Системой рекрутирования элит не является. Презентация современные теории элиты. Системы отбора в элиту

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Современная теория элит итальянских социологов Гаэтано Моска и Вильфредо Парето. Причины появления элит, особенности их генезиса. Основные типы элит, понятие их циркуляции. Правящая и не правящая элиты. Социологическая теория политического класса.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2015

    История и предпосылки возникновения теории элит. Характеристика идей и взглядов Г. Моска - итальянского исследователя, одного из основателей политологии. Сущность теории элит. Идеи Вильфредо Парето. Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса.

    реферат , добавлен 28.09.2014

    Структура политически активной части населения страны, значение в ее организации политической элиты. Характерные черты и назначение политической элиты, порядок ее взаимодействия с остальной частью общества. Типология и рекрутирование политической элиты.

    реферат , добавлен 22.11.2009

    Классические и современные концепции политических элит. Типологии элит и системы их рекрутирования. Процессы демократизации российского общества, протекающие с конца ХХ века. Сравнительный анализ советской и современной российской политических элит.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2013

    Формирование и развитие элитистских подходов и представлений. Элиты и власть – основы видения Парето. Сущность политической элиты. Основные функции, место и роль элит в политическом процессе. Заинтересованность демократической элиты в стабильности.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Анализ элитических теорий. Типологизация политических элит по способу отбора, роду деятельности, месту в политической системе, характеру отношений, степени представительности. Системы их рекрутирования. Сравнение советской и современной российской элит.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2015

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.

Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.

Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты - рекрутирование элит.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.

Для системы гильдий характерны:

1. Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.

2. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).

3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.

4. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:

1. Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.

2. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.

3. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.

4. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.

5. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).

Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональность компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют, кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Среди ученых существуют разные мысли по поводу путей формирования элит. Г.Моска акцентирует внимание на конкретно-историческом характере этих путей: во времена Средневековья поводом для принадлежности к элите было военное мужество, в «хорошо организованном обществе» - богатство, происхождение, в XX в. – выдающиеся способности.

К.Манхейм выделил такие три способа прихода в элиту: на принципе крови, богатства, личной пофессионально-духовной продуктивности. Д.Белл считает, что «элита крови» отвечает доиндустриальному обществу, «элита богатства» - индустриальному обществу, а «элита знаний» (научно-техническая элита) – постиндустриальному обществу.

Существуют две основные системы рекрутирования элит : гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий – в странах командно-административного социализма, хотя ее элементы широко распространены на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так для системы гильдий характерны:

закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, постепенный путь наверх;

наличие многочисленных институциональных фильтров – формальных требований для занятия должностей – партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

небольшой, закрытый круг селектората (в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель);

кооптация (доизбрание, введение в состав выборного коллегиального органа новых членов, решение самого органа без обращения к избирателям), назначение сверху как главный способ занятия руководящих должностей;

тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

Антрепренерская система рекрутирования элит имеет такие черты: открытость, представитель любой общественной группы имеет возможность претендовать на занятие лидирующих позиций;

небольшое число формальных требований;

широкий круг селектората, которым могут выступать все избиратели страны;

высокая конкурентность отбора;

первостепенная значимость для вхождения в состав элиты личностных качеств, индивидуальной активности.



Положительные черты системы гильдий:

- уравновешенность и взвешенность политических решений, незначительная степень риска при их принятии;

Высокая предсказуемость политики;

Малая вероятность внутренних конфликтов;

Консенсус, гармония и преемственность.

Негативные черты:

- ярко выраженнаятенденция кбюрократизации, догматизму, консерватизму;

Культивирование массового конформизма;

Дегенерация политической элиты, отрыв ее от народа.

Положительные черты антрепренерской системы:

- открытость, широкие возможности для представителей каких-либо общественных групп претендовать на вхождение в элиту;

Небольшое количество формальных требований к кандидатам;

Высокая конкуренция отбора, острое соперничество;

Высокая значимость личных качеств.

Негативные черты:

Система тянет за собой большой риск и непроффесионализм в политике;

Низкая предсказуемость в политике;

Чрезмерное увлечение лидеров внешним эффектом и популизмом.

В США «элита» и «власть предержащий класс» называется истеблишментом , а в бывшем СССР – номенклатурой . Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на руководящие должности лишь с согласия и по рекомендации высших органов. Советская элита имела определенные привилегии. Дисциплина, служебное рвение, преданность высоко ценилась в номенклатурных кругах и были предпосылками для карьерного роста различного рода руководителей. В годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления советская партийная номенклатура в большинстве своем работала в интересах государства и народа. Но в 60-70г. к власти приходит уже третье поколение номенклатурных чиновников, состоящее в основном из детей и родственников начальства. Сложилось новое закрытое от народа общество - номенклатурная элита. Правящую советскую элиту перестало устраивать положение слуг народа. Она хотела стать реальным хозяином всех материальных богатств государства. Поэтому в 80 г. значительная часть номенклатуры стала тяготиться советской идеологией и своим государством. Перестройка и последующие реформы явились попытками большинства номенклатуры мирным путем с помощью Запада изменить существовавший общественно-политический строй, сохранив при этом высшую политическую власть и присвоив материальные богатства страны. После развала СССР и приватизации государственной собственности сформировался новый состав собственников, составивший около 3% населения. Большую часть этого слоя (80%) образовала бывшая номенклатура. В состав новых собственников вошли также дельцы теневой экономики и криминальные элементы.

Современные реалии украинского общества заключатся в том, что небольшое по численности меньшинство захватило в свои руки государственную собственность, созданную трудом многих поколений, и присваивает все доходы от нее. Целые отрасли экономики поделены между крупными монополиями – олигархами, а народ полностью отстранен от участия в распределении национальных богатств страны и поставлен на грань выживания. В настоящее время нет единой идеологии и общепризнанных идеалов. Попытки правящей элиты механически перенести на отечественную почву западноевропейскую идеологию либерализма пока не увенчались успехом.

Облик нынешней украинской элиты достаточно пестр. В нее входят хозяйственники и государственные чиновники, бизнесмены, гуманитарная интеллигенция, лидеры политических партий. Характерной чертой украинской элиты являются не только идеологические разногласия между разными ее фракциями, но и наличие существенных региональных различий. Для Украины характерна смешанная система воспроизводства политической элиты. Зачастую решающее значение при продвижении вверх имеют не профессиональные качества, а личные связи. В стране не сложилась реальная многопартийная система, система оппозиции правящей власти, которая препятствовала бы концентрации политической власти в руках властвующей элиты. В стране нет пока независимых средств массовой информации, способных быть гарантом гласности и открытости политического процесса. Политическая культура населения остается преимущественно эмоциональной по своему характеру.

Будущее покажет, сможет ли современная правящая элита создать новую целостную политику ценностей и идеалов, которые смогли бы объединить общество, мобилизовать народ на достижение общих целей.

В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит. Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же ее часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, т.е. пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, и не допускающую в свои ряды представителей других классов; ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.

Классификация П. Шарана

Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования . Власть традиционных элит основана на обычаях, ритуалах, религии. В традиционную элиту Шаран включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран.

Современная элита рациональна (она опирается на закон, формальные правила) и состоит из четырех групп.

  • 1. Высшую элиту составляют руководители властных структур. Они принимают все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например начальник охраны президента, его личные друзья и т.п. Величину высшей элиты в западных демократиях Шаран оценивал в 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, по принимает решения обычно узкий круг в 50 человек.
  • 2. В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения страны.
  • 3. Маргинальную элиту составляют те группы, у которых отсутствует один из трех вышеназванных показателей. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту.
  • 4. И наконец, административную элиту представляет высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.

Системы отбора в элиту

Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важны при этом следующие вопросы: как и из кого осуществляется отбор, кто его осуществляет, каким критериям должен отвечать кандидат на руководящую должность?

В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элиты. Можно выделить две такие системы: антрепренерскую и систему гильдии. Конечно, выделение этих систем условно, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет судить о действующем механизме отбора.

