Российские Вооруженные Силы имеют трехвидовую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками.
В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида
три рода войск
а также
войска, не входящие в виды Вооруженных Сил,
Cтруктура Сухопутных войск
Сухопутные войска как вид Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для ведения боевых действий преимущественно на суше. По своим боевым возможностям они способны во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации вести наступление в целях разгрома группировки противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, его крупных воздушных десантов, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи.
Руководство Сухопутными войсками возложено на Главное командование Сухопутных войск.
Главкомат Сухопутных войск является таким органом управления, который сочетает в себе всю полноту ответственности за состояние вида Вооруженных сил, его строительство, развитие, подготовку и применение.
На Главкомат Сухопутных войск возложено выполнение следующих задач:
В состав Сухопутных войск входят:
В настоящее время Сухопутные войска организационно состоят из
Мотострелковые войска - самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.
Танковые войска - главная ударная сила Сухопутных войск и мощное средство вооруженной борьбы, предназначенное для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий.
Ракетные войска и артиллерия - главная огневая мощь и важнейшее оперативное средство в решении боевых задач по разгрому группировок противника.
Войсковая ПВО является одним из основных средств поражения воздушного противника. Она состоит из зенитных ракетных, зенитных артиллерийских и радиотехнических частей и подразделений.
Армейская авиация предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения тактической воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений и других задач.
Успешное выполнение общевойсковыми формированиями стоящих перед ними задач обеспечивается специальными войсками (инженерными, радиационной, химической и биологической защиты) и службами (вооружения, тыла).
В целях согласования усилий мирового сообщества в вопросах поддержания мира (выполнение п.6 Устава ООН «Миссии наблюдения») на Сухопутные войска возложена задача по реализации функций миротворческой деятельности. Мы оказываем помощь другим государствам в военном строительстве, организации эксплуатации и обслуживания приобретенного у России вооружения и военной техники, подготовке специалистов различного профиля в учебных заведениях Сухопутных войск.
В настоящее время подразделения и части Сухопутных войск несут службу по поддержанию мира в Сьера-Лионе, Косово, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье.
Военно-воздушные силы (ВВС) – вид Вооруженных Сил Российской Федерации. Они предназначены для ведения разведки группировок противника; обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе; защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск; предупреждения о воздушном нападении; поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника; поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота; десантирования воздушных десантов; перевозки войск и материальных средств по воздуху.
Структура Военно-воздушных Сил
В состав ВВС входят следующие рода войск:
Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса “воздух-поверхность”.
Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также ведения борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.
Одно из основных требований к штурмовику - высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.
Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.
На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.
Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.
Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппаратурой, магнитометрами.
Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.
Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.
Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.
Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.
Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.
Радиотехнические войска - основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.
Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.
Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.
Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.
Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.
Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.
Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.
Военно-Морской Флот (ВМФ) является видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.
Структура Военно-Морского Флота
Военно-Морской Флот (ВМФ) является мощным фактором обороноспособности страны. Он подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения. Стратегические ядерные силы обладают большой ракетно-ядерной мощью, высокой подвижностью и способностью длительное время действовать в различных районах Мирового океана.
ВМФ состоит из следующих родов сил:
В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения,
части и подразделения тыла.
Подводные силы - ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.
Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.
Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса “корабль-корабль”, нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.
Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.
Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.
На политической арене любого государства всегда присутствует тот вид междоусобных конфликтов, которые разрешить дипломатическими способами достаточно сложно. В силу определенных обстоятельств внешних взаимоотношений большинство мировых стран предпочитает содержать собственное войско, которое в случае необходимости может быть использовано для обороны и защиты государства.
Сейчас в борьбе за первенство по численности и мощи вооруженных сил соперничает несколько государств, среди которых:
Своего лидерского положения Соединенные Штаты достигли за счет высокого развития отрасли научно-исследовательских разработок, на содержание которого средства поступают из федерального бюджета. К сожалению, Российская Федерация по уровню оснащения военной техникой значительно уступает и США, и Китаю, но главным преимуществом в армии России является ее многолетний опыт, полученный на основе пережитых войн предыдущего столетия.
В случае военной угрозы Россия имеет возможность выставить войско, размеры которого в 2 раза превышают численность армии, подготовленной США. Значительную роль в таком соотношении сил играет численность населения, и наша страна в этом аспекте находится в выигрышном положении.
Несмотря на закаленные временем и отточенные навыки ведения боя, российская дисциплина значительно уступает японской, что несколько подрывает ее военный мировой авторитет. Но, тем не менее, наша страна по-прежнему входит в число самых сильных держав по положению армии, в ее ведении находится самое большое количество ядерного оружия, и в этом аспекте она является абсолютным лидером.
По состоянию на 2018 год общий состав российских войск насчитывает более миллиона солдат, что ставит страну на третью позицию по величине затрат в этой сфере деятельности. Самыми многочисленными на настоящий момент признаны сухопутные войска – около 400 тысяч человек. Авиация и морской флот насчитывают примерно одинаковое количество военнослужащих, по 150 тысяч в каждом роде войск. Такое распределение связано с тем, что армии, действующие на суше, способны выполнить гораздо более широкий спектр военных задач, у них присутствует прерогатива действовать оперативнее, чем у подразделений с определенной функцией.
В сравнении с другими видами войск они имеют определенные преимущества, к примеру, танковые дивизии направлены на локации, в которых велика вероятность прорвать оборону потенциального противника, то есть их действия подразумевают многоэтапную подготовку и включают больше возможностей и способов достижения поставленной цели. Но при этом сухопутные войска не вездесущи, существуют территории, на которых они практически бесполезны.
На таких локациях в дело вступают бомбардировщики и истребители, если стоит цель уничтожения боезапасов или техники врага, которые могут находиться в труднодоступных местах. Готовность военно-морского флота занять выгодные позиции на воде позволит заручиться преимуществами перед противником для выполнения последующих задач. В последние года обновление воздушных и морских войск в России происходит постоянно, модернизируются методы ведения боевых действий, за их состоянием ведется непрерывный надзор. Как результат, высокая профессиональная компетентность военнослужащих.
Космические войска в составе чуть более 120 тысяч человек созданы в штате действующих военных подразделений с целью обнаружения вражеских ракетных сооружений. В их обязанности входит снабжение информацией Генерального штаба о вероятности ракетных атак, распознание угрозы, способной поступить из космоса, путем наблюдения за поведением космических объектов.
Самыми малочисленными являются воздушно-десантные войска, их общее количество составляет 35 тысяч солдат. Военные задачи этого подразделения носят односторонний характер, поэтому процент в общей численности российских армий минимален.
Наряду с действующей армией в России присутствует потенциальный и организованный резерв. В предположении, сколько человек может быть призвано к службе при возникновении военного положения, эксперты установили цифру в 31 миллион. По статистическим показателям, в России 2018 год демонстрирует тенденцию к уменьшению этого числа в 4 раза, и предвидится дальнейшее сокращение потенциального резерва.
К организованному составу специалисты причисляют 20 тысяч человек. Элементарное объяснение этому – отсутствие необходимости в дополнительных количествах людей, потому что в ближайшее время прямой угрозы со стороны других государств не ожидается.
Военная подготовка России в перспективе предусматривает ряд реформ. По сравнению с данными на 2017 год, отечественная армия увеличилась на 250 тысяч вооруженных бойцов, поэтому возник дефицит так называемых «небоевых» военных специальностей, и в дальнейшем уклон в последующих наборах будет сделан на них. Была предпринята попытка сокращения количества задействованных военнослужащих в некоторых званиях. Например, планировалась замена прапорщиков сержантами в качестве альтернативы, но такой прием потерпел фиаско, так как большая часть сержантов не стала заключать долгосрочный договор на дальнейшую службу.
Численность армии России не может не отразиться на составе боевой техники. Сюда входит создание надежных и безопасных баз хранения боеприпасов, оптимизация военного строительства, предполагается ввести новые модели танков, самолетов, зенитных пушек. Однако в настоящее время по сравнению с иностранными аналогами, вооружение российской армии требует дополнительных научно-технических разработок.
В конечном счете, численность ВС РФ за последние годы достигла тех количественных размеров, с которыми страна способна создать конкуренцию западным и восточным государствам. Суммарный объем денежных средств, отпущенных на повышение безопасности России, увеличился в течение последних пяти лет на 50%, однако этого все равно недостаточно для требуемых на сегодняшний день военных закупок. Армия России нуждается в рациональном распределении финансового фонда между своими настоящими потребностями. Это составляет один из основных недостатков современной военной подготовки страны, хотя соответствующий вопрос уже поставлен в высших инстанциях.
В целом же, военное лидерство Российской Федерации неоспоримо. Нашему государству удалось достигнуть того уровня модификаций, при котором оно имеет явные преимущества, главным образом, благодаря распоряжению мощнейшим в мире ядерным оружием. По оценке специалистов, Россия достойно обеспечивает безопасность своих граждан.
Виды Вооружённых сил - это составные части, каждая из которых отличается определённым видом и набором вооружения, количественным составом, специализированным обучением и особенностями прохождения службы военными, входящими в его личный состав. Каждый вид армии России предназначается для осуществления определённых задач в различных сферах.
Вся Армия Российской федерации построена по чёткой иерархии. Вооружённые силы России подразделяются на три основных вида в зависимости от того, в какой местности ведутся боевые действия:
Структура ВС РФ постоянно развивается и пополняется новыми видами вооружения, военнослужащих обучают новым тактикам и стратегиям ведения боя.
Сухопутные части РФ являются основой армии и наиболее многочисленны. Основным предназначением этого вида является проведение боевых действий на суше. Состав у этих армейских подразделений также отличается широким разнообразием и включает в себя несколько самостоятельных милитализированных направлений.
Одной из важнейших характеристик этого вида является его самостоятельность и высокая манёвренность, которая позволяет наносить наиболее эффективными и мощными ударами значительный урон противнику. Кроме того, уникальность сухопутной армии в том, что её части могут эффективно взаимодействовать и с другими видами армейских подразделений.
Основная задача, поставленная перед ними - это отражение первого удара противника во время вторжения, закрепление на отвоёванных позициях и наступление на вражеские подразделения.
В сухопутных войсках существуют следующие виды:
Эти виды войск наиболее эффективны в боях, целью которых является прорыв обороны противника. Также танковые и мотострелковые батальоны помогают другим видам военных подразделений закрепиться на отвоёванных высотах и рубежах.
В настоящее время, учитывая современнейшее оборудование российской армии, мотострелковые подразделения способны отражать любые виды воздушных атак, вплоть до ядерных. Техническое оснащение наших войск может нанести существенный удар по армии противника.
Основной задачей этого вида армейских подразделений является нанесение огневых и ядерных ударов по противнику.
В большинстве подразделений, предназначенных для отражения танковых атак, существуют артиллерийские части. Они оснащены последними моделями гаубиц и пушек. Подразделения ПВО занимаются уничтожением воздушной армии врага непосредственно в воздухе. В их частях уже используется зенитная артиллерия и ракеты. Кроме того, подразделения ПВО предназначены для защиты сухопутной армии при атаках противника с воздуха. А имеющиеся на вооружении радиолокаторы эффективны для проведения разведывательных мероприятий и предупреждения возможных атак противника.
Эти подразделения решают стратегически важные задачи, в том числе перехват и расшифровка сообщений противника во время боевых действий и получение данных о схемах его передвижения и нападения.
ВДВ всегда занимали особое место в армии. В их состав входит самое лучшее и современное вооружение: зенитно-ракетные комплексы, бронетранспортёры и боевые машины десанта. Специально для этого рода войск была разработана особая техника, позволяющая с помощью парашютов спускать различные грузы без учёта погоды практически на любую местность.
Основными задачами ВДВ являются боевые действия непосредственно в тылу противника. Именно ВДВ способно уничтожить ядерное оружие, захватить и уничтожить стратегически важные пункты противника, их командные штабы.
Инженерные войска осуществляют военно-разведывательные мероприятия на местности, подготовку её для военных манёвров и разминирование при необходимости. Также эти войска монтируют переправы для преодоления армией рек.
ВВС отличаются своей высоким уровнем маневренности и своей мобильностью. Главной задачей этого рода войск состоит охрана воздушного пространства нашей страны. Также ВВС эффективно используются при обеспечении безопасности промышленных и экономических центров страны в случае военного нападения.
Кроме того, ВВС эффективно охраняют другие виды армейских подразделений от воздушных атак врага и способствуют успешному проведению наземных и водных операций.
В оснащение ВВС входят боевые вертолёты, специальная и транспортная техника , учебные и боевые самолёты, зенитная техника.
Основными видами ВВС являются:
Также в составе ВВС имеются радиотехнические и зенитные подразделения .
Войска, входящие в состав ВМФ также весьма разнообразны и выполняют различные задачи.
Подразделения, дислоцированные на суше , несут ответственность за оборону объектов и городов, расположенных на побережье. Кроме того, эти подразделения несут ответственность за своевременное обслуживание баз и кораблей ВМФ.
Корабли, авианосцы и катера образуют надводную часть флота, которая также несёт множество функций: начиная от поиска и уничтожения вражеских подлодок и заканчивая доставкой и высадкой десантных подразделений на берег врага.
Военно-морской флот располагает и своей авиацией, которая предназначена не только для нанесения ракетных ударов и уничтожения кораблей противника, но и для осуществления разведки и обороны флота.
Этот вид был специально создан для осуществления боевых действий в условиях ядерного нападения. РВСН оснащены самыми современными ракетными комплексами, которые полностью автоматизированы и снаряды, пущенные из них, имеют высокую точность поражения цели.
При этом дальность нахождения цели не имеет большого значения - в распоряжении армии имеются даже межконтинентальные ракеты.
В настоящее время с развитием оборонной промышленности и возникшей необходимостью из этого вида армейских подразделений образовался совершенно новый - военно-космические силы (ВКС).
На собственных защитников страна не жалеет средств. Все они обеспечены современной и удобной формой, компьютерной техникой и средствами связи. Сейчас уже не представляет труда связаться с родственниками по Скайпу в свободное от нарядов и несения службы время или увидеть близких по связи в Вотсапп. В каждой части имеется санчасть , где военнослужащий всегда сможет получить качественную медицинскую помощь. Численность российской армии довольно большая и в этот список входит много опытнейших военачальников и талантливых стратегов. В настоящее время находиться в числе военнослужащих стало престижно и почётно.
Различные подразделения имеют свою официальную праздничную дату образования именно их вида войск.
Военная организация нашего государства включает в себя Вооружённые Силы Российской Федерации, составляющие её ядро, и другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.
Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений (военных округов, флотов, армий, флотилий, корпусов), соединений (дивизий, бригад), воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации, в Тыл Вооружённых Сил, и в войска, не входящие в виды и рода войск.
Личный состав Вооружённых Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.
В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из трёх видов войск: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота - и трёх родов войск: Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск, Войск воздушно-космической обороны, а также Тыла Вооружённых Сил и специальных войск.
Сухопутные войска - вид Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенный для прикрытия государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. Оснащённые различными видами военной техники и оружия, они включают в себя органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны (ПВО), являющиеся родами войск, а также специальные войска, воинские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.
Военно-воздушные силы - вид Вооружённых Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований видов Вооружённых Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.
Военно-морской флот России (ВМФ России) - вид Вооружённых Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов Российской Федерации в океанских, морских районах (зонах).
Для управления и всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флот имеет системы управления, базирования и обеспечения. Флот возглавляется командующим.
Ракетные войска стратегического назначения - самостоятельный род войск, предназначенный для реализации мер ядерного сдерживания и поражения стратегических объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.
Войска воздушно-космической обороны - принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности России в воздушно-космической сфере. В составе Войск воздушно-космической обороны под единым руководством сосредоточены все силы, способные вести борьбу с воздушно-космическим противником. Основное назначение войск - защита территории страны от ударов средств воздушно-космического нападения.
Воздушно-десантные войска - высокомобильный самостоятельный род войск, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу.
Воздушно-десантные войска способны самостоятельно или в составе группировок Сухопутных войск решать оперативные и тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных конфликтах.
Специальные войска предназначены для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск Вооружённых Сил Российской Федерации и решения присущих им задач.
Руководство Вооружёнными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией является Верховным главнокомандующим.
Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны военное положение. Президент как Верховный главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооружёнными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооружёнными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны.
Вооружённые Силы Российской Федерации |
|
Основание: |
|
Подразделения: |
Виды войск:
|
Командование |
|
Верховный Главнокомандующий: |
Владимир Путин |
Министр обороны: |
Сергей Кужугетович Шойгу |
Начальник Генштаба: |
Валерий Васильевич Герасимов |
Военные силы |
|
Призывной возраст: |
С 18 до 27 лет |
Срок службы по призыву: |
12 месяцев |
Занято в армии: |
1 000 000 чел. |
2101 млрд рублей (2013 год) |
|
Проценты ВНП: |
3,4 % (2013 год) |
Промышленность |
|
Внутренние поставщики: |
Концерн ПВО «Алмаз-Антей» ОАК-ОДК Вертолёты России Уралвагонзавод Севмаш Группа ГАЗ Урал КамАЗ Северная верфь ОАО НПО Ижмаш ОАК(ОАО «Сухой»,МиГ) ФГУП «ММПП Салют» ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“» |
Годовой экспорт: |
15,2 млрд долларов США (2012 год) Военная техника поставляется в 66 государств. |
Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС России) - государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации - России, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
В состав ВС России входят виды ВС: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот; отдельные рода войск - Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска и Ракетные войска стратегического назначения; центральные органы военного управления; Тыл Вооружённых сил, а также войска, не входящие в виды и рода войск (см. также ССО РФ).
