Пзрк против поршневых самолетов.  пзрк. опасное небо афганистана. «куб», «квадрат» и другие

В послевоенное время, с наступлением «реактивной эры», в США и Великобритании достаточно долго на вооружении сохранялись боевые самолёты с поршневыми двигателями. Так, американский поршневой штурмовик А-1 Skyraider, совершивший первый полёт в марте 1945 года, использовался американскими вооруженными силами до 1972 года. А в Корее наравне с реактивными «Тандерджетами» и «Сейбрами» летали поршневые «Мустанги» и «Корсары». То, что американцы не спешили отказываться от, казалось бы, безнадёжно устаревших самолётов, было связано с невысокой эффективность реактивных истребителей-бомбардировщиков при выполнении задач непосредственной авиационной поддержки. Слишком высокая скорость полёта реактивных самолётов затрудняла обнаружение точечных целей. А низкая на первых порах топливная эффективность и малая полезная нагрузка не позволяли превзойти машины, созданные в годы Второй мировой.

В 50-60 годы за рубежом не было принято на вооружение ни одного боевого самолёта, предназначенного для действий над полем боя и борьбы с бронетехникой в условиях сильного зенитного противодействия. На Западе делали ставку на реактивные истребители-бомбардировщики с крейсерской скоростью полёта 750-900 км/ч.

В 50-е годы основным ударным самолётом стран НАТО являлся F-84 Thunderjet. Первой по настоящему боеспособной модификацией стал F-84E. Истребитель-бомбардировщик с максимальной взлётной массой 10250 кг мог взять боевую нагрузку весом 1450 кг. Боевой радиус без ПТБ составлял 440 км. «Тандерджет», впервые поднявшийся в воздух в феврале 1946 года, был одним из первых американских реактивных истребителей, и имел прямое крыло. В связи с этим его максимальная скорость у земли не превышала 996 км/ч, но в то же время благодаря неплохой маневренности самолёт хорошо подходил на роль истребителя-бомбардировщика.

2
F-84G

Встроенное вооружение «Тандерджета» состояло из шести пулемётов калибра 12,7-мм. На внешней подвеске могли быть размещены авиабомбы массой до 454 кг или 16 127-мм НАР. Очень часто в ходе боевых действий на Корейском полуострове F-84 атаковал цели ракетами 5HVAR. Эти ракеты, принятые на вооружение в 1944 году, могли успешно применяться для борьбы с танками.

F-84E наносит удар НАР по цели в Корее

В связи с высокой эффективностью 127-мм неуправляемых ракет в ходе боевых действий число подвешиваемых НАР на F-84 увеличили в два раза. Впрочем, потери северокорейских танкистов непосредственно от ударов боевой авиации «Войск ООН» были относительно не велики.

Т-34-85 на мосту, разрушенном американской авиацией

Наступательный порыв воинских подразделений КНДР и «китайских народных добровольцев» иссякал, когда прекращался подвоз боеприпасов, горючего и продовольствия. Американская авиация успешно уничтожала мосты, переправы, громила железнодорожные узлы и транспортные колонны. Таким образом, не имея возможности эффективно бороться с танками на поле боя, истребители-бомбардировщики делали их продвижение без должного тылового обеспечения невозможным.

F-86F

Другим достаточно распространенным западным истребителем-бомбардировщиком был «Сейбр» модификаций F-86F. В середине 50-х в США уже началось производство сверхзвуковых боевых самолётов, и потому дозвуковые истребители активно передавали союзникам.

На четырех узлах подвески F-86F мог нести напалмовые баки или авиабомбы общей массой до 2200 кг. С самого начала серийного производства истребителя данной модификации имелась возможность подвески 16 НАР 5HVAR, в 60-е годы в состав его вооружения ввели блоки с 70-мм неуправляемыми ракетами Mk 4 FFAR. Встроенное вооружение состояло из 6 крупнокалиберных пулемётов или четырёх 20-мм пушек. Самолёт с максимальной взлётной массой 8 230 кг у земли развивал скорость 1106 км/ч.

Основное преимущество «Сейбра» перед «Тандерджетом» заключалось в большей тяговооруженности, что давало лучшую скороподъёмность и хорошие взлётно-посадочные характеристики. Хотя лётные данные F-86F были выше, ударные возможности машин находились примерно на одном уровне.

Примерным аналогом «Тандерджета» был французский Dassault MD-450 Ouragan фирмы. Самолёт с максимальной взлётной массой около 8000 кг, у земли разгонялся до 940 км/ч. Боевой радиус действия – 400 км. Встроенное вооружение включало в себя четыре 20-мм пушки. На двух узлах подвески размещались бомбы массой до 454 кг или НАР.

MD-450 Ouragan

Хотя общий тираж построенных «Ураганов» составлял примерно 350 единиц, самолет активно участвовал в боевых действиях. Помимо ВВС Франции он состоял на вооружении Израиля, Индии и Сальвадора.

Неплохим потенциалом в борьбе с бронетехникой обладал британский Hawker Hunter. Этот дозвуковой истребитель, впервые поднявшийся в воздух летом 1951 года, должен был осуществлять противовоздушную оборону Британских островов, получая команды с наземных радиолокационных станций. Однако в качестве истребителя ПВО из-за возросшей скорости советских бомбардировщиков «Хантер» очень быстро устарел. В то же время он был относительно прост, обладал прочным, добротно сделанным планером и мощным встроенным вооружением, состоящим из четырёхствольной батареи 30-мм пушек «Аден» с боекомплектом 150 снарядов на ствол и хорошей маневренностью на малых высотах. Истребитель-бомбардировщик Hunter FGA.9 с максимальной взлётной массой 12000 кг, мог взять боевую нагрузку весом 2700 кг. Боевой радиус действия достигал 600 км. Максимальная скорость у земли – 980 км/ч.

Пуск НАР с истребителя-бомбардировщика «Хантер»

Консервативные англичане сохранили в составе вооружения «Хантера» те же неуправляемые реактивные снаряды, которыми пилоты «Тайфунов» и «Темпестов» уничтожали немецкие танки. Истребитель-бомбардировщик «Хантер» по противотанковым возможностям существенно превосходил «Сейбр» и «Тандерджет». Этот самолёт очень неплохо зарекомендовал себя в арабо-израильских и индо-пакистанских конфликтах, оставаясь в строю до начала 90-х годов. Одновременно с «Хантерами» в Индии и арабских странах на вооружении состояли советские истребители бомбардировщики Су-7Б, и имелась возможность сравнить эти две машины в реальных боевых действиях, в том числе и при нанесении ударов по бронетехнике.

Выяснилось, что «Хантер» при меньшей максимальной скорости полёта в силу лучшей манёвренности больше подходит для действий на небольшой высоте в качестве самолёта непосредственной авиационной поддержки. Он мог взять больше бомб и реактивных снарядов и при равном калибре пушек обладал большей массой залпа. В ВВС Индии в начале 70-х имеющиеся «Хантеры» приспособили для подвески 68-мм кумулятивных НАР французского производства и советских кассетных бомб снаряженных ПТАБ. Это в свою очередь существенно повысило противотанковый потенциал истребителя-бомбардировщика. При атаке точечной цели обзор из кабины пилота «Хантера» был лучше. Боевая живучесть машин оказалась примерно на одном уровне, но Су-7Б за счёт большей скорости полёта мог быстрей выйти из зоны действия зенитной артиллерии.

Ударные варианты «Хантера» ценились за надёжность, простое и относительно недорогое обслуживание и неприхотливость к качеству взлётно-посадочных полос. Примечательно, что бывшие швейцарские «Хантеры» до сих пор используются американской частной военной авиационной компанией АТАК, для имитации на учениях российских штурмовиков.

До начала 60-х годов в ВВС стран НАТО в основном преобладали боевые самолеты американского и британского производства, что ни в коей мере не устраивало европейских производителей авиатехники. Во Франции в качестве истребителей бомбардировщиков использовались MD-454 Mystère IV и Super Mystère, которые вели свою родословную от «Урагана».

Истребитель-бомбардировщик Super Mystère В2

Французские «Мистэры» были твёрдыми середнячками, они не блистали очень высокими лётными данными или оригинальными техническими решениями, но вполне соответствовали своему предназначению. Хотя французские истребители-бомбардировщики первого поколения неплохо проявили себя и в индо-пакистанских, и арабо-израильских войнах, они не нашли покупателей в Европе.

«Супер Мистэр», загруженный под завязку топливом и вооружением, весил 11660 кг. При этом он мог взять до тонны боевой нагрузки. Встроенное вооружение – две 30-мм пушки DEFA 552 с боекомплектом 150 выстрелов на ствол. Максимальная скорость полёта на большой высоте, без внешних подвесок – 1250 км/ч. Боевой радиус – 440 км.

Во второй половине 50-х был объявлен конкурс на единый лёгкий ударный самолёт НАТО. Генералы хотели получить лёгкий истребитель-бомбардировщик с лётными данными американского F-86F, но больше приспособленный для действий на малых высотах и лучшим обзором вперёд – вниз. Самолёт должен был иметь возможность вести оборонительный воздушный бой с советскими истребителями. Встроенное вооружение должно было состоять из 6 крупнокалиберных пулемётов, 4 20-мм пушек или из 2 30-мм пушек. Боевая нагрузка: 12 неуправляемых 127-мм ракет, или двух 225 кг бомб, или двух напалмовых баков, или двух подвесных пулемётно-пушечных контейнеров, массой до 225 кг каждый.

Большое внимание уделялось живучести и стойкости к боевым повреждениям. Кабина самолёта с передней полусферы должна была быть прикрыта лобовым бронестеклом, а также иметь защиту нижней и задней стенок. Баки с горючим должны были выдерживать прострел без утечек 12,7-мм пулями, топливопроводы и другое важное оборудование предлагалось размещать в наименее уязвимых для зенитного обстрела местах. Бортовое радиоэлектронное оборудование лёгкого ударного самолёта предусматривалось максимально простым, обеспечивающим возможность применения днём и в простых метеоусловиях. Особо оговаривалась минимальная стоимость самого самолёта и его жизненного цикла. Обязательным условием была возможность базирования на грунтовых аэродромах и независимость от сложной аэродромной инфраструктуры.

В конкурсе приняли участие заинтересованные европейские и американские авиастроительные фирмы. Финансирование проектов велось США, Францией и Италией. При этом французы усиленно проталкивали свой Dassault Mystere 26, а британцы рассчитывали на победу Hawker Hunter. К их глубокому разочарованию, победителем в конце 1957 года был объявлен итальянский Aeritalia FIAT G.91. Этот самолёт во многом напоминал американский «Сейбр». Более того, ряд технических решений и узлов были просто скопированы с F-86.

Итальянский G.91 получился очень лёгким, его максимальная взлётная масса была рекордно низкой — 5500 кг. В горизонтальном полёте самолёт мог развить скорость 1050 км/ч, боевой радиус составлял 320 км. Первоначально встроенное вооружение включало в себя четыре 12,7-мм пулемёта. На четырёх узлах подвески под крылом размещалась боевая нагрузка массой 680 кг. Для увеличения дальности полёта вместо вооружения подвешивались два сбрасываемых топливных бака ёмкостью 450 литров.

Войсковые испытания G.91 предсерийной партии, проведённые ВВС Италии в 1959 году, продемонстрировали неприхотливость самолёта к условиям базирования и способность действовать со слабо подготовленных грунтовых ВПП. Все наземное оборудование, необходимое для подготовки к полётам, транспортировалось на обычных грузовиках, а и могло быть быстро развёрнуто на новом месте. Запуск авиационного двигателя осуществлялся стартёром с пиропатроном и не требовал сжатого воздуха или подключения электропитания. Весь цикл подготовки истребителя-бомбардировщика к новому боевому вылету занимал не более 20 минут.

По критерию «стоимость-эффективность» в 60-е годы G.91 практически идеально подходил на роль массового лёгкого истребителя-бомбардировщика и вполне соответствовал требованиям на единый ударный самолёт НАТО, но из-за национального эгоизма и политических разногласий большого распространения не получил. Помимо итальянских ВВС, G.91 приняли на вооружение в «Люфтваффе».

Западногерманский G.91R-3

Немецкие лёгкие штурмовики отличались от итальянских машин усиленным встроенным вооружением, состоящим из двух 30-мм пушек DEFA 552 с боезапасом по 152 снаряда. Крыло немецких машин усилили, что дало возможность размещения двух дополнительных пилонов вооружения.

Эксплуатация G.91 в ФРГ продолжалась до начала 80-х, пилоты очень любили эти простые и надежные машины и впоследствии с неохотой пересаживались на сверхзвуковые «Фантомы» и «Старфайтеры». Благодаря хорошей манёвренности по возможностям поражения точечных объектов G.91 превосходил не только многих своих ровесников, но и гораздо более сложные и дорогие боевые самолеты, появившиеся в 70-80-е годы. Лёгкие штурмовики «Люфтваффе» во время учений не раз демонстрировали способность точно отстреляться из пушек и НАР по списанным танкам на полигоне.

Подтверждением того, что G.91 был действительно очень удачным самолётом, является тот факт, что несколько машин проходили испытания в лётно-исследовательских центрах США, Великобритании и Франции. Итальянские машины везде получили положительные отзывы, но дальше этого дело не пошло. Впрочем, трудно себе представить, чтобы в 60-е годы, пусть даже очень удачный, но разработанный и построенный в Италии, боевой самолёт был принят на вооружение в ведущих авиационных западных странах. Несмотря на декларируемое единство НАТО, заказы для собственных ВВС всегда являлись слишком лакомым куском для национальных авиастроительных корпораций, чтобы делиться с кем бы то ни было.

На базе более прочного и вместительного двухместного учебно-тренировочного G.91Т-3 в 1966 году был создан лёгкий истребитель-бомбардировщик G.91Y с кардинально улучшенными летными и боевыми характеристиками. Во время испытательных полётов его скорость на большой высоте вплотную приблизилась к звуковому барьеру, но оптимальными считались полёты в диапазоне высот 1500-3000 метров со скоростью 850-900 км/час.

G.91Y

На самолёте установили два турбореактивных двигателя General Electric J85-GE-13, ранее использованные на истребителе F-5A. Благодаря применению крыла увеличенной площади с автоматическими предкрылками по всему размаху удалось существенно повысить манёвренность и взлётно-посадочные характеристики. Прочностные характеристики крыла позволяли увеличить число точек подвески до шести. По сравнению с G.91 максимальный взлётный вес увеличился более чем на 50%, при этом масса боевой нагрузки возросла на 70%. Несмотря на возросший расход топлива, дальность полёта самолёта выросла, чему способствовало увеличение вместимости топливных баков на 1500 литров.

Благодаря сочетанию невысокой стоимости и неплохих лётных и боевых характеристик G.91Y вызывал интерес у иностранных покупателей. Но относительно небогатая Италия не могла поставлять самолёты в кредит, и оказывать такое же политическое давление, как заокеанский «большой брат». В итоге кроме ВВС Италии, заказавших 75 самолётов, других покупателей на эту достаточно удачную машину не нашлось. Можно с уверенностью утверждать, что будь G.91 создан в США, он получил бы гораздо большее распространение, мог участвовать во многих вооруженных конфликтах и, возможно, находился бы в эксплуатации до сих пор. Впоследствии некоторые технические и концептуальные решения, отработанные на G.91Y, использовали при создании итальяно-бразильского лёгкого штурмовика AMX.

В 50-60-е годы совершенствование боевой авиации шло по пути повышения скорости, высоты и дальности полёта и увеличения веса боевой нагрузки. В итоге основными ударными машинами ВВС США в начале 70-х стали тяжелые сверхзвуковые F-4 Phantom II, F-105 Thunderchief и F-111 Aardvark. Эти машины оптимально подходили для доставки тактических ядерных бомб и нанесения ударов конвенционными боеприпасами по местам скопления войск противника, штабам, аэродромам транспортным узлам, складам, хранилищам топлива и другим важным целям. Но для оказания непосредственной авиационной поддержки, а тем более борьбы с танками на поле боя тяжелые и дорогие самолёты были малопригодны.

Сверхзвуковые истребители-бомбардировщики могли успешно решать задачу изоляции поля боя, но для непосредственного уничтожения бронетехники в боевых порядках требовались относительно лёгкие и манёвренные боевые самолёты. В итоге, за не именем лучшего американцы были вынуждены переквалифицировать в истребитель-бомбардировщик F-100 Super Sabre. Этот сверхзвуковой истребитель был ровесником и примерным аналогом советского МиГ-19. Самолёт с максимальным взлётным весом 15800 кг мог взять на шести подкрыльевых пилонах до 3400 кг бомбового или другого вооружения. Также имелись четыре встроенные 20-мм пушки. Максимальная скорость -1390 км/ч.

Пуск НАР с F-100D по цели во Вьетнаме

«Супер Сейбр» очень активно применялся ВВС США в ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии и ВВС Франции в Алжире. По сравнению с F-4 и F-105, обладавшими большей грузоподъёмностью, F-100 продемонстрировал гораздо лучшую точность нанесения авиаударов. Что было особенно важно при действиях вблизи линии боевого соприкосновения.

