Танк 72б технические характеристики. Отечественное оружие и военная техника. Устройство управления и экипаж


МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-72Б3
THE MODERNIZED TANK T-72B3

В 2011 г. Министерство обороны РФ решило прекратить закупку новых танков семейства Т-90. Тем же Министерством обороны принято решение, что Т-80 и модификации модернизироваться не будут и все средства пойдут на капитальный ремонт и модернизацию имеющихся Т-72. УКБТМ было разработано 15 опций модернизации Т-72. Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б.
Глубокой модернизацией танков Т-72 до версии Т-72Б3 занимается «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. По оценкам специалистов Т-72Б3 способен на равных способен противостоять на танковом биатлоне самым лучшим иностранным машинам, в том числе М1А2 из Кувейта и китайским Тип 96-99. В данном танке использован задел наработок, полученных при создании Т-72Б2 и Т-90СМ.

Контракт на проведение модернизации танков был подписан в мае 2012 года на сумму 6 млрд рублей (150 млн долл) в рамках более масштабного соглашения, которое должно загрузить производственные мощности «Уралвагонзавода» по меньшей мере на три года. Финансирование соглашения составит более шести миллиардов рублей. Помимо этих средств предприятие получит еще 6,2 миллиарда рублей на модернизацию производства.
Т-72Б3 – это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин. Комплектация определена Минобороны РФ (решение принимал Владимир Поповкин, когда был начальником вооружения, и Николай Макаров, бывший глава Генштаба). Стоимость модернизации одного Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходит на капитальный ремонт танка - машины полностью разбирают, обследуют все детали и меняют устаревшие на новые; остальные деньги тратят на модернизацию - закупку и установку нового оборудования и других комплексов, которые выбрал заказчик.
В ходе доработок танк получил новую систему управления огнем, включающую, в том числе, многоканальный всесуточный прицел наводчика. С его помощью танк может в любое время суток обнаружить и распознать цель на расстоянии до пяти километров. Кроме того, машину оснастили цифровым баллистическим вычислителем с комплектом датчиков метео- и топографических условий. Он обеспечивает автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышает точность стрельбы. Новый комплекс управляемого вооружения гарантирует высокую вероятность уничтожения цели ракетой с места и в движении на дальности до пяти километров. А внедрение автомата сопровождения целей упростило работу наводчика при стрельбе с ходу и по движущимся целям. Кроме того, усовершенствованный танк получил более современную динамическую защиту и цифровые средства связи.
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного. Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) – осталась открытая ЗПУ с ручным управлением.
Для улучшения динамических характеристик при возросшей массе танка устанавливается турбодизельный двигатель, мощность которого увеличена более чем на 30% по сравнению с базовым изделием. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.
Стоимость капитального ремонта с модернизацией Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходят на капитальный ремонт танка и его дизель В-84-1. Закупочная стоимость Т-90А сотавляет от 70 млн. руб. (2009 г.) до 118 млн. руб. (2011 г.).
Танк Т-72Б3 принят на вооружение российской армии приказом Министра обороны РФ от 19 октября 2012 года.
В Алабино в августе 2013 года на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» – танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».

На IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo (RAE 2013), которая начала работать сегодня в Нижнем Тагиле, в составе экспозиции ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» ОАО НПК «КБМ» представило два своих изделия. Впервые демонстрируется натурный образец модифицированного комплекса активной защиты объектов бронетанкового вооружения и техники «Арена-Э» на модернизированном танке Т-72Б3. Сектор защиты по азимуту у комплекса расширен до кругового. Если прежняя модификация поражала противотанковые управляемые ракеты и противотанковые гранаты, то новая рассчитана ещё и на уничтожение артиллерийских кумулятивных снарядов. Вместо моноблочной радиолокационной станции, являвшейся демаскирующим признаком, новая «Арена-Э» оснащена многомодульной РЛС, распределённой по контуру башни. Сократилось количество защитных боеприпасов. Общая масса комплекса уменьшена более чем в полтора раза.

К концу 2013 года на вооружение Западного военного округа было передано около 270 машин. Порядка 30 модернизированных танков Т-72Б3 в 2013 году поступили на вооружение Амурского общевойскового объединения Восточного военного округа. В 2015 году на новую технику перейдут все амурские военные подразделения.

На прошедшей в Минске выставке MILEX-2014 Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представила натурный образец модернизированного танка Т-72 и другие свои военные разработки. В первый день работы выставки стенд УВЗ посетил премьер-министр Республики Беларусь Михаил Мясникович. Основным объектом его внимания в экспозиции УВЗ стал натурный образец модернизированного танка Т-72. Белоруссия заинтересована в предложенном Россией варианте модернизации основных боевых танков Т-72. Об этом на 7-й международной выставке вооружений «Милекс-2014″ (MILEX-2014) сообщил советник генерального директора НПК «Уралвагонзавод» Алексей Маслов. «Мы уже много лет эту тему обсуждали и сегодня, наконец- то, определились с опциями, которые бы белорусы хотели видеть на своих танках, – сказал Маслов. – Все, что в башне сделано их устраивает, про остальное будут думать».
Советник пояснил, что пока Минобороны Белоруссии оставит на модернизируемых танках штатный двигатель и шасси, потому что «у них есть определенный запас гусениц и другого ремонтного фонда. Модернизация будет осуществляться на белорусских заводах, куда будут поставляться из России модернизационные комплекты и соответствующая технологическая оснастка в рамках военно-технического сотрудничества.
MILEX 2014 – 7-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» выступала генеральным спонсором Чемпионата мира по танковому биатлону, который 4 августа 2014 года стартовал на полигоне в Алабино. На прошедшем в 2014 году Международном танковом биатлоне в Алабино сборная России выступала на специально разработанных «гоночных» танках Т-72Б3М (также обозначается как Т-72Б4), оснащенных мощным двигателем В-93 мощностью в 1130 л.с., гидравлической трансмиссией и автоматической коробкой передач. Удельная мощность этой модели (масса танка меньше массы Т-90А почти на 5 т) превышает такой же показатель других танков, участвующих в конкурсе. При массе танка 44,5 т удельная мощность составляет 25,39 л.с./т. Этот двигатель также устанавливается на экспортные танки Т-90СМ массой 46,5 т. Кроме того, танки оснащены усовершенствованной пушкой 2А46М5, которая имеет лучшие характеристики, чем пушка, установленная на предыдущих Т-72Б.

В ноябре 2014 года завод «Омсктрансмаш» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года по капитальному ремонту и модернизации поступающих из войск танков Т-72Б3. По словам гендиректора «Омсктрансмаша» Игоря Лобова, география поставок отремонтированных и модернизированных бронемашин в 2014 году расширилась – Т-72Б3 поставлены в воинские части всех военных округов страны. Большая часть машин отправлена в Новгородскую область и на Дальний Восток.
В мотострелковое соединение ЮВО, дислоцированное в Чеченской Республике, 27 ноября 2014 года прибыл очередной железнодорожный состав с 29 модернизированными танками Т-72Б3. Теперь все танковые подразделения в Чечне полностью перевооружились на новые боевые машины. Вместе с техникой в соединение прибыли представители завода-изготовителя из Омска, которые помогли танкистам ознакомиться с эксплуатационными особенностями новых танков.
В декабре 2014 года «Уралвагонзавод» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года и уже модернизировал 140 танков Т-72 в счет оборонного заказа 2015 года. Данная бронетехника выдержала все виды испытаний и была принята военным представителем Минобороны РФ. «После модернизации танк становится более маневренным за счет нового мощного двигателя и гусеничных лент. Современный прицел позволяет вести наблюдение и стрельбу в ночное время на большие расстояния, а также стрельбу управляемыми ракетами на расстояние до 5 километров. Также установлена более мощная и надежная рация, позволяющая вести радиообмен на большее расстояние с лучшим качеством», – рассказал замначальника 47-го военного представительства Алексей Грязнов.

