Рецепт "озеленения": почему меняют губернаторов. «Кадротрясение». Почему Путин меняет губернаторов

Политологи вычислили факторы, влияющие на отставки губернаторов в регионах России. Правда, говорят они, работают эти законы не всегда, иногда назначения не поддаются никакой логике.

Алексей Куденко/Коммерсантъ

Президент России Владимир Путин подписал указ об отставке по собственному желанию губернатора Красноярского края Виктора Толоконского. Срок его полномочий истекал в 2019 году, уже экс-губернатору 64 года. Толоконский стал четвертым губернатором, которого Путин отправил в отставку за пять дней, с 25 сентября. О предстоящем сложении полномочий также объявил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Последний в разговоре с журналистами объяснил свой уход «озеленением кадров». С чем еще связана осенняя волна отставок глав регионов, выясняла «Фонтанка».

По разным оценкам, в ближайшие дни свои посты должны покинуть еще 7-10 губернаторов. Это будет уже вторая волна отставок. Первая состоялась минувшей зимой и весной. Тогда были назначены новые врио губернаторов в семи регионах - Пермском крае, Новгородской и Рязанской областях, Бурятии, Республике Марий Эл, Карелии и Удмуртии. Все новички победили в первом туре на выборах в единый день голосования в 2017 году. Сразу после этого в Кремле решились на осеннюю волну перестановок: с 25 сентября помимо Красноярского края сменились главы в Самарской и Нижегородской областях, Ненецком автономном округе и Дагестане, хотя последняя отставка официально еще не оформлена.

Как говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, все ушедшие губернаторы (кроме главы Ненецкого автономного округа) – проблемные: у них низкие рейтинги и скандальная политическая повестка. На их место приходят «молодые технократы». «Это – политика молодых технократов. Иллюзий у населений сейчас нет, ситуация в стране стабильно плохая, вот и пытаются вместо смены идей организовать смену лиц», – объяснил политолог волну губернаторских отставок.

По словам Кынева, несмотря на наметившиеся тренды, они не всегда работают: так, хотя большинство уходящих губернаторов имеют пенсионный возраст, 73-летнему и часто болеющему главе Кузбасса Аману Тулееву отставка не грозит. «Он – символ для региона, у него есть политическая сила и рейтинг, что нужно для предстоящих президентских выборов», – добавил Кынев.

Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что следующим, кто покинет губернаторское кресло, может быть … кто угодно. «Вроде есть закон о том, что губернаторов выбирает народ, а значит они должны досидеть до конца своего срока, а на самом деле губернаторы работают до тех пор, пока они угодны президенту», – утверждает он. По его словам, логика отставок сложно вычисляема, так как для каждого из кажущихся таковыми правил (возраст, срок правления, экономическая стабильность региона) есть исключения.

Еще один критерий для смены власти в субъекте называет политический консультант Петр Быстров: это – конфликты с элитами. «У абсолютного большинства нынешних отставников сложились конфликты с элитой региона, а значит они не могли гарантировать высокий уровень поддержки при голосовании на президентских выборах», – объясняет он. По словам Быстрова, логика в ходе осенней волны отставок есть, точнее то, что ее кто-то не понимает, вовсе не означает, что ее нет.

Более масштабную аналитику составили специалисты из холдинга «Минченко и консалтинг». Они вычленили 9 критериев, которые влияют на возможные отставки и на выживаемость. Первый – поддержка так называемого Политбюро 2.0 (лидеры крупных российских элитных групп), больше всего баллов по этому критерию может получить тот, кто имеет прямой контакт с главой государства. Второй и третий критерий – наличие большого проекта в городе под управлением губернатора и экономическая привлекательность региона, чем она ниже, тем меньше групп влияния будут претендовать на руководство регионом и, соответственно, больший балл в рейтинг выживаемости получает губернатор по этой статье. Еще один критерий – окончание полномочий: чем ближе следующий электоральный цикл, тем менее прочными оказываются позиции губернатора. Также оцениваются наличие у губернатора уникального позиционирования, качество политического менеджмента. Последние три критерия связаны с конфликтами губернатора на федеральном и региональном уровне, а также уголовные преследования членов команды губернатора.

Таким образом группа специалистов под руководством Евгения Минченко определила 16 губернаторов в группу риска. Все пятеро уже заявивших об отставке оказались там. По версии авторов исследования, следующими главами регионов, которые будут отставлены, могут оказаться главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев. Кроме того, согласно Минченко, перешел красную отметку и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. По информации же «Фонтанки», он не входит в список губернаторов нынешнего отзыва. Вероятно, он мог получить низкий балл по критериям Минченко из-за оценки экономической привлекательности региона, вызывающей у многих интересантов желание побороться за влияние на него.

