Сражения линкоров. Читать онлайн "Линкоры в бою. Великие и ужасные" Читать онлайн линейные корабли в бою

Говорят, новичкам - везуха!
Только бог посчитал иначе

И сказал он линкорам сухо:
«Не видать вам в боях удачи!»

Тем, кто вражьи сметает орды?!
И за что вам сия опала?!
Но друг с другом и вправду, лорды,
В той войне вы сражались мало.

Чисто навскидку, по памяти, в Европейских водах за годы войны произошло девять крупных потасовок, в которых “океанским лордам стали” удалось пострелять друг в друга.

Бой в Датском проливе. Результат - потоплен “Худ”.

“Охота на Бисмарка”. Результат - потопили “Бисмарк”.

Перестрелка “Ринауна” с “Шарнхорстом” и “Гнейзенау”. Все участники отделались умеренными повреждениями, без потери боеспособности и угрозы потопления кораблей. Бой имел серьезные стратегические последствия: британский линейный крейсер смог отогнать немецкие тяжелые корабли, прикрывавшие район высадки в Норвегии. Лишившись линкорного прикрытия, немцы потеряли 10 новейших эсминцев с десантом.

Встреча “Шарнхорста” и “Гнейзенау” с авианосцем “Глориес” (потопили авианосец “Глориес” и его эскорт).

Погром в Марс-эль-Кебире. Британская атака с целью предотвращения перехода французского флота на сторону Третьего рейха. Результат: один старый линкор потоплен, два повреждены, оторвана корма у лидера эсминцев.

Перестрелка в Касабланке американского ЛК “Массачусетс” с французским линкором “Жан Бар”. Результат - пять попаданий 1225-кг “чемоданами”, цель выведена из строя. И даром, что “Жан Бар” не был достроен. Был бы достроен и вооружен по проекту - настал бы капут: американский снаряд залетел в погреб СК, на счастье пустой.

“Выстрел у Калабрии”. Случайное попадание в итальянский ЛК “Джулио Чезаре” с дистанции 24 километра. В бою отличился британский “Уорспайт”. Удар 871-кг болванки вызвал обширные разрушения, ранение и гибель 115 членов экипажа “Чезаре”.

Бой у мыса Матапан. Огнем британских линкоров потоплены три итальянских тяжелых крейсера (“Пола”, “Фиуме” и “Зара”).

Новогодний бой у мыса Нордкап.

Англичане до битв охочи,
Трубы дышат зловеще, жарко.
В сизом мраке полярной ночи
«Дюк оф Йорк» нагоняет «Шарнхорст»!

Догнали и потопили.

Девять крупных сражений, часть из которых имели самые серьезные стратегические последствия.


Линейный крейсер "Ринаун"

“Простояли всю войну в базах”, “устарели”, “оказались бесполезны”. Дело даже не в пресловутом противостоянии “линкоры vs авиация”, сколько в неумении (или нежелании) большинства любителей военной открыть книгу и выписать на листок все события. Вместо этого, как попугаи, повторяют фразу о бесполезности данного вида .

“В мире есть три бесполезных вещи: китайская стена, пирамида Хеопса и линкор “Ямато”.

Чем у пирса ржаветь в безвестье,
Одному на эскадру гордо
Лучше выйти - в том больше чести!
И в мечтах я, стальные лорды,

С дерзко вскинутой головою,
Стиснув зубы, расправив плечи,
Вас извечно готовлю к бою,
Хоть и знаю, что бой не вечен.

Проблема “Ямато” - в несоответствии затрат на его постройку и достигнутого результата? Линкор был построен, воевал и принял геройскую смерть. Противнику пришлось задействовать целую воздушную армию, стянув в район 8 авианосцев. Так чего же боле?

В том отчаянном положении, в котором находилась Япония, никакие другие варианты не давали Императорскому флоту шанса на победу. Постройка вместо “Ямато” и “Мусаси” четырех авианосцев? Сторонники данной теории как-то не задумываются над тем, где бы японцы взяли еще полтысячи подготовленных пилотов и дополнительное топливо. В условиях абсолютного превосходства противника на море и в воздухе линкор хотя бы обладал необходимой боевой устойчивостью, в отличие от “Тайхо”, что расклеился от первой же торпеды.

Единственный просчет японцев - в строгой секретности вокруг “Ямато”. Таким кораблем следовало гордиться и наводить им ужас на противника. Услышав про 410-мм пояс и 460-мм пушки, янки бросились бы строить свои суперлинкоры с главным калибром в 500 мм, перенапрягая свою промышленность и отнимая средства с других важных направлений (эсминцы, подлодки).

И, наверное, следовало активнее использовать “Ямато” при Мидуэе. Будь рядом с авианосцами столь мощная платформа ПВО, все могло случиться иначе.

Так что оставьте “Ямато” в покое. Отличный был корабль, при более грамотном использовании ему бы вообще цены не было.

Раз уж заговорили о Тихоокеанском ТВД, то там случилось три лютых побоища, в которых стреляли линкоры.

В ночь на 14 ноября 1942 года американские ЛК “Вашингтон” и “Саут Дакота” мутузили японский “Кирисима”. Японец вскоре утоп, а “Саут Дакота” выбыла из строя на 14 месяцев.

Потопление линкора “Ямаширо” в жестоком артиллерийском бою - семеро на одного. (Филиппины, октябрь 1944 г.)

И уникальный бой у острова Самар 25 октября 1944 г. Крупное японское соединение, прорвавшееся в зону высадки десанта на Филиппинах и шедшее несколько часов под нескончаемыми атаками свыше 500 самолетов со всех окрестных аэродромов.

Японцы провалили задание, но и американцы в тот день успеха не добились. Несмотря на удары с воздуха и самоубийственную контратаку эсминцев, все японские крейсеры и линкоры покинули зону БД и благополучно добрались до Японии (за исключением трех ТКР). Бой примечателен тем, что японцам удалось потопить из пушек эскортный авианосец (“Гэмбиер Бэй”) и изрешетить остальные джип-боксы. Благо, для бронебойных снарядов авианосец не являлся сколько-нибудь значимой преградой.

“Ямато” тоже участвовал в расстреле джипов. Попал ли он хоть раз - неизвестно, но суть сражения была в другом. Японцы имели шанс перебить весь американский десант, и пушки “Ямато” оказались бы залиты кровью по самый казенник. Объективно, у американцев не нашлось средств, чтобы остановить линкоры. Приказ об отступлении отдал сам Такэо Курита. Как он признался впоследствии - допустил ошибку. Говорят, японский адмирал был не в лучшей форме: он все еще находился под стрессом от ночного кораблекрушения, участником которого стал всего за сутки до вышеописанных событий (гибель ТКР “Атаго”).

И вновь японский суперлинкор оказался на волоске от триумфа. Он находился в самой гуще событий. Мало того что прошел незамеченным сквозь все кордоны и обманул воздушную группировку из 1200 самолетов, проникнув в запретную зону, так всего дюжина миль вперед - и “Ямато” стал главным виновником срыва американской высадки на Филиппинах.

А потом в книгах будут писать: “бесполезен”, “не нужен”.

Кто-то скептически улыбнется - всего лишь три сражения с линкорами. Ну а сколько было таких кораблей? Японские - можно посчитать по пальцам одной руки. Американцы построили 10 быстроходных линкоров, не считая устаревших ЛК времен ПМВ. Притом, некоторые были повреждены в Перл-Харборе и простояли в доках до 1944 г.

Всего по пять-десять кораблей с обеих сторон на просторах бескрайнего океана! К слову, великие авианосцы встречались с друг другом не чаще, притом что их количество раза в два превышало кол-во ЛК.

Строго говоря, из всех участников Второй мировой, настоящие линкоры были лишь у шести самых развитых морских держав. Быстрые, мощные и предельно защищенные бэттлшипы позднего периода, предназначенные для действий в открытом океане.

И вот на эти три десятка кораблей - 12 серьезных сражений.

Без учета мелких, ежедневных “потасовок” и участия в масштабных операциях, с привлечением разнородных сил авиации и флота.

Это и бесконечные (но не слишком успешные) попытки перехвата британских конвоев силами итальянского флота. Наиболее известные - бой у мыса Спартивенто или сражение в заливе Сирт, когда “Литторио” попал 381-мм снарядом в эсминец противника. Причинами низкой результативности итальянского флота были не столько флотоводческие способности “макаронников”, сколько отсутствие радаров. Имей они РЛС и современные СУО, как на кораблях союзников - итоги противостояния могли быть иным.

