Санаев всеволод васильевич личная. Всеволод Санаев: как на самом деле обстояли дела в семье артиста. А зачем Санаев взваливал на свои плечи чужие заботы

21 октября 2018

Знаменитого режиссера многие считали неисправимым ловеласом - а он оказался однолюбом. Быков считал, что встреча с Санаевой была послана ему свыше.

Елена Санаева и Ролан Быков. Источник: Globallookpress.com

21 октября актрисе Елене Санаевой исполняется 76 лет. Долгие годы центром ее жизни был знаменитый муж, режиссер Ролан Быков. А после его смерти она и сама начала снимать кино - чтобы доделать начатое супругом..

Любовь с первого взгляда


Елена Санаева в молодости. Источник: Globallookpress.com

Режиссер знаменитых «Айболита-66» и не был красавцем-мужчиной, но успеху у противоположного пола это не мешало. Невысокий, со своеобразной внешностью и плохой дикцией, он обладал невероятным обаянием и харизмой. Первой женой Быкова стала актриса ТЮЗа Лидия Князева, с которой он прожил около десяти лет, до середины 60-х. После его развода многие женщины мечтали стать хозяйками в его доме, как рассказывал сам Быков, его не раз пытались на себе женить, и пару раз он даже был готов «сдаться». Но каждый раз что-то останавливало. Романов было много, Ролан Антонович даже начал чувствовать себя неисправимым бабником - но все изменила встреча с Еленой Санаевой.

больше по теме

«Ты у меня красавица». Как роль Бабы-яги помогла Инне Чуриковой выйти замуж Инну Чурикову многие считают одной из главных «некрасивых красавиц» отечественного кино. «Это пацан или девка?» спрашивали многие после выхода фильма «В огне брода нет».

До встречи с Быковым актриса уже успела побывать замужем. В первый раз она отправилась в ЗАГС вскоре после окончания ГИТИСа, в 1967-м, спустя четыре года у супругов родился сын, а еще через два года они развелись. Как вспоминала сама актриса, они с мужем, инженером Владимиром Конузиным, просто были разными людьми. После развода у Елены возникли серьезные отношения с мужчиной намного моложе ее, но тут во все вмешался случай.

С 43-летним Роланом Быковым 29-летняя актриса познакомилась на съемках фильма «Докер», в котором, по сценарию, они оказались мужем и женой. Санаева была задействована в другой картине и к началу съемок опаздывала. Быков потребовал замены актрисы, на съемочную площадку уже вылетела Майя Булгакова. Отец Елены, знаменитый актер Всеволод Санаев, народный артист СССР, тогда пытался отговорить дочь от возникшей у нее идеи все же приехать на съемки и «хотя бы посмотреть» всем в глаза.

Она не только заявилась на съемочную площадку, но и сходу снялась в первой сцене. Поцелуй с Быковым, которого не было в первоначальном сценарии, но на котором неожиданно настоял Ролан Антонович, оба они запомнили на всю жизнь. Говорить о любви он начал сразу после знакомства - как вспоминала Санаева, таких страстных и горячих признаний она ни разу не слышала ни от одного мужчины. Предложение руки и сердца Ролан Антонович сделал через год, на съемках фильма «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», куда Санаева приехала его навестить. Когда они ужинали в ресторане с коллегами, он опустился на колено и попросил Елену стать его женой.

«Тебя Бог выдумал…»


Елена Санаева и Ролан Быков на съемках. Источник: Globallookpress.com

больше по теме

Вскоре Быков и Санаева начали жить вместе, хотя расписались они только через десять с лишним лет. Елена выглядела значительно моложе своего возраста. Быкова, который, наоборот, выглядел старше своих лет, очень выводило из себя, когда малознакомые люди называли актрису его дочкой. Ради него она изменила прическу, чтобы выглядеть взрослее, пошла против родителей - это были далеко не единственные жертвы со стороны актрисы, но она никогда ни о чем не жалела. Бывшая жена Ролана Быкова рассказывала ее родителям о любвеобильности экс-супруга и мешках писем от поклонниц. Санаевы были против этих отношений, но чувства оказались сильнее их увещеваний. А потом сила этой любви заставила их переменить свое мнение в отношении режиссера, правда для этого потребовались годы.

Быков признавался, что на момент их встречи уже не верил, что может полюбить. «Тебя Бог выдумал и послал мне», - говорил он жене. Соединивший их судьбы фильм режиссер и актер терпеть не мог, роль в «Докере» называл чуть ли не единственной, которой стыдился, но какое это имело значение, когда благодаря ей судьба подарила ему главную женщину в его жизни!

