Смежная рифма примеры. Рифма и ее разновидности

Многие считают, что рифма – это созвучие окончаний двух слов , что, в общем-то, верно. Рифма – повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных . По своей сути рифма – разновидность эпифоры – такой стилистической фигуры, которая является конечным звуковым повтором, в отличие от анафоры – единоначатия.

Стоящий у истоков силлабо-тонической системы стихосложения К. Тредиаковский подчёркивал важность рифмы, отмечая, что

«рифма – согласие конечных между собой в стихе слогов».

С ним согласен В. Жирмунский:

«Рифма есть всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической композиции стихотворения».

Д. Самойлов конкретизирует:

«Рифма есть созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха».

Более краткое определение, что такое рифма, даёт Ю. Лотман:

«Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении».

Важно, что рифма – регулярный звуковой повтор . Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.

С точки зрения ритмической организации стиха, рифма – это финальный аккорд строки, её самое главное ударение.

Немного лет тому назАд,

Там, где, сливаяся, шумЯт,

Обнявшись, будто две сестрЫ,

Струи Арагвы и КурЫ

Был монастырь. Из-за горЫ

И ныне видит пешехОд

Столбы обрушенных ворОт

И башни, и церковный свОд…

М.Ю.Лермонтов. Мцыри

В приведённом отрывке, написанном четырёхстопным ямбом, мы ясно видим, какую важную функцию выполняет рифма. Точная, мужская, параллельная – эта рифма помогает автору держать торжественный, сказовый строй строки, придаёт поэме динамику, отдаляя её от лирики и приближая к эпическим жанрам. Обратите внимание на 4 строку: «…Был монастырь. Из-за горы…» . Вследствие неудержимого ритма и точной рифмовки возникающая пауза в середине строки практически не чувствуется. Удачная рифма может сотворить немало подобных стихотворных «чудес».

Огромное количество. Но, прежде чем перейти к классификации, необходимо упомянуть ещё одну вещь. Рифмуются не буквы и не звуки. Рифмуют фонемы. Поэтому такая рифма, как «ворот – свод» – точная и звучит отлично, потому что рифмуются фонемы <о> и <т>.

Повторение сходных сочетаний звуков, которые связывают окончания строк или симметрично расположенные части стихотворных строк, называется рифмой. Для русского классического стихосложения основной признак рифмы – это совпадение ударных гласных. В данной статье подробным образом рассмотрен вопрос о том, какие рифмы бывают и как они применяются.

Разновидности рифмы

Слово "рифма" в переводе с греческого означает "соразмерность". Рифмой называется композиционно-звуковой повтор, звучащий в конце нескольких стихов. Рифмы можно разделить на различные группы по их формам и положению в стихотворении.

В зависимости от положения, в рифмованном слове бывают следующие виды рифм:

  • Мужские - в них ударение ставится на последнем слоге, это самый простой вид рифм (например: "моя-семья", "ананас -бас-фас", "доска-тоска").
  • Рифмы женские - ударение ставится на слоге, предпоследнем от конца, в них будет совпадать больше звуков (например: "глина-картина", "раны-планы", "туманно-странно").
  • Дактилические - ударение ставится на слоге, третьем от конца (например: "просится-носится", "косточка-тросточка", "пьяница-тянется").

Если рифма будет оканчиваться гласным звуком, она будет открытой, если согласным – закрытой.

Рифмы различаются и по характеру звучания. Они бывают:

  • Приблизительные. В них будут совпадать не все звуки, начинающиеся от последнего ударного гласного, например, "сеча-навстречу", "Кинга-книга".
  • Точные. В них совпадают последний ударный гласный и звуки, следующие за ним, например, "дышит-слышит-пишет", "опять-рукоять".
  • Бедные;
  • Богатые;
  • Диссонансы;
  • Ассонансы;
  • Тавтологические;
  • Составные;
  • Разноударные;
  • Неравносложные.

По положению в стихотворении бывают следующие типы рифм:

  • Начальные;
  • Конечные;
  • Внутренние.

По положению рифм в строфе:

  • Смежные. Рифмуются смежные стихи, первый - со вторым, третий - с четвертым. Если буквами обозначить строки, то одинаковыми будут обозначаться рифмующиеся строки. Записать смежные можно так: ААББ.
  • Перекрестные. Рифмуется первый стих с третьим, второй - с четвертым. АБАБ.
  • Опоясанные или охватные. Рифмуется первый стих с четвертым, а второй - с третьим. АББА.
  • Сплетенная. Она имеет много разных схем. Так, в общем, называются сложные виды рифмовки, например, АБВАБВ или АБВВБА и так далее.

Приемы рифмовки

Бывают рифмы частей речи, например:

  • существительное-глагол: "бездну-исчезну";
  • глагол-наречие: "стало-немало";
  • существительное-прилагательное: "безднам-железном";
  • существительное-наречие: "окна-допоздна";
  • существительное-числительное: "дважды-жажды";
  • существительное-предлог: "лес-без";
  • союз-существительное: "ни-дни";
  • местоимение-прилагательное: "них-земных";
  • числительное-прилагательное: "один-нелюдим".

Нужно сказать еще о таком приеме рифмовки, как усеченная рифма. Это когда при рифмовании двух слов в конце стихов одно из них покрывает созвучия другого не полностью. Например, "унылый-силы", "прекрасный-ясны".

Белыми называются стихи, которые совсем не имеют рифмы, рифмоидами - неточные рифмы.

Рифма Маяковского

Она занимает в технике русского языка особое место. Маяковским были открыты новые способы рифмовки, которые соответствовали строю его особенного ораторского стиха. В статье о том, как делать стихи, Маяковский писал о рифме. Речь в ней шла о том, что рифма должна возвращать к предыдущей строке, вынуждать вспомнить ее. По словам Маяковского, рифма должна заставлять все строки, которые оформляют одну мысль, быть вместе. Он ставил самое характерное слово в конце строки и во что бы то ни стало придумывал к нему рифму. Поэтому и была его рифмовка практически всегда необычайна, во всяком случае, до него нигде не употреблялась.

Теперь вы знаете, какие есть рифмы в стихах, и можете сами попробовать их писать. Желаем вам удачи в творчестве!

ῥυθμός - размеренность, ритм или древне- нем. rim - число) - созвучие в окончании двух или нескольких слов.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

  • мужская рифма , где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
    Оборвана цепь жизни молодой,
    Окончен путь, бил час, пора домой,
    Пора туда, где будущего нет,
    Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
  • женская рифма , где оно падает на предпоследний. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А.С. Пушкина "Жених": "
    Везде сребро да злато,
    Всё светло и богато".
  • дактилическая рифма , в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
    Потонула деревня в ухабинах,
    Заслонили избёнки леса,
    Только видно, на кочках и впадинах,
    Как синеют кругом небеса.
  • гипердактилическая рифма , в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, - используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова:
    От луны лучи протягиваются,
    К сердцу иглами притрагиваются…

Так же рифмы различаются по точности созвучий и способам их создания:

  • богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
  • бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.

Так же в стихосложении выделяется группа неточных рифм, являющихся сознательным художественным приёмом:

  • ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные.
  • диссонансные (контрсонансные) рифмы, где, напротив, не совпадают ударные гласные:

Было

Социализм -

восторженное слово!

С флагом,

С песней

становилась слева,

И сама

На головы

спускалась слава

  • усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
  • йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; так в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Этот вид рифмы используется в данном стихотворении А. С. Пушкина в 1 и 3 строчке:
    Мчатся тучи, вьются тучи;
    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна…
  • составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2 и 4 строках Н. С. Гумилёва:
    Ты возьмёшь в объятья меня
    И тебя, тебя обниму я,
    Я люблю тебя, принц огня,
    Я хочу и жду поцелуя.
  • банальные рифмы, например: любовь - кровь, розы - слёзы, радость - младость. Над предсказуемостью подобных, так часто встречающихся у разных авторов рифм подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
    И вот уже трещат морозы
    И серебрятся средь полей…
    Читатель ждёт уж рифмы «розы»,

Способы рифмовки

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб ) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов ).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб )

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба )

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв , абввба и др.

Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Звуковые повторы - основной элемент фоники стиха, суть которого заключается в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков. Основная функция З. п. заключается в обеспечении фонетической выразительности стиха. Примечательно, что в русской системе стихосложения звуковые повторы не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.


По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха ("Редеет облаков летучая гряда", А. С. Пушкин; условное обозначение АВ... АВ), анафора, эпифора, стык (... АВ - АВ...), выделяются также звуковые повторы разложенные (АВ... А... В...) и суммирующие (А... В... АВ), метатетические (АВ... ВА), точные и неточные, двойные и тройные. К звуковым повторам относятся аллитерация, ассонанс, рифма.

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем . Слововым видом аллитерации является тавтограмма . (повтора согласных).

Разновидностью ассонанса в некоторых источниках считают ассонансную рифму , в которой созвучны только гласные, но не согласные. Именно как разновидность рифмы определялся ассонанс, в частности, Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона , отмечавшим по состоянию на конец XIX века, что

особенно часто прибегают к ассонансу испанские и португальские поэты. Немецкие - лишь при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных произведениях, например Шлегель в своем «Аларкосе». В народной поэзии славян с появления рифмы ассонанс часто встречается, но обыкновенно уже рядом с созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является полная более или менее выработанная рифма, то есть созвучие гласных и согласных.

Первая из них (она также называется трехсложной) подразумевает наличие ударения на третьем с конца слоге (приятели – мечтатели). Вторая – на четвертом и остальных по направлению к началу слова.

Обратите внимание на то, как рифмующиеся строки расположены внутри строфы. Строфа – это совокупность строк, которые объединены в одно целое рифмовкой, метрическим и ритмическим строением. Если автор зарифмовал первую строку со второй, а третью – с четвертой, можно утверждать, что он воспользовался смежной рифмой. Стихотворения , построенные по такому принципу, обычно легки для запоминания.

Строки, рифмующиеся через одну(первая - с третьей, вторая – с четвертой и т.д.), говорят о наличии перекрестной рифмы.

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма характеризуется зарифмованными друг с другом первой и последней строкой в строфе.

Для обозначения сочетания рифмующихся строк обычно пользуются латинского алфавита. Смежная рифма схематично будет представлена так: aabb, перекрестная – abab, кольцевая – abba.

В завершение определите тип рифмы по количеству совпадающих звуков. По этому признаку они делятся на точные и . При употреблении точной достаточной совпадают последний ударный звук и звуки, идущие за ним (приходится – заботиться). К этому же типу относятся йодированные рифмы, в которых звук j может выпадать или добавляться. В строфах с неточной рифмой одинаковыми будут только последние ударные звуки, а созвучие всех последующих может быть только частичным.

Рифмой называют последовательное употребление в строках конечных слогов, сходных по звучанию. Рифма помогает создать в произведении акцент на ритмическом рисунке поэтического текста. Для определения рифмы используется несколько основных характеристик.

Инструкция

Чтобы определить первую характеристику , посчитайте, на какой слог в рифмованных падает .
Если ударение в последних рифмованных строк падает на последний слог, то такую называют мужской. Пример употребления мужской рифмы – «крОвь-любОвь».
Если ударение падает на предпоследний слог, то определите рифму как женскую. Пример - «мАма-рАма».
Различают также и трехсложную или дактилическую рифму – это та рифма, в которой ударение падает на третий с конца слог. Например, «страдАния-прощАния».
Существует и гипердактилическая рифма – в ней ударение падает на четвертый слог с конца и далее, но она используется довольно редко.

Когда не в шутку занемог,

Картограф был, наверное, в азарте

Иль с дочкою судьи накоротке.
Обозначение: ABBA

Помните, что в поэтическом произведении различные рифмы и различные способы рифмовки могут сочетаться в самых различных комбинациях. Поэтому, чтобы определить рифму в данном произведении, проанализируйте каждую строку. Даже в пределах одной строфы можно встретить разные виды рифмовки. Особенно часто наблюдается в современных поэтов.
Рифма может быть точной и неточной. В неточной рифме конечные слоги могут быть схожи лишь отдаленно. Это тоже одна из отличительных черт современного поэтического текста.

Видео по теме

Полезный совет

Есть и другие термины, связанные с рифмами.

Панторифма – это прием, при котором все слова в одной и в следующей строке рифмуются между собой.

Сквозной называют рифму, которая проходит через все стихотворение.

Рифма - это концевое созвучие слов. Наряду с ритмом, она является одним из признаков, отличающих поэзию от прозы. Любому поэту, таким образом, нужно уметь подбирать рифмы.

Инструкция

Основа рифмы - совпадение ударной гласной. Слова «палка» и «селедка», хотя и обладают одинаковыми окончаниями, но различаются ударными гласными, а потому и не рифмуются.

Следует избегать и слишком полного совпадения рифмующихся слов. В поэтической среде это явление известно под шутливым названием «рифма ботинок-полуботинок».

В качестве художественного приема вполне допускается рифмовать , если различие их смысла обыграно в стихе, а также слова, которые пишутся и произносятся одинаково в определенных грамматических формах. Например, у того же Пушкина есть строки:

На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и « -кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.

Разновидности рифм

Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.

Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.

Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».

Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
Вместо имения вымыты
Местоимения "вы", "мы", "ты".

Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.

Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
А ты думал - я тоже такая (А),
Что можно забыть меня (В),
И что брошусь, моля и рыдая (А),
Под копыта гнедого коня (В).

Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.

Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.

Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».

Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.

Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».

Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.

Гипердактилическая рифма – такая, в которой падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».

Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Поэтические хитрости

Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.

Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.

Стих воспринимается на слух, а не визуально. Если написание слова отличается от произношения, рифма может плохо выглядеть на бумаге, но звучать при этом четко. Пример такой рифмы можно найти у Пушкина: «скучно-душно».

Стоит по возможности отказываться от слишком полного повторения слов, используемых в рифме. Слова должны быть созвучными, но не повторяться практически полностью.

Если хорошую рифму подобрать не удается, можно поставить проблемное слово в середине строки.

Видео по теме

Источники:

  • Изображение: как подобрать рифму в 2019
  • В.В. Онуфриев "Словарь разновидностей рифмы" в 2019
  • Ещё немного о банальных рифмах и стихосложении в 2019
  • Как найти рифму. Инструкция в 2019

Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы - или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, - различен в разных языках и в разное время.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают три типа рифмы:

мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Смерть":
Оборвана цепь жизни молодой,
Окончен путь, бил час, пора домой,
Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

женская рифма, где оно падает на предпоследний.

дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С.А. Есенина "Русь", а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, - используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В.Я. Брюсова:
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...

Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa.



Что еще почитать