К слову, проанализировали эксперты и тех, кто приходит на места уволенных и ушедших. Как утверждается в докладе, после назначений определенные бонусы в качестве лояльности новых врио губернаторов получили Аркадий Ротенберг, Геннадий Тимченко, Николай Патрушев, Сергей Кириенко, Алексей Белоусов, Алишер Усманов, Алексей Миллер и другие представители элиты. Что же касается самого отбора кандидатов, то им занималась команда администрации президента под руководством куратора внутреннего политического блока – Сергея Кириенко.

Как замечает «Минченко и консалтинг», многие представители «молодой поросли», пришедшей на смену прежним руководителям регионов, познакомились с Владимиром Путиным в непростой период его нахождения на посту председателя Правительства РФ и существования так называемого «властного тандема».

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

P. S.: согласно опросу «Фонтанки», "губернаторопад" – это к чему? 58.25 % ответили, что к выборам по весне, 21.62 % считают, что чего-то не знают, 7.14 % уверены – чтоб в регионах Москву не забывали, 7.00 % не видят смысла в этом вопросе, 5.99 % согласились с высказыванием Абдулатипова про озеленение. В голосовании приняли участие 1485 человек.

За неделю в отставку ушли главы пяти регионов. Почему они расхотели работать и «кто на новенького» - на эти вопросы «Фонтанке» отвечает политолог Николай Петров.

Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

В среду, 15 февраля, стало известно имя очередного губернатора, который недосидит до конца срок в должности. В отставку попросился глава Карелии Александр Худилайнен. Президент сразу прошение подписал и очень быстро назначил преемника – экс-главу Федеральной службы судебных приставов Артура Парфёнчикова. Днём раньше добровольно подал прошение об отставке глава Рязанской области Олег Ковалёв. В понедельник то же самое сделал глава Новгородской области Сергей Митин.

Предыдущая рабочая неделя ознаменовалась отставками губернатора Пермского края Виктора Басаргина, который будет начальником Ространснадзора, и главы Бурятии Вячеслава Наговицына. Что случилось с губернаторским корпусом – объясняет профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики, руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров.

- Николай Владимирович, кто из губернаторов следующий «на вылет»?

– У десяти глав регионов истекает срок полномочий, из них Кремль собирался пять-шесть поменять, остальных – переназначить. Среди тех, кого называли кандидатами «на вылет», остался ещё Куйвашев в Свердловской области.

- По каким критериям их выбирают для отставок?

– В рейтинге выживаемости, который в последний раз публиковался в декабре, все эти губернаторы как раз получали самые низкие оценки. Например, в их регионах происходили открытые и публичные конфликты, а губернатор был не в состоянии консолидировать региональную элиту и контролировать ситуацию. Как, например, Басаргин в Пермском крае. В преддверье президентских выборов такое отсутствие контроля опасно. Кроме того, Кремль меняет поколение. Уходят губернаторы рождения конца 1940-х – начала 1950-х годов и приходят им на смену новые врио 1970-х годов рождения. И ещё те, кого уже сменили, входят в десятку губернаторов, чьи полномочия истекают в этом году. С одной стороны, это элемент ротации, с другой – демонстрация принципиально нового подхода.

- Подход уже не очень новый, омоложение началось ещё в прошлом году.

– Сегодня это молодые технократы, подчёркнуто гражданские, с опытом работы в федеральном правительстве. А в прошлые разы это были в основном ФСО и военные. Парфёнчикова, назначенного в Карелии, тоже не назовёшь человеком в погонах. Он в первую очередь юрист. Как мы знаем, он – однокурсник Дмитрия Медведева.

В десятке губернаторов с истекающим сроком полномочий есть, например, глава Мордовии Волков. Вдобавок ему 60 лет, это уже два фактора. Зато на последних выборах в Мордовии была явка 83 процента, и 84 процента у «Единой России». Или Белгород: губернатору Савченко 66 лет, зато – 62 процента явки и почти 55 процентов у партии власти. Такие заслуги учитываются?

– Да, конечно. Белгородская область как раз хороший пример того, что однозначных критериев нет. Если губернатор хорошо контролирует ситуацию в регионе, то Кремль предпочитает в преддверье серьёзных федеральных выборов не ворошить ничего и не брать на себя риск дестабилизации. В этом смысле и в Мордовии Волков, который унаследовал почти кладбищенские спокойствие и тишину, имеет неплохие шансы на переназначение.

Губернатору Саратовской области Радаеву всего 55 лет, и у него великолепнее результаты выборов в Думу. Но его регион был среди рекордсменов по официально зарегистрированным жалобам на нарушения во время выборов. Что перевесит?

– В этом смысле Радаев имеет определённую слабость. Но тут важно другое. Скажем, бывший пермский губернатор Басаргин считался человеком Собянина. Его сменил человек команды Собянина же, то есть сохранён баланс сил в регионе. Радаев в Саратове – человек команды Володина. И его судьба – это вопрос о том, насколько сильны позиции Володина. Перемены должны не просто означать некие изменения в регионе, но и отражать, и даже провоцировать изменения в федеральном центре. Поэтому Радаева эксперты существенно реже называют кандидатом на вылет.

- Это, стало быть, ещё один фактор: «чьих будет» губернатор…

– Условная «федеральная крыша» – самый важный фактор. И мы в последнее время видели, как три губернатора не просто ушли, а сели. Их объединяло то, что серьёзной федеральной крыши у всех не было.

- Ещё остались такие несчастные – без «крыши»?

– Вопрос не просто в её отсутствии. Например, экс-губернатор Карелии Худилайнен был связан с Нарышкиным. Пока Нарышкин был главой администрации и спикером Госдумы, его влияние на такие вещи было существенно выше, чем сегодня.

- У каких губернаторов сегодня «крыша» достаточно надёжная?

– Эта ситуация тоже не статичная. Наверное, собянинская «крыша» неплохая. Мы видели это и на примере Басаргина: мало того, что его сменил другой человек из команды Собянина, так ещё и Басаргин – пока единственный из уволенных, кто получил взамен федеральный пост.

- Кто, кроме Собянина, считается надёжной «крышей»?

– Их достаточно много. Володин – не просто влиятельный федеральный политик, он – политик, который именно расставлял губернаторов. Таких регионов, где он этим занимался непосредственно, – штук двадцать. Собянинские губернаторы – это, естественно, Тюменская область, где он, уезжая, оставлял своего человека, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Дальше есть проблема корпоративных «крыш»: Чемезов с «Ростехом», Сечин с «Роснефтью». Здесь вопрос принадлежности губернатора к тому или иному клану – это вопрос вхождения региона в зону интересов корпорации.

- Кому, а главное – зачем, нужны нынешние перемены в губернаторском корпусе?

– Ротация происходит постоянно, и отчасти она имеет под собой объективные причины: губернатор стареет, перестаёт быть, с точки зрения федерального центра, эффективным, и его меняют. Это может быть результатом конкурентной борьбы между корпорациями. Наконец, есть подспудная идея: если человек слишком долго сидит на какой-то корпорации, а Кремль в этом смысле тоже корпорация, он слишком врастает в какие-то внутрикорпоративные интересы. Там выстраиваются слишком жёсткие связи, становится труднее контролировать ситуацию. В последние два-три года мы видим интенсивные замены руководства на уровне федеральных корпораций точно так же, как на уровне регионов. То есть общая идея – чисто управленческая: время от времени надо перемешивать кадры. В том числе – для того, чтобы люди активнее демонстрировали свою эффективность, чтобы у них не было ощущения, что они навечно сели на свой регион или свою, скажем, железную дорогу.

- Неужели всё это ради блага избирателей?

– Ну, в данном случае элиты исходят из своего интереса. Но в чём-то их интересы могут совпадать с интересами рядовых граждан. Что происходит, когда глава таможенной службы долго сидит на посту? Сложилась и закрепилась прочная цепочка связей, в том числе – коррупционных, и значительная часть средств, на которые государство хотело бы в ситуации кризиса рассчитывать, уходит куда-то внутрь корпорации, родным, близким, знакомым и так далее. Государству важно такие коррупционные утечки устранить.

- Почему нельзя делать это в плановом режиме? Просто в нужный срок переизбрать губернаторов?

– Ни для кого не секрет, что тот губернатор, которого сегодня назначил Путин, завтра…

- ...будет избран всенародно.

– Будет избран всенародно.

- Тем более – зачем эти срочные перестановки?

– Кремлю так проще. Это проще, чем в условиях конкуренции, пусть даже относительной, приводить к власти удобного человека или налаживать отношения с человеком, победившим на выборах. Но даже при нынешней системе всё можно делать более... Более взвешенно. Выискивая человека из тех, кто имеет опыт работы в регионе. Как, скажем, Решетников в Перми. Это было первое назначение в серии, и оно вселяло надежду, что Кремль будет искать лояльных, но при этом хороших, эффективных людей, имеющих отношение к региону.

- Вселяло – вы говорите в прошедшем времени? Уже не вселяет?