Поначалу супруги жили с мамой Ролана Антоновича. Сын Елены Всеволодовны остался с ее родителями: в том, что ему будет с ними лучше, актрису настойчиво убеждали и свекровь, и, особенно, мама, властная женщина, любившая внука самоотверженной, тиранической любовью.


Ролан Быков. Источник: Globallookpress.com

Елена Санаева оказалась между двух огней. С одной стороны - свекровь, ревнующая ее к сыну, с другой - собственная мама Лидия Антоновна, страдавшая из-за того, что у нее не получилось оградить дочь от мужчины, который может сломать ей жизнь, и прикладывавшая все усилия к тому, чтобы уберечь внука. Эту драматическую историю Павел Санаев потом описал в своей книге , по которой впоследствии был снят фильм. Он вспоминал, что Лидия Антоновна любила близких с такой «тиранической неистовостью», что ее любовь «превращалась в оружие массового поражения».

Без сына Елена Санаева страдала страшно, виделась с ним постоянно - благо жили они рядом, но все попытки изменить ситуацию оказывались безуспешными. До 11 лет Павел оставался с бабушкой и дедушкой. Когда он, наконец, начал жить с мамой и ее новым мужем, первое время мальчик был настроен (не без стараний Лидии Антоновны) против Быкова. Но постепенно их отношения наладились. У знаменитого режиссера было огромное чувство ответственности за близких - и он чувствовал ответственность за Павла, как за собственного ребенка. Со временем потеплели и отношения Ролана Быкова с тещей, Лидия Санаева наконец поняла, что зять всей душой любит ее дочь и внука, и приняла его.


Павел Санаев с женой.

Многим зрителям хорошо известно творчество Всеволода Санаева. Этот советский актер знаменит не только киноролями, но и театральными работами. Героев, которых он играл, публика всегда любила. Именно работа спасала его от жизненных проблем и давала смысл жизни. Проблем у актера было немало, но зритель в зале этого никогда не видел.

Трудные детские годы

Город Тула, где родился будущий актер Санаев Всеволод в 1912 году, был провинциальным. но довольно крупным промышленным центром, расположенным близко от Москвы. Многодетная семья состояла из двенадцати детей, поэтому всегда жила небогато.

Учиться будущий актер не слишком любил, поэтому отец принял решение отправить его работать на фабрику. На предприятии, куда определили ребенка, делали гармони. Изучив мастерство, парень стал подмастерьем у отца. Несмотря на то что в целом работа ему нравилась, делать всю жизнь инструменты он не желал. Душа рвалась в театр, тот мир, куда мама водила его в детстве.

Тула недалеко от столицы, поэтому гастроли московских театров проходили здесь очень часто. Парень с удовольствием ходил на представления знаменитых коллективов. Особенно полюбился мальчику спектакль по пьесе Чехова «Дядя Ваня». Всеволод был в восторге от игры актеров и атмосферы, царившей в зале. Он мечтал стать артистом, чтобы быть причастным к миру искусства.

Осуществить желаемое помогло появление в городе любительского театра. Чтобы попасть в кружок, пареньку пришлось приложить немало усилий. С первого раза у него это не получилось, но упорство и стремление играть помогло добиться желаемого.

Карьера в театре

На сцену артист Санаев впервые вышел в 1930 году. Сначала это был дублирующий состав труппы, но талант заметили, очень скоро молодое дарование пригласили в Москву. Чтобы играть в государственном академическом театре драмы имени Максима Горького, необходимо было получить соответствующее образование. Несмотря на недовольство родителей, парень поступил в театральный техникум и уехал в Москву.

Когда обучение было с успехом окончено, Всеволод решил повысить свое мастерство под руководством Николая Плотникова в родном техникуме. Как любому студенту тех времен, ему не хватало денег, поэтому будущий актер, чтобы прокормить себя, подрабатывал по вечерам.

Работать в московском театре Всеволод Санаев начал в трудном 1943 году. Роли, которые он играл в Академическом театре имени Моссовета, не смогли в полной мере удовлетворить творческие амбиции артиста, и через три года он перешел в театр киноактера.

Когда вначале пятидесятых поступило предложение перейти во МХАТ, Санаев отказался, так как роли, которые предлагались, не устраивали его в профессиональном, а главное, в финансовом плане. Деньги были нужны на лечение тяжелобольной жены.

Любовь к кинематографу

Поначалу большого количество ролей в театре у начинающего актера не было , и Всеволод Васильевич иногда принимал участие в киносъемках.

Первым фильмом, в котором он участвовал, была лента «Частная жизнь Петра Виноградова». Его снял Александр Мачерет. В картине талантливый актер сыграл роль красноармейца в небольшом эпизоде.

Это небольшая работа стала началом большого пути в киноискусстве. Несмотря на то что большой славы она не принесла, успех был совсем близко. За ней последовали более значимые работы:

  • В 1938 году Санаев снялся в культовом фильме того времени «Волга, Волга». Режиссер Александров доверил молодому актеру две небольшие, но заметные роли. После этого фильма количество предложений сниматься возросло в несколько раз.
  • В 1940 году в киноленте «Любимая девушка», режиссером которой был Иван Пырьев, актер сыграл главную роль, ставшую первой работой такого уровня в его жизни. Его герой обычный токарь, который переживает любовную драму. Сюжет картины прост и заключается в том, что у героя произошла нелепая ссора с любимой девушкой, возникли подозрения в ее измене, и они расстались, после долгих перипетий, стараниями друзей и родственников, наконец, произошло логичное примирение и воссоединение семьи.

Фильмография картин, в которых снялся Санаев, обширна. В списке его работ около 90 различных ролей. Одной из самых известных российскому зрителю является роль в фильме «Белые росы». Он был снят в 1983 году.

Его герой обычный сельский житель Федор Филимонович Ходас или Федос, как называет его сосед и друг. Он прощается со своим домом и всем, что составляло смысл жизни, так как бесперспективную деревню поглощает город. Жить в многоэтажном доме не хочется, и человек страдает. Все что он хочет успеть в оставшейся жизни - это устроить судьбу сыновей, а там и помирать можно, считает он. Режиссер Добролюбов снял культовый фильм, который актуален до сих пор, и в этом ему помогал звездный ансамбль актеров.

Трудная личная жизнь

О своей семье артист говорить не любил. Только спустя много лет, когда его внук написал книгу «Похороните меня за плинтусом», ставшую бестселлером, тайна была раскрыта. В повести описаны с биографической точностью сам Всеволод Санаев, биография, личная жизнь и жена.

Внук Павел Владимирович Санаев не только писатель, но и очень разносторонняя творческая личность. Он имеет актерское и режиссерское образование. Эта была его первая и успешная работа в литературе. Знаменитый дед, безусловно, гордился им.

Сейчас известно, что жена Всеволода Санаева, Лидия Санаева . Познакомился с ней известный артист перед войной, когда находился на гастролях в Киеве вместе с труппой МХАТа.

Лидия Антоновна, в то время Гончаренко, училась там на филолога. Всеволод сразу влюбился, и девушка ответила взаимностью. Несмотря на желание молодых людей поженится, родители невесты были против. Однако, когда пришла пора возвращаться в Москву, Лидия последовала за ним. Любовь и молодость преодолели все преграды, и, несмотря на утверждения родных, что это должно быстро закончиться, они прожили вместе более пятидесяти лет.

Она стала хорошей женой и прекрасной матерью для дочери, но отношения в семье часто были напряженными. Причиной тому постоянные депрессии, которые бывали у женщины. В свое время после неудачно рассказанного анекдота ее вызывали в соответствующие органы, и впечатлительная Лидия решила, что за ней установили слежку. После одного такого срыва она лежала в психиатрическом отделении столичной больницы.

Усугубила положение еще одна трагедия. В начале войны, когда Всеволод Васильевич был на гастролях, жена с маленьким сыном эвакуировалась в Казахстан, где малыш заболел и умер от дифтерии. Эта стало ударом для семьи, и только когда в 1943 году родилась дочка, все немного успокоилось.

Елена, как любой ребенок, часто болела. Но мать боялась потерять второго ребенка, поэтому опекала ее как могла. Страх преследовал женщину всю оставшуюся жизнь. Несмотря на любовь к жене, Санаев порой не хотел возвращаться домой. Там приходилось контролировать себя больше чем на сцене. Каждое неловко сказанное слово вызывало истерику или ссору.

Не менее сложными были отношения с дочерью. С первым мужем, Владимиром Конузиным девушку буквально развела властная мать, так как считала, что простой инженер ей не пара. Всеволод Васильевич предпочел не вмешиваться в конфликт. В результате, несмотря на рождение сына Павла, будущая актриса с ним рассталась.

Вторым избранником актрисы Елены Санаевой стал знаменитый актер и режиссер Ролан Быков. Он вырвал девушку из душного маминого мира, но взять с собой сына бабушка не позволила, оставив его при себе заложником. Хотя Павел с благодарностью вспоминает минуты общения с отчимом. Жизнь у бабушки стала для него адом.

Смерть знаменитого актера

Работа спасала Всеволода Васильевича от неустроенности личной жизни. Его неуемная энергия позволяла работать практически до конца своих дней. Но время летело неумолимо.