Практически одновременно с истребителем F-100 на вооружение был принят лёгкий штурмовик A-4 Skyhawk, разработанный для ВМС и КМП США. При относительно небольших размерах однодвигательный «Скайхок» обладал достаточно высоким боевым потенциалом. Максимальная скорость составляла 1080 км/ч. Боевой радиус – 420 км. При максимальной взлётной массе 11130 кг он на пяти узлах подвески мог взять на борт 4400 кг полезной нагрузки. В том числе четыре четырёхзарядные пусковые установки LAU-10 для 127-мм НАР Zuni. Эти реактивные снаряды по массогабаритным характеристикам, дальности пуска и поражающему эффекту осколочно-фугасной боевой части близки с советской НАР С-13.

НАР Zuni

Не считая поршневого «Скайрейдера», из всех самолётов, имевшихся в американских вооруженных силах, к началу войны во Вьетнаме «Скайхок» лучше всего подходил для огневой поддержки сухопутных подразделений и уничтожения подвижных целей на поле боя.

Пуск НАР Zuni с A-4F

Впрочем, в ходе Войны Судного дня в 1973 году израильские А-4, действовавшие против сирийских и египетских танков, понесли тяжелые потери. Противовоздушная оборона советского образца выявила высокую уязвимость лёгких небронированных штурмовиков. Если американские «Скайхоки» в основном предназначались для использования на авианосцах, то в Израиле, который стал крупнейшим иностранным заказчиком (263 самолёта), эти машины рассматривались исключительно как штурмовики, предназначенные для действий на передовой и в ближнем тылу противника.

Для израильских ВВС на базе А-4Е была создана специальная модификация А-4H. Эта машина была оснащена более мощным двигателем Pratt & Whitney J52-P-8A тягой 41 кН и улучшенной авионикой, на данной модификации реализован ряд мер по повышению боевой живучести. С целью повышения противотанкового потенциала 20-мм американские пушки заменили двумя 30-мм. Хотя против советских танков Т-55, Т-62 и ИС-3М 30-мм бронебойные снаряды были малоэффективны, они легко пробивали относительно тонкую броню БТР-152, БТР-60 и БМП-1. Кроме бортовых пушек израильские «Скайхоки» применяли по бронетехнике неуправляемые ракеты и кассетные бомбы, снаряженные кумулятивными суббоеприпасами.

Для замены A-4 Skyhawk в 1967 году в палубные штурмовые эскадрильи ВМС США начались поставки A-7 Corsair II. Эта машина была разработана на базе палубного истребителя F-8 Crusader. По сравнению с лёгким «Скайхоком», это был более крупный самолёт, оснащённый совершенным БРЭО. Его максимальная взлётная масса составляла 19000 кг, а возможный вес подвешиваемых бомб – 5442 кг. Боевой радиус – 700 км.

Сброс бомб с A-7D

Хотя «Корсар» создавался по заказу ВМС, в силу достаточно высоких характеристик его приняли на вооружение в ВВС. Штурмовик очень активно воевал во Вьетнаме, совершив около 13000 боевых вылетов. В эскадрильях, специализирующихся на поиске и спасении пилотов, реактивный «Корсар» заменил поршневой «Скайрейдер».

В середине 80-х в рамках проекта по разработке перспективного противотанкового штурмовика, предназначенного для замены A-10 Thunderbolt II на базе A-7D, началось проектирование сверхзвукового A-7Р. Кардинально модернизированный штурмовик с фюзеляжем увеличенной длины за счёт установки ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-200 с тягой на форсаже 10778 кгс предполагалось превратить в высокоэффективный современный боевой самолёт поля боя. Новая силовая установка в сочетании с дополнительным бронированием должны были значительно повысить боевую живучесть самолета, улучшить его маневренность и разгонные характеристики.

Компания Ling-Temco-Voot планировала построить 337 штурмовиков A-7P, использовав для этого элементы планера серийных A-7D. При этом стоимость одного самолета составляла всего $6,2 млн., что в несколько раз меньше стоимости закупки нового штурмовика с аналогичными боевыми возможностями. По задумке проектировщиков, модернизированный штурмовик должен был иметь маневренность, сравнимую с «Тандерболтом», при гораздо более высоких скоростных данных. На испытаниях, начавшихся в 1989 году, опытный YA-7Р превысил скорость звука, разогнавшись до 1,04М. Согласно предварительным расчётам, самолёт с четырьмя УР воздушного боя AIM-9L Sidewinder мог иметь максимальную скорость более 1,2М. Однако примерно через полтора года, в связи с окончанием «холодной войны» и сокращением оборонных расходов программу закрыли.

В середине 60-х Великобритания и Франция заключили соглашение о создании совместного самолёта непосредственной авиационной поддержки. На первом этапе создания новой ударной машины стороны сильно разошлись во взглядах относительно технического облика и лётных данных самолёта. Так, французов вполне устраивал недорогой легкий штурмовик, по своим размерам и возможностям сравнимый с итальянским G.91. В то же время британцы желали иметь сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик с лазерным дальномером-целеуказателем и совершенным навигационным оборудованием, обеспечивающим боевое применение в любое время суток. К тому же, на первом этапе британцы настаивали на варианте с изменяемой геометрией крыла, но из-за удорожания проекта и затягивания сроков разработки впоследствии от него отказались. Однако партнёры были единодушны в одном – самолёт должен был иметь отличный обзор вперёд – вниз и мощное ударное вооружение. Строительство прототипов началось во второй половине 1966 года. Великобритания оформила заказ на 165 боевых и 35 двухместных учебно-тренировочных самолётов. Французские ВВС желали получить 160 боевых самолётов и 40 спарок. Поставки первых серийных машин в строевые эскадрильи начались в 1972 году.

Французский истребитель-бомбардировщик «Ягуар А»

Самолёты, предназначавшиеся для британских Royal Air Force (RAF) и французских Armée de l’Air, существенно отличались составом БРЭО. Если французы решили пойти по пути удешевления проекта и обойтись минимально необходимым прицельным и навигационным оборудованием, то британские Jaguar GR.Mk.1 имели встроенный лазерный дальномер-целеуказатель и индикатор на лобовом стекле. Внешне британские и французские «Ягуары» отличались формой носовой части, у французов она была более закруглённой.

На «Ягуары» всех модификаций устанавливалась навигационная система TACAN и посадочное оборудование VOR/ILS, радиостанции метрового и дециметрового диапазона, аппаратуру госопознавания и оповещения о радиолокационном облучении, бортовые вычислители. Французские «Ягуар А» имели доплеровскую РЛС Decca RDN72 и систему записи данных ELDIA. Британские одноместные Jaguar GR.Mk.1 оснащались ПРНК Marconi Avionics NAVWASS с выводом информации на лобовое стекло. Навигационная информация на британских самолётах после обработки бортовой ЭВМ отображалась на индикаторе «движущаяся карта», что существенно облегчало вывод самолёта к цели в условиях плохой видимости и при полётах на предельно малых высотах.

В ходе выполнения дальних рейдов истребители-бомбардировщики могли пополнять запас топлива при помощи системы дозаправки топливом в воздухе. На первых порах надежность двигательной установки, состоявшей из двух ТРДДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 102 с бесфорсажной тягой 2435 кгс и 3630 кгс – на форсаже оставляла желать лучшего. Однако к середине 70-х основные проблемы удалось устранить.

Британский Jaguar GR.Mk.1

Определённые различия имелись и в составе вооружения. Французские истребители-бомбардировщики вооружались двумя 30-мм пушками DEFA 553, а британские 30-мм ADEN Mk4 с суммарным боекомплектом 260-300 снарядов. Обе артсистемы были созданы на основе немецких разработок времён Второй мировой и имели скорострельность 1300-1400 выстр/мин.

Боевая нагрузка массой до 4763 кг могла быть размещена на пяти внешних узлах. На британских машинах ракеты воздушного боя размещались на пилонах над крылом. «Ягуары» могли нести широкий спектр управляемых и неуправляемых средств поражения. При этом основным противотанковым оружием являлись 68-70-мм НАР с кумулятивной БЧ и кассетные бомбы, снаряженные противотанковыми минами и миниатюрными кумулятивными бомбами.

Самолёт был адаптирован для действий на малых высотах. Его максимальная скорость у земли составляла 1300 км/ч. На высоте 11000 м — 1600 км/ч. С запасом топлива во внутренних баках 3337 литров боевой радиус в зависимости от профиля полёта и боевой нагрузки составлял 560-1280 км.

Первыми в 1977 году в бою «Ягуары» опробовали французы. В 70-80-е годы Франция ввязалась в череду вооруженных конфликтов в Африке. Если в Мавритании, Сенегале и Габоне бомбово-штурмовые удары по разного рода партизанским формированиям при большой эффективности происходили без потерь, то при попытке противодействия ливийской бронетехнике в Чаде было сбито три самолёта. Ливийские подразделения действовали под зонтиком ПВО включавшей в себя не только зенитную артиллерию, но и мобильные ЗРК «Квадрат».

Французский «Ягуар А» эскадрильи 4/11 Jura во время полёта над Чадом

Хотя «Ягуары» за время своей боевой карьеры продемонстрировали очень неплохую стойкость к боевым повреждениям, при отсутствии бронезащиты и специальных мер по повышению живучести, использование самолётов данного типа в роли противотанкового штурмовика было чревато большими потерями. Опыт применения французских, британских и индийских «Ягуаров» против противника, имеющего организованную систему ПВО, продемонстрировал, что наибольших успехов пилоты истребителей-бомбардировщиков добивались при нанесении ударов по скоплениям войск кассетными боеприпасами и уничтожении особо важных целей с помощью высокоточного авиационного вооружения. Основным противотанковым оружием французских «Ягуаров» во время «Бури в пустыне» стали кассетные противотанковые бомбы американского производства MK-20 Rockeye.

Кассетная авиабомба MK-20 Rockeye

В 220-кг кассетная авиабомба содержит около 247 малогабаритных кумулятивно-осколочных суббоеприпасов Mk 118 Mod 1. весом 600 г каждый, с бронепробиваемостью по нормали 190 мм. При сбросе с высоты 900 м одна кассетная бомба накрывает площадь, примерно соответствующую футбольному полю.

Подготовка к боевому применению кассетной бомбы BL755

Британские истребители-бомбардировщики применяли 278 кг кассеты BL755, в каждой из которых содержалось 147 кумулятивно-осколочных элементов. Момент раскрытия кассеты после сброса определяется с помощью радиолокационного высотомера. При этом малогабаритные бомбы весом около 1 кг выталкиваются с определенными интервалами из цилиндрических отсеков пиротехническим устройством.

В зависимости от высоты раскрытия и частоты выброса из отсеков, площадь накрытия составляет 50-200 м ². Кроме кумулятивно-осколочных бомб, есть вариант BL755, снаряженный 49 противотанковыми минами. Зачастую при нанесении ударов по иракской бронетехнике одновременно использовались оба варианта.

В середине 70-х годов годы основную ударную силу «Люфтваффе» составляли истребители американского производства F-4F Phantom II и F-104G Starfighter. Если основные «детские болячки» «Фантома» к тому моменту был устранены и он действительно представлял собой достаточно совершенный боевой самолёт, то использование «Старфайтера» в роли истребителя-бомбардировщика было абсолютно неоправданным. Хотя собственные ВВС после недолгой эксплуатации в варианте истребителя-перехватчика отказалось от «Звездного бойца», американцам удалось продавить F-104G в качестве многофункционального боевого самолёта в ВВС ФРГ.

F-104G

«Старфайтер», имевший стремительные очертания, очень эффектно смотрелся во время показательных полётов, но самолёт с короткими тонки прямыми крыльями имел беспрецедентную нагрузку на крыло — до 715 кг/м². В связи с этим манёвренность тринадцати тонного самолёта оставляла желать много лучшего, а полёты на малой высоте, обычные для истребителя бомбардировщика, являлись смертельно опасным занятием. Из 916 F-104G, поставленных «Люфтваффе», примерно третья часть была потеряна в авариях и катастрофах. Естественно, что такое положение не могло устроить западногерманских генералов. «Люфтваффе» требовался недорогой и простой боевой самолёт, способный действовать на малых высотах против танковых клиньев армий Варшавского договора. Этим требованиям вполне удовлетворял итальяно-германский G.91, но к началу 70-х он успел морально и физически устареть.

В конце 1969 года между Францией и ФРГ была достигнута договорённость о совместной разработке легкого ударного двухдвигательного дозвукового боевого самолёта, который мог также использоваться в качестве учебно-тренировочного. Машина, разработанная на базе проектов Breguet Br.126 и Dornier P.375, получила обозначение Alpha Jet. На первом этапе запланировали, что в каждой стране, участнице проекта, будет построено по 200 самолётов. Требования к тактико-техническим характеристикам «Альфа Джет» вырабатывались исходя из особенностей боевых действий на европейском ТВД, где имелось более 10000 единиц советской бронетанковой техники и мощная войсковая ПВО, представленная как самоходными зенитно-артиллерийскими комплексами, так и мобильными ЗРК средней и малой дальности. А сам ход боевых действий должен был отличаться динамичностью и скоротечностью, а также необходимостью борьбы с десантами и блокированием подхода резервов противника.

Строительство лёгких штурмовиков должно было осуществляться в двух странах. Во Франции в качестве производителя был определён концерн Dassault Aviation, а в ФРГ компания Dornier. Хотя на самолёте первоначально планировалась установка американских ТРД General Electric J85, хорошо себя зарекомендовавших на УТС Т-38 и истребителях F-5, французы настояли на использовании собственных Larzac 04-C6, тягой 1300 кгс. Для исключения поражения одним снарядом двигатели были максимально разнесены по бортам.

Простая и надёжная гидравлическая система управления обеспечивает отличное пилотирование во всех диапазонах высот и скоростей. Во время испытательных полётов лётчики отмечали, что «Альфа Джет» сложно загнать в штопор, и он выходит из него самостоятельно при снятии усилия с ручки управления и педалей. Учитывая специфику применения самолёта и полёты на малых высотах в зоне повышенной турбулентности запас прочности конструкции был весьма значительным, максимальные расчётные перегрузки составляют от +12 до -6 единиц. Во время испытательных полётов «Альфа Джет» неоднократно на пикировании превышал скорость звука, при этом сохранялось адекватное управление, и не проявлялась склонность к переворачиванию или к затягиванию в пикирование. В строевых частях максимальную скорость без внешних подвесок ограничили величиной 930 км/ч. Манёвренные характеристики штурмовика позволяли успешно вести ближний воздушный бой со всеми типами истребителей, имевшимися в НАТО в середине 70-х.

Первые серийные Alpha Jet Е поступили в строевые французские эскадрильи в декабре 1977 года, а Alpha Jet А в «Люфтваффе» на полгода позже. Самолёты, предназначенные для эксплуатации в ФРГ и во Франции, отличались составом БРЭО и вооружения. Французы делали основной упор на использовании двухместных реактивных самолётов в качестве учебно-тренировочных. А немцам в первую очередь был нужен полноценный лёгкий противотанковый штурмовик. В связи с этим самолеты, строившиеся на предприятии «Дорнье», имели более совершенный прицельно-навигационный комплекс. Франция заказала 176, а ФРГ 175 самолётов. Ещё 33 Alpha Jet 1В очень близких по составу БРЭО к французским Alpha Jet Е было поставлено Бельгии.

Лёгкий штурмовик «Альфа Джет», принадлежащий «Люфтваффе»

В состав оборудования немецких «Альфа Джет» входит: навигационная аппаратура системы TACAN, радиокомпас и аппаратура слепой посадки. Состав БРЭО позволяет осуществлять полёты ночью и в условиях плохой видимости. Система управления оружием, со встроенным в носовой части лазерным дальномером-целеуказателем, даёт возможность автоматически рассчитывать точку попадания при бомбометании, пуске неуправляемых реактивных снарядов и стрельбе из пушки по наземным и воздушным целям.

27-мм пушка Mauser ВК 27

На самолётах «Люфтваффе» в подвесном подфюзеляжном контейнере подвешивается 27-мм пушка Mauser ВК 27 с боекомплектом 150 снарядов. При весе орудия без снарядов около 100 кг, оно имеет скорострельность до 1700 выстр/мин. Бронебойный снаряд с пластмассовыми ведущими поясками весом 260 г покидает ствол со скоростью 1100 м/с. Бронебойный снаряд с твердосплавным сердечником на дистанции 500 м по нормали способен пробить 40 мм броню. В головной части снаряда перед сердечником находится сминаемая часть, заполненная металлом церием. В момент разрушения снаряда мягкий церий, обладающий пирофорным эффектом, самовоспламеняется и при пробитии брони даёт хороший зажигательный эффект. Бронепробиваемости 27-мм снаряда для уверенной борьбы со средними танками недостаточно, но при стрельбе по легкобронированной технике эффективность поражения может быть высокой.

Ранний вариант вооружения Alpha Jet А

Вооружение западногерманских самолётов, размещаемое на пяти внешних узлах подвески общей массой до 2500 кг, может быть весьма разнообразным, что позволяет решать широкий спектр задач. Западногерманское командование при подборе состава вооружения штурмовика большое внимание уделяло противотанковой направленности. Для борьбы с советской бронетехникой, помимо пушки и НАР, предназначены кассетные бомбы с кумулятивными боеприпасами, противотанковыми минами. Также «Альфа Джет» способен нести подвесные контейнеры с пулемётами калибра 7,62-12,7-мм, авиабомбы массой до 454 кг, емкости с напалмом и даже морские мины. В зависимости от массы боевой нагрузки и профиля полёта боевой радиус может быть от 400 до 1000 км. При использовании подвесных топливных баков в ходе выполнения разведывательных задач, радиус действия может достигать 1300 км. При достаточно высокой боевой нагрузке и дальности полёта самолёт получился относительно лёгким, максимальная взлётная масса составляет 8000 кг.

Самолёт хорошо подходил для базирования на полевых грунтовых аэродромах. «Альфа Джет» не требовал сложного наземного оборудования, а время повторного боевого вылета было сокращено до минимума. С целью сокращения длины пробега на полосах ограниченной протяженности на штурмовики «Люфтваффе» устанавливались посадочные крюки, цеплявшиеся при посадке за тормозные тросовые системы, сходные с применявшимися в палубной авиации.

Французские самолёты в основном использовались в учебно-тренировочных целях. Так как в ВВС Франции основной ударной машиной являлся «Ягуар», на Alpha Jet Е оружие подвешивалось крайне редко. Тем не менее, имеется возможность применения 30-мм пушки DEFA 553 в подфюзеляжном контейнере, НАР и бомб.

С самого начала французская сторона настояла на проектировании только двухместной машины, хотя немцев вполне устраивал одноместный лёгкий штурмовик. Не желая нести дополнительные расходы на создание одноместной модификации, генералы «Люфтваффе» согласились с двухместной кабиной. Компоновка и размещение кабины обеспечивали хороший обзор «вперёд - вниз». Сиденье второго члена экипажа расположено с некоторым превышением над передним, что обеспечивает обзор и позволяет самостоятельно осуществлять посадку.

Позже, во время проведения аэрокосмических салонов, где выставлялся «Альфа Джет» неоднократно заявлялось, что наличие органов управления самолётом во второй кабине повышает живучесть, так как в случае выхода из строя основного пилота, второй может взять управление на себя. К тому же, как показал опыт локальных войн, у двухместной машины существенно больше шансов увернуться от зенитной ракеты и избежать поражения огнём зенитной артиллерии. Так как у пилота во время атаки наземной цели существенно уменьшается поле зрения, второй член экипажа способен вовремя информировать об опасности, что даёт запас времени для выполнения противоракетного или противозенитного манёвра, или позволяет уклониться от атаки истребителя.

Одновременно с поступлением в лётные подразделения штурмовиков Alpha Jet А происходил вывод из эксплуатации оставшихся G.91R-3. Пилоты, имевшие опыт полётов на «Фиатах», отмечали, что при сравнимой максимальной скорости, «Альфа Джет» гораздо более манёвренный самолёт с существенно большей боевой эффективностью.

Лётчикам «Люфтваффе» особенно нравилась способность штурмовика переиграть в воздушном бою истребители. При грамотной тактике ведения воздушного боя «Альфа Джет» мог стать очень непростым противником. Неоднократные учебно-тренировочные воздушные бои с истребителями F-104G, Mirage III, F-5Е и даже с новейшим на тот момент F-16A, показали, что, если экипаж штурмовика вовремя обнаруживал истребитель и вставал после этого в вираж на малой скорости, загнать его в прицел становилось очень не просто. В случае если пилот истребителя пытался повторить манёвр и втягивался в бой на виражах, то он вскоре сам попадал под удар.

По характеристикам горизонтальной манёвренности с «Альфа Джет» мог сравниться только британский СВВП «Харриер». Но при сравнимой боевой эффективности по наземным целям стоимость самого «Харриера», его эксплуатационные расходы и время подготовки к боевому вылету были намного выше. Несмотря на, казалось бы, скромные на фоне напичканных сложной электроникой сверхзвуковых машин лётные данные, западногерманский лёгкий штурмовик вполне соответствовал предъявляемым к нему требованиям и демонстрировал весьма высокие показатели по критерию «стоимость-эффективность».

Хотя манёвренные характеристики «Альфа Джет» у земли превосходили все существующие на тот момент боевые самолёты НАТО, насыщенность войсковыми средствами ПВО европейского ТВД делало выживаемость немецкого штурмовика проблематичным. В вязи с этим в начале 80-х была запущена программа по повышению боевой живучести. Предпринимались меры по снижению радиолокационной и тепловой заметности. На модернизированные самолёты установили устройства отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей, а также американскую подвесную аппаратуру постановки активных помех станциям наведения зенитных ракет. В состав вооружения ввели американские управляемые ракеты AGM-65 Maverick, способные уничтожать точечные цели на поле боя, за пределами действия зенитных установок.

Надо сказать, что стойкость к боевым повреждениям у «Альфа Джет» изначально была неплохой. Продуманная компоновка, дублированная гидравлическая система и разнесенные двигатели, даже при поражении ПЗРК «Стрела-2» давали шансы вернуться на свой аэродром, но дополнительной защиты от прострела требовали баки и топливные магистрали.

Расчёты показали, что в случае отказа от двухместной кабины, высвободившийся резерв массы можно было бы направить на повышение защищённости. Одноместный вариант штурмовика получил обозначение Alpha Jet C. От базовой двухместной модификации он отличался бронированной кабиной, выдерживающей обстрел из 12,7-мм пулемётов и прямым крылом с шестью узлами подвески и более мощными двигателями. Топливные баки и топливопроводы должны были держать бронебойные пули винтовочного калибра. Предполагалось, что боевая эффективность одноместного штурмовика по сравнению с Alpha Jet А вырастет в два раза. В случае реализации проекта в «Люфтваффе» мог появиться штурмовик, сравнимый по своим характеристикам с советским Су-25. Специалисты фирмы «Дорнье» провели достаточно глубокую проработку проектной документации, но когда встал вопрос о постройке опытного образца, денег в военном бюджете ФРГ на это не нашлось.

Упоминание о первом случае применения ПЗРК во Вьетнаме относится к августу 1969 г. Из обзора Е. Понамарчука следует, что, по данным советской стороны, северовьетнамцами было произведено в общей сложности 589 пусков ПЗРК «Стрела-2», из которых цели достигли 204, но без детализации последних в отношении результативности (только попадание или летательный аппарат сбит). Цифра в 204 попадания еще раз была подтверждена в прессе в 2011 г. непосредственно С.П. Непобедимым, Генеральным конструктором (с 1988 г.; с 1965 г. - главным конструктором) КБ машиностроения, разработчиком ПЗРК.

В то же время в указанном обзоре отмечается, что первые подтвержденные самими американцами случаи применения против них ПЗРК относятся к периоду «Пасхального наступления» Армии Северного Вьетнама, начавшегося в конце марта 1972 г. Первый достоверно зафиксированный пуск датируется 29 апреля, когда одна ракета была выпущена по истребителю-бомбардировщику F-4 к северу от города Куангчи (военный регион I), но не достигла цели. Е. Понамарчук подчеркивает, что «после утраты четырех летательных аппаратов в течение 1–2 мая американцы начали принимать меры по противодействию ПЗРК, включая использование тепловых ловушек и конструктивные изменения, направленные на снижение инфракрасной сигнатуры самолетов и вертолетов. „Ракетный бум“ продолжался в течение мая-июня, после этого периода потери значительно снизились и носили эпизодический характер вплоть до подписания Парижского соглашения в январе 1973 года, когда США вышли из войны». Общее количество потерянных американцами в результате применения ПЗРК летательных аппаратов за период май 1972 г. - январь 1973 г. составило 24 единицы, из которых 14 составляли самолеты, причем в основном поршневые и турбовинтовые, и 10 - вертолеты. Таким образом, ПЗРК эффективно применялся против низкоскоростных целей, преимущественно самолетов и вертолетов, выделенных для оказания непосредственной авиационной поддержки войск, и транспортной авиации. Как отмечает Е. Понамарчук, «результаты использования „Стрелы“ неоднозначны. Ими не был достоверно поражен ни один из наиболее современных американских реактивных самолетов (F-4, А-6, А-7), потери вертолетов оказались умеренными, и в целом появление ПЗРК не привело к перелому в борьбе с авиацией в Южном Вьетнаме. Вместе с тем „Стрела“… затруднила применение штурмовой авиации» .

Приведенные выводы о применении ПЗРК в заключительной фазе вьетнамской войны следует соотносить с теми изменениями в технике и тактике действий боевой авиации, которые были связаны с началом массового применения управляемого оружия во время вьетнамской войны, которое стало обладать достаточными характеристиками точности при применении на значительном удалении самолета-носителя от цели и с больших высот. Как пишет Ф. Дэвидсон, «лучшим примером возросшей результативности служит эпизод с мостом в Тань-Хоа. В период с 1965 по 1968 гг. авиация ВМФ (США. - Прим. авторов) потеряла над ним 97 самолетов, но так и не смогла разрушить объект. В 1972-м задачу удалось решить с первого захода одной умной бомбой, весившей 2000 фунтов (907 кг)». В результате появления новых возможностей значительная часть задач теперь могла быть решена авиацией без непосредственной работы над целями, и, соответственно, без захода в зону досягаемости не только ПЗРК, но и более тяжелых зенитных систем.

27 ноября пресс-служба Коломенского государственного предприятия «КБ машиностроения» (КБМ) сообщила о том, что переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) 9К333 «Верба» производства этого предприятия начали поступать на вооружение российской армии . Сухопутные войска получили бригадный, а ВДВ – дивизионный комплект ПЗРК. Всего за год Вооруженные силы России получили два бригадных и два дивизионных комплекта этого оружия. Представители завода-изготовителя также сообщили о том, что ранее КБМ подписало контракт с Минобороны России на поставку этого оружия и уже приступило к его серийному производству.

Переносной зенитно-ракетный комплекс "Верба"
topwar.ru

ПЗРК – это малогабаритное зенитно-ракетное оружие, рассчитанное на транспортировку и ведение огня одним человеком. Благодаря малому весу и размерам оно весьма удобно в использовании, маскировке, перевозке и хранении. При этом ПЗРК обладают достаточной мощностью боевой части для того, чтобы сбить любую воздушную цель в пределах досягаемости – от малых беспилотных летательных аппаратов до транспортных самолетов. Предшественниками современных ПЗРК были переносные реактивные зенитные ракеты периода Второй мировой войны, выпускавшиеся в Германии.


ПЗРК 9К333 и ракета 9М336
topwar.ru

Переносной комплекс «Верба» был разработан в 2007 году, тогда же прошел летно-конструкторские испытания и должен был поставляться в ВС РФ уже с 2008 года. Дополнительно ПЗРК проходил государственные испытания в 2009-2010 годах, войсковые испытания – в 2011 году и еще одну проверку на эффективность в условиях аномально низких арктических температур – в 2014 году.

Модернизация ПЗРК «Верба» состоит в использовании усовершенствованной системы самонаведения, по эффективности в полтора-два раза превосходящей все существующие системы. Данное усовершенствование придает ракетам ПЗРК необычную устойчивость против активных тепловых или оптико-электронных помех, создаваемых летательными аппаратами с целью дезориентировать ракету и увести ее с курса к ложным целям. Идентификацию цели ракета ПРЗК «Верба» осуществляет по трём параметрам (оптическому, инфракрасному и ультрафиолетовому), а потому вероятность промаха сведена к минимуму. ПЗРК «Верба» уверенно «держит» и настигает даже малоизлучающие цели – такие как БПЛА .


Ракета ПЗРК "Верба" игнорирует ложные цели
simhq.com

Большинство экспертов сходятся во мнении, что современные ПЗРК являются самым эффективным зенитным оружием против самолетов, вертолетов, и БПЛА. Обнаружить стрелка с ПЗРК на местности средствами воздушной разведки практически невозможно. При этом атака таким оружием производится, как правило, неожиданно для противника и поражает цель с высокой точностью. Как результат, боевая авиация уже не может доминировать на высотах, доступных ПЗРК, при том, что именно с этих высот ее атаки наиболее эффективны. Для повышения своей выживаемости при атаке наземных целей самолеты и вертолеты вынуждены применять различные технические и тактические приемы (такие как постановщики активных помех, отстрелы тепловых ракет-ловушек, полеты на сверхмалых высотах) или работать с высот, недосягаемых для ПЗРК, что значительно снижает точность авиаударов. Кроме того, сам факт появления на поле боя ПЗРК вынуждает противника резко уменьшить количество боевых вылетов с тем, чтобы избежать катастрофических потерь дорогостоящей авиационной техники. Вследствие этого, его наземные войска лишаются воздушной поддержки и прикрытия, в результате чего их эффективность значительно снижается.


Против авиации работает ПЗРК "Игла"
lemur59.ru

ПЗРК «Верба» является разработкой, в которой воплощены технические достижения, делающие это оружие более эффективным, нежели его предшественники – российские ПЗРК «Стрела» и «Игла». Кроме того, производитель утверждает, что «Верба» превосходит и лучшие зарубежные аналоги – такие как американский «Стингер», французский «Мистраль», китайский QW-3, британский «Старстрик», шведский RBS 70. Комплекс «Верба» способен поражать воздушные цели на высотах от 10 до 4500 метров, удаленные на расстояние до от 500 до 6400 метров и двигающиеся со скоростью до 500 метров в секунду. Для сравнения, у «Стингера» эти параметры выглядят не столь впечатляюще: высота – до 3800 метров; дальность поражения – от 200 до 4800 метров. Несмотря на то, что по отдельным показателям (например, по мощности боевой части) некоторые зарубежные аналоги могут превосходить российскую разработку, по основным своим характеристикам – высоте, дальности, скорости и помехоустойчивости – ПЗРК «Верба» находится вне конкуренции.


ПЗРК "Стингер" в руках афганского моджахеда
vichivisam.ru

Впервые ПЗРК стали активно применяться во время Вьетнамской войны , позднее – в войне за Фолклендские острова, но особую известность этот вид оружия приобрел в годы Афганской войны . Существует мнение, что именно масштабные американские поставки зенитных ракет «Стингер» афганским моджахедам и обучение их навыкам применения этого оружия помогли исламистам выиграть войну против Советского Союза. По утверждениям некоторых исследователей, советская авиация стала нести столь существенные потери, что в итоге руководство СССР решило выйти из конфликта и вывести войска из Афганистана. Военная статистика не подтверждает эту теорию, так как процент самолетов и вертолетов, сбитых с помощью ПЗРК, был относительно невелик и составил от 10 до 20% потерь советской авиации. К примеру, 40-я армия советского воинского контингента рапортовала о 16% потерянных самолетов, которые были сбиты из ПЗРК. Однако эти данные не совсем точны, так как правильно было бы считать процент потерь в результате попаданий «стингеров» не от количества потерянной техники за всю войну, а лишь за тот период, когда ПЗРК широко применялись противником.


Мобильная ракетная установка ПЗРК "Стартрик"
vpk.name

Будучи удобным и эффективным оружием, ПЗРК пользуется заслуженной популярностью у повстанческих и экстремистских движений, которые охотно применяют его как ручное оружие одиночных стрелков, а также монтируют зенитно-ракетные установки на различные стационарные или мобильные платформы. Развитые страны и международные организации предпринимают значительные усилия для установления контроля за распространением этого оружия в мире ввиду его большой опасности для гражданской авиации, но сделать этот контроль эффективным пока не удается. Фактически, сегодня в мире нелегально действует от несколько сотен до нескольких тысяч переносных зенитных комплексов, похищенных с военных складов во время революций и массовых беспорядков. Россия также участвует в международных проектах по контролю за распространением этого вида оружия – в частности, сообщается о том, что ПЗРК «Верба» на экспорт не поставляются.

26 сентября 1986 года советская авиация в Афганистане впервые попала под удар нового оружия – американского переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Стингер». Если раньше советские штурмовики и боевые вертолеты чувствовали себя полными хозяевами в афганском небе, то теперь они были вынуждены действовать на предельно малых высотах, прячась за скалами и складками местности. Первое применение «Стингера» стоило советским войскам трех вертолетов Ми-24 , всего до конца 1986 года было уничтожено 23 боевые машины.

Появление ПЗРК «Стингер» на вооружении моджахедов не только серьезно усложнило жизнь советских и афганских ВВС, но и вынудило командование ограниченного контингента менять тактику борьбы с партизанами. Ранее для борьбы с партизанскими группами использовались отряды спецназа, которые забрасывались вертолетами в нужный район. Новые ПЗРК сделали подобные рейды очень рискованными.

Есть мнение, что появление ПЗРК «Стингер» серьезно повлияло на ход Афганской войны и значительно ухудшило положение советских войск. Хотя, этот вопрос до сих является весьма дискуссионным.

Во многом именно благодаря Афганской войне ПЗРК Fim-92 Stinger стал самым известным переносным зенитным комплексом в мире. В СССР, а затем и в России это оружие превратилось в настоящий символ той войны, оно попало в литературу, о Fim-92 Stinger даже сняты несколько фильмов.

