Почему хасиды едут именно в Умань? Хасиды Умани. Кто такие хасиды, и почему они едут в Умань

Умань - один из старейших городов Украины. Первое письменное упоминание о нем встречается в документах 1616 года; тогда местечко Гумань входило в состав Речи Посполитой и принадлежало брацлавскому, винницкому и каменецкому старосте Валентию Александру Калиновскому, построившему здесь мощный замок. В 1652 году, после гибели последнего наследника Калиновских в битве под Батогом, Умань переходит во владение другого знатного польского рода - Потоцких. В конце 17 века здесь начали селиться и евреи.

В 1749 г. произошло нападение гайдамаков, которые сожгли почти весь город. Новый владелец Умани граф Францишек Салезий Потоцкий отстраивает заново замок, получает у короля разрешение на проведение ежегодной ярмарки и приглашает в город турецких, сербских и еврейских купцов. В 1760 году Умань получает Магдебургское право. За несколько лет еврейское население города выросло до 450 человек.

Умань. Наполеон Орда, сер. 19 в.

В июне 1768 года произошло событие, печально известное в истории как "уманьская резня". Во время очередного восстания гайдамаков за стенами Умани пытались найти убежище несколько тысяч еврейских семей из соседних местечек. Когда повстанцы во главе с Максимом Железняком подошли к городу, евреи собрали значительную сумму денег, чтобы укрепить боевой дух защитников замка. Однако это не помогло. Комендант крепости Рафаил Младанович отправил против осаждавших отряд во главе с сотником Иваном Гонтой, но Гонта, спокойно взявший деньги у евреев, перешел со своими казаками на сторону гайдамаков. Оставшийся гарнизон сдержать значительно превосходящего по количеству и силам противника не смог, а может, и не захотел. Объединенные отряды Гонты и Железняка ворвались в Умань и устроили кровавый погром. Часть евреев под руководством Лейбы Шаргородского и Моше Менакера укрылась в синагоге и успешно защищалась до тех пор, пока гайдамаки не подтащили пушки и полностью не разрушили здание. Все защитники погибли.

Всего по разным данным в Умани было убито около 20 тысяч человек - в основном, евреи, а также поляки и украинцы-грекокатолики. Также был убит и комендант Младанович. Существует легенда о том, что якобы Младанович впустил в город повстанцев в обмен на обещание не трогать поляков. Когда он перед смертью напомнил об этом Гонте, тот якобы ответил: "Ты же тоже обещал евреям не выдавать их, и изменил своему слову". Насколько эта история правдива, сказать трудно, ибо точно такую же рассказывают о резне в Тульчине во время хмельниччины, только имена у действующих персонажей другие.

Гонта кончил плохо - поляки его поймали и казнили с особым садизмом. А совсем недавно в Умани был установлен памятник народным "героям" Гонте и Железняку - прямо напротив синагоги, которую они так и не смогли захватить...

В память об Уманской трагедии во многих общинах Правобережья в день 5 Тамуза произносились специальные кинот (поминальные молитвы) и соблюдался пост. Эта традиция существовала вплоть до Холокоста.


Памятник Гонте и Железняку

В 1773 году Умань унаследовал Станислав "Щенсный" Потоцкий. Спустя 3 года он закладывает здесь парк "Софиевка", сегодня являющийся одним из главных туристических объектов Украины. Образцом послужил парк "Аркадия" князя Радзивила в городке Неборов, руководил строительством польский военный инженер Людвиг Метцель. В 1802 году граф дарит парк на день рождения своей супруге, Софии Витт-Потоцкой, в честь которой он и был назван. В свою очередь, в честь парка в 1985 году была названа Софиевкой одна из вновь открытых планет.

В 1793 году Умань по второму разделу Польши перешла в состав Российской империи. По состоянию на 1801 год в городе проживало 1895 евреев (58% всего населения), в т.ч. 6 купцов.


Парк "Софиевка"



В 1808 году в Умань из (совр. пгт Брацлав) приезжает основатель бреславского хасидизма рабби , внук . По словам рабби Нахмана, он услышал зов душ тысяч людей, убитых во время "уманьской резни", и посчитал, что сможет помочь им, будучи похороненным рядом. умирает в праздник всего два года спустя, в возрасте 38 лет. Перед этим он завещал своим последователям посещать его могилу хотя бы раз в году - и если хасид после смерти попадет в ад, то рабби Нахман за волосы вытащит его оттуда. Бреславские хасиды обязательно носят пейсы - по-видимому, чтоб цадику было удобней ухватиться. Последний урок, который рабби дал своим ученикам, был на тему , и традиционно именно в этот праздник приезжает в Умань основная часть паломников со всего мира. Однако, и в другие дни на могиле рабби Нахмана многолюдно. По еврейской традиции, молитва у могилы праведника имеет особую силу, поэтому не только хасиды, но и нерелигиозные евреи, и даже неевреи приезжают сюда попросить благословения у Всевышнего.

Памятная табличка на месте дома рабби Нахмана

В 1990-е годы поднялся вопрос о перезахоронении праха рабби Нахмана в Израиле; была даже достигнута соответствующая договоренность между украинским и израильским руководством. Но бреславские резко воспротивились этому: такие действия противоречат главному поводу, по которому рабби попросил похоронить его именно в этом месте. Тем не менее, двое молодых хасидов, не разобравшись в сути завещания своего учителя (а может, и по другим причинам) как-то попытались тайком выкрасть останки, но украинская милиция вовремя обнаружила горе-гробокопателей.

В Умани также жил ближайших ученик Нахмана - Натан Штернгарц, который подробно записывал его мысли и учение. Сам Браславер не оставил после себя никаких письменных трудов, все систематизировал и сохранил рабби Натан. Главным образом благодаря рабби Натану Штернгарцу бреславский хасидизм сегодня - одно из крупнейших хасидских течений в мире. Похоронен ближайший ученик рабби Нахмана в месте, ставшем колыбелью этого течения - поселке Брацлав Винницкой области.


Огель и синагога на могиле рабби Нахмана



В первой четверти 19 века Умань становится одним из важнейших центров Гаскалы в Украине. Местный маскил лесоторговец Хаим Гурвич перевел на идиш и издал в бердичевской типографии книгу Кампе "Открытие Америки", позже он перевел ее и на иврит. Для уманьских евреев это была первая еврейская книга, не связанная с религиозными текстами; она приобрела огромную популярность. Другой маскил, поэт Авраам Готлобер в своих "Воспоминаниях" писал: "Книга Гурвича была настолько популярна, что не было почти еврея, который бы не зачитывался ею... До появления этой книги весьма немногие из евреев знали о том, что существует в мире какая-то Америка ". Хаим Гурвич также поддерживал тесный контакт с видным караимским ученым Исааком. Хасиды настолько сильно не любили Гурвича, что после его смерти создали легенду, согласно которой его грешная душа вечно странствует по миру и не находит покоя...

В 1822 году сын Хаима Гурвича Гирш-Бер (он же Герман Бернард) попытался открыть в городе общеобразовательную еврейскую школу, "основанную на принципах Моше Мендельсона". Эта школа уже некоторое время подпольно существовала и была первой такого рода в Российской империи. Но местные власти наложили запрет: в тюрьме в это время сидел еврей по фамилии Мендельсон, и они, видимо, посчитали, что связанная с такой фамилией школа ничему хорошему детей не научит. Все же, через некоторое время школу открыть смогли (наверное, Мендельсона выпустили), но проработала она недолго из-за сильного противодействия ортодоксов, особенно хасидов. В 1835 году известный врач и общественный деятель Бернард Абрагамсон, проживавший в тот период в Умани, предпринял третью попытку открытия школы, но также потерпел неудачу.


Бы вшая еврейская школа


Бывший хедер

В начале 20 века большинство уманьских евреев занималось ремеслами, особенно - шитьем, и мелкой торговлей. Были и крупные магазины, принадлежавшие семьям Файнштейн, Шварцман и Пхор, канцелярский магазин Шапиро, магазины ювелирных изделий Фраермана и Краснянского, продовольственный магазин Лернера, оружейный магазин содержал Вернер.

Евреи также владели разнообразными предприятиями. В Умани был банк М.Раппопорта, пивоваренный завод Аврума Альтмана, табачная фабрика Хаима Марьяновского и Мордко Краинского, махорочная фабрика Хаима Спектора, 2 гильзовые фабрики семьи Лейциных. Заведения шипучих вод (производство минералки) принадлежали Пейсаху Иоришу, Авруму Бараку, Шейве Туницкой, Срулю Сафре, Шмулю Ширжике; мельницы - Науму Зусьману, Янкелю Жорницкому, Срулю Тульчинскуму; мыловаренные заводы - Хаве Тверской, Хаиму Житомирскому, Берко Аксельруду, Авруму Бармату; завод колесной мази - Лейбе Мазуру; фабрика масляных красок и масловаренный завод - Фроиму Линдину; каретные заведения (можно сказать, таксопарки) - Элю Срулевичу Спиваку и Мордко Калехману. Традиционно евреи содержали фотоателье - А.Юрковская, С.Рабинович, Ф.Лесницкий, а также типографии - Иосиф Баран, Лейба Шапира, Двойра Вайнштейн, И.Цейтлин, Аврум Тарадаш, Вольф Айхенбойм. Сруль Мошкович Зоненберг заведовал земской почтой.

Еврейские магазины и заведения располагалось, в основном, в центральной части города. Здесь же находилось и большинство уманьских синагог.

Центральная городская синагога была сооружена при помощи купцов братьев Файнштейн на улице, носившей говорящее название - Кагальная. При ее строительстве властями было поставлено распространенное условие - перед синагогой возвести дом, который заслонял бы ее с улицы Дворцовой (совр. ул. Независимости) и располагавшегося на ней Военного собора. Интересно, что сегодня улица носит имя Спинозы, но уточнить, имеется ли в виду известный философ еврейского происхождения или какой-то его однофамилец, пока не удалось.


Место Центральной синагоги


Улица еврейского квартала


Второй еврейский квартал под названием Раковка размещался на окраине Умани. Проживала здесь, в основном, местная беднота. Центром района была Хоральная синагога (она же Старобазарная, она же синагога "Шомрим ла бокер" - "Стражи утра"), располагавшаяся на вершине высокого холма над рекой, на улице с не менее говорящим названием - Верхнееврейская (сегодня - улица Шолом-Алейхема). От синагоги и до самого низа холм со всех сторон был облеплен деревянными лачугами и мазанками, отчего район получил еще одно название - Нижний еврейский. Под холмом находился базар (он и сегодня никуда не делся), вокруг которого размещались традиционные еврейские "мотели" - заезды.

После смерти рабби Нахмана рядом с Хоральной синагогой была построена хасидская синагога. Первоначально хасиды планировали молиться во дворе дома, где жил их учитель, но рабби Натан помнил - цадик хотел, чтоб все уманьские евреи молились вместе. Он стал приходить на молитвы в Хоральную синагогу, и хасиды последовали его примеру. Тем не менее, сепаратистские настроения в бреславской среде крепчали. Спустя некоторое время рабби Натан вынужден был поддаться давлению своего окружения и инициировать строительство отдельного молитвенного дома для хасидов. Сегодня обе синагоги - хасидская и Старобазарная - расположены на закрытой территории завода "Мегаомметр", свободного доступа к ним нет.


Раковка, нач. 20 века


Хоральная (Старобазарная) синагога, 1950-е гг.


Бывшая Хоральная синагога на территории завода


Бывшая синагога бреславских хасидов

В 1910 году в городе действовали три частные мужские училища и талмуд-тора. По ревизии 1914 года в Умани проживало 28 267 евреев (56,2% всего населения).

В 1919 году в Умани произошло несколько еврейских погромов. Во время одного из них было убито около 350 человек. Погромами отметились и войска Директории, и крестьянские банды, и Красная армия; не осталось в стороне и местное население.

После установления советской власти многие евреи начали переселяться в областной центр и другие крупные города. К 1939 году в Умани оставалось осталось 13 233 еврея, что составляло около 30% от всего населения города.

Братская могила жертв погрома 1919 года.

На памятнике указано количество - 3 тысячи человек

В августе 1941 года Умань заняли немецкие войска. В этот момент в городе находилось около 15 000 евреев - местных и беженцев из ранее оккупированных мест. Сразу же нацисты расстреляли 80 человек из еврейской интеллигенции. В сентябре, по воспоминанию уцелевшей во время Холокоста Мани Файнгольц, около 1000 человек были заперты в подвале старой тюрьмы и удушены газом; после этого было расстреляно еще 1412 евреев.


Здание бывшей тюрьмы

Мемориальная табличка на здании

1 октября всех евреев переселили в район Раковки. Практически все имущество при этом у них было отобрано. В грабеже еврейского населения самое активное участие принимали их бывшие соседи. Спустя всего лишь неделю нацисты и полицаи устроили первую "акцию", в ходе которой уничтожили 5400 уманьских евреев и 600 евреев-военнопленных. Также были убиты те украинцы, которые пытались прятать евреев. Еще через 2 недели в урочище Сухой яр нацисты и их пособники во время второй "акции" расстреляли около 10 000 евреев из Умани и соседних местечек.

Оставшихся евреев-специалистов с семьями (около 1800 человек) поместили в гетто, которое было ликвидировано в апреле 1942 года. Всего по разным данным во время оккупации в Умани было уничтожено от 20 до 25 тысяч евреев.


Памятник на месте расстрела в урочище Сухой яр

После войны часть евреев вернулась в Умань из эвакуации. Территорию самого старого еврейского кладбища советские власти застроили жилыми домами, огель рабби Нахмана был разрушен. В 1957 году во время острой антирелигиозной компании в числе сотен синагог по всей Украине была закрыта и последняя уманьская синагога.

В 1959 г. в городе проживало около 2200 евреев - 5% всего населения.