Это рейды “Шарнхорста” и “Гнейзенау” в Атлантику (22 потопленных и захваченных транспорта суммарным водоизмещением 115 тыс. тонн).

Это походы американских ЛК в составе быстроходных авианосных соединений, где линкоры применялись в качестве мощных зенитных платформ. Наиболее известен бой “Саут Дакоты”. Прикрывая своё соединение в бою у Санта-Крус, линкор сбил 26 японских самолетов. Даже если разделить заявленную цифру на два - достижение “Саут-Дакоты” было настоящим военно-техническим рекордом. Но самое важное: имея столь мощный “зонтик” ПВО, ни один из кораблей соединения не получил серьезных повреждений.

Зенитный огонь с линкора был такой интенсивный, что со стороны казалось, будто на нем полыхают пожары. За 8 минут корабль отразил не менее 18 атак, в которых сбил от 7 до 14 самолетов.


“С. Каролина” прикрывает АВ “Энтерпрайз” в битве у Восточных Соломоновых островов.

Это “красная зона” в Нормандии. Немецкое командование запретило бронетехнике приближаться к побережью на пару десятков км, где был велик риск попасть под удар корабельной артиллерии.

Это 77 морских десантов на Тихом океане, каждый из которых поддерживался могучими пушками линкоров. Не считая набеговых операций - ударов по побережью Формозы, Китая и японских островов, в которых также принимали участие капитальные корабли.

Первые удары по атоллу Кваджелейн начались 29 января, «Норт Кэролайн» приступил к бомбардировке входивших в атолл островов Рой и Намур. На подходе к Рою с линкора заметили стоящий в лагуне транспорт, по которому тут же дали несколько залпов, вызвавших пожары от носа до кормы. После вывода из строя взлетно-посадочных полос японцев линкор ночью и весь следующий день обстреливал назначенные цели, одновременно прикрывая авианосцы, которые поддерживали высадку войск на соседние островки


Боевая хроника “Северной Каролины”.


“Теннесси” поддерживает высадку на Окинаву. За время операции линкор выпустил 1490 снарядов главного калибра (356 мм) и сделал 12 тыс. выстрелов универсальной артиллерией (127 мм).

Единственный из линкоров, простоявший в базах всю войну, был немецкий “Тирпиц”. Ему не требовалось никуда ходить. Он без единого выстрела разогнал конвой PQ-17. Выдержал 700 боевых вылетов союзной авиации, рейды британских эскадр и хорошо спланированные атаки с применением подводной спецтехники.

«Тирпиц» создает всеобщий страх и угрозу во всех точках сразу».


У. Черчилль.

Опасения были не напрасны. Находясь в море, “Тирпиц” был неуязвим для обычных кораблей. На авиацию надежды мало. В полярную мглу, в пургу самолеты не смогут обнаружить и успешно атаковать линкор. Не больше шансов было у подводников: тихоходные субмарины ВМВ не могли атаковать столь быструю маневренную цель. Вот и приходилось британцам постоянно держать три линкора на случай выхода “Тирпица” в море. В противном случае проводка арктических конвоев оказалась бы невозможна.

Вопреки мифу о “громоздких, бесполезных линкорах” капитальные корабли были самыми боеспособными и активными участниками морских сражений Второй мировой. Огромное количество кораблей гибло при первой же встрече с противником. Но только не линкоры! Высокозащищенные бэттлшипы непрерывно участвовали в боевых операциях, получали повреждения и вновь возвращались в строй!

Это эталон. Таким должны быть современные надводные корабли. Ураганная мощь и великолепная боевая устойчивость!

Попасть - не значит пробить. А пробить - не значит вывести из строя.

Пусть кто-то смеется над гибелью “Бисмарка”, сравнивая его с комиссаром Каттани. 2600 выстрелов главным и средним калибром! Британцы долбили обреченный корабль из всех стволов, пока не отважились подойти ближе и потопить горящую развалину торпедным огнем.

Разница между “Бисмарком” и комиссаром Каттани в том, что до последнего момента, пока линкор не скрылся под водой, большая часть его экипажа оставалась цела и невредима. А сам корабль сохранял ход, на борту функционировали некоторые системы. В других условиях (предположим, бой произошел у берегов Германии, на помощь прибыла немецкая эскадра и самолеты люфтваффе) “Бисмарк” имел шанс добраться до базы и после годового ремонта вернуться в строй. После десятков (а может и сотен) попаданий снарядов с вражеских кораблей!

Почему после войны перестали строить столь великолепные линкоры?

После войны перестали строить любые надводные корабли с водоизмещением свыше 10 тыс. тонн. Экономия, вызванная появлением компактного ракетного оружия и снятием бронезащиты под предлогом отсутствия необходимости. В век реактивной авиации любой “Фантом” мог поднять пару десятков бомб и засыпать им линкор от носа до кормы. В то время как средства ПВО тех лет оказались совершенно бесполезны при отражении подобных атак.

Современные средства ПВО пресекут любые попытки топмачтового бомбометания. В то время как пушки с корректируемым снарядами органично дополняют ракетное оружие при нанесении ударов по берегу.

Все постепенно возвращается на круги своя. В Америке уже строят эсминцы с водоизмещением 15 тыс. тонн. Российские кораблестроители без лишней скромности приводят данные по эсминцу “Лидер” в 15-20 тыс. тонн. Любая классификация условна. Называйте их как хотите - крейсеры, эсминцы, линкоры, морские ракетные платформы...

20 тысяч тонн - открывается возможность создания боевых кораблей, чья защищенность не уступала бы линкорам прошлых лет, при вдвое меньшем водоизмещении (при наличии современных технологий и оптимизации защиты под новые типы угроз).

Уж если даже известный историк Зигфрид Брейер начинает рассказывать историю линейного корабля с доисторических времен, то нам, как говорится, сам бог велел последовать его примеру. Например, первым сражением, в котором решающую роль сыграли «линейные корабли» той эпохи, стало сражение при Саламине в 480 году до нашей эры. Доисторическим линейным кораблем тогда служили знаменитые афинские триеры. Кстати, именно со сражением у Саламина связана первая из загадок военно-морской истории. Вы помните, как излагается ход этого сражения в подавляющем большинстве источников? Хитроумный Фемистокл заманил персов в узкий пролив, где персы не могли использовать свое огромное численное преимущество, причем тяжелые персидские корабли не могли маневрировать, и верткие греческие триеры нанесли персидскому флоту тяжелые потери. Однако недавно некоторые историки задали резонный вопрос: а откуда у персов взялись тяжелые корабли? И предложили совсем иное описание сражения. Хитроумный Фемистокл заманил персов в узкий пролив, где тяжелые греческие триеры паровым катком прошлись по легким персидским судам, в большинстве своем – мобилизованным торговым судам финикийцев. Кто прав? Ну, теперь мы это уже вряд ли узнаем.

В общем, на много веков вперед линейный корабль стал гребным судном – триерой, пентерой и так далее, а главным тактическим приемом в морских боях считался таран. Увы, древняя «артиллерия» в виде баллист и катапульт была слишком неточной и маломощной, чтобы с ее помощью можно было топить корабли. Правда, во время Пунических войн римляне, которые явно уступали карфагенянам в морской выучке, нашли оригинальный способ превратить морскую войну в сухопутную. Они изобрели абордажный мостик, который почему-то был назван «вороном». В результате каждое сражение превращалось в серию абордажных схваток, которые римские легионеры выигрывали за явным преимуществом. Это был первый, но далеко не последний случай, когда тактика делала шаг назад.

Долгое время весло считалось главным движителем, а рабы – двигателем корабля. И даже не менее знаменитое сражение при Лепанто в 1571 году, то есть через две тысячи лет после Саламина, все равно провели все те же гребные суда, пусть теперь они превратились в галеры. А вот потом кораблестроение совершило резкий рывок, и ко времени англо-голландских войн парус окончательно вытеснил весло, что и неудивительно – на океанских просторах веслом особенно не помашешь. Вдобавок к этому времени военные корабли окончательно отделились от вооруженных купеческих судов, и появился настоящий линейный корабль, пока еще парусный, и главным оружием стала артиллерия. Первым специально построенным артиллерийским кораблем была английская каракка «Мэри Роуз». Далее повторилась история гребных судов – на долгое время вся эволюция линейного корабля свелась к увеличению размеров при отсутствии каких-либо качественных изменений.

К началу XIX века парусный линкор достиг предельных размеров, которые позволяло деревянное кораблестроение. 100-пушечные линкоры стали венцом его развития на данном этапе. Кстати, именно в период наполеоновских войн был поставлен рекорд по численности линейных кораблей одного типа. Первые попытки стандартизации предпринимали еще испанцы при постройке своих вест-индских галеонов, но безусловное первенство в этой области принадлежит французам. Французский конструктор Жак Санэ создал настолько удачный проект 74-пушечного линейного корабля, что с 1782 по 1813 год были заложены 107 кораблей этого типа! Кстати, именно Санэ создал проект, по которому строилась и самая крупная серия тяжелых линкоров – 118-пушечный «Коммерс де Марсель» – 16 кораблей водоизмещением 5100 тонн. Кстати, эти корабли имели даже своеобразную броню – толщина дубовой обшивки временами достигала 1,5 метра, и ее брало не всякое ядро.

Именно эпоха парусного линкора дала самых выдающихся флотоводцев: де Рейтера, Джервиса, Нельсона, Сюффрена. Исход многих войн решался в сражениях на море, и главную роль в этих сражениях играл линейный корабль. На долгое время любое сражение превратилось в артиллерийскую дуэль двух кильватерных колонн на параллельных курсах, а тактические приемы вроде прорезывания строя противника все-таки оставались редким эпизодом.

Но все течет, все изменяется. Появление паровой машины в середине XIX века мало что изменило в морской стратегии и тактике, она оставалась не более чем вспомогательным механизмом на случай штиля. Гораздо более серьезный удар гордым ценителям морей нанесло появление бомбической пушки. Французский генерал Пексан резко увеличил вес снаряда, вместо 36-фн ядра появилась 68-фн разрывная бомба, противостоять которой не мог уже ни один деревянный корабль. Точку в этом споре поставило сражение при Синопе в 1853 году, после которого всем адмиралам стало ясно: больше так жить нельзя!

Но первыми этот вывод сделали не победившие в сражении русские и не проигравшие его турки, оргвыводы последовали на родине бомбических пушек – во Франции. Кстати, это очень легко объяснить. Крымская война стала первой из войн нового времени, когда одним из решающих факторов стал уровень развития промышленности страны, поставляющей армии наиболее современные и наиболее мощные системы вооружения. И чем дальше, тем все большую роль играл этот фактор. Для борьбы с русскими береговыми батареями французы построили несколько блиндированых плавучих батарей, которые продемонстрировали свою боевую ценность 17 октября 1855 года. Этот день следует считать первой знаменательной датой в истории броненосного линейного корабля, хотя до его появления на свет еще оставалось несколько лет.

Следующий шаг сделала другая промышленно развитая страна – Соединенные Штаты. Во время Гражданской войны там было построено множество кораблей нового типа – мониторов, и даже состоялся первый бой броненосных кораблей. 9 марта 1862 года на Хэмптонском рейде встретились башенный «Монитор» северян и казематный броненосец южан «Вирджиния». Но давайте не будем преувеличивать значение этого мелкого эпизода, ведь все до единого столкновения в ходе этой войны состоялись в прибрежных водах или на реках. Ни один из броненосных кораблей противников в открытом море показаться не посмел в силу ничтожной мореходности. Да и броня их, если говорить честно, была более чем странной.

Именно эти соображения заставляют усомниться в истинном значении попытки французов получить мореходный броненосец, обвешивая прокованными полосами железа свои деревянные корабли. Все-таки первым истинным военным кораблем нового поколения стал британский «Уорриор», который внес два революционных изменения в кораблестроение: железный корпус и катаные толстые броневые плиты. Именно это дает нам основание назвать его первым настоящим линейным кораблем в полном смысле этого слова.

20 июля 1866 года в Адриатическом море у острова Лисса состоялось первое сражение броненосных флотов – уже не случайная стычка пары кораблей у самого берега, а настоящий морской бой в открытом море. Но, к сожалению, этот бой оказал самое пагубное влияние на развитие тактики броненосных флотов. Временная слабость артиллерии вынудила адмирала Тегетгоффа использовать в качестве главного орудия таран, и этот прием был принят на вооружение всеми остальными флотами, несмотря на быстрое качественное совершенствование тяжелых орудий. Парадоксальное сочетание: рывок вперед в развитии техники и откат назад в тактике.

После этого до конца XIX века адмиралы и кораблестроители пытались найти идеальный тип линейного корабля. Батарейный броненосец, который еще называли броненосным фрегатом, потому что он имел одну орудийную палубу, сменил броненосец с центральной батареей. Теперь орудия ставились не по всей длине палубы от штевня до штевня, а лишь в центральной части корпуса, но зато батарея прикрывалась от продольного огня броневыми траверзами. Кстати, как единственный «истинный» батарейный линкор следует упомянуть французскую «Мадженту», которая имела два орудийных дека.

Текущая страница: 1 (всего у книги 26 страниц)

Херберт Вильсон
Линкоры в бою

ВИЛЬСОН ХЕРБЕРТ

Линкоры в бою

Работа известного британского военно-морского историка посвящена событиям Первой мировой войны. Достаточно сжато – в одном томе – и в тоже время весьма достоверно автор описывает боевые действия на море в 1914-1918 годах. Для англичанина Х.Р. Вильсона наибольший интерес, конечно же, представляют операции британского флота, его противоборство с ВМС Германии. Однако внимание уделяется и операциям флотов других стран, принимавших участие в войне.

Книга будет интересна всем любителям военно-морской истории, недаром в тридцатые годы она в нашей стране переиздавалась трижды.

Реквием эпохе

Глава I. Новые факторы в мировой войне. – Подводная лодка. – Воюющие страны. – Состав флотов. – Дредноуты. – Артиллерийское искусство у англичан и немцев. – Скорострельность артиллерии. – Британская броня. – Недостатки британских снарядов. – Британские торпеды. – Личный состав. – Планы кампании. – Британские базы. – "План №17". – Его недостатки с морской точки зрения. – Германский флот предупрежден. – Энергичная работа британского Адмиралтейства. – Гранд-Флит. – Военные руководители. – Гибель первой подводной лодки. – Потопление "Кёнигин Луизе". – Потопление "Амфиона". Германские минные поля в открытых водах. – Переброска британской армии во Францию

Глава II. Бой у о.Гельголанд. – Силы англичан и их планы. Дислокация немцев. – Нападение флотилии Тэрвита. – "Фрауенлоб" и "Аретуза". – Гудинаф отходит. – Битти вступает в бой. – Гибель "Майнца", "Ариадне" и "Кёльна". – Отход англичан. – Тяжелые потери немцев. Вильгельм II запрещает выходы флота. – Гибель "Патфайндера". – Гибель "Хелы". – Потопление "Абукира", "Хога" и "Кресси" подводной лодкой "U 9". Последствия катастрофы. – Англичане минируют Северное море. – Гибель "Хока". – Взятие Зеебрюгге немцами. – Гибель четырех германских эскадренных миноносцев

Глава III. Крейсерская эскадра Шпее. – Действия англичан против нее. – Шпее возвращается на Самоа. – Бомбардировка Папеэте. – "Лейпциг" и "Дрезден". – Немцы сосредоточивают свои корабли у острова Пасхи. Приближение Крэдока. – Пагубные ошибки британского штаба. – Проблема управления. – Эскадры в соприкосновении. – Бой у Коронеля. – Меткость огня немцев. – Взрыв на "Гуд Хоуп". – Гибель "Монмота". – Результаты боя. Причины поражения. – Посылка Фишером линейных крейсеров для уничтожения Шпее. – Скрытное движение Стэрди. – Шпее подходит к Фолклендским островам. – Бой у Фолклендских островов. – Гибель "Шарнхорста" и "Гнейзенау". – Попадания и повреждения. – Гибель "Лейпцига" и "Нюрнберга". – Уход "Дрездена" и его гибель в чилийских водах

Глава IV. Действие немцев против торговли. – Действия "Карлсруе". Потопление вспомогательных крейсеров "Кайзер Вильгельм дер Гроссе" и "Кап Трафальгар". – "Кенигсберг" и "Пегасус". – Крейсерство "Эмдена". Потопление "Жемчуга". – Гибель "Эмдена" у Кокосовых островов. Бомбардировка бельгийского побережья. – Подводные лодки в Английском канале. – Гранд Флит теряет "Одейшес

Глава V. Лорд Фишер в Адмиралтействе. – Минные заграждения в Северном море. – Обстрел Ярмута. – Громадная судостроительная программа Фишера. Подводные лодки в Скапа-Флоу. – Потопление парохода "Глитра" подводной лодкой "U 17". – Набег на Хартлпул. – Ответные действия англичан. – Обстрел Хартлпула, Скарборо и Уитби. – Англичане входят в соприкосновение с германскими линейными крейсерами. – Случайная потеря соприкосновения. Опасное положение англичан

Глава VI. Первый налет цеппелинов на Великобританию. – Хиппер выходит к Доггер-банке. – Встреча с Битти. – Бой у Доггер-банки. – Тяжелые повреждения "Зейдлица" и "Лайона". – Последние минуты "Блюхера". – "Лайон" отстает. – Бой прерывается. – Попадания и потери. – Фишер недоволен. Расширение деятельности германских подводных лодок. – Объявление блокады Великобритании. – Потопление "Фалабы" и "Лузитании" подводными лодками. Впечатление, произведенное потоплением на нейтральные державы. – Британская контрблокада Германии. – Дело "Баралонга". – Захват германских океанских баз. – Осада и взятие Киао-Чао. – Операции в Месопотамии. – Крейсерство "Метеора". – Бомбардировка бельгийского побережья. – Крейсерство "Мёве" и "Грайфа". – Потопление "Арабика". – Шеер вступает в командование Флотом Открытого Моря. – Походы к Терсхеллингу. – Стычки в Гельголандской бухте

Глава VII. Восстание синфайнеров. – Бомбардировка Лоустофта. – Канун Ютландского боя. – Планы Шеера. – Гранд Флит выходит в море. – Состав обоих флотов. – Тактика англичан. – Тэрвит задержан. – Британские линейные крейсеры и линейный флот без зрительной связи. – Элемент времени в бою. Битти вступает в соприкосновение с немцами. – Завязка боя. – Преимущества Битти. – Скорость стрельбы германской артиллерии. – Тяжелое попадание в "Лайон". – Гибель "Индефатигебла". – Гибель "Куин Мэри". – Появление германского линейного флота. – Смелая разведка "Саутгемптона". – Испытание 5-й эскадры линейных кораблей

Глава VIII. Худ подходит к месту боя. – Битти входит в соприкосновение с Джелико. – Арбетнот и Худ отбрасывают германское охранение. – Незамеченный подход линейного флота Джелико. – Задержка в развертывании. – Трудность развертывания. – Гибель "Дифенса". – Взрыв "Инвинсибла". – Развертывание британского линейного флота влево. – Смелый маневр Шеера. – Сильнейший огонь по немцам. – Неудачная попытка англичан сблизиться. – Шеер бросает в атаку линейные крейсеры. – Битти просит помощи линейного флота. – Помощь запаздывает. – Британские эскадренные миноносцы отозваны

Глава IХ. Опасное положение германского флота. – Отказ англичан от ночного боя. – Использование британских эскадренных миноносцев для обороны. – Гибель "Фрауэнлоб". – Столкновение германских линейных кораблей с британскими эскадренными миноносцами. – Гибель "Блэк Принса". Германский флот проходит позади британского. – Потопление "Лютцова" своим экипажем. – Последнее соприкосновение. – Уход немцев в свои базы

Глава X. В бою на "Лайоне". – На "Принцесс Роял". – Ги6ель "Куин Мэри". – На "Тайгере". – Конец "Инвинсибла". – Последние часы "Уорриора". Большой пожар на "Малайе". – На германских кораблях. – Пожар на "Дерфлингере". – Повреждения "Зейдлица". – Его спасение

Глава XI. Потери обеих сторон. – 100 британских и 120 германских попаданий. – Героизм эскадренных миноносцев. – Главные силы британского флота не вступали в бой. – Результат – победа немцев "по очкам". Отсутствие решительного результата. – Крупные последствия спасения германского флота. – Затяжка войны. – Затруднения британского командования. – Оборонительная тактика. – Перемены после боя. – Катастрофа с "Хемпширом". – Гибель Китченера

Глава XII. Выход Шеера в августе 1916 г. – Гибель крейсеров "Ноттингем" и "Фалмут". – Джелико становится первым морским лордом. Дуврский барраж. – Набеги германских эскадренных миноносцев. – Новое оружие. – Бомбардировка побережья Бельгии. – Кийз сменяет Бэкона. – Новое заграждение в английском Канале. – Деятельность германских подводных лодок. – Планы закупорки германских баз. – Северное минное заграждение. Два нападения на Скандинавский конвой. – Бой 17 ноября 1917 г. в Гельголандской бухте. – Линейные корабли США в Скапа Флоу. – Германское нападение на Дуврский патруль. – Заблокирование Зеебрюгге. – Последний поход Шеера. – Планы ослабления Гранд Флита. – Восстание в германском флоте. – Последние рейды германских вспомогательных крейсеров

Глава XIII. Подводная война. – Ее ожесточение. – Нападения на госпитальные суда. – Громадные потери союзников. – Торговые подводные лодки. – Подводные лодки достигают берегов Америки. – Начало беспощадной подводной войны. – Быстрое увеличение потерь тоннажа. – Патрули или конвой. – Кризис, возникший из-за колебаний Вильсона. – Успех системы конвоев. – Потопление "Джустишиа". – Германские подводные крейсеры. – Новые заграждения и новые мины. – Британские и германские потери в подводных лодках. – Уничтожение больше трети британского торгового флота

Глава ХIV. Операции на Балтийском море. – План Фишера. – Минирование подходов к Балтийскому морю. – Гибель "Магдебурга". – Потопление "Паллады" подводной лодкой. – Британские подводные лодки проникают в Балтийское море. – Их действия. – Атака "Мольтке" подводной лодкой. – "Е-13" выходит из строя. – Действия Швеции. – Падение дисциплины у русских. – Немцы занимают Рижский залив. – Потопление "Славы". – Германская экспедиция в Финляндию. – Операции британского флота против большевиков. – Нападение британских торпедных катеров на Кронштадт. – Действия англичан на Белом море

Глава ХV. Средиземное море. – "Гебен" и "Бреслау". – Планы операций союзников. – Силы союзников. – Угроза со стороны Австро-Венгрии. – Движения англичан и французов. – Британские крейсеры в соприкосновении с "Гебеном". – "Гебен" уходит. – Германские корабли у Мессины. – Уход к Дарданеллам. – Почему германским кораблям удалось уйти? – Первые операции в Адриатическом море. – Бомбардировка фортов Дарданелл. – "Гебен" и "Бреслау" в Черном море. – Небольшие стычки. – Перевес русских. – Начало революции в России

Глава XVI. Дарданелльская операция. – Ее трудности. – Мины и форты. Чисто морская атака осуждена моряками. – Начало бомбардировки фортов. Передовые форты приводятся к молчанию. – Сопротивление промежуточных укреплений. – Тяжелые потери в тральщиках. – Приказ о генеральной атаке внутренних фортов. – Ее полная неудача. – Гибель трех кораблей союзников. Результаты действий против фортов. – Официальный отказ от атаки флотом. Посылка десанта. – Высадка с огромными потерями. – Появление германских подводных лодок. – Гибель "Голиафа", "Трайэмфа" и "Маджестика". – Эвакуация экспедиционных войск. – Подводные лодки союзников в Мраморном море

Глава XVII. Адриатическое море. – Силы Италии. – Набеги австрийских кораблей. – Потопление "Амальфи" и "Гарибальди". – Временное затишье. Гибель "Бенедетто Брин". – Спасение сербской армии. – Отрантский барраж. Сомнительный успех. – Взрыв на "Леонардо да Винчи". – Корабли союзников недостаточно быстроходны. – Мониторы в верхней Адриатике. – Потопление "Вин". – Восстание в австрийском флоте. – Потопление "Сент Иштвана". Бомбардировка Дураццо. – Подрыв "Вирибус Унитис". – Последние операции в Средиземном море. – Союзники и греки. – Операции у берегов Палестины. Выход "Гебена" и "Бреслау". – Гибель монитора "Рэглен". – Гибель "Бреслау" на минах

Глава XVIII. Результаты подводной войны. – Ошибки немцев. – Значение подводного флота. – Противолодочные средства. – Воздушные атаки на подводные лодки. – Важность морских сообщений. – Блокада Германии. Изменение методов блокады. – Протесты США. – Конвоирование нейтральных судов. – Связанность морских сил с базами. – Малые моторные корабли. Радио. – Первостепенное значение огня артиллерии. – Калибры и башни. Возгорание зарядов. – Скорость хода. – Мины и параваны. – Штабная работа и реформа британского Адмиралтейства. – Результаты блокады. – Условия перемирия. – Сдача германского флота. – Потопление его в Скапа Флоу. Потери англичан

РЕКВИЕМ ЭПОХЕ

В начале двадцатого века Англия была великой колониальной державой, над владениями которой никогда не заходило солнце. Могущество Великобритании и ее несомненное влияние на мировую политику породило своеобразное мировоззрение английского джентльмена, неоднократно описанное в мировой художественной литературе.

Экономическое и политическое господство Соединенного Королевства опиралось не только на развитую промышленность, огромную территорию и неисчислимые людские ресурсы. Великая Британская империя не смогла бы существовать без могучего торгового и военного флота.

Против флота любой страны лорды Адмиралтейства могли выставить превосходящие силы, подкрепив огневую мощь кораблей доблестью моряков и раскинутой по всему миру сетью прекрасно оборудованных военно-морских баз. Сто лет назад, когда первые подводные лодки представляли угрозу прежде всего для своих экипажей, а летательные аппараты были в лучшем случае экстравагантной игрушкой богатых людей, линейные корабли единовластно господствовали в океанах.

Первая мировая война резко изменила расстановку сил на морях. Подводные лодки вышли на океанский простор и торпедными ударами из-под воды стали одерживать победы над эсминцами, крейсерами и линкорами. До января 1916 года подводники Германии отправили на дно 225 английских судов на севере и 54 в Средиземном море, потеряв при этом всего 17 лодок разного водоизмещения.

Появление нового оружия войны на море раскололо общественное мнение Англии на две неравные части. Очень многие инженеры, конструкторы, моряки и политики Соединенного Королевства справедливо считали, что ничего страшного для морского величия страны не произошло. Если первые и потому очень несовершенные подводные лодки в перспективе могут оказаться грозными противниками надводных кораблей, то их надо купить, заказать, а еще лучше построить на отечественных заводах. Во взаимодействии с могучими линкорами Гранд Флита эти маленькие кораблики сохранят и преумножат славу "Владычицы морей". К началу Первой мировой войны британский флот имел 68 лодок отечественной постройки и еще 22 были готовы в ближайшее время сойти на воду.

Сторонники очевидных решений не увидели то, что остро ощутили оставшиеся в меньшинстве поклонники "доброй старой Англии". Они поняли, что подводные лодки, торпедные катера и минные заградители с характерной для них тактикой боевых действий порождены принципиально новой эпохой, где джентльмену уже не будет места.

До появления радаров морской бой предполагал визуальный контакт с противником. Две эскадры в кильватерных колоннах вели генеральное сражение за господство над морем. Подобно боксерам тяжелого веса, они обменивались ударами главных калибров, отвечая попаданием на попадание, отвагой на отвагу и великодушием на великодушие. Если нокаутированный противник поднимал сигнал бедствия, то благородные победители прекращали огонь и при первой же возможности начинали спасать тонущих людей.

Совершенно иначе действует подводная лодка. Невидимая, она подкрадывается к своим жертвам, чтобы нанести торпедный удар и сразу же уйти в глубину, оставив тонущих моряков на произвол судьбы.

Крушение своих жизненных принципов наши прадеды восприняли как "закат Европы" и "царство грядущего Хама". Ощущение близкого Апокалипсиса буквально пронизывает культуру конца XIX и начала XX века. Английский историк Вильсон не стал исключением из правил. Он прощается с прошлым на фактах военной истории.

Херберт Риглей Вильсон родился в 1866 году. За свою долгую жизнь, он умер в тысяча девятьсот сороковом году, этот плодовитый автор написал семь монографий по военной истории и один фантастический роман о войне Англии против Франции и России. В 1896 году в Лондоне вышла его книга "Броненосцы в бою. Очерк военно-морских действий с 1855 по 1895 год и обзор развития броненосного флота в Англии". Через тридцать лет, т.е. в 1926 году, Вильсон опять издает эту свою работу, но уже как первый том двухтомной монографии. Вторым ее томом стала вновь написанная книга "Линейные корабли в бою 1914-1918 гг.".

Переводное издание первой книги появилось в России в 1897 году по инициативе Главного Морского штаба. После революции она у нас не переиздавалась. Второй том был напечатан военным издательством Наркомата обороны СССР в 1935 году. По воле, а точнее своеволию, русского редактора, книгу назвали "Морские операции в мировой войне. 1914-1918 гг.". В 1936 году издание повторяется, но уже под авторским названием. Через два года "Линейные корабли в бою" в третий раз выходят на русском языке и очень быстро исчезают с прилавков книжных магазинов. В настоящее время книга Вильсона заслуженно считается библиографической редкостью.

Если сравнить литературу с музыкой, а писателя с композитором, то можно сказать, что Вильсон написал Реквием уходящей в прошлое эпохе. В первой книге его двухтомника звучит тема величия Британии и ее броненосного флота. Во втором томе эту торжественную мелодию пытается заглушить какофония Зла, материализованного в действиях подводных лодок.

Эти две мелодии то звучат по отдельности, то сталкиваются друг с другом и сплетаются в яростном противоборстве. Вот английский крейсер спасает экипаж тонущего германского заградителя и погибает на поставленных им минах. Подводные лодки кайзера топят пассажирские суда нейтральных держав и находят заслуженную смерть под килями британских эсминцев.

Эти маленькие эпизоды большой войны порождают у читателя ощущение напряженного ожидания, которое всегда предшествует появлению главных героев драмы. Наконец они выходят из своих портов и в кильватерных колоннах двигаются навстречу друг другу, чтобы поставить победную точку в генеральном сражении линейных кораблей.

Вильсон не собирается прощаться ни с линкорами, ни с уходящей в прошлое эпохой. Он хочет утвердить ее принципы в новых исторических условиях. Этому в немалой степени способствует характерная для него манера изложения. Как и положено истинному британцу, он избегает дешевой сенсационности и ложной проблемности. Его речь не допускает ни вопросов, ни замечаний со стороны читателя, который умеет вести светскую беседу. Вильсон не дает своим переживаниям выйти наружу и его внутренняя эмоциональность, соединенная с внешней невозмутимостью производит более сильное впечатление, чем открытое выражение радости или скорби.

Подобно английской "Таймс", Вильсон претендует на беспристрастность изложения и оценок. Он признаёт, что немцы превзошли англичан в конструкции кораблей, в точности стрельбы и тактическом мышлении. Столкнувшись с основными силами Гранд Флита, немецкий адмирал граф Шпее талантливым маневром обманывает своего многократно численно превосходящего противника и избегает разгрома. Несмотря на все преимущества своего флота, он выходит из удачно начавшегося для него боя. По мнению Вильсона, это еще раз подтверждает незыблемость морского величия Британии. Чем больше у врага преимуществ, тем выше значение одержанной над ним победы.

В этот момент современный читатель, который все время послушно следует за мыслью автора, получает реальную возможность сделать собственные выводы. Он уже знает, что в конце XX века Англия больше не господствует на морях и закат ее могущества начался именно в Первую мировую войну.

Оценивая прошлое через настоящее, можно воспринять книгу Вильсона, как подражание высоким образцам античной трагедии. Но сам автор вовсе не собирается прощаться с тем, что ему дорого. Он пытается убедить своих читателей, что линкоры всегда будут царствовать в океанах, но пророчество его не сбывается, а приведенные доказательства оказываются откровенно слабыми.

По мнению английского историка, подводная лодка беспомощна против линкора или крейсера, если их командиры соблюдают элементарные меры предосторожности. Да, немецкая лодка "U 9" под командованием капитан-лейтенанта Отто Веддигена уже в самом начале войны потопила броненосные крейсера "Абукир", "Хог" и "Кресси", но эта крупная победа германских подводников объясняется исключительно неверной тактикой англичан, грубыми просчетами штабов и психологией человека XIX века.

Офицеры королевского флота всегда встречают врага лицом к лицу. Они просто не могут допустить возможность подлого удара в спину, поэтому командиры потопленных английских крейсеров не приняли элементарных мер защиты от немецких торпед. Когда тонул торпедированный первым "Абукир", командиры "Хога" и "Кресси" должны были немедленно покинуть опасный район, но лорды Адмиралтейства не дали им соответствующих инструкций, а честь и законопослушность не позволили бросить попавших в беду товарищей. "Хог" и "Кресси" застопорили машины и принялись спасать тонущих матросов "Абукира". Тем самым они подставили себя под торпеды "U 9". Как только англичане поняли суть новой угрозы, они приняли ответные меры, постаравшись надежно защитить корабли Гранд Флита от немецких подводных лодок.

Средством обуздания германских пиратов стали действия английских подводных лодок и торпедных катеров. Осуждая новые методы войны на море как откровенно варварские, Вильсон в то же время гордится мужеством британских подводников и катерников. Это явное логическое противоречие объясняется все той же психологией викторианской эпохи.

Истинный англичанин считал и считает себя образцом нравственного совершенства. Он благороден, сдержан и справедлив в отношении с равными себе людьми. Поскольку в этой войне германцы благородством не отличаются, то по отношению к ним можно без всяких угрызений совести пренебречь моралью. Нельзя же быть честным, играя с карточным шулером.

Командиры английских подводных лодок и торпедных катеров прошли прекрасную подготовку на линейных кораблях Великобритании, где сформировались как рыцари "без страха и упрека". Это очень важное для Вильсона обстоятельство позволяет ему сделать оптимистический для человека XIX века вывод о незыблемости морского величия старой доброй Англии с ее могучим линейным флотом. Если же в далеком будущем подводные лодки сумеют вытеснить линкоры, то и на новых кораблях будут служить джентльмены, сохраняющие незыблемые традиции Гранд Флита Великобритании.

После 1944 года, когда был спущен на воду последний линкор, все морские державы отказались от этого класса кораблей. Пророчество Вильсона не оправдалось, но его Реквием линейным кораблям в бою будет очень долго звучать в душе тех, кто влюблен в море и военный флот.

В. Прончатов,

кандидат исторических наук

Новые факторы в мировой войне. – Подводная лодка. – Воюющие страны. Состав флотов. – Дредноуты. – Артиллерийское искусство у англичан и немцев. – Скорострельность артиллерии. – Британская броня. – Недостатки британских снарядов. – Британские торпеды. – Личный состав. – Планы кампании. – Британские базы. – "План №17". – Его недостатки с морской точки зрения. – Германский флот предупрежден. – Энергичная работа британского Адмиралтейства. – Гранд Флит. – Военные руководители. – Гибель первой подводной лодки. – Потопление "Кёнигин Луизе". – Потопление "Амфиона". Германские минные поля в открытых водах. – Переброска британской армии во Францию.

Война на море 1914-1918 гг. существенно отличалась от всех предыдущих войн. Она велась в трех измерениях: в воздухе, на поверхности моря и под водой. Впервые широко применялись авиация и подводные лодки. Авиация, правда, уже применялась в войнах 1911-1912 и 1912-1913 гг. для разведки на суше, но на море, за исключением случая налета гидросамолета Мутузиса на Дарданеллы в феврале 1913 г., она не применялась*. Так же обстояло дело и с подводными лодками: они имелись и в итальянском, и в греческом флотах, но удобных случаев атаковать им не представилось. Что они должны оказать глубокое влияние на ведение морской войны, было несомненно, но каков именно должен быть характер этого влияния, оставалось неясным.

Маневры и опыты, производившиеся в мирное время различными флотами, оставили много сомнений в отношении способности подводных лодок совершать большие походы и держаться в море свыше 48 часов. Ни один флот не выработал действительных методов атаки и уничтожения подводных кораблей, поэтому все командиры надводных соединений в присутствии или в районе действий этого коварного врага испытывали сильное беспокойство. Что касается воздушных сил, то они не стали еще в 1914 г. составной частью линейного флота, хотя для британского флота строился специальный корабль, который должен был нести на себе гидросамолеты, и старый крейсер "Хермес", приспособленный для перевозки гидросамолетов, принимал участие в маневрах 1913 г.

Вначале боевые действия происходили между британским, французским и русским флотами, называвшимися "союзными", с одной стороны, и германским и австро-венгерским флотами (флотами центральных держав) – с другой. За вступлением в войну Турции в октябре 1914 г. на стороне Германии последовало выступление Италии на стороне союзников в мае 1915 г.

По истечении большого промежутка времени, в апреле 1917 г., выступили США, тоже на стороне союзников. Япония на Дальнем Востоке действовала совместно с союзниками с 23 августа 1914 г., а позднее оказала им значительную поддержку в Средиземном море, не говоря уже об охране восточных океанских вод. Ряд малых европейских государств, в том числе Греция и Португалия, также счел для себя необходимым в силу тех или иных причин политического характера присоединиться к союзникам в различное время, но, кроме предоставления в распоряжение флотов союзников новых баз, они участвовали в морских операциях мало.

География играла в этой борьбе роль, которую нельзя недооценивать. В силу географических условий русские флоты, находившиеся в Балтийском и Черном морях, были изолированы и не имели возможности соединиться как с британским, так и с французским флотами. Трудности доступа в Балтийское и Черное моря были таковы, что союзники не могли посылать туда русским ни подкреплений, ни снабжения. Германо-турецкая блокада России, которую союзникам так и не удалось окончательно прорвать, была одной из самых важных причин поражения России. Такими же преимуществами, какими Германия пользовалась в силу географических условий против России, Великобритания располагала против Германии. Британские острова лежали, как барьер, поперек морских путей Германской империи* и преграждали три прохода: Дуврский пролив шириной в 20 миль, пролив между Шетландскими и Оркнейскими островами шириной в 40 миль и проход между Шетландскими островами и Норвегией шириной около 200 миль. Британский флот мог прервать сообщения и заставить германский флот принять бой, если бы он пытался прорваться в Атлантику.

Кроме того, развитая береговая линия Британских островов давала широкую возможность выбора морских баз, так что немцы никогда не знали наверное, где находятся главные силы британского флота. В Средиземном море австрийский флот был тоже изолирован силами, действовавшими из британских и французских баз, и вследствие неблагоприятной стратегической обстановки оказался запертым в Адриатическом море. В общем, австрийский флот был так же надежно закупорен союзниками, как и русский флот в Балтике был заперт немцами.

Таким образом, союзные силы были разделены на три группы:

а) главные силы, состоявшие из британского и французского флотов, а впоследствии и флотов японского, итальянского и США; эти силы могли соединяться и организовываться по усмотрению их командования;

б) русский флот, изолированный в Балтике; к нему могли присоединяться только подводные лодки союзников; сам он был никак не в состоянии нанести германскому флоту решительное поражение;

в) русский флот в Черном море, совершенно изолированный.

Морские силы Германии и ее союзников также делились на три группы:

а) германский флот в Северном и Балтийском морях, запертый более сильным британским флотом;

б) австрийский флот, запертый в Адриатике;

в) турецкий флот (усиленный двумя германскими кораблями, находившимися в Средиземном море до объявления войны), изолированный на Ближнем Востоке.

Владея Египтом и Суэцким каналом, союзники занимали командующее положение на морских путях на Дальний Восток, препятствуя германскому флоту производить здесь операции против торговли.

Вследствие таких географических условий морская война распалась на отдельные кампании, из которых кампания на Черном море представляла незначительный интерес, а кампании на Балтийском и Адриатическом морях имели второстепенное значение. Основным звеном в борьбе, превосходившей по ожесточению все бои, имевшие место в прежних морских войнах, была борьба между Великобританией и Германией сначала на поверхности моря, а потом под водой.

По составу сил союзники обладали значительным превосходством, но только на бумаге. Нижеследующая таблица показывает численность кораблей главнейших классов, состоявших в строю и в постройке на 14 июля 1914 г. (С – в строю; П – в постройке.)

СООТНОШЕНИЕ СИЛ СТОРОН НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

В эту таблицу не включено внушительное число более старых кораблей, хотя они принимали значительное участие во второстепенных операциях. Британский флот имел еще целый флот: 34 броненосных крейсера, 9 из которых были вооружены достаточно тяжелой артиллерией – по четыре 9,2-дм (234-мм) орудия в бортовом залпе, не считая орудий меньших калибров. В начале войны Великобритания имела в североевропейских водах 20 линейных кораблей типа дредноут и 4 линейных крейсера, готовых к действию против равноценных 14 германских линейных кораблей** и 3 линейных крейсеров. Превосходство англичан в линейных силах на 40% (24 к 17) не было слишком большим для флота, который должен был быть всегда готовым к бою и стратегически находился в положении обороняющегося. В отношении эскадренных миноносцев Германия была так же сильна, как и Великобритания. 16 новых британских эскадренных миноносцев находились в Средиземном море. Кроме того, по мореходным качествам только 16 британских подводных лодок из числа находившихся в строю были равноценны германским лодкам*. Французские подводные лодки годились для ограниченных действий, но были неспособны к нападению**.

Британские морские силы могли увеличиваться и увеличивались двумя путями: во-первых, постройкой новых кораблей и, во-вторых, реквизицией кораблей, строившихся в Великобритании для других держав. К концу июля в Великобритании заканчивалась постройка 3 линейных кораблей-дредноутов: 2 для Турции и 1 – для Чили. Они были реквизированы и переименованы в "Эджинкорт", "Эрин" и "Канада". Британское правительство в то время еще не знало, что Турция уже заключила с Германией тайный союз***, который должен был поставить оба турецких корабля, в случае если бы они успели дойти до Константинополя, во враждебные союзникам ряды и который значительно усложнял положение на Средиземном море.

Кроме этих 3 линейных кораблей, в Великобритании строились также 2 легких крейсера для Греции****, 3 мелкосидящие бронированные канонерские лодки (монитора) для Бразилии и 4 лидера для Аргентины, все они были также реквизированы.

Со времени русско-японской войны имело место чрезвычайное развитие мощи больших кораблей, точнее – кораблей, предназначенных для ведения боя в "линии баталии". В британском флоте были приняты типы дредноута и линейного крейсера; в этом отношении, как и во многих других, он шел впереди всех в мире. Особенностью дредноутов было то, что они имели в бортовом залпе не менее 8 тяжелых орудий (280-мм и выше) одного калибра. Линейные крейсеры представляли собой те же дредноуты, на которых сила артиллерии и броневая защита были принесены в жертву скорости, но и на них старались иметь в бортовом залпе не менее 8 тяжелых орудий.

Линейные корабли погибшие в ходе Второй Мировой войны, полный список упорядоченный по дате гибели.

Линкор Роял-Оук над водой

1940 год

3.07.1940 г., французский линкор «Бретань» потоплен британскими линкорами «Худ», «Вэлиант», «Резолюшн» (операция «Катапульта»)
14.10.40 г., британский линкор «Ройял Оук» потоплен немецкой подводной лодкой U-47
12.11.40 г. итальянский линкор «Конте ди Кавур» потоплен британскими торпедоносцами в порту.


…и под водой

1941 год

10.4.41 г., греческий броненосец «Килкис» потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками в порту.
10.4.41 г., греческий броненосец «Лемнос» потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками в порту.
25.4.41 г., британский линкор «Худ» потоплен немецкими линкором «Бисмарк» в ночном бою.
27.5.41 г. немецкий линкор «Бисмарк» потоплен в ходе боя с британскими «Кинг Георг V», «Родней». Есть версия, что истинная причина гибели «Бисмарка» - подрыв экипажем боезапаса.


Советский линкор «Марат»

29.9.41 г. советский линкор «Марат» потоплен немецким пикирующим бомбардировщиком в порту. Впоследствии превращен в плавучую батарею.


Плавучая батарея «Волхов» - все что осталось от «Марата» - носовая часть полностью отсутствует

21.11.44 г. японский «Конго» потоплен американской подводной лодкой «Си лайон».
25.11.41 г., британский «Барэм» торпедирован немецкой подводной лодкой U-311.
7.12.41 г., линкор США «Аризона» потоплен в порту в ходе налета японской авиации на Перл-Харбор.
7.12.41 г., линкор США «Оклахома» потоплен в порту в ходе налета японской авиации на Перл-Харбор.
10.12.41 г., британский «Принс оф Уэлс» потоплен японской авиацией.
10.12.41 г., британский «Рипалс» потоплен японской авиацией.
17.12.41 г., немецкий «карманный линкор» «Адмирал граф Шпее», ввиду полной бесперспективности боя с британской эскадрой, затоплен командой.


Адмирал граф Шпее «попорченный» собственной командой

1942 год

13.11.42 г, японский линкор «Хиэй» потоплен американской авиацией.
15.11.42 г, японский «Кирисима» затонул после боя с американским линкором «Вашингтон»


«Вашингтон» ведет огонь по «Кирисима»

1943 год

8.6.43 г., японский «Муцу» погиб в следствии взрыва боезапаса кормовых башен главного калибра.
9.9.43 г., новейший итальянский линкор «Рома» уничтожен английской радиоуправляемой бомбой.
26.12.43 г., немецкий «Шарнхорст» погиб в ходе боя с британским «Дьюк оф Йорк».

1944 год

24.10.44 г., японский линкор «Мусаси» погиб в ходе битвы за Филлипины от действий корабельной авиации США
25.10.44 г., японский линкор «Фусо» в ходе битвы за Филлипины уничтожен в бою с американскими линкорами.
25.10.44 г., японский линкор «Ямасиро» в ходе битвы за Филлипины уничтожен в бою с американскими линкорами.
12.11.44 г., немецкий «Тирпиц» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.


«Бисмарк» бьет по «Худу». Съемка с борта линкора «Принц Евгений»

1945 год

27.2.45 г., немецкий «Гнейзенау» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
9.4.45 г, немецкий «Адмирал Шеер» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
7.4.45 г., японский «Ямато» погиб от действий корабельной авиации США.
3.5.45 г., немецкий «Лютцов» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
18.7.45 г., японский «Харуна» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
24.7.45 г., японский «Хьюга» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.
28.7.45 г., японский «Исэ» уничтожен в порту в ходе воздушного налета.

Итоги действий линейных кораблей во Второй Мировой войне

Всего в списке погибших кораблей второй мировой - 32 линейных корабля (если считать. Учитывая, что всего у воюющих стран на тот момент насчитывалось в общей сложности 86 линкоров, это конечно же не мало. Стоит учитывать, что ко времени начала самого страшного конфликта 20 века, линкоры считались этаким «последним доводом» - их берегли как зеницу ока и вводили в дело только в самых крайних случаях.


Останки «Бисмарка» на океанском дне

Если обобщить причины гибели линкоров, мы получим следующие данные:
Погибли от действия авиации: 19 шт. (59%)От огня других линкоров: 7 шт. (21,8%)Потоплено подводными лодками: 3 шт (9%)
Погибло по другим причинам: 2 шт (6%)
Иными словами в качестве «последнего довода» линкоры себя не оправдали совершенно - львиная часть их была уничтожена с помощью вооружений в сотни раз уступающих им по огневой мощи, водоизмещению и стоимости. А если принять в расчет, что довольно большой процент судов был уничтожен или погиб, по большому счету, не участвуя в бою («Аризона», «Оклахома», «Бретань», «Рома», «Лютцов», «Шеер», «Тирпиц», «Гнейзенау», «Харуна», «Хьюга», «Исэ», «Адмирал граф Шпее», «Муцу», оба несчастных греческих броненосца), а ещё ряд («Ямато», «Принс оф Уэлс») уничтожены не выполнив даже десятой доли поставленных для них задач, становится понятным - к началу Второй Мировой войны класс линейных кораблей безнадежно устарел и являлся скорее пережитком прошлого, чем реальной боевой силой.

Annotation

Новая книга от автора бестселлера «Дуэли авианосцев»! Лучшее исследование ведущего историка флота, которое при всем своем профессионализме читается как захватывающий авантюрный роман! Невероятные приключения и превращения линейного корабля на протяжении четырех столетий – от деревянных парусников до закованных в тяжелую броню колоссов, кажущихся пришельцами из другого мира!

Почему этот класс кораблей неоднократно менялся до неузнаваемости? Отчего в XX веке линейные флоты, на создание которых были потрачены астрономические суммы, не оправдали возлагавшихся на них надежд, а ставка на генеральное артиллерийское сражение оказалась бита? Правда ли, что линкоры навсегда уступили первенство авианосцам – или ракетное оружие подарило им новую жизнь? И стоит ли в ближайшем будущем ожидать очередной «реинкарнации» линкора?