– Мы уже видим, что это совсем не обязательно. Три следующих назначения – это люди активные и эффективные, но у них нет никаких связей с регионами, куда их назначили. Они никогда не жили в этих регионах. И, думаю, не собираются там жить в будущем.

- Вы хотите сказать, что это временщики?

– Они временщики. Их задача – за те 4 – 5 лет, что им отведены, выкачать из региона, из своего поста максимум. Поэтому они считают на очень короткую перспективу. В более долгой перспективе это опасно, и в первую очередь – для федерального центра.

- Центр это понимает?

– Думаю, что понимает, там умные люди сидят.

- Значит, они делают это сознательно?

– Просто у них у самих очень короткий горизонт планирования и, соответственно, принятия решения. Назначая губернатора, они каждый раз вынуждены выбирать между лояльностью и эффективностью. В одном человеке это редко сочетается. Когда в регион назначают постороннего, понятно, что он лоялен тем, кто его назначил.

- Нельзя ли найти кого-то в регионе, назначить его, он будет благодарен – но и к месту привязан?

– Когда вы выискиваете кого-то в регионе, у него есть свои внутренние связи, обязательства, лояльности и так далее. Такой глава совсем не обязательно будет лоялен. Он будет противоречить федеральному центру, иногда даже публично. Пример – Шаймиев в Татарстане, который был эффективным главой.

Вместо Худилайнена в Карелию назначен экс-глава Службы судебных приставов Парфёнчиков, а он – выходец из Карелии. Это уже второй случай связи с регионом.

– Он в регионе родился и работал – и это уже здорово. Конечно, его связи в Карелии не те, что были десять лет назад. Да и десять лет назад он был представителем не региональной элиты, а федеральной структуры. Тем не менее ощущение от региона у него, конечно, будет не такое, какое было бы у «варяга».

Губернатор Петербурга за год-два оказался в центре нескольких скандалов, последний связан с передачей РПЦ Исаакиевского собора. Как это повлияет на судьбу Георгия Полтавченко?

– Сложно прогнозировать. Петербург – особый регион, здесь президенту не надо читать газеты, чтобы понять, что происходит. И Полтавченко в этом смысле – особый человек. В Кремле наверняка не видят настолько прекрасной замены Полтавченко, чтобы погасить конфликты в Петербурге. На Полтавченко работает и то, что он полуофициально занимается связями с церковью. И когда Путин едет куда-то в глубинку на службу, он едет вместе с Полтавченко. То есть здесь есть какие-то связи, помимо тех, что на поверхности. Но я думаю, что и это до известного предела. Когда Кремль видит, что какой-то губернатор не столько помогает, сколько сам требует помощи, принимается решение о замене.

В Орловской области Потомский стал посмешищем из-за рассказа о путешествии Ивана Грозного в Петербург. Во Владимире очень не любят губернатора Орлову. Такого рода истории влияют на судьбу главы региона?

– Кремлю важно, чтобы скандал не выливался в публичную сферу и не принимал резких форм. Когда над губернатором начинают потешаться, когда он становится «петрушкой» – это Кремлю не нужно. А когда просто не любят – так и пусть не любят. Тем он будет лояльнее по отношению к центру. Кремлю не нужно, чтобы губернатора любили слишком сильно, но и не нужно, чтобы слишком ненавидели.

- А как узнать, что уже «слишком»?

– Здесь на помощь приходят соцопросы. Но если федеральная власть, несмотря ни на что, получает нужные результаты, губернатор остаётся. Возьмите пример Меркушкина в Самарской области: кто-то потешается, кто-то очень сильно не любит, но на выборах Самара показывает результат, как в Мордовии. И все слухи о том, что Меркушкина вот-вот поменяют, оказываются преувеличенными. Кремлю есть чем заняться и без регионов. Кстати, поэтому в подвешенном и более проблематичном состоянии оказываются именно те губернаторы, у которых заканчивается срок полномочий.

- На них внимание в этот момент фокусируется?

– У Кремля 85 регионов. Заниматься проблемами каждого не получается. А вот когда и так приходит срок замены губернатора, когда всё равно надо решать, оставить его или заменить, случается «страшный суд». А так у Кремля есть более важные проблемы. И более важные регионы, чем Орловская или Белгородская области.

- Как они делят регионы на «важные» и «не важные»?

– Есть регионы, которые играют какую-то символическую роль. Москва и Петербург – это столицы. Крым – это фокус внимания и внутри страны, и за её пределами. Пермь и Свердловск важны потому, что это огромные регионы, где и избирателей много, и любой политический скандал приобретает особое значение. А есть регионы, вроде Забайкалья или Амурской области, которые так далеко лежат от фокуса общественного интереса, что происходящее там просто не важно. Есть и ещё один фактор – наличие людей, которыми можно заменить губернатора. Если регион важен с точки зрения бизнеса, если за него борются серьёзные кланы – это одна ситуация.

- Тут замена всегда наготове?

– Да. А есть регионы вроде Курской области. В Кремле, может быть, и недовольны губернатором. Но искать ему специально замену и создавать себе проблему, когда нет двух-трёх серьёзных бизнес-групп, предлагающих кандидатов, Кремль тоже не хочет.

- А сам, без «шефствующих» бизнес-групп, Кремль не может найти кандидатов?

– Такие бизнес-группы облегчают управление людьми, поставленными во главе регионов. Так проще, чем решать проблему каждого региона индивидуально.

- Я-то думала, что для этого были придуманы полпреды.

– Посмотрите, кого полпредами назначают, – и поймёте, какого рода задачи они должны решать. Было время, когда на посты полпредов приходили губернаторы. Из этого можно было делать вывод, что Кремль хотел видеть людей, способных понимать и решать сложные задачи в регионах, способствовать экономическому развитию, устранять конфликты и так далее. Когда-то это были генералы. Из этого следовало, что они должны были передавать приказы из Москвы и контролировать исполнение. Сегодня мы видим на постах полпредов отставных и вышедших в тираж чиновников. Для чего они нужны сегодня – неизвестно.

Если всё равно нужны неформальные «крыши», почему бы не сделать их официальными? Почему бы не вернуть институту полпредства его прежнее значение?

– Полпреды – надсмотрщики. Но у них нет финансового ресурса. Это важно. Если бы вы разделили страну на семь кусков и дали бюджет каждому полпреду, тот стал бы маленьким наместником царя. Глядишь – и сам захотел бы стать царём. А так у них нет финансовых ресурсов, их задача – следить, контролировать, наушничать, давать какие-то свои заключения, но не более того.

В чём секрет непотопляемости псковского губернатора Турчака? Уж, казалось бы, какого масштаба был скандал, даже с уголовным душком…

– Отчасти и это муссируется в печати, сам по себе слух, что центр снимает того или иного чиновника, может служить ему чуть ли не защитой. В том смысле, что Кремль не хочет принимать решения, которые будут выглядеть как вынужденные.

- Так ведь время уже прошло, никто не заподозрит Кремль в том, что с Турчаком поддались давлению.

– Я бы здесь видел возможной причиной ещё и то, что Псковская область мало кого интересует с точки зрения бизнес-привлекательности. И то, что Турчак-старший и вся эта система неформальных связей и институтов достаточно крепка. В этом смысле Андрей Турчак оказался в безопасности. Мы же видим скандалы с несколькими детьми кремлевской элиты. Но до сих пор серьёзных оргмер я не видел. Тому есть рациональное объяснение. В частности, в этом есть некий механизм заложничества: если ваш сын работает на высоком посту, вы подумаете, делать ли резкие заявления и предпринимать ли радикальные шаги.

А в чём секрет выживаемости Амана Тулеева в Кемерово? Он на посту 19 лет, до окончания срока полномочий ещё 4 года, это уже будет длиннее, чем президентство Путина.

– Тулеев выстроил мощную политическую машину, он всецело контролирует ситуацию в регионе на всех уровнях. Сам регион находится достаточно далеко от Москвы, при этом он может рассматриваться как взрывоопасный. Несколько лет назад там была крупная авария, и Тулеев как представитель уже почти исчезнувшего поколения публичных политиков вышел к людям и сумел взять ситуацию под контроль. Любой, даже самый эффективный, чиновник на его месте не смог бы так себя повести. Тут как в экономике: всё время надо взвешивать издержки и выгоды.

Вот вы говорите всё это – и такое ощущение, что если в регионе никто не шумит, не бузит, не погибает в авариях и так далее, так там как будто и не живёт никто. Жители регионов вообще интересуют кого-то в Кремле?

Обратной связи между регионами и Кремлём нет. Она существует либо в виде скандалов, привлекающих к региону повышенное внимание, либо за счёт серьёзных лоббистов, способных донести до Кремля народные чаяния, совпадающие с их, лоббистов, интересами. Если не происходит ни того, ни другого, если регион недостаточно привлекателен для бизнес-групп и если он не создаёт для Кремля проблем, это самый омут. Такой регион – самый безопасный для губернатора, который будет сидеть, не высовываясь.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

Тасуя кадровый пасьянс, президент решает интересную задачу

В советское время был такой старый-добрый анекдот. Маленький мальчик гуляет во дворе своего дома. Внезапно из окна высовывается его мама и кричит: “Изя, срочно иди домой!” Мальчик спрашивает: “ Мама, я замерз?!” - “Нет, ты хочешь кушать!” В полном соответствии с принципом “жизнь имитирует искусство” (в данном случае – искусство шутки) каждый российский губернатор с легкостью может попасть этой осенью в ситуацию, которая не слишком отличается от двусмысленного положения маленького героя этого анекдота.

Немного “занимательной статистики” на вторую половину дня пятницы (делаю это уточнение потому, что на следующей неделе отставки губернаторов продолжаться): за двенадцать дней своих должностей лишились восемь руководителей российских регионов. Причем в случае с некоторыми из них процедура отставки выглядела примерно так: появление утечки о том, что господин Х очень скоро перестанет быть воеводой Н-ской губернии – категорическое опровержение этой утечки пресс-службой губернатора или самим губернатором – новость о том, что “ никуда не собиравшийся уходить” воевода внезапно прямо-таки воспылал желанием срочно поменять место работы.

Со стороны все это напоминало – да что там напоминало, по-прежнему напоминает – то ли водевиль, то ли сеанс коллективного саморазоблачения всех “системных российских политических сил”.

Считается, например, что Коммунистическая партия РФ во главе с пламенным борцом за дело рабочего класса Геннадием Андреевичем Зюгановым находится в непримиримой оппозиции к “антинародному режиму” и 24 часа в сутки борется за восстановление “социалистического строя” в России. Но Кремлю сейчас не до соблюдения декорума: коммунистический губернатор Орловской области Вадим Потомский указом “президента-капиталиста” назначается заместителем президентского же полпреда в Центральном федеральном округе. А на его место “президент-капиталист” катапультирует своим указом другого пламенного оппозиционера: .

Спрашивается: можно ли после этого, сохраняя серьезное выражение лица, продолжать именовать КПРФ оппозицией? Но, возможно, это неправильный вопрос: иллюзиии по поводу партии Зюганова уже давно наличествуют разве что у отдельных пенсионеров из российской глубинки. Ну а правильный вопрос звучит так: зачем Владимиру Путину все это потребовалось? Зачем он уже которую неделю устраивает российским воеводам “веселую жизнь”?

Вот ответ, который сформировался у меня в голове по итогам разговора с видным представителем путинского окружения: дело не только и не столько в губернаторах. Обновление губернаторского корпуса – это лишь первый элемент далеко идущего плана ВВП по переформатированию российской политической элиты.

Вспомним историю: в 1998 году Борис Ельцин вдруг начал менять премьер-министров с такой скоростью, с какой некоторые модницы меняют перчатки. На место Черномырдина пришел Кириенко. На место Кириенко – после неудачной попытки вернуть Черномырдина – пришел Примаков. После отставки Примакова случилась уж совсем фарсовая история: президент пообещал спикеру Думы Селезневу прислать представление на назначение премьером Аксененко, но в полученной на Охотном ряду официальной бумаге значилась фамилия “Степашин”. А еще через несколько недель премьером внезапно стал Путин.

Наблюдая за этим “броуновским движением”, наблюдатели недоуменно крутили пальцем у виска. Но уже после появления в РФ нового президента фигуры, близкие к “политической семье” Ельцина, радостно объявили всем, кто был готов их слушать: “Ничего вы, граждане-умники, не поняли! Смысл того, что вы именовали “кадровой чехардой” заключался не в подборе премьера, а в выявлении президентского преемника!” Чувствуете, куда дует ветер? Если не чувствуете, то вот вам другая история – из более близкой к 2017 году политической эпохи.

Между 2007 и 2009 годом несколько “молодых, да ранних” деятелей по прямой инициативе Владимира Путина были назначены на правительственные должности второго эшелона. Например, красноярский региональный чиновник Александр Новак стал заместителем министра финансов, выходец из оборонного сектора Денис Мантуров – заместителем министра промышленности, сотрудник питерской мэрии Максим Соколов – директором важного департамента аппарата Белого дома. Не всем из эти людей удалось сохранить благоволение ВВП. Тот же ранее считавшийся “ перспективным” Максим Соколов удостоился недавно редкой “чести” получить от президента официальное предупреждение о неполном служебном соответствии.

Но сейчас мы должны заострить свое внимание не на том, что молодой министр транспорта “выпал из доверия”. Мы должны вспомнить о том, что при формировании правительства Медведева в 2012 все три перечисленные выше чиновника сделали шаг вверх по карьерной лестинице и стали министрами. По словам моего информированного собеседника из свиты ВВП, такое повышение этой троицы не было случайностью. Путин специально назначил их на младшие правительственные должности с прицелом на их дальнейший карьерный рост.

Тусуя сейчас кадровый губернаторский пасьянс, Путин решает очень схожую политическую задачу – создает для себя кадровый задел с прицелом на свой следующий президентский срок, а также на ту политическую эпоху, что должна начаться в 2024 году. Фигуры, которые признаны президентом “неперспективными”, смахиваются с политической шахматной доски. На их место приходят новые выдвиженцы, которым дается шанс показать себя. И губернаторским корпусом эта затеянная ВВП чистка не ограничится. В Кремле говорят открытым текстом: после воевод волна кадрового обновления обрушится и на другие важные государственные структуры. Губернаторы анекдот про “мальчика Изю”, думаю, уже выучили. Федеральные чиновники – следующие на очереди?

Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в .

Главной внутриполитической темой на этой неделе должна стать продолжающаяся ротация губернаторов. Губернатор Омской области Виктор Назаров на традиционном утреннем рабочем совещании с членами правительства попрощался со своими подчиненными, не дожидаясь официального сообщения Кремля. Об этом сообщает региональный ресурс om1.ru. По словам издания, губернатор заявил, что решение о его отставке появится до конца недели.

Сразу три источника «Газеты.Ru», близких к Кремлю, и один источник в регионе называют в качестве возможного сменщика Назарова называют главу «Оборонпрома» Сергея Сокола. Раннее СМИ называли его также в качестве претендента на губернаторство в Красноярском крае. Кроме того, по словам двух собеседников «Газеты.Ru», на руководство Омской области может претендовать депутат Госдумы от Омской области Андрей Голушко.

Еще одним возможным претендентом на этот пост собеседник «Газеты.Ru» назвал другого депутата ГД, близкого к «Ростеху» Владимира Гутенев.

Ему в свою очередь уже прочили Самарскую область. Впрочем, прошлая неделя показала, что далеко не всегда в губернаторском кресле оказывается именно тот кандидат, который считался фаворитом на данную позицию.

Так, на прошлой неделе назначение на пост главы Красноярского края Александра Усса стало весьма неожиданным. СМИ называли других претендентов. Вероятно, у в внутриполитического блока администрации президента был другой фаворит. Сообщение об отставке теперь уже бывшего главы области выглядело как небольшой фальстарт. Толоконский заявил о таком решении в среду депутатам регионального парламента приватно, а они в свою очередь уже распространили информацию. Официальный указ последовал только в пятницу. В результате регион возглавил спикер заксобрания края Александр Усс. По информации «Газеты.Ru», его назначение мог лоббировать министр обороны РФ Сергей Шойгу.

На прошлой неделе состоялись официальные отставки сразу четырех губернаторов. Свои посты покинули главы Самарской и Нижегородской областей, Красноярского края и Ненецкого автономного округа. Предполагается, что отставки продолжатся. Еще в субботу РИА «Новости» со ссылкой на источник анонсировали, что Кремль хочет провести замену еще в 8-11 регионах.

Некоторые из замен напрашиваются сами. Во-первых, еще на прошлой неделе о своем намерении написать заявление по собственному желанию после визита в Москву сообщил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Его заявление вызвало небольшой скандал. Политик весьма негативно отозвался о том, как его склонили к этому решению.

«Есть люди в Москве, которые на ходу бреют зайцев. От них страдали в 90-е годы. И плохо, что они порой навязывают президенту не очень популярные решения», — прямо намекнул пока действующий глава Дагестана.

Вряд ли ситуация, когда все знают, что нынешний глава республики не будет занимать свой пост, а официального преемника нет, продлится долго.

В воскресенье телеграмм-канал «Давыдов.Индекс» анонсировал, что своих постов могу лишиться главы республики Коми Сергей Гапликов и Орловской области Вадим Потомский. Этих руководителей включил в свой перечень кандидатов на отставку и «КоммерсантЪ», со ссылкой на свои источники. В данном случае отдельного внимания заслуживает ситуация именно Потомского.

Дело в том, что ранее у каждой партии из парламентской оппозиции было по своему губернатору. Все они избрались в отсутствии конкурентов со стороны «Единой России». Такова была некоторая негласная договоренность партии власти и их парламентских визави. Впрочем, к нынешнему моменту баланс уже нарушен. Представитель КПРФ, губернатор Иркутской области Сергей Левченко в 2015 году неожиданно победил на выборах действующего губернатора. А «Справедливая Россия» лишилась своего ставленника Константина Ильковского по результатам критики президента.