В 75 лет у него был тяжелый инфаркт, после которого оправится было трудно. Но любовь к больной жене и нежелание оставлять ее одну без поддержки заставили актера бороться за жизнь и победить. Только когда Лидия Антоновна умерла, силы иссякли, и актер скончался через десять месяцев после ее ухода. По документам причиной смерти Санаева стал рак легкого, но, скорее всего, он устал от жизни. Похоронили актера вместе с супругой. Могила находится на Новодевичьем кладбище.

Посмотрела "Похороните меня за плинтусом".
Фильм сюрреалистический, излучающий концентрированную злобу и ненависть.
Меня совершенно потряс финал фильма: маленький иуда над гробом бабки шепчет матери такое, что мать цепенеет, понимая, что чудовище уже выросло ...

Повесть написана внуком Всеволода Санаева, функционера от советского кино.
Он прожил со своей женой 50 лет. Звали её Лидия Гончаренко,в замужестве Санаева, и была она когда-то студенткой-филологом, привезённой им в Москву с киевских гастролей ещё до ВОВ.

Жена Санаева с дочерью Еленой, родившейся у них во время войны.
Санаев не воевал, жил в эвакуации.

У Елены Санаевой родился сын Павел.
Он очень похож на мать. Нижняя губа --копия,а это важный знак))

Красный мясистый рот с особенной выступающей изогнутой нижней губой

Нижняя губа живёт своей жизнью

Физиогномика

Определяем характер человека по его лицу

Попробую проанализировать характер Павла Санаева по его лицу, чтобы объяснить себе, как такую "автобиографическую" книгу мог написать человек, проживший с дедом и бабкой с 4 до 11 лет.
Если бы он жил в нормальной, традиционной семье, с матерью и отцом, он наверняка бы самовыразился в подобной же литературе))

Холодное сердце (веки)
Пессимизм (веки)
Нижняя губа выступает над верхней - эгоистичность
Если один угол рта выше другого - склонность к обману.
Постоянно подергивающийся рот - нервность и возбужденность.
Рот, скошенный в одну сторону - нервозность, склонность к сарказму.
Нетвердо оформленный рот, с уголками, загибающимися к низу - бурный характер.
Из ранее прочитанного мне запомнилось, что человек в жирной лоснящейся выступающей нижней губой ВСЕГДА НЕДОВОЛЕН,критикует ВСЁ, это тяжёлый эгоистичный пессимист.
ГУБА ПАВЛА САНАЕВА, УНАСЛЕДОВАННАЯ ОТ МАТЕРИ,ОБЪЯСНЯЕТ ВСЁ. В том числе "автобиографическую" книгу.

Лицо человека - как открытая книга. В нем говорит все - брови, глаза, рот, каждая морщинка. С возрастом лица меняются, но самые главные черты остаются неизменными, а некоторые начинают проявлять себя более явно. Считается, что физиогномика - самая древняя наука в мире и возникла в - Китае. Китайские физиономисты говорят, что по лицу человека можно прочесть даже его судьбу.

Всеволод Санаев — советский и российский актер. Он обладал какой-то природной органичностью, умением быть достоверным в любой роли. По мнению критиков был очень правдивым в своем творчестве, обладал особенной чистотой тона и тонким слухом. Наверное этим и объясняется та всенародная любовь к этому артисту и слова благодарности, которые ему говорили просто встречные прохожие.

Всеволод Санаев сыграл более девяноста ролей, причем самых разных, иногда совершенно противоречивых героев. Его работы были главными и эпизодическими, но это не имеет никакого значения, ведь в каждого своего персонажа актер вкладывал частичку своей широкой души.

Детские и юношеские годы

Родился Всеволод Санаев 25.02.1912 года в Туле. Семья была многодетной, у родителей кроме Всеволода было еще 11 детей. Достаток в семье был небольшой и жили они на рабочей окраине города. В школе у Всеволода были проблемы, учеба ему не особо давалась, да и рвения к обучению за ним не наблюдалось. Поэтому его отец, Василий Санаев принял единственно верное решение – нечего просиживать штаны, нужно идти работать. Так Всеволод попал на фабрику по производству гармоней, на которой много лет трудился и его отец.

Фото: Всеволод Санаев в молодости

Всеволод сразу был подмастерьем, который должен был собирать и настраивать музыкальный инструмент. Когда парню исполнилось шестнадцать, он уже был настоящим мастером и уже сам обучал двух учеников будущей профессии сборщика. На этой фабрике Всеволод проработал с 1926 по 1930 год, постоянно чувствуя какой-то дискомфорт, зачастую возникающий тогда, когда душа не лежит к этой работе.