Одна из бывших синагог в центре Умани


Бывший дом раввина

Во время независимой Украины паломники вновь вернулись в Умань, в последние годы их количество превышает 30 000 человек в год - и это все на протяжении одного короткого периода. В остальное время их намного меньше. На могиле рабби Нахмана построена синагога, а весь квартал вокруг превратился в настоящий филиал Израиля в Украине: надписи на всех магазинах на иврите, кошерные рестораны, сувенирная продукция соответствующего направления. Особенно впечатляет построенный недавно 9-этажный отель "Шаарей Цион" (Врата Сиона). Интересно, что в сувенирных лавках продаются портреты цадиков из других хасидских династий - например, был замечен портрет , основателя ХаБаДа, конкурирующей, так сказать, фирмы. А вот изображений самого Нахмана, по-видимому, не существует (кстати, по поводу изображения рабби Шнеура Залмана также высказываются сомнения, соответствует ли оно действительности).


Современный еврейский квартал Умани




Сувенирная лавка

В Умани родились известный еврейский писатель Григорий Полянкер, поэты Эзра Фининберг и Раиса Троянкер.

Сегодня в Умани есть 2 еврейские общины: небольшая местная, и постоянно проживающие здесь бреславские хасиды, которые присматривают за огелем, синагогой и гостиницей.

Использован материал:

  • Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
  • Александр Вишневецкий. Умань, город еврейских страданий и погромов ;
  • Ежевика-публикации. Шломо Шварцман. Старая Умань ;
  • Євген Черненко. Умань - рiдне мiсто ;
  • Анатолий Подольский. Геноцид еврейского населения в Среднем Поднeпровье ;
  • Илья Альтман. Холокост на территории СССР. Энциклопедия.
  • Евгений Шнайдер;
  • Виталий Буряк;
  • Википедия. Умань

Фото: Еврейский Новый год в Умани (РБК-Украина)

На еврейский Новый год в Умани ежегодно собираются тысячи паломников. Почему хасиды едут отмечать Рош Ха-Шан в Украину, читайте в материале Styler.

Считается, что если еврейский народ встретит Новый год Рош Ха-Шана возле могилы цадика Нахмана, то следующий год будет очень счастливым для них.

Еврейский Новый год (Рош Ха-Шана) в Умани

В небольшой город в Черкасской области, каждый год съезжаются тысячи евреев. По мнению иудеев, в Умани, на могиле цадика Нахмана необходимо побывать хотя бы раз в своей жизни. Считается, что если они встретят Еврейский новый год возле места погребения праведника, то следующий год будет очень счастливым.

Фото: Рош Ха-Шана в Умани (РБК-Украина)

Что такое хасидизм?

Хасидизм - религиозное течение в иудаизме, которое зародилось в 18 веке в Польше и очень быстро охватило значительную территорию, включающую Украину. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.

Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области, и создал собственное учение в религии.

Так, хасидизм отвергал все ритуалы. Учение не было однозначным, поэтому хасиды разбились на группы. В хасидизме раввины считались посредниками между Богом и смертными. Таких людей называли цадиками. Одним из них стал Нахман, основатель брацлавского хасидизма.

Цадик Нахман родился в 18 веке. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

Фото: Еврейское кладбище в Умани (РБК-Украина)

Женился Нахман в возрасте 14 лет (по традициям еврейского народа дети достигали совершеннолетия к 13 годам). В городе Медведовка он принял сан цадика. Там же Нахман задумался о формировании своей системы виденья веры.

Цадик Нахман проповедовал, что молитву нужно произносить вперемешку с танцами, песнями. Также он рекомендовал произносить ее от "сердца" на родном идише, а не на иврите, и отойти от всяческих зубрежек. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.

Однажды, находясь в Умани, Нахман посетил еврейское кладбище, где были погребены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. На этом месте он пожелал также быть похороненным.

Нахман свои последние годы болел туберкулезом. Его дом в Брацлаве сгорел и он решил переехать в Умань. Последняя проповедь цадика была на тему еврейского Нового года или Рош Ха-Шана, в которой завещалось приезжать на его могилу в Умань. Спустя месяц цадик Нахман умер.

Во времена СССР еврейское кладбище в Умани отдали под земельные участки для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали. Синагогу цадика просто разрушили до основания.

Однако после 1991 года в Умань стали регулярно приезжать хасиды со всего мира, окрестные дома были выкуплены. А уже через три года на этом месте возвели одну из крупнейших синагог, гостиницу для хасидов.

Фото: Паломничество хасидов в Умани (РБК-Украина)

Традиции Рош Ха-Шана в Умани

Еврейский Новый год или Рош Ха-Шана - отмечают в течение трех дней. Ежегодно он приходится на разные даты, потому как отмечается в новолуние осеннего месяца "тишрей". По еврейскому календарю Рош Ха-Шана выпадает на сентябрь или октябрь. В 2017 году еврейский Новый год приходится на 20-22 сентября.

Традиционно на Рош Ха-Шана молятся. В дни празднования еврейского Нового года хасиды просят прощения у родственников за нанесенные обиды. В праздничные дни Рош Ха-Шана в Умани евреи обращают внимание на всевозможные знамения. Считается, что в этот период они имеют особенный смысл.

Фото: Обряд на реке Каменка (РБК-Украина)

Паломничество хасидов в Умань

Паломничество евреев в Умань начинается порой за неделю до празднования. Хасиды приезжают в украинский городок целыми общинами, вместе с детьми. Как сообщает пресс-служба управления Нацполиции в Черкасской области, на празднование Рош Ха-Шана 2017 в Умань прибыло порядка 21,6 тыс. человек из 12 стран мира. Правопорядок в городе на время праздника будут обеспечивать 500 полицейских.

Фото: Празднование Рош Ха-Шана в Умани (РБК-Украина)

Интересен тот факт, что паломничество евреев в Умань – проблема для города, связанная с засоренностью. В Израиле евреям запрещено мусорить, и за это они платят штрафы. Поэтому, когда хасиды приезжают в Украину, они позволяют себе оставлять мусор на улицах и в общественных местах.

Умань - небольшой городок в Черкасской области, в котором находится великолепный парк «Софиевка», известный далеко за пределами Украины. А еще в первой половине сентября ежегодно в Умани начинают твориться странные дела: сюда прибывает огромное количество чужестранцев, в причудливых шелковых одеждах и со смешными шапками-блинчиками на головах.

Фактически все приезжие - мужского пола. Их прически не менее странны, чем наряд: верхl5;яя часть головы обрита «под ноль», а по бокам висят длинные вьющиеся локо;ны. Местное население Умани с нетерпением ждет их прибытия: иностранцы здорово пополняют бюджет уманчан, не торгуясь снимают жилье и покупают пищу. Цены в период их пребывания в Умани взлетают до уровня европейских, и все чаще на улицах можно услышать диковинное слово «хасид» и имя цадик Нахман.