Источник, близкий к Кремлю, утверждает, что бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов не будет особенно биться за Потомского, так как не так уж хорошо к нему относится.

В какой-то момент обсуждался возможный уход главы Владимирской области Светланы Орловой и мурманского губернатора Марины Ковтун. Впрочем, по информации «Газеты.Ru», в конечном итоге их фамилий в списке на отставку не оказалось.

На этом список не заканчивается. Еще два источника, близких к Кремлю, предполагает, что лишиться своего поста может и глава Новосибирской области Владимир Городецкий. Также, по информации «Газеты.Ru», дела не в порядке и у главы Приморья Владимира Миклушевского. Наконец еще один источник «Газеты.Ru» заявляет о предстоящих отставках как в республике Алтай, так и в Алтайском крае.

Впрочем, все собеседники «Газеты.Ru» напоминают, что финальное решение по отставкам принимает лично президент России Владимир Путин. Внутриполитический блок Кремля только предлагают ему варианты отставок. Но последнее решение он принимает сам. «Подается 10 кандидатур, а главный человек кого-то вычеркивает, кого-то оставляет», -— подводит черту собеседник «Газеты.Ru».

МОСКВА, 29 сен — РИА Новости. Главы Калмыкии, Северной Осетии, Республики Алтай, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской и Ивановской областей, Алтайского и Приморского краев, а также губернатор Санкт-Петербурга скоро могут уйти в отставку. Об этом говорится в экспертном докладе холдинга "Минченко Консалтинг" "Политбюро 2.0 и губернаторский корпус ".

Рейтинг устойчивости губернаторов сформировали следующим образом: каждому из них присваивали оценку, исходя из девяти критериев. Эксперты анализировали деятельность глав регионов с января по август 2017 года. Им начисляли "бонусы" и списывали "штрафы". "Бонусами" эксперты сочли поддержку губернаторов околокремлевскими силами, наличие в регионе больших проектов, экономическую привлекательность территорий, нескорый срок окончания полномочий главы региона, наличие у них узнаваемого имиджа и высокое качество политического менеджмента. "Штрафы" — федеральные и региональные конфликты, уголовные дела и аресты близких к главе региона людей. ​Чем выше получилась итоговая оценка, тем больше шансы губернатора остаться на своем посту. В итоге были сформированы три группы риска внутри губернаторского корпуса: "отставка маловероятна", "есть риск отставки", "высокая вероятность отставки".

Таким образом, главы регионов, отставка которых, по мнению экспертов, наиболее вероятна, получили восемь и менее баллов.

Наименьшее количество баллов получил губернатор Калмыкии Алексей Орлов. У него четыре балла. Следом идет глава Новосибирской области Владимир Городецкий — пять баллов. За ним с шестью баллами — губернатор Мурманской области Марина Ковтун, глава Алтайского края Александр Карлин и губернатор Омской области Виктор Назаров. Глава Приморского края Владимир Миклушевский получил в этом рейтинге семь баллов, а губернаторы Владимирской области Светлана Орлова, Ивановской области Павел Коньков и главы Северной Осетии Вячеслав Битаров и Алтая Александр Бердников — по восемь баллов.

Низкую оценку получил и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко — эксперты присвоили ему оценку восемь баллов.

В список также попали главы регионов, на момент доклада уже отправленные в отставку или написавшие заявления: Николай Меркушкин (Самарская область), Валерий Шанцев (Нижегородская область), Виктор Толоконский (Красноярский край), Рамазан Абдулатипов (Дагестан) и Игорь Кошин (Ненецкий автономный округ). Все они получили очень низкие баллы.

Главами регионов, набравшими самое большое количество баллов, оказались мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Тульской области Алексей Дюмин и руководитель ЯНАО Дмитрий Кобылкин (19 баллов).

Ранее СМИ сообщали, что в начале этой недели могут произойти досрочные отставки глав ряда российских регионов. Среди субъектов Федерации, которые, по данным СМИ, могли попасть под кадровые перемены, были Ивановская, Самарская, Нижегородская, Мурманская, Новосибирская, Омская области, Ненецкий автономный округ, Красноярский и Алтайский края.

Первым свой пост покинул глава Самарской области Николай Меркушкин, следом было объявлено об отставке нижегородского губернатора Валерия Шанцева. Написали заявления об уходе, но не получили подтверждения от Кремля главы Красноярского края и Дагестана Виктор Толоконский и Рамазан Абдулатипов. В четверг Путин принял отставку губернатора Ненецкого автономного округа Игоря Кошина.



Что еще почитать