ПЗРК Fim-92 Stinger был разработан американской компанией General Dynamics в конце 70-х годов, комплекс был принят на вооружение армии США в 1981 году. «Стингер» является самым известным и популярным оружием своего класса: с момента начала производства было изготовлено более 70 тыс. комплексов, в настоящее время он стоит на вооружении тридцати армий мира. Его основными эксплуатантами являются вооруженные силы США, Великобритании и Германии. Стоимость одного ПЗРК (на 1986 год) составляла 80 тыс. американских долларов.

«Стингер» прошел огромное количество «горячих точек». Кроме Афганистана, это оружие применялось во время боевых действий в Югославии, в Чечне, Анголе, есть информация о наличии Fim-92 Stinger у сирийских повстанцев.

История создания

Переносные зенитно-ракетные комплексы появились в начале 60-х годов и впервые были массово применены на Ближнем Востоке в ходе очередного арабо-израильского конфликта (1969 год). Использование ПЗРК против низколетящих самолетов и вертолетов оказалось настолько эффективным, что в дальнейшем ПЗРК стали излюбленным оружием различных партизанских и террористических группировок. Хотя, следует отметить, что зенитные комплексы того времени были далеки от совершенства, их характеристики были недостаточны для уверенного поражения летательных аппаратов.

В середине 60-х годов в США была начата программа ASDP, целью которой являлась проработка теоретических оснований для создания нового переносного зенитного комплекса с ракетой, оснащенной всеракурсной ГСН. Именно эта программа дала старт созданию перспективного ПЗРК, который получил обозначение Stinger («Жало»). Работы над «Стингером» начались в 1972 году, их проводила компания General Dynamics.

В 1977 году новый комплекс был готов, компания приступила к изготовлению опытной партии, испытания были завершены в 1980 году, а на следующий год он был принят на вооружение.

Первым вооруженным конфликтом, в котором были использованы «Стингеры» стала Фолклендская война 1982 года. С помощью этого переносного комплекса был сбит аргентинский штурмовик Pucara и вертолет SA.330 Puma. Однако настоящим «звездным часом» Fim-92 Stinger стала война в Афганистане, которая началась в 1979 году.

Следует отметить, что американцы долго не решались поставить новейшее (и очень дорогое) оружие малоуправляемым отрядам исламских фанатиков. Однако в начале 1986 года решение все же было принято, и в Афганистан было отправлено 240 пусковых установок и тысяча зенитных управляемых ракет. На вооружении моджахедов уже находились несколько видов ПЗРК: советские «Стрела-2М», поставленные из Египта, американские Redeye и британские Blowpipe. Однако эти комплексы были довольно устаревшими и не слишком эффективными против советской авиации. В 1984 году с помощью переносных зенитных комплексов (было произведено 62 запуска) моджахедам удалось сбить всего лишь пять советских летательных аппарата.

ПЗРК Fim-92 Stinger могли поражать самолеты и вертолеты на дальности до 4,8 км и высоте от 200 до 3800 метров. Устраивая огневые позиции высоко в горах, моджахеды могли поражать воздушные цели, находящиеся на гораздо более значительных высотах: есть информация о советском Ан-12 , который был подбит на высоте девять километров.

Сразу после появления «Стингеров» в Афганистане у советского командования возникло сильное желание познакомиться с этим оружием поближе. Были сформированы специальные отряды, которым была поставлена задача добыть трофейные образцы этих ПЗРК. В 1987 году одной из групп советского спецназа улыбнулась удача: в ходе тщательно подготовленной операции удалось разгромить караван с оружием и захватить три единицы Fim-92 Stinger.

Вскоре после начала применения «Стингеров» были предприняты контрмеры, которые оказались довольно эффективными. Была изменена тактика применения авиации, самолеты и вертолеты были оснащены системами установки помех и отстрела ложных тепловых ловушек. Чтобы поставить точку в споре о роли ПЗРК «Стингер» в афганской кампании, можно сказать, что за время боевых действий советские войска потеряли больше самолетов и вертолетов от огня обычных зенитных пулеметов.

После окончания Афганской войны перед американцами встала серьезная проблема: как получить свои «Стингеры» обратно. В 1990 году США пришлось выкупать у бывших союзников-моджахедов ПЗРК, за один комплекс они платили по 183 тыс. долларов. Всего на эти цели было потрачено 55 млн долларов. Афганцы передали часть ПЗРК Fim-92 Stinger Ирану (есть информация о 80 пусковых установках), что также вряд ли обрадовало американцев.

Есть информация, что «Стингеры» использовали против войск коалиции в 2001 году. И даже про американский вертолет, подбитый с помощью этого комплекса. Однако это выглядит маловероятным: за более чем десять лет у ПЗРК должны были сесть батареи и прийти в негодность управляемая ракета.

В 1987 году Fim-92 Stinger использовали во время военного конфликта в Чаде. С помощью этих комплексов были сбиты несколько самолетов ливийских ВВС.

В 1991 году боевиками УНИТА в Анголе с помощью «Стингера» был сбит гражданский самолет L-100-30. Пассажиры и члены экипажа погибли.

Есть информация, что Fim-92 Stinger использовался чеченскими сепаратистами во время первой и второй кампаний на Северном Кавказе, но эти данные вызывают скепсис у многих экспертов.

В 1993 году с помощью данного ПЗРК был сбит Су-24 ВВС Узбекистана, оба пилота катапультировались.

Описание конструкции

ПЗРК Fim-92 Stinger – это легкий переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения низколетящих воздушных целей: самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Поражение воздушных целей может производиться как на встречных, так и на догонных курсах. Официально расчет ПЗРК состоит из двух человек, но огонь может вести и один оператор.

Изначально были созданы три модификации «Стингера»: базовая, Stinger-POST и Stinger-RMP. Пусковые установки этих модификаций абсолютно идентичны, различаются только головки самонаведения ракет. Базовая модификация оснащена ракетой с инфракрасной ГСН, которая наводится по тепловому излучению работающего двигателя.

ГСН модификации Stinger-POST работает в двух диапазонах: инфракрасном и ультрафиолетовом, это позволяет ракете избегать помех и более уверенно поражать воздушные цели. Модификация Fim-92 Stinger-RMP является самой современной и имеет самые продвинутые характеристики, ее разработка была завершена в 1987 году.

ПЗРК всех модификаций состоит из следующих элементов:

  • зенитной управляемой ракеты (ЗУР) в транспортно-пусковом контейнере (ТПК);
  • пускового механизма;
  • прицельного приспособления для поиска и сопровождения цели;
  • блока электропитания и охлаждения;
  • системы обнаружения «свой-чужой», ее антенна имеет характерный решетчатый внешний вид.

ЗУР ПЗРК «Стингер» выполнена по аэродинамической схеме «утка», с четырьмя аэродинамическими поверхностями в передней части, две из которых являются управляемыми. В полете ЗУР стабилизируется вращением, для придания ей вращательного движения сопла стартового ускорителя расположены под углом относительно центральной оси ракеты. Под углом расположены и задние стабилизаторы, которые раскрываются сразу после выхода ракеты из пускового контейнера.

ЗУР оснащена твердотопливным двухрежимным маршевым двигателем, который разгоняет ракету до скорости 2,2 Маха и поддерживает ее высокую скорость на всем протяжении полета.

Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью, ударным взрывателем и предохрательно-исполнительным механизмом, который обеспечивает самоликвидацию ЗУР в случае ее промаха.

ЗУР находится в стеклопластиковом одноразовом контейнере, который заполнен инертным газом. Передняя крышка прозрачная, что обеспечивает наведение ракеты по ИК и УФ излучению прямо в пусковом контейнере. Срок хранения ракеты в контейнере без технического обслуживания составляет десять лет.

К ТПК с помощью специальных замков присоединяется пусковой механизм, в него при подготовке к стрельбе устанавливается электрическая батарея. Также перед использованием к пусковому контейнеру подключается емкость с жидким азотом, который необходим для охлаждения детекторов ГСН. После нажатия спускового крючка происходит запуск гироскопов ракет и охлаждения ее ГСН, затем активизируется батарея ракеты и начинает работать стартовый двигатель.

Захват воздушной цели сопровождается звуковым сигналом, который дает знать оператору о том, что можно производить выстрел.

Последние версии ПЗРК комплектуются тепловизионным прицелом AN/PAS-18, который обеспечивает возможность использования комплекса в любое время суток. Кроме того, он работает в том же ИК-диапазоне, что и детектор ГСН ракеты, поэтому он идеально подходит для обнаружения воздушных целей за пределами максимальной дальности полета ЗУР (до 30 км).