Действительно иностранцы - это еврейские паломники - хасиды, которые приезжают в Умань, чтобы отпраздновать свой Новый год на могиле одного из своих праведников и основателей хасидизма, цадика Нахмана. Жители Умани давно привыкли к хасидам и без запинки могут произнести «цадик Нахман», однако, кто такие хасиды? Кем был столь почитаемый цадик Нахман? Что такое хасидизм вообще? Вряд ли вам дадут исчерпывающий ответ на эти вопросы простые жители Умани, поэтому давайте разбираться сами.

МОГИЛА ЦАДИКА НАХМАНА В УМАНИ

Хасидизм (переводится как «праведность») - это некое ответвление иудаизма, которое зародилось в Польше в 17 веке и очень быстро охватило значительную территорию, включающую почти всю Украину. Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области. Он создал собственное учение, согласно которому превыше всего ставился религиозный экстаз, а не невнятные стихи Талмуда. То, что неграмотный еврей ближе к богу, чем самый искусный ученый, понравилось населению и очень быстро количество хасидов стало превышать количество классических иудеев. В чем же был секрет популярности новой веры? Наверное, в том, что хасиды считали себя венцом творения и максимально сопричастными к богу.

Хасидизм отвергал все ритуалы и даже посещение синагоги, то есть евреи теперь не должны были ходить в храм, отрываться
от дел и отдавать свои сбережения на церковь. Учение не было одинаковым, поэтому хасиды разбились на многочисленные группы, каждая из которых немного по-разному трактовала понятия своей веры. Раввины в хасидизме остались как посредники между богом и смертными. Такие люди назывались цадиками. Одним из них и стал Нахман из Брацлава, основатель брацлавского хасидизма. Нахман был правнуком того самого основателя веры хасидов Бешта.
Будущий цадик Нахман родился в 1772 году в том же городке Меджибож. Естественно, что в 77;ра хасидов прошла красной нитью через все его детство. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

По тогдашним обычаям, еврейский ребенок достигал совершеннолетия к 13 годам, по достижению этого возраста он имел право вступать в брак и самостоятельно отвеч;ать перед законом. Поэтому Нахмана к четырнадцати годам женили на дочери состоятельного землевладельm4;а из Гусятина. Когда тесть скончался, Нахман переехал в городок Медведовка и именно там принял сан цадика. Тут же, в Медведовке, цадик Нахман начинает всерьез формировать свою систему виденья веры и в результате начинает проповедовать свои идеи. Местные евреи быстро прониклись пониманием к проповедям молодого цадика и вскоре выбрали его своим ребе - учителем, хотя цадику Нахману к тому моменту не исполнилось и 20-ти лет. Цадик Нахман проповедовал, что молитва не должна быть удручающей, произносить ее нужно вперемешку с танцами, песнями и вообще со всяческим весельем. Нечто похожее мы видим и сейчас у кришнаитов, которые молятся танцуя, правда? Кроме того, цадик Нахман рекомендовал своим прихожанам отступить от зазубренных с детства глав Торы и молиться «сердцем» на родном идише, а не на иврите, как это заведено в классическом иудаизме. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.

Несмотря на уважаемый статус, цадик Нахман жил достаточно скромно, не копя себе сбережений. Деньги покойного тестя; быстро кончились, и Нахман продает дом и все добро, дабы поехать на паломничество в Иерусалим. Долг;их полгода добирался он до земли Обетованной, по дороге попадая в постоянные переделки, даже побывал в плену у турок. Прибыв в Израиль, цадик Нахман занимается изучением Каббалы и знакомится с самыми известными богословами того времени. Перезимовав в Святой Земле, Нахман возвращается домой и, поселившись в Немирове, начинает проповедовать хасидизм среди своих многочисленных учеников. Цадик Нахман много колесит по стране. Однажды, будучи в Умани, он посетил еврейское кладбище, где были похоронены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. Цадик Нахман изъявил желание быть похороненным именно здесь, где умершие за свою веру ждут искупления грехов.

Цадик Нахман печально прожил последние годы: в один год умерли от туберкулеза двое его сыновей, потом - жена. Сам Нахман тоже был сражен этим смертельным на то время недугом. Дом цадика в Брацлаве сгорел дотла в 1810 году, и тогда Нахман отправился жить в Умань. Здесь он гулял по Софиевскому парку, много проповедовал и диктовал свои притчи и поучения своему верному ученику рабби Натану, благодаря которому они и сохранились. Последняя проповедь цадика Нахмана была приурочена к Новому году по иудейскому календарю, в которой он завещал последователям приезжать на его могилу в Умань. Через месяц цадика Нахмана не стало.
В Советские времена еврейское кладбище в Умани, где был похоронен цадик Нахман, отдали под огороды для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали ни под каким видом. Синагогу цадика просто разрушили до основания. Да и самим хасидам пришлось в те времена несладко: их репрессировали, они погибали на войне, были вынуждены эмигрировать из страны. Ситуация наладилась только в 1994 году. Примерно в это же время здесь построили одну из крупнейших синагог, гостиницу Умани для хасидов, микву и организовали международный центр брацлавских хасидов.

И все же: что притягивает хасидов ежегодно в Умань? Неужели мало в мире мест, куда стоило бы совершить путешествие? По словам паломников, многие 80;з них действительно едут сюда традиционно, для развлечения и праздника. Однако, попав на могилу цадика Нахмана, не 90; такого хасида, который не ощутил бы святость этого места и не прочувствовал бы, что основатель хасидизма хлопочет за каждого из своих последователей перед Всевышним. Вот хасиды и приезжают ежегодно в Умань под свой Новый год, молятся, поют, танцуют и смеются на могиле цадика Нахмана, этого мудрого весельчака с грустной судьбой.

Паломничество хасидов в Умань: Зачем евреи едут в Украину

Фото из открытых источников

В этом году ожидается приезд в Умань более 30 тыс. паломников из разных стран мира. Они будут традиционно шумно отмечать 5777-й Новый год

Ежегодно в сентябре традиционное спокойствие и размеренность в Умани сменяются на шум, гам и веселье – в город приезжают паломники-хасиды. Умань - небольшой городок в Черкасской области, в котором находится великолепный парк "Софиевка", известный далеко за пределами Украины. Однако для хасидов Умань в первую очередь – место одной из самых почитаемых святынь, место ежегодного массового паломничества.

Хасидизм

Могила цадика Рабби Нахмана (Брацлавского) в Умани привлекает в город десятки тысяч сторонников хасидизма. Они считают своей обязанностью побывать хотя бы раз в своей жизни на могиле цадика Нахмана. Они также считают, что если они встретят Новый год Рош Ха-Шана возле его могилы, то следующий год будет очень счастливым для них.

Кем был столь почитаемый цадик Нахман, и что такое хасидизм вообще?

Хасидизм (переводится как "праведность") - это некое ответвление иудаизма, которое зародилось в Польше в 17 веке и очень быстро охватило значительную территорию, включающую почти всю Украину. Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области. Он создал собственное учение, согласно которому превыше всего ставился религиозный экстаз, а не стихи Талмуда. То, что неграмотный еврей может быть ближе к богу, чем самый искусный ученый, понравилось населению и очень быстро количество хасидов стало превышать количество классических иудеев.

Хасидизм отвергал все ритуалы и даже посещение синагоги. Учение не было одинаковым, поэтому хасиды разбились на многочисленные группы, каждая из которых немного по-разному трактовала понятия своей веры. Раввины в хасидизме остались как посредники между богом и смертными. Такие люди назывались цадиками. Одним из них и стал Нахман из Брацлава, основатель брацлавского хасидизма. Нахман был правнуком того самого основателя веры хасидов Бешта.

Будущий цадик Нахман родился в 1772 году в том же городке Меджибож. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

По еврейским обычаям, еврейский ребенок достигал совершеннолетия к 13 годам, по достижению этого возраста он имел право вступать в брак. Поэтому Нахмана к четырнадцати годам женили на дочери состоятельного землевладельца из Гусятина. Когда тесть скончался, Нахман переехал в городок Медведовка и именно там принял сан цадика. Тут же, в Медведовке, цадик Нахман начинает всерьез формировать свою систему виденья веры и в результате начинает проповедовать свои идеи. Местные евреи быстро прониклись пониманием к проповедям молодого цадика и вскоре выбрали его своим ребе - учителем, хотя цадику Нахману к тому моменту не исполнилось и 20-ти лет. Цадик Нахман проповедовал, что молитва не должна быть удручающей, произносить ее нужно вперемешку с танцами, песнями и вообще со всяческим весельем. Кроме того, цадик Нахман рекомендовал своим прихожанам отступить от зазубренных с детства глав Торы и молиться "сердцем" на родном идише, а не на иврите, как это заведено в классическом иудаизме. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.


Фото из открытых источников

Несмотря на уважаемый статус, цадик Нахман жил достаточно скромно, не копя себе сбережений. Посетив в Израиль, цадик Нахман занимается изучением Каббалы и знакомится с самыми известными богословами того времени. Перезимовав в Святой Земле, Нахман возвращается домой и, поселившись в Немирове, начинает проповедовать хасидизм среди своих многочисленных учеников. Однажды, будучи в Умани, он посетил еврейское кладбище, где были похоронены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. Цадик Нахман изъявил желание быть похороненным именно здесь.

Цадик Нахман печально прожил последние годы: в один год умерли от туберкулеза двое его сыновей, потом - жена. Сам Нахман тоже был сражен этим смертельным на то время недугом. Дом цадика в Брацлаве сгорел дотла в 1810 году, и тогда Нахман отправился жить в Умань. Последняя проповедь цадика Нахмана была приурочена к Новому году по иудейскому календарю, в которой он завещал последователям приезжать на его могилу в Умань. Через месяц цадика Нахмана не стало.

В Советские времена еврейское кладбище в Умани, где был похоронен цадик Нахман, отдали под огороды для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали ни под каким видом. Синагогу цадика просто разрушили до основания. Да и самим хасидам пришлось в те времена несладко: их репрессировали, они погибали на войне, были вынуждены эмигрировать из страны. Немногочисленные паломники приезжали на могилу Нахмана с 1988 года, когда на молебен прибыли 200 брацлавских хасидов. Уже после 1991 г. на это место стали регулярно приезжать хасиды со всего мира, окрестные дома были ими частично или полностью выкуплены. Ситуация улучшилась в 1994 году. Примерно в это же время здесь построили одну из крупнейших синагог, гостиницу для хасидов, микву и организовали международный центр брацлавских хасидов. В планах - строительство самой большой в мире синагоги на 5 тыс. чел.

Традиции

Рош-ха-Шана, как называют этот праздник, евреи празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю. В этом году иудейский новый год Рош-ха-Шана приходится на 2-3 октября. Аккадское название "тишрей", видимо, происходит от корня "шеру", что означает "начинать". Среди древних семитов было обычным относить начало года ко времени сбора позднего урожая, то есть к осени.

В первый вечер Рош-ха-Шаны принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу жизни. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб, над которым была произнесена бенедикция, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует также обычай на Рош-ха-Шана есть яблоки с медом.

Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые во время Рош-ха-Шаны, должны содержать десять библейских текстов, в которых вспоминают Бога как царя, десять текстов, в которых упоминается Бог как таковой, что помнит все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош-ха-Шаны: в него трубят в ходе утренней молитвы.


Фото из открытых источников

С Рош-ха-Шаны начинается десятидневный период - "дни трепета" (йомим ха-нора), который завершается Йом-Кипур - днем всепрощения, искупления. У верующих есть десять дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом-Кипур Божественное решение окончательно утверждается, и определяется судьба человека на ближайший год.

В дни празднования иудейского Нового года евреи просят у ближних прощения за нанесенные обиды и желают друг другу быть записанными Всевышним в Книгу жизни в следующем году. Во время утреннего собрания в синагоге трубят в шофар (бараний рог), звуки которого должны пробудить раскаяние в сердцах собравшихся.


Фото из открытых источников

В дни Рош-ха-Шаны особое внимание уделяется всевозможным знамениям и природным катаклизмам. Раввины считают, что в эти дни знамения имеют особый смысл.

Паломничество

Хасиды приезжают в Умань целыми общинами, вместе с детьми. Некоторые хасиды, обычно, приезжают несколько раз за жизнь, некоторые ежегодно. Это все зависит, прежде всего, от финансовых возможностей приезжих. Те евреи, которые не имеют средств на поездку в Украину, обращаются за помощью к специальным структурам Израиля, которые занимаются благотворительностью. Они оплачивают проезд общине, предоставляют им пищевой паек и средства на аренду жилья в Умани.

Первые паломники начинают приезжать в Умань еще за неделю до Рош-ха-Шана, который проходит 2 дня подряд в еврейском месяце тишрей (сентябрь или октябрь). В основном это хасиды с достатком, которые могут себе позволить находиться в Умани более одной недели. Сейчас в Умань уже прибыли первые 2,5 тысячи паломников.

Массовое паломничество начинается примерно за 4 дня до праздника Нового года. Хасиды прибывают автобусами из аэропортов Одессы и Киева в течение этих 4 дней. Автобусы прибывают на улицу Челюскинцев, где формируется своеобразный КПП. Это место тщательно охраняется представителями полиции. У приезжих проверяются документы и наличие запрещенных вещей. Здесь же собираются и местные жители, которые желают заработать деньги на паломниках. Они предлагают хасидам услуги по перевозке багажа к улице Пушкина, где происходит общий сбор, или же сразу к квартирам или домам, сданным хасидам в аренду на время праздника. Цены в городе, ясное дело, вырастают в эти дни в несколько раз.


Фото из открытых источников

На КПП также находятся представители еврейской организации, которая организовывает их приезд в Умань. Они проводят учет приезжих и помогают представителям силовых структур с переводом с русского на иврит. После отметки хасиды двигаются вверх по улице Белинского к улице Пушкина, где они собираются своими общинами. Так как отель, который специально строили для паломников-хасидов, не работает, то все приезжие вынуждены искать себе временное жилье у местных жителей.

Цены на жилье отличаются от места расположения дома, этажа и условий проживания. Самым дорогим жильем являются квартиры во многоэтажных домах, которые расположены непосредственно возле могилы цадика Нахмана или синагоги. Немного дешевле стоит аренда частных домов вокруг центра сбора. Наиболее предпочтительны для хасидов дома по улицам Пушкина, Белинского, Софьи Перовской и Кулика. Жилье, расположенное дальше, а это в микрорайонах Новая Умань и Лысая Гора, улицы Восточная и Садовая, ценится значительно дешевле, спрос на него не так велик. Следует отметить, что квартиры выше 5 этажа также стоят значительно дешевле, даже если дом находится возле могилы или синагоги. Ведь в период празднования Рош-ха-Шана хасидам запрещается пользоваться всеми достижениями цивилизации, в том числе и лифтом.

Проблемой хасидов является неудобство маршрута. Они прилетают в Украину в аэропорты Киева и Одессы, а затем двигаются автобусами до Умани. Из-за этого они тратят больше времени и денег на путешествие. Другой проблемой для паломников является проживание в Умани. Средствами еврейских организаций в городе был построен отель Шаарей Цион, но он не может вместить всех желающих. Позже был построен новый большой дом, который переоборудовали под квартиры местных жителей. Паломники вынуждены самостоятельно или через местных посредников искать себе временное жилье, которое часто оказывается неудобным и излишне дорогим. На сегодня существует проект строительства в Умани большого паломнического центра, который будет включать в себя отель, синагогу и различные вспомогательные структуры.


Хасиды отмечают Рош Ха-Шана в Умани Фото из открытых источников

Проблемы, связанные с паломничеством хасидов – это, прежде всего, засоренность города. Ведь в Израиле жителям строго запрещено мусорить, за это они платят большие штрафы. Приезжая в Украину, где законы не так щепетильны, евреи позволяют себе мусорить где угодно. Во время празднования Нового года городские службы не успевают убирать улицы города. Кроме этого хасидская организация, которая занимается организацией паломничества в Умань, нанимает местных жителей для того, чтобы они убирали улицы города.

Новости по теме

Охранять порядок в городе в этом году будут около 450 полицейских.

К слову, в этом году ожидается приезд в Умань более 30 тыс. паломников из 20 стран мира (около 80% - из Израиля). Они будут традиционно шумно отмечать 5777-й Новый год.

Сергей Звиглянич

8 сентября, с заходом солнца (18:14 по Иерусалиму), евреи всего мира начали праздновать наступление нового, 5771 года - Рош ха-Шана. Трубление в шофар прозвучало по всему Израилю и в еврейских диаспорах и открыло череду иудейских праздников.
Рош ха-Шана (букв. "голова года") — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю (приходится на сентябрь или октябрь). С этого дня начинается отсчет дней нового еврейского года.
Каждый год тысячи евреев-ортодоксов совершают паломничество в Умань на могилу основателя хасидизма - цадика Нахмана. В этом году паломничество совершили больее 30 тыс. хасидов со всего мира, основная масса которых прилетела с Израиля. В этом году паломников было гораздно больше, чем в предыдущие разы. Это связано с тем, что Рош Ха-Шана совпадает с 200-летием со дня смерти основателя хасидизма цадика Нахмана. За порядком следили около полутысячи сотрудников правоохранительных органов, привлеченных из Черкасской области и несколько израильских полицейских. О том, как в хасиды Умани праздновали один из важнейших праздников я и расскажу сегодня.

Краткая история

История еврейского народа неотделима от Украины. Именно тут зарождался и утверждался хасидизм (буквальный перевод — «учение благочестия», от слова «хасид» — «благочестивый»). С самого начала это религиозно-мистическое народное движение имело множество разнообразных направлений и ответвлений. Одним из самих влиятельных среди них стало движение брацлавских хасидов. Его основателем и духовным лидером стал цадик (праведник) Нахман из Брацлава.
Рабби Нахман безгранично верил в Б-га и считал очень важным чувство радости и наслаждения от молитв к Бо-гу, а также от непосредственного общения с цадиком или его духовным наследием. Он одним из первых начал проповедовать, что молитва не должна быть плачем, а должна сопровождаться песнопениями и танцами (именно поэтому хасиды, обращаясь к Б-гу, танцуют и веселятся).
В 1802 году рабби Нахман побывал проездом в Умани и посетил еврейское кладбище, где похоронены тысячи жертв массовых погромов 1766 года. Здесь он пожелал, чтобы его похоронили среди этих мучеников.
Рабби Нахман скончался 16 октября 1810 года. Он завещал своим ученикам похоронить себя на этой многострадальной земле, на городском еврейском кладбище, чтобы он мог спасать загубленные души. А еще просил, чтобы и после его кончины во время Рош а-Шана все последователи его учения приезжали к нему на могилу, и каждый, кто вознесет в этом месте к небесам свои молитвы, обещал рабби Нахман, найдет в его лице заступника перед Всевышним. Строго следуя его поучениям каждый хасид должен совешрить паломничество к месту его захоронения - в Умань.

В эти дни умань превращается в очень дорогой город, особенно это касается еврейского квартала. На его территории, по улице Пушкина, находятся несколько синагог, в одной из которых похоронен Рабби Нахман. Накануне Рош Ха-Шана квартал перекрывается сотрудниками милиции, впускаются только представители власти, СМИ, евреи, продавцы с местного рынка и предприимчивые жители, сдающие здесь койкоместа по сумасшедшим ценам.
Снять квартиру/дом/койку 8 числа уже было невозможно - все распродано за несколько недель. В среднем, в не очень отдаленном от могилы доме, в проживание стоит $200 с человека в сутки. Жилье поближе к могиле могут позволить себе только богатые хасиды - от $500/сутки. На период проживания евреев, местные жители выносят все из квартир и расставляют внутри двухярусные кровати, чем больше мест - тем больше денег и если бы были 3-х ярусные койки - спали бы в 3 яруса. В отместку, дома потом неделями отмываются от следов проживания евреев. Учитывая уровень жизни в Умани, местные жители за несколько недель зарабатывают на жизнь на год вперед, до следующего Рош Ха-Шана. Деньги дерут со всех: если Вы - украинец, то цена завышается в 3-4 раза, если еврей - иногда и в 10 раз. В основном рассчет в долларах США. Бутылка 2л Pepsi при мне была продана ровно за $10 с виду состоятельному Хасиду. Вполне понятно, почему нет ценников. За то, чтобы проехать 3 км до автовокзала, с нас потребовали 20 грн - невиданная цена для Умани.
Вначале ул.Пушкина жители организовали рынок, где продавали абсолютно все - от кукурузных палочек до старых будильников. Многие прилавки затянуты сеткой, чтобы не воровали, но и это помогало редко. Очень большой популярностью пользовалось игрушечное оружие, почти вся детвора бегала с пистолетами и стреляла шариками. Объясняется просто - в Израиле детям нельзя носить оружие, ни настоящее, ни игрушечное.
На Рош ха-Шана хасиды переодеваются в прадничную одежду, едят только кошерную еду и ничего не делают. Не делают в прямом смысле слова - нельзя даже смыть воду в унитазе, держаться за поручень в транспорте, открывать двери. Поэтому в канун Рош Ха-Шана, вечером до 19.00, хасиды открывают все двери, открывают краны в умывальниках, тоесть, готовят все заранее, чтобы ничего не пришлось делать, обвязывают правую руку. Более состоятельные хасиды нанимают местных жителей, чтобы те помогали им.
Кошерная еда, готорая готовилась по иудейским канонам, летела прямо из Израиля, причем отдельно от "неблагочестивых", тоесть "нехасидов" и продается в специальных местах на улице. Прикасаться к такой еде неблагочестивым нельзя.

1. Сразу за милицейский кордоном Умань превращается в Израиль, толпа хасидов, которая сгущается по мере приближения к могиле цадика, чувствую себя туристом. Повсюду очень грязно, кучи мусора и везде валяются памятки с правилами поведения в Украине, их выдавали каждому хасиду чтобы избегать конфликтов на почве непонимания

2. Многие хасиды не просто любят фотографироваться, а очень хорошо позируют, кривляются

3. В основном хасиды очень бедны, однако попадаются весьма состоятельные люди, например, владеющие бизнесом у себя на родине и здесь такие очень выделяютя среди остальных. В толпе очень мало украинцев - только несколько журналистов, местные предприниматели и сотрудники милиции. Жители Умани совсем не любят иудейский квартал невзирая на то, что он "кормит" многих уманчан

5. Около синагоги все танцуют. Нахман говорил, что молитва должна проходить в радости, тогда Б-г будет их лучше слышать, поэтому во время молитвы хасды танцуют, радуются, поют, или кричат

6. На улице было слишком мало места, чтобы все желающие могли танцевать. Многие смотрели на веселье с балконов своих аппартаментов. Большинство недвижимости рядом с могилой и синагогами скуплено евреями. Нам с kubikus_rubikus удалось попасть в одну из таких квартир и узнать, как живется паломникам, но об этом позже. Именно в этом доме в тех квартирах, которые все еще принадлежат уманчанам, стоимость проживания одного человека стоит не менее $400/сутки. Даже адресные указатели, и те давно написаны на иврите

7. Потолкаться в плотном потоке евреев - то еще удовольствие и тест на выносливость

8. Поют, водят хороводы

11. Хасидов все интересует. Они так оккупировали автомобиль телевизионщиков, интересуясь происходящим внутри, что операторам пришлось чуть ли не силой отгонять их

12. Хасидами являются люди разных расовых групп, представители негроидной очень неохотно фотографировались:) Если человек не желал фотографироваться - он просто закрывался рукой, или отворачивался. Проявлений агрессии практически не было за исключением одного тяжелого психического случая: хасид в праздничной белой одежде взялся переносить кошерную пищу, но наклонив поддон испачкался, пролив её на себя. Я в этот момент снимал ее, в ответ на что получил кучу громкой ругани, да так, что вся улица начала пялиться на меня. Пришлось быстро покинуть эо место чтобы не накалять обстановку. Агрессивный хасид еще минут 10 кричал на всю улицу

13. Все происходящие события старательно записываются на мобильные телефоны - кто знает, когда снова удастся посетить Умань

14. Этот дом находится рядом с могилой Нахмана и принадлежит очень богатому еврею, который выкупил его несколько лет назад. За забор пускали только с пропусками. "Есть картис? - проходи, нет картис??? - но, но, го эвэй", отмахивая рукой в обратную сторону кричит уманчанин, караулящий на воротах. Рассказывает мне, что за час такой работы ему платят 15 грн и это неплохой заработок. На это место большая очередь и устроиться можно только по блату. За несколько дней он зарабатывает очень неплохие деньги таким трудом, но в Субботу, 11 числа передаст это место своему очень хорошему знакомому, а сам повезет хасидов в Киев - это прибыльнее. За одну такую поездку он берет с человека $100

16. Тем, у кого нет праздничного головного убора, местные жители впаривали норковые шапки-ушанки, а хасиды от радости, что выпало такое счастье, не снимали их целыми днями. Точно так же продавалась и обувь - "всего за 300 грн купите эти кожаные туфли Карло Пазолини. - А носить есть долго дома? - Да, очень долго!"

17. Пейсы - традиционный элемент прически у ортодоксальных евреев. В Торе есть запрещающая заповедь выбривать волосы на висках. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если видно, что это место не выбрито. Во многих общинах из уважения к этой заповеди было принято оставлять пряди волос на висках, так называемые пейсы

20. Талмуд называет тфиллин венцом еврейской уникальности. Тфиллин надевается на левую руку ближе к сердцу (сосредоточию эмоций) и на голову (разум), посвящая тем самым эмоции и разум служению Б-гу. Надевание Тфиллин - заповедь, согласно которой 13-летний мальчик начинает взрослую жизнь. Эта заповедь соблюдается уже несколько тысячелетий. Тфиллин — это две кожаные коробочки, через которые продеты кожаные ремни. В каждую из них вложен пергамент с четырьмя фрагментами из Торы: "Шма, Вэайя, Кадэш, Вэайя (другой раздел Талмуда)". Одна из коробочек прикладывается к левому предплечью, другая - на голову

21. Синагога изнутри. После наступления вечерней молитвы снимать вообще строго запрещено, хотя я рассчитывал заснять переполненное хасидами помещение, но решил не нарываться на неприятности

22. Внизу, под этой синагогой, находится баня. Вход для хасидов стоит 2 доллара. Было несколько случаев, когда хасид давал охраннику сразу 20 долларов, только бы тот пустил без пропуска, потому что неохота покупать. Тот брал деньги и хасид тут же его "сдавал" начальству, охранника на месте увольняют. После нескольких таких случаев на входе требуют только "картис" и не берут никакие деньги - работа дороже

23. Так выглядит синагога снаружи. Чтобы заснять ее, мне пришлось забраться на огромный резервуар с водой, за что получил словесную брань от проходящего мимо хасида. Возможно, я нарушил какое-то ихнее правило:)

24. Рядом с домом, где живут самые богатые евреи, подняли палатку, в которой можно было перекусить

25. Точка продажи кошерной пищи. Обращаю внимание, что выдают её хасиды. Неблагочестивые не должны прикасаться своими руками к кошерной пище. Но готовить ее могут не все. Производитель кошерной продукции получает сертификат на кошерность своей продукции, в результате чего производитель вправе обозначить свой продукт знаком кошерности, либо просто предоставить полученный сертификат. Знак кошерности обозначает кошерность продукта, а значит обеспечивает качество, чистоту и его полезность.

26. Еще одна точка продажи пищи. Ко мне подошел хасид и начал попрошайничать деньги: "Дай денег! - Сколько? У меня только гривны))". С толпы вдруг на русском языке кто-то ответил "Ему все равно сколько и в какой валюте, сколько хочешь дай!". Я кинул 10 грн, после чего тот с радостью мне попозировал. Вообще хасиды не стесняются попрошайничать и с виду прилично одетые люди вполне нормально ходят с большими 5л бутылками, потрясывая ими перед лицами прохожих. В основном просят друг у друга. Небедные евреи бросали и по $10

27. Почти вся детвора бегает по улицам с пистолетами и не стеснялась иногда пострелять в фотографов:) Круче всех нас обстреляли с обреза, когда мы сели перекусить

28. Праздничные прически готовились прямо на улицах, в следствии чего под ногами валялись горы волос. Стрижками занимались сразу 3 парикмахера, быстро пропуская очередь ожидающих

32. Для желающих тома талмуда продавались на улице. Талмуд - многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве.
Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон). Существует мнение, что Талмуд состоит из 52 книг, однако далеко не все из них переведены на основные мировые языки, а некоторые доступны лишь иудеям высоких ступеней духовного посвящения и то не все сразу, то есть чем выше становится статус иудея, тем большее число книг Талмуда ему открывается.

34. Праздничное веселье

36. Некоторые хасиды оборачивают голову в полотенце чтобы уединиться для молитвы среди шумной толпы

38. Палаточные места на заднем дворе синагоги. Умань не может поселить всех желающих в домах, да и не у всех есть деньги, чтобы заплатить за жилье, поэтому организаторы разбили несколько палаточных городков на территории иудейского квартала

40. Недалеко от синагоги есть озеро, в котором купаются хасиды. С одной его стороны скалистый берег, на котором можно посидеть и подумать о добрых делах

42. И даже здесь, уманчане, живущие в частном секторе, сдают свои дворы в аренду - в каждом дворе по 5-6 небольших палаток

45. Некоторые молятся и плачут

46. После покупки посуды, ее обязательно нужно сполоснуть в речной(озерной) воде и не важно, грязная она, или нет. Только после такого полоскания в ней можно варить еду. Этот водоем издает жуткие запахи, сюда направлен канализационный отвод

52. Перед входом в синагогу, где похоронен Нахман висят информационные банеры

53. Толпа издалека похожа на Троещинскую - каждый занимается чем ему хочется независимо от тематики собрания

54. Вход к могиле. По сути, могила представляет собой большую каменную стену, к которой хочет прикоснуться каждый хасид и помолиться. Протиснуться внутрь даже днем было очень проблематично, а вечером и подавно

56. Еще одна синагога пока хасиды обедают. Через 20 минут свободных сидячих мест не будет

58. Чтобы поселить самых бедных хасидов, еврейская община арендовала заводской ангар на несколько тысяч спальнрых мест. На входе стоял очень злой охранник, который пообещал набить мне "фотоебальник" если я засниму его. Остальные оказались нормальными ребятами. Молодой человек справа просил у охранника слева дать мобильный, чтобы позвонить родным в Израиль. Охранник просил $2, но хасид предлагал только $1, так и спорили весь вечер

62. Около могилы продавалась разная литература, Талмуды, буклеты и еще что-то. Почему-то все продавцы просили их не фотографировать

63. Палаточное поселение рядом с могилой

64. Самые комфортные места были выкуплены заранее. Да - это на самом деле очень комфортные места. Чтобы никто не занял чужое место, приходилось тут сидеть чуть ли не с самого утра, пропуская танцы и песни в центре Пушкинской улицы

65. А те, кто не купил комфорт, тем временем на полную отрывались

69. Когда я подошел к детской площадке, дети вдруг начали фотографировать меня, некоторые фотографировались вместе со мной на память

70. Весь день в телефонную будку стояла очередь - желающие звонили домой и болтали с родственниками

73. Одной из отличительных черт хасидского наряда является штраймл - меховая шапка, одеваемая по Субботам и праздникам. бывают и другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпки. Хасиды придают деталям одежды магические свойства и символическое значение. Например, короткие панталоны заправляют в чулки, чтобы штаны не касались земли, считающейся скверной, нарушающей святость; носят туфли без шнурков или пряжек (штиблет на идише), чтоб не касаться их и избежать скверны; шелковый шнурок вокруг пояса (гартл идиш) должен, по идее, отделять вышнее и духовное от суетного, что ниже пояса, и т. п.

74. Эти хасиды прямо на улице недорого продают кипы, если вдруг кто-то потерял свою, или захотел обновиться

77. Чтобы уединиться посреди шумной толпы для молитвы, паломнику достаточно набросить на голову полотенце. Духовно общаясь с Рабби, хасиды на целый год заряжаются энергией, вдохновением и силой. Неистово молятся и в храме-пантеоне, и в синагоге. Многие пытаются уединиться. Одни - прямо на шумных многолюдных улицах, расхаживая с молитвенником в руках и полотенцем на голове - и уже никто не мешает им оставаться наедине с любимым цадиком.

78. Как я и говорил, нам удалось попасть в аппартаменты к хасидам. Эта квартира была куплена за невиданные для Умани деньги - если не ошибаюсь за $50 000 и это в доме, состояние какого оценивается как аварийное. Сделали ремонт, как полагается обустроили и теперь каждый год приезжают в Умань

79. Работу по дому для них делает местная женщина. К стати, на лицо ущимление прав, т.к. на 30 тыс хасидов было зарегистрировано всего 29 женщин, которые не могли выйти на улицу и целыми днями сидели дома. И только на вечернюю молитву им было разрешено выйти за забор синагоги и помолиться отдельно от мужчин

81. Перед вечерней молитвой к синагоге прибыл какой-то очень важный раввин. Хасиды двинулись за ним, чтобы вместе помолиться. Когда внутри не осталось места, охрана заградила собой проход и чуть не началась драка. Если бы кто-то из еврейской общины вовремя не подоспел для решения конфликта, случилась бы огромная драка - ни в коем случае нельзя препятствовать молитве

82. После разрешения конфликта, внутрь начали впускать вообще всех, пока синагога не начала трещать по швам - хасиды начали выазить на крышу, на опоры, под потолок, только бы увидеть раввина. Это и есть те самые некомфортные места, где хасиды молились весь вечер

84. Дети изучают Тору с раннего детства и молятся под руководством взрослых

85. Если упасть, то место тут же займет другой хасид

91. Богатые евреи почти весь день провели в своем доме, не желая танцевать с остальными

93. Этот паломник просидел на скале над водой с самого утра, не отвлекаясь на прием пищи и встречу раввина

94. После молитвы Раввина, ближе к 19.00, наступает Рош Ха-Шан и снимать уже нельзя. Хасиды переодеваются в праздничный белый наряд

95. Центр улицы быстренько убирается

96. ... поставив на улице Тору в цилиндре и читая молитвы, хасиды встречают Рош Ха-Шана, 5771 Новый Год по еврейскому календарю



Что еще почитать