Сеть опорных университетов: костяк или костыль для образования? Что такое опорный вуз? Опорный вуз региона

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы, представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы , представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Предполагается, что данное нововведение позволит сократить количество ВУЗов на 25% (отметим что, по словам представителей Минобрнауки, это вынужденная мера, возникшая из-за сокращения количества выпускников 11 классов), а также существенно повысит конкурентоспособность российских ВУЗов на мировом уровне. В рамках данной реформы профильное министерство планирует создать 100-150 основных высших учебных заведений РФ, на базе которых будут сконцентрированы все последние инновации в сфере образования.

Мероприятия по созданию опорных ВУЗов охватят:

  • Учебные заведения, подчиненные Министерствам культуры, здравоохранения и прочих ведомств.
  • ВУЗы, подведомственные Минобрнауки.
  • Все учебные заведения высшего образования.

Итак, что же такое опорный ВУЗ? Это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Ожидается, что опорные ВУЗы станут своеобразным центром притяжения, который будет выполнять функции образовательного, воспитательного, научно-исследовательского, социального и инновационного центра. Здесь студенты будут получать качественное образование, сотрудники – работать, а организации-партнеры и государственные органы – решать производственные и другие задачи.

Как все начиналось


Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).

Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.

Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:

  • озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
  • сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
  • предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.

Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.

На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:

  • Гостехуниверситеты - Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
  • Госуниверситеты - Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.

Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.


Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.

Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой "гонке" являются:

  • Костромской государственный технологический университет;
  • Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
  • Вятский государственный университет.

Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование - 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.

Достижение целей

По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.

Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:

  • В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
  • Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
  • Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
  • ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
  • Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.

Противники программы


Несмотря на явную поддержку проводимой Минобранауки реформы со стороны подавляющей массы экспертов, у программы создания опорных ВУЗов имеются и ярые противники. К ним относится губернатор Иркутской области (Левченко). Он считает, что такие перемены повлекут за собой необратимые последствия и вред как для студентов, так и для преподавательского состава. По его мнению, самостоятельность высших учебных заведений ценна сама по себе, а потому должна оставаться неизменной. А вот принятие участия в программе субсидирования должно быть разрешено каждому ВУЗу, несмотря на отсутствие у него желания объединятся с другими учебными заведениями.

Осторожничает в вопросе объединения и Садовничий (ректор Московского госуниверситета). Он считает, что даже маленькие узконаправленные ВУЗы имеют право на существование и приводит в пример Гарвардский университет.

В свою очередь ректор Высшей школы экономии (Кузьминов) считает, что даже если в каждом регионе создать свой опорный ВУЗ, то их количество не превысит 100 единиц по всей стране. А для такой огромной страны как Россия, это ничтожно мало.

Сейчас в стране более 1000 высших учебных заведений. Некоторые из них имеют «особый» статус. Разбираемся, какие виды университетов бывают и что за этим стоит.

Федеральный университет

Их создают для того, чтобы в регионах сформировались крупные вузы, которые могут обеспечить высокий уровень образования, исследований и технических разработок. Для этого они тесно сотрудничают с руководством федеральных округов. Основная их цель – обеспечить регионы России квалифицированными специалистами и научными разработками. Первый такой университет появился в 2006 году в Красноярске (СФУ). На данный момент их всего 10.

Национальный исследовательский университет

В отличие от федерального, им может стать также и столичный университет. Данный статус присваивается вузу на 10 лет после прохождения конкурса. Главное условие – учебное заведение должно объединять научные исследования с образовательным процессом. Как правило, такие университеты имеют хорошую техническую базу, проводят реальные научные разработки и участвуют в международных программах обмена студентами. Если ты хочешь продвигаться в науке – лучше варианта не найти. Сегодня существует 29 таких университетов.

«Особый статус»

Есть два университета в России, которые стоят особняком отдельно от других. Это МГУ им. Ломоносова и СПбГУ, за которыми закреплен особый статус. Специально для них был выпущен федеральный закон, которым регулируется их деятельность. Они могут устанавливать собственные вступительные испытания и имеют большую свободу действий при выборе программ обучения. Не зря они неизменно находятся на первых строчках рейтинга вузов России.

