Появилось подтверждение создания в россии гиперзвукового оружия. Россия испытала гиперзвуковой боевой блок для мбр "сармат" Российский гиперзвуковой самолет ю 71

Хотя эпоха «Холодной» войны осталась в прошлом, на сегодняшний день в мире осталось достаточно проблем, решать которые приходится с помощью новейших разработок в области оружия. На первый взгляд главные мировые проблемы исходят от террористических группировок, отношения некоторых крупных мировых держав тоже достаточно напряжённые.

В последнее время крайне обострились отношения между Россией и США. Используя НАТО, США окружает Россию системами ПРО. Обеспокоенная этим Россия приступила к разработкам гиперзвуковых летательных аппаратов, так называемых «беспилотников», которые могут нести ядерные боеголовки. Именно с этими проектами связан секретный сверхзвуковой глайдер «Ю-71, испытания которого проходят в обстановке строжайшей секретности.

История развития гиперзвукового оружия

Первые испытания самолётов, способных летать со скоростью, превышающей скорость звука, начались ещё в 50-х годах 20 века. Это было связано с эпохой Холодной» войны, когда две сильнейшие сверхдержавы мира (США и СССР) пытались обойти друг друга в гонке вооружений. Первой советской разработкой в этой области стала система «Спираль». Она представляла собой небольшой орбитальный самолёт, и должна была соответствовать следующим параметрам:

  • Система должна была превосходить американскую X-20 «Dyna Soar», которая представляла собой подобный проект;
  • Гиперзвуковой самолёт-носитель должен был обеспечить скорость порядка 7 000 км/ч;
  • Система должна была отличаться надёжностью и не развалиться при перегрузках.

Несмотря на все старания советских конструкторов, характеристики гиперзвукового самолёта-носителя даже не приблизились к заветной скоростной цифре. Проект пришлось закрыть, так как система даже не взлетела. К огромной радости советского правительства, американские испытания тоже с треском провалились. В то время мировая авиация была ещё бесконечно далека от скоростей, превышающих в несколько раз скорость звука.

Испытания, которые уже были более приближены к технологиям, связанным с гиперзвуком, проходили в 1991 году, тогда ещё в СССР. Тогда был осуществлён полёт «Холода», который являлся летающей лабораторией, созданной на базе ракетного комплекса с-200, на основе ракеты 5В28. Первое испытание прошло достаточно успешно, так как удалось развить скорость около 1 900 км/ч. Разработки в этой области продолжались до 1998 года, после чего были свёрнуты в связи с экономическим кризисом.

Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке

Хотя точной информации о разработке гиперзвукового вооружения за период с 2000 по 2010 годы нет, собрав материалы из открытых источников, можно увидеть, что данные разработки велись в нескольких направлениях:

  • В первую очередь разрабатываются боевые блоки для баллистических межконтинентальных ракеты. Хотя их масса намного превышает обычные ракеты такого класса, за счёт осуществления маневров в атмосфере их невозможно будет перехватить стандартными средствами ПРО;
  • Следующим направлением развития сверхзвуковых технологий является разработка комплекса «Циркон». Данный комплекс базируется на сверхзвуковой ПРК «Яхонт/Оникс»;
  • Разрабатывается также ракетный комплекс, ракеты которого смогут развивать скорость, которая превышает скорость звука в 13 раз.

Если все эти проекты объединятся в одном холдинге, то ракета, которая будет создана совместными усилиями, сможет быть как наземного, так и воздушного или корабельного базирования. Если американский проект «Prompt Global Strike», который предусматривает создание сверхзвукового оружия, способного поразить любую точку мира в течении одного часа, увенчается успехом, Россию смогут защитить только межконтинентальные сверхзвуковые ракеты собственной разработки.

Российские сверхзвуковые ракеты, испытания которых фиксируют британские и американские специалисты, способны развивать скорость около 11 200 км/ч. Их практически невозможно сбить и даже крайне сложно отследить. Информации о данном проекте, который часто фигурирует под названием Ю-71 или «объект 4202», крайне мало.

Самые известные факты о секретном оружии России Ю-71

Секретный глайдер Ю-71, который является частью российской ракетной сверхзвуковой программы, способен долететь до Нью-Йорка за 40 минут. Хотя данная информация официально не подтверждена, исходя из того, что сверхзвуковые российские ракеты способны развивать скорость свыше 11 00 км/ч, можно сделать именно такие выводы.

По немногочисленной информации, которую можно про него отыскать, глайдер Ю-71 способен:

  • Лететь со скоростью свыше 11 000 км/ч;
  • Обладает невероятной маневренностью;
  • Способен планировать;
  • При осуществлении полёта может выходить в космос.

Хотя испытания ещё не закончены, всё говорит о том, что к 2025 году на вооружении России может быть данный сверхзвуковой глайдер, вооружённый ядерными боеголовками. Такое оружие будет способно в течение часа оказаться практически в любой точке мира и нанести точечный ядерный удар.

Дмитрий Рогозин заявил, что оборонная промышленность России, которая во времена СССР была самой развитой и передовой, сильно отстала в гонке вооружений за 90-е и 2000-е годы. За последнее десятилетие российская армия начинает возрождаться. Советская техника заменяется современными высокотехнологичными моделями, а оружие пятого поколения, которое с 90-х годов «застряло» в конструкторских бюро в виде проектов на бумаге, начинает обретать вполне конкретные очертания. По словам Рогозина, новое российское оружие может удивить мир своей непредсказуемостью. Под непредсказуемым оружием, скорее всего, имелся ввиду глайдер Ю-71, вооружённый ядерными боеголовками.