Антрепренерская (предпринимательская) система

Она ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, т.е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты. В конкурентной борьбе каждый кандидат должен надеяться, прежде всего, на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторатом, т.е. тем, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии. В антрепренерской системе не имеют особого значения ни профессиональная компетентность кандидата, ни качество его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Например, президент США Р. Рейган начинал свою карьеру в качестве киноактера, а не профессионального политика, и не имел ни юридического, ни экономического, ни политологического университетского образования. Однако это не помешало ему стать одним из популярных президентов послевоенной Америки.

Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.

Система гильдии

Эта система отбора предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти, что связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост (уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми). Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т.д.) или партии. Система рекрутирования закрытая. Отбор кандидатов осуществляет узкий круг руководящих работников партии, движения, корпорации. Система гильдии очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее эта система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. Элементы такой системы характерны и для демократических стран, где существуют партии с сильной структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т.д.

Эффективность деятельности политической элиты зависит не только от системы ее рекрутирования, но и от политической ориентации ее членов, степени поддержки со стороны населения, социального происхождения и партийной принадлежности представителей элиты. В западных странах элита обычно представлена выходцами из тех групп населения, которые имеют высокий социальный статус (состоятельные классы), университетское образование. Входят в нее и представители рабочих, фермеров.

Номенклатурная система

Это особая разновидность системы гильдии. Она была распространена в странах социализма. Ее особенность заключалась в том, что замещение ключевых должностей во всех сферах общественной жизни осуществлялось только партийными организациями определенного уровня. Парадокс состоит в том, что марксизм отрицает элитарность и элиты в социалистическом обществе как проявление неравенства. Однако на практике в СССР и других социалистических странах была создана система власти, основывавшаяся, правда, не на экономическом, а на политическом неравенстве.

Как отмечал М. Джилас, советская номенклатурная элита имела жесткую иерархию (соподчиненность). Все номенклатурные должности были разделены на 14 рангов. Высшую ступень партийно-государственной пирамиды занимал генеральный секретарь ЦК КПСС, далее шли члены политбюро ЦК, кандидаты в члены политбюро и секретари ЦК и т.д. Смысл иерархического построения номенклатуры состоял в том, что кандидат последовательно поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены серьезные конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса, воспроизводство одного типа лидерства. Вместе с тем эта система культивировала личную преданность кандидата руководству, угодничество, показную активность и т.д. Поэтому со временем способных, талантливых и самостоятельных людей система все реже допускала к власти.

  • См.: Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992.

Под рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижения людей к активной политической жизни . Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирования элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран является каналы рекрутирование элиты - те социальные институты, вхождение в которые дает людям возможность достичь власти.

К таковым относятся:

  • Политические партии . Особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти все ступени партийной иерархии. Так делали свою карьеру М.тэтчер, Ф.Міттеран, Г.Колль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах.
  • Бюрократический аппарат . Значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых стран, как Япония и Швеция.
  • Церковь и церковные религиозные организации . Этот канал рекрутирования более характерен для испанских стран и стран с сильным влиянием католицизма.
  • Профсоюзы . Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих стран. Бывший президент США Р.Рейган и бывший президент Польши Л.Валенса "вошли в большую политику" как лидеры профсоюзных движений.
  • Экономические институты, сфера бизнеса .
  • Армия . Влияние этого фактора особенно велик в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Три последних премьер-министры Израиля - боевые генералы.
  • Система образования играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, которые закончили Оксфорд или Кембридж и имеют одно или два высших образования, чаще юридическую и экономическую. Американский истеблишмент (этим понятием в США называют правящую элиту), как правило, состоит из выпускников университетов, принадлежащих к так называемой "Лиги плющей", среди которых Гарвардский, Уэльский и Пристонький.

Универсальны и основные системы рекрутирования элиты. Система рекрутирования - это механизм формирования и воспроизводства элиты, которая включает в себя критерии, порядок и круг лиц, которые осуществляют отбор. В наиболее общем виде представления о системы рекрутирования в форме демократической и аристократической тенденций были сформулированы еще Г.Моска. Современная наука трактует их как антрепренерську систему и систему гильдий .

