Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
Примечание. В данном ответе обозначено знаком «Ο» за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.
1. Сложение — способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав , выделяются следующие разновидности сложения :
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией , а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами .В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. Например:
водопровод-чик Ο ← водопровод Ο (суффиксальный способ );
2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ — это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Например:
мор-е -плава-тель Ο ← мор -е , плава -ть — сложение основ мор- , плава- и суффиксация : -тель — словообразовательный суффикс;
хлеб-о -убороч-н -ый ← хлеб Ο, уборк -а — сложение основ хлеб- , уборк- /убороч- (беглость гласных, чередование к /ч в производящей и производной основах) и суффиксация : -н- — словообразовательный суффикс;
мимоход-ом ← мимо , ход -и -ть — сложение основ мимо- , ходи- /ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация : -ом — словообразовательный суффикс.
Пример сложно-приставочного способа :
у -мир-о -твори -ть ← мир Ο, твори -ть — сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- — словообразовательная приставка.
Примечание 1. Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы,
пароходный — образовано от пароход (суффиксальный способ );
быстроходный — об-разовано от слов быстро ходить + -н- (сложение с суффиксацией );
водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду проводят к месту потребления»), вод-о -провод Ο ← вод -а , провод -и -ть — сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- );
водопроводчик («тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод »), водопровод-чик Ο ← водопровод Ο — -чик — словообразовательный суффикс, суффиксальный способ .
Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть как материально выраженным, так и нулевым:
гладкошёрстный — гладк-о -шёрст-н -ый ← гладк -ий , шерсть Ο; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ — сложение с суффиксацией );
гладкокожий — гладк-о -кож -Ø-ий ← гладк -ий , кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация — ).
Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией вторая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. Например,
гладкокожий — нет слова «кожий», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией ;
круглолицый — нет слова «лицый», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией .
3. Сращение (слияние) , в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). Например:
умалишённый — слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый ум в форме родительного падежа — ума : лишённый (чего?) ума человек , ума лишённый человек ;
сумасшедший сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с — с ума : сшедший (откуда?) с ума человек , с ума сшедший человек ;
д олгоиграющий — слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго : пластинка , играющая (сколько? как долго?) долго , долго играющая пластинка .
Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Надо помнить, что при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочета-ния из точно таких же компонентов, как и в слове: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое .
Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.
При , как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο, рассказ-а — рассказыва-ть, рассказыва-ю.
Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом.
Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость . Эти слова не составляют . Они входят в : гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.).
Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме выглядит так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Упражнения к теме «Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»
Упражнение 1. Найдите производящие слова для следующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите способ словообразования.
Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, глубокомысленный, глубокомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, остроумный, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, вуз, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, малолюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.
Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите способы словообразования этих слов. Обоснуйте ответ.
1. Однажды слышит русский пленный : в горах раздался крик военный.
2. И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны.
3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были встретить самое горячее сочувствие с его стороны.
4. Вспомним с нами отступавших , воевавших год иль час, павших , без вести пропавших , с кем мы виделись хоть раз.
5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.
6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих , которые донашивают детей в сумке.
7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.
8. Без снотворного я уже третий год не засыпаю.
9. По вечерам мы встречались в шашлычной или пельменной у Сенной площади.
10. Княжна Марья большую часть дня проводила в детской , заменяя, как умея, мать маленькому племяннику.
11. Танцевать она выучилась на детских балах.
12. Белая гвардия Юденича подошла вплотную к городу.
13. Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. Белых мы обошли.
15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и здесь дотронулся до крана, вделанного в стену, и вдруг потекла вода.
16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые .
17. Вот и знакомые , десятки раз исхоженные и изъезженные горы.
18. Женщины на голове кокошники золотые носили.
19. Ростов взял деньги и, машинально откладывая и равняя кучками старые и новые золотые , стал считать их.
20. Горничная сказала, что барыни нет дома.
Упражнение 3. Среди существительных, образованных способом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той или иной степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это свойственно исходным прилагательным и причастиям.
«Словообразование наречий» - Изнанка. Восстановите словообразовательные цепочки. От чего образованы наречия. Лингвистическая разминка. Определите способ образования наречий. Подходящие по значению наречия. Коврик. Словообразование наречий. Сложение разных видов. Невежество.
«Способы образования наречий» - Наречия добрались и до существительных. Разряды наречий по значению. Собери пословицы. Добрались наречия и до числительных. Существительные с предлогами. Меры и степени. Составьте и запишите 5-7 предложений. Образование наречий. Бурундук. Упражнения. Проделки наречий. Подходящие по смыслу наречия. Замените каждое выражение подходящим по смыслу наречием.
«Образование деепричастий» - Вышел Кузька. Организовать. Деепричастия с суффиксом. Условия образования деепричастий. Примеры. Образование деепричастий. Опята. Домовенок. Взрослые играть не любят. Диадох. Тест. Скорлупа яичная. Деепричастия. Переплыть. От глаголов образуйте деепричастия. Обернулась Яга. Кузька осмотрелся. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний.
«Словообразование имён существительных» - Способы словообразования. Запишите текст. Практика «Приставка». Речевая ситуация. С сегодняшнего дня звезд на небе стало больше. В нашей волшебной стране много ярких звезд. Словообразование имен существительных. Выпишите существительные с суффиксами. Практика «Суффиксы». Какой раздел лингвистики называется словообразованием.
«Способы словообразования в русском языке» - Изменение в морфологическом строении слова. Основа производная (мотивированная). Исключения. Словообразование. Приставка. Новые (однокоренные) слова. Пространственная близость. Давность. Суффиксы. Корень слова. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Морфологический способ словообразования. Правописание приставок.
«Словообразование слов» - Соединительная гласная. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом. Неморфологические способы. Словообразование. Морфемный анализ слова (разбор слова по составу). Смешанный способ. Приставка. Морфологические способы. Способы образования слов. Итоговые тесты. Корень (корневая морфема) – это главная значимая часть слова.
Всего в теме 24 презентации
1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.
2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Обобщение в виде таблицы (к B1)
1. Приставочный | Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах | писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать. внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ модный → СВЕРХмодный всегда → НАвсегда |
2. Суффиксальный | Этот способ действует в образовании всех основных частей речи | желтый→ желтОК, мечтать→ мечтаТЕЛЬ, глаз →глазНой, красный → краснЕТЬ, красивый→ красивО два → двоЕ, белый → белИЗНа |
3. Приставочно-суффиксальный | Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ) | город → ПРИгородНый, звук → ОзвучИТЬ, пятеро → ВпятерОМ, плотный → ВплотнУЮ, свеча → ПОД свечНИК мечтать → РАЗмечтатьСЯ |
4. Бессуффиксный | Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов. | синий → синь входить → вход переходить → переход |
5.Сложение:
-слов или основ - сокращением основ - аббревиатура | Этот способ часто действует в образовании существительных. | Язык , знание – языкознание Физ ическая культура – физкультура М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ |
6. Переход слов одной части речи в другую | Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.) |
Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом