Сколько жен было у высоцкого. «Мы не знали, что расстаемся». Жизнь с Высоцким глазами его первой жены. Неужели они никогда не ссорились

Величайший поэт, музыкант и актёр - Владимир Семёнович Высоцкий всю жизнь искал счастья в личной жизни.

Владимир был кумиром многих женщин. Но музами и вдохновителями Высоцкого было 5 прекрасных дам, которым он посвящал свои песни, стихи и открывал душу.

Первая жена Изольда Жукова

Изольда и Владимир учились вместе в Школе-студии МХАТ, девушка училась на 2 курсе, когда туда поступил Высоцкий.

Первая встреча была судьбоносной - Изольда и Владимир влюбились с первого взгляда.

Встретились они во время работы над спектаклем. Ни Владимира, ни Изольду не смутило то обстоятельство, что у Изы был муж. В 1960-м году Жукова развелась с мужем и вышла замуж за Высоцкого.

Изольда единственная, кто знает Владимира как Волчонка (именно так она ласково называла мужа), а не как великого Высоцкого. Любовь мужа к музыке и творчеству девушка не одобряла.

«Его песни - это моё мучение. Они нас преследовали, куда бы мы не пошли. И если окружающие слышали их впервые, то я знала все композиции наизусть. Иногда я бунтовала, злилась. Мне казалось, что нельзя столько петь».

Счастливая жизнь, о которой так мечтала пара, как только поженилась, не сбылась. Изольда была на выпускном курсе и по окончанию МХАТ начала играть в театре имени Л.Украинки в Киеве. Владимиру же осталось учиться ещё два года. Совместное проживание сменилось письмами и редкими встречами. А счастливые вечера вместе превратились в слёзы разлуки.

Высоцкий не смог выдержать долгой разлуки с женой и закрутил роман. Изольда была готова простить Владимира, но узнала, что любовница от него беременна. После этого последовал развод. Но Жукова не была омрачена этим событием, она утверждает:

«Мне не о чем жалеть и есть, что вспомнить».

Много лет спустя, когда чувства угасли полностью, Изольда написала книгу «Короткое счастье на всю жизнь».

Эта книга стала исповедью бывшей жены Высоцкого об их отношениях.

Вторая жена Людмила Абрамова

Знакомство с Людмилой произошло в 1961 году.

Они вместе снимались в картине «713-й просит посадку». На тот момент Высоцкий уже был известен, но все ещё не имел достаточно денег. Высоцкий провёл вечер в ресторане «Выборг», но на оплату счета денег не хватило. Выйдя на улицу Владимир встретил девушку - попросил у неё одолжить денег. На эту просьбу девушка сняла с пальца кольцо и отдала незнакомцу, чтобы тот заложил его в ресторане. На следующий день Владимир выкупил драгоценность и вернул её Людмиле. Пара разговорилась и выяснилось, что они играют в одной картине.

Людмила и Владимир полюбили друг друга и больше не могли быть ни минуты друг без друга, а если приходилось уезжать, то обменивались письмами.

«Людочка, так замечательно, что ты решила позвонить и я смог услышать тебя. Вчера играли «Дневник женщины» по телевидению. Я искупался, побрился, немного похудел и по словам друзей был великолепен. Сожалею, что ты меня таким не видела. А ещё я не смог заснуть вчера. Зато написал новую песню...» -

из письма Владимира Высоцкого к Абрамовой.

Абрамова и Высоцкий начали жить вместе в Москве, но артист ещё был в официальном браке с Изольдой, поэтому влюбленные не могли оформить отношения официально.

Абрамова родила Высоцкому двоих сыновей - старшего Аркадия (1962 год) и младшего Никиту (1964 год).


Со старшим сыном

Людмила с сыновьями

Поженились они спустя три года после знакомства в 1965 году.

После свадьбы Людмила отказалась от карьеры актрисы и посвятила всю себя семье. К сожалению, семейное счастье длилось недолго. Официально развод состоялся в 1970 году. А фактически супруги не жили вместе уже давно и всему виной была другая женщина.

После развода Высоцкий общался с детьми и несмотря на свою занятость уделял достаточно внимания сыновьям.


Сыновья Аркадий и Никита

Никита Высоцкий - младший сын - написал сценарий к фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Неофициальная любовь Татьяна Иваненко

Самый неоднозначный и запутанный роман Владимира Высоцкого. Вероятнее всего, роман с актрисой театра на Таганке Татьяной Иваненко начался в 1966 году.

В то время, когда Владимир Семёнович работал в этом театре, пара не расставалась ни на минуту. Татьяна ездила за возлюбленным повсюду: Одесса, Ленинград, а он был знаком с её родителями.

Поэт посвятил даме сердца композицию «Песня о двух красивых автомобилях».
Ходят слухи, что вся театральная труппа верила в продолжение служебного романа. Татьяна тоже была уверена в его и своих чувствах и не придавала значения появлению других девушек в жизни артиста. Но была одна, что изменила весь ход событий…

Во время отношений с Татьяной Владимир женился в третий раз, но не прекращал с ней встреч.

По словам Георгия Юнгвальд-Хилькевича:

«Володя страдал, понимая, что мучает Таню, но не мог её покинуть. И она тоже очень страдала. Стоило жене куда-то уехать - Володя встречался с Таней».

Иваненко тяжело переносила эту ситуацию и часто звонила любимому по ночам.
1972 году Татьяна родила дочь Настю, которую записала на свою фамилию, но весь театральный коллектив был уверен, что это дочь Высоцкого, которую он не признал.


Дочь Настя


Свидетельство о рождении Насти

Третья жена Марина Влади

Марина Влади - женщина которая покорила сердце Высоцкого ещё когда он был женат на второй жене и имел отношения с Татьяной Иваненко. Именно из-за неё артист не мог найти себе покоя.

Впервые он увидел французскую артистку в 1956 году в картине «Колдунья» и в этот момент решил, что она будет его женой.

Марина слышала о Владимире и приехала в 1967 году посмотреть на его игру в спектакле «Пугач». После спектакля пара встретилась и Владимир не произвел впечатления на Влади, но после того, как он запел, девушка влюбилась. После её отъезда каждый продолжал жить своей жизнь с мыслями друг о друге.

История любви Владимира Высоцкого и Марины Влади:

Они писали друг другу письма и Владимир посвящал ей песни и стихи. Влади стремилась получить визу, дабы жить с любимым в России, после долгих 3 лет бумажной волокиты и любовных страстей пара встретилась и поженилась.
Бракосочетание произошло в 1970 году.


С сыном Марины Влади
Владимир уже страдал алкогольной зависимостью и Марина Влади всячески пыталась ему помочь и вытащить его из этого состояния. Однако алкогольные срывы продолжались и после свадьбы.

12 лет Марина закрывала глаза на любовные интрижки мужа и пыталась спасти от алкогольной, а после и наркотической зависимости. Влади была официальной женой Высоцкого до самой смерти артиста. Также она собрала все песни, которые он когда-либо пел, но не может их слушать - слишком много воспоминаний.

Оксана Афанасьева - последняя любовь

Сам Высоцкий назвал Оксану своей последней любовью.

Среди любовниц поэта Афанасьева заняла значимое место в его сердце.

На момент знакомства в 1977 году девушке было 18 лет, а Владимир был на 22 года старше - 40 лет.

Знакомство произошло возле театра на Таганке. Высоцкий попросил её номер телефона и пригласил на свидание. Но Оксана не была уверена, идти ей на встречу или нет. Девушку переубедила подруга, которая сказала, что об этом мужчине мечтают все женщины.

В этот же вечер Афанасьева рассталась со своим женихом и начала встречаться с Высоцким.


Владимир Семёнович купал девушку в любви и был готов развестись с Мариной Влади. Пара собиралась обвенчаться, организовали всё, купили кольца, но не успели…

Высоцкий умер 25 июля между 3 и 5 часами ночи. Причины смерти называют разные, но официальная версия - сердечно-сосудистая недостаточность. Рядом с ним был врач Анатолий Федотов и его последняя любовь Оксана Афанасьева.

Марина Влади написала:

«В четыре часа утра 25 июля я проснулась в поту, зажгла свет, села на кровати. На подушке - красный след, я раздавила огромного комара. Я смотрю на подушку - меня словно заколдовало это кровавое пятно. Проходит довольно много времени, и когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер». Вот и всё, два коротких слова, сказанные незнакомым голосом. Тебя придавил лёд, тебе не удалось разбить его».

Марина Влади на похоронах Высоцкого

Он подошел к ней на пустой и темной ленинградской улице, у Черной речки, где стрелялся Пушкин. Запах алкоголя, ссадина на голове, расхристанная рубашка. Попросил денег в долг - рассчитаться в ресторане. В ее кошельке было пусто, и тогда она сняла с пальца кольцо с аметистом - старинное, фамильное, подарок бабушки.
Его звали Владимир Высоцкий. Ее - Людмила Абрамова. Оба приехали сниматься на “Ленфильм” в картине “713-й просит посадки”. Она - студентка ВГИКа, ученица Михаила Ромма. Он - молодой, никому не известный актер. Но темперамент, или, как сейчас говорят, энергетика от него исходила бешеная. Правда, в тот момент все это не играло никакой роли.

Людмила Владимировна Абрамова, вторая жена Владимира Высоцкого, не дает интервью. Перед вами - эксклюзивная история ее любви, семи лет жизни рядом с человеком-легендой…

А если бы это был не он, а просто прохожий?

То же самое. А вы что - пройдете мимо?..

Она нисколько не лукавит. Тогда, в шестьдесят первом, он не был еще тем Высоцким, которому предстояло стать кумиром нескольких поколений.

Он пришел меня поблагодарить. Принес бутылку шампанского и шоколадку, которые в ресторане дали в счет заложенного перстня. Но еды не было, и мы пошли в гости к геологам. Там Володя стал петь - и тут я поняла, куда ушел мой перстень! Этот невероятный темперамент нельзя было не оценить. Я видела много настоящих актеров. Во ВГИКе в эти годы, в мастерской Михаила Ильича Ромма, были Василий Макарович, Андрюша Тарковский, Саша Гордон, Саша Митта. На нашем курсе учились Андрей Смирнов, Андрон Кончаловский. Но Высоцкий на близком расстоянии завораживал. Юрий Петрович был совершенно прав, когда называл Володю шаровой молнией.

Это была любовь с первого взгляда? Высоцкий даже говорил, что встретил самую красивую актрису.

Что-то в этом роде он написал в телеграмме Толе Утевскому, и Толя приезжал в Ленинград со мной познакомиться. У меня много молодых фотографий, на которых я красивая. Вообще красивых женщин было много, а уж во ВГИКе - слава богу! В это же время училась Лариса Шепитько - вот она была очень красивой. А какой изысканной красавицей была Джемма Фирсова!

Владимир Семенович сказал вам тогда, что он женат на Изе?

Нет, я об этом узнала позже.

- Это обстоятельство мучило его как-то?

Вы знаете, я ведь не журналист, поэтому задавание вопросов для меня всегда было проблемой такта или бестактности. Никогда его не спрашивала, но думаю, что какие-то неприятные ощущения в этой связи он испытывал. Хотя с Изой в это время восстановить отношения было невозможно. Их развела жизнь, и очень жестоко. Иза, судя по тому, что она до сих пор играет в театре, любила эту профессию. Почему она не могла в Москве устроиться, не знаю. Несколько лет Иза сидела без работы и наконец уехала в Ростов.

О том, что у нас будет ребенок, она узнала гораздо раньше, чем ей сказал Володя. Кто-то из ее однокурсников позвонил: “Володя всех знакомит со своей новой женой”. Думаю, что ей это было тяжело, - она рассчитывала, что Володя приедет к ней в Ростов. У него ведь в Москве не было настоящей работы, ему даже предлагали место редактора в литчасти театра - настолько “высоко” ценили его актерское мастерство! Это для меня тайна за семью замками, которую я не пойму никогда! Иза - красивая, молодая женщина, ее судьба могла сложиться и без него более интересно.

- Как ваши родные встретили Высоцкого? Они почувствовали в нем эту искру божью?

Как они могли почувствовать? Он должен был войти и сразу запеть? Родители в высшей степени без восторга встретили, они были очень огорчены. Им казалось, что это очень неудачный брак. Володя был безработный, пьющий, из другого круга. Не то чтобы им хотелось, чтобы я замуж за знаменитого режиссера вышла, - они, наверное, огорчились бы в сто раз больше! Семья была научная, и хотелось чего-то стабильного, серьезного. Они были яркими личностями. Скверно к Володе относилась моя мама, но это довольно естественно. А бабушка очень любила поговорить с ним о книгах, отправить его по магазинам. Бабушка видела, что он ко мне очень хорошо относится.

А его родители как вас приняли?

Сперва никак, потому что они знали меня шапочно, но чем дальше, тем отношения становились ближе, серьезнее. Когда я родила двоих детей, они очень радовались и гордились.

- Почему вы не взяли его фамилию?

А зачем? Чтобы примазаться к чужой биографии?

Но в тот момент он еще не был великим Высоцким!

Имеющий уши да слышит - я слышала. До сих пор меня потрясает, как можно было мимо этого проходить! Скажем, в театре он не пел, но он же шутил, рассказывал устные байки, читал Маяковского - как это можно было не заметить? Андрей Донатович Синявский, который у него на втором курсе преподавал литературу начала ХХ века, сразу понял, с кем он имеет дело. И не по песням, а по актерским работам. Как Володя работал Чехова! Как он работал Горького!..

- Вы оставили девичью фамилию, чтобы “не примазаться к чужой биографии”. А почему ваши дети в школе были Абрамовыми?

Дети - это немножко другое. Здесь дело не только в славе. Мне не хотелось, чтобы сплетни кружились вокруг детей в школе. В детском саду они были Высоцкими, пошли в школу - стали Абрамовыми.

- Каким Владимир Семенович был отцом?

В воскресенье, когда кусочек дня у него был свободный, любил понаблюдать за детьми. Не могу сказать, что он пытался их воспитывать или на них влиять. Я в Валерочкиных дневниках (речь идет о дневниках Валерия Золотухина.) читала, будто Володя жаловался: дети его видят редко, одному - подзатыльник, другого - в угол. Вот и все воспитание. Это или фантазии, или байки, чтобы развлечь читателя. Никогда в жизни ни одного подзатыльника, ни одного “угла” в помине не было, да и повода наши дети не давали.
В быту Володя был чрезвычайно легким человеком, никакой домашней работой не брезговал: ни стиркой, ни уборкой, ни магазинами. По магазинам он хорошо ходил; денег всегда было мало, он стремительно считал, гораздо быстрей, чем я, гордился, что умел в ресторане взять хороший обед. Мы жили у моих родных в большой семье, готовить было некому; Володя иногда ходил в ресторан “Бега” или в “Советский” днем и в судках брал обед. Он знал, кто что любит, и каждому выбирал еду по вкусу.

- А он любил делать вам подарки?

Любил. Делал это тайно, заранее готовил. Когда началась Таганка и какие-то деньги появились, он советовался с Таней Лукьяновой или с Ниной Шацкой. Покупал одежду, сапоги - все было впору. У меня до сих пор есть янтарные бусы, которые Володя подарил. К сожалению, в ломбарде пропало колечко с александритом - его подарок. В то время продавались цепочки, очевидно, дюралевые, покрытые золоченым лаком, с такими маленькими шариками. Володя увидел в витрине магазина несколько соединенных цепочек длиной 3,5 метра. И он их выпросил. И я, в очередной раз ожидая его, с ребенком на руках, прогуливаясь по комнате от окна к двери и обратно, увидела его. На улице дождь, грязь, Володя достаточно ободранный, как всегда, но сияние прекрасности от него исходит. Достает что-то из кармана, вытягивает, из одной руки в другую переливая, и бежит в подъезд. Это мои любимые бусы.

Вы предчувствовали его приход домой?

Я так напряженно о нем думала, что в какие-то моменты мне что-то передавалось. И он, очевидно, тоже думал обо мне. Наверное, все это соприкасалось. Я шла открывать дверь раньше, чем он выходил из лифта.

- Значит, вы чувствовали, когда ему было плохо…

Ему всегда было плохо. Работы не было. Друзья любили его, но с жалостью. Творческого человека талант изнутри раздирает. Безденежье, беспомощность, обломы на каждом шагу. В какие-то эпизоды его толкает Лева Кочерян, в какие-то - Вася Шукшин. Лева настоял, чтобы его взяли в “Стряпуху”. В результате Кеосаян был недоволен, и Володя был недоволен. А у Любимова появился повод поиздеваться: “В “Стряпухе” снимаешься!” Володя сдерживал свой готовый ответ: “Вы-то снялись в “Кубанских казаках”, не так ли? И таким же шутом гороховым!”

- Наверное, у вас бывали периоды полного безденежья?

Конечно. Летом 64-го года, когда вопрос о приеме Володи на Таганку теоретически решился, но театр еще не вернулся в Москву из отпусков и гастролей, денег не было совершенно. Я готовилась к рождению Никиты. Троюродный брат Володин, Паша Леонидов, очень хотел Володе помочь. Он составлял программу большого концерта в саду “Эрмитаж”. Там должны были петь Мулерман, Кобзон, Макаров, Лариса Мондрус. Паша провел Володю за кулисы, чтобы он показал певцам что-то из своих песен: может быть, они взяли бы их в репертуар. Не взял никто. Ни на кого песни не произвели впечатления. Для Кобзона Володя пел “Звезды”. Ему понравилось, и он сказал: “Я сейчас не возьму ничего. Володя, ты сам станешь петь свои песни. Когда будешь петь, ты мне отдашь”. И как-то очень тактично дал четвертной.

В каких условиях Владимир Семенович сочинял песни?

У него места не было. Он первый письменный стол купил в 69-м году, уже когда мы разошлись. Писал на кухне, на бумажке, которую держал на коленях. Удивительно, что он все эти бумажки сохранял.

У него и память была потрясающая!

Совершенно особая. Конспектов не вел никогда, а помнил все. Он очень любил сдавать экзамены - это нас роднило. Он любил это ощущение, когда берешь билет и внезапно ощущаешь, что знаешь все. Я тоже обожала экзамены, правда, лезла вон из кожи, когда готовилась, а Володя просто валялся на чьей-то койке в общежитии, где ребята занимались, а потом блестяще отвечал.
Двухкомнатная квартира в Черемушках, в которую Нина Максимовна переехала из коммуналки, где ее соседкой была легендарная Гися Моисеевна, находилась в экспериментальном доме, без батарей под окнами, но зато с воздушным отоплением и безумной слышимостью.
- Володя пел тихо, перебирал струны с шелестом и ногой еле слышно по пластиковому полу отбивал ритм. Соседей справа, слева и снизу это будоражило. Когда наши дети оставались ночевать в детском саду, у нас народу бывало много, и соседи в отсутствие батареи стучали шваброй в потолок.

Владимир Семенович был ночной человек?

Почему ночной человек? Днем он работал. Он был круглосуточный человек. Когда можно было писать песни? Во время спектаклей голова занята другим, на репетициях - тоже. Володя серьезно занимался вокалом и голосоведением с настоящими педагогами. Ему нужно было невероятно поставленное дыхание. Редкие видеокадры показывают, что такое дыхание Высоцкого. Их можно использовать как учебное пособие. В “Пугачеве” Высоцкий играет кульминационный монолог - “Проведите, проведите меня к нему” - между цепями. Прорыдать, прокричать, пропеть этот трехминутный монолог, не сбив дыхания, - у него даже не шевелятся ключицы!

Правда, что он не любил, когда его песни на концертах записывали на магнитофон?

Он этих людей ногами иногда разгонял. Володя на сцене, а в это время человека четыре лежат, сидят, ходят, втыкают штекеры, тащат провода, жуткие микрофоны пытаются запихать ему чуть ли не в рот - это помогает работе? Еще он запрещал записывать песни, отданные в кино, если фильм еще не вышел. За это мог голову оторвать.

Он в ту пору был пьющим человеком?

Он всегда был сильно пьющим человеком, кроме тех трех лет, когда он не пил.

И последние деньги мог потратить?

Никогда. Из дома он не унес ни одного рубля.

Вы как-то пытались его лечить?

Что значит - пыталась? А как он три года не пил? Сыграл Галилея и Хлопушу. Это можно было в состоянии хронического алкоголизма? Я врачам верила как Богу. Не сомневалась, что Володю можно вылечить. И мне удалось убедить в этом Семена Владимировича Высоцкого и Юрия Петровича Любимова и общими усилиями найти способ положить Володю в больницу. Можно было сделать это и раньше, если бы знать, что бывают нормальные условия и человеческое отношение к больным.

Любимову посвящены такие прекрасные песни, как “Як-истребитель” и “Иноходец”. Какие у них были отношения?

Ценили и понимали друг друга. У них было что-то общее: невероятная жизненная сила, непредсказуемость, широта таланта. Но отношения с Юрием Петровичем были сложны по той же причине, что и с моей семьей. Я считаю, что 90 процентов его роскошной седины сделал Володя. И Зина Славина, которая кроме Володи и театра еще по-настоящему любила Юрия Петровича и предана ему была безгранично, когда видела, как Володины эскапады Любимова достают, могла на собраниях кричать: “Прогнать его! Выгнать из театра!”

Владимир Семенович верил в летающие тарелки?

Это примета времени, примета эпохи. Володя преклонялся перед точными науками: физикой, математикой, химией. Запуск первого спутника, полет Белки и Стрелки, который Володя воспринимал как страшную жертву. Тут дело не в зеленых человечках, а в мечте о внеземной цивилизации.

А в Бога он верил?

Судя по тому, как тактично он относился к моей сумбурной, очень бестолковой, но очень искренней религиозности, верил. У меня все шло от любви к Толстому в большой степени, а у Володи - от жизни. В начале 1970 года он приезжал ко мне сказать, что едет креститься в Армению. Когда две актрисы с Таганки тайно крестилась в Тбилиси, длинные языки нашлись, и Юрий Петрович это расхлебывал. А если бы крестился Володя, то Юрий Петрович потерял бы и театр, и партийный билет. Володя остался бы неуязвимым - его песни создавали вокруг него силовое поле, но у Любимова были бы настоящие неприятности, а Семену Владимировичу пришлось бы уйти в отставку.
Он просил крест: “Вот ты Веньке подарила!” Веня Смехов у меня выпросил вот такой величины напрестольный крест, который моя бабушка подобрала, когда в Самаре разрушали храм. Я подарила Володе довольно своеобразную вещь: женский Георгиевский крест, учрежденный для сестер милосердия во время последней русско-турецкой войны. Такой крест был у одной из моих прабабушек.

Вы расстались, когда он познакомился с Мариной Влади?

Марину Влади он встретил в 67-м году. Развод он у меня попросил гораздо позже. Я сама поняла, что мне пора уходить, потому что он вышел на совершенно другой уровень, на котором помочь я уже не могла. С другой стороны, я очень не светский человек, а Володя как великий актер смог это свойство в себе воспитать. Для меня это было совершенно невозможно. Все, что я могла для него сделать, - это верить в него в тот момент, когда не верили другие, искренне восхищаться каждой его строчкой. Он-то шел вверх, а я - вниз. Мне говорили: “Вы такая умная женщина, такая образованная, столько Володе дали!” Эти рассуждения - курам на смех. Никогда я ему не советовала, ничего не объясняла и никакой культурой не делилась. Наоборот, то, что я сейчас могу какие-то умные слова говорить, - это все Володя. Его роли, его песни.

- Значит, это было ваше решение - разойтись?

Я знала, что у него есть женщина, и, конечно, поводом было это. То, что мы не удержимся, сомнений не вызывало. Даже нужно было пораньше уйти. Мы развелись, когда я лежала в больнице. Володя меня взял на несколько часов, в суде все было быстро. Потом поехали в Черемушки, и Володя пел песни, которыми я восхищалась, а ему они не казались шедеврами. В частности, “Полчаса до атаки” - я ее без рыданий слушать не могла. Он и ее спел, и все мои любимые песни.

- Для ваших родных этот развод тоже стал ударом…

Для всех, кто Володю знал, это был удар. Они потеряли возможность доставать своим важным знакомым билеты на Таганку, перестали быть родственниками Высоцкого.

Ваша сестра даже разбила гитару Высоцкого!

Она разбила не тогда. Володя ей купил гитару, потому что он очень часто в ее квартире пел. Леночка была очень близким человеком для нашей семьи. Она сломала гитару, когда поверила в сплетню, что Володя в 73-м году уехал в эмиграцию. Это была его первая поездка к Марине. Марина ведь сразу из ЗАГСа побежала оформлять приглашение, а выпустили его только через два года.

Он вам помогал после развода?

Конечно, ведь у нас двое детей было. Больше того, он меня просил не торопиться устраиваться на работу. И работать я пошла очень поздно, у меня до сих пор полного стажа нет.

- Помимо работы экскурсоводом в Музее Владимира Высоцкого вы преподаете и в школе.

Я бы не выжила, если бы в школе не работала. Я бы околела просто. Преподаю риторику в прогимназии - там учатся деточки от двух с половиной лет до семи.

Кто-нибудь мог себе представить, что творчество Владимира Семеновича будет изучаться в школе?

Я в этом не сомневалась никогда. Пока были только блатные песни, мне это и в голову не приходило. А в 67-68-м годах я была уверена, что на примере его актерских работ будут обучать студентов.

А были роли, которые вам не нравились?

Мне не нравилось, что он согласился в “Хозяине тайги” играть. Я понимала, что это Можаев написал, но чувствовала, что кино никудышное будет, и играть отрицательную роль национальный и культурный герой народа не имеет права.

Не жалеете, что ваша актерская судьба не сложилась?

Я жалела, когда была за Володей замужем, о том, что его жена не артистка. У Валерки - артистка, у Веньки - театровед, а я - домохозяйка.

У вас с Владимиром Семеновичем двое детей и семь внуков!

И такое ощущение, что скоро появится правнук. Один из старших Аркашиных детей, Вова, женился в Соединенных Штатах, и они ждут прибавления. В моем поколении мало у кого есть правнуки.

Эти семь лет с Высоцким… Я не ошибусь, если скажу, что они оставили самый яркий след в вашей жизни?

Вы ошибетесь. Это были, безусловно, плодотворные, счастливые, значительные годы, но они мою жизнь немножко надломили. Когда замечательный священник отец Алексей Уминский сформулировал мое положение в жизни, он поставил мне диагноз: “Вы - инвалид Высоцкого”. Он был прав. Я - инвалид Высоцкого.

О других женщинах знаменитого барда известно значительно больше. Людмила Абрамова — вторая жена Высоцкого при его жизни никогда не давала интервью, ни на что не претендовала и всегда оставалась в тени. Хотя именно она подарила ему двух сыновей и хранила духовную верность до конца его недолгих дней.

У известной поэтессы, автора и исполнительницы собственных песен Вероники Долиной есть песня, посвященная Людмиле Абрамовой, которую Долина назвала второй вдовой Высоцкого. Мало кто из поклонников Высоцкого знал тогда историю их совместной жизни. Громогласно, с изумлением, восхищением и энтузиазмом говорилось только лишь о большой любви Высоцкого к Марине Влади. Но кто слышал эту песню, бывали потрясены:

Была еще одна вдова в толпе гудящей.

Любовь имеет все права быть настоящей.

Друзья, сватья и кумовья не на черта ли?

А ей остались сыновья с его чертами.

Знакомство Людмилы Абрамовой и Владимира Высоцкого

Людмила Абрамова была моложе Высоцкого более чем на полтора года. Когда они познакомились в 1961 году, ее карьера только начиналась. Так утверждают многие ее друзья, те, с кем она училась. Она отличалась большой интеллигентностью, эрудицией и красотой.

Лариса Блинова, которая вместе с Людмилой Абрамовой училась во ВГИКе, вспоминает: «Людмила превосходно знала историю и философию, а также в совершенстве владела английским. Сейчас многие учат этот иностранный язык, а тогда это было большой редкостью. Плюс ко всему Люся была высокой, стройной, красивой. И еще эти ее большие серые глаза! А как она знала литературу! Поражала нас своим знанием поэзии. Она помнила наизусть десятки произведений Гумилева, Цветаевой. Николай Гумилев был у нас тогда запрещен. Мы удивлялись, откуда Люся знает столько его стихотворений. Спросили у нее об этом наивно, как дети: «Когда ты узнала обо всех этих стихах?», а Люся, как настоящий философ, мудро нам отвечала: «Вероятно, еще до своего рождения». Ничего удивительного в том, что она заметила Володю… Я знала их очень хорошо, так как дружила с Люсей, с Володей нас хоть и связывали добрые отношения, я не могу сказать, что мы были близкими друзьями. Может, потому, что я всегда, в любой ситуации принимала сторону Людмилы. Наверняка Володе это не нравилось, он считал, что я не всегда бываю справедливой, но по нему этого нельзя было понять. В целом должна признать, что Володя умел держать себя в руках. Никогда не видела, чтобы он кого-то оскорбил, унизил, хоть все знали, что он умел отлично драться. Но чтобы он «вступил в бой», нужно было действительно задеть его за живое или Люсю… Если кто-то осмеливался на такое, Володя мог из этого наглеца сделать отбивную, причем эффективно, красиво и не так, как в вестернах. Хотя он по своему виду не напоминал Голиафа».

О необычайной красоте второй жены Высоцкого говорят абсолютно все. Актриса Галина Польских признается: «В институте Люся для нас являлась образцом: была прекрасно образована, знала иностранные языки и стихи запрещенных в то время поэтов. Для нее, конечно, гораздо интереснее, чем с нами, была дружба с разными эрудитами, поэтами…». Игорь Ясулович, тоже выпускник ВГИКа, подтверждает это: «На нашем курсе Людмила была умнее и красивее всех. Такой ореол мудрости и очарования освещал ее облик, что все это каким-то чудом одновременно напоминало и русскую княгиню с живописных полотен Боровиковского, и греческую богиню. А какой у нее талант!» Игорь Ясулович был свидетелем начала карьеры Людмилы Абрамовой (после ее учебы), а также ее партнером по сцене.

В 1962 году в одном из писем к Людмиле Абрамовой Высоцкий в шутку спрашивает, «что делают пантомимисты?». Поэт имел в виду Театр пантомимы, который появился в Москве в 1962 году. Правда, в 1964-м его преобразовали в секцию при Театре-студии кинотеатра, которая существует до сегодняшнего дня. Людмила Абрамова работала в Театре пантомимы. Играла в паре с Игорем Ясуловичем. Высоцкий в своем письме хвалил ее роли и спектакли. Игорь Ясулович рассказывает: «Володя вначале считал, что Людмила найдет себя в профессии актрисы… Помогал ей, давал советы, но потом появились дети. Была трудная жизнь Люды и Володи - и свои профессиональные планы она отодвинула в сторону».

Нелегкая жизнь с поэтом

А потом жизнь с Высоцким стала сложной - его уходы из дома, ее ожидания у окна, его уверения в том, что ничего подобного больше никогда не повторится, обещания, клятвы и… опять то же самое. Без конца.

Такие проблемы у Высоцкого были давно. Начались они задолго до знакомства с Людмилой. Еще в Школе-студии МХАТа случались с ним «минуты срывов», которых позднее он очень стыдился. Но ему посчастливилось иметь великих педагогов. Его учителем был Павел Массальский - превосходный драматический актер, исключительно интересная личность. Высокого роста, всегда изысканный, с безупречными манерами и характерными жестами, он напоминал аристократа XIX века. Во время учебы Высоцкий познакомился и с другими знаменитостями театра - Александром Комиссаровым, Иваном Тархановым…

Его коллега по учебе Роман Вильдан вспоминает: «Помню, как мы поехали с каким-то спектаклем в Таганрог. Володи с нами не было, потому что перед поездкой он здорово накуролесил… Он чувствовал себя везде и в разных «компаниях» своим, поэтому временами мы замечали, что он приходит на занятия после хорошей попойки. И был тогда как будто безумный… А когда напился перед выездом в Таганрог, то решение вынесли быстро и однозначно: вычеркнуть из списка студентов. Но Павел Владимирович Массальский защитил Володю: «Успокойтесь! Себя не помните в молодые годы? Саша (это он Комиссарову), не помнишь самого себя? А ты, Ваня (это к Тарханову)? Я себя помню». И все успокоились. Володю оставили в Школе-студии».

Однако со временем выходки Высоцкого не только не прекращались, а повторялись все чаще. Правда, он сам переживал и осознавал грешность своей натуры. Начав совместную жизнь с Людмилой Абрамовой, он согласился на вмешательство врачей, которые, к сожалению, добились своим лечением очень скромных результатов.

Но между периодами алкогольного безумия были у него и творческие поиски, и открытия. Были песни. Была - неразлучно с ним в те времена - гитара. Были первые слушатели. Пока что среди друзей, но ведь были. Слушали его, удивлялись его таланту. Был, наконец, кто-то, кто верил в его большое будущее, в его имя и успех, забыв о собственных актерских амбициях. Людмила жила его задумками, его мечтами и перспективами. Он был для нее всем. Своей необычной индивидуальностью он заслонил ей весь мир. Она жила каждым его шагом. Праздновала его успехи. Оплакивала его неудачи. Все, что она делала, - для него и с мыслью о нем. Вместе с ним учила роли. Ходила на спектакли с его участием и всегда садилась в первом ряду, чтобы он хорошо ее видел: Володя хотел, чтобы она присутствовала в зале, он нуждался в ней. Она плакала от счастья, видя его первые триумфы. Но потом, когда он стал звездой театра, кино и эстрады, когда его имя знала буквально вся страна и зрители за рубежом, она навсегда потеряла его.

Никто не сделала так много для Высоцкого, как она

В 1967 году он познакомился с Мариной Влади, эта встреча стала началом его большой любви. И одновременно разрушила союз Высоцкого с Людмилой. Однако не он, а Людмила ушла первой, осознавая и уважая его выбор и волю. Он сам не отважился уйти от нее, а на развод решился только через два года после разрыва- в 1970 году.

А если бы она не ушла, пережил бы их союз кризис? Лариса Блинова считает, что да: «Думаю, что Люся должна была закрыть глаза на все выходки Володи и терпеть все до конца - он ведь ее и любил, и ценил, и уважал. И на коленях просил прощения за свои выходки. Люся об этом не говорит, но я ведь помню, как это все происходило».

Подобного мнения придерживается большинство друзей Людмилы, хотя, разумеется, вопрос о том, как ее брак с Высоцким пережил бы наиболее острый, начавшийся в 1967 году кризис, остается без окончательного ответа. Однако ясно одно: никто и ничто не в состоянии уменьшить ее роль в его жизни. И никто не сделал так много для Володи, как она.

В 1967 году, уже после знакомства с Мариной Влади, Высоцкий писал в письме к Людмиле: «Целую тебя и люблю, хоть и знаю, что с моей стороны это большая наглость».

Однокурсница Высоцкого Изольда Мешкова(по первому мужу — Жукова) — первая жена артиста. Встречаться они начали, когда Изольда еще не оформила развод, и поженились только спустя 4 года отношений — в апреле 1960 года. Тогда же Высоцкий окончил актерское отделение Школы-студии МХАТ. Иза была старше мужа на курс.

« Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, мне — 20, чувства были по‑юношески горячими, — вспоминает актриса в своей книге „Короткое счастье на всю жизнь“. — Он звал меня Изулей, а я его — Волчонком… Жизнь с Володей была легкой, солнечной, несмотря на то что жили мы неустроенно, „за ширмой“, без денег. Мы часто ссорились: так упоительно наговорить кучу слов, высказать все и даже больше чем „все“, выбежать из дома и сесть в такси: „Прямо пожалуйста!“ И при этом знать, что следом уже гонит в такси Володя».

В браке родился сын — Глеб Высоцкий. Однако отцом ребенка стал другой мужчина. После свадьбы Изольду пригласили играть в Ростовский театр, и Владимир Высоцкий ездил к жене. Изольда предлагала мужу остаться и работать с ней, но Высоцкий начал служить в Театре на Таганке и сниматься в кино. На съемках фильма« 713-й просит посадку» у него завязался роман с актрисой Людмилой Абрамовой. Она забеременела от Высоцкого.

Популярное

Когда обоим супругам стало понятно, что их гостевой брак развалился, был оформлен развод.

Сейчас Изольда Высоцкая живет в Нижнем Тагиле и служит в местном театре.

Людмила Абрамова

Актриса Людмила Абрамова была замужем за Высоцким с 1965 года по 1970 год и родила от артиста двоих сыновей — Аркадия и Никиту.

Оба появились на свет до свадьбы родителей. Разошлась пара до официального развода — в 1968 году. Тогда у Высоцкого уже были чувства к Марине Влади, и Абрамова это знала.


57-летний Аркадий Высоцкий — актер и сценарист, отец пятерых детей. 55-летний Никита Высоцкий, как и отец, окончил Школу-студию МХАТ и играл в театре, учредил Благотворительный Фонд Владимира Высоцкого, а также написал сценарий к фильму« Высоцкий. Спасибо, что живой».

Сейчас Никита Высоцкий преподает на кафедре режиссуры и актерского мастерства Московского государственного института культуры.

Сейчас Людмиле Абрамовой 80 лет. После развода с Высоцким она вновь вышла замуж и родила дочь, но всегда ощущала связь с артистом. Абрамова принимала участие в создании музея Высоцкого.

Татьяна Иваненко

В 1972 году у Высоцкого родилась дочь Анастасия. С мамой девочки — актрисой театра на Таганке Татьяной Иваненко — Высоцкого связывали давние отношения, но жениться на любовнице он не спешил. Чувства к эффектной иностранке Марине Влади были сильнее старой привязанности к коллеге.


Высоцкий отказывался признавать дочь публично, тем более что она родилась, когда он уже был женат на Влади. Татьяна дала ребенку свою фамилию, воспитала дочь самостоятельно и не дала ни одного интервью. Однажды она судилась с «Экспресс-газетой», которые опубликовали ложное интервью, и выиграла дело.

Дочь Высоцкого Анастасия Иваненко окончила журфак МГУ, работала на канале« Культура», воспитывает дочь Арину.

Марина Влади

И Марина, и Владимир интересовались друг другом еще до знакомства. Он увидел 17-летнюю актрису в фильме 1956 года« Колдунья» и потерял голову, а она слышала о харизматичном русском и однажды — в 1967 году — приехала посмотреть на расхваленного артиста в Театр на Таганке. На банкете после спектакля« Пугачев» Влади и Высоцкий наконец встретились — и влюбились.


Высоцкий был известным соблазнителем, но и Мариной было трудно не увлечься. Дочь русских эмигрантов, Влади была той самой роковой красоткой, сводившей мужчин с ума. Французская актриса русского происхождения была совсем не в «советском» формате: следила за модой, привозила наряды из Парижа, не переживала из-за общественного мнения и снималась в откровенных сценах в кино.

До Высоцкого актриса дважды была замужем, во Франции росли ее сыновья Игорь, Пьер и Владимир. Она не могла оставить детей и жила на две страны. В это время Высоцкий боролся за право выезда за рубеж — и за собственную жизнь.

Влади была замужем за Высоцким с 1970 по 1980 год — вплоть до смерти артиста от острой сердечной недостаточности. По словам вдовы, Высоцкого сгубила не алкогольная зависимость, а наркотики, на которые его неумышленно« подсадили» врачи. Медики использовали морфий и амфетамины для« откачивания» Высоцкого после запоев. С 1977 года Высоцкий уже сам систематически делал инъекции. Начались ломки, а в 1979 году Высоцкий пережил клиническую смерть.


Влади стала свидетельницей тяжелого приступа Высоцкого уже в самом начале их отношений. В 1969 году у него лопнул сосуд в горле, открылось кровотечение — врачи боролись за жизнь артиста около суток.

« Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника, — вспоминала актриса в своей книге „Владимир, или Прерванный полет“. — Реакция прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. Тогда я загораживаю выход, кричу, что если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…»


За 12 лет отношений Марина не раз пыталась спасти Высоцкого от наркотиков и алкоголя, но артиста тяготила ее забота, а позже — строгий контроль. В беседах с психоаналитиком Высоцкий называл жену« черной тучей», нависшей над ним. Последние два года отношения в паре были напряженными. Супруги отдалились друг от друга, и 40-летний Владимир Высоцкий увлекся 18-летней студенткой Оксаной Афанасьевой.

Людмиле Абрамовой сейчас 78 лет. В 1991 году она опубликовала книгу воспоминаний о Владимире Высоцком «Факты его биографии». Выйдя на пенсию, преподавала в одном из столичных лицеев.

Татьяна Иваненко

Внебрачная связь с актрисой Театра на Таганке Татьяной Иваненко привнесла в жизнь Высоцкого немало страданий. Не меньше горьких минут испытала и артистка во время романа с известным певцом.

Отношения Иваненко и Высоцкого начались задолго до появления в жизни артиста Марины Влади и продлились в общей сложности девять лет.

Когда Высоцкий уже познакомился со своей будущей третьей женой Влади, он понимал, что заставляет Татьяну страдать. Когда Марина уезжала в Париж, он немедленно ехал к Иваненко.

«Володя страдал, понимая, что мучает Таню, но был не в состоянии ее покинуть», - рассказывал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Очевидцы вспоминали, что, оказавшись в одной компании с Влади, Иваненко заявила: «Все равно он мой! Он завтра же придет ко мне!»

Но Высоцкий так и не сделал выбор в пользу Татьяны, несмотря на то что она носила под сердцем его ребенка.

Когда Иваненко забеременела, она не стала предъявлять никаких ультиматумов отцу ребенка. Высоцкий тогда уже жил с Мариной Влади. В 1972 году Татьяна родила дочь Анастасию и дала ей свою фамилию. Поэт так и не признал ребенка.

По словам его друга Ивана Бортника, за полгода до смерти Высоцкий приезжал к Татьяне ночью и настойчиво стучал, желая увидеть дочь.

После того как Володи не стало, Таня призналась, что тогда была дома, но виду не подала. Она не поняла, что Высоцкий просто хотел увидеть дочь. Больше таких порывов у него не возникало, рассказывал Бортник.

За эти годы Иваненко не дала ни одного интервью. Она одна воспитывала дочь, отказавшись от карьеры. Анастасия во многом повторила судьбу матери и теперь тоже растит дочь Арину одна.

Как ранее писал «Ридус», внучка знаменитого исполнителя Арина Сахарова знает о своем родстве с легендарным поэтом, однако никогда не афиширует это .

18-летняя девушка не смогла простить Высоцкому того, как он поступил с ее матерью.

Известно, что сейчас семья живет на Ленинском проспекте в Москве. Будучи школьницей, Арина зарабатывала себе на мелкие расходы, раздавая рекламные листовки у метро.

Марина Влади

Высоцкий решил жениться на Марине Влади, когда увидел французскую актрису в фильме «Колдунья». Их личное знакомство произошло спустя несколько лет в кафе. Как рассказывала Влади, он молча сел за ее столик, поцеловал руку и молчал. Его молчание нисколько не смутило актрису. По ее воспоминаниям, она почувствовала, будто знала этого человека много лет.

Пара сыграла свадьбу в 1970 году. Для актрисы это был третий брак, как и для Высоцкого. Влади часто улетала во Францию, и влюбленные были вынуждены общаться по телефону. Поговаривали, что артист узнавал всех телефонисток по голосу, настолько частыми были телефонные разговоры супругов. Высоцкий звонил Влади даже ночью, чтобы исполнить только что написанную песню.

Актриса прощала мужу увлечения другими женщинами и выхаживала Высоцкого после очередной автоаварии.

Спустя семь лет после смерти любимого она написала книгу «Владимир, или Прерванный полет…».

Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глубину нашего чувства. Долгие месяцы заигрываний, лукавых взглядов и нежностей были как бы прелюдией к чему-то неизмеримо большему. Каждый нашел в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви, писала Влади.

Она тяжело переживала смерть знаменитого мужа, хотя отмечала, что брак с Высоцким ее «испепелил». Из депрессии ее вытащил врач-онколог Леон Шварценберг. Они поженились спустя год после кончины Высоцкого. Со знаменитым ученым Влади прожила 22 года. Ее четвертый муж скончался в 2003 году.

Оксана Ярмольник

Студентка текстильного института Оксана Афанасьева (в девичестве) встретила свою первую любовь в комнате администратора Театра на Таганке. Там Высоцкий разговаривал по телефону во время антракта. 40-летний артист подвез 18-летнюю девушку на своем серебристом «Мерседесе» до дома.

Оксана знала, что Высоцкий прославился не только как талантливый исполнитель и актер, но и как бабник и алкоголик. Их отношения закрутились после приглашения Высоцкого на ужин.

«Моя подружка говорит: „Что ты дергаешься? Все бабы Советского Союза мечтали бы пойти поужинать с Высоцким. А ты - не пойду, неудобно. Дура!“ И я думаю: „В самом деле, это же дико интересно, такой человек…“» - приводит слова Афанасьевой «Сплетник ».

Для Высоцкого эта девушка стала последней любовью. Он привозил ей из зарубежных поездок многочисленные подарки. Уговаривал ездить только на такси, чтобы не тратить время, и планировал купить для Оксаны маленькую спортивную BMW красного цвета.

В это время Высоцкий был в браке с Мариной Влади, которая много времени проводила в Париже.

Как-то меня это не очень смущало. Потому что Марина - она ведь была где-то. И не было такого: он днем со мной, а вечером уходит к ней. Она жила своей жизнью, пару раз приезжала в Москву, и Володя ненадолго ездил к ней в Париж, признавалась впоследствии модельер.

Именно Оксана Афанасьева была рядом с Высоцким в период его запоев и наркотической зависимости.

«В течение двух лет я видела, как дозы увеличивались. Сначала это было после спектакля, чтобы восстановиться… Он просто лучше себя чувствовал. Вот он сидит, абсолютно никакой, ему плохо, но делает укол и - нормальный, живет полноценной жизнью… Все думали, что это какие-то игрушки, что все не так серьезно, как есть на самом деле. Была Олимпиада, в Москве был режим, все гораздо строже, чем обычно. Нельзя был достать наркотики», - рассказывала изданию возлюбленная артиста.

По ее словам, они планировали обвенчаться и даже купили кольца. Сделать этого, как известно, не довелось.

Он скончался 25 июля 1980 года, на 43-м году жизни. В качестве причины смерти медики указали острую сердечную недостаточность. Однако близкому окружению артиста было понятно, что это произошло из-за передозировки наркотиков.

Спустя два года после смерти любимого Оксана встретила в Театре на Таганке актера Леонида Ярмольника. В свое время он заменял Высоцкого в некоторых спектаклях.

«Мне в жизни повезло дважды. У меня был Володя. А потом у меня появился Леня, и я никогда не думала, что такое может повториться. У меня и Леня появился благодаря тому, что в моей жизни был Владимир Семенович», - говорит художник по костюмам.

В браке с Ярмольником Оксана родила дочь Александру.



Что еще почитать