В 2015 году в рамках Гособоронзаказа-2015 на вооружение мотострелковых соединений Восточного военного округа (ВВО) поступит более 70 модернизированных танков Т-72Б3. Новая боевая техника идет на замену устаревших танков Т-72Б1. Ее поставки будут осуществляться напрямую с завода-изготовителя.
В начале 2015 года 15 глубоко модернизированных танков Т-72Б3 производства корпорации «Уралвагонзавод» поступили в рамках Гособоронзаказа в юргинскую мотострелковую бригаду Центрального военного округа, дислоцированую в Кемеровской области.

Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. В конце марта 2015 г. более 20 машин производства корпорации «Уралвагонзавод» доставлены железнодорожным транспортом на станцию разгрузки.


Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала в марте 2015 года первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. Отдельная гвардейская мотострелковая Звенигородско-Берлинская орденов Кутузова и Суворова II степени бригада дислоцируется в городе Юрга с 1 января 1993 года.

НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) намерен начать производство новой модификации основного боевого танка (ОБТ) Т-72Б3, об этом на форуме «Армия-2015» заявил главный конструктор УВЗ Андрей Терликов. «Для новой модификации Т-72Б3 подготовлен комплект дополнительной защиты, – проинформировал Терликов. – В ближайшее время эту модификацию планируем запустить в серийное производство».
По словам Терликова, новая модификация Т-72Б3 получила танковый дизельный двигатель В2Ф мощностью 1130 л.с. «Механик-водитель получил автоматизированный комплекс управления, который самостоятельно предупреждает о повреждениях и авариях, а рабочее место командира оснащено панорамным прицелом», – добавил представитель «Уралвагонзавода».
«Эта модификация зарекомендовала себя с наилучшей стороны», – подчеркнул он.

Для участия в самом зрелищном шоу военной техники «Танковый биатлон-2015″ были отобраны 18 танков Т-72Б3, которые в 2014-2015 гг. прошли плановый капитальный ремонт с модернизацией на омском заводе. Двенадцать из них принимают непосредственное участие в состязании, шесть находятся в резерве. Лучшие танковые экипажи из 13 стран мира борются за первое место в тяжелых, приближенных к боевым, условиях. По результатам жеребьевки сборная России по «Танковому биатлону» вышла на трассу во втором заезде на танках красного цвета. Программа соревнований этого года включает следующие этапы: индивидуальная гонка, спринт, гонка преследования и эстафета.

«Уралвагонзавод» (УВЗ) досрочно выполнил контракт по модернизации в интересах Минобороны РФ танков Т-72Б3, такая тенденция продолжится и в 2016-2017 годы, заявил во вторник заместитель гендиректора по спецтехники УВЗ Вячеслав Халитов. «Контракт выполняется в полном объеме, срывов нет, и этот 2015 год мы заканчиваем досрочными поставками танков Т-72Б3 в российские вооруженные силы. Программа модернизации Т-72 продолжится в 2016-2017 годах», - сказал он.

В январе 2016 года Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского разместила в реестре закупок информацию (ссылка на закупку № 31603190542) о заключении договора с входящем в интегрированную структуру корпорации АО «Омсктрансмаш» на капитальный ремонт танков Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3. Ремонт будет выполняться в интересах российского Министерства обороны. Уралвагонзавод является головным исполнителем государственного контракта на модернизацию танков Т-72Б.
По условиям соглашения, в ремонт до конца 2015 г. должны поступить 32 танка, завершение модернизации запланировано до конца 2016 г. При этом цена ремонта, утвержденная по ГОЗ на 2015 г., применяется для 12 ед., для оставшихся применяется цена 2016 г. Стоимость контракта составляет 2 525 984 345,88 руб. (средняя цена работ на одном танке – 78,9 млн.руб.)

На сайте госзакупок в начале марта 2016 года появилась размещенная АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» информация о намерении заключить контракт «Авторское сопровождение и оказание технической помощи при проведениикапитального ремонта с модернизацией 154 танков типа Т-72Б (Т-72Б, Т-72Б1, Т-72БА) с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой». Начальная (максимальная) цена договора составляет 32,262 млн рублей. Срок действия договора – до 31 декабря 2017 года. Закупка должна быть осуществлена у единственного поставщика, с проведением работ в Нижнем Тагиле.
Работы должны выполняться в течении 2015-2017 годов в обеспечение исполнения государственного контракта № 1517187321301030119015402/Р/3/2/234-2015-ДГОЗ, в соответствии с техническими требованиями (ТТ) № 3/6/1-2015 от 19.01.2015 г., на основании технического задания (ТЗ) от 25.08.2015 г. Капитальный ремонт с модернизацией танков типа Т-72Б с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой проводится по конструкторской и ремонтной документации АЭЛ.184.СД-Р7 с дополнениями (для танков Т-72Б/Б1) и АЭЛ.184.СД-Р8 (для танков Т-72БА).
Указывается, что на основании ТТ и ТЗ Исполнитель с 01.10.2015 года приступил к фактическому выполнению работ.
Закупка должна быть произведена у единственного поставщика, которым, видимо, является входящее в интегрированную структуру этой корпорации АО «Омсктрансмаш», осуществляющее работы по капитальному ремонту танков типа Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, т 46
Длина, мм:
- с пушкой вперед 9530
- корпуса 6860
Ширина, мм 3770
Высота по крышу башни, мм 2226
Клиренс, мм 490
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,9
Площадь проекции, м2:
- лобовой 6
- бортовой 12,0
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град 30
- брод, м 1,2 (с ОПВТ -5)
Двигатель:
- тип V-образный многотопливный 4-х тактный дизель В-84-1 (или В-93, или В-92С2Ф)
- макс. мощность, л.с. 840 (или 1130, или 1130)
- система охлаждения жидкостная
- тип топлива ДЛ, ДЗ, ДА, Т-1, ТС-1, Т-2, А-66 и А-72
- система пуска стартер и сжатым воздухом (дополнительно)
Трансмиссия механическая, планетарная
- входные редуктора 1
- бортовые коробки передач 2
- бортовые редуктора 2
Приводы трансмиссии:
- тип гидравлические
Движитель: гусеничная лента с косыми грунтозацепами и ведущим колесом с улучшенной очищаемостью
Запас топлива, л 1200+400
Удельная мощность, л.с./т 18,3
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода, км 500
Бронезащита: на уровне танка Т-72Б, встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5»,
бортовые экраны корпуса с интегрированными модулями динамической защиты типа «Реликт»
и решетчатыми экранами проекции МТО корпуса
система пуска дымовых гранат 8 х 902А
применяемая граната 3Д7 или 3Д17
время постановки завесы, с, не более 3
Экипаж, чел. 3

ВООРУЖЕНИЕ

125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 (или 2А46М-5-01)
12,7-мм зенитный пулемет 6П50 «Корд»
Автомат заряжания Обеспечивается укладка и заряжание артиллерийских и управляемых выстрелов
Стабилизатор вооружения Двуплоскостной с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим малогабаритным приводом в вертикальной плоскости
Основной прицел: многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У», каналы:
- оптический;
- тепловизионный;
- канал лазерного дальномера;
- канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).
Запасной прицел наводчика: 1А40-1 (или 1А40-4)
Прицел командира: ТКН-3МК с системой «Дубль»
Автомата сопровождения целей
Радиосвязь: радиостанция УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук»
Комплекс программно-аппаратный АВСКУ
Дисплейный комплекс механика-водителя
Телевизионная камера заднего обзор

Даже в заокеанских рейтингах Леопард-2 нередко опережает американский Абрамс М1А2. У военных экспертов, разумеется, есть основания выводить немецкую машину на первое место. Но к званию «лучший танк мира» надо относиться с долей здорового скепсиса. Взгляните на башню Леопарда-2, зенитный пулемет вам ничего не напоминает? Все правильно, это МG3A1 - прямой потомок, точнее адаптированный под современный патрон MG-42 времен Второй мировой войны. Понимаю, весьма удачная «машинка», но не для третьего же тысячелетия! Лишь совсем недавно на танках бундесвера пулемет-легенду стали заменять на современный Heckler & Koch MG5 или дистанционно управляемый модуль со «стволом» 12,7 мм.

В животном мире крупная кошка леопард относится к роду пантер, так же как и тигр. Забавно - в немецкой бронетехнике легко прослеживаются эти звериные родовые черты. Леопард-2, как и танки вермахта времен Второй мировой, отличается вертикальной установкой бронелистов. Рациональных углов наклона брони на корпусе и на башне минимум, особенно на ранних модификациях. Мало того, громадный Леопард переразмерен в ширину и достаточно тяжел - типичные «тигриные» проблемы, затрудняющие транспортировку по железной дороге.

Получается, немцы с завидным упорством наступают на те же грабли? Не во всем. Во время войны с СССР были у машин кошачьего племени проблемы с ресурсом, мощностью двигателей и, главное, немцы не смогли наладить ремонт своих сложных танков в полевых условиях. Так вот, пробег Леопарда-2 до капитального ремонта составляет 10 тысяч километров. Силовая установка - турбодизель мощностью 1500 л.с., объединенный в единый блок с гидромеханической трансмиссией. Помимо высокой энерговооруженности такое техническое решение дает еще хорошую ремонтопригодность - силовую установку в сборе даже в полевых условиях можно поменять за 35 минут. Отличный показатель!

Есть у танка и другие плюсы. Леопард-2 обладает приемлемой подвижностью. Вооружение мощное: 120-мм гладкоствольная пушка Rheinmetall с современными боеприпасами и два пулемета. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. А вот автомата заряжания не предусмотрено. Поэтому в обитаемой башне танка находятся 3 человека: командир, наводчик и заряжающий. И это не все - в корме башни расположена часть боекомплекта. Ниша, где лежат снаряды, оборудована вышибными панелями. Считается, что при попадании снаряда в «пороховой погреб» такой конструкции у людей выше шансы уцелеть (кстати, остальной боеприпас и топливо хорошо изолированы от экипажа). Минус один - неимоверный размер башни и сопутствующий этому вес.

А после того, как плоская маска пушки (начиная с модификации 2А5) уступила место модернизированному варианту с рациональными углами наклона брони, пришлось электрогидравлический привод башни менять на электрический. И все равно, скорость поворота башни не фигурирует в числе главных добродетелей Леопарда-2. Зато танк оборудован прекрасным цейссовским прицелом, эффективной системой управления огнем, тепловизорными камерами, обеспечивающими круговой обзор всем членам экипажа, системой пожаротушения, многослойной броней, подбитой с внутренней стороны противоосколочными матами.

Леопард-2 стоит на вооружении с 1979 года и относится к танкам третьего поколения. За годы эксплуатации его не раз улучшали, переоснащали и даже подвергали «фейслифтингу». Наиболее свежие и актуальные модификации 2А5, 2А6, 2А7+. Последняя анонсирована в 2010 году и, скорее всего, радикальных улучшений в дальнейшем не будет - модернизационный потенциал танка на этом исчерпан.

Наследник тридцатьчетверки

Наш T-72 меньше, ниже и существенно легче Леопарда-2. Принят на вооружение в 1973 году и являет собой почти идеальный пример простого и, главное, массового танка. За годы производства неоднократно модернизировался. Последняя версия под индексом Т-72Б3 принята на вооружение в 2011 году и на сегодняшний день успела обрасти рядом дополнительных улучшений 2014 и 2016 года. Для чего возятся с танком старого образца? Насыщение армии боевыми машинами четвертого поколения -дело не одного дня и даже года. Лучший способ сохранять боеспособность бронетанковых войск в переходный период - подтягивать к современным требованиям машину с хорошим модернизационным потенциалом.

В сравнении с «немцем» отечественный танк - воплощение совсем другой концепции: низкий силуэт, мощное вооружение на компактном и маневренном шасси. Российская гладкоствольная пушка 2А46М-5 калибром 125 миллиметров, пожалуй, даст фору леопардовской. Это самая свежая модернизация орудия 2А46М с улучшенной на 20 процентов кучностью и уменьшенным в 1,7 раза рассеиванием при стрельбе с ходу. Автомат заряжания доработан под новые бронебойные подкалиберные снаряды Свинец 1,2.

Вот здесь требуется отступление. Благодаря автомату заряжания в башне только два человека - командир и наводчик. Значит, башня меньше и легче, чем в немецкой боевой машине. Добавьте сюда округлую форму, оптимальную для рикошета вражеских снарядов, хорошее бронирование, динамическую защиту (на ранних модификациях Контакт-5, на поздних - Реликт) и зенитный пулемет калибром 12,7 мм. Таким образом, по части «верхов» Т-72БЗ как минимум не хуже Леопарда. И это при том, что для достижения достойной огневой силы на нашем танке не пришлось городить огромную «мансарду» с электроприводом.

С цейссовскими прицелами и зарубежной электроникой тягаться, конечно, трудно. Но модернизация значительно улучшила оснащение нашего танка. Он получил новый прицел наводчика Сосна-У с тепловизионным каналом, автомат сопровождения цели, современный цифровой баллистический вычислитель, дисплейный комплекс механика-водителя с камерой заднего обзора. На самых свежих модификациях появился и панорамный стабилизированный прицел командира.

К сожалению, вживление нового оборудования не обошлось без досадных ляпов, связанных с эргономикой и удобством использования. Но в целом точность стрельбы как с места, так и в движении стала лучше, приборы наведения надежно работают при любой погоде и в любое время суток. Да и дальность стрельбы на уровне лучших мировых образцов. Будем считать, что в плане оптики и электроники с Леопардом у Т-72Б3 свежих модификаций наметился паритет.

Защита нашей машины во многом даже лучше, чем у немецкой. Меньший вес Т-72Б3 означает не «жиже» броня, а суммарно меньший объем защищаемого пространства (сам танк не такой слоноподобный). Система пожаротушения на нашем танке тоже есть. Вот с динамической защитой до последнего времени дело обстояло хуже - комплекс Контакт-5 откровенно устарел. Ситуацию исправила защита Реликт, которую устанавливают на свежие модификации Т-72Б3. Особенно хороши бортовые панели с интегрированными модулями динамической защиты и решетчатыми экранами, укрывающими моторно-трансмиссионное отделение. Мало того, в составе штатных принадлежностей танка есть дополнительные модули и экраны для установки на башню вместо ящиков ЗИП.

И, наконец, . Займемся забавной математикой. Удельная мощность Леопарда-2 с 1500-сильным двигателем составляет 23,8 л.с. на тонну. Т-72Б3 ранних образцов со старым добрым дизелем В-84-1 мощностью 840 лошадей имел показатель 18,3. Заметное отставание! Последние модификации машины оснащают новым двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., что дает удельную мощность 24,5 л.с./т. В таких случаях принято говорить - догнали и обогнали.

А теперь картина в целом. В общем, Леопард-2 и T-72Б3 равные соперники, несмотря на разные концепции и не младенческий возраст конструкции. Трудно предсказать, кто окажется сильнее при очной встрече - у каждого есть свои достоинства и недостатки. Но, как водится, при равенстве сил успех боевого применения больше зависит от уменья больших командиров и конкретных экипажей толково распорядиться имеющейся матчастью.

Что касается успеха коммерческого, то оба танка стоят на вооружении множества стран. Но соотношение «цена-качество» явно за нашей машиной. За все время производства Леопарда-2 разных модификаций сделано чуть меньше 3,5 тысяч экземпляров. Тираж Т-72 - около 30 тысяч!

Характеристики танков России и Германии

Т-72Б3

Leopard 2А6

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Длина/ширина/высота 6860/3460/2226 мм
Дорожный просвет 490 мм
Экипаж 3 чел.
Масса 46000 кг
Максимальная скорость 65 км/ч
Запас хода по шоссе 500–700 км

Советский основной боевой танк семейства Т-72. Танк был создан в процессе совершенствования Т-72А. Опытно-конструкторские работы пароводились с 1981 по 1984 год. Принятие на вооружение произошло в 1984 году. Серийное производство стартовало с 1985 года.

Основнойтанк Т-72
СССР

Его разработка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надёжность двигателя, ходовой части и механизма заряжания.Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же голу был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.

В холе дальнейшей работы, в 1968-69 голах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть повой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс “объект 172М”. В 1973 году после войсковых испытаний он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование “Урал”.

В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т- 72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее “шестьдесятчетверки” на четыре тонны, разница в массе по отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как ёмкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с., а ширина гусеницы - на 40 мм.Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году - танк Т-72Б.

Рассмотрим последнюю модификацию более подробно. Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположениемдвигателя. Механик-водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.

В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева - наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно. Применение автомата заряжания позволило получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.

Моторно-трансмиссионное отделение занимает объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком Т-64А изменена конструкция кормовой части корпуса и увеличена длина МТО в связи с применением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.

Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М - пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов.Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция противооткатных устройств обеспечивает не заторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки.

Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки.Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть. Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.

Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).

Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащитную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера.В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости.Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.

Пушка оснащена стабилизатором вооружения 2342-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом.В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира тапка). Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета - 300 патронов.

Броневая зашита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты.На тапке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая зашита.

Корпус тапка - сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня - литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами.Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б “Туча” дм постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ1З “Иней”. Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-б.

На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного Центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и автомобильном бензине (А- 66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного ча- пуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему.В системе подрессориванния применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах падвески каждого борта. Диски опорных каткая изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи “Абзац”, который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р- 173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Модификации танка Т-72

Т-72 (1973 г.) - базовый образец.

Т-72К (1973 г.) - командирский танк.

Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72А (1979 г.) - модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел- дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 9025 запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.

Т-72АК (1979 г.) - командирский танк.

Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.

Т-72М1 (1982 г.) - модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16- мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

Т-72АВ (1985 г.) - вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.

Т-72Б (1985 г.) -модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.

Т-72Б1(1985 г.) - вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С (1987 г.) - экспортный вариант танка Т-725. Первоначальное наименование - танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Производство и поставки на экспорт

Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация - танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С.

Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2.

Характеристики БРЭМ-1: Масса - 40 т, экипаж - 3 чел., вооружение - 12,7-мм пулемет, -грузоподъемность крана - 12 тc, тяговое усилие лебедки - 25 тc (с полиспастом 100 те), мощность двигателя - 618 кВт (840 л.с.), максимальная скорость - 60 км/ч.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса, т 44,5
Экипаж, чел 3
Высота по крыше башни 2226 мм
Пушка 125-мм гладкоствольная - пусковая установка
Боекомплект 45 выстрелов
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Комплекс управляемого вооружения 9К120
Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера
Дальность стрельбы 100-4000 м
Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места 0,8
Время полета ракеты на дальность 4000 м 12 с
Дальномер лазерный
Стабилизатор 2342-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения
Заряжание автоматическое
Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защита комбинированная
Динамическая защита встроенная
Дымовые гранатометы 8 шт
Максимальная скорость 60 км/ч
Запас хода по шоссе 500 км
Двигатель многотопливный четырехтактный дизель
Мощность двигателя 618 кВт (840 л.с.)
Трансмиссия механическая планетарная
Подвеска торсионная
Гусеница с РМШ (или с ОМШ)
Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 5 м

В ходе недавних соревнований по танковому биатлону на полигоне в Алабино основное внимание было приковано к оригинальному спорту. Тем не менее, в программе мероприятия были и другие события. Так, на одной из площадок полигона состоялся показ российской бронетехники, эксплуатирующейся в войсках в настоящее время. Среди прочих экспонатов на этой небольшой выставке была новая модификация танка Т-72, носящая название Т-72Б3. Необходимо отметить, что боевая машина этой модели впервые была представлена широкой общественности. До этого людям, интересующимся бронетехникой, но не имеющим прямого отношения к вооруженным силам или промышленности, приходилось довольствоваться лишь общей информацией и набором фотографий.

Как отмечают очевидцы, новый танк Т-72Б3 не вызвал особого ажиотажа среди гостей мероприятия. Куда большее внимание привлек к себе Т-90А, стоявший рядом. Кроме того, вероятно, не все присутствовавшие на показе техники смогли определить модель танка по его внешнему виду. Поскольку Т-72Б3 представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б, созданного в конце восьмидесятых, внешний вид этих бронемашин различается лишь несколькими небольшими деталями. Тем не менее, и такие «мелочи» способны оказать заметное влияние на характеристики и возможности боевой машины.

Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б и поэтому имеет ряд характерных черт. Стоимость модернизации одного старого танка до состояния Т-72Б3, по имеющимся данным, не превышает 52 миллионов рублей. При этом большая часть финансов (около 30 млн.) уходит на капитальный ремонт боевой машины, а на закупку и установку нового оборудования идут оставшиеся средства.

В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б при переоборудовании в Т-72Б3 получает ряд новых приборов. Прежде всего необходимо отметить новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Этот прибор позволяет наводчику находить цели при помощи оптического и тепловизионного каналов. Кроме того, «Сосна-У» оснащается лазерным дальномером и системой управления противотанковыми ракетами. Таким образом, при помощи лишь одного прибора наводчик может выполнять несколько необходимых в бою функций. К сожалению, при создании проекта Т-72Б3 конструкторы-танкостроители применили неоднозначное или даже спорное техническое решение. Внешние агрегаты прицела «Сосна-У» размещены внутри легкобронированного кожуха, защищающего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой. Последняя крепится к кожуху при помощи болтов. Из-за этого перед стрельбой экипажу необходимо покидать машину и вручную снимать крышку прицела. Крышки кожуха прицела на отечественных танках обычно оснащаются устройствами, позволяющими открывать их с рабочих мест экипажа. По какой причине в проекте Т-72Б3 применено столь оригинальное, но странное решение – неизвестно.

Что касается прицела наводчика 1А40-1, который использовался на базовой модели Т-72Б, то на новой бронемашине он остался на своем месте, но теперь выполняет функции дополнительного средства наведения орудия. Рабочее место командира танка оснащается прибором ТКН-3МК с системой «Дубль». Благодаря применению этих средств командир также получает возможность наводить орудие и вести огонь.

Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Дело в том, что для удешевления модернизации было принято решение оставить силовую установку без каких-либо изменений. В ходе ремонта и переоборудования Т-72Б3 сохраняет дизельный двигатель В-84-1 мощностью 840 лошадиных сил. В то же время, некоторым изменениям подверглась ходовая часть и гусеницы. Последние теперь имеют параллельный шарнир, что, как ожидается, позволит улучшить эксплуатационные характеристики и увеличить ресурс.

Специфический характер модернизации танков Т-72Б до уровня «Б3», подразумевающий большие траты на капитальный ремонт техники, сказался на уровне защиты. Так, на корпусе обновленных танков по-прежнему присутствует встроенная динамическая защита типа «Контакт-5». Согласно некоторым данным, Т-72Б3 мог получить новую защиту «Реликт», но в дальнейшем было решено оставить систему, применявшуюся ранее.

Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 немного вырос по сравнению с аналогичными параметрами базовой машины. Ранее на танках Т-72Б применялся активно-пассивный ночной прицел, на некоторых режимах работы использовавший инфракрасный прожектор Л-4А «Луна». На Т-72Б3 прожектор отсутствует ввиду применения нового прицела с ночным каналом. Пространство справа от маски пушки, которое ранее занимал прожектор, на новом танке закрыто модулем динамической защиты. Это позволило решить давно назревшую проблему полноценной защиты лобовой проекции башни танка. Тем не менее, использование старой динамической защиты «Контакт-5» вызывает соответствующие вопросы об общем уровне защиты.

Комплекс вооружения танка Т-72Б3 претерпел минимальные изменения. Орудие-пусковая установка 2А46-5 получила обновленный автомат заряжания, доработанный для использования новых боеприпасов. Сама пушка, насколько известно, осталась прежней. Также не дорабатывалась зенитная пулеметная установка. Обновленный танк, как и предыдущие модели, оснащается открытой турелью с пулеметом НСВ. По некоторым данным, дистанционно управляемая пулеметная установка, при помощи которой экипаж мог бы вести огонь, не покидая пределов боевого отделения, стала «жертвой» сокращения стоимости модернизации.

В результате переделки танков Т-72Б в Т-72Б3 их боевой потенциал возрастает, но разница в возможностях базовой и доработанной машин может служить поводом для серьезных споров. Капитальный ремонт и установка нового оборудования способны оказать влияние на состояние техники и танковых войск в целом. С другой стороны, использование не самых новых и совершенных приборов в сочетании с рядом неоднозначных решений (крышка окна прицела или открытая пулеметная турель) в некоторых ситуациях способны полностью нивелировать все имеющиеся преимущества. Тем не менее, выбранные приборы и идеи укладываются в определенную заказчиком смету. Таким образом, Т-72Б3 фактически представляет собой компромисс между ценой и возможностями с поправкой на состояние танковых войск и грядущее появление новой техники.

































По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://russianarms.mybb.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://otvaga2004.ru/

Предисловие

В отношении появления модернизации Т-72Б до уровня Т-72Б3 ходит множество слухов. По этой машине существует разнообразное количество отзывов - от самых восторженных до откровенной ругани. А когда в феврале 2013 года командование Западного военного округа направило доклад министру обороны генералу армии С.К. Шойгу и начальнику ГАБТУ МО генерал-майору А.А. Шевченко о результатах войсковой эксплуатации по результатам учений и повседневной деятельности с общим выводом об отказе закупок данной модернизации, это произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Объективности ради нужно добавить, что данный доклад был написан в основном по результатам эксплуатации в 138-ой мотострелковой бригаде в Каменке Ленинградской области (в ЮВО эти машины стали поступать раньше), где у танкистов Т-80 была произведена замена техники на Т-72Б3. Комментарии, как говорится, излишни. Танкисты высказали свое мнение и предпочтение, какую машину они считают лучше для повседневной службы и боевой работы. Им откровенно наплевать на мнение всяких экспертов.

Как же появилась модификация Т-72Б3?

Заказ вооружений - это грандиозный политический спектакль, где экономическая выгода в виде получения прибыли является завершающимся актом данного действа.
- КБ пытается протолкнуть свои новые разработки и получить финансирование на дальнейшую деятельность.
- Промышленность просто тупо желает долгосрочный и гарантированный ГОЗ. Им все равно для кого и что клепать или переклепывать, лишь бы стабильно платили.
- Армия…
Ранее аксиомой считалось, что МО желает получить вооружение и технику, идеально приближенную по ТТЗ ГАБТУ, а также в больших количествах и подешевле. Но после прихода команды сердюкова (извините, рука не поворачивается писать с большой буквы), желание МО «слегка» поменяло вектор этих своих желаний.

При МО была создана веселая компания под названием «Оборонсервис» с вагоном многочисленных дочек, которые имели право получать прибыль.
Так появился громадный спрут под названием Отсорсинг.
Так появились и многочисленные, запутанные похлеще любых загадок, пути модернизации.

К примеру:
По широко разрекламированному контракту на поставку Т-72Б Венесуэле не трубил по всем телеканалам только ленивый, восторженно рассказывая о проводимой супермодернизации для заокеанских друзей. Но ни сном, ни духом нигде не было сказано, что самым простым ремонтом занимались БТРЗ, принадлежащие Министерству обороны и… переданные «Оборонсервису» с соответствующим денежным потоком.

Чего стоит только замятая переделки Т-72Б в минные тральщики БМР-3 (не путать с БМР-3М) на Атамановском БТРЗ, которые… не прошли госиспытания именно по противоминной стойкости днища. Но «Оборонсервис» получил прибыль по данному контракту, и это главное.

В результате перераспределения денежных потоков между ВПК и МО разразилась нешуточная война, скрытая от взгляда обывателя. Но над многочисленными желающими оттяпать себе кусок ГОЗ дамокловым мечом висел президентский план перевооружения. Он мешал этой финансовой битве, так как в нем были прописаны % и года поставки в войска этих %.
Вот в такой колыбели и родился проект Т-72Б3… Этакий «Наш ответ Чемберлену», чтобы доказать, так сказать, партии и правительству о «бурной и кипучей деятельности в области перевооружения».

Эта модернизация устроила всех, и ВПК и МО.

52 миллиона рублей выделялось на одну боевую единицу. Из которых 30 миллионов осваивал завод, производя капитальный ремонт всех агрегатов практически без замены на новейшие комплектующие. 22 миллиона тратились на приобретение нового оборудования, выбранного МО и устанавливаемого в танк дополнительно, сверх основного оборудования.
МО пришлось согласиться потратиться на тепловизионный прицел, иначе оправдаться было бы невозможно. Этим и козыряла команда нового министра обороны.

Николай Макаров и Владимир Поповкин со стороны ГШ грамотно обосновали данное решение: «Выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества» (т.е. военные стали говорить слово «цена» !!! а не «обороноспособность»).

Все довольны. План выполняется. Дополнительные деньги у МО остались. Госиспытания машина прошла в 2011 г. В войска танк стал поступать с 2012 г.

Но это предисловие. Просто очень грязное, но … необходимое предисловие.
Закончим его и перейдем к самому танку.

Так вот ты какой -
танк современный…

Сам по уши влюблен в свою «черепашку» - Т-72Б. И любая модернизация данной машины воспринимается мной с большим и живым интересом. Изначально не настроен только на одну восторженность или только на одну критику.

Давайте посмотрим на эту машину с точки зрения мазутного танкиста, а не эксперта, каковым я действительно не являюсь. Поэтому сразу прошу прощения за стиль общения.

Всегда считал, что Т-72Б - великолепная машина, сочетающая в себе все основные качества танка. А о её надежности и неприхотливости возможно слагать легенды. Та нещадная эксплуатация, которой подвергались эти машины в прошедших локальных конфликтах после 1994 года, выявила такую выживаемость, о которой танки иных государств могут просто мечтать. А упрощенность (по сравнению с Т-80 и Т-64 СУО) вполне компенсировалась грамотной и слаженной работой экипажа. При правильном тактическом применении эти машины были реальным колом для противника.

Мечтали ли «дизельные» танкисты о модернизации своих машин? Мечтали. Причем все понимали, что сказок не будет, реально взвешивая возможность страны и насущную необходимость изменений. Мысли, озвученные в начале 90-х (1991 г.) нашли свое подтверждение в дальнейшей «работе».

Попробуем найти разницу в изменении боевых машин за прошедшие 22 года, сопоставив Т-72Б (Т-72БМ) 1987-89 года модернизации и, соответственно, Т-72Б3 2011 года.

Именно Т-72Б, объект 184, и пыхтел на танковом биатлоне. Именно эта модернизация и распространена в большом количестве в войсках.
Сложно выделить какую-то одну модернизацию для сравнения, так что будем рассматривать Объект 184 выпуска 1985, 1987 г. с пушкой 2А46М, прицельным комплексом 1А40 (Основной прицел - ТПД-К1, дополнительный - 1К13-49), стабилизатором 2Э42-2, двигателем В-84 и динамической защитой «Контакт-1» или 5.


Фото 01: Т-72Б


Фото 02: Т-72Б3

Попробуем пройтись по всему танку Т-72Б3, останавливаясь на разрекламированных новых узлах модернизации.:
1. Изменение СУО танка, новые приборы наблюдения и прицеливания экипажа танка.
2. Новинки в радиосвязи.
3. Модернизация вооружения в комплексе.
4. Изменение противопожарного оборудования.
5. Переделка комплекса защиты.
6. Гусеница с новым РМШ.
Одновременно будем сравнивать с заслуженным ветераном Т-72Б и предполагать иные варианты модернизации, исходя из имеющейся базы приборов. Поехали:

1. Изменения в СУО

Рабочее место наводчика.
Установлен ПНМ (прицел наводчика многоканальный) «Сосна-У». Данный прибор - разработка белорусских конструкторов предприятия «Пеленг». Выпускает «ВОМЗ», г. Вологда.

Характеристики:
Дневной (оптический) канал.
Тепловизионный канал (ТВП-камера 2-го поколения, 8-12 мкм).
Лазерный дальномер.
Лазерный канал управления ракетой.
Дальность обнаружения цели типа «танк».
Днем - до 5000 м.
Ночью - до 3500 м.
Независимая 2-плоскостная стабилизация поля зрения.
Ввод в стабилизатор вооружения углов прицеливания и бокового упреждения.
Применение КУВ с ходу в ночных условиях.
Наличие автомата сопровождения цели (АСЦ).
Индикация типа боеприпаса, режима работы и измеренной дальности.
Поставляется с аппаратурой сопряжения и ввода поправок (АС и ВП).


Фото 03: «Сосна-У» на ТВМ-2012.


Сам прицел вполне положительно принят в войсках и не является чем-то новым и революционным. Тепловизионный канал изготовлен на базе камеры 2-го поколения «Catherine-FC» фирмы Tomcon-CSF. Комплектующие из Франции… продолжают поступать.


Фото 04: Схема СУО Т-72Б3.


Фото 05: Вид поле зрения «Сосна-У».


Модернизация приборов наводчика произведена действительно бюджетно:
вынули комбинированный ППН 1К-13-49 (ранее устанавливался ТПН-З-49), являющийся ночным прицелом и частью КУВ 9К120 «Свирь», и… воткнули на его место «Сосну».


Фото 06: Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке.


Фактические минусы:
- Увеличена разница между линией канала ствола и линией прицеливания по сравнению с гнездом основного прицела, что влияет на точность попадания в цель и усложняет выверку .
- Нарушена эргономичность работы наводчика, посадка которого предусматривает комфортную работу (положение тела, расположение систем под руками) именно с гнездом установки основного прицела. Теперь для пользования «Сосной» необходимо тянуться влево, изгибая позвоночник (личный источник информации).
- Отсутствие защиты на видеосмотровом устройстве наводчика, который легко разбить левым сапогом при посадке.


Фото 07: Монитор тепловизора наводчика Т-72Б3.


- Окно внешней головки прицела закрыто крышкой на 4-х болтах.
Этот пункт вообще вызывает недоумение. Оптику нужно беречь, это ясно любому танкисту. Т.е. при использовании «Сосны» необходимо вылезти из танка, вручную открутить эти болты и снять эту защиту, и только после этого возможно с ним работать. Но, исходя из практики, не всегда знаешь, КОГДА могут начаться боевые действия, а постоянно держать оптику открытой может повлечь очень нежелательные последствия для её качества.


Фото 08: Защитная крышка прицела «Сосна-У».


Фото 09: Оптика «Сосны-У».


Установить дорогостоящий прицел и не поставить дистанционно открывающуюся крышку… Это как? Ладно, если бы это был сложнейший стыковочный узел космического корабля, а тут… И вообще-то этот велосипед давно изобретен. Так была защищена оптика вынутого оттуда 1К-13-49. Эта бронекрышка автоматически открывалась влево (по ходу движения) при включении прибора и так же закрывалась при окончании работы. Ничего сложного и архидорогого.


Фото 10: Бронекрышка 1К-13-49 танка Т-72Б.


Фактические плюсы:
В СУО был оставлен (в ПОЛНОМ комплекте на своем штатном месте) основной прицел ТПД-К1 комплекса 1А40… И даже оснащен противолазерной защитой.


Фото 11: ТПД-К1 танка Т-72Б.


Т.е. у наводчика теперь ДВА дневных ОСНОВНЫХ прицела. При повреждении в боевых условиях одного можно воспользоваться другим.



Более того, любой танкист-резервист без обучения сможет вести стрельбу с использованием прицела-ветерана. Кстати, этим и пользуются иногда на танковых директрисах руководители стрельбы… вообще не используя «Сосну»... от греха подальше, чтобы не повредить дорогостоящий прибор. Вот так.


Фото 13: Внешний вид прицелов наводчика: ТПД-К1 и «Сосна-У».


Сразу за люком наводчика наконец-то штатно (а не опытно) прописалось то, что должно быть установлено уже давно: стойка датчика ветра с решеткой забора воздуха и датчик температуры окружающей среды. Теперь нет надобности постоянно вручную вводить эти поправки в зависимости от постоянно меняющейся погоды. Кстати, есть предположение, что не совсем… кхм…. хорошая стрельба на танковом биатлоне могла быть и из-за этого.


Фото 14: Метеодатчик.


Напоследок крупное фото блока управления тепловизором наводчика для тех, кто уверен в отсутствии импортных комплектующих. Кстати, автор фотографий приборов попросил не давать на него ссылку в этой статье, хотя они и есть в инете. Пользуясь случаем, выражаю ему большую признательность за истинное «танковое» любопытство и хорошие снимки.


Фото 15: Блок управления тепловизором.

Вывод: великолепный прибор, но… с «китайской» установкой.
В принципе непривередливый российский экипаж может махнуть рукой на эти «неудобства», окромя одной - сделать крышку с автоматическим открытием.

Рабочее место командира:

Полный мрак…
Помню, как первый раз увидел в году этак в 1991 новейшую по тем временам БМП-3. Забрался на место командира и… полное разочарование - древнейший рогатый ТКН-3 весело подмигивал со своего места в секретной машине. А после этого всего 22 года прошло, что уж тут удивляться, что ОН снова на своем месте в НОВЕЙШЕЙ модификации бронетехники.

Если в него воткнули ЭОП 2 поколения и увеличили поле зрения в ночном режиме, это еще не значит, что его не надо надеть на голову тому, кто этот прибор решил в 2011 году поставить как основной (!!!) КОМАНДИРУ современного танка.


Фото 16: ТКН-3 Т-72Б.


Почувствуйте разницу, которой нет:


Фото 17: ТКН-3МК Т-72Б3 во всей своей красе.


Поясню правила пользования этим агрегатом. Хватаетесь руками за «рога», прижимаете шлемофон к налобнику и смотрите в окуляры. Пока все нормально. Чтобы что-то увидеть вокруг (а командир должен видеть на 360 градусов вокруг танка одновременно, работа у него такая), напрягаете руки, плечи, спину и всем телом поворачиваете командирскую башенку туда, куда вам надобно. И так постоянно, изо дня в день. В принципе - это тоже нормально. Веселье начинается при движении танка. Если не будете делать из своего тела стабилизатор данному прибору, то хрен вы что в него увидите. А это неправильно, так как вы - командир танка. Значит, придется ВСЕ увидеть. И так постоянно, изо дня в день. А вот это уже - вилы.

В качестве десерта. Если зазеваетесь при выстреле штатным снарядом из танковой пушки, то возможно повреждение глаз. Шарахнет так, что мало не покажется. Несколько минут потери ориентации в пространстве обеспечены. Надо его уметь прижимать ПРАВИЛЬНО, или вообще отклоняться.
Полезность у него есть. При нажатии большим пальцем в торцевую оконечность «рог» башня автоматически повернется туда, куда направлен ваш ТКН-3. Это и есть целеуказание наводчику, у которого загорится лампочка «командир».

Это и есть все, что может командир танка с данным комплексом.

Забавляет еще и то, что наводчик ночью будет видеть до 3500 м, а командир - или видеть туже самую дублированную картинку наводчика или… 500 м на 360 градусов в ТКН-3МК. Какое целеуказание он может дать наводчику? Как вести бой? Какие команды давать экипажу? Почему нельзя было воткнуть хотя бы ТКН АИ Новосибирского «ПО НПЗ»? У него есть импульсный режим наблюдения и подсветка цели полупроводниковым лазером, позволяющим измерить дальность до цели. В пассивном режиме - 600 м, в активном - 1000 м. Уже хоть что-то. Хотя танк и продолжает светиться как новогодняя ёлка в ИК приборах противника.


Фото 18: ТКН АИ.


Уже не говорю, чтобы поставили «новейшую» разработку: комплекс ПНК-4С-01 с прицелом ТКН-4С-01. Эти модификации давным-давно ставятся на Т-80 и тот же Т-90. Прибор имеет стабилизацию по вертикальной наводке (ВН), возможность стрельбы в режиме дублирования из всего оружия танка. Дальность обнаружения целей в ночном режиме до 1500 м. Что мешало поставить этот далеко не новый, но добротный ИК-прибор?


Фото 19: ТКН-4С-01


А мечтать о тепловизионном ТКН-4С-02, ПНК «Агат-МДТ» или аж панорамном прицеле командира (ПКП-Т) того же «Пеленга» уже и не приходится… Даже фото вставлять не будем, чтоб не начать хандрить. Наверное, танкистам это для себя надо. Да. Вообще-то и для себя - чтобы ВЫЖИТЬ.
Ведь главная работа командира танка заключается в выполнении приказа командира взвода. Он указывает механику, куда и КАК двигаться. Он ищет и находит цели для наводчика. Как ему это сделать? Ночью - никак. Днем - вылезать из люка и осматриваться… Вот так вот, по-современному, и сделали в данной версии модернизации, все таки XXI век на дворе…

Система «Дубль», позволяющая вести командиру огонь из основного вооружения танка, представляет собой выносной модуль управления «Сосна-У». Т.е. это доп. опция прицела наводчика.


Фото 20: Монитор тепловизионного канала «Сосна-У» командира танка.

По результатам эксплуатации в войсках этот монитор закрыт металлическим щитом. Он разбивается при посадке-высадке или загрузке боеприпасов. Вполне продуманно.


Фото 21: Металлический защитный экран монитора.


Управление тепловизионным каналом осуществляется с выносного пульта от «Сосны-У».


Фото 22: Пульт управления командира режимом «Дубль».


Фото 23: ПУ «Дубль», смонтированный на рабочем месте командира.

Вывод: без изменений, кроме допопций Сосны-У в виде ПУ «Дубль».

Рабочее место механика-водителя:

Ничего нового.


Фото 24: Вид с рабочего места механика-водителя на кулису переключения передач и правый рычаг управления фрикционами.

Приборы наблюдения.
Со времен царя Гороха у механа был дневной ТНПО-168В и ночной ТВНЕ-4Б.


Фото 25: Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВНЕ-4Б.


Плюс два ТНПА-65 устанавливаются в крышке люка.
А могли бы и поставить активно-импульсный ТВК-1Б. Уже получше приборов 80-х годов. Почему не ставят на Т-72Б3 ?


Фото 26: Прибор механика-водителя ТВК-1Б.


Хотелось бы надеяться на комплектование вполне еще новым ТВН-5. В нем в перископ введен электронно-оптический преобразователь с микроканальным усилением в пассивно-активном режиме вместо двух параллельных ветвей (активной и пассивной), благодаря этому дальность видения в пассивном режиме увеличилась до 180, а не 60-100, как на предыдущем (утверждают, что партия была поставлена с Т-72Б3). ТВН-5 оснащен бинокулярной лупой, улучшающий обзор и снижающий утомляемость глаз. Все «механы» знают, как непросто вести машину с ночным прибором, когда искажается расстояние.