Эта книга позволит по-новому взглянуть на прошлое, настоящее и будущее самых грозных боевых кораблей в истории – наглядного олицетворения морской мощи.

Александр Геннадьевич Больных

Парадоксы истории

Не совсем броненосцы и совсем не линкоры

Пагубное влияние

Движение в потемках

Хрестоматийная война

Путь к вершине

Актеры второго плана

Все дороги ведут вниз

Морские битвы в Вашингтоне и Лондоне

Рейдеры, зато очень большие

Стоя в порту

Линкоров много не бывает

Два с половиной боя

Король и его наследник

Второе, третье, четвертое пришествие

Как они тонули?

Библиография

Александр Геннадьевич Больных

Линкоры в бою. Великие и ужасные

Парадоксы истории

Уж если даже известный историк Зигфрид Брейер начинает рассказывать историю линейного корабля с доисторических времен, то нам, как говорится, сам бог велел последовать его примеру. Например, первым сражением, в котором решающую роль сыграли «линейные корабли» той эпохи, стало сражение при Саламине в 480 году до нашей эры. Доисторическим линейным кораблем тогда служили знаменитые афинские триеры. Кстати, именно со сражением у Саламина связана первая из загадок военно-морской истории. Вы помните, как излагается ход этого сражения в подавляющем большинстве источников? Хитроумный Фемистокл заманил персов в узкий пролив, где персы не могли использовать свое огромное численное преимущество, причем тяжелые персидские корабли не могли маневрировать, и верткие греческие триеры нанесли персидскому флоту тяжелые потери. Однако недавно некоторые историки задали резонный вопрос: а откуда у персов взялись тяжелые корабли? И предложили совсем иное описание сражения. Хитроумный Фемистокл заманил персов в узкий пролив, где тяжелые греческие триеры паровым катком прошлись по легким персидским судам, в большинстве своем – мобилизованным торговым судам финикийцев. Кто прав? Ну, теперь мы это уже вряд ли узнаем.

В общем, на много веков вперед линейный корабль стал гребным судном – триерой, пентерой и так далее, а главным тактическим приемом в морских боях считался таран. Увы, древняя «артиллерия» в виде баллист и катапульт была слишком неточной и маломощной, чтобы с ее помощью можно было топить корабли. Правда, во время Пунических войн римляне, которые явно уступали карфагенянам в морской выучке, нашли оригинальный способ превратить морскую войну в сухопутную. Они изобрели абордажный мостик, который почему-то был назван «вороном». В результате каждое сражение превращалось в серию абордажных схваток, которые римские легионеры выигрывали за явным преимуществом. Это был первый, но далеко не последний случай, когда тактика делала шаг назад.

Долгое время весло считалось главным движителем, а рабы – двигателем корабля. И даже не менее знаменитое сражение при Лепанто в 1571 году, то есть через две тысячи лет после Саламина, все равно провели все те же гребные суда, пусть теперь они превратились в галеры. А вот потом кораблестроение совершило резкий рывок, и ко времени англо-голландских войн парус окончательно вытеснил весло, что и неудивительно – на океанских просторах веслом особенно не помашешь. Вдобавок к этому времени военные корабли окончательно отделились от вооруженных купеческих судов, и появился настоящий линейный корабль, пока еще парусный, и главным оружием стала артиллерия. Первым специально построенным артиллерийским кораблем была английская каракка «Мэри Роуз». Далее повторилась история гребных судов – на долгое время вся эволюция линейного корабля свелась к увеличению размеров при отсутствии каких-либо качественных изменений.

К началу XIX века парусный линкор достиг предельных размеров, которые позволяло деревянное кораблестроение. 100-пушечные линкоры стали венцом его развития на данном этапе. Кстати, именно в период наполеоновских войн был поставлен рекорд по численности линейных кораблей одного типа. Первые попытки стандартизации предпринимали еще испанцы при постройке своих вест-индских галеонов, но безусловное первенство в этой области принадлежит французам. Французский конструктор Жак Санэ создал настолько удачный проект 74-пушечного линейного корабля, что с 1782 по 1813 год были заложены 107 кораблей этого типа! Кстати, именно Санэ создал проект, по которому строилась и самая крупная серия тяжелых линкоров – 118-пушечный «Коммерс де Марсель» – 16 кораблей водоизмещением 5100 тонн. Кстати, эти корабли имели даже своеобразную броню – толщина дубовой обшивки временами достигала 1,5 метра, и ее брало не всякое ядро.

Именно эпоха парусного линкора дала самых выдающихся флотоводцев: де Рейтера, Джервиса, Нельсона, Сюффрена. Исход многих войн решался в сражениях на море, и главную роль в этих сражениях играл линейный корабль. На долгое время любое сражение превратилось в артиллерийскую дуэль двух кильватерных колонн на параллельных курсах, а тактические приемы вроде прорезывания строя противника все-таки оставались редким эпизодом.

Но все течет, все изменяется. Появление паровой машины в середине XIX века мало что изменило в морской стратегии и тактике, она оставалась не более чем вспомогательным механизмом на случай штиля. Гораздо более серьезный удар гордым ценителям морей нанесло появление бомбической пушки. Французский генерал Пексан резко увеличил вес снаряда, вместо 36-фн ядра появилась 68-фн разрывная бомба, противостоять которой не мог уже ни один деревянный корабль. Точку в этом споре поставило сражение при Синопе в 1853 году, после которого всем адмиралам стало ясно: больше так жить нельзя!

Но первыми этот вывод сделали не победившие в сражении русские и не проигравшие его турки, оргвыводы последовали на родине бомбических пушек – во Франции. Кстати, это очень легко объяснить. Крымская война стала первой из войн нового времени, когда одним из решающих факторов стал уровень развития промышленности страны, поставляющей армии наиболее современные и наиболее мощные системы вооружения. И чем дальше, тем все большую роль играл этот фактор. Для борьбы с русскими береговыми батареями французы построили несколько блиндированых плавучих батарей, которые продемонстрировали свою боевую ценность 17 октября 1855 года. Этот день следует считать первой знаменательной датой в истории броненосного линейного корабля, хотя до его появления на свет еще оставалось несколько лет.

Следующий шаг сделала другая промышленно развитая страна – Соединенные Штаты. Во время Гражданской войны там было построено множество кораблей нового типа – мониторов, и даже состоялся первый бой броненосных кораблей. 9 марта 1862 года на Хэмптонском рейде встретились башенный «Монитор» северян и казематный броненосец южан «Вирджиния». Но давайте не будем преувеличивать значение этого мелкого эпизода, ведь все до единого столкновения в ходе этой войны состоялись в прибрежных водах или на реках. Ни один из броненосных кораблей противников в открытом море показаться не посмел в силу ничтожной мореходности. Да и броня их, если говорить честно, была более чем странной.

Именно эти соображения заставляют усомниться в истинном значении попытки французов получить мореходный броненосец, обвешивая прокованными полосами железа свои деревянные корабли. Все-таки первым истинным военным кораблем нового поколения стал британский «Уорриор», который внес два революционных изменения в кораблестроение: железный корпус и катаные толстые броневые плиты. Именно это дает нам основание назвать его первым настоящим линейным кораблем в полном смысле этого слова.

20 июля 1866 года в Адриатическом море у острова Лисса состоялось первое сражение броненосных флотов – уже не случайная стычка пары кораблей у самого берега, а настоящий морской бой в открытом море. Но, к сожалению, этот бой оказал самое пагубное влияние на развитие тактики броненосных флотов. Временная слабость артиллерии вынудила адмирала Тегетгоффа использовать в качестве главного орудия таран, и этот прием был принят на вооружение всеми остальными флотами, несмотря на быстрое качественное совершенствование тяжелых орудий. Парадоксальное сочетание: рывок вперед в развитии техники и откат назад в тактике.

После этого до конца XIX века адмиралы и кораблестроители пытались найти идеальный тип линейного корабля. Батарейный броненосец, который еще называли броненосным фрегатом, потому что он имел одну орудийную палубу, сменил броненосец с центральной батареей. Теперь орудия ставились не по всей длине палубы от штевня до штевня, а лишь в центральной части корпуса, но зато батарея прикрывалась от продольного огня броневыми траверзами. Кстати, как единственный «истинный» батарейный линкор следует упомянуть французскую «Мадженту», которая имела два орудийных дека.

Резко увеличившийся вес новых орудий привел к скачкообразному сокращению их количества, но...



Что еще почитать