Знакомство с искусством

Первая встреча с театром в биографии Всеволода состоялась когда он еще был в детстве, во время спектакля Московского художественного театра, приехавшего на гастроли в Тулу. Тогда давали чеховского «Дядю Ваню», и мальчику очень понравилась игра артистов. Но сцена была от него так далеко, что и мечтать о ней было напрасно.

Но мечты о театре не давали покоя, и вот юноша уже посещает тульский любительский театр под рабочим названием «Серп и молот» в качестве слушателя. Оказалось, что у него есть актерские способности, поэтому после достижения определенных результатов Всеволод решил попробовать свои силы в драматической студии. Ему удалось туда поступить, хоть и пришлось немало потрудиться.

В 1930-м Всеволода Санаева принимают во вспомогательный состав труппы театра, работавшего при тульском патронном заводе. Он поражает зрителей своим мастерством перевоплощения и спустя всего год уходит в Тульский государственный академический театр им.Горького. Чтобы расти профессионально, Санаеву нужно учиться.

Москва

В театре у Всеволода был наставник, который и помогал молодому человеку подготовиться к поступлению на рабфак в столице. Семья была категорически против, его родителям казалось несерьезным увлечение сына, они были уверены, что их наследник выберет себе простую рабочую профессию. Но парень настоял на своем и уехал покорять столицу.

После окончания рабфака Санаев поступает в театральный техникум к Н.Плотникову. Ему катастрофически не хватало денег, рассчитывать на помощь родителей было напрасно, да и в некоторой степени стыдно, поэтому каждый вечер Всеволод отправлялся на подработку.

Санаев был упорным в достижении своей цели, поэтому не остановился на одном техникуме, и после его окончания стал студентом ГИТИСа, поступив на курс к знаменитому режиссеру М.Тарханову.

В 1943 году Санаев начинает работать в театре им.Моссовета, в 1946-м переходит в Государственный театр киноактера. В 1952 году актер уходит во МХАТ, но ничего хорошего из этого не получилось. У него было слишком мало ролей и соответственно небольшая зарплата, на которую невозможно было содержать семью. Как раз в то время сильно заболела жена и деньги нужны были срочно. Санаев обращается к тогдашнему директору театра А.Тарасовой с просьбой об уходе. Его отпустили, понимая, что пока корифеи МХАТа остаются на своих местах, Санаеву в этом театре ничего не светит. Он ушел из театра в 56-м.

Кино

Дебютным фильмом актера Санаева стала картина «Волга, Волга», снятая в 1938 году, где ему предложили сразу две незначительные роли. В этом фильме он был музыкантом и лесорубом. А спустя два года Всеволод снялся в картине «Любимая девушка», в которой сыграл простого работягу Добрякова. Роль была большой и достаточно серьезной, но актер справился блестяще.

Фильмография актера насчитывает почти 90 фильмов, два телеспектакля и озвучивание одного мультфильма. Последняя работа актера — картина «Забытая мелодия для флейты», снятая вышла в 1988 году. Всеволод Санаев всегда жалел о том, что у него никогда не было комедийных ролей, и что он ни разу не спел в кино. А на вопрос, чем бы он занимался в жизни, если бы не стал актером, он неизменно отвечал, что был бы отличным мастером гармонных дел.

Личная жизнь

Личная жизнь актера Санаева никогда не выставлялась напоказ. Подробности происходящих в семье событий стали известны сравнительно недавно, когда внук актера Павел написал книгу-биографию под названием «Похороните меня за плинтусом».


Фото: Всеволод Санаев с женой

Свою судьбу Всеволод встретил в Киеве, куда его театр приехал на гастроли. Это было перед самой войной. Девушку звали Лида Гончаренко, она училась на филфаке в одном из Киевских вузов. Она была очень красивой и актер влюбился сразу и навсегда. В течении всего месяца, пока продолжались гастроли, Всеволод делал девушке предложение, и в итоге она ответила согласием. Семья Лиды была категорически настроена против этого брака, не понимая как можно так быстро принимать такое ответственное решение, да еще выходить замуж за мужчину с такой несерьезной профессией. Все были уверены, что ничего путного из этой затеи не выйдет и Лидочка вернется. Но их брак просуществовал почти 50 лет, вопреки всем прогнозам пессимистов.

Лида очень любила своего мужа, но у нее было выраженное депрессивное расстройство, которое стало причиной напряженной обстановки в доме. Когда она по неосторожности рассказала какой-то анекдот соседям по коммуналке, то кто-то донес спецслужбам и они стали наводить о ней справки. И без того впечатлительная натура женщины не выдержала такого натиска и случился срыв, после которого Лиду госпитализировали в психиатрию, поставив ей диагноз – мания преследования.