Способы борьбы с ПЗРК «Стингер»

Появления в Афганистане ПЗРК Fim-92 Stinger стало серьезной проблемой для советской авиации. Ее пытались решить разными способами. Была изменена тактика использования авиации, это касалось как ударных машин, так и транспортных вертолетов и самолетов.

Полеты транспортных самолетов стали проводится на больших высотах, где их не могла достать ракета «Стингера». Посадка и взлет с аэродрома происходили по спирали с резким набором или потерей высоты. Вертолеты, наоборот, стали прижиматься к земле, используя сверхмалые высоты.

Вскоре появились системы, которые воздействовали на ИК-детекторы ГСН ракеты. Обычно это источники инфракрасного излучения. Традиционным способом обмануть ракету является отстрел тепловых ложных целей (ТЛЦ) самолетом или вертолетом. Однако у тепловых ловушек есть много недостатков (например, они достаточно пожароопасны), да и обмануть современные ПЗРК с помощью ТЛЦ достаточно сложно.

Сразу после отстрела ТЛЦ воздушное судно обязано выполнить противоракетный маневр, в противном случае оно все равно будет поражено ракетой.

Еще одним способом защиты летательных аппаратов от поражения ПЗРК может быть повышение их бронирования. Таким путем пошли создатели российского ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» .

Характеристики

Ниже указаны основные ТТХ ПЗРК Fim-92 Stinger.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Немного подзадолбали рассуждения и выводы публики по поводу как можно и как нельзя было сбить самолет рейса А321. Особенно доставляют суждения типа:

Прохожий: Американцы ПЗРК даже сирийским повстанцам не поставляли, тем более ИГИЛу. И из ПЗРК самолет на высоте 9,000 м не достать.

Потолок - 5,000-6,000 м, а у «Стингера» - всего-то 3,500 метров. Не иначе мусульмане «Бук» по дну Средиземного моря притаранили, а потом на верблюдах по Синаю волокли.

"Прохожему" то простительно, типичный заводной попугай повторяющий мнения из ящика, хотя возможно и платный тролль (кого больше не знаем). Но ведь все эти свои «выводы» они на чьих-то словах построили. Это ж экспертов и специалистов они ретранслировали.

Например вот таких:

Высказать свое мнение в эфире Радио «Комсомольская правда» мы попросили военного эксперта Виктора Литовкина.

Я отмел версию с ПЗРК. Судя по последним данным, самолет летел на высоте 8300 с чем-то метров. Там горы не такие высокие. Ну тысяча метров гора, ну полторы тысячи метров. А ПЗРК стреляет на высоту до 5 тысяч метров. Любой, что американский, что наш. Сто «Стингер», что «Стрела», что «Игла», - объяснил Виктор Литовкин

Или вот ещё военный эксперт:

По словам главреда «Национальной обороны» Игоря Коротченко, у террористов, возможно, есть несколько ПЗРК. Однако, это оружие эффективно лишь на высоте, не превышающей примерно 6,7 км. Пассажирские самолеты пролетают над Синаем на гораздо большей высоте, сообщает ТАСС. Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»:

«Мы допускаем, что в руках ИГ (. Террористическая организация, как известно, запрещена в РФ - ред) могли быть переносные зенитные ракетные комплексы. Однако ПЗРК не может работать по самолету на высоте 10 километров, это исключено. Поэтому отбрасываем эту версию ».

Надо же, отбрасывают они эту версию. Какие брезгливые. А может не понимают, что война это квинтэссенция сил и возможностей.

Не хотелось устраивать избиение младенцев - этих наивных экспертов, но придется. Ибо, как только эти дятлы воевать планируют? А ведь уже и начали, в расчете, что это как в кино будет, противник толпами бежит по полю, а бравые герои их косят, косят из чудо-пулемётов, которые не нужно заряжать.

Сами то мы гуманитарии, больше по мировоззрению, по истории, но за неимением никого в обозримом пространстве, по поручению редакции АРИ, придется брать и эту функцию – разобраться, и на пальцах дать как экспертам, так и заводным попугаям небольшие технические разъяснения. (Хотя первенство в понимании технологии определяем за нашим единомышленником и читателем высказанном в комментариях к предыдущему материалу).

Стрельба из ПЗРК "Стингер"

Во-первых, перед тем как перейти к главному, скажем, что самый простой способ сбить любой самолет, это сунуть в багаж бомбу.

При уровне коррупции в Египте, думается это самый простой и надежный способ. И не дорогой. К нему, полагаем, в первую очередь исламисты и могли прибегнуть.

Теперь главное, то чем брезгуют эксперты. Как при помощи переносного зенитного комплекса, кратко - ПЗРК, сбить пассажирский лайнер на высоте 9000 метров.

Сразу скажем – это вполне возможно. Более того, был ещё в советскую афганскую компанию случай, на заре использования ручных зенитных комплексов. Тогда в 1987 году, в Кабульском аэропорту совершил вынужденную посадку Ан-12, подбитый из ПЗРК в районе города Гардеза, афганской провинции Пактия, на высоте более 9000 м.

Как это было сделано? Просто. Муджахеды использовали для засады вершину какой-то горы. А там есть высоты около 3 тысяч метров, с которой и били. Это во-первых.

А во-вторых, эксперты и специалисты оперируют паспортными данными установок, зачастую устаревшими или не отражающими реальные возможности системы.

Реальный их потенциал зачастую выше. Зависит, также, от погодно-климатических условий.

Высота досягаемости стрельбы из этих установок, также зависит не от высоты над уровнем моря, а рассчитывается от поверхности с которой осуществляют пуск, так как достижение высоты зависит от работы двигателя ракеты, порядка 8-10 секунд.

Ракета пущенная с горы высотой 3 000 метров пройдет вверх те же 4 500 метров и достигнет высоты 7 500 метров, если считать от уровня моря. (Понимаю, что пишу слишком подробно, но для дятлов подробно пояснять приходится). В то же время, высота полета самолета рассчитывается не от поверхности, а от уровня моря.

То есть, если рейс 9268 из Шарм-аль-шейха летел на высоте 9 400 метров над уровнем моря, то плато над которым его сбили имеет высоты 1600 метров над уровнем моря.

Да-да, Синай это горы. Соответственно, относительная высота полета самолета от поверхности над Синаем - 7 800 метров (есть сведения что самолет летел на высоте 8411 метров, что дает ещё меньшую относительную высоту 6 800 метров от земли). А это уже несколько другой коленкор, тем более, с учетом возросших возможностей ПЗРК, по сравнению с 80-ми годами прошлого века (большая дальность, более мощный заряд). До этой простой мысли эксперты как-то не додумались, рассчитывая досягаемость самолета.

Тем не менее, хотя уже ближе к досягаемости, но все равно высоковато. Но и это вполне преодолимо. Необходимо лишь ещё выше поднять пусковую установку ПЗРК. Для надежности, ещё тысячи на три-четыре метров. Как? Элементарно.

Для этого вполне можно использовать китайские квадрокоптеры, грузоподъемностью до 30 кг. Например вот тот, что на рисунке ниже.

Купить такой можно везде, в том числе и в России. Эта штука, минуты за две набирает высоту 4 000 метров и может нести ПЗРК типа «Стингер», «Игла» и тд., вес которого 12-18 килограмм, в зависимости от модели. Квадрокоптер имеет острое управление, систему передачи видеоинформации, и находится в воздухе достаточно долго.

О том, что все компоненты - ПЗРК, квадрокоптер, видеосистема легко интегрируются в единую систему при современных технологиях, говорить излишне.

То есть, наведение и пуск ПЗРК не составляет никаких трудностей. Дальше ракета после захвата цели все делает сама. Мощный заряд, например у «Иглы» 2,3 кг., не оставляет шансов даже крупному самолету.

Для обнаружения цели, например, у комплекса ПЗРК «Игла» есть переносной планшет 1Л15-1, по которому можно отследить цель в квадрате 25х25 километров.

Отечественные ПЗРК: «Иглы»

Итого, 1600 метров высота плато Эль-Тих над уровнем моря, ещё 4 000 метров даст квадрокоптер, всего 5600 метров.

При наличии самолета на высоте 9400 метров до него ракете нужно подняться всего 3 800 метров, что даже меньше, чем возможности современных ПЗРК.

Кроме квадрокоптера, можно использовать подходящий беспилотник.

Таким образом, получаем, что с учетом современных возможностей, достать пассажирский самолет летящий на высоте 9400 метров над уровнем моря, для исламистов на Синайском полуострове, не составляет особого труда.

Для надежности, можно выставить 4-5 зенитных расчета с квадрокоптерами или беспилотниками по пути воздушного коридора, самолет летящий в нем можно сбить гарантированно.



Что еще почитать