Опорные университеты

Эти университеты будут создаваться для социально-экономического развития регионов. Но сперва им нужно пройти конкурс: подготовить программу развития на пять лет и объединиться с местными вузами. Взамен такое учреждение получит дополнительное финансирование 200 млн первые три года и увеличенное число бюджетных место. Чем это грозит – уже понятно: заметно сократится количество региональных вузов, а конкурс в опорные вузы станет выше. В 2016 году конкурс выиграли 11 университетов, а в этом году их количество увеличится до 30.

Государственный университет

Обычный университет, который не имеет крупных дотаций и не выиграл (или не участвовал) в конкурсе на получение другого статуса. По-видимому их количество будет только сокращаться. Политика Рособрнадзора по отзыву аккредитаций и закрытию местных вузов говорит об этом. Поэтому, когда выбираете вуз, внимательно взвешивайте все «за» и «против». А выбрать конкретный университет можно в нашем .

Которые получат поддержку как имеющие ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Какие результаты уже принесло введение опорных вузов и чего ждать от проекта, «Газете.Ru» рассказал Олег Лешуков, руководитель направления «Регионалистика высшего образования» Института образования .

— Люди больше слышали о программе поддержки вузов «5-100», чем о программе опорных вузов. Каковы результаты первого этапа этого проекта, в котором уже участвуют 11 вузов?
— Одним из формальных результатов является увеличение среднего балла ЕГЭ. Рост небольшой, в пределах нескольких баллов, но он есть. Но самое важное — это качественные изменения, которые стали происходить в этих университетах. Мы видим, что практически все из них стали работать со школами, что до недавнего времени не всегда было в центре внимания. Вузы, участвующие в этой программе, берут обязательства стать центрами привлечения талантов —

фактически удерживать в своих регионах талантливых выпускников, чтобы они не уезжали в столичные университеты.

Вузы стали рассматривать эти задачи для себя как профильные. Они стали открывать профильные инженерные классы, расширять свои сети партнерских школ. В Красноярске, где находится опорный вуз, Сибирский государственный аэрокосмический университет, в качестве приоритетного оказался проект создания Техношколы — детальная точечная работа со школьниками, планирующими дальше идти по инженерной стезе, генерировать стартапы, работать в технологических компаниях.

Второй результат — изменение стратегии развития вузов и внутреннего менеджмента. Все опорные вузы консолидируют свой потенциал на определенных точках роста — например, создании новых лабораторий, открытии новых магистерских программ.

— Сколько денег получили вузы первой волны?

— Часть вузов получили по 100 млн, часть — 150 млн. Объем софинансирования у всех разный.

— Какие новые критерии добавились для участия в конкурсе второй волны?
— Было добавлено 2-3 индикатора, таких как количество команд, которые находятся в бизнес-инкубаторах вузов, совокупный оборот малых инновационных предприятий для вузов и т.д. А основные индикаторы — это численность студентов, общий доход вуза, объем НИОКР на одного научно-педагогического работника, доля трудоустроенных выпускников в течение года после выпуска…

— В чем разница проекта опорных вузов с программой «5-100»? Вузам не мешает борьба за вхождение в эти две программы?
— Ответ простой. Конкурс опорных вузов не является конкурентом для «5-100», это разные сегменты высшего образования, и в этом его особенность. Вузы из «5-100» более ориентированы на международную глобальную конкурентоспособность, борются за места в международных рейтингах и включение в глобальные академические сети.

У опорных университетов принципиально другая задача — содействие развитию внутри региона, и потому их работа направлена внутрь той территории, где они находятся.

— Какие сложности и вопросы возникли в реализации первой части проекта?
— Этот конкурс отражает общемировой тренд на выделение когорты вузов, призванных работать на местах и содействовать средовому региональному развитию. Если говорить о первой волне, то требование слияния университетов было серьезным вызовом в первую очередь.

— Откуда оно взялось? Почему вообще надо с кем-то слиться, чтобы участвовать в конкурсе?
— Сейчас сложно воспроизвести основания, которые в него закладывались, но есть ряд зарубежных исследований, которые говорят, что многопрофильные крупные университеты могут быть более успешными, чем небольшие нишевые. Есть, правда, и прямо противоположные точки зрения, это требует дополнительной аналитики. Но этот вызов потребовал изменения корпоративной культуры, когда преподавательский состав одного вуза сливается с преподавательским корпусом другого вуза, возникает необходимость оптимизации оргструктуры и так далее.

— Как привлекают софинансирование вузы из небогатых регионов, где нет крупной промышленности?
— Вузы, находящиеся в развитых промышленных регионах, закладывают в своей программе работу с этими предприятиями. Вузы из небогатых регионов начинают брать на себя роль по выработке предложений по социально-экономическому развитию региона. Например, в Кирове Вятский госуниверситет запустил программу формирования кадрового резерва для региональной администрации.

— Создать кадровый резерв для администрации — важная регионообразующая задача?
— Вуз берет на себя задачу поддержки региона в части выработки модели социально-экономического развития региона.

Этот конкурс подталкивает их к тому, чтобы занимать такую проактивную позицию.

— Можно ли сказать, что первая волна проекта уже добавила региональным вузам привлекательности для абитуриентов?
— Программе всего один год, пока рано делать какие-то выводы. Но в пользу положительных эффектов говорит упомянутый рост балла ЕГЭ, а работа со школами должна приводить к тому, что больше выпускников школ будет знать, что есть возможность обучения в опорном вузе. Новый статус вузов делает их более заметными в общем ландшафте системы высшего образования. Это станет дополнительным стимулом для школьников и их родителей обращать на них внимание.

Недавно Министерством образования и науки было объявлено о старте следующего этапа реформ регионального высшего образования, первым шагом которого предполагается объединить в многопрофильные университеты опорные вузы в регионах, что сократит их число практически на четверть. Плюсы и минусы этого решения очень широко обсуждаются на всей территории страны.

Заявление

На очередном заседании, проводившемся Российским союзом ректоров, министр Д. Ливанов заявил, что Минобрнауки начинает объединение в многопрофильные университеты опорные вузы в регионах, что будет способствовать консолидации высшего образования. Первый этап - создание федеральных университетов - уже практически завершён. Начало программы второго этапа реформ запланировано на самое ближайшее время.

Финансирование, по его словам, будет сопровождать ход нововведений вплоть до 2020 года. Объединение коснётся и подведомственных Министерству образования и науки вузов, и всех образования, подчинённых Министерствам здравоохранения, культуры и прочих ведомств. Многопрофильные учебные заведения будут финансироваться по пятилетней программе.

Причина реформ

Также Д. Ливанов отметил, что более двадцати вузов потенциально готовы к объединению. Их будут всячески поддерживать и финансово, и организационно, поскольку шаг этот ответственный и важный для страны. Учёные советы вузов тем не менее должны самостоятельно принимать решения о консолидации, ибо она в любом случае добровольна.

Этот процесс вынужденный только потому, что диктуется демографической ситуацией в стране. Количество одиннадцатиклассников сокращается резко и неуклонно, поэтому вузы с маленьким контингентом студентов будут вынуждены либо объединиться с сильными и крупными, либо перестанут существовать.

Смысл реформ

Десять лет назад была разработана реформа образования, в которой Минобрнауки предполагалась консолидация российских вузов, то есть объединение в опорный вуз всех мелких региональных. Точных сроков у реформы нет, но её смысл был изложен ещё в марте 2015 года в "Ведомостях". В статье Д. Ливанов и профессор школы бизнеса из Сколково А. Волков объясняли стране, для чего и почему это затеяно.

Главным в структурной политике высшего образования они видят создание опорных вузов, в которые сольются узкопрофильные НИИ и небольшие вузы, поскольку конкурировать в мировых рейтингах смогут только немногочисленные университеты, способные выжить в сложившихся обстоятельствах. Кроме них, будет организована группа из ста или ста двадцати высших учебных заведений на всей территории страны, где и будут концентрироваться все исследования, инновации и образование.

Противоположность мнений

Ректор Я. Кузьминов считает, что результатом анонсированной министром программы станет сокращение числа региональных вузов на 25 процентов. Я. Кузьминов одобряет реформы, поскольку согласен с тем, что вуз с небольшим количеством студентов существовать не сможет, даже держать штат преподавателей на полной ставке он будет не в состоянии, тем более преподавателей высококлассных. По его мнению, даже если в каждом регионе будет свой опорный вуз, то их число не превысит ста.

Мнение ректора МГУ имени Ломоносова сильно отличается от мнения ректора ВШЭ. Он считает, что с консолидацией такого плана нужно быть осторожнее, поскольку проблемы укрупнение если и решит, то далеко не все. А практика показывает, что в мире существует довольно много вузов хоть и не больших, но чрезвычайно сильных, Гарвард например, где всего десять тысяч студентов.

Объединённые вузы

Объединения начались задолго до вышеозначенного заявления министра Д. Ливанова. Стоит только посмотреть, из чего состоит сегодня знаменитый институт МИРЭА: МИРЭА плюс МГУПИ плюс МИТХТ плюс ВНИИТЭ плюс РосНИИ ИТиАП плюс ИПК Минобрнауки РФ. И как минимум четыре разные истории развития вуза. Завершится ли когда-нибудь этот чудовищный синтез? В 2015-м было заявлено ещё о нескольких объединениях. МГПУ консолидируется с МГГУ - с гуманитарным, оба вуза - со своей славной историей, со своей дорогой, своими свершениями. МАТИ объединяется с МАИ - авиационный с авиационно-техническим. Оба вуза, казалось бы, из сильнейших, вниманием абитуры не обижены. Тогда зачем?

Кроме того, объединились ДГГУ и ТГУ (Тихоокеанский госуниверситет), Оренбургские университет менеджмента (ОГУМ) и госуниверситет (ОГУ). В Красноярске опорный вуз - первый федеральный университет страны - Сибирский. Ещё в 2006 году в Красноярский госуниверситет влились три самых крупных высших учебных заведения края. На данный момент создано уже десять таких федеральных университетов. Самый молодой - в Крыму, где семь вузов полуострова консолидировались в один. Министр образования уверен, что эти действия помогут созданию привлекательных условий для удержания студентов в регионе.

Опорные региональные вузы РФ

В октябре 2015 года Д. Ливановым был подписан приказ относительно проведения конкурсного отбора региональных вузов с целью финансового обеспечения программ их развития и последующего создания базы образовательных организаций. Участником этого конкурса будет любой государственный федерального значения вуз, где принято совместное решение в пользу реорганизации за счёт присоединения к нему одного или нескольких вузов. Это решение должны подтверждать учёные советы всех задействованных учебных заведений. Находящиеся в процессе консолидации вузы тоже могут принимать участие в конкурсе, если приказ о реорганизации вышел позже июня 2015 года.

Вне конкурса

Не могут участвовать в конкурсе опорные вузы РФ (их уже создано десять), а также те, которые находятся в Санкт-Петербурге и Москве. Также не могут участвовать в этом конкурсе участники "Проекта 5-100". Согласно этому проекту к 2020 году пять российских высших учебных заведений должны занять места в первой сотне В каждом отдельном случае разрабатывается программа опорного вуза.

В 2015 году легендарный ядерный МИФИ покинул 95-ю строку мирового рейтинга (только по преподаванию физики, не в целом) и перескочил на 36-е место, обогнав даже МГУ имени Ломоносова. Тем не менее пока что экспертами Счётной палаты не установлена эффективность вложенных средств, ни один вуз РФ из субсидированных (включая МИФИ) не стал более конкурентоспособным.

Иркутская история

Губернатор области С. Левченко назвал опорные вузы РФ вредным начинанием, призвал всеми силами пытаться уклониться от участия в этом конкурсе Минобрнауки. Он уверен, что без тяжких последствий никак невозможно провести чисто механическое объединение в опорный вуз: обязательно пострадают и студенты, и региональная научная элита.

Такого плана экспериментальное деление учебных заведений "по сортам", непродуманная и явно насильственная консолидация во имя каких-то мифических семи показателей, якобы способных определять качество в сложнейшем процессе образования, С. Левченко считает неправильным и вредным.

Встречные предложения

По его мнению, все специализированные и отраслевые вузы в регионах должны сохранить самостоятельность и ту идентичность, которая им на данный момент присуща. С. Левченко предлагает вместо механического слияния более мягкий вариант - корпоративное объединение с автономным управлением, при котором удастся избежать конфликта интересов.

Конкурсные условия должны быть пересмотрены, по мнению и заместителя губернатора В. Игнатенко. Должна быть возможность единоличного участия, чтобы мог стать опорным любой отдельный вуз, даже если нет необходимости объединения, но он выполняет более половины показателей, внесённых в условия конкурса.

Финансирование

Бюджетное финансирование будет поддерживать только три вида высших учебных заведений. Первый вид - те десять федеральных университетов, которые созданы в округах РФ. Второй - национальные исследовательские институты, которых пока утверждено только 29 в стране. Сюда относятся ИрНИТУ, МИФИ и другие. Третий вид - это те самые опорные вузы России, которые начали создаваться в 2015 году. До конца 2016-го в планах - окончательное определение тех ста вузов, которые будут уполномочены стать опорными. Для получения такого статуса нужна программа стратегического развития, которую необходимо представить для конкурса, а также региональная концепция развития территории в области кадрового обеспечения.

Однако главное условие - это объединение образовательной базы всего региона в рамки одного вуза. Государство будет субсидировать усиленно опорный вуз первые три года - не менее двухсот миллионов рублей в год. Плюс местная власть дофинансирует то, что предусмотрено программой кадрового развития региона. Далее опорный вуз будет финансировать себя сам, но квоты на бюджетное обучение и зарубежных студентов будут увеличены - за счёт других учебных заведений, которые не имеют статуса опорных. За пять лет должна быть выполнена программа опорного вуза по всем показателям:

  • Не менее десяти тысяч студентов.
  • Обучение минимум по двадцати дисциплинам.
  • Как минимум восемь преподавателей с учёными степенями на сто учащихся.
  • Каждый научный работник должен осваивать не менее 150 тысяч рублей на исследованиях.
  • Доход вуза - не менее 2 миллиардов рублей.

Опорные вузы считаются будущим российской высшей школы. Одним из первых в стране этот статус получил Тюменский индустриальный университет.

Цифры и факты

Тюменский индустриальный университет создан в 2016 году в результате объединения двух ведущих технических вузов региона - нефтегазового и архитектурно-строительного.

Формирование опорного университета на базе объединенного высшего учебного заведенияпроисходит при непосредственном участии губернатора Тюменской области Владимира Якушева и его первого заместителя Натальи Шевчик.

Губернатор назвал победу университета в конкурсном отборе опорных вузов России «существенным прорывом в сфере высшего образования». По его словам, это требование времени, направленное на подготовку высококвалифицированных кадров.

«С точки зрения логистики, наличия сырья в Западной Сибири, а также истории и возможностей базовой научной школы, Тюмень остается интеллектуальным и научно-образовательным центром нефтехимии, нефте- и газодобычи, - утверждает Владимир Якушев. - Работа в этом направлении продолжается». Для решения задач очередного этапа индустриализации региона необходимы инженерные кадры новой формации, новые технологические и технические прорывы.

Напомним, что конкурс по созданию опорных вузов в регионах предполагал оценку программ модернизации в пяти сферах — образовательной, научной, кадровой, управленческой и социальной. Эти пять элементов прописаны в качестве ориентиров ведущего вуза Российской Федерации.

Образование и производство - единая связка

Владимир Якушев отметил необходимость тесного сотрудничества производственных предприятий и вузов: «Важно, чтобы опытные производственники приходили в высшую школу, тогда образовательный процесс от теории переходит к практике. Связка сильной учебной базы вуза с опытом крупных предприятий необходима для успеха».

Сегодня растет интерес нефтегазосервисных и добывающих компаний к инженерно-техническому профилю подготовки, в районах их деятельности создаются профильные классы.Физика стала вторым предметом по популярности для сдачи ЕГЭ у выпускников школ.

«В системе высшего образования происходят исторические преобразования. Регион вместе с Тюменским индустриальным университетом заходит в очень серьезную, с одной стороны, и очень требовательную, с другой, программу федерального министерства по формированию на нашей территории опорного университета инженерно-технического профиля, - отмечает директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. - Взаимодействие власти, образования и бизнеса, совместная реализация образовательных программ становятся нормой жизни. От лозунгов мы перешли к конкретным действиям».

Опорный вуз: мнения экспертов

«Создание опорного регионального университета - это не просто механическое объединение двух вузов, должно появиться новое качество, новые знания, новая подготовка. Мы убедились, что по нефтегазовому направлению, особенно по направлению бурение, заделы российского и международного масштаба уже имеются, — комментирует директор Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО Денис Конанчук. — У опорного вуза важная роль, связанная с развитием региона, с его будущим. Чтобы выстроить эту связку, предстоит большая работа. Мы увидели лабораторную базу вуза, и на самом деле восхитились симуляторами, которые есть по бурению. Таких симуляторов я пока лично не видел даже в зарубежных вузах. То есть, очевидно, что подготовка специалистов идет на самом современном оборудовании. Деятельность вуза должна стать заметной не только в регионе, но и для других вузов России, чтобы лучшие практики копировались и принимались в других университетах страны».

«Последние лет десять систему высшего образования не ругает только ленивый, — комментирует сложившуюся ситуацию первый проректор ТИУ Олег Данилов. — Бизнес обидно называет выпускников «недоделанными инженерами», власть не понимает, куда вкладывает субсидии, потому, что не выполняются целевые задания, в обществе сложилось представление, что многие вузы действуют неправильно, пустив образование «на поток». Действительно, сегодня России не нужно огромное количество вузов, нужен пул ведущих университетов, который позволил бы вывести систему высшего образования в конкурентоспособную среду».

Тюменский индустриальный университет: задачи и опыт

Тюменский индустриальный университет получит в 2016 году федеральную субсидию на реализацию программы развития в размере 100 млн рублей. Субсидии будут выделяться ежегодно в течение трех лет, их размер в 2017 и 2018 гг. будет зависеть от эффективности реализации мероприятий программы за предыдущие годы.

«Мы должны создать новый инженерный университет. Самое главное в реализации этого проекта — повышение качества образования и научно-исследовательской работы. Это не просто патенты, диссертации, технологии, выпускники, акомплексный результат: создание вокруг нашего вуза новых высокотехнологичных нефтесервисных и инжиниринговых компаний, напитанных технологиями, созданными в университете, с кадровым сопровождением из нашего вуза и, конечно же, имеющих определенные завоеванные позиции на рынке. Такой результат должен отвечать требованиям региональной экономики, крупных корпораций. Работа впереди достаточно емкая, большая. Важно, чтобы весь университет разделял эти цели, задачи, и двигались мы совместно, тогда все получится. Студенты в этом процессе должны также принимать участие», — подчеркнул ректор ТИУ Олег Новоселов.

Преобразования и перспективы

В связи с новым статусом Тюменского индустриального университета преобразования коснутся всех сфер.и в первую очередь научной, образовательной и международной деятельности.

В образовательной деятельности планируется выход на принципиально новый уровень качества, который станет возможным благодаря реализации образовательной модели подготовки бакалавра по практико-модульному обучению, которое будет осуществляться в рамках сетевого взаимодействия. Сегодня бизнес недоволен тем, что выпускники, которые приходят на производство, не знают технологий, слабо ориентируются в конструкции оборудования, не понимают прагматических задач, которые перед ними ставят. Новая система обучения по бакалавриату (4 года) предполагает два года академического обучения, когда ребята изучают в аудиториях математику, физику, химию, теоретическую механику, сопромат… - все традиционные дисциплины. И, следующие два года, когда они работают практически на производстве, и изучают различные модули. Это практика, это непосредственная работа, в которой принимает участие бизнес.

В индустриальном университете уже начали эксперимент, с прошлого года в вузе проходит такой цикл модульного обучения. Студенты вылетают на вертолетах на месторождения, реально участвуют в процессе бурения, обучаются новым технологиям на предприятиях партнеров вуза, изучают различные модули: один модуль, например, это буровые растворы, другой - изучение технологий горизонтально- направленного бурения, и так далее… Таким образом, после окончания бакалавриата они будут хорошо подготовлены к работе на производстве. Для модульного обучения в опорном вузе применяют новейшие методики преподавания. Результаты получились оптимистичные. Роснефть и Сургутнефтегаз провели тестирование среди старшекурсников всех профильных вузов по направлению «нефтегазовое дело». Студенты Тюменского индустриального университета показали лучший результат, восемьдесят процентов из них уже сейчас могли бы быть приняты на работу в эти компании.

Что касается магистратуры, то в планах руководства создать две - технологическую (вести набор из «профильных» студентов) и управленческую (где из экономистов, юристов и бакалавров других специальностей будут готовить менеджеров проектов). Аспирантура, которая раньше была как форма подготовки кандидатской диссертации, сегодня осталась без социального заказа. Как полагает руководство вуза, заинтересованы в ней должны быть преподаватели-исследователи университета, представители научно-исследовательских институтов, отраслевых институтов и Академий наук, а также физические лица, заинтересованные занятием наукой для корпораций. Что касается дополнительной подготовки, то заказ на нее сегодня формируется так: 1% — федеральный заказ, 1% — областной, 15% — корпораций, 83% — физические лица. В планах у вуза - к 2020 году иметь заказ от корпораций до 70%.



Что еще почитать