Развитие интеллекта и познавательных способностей у дошкольника. Развитие познавательных способностей дошкольников

Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей.

К познавательным процессам относят восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Охарактеризуем проявление познавательных процессов, свойственное младшему школьному возрасту.

✏ Восприятие. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип,

ориентированы на фактический материал. То есть такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть. Индивидуальные особенности, присущие личности, тоже влияют на восприятия. Одни дети ориентированы на точность восприятия, он не обращается к догадкам, не пытается домыслить прочитанное или услышанное. Другой же индивидуальный тип, наоборот, стремится домыслить информацию, наполнить ее своим предвзятым индивидуальным мнением. Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым вос-приятием. Но это восприятие сводится к узнаванию фор-мы и цвета предъявляемых предметов. При этом в предмете дети видят не главное, особенное, а яркое, то есть то, что выделяется на фоне других предметов.

✏ Мышление . В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно опирается на наглядные образы и представления. Мыслительная деятельность младших школьников во многом еще напоминает мышление дошкольников. Для понимания данного познавательного процесса надо разобраться в особенностях развития мыслительных операций у младших школьников. Они включают такие компоненты, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизацию.

✎ Анализ — это мысленное расчленение предмета на отдельные части и выделение в нем свойств, качеств или черт. У младшего школьника преобладает практически действенный и чувственный анализ. Детям легче решать задачи с использованием конкретных предметов (палочек, моделей предметов, кубиков и пр.) или находить части предметов, наблюдая за ними наглядно. Это может быть как макет предмета, так и естественные условия, в которых пребывает предмет.

✎ Синтез — это умение логически выстраивать умственную цепочку от простого к сложному. Анализ и синтез тесно связаны между собой. Чем более глубоко владеет анализом ребенок, тем полнее синтез. Если мы покажем ребенку сюжетную картинку и не скажем ее названия, то описание этой картинки будет выглядеть как простое перечисление нарисованных предметов. Сообщение названия картинки повышает качество анализа, помогает ребенку понять смысл всей картины в целом.

✎ Сравнение. Это сопоставление предметов или явлений с целью нахождения у них общего или различного. Младшие школьники сравнивают по ярким признакам, по тому, что бросается в глаза. Это может быть круглая форма предмета или яркая его окраска. Одним детям удается, сравнивая предметы, выделить наибольшее количество признаков, другим наименьшее.

✎ Обобщение. Младшие школьники выделяют, прежде всего, брос-кие, яркие признаки предметов. Большинство обобщений касается конкретных признаков. Если дать детям ряд предметов, входящих в разные группы, и предложить объединить их по общим признакам, мы увидим, что младшему школьнику трудно самостоятельно обобщать. Без помощи взрослого он, выполняя задание, мо-жет объединить разные по смыслу слова в одну группу. Обобщения закрепляются в понятиях. Понятия — это совокупность существенных свойств и признаков пред-мета или явления.

✎ Конкретизация. Этот компонент мышления тесно увязан с обобщением. Ребенку на протяжении жизни необходимо научиться усваивать понятия, правила, законы. Это можно сделать на основе рассмотрения отдельных предметов или их частей, знаков, схем, а главное, совершения с ними ряда операций. Если ребенок знает лишь часть общих свойств, то его конкретизация будет тоже частична.

✏ Воображение. Это способность человека создавать новые образы, опираясь на уже имеющиеся у него в опыте. Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход к более правильному и пол-ному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности. Для младшего школьного возраста характерно вначале то, что воссоздаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Далее воображение развивается и дети уже, строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств. Особенностью воображения у младших школьников является его опора на конкретные предметы. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. По тому, насколько преднамеренным, осмысленным является создание образов, мы можем разделить воображение на произвольное и непроизвольное. Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Детям трудно отвлечься от образов, созданных ими ранее и обусловленных их жизненным опытом. Это затрудняет создание новых образов. Новые образы у младших школьников возникают под воздействием мало осознанных потребностей. Непроизвольность воображения сродни с неуправляемостью. Если какое-то литературное произведение или красочный рассказ будит у ребенка сильное воображение, то, пересказывая услышанное или прочитанное, он помимо своей воли может придумать те детали, которых не было в произведении. Произвольное же воображение — это специально созданный в соответствии с поставленными целями, образ. Оно нуждается в развитии и взрослым предстоит развивать воображение младшего школьника от образа неясного, расплывчатого, «мелкого», в котором отражаются только несколько признаков, до обобщенного, яркого образа.

✏ Внимание. Внимание само по себе не является познавательным процессом. Оно присуще всем вышеперечисленным процессам: восприятию, мышлению, памяти. Внимание — это сосредоточение, на каком либо процессе или явлении. Оно сопровождает все психические процессы и является необходимым условием выполнения практически любой деятельности.

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. У младшего школьника преобла-дающий вид внимания — непроизвольное. Непроизвольное внимание достаточно «самостоятельно» и не зависит от приложенных усилий. Объекты и явления, привлекающие внимание могут быть различны. Но всех объединяет яркость, неожиданность, новизна. Младшие школьники еще не научились управлять своим внима-нием, и все эмоционально окрашенное привлекает их, как сороку привлекают блестящие вещи. Это объясняется наглядно-образным характером их мыслительной деятельности. К примеру, если ребенок болел и пропустил новый материал, придя в школу, он не будет понимать объяснения учителя, так как они построены на усвоении предыдущего материала. Ребенок будет отвлекаться, заниматься другими делами. Для него объяснения учителя выступают в виде неясного и непонятного для него. Произвольное внимание. Если ребенок ставит цель и прилагает усилия для ее выполнения, мы имеем дело с произвольным вниманием. В процессе овладения знаниями, умениями и навыками у ребенка раз-вивается произвольное внимание. Работа по развитию произвольного внимания идет от целей, которые ставят перед ребенком взрослые, к целям, которые младший школьник ставит уже самостоятельно. Рассматривая произвольное внимание, мы не можем не рассмотреть его свойства. К ним относят сосредоточенность внимания, его объем, устойчивость, переключение и распреде-ление. Сосредоточенность внимания — это способность удерживать внимание на одном каком-либо объекте.

Именно в младшем школьном возрасте это свойство может быть выражено очень ярко, поскольку ребенку свойственно погружаться в свой собственный мир, не замечая на какое-то время мира реального. Объем вни-мания — это количество предметов, явлений, которые охватываются одновременно. У младшего школьника объем колеблется от 2 до 4 предметов. Это меньше, чем у взрослого человека, но вполне достаточно для ребенка.

Устойчивость внимания еще слабо развита у младшего школьника. Он легко отвлекается, «перескакивает» с од-ного объекта на другой. Этому способствует тот факт, что у младшего школьника процессы возбуждения преобла-дают над процессами торможения. Ребенок не может долгое время уделять внимание одному предмету, он быстро устает. Распределение внимания — это умение удерживать внимание на двух или более объектах или явлениях. У младшего школьника это свойство еще недостаточно развито. С возрастом распределение развивается, появляется опыт автоматических умений, когда одно хорошо знакомое явление или деятельность требует практически автоматического умения, и внимание ребенка переключается на другой предмет или явление. Ну и, наконец, такое свойство, как переключение внимания. Это способность ребенка переходить от одного действия к другому. На успешность переключения влияет характеристика предыдущей деятельности и индивидуальные особенности ребенка. Одни дети легко переходят от одного вида деятельности к другому, другие тяжело, им трудно перестроиться. Переключение внимания требует усилий со стороны ребенка, поэтому в младшем школьном возрасте, когда волевой потенциал еще недостаточно развит, это трудно. Но с возрастом, с приобретением нового опыта развивается и переключение.

Развитие познавательных способностей младших школьников

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни предполагают гуманизацию образовательного процесса, обращение к личности ребенка, направленность на развитие его лучших качеств. В связи с этим обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей. Труд ученика должен стать для него источником умственного удовлетворения и душевной радости. А основными мотивами у учащихся должны стать мотивы собственного роста и самосовершенствования. Ведь еще В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к бесконечному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире.»

Идеи о возможности и целесообразности развивающего обучения нашли воплощение в технологии развивающего обучения по системе Л.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, а также в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Работая по системе Л.В. Занкова, я на собственном опыте убедилась, что развивающее обучение соответствует природе ребенка, его общительности, стремлению к самоутверждению через общение. Мне импонирует доброжелательный стиль общения учителя и ученика на уроке, доверительная атмосфера снимает внутреннее напряжение. Мне нравится выступать на уроке в роли помощника и приучать детей в процессе обучения помогать друг другу. Таким образом, стиль общения учителя и ученика по системе Л.В. Занкова является важным фактором в развитии познавательной активности учащихся. Этому эффективно способствует также и многообразие упражнений, направленных на организацию продуктивной деятельности детей. Упражнения на классификацию, сравнение, выделение лишнего направлены на развитие умственных способностей детей. Большой познавательный интерес вызывают эти упражнения на уроках русского языка. При изучении нового материала я использую упражнения, которые дают возможность наблюдать те или иные языковые явления, а затем выявлять закономерность, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Активизации познавательной деятельности, по моему мнению, способствуют также упражнения, направленные на развитие творческих способностей детей. Особенно эффективно мне удается организовать творческую работу на уроках литературного чтения, окружающего мира, гражданского образования. Эта работа организуется в следующей последовательности: создание творческой атмосферы на уроке, доброжелательное отношение к фантазии детей; воспитание у детей чувства любви, сострадания; обучение сравнивать и наблюдать, выражать чувства словами, рисунками, эпитетами; подбирать слова, фразы, образы; обучение детей сочинять загадки, стихи; на уроках литературного чтения и окружающего мира, писать сочинения, составлять и разгадывать кроссворды.

Выполнение творческих заданий предполагает формирование умения работать с дополнительной литературой, что в свою очередь прививает любовь к чтению. Также организацией творчества на уроке я решаю ряд воспитательных задач: формирование гражданской идентичности, развитие потребности в познании культурно-исторических ценностей, воспитание любви и сострадания к окружающему миру, привлечение к сохранению и преумножению духовно-нравственных ценностей.

Полюбилась и мне, и моим ребятам проектная деятельность , которая также способствует развитию креативного мышления, фантазии, воображения, формирует интерес к окружающему миру, литературе, искусству. Эта деятельность привлекает детей, многие из них открывают в себе необыкновенные способности к сочинительству, рисованию.

Очень оживляет учебную деятельность, а, значит, и способствует развитию познавательных способностей использование нетрадиционных форм проведения уроков. Я считаю, что целесообразно проводить их во время обобщения изученного материала. Каким бы ни был нетрадиционный урок: урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина, урок-конференция, урок-исследование - ведущим приемом здесь является ситуация игры и поиска . Эти уроки отвечают возрастным возможностям детей, действуют на них вдохновляюще.

Игровая деятельность на уроке создает обстановку, когда учащиеся хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Поэтому именно на нетрадиционных уроках я пытаюсь формировать учебную самостоятельность, развивать умение самоконтроля и самооценки . Уже в первом классе при организации самостоятельной работы настраиваю детей не спешить выполнять учебное задание, стараюсь приучать сначала планировать ход его выполнения, спрогнозировать результат. Примером организации такой работы может служить самостоятельная работа вариативного характера, работа в баллах, когда среди нескольких предложенных заданий у ученика есть возможность самостоятельно выбрать посильные задания, что в свою очередь стимулирует учащихся к выбору задания высокого уровня сложности.

На уроках русского языка для создания положительной мотивации, я успешно использую способ, разработанный талантливым педагогом и ученым К.А. Москаленко. Он предложил необычные методические приемы и решения: слияние процессов обучения с выявлением знаний, комментированные упражнения, которые органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками.

Я ввожу комментирование постепенно с терпением и тактом на уроках обучения грамоте. Положительные эмоции, которые получают дети от безошибочного письма, способствуют личностному развитию. По мере продвижения от первого класса к четвертому классу, комментированное письмо переходит в доказательное комментирование- рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий.

Развитию познавательных интересов способствует также организация разноуровневой формы обучения - дифференцированное обучение . Я использую его на своих уроках при организации как фронтальных, так и самостоятельных работ. При организации фронтальной работы на уроке математики, например, над текстовой задачей, я использую индивидуальные карточки- задания в трех вариантах. Карточки содержат системы заданий, связанных с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, я осуществляю дифференциацию поисковой деятельности при решении задач. Иногда выбираю другой вариант: руковожу работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно. Использую дифференцированные задания и при организации самостоятельной работы.

Применяя разнообразные методы и приемы, направленные на развитие познавательных способностей детей, я стараюсь планировать свою работу с учетом сохранения и укрепления их здоровья. Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий , в основу которых положены идеи о взаимосвязи умственной и физической деятельности и развивающего обучения. Прежде всего, это организация подвижных игр с дидактической направленностью. И в заключение хочется отметить: планируя свою работу, я всегда помню девиз «Учение с увлечением, воспитание любовью и радостью» . Ведь именно урок сотрудничества , на котором все получается, рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, идти вперед по дорогам знаний. Систематическая работа по развитию познавательных способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться .

Шишкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Таремское


Татьяна Абрамова
Развитие познавательных способностей младших школьников в системе внеклассной работы

Развитие познавательных способностей

младших школьников в системе внеклассной работы .

Одним из видов воспитывающей деятельности является познавательная . Какова же цель познавательной деятельности ? Выделю такие цели : обогащать представление учеников об окружающей деятельности, формировать потребность в образовании, способствовать интеллектуальному развитию ребенка . Существует множество форм организации познавательной деятельности , например, различные экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, познавательные игры

В чем же проявляются познавательные потребности ребенка и если они вообще? Конечно, есть, а как основное проявление познавательных потребностей , я думаю, можно выделить ИНТЕРЕС.

Интерес выражается в направленности ребенка на определенную деятельность, имеющую особое значение для его личности. Интерес формируется, если объект окружающей действительности имеет эмоциональную привлекательность. Об этом стоит помнить при организации своей деятельности не только учителю – предметнику, но и воспитателю.

Интересы имеют большое значение в жизни ребенка. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях ребенка, то они вызывают чувства удовлетворения от работы . Они позволяют легко сосредоточить внимание на работе , увеличивают работоспособность . И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика. Я считаю, что учитель должен организовать свою работу так , чтобы и во внеурочное время, время внеклассных мероприятий , не только поддерживать, но повысить интерес ученика к различным предметам учебного цикла.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру . Ему «интересно все» . Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности .

Одной из основных задач работы коллектива педагогов школы является создание условий для реализации творческих возможностей и способностей учеников .

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности . Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) . И субъективно новым (т. е. открытием для себя) . У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это не исключает возможность создание детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса в свою очередь, обогащает воображение, расширяет значение, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает и чувства детей . Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка , помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по – новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувства ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно младшие школьники , любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках, викторинах. Поэтому во внеклассной работе учитель должен использовать элементы детского творчества. Необходимо помочь ребенку попробовать свои силы в разных областях творческой деятельности, чтобы найти себе, не потерять заложенные природой задатки; все это осуществимо в процессе коллективной творческой деятельности. Итак, зададим вопрос : какое внеклассное мероприятие поможет в развитии его творческого потенциала? Конечно же, различные конкурсы, викторины, КВНы, турниры, познавательные игры , в которых нужно попытаться как можно лучше соединить учебный (дополнительный) материал и занимательную форму проведения, чтобы развить интересы и способности ребят .

Наши ученики сейчас получают огромное количество различной информации. Я считаю, что задача учителя в том, чтобы донести полезную информацию до ребенка в такой форме, чтобы она, во-первых, хорошо усвоилась, во-вторых, могла бы помочь в дальнейшем ученику как на уроках по тому или иному предмету, так и вне школы . Конечно, при подготовке заданий по предметам учитель должен обратиться за консультациями к учителю – предметнику. В этом случае не будет риска с переусложнением задач.

Хочу рассказать о некоторых мероприятиях, проведенных в классе и имеющих успех у ребят. Например, во 2-ом классе у нас прошла интересная литературная игра «Лукоморье» (к 200 – летию со дня рождения А. С. Пушкина) . За основу здесь взята игра «Крестики-нолики» . Так вот «Лукоморье» так понравился ребятам, что мы вместе придумали еще новые названия клеток игрового поля, например, черный ящик – в этом клетке нужно было отгадать какой предмет лежит в черной коробке и для подсказки давалась шарада или загадка; Кроссворд – в этой клетке нужно было решить кроссворд; поле чудес –отгадать слово по правилам игры «Поле чудес» и др. И позднее провели игру с новым игровым полем. Большое достоинство игры «Крестики – нолики» в том, что ее можно адаптировать абсолютно к любому предмету школьного курса , для этого нужно лишь составить соответствующее игровое поле и задания к игровым клеткам.

Еще одна литературная игра прошла с большой пользой, это – литературный Брейн – ринг (по произведениям изученным в 1и 2 классах) . Во время игры ребята вновь вспомнили то, что уже немного успело поблекнуть в памяти, я к концу игры припомнили даже некоторые мелкие подробности. Брейн – ринги как состязания двух команд можно провести и по другим предметам : математике, природоведению… Их можно посвятить определенной теме или разделу, изученному на уроках, конечно, добавить и дополнительную информацию для расширения кругозора ребят.

Большим успехом пользуются игры, основанные на телевизионных передачах. Поэтому в классе можно провести свой «Звездный час» , «Угадай мелодию» , «Зов джунглей» .

Именно идеей телеигры я воспользовалась для создания сценария литературно – исторической игры «Колесо истории» . В 3 –ем классе у ребят появился новый предмет «Введение в историю» , а на уроках чтения учащиеся изучали историю развития детской литературы . Поэтому у меня возникла мысль сделать так, чтобы ребята как бы сами стали участниками истории. Ведь на уроках они только слушают рассказы учителя, читают книгу, изучают карты, а здесь они могут представить себя каким – нибудь историческим персонажем, у ребят возникает чувство сопереживания с судьбой участников исторического события. А это весьма существенный фактор в начальном изучении истории. Мы получаем эффективное средство развития познавательной деятельности учащихся, повышается у ребят интерес к новому предмету, а это способствует общему интеллектуальному развитию ученика .

Сейчас появляется все больше и больше различных разработок , но я считаю, что каждый из нас : учитель, классный руководитель должен внести свой личный вклад и на основе готовых материалов создать что –то новое.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребенка становится одной из актуальных задач образовательного процесса.

Перемены, происходящие в нашем обществе, привели к изменению социального заказа в системе образования. Сейчас обществу нужен человек, способный к самореализации творческих возможностей.

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находились в центре с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит более эффективно, если школьник проявляет познавательную активность.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал "умнее", "способнее", "одареннее"? конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитий силы, выносливости и других физических качеств. Если постоянно тренировать свой ум, решать трудные задачи, привлекая к этому свои креативные способности, самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций, то результат не заставит себя долго ждать.

Как известно, неспособных детей не бывает, нужно просто помочь ребёнку развить свои способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Способности – это свойство личности базирующихся на задатках, развивающие и обеспечивающие успешность в каком-либо виде деятельности. Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого обязательно нужны условия:

    Полноценное использование чувствительных периодов развития. Например, для развития музыкальных способностей таким периодом является возраст от 2-5 лет (ребёнок обязательно в этот период должен слушать музыку); для формирования речи до 3-х лет, для развития речи до 5 лет (ребёнок в этом возрасте не только должен слышать речь, но и сам должен активно участвовать в ней, общаться); для развития интеллектуальных способностей – возраст от3-12 лет. Следовательно, именно с детьми этой возрастной группы нужно интенсивно заниматься.

    Высокая познавательная активность. Для успешного развития способностей необходимо наличие у ребёнка стремление учиться узнавать новое.

    Демократическая система обучения и воспитания также способствуют развитию познавательных интересов и личностных качеств детей.

    Необходима деятельность. Чтобы развились художественные способности ребёнок должен рисовать. Для развития познавательных способностей необходимо предлагать ему различные задания и упражнения. Но из-под палки способности развивать нельзя.

    Очень важен пример родителей. Если в семье любят читать, заботятся об интеллектуальном росте, то и способности ребёнка развиваются быстрее.

    Высокая самооценка. Именно высокая самооценка, делая ребёнка уверенным в себе, позволяет ему приступить к новым, всё более сложным заданиям, играм и упражнениям, что в свою очередь развивает его способности.

    Ситуация успеха. Она напрямую ведёт к росту самооценки у ребёнка.

Способности практически полностью складываются к 13-летнему возрасту. Именно в этом возрасте заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Следовательно, максимум усилий для развития способностей детей надо прилагать во время нахождения ребёнка в детском саду и во время обучения в начальной школе.

Психолог Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Ребёнок в 7-8 лет мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций.

К моменту перехода в среднее звено, школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности.

Ребёнок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать ребёнку, что есть существенные признаки, без которых предмет не может быть подведён под конкретное понятие. Если учащиеся 1-2 классов отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие предмета (что он делает?) или его назначением (для чего он?), то к 3-4 классу школьники уже более опираются на знания и представления, сложившиеся в процессе обучения. Очень многие преподаватели начальной школы видят свою работу в том, чтобы дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математики, природоведения. На самом деле, работа должна быть намного серьёзнее и глубже. В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний уч-ся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо заниматься как можно раньше.

На своих уроках я использую достаточно много всевозможных заданий и упражнений для поддержания и развития познавательной деятельности учащихся.

Вместо организационного момента, я использую интеллектуальные разминки. Это помогает учащимся сконцентрировать своё внимание, мобилизоваться на урок и на хорошей ноте начать его. Интеллектуальные разминки вырабатывают быстроту реакций, т.к. отвечать надо быстро и чётко, позволяют вспомнить ранее изученный материал, в непринужденной, шутливой форме.

В процессе урока на разных этапах я даю учащимся всевозможные задания, помогающие тренировать память, развивать мышление, воображение и т.д.

Чтобы узнать результаты своей работы и на сколько эта работа оправдана, я провожу диагностику. Исходя из увиденных результатов, мною делаются выводы и ставятся цели на дальнейшую работу.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

Способность выделять главное:

Предлагается ряд слов: 1-за скобками 5-в скобках.

Задание: из скобок исключи 2 слова, наиболее существенных для 1-го за скобками.

РЕКА (берег, рыба, рыболов, вода).

ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, слово).

Обобщение:

Предлагается 2 слова. Надо определить, что между ними общего.

ДОЖДЬ-ГРАД, НОС- ГЛАЗ, ШКОЛА-УЧИТЕЛЬ и т.д.

Классификация – умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.

ТРЕУГОЛЬНИК, ОТРЕЗОК, ДЛИНА, КВАДРАТ, КРУГ.

ДУБ, ОРЕШНИК, ОЛЬХА, ТОПОЛЬ, ЯСЕНЬ.

ВАСИЛИЙ, ФЁДОР, ИВАН, ПЕТРОВ, СЕМЁН.

Анализ отношений и понятий.

Даны 3 слова. Первые 2 слова находятся в определённом связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такие же отношения: найди это четвёртое слово.

ПЕСНЯ- КОМОПОЗИТОР=САМОЛЁТ-?

    АЭРОДРОМ

  1. КОНСТРУКТОР

    ИСТРЕБИТЕЛЬ

ОГУРЕЦ-ОВОЩ= ГЕОРГИН -?

Исключение понятий:

    Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

    Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

    Сладкий, горячий, горький, кислый, солёный.

    Берёза, сосна, дуб, дерево.



Что еще почитать