В самом начале войны Санаев с театром находился на гастролях в Борисоглебске. Жена и маленький сын Алеша остались в Москве. Столицу в это время закрывают как прифронтовой город и вернуться обратно у актера не получилось. Лидия с сыном эвакуируется в Алма-Ату. Алеше было всего два года, когда он заболел корью и дифтерией и умер. Смерть любимого первенца сильно отразилась на психике женщины.

А Всеволоду пришлось остаться в Борисоглебске и каждый день выходить на сцену. Их театр давал каждый день по два спектакля для бойцов, которые ждали отправки на фронт. И каждый раз, выходя на сцену, актер думал о том, что он здесь делает, ведь все молодые и здоровые мужчины должны быть именно там, на передовой.

После похорон сына Лидия Санаева пытается прорваться к мужу в Борисоглебск. Она добиралась туда несколько месяцев, в полном физическом и моральном истощении.

После воссоединения семьи в 1943 году у них родилась дочка Елена. Девочка была слабенькая, к тому же в детстве переболела желтухой. Лидию мучили постоянные страхи за жизнь дочери, она боялась ее потерять. С этим страхом Лидия Антоновна жила всю свою жизнь, так и не найдя силы его преодолеть. В семье были постоянные размолвки, атмосфера иногда накалялась так, что Санаев даже не хотел идти домой, несмотря на свою преданность жене и ребенку.

Первым мужем стал инженер В.Конузин. Мать не одобряла этот брак, а отец, чтобы не усугублять и без того накаленную атмосферу в семье, предпочитал отмалчиваться. В этом браке родился мальчик Павел, будущий писатель, актер, режиссер.

Второй раз Елена вышла замуж за режиссера , с которым прожила до самой его смерти в 1998 году.

Смерть

Энергии Всеволода Санаева мог бы позавидовать даже молодой. Он продолжал трудиться практически до последних дней своей жизни.


В 1987 году у Санаева случился инфаркт, но он сумел справиться с болезнью, так как сильно волновался за свою жену. Он боялся, что она останется без его поддержки. Лидия Санаева умерла в 1995 году, а 27.01.1996 года не стало и самого Всеволода Васильевича. Он умер от онкологии. Местом упокоения супругов Санаевых стало Новодевичье кладбище в столице.

Избранная фильмография

  • 1938 - Волга, Волга
  • 1941 - Сердца четырёх
  • 1955 - Первый эшелон
  • 1959 - Неоплаченный долг
  • 1964 - Большая руда
  • 1967 - Скуки ради
  • 1970 - Украденный поезд
  • 1978 - Близкая даль
  • 1984 - Мёртвые души
  • 1995 - Ширли-мырли

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Всеволод Васильевич Санаев. Родился 12 (25) февраля 1912 года в Туле - умер 27 января 1996 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1969).

Всеволод Санаев родился 12 (25 по новому стилю) февраля 1912 года в Туле.

Его отец был потомственным мастером по изготовлению гармоней.

Сестра Людмила (Шемякина) Санаева, жила в Карелии (в городе Сегежа).

В 1926-1930 годах работал сборщиком гармоней на Тульской гармонной фабрике.

В 1930-1931 годах - артист вспомогательного состава Тульского театра при Патронном заводе.

В 1931-1932 годах - актёр Тульского театра драмы имени М. Горького.

После окончания ГИТИСа в 1937 году Санаев стал работать во МХАТе. Однако работы в театре было немного, да и корифеи театра неохотно делились ролями. В итоге в 1942 году Всеволод Санаев принял решение уйти из труппы.

Свой уход из театра Всеволод Санаев объяснил просто: "Оставить МХАТ, друзей, сцену - дело, конечно, нелегкое. Но в каждом человеке должно быть сознание - может, это называется призванием, - что в какой-то определенной области жизни он необходим".

С 1943 года - артист академического театра имени Моссовета.

С 1946 года по 1994 год - актёр Театра-студии киноактёра.

В 1952-1956 годах играл во МХАТе. В этот период в жизни актёра заболела жена, и молодому актёру пришлось бросить театр и сниматься в кино, чтобы прокормить семью. Печали добавляло предательское отношение бывших коллег. В частности, актёр Сергей Лукьянов просил совершенно серьёзно: «Зачем тебе больная жена, не бросай театр, а брось её».

В кино его дела обстояли лучше. Дебютировал в 1934 году, в эпизоде картины «Частная жизнь Петра Виноградова».

В 1938 году снялся в знаменитом советском фильме «Волга, Волга» - сыграв две маленькие роли: бородатого лесоруба и безбородого музыканта. Перваой крупной работой стала роль рабочего Добрякова в картине «Любимая девушка» (1940).