Система гильдий предусматривает закрытый и неконкурентный характер отбора, который осуществляется достаточно узким кругом лиц (селекторатом), медленное продвижение кандидатов вверх, к власти. Отбор осуществляется по определенным (весьма ограниченных социальных групп или партий. Относительно кандидатов выдвигается много формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность перед высшим начальством. Обновления элиты происходит проповедано и нерегулярно. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в Древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В XX в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита КПСС в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) политических системах. Крайним выражением системы гильдий стал номенклатурный способ формирования элиты в бывшем СССР. Элита подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии.

При антрепренерській системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале - всем населением через выборы) и с разных по своим положением групп. Присутствует тенденция регулярного обновления элиты. Критерии отбора ориентируются, в первую очередь, на личные качества кандидата, на его умение привлечь к себе внимание людей, на способность доказывать свою компетентность.

Использование каждой из систем может иметь неоднозначные последствия как для самой элиты, так и для общества в целом. Так, система гильдий, с одной стороны, формирует однородную элиту, обеспечивает предсказуемость и преемственность политического курса. Но, с другой - ее длительное использование приводит к отрыву элиты от общества к ее старения: бюрократизации, а в результате - к вырождению господствующей группы и потери ею способности к управлению обществом. Антрепренерский способ рекрутирования элиты характерный для современных демократических обществ, обеспечивает динамизм и гибкость элиты, более полную легитимацию ее власти. Но у этой системы есть свои недостатки.

К важнейшим необходимо отнести:

  • неустойчивость внутренней структуры элиты, возможность возникновения конфликтов между ее различными сегментами;
  • частую смену политического курса через отсутствие единства во взглядах разных политиков;
  • риск популизма, возможность прихода в политику случайных людей, не столько компетентных, сколько известных.

Указанные способы рекрутирования во многом являются эталонными. Реально не существует ни чистой антрепренерської системы, ни чистой системы гильдий, потому что нет абсолютно открытых и абсолютно закрытых обществ. С одной стороны, любая закрытая система предусматривает наличие каналов, которые позволяют представителям "низов" прийти к власти. Примером может быть роль партии как канала рекрутирования в пределах СССР. Так в 1986 г. согласно социологическим данным, среди членов КПСС доля выходцев из низших слоев достигла 90%. С другой стороны, любая открытая (демократическая) система испытывает постоянное желание элитарных групп к самоизоляции. В течение всего XX в. в демократических государствах в рамках политической элиты преобладали выходцы из высших слоев населения. Например, в 1993 году из 435 членов Палаты представителей США 31% составили бизнесмены, 19% - профессиональные политики. Те же группы из ста членов сената составили соответственно 27% и 12%. Очевидно, что пополнения элиты из представителей низших слоев общества в подобной ситуации становится довольно тяжелым. Случаи, подобные выдвижение на первую роль в руководстве Великобритании М.тэтчер (дочери мелкого купца) скорее являются редкими случаями, чем закономерностью. Правда, и высокое происхождение не гарантирует успешной политической карьеры и существенного политического влияния. Так, Палата лордов парламента Великобритании, которая состоит из наследственной аристократии, не является институтом, который обладает реальным политическим влиянием. Более амбициозные политики пытаются заявить о себе через Палату общин, пройдя процедуру выборов. Вопрос о социальном представительство политической элиты демократического общества остается открытым. Как отмечают западные политологи, в парламентах Великобритании, Германии, Франции среди депутатов от лейбористской и социалистической партий доминируют не сами рабочие и фермеры, а профсоюзные лидеры, которые стали профессиональными политиками. Наоборот же, половина депутатов Верховного Совета СССР была представлена рабочими и крестьянами. Но при этом сам представительный орган власти собирался меньше чем на четыре недели в год для принятия решений, которые принимались в Политбюро КПСС. Подобная практика ставила под сомнение вопрос о реальной участие представителей народа в законодательной деятельности. Много современных политологов разделяют позицию, что законодательная власть не должна непосредственно отражать весь социальный состав населения. Главным, по их мнению, является компетентность политиков, которая позволяет принять эффективные нормативные решения в интересах всех слоев общества. Социальное представительство трансформировалось в организационную принадлежность - вхождение в партии, общественные движения, профсоюзы. Именно через эти структуры наиболее активные представители низших слоев общества могут быть рекрутированы в политическую элиту и отстаивать интересы своих групп.



Что еще почитать