Фото 27: ночной прибор ТВН-5.


Новейшей разработкой является ТВН-10, это трехканальный прибор: оптический, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный. Механик-водитель на газоразрядной индикаторной панели может получать совмещенное изображение окружающей местности. А это была бы действительно революция в отечественном вождении боевых машин, вплоть до изменения положения тела. А о том, что улучшается обзор местности вне зависимости от погодных условий (ночь, туман), и говорить не приходится.


Фото 28: прибор ТВН-10, установленный на штатное место.

Вывод: действительно ничего нового.

2. Изменения в системе связи.

На танке установлена радиостанция УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук».
Это то, что было необходимо. Радиостанция с двумя независимыми трактами приема и передачи. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную (с помощью внешних систем ЗАС) радиосвязь. В состав радиостанции сразу включены 2 приемопередатчика.


Фото 29: Р-168-25УЕ-2 «Акведук».

Режимы работ и функциональные возможности:
- симплексный одно/двухчастотный;
- техническое маскирование;
- сканирующий прием;
- прием с подавлением шумов;
- дистанционное управление с ПЭВМ и от внешнего пульта управления по стыку С2;
- прием и передача цифровой информации от оконечной аппаратуры со скоростью от 1, 2 до 16 кбит/с по стыкам С1-ФЛ или от внешней ЭВМ по стыку RS-232C;
- прием и передача аналоговой информации со скоростью 1, 2 до 2, 4 кбит/с;
- автоматизированный ввод радиоданных (частот, ключа и адреса) с Р-168УВРД-О или с ПЭВМ по стыку С2;
- тональный, адресный и циркулярный вызовы;
- адаптивная связь;
- автоматическая ретрансляция по стыкам С1-ТЧ и С1-ФЛ;
- экстренное стирание радиоданных;
- программная перестройка радиочастот (ППРЧ) по 8; 16; 32; 64; 128 или 256 частотам со скоростью 100 скачков в секунду;
- дуплексный;
- сопряжение с аппаратурой Р-168АВСК-Б, Т-230-1А, Т-231-1А, Т-236-М, Т-237 по стыку С1-ФЛ;
- сопряжение с аппаратурой Т-235-1У, Т-236-1А, Т-236-М, Т-237 по стыку С1-ФЛ.


Фото 29-а: Штатное место "Акведук" в танке.


Наконец-то получили что-то более современное и кодированную связь.
Выпуск данной модели был освоен Рязанским радиозаводом в 2005 году. Ко всему выше сказанному стоит добавить, что радиостанции данной серии имеют модернизационный задел и уже сейчас могут комплектоваться дополнительными устройствами, такими как пульт записи для набора и оптического ввода радиоданных, а также выносным пультом управления.
К сожалению, данная станция имеет место часто… не работать в войсковых условиях эксплуатации. Ёмко, но доходчиво о ней говорит фраза: «хороша, редиска, но сыровата еще».

Есть нарекания у танкистов и по новым тангентам с индивидуальной регулировкой громкости. Слишком хрупкая и ненадежная. И это не каприз экипажей. Это - массовые отзывы. А тангента - это та вещь, которая постоянно валяется где угодно, под ногами, пока её танкист не найдет и «на пуговку» комбеза не пришпандорит.

Предыдущей тангентой можно было гвозди забивать или крышкой люка по ней (бывало и такое) хлопнуть, и хоть бы хны.


Фото 30: Тангента переключений нового образца БВ6Д.


Остается надежда на исправление данных детских болезней приборов связи, так как это один из самых болезненных и насущных вопросов нашей армии.
Чего больше всего не хочется, так это возвращения к модели Р-173 (или даже Р-123), устанавливаемой на Т-72Б. Эти станции дают вполне сносную связь, но прослушать переговоры может любой ребенок. А заблокировать систему связи всего батальона умудрялся и один-единственный «не совсем умный» командир танка.


Фото 31: Радиостанция Р-173, устанавливаемая на Т-72Б.

Вывод: хорошая аппаратура связи, пожелание одно - улучшение качества и изменение свойств в результате войсковой эксплуатации.

3. Изменение в вооружении.

А. Основной калибр

- Пушка:
На сайте УВЗ до сих пор в разделе «пушка модернизированного Т-72» написано: 2А46М или 2А46М-5. Будем надеяться, что и дальше на Т-72Б3 будут ставить хотя бы 2А46М-5. Эта пушка является модернизацией широко известной Д-81ТМ (2А46М). По сравнению с базовой пушкой улучшена жесткость и точность конструкции. При ее модернизации был оптимизирован наружный профиль трубы, уменьшена разностенность дульной части трубы на длине 1 м от дульного среза с 0,8 до 0,4 мм. Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.
Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений. Суммарное рассеивание при стрельбе с ходу понизилось в 1,7 раз.

Сравнительные технические характеристики пушек 2А46М и 2А46М-5
Характеристика 2А46М 2А46М-5
Длина трубы 6000 6000
Разностенность на длине 1 м от дульного среза, мм 0,8 0,4
Жесткость трубы, кг/см 374 420
Опоры ствола Казенник и люлька Две опоры в люльке
Люфтовыбирающие устройства на горловине Нет Есть
Максимальный люфт в цапфах 0,2 0
Обратный клин крепления обойм Нет Есть
Вылет горловины от оси цапф, мм 275 435
Масса пушки, кг 2400 2500


Фото 32: Пушка 2А46М-5 и её отличительные особенности.


Для автоматического учета изгиба канала ствола на дульной части трубы ствола предусмотрено крепление отражателя устройства учета изгиба (УУИ).
Цифровая обработка сигналов, принятая в устройстве, обеспечивает измерение необходимых параметров ствола в широком диапазоне помеховых и эксплуатационных воздействий. Полученные данные выдаются как поправки в баллистический вычислитель, что обеспечивает повышение точности стрельбы.


Фото 33: Крепление экспериментального УУИ ствола.


По внешнему виду изменения видны минимально, в глаза бросаются грузы, уравновешивающие баланс качающихся частей пушки, общая масса которых увеличилась на 100 кг:


Фото 34: Вид на пушку с казенной части.


Фото 35: 2А46М-5 в башне танка Т-90. Хорошо видна походная штанга.


Фото36: Расположение систем люфтовыбирающего устройства.

- Изменение АЗ и новые боеприпасы:
Усиление огневой мощи предусматривается за счет введения в боекомплект новых, так называемых «длинных» БПС. Вместо выстрела ЗВБМ17 с БПС ЗБМ42 «Манго» вводятся выстрелы повышенного могущества ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и ЗВБМ2Э с БПС ЗБМб0 «Свинец-2». Применение этих боеприпасов дает повышение бронепробиваемости при одновременном увеличении дистанции действительной стрельбы. Для обеспечения применения новых БПС автомат заряжания подвергся некоторой доработке. Изменения были внесены в механизм подъема кассет, вращающийся транспортер, были усовершенствованы привод транспортера и его картер, приемный лоток автомата заряжания. Хотя это тоже не новинка. Данные изменения делают с Т-72БА.


Фото 40: Контур обметания АЗ 2А46М-5 и 2А82.

Продолжение во 2-й части.



Что еще почитать