Всеволод Санаев в фильме "Волга, Волга"

В 1949-1950 годах - педагог ВГИКа. Член КПСС с 1955 года.

Среди заметных ролей Всеволода Санаева - директор МТС Кантауров в «Возвращении Василия Бортникова» (1952), Донцов в «Первом эшелоне» (1955), старшина Козлов в «Пять дней, пять ночей» (1960), Сиплый в «Оптимистической трагедии» (1962), полковник Лукин в киноэпопее «Освобождение» (1968).

Интересны его актёрские работы в фильмах, поставленных , - Ермолай Воеводин в «Вашем сыне и брате» (1965), Матвей Рязанцев в «Странных людях» (1969) и Степан Фёдорович в «Печках-лавочках» (1972).

Очень ценил свою работу с Василием Шукшиным.

"Счастлив, что работал с Макарычем. Сомневался: молодой режиссер, снимает всего второй большой фильм - что он знает, чему может научить. Когда приступали к съемкам, он все на мои руки поглядывал - опасался, видно, что выйдут не кряжистыми. Тогда я помню, ему сказал: главное у человека - глаза, а руки... "Ну что же, сделаю их беспокойными, не привыкшими находиться без дела", - ответил Макарыч, чуть–чуть подумав, на том и порешили... Только рядом с этим режиссером я понял, как надо жить - и не только в искусстве. Многие толкуют о правде в нашем киношном деле - какая она наяву, а какая на экране, а вот у Шукшина особенная - единая и там, и тут...", - говорил Всеволод Санаев.

На похоронах Василия Шукшина в череде официальных речей говорили много всего и разного. Затем к микрофону вышел Всеволод Санаев. Он долго молчал и, наконец, с трудом выговорил всего три слова: "Братцы, горе-то, какое!". И заплакал, не скрывая слез.

Большим успехом стала роль полковника Зорина, сыгранная им в детективной трилогии о милиции - «Возвращение Святого Луки» (1970), «Чёрный принц» (1973) и «Версия полковника Зорина» (1978).

Всеволод Санаев в фильме "Печки-лавочки"

Всеволод Санаев в фильме "Освобождение"

Из последних киноработ Всеволода Санаева стоит отметить мелодраму «Белые росы» (1983) и роль начальника в министерстве из картины «Забытая мелодия для флейты» (1988). При том что Санаев был убеждённый коммунист, долго избирался секретарём парткома «Мосфильма».

За свою жизнь Всеволод Санаев снялся более чем в семидесяти картинах.

В последние годы актёр сетовал, что ему так и не дали попеть в кино и сыграть комедийную роль. Когда Всеволода Санаева спрашивали, кем бы он стал, если бы не был актёром, он отвечал: «Я был бы замечательным гармонных дел мастером».

В 1966-1986 годах - секретарь Союза кинематографистов СССР.

Всеволод Васильевич Санаев скончался 27 января 1996 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Всеволод Санаев (документальный фильм)

Личная жизнь Всеволода Санаева:

Жена - Лидия Антоновна Санаева (1918-1995). У них родился сын Алексей, который умер в возрасте 2 лет, заболев во время войны корью и дифтеритом.

Дочь - , актриса, вдова актёра и кинорежиссёра . До этого была замужем за Владимиром Конузиным, инженером.

Внук Павел Санаев - российский актёр, сценарист и режиссёр.

Внук актера Павел Санаев написал книгу «Похороните меня за плинтусом», в которой описал отношения в семье Всеволода Санаева - по воспоминаниям бабушки, у которой он прожил несколько лет, когда его мать начинала свои отношения с Роланом Быковым.

Повесть «Похороните меня за плинтусом» экранизирована в 2009 году.

Фильмография Всеволода Санаева:

1934 - Частная жизнь Петра Виноградова - краснофлотец (нет в титрах)
1938 - Волга, Волга - лесоруб
1938 - Если завтра война - грамотный боец
1939 - Девушка с характером - лейтенант милиции Сурков
1939 - Юность командиров - полковник Гришаев (нет в титрах)
1940 - Любимая девушка - Василий Добряков
1941 - Первая конная - Кулик (нет в титрах)
1941 - Первопечатник Иван Фёдоров - Пётр Тимофеев
1941 - Сердца четырёх - Еремеев, красноармеец
1944 - Иван Никулин - русский матрос - Алёха
1946 - В горах Югославии - Алексей Губанов, красноармеец
1947 - Алмазы - Сергей Нестеров, геолог
1948 - Молодая гвардия - коммунист-подпольщик (нет в титрах)
1948 - Страницы жизни - радиодиктор (нет в титрах)
1949 - Падение Берлина - оратор (нет в титрах)
1949 - У них есть Родина - Всеволод Васильевич Сорокин
1951 - В степи (к/м) - Тужиков, секретарь райкома
1951 - Жуковский - студент (нет в титрах)
1951 - Незабываемый 1919 год - Борис Викторович Савинков (нет в титрах)
1951 - Пржевальский - протоиерей (нет в титрах)
1951 - Сельский врач - Николай Петрович Коротков
1951 - Тарас Шевченко - эпизод
1953 - Беззаконие (к/м) - Ермолай, дворник
1953 - Вихри враждебные - эпизод (нет в титрах)
1953 - Возвращение Василия Бортникова - Кантауров, директор МТС
1954 - Верные друзья - посетитель Неходы (нет в титрах)
1955 - Первый эшелон - Алексей Егорович Донцов, директор совхоза
1956 - Полюшко-поле - Николай Фёдорович Холин, директор МТС
1956 - Разные судьбы - Владимир Сергеевич Жуков, парторг ЦК
1957 - Ласточка - Мельгунов
1957 - Рассказы о Ленине - Николай Александрович Емельянов
1957 - Страницы былого - Скворцов
1958 - На дорогах войны - Иван Фёдорович Уваров
1958 - Очередной рейс - эпизод (нет в титрах)
1959 - Баллада о солдате - эпизод
1959 - В степной тиши - Ветров
1959 - Неоплаченный долг - Алексей Окунчиков
1959 - Песня о Кольцове - отец Кольцова
1959 - Тоже люди (к/м) - пожилой солдат
1960 - Пять дней, пять ночей - старшина Ефим Козлов
1960 - Трижды воскресший - Иван Александрович Стародуб
1961 - В пути (к/м) - старик
1961 - Взрослые дети - Василий Васильевич
1963 - Встреча на переправе (к/м) - председатель колхоза
1963 - Оптимистическая трагедия - Сиплый
1963 - Это случилось в милиции - майор Сазонов
1964 - Большая руда - Мацуев
1964 - Зелёный огонёк - пенсионер
1965 - Ваш сын и брат - Ермолай Воеводин
1965 - Первый день свободы - полковник Давыдов
1965 - Перекличка - Варенцов
1966 - В западне - Ковач
1967 - За нами Москва - генерал Панфилов
1967 - Скуки ради - Тимофей Петрович Гомозов
1968 - Освобождение - полковник Лукин
1968 - Стреляные гильзы (к/м) - отец
1969 - Главный свидетель - Дюдя
1969 - Странные люди - Матвей Рязанцев
1969 - Я его невеста - Антон Григорьевич Митрохин
1970 - Возвращение «Святого Луки» - полковник Зорин
1970 - Кремлёвские куранты - старый рабочий
1970 - Украденный поезд - генерал Иван Васильевич
1971 - Ни дня без приключений - дед Данилюк
1971 - Нюркина жизнь - Борис Гаврилович
1972 - Эоломея (ГДР) - Кун, пилот
1972 - Печки-лавочки - Сергей Фёдорович Степанов, профессор
1973 - Здесь наш дом - Александр Евгеньевич Плужин
1973 - Чёрный принц - полковник Зорин
1975 - Там, за горизонтом - Викентий Кириллович
1976 - Время московское - Назар Лукич Григоренко
1976 - Ну, публика! (телеспектакль) - обер-кондуктор
1976 - ...И другие официальные лица - Олег Максимович Астахов
1978 - Близкая даль - Андрей Захарович Погодин
1978 - Месяц длинных дней (телеспектакль) - Павел Степанович Каширин
1978 - Версия полковника Зорина - полковник Зорин
1978 - Любовь моя, печаль моя - отец Фархада
1980 - Незваный друг - Владимир Абдуллаевич Шлепянов
1980 - Тегеран-43 - Инкепер, хозяин кабачка
1981 - От зимы до зимы - Павел Михайлович, министр
1981 - С вечера до полудня - Андрей Жарков, писатель
1982 - Надежда и опора - Кирилл Львович Ротов
1982 - Частная жизнь - эпизод
1983 - Белые Росы - Федос Ходас
1983 - Тайна «Чёрных дроздов» - мистер Джордж Фортескью
1984 - Мёртвые души - Иван Григорьевич, председатель судебной палаты
1986 - В распутицу - Строгов
1986 - Первый парень - Иван Иванович
1987 - Апелляция - Иван Степанович Миронов
1987 - Забытая мелодия для флейты - Ярослав Степанович
1993 - Трагедия века - Лукин
1995 - Ширли-мырли - меломан



Что еще почитать