Хотя данный аппарат разрабатывается как минимум с 2010 года, информация о его испытаниях попала к американским военным лишь в 2015 году. Пентагон от этого впал в полное уныние, ведь в случае применения Ю-71 вся система ПРО, которая установлена по периметру территории России, становится абсолютно бесполезной. Кроме этого, сами Соединённые Штаты Америки становятся беззащитными перед этим секретным ядерным глайдером.

Ю-71 в состоянии не только наносить ядерные удары по противнику. Благодаря наличию мощной ультрасовременной системы радиоэлектронной борьбы, глайдер способен за несколько минут, пролетая на территорией США, вывести из строя все станции обнаружения, оснащённые радиоэлектронной аппаратурой.

Если верить донесениям НАТО, то с 2020 по 2025 годы в армии России может появиться до 24 аппаратов типа Ю-71, любой из которых способен незамеченным пересечь вражескую границу и уничтожить целый город несколькими выстрелами.

Российские планы по развитию гипероружия

Хотя в России по вопросу принятия на вооружение Ю-71 никаких официальных заявлений не делается, известно, что разработка начата как минимум в 2009 году. Ещё в 2004 году было озвучено заявление, что космический аппарат, который способен развивать гиперзвуковую скорость, успешно прошёл испытания. Также известно, что испытуемый аппарат способен не только лететь по заданному курсу, но и совершать различные манёвры в полёте.

Ключевой особенностью нового оружия станет именно эта возможность совершения манёвров на сверхзвуковых скоростях. Доктор военных наук Константин Сивков утверждает, что современные межконтинентальные ракеты способны развивать сверхзвуковую скорость, хотя при этом они действуют лишь как баллистические боеголовки. Траекторию полёта данных ракет несложно рассчитать и предотвратить. Главной опасностью для противника являются именно управляемые летательные аппараты, которые в состоянии менять направление движения и двигаются при этом по сложной и непредсказуемой траектории.

На заседании военно-промышленной комиссии, которая прошла в Туле 19 сентября 2012 года, Дмитрий Рогозин сделал заявление о том, что следует ожидать появления нового холдинга, который возьмёт на себя все аспекты разработки гиперзвуковых технологий. Также на этой конференции были названы предприятия, которые должны войти в состав нового холдинга:

  • «НПО машиностроения», которое сейчас непосредственно занимается разработками сверхзвуковых технологий. Для создания холдинга, «НПО машиностроения» должно выйти из состава Роскосмоса;
  • Следующей частью нового холдинга должна стать корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;
  • В работе холдингу должен активно помогать и концерн «Алмаз-Антей», сфера деятельности которого в настоящее время лежит в области противоракетной и воздушно-космической сферы.

Хотя, по словам Рогозина, данное слияние уже давно необходимо, из-за некоторых юридических аспектов, оно пока не состоялось. Рогозин подчеркнул, что данный процесс – это именно слияние, а не поглощение одной компании другой. Именно этот процесс позволит значительно ускорить развитие гиперзвуковых технологий в военной области.

Директор Центра анализа мировой торговли оружием, военный эксперт и председатель Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко поддерживает идеи по слиянию, озвученные Рогозиным. По его словам, новый холдинг сможет полностью сконцентрировать свои усилия на создании новых перспективных видов вооружения. Так как оба предприятия обладают огромными возможностями, вместе они смогут внести значительный вклад в развитие оборонного комплекса России.

Если к 2025 году на вооружении России будут состоять не только гиперзвуковые ракеты, с ядерными боеголовками, но и глайдеры Ю-71, это будет серьёзной заявкой на переговорах с США. В связи с тем, что Америка на всех переговорах подобного типа привыкла действовать с позиции силы, диктуя второй стороне лишь выгодные для себя условия, полноценные переговоры с ней можно вести, только обладая новым мощным вооружением. Заставить США прислушаться к словам оппонента можно, только серьёзно испугав Пентагон.

Президент России Владимир Путин, выступая на конференции «Армия-2015» отметил, что ядерные силы получат 40 новейших межконтинентальных ракет. Многие поняли, что имеются ввиду гиперзвуковые ракеты, которые в состоянии преодолеть все известные системы противоракетной обороны. Слова президента косвенно подтверждает Виктор Мураховский (член экспертного совета при председателе военно-промышленной комиссии), говоря о том, что российские межконтинентальные баллистические ракеты с каждым годом совершенствуются.

Россия ведёт разработки крылатых ракет, которые способны летать на гиперзвуковых скоростях. Данные ракеты способны достигать целей на сверхмалых высотах. Все современные комплексы ПРО, которые находятся на вооружении НАТО, не в состоянии поразить цели, летящие на таких низких высотах. Кроме этого, все современные комплексы противоракетной обороны способны перехватывать цели, которые летят со скоростью не более 800 метров в секунду, поэтому даже если не считать глайдер Ю71, сверхзвуковых российских межконтинентальных ракет хватит, чтобы сделать Натовские системы ПРО бесполезными.

По последним данным известно, что США и Китай также разрабатывают свой аналог Ю-71, только китайская разработка может составить реальную конкуренцию российской разработке. Американцам, к глубочайшей их скорби, пока в этой области серьёзных успехов добиться не удалось.

Китайский глайдер известен под названием Wu-14. Данный аппарат официально испытывался только в 2012 году, но в результате данных испытаний он смог развить скорость свыше 11 000 км/ч. Хотя про скоростные качества китайской разработки известно широкой публике, про вооружение, которым будет оснащён китайский глайдер, нигде нет ни слова.

Американский сверхзвуковой беспилотник Falcon HTV-2, который проходил испытания несколько лет назад, потерпел сокрушительное фиаско – просто потерял управление и разбился после 10 минут полёта.

Если сверхзвуковое оружие станет стандартным вооружением российских Космических Сил, то вся система ПРО станет практически бесполезной. Внедрение сверхзвуковых технологий произведёт настоящую революцию в военной сфере всего мира.

Холодная война, которая проходила между США и СССР в 1946-1991 годах, давно закончилась. По крайней мере так считают многие эксперты. Однако гонка вооружений не останавливалась ни на минуту, и даже сегодня она находится в стадии активного развития. Несмотря на то что сегодня основные угрозы для страны представляют террористические группировки, отношения между мировыми державами тоже являются напряженными. Все это создает условия для развития военных технологий, одной из которых является гиперзвуковой самолет.

Необходимость

Отношения между США и Россией сильно обострены. И хотя на официальном уровне США в России называют партнерской страной, многие политические и военные эксперты утверждают, что между странами идет негласная война не только на политическом фронте, и но и на военном в виде гонки вооружений. К тому же, США активно применяет НАТО для окружения России своими системами ПРО.

Это не может не беспокоить руководство России, которая уже достаточно давно приступила к разработке летательных аппаратов-беспилотников, превосходящих гиперзвуковую скорость. Эти беспилотники можно оснастить ядерной боеголовкой, и они беспрепятственно смогут доставить бомбу в любую точку мира, причем, достаточно быстро. Подобный гиперзвуковой самолет уже создан - это лайнер "Ю-71", который сегодня тестируется в строгой секретности.

Развитие гиперзвукового оружия

Впервые испытывать самолеты, которые могли летать со скоростью звука, начали в 50-х годах 20 века. Тогда это еще было связано с так называемой Холодной войной, когда две развитые державы (СССР и США) стремились обогнать друг друга в гонке вооружений. Первым проектом стала система "Спираль", которая представляла собой компактный орбитальный самолет. Он должен был составить конкуренцию и даже превзойти гиперзвуковой самолет США X-20 Dyna Soar. Также советский самолет должен был иметь способность развивать скорость до 7000 км/час и при этом не разваливаться в атмосфере при перегрузках.

И хотя советские ученые и конструкторы старались воплотить в жизнь подобную идею, не удалось даже приблизиться к заветным характеристикам. Опытный образец даже не взлетел, однако правительство СССР облегченно вздохнуло, когда американский самолет тоже провалился в ходе испытаний. Технологии того времени, в том числе в отрасли авиации, были бесконечно далеки от нынешних, поэтому создание самолета, который бы мог в несколько раз превышать скорость звука, было обречено на провал.

Впрочем, в 1991 году было проведено испытание самолета, который мог развивать скорость, превышающую скорость звук. Это была летающая лаборатория "Холод", созданная на базе ракеты 5В28. Испытание прошло успешно, и тогда самолет смог развить скорость 1900 км/час. Несмотря на наличие прогресса, разработку после 1998 года прекратили в связи с экономическим кризисом.

Технологии 21 века

Не существует точной и официальной информации о разработке гиперзвуковых самолетов. Впрочем, если собрать материалы из открытых источников, то можно сделать вывод, что подобные разработки осуществлялись сразу в нескольких направлениях:

  1. Создание боевых блоков для межконтинентальных баллистических ракет. Их масса превышала массу стандартных ракет, однако за счет возможности маневрирования в атмосфере перехватить их средствами ПРО невозможно или, как минимум, чрезвычайно сложно.
  2. Разработка комплекса "Циркон" - еще одно направление развития технологии, которая базируется на использовании сверхзвуковой ПРК "Яхонт".
  3. Создание комплекса, ракеты которого могут превышать скорость звука в 13 раз.

Если все данные проекты объединятся в одном холдинге, то совместными усилиями может быть создана ракета воздушного, наземного или корабельного базирования. Если проект Prompt Global Strike, создаваемый в США, будет успешным, то американцы получат возможность поражать любую точку мира в течение одного часа. Россия сможет защититься только технологиями собственной разработки.

Американскими и британскими специалистами фиксируются испытания сверхзвуковых ракет, которые могут развивать скорость до 11200 км/час. С учетом столь высокой скорости сбить их практически невозможно (на это не способна ни одна ПРО в мире). Более того, они даже слежке поддаются крайне сложно. Информации о проекте, который иногда фигурирует под названием "Ю-71", очень мало.

Что известно об российском гиперзвуковом самолете "Ю-71"?

С четом того, что проект засекречен, информации о нем очень мало. Известно, что данный глайдер является частью ракетной сверхзвуковой программы, и в теории он способен долететь до Нью-Йорка за 40 минут. Конечно, эта информация не имеет официального подтверждения и существует на уровне догадок и слухов. Но с учетом того, что российские сверхзвуковые ракеты могут достигать скорости 11200 км/час, подобные выводы кажутся вполне логичными.

По разным источникам гиперзвуковой самолет "Ю-71":

  1. Обладает высокой маневренностью.
  2. Может планировать.
  3. Способен развивать скорость свыше 11000 км/час.
  4. Может выходить в космос при осуществлении полета.

Заявления

На данный момент испытания гиперзвукового самолета России "Ю-71" еще не закончены. Однако некоторые эксперты утверждают, что к 2025 году Россия, возможно, получит данный сверхзвуковой глайдер, и его можно будет оснастить ядерным вооружением. Подобный самолет будет поставлен на вооружение, и в теории он будет способным в течение всего одного часа нанести точечный ядерный удар в любой точке планеты.

Представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что некогда самая развитая и передовая промышленность СССР отстала от гонки вооружений в течение последних десятилетий. Однако совсем недавно армия начала возрождаться. Устаревшая советская техника заменяется новыми образцами уже российских разработок. К тому же, застрявшее в 90-х годах в виде проектов на бумагах оружие пятого поколение обретает видимые очертания. По словам политика, новые образцы российского вооружения могут удивить мир непредсказуемостью. Вполне вероятно, что Рогозин имеет в виду новый гиперзвуковой летательный аппарат "Ю-71", который может нести ядерный боезаряд.

Считается, что разработка данного самолета началась в 2010 году, однако в США о нем узнали лишь в 2015. Если информация о его технических характеристик является правдивой, то Пентагону предстоит решать сложную задачу, так как используемые в Европе и на своей территории ПРО не смогут оказать противодействие подобному самолету. К тому же, США и многие другие страны окажутся просто беззащитными перед подобным оружием.

Прочие функции

Кроме возможности нанесения по противнику ядерных ударов, глайдер благодаря мощному современному оборудованию радиоэлектронной борьбы сможет производить разведку, а также выводить из строя устройства, оснащенные радиоэлектронной аппаратурой.

Если верить донесениям НАТО, то приблизительно с 2020 по 2025 годы в армии РФ может появиться до 24 подобных самолета, которые смогут незаметно пересечь границу и всего несколькими выстрелами уничтожить целый город.

Планы по развитию

Конечно, нет никаких данных по поводу принятия на вооружение перспективного самолета "Ю-71", однако известно, что его разрабатывают с 2009 года. При этом аппарат сможет не только летать по прямой траектории, но и маневрировать.

Именно маневренность на гиперзвуковых скоростях станет особенностью летательного аппарата. Доктор военных наук Константин Сивков утверждает, что межконтинентальные ракеты могут развивать сверхзвуковую скорость, но при этом они действуют как обычные баллистические боеголовки. Следовательно, их траектория полета легко рассчитывается, что дает возможность системе ПРО их сбивать. А вот управляемые летательные аппараты представляют серьезную угрозу противнику, поскольку их траектория является непредсказуемой. Следовательно, невозможно определить, в какой точке будет выброшена бомба, а так как точку сброса определить нельзя, то и траектория падения боеголовки не просчитывается.

В Туле 19 сентября 2012 года на заседании военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин заявил, что вскоре следует создать новый холдинг, задача которого будет заключаться в развитии гиперзвуковых технологий. Сразу же были названы предприятия, которые войдут в состав холдинга:

  1. "Тактическое ракетное вооружение".
  2. "НПО машиностроения". На данный момент предприятие разрабатывает сверхзвуковые технологии, однако на данный момент компания находится в составе структуры Роскосмоса.
  3. Следующим членом холдинга должен стать концерн "Алмаз-Антей", который нынче занимается разработкой технологий воздушно-космической и противоракетной отрасли.

Рогозин считает, что подобное слияние необходимо, однако юридические аспекты не позволяют ему состояться. Также отмечается, что создание холдинга не предполагает поглощение одной компанией другой. Это именно слияние и совместная работа всех предприятий, что позволит ускорить процесс развития гиперзвуковых технологий.

Председатель совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко также поддерживает идею создания холдинга, который бы занимался разработкой гиперзвуковых технологий. По его словам, новый холдинг действительно необходим, ведь он позволит направить все усилия на создание перспективного вида вооружения. Обе компании обладают большими возможностями, однако по отдельности они не смогут достичь тех результатов, которые возможны при совмещении усилий. Именно вместе они смогут внести вклад в развитие оборонного комплекса РФ и создать самый быстрый самолет в мире, скорость которого превзойдет ожидания.

Оружие как инструмент политической борьбы

Если к 2025 году на вооружении будут стоять не только гиперзвуковые ракеты с ядерными боеголовками, но и глайдеры "Ю-71", то это серьезно укрепит политические позиции России в ходе переговоров с США. И это совершенно логично, ведь все страны в ходе переговоров действуют с позиции силы, диктуя противоположной стороне выгодные ей условия. Равные переговоры между двумя странами возможны только при наличии мощного вооружения у обоих сторон.

Владимир Путин в ходе выступления на конференции "Армия-2015" заявил, что ядерные силы получают новые межконтинентальные ракеты в количестве 40 штук. Это оказались именно гиперзвуковые ракеты, и они могут на данный момент преодолевать существующие системы ПРО. Член экспертного совета военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский подтверждает, что с каждым годом МБР совершенствуются.

Также Россия проводит испытания и разработку новых крылатых ракет, которые способны летать на гиперзвуковых скоростях. Они могут подходить к цели на сверхмалых высотах, что делает их практически незаметными для радаров. Более того, современные комплексы ПРО, находящиеся на вооружении НАТО, не могут поразить подобные ракеты из-за низкой высоты полета. К тому же, в теории они способны перехватывать цели, движущиеся при скорости до 800 метров в секунду, а скорость самолета "Ю-71" и крылатых ракет намного выше. Это делает системы ПРО НАТО почти бесполезными.

Проекты других стран

Известно, что Китай и США также разрабатывают аналог российскому гиперзвуковому самолету. Характеристики моделей противников пока что неясны, но уже можно считать, что китайская разработка способна составить конкуренцию российскому летательному аппарату.

Известный под названием Wu-14 китайский самолет испытывался в 2012 году, и еще тогда он смог развить скорость свыше 11000 км/час. Впрочем, о вооружении, которое способен нести этот аппарат, нигде не говорится.

Что касается американского беспилотника Falcon HTV-2, то он был испытан несколько лет тому назад, но на 10 минуте полета он разбился. Однако до него тестировался гиперзвуковой самолет Х-43А, которым занимались инженеры NASA. В ходе испытаний он показал фантастическую скорость - 11200 км/час, что превышает скорость звука в 9.6 раза. Опытный образец был испытан в 2001 году, однако тогда в ходе испытаний его уничтожили из-за того, что тот вышел из под контроля. Но в 2004 году аппарат был успешно испытан.

Подобные испытания Россией, Китаем и США ставит под сомнение эффективность современных систем ПРО. Внедрение гиперзвуковых технологий в военно-промышленной отрасли уже сегодня производит настоящую революцию в военном мире.

Заключение

Конечно, военно-техническое развитие России не может не радовать, и наличие подобного самолета на вооружение армии - это большой шаг при улучшении обороноспособности страны, однако глупо полагать, что другие мировые державы не предпринимают попытки в разработке подобных технологий.

Даже сегодня при свободном доступе к информации через интернет, мы очень мало знаем про перспективные разработки отечественного вооружения, а описание "Ю-71" известно только по слухам. Следовательно, мы и близко не можем знать, какие технологии прямо сейчас разрабатываются в других странах, включая Китай и США. Активное развитие технологий в 21 веке позволяет быстро изобретать новые виды топлива и применять незнакомые ранее технические и технологические приемы, поэтому развитие летательных аппаратов, в том числе военных, идет очень быстро.

Стоит отметить, что развитие технологий, позволяющих достичь скорости самолета, превышающей в 10 раз скорость звука, отразится не только в военной, но и гражданской сфере. В частности, такие известные производители лайнеров как Airbus или Boeing, уже заявляли о возможности создания гиперзвуковых самолетов для осуществления пассажирских авиаперевозок. Конечно, подобные проекты пока что только в планах, но вероятность разработки таких самолетов уже сегодня достаточно велика.

Новый сверхсекретный глайдер Ю-71 способен достичь Нью-Йорка за 40 минут. Сверхсекретный глайдер Ю-71, из проекта 4202, способен при маневрировании выходить в ближний космос и нанести ядерный удар в любую точку планеты.

Этот сверхсекретный летательный аппарат, ограниченные сведения о котором стали появляться в прессе под названием Ю-71, является частью проекта 4202, связанного с отечественной ракетной программой. Из более-менее достоверных сведений о нем: он способен развивать скорость свыше 11 тысяч километров в час, обладает сверхманевренностью, использует планирующий тип полета (отсюда и название глайдер) и способен при маневрировании выходить в ближний космос.

Испытания еще продолжаются, но их результаты позволяют говорить о несомненном успехе российской технической мысли. Предполагается, что к 2025 году Россия посредством этого нового вида вооружений получит мощный ядерный козырь в переговорах с США.

«Гонка вооружений в конце прошлого века позволила нашей стране существенно опередить страны НАТО в военно-техническом плане и создать оружие четвертого поколения, – говорит «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин. – Пятое поколение, будем объективны, по ряду понятных причин, связанных с развалом Советского Союза, застряло еще на уровне конструкторских бюро. Нынешняя задача ВПК – не только наверстать упущенное и довести до ума оружие пятого поколения, но и сделать шаг в будущее – работать уже сейчас над шестым и седьмым поколениями вооружений. И такие наработки, замечу, весьма успешные, уже есть. Это совершенно новое, порой непредсказуемое оружие».

Дмитрий Олегович не назвал конкретные разработки, ограничился лишь направлениями технического развития, но он, конечно же, подразумевал и гиперзвуковой летательный аппарат, способный нести ядерную боевую часть – Ю-71.

Россия разрабатывала этот аппарат, способный гарантированно поразить цель одной ракетой, несколько лет, проведя при этом несколько успешных испытаний. Но утечка информации произошла лишь в феврале 2015 года. Генералы в Пентагоне не просто расстроились, но и пришли в полное уныние: этот российский «аргумент» не просто перечеркивает все планы по созданию системы ПРО по периметру России, но и сами США делает абсолютно беззащитными.

Среди технических возможностей Ю-71 не только нанесение мгновенных и смертоносных ударов. Гиперзвуковой аппарат, оснащенный системой РЭБ (радиоэлектронной борьбы), способен за считаные минуты пересечь территорию США и вывести на своем пути из строя все станции радиоэлектронного обнаружения.

По данным НАТО, до 24 гиперзвуковых летательных аппаратов может быть развернуто с 2020-го по 2025 год в одном из полков 13-й ракетной дивизии РВСН (Оренбургская область), предположительно в поселке Домбаровский. И скажем, до Вашингтона Ю-71 способна долететь за 45–50 минут, до Нью-Йорка – за 40, до Лондона – за 20. Ни обнаружить, ни тем более сбить эти аппараты невозможно. Тут есть серьезный повод для расстройства!

В самой России планы принятия на вооружение объектов 4202 не озвучивались. Впрочем, из открытых источников известно, что разработка аппаратов ведется «НПО машиностроения» (подмосковный город Реутов) и начата она была до 2009 года. Формальным заказчиком ОКР 4202 выступает Федеральное космическое агентство России, но и Минобороны проявляет к нему повышенный интерес. По крайней мере, в Генштабе еще в 2004 году констатировали, что был испытан космический аппарат, способный лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры как по курсу, так и по высоте.

«Даже нынешние боевые блоки отечественных межконтинентальных баллистических ракет на пассивном участке развивают гиперзвук, – говорит член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) доктор военных наук Константин Сивков. – Однако отличие перспективной гиперзвуковой боевой части, скорее всего, заключается в том, что она действует не просто как баллистическая боеголовка, а идет по довольно сложной траектории, то есть маневрирует, как самолет с огромной скоростью полета».

И если российские РВСН к 2025 году действительно примут на вооружение ракеты с гиперзвуковыми боевыми частями, это будет серьезной заявкой. Уже сейчас в Америке и Европе российские гиперзвуковые аппараты называют новым козырем Москвы на переговорах с Вашингтоном. Переживают не напрасно: как показывает практика, США можно усадить за стол переговоров лишь одним способом – поставить на вооружение системы, которые заставят Пентагон серьезно испугаться.

«Не секрет, что боевое оснащение, полезная нагрузка наших МБР непрерывно совершенствуются, – говорит член экспертного совета при председателе военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский. – И когда президент Владимир Путин, выступая на форуме «Армия-2015», сказал, что в этом году состав ядерных сил пополнят более 40 новых межконтинентальных ракет, то на эту цифру все обратили внимание, однако как-то упустили продолжение фразы: «которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО».

Не секрет, что в России также ведется разработка гиперзвуковых крылатых ракет, которые достигают цели на малых высотах. Поразить их даже перспективными системами ПРО практически невозможно, потому что это, по сути, аэродинамические цели. К тому же современные комплексы противоракетной обороны имеют пределы по скорости поражения целей: перехват возможен лишь в пределах 700–800 метров в секунду. Плюс противоракета должна обладать возможностями по маневрированию с перегрузками. А таких в НАТО пока не существует.

Разработки, аналогичные нашему гиперзвуковому аппарату Ю-71, ведутся в Китае и США. При этом эксперты считают, что серьезным соперником российскому гиперзвуковому глайдеру может стать лишь китайская разработка под названием Wu-14. Это тоже планирующий аппарат, правда испытанный всего один раз – в 2012 году.

Оказалось, что, как и российский глайдер, китайский смог маневрировать со сверхзвуковой скоростью в 11 тысяч километров в час. Неизвестно, правда, какое оружие способен нести на себе китайский аппарат.

А вот результаты американских конструкторов гораздо скромнее российских и китайских. Несколько лет назад гиперзвуковой беспилотник Falcon HTV-2 во время испытаний просто потерял управление на 10-й минуте полета и разбился.

Обычный пассажирский самолет летает со скоростью порядка 900 км/час. Реактивный военный истребитель может развивать примерно втрое большую скорость. Однако современные инженеры из РФ и других стран мира активно разрабатывают еще более скоростные машины — гиперзвуковые самолеты. В чем специфика соответствующих концепций?

Критерии гиперзвукового самолета

Что такое гиперзвуковой самолет? Под таковым принято понимать аппарат, способный летать со скоростью, многократно превышающий таковую для звука. Подходы исследователей к определению конкретного ее показателя разнятся. Распространена методология, по которой самолет следует считать гиперзвуковым, если он кратно превышает скоростные показатели самых быстрых современных сверхзвуковых аппаратов. Которые составляют порядка 3-4 тыс. км/ч. То есть гиперзвуковой самолет, если придерживаться данной методологии, должен развивать скорость от 6 тыс. км/ч.

Беспилотные и управляемые аппараты

Подходы исследователей могут разниться также в аспекте определения критериев отнесения того или иного аппарата к самолетам. Есть версия, что к таковым правомерно относить только те машины, которые управляются человеком. Есть точка зрения, по которой самолетом также можно считать и беспилотный аппарат. Поэтому некоторые аналитики классифицируют машины рассматриваемого типа на те, что подлежат управлению человеком, и те, которые функционируют автономно. Подобное деление может быть оправдано, поскольку беспилотные аппараты могут обладать намного более внушительными техническими характеристиками, например, в части перегрузок и скорости.

Вместе с тем многие исследователи рассматривают гиперзвуковые самолеты как единую концепцию, для которой ключевой показатель — скорость. Неважно, сидит ли за штурвалом аппарата человек либо машина управляется роботом — главное, чтобы самолет был в достаточной мере быстрым.

Взлет — самостоятельный или с посторонней помощью?

Распространена классификация гиперзвуковых летательных аппаратов, в основе которой — отнесение их к категории тех, что способны взлетать самостоятельно, либо тех, которые предполагают размещение на более мощном носителе — ракете либо грузовом самолете. Есть точка зрения, по которой к аппаратам рассматриваемого типа правомерно относить главным образом те, что способны взлетать самостоятельно либо при минимальном задействовании иных типов техники. Однако те исследователи, которые считают, что основной критерий, характеризующий гиперзвуковой самолет, — скорость, должен быть первостепенным при любой классификации. Будь то отнесение аппарата к беспилотным, управляемым, способным взлетать самостоятельно либо с помощью других машин — если соответствующий показатель достигает указанных выше значений, то значит, речь идет о гиперзвуковом самолете.

Основные проблемы гиперзвуковых решений

Концепциям гиперзвуковых решений — много десятилетий. На протяжении всех лет разработки соответствующего типа аппаратов мировые инженеры решают ряд существенных проблем, объективно мешающих поставить выпуск «гиперзвука» на поток — подобно организации производства турбовинтовых самолетов.

Основная сложность в конструировании гиперзвуковых самолетов — создание двигателя, способного быть в достаточной мере энергоэффективным. Другая проблема — выстраивание необходимой аппарата. Дело в том, что скорость гиперзвукового самолета в тех значениях, что мы рассмотрели выше, предполагает сильный нагрев корпуса за счет трения об атмосферу.

Сегодня мы рассмотрим несколько образцов удачных прототипов летательных аппаратов соответствующего типа, разработчики которых смогли значительно продвинуться вперед в части успешного решения отмеченных проблем. Изучим теперь наиболее известные мировые разработки в части создания гиперзвуковых летательных аппаратов рассматриваемого типа.

от Boeing

Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, как считают некоторые эксперты, это американский Boeing X-43A. Так, в ходе тестирования данного аппарата было зафиксировано, что он достигал скорости, превышающей 11 тыс. км/час. То есть примерно в 9,6 раза быстрее

Чем особенно примечателен гиперзвуковой самолет X-43A? Характеристики данного летательного аппарата таковы:

Предельная скорость, зафиксированная на тестах, - 11 230 км/час;

Размах крыльев - 1,5 м;

Длина корпуса - 3,6 м;

Двигатель - прямоточный, Supersonic Combustion Ramjet;

Топливо - атмосферный кислород, водород.

Можно отметить, что рассматриваемый аппарат относится к самым экологичным. Дело в том, что используемое топливо практически не предполагает выделения вредных продуктов горения.

Гиперзвуковой самолет X-43A был разработан совместными усилиями инженеров NASA, а также компаний Orbical Science Corporation и Minocraft. создавался порядка 10 лет. В его разработку было вложено около 250 млн. долларов. Концептуальная новизна рассматриваемого самолета в том, что он был задуман с целью испытания новейшей технологии обеспечения работы двигательной тяги.

Разработка от Orbital Science

Компания Orbital Science, которая, как мы отметили выше, приняла участие в создании аппарата X-43A, успела также создать свой гиперзвуковой самолет — X-34.

Его предельная скорость — более 12 тыс. км/ч. Правда, в ходе практических тестов она не была достигнута — более того, не удалось достичь показателя, который показан самолетом X43-A. Рассматриваемый летательный аппарат ускоряется при задействовании ракеты «Пегас», функционирующей на твердом топливе. Машина X-34 была впервые испытана в 2001 году. Рассматриваемый самолет ощутимо больше аппарата от Boeing — его длина составляет 17,78 м, размах крыльев — 8,85 м. Максимальная высота полета гиперзвуковой машины от Orbical Science — 75 километров.

Летательный аппарат от North American

Еще один известный гиперзвуковой самолет — X-15, выпущенный компанией North American. Данный аппарат аналитики относят к экспериментальным.

Он оснащен что дает повод некоторым экспертам не относить его, собственно, к классу самолетов. Однако наличие ракетных двигателей позволяет аппарату, в частности, совершать Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. км/час. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км.

Самые быстрые серийные самолеты

Изученные нами выше гиперзвуковые аппараты фактически относятся к категории исследовательских. Полезно будет рассмотреть некоторые серийные образцы самолетов, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым или являющихся (по той или иной методологии) ими.

В числе подобных машин — американская разработка SR-71. Данный самолет некоторые исследователи не склонны относить к гиперзвуковым, поскольку его предельна скорость составляет порядка 3,7 тыс. км/час. В числе наиболее примечательных его характеристик — взлетная масса, которая превышает 77 тонн. Длина аппарата — более 23 м, размах крыльев — более 13 м.

Одним из самых быстрых военных самолетов считается российский МиГ-25. Аппарат может развивать скорость более 3,3 тыс. км/ч. Максимальный взлетный вес российского самолета — 41 тонна.

Таким образом, на рынке серийных решений, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым, РФ — в числе лидеров. Но что можно сказать о российских разработках в части «классических» гиперзвуковых самолетов? Способны ли инженеры из РФ создать решение, конкурентное машинам от Boeing и Orbital Scence?

Российские гиперзвуковые аппараты

В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом.

Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. в РВСН поступит порядка 20 самолетов соответствующего типа.

В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО.

Проект «Аякс»

В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше.

Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет.

Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР.

Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород.

В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику.

Китайские гиперзвуковые аппараты

Конкурентом России и США на рынке гиперзвуковых решений становится Китай. В числе самых известных разработок инженеров из КНР — летательный аппарат WU-14. Он представляет собой гиперзвуковой управляемый планер, размещаемый на баллистической ракете.

МБР запускает летательный аппарат в космос, откуда машина резко пикирует вниз, развивая гиперзвуковую скорость. Китайский аппарат может монтироваться на разных МБР, обладающих дальностью от 2 до 12 тыс. км. Установлено, что в ходе тестов аппарат WU-14 смог развить скорость, превышающую 12 тыс. км/ч, превратившись, таким образом, в самый быстрый гиперзвуковой самолет по версии некоторых аналитиков.

Вместе с тем многие исследователи считают, что китайскую разработку не вполне правомерно относить к классу самолетов. Так, распространена версия, по которой аппарат следует классифицировать именно как боеголовку. Причем весьма эффективную. При полете вниз с отмеченной скоростью даже самые современные системы ПРО не смогут гарантировать перехвата соответствующей цели.

Можно отметить, что разработками гиперзвуковых аппаратов, задействуемых в военных целях, занимаются также Россия и США. При этом российская концепция, по которой предполагается создавать машины соответствующего типа, значительно отличается, как свидетельствуют данные в некоторых СМИ, от технологических принципов, реализуемых американцами и китайцами. Так, разработчики из РФ концентрируют усилия в области создания летательных аппаратов, оснащенных прямоточным двигателем, способных запускаться с земли. Россия планирует сотрудничество в этом направлении с Индией. Гиперзвуковые аппараты, создаваемые по российской концепции, как считают некоторые аналитики, характеризуются меньшей стоимостью и более широкой областью применения.

Вместе с тем гиперзвуковой самолет России, о котором мы сказали выше (Ю-71), предполагает, как считают некоторые аналитики, как раз-таки размещения на МБР. Если этот тезис окажется верным, то можно будет говорить о том, что инженеры из РФ работают сразу по двум популярным концептуальным направлениям в строительстве гиперзвуковых летательных аппаратов.

Резюме

Итак, вероятно, самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, если говорить о летательных аппаратах безотносительно их классификации, это все же китайский аппарат WU-14. Хотя нужно понимать, что реальные сведения о нем, в том числе касающиеся испытаний, могут быть засекречены. Это вполне соответствует принципам китайских разработчиков, которые часто во что бы то ни стало стремятся сохранить свои военные технологии в тайне. Скорость самого быстрого гиперзвукового самолета — более 12 тыс. км/ч. Его «догоняет» американская разработка X-43A — многие эксперты считают самым скоростным именно его. Теоретически гиперзвуковой самолет X-43A, а также китайский WU-14 может догнать разработка от Orbical Science, рассчитанная на скорость более 12 тыс. км/ч.

Характеристики российского самолета Ю-71 пока что не известны широкой публике. Вполне возможно, что они будут приближены к параметрам китайского летательного аппарата. Российские инженеры также ведут разработки по гиперзвуковому самолету, способному взлетать не на базе МБР, а самостоятельно.

Текущие проекты исследователей из России, Китая и США так или иначе связаны с военной сферой. Гиперзвуковые самолеты, безотносительно их возможной классификации, рассматриваются в первую очередь как носители вооружений, скорее всего, ядерных. Однако в работах исследователей из различных стран мира встречаются тезисы о том, что «гиперзвук», подобно атомным технологиям, вполне может быть мирным.

Дело за появлением доступных и надежных решений, позволяющих организовать серийное производство машин соответствующего типа. Использование подобных аппаратов возможно в самом широком спектре отраслей хозяйственного развития. Наибольшую востребованность гиперзвуковые летательные аппараты, вероятно, найдут в космической и исследовательской индустрии.

По мере удешевления технологий производства соответствующих машин заинтересованность в инвестировании в подобные проекты могут начать проявлять транспортные бизнесы. Промышленные корпорации, поставщики различных сервисов могут начать рассматривать «гиперзвук» как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса в части организации международных коммуникаций.

Россия провела испытание гиперзвукового летательного аппарата. Об этом сообщили западные СМИ со ссылкой на доклад аналитиков британского издания Jane’s Intelligence Review.

По сведениям авторов публикации, которые приводит The Washington Free Beacon (WFB), в феврале этого года аппарат Ю-71 был запущен на околоземной орбите, куда он был доставлен межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) УР-100 Н (SS-19 "Стилет"). Ее старт был произведен с позиционного района Домбаровского соединения РВСН в Оренбургской области. Именно оно, как утверждается, до 2025 года получит 24 единицы Ю-71, которые, вероятнее всего, будут использоваться в качестве боевого оснащения новой .

Аналитики предполагают, что разработка экспериментального аппарата ведется в рамках сверхсекретной программы с обозначением "4202", осуществляемой с 2009 года. Ее целью является создание сверхнового стратегического ударного вооружения, которое значительно увеличит возможности ракетных войск стратегического назначения и станет ответом на любую противоракетную оборону. Ю-71 сможет нести как конвенциональный, так и ядерный заряд.

Траектория гиперзвукового аппарата непредсказуема. Он летит со скоростью свыше 11 тысяч километров в час (7 тысяч миль в час) и может маневрировать, что делает практически невозможным его перехват элементами ПВО или ПРО.

По данным аналитиков Jane’s, Ю-71 был разработан в конце "нулевых", а его февральские испытания стали четвертыми по счету. Первый тестовый запуск состоялся в декабре 2011 года, второй - в сентябре 2013-го, третий - в 2014-м. Эти даты авторы публикации называют на основе ряда документов, касающихся строительства новых военных объектов.

Как пишет WFB, пресс-секретарь Пентагона отказался прокомментировать информацию Jane’s. Однако, о том, что в американском военном ведомстве внимательно следят за российскими разработками в этой области, изданию рассказал бывший чиновник минобороны США Марк Шнайдер.

По его словам, Россия в отличие от Китая не скрывает свое намерение создать гиперзвуковую технику. Существование таких проектов неоднократно подтверждали российские официальные лица, не озвучивавшие подробностей. Шнайдер напомнил, что первые испытания гиперзвуковых объектов военного назначения были проведены еще при СССР в 1980-х годах. Затем, по имеющимся сведениям, тесты подобных аппаратов происходили в 2001 и 2004 годах.

Аналитики Jane’s не исключили также, что один из вариантов Ю-71 может быть адаптирован для перспективного стратегического бомбардировщика ПАК ДА.

WFB отмечает, что гиперзвуковые аппараты разрабатываются также Китаем и несколькими организациями в США. По мнению экспертов, пока именно Поднебесной, активно проводящей запуски экспериментальных аппаратов с 2014 года, удалось добиться наибольших результатов в этой области.



Что еще почитать