ВС России созданы 7 мая 1992 года и на тот момент насчитывали 2 880 000 человек личного состава. Это одни из крупнейших вооружённых сил мира, численность их личного состава составляет более 1 000 000 человек. Штатная численность устанавливается Указом Президента Российской Федерации, на 1 января 2008 года установлена квота 2 019 629 единиц личного состава, в том числе военнослужащих 1 134 800 единиц. Вооружённые Силы России отличаются наличием крупнейших в мире запасов оружия массового поражения, в том числе ядерного, и хорошо развитой системой средств его доставки.
Верховным главнокомандующим ВС России является президент России. В случаеагрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе для утверждения соответствующего указа.
Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами , а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными силами по отражению агрессии.
Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации; утверждает военную доктринуРоссии; назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России . Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных сил , мобилизационный план Вооруженных сил , мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС , подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.
Министерство обороны Российской Федерации (Министерство обороны) является органом управления Вооруженными силами России . К основным задачам Минобороны России относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения вооружённых сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России; поддержание в необходимой готовности вооружённых сил ; осуществление мероприятий по строительству вооружённых сил ; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала вооружённых сил , граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты.
Министерство обороны возглавляет министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, - председателю правительства России. Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и вооружённые силы , и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами вооружённых сил .
Действующий министр обороны - Сергей Кужугетович Шойгу.
Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации - центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными силами . Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности (ФСБ), внутренних войск Министерства внутренних дел (МВД), Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки (СВР) России, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития вооружённых сил , а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.
К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил , других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил ; перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил , других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил ; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований.
Действующий начальник Генерального штаба - генерал армии Валерий Герасимов (с 9 ноября 2012 года).
Первое республиканское военное ведомство появилось в РСФСР (см. РККА ), позднее - в период развала СССР (14 июля 1990 года). Однако из-за неприятия большинством народных депутатов РСФСР идеи о самостоятельных ВС ведомство назвали не министерством обороны, а Государственным комитетом РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ СССР. После попытки государственного переворота в Вильнюсе 13 января 1991 года, председатель Верховного Совета России Борис Ельцин выступает с инициативой о создании республиканской армии, и 31 января Госкомитет по общественной безопасности был преобразован в Госкомитет РСФСР по обороне и безопасности, во главе которого встал генерал армии Константин Кобец. В течение 1991 года Комитет неоднократно видоизменялся и переименовывался. С 19 августа (день попытки переворота в Москве) по 9 сентября временно функционировало Министерство обороны РСФСР.
Одновременно Ельциным была предпринята попытка создать национальную гвардию РСФСР, начался даже приём добровольцев. До 1995 года планировалось сформировать не менее 11 бригад численностью по 3-5 тысяч человек, общей численностью не более 100 тысяч. Предполагалось развернуть части Национальной гвардии в 10 регионах, в том числе в Москве (три бригады), в Ленинграде (две бригады) и в ряде других важных городов и районов. Были подготовлены положения о структуре, составе, методах комплектования, задачах Национальной гвардии. К концу сентября в Москве в ряды Национальной Гвардии успели записаться около 15 тысяч человек, большинство из которых - военнослужащие ВС СССР. В конце концов на стол Ельцину лег проект указа «О временном положении о российской гвардии», однако он так и не был подписан.
После подписания Беловежских соглашений 21 декабря государствами-участниками только что созданного СНГ был подписан протокол о временном возложении на последнего министра обороны СССР маршала авиации Шапошникова командования вооружёнными силами на их территории, в том числе стратегическими ядерными силами. 14 февраля 1992 года он формально стал Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами СНГ, а МО СССР преобразовано в Главкомат ОВС СНГ. 16 марта 1992 года Указом Ельцина были созданы в оперативном подчинении Главкомата ОВС, а также Министерство обороны, которое возглавил сам президент. 7 мая был подписан указ о создании вооружённых сил , а Ельцин возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего. Первым министром обороны стал генерал армии Грачёв, ему же первому в Российской Федерации было присвоено это звание.
В состав ВС Российской Федерации вошли управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организацииВооружённых Сил СССР, на момент мая 1992 года располагавшиеся на территории России, а также находящиеся под российской юрисдикцией войска (силы) на территории Закавказского военного округа, Западной, Северной и Северо-Западной групп войск, Черноморского флота, Балтийского флота, Каспийской флотилии, 14-й гвардейской армии, соединения, воинские части, учреждения, предприятия и организации на территории Монголии, Кубы и некоторых других стран общей численностью 2,88 млн человек.
В рамках реформирования вооружённых сил в Генштабе была разработана концепция Мобильных сил. Мобильные силы должны были представлять собой 5 отдельных мотострелковых бригад, укомплектованных по штатам военного времени (95-100 %) с единым штатом и вооружением. Таким образом планировалось избавиться от громоздкого мобилизационного механизма, а в дальнейшем перевести ВС целиком на контрактную основу. Однако к концу 1993 года были сформированы лишь три таких бригады: 74-я, 131-я и 136-я, при этом не удалось ни свести бригады к единому штату (по штату различались даже батальоны в составе одной бригады), ни укомплектовать их по штатам военного времени. Недоукомплектованность частей была настолько значительной, что в начале Первой чеченской войны (1994-1996) Грачёв просил Бориса Ельцина дать санкцию на ограниченную мобилизацию, на что получил отказ, и Объединённую группировку войск в Чечне пришлось формировать из частей со всех военных округов. Первая чеченская выявила также серьёзные недостатки в управлении войсками.
После Чечни новым министром обороны был назначен Игорь Родионов, в 1997 году - Игорь Сергеев. Была предпринята новая попытка создать полностью укомплектованные части с единым штатом. В итоге к 1998 году в ВС России появились 4 категории частей и соединений:
Вместе с тем перевод ВС на контрактный способ комплектования не представлялся возможным из-за недостаточного финансирования, в то время как этот вопрос стал болезненным в российском обществе на фоне потерь в Первой чеченской войне. При этом удалось лишь незначительно увеличить долю «контрактников» в Вооружённых Силах . К этому времени численность ВС была сокращена более чем в два раза - до 1 212 000 человек.
Во Второй чеченской войне (1999-2006) Объединённая группировка войск формировалась из частей постоянной готовности сухопутных войск, а также Воздушно-десантных войск. При этом из состава этих частей выделялись лишь по одной тактической батальонной группе (в полном составе воевала только одна мотострелковая бригада из Сибирского военного округа) - это делалось для того, чтобы оперативно компенсировать потери в войне за счёт личного состава, оставшегося в местах постоянной дислокации своих частей. С конца 1999 года доля «контрактников» в Чечне начала расти, достигнув в 2003 году 45 %.
В 2001 году министерство обороны возглавил Сергей Иванов. После окончания активной фазы боевых действий в Чечне решено было вернуться к «Грачёвским» планам по переводу на контрактное комплектование войск: части постоянной готовности должны были быть переведены на контрактную основу, а остальные части и соединения, БХВТ, ЦБР и учреждения оставить на срочной основе. В 2003 году началась соответствующая Федеральная целевая программа. Первой частью, переведённой на «контракт» в её рамках, стал воздушно-десантный полк в составе 76-й Псковской дивизии ВДВ, а с 2005 года на контрактную основу начали переводить другие части и соединения постоянной готовности. Однако данная программа также не увенчалась успехом из-за слабого денежного довольствия, условий службы и отсутствия социальной инфраструктуры в местах несения службы военнослужащими по контракту.
В 2005 году началась также работа по оптимизации системы управления Вооружёнными Силами . По замыслу Начальника Генштаба Юрия Балуевского планировалось создать три региональных командования, которым подчинялись бы части всех видов и родов войск. На основе МВО, ЛенВО, Балтийского и Северного флотов, а также бывшего Московского военного округа ВВС и ПВО должно было быть создано Западное региональное командование; на основе части ПУрВО, СКВО и Каспийской флотилии - Южное; на основе части ПУрВО, СибВО, ДВО и Тихоокеанского флота - Восточное. Региональным командованиям должны были быть переподчинены все части центрального подчинения в регионах. При этом Главкоматы видов и родов войск планировалось упразднить. Реализация этих замыслов была однако отложена на 2010-2015 годы из-за сбоев в программе по переводу войск на контрактную основу, на что была срочно переправлена основная часть финансовых средств.
Тем не менее, при Сердюкове, заменившем Иванова в 2007 году, к идее создания региональных командований быстро вернулись. Решено было начать с Восточного. Был разработан штат для командования и определено место дислокации - Улан-Удэ. В январе 2008 года Восточное региональное командование было создано, но на совместных КШУ частей СибВО и ДВО в марте-апреле оно показало свою неэффективность, и уже в мае было расформировано.
В 2006 году была запущена Российская государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы.
Участие в вооружённом конфликте в Южной Осетии и его широкое информационное освещение выявили основные недостатки вооружённых сил : сложную систему управления и низкую мобильность. Управление войсками в ходе боевых действий осуществлялось «по цепочке» Генштаб - Штаб СКВО - Штаб 58-й армии и только потом приказы и директивы доходили непосредственно до частей. Низкая возможность по манёвру силами на больших расстояниях объяснялась громоздкой организационно-штатной структурой частей и соединений: по воздуху удалось перебросить в регион только части ВДВ. Уже в сентябре-октябре 2008 года было объявлено о переходе вооружённых сил на «новый облик» и о новой радикальной военной реформе. Новая реформа вооружённых сил призвана повысить их мобильность и боеспособность, согласованность действий разных родов и видов ВС .
В ходе военной реформы было полностью реорганизовано военно-административное устройство Вооружённых Сил. Взамен шести военных округов были сформированы четыре, при этом штабам округов были переподчинены все объединения, соединения и части ВВС, ВМФ и ВДВ. Система управления Сухопутными войсками была упрощена, благодаря исключению дивизионного звена. Организационные изменения в войсках сопровождались резким наращиванием темпов роста военных расходов, которые увеличились с менее чем 1 трлн рублей в 2008 до 2,15 трлн рублей в 2013 году. Это, а также ряд других мер позволили форсировать перевооружение войск, существенно увеличить интенсивность боевой подготовки, повысить денежное довольствие военнослужащих.
Вооруженные Силы состоят из трех видов Вооруженных Сил, трех родов войск, Тыла Вооружённых Сил, Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны и войск, не входящих в виды Вооруженных Сил. Территориально Вооружённые Силы разделены между 4-мя военными округами:
Сухопутные войска, СВ - самый многочисленный по боевому составу вид вооружённых сил . Сухопутные войска предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий,районов и рубежей, нанесения огневых ударов на большую глубину, отражения вторжений противника и его крупных воздушных десантов. В сухопутные войска Российской Федерации, в свою очередь, входят рода войск:
Главнокомандующий Сухопутными войсками - генерал-полковник Владимир Чиркин, начальник Главного штаба - генерал-лейтенант Сергей Истраков.
Военно-воздушные силы, ВВС - вид Вооружённых Сил, предназначенный для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов и объектов страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху. В составе ВВС России выделяются:
Главнокомандующий Военно-воздушными силами - генерал-лейтенант Виктор Бондарев
Военно-морской флот - вид вооружённых сил, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Военно-морской флот способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. д. ВМФ России состоит из четырех флотов: Балтийского,Северного, Тихоокеанского и Черноморского и Каспийской флотилии. В составе Военно-морского флота выделяются:
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом ВС России - адмирал Виктор Чирков, начальник Главного штаба ВМФ - адмирал Александр Татаринов.
Войска воздушно-космической обороны - самостоятельный род войск, предназначенный для доведения информации предупреждения о ракетном нападении,противоракетная оборона Москвы, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Комплексы и системы Космических войск решают задачи общегосударственного стратегического масштаба не только в интересах Вооружённых Сил, других силовых структур, но и большинства министерств и ведомств, экономики, социальной сферы. В структуре Космических войск выделяются:
Командующий Космическими войсками - генерал-лейтенант Олег Остапенко, начальник главного штаба - генерал-майор Владимир Деркач. С 1 декабря 2011 года на боевое дежурство заступил новый род войск - войска воздушно-космической обороны (ВВКО).
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) - род войск Вооружённых Сил , главный компонент стратегических ядерных сил России. РВСН предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника. На вооружении РВСН состоят межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования с ядерными боезарядами.
Командующий РВСН - генерал-полковник Каракаев Сергей Викторович.
Воздушно-десантные войска (ВДВ) - самостоятельный род войск, имеющий в своём составе аэромобильные соединения: воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии и бригады, а также отдельных частей. ВДВ предназначены для оперативного десанта и ведения боевых действий в тылу противника.
В составе ВДВ имеется 4 дивизии: 7-я (Новороссийск), 76-я (Псков), 98-я (Иваново и Кострома), 106-я (Тула), Учебный центр (Омск), Высшее Рязанское училище, 38-й полк связи, 45-й развед. полк, 31-я бригада (Ульяновск). Кроме того в военных округах (в подчинении округа или армии) имеются воздушно-десантные (или десантно-штурмовые) бригады, которые административно относятся к ВДВ, но оперативно подчиняются командующим ВО.
Командующий ВДВ - генерал-полковник Владимир Шаманов.
Традиционно, начиная с середины XX века в ВС СССР практически полностью отсутствовали иностранная военная техника ивооружение. Редкое исключение составляла продукция социалистических стран 152-мм САУ vz.77). В СССР было создано полностью самодостаточное военное производство, которое было способно производить для нужд вооружённых сил любое вооружение и технику. В годы Холодной войны происходило её постепенное накопление, и к 1990 году объём вооружений в ВС СССР достиг небывалых значений: только в сухопутных войсках находилось около 63 тысяч танков, 86 тысяч боевых машин пехоты и бронетранспортёров, 42 тысяч стволов артиллерии. Значительная часть этих запасов перешла вВооружённые Силы Российской Федерации и других республик.
В настоящее время на вооружении сухопутных войск состоят танки Т-64, Т-72, Т-80, Т-90; боевые машины пехоты БМП-1,БМП-2, БМП-3; боевые машины десанта БМД-1, БМД-2,БМД-3,БМД-4М; бронетранспортёры БТР-70, БТР-80; бронеавтомобили ГАЗ-2975 «Тигр», итальянские Iveco LMV; самоходная и буксируемая ствольная артиллерия; реактивные системы залпового огня БМ-21, 9К57, 9К58, ТОС-1; тактические ракетные комплексы Точка и Искандер; системы противовоздушной обороны Бук, Тор, Панцирь-С1, С-300, С-400.
На вооружении Военно-Воздушных Сил состоят истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-27, Су-30, Су-35; фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34; штурмовики Су-25; дальние и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3,Ту-95, Ту-160. В военно-транспортной авиации используются самолёты Ан-22, Ан-70, Ан-72, Ан-124, Ил-76. Используются специальные самолёты: воздушный танкер Ил-78, воздушные командные пункты Ил-80 и Ил-96-300ПУ, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50. На вооружении ВВС имеются также боевые вертолёты Ми-8, Ми-24 различных модификаций,Ми-35М, Ми-28Н, Ка-50, Ка-52; а также зенитные ракетные системы С-300 и С-400. Готовятся к принятию на вооружение многоцелевые истребители Су-35С и Т-50 (заводской индекс).
В составе Военно-Морского Флота имеется один авианесущий крейсер проекта 1143.5, ракетные крейсера проекта 1144 ипроекта 1164, эскадренные миноносцы-большие противолодочные корабли проекта 1155, проекта 956, корветы проекта 20380, проекта 1124, морские и базовые тральщики, десантные корабли проекта 775. В составе подводных сил имеются многоцелевые торпедные корабли проекта 971, проекта 945, проекта 671, проекта 877; подводные ракетоносцы проекта 949, ракетные крейсера стратегического назначения проектов 667БДРМ, 667БДР, 941, а также РПКСН проекта 955.
Россия обладает самым крупным в мире запасом ядерного оружия и второй после США по численности группировкой стратегических носителей ядерного оружия. К началу 2011 года в составе стратегических ядерных сил находилось 611 «развёрнутых» стратегических носителей, способных нести 2679 ядерных боезарядов. В арсеналах на долговременном хранении в 2009 году находилось около 16 тысяч боезарядов. Развёрнутые стратегические ядерные силы распределены в так называемую ядерную триаду: для его доставки используются межконтинентальные баллистические ракеты,баллистические ракеты подводных лодок и стратегические бомбардировщики. Первый элемент триады сосредоточен вРВСН, где на вооружении состоят ракетные комплексы Р-36М,УР-100Н, РТ-2ПМ, РТ-2ПМ2 и РС-24. Морские стратегические силы представлены ракетами Р-29Р, Р-29РМ, Р-29РМУ2, носителями которых служат ракетные подводные крейсера стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин». Приняты на вооружение ракета Р-30 иРПКСН проекта 955 «Борей». Стратегическая авиация представлена самолётами Ту-95МС и Ту-160, вооружёнными крылатыми ракетами Х-55.
Нестратегические ядерные силы представлены тактическим ракетным вооружением, артиллерийскими снарядами, корректируемыми и свободнопадающими авиабомбами, торпедами, глубинными бомбами.
Финансирование вооружённых сил осуществляется из федерального бюджета России по статье расходов «Национальная оборона».
Первый военный бюджет России в 1992 году составлял 715 трлн неденоминированных рублей, что было равно 21,5 % от общих расходов. Это была вторая по величине статья расходов республиканского бюджета, уступавшая только финансированию народного хозяйства (803,89 трлн рублей). В 1993 году на национальную оборону было выделено всего 3115,508 млрд неденоминированных рублей (3,1 млрд в номинальном выражении в нынешних ценах), что составило 17,70 % от общих расходов. В 1994 году было выделено 40,67 трлн рублей (28,14 % от общих расходов), в 1995 году - 48,58 трлн (19,57 % от общих расходов), в 1996 году - 80,19 трлн (18,40 % от общих расходов), в 1997 году - 104,31 трлн (19,69 % от общих расходов), в 1998 году - 81,77 млрд деноминированных рублей (16,39 % от общих расходов).
В рамках ассигнований по разделу 02 «Национальная оборона», по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2013 году, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, в том числе дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту и обеспечение жильем военнослужащих, решение других задач. В законопроекте расходы по разделу 02 «Национальная оборона» на 2013 год предусмотрены в сумме 2 141,2 млрд рублей и превышают объёмы 2012 года на 276,35 млрд рублей или на 14,8 % в номинальном выражении. Расходы на национальную оборону в 2014 и 2015 годах предусмотрены в сумме 2 501,4 млрд рублей и 3078,0 млрд рублей соответственно. Рост объёмов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году предусмотрен в сумме 360,2 млрд рублей (17,6 %) и 576,6 млрд рублей (23,1 %). В соответствии с законопроектом в планируемом периоде рост доли расходов на национальную оборону в общих расходах федерального бюджета составит в 2013 году - 16,0 % (в 2012 году - 14,5 %), в 2014 году - 17,6 % и в 2015 году - 19,7 %. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отно-шению к ВВП в 2013 году составит 3,2 %, в 2014 году - 3,4 % и в 2015 году - 3,7 %, что выше параметров 2012 года (3,0 %).
Расходы федерального бюджета по разделам на 2012-2015 гг. млрд. руб. |
||||||||
Наименование |
Изменения к предыдущему году, % |
|||||||
Вооружённые силы |
||||||||
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
||||||||
Мобилизационная подготовка экономики |
||||||||
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности |
||||||||
Ядерно-оружейный комплекс |
||||||||
Реализация международных договоров в сфере Военно-технического сотрудничества |
||||||||
Прикладные научные исследования в области обороны |
||||||||
Другие вопросы в области национальной обороны |
Военная служба в ВС России предусматривается как по контракту, так и по призыву. Минимальный возраст военнослужащего составляет 18 лет (для курсантов военных учебных заведений может быть меньше на момент зачисления), предельный - 65 лет.
Офицеры армии, авиации и флота проходят службу только по контракту. Офицерский корпус готовится в основном в высших военных учебных заведениях, по окончании которых курсантам присваивается воинское звание «лейтенант». Первый контракт с курсантами - на весь период обучения и на 5 лет военной службы - заключается, как правило, на втором курсе обучения. Контракт о прохождении военной службы в офицерском звании имеют право заключить и граждане, находящиеся в запасе, в том числе и получившие звание «лейтенант» и определённые в запас после обучения на военных кафедрах (факультетах военного обучения, циклах, военно-учебных центрах) при гражданских вузах.
Рядовой и младший командный состав набирается как по призыву, так и по контракту. Призыву подлежат все военнообязанныеграждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Срок службы по призыву - один календарный год. Призывные кампании осуществляются дважды в год: весенняя - с 1 апреля по 15 июля, осенняя - с 1 октября по 31 декабря. По истечении 6 месяцев службы любой военнослужащий может подать рапорт о заключении с ним первого контракта - на 3 года. Предельный возраст для заключения первого контракта - 40 лет.
Число призванных на военную службу по призывным кампаниям |
|||
Весенняя |
Общее число |
||
Подавляющее большинство военнослужащих - мужчины, кроме того военную службу проходят около 50 тысяч женщин: 3 тысячи на офицерских должностях (в том числе 28 полковников), 11 тысяч прапорщиков и около 35 тысяч на рядовых и сержантских должностях. При этом 1,5 % от офицеров-женщин (~45 человек) служат на первичных командных должностях в войсках, остальные - на штабных.
Различают текущий мобилизационный резерв (количество подлежащих призыву в текущем году), организованный мобилизационный резерв (количество ранее служивших в Вооружённых Силах и зачисленных в запас) и потенциальный мобилизационный резерв (количество людей, которые могут быть призваны в войска (силы) в случае мобилизации). В 2009 году потенциальный мобилизационный резерв составил 31 млн человек (для сравнения: в США - 56 млн человек, в Китае - 208 млн человек). В 2010 году организованный мобилизованный резерв (запас) составлял 20 млн человек. По версии некоторых отечественных демографов численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 году сократится в 4 раза и составит 328 тысяч человек. Делая расчёт на основании данных указанной статьи, потенциальный мобилизационный резерв России в 2050 году составит 14 млн человек, что на 55 % меньше уровня 2009 года.
В 2011 году численность личного состава ВС России составляла около 1 млн человек. Миллионная армия стала результатом постепенного многолетнего сокращения с 2880 тысяч, числившихся в вооружённых силах в 1992 году (−65,3 %). К 2008 году почти половину личного состава составляли офицеры, прапорщики и мичманы. В ходевоенной реформы 2008 года должности прапорщиков и мичманов были подвергнуты сокращению, были ликвидированы также около 170 тысяч офицерских должностей, посредством чего доля офицеров в штатах составила около 15 %[источник не указан 562 дня ], однако позже указом Президента установленная численность офицерского состава была доведена до 220 тысяч человек.
В штатную численность ВС входят рядовой и младший командный состав (сержанты и старшины) и офицеры, проходящие службу в войсковых частях и центральных, окружных и местных органах военного управления на воинских должностях, предусмотренных штатом тех или иных подразделений, в комендатурах, военных комиссариатах, военных представительствах за рубежом, а также курсанты высших военных учебных заведений Министерства обороны и учебных военных центров. За штатом находятся военнослужащие, переведенные в распоряжение командиров и начальников в связи с временным отсутствием вакантных должностей либо невозможностью увольнения военнослужащего.
Денежное довольствие военнослужащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».
Денежное довольствие военнослужащих состоит из окладов денежного содержания (оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию), стимулирующих и компенсационных (дополнительных) выплат. К дополнительным выплатам относятся:
Помимо шести ежемесячных дополнительных выплат предусмотрены ежегодные премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; установленный коэффициент к окладу военнослужащих, проходящих службу в районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, за пределами территории России и так далее.
Воинское звание |
Сумма оклада |
Высшие офицеры |
|
Генерал армии, адмирал флота |
|
Генерал-полковник, адмирал |
|
Генерал-лейтенант, вице-адмирал |
|
Генерал-майор, контр-адмирал |
|
Старшие офицеры |
|
Полковник, капитан 1-го ранга |
|
Подполковник, капитан 2-го ранга |
|
Майор, капитан 3-го ранга |
|
Младшие офицеры |
|
Капитан, капитан-лейтенант |
|
Старший лейтенант |
|
Лейтенант |
|
Младший лейтенант |
Сводная таблица окладов денежного содержания по некоторым воинским званиям и должностям (с 2012 года) |
|
Типовая воинская должность |
Сумма оклада |
В центральных органах военного управления |
|
Начальник главного управления |
|
Начальник отдела |
|
Начальник группы |
|
Старший офицер |
|
В войсках |
|
Командующий войсками военного округа |
|
Командующий общевойсковой армией |
|
Командир бригады |
|
Командир полка |
|
Командир батальона |
|
Командир роты |
|
Командир взвода |
В 2010 году проведено более 2 тысяч мероприятий с практическими действиями соединений и воинских частей. Это на 30 % больше, чем в 2009 году.
Наиболее крупными из них стало оперативно-стратегическое учение «Восток-2010». В нём приняли участие до 20 тысяч военнослужащих, 4 тысяч единиц боевой техники, до 70 самолётов и 30 кораблей.
В 2011 году планируется провести около 3 тысяч практических мероприятий. Наиболее важными из них является оперативно-стратегическое учение «Центр-2011».
Важнейшим событием в Вооружённых Силах в 2012 году и завершением летнего периода обучения стали стратегические командно-штабные учения «Кавказ-2012».
На сегодняшний день рацион питания военнослужащих ВС России организуется согласно принципу построения продовольственных пайков и построен «на системе натурального нормирования, структурную основу которой составляет физиологически обоснованный набор продуктов для соответствующих контингентов военнослужащих, адекватный их энергозатратам и профессиональной деятельности». По сообщению начальника тыла вооружённых сил России Владимира Исакова, «…сегодня в рационе российского солдата и матроса стало больше мяса, рыбы, яиц, масла, колбас и сыров. Например, суточная норма мяса каждого военнослужащего по норме общевойскового пайка увеличилась на 50 г и теперь составляет 250 г. Впервые появился кофе, также увеличены нормы выдачи соков (до 100 г), молока и сливочного масла…».
Решением министра обороны России 2008 год объявлен годом совершенствования питания личного состава вооружённых сил РФ.
Согласно Федеральному закону «Об обороне» вооружённые силы составляют основу обороны государства и являются главным элементом обеспечения его безопасности. Вооружённые силы в России не являются самостоятельным политическим субъектом, не принимают участия в борьбе за власть и формировании государственной политики. При этом отмечается, что отличительной особенностью российской системы государственной власти является определяющая роль Президента во взаимоотношениях власти и вооружённых сил , порядок которых фактически выводит ВС из-под отчёта и контроля как законодательной, так и исполнительной власти при формальном наличии парламентского надзора. В новейшей истории России отмечались случаи, когда вооружённые силы прямо вмешивались в политический процесс и играли в нём ключевую роль: во времяпопытки государственного переворота в 1991 году и в ходе конституционного кризиса 1993 года. Среди наиболее известных политических и государственных деятелей России в прошлом действующими военнослужащими были В. В. Путин, бывший губернатор Красноярского края Александр Лебедь, бывший полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, губернатор Московской области Борис Громов и многие другие. Возглавлявший в 2000-2004 годах Ульяновскую область Владимир Шаманов продолжил военную службу после сложения с себя полномочий губернатора.
Вооружённые силы являются одним из крупнейших объектов бюджетного финансирования. В 2011 году на цели национальной обороны было выделено около 1,5 трлн рублей, что составило более 14 % от всех расходов бюджета. Для сравнения, это втрое больше расходов на образование, вчетверо больше - на здравоохранение, в 7,5 раз больше - на ЖКХ или более чем в 100 раз больше - на охрану окружающей среды. Вместе с тем военнослужащие, гражданские служащие Вооружённых Сил , работники оборонного производства, сотрудники военных научных организаций составляют значительную долю экономически активного населения России.
В 2011 году свели счёты с жизнью 51 солдат проходящих службу по призыву, 29 солдат проходящих службу по контракту, 25 прапорщиков и 14 офицеров (для сравнения, в армии США в 2010 году покончили жизнь самоубийством 156 военнослужащих, в 2011 году - 165 военнослужащих и в 2012 году - 177 военнослужащих). Самым суицидным для ВС России стал 2008 год, когда покончили с собой 292 человека в армии и 213 на флоте.
Существует прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса - то, что называют «комплексом короля Лира». Так, высокий уровень самоубийств среди уволенных в запас офицеров, молодых солдат, людей, взятых под стражу, недавних пенсионеров
Сотрудники Военно-следственного управления СК России ведут доследственные проверки по факту деятельности не только центрального офиса «Славянки», но и его региональных подразделений. Большинство этих проверок перерастают в расследования о хищениях бюджетных средства. Так, на днях подмосковные военные следователи возбудили уголовное дело по факту хищения около 40 000 000 рублей, поступивших филиалу «Солнечногорский» ОАО «Славянка». Эти деньги должны были пойти на ремонт зданий Минобороны, однако оказались похищены и «обналичены».
Учреждение института военных священников может считаться нарушением свободы совести и вероисповедания.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом