество экипажа – 200 бойцов! Этот проект был запатентован, но так и остался на бумаге.

Толчок к развитию танковых войск дали сражения Первой Мировой войны. После относительно короткого маневренного периода, наступил затяжной позиционный. Налицо был кризис военной мысли. Насыщение пехоты скорострельными винтовками, пулеметами, артиллерией, инженерное оборудование оборонительных рубежей привели к тому, что ни одной стороне не удавалось прорвать фронт. Плотный ружейно-пулеметный огонь буквально выкашивал наступающие войска. Ценой огромных потерь удавалось достичь лишь небольших тактических успехов. Необходимы были какие-то совершенно новые методы взлома оборонительных порядков. Вот тогда-то на арену войны вышли, наряду с отравляющими газами, и первые танки.

Родоначальниками танков считают англичан. Именно они впервые пустили их в серийное производство и применили на поле боя. Однако вопрос первенства – довольно спорный. Дело в том, что русский инженер Пороховщиков еще в 1914 году разработал, а в 1915 – создал модель «вездехода» с гусеничным ходом, весом 4 тонны, экипажем 2 человека. Проект был высочайше одобрен, испытан, но по каким-то неясным бюрократическим причинам до серийного производства не доведен. Испытания прошли в мае 1915 года, то есть на несколько месяцев раньше англичан.

Тем не менее, официальной родиной танков считается именно Англия. Оттуда и пошло современное название. По этому поводу, кстати, существуют разночтения. По одной версии, танк (по-английски это означает цистерну, бак) был так назван в связи с внешним сходством с металлическим резервуаром. Другая версия говорит, что это произошло в ходе секретной операции по переброске боевых машин к театру военных действий, когда их перевозили под видом емкостей с жидкостями.

Самые первые танки назывались Mark I, и подразделялись на «самок» (с пулеметным вооружением) и «самцов» (с установленными пушками) . Вес боевой машины достигал 8,5 тонн. Высота танка составляла 2,5 метра, ширина до 4,3 , длина – до 10 метров с колесным «хвостом». Компоновка танка была осуществлена по ромбовидной схеме. Двигатель мощностью 105 лошадиных сил мог передвигать это бронированное чудо по пересеченной местности со скоростью до 6 км/час. Экипаж в составе 8 человек был защищен 12 мм лобовой броней, что в то время было хорошим укрытием от огня стрелкового оружия и пулеметов. Вооружены они были 1 орудием и 4 пулеметами («самцы») или 5 пулеметами («самки») . Серия танков составила 150 единиц.

Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 года в ходе сражения на Сомме. Хотя сразу же были выявлены недостатки конструкции, все же эффект был потрясающий. Бронированные чудовища наводили ужас на обороняющихся немецких солдат. В течение одного дня боя англичанам удалось достичь тактического успеха, взломав оборону противника на глубину 5 км, понеся потери в 20 раз меньшие, чем это случалось ранее.

Таким образом, боевая значимость танков была доказана. Разработка бронетехники активно продолжилась во всех крупных государствах. Вскоре без танков представить вооруженные силы было просто невозможно.

Через несколько лет танковые войска отпразднуют свой столетний юбилей. Неузнаваемо изменился облик боевой бронированной машины. Но главные требования те же – это скорость, маневренность, защищенность и огневая мощь.

Едва начавшись, уже к 1915 году Первая мировая война зашла в тупик позиционной «мясорубки»: стороны стояли друг напротив друга, ежедневно истре​**яли друг друга артиллерией, а наступать не могли, так как пехоту косили пулемёты. Передовые генералы быстро догадались, что «хитрой гайкой» на пулемётный «болт» могут стать бронированные машины, первую из которых (ещё на конной тяге) придумал Леонардо да Винчи. Но хотя в ХХ веке уже были автомобили с двигателями внутреннего сгорания - их проходимость на колёсах по окопной грязи, мягко говоря, оставляла желать лучшего.

Из блога

Тогда британские военные инженеры предложили использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное (трактора с гусеницами тогда уже тоже производились в передовых странах) и в 1916 году создали первый настоящий танк - Mark I. Его боевое крещение произошло 15 сентября 1916 года, когда уже счёт убитых в битве уже шёл на сотни тысяч.

Несовершенство двигателей и конструкции первых бронированных громадин привело к тому, что из 50 привезённых на фронт машин к полю боя смогли выкатиться лишь 18 машин. Впрочем, и их оказалось достаточно, чтобы прорвать немецкую оборону: на фронте в 10 километров за пять часов британские войска сумели продвинуться вперед на 4-5 км, у немцев новые британские «монстры» вызвали настоящий шок. Но для большего успеха танков уже просто не было, немцы быстро «заклеили» образовавшуюся во фронте дырку и впереди было ещё целых два года Первой мировой войны, прежде чем Антанте всё-таки удалось поставить Германию на колени. Вот тут уже танки помогли более серьёзно - к концу войны у стран Антанты их счёт исчислялся сотнями, а конструкция стала намного совершеннее. Немцы же проиграли в том числе и потому, что недооценили значение танков и до самого конца войны изготовили совсем небольшое их количество. Осознание необходимости создания мощных танковых войск придёт к немецким генералам лишь к следующей, Второй мировой войне. Первые же британские, «ромбовидные» танки после окончания Первой мировой войны активно поставлялись разным союзникам англичан, .

Один мой хороший друг на днях разместил в ФБ фотографию танка с подписью, сделанной в стиле: что вы все котиков простите, вот вам танк вместо оных. А ведь на самом деле, что все котики, да котики. Танков вам в ленту. И считайте сие началом своеобразного флешмоба. Постараюсь выкладывать не только фото танков, но и немного информации и истории об оных.

Первый танк

Говоря о первом танке, я не буду рассматривать проекты, приписываемые Да Винчи, или еще чего-то нереализованного в действительности. Это только в «Демонах Да Винчи» его танки, под турецкими знаменами рассекали по просторам Италии. История же о сем факте умалчивает, так, что о появлении первого танка на полях сражений можно говорить лишь со времен Первой мировой. Хотя, бесспорно, некоторые наработки были и ранее.

Родоначальником танковых войск в полной мере можно назвать Англию именно они первыми сконструировали и применили в бою танк, или как тогда еще говорили «сухопутный крейсер». Первая мировая война, окопная, колоссальные потери, которые начали нести войска при штурме укреп районов, в первую очередь потери в живой силе от пулеметного огня, заставила военных и инженеров задуматься над тем, чтобы такое придумать, дабы эффективно и с наименьшими людскими потерями уничтожать, в первую очередь, вражеские пулеметы, да и вообще пересекать испещренное воронками, да обмотанное километрами колючей проволоки. Которая там еще не в один ряд находилась.

Английский полковник Данлоп Свинтон, припомнив рассказы своего друга австралийца о новом американском «гусеничном тракторе Хольта» (Holt Caterpillar Tractor), способном передвигаться по размытому полю, решил к оному приделать броню и поставить пушку. Свинтон заинтересовал своим предложением создания «истребителя пулеметов» представителей Комитета имперской обороны (Committee of Imperial Defence). Последние в феврале 1915 года организовали испытания. На «Хольт» был нагружен балласт в полторы тонны. «Хольт» пыхтел, надрывался и испускал клубы черного дыма, но так и не сдвинулся ни на пять. Увы и ах, комитетчики были разочарованны и возможно, мы бы не увидели танков на полях сражений еще довольно долго, если бы, сим проектом на заинтересовался Уинстон Черчилль.

Черчилль являлся на тот момент первым лордом Адмиралтейства, по достоинству оценив те перспективы, что может даровать новая боевая машина на поле боя, собрал при Адмиралтействе группу инженеров. Итогом их работы стал прототип первого танка «Маленький Вилли». Первое испытание этого танка произошло 15 сентября 1915 года. Проехав всего несколько метров «Маленький Вилли» потерял одну из своих гусениц, после скорой починки которой, отвалилась уже вторая гусеница. Так же, этот прототип танка не мог преодолеть «окоп», т.е. канаву шириной в 1,2 метра. Это был очередной провал, причем полный.


«Большой Вилли» на испытаниях, 1916 год, из блога

Но, всего через несколько месяцев, благодаря предложению лейтенанта военно-морской авиации Уилсона, придумавшего совершенно новое устройство, уже в виде ромба с огромными гусеницами, был создан новый танк - «Большой Вилли». 2 февраля 1916 года, этот танк на специально подготовленном поле успешно проходит все испытания. Преодолеваются 4 метровые воронки, окопы, разрушаются проволочные заграждения. Но, не смотря на успех испытаний, фельдмаршал Китченер (Horatio Herbert Kitchener) заявил о том, что это всего лишь «дорогая игрушка». Спустя лет двадцать, еще один военачальник будет говорить примерно о том-же: «Зачем нам танки? У нас есть кавалерия». Тем не менее английские власти заказывают сотню «сухопутных крейсеров».


Из блога

Первый танк, прототип который, называли по-разному: «Большой Вилли», «Машина Вильсона», «Мать» и даже «Стоножка». В серийное же производство, этот танк поступил с обозначением «Марка-1», или Mk.I. По типу установленного на танк вооружения Mk.I стали делить на «самцов» и «Самок». Первый тип («самец») являлся пушечным и вооружался двумя морскими 6-фунтовыми (57-мм) орудиями с эффективной дальностью стрельбы 1800 м, скорострельностью 15-20 выстрелов в минуту. Второй («самка») нес на себе шесть пулеметов «Виккерс» и пушек не имел. Причем в бою, пушечный «самец» должен был поддерживать «самку».


Mk.I, («самец»), названный C-15, Франция, 25 сентября 1916 года, из блога

Всего в период с 1916 по 1917 год было выпущено по 75 машин с пушечным и пулеметным вооружением. Первый бой, в котором принял участие танк серии Mk.I, произошел 15 сентября 1916 года, в битве на Сомме. Тогда в бою участвовало 18 танков, хотя планировалось изначально использовать 50-ят. Эффект был ошеломляющим. Немцы на участке фронта шириной в 10 км, на котором были применены эти танки, просто бежали и английские войска, смогли за 5 часов наступления продвинуться в глубь немецкой обороны на 5 км, что, в принципе, очень много для «окопной войны» с ее весьма серьезными оборонительными укреплениями.


Mk.I в камуфляжной раскраске, 1916 год, из блога

Классификация: Тяжёлый танк/пехотный танк

Боевая масса, т 28,45 ("самец«),27,43 («самка»)

Экипаж, чел. 8

Размеры

Длина корпуса, мм 8060 (без «хвоста») 9910 (с «хвостом»)

Ширина корпуса, мм 4200 («самец»), 4380 («самка»)

Высота, мм 2450

Клиренс, мм 420

Бронирование

Тип брони Стальная катаная

Лоб корпуса, мм/град. 10-12

Борт корпуса, мм/град. 10-12

Корма корпуса, мм/град. 10

Днище, мм 5-6

Крыша корпуса, мм 5-6

Вооружение

Калибр и марка пушки 2 × 57-мм (6-фнт) «Гочкис» L/40("самец«)

Длина ствола, калибров 40

Боекомплект пушки 332 («самец»)

Дальность стрельбы, км 1,8

Прицелы оптический

Пулемёты 4 × 8-мм «Гочкис» («самец»);

4 × 7,7-мм «Виккерс»,

1 × 8-мм «Гочкис» («самка»)

Подвижность

Тип двигателя «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения

Мощность двигателя, л. с. 105 (при 1000 об./мин)

Скорость по шоссе, км/ч 6,4

Запас хода по шоссе, км